Выправка металлических опор вл

Обновлено: 29.04.2024

4.2.1. Периодические осмотры следует проводить в дневное время электромонтерами и инженерно-техническим персоналом в соответствии с годовым планом-графиком технического обслуживания путем обходов или объездов.

4.2.2. Осмотр производится с целью визуальной проверки состояния ВЛ. Результаты осмотра регистрируются в листке осмотра (приложение 5).

4.2.3. Осмотр ВЛ, включенных в план ремонтов на будущий год, следует проводить на основании перечня дефектов в целях уточнения объемов ремонта на основании инструментальных проверок загнивания древесины деревянных опор (приложение 6), состояния железобетонных опор, сопротивления заземления опор (приложение 7), сопротивления петли "фаза-нуль", расстояний от проводов до земли и зданий и сооружений, крон деревьев, кустарников (приложение 8). По результатам осмотров составляются ведомости ремонтных работ, рассчитываются объемы трудозатрат, составляются сметы и спецификации.

4.2.4. Верховой осмотр ВЛ следует проводить в целях тщательного осмотра траверс, крюков, кронштейнов, штырей, проволочных и других типов вязок, изоляторов, проводов и креплений узлов и элементов. Результаты осмотра регистрируются в листке осмотра.

4.2.5. Осмотр ВЛ после стихийного явления производится в целях выявления дефектов и повреждений, вызванных стихийным явлением (сверхрасчетный гололед, ледоход и разливы рек на участках ВЛ, сооруженных в поймах рек, ливни, ураганы, оползни, обвалы, пожары вблизи ВЛ и т.п.). Осмотр могут производить электромонтеры и инженерно-технические работники. Результаты осмотра регистрируются в листке осмотра.

4.2.6. Осмотр после автоматического отключения ВЛ релейной защитой производится по решению руководства РЭС на основании записей в оперативном журнале за предыдущие сутки и анализа отключений за предыдущие месяцы. При осмотре необходимо обратить внимание на наличие дефектов, приводящих к самоустраняющимся автоматическим отключениям ВЛ. Результаты осмотра регистрируются в листке осмотра.

4.2.7. Записи о неисправностях, требующих немедленного устранения, из листков осмотра вносятся мастером в журнал дефектов, а выполненные работы заносятся в журнал учета (приложения 9, 10). Главным инженером РЭС устанавливается срок и способ устранения неисправностей и назначается ответственный за выполнение. После устранения отмечается его дата.

4.3. Проверки и измерения

4.3.1. Просека ВЛ должна содержаться в безопасном в пожарном отношении состоянии. Следует поддерживать установленную ширину просек и производить обрезку деревьев и расчистку от кустарников.

Работы на просеках ВЛ, проходящих по землям государственного лесного фонда, должны производиться в соответствии с требованиями Лесного кодекса РФ.

Отдельные деревья, растущие вне просеки и угрожающие падением на провода или опоры ВЛ, должны быть вырублены с последующим уведомлением об этом организации, в ведении которой находятся насаждения, и оформлением лесорубочных билетов (ордеров).

4.3.3. Проверка степени загнивания (или обгорания) деревянных элементов опор с помощью специальных инструментов и приспособлений производится с целью выявления степени загнивания древесины или обгорания стойки.

4.3.4. Проверка сопротивления заземления опор должна производиться в сухую погоду в период наибольшего просыхания грунта.

Полученные значения сопротивлений сравниваются с нормативным и в случае превышения производится соответствующая запись в ведомости проверок и измерений.

4.3.5. При проверке расстояний от проводов ВЛ и ответвлений до поверхности земли, зданий или сооружений, инженерных коммуникаций, крон деревьев, кустарников полученные значения сравниваются с допустимым значением по ПУЭ. Результаты проверок заносятся в ведомости измерений расстояний. Выявленные нарушения по допустимым расстояниям должны быть устранены в кратчайшие сроки.

4.3.6. При проверке состояния железобетонных элементов опор выявляются: оголение арматуры, растрескивание бетона, раковины, сколы. При наличии приборов и методик неразрушающего контроля рекомендуется измерять прочность бетона (а при необходимости защитный слой бетона, степень напряжения арматуры в предварительно напряженных элементах). Результаты заносятся в ведомость проверок и измерений железобетонных опор (железобетонных элементов опор).

