Вторая волна блэк металла

Обновлено: 16.05.2024

Разомну немного косточки. Сдую пыль с черновика 2018 года и сделаю первый пост за долгое время в музыкальном разделе DTF. Посвятить его хотелось бы десятке блэк-метал релизов, которые, на мой взгляд, помогли бы втянуться слушателю в понимание основных канонов жанра, а также продемонстрировать его некоторые не самые ортодоксальные плоскости.

Нетленная норвежская классика, вышедшая в «урожайный» 1994 год. Один из ярчайших примеров традиционного, сырого блэк-метала as it is. Релиз, который так или иначе оказал влияние на жанр и музыкантов как в пределах родной Норвегии, так и далеко за пределами. Если бы у бм был эталон, то данный материал явно рассматривался бы как один из его вариантов.

С учетом у Darkthrone и до этого вышло уже две полноценные бм-работы также считающиеся жанровой классикой (хотя, надо признаться, «A Blaze in the Northern Sky» все ещё хорошо напоминал о death metal-корнях), именно «Transilvanian Hunger» чаще всего упоминается в разрезе разговоров о норвежском проекте.

На самом деле, здесь должен был бы быть альбом Malvery. Но с учетом, что творчество канадского проекта к сожалению отсутствует на Spotify, пришлось найти альтернативного кандидата. И «Nocturnal Poisoning» от Xasthur максимально подходит для этого. Важный для бм «нулевых» и депрессивного бм в частности.

Честно сказать, я в принципе не являюсь большим поклонником X., но именно данный альбом был одним из немногих, что понравился мне сразу и остается в плейлисте по сей день. Максимально медленный и меланхоличный, полновес через несколько лет смог встать в один ряд с работами Abyssic Hate, Strid, Sortsind, Trist и конечно же вышеупомянутым Malvery.

Хоть Kvist является и не очень известным проектом и вообще просуществовал буквально пять лет, но за этот короткий период у музыкантов получилось записать один из лучших melodic black metal релизов за все время существования бм как жанра. Хотя данная суб-ветка блэка и существует весьма условно и часто включает в себя довольно разных исполнителей, начиная от некоторых представителей sympho black metal (например, второй альбом Covenant, которое ещё более-менее вписывается в жанровые координаты) и вплоть до death/black’ового Dissection (которые весь свой мелодизм черпали в death metal'е, а если точнее, то в его «шведском варианте»), но часто здесь можно обнаружить действительно великолепные работы.

В плане саунда и сонграйтинга здесь по большей части сохранены элементы из традиционного бм, но упор делается на обозначенный в жанре мелодизм. Для 1996 все это звучало максимально свежо, да и сейчас слушается с огромным удовольствием. Инструментальная составляющая в полном порядке и каждый отдельный элемент звучит максимально гармонично.

Данный альбом имеет максимально важное положение в общей парадигме атмосферного бм, повлияв на весьма солидное количество работ после себя, закладывая жанровые основы как для самого абм, так и более поздних вариантов блэка, вроде все того же пост блэк-метала.

Да и вообще, «Bergtatt: Et eeventyr i 5 capitler» вне всякого сомнения входит в золотой фонд норвежской и мировой сцены 90-х. Сочетания low-, mid- и high tempo кусков выполнено на максимально возможном уровне, вокальные партии Garm’а в обоих вариациях дополняют мрачный, пропитанный природой своего региона инструментал.

Жанровые мутации в блэк-метале случались и до этого момента, но именно Neige стал одним из тех новаторов, после которого, словно лавина, на мир бм обрушились орды молодых, часто талантливых, музыкантов, желающих воплотить идеи смешения шугейза и бм в реальность.

Стоит отметить, что его же Alcest был чуточку раньше, если следовать хронологии, но, на мой взгляд, именно первый и единственный полноформатный Amesoeurs стал наивысшей точкой развития блэкгейза и остается таковой даже сейчас, в 2021 году. Альбом, пропитанный урбанизмом и современностью, совершено далёкими для многих представителей традиционных форм жанра. Музыканты сотворили небольшое чудо.

Изначально на эту позицию плотно претендовали Blasphemy с их «Fallen Angel of Doom…», но канадские гранды, к сожалению, до Spotify не дошли. В качестве альтернативы я хотел бы оставить один из тех релизов, который оказался на мои пристрастия весьма серьёзное влияние и навсегда изменил предпочтения в death и black/death метале. Это первый полновес испанского Teitanblood.

Записанный в формате 2+2 (NSK и J в основном составе, а также два сессионных музыканта, один из которых с недавнего времени является полноправным участником Т.), он являет собой настоящий монолит безумства, вобравший в себя все лучшие элементы обозначенных жанров. Ураганные партии ударных, максимально тяжеловесные гитары и вокал, словно из утробы преисподней, все это музыка Teitanblood. В black/death можно, но весьма сложно найти более стабильных и мрачных образчиков жанра, нежели они.

Почти самый тяжёлый выбор за весь список, ибо здесь могло оказаться множество релизов, от пост-DMDS релизов Mayhem (вплоть до 2004 года) и Arcturus'овский «La Masquerade Infernale». Но я решил уделить внимание хоть весьма узнаваемому, но в общем количестве внимания — весьма им обделённый.

Речь о единственном полноформате Ved Buens Ende, норвежском проекте, который почти сразу после окончательного формирования парадигмы традиционного бм начал заниматься её сломом. И весьма преуспевал в этом. В композиционном, лирическом и любом ином плане — это прорывная для своего времени работа. Тем радостней тот факт, что эти матерые ветераны совершили возвращение на сцену в 2019 году. У …and Oceans получилось, и я очень надеюсь, что VBE также будут на коне.

Следующие два пункта весьма близки друг другу, но сохраняют небольшую дистанцию. Если говорить о современном атмосферном блэк-метале, то на мой взгляд он сохраняет именно абм’ный жанровый каркас, но уже стабильно находится под влиянием то пост-метала, то пост-рока. Woods of Desolation прекрасный пример именно такого подхода. И вновь, мне бы хотелось представить их более поздний релиз, но библиотека сервиса, к сожалению, им не располагает.

Но так или иначе, «Torn Beyond Reason» в нужной мере демонстрирует концепцию выше обозначенной субжанровой формы и без проблем мог бы дать равный бой более предпочтительному лично для меня «As the Stars». Так или иначе, продолжаю ожидать новый материал, а пока слушаю оба полновеса с частотой «раз в месяц».

А вот и ещё весьма близкий к предыдущему пункту случай. Вот только современный пост-бм старается максимально отойти в сторону от жанровых канонов и приёмов, всё больше адаптируя элементы пост-метала/пост-рока, шугейза и других довольно атмосферных жанров. Всё это, безусловно, часто очень похоже, но с точки зрения концепции имеет весьма серьёзные различия. Deafheaven тому наилучший пример.

Для них бм — это музыка. И эта музыка бесконечно развивается (в заложенном ими самими смысле) и обрастает новыми слоями. Как итог, альбом был обласкан различными major-изданиями по всему миру, засветился на презентации iPhone и стал самой спорной, на мой взгляд, записью музыкантов. И хотя в моём списке предпочтений из дискографии D. он на одной из нижних позиций, концепцию и само явление современного пост бм он описывает идеально.

Напоследок мне хотелось оставить что-то максимально радикальное и экспериментальное. Опять же, здесь было множество вариантов и методов тех самых экспериментов, но я решил остановиться на американском Jute Gyte.

Adam Kalmbach в разные периоды своего творчества занимался чем только можно: эмбиент, глитч, дрон, idm. В общем, бесконечно экспериментировал и находился в поисках. Меж делом, ему удавалось записывать и блэк-метал релизы. И концептуально они во многом опережают большую часть того, что можно найти на нынешней сцене. Микротональности, использование метода стохастической музыки, сериализма, алеаторики и тому подобных вещей из академической среды делают его проект непохожим. Возможно сейчас мы можем видеть постепенно зарождение поистине авангардного бм, а не того скандинавского прога, по лекалам которого часто коллективы получают такой тег.

Надеюсь, что данный список смог хотя бы немного отобразить жанровое разнообразие блэка. К сожалению, в формате десятки не вместились некоторые поджанры (особенно такой важный, как симфо бм, например), а также некоторые политизированные его образцы (по очевидным причинам). Так или иначе, я довольно давно не писал относительно больших материалов, по различным личным причинам. Надеюсь, что получится кого-то, не особо знакомого с блэк-металом, заинтересовать. А для знающих это будет скорее возврат к тем ранним денькам, когда они во многом начинали своё знакомство с бм.

В остальном, желаю всем удачи с ближайшими материалами. Надеюсь, что каждый получит то внимание к своим работам, на которое он и рассчитывал.

Без украинской pagan BM сцены пост про black не пост. А знаете, почему их тут нет? Потому что основных представителей нет на Spotify! Нормальным пацанам на Spotify black metal невозможно слушать.

А почему на украинцах свет клином сошёлся? Потому что тебе нравятся? Ну это ж вкусовщина.

на спотифае есть Drudkh - то что необходимо и достаточно знать об укроблеске

Укр8инский бл8к м8т8л

Большинство этих групп не люблю и не слушаю, но в плане разнообразия топ адекватный. Надеюсь, тебя возьмут в штат. На dtf с музыкой туго, а уж с блэком и подавно.

ну ок без шуток, блек метал и нет Immortal? послушай их blashyrkh mighty ravendark

БЛИН, НИКОГДА НЕ СЛУШАЛ.

Занесу свою чёртову дюжину нетривиальной блечинки/околоблечинки:

1. Lux Occulta - The Mother And The Enemy (Poland)
2. Dodheimsgard - Supervillain Outcast (Norway)
3. Lugubrum - De Ware Hond (Belgium)
4. Spektr - The Art To Disappear (France)
5. Arcturus - Sideshow Symphonies (Norway)
6. Hail Spirit Noir - Oi Magoi (Greece)
7. Abigor - Fractal Possession (Austria)
8. BlackLodge - SolarKult (France)
9. Code - Resplendent Grotesque (England)
10. CSSABA - Toxic CSSABA (Poland)
11. Fleurety - Min Tid Skal Komme (Norway)
12. Sigh - In Somniphobia (Japan)
13. The Kovenant - Animatronic (Norway)

Хороший список, но он очень односторонний получился. Я придерживался идеи в списке, чтобы по одному поджанру и оттуда по одному альбому. Но в целом, релизы то отличные, тут спору нет.

Только у The Kovenant мне больше даже S.E.T.I. нравится и я все ещё жду Арию Галактику ахаха. Наивный.

Ни одной украинской группы! Как тебе не стыдно! Удоли.

Отличная статья, спасибо.
Блэк всегда задевал меня по касательной. Жанр интересный, но немного не мой.
Из того, что нравится: Alatyr, Emperor, Drudkh, Taake.

За Dissection и двор стреляю в упор

Обоснуй тезисно, с точки зрения выбранной категории, неправильность данного выбора. А ещё прочитай сам пункт, для начала.

Archenemy нет в посте про метал - осуждаю.

Тут ещё Арии нет!

И спликпкнота нет, да

шугейз + бм одно из лучших сочетаний! за Amesoeurs спс, они прям в сердечко попали

У них есть отличное демо (с точки зрения жанра, где они находятся), допиленный по тем лекалам первый альбом, а также «New Bermuda», к которому я за последний год очень изменил отношение и сейчас он в моем своеобразном топ-3 релизов проекта.

Ну, а Bölzer просто крутые. Один из моих любимых проектов в жанре "нетривиальный black/death". Окои очень крутой дядя. Мне и другие коллективы, где он отметился, по душе.

Был на Bolzer, вживую раздают очень мощно.

Кстати, Woods of Desolation в ру спотифае до недавнего времени не было.
А топ именно по разнообразию неплох, жаль, почти все знаю.

Да, топ максимально доступный, без попытки удивить. Это скорее такая отправная точка, если хочется вкатится. Удивлять попробую дальше, если возможность будет и хватит сил писать постоянно.

Вот и блэкуха подъехала, родная. Сам ни как не соберусь накатать пост по ней.

Творчество Калмбаха - крайне специфическая штука и в среде блэкеров не шибко популярная, что естественно. Адам проходится по всем канонам жанра паровым катком.

Все так. И это хорошо. Давно пора было ломать и рвать это все.

Достаточно разнообразный пост, но чтобы всё покрыть - надо таких еще штуки минимум 3. Успехов в их написании.

В этом и суть. Ну хотя бы один человек понимает это, слава Б-же. Может и возьмусь. Хотелось бы, безусловно :)

Спасибо на добром слове.

Всё нашёл) Не внимательно читал. Но а где поляки или наши сограждане в лице братьев близнецов?)

Где им и положено быть: в иных топах :) Тут же нужно понимать, что я всего по одной позиции на субжанр старался выделять. Если более пристально разбирать и писать, бы и коснулся, определенно, и Grima, и Ultar.

А что поляки, это кто именно? Польская сцена очень большая ныне, разнообразная. Мгла? Проекты Сарса/Руминского? Нсбм/Паган сцена? Их более major-ветка, в лице каких-нибудь Behemoth? Сложно :)

Решил я тут как-то послушать, а там попса какая-то. Думал наёбка какая-то, а оказалось и правда Ulver 🤔

Они с тех пор меняли звучание много раз. Но и последний поп-альбом довольно хорош.

Поздние альбомы не хуже ранних, но они вообще не про метал.

Бм на 1 и 3 полновесе (+демо)

Главной бм группы человечества нет почему-то ( ͡° ͜ʖ ͡°)

Справедливости ради, Attack on god и Manifest у них хорошие, крепкие альбомы. Жаль, что группа превратилась в зашквар.

Просто оставлю это здесь.

Видел, много раз. Не знаю. Ну тип обычный максимально товарищ

Че бля, где бурзум.

А зачем? Это сборник "лучшее из лучших" или что? Для традиционного бм есть тут кандидат не хуже. Эмбиент бм я не задел в принципе, так что, о чем речь?

Спасибо за статью!
Не могу не упомянуть замечательный, как мне кажется, постблэк-соло-проект.

Да, достойный проект. Жду новый альбом, ибо последняя EP'шка, что недавно вышла, достойная получилась. Даже переосмысление одной старой вещи очень по душе

Мне топ частично зашёл частично нет, но это вкусовщина, автору спасибо, не соглашусь с некоторыми комментаторами, считаю автор в теме. Насчёт около славянской сцены польской/украинской/русской это достойно отдельного поста. Есть вопрос о французской хайп сцене почему для разнообразия нет Peste Noire или Deathspell Omega?

DsO я внес вот в заметку о французском бм. Peste Noire на Spotify, по понятным причинам, я думаю, нет. Так бы я, безусловно, внес один из их релизов.

Заметки по региональным сценам будут, безусловно. Я вот уже начал, сделал о Франции немного. Но даже там придется по несколько частей на одну сцену :)

Великолепный материал, спасибо большое отдельно за упоминание Sunbather, а то начинал читать с чувством что щас какой-то дикий элитизм будет). Из последнего дико советую заценить Lamp of Murmuur

UPD: и, конечно, Akhlys, забыл совсем, чувак безумно жирно и злобно раздает

Не хочу никого обидеть, но почти все звучит как шум и ор, а не музыка. Даже не могу представить настроение или занятие, при котором хотелось бы слушать подобное.

А как должна быть структурирована музыка, чтобы считаться оной? Можно формальные критерии услышать?

Уровень оценки "моя бабушка" 😁

Чего Литурджи не добавил? Ее вроде хейтят труъ митолисты, но они и дефхевен хейтят, так что это не тот случай.
О а еще Zeal & Ardor для меня прям открытие современного блека.
А еще Peste Noir вспомнились, а еще Imperial Triumphant. Altar of Plagues думаю точно знаешь. Блин придется блекуху слушать что ли.