4.3.7. Проверка сопротивления петли "фаза-нуль" производится в целях выявления превышения фактического значения сопротивления петли по сравнению с нормативным, результаты проверки заносятся в ведомость и паспорт ВЛ. Работы по устранению дефекта следует выполнять незамедлительно.

5. Плановый ремонт ВЛ

5.2. Плановые работы по комплексному ремонту ВЛ, проходящих по сельскохозяйственным угодьям, территориям предприятий, в охранных зонах инженерных сооружений, должны производиться по согласованию с землепользователями, соответствующими предприятиями и организациями.

5.3. Плановые работы по комплексному ремонту ВЛ с проводами вещания (совместная подвеска) производятся с предварительным уведомлением владельцев проводов вещания.

5.4. До начала производства работ мастером должны быть поданы заявки на отключение объектов сети, на которых предусматривается выполнение работ, требующих отключения. В случае необходимости отключения потребителей персонал РЭС или участка электрических сетей должен своевременно уведомлять промышленных, коммунальных или сельскохозяйственных потребителей о причине отключения и его продолжительности.

5.5. Комплексный ремонт рекомендуется выполнять силами бригад централизованного ремонта с выдачей им нормированных заданий.

Конкретные сроки проведения и объемы ремонтов устанавливаются с учетом технического состояния объектов и располагаемых ресурсов. Приоритетность объектов при планировании ремонтов устанавливается с учетом требований к надежности электроснабжения потребителей, степени резервирования сети, перспективных планов реконструкции. Согласовываются объемы ремонта, выполняемые подрядными организациями.

5.7. За счет средств на капитальный ремонт выполняются работы по восстановлению первоначальных или близких к ним характеристик ВЛ, в том числе осмотры и проверки, необходимые для определения объема.

Выправка металлических опор вл

Примечание. Характеристика дефектов и виды ремонта приведены для опор, находящихся в неагрессивной среде. Дефектные опоры, расположенные в агрессивной среде, подлежат ремонту независимо от величины дефекта, при этом ремонт опор должен производиться химически стойкими антикоррозионными покрытиями.

5.3.6. Полимерцементные растворы приготовляются смешиванием цемента и песка с последующим добавлением эмульсии полимера и воды; раствор во время приготовления тщательно перемешивается.

При заделке раковин и сколов полимерцементный раствор втирается с помощью шпателя или мастерка в трещину, смоченную предварительно 10%-ным раствором эмульсии. Спустя час место заделки смачивается водным раствором эмульсии, присыпается сухим цементом и заглаживается гладилкой.

5.3.7. Полимерцементная краска должна готовиться на месте производства работ не ранее чем за 3-4 ч до начала работ.

Краска наносится в два слоя кистью на поверхность бетона, предварительно увлажненную 10%-ным раствором полимерной эмульсии. Второй слой наносится через 1-2 ч после первого.

5.3.8. В агрессивной среде мелкие трещины на поверхности бетона должны окрашиваться химически стойкими перхлорвиниловыми материалами (например, лаком марки ХСЛ). Окрашиваемая поверхность промывается растворителем Р-4, грунтуется слоем лака марки ХСЛ и затем покрывается слоем смеси лака марки ХСЛ с цементом, смешиваемым в соотношении 1:1 по массе. После просушки обоих, слоев наносится слой перхлорвиниловой эмали марки ПХВ-32 или ПХВ-23.

5.3.9. Железобетонные бандажи, применяемые для ремонта опор с вертикальными трещинами, должны иметь поперечную рабочую арматуру, а для ремонта опор с горизонтальными трещинами — продольную рабочую арматуру.

Края бандажа должны на 20 см перекрывать зону разрушения бетона. В месте наложения бандажа поверхность бетона опоры насекается зубилом.

После установки арматуры устанавливается опалубка, пространство между поверхностью опоры и опалубкой заполняется бетоном.

5.3.10. В местах больших сколов бетона (с обнажением арматуры) крепится арматурная сетка, которая затем заполняется бетоном.

5.3.11. Перед нанесением защитных покрытий или заделкой дефектов поверхность бетона следует очистить от грязи и пыли, а отслоения бетона — удалить.

Очистку поверхности бетона и обнаженной арматуры следует производить стальными щетками или скребками; масляные пятна удаляются ветошью, смоченной в бензине, ацетоне или других растворителях.