Решил Jute Gyte, ибо Liturgy это именно в разряд экспериментального бм. Последним альбомом L. доволен.

Zeal & Ardor ужасно переоцененная группа, которая на одной и том же приёме пытается вывезти весь альбом. С точки зрения именно блэка опять таки никакого развития или разнообразия.

Неожиданно было увидеть здесь Kvist, один из самых любимых альбомов в блэке. Удачно сбалансированный, с довольно жестким звуком и клавишными на своем месте, без скатываний в мелодэт и симфо, что является проблемой многих mbm-команд. Кстати, недавно ознакомился с Ateiggär и был приятно удивлен отголосками Kvist там.

Автору за попытку зачёт, а вот реализация вызывает вопросы: ты терминологию откуда взял? Олдскул Пост Блэк? Это вообще что? ВБЕ - такой же авангард, как арктурус и солефальд всяческий. Тогда еще не было привычки лепить на жука и жабу приставку "пост-" - кстати несмотря на всё моё уважение - арктурус или боркнагер более "типовые" представители авангарда, нежели ВБЕ.
Улвер старый вообще никаким местом не атмосферик - тогда уже какой-нибудь Лимбоник Арт надо было штоле.
Дальше едем - почему темностул - традишнл блеск. Темностул - как Батори и Веном - протоблеск, хоть и ближе к тому что есть блеск в современном понимании.
То есть если ты хотел показать как ты хорошо знаешь жанр - ты молодец.
А если ты хотел объяснить что такое блеск человеку, который впервые с ним сталкивается - то ничего ты толком не объяснил.
Ну и упомянуть всяческий симфоблеск и "дарк" метал который как раз в силу простоты восприятия для многих неофитов является точкой входа в жанр стоило бы - человеку с улицы начать с Хастура будет сложновато.

Если слушать ушами, а также посмотреть некоторые конвенциональные точки зрения, то становится понятно, что Ulver как раз максимально кондовый такой олдскульный атмо бм. Я конечно понимаю, что на Наттенс Мадригал, например, звучал вообще ро бм, а второй альбом был сугубо фолковый, но именно Ulver взростили пласт атмо-бм артистов, показав один из путей развития. Другие продемонстрировал даже Варг на своих поздних.

ЧТО-ЧТО, простите? Прото-бм? Чувак, ну вот тут ты дал маху разом. Если первый альбом это 100% death metal (это соулсайд джоурней), а следующий ещё частично перенимает идеи предшественника в death-ключе, но уже музыканты во всю стараются писать бм, то все дальше третьего и до Sardonic Wrath так или иначе является традиционным бм. С влияниями на разных уровнях, на разные периоды. Трансильвания и вовсе апофеоз традиционного бм.

Дарк Метал не имеет толком отношения к блэку и как бы вообще является максимально эфемерным термином. Данная подборка как раз таки ничего не намерена объяснять. Это не FAQ-статья, с разбором характеристик, жанровых "волн" и тому подобного. Это обычный сборник десяти относительно разнообразных релизов. К слову, симфо бм тут прекрасно заменяет Квист, что даже сказано по тексту.

New wave of Black Metal

Недавно передо мной встала проблема следующего характера : необходимость поиска музыки. Кажется что в этом нет абсолютно ничего сложного, ведь сейчас любой музыкальный сервис оснащён довольно точными рекомендациями - включаешь один трек, а дальше тебе накидывают тонну похожего материала. Но чем менее популярным является музыкальный жанр, тем менее точно эти рекомендации работают. Когда я только начал слушать блэк, никаких проблем не возникало, новые группы находились сами собой, но когда меня заинтересовал конкретный сегмент в рамках этого жанра, пришлось шерстить статьи, топы и форумы дабы искать музыку с похожим звучанием. И тут, пожалуй, пришла пора назвать интересующий меня поджанр, но проблема в том, что я понятия не имею какое имя он носит. Информация по этому поводу сильно разниться, встречал обозначения от мелодик до прог блэка, что, на мой взгляд, не соответствует действительности. Поэтому очерчивать рамки жанра я буду из списка групп, которые имеют схожее звучание. Первая услышанная мною команда, работающая в таком стиле — группа Uada. На нее я вышел через мглу, которую я не рискну определить в один поджанр с Uad’ой, хотя их музыка и имеет довольно много схожих элементов. Группа Uada поразила и глубоко впечатлила меня своим звучанием, трек Cult of a dying sun получил почетное место в моем личном списке шедевров от мира тяжелой музыки. Вокал, преобразующийся с десяток раз за одну композицию, переходящий из зловещего рыка в леденящий душу стон и потрясающая музыка, соединяющая в себе как атмосферность и мелодичность, так и бешеный темп и техничность, открыли для меня новый, неизведанный жанр, властителем которого я короновал Uad’у. С этого момента рекомендации помогать куда меньше и пришлось уже начать искать на просторах глобальной сети, а вот сейчас подумал спросить у знающих людей напрямую. Никогда не сидел ни на каких форумах, поэтому не знаю куда вообще писать, видел на dtf пару-тройку постов про Black Metal, в которых люди проявляли немалую активность, посему и решил разместить этот пост тут. Собственно, после этого краткого вступления я размещу список групп, которые по моему скромному мнению можно объединить в единый жанр, правда с той оговоркой, что стиль некоторых команд менялся от альбома к альбому, и лишь часть их творчества можно отнести к тематике поста. Список будет в формате группа — мой любимый ее трек, группы примерно расположены от наиболее интересной к наименее. Буду рад подкинуть кому нибудь интересной музыки и счастлив найти новые банды этого жанра, надеюсь, в общем, на любой фидбэк. Кстати, если вам есть что сказать по поводу самого жанра, милости прошу. А вот и список :

  • Uada - Cult of a Dying Sun
  • Mgła - Exercises in Futility V (Не уверен насчет жанровой принадлежности, но не могу обделить эту группу вниманием)
  • Odraza - Tam Gdzie Nas Nie Spotkamy
  • Wayfarer - The Iron Horse (Gallows Frontier, Act II)
  • Ultha - The Avarist (Eyes of a Tragedy)
  • Spectral Wound -Frigid and Spellbound
  • Misþyrming – Orgia
  • Der Weg einer Freiheit - Letzte Sonne
  • The Great Old Ones -The Omniscient
  • Human Serpent - Seven Billion Slaves
  • The Ruins Of Beverast - Surtur Barbaar Maritime
  • VI - Il est trop tard pour rendre gloire. Ainsi la lumière sera changée en ombre de la mort
  • Stormruler - Reign Of The Winged Duke
  • Sturmkaiser - Veni Vidi Vici
  • Forteresse - Là où nous allons
  • Iskald - The Atrocious Horror
  • Aorlhac - Pierres brûlées
  • Besatt - Seals Of Hate
  • Khaos Labyrinth - Godless Existence
  • Winterfylleth - Ensigns Of Victory
  • Liturgy - God of Love
  • Void Omnia - Remanence of a Ghost Haunt
  • Selbst - Sculpting the Dirtiness of Its Existence
  • Plaga - Traby Zaglady Cz. Ii
  • Wormwood - The Archive
  • Havukruunu - Kuu Erkylän Yllä
  • Aosoth - A Heart to Judge
  • Blut Aus Nord - Nomos Nebuleam

Вот так как то. Можно еще вспомнить Батюшку и сайд проекты Мглы, сомневался включать в список или нет.

Вторая волна блэк металла

Татьяна Михайлова

Своим названием блэк-метал (англ. black metal) обязан одноименному альбому Venom 1982 года. Собственно Venom и принято считать родителями жанра. Они входят в «первую волну», наравне со швейцарцами Hellhammer и Celtic Frost, шведами Bathory, немцами Sodom, итальянцами Bulldozer, бразильцами Vulcano и Sarcofago, японцами Sabbat. Эти группы грандиозно повлияли на становление блэк-метала как жанра, но сами были далеки от него. Ведь музыкально они еще не были блэком: был трэш-, хэви-метал с «экспериментами» и шок-атрибутами на основе отвержения христианства, да и религии в целом. С высоты нашего XXI века такую музыку привыкли называть «прото-блэком». Многие знатоки относят в «первую волну» блэка также Mercyful Fate, Possessed и Destruction, хоть это и сомнительно. И не стоит забывать о норвежцах с броским названием 666, которые ограничивались концертами да выступлениями и никогда не записывались в студии. Как видно из первых строк, блэк «рождался» параллельно во многих странах, и даже на разных континентах. Стоит заметить, что музыка + имидж тех же Venom наводили ужас на патлачей-металлистов середины 80-х, по тем же причинам и привлекали наиболее радикальных из них.

Первым настоящим блэк-релизом стал альбом Bathory «Under the Sign of the Black Mark» 1986 года. За ним пошла «вторая волна». На этой стадии блэк-метал был довольно хаотичным и слишком примитивным. Появилось подобие бласт-битов, но они еще не были сверхскоростными. Основным типом вокала был гроулинг, редкостью был скримминг. В текстах одна сплошная сатанина и разврат в самых изощренных формах. Появился канонический образ: так называемый «корпспейнт», введённый Кингом Даймондом (King Diamond, вокалист и лидер Mercyful Fate). В обиход вошли всевозможные перевёрнутые кресты, пентаграммы, шипы, чёрные краски. Одними из первых в этой «волне» сыгрались норвежцы Mayhem. Хотя группа официально сформировалась еще в 1983 году, но начала выпускать записи спустя четыре года. Наравне с Mayhem и Bathory были и другие группы из самых разных стран. Как пример: Inquisition из Колумбии; Abhorer, Nuctemeron, Impiety из Сингапура; Von, Toten, Demoncy, Nocturnal Crypt, Sectorian, Profanatica из Соединенных Штатов; Blasphemy из Канады; Tormentor, Antichrist из Венгрии; Beherit, Archgoat, Goat Vulva из Финляндии; Mortuary Drape из Италии; Sarcofago, Mystifier из Бразилии; Apator, Exmortes из Голландии; Bundeswehra из Польши; Rotting Christ, Mortify, Sadistic Noise, Varathron, Nightfall, Necromantia из Греции; ну и Sadistik Exekution из Австралии. Не стоит забывать, что активно поучаствовал во «второй волне» великий Burzum, выпустив свою демку в 1991-ом. А короли блэк-метального позерства норвежцы Immortal и гениальные Darkthrone в то время еще поигрывали свой беспонтовый дэзняк. Тем не менее, решающее слово в формировании саунда всего блэка было именно за последними. Основная масса коллективов этой стадии вскоре распалась, а наиболее сдержанные - продолжили свою деятельность, изменившись в звучании.

Швеция питает огромную любовь к дэт-металу, неудивительно, что блэкуха у них приправлена характерным дэт-метал звучанием. Еще одной особенностью оказалась профессиональная запись: в этом шведы с их навороченными студиями, конечно, мастаки. Выделим такие коллективы, как Marduk, Dissection, Dark Funeral, Sorhin и Setherial. Их деятельность прямым образом перекликалась с «тру-блэком» Норвегии. Сейчас шведский блэк все еще популярен, о чём говорит множество современных коллективов, типа: Watain, Thy Primordial, In Aeternum, Kill, Undivine.

«Черные Легионы», или «Les Legions Noire» - наверное, самое загадочное явление в музыке вообще, не только в блэк-метале. Суть в том, что пара энтузиастов делала мрачнейший блэк себе в удовольствие, даже не думая продавать свое творчество. Но позже об их деятельности стало известно и тут началось безумие. Благодаря огромнейшему успеху в андерграундной тусовке появляются легенды о проклятии распространителей их записей, начинается повальная мистификация и создание «фейков». Причина проста - коллекционеры отдавали любые деньги за их записи и многие хотели поживиться на этом. По этой причине сказать сейчас, какие записи «фейк», а какие были на самом деле - практически нереально. Среди проектов Легионов точно были Mьtiilation, Brenoritvrezorkre, Belketre, Torgeist, Moлvцt, Vlad Tepes. Остальные же вполне могут быть выдуманными. Дата создания точно неизвестна, считается начало 90-х. А вот распались Легионы в переломном для блэка 1996-ом. Их деятельность очень повлияла на французский блэк, недаром сейчас там существуют ни с чем не сравнимые Blut aus Nord, Deathspell Omega, Peste Noire и т.д.

Япония же славится своей филигранной работой со звуком. Первой блэк-группой здесь была Sabbat, которая прошла все «волны» блэка и активна до сих пор. В 1991 году у нее появились конкуренты - Abigail, играющие точно такой же расда я такойяйский трэш-блэк. Где-то за год до этого сформировались Sigh - одни из первых, если не первые, блэк-авангардисты, хотя вначале они играли типичный блэк-метал. Современные представители японской школы: Barbatos, Endless Dismal Moan, Tyrant, Magane, Misogi, Deathchurch, Infernal Necromancy, Ssorc, Gallhammer, Samayoi, другие.

Соединенные Штаты много дали еще «второй волне». В дальнейшем они переквалифицировались в регион депрессива и эмбиент-блэка. У их истоков стоял так называемый «raw black», по типу Drolsinatias или Judas Iscariot. Эти проекты начали деятельность в первой половине 90-х. Но существовать им было очень тяжело. Drolsinatias удалось выпустить одну-единственную демку, а Judas Iscariot был вынужден уехать в Германию. Также появились свои сатанисты в Мексике: Xibalba существует с 1991 года и по стилю определенно тоже «raw black». В итоге, после жестких ограничений, много групп Америки учуяли свободу: на сцену стали восходить всё новые проектики. Среди них стоит выделить эмбиентно-депрессивные Xasthur, Yamatu, Vrolok и Leviathan, а также Weakling, Fog, Wolves in the Throne Room и Velvet Cacoon.

Про австралийский блэк-метал можно говорить как о школе «военного блэк-метала». Основные группы: Bestial Warlust, Destrцyer 666 и другие. Причем австралийская сцена зарождалась еще в самом начале 90-х, как это не удивительно звучит для большинства обывателей.
В Центральной и Восточной Европе дела были такие: в Австрии Summoning начали свои эксперименты с клавишными, также развернули свою деятельность «трушные» Abigor и Belphegor. Немцы уже делали свой депрессивный блэк на смешении с думом в виде группы Bethlehem, ведь недаром Judas Iscariot именно к немцам переехал. В Италии в 1992-ом появились Aborym - главные конкуренты норвежцев Mysticum на стезе индастриал-блэка; также в этот период образовались недоблэк-металлисты Theatres des Vampires, Graveworm и достаточно большое число им подобных. В Польше, ровно как и в Швеции, больше всего популяризировался блэк-дэт, чему стали подтверждением Behemoth, Vader и другие. Не отставали румыны - там начали творить Negura Bunget. Вообще, основная масса групп этой местности ориентирована, кроме сатанизма, еще и на мистицизм, магию, вампиров - то есть, делается ставка на Трансильванию и ее легенды.

На Ближнем Востоке есть свои группы – Impurity, Acheron Gates, Grimoire, Salem и Melechesh. Многие любят последних за их свежее звучание с неповторимым шармом Востока, таким нетипичным для блэк-метала. Первая демка Melechesh датируется 1995 годом.
Ну вот, это была «третья волна». После 1996-го года стали поговаривать о смерти блэк-метала из-за исчерпания своих возможностей. А на деле появилась еще одна «волна», или «волна хаоса, пост-блэка, депрессива и мейнстрима», хотя «трушные сатанисты» еще продолжали появляться. Дальше говорить «волнами» нецелесообразно, то есть хронологию мы опускаем и начнем двигаться стилями.