5.3.12. Выправка промежуточных одностоечных свободностоящих одноцепных и двухцепных опор, имеющих наклон поперек ВЛ, производится созданием тяжения в сторону, противоположную наклону опоры. Тяжение создается с помощью тягового механизма, обеспечивающего плавное увеличение усилия прилагаемого к тяговому тросу. Механизм должен быть удален от опоры, подлежащей выправке, на расстояние не менее 1,2 ее высоты.

До начала работ по выправке опор со стороны, противоположной наклону опоры, откапывается узкий котлован по диаметру стойки глубиной 1,2-1,5 м. При откапывании грунта экскаватором котлован должен быть ориентирован вдоль линии, возможно ближе к стволу опоры, чтобы избежать чрезмерного нарушения грунта в плоскости действия тягового усилия.

Выправке подлежат опоры при угле наклона стойки более 1є (т.е. при отклонении вершины опоры от вертикального положения более чем на 25-40 см при длине стоек от 16 до 26 м). При наклоне стойки опоры на угол более 3° от вертикали выправка должна производиться немедленно.

опор с тросовыми оттяжками — изменением длины и тяжения в тросах оттяжек путем подтягивания гаек анкерных U-образных болтов;

опор с оттяжками из круглой стали (стержневой арматуры) —регулированием длины оттяжек с помощью талрепов.

5.3.14. Все виды оттяжек опор (в том числе, оттяжки внутренних связей опор, шпренгельные оттяжки траверс и др.) независимо от их конструктивного выполнения (из тросов, круглой стали) должны быть натянуты без видимой слабины.

5.3.15. Виды ремонта тросовых оттяжек в зависимости от степени уменьшения площади поперечного сечения троса оттяжек указаны в п. 4.6.3.

5.3.16. Тросы оттяжек и элементы крепления их к опоре и анкерным болтам должны периодически смазываться, оттяжки из круглой стали должны окрашиваться. В качестве антикоррозионных покрытий могут быть использованы смазки типа ЗЭС.

5.4. Ремонт металлических опор

5.4.1. Элементы опор, потерявшие из-за коррозии более 20% поперечного сечения, должны быть заменены или усилены при капитальном ремонте ВЛ (см. разд. 4).

5.4.2. Элементы опор, получившие в процессе эксплуатации прогибы свыше допустимых, должны быть либо заменены, либо выправлены с помощью домкратов или стяжных болтов. Заменяемые поврежденные участки пояса или решетки опоры вырезаются, на их место накладываются равнопрочные отрезки металла, необходимого профиля и длины, которые соединяются с поясами или решеткой сваркой или. на болтах.

При сварке соединений запрещается накладывать поперечные сварные швы.. Длина швов, размеры и количество болтов должны быть определены расчетом.

5.4.3. Ослабленные заклепочные соединения должны быть усилены расклепкой или заменой заклепок, а ослабленные болтовые соединения — подтягиванием гаек.

5.4.4. Заваренные места, накладки, и другие вновь установленные детали должны быть тщательно очищены от коррозии и окрашены.

5.4.7. Металлические опоры (подножники) перед окраской должны быть тщательно очищены от ржавчины, остатков старой краски и грязи. Особое внимание при очистке следует обратить на узлы соединения отдельных деталей опор и подножников, а также места крепления опор к подножникам и фундаментам! Перед окраской опоры и подножники очищаются от грязи и ржавчины металлическими щетками и специальными металлическими скребками.

Подготовка поверхности металлических опор под окраску может производиться и без очистки ржавчины — путем обработки ее химическими реактивами (преобразователем ржавчины).

5.4.8. Для окраски металлических опор следует применять атмосферостойкие красители (на натуральных маслах, на эпоксидной основе).

При отсутствии указанных красок допускается применение лаков на битумной основе, которые наносятся на опору не менее чем в два слоя; второй слой наносится после высыхания первого (не менее чем через 15-16 ч). Для продления срока службы такого покрытия необходимо в верхний слой битумного лака добавлять 15% алюминиевой пудры (по массе).

Смешивание битумного лака с алюминиевой пудрой должно производиться непосредственно перед окраской в количестве, не превышающем потребность для работы одной смены (при более продолжительном хранении пудра теряет способность всплывать на поверхности лака). Во избежание взрыва при открывании и пересыпке алюминиевой пудры запрещается применять металлический инструмент.

5.4.10. Очистка и окраска опор производится, как правило, сверху вниз, т.е. сначала работы производятся на тросостойках и траверсах, а затем на стойках или стволе опоры.