DELETED

Что такое Black Metal

Пронесшийся в конце ХХ века ураганной шумовой и идейно-злобной волной по ушам любителей металла, блэк-метал (black-metal), как и положено урагану, оказался недолговечен. Каковы последствия этого урагана? Что это было? Ни один блэк-метал-фэн, музыкант и даже журналист не сможет дать вам адекватного ответа на вопрос «Was ist Black?» В этом и состоит один из парадоксов данного стиля, в реальности существования которого никто не сомневается. Однако корни блэк-метала успели дать ростки, из которых вознеслось мощное древо, включившее в свою крону различные варианты стиля: в буйной растительности крепких ветвей на верхушке вечные ветры, почуяв сок антитезы, запели давно забытые древние напевы; ветви по сторонам потянулись вширь, к соседним древам – строгому, но пестрому древу западноевропейской академической музыки, близкому по происхождению, но противоположному по сути дэт-метал, капризному древу психоделии, мощному вычурному древу дека-dance-ной «готики». То там, то тут, пленясь светом небесных светил и атмосферных явлений, рождались «атмосферные» направления Черного древа Железного века. В последнее время у древа блэк-метал, чьи железные корни ушли в хтонические глубины бессознательного дальше остальных стилей, возник роман с Галатеей техно-музыки. Я надеюсь, этот краткий поэтико-мичуринский экскурс более-менее адекватно отразил ситуацию в блэк-стиле. А теперь – немного истории и теории.

Термин блэк-метал (black metal), по видимому, происходит от названия альбома (и песни) группы VENOM, вышедшего в 1982 году. По поводу зарождения самого стиля существует две теории. Первая выводит происхождение блэка из творчества BLACK SABBATH, которые по саунду принадлежат, скорее, к хард-року. Вторая – отталкивается от начала деятельности группы VENOM. Стилистически блэк-метал опирался и на некоторые предшествующие направления металла. Первоначально некоторые группы, работавшие в этом стиле, даже характеризовали как дэт/дум/трэш, где от трэша была взята ритмическая сторона; от дэт – тематика и, отчасти, ладовая сфера; фатализм и безысходность, а также своеобразная гармония пришли от дум-метал.

В своей истории, на данное время, блэк прошел три волны развития: К первой волне и первым исполнителям можно отнести такие группы, как английская VENOM (сформировалась в 1979 году), датская MERCYFUL FATE (1981), шведская BATHORY (1983), швейцарская CELTIC FROST (1984). Все они достаточно разноплановы, поэтому назвать их чистым блэком невозможно, однако, именно ранние VENOM и BATHORY заложили основы стиля. Вторая волна блэк-метал прошла в конце 80-х – начале 90-х годов и сказалась в творчестве таких групп, как NECROMANTIA (Греция), MAYHEM (Норвегия), SAMAEL (Швейцария), BLASPHEMY (Канада), PROFANATICA (США), SARCOFAGO (Бразилия) и др. География распространения стиля увеличилась, но, и в данном случае, некоторые группы можно причислить к нему только благодаря содержанию. И, наконец, практически одновременно над Скандинавией поднимается третья волна блэк-метал, явившаяся кульминацией его формирования. Норвежцы MAYHEM, BURZUM, DARKTHRONE, IMMORTAL, EMPEROR, SATYRICON, ENSLAVED, GORGOROTH, ULVER и др., шведы MORBID, MARDUK, ABRUPTUM, DISSECTION принялись активно возделывать благодатную почву нового стиля. Возможно, кто-то не согласится со мной по поводу причисления к блэку некоторых из вышеуказанных исполнителей, но речь в данной статье идет о блэке в целом, а не об «истинном блэке» (true black) как сердцевине стиля, о чем еще будет сказано далее. Последняя волна выплеснулась потоком бессознательного на весь мир. Вся континентальная Европа, Англия, Россия и другие славянские страны, Америка, Израиль, Япония и даже Таиланд принялись возделывать новый стиль. Блэк разветвился на множество направлений. =>

=> Однако, именно эта разноплановость и привела к тому, что, благодаря экспериментам музыкантов, их «заигрыванию» с другими стилями современной музыки (от фолка до электроники), благодаря всеразлагающей коррозии коммерциализации, которая все время ищет свежей пищи в андеграунде, блэк-метал засверкал множеством более или менее красивых, удачных, вычурных, верных матричному стилю искр. Источник же их – огонь – начал постепенно затухать. Мощная третья волна с шумом столкнулась со скалой объективной реальности.

Характеристика блэка как стилевого явления таит в себе определенные сложности, связанные с относительной самостоятельностью в блэке идеологической составляющей, с одной стороны, и области художественно-выразительных средств, с другой. Существуют две точки зрения на блэк, первая из которых выводит блэк только из идеологической основы, а вторая опирается на музыкальные средства. Обе тенденции имеют место быть, но обе спорны. Именно в различных взглядах на них и состоит «извечный» (примерно десятилетний) спор между агрессивными идеологами «истинного блэка» (true black), и остальными, «находящимися в струе» (trend) блэк-музыкантами, в число которых входят и те, кто просто старается разнообразить скудный арсенал средств блэк-метал, и те, кто откровенно тяготеет к области поп-музыки, ориентируясь на коммерческий успех. Именно из-за того, что две основных составляющих стиля (идеология и выразительные средства) оказались в блэк-метал разъединены, стилистические критерии явлены здесь весьма условно. При этом нельзя говорить о хронологическом первенстве какой-либо из тенденций, ибо возникли они примерно в одно и то же время.

Характеристика блэк-метал по идейному признаку предполагает, прежде всего, четкую религиозную ориентацию. Идеология блэк-метал может быть объединена одной краткой приставкой «анти-». Под ее эгидой представлено, соответственно, всё мрачное и, наверное, очень страшное, прежде всего сатанизм (в самых разных вариантах) и различные древние верования, а также эстетика хаоса, войны и «разрушения до основания». Противопоставление, таким образом, происходит по отношению к ортодоксальной догматической религии Запада – христианству. Конечно, реально не всё так мрачно в блэк-метал: обращение к искусству символизма и жанру фэнтэзи, к сюжетам высшей мифологии – прекрасное тому подтверждение. Идейная сторона блэк-метал отражена в высказываниях исполнителей, а также в книге об идеологии блэка «Lords Of Chaos» M. Мойнихэна (вокалист Blood Axis) и Дидрика Сёдерлинда.

При стилевой идентификации недостаток опоры лишь на идейную основу заключается в том, что к антихристианским темам музыканты обращались не только в блэк-метал (и даже не только в металле). Масса злобствующих сатанистов существует, в частности, среди дэт-металических команд. Нередко блэк и дэт-метал противопоставляют как разные эстетические принципы – основным критерием блэка при этом оказывается строгая идейная направленность на первом плане, дэт же характеризуется опорой на определенные музыкально-стилистические принципы (блэк – идеология, дэт – музыка). Этот взгляд неплохо отражает сущность явлений, но на достаточно широком уровне, предполагая слишком много оговорок (многие блэк-группы, в таком случае, подпадают под дэт – ARCTURUS, BAL-SAGOTH, TARTAROS, VINTERSORG, HELHEIM, BORKNAGAR, SOLEFALD, GOLDEN DAWN). Однако, повторюсь, как некое философское определение этот взгляд имеет право на жизнь.

Хочется отметить, что благодаря идеологии, возведенной во главу угла, соответствующему ей имиджу, сознательному или неосознанному обращению в музыке к интонациям далекого прошлого, восходящим еще к ритуальной практике, самому оформлению концерта или видеоклипа, применению различной символики, блэк-музыка приобретает культовые черты. Все же существуют, хотя тоже порой весьма условные, отличия в средствах преподнесения идеи, включающие, прежде всего, воздействие на наши слуховые и зрительные рецепторы. =>

=> Основной чертой саунда блэк-метал является характерный тембровый мир, проглядывающий так или иначе у большинства исполнителей (даже у симфо- и атмосферик-блэк), скудный и девственно-жесткий, как зимний пейзаж норильской тундры. Тембр вокала и тембр гитар во многом схожи. Характерный для блэк-метал верещащий, пронзительный, «чернушный» вокал в духе раннего Квортрона (BATHORY) возник у последнего волею случая (пятнадцатилетний андрогин пытался изобразить Лемми из MOTORHEAD, однако отличия в возрасте и в стаже употребления виски не способствовали этому). Гитары с эффектом «дисторшн» (distortion) сильно искажают звук, создавая сыпучие, шершавые тембры. Образно и точно охарактеризован этот тембр в журнале «Death City»: «Басовые линии провалены – и специально, на переднем плане лесопильный звук гитар с интенсивными ударными».

Для фактурно-гармонической стороны блэка характерны свои особенности: изложенные мелкими ритмическими длительностями квинтовые и кварто-квинтовые вертикали, игра параллельными квартами и квинтами, столь близкая по манере к игре на хардингфеле – скандинавской скрипке с двумя рядами струн. В ладовом и гармоническом плане наблюдается разнообразие: используются лады диатонические и хроматические, лады с уменьшенным трезвучием в основе, позднеромантическая расширенная тональность, фольклорные ладовые и гармонические структуры. Наибольшее распространение получили натуральный минор, фригийский лад и родственный ему лад, идентичный по строению андалузскому.

В металле вообще и в блэк-метал в частности большое внимание уделяется имиджу, который часто отличает блэк-исполнителей от музыкантов других стилей. В принципе, кожа, железо и черный цвет фигурируют во всех металлических стилях, хотя блэк преподносит их под своим углом зрения. Классический блэковый paint-corpse (раскраска «под труп»); тонны гвоздей на напульсниках, ошейнике, ремне, сапогах; «дьявольские» черные или арийские белые гривы; всевозможная колюще-режущая утварь; одежда из черной кожи; торс либо в черном, либо обнажен (независимо от того, что он демонстрирует – мужественную гиперборейскую грудь, высохший скелет или нордический пивной живот); балахоны и плащи с капюшоном; всевозможные амулеты – всё это атрибуты большинства блэк-метал-исполнителей, придающие им вид нормального сборища вурдалаков. У групп, воспевающих древних Богов, наряду с вышеуказанными атрибутами, присутствуют элементы национальных костюмов, имиджа древних воинов. Обложки альбомов изобилуют изображениями всевозможных природных ландшафтов и диких животных, хотя чаще встречаются снег, горы, леса, луна, море, туман, волки, козлы. (чаще всего изображенные в темное время суток). Характерно обращение к творчеству норвежского художника начала ХХ в. Теодора Кительсена, к творчеству художников, работающих в стиле фэнтэзи и, разумеется, к графике на основе пентаграмм и рунических символов. Все эти черты роднят блэк-метал с искусством фэнтези, получившим свое развитие во второй половине ХХ века.

Однако в конце 90-х годов у многих групп, шедших первоначально в авангарде блэк-метал, вышеизложенные атрибутивные тенденции постепенно начинают сходить на нет. Разветвясь на множество направлений, стиль потребовал новых форм подачи материала, примером чему могут служить акустические направления, сформировавшиеся в недрах блэк-метал, где исчезает характерный саунд, но остается мрачная атмосфера и идейная направленность.

Можно сделать еще одно предположение о критериях отличия блэк-метала от других стилей металла – по отношению музыкантов к тому, чем они занимаются, к тем Силам, во имя которых живут. Блэк-металлисты, во всяком случае североевропейские, оказались очень серьезными детьми, воспринявшими антихристианскую эстетику за чистую монету (в отличие от тех же дэт-метал-музыкантов). Параллелью этому может быть детская жестокость, как способ познания мира. =>

=> Игра с огнем стала для начисто лишенных юмора норвежцев (а именно за ними пошли остальные) реальностью, убийства и самоубийства – путём к познанию разных сторон бытия, ну а ночные прогулки по зимнему лесу – естественной потребностью (заставь-ка злобного Глена Бентона из DEICIDE выйти зимней ночью в скандинавский лес. ). Это вызывает снисходительную улыбку либо негодование, в любом случае – недоумение, но это – основной показатель стиля блэк – отношение к жизни. Всё что делается, а если не делается, то воспевается – серьезно и искренне, как солнце, встающее на Востоке и заходящее на Западе. Здесь и коренится отличие блэка от других стилей, повествующих об этой экзистенции, но не живущих ею. Трансформирующие на каждом шагу свои «потусторонние» воззрения в объективную реальность, порой очень грубо и варварски, блэк-музыканты одновременно безысходно романтичны. В этом испокон веков состоял весь фатализм скандинавского Мифа. Используя классификацию Вл. Мартынова, можно сказать, что блэк подразумевает магическое отношение к искусству, музыкант «живет» в ином мире и для иного мира, о котором повествует; другие же направления металла предполагают эстетическое отношение – описываемый мир является лишь созерцаемым, сам музыкант ни в коем разе не участник его бытия. И, на мой взгляд, именно с этих позиций должно происходить в блэке деление на true и trend, так как осуждаемое true black музыкантами стремление разнообразить музыку нисколько не влияет на верность идее, а вот стремление «изобразить» идею, репрезентировать ее в имидже, пожалуй, да.

Появлению этой разобщенности способствовали обвинения музыкантами друг друга в «неистинности» (как было сказано, блэк-исполнители очень серьезно подходят к своей идее), в результате чего выкристаллизовался true black, как матричное направление, где присутствовали основные идейные и саундовые критерии. К trend причислялись все направления, чей саунд не соответствовал этим критериям, даже при наличии гранд-идеи.

Прежде всего, в блэк-метал-секте (как мета-стиле) образовалось два основных идейных веяния – сатанизм и язычество (естественно, что последнее уже не являлось true). Появился также средний вариант, когда Сатана отождествляется с древними богами. Это способствовало возникновению целого ряда направлений, ориентированных на мифы и фольклор - викинг, пэгэн, барбарик, трольск-метал, фолк-метал, фолк-блэк (группы BATHORY, ENSLAVED, EINHERJER, FALKENBACH, FEBRUARY 93, ISENGARD, MITHOTYN, OTYG, STORM, THURFING, ULVER, PRIMORDIAL, WINDIR, VINTERSORG, IN EXTREMO, NOKTURNAL MORTUM). Данные течения привносят в блэк-метал новые образные миры, а в саунд – новые веяния, связанные с проявлением интонаций, обращенных к далекому прошлому – ладовых и ритмических структур, особенностей мелодики и звуковоспроизведения, приемов и техник игры, введения акустических инструментов или имитации тембров прошлого с помощью синтезаторов. Последнее привело к возникновению «атмосферных» и «акустических» направлений в металле. В «готике» среди подобных явлений ближе всего к блэку стоят дарк-эмбиент и дарк-фолк. И все же такие проекты, как MORTIIS, WONGRABEN, NEPTUNE TOWER, альбом ULVER «Kveldssanger» (1995), проекты фрау Haugen (супруги Самота) AGHAST и HAGALAZ RUNEDANCE, последние альбомы BURZUM берут свои истоки в блэк-метал.