5.4.11. При окраске верхних частей опор на ВЛ, находящихся под напряжением, следует соблюдать особую осторожность при работе на угловых опорах, на средней и нижней траверсах двухцепных опор, на опорах типа "рюмка".

5.4.12. Ведра с краской не должны подвешиваться на опоре над проводами и изоляторами. Подвешивать ведра с краской на траверсах разрешается не ближе 1 м от места крепления изолирующих поддерживающих подвесок.

При окраске концов траверс промежуточных опор, для предотвращения попадания краски на изоляторы, на шапку верхнего изолятора, подвески, должен надеваться специальный поддон.

в течение ближайших трех месяцев - при наличии в гирлянде изолирующей подвески свыше 20 до 30% неисправных изоляторов;

при очередном капитальном ремонте - при наличии в гирлянде изолирующей подвески до 20% неисправных изоляторов.

4.11.5. Значение допустимого отклонения поддерживающих изолирующих подвесок от проектного положения вдоль ВЛ должно быть не более:

5.1.1. Капитальный ремонт ВЛ или отдельных участков должен производиться в сроки, устанавливаемые в зависимости от конструкции ВЛ, технического состояния ее элементов и условий эксплуатации (природные условия, агрессивность атмосферы и грунтовых вод, состояние грунтов и др.) .

Периодичность капитального ремонта ВЛ на железобетонных и металлических опорах - не реже 1 раза в 12 лет, ВЛ на опорах с деревянными деталями - не реже 1 раза в 6 лет.

За счет средств на капитальный ремонт могут осуществляться работы по замене отдельных опор, деталей опор, проводов, изоляторов, а также по установке деревянных опор ВЛ на приставки и другие работы (см. п. 5.1.5).

Замена всех опор в течение одного капитального ремонта ВЛ не допускается. В отдельных случаях разрешается для ВЛ, сооруженных на деревянных опорах и эксплуатируемых в неблагоприятных условиях (на заболоченных участках и т.п.), сплошная замена опор на отдельных участках ВЛ. Длина участков, на которых разрешается сплошная замена опор при очередном капитальном ремонте, не должна превышать 15% протяженности ВЛ (включая отпайки). Общее количество заменяемых деревянных опор не должно превышать 30% количества установленных на ВЛ опор.

5.1.3. За счет средств на капитальный ремонт выполняются все подготовительные работы по ремонту, в том числе измерения и испытания, необходимые для определения объема капитального ремонта.

5.1.4. В тех случаях, когда проведение капитального ремонта ВЛ или отдельного ее участка экономически нецелесообразно, за счет средств на капитальный ремонт должны осуществляться только работы по поддержанию отдельных элементов ВЛ в состоянии, обеспечивающем ее нормальную эксплуатацию в течение соответствующего периода. К таким случаям относятся:

а) намечаемый перенос ВЛ в связи с предстоящим строительством на одном из участков трассы предприятий, отдельных сооружений и зданий;

б) проектируемые или предполагаемые техническое перевооружение, реконструкция или модернизация ВЛ (см. разд. 9).

Вынос небольших участков ВЛ (отдельных опор), связанный с изменением технических нормативов или условий эксплуатации, допускается производить за счет средств на капитальный ремонт.

расчистка трасс (очистка просек от кустарника, порубочных остатков, хвороста, сучьев, зарослей, сваленных деревьев); на работы по очистке трасс в пределах просеки не требуется оформление разрешения в органах лесного хозяйства;

вырубка вне просеки деревьев, угрожающих падением на провода ВЛ (с последующим оформлением лесорубочных билетов, ордеров);

Типовая инструкция по техническому обслуживанию и ремонту воздушных линий электропередачи напряжением 0 ,38 - 20 кВ с неизолированными проводами. РД 153-34.3-20.662-98. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003 .

Типовая инструкция предназначена для руководителей и специалистов предприятий (районов, участков) электрических сетей, для инженерно-технического персонала, электромонтеров, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт воздушных линий электропередачи напряжением 0 ,38 - 20 кВ с неизолированными проводами.

1 . Общая часть

1.1 . Настоящая Типовая инструкция устанавливает порядок технического обслуживания и ремонта воздушных линий электропередачи напряжением 0,38 - 20 кВ с неизолированными проводами (далее ВЛ).

1 .2 . На основе настоящей Типовой инструкции по распоряжению главного инженера предприятия электрических сетей могут быть разработаны с учетом конкретных условий эксплуатации ВЛ дополнения и изменения этой Инструкции.

2 . Организация эксплуатации ВЛ

2 .1 . Эксплуатация воздушных линий электропередачи напряжением 0,38 - 20 кВ заключается в поддержании их в работоспособном состоянии путем осуществления технического обслуживания и ремонта.

2 .2 . Техническое обслуживание ВЛ состоит из комплекса мероприятий, направленных на предотвращение преждевременного износа элементов и (или) их разрушения. Качественное и своевременное техническое обслуживание является основным условием, обеспечивающим надеж н ую работу ВЛ в межремонтный период.

2 .3 . Ремонт ВЛ заключается в проведении комплекса мероприятий для восстановления первоначальных характеристик ВЛ или отдельных ее элементов.

2 .4 . При техническом обслуживании и ремонте производится плановое устранение дефектов ВЛ. Дефекты или повреждения элементов, которые представляют не пос редс твенную угрозу безопасности населения и обслуживающего персонала, возникновения пожара и т.п., должны устраняться незамедлительно.

2 .5 . Техническое обслуживание и ремонт, а также другие работы, непосредственно связанные с эксплуатацией ВЛ, следует выполнять с использованием транспортных средств, специальных машин, механизмов и приспособлений.

2 .6 . Машины, механизмы и приспособления рекомендуется размещать на ремонтно-про и зводственны х базах (РП Б) или ремонтн о-эксплуатационны х участках (пунктах) предприятий и районов электрических сетей.

При этом машины, механизмы и различного рода приспособления, постоянно используемые для централизованного обслуживания ВЛ, целесообразно закреплять за бригадами.

2 .7 . Ответственность за нормальную эксплуатацию средств механизации возлагается на производственное подразделение, за которым эти средства закреплены. Ответственность за состояние такелажных приспособлений, инструмента и другого оборудования, и своевременные ремонт и испытания возлагается на руководителей (мастеров) производственных подразделений, за которыми это оборудовани е закреплено.

Результаты осмотров и испытаний механизмов, такелажных приспособлен и й и другого оборудования следует заносить в журнал учета.

2 .8 . Хранение и пользование инструментом и приспособлениями должны производиться с соблюдением требований действующих Правил б е зопасности при работе с инструментом и приспособлениями , Правил применения и испытания средств защиты, используе мы х в электроустановках, технические требования к ним.

Хранение н е исправного или непригодного для работы инструмента и приспособлений вместе с исправным и пригодным не допускается.

2 .9 . В помещении, предназначенном для хранения инструмента, приспособлений, инвентаря, необходимого для эксплуатации ВЛ, следует иметь список хранящихся механизмов, инструмента и приспособлений с указанием срока их очередных испытаний или осмотра.

2.10 . Предприятию, осуществляющему эксплуатацию ВЛ, разр е шается выполнять в охранных зонах все виды работ по техническому обслуживанию, ремонту или реконструкции ВЛ.

Плановые работы по ремонту и реконструкции ВЛ, пр о ходящих по сельскохозяйственным угодьям, должны производиться по согласованию с землепользователем и, как правило, в период, исключающи й повреждение сельскохозяйственных культур.

Работы по предотвращению нарушений в работе ВЛ и ликвидац и и последствий таких нарушений могут производиться в любое время года бе з согласования с землепользователями, но с ув едомлением их о проводимых работах и последующим оформлением соот вет ствую щи х документов.

2 .11 . Порядок эксплуатации ВЛ, находящихся на балансе ПЭС и проходящих по территории предприятий и организаций, в полосе отвода железных и автомобильных дорог, вблизи аэродромов, в охранных зонах трубопроводов и линий связи, следует согласовыва ть с соотве тствующими предприятиями и организациями.

2 .12 . П е рсоналу ПЭС предоставляется право беспрепятственно го доступа к ВЛ для проведения всех видов работ.

2 .13 . При техническом обслуживании и ремонте ВЛ следуе т п рименять комплексные методы, обеспечивающие выполнение всех ви дов работ на данной ВЛ в полном объеме за возможно короткий с рок.

2 .14 . Техническое обслуживание и ремонт ВЛ, выполняемые комплексным методом (работы группируются в комплексы по номенклатуре и периодичности), рекомендуется осуществлять бригадами централизованного обслуживания, оснащенными необходимыми специал и зированными машинами, средствами механизации, инвентарем, защитными средствами, средствами связи. За бригадами закрепляются производственные и бытовые помещения: кладовые, склады, мастерские, гаражи для автотранспорта и механизмов, раздевалки и душевые. Бригады обеспечиваются необходимой нормативно-технической документацией и производственными инструкциями.

2 .15 . При комплексном проведении работ р е монтный персонал и средства механизации рекомендуется сосредотачивать на ремонтируемом объекте, что позволит сократить длите льность отключения объекта, улучшить использование трудовых и материальных ресурсов.

В ряде случаев из-за рассредоточенности объектов ремонта и различной периодичности выполнения работ целесообразно проведение однотипных работ специализированными бригадами на одной или нескольких ВЛ (например, расчистка трасс, замена приставок и т.д.).

2 .16 . Безопасность при выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту должна обеспечиваться путем выполнения организационно-технических мероприяти й , предусмотренных действующими Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок, нормативными документами и технологическими картами. Комплексный ремонт объектов должен выполняться по проектам производства работ.

Персонал, выполняющий ремонтные работы под напряжением, должен пройти соответствующее обучение.

2 .17 . Выбор объемов и методов ремонта и технического обслуживания ВЛ должен осуществляться инженерно-техническим персоналом предприятия электрических сетей или РЭС на основании технико-экономического обоснования с учетом местных условий.

3 . Планирование работ по техническому обслуживанию и ремонту ВЛ, оформление технической документации

3 .1 . Для обеспечения планирования работ РЭС по техническому обслуживанию и ремонту ВЛ распределительных сетей напряжением 0,38 - 20 кВ рекомендуется составлять:

Рекомендации по выправке железобетонных одностоечных свободностоящих опор ВЛ напряжением 35 кв и выше


Настоящие Рекомендации предназначены для выполнения работ по устранению наклона (выправке) железобетонных одностоечных свободностоящих одноцепных и двухцепных опор воздушных линий электропередачи (ВЛ) напряжением 35 кВ и выше, имеющих отклонение от вертикали в плоскости, перпендикулярной линии, образовавшееся вследствие смещения опоры в грунте .Выправка опор может производиться как с отключением, так и без отключения ВЛ.

Выправке подлежат опоры при отклонении стойки от вертикали более чем на:

  • 25 см - для опор с вибрированными стойками длиной 16 м;
  • 35 см - для опор с центрифугированными стойками длиной 22 м;
  • 40 см - для опор с центрифугированными стойками длиной 26 м.

При отклонении стойки от вертикального положения, превышающем указанное в графе 5 табл. 1 значение, выправка опоры производится немедленно.

Не подлежат выправке опоры с центрифугированными или вибрированными стойками, имеющими на высоте менее 5 м от уровня земли:

  • поперечные трещины с шириной раскрытия более 0,4 мм;
  • сколы бетона глубиной более 25 мм, длиной 1 м и более с обнажением арматуры для стоек из вибробетона и площадью более 25 см2 для стоек из центрифугированного бетона.

Выправке не подлежат также стойки опор, имеющие искривление (изгиб).

В скальных и мерзлых грунтах выправка опор запрещается.

Выправка опор производится поперек оси линии созданием тяжения в сторону, противоположную наклону опоры.


Рис. 1. Схема выправки железобетонной опоры:

а - отклонение опоры от вертикали; h - высота опоры; 1 - стойка; 2 - откапываемый котлован; 3 - тяговый трос; 4 - динамометр; 5 - блок; 6 - лебедка

Тяжение производится с помощью тягового механизма, обеспечивающего плавное увеличение усилия в тяговом тросе. Контроль за тяжением осуществляется с помощью динамометра, включенного в тяговый трос.

В качестве тягового механизма может использоваться автомашина с лебедкой или ручная лебедка МТМ-1,6.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТКЛОНЕНИЯ СТОЙКИ ОПОРЫ ОТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

Отклонение стойки опоры от вертикального положения определяется с помощью теодолита или отвеса.

С помощью отвеса отклонение стойки опоры определяется следующим образом:

На наклоненной стойке опоры по оси ВЛ на высоте около 2,0 м наносится первая точка, на расстоянии 1,5 м ниже первой - вторая (рис. 2).

К верхней точке прикладывается отвес, с помощью линейки измеряется расстояние между нитью отвеса и нижней точкой.

По результатам измерений и табл. 1 определяется