В «атмосферных» направлениях блэка, так же, как в симфо-блэке и его разновидностях – психоделик-блэк, нью-блэк, пост-блэк, готик-блэк, может претворяться как языческая (HELHEIM, BAL-SAGOTH, VINTERSORG, BORKNAGAR), так и сатанинская тематика (EMPEROR, LIMBONIC ART, CARPATHIAN FOREST), хотя ими группы симфо-блэка не ограничиваются. =>

=> Так называемые «сатанисты» постепенно трансформируют свои идеи в область символизма (ARCTURUS, ULVER, COVENANT, TARTAROS), то тут, то там возникают милитаристические умонастроения (GOLDEN DOWN, MAYHEM '2000 г.), психоделические мотивы сумасшествия индивидуума и современного мира (SOLEFALD, VED BYENS ENDE и др.). Сильно влияние на блэк некоторых других стилей металла, в результате чего возникают различные гибриды. Направление, зародившееся и распространившееся в Швеции, характеризующее как дэт, так и блэк-сцену этой страны, получило название «шведский» блэк/дэт и дэт/блэк. К нему примыкает большинство шведских металлических групп. Самобытность этого кентавра послужила распространению его за пределы Швеции, однако указание на место его рождения всегда присутствует при стилистической характеристике подобных групп. Основоположниками направления явились группы BATHORY, DISSECTION, AT THE GATES, CROWN OF THORNS, IN FLAMES и др. Многие группы – MITHOTYN, THURFING и др. – относимые к викинг-метал, по музыке являются «шведским» блэк/дэт.

Еще один гермафродит явился на свет благодаря слиянию с мощнейшим течением 90-х годов – «готикой»: так возникла одна из разновидностей симфо-блэк – готик-блэк. И именно это дитя порока безоговорочно вызвало нарекания. Дело в том, что от блэка здесь лишь частично остался саунд, на первый же план выступает «готическая» танцевальность и имидж, причём имидж здесь главенствует. Обилие пирсинга, садомазохистские украшения, изломанность в духе декаданса, вампирические клыки, «готический» грим являются прекрасным прикрытием для неуверенных в себе, закомплексованных людей. Во многом похожим внешне, но различным в основе блэку и «готике» такой брак оказался противопоказан. Он породил популярных одно время DIMMU BORGIR, DISMAL EUPHONY, EVOL, ANGIZIA, COVENANT, от него же отпочковался вампирик в лице поп-группы CRADLE OF FILTH. Блэк-металический запах свежих трупов сменил слащавый душок трупного разложения. Но это, всё же, еще являлось разновидностью блэк-метал. То, что явили миру на границе веков корифеи блэка – MAYHEM и ULVER, а также еще два проекта, где принял непосредственное участие ударник MAYHEM – дедушка Хелхаммер – ARCTURUS (активным членом этой супер-группы является Garm из ULVER) и COVENANT, вообще не лезет ни в какие рамки. Если «готика» еще хоть как-то близка блэк-метал, то стили электронной музыки имеют совершенно иную перманентную природу, противоположную в корне «живой» гитарной музыке. А это уже выход за рамки стиля, при том не только блэка, но и металла вообще. То, что не удалось сделать ни одному из его стилей. Парадокс - это сделал консервативный блэк.

Активно взаимодействовал блэк-метал с литературой жанра фэнтези (SUMMONING, FORLORN, BAL-SAGOTH). Можно сказать, что из всех стилей современной музыки блэк в наибольшей степени воспринял основные критерии данного жанра. Обобщая, можно охарактеризовать эти ингредиенты, как "Древнее" - мифы, антураж, архетипические фигуры и ситуации, в случае с блэк-метал – интонации, сознательно или бессознательно взятые из фольклора; в союзе с "Современным" - способы звукоизвлечения, техническое оснащение и некоторые другие приемы. Собственно говоря, black as fantasy - это тема для отдельного исследования. Хочу лишь добавить, что, на мой взгляд, наиболее адекватным музыкальным проявлением жанра фэнтези явился именно блэк-метал. Это еще одно дополнение к вопросу, поставленному мною в самом начале "Was ist Black?" Сложное, парадоксальное идейно-музыкальное явление конца XX века. Секта. Fantasy в музыке. Ясно только одно - Музыка переломного Железного века. Кали-Юги. Черной Юги.

Черный метал

Теперь уже смело можно предполагать, что блэк-металл так и останется последним настоящим андеграундным стилем в музыке, последним течением в молодежной субкультуре, которое власти долгое время боялись и ненавидели – а так же очень долго не могли продать, поставить на конвейер и превратить в уютную, приносящую ровную прибыль моду. В конце концов, конечно, большие деньги победили и в этой истории, но остались несколько имен, не посрамивших черный металл.


Сатана как способ заработать

В основе своей блэк был просто еще одним стилем в андеграундной музыке и его первые шаги овеяны немалым количеств легенд и слухов. Бесспорно, что слава первопроходцев принадлежит английской группе Venom, первое демо которых появилось в 1980 году, а уже в 1982 году вышел и альбом Black Metall, в последствие давший название всему стилю. Именно у этого английского трио появилось несколько особенностей, которые станут приметами направления в целом. Во-первых, участники скрывались под псевдонимами, которые либо было прямо были заимствованы из мифологии, либо просто звучали похоже: Кронос, Мантас, Абаддон. К тому же тексты их песен и оформление пластинок напрямую отсылали к сатанизму. Заметим, что не они первые: заигрывания с князем тьмы начались задолго до металла вообще и Venom в частности. Третьим важным компонентом был звук группы, который и стал основой будущего стиля. Описать специфику звучания блэк-металлической команды довольно сложно, но один раз услышав – уже ни с чем не перепутаешь. Это «тяжелый», интенсивный металлический звук, в котором, однако, очень много «грязи» - почти до грани с панком. Ранние блэк-группы русским слушателям временами напоминают «Гражданскую оборону». При этом, в отличие от того же дэт-металла и грайндкора, гитары, как правило, не перестраивались на более низкий лад, что и приводили к сравнительно высокому звучанию. Отметим и три важных отличия от будущих последователей: Venom не применяли грим, не использовали искаженный вокал и открыто заявляли, что сатанизм для них – не более, чем способ привлечь к себе внимание, коммерческая «замануха». Отмечу, что при всем при том, влияния Venom большинство из звезд стиля второй-третьей волны влияния Venom не отрицали. С музыкальной точки зрения достаточно послушать первые альбома два или три, они были на самом деле хороши. Забавно, что в последствии участники группы чем только не занимались – даже со Scooter в турне ездили, что для правоверного металлиста и вовсе не простительно.

Окончательно сформировалось это направление в творчестве следующей группы – уникального шведского проекта Bathory.


«Удивительно, на что способна шведская водка…»

Большинство из именитых «блэкарей» стараются нагнать вокруг себя как можно больше таинственности, но основатель Bathory большую часть жизни занимался прямо противоположным. Единственным постоянным участником группы был Томас Форсберг, более известный под своим псевдонимом Quorthon Seth. Он умер от сердечной недостаточности в 2004 году, после этого группа распалась, хотя было выпущено еще некоторое количество архивного материала. Но нас больше интересует начало его пути, а точнее – первые четыре альбома. Они-то и есть настоящий блэк-металл, которому подражали все остальные.

По словам основателя группы, в начале восьмидесятых он был поклонником Venom и Motorhead и сам пытался играть в том же духе. Но с составом были постоянные трудности, большинство его сверстников мечтали повторить успех Europe, а вовсе не играть мрачные гимны повелителю ада. Впервые песни Bathory появились на сборнике Scandinavian Metal Attack: причем, в некоторых интервью Куортон потом рассказывал, что группы как таковой не было и записывалось все это едва ли не шутки ради. Шутка удалась: именно его творчество публика приняла едва ли не восторженней, чем остальных коллег по сборнику вместе взятых. Надо было ковать железо и записывать альбом – что и было проделано.

Первые два альбома группы мало отличаются друг от друга: грязный звук, сравнительно простые песни и хриплый, озверевший вокал. Как сам автор позднее иронически комментировал: «Я хотел петь как Лемми из Motorhead, но для этого надо лет двадцать глушить виски, а потому у меня получалось только истошно орать». К тому же, писалось это все в гараже, по колено в запчастях… Парадоксально, но все это только сработало на успех группы: в записи есть какая-то дикая, пробирающая до костей атмосферность, которую невозможно воспроизвести в других условиях. Невозможно в прямом смысле слова: впоследствии, последователи не раз записывали кавер-версии на творчество Куортона, которые были чище записаны, лучше спродюсированы и правильнее сыграны – но звучали скучно, не цепляли за живое как тем самые оригиналы, записанные шведским подростком при помощи дешевой гитары и шведской водки. Первый, одноименный альбом. Считается шедевром едва ли не целиком, на втором – очень хороша заглавная песня Return of Darkness and evil… Темы охватывали сатанизм, некромантию, армагеддон – в общем, все, что нужно озлобленному подростку.

Уже третий альбом группы Under the sigh of Black Mark был поинтереснее музыкально, но не растерял первобытной свирепости и атмосферы, пропитанной оккультизмом и магией. На нем появились такие великолепные шедевры как Woman of Dark Desires – настоящий гимн, посвященный собственно Элизабет Батори, мрачная Call from the Grave с больной и зловещей обработкой похоронного марша и эпическая Enter the Eternal Fire, густотой атмосферы способная поспорить со многими фильмами ужасов. Следующий альбом группы, Blood Fire Death, стал переходным: песни стали несколько медленнее, замысловатее по структуре… Изменилась и тематика: большую роль стала в ней играть скандинавская мифология. И действительно: уже вступление называется Odens Ride over Nordland и в нем можно расслышать ржание лошадей и далекое пение, которое плавно переходит в красивейшую балладу – вот только это уже следующая композиция, A Fine Day to Die. Впрочем, баллада длилась недолго – и взорвалась яростным «боевиком», повествующим о битвах скандинавских викингов. Им же был посвящен и второй шедевр альбома – заглавная композиция «Кровь Пламя Смерть», состоящая из нескольких частей, где балладное звучание переходит в термоядерный металл и обратно. И музыка альбома, и его тексты оказали немалое влияние на участников второй и третьей волны блэк-металл, хотя некоторые из них это воздействие отрицали.

Отмечу только, что Куортон редко давал концерты и не использовал грим, а сатанизм и для него не был религией. И уж тем более все те ужасы, которые он расписывал в своих песнях, не были для него руководством к действию. Все это появилось позднее, у второй волны блэк-металл. Кстати, тоже скандинавской.


«Отдел по борьбе с блэк-металл»

Если верить слухам, то именно такое подразделение и было создано в скандинавском МВД в первой половине 90-ых годов прошлого века. Благо, музыканты, игравшие тогда, не ограничивались вызывающим звучанием и имиджем. Они принялись действовать. Большая часть активности связана с норвежскими группами Burzum, Mayhem и, в меньшей степени, Emperor.

История о том, как лидер и единственный участник Burzum зарезал основателя Mayhem, освещалась часто и широко, в том числе, совсем недавно, и в нашем журнале. Но это были далеко не единственные преступления, совершенные музыкантами направления: началось все с поджогов церквей, так как участники блэк-металл движения считали себя сатанистами и, одновременно, наследниками воинов-викингов – а пребывание церквей на земле своих воинственных предков, соответственно, воспринимали как оскорбительное. Вот храмы и заполыхали – благо, в Норвегии они были деревянными. Совершались участниками движения и убийства: к примеру, Бард Фауст, участник Emperor зарезал гомосексуалиста, который подошел к нему с предложением уединиться в городском парке. Самот из той же группы осуждался за участие в упомянутых выше поджогах церквей. Басист группы Tchort тоже получал срок за нанесение тяжких телесных повреждений. В общем, настоящий блэк-металист просто обязан был посидеть в заключении … Или, на худой конец, совершить самоубийство, как Dead, вокалист раннего состава Mayhem. Кстати, его тело обнаружил соратник по группе, Иеронимус (будущая жертва Гришнака) и сперва понаделал фотографий, а потом уже сообщил куда следует. Одна из тех фотографий была опубликована потом на обложке бутлега группы. По рассказам Иеронимуса, он еще и съел кусочки мозга своего мертвого приятеля, но это уже может быть просто байкой.

Впрочем, не уголовщиной единой отличался этот стиль от других. Музыкальная составляющая почти не изменилась, скорее, находки Bathory были расширены и углублены. Гитаристы чаще всего использовали тремоло, суховатый дисторшн превращал звук в сравнительно монотонную стену, оказывающую гипнотическое впечатление. Ударники часто использовали бласт-биты, а вокалисты предпочитали либо резкий скрипящий крик либо несколько истерические вопли. Про некоторых из них рассказывали, то перед записью они просто орут, пока не сорвут голос и отсюда получается этот своеобразный тембр. Если оставить шутки в сторону, то надо отметить, что характерный для жанра и действительно жутко звучащий вокал, так называемый «скриминг», с точки зрения звукоизвлечения заметно сложнее, скажем, дэт-металлического гроулинга и технически схож с пресловутым горловым пением.

Ну и, конечно, грим… Пресловутый корпс-пейнт, «трупная раскраска», которая была одним из непременных признаков стиля, действительно заставляла музыкантов выглядеть нечеловечески жутко, словно чудовища или демоны из ада. По некоторым версиям, она была призвана имитировать лицо жертв чумы, но это маловероятно.

С годами стиль развивался – так это принято называть в современном мире. Музыканты перестали совершать противоправные поступки и раскрашивать лица. Музыка тоже стала «развиваться», добавились клавишные, мелодичность, женский вокал. В общем, стиль стал безопасной причудой, которая хорошо продается – каких-нибудь Cradle of Filth с удовольствием воспевает и мейнстрим-пресса. Отрадно отметить, что некоторые музыканты так и остались опасными отморозками: если не в уголовном, то хотя бы в творческом плане. До сих пор попадают под запреты концерты Mayhem, не так давно едва не угодили в польскую тюрьму участники Marduk – после очередного, особо «впечатляющего» концерта. Ну и, наконец, Граф Гришнак, отсидев за убийство, вышел на свободу и начал записывать один за другим новые альбомы Burzum. Уж он-то отлично понимает, что для настоящего блэкаря «прогресс» - это ругательство, а потому записывает все ту же монотонную, злобную, но величественную и пропитанную густейшей атмосферой музыку, которая и есть настоящий блэк-металл – и это слово, в его случае, по-прежнему звучит гордо и жутко.

Кто есть кто

Практически «национальным видом спорта» для блэкарей стали разборки на тему кто «истинный», а кто позер. Для тех, кто только начинает знакомиться с жанром, привожу список этапных или просто наиболее выдающихся альбомов.

Bathory – все альбомы по 1988 год включительно, более поздние тоже хороши почти без исключений, но, как правило, не относятся к блэку.

Mayhem – De Mysteriis Dom Sathanas, эталон стиля и одна из его вершин. Позднее творчество отошло от ими же созданных канонов, но тоже любопытно.

Burzum – часть альбомов писалась в тюрьме и представляет собой блэк-эмбиент. Внимания достойны все записи.

Satyricon – появились позднее, буянили тише. В уголовщине, кажется, вообще замешаны не были, но записали несколько убойных дисков. Хороши их ранние записи, пиком стал альбом Nemesis Divina. Позднее увлеклись экспериментами и стали ориентироваться на коммерческий успех.

Darkthrone – еще один эталон стиля. Послушайте их гениальный A Blaze in the Northern Sky, если хотите понять, что такое настоящий скандинавский блэк.

Immortal – не сатанисты, склонны вообще воспевать природу – правда, не лютики-цветочки, а скорее мороз и снег. Послушайте их Battles in the North, посмотрите клипы..

Существуют национальные школы блэка: к примеру, греческая, шведская, польская считаются довольно уважаемыми. Любопытна и история «Черного Легиона», французской блэк-металлической группировки, о которой мы, возможно, расскажем отдельно. К сожалению, сейчас этот стиль в его первозданной мощи и красоте практически вымер, да и просто потерял актуальность – как музыкальную, так и идеологическую. Но это не отменяет величия того, что было сделано.

Поддержите DARKER!

Это важно! Нам нужна ваша помощь. Станьте спонсором DARKER и получите эксклюзивный ранний доступ к материалам из новых номеров и не только!

Читайте также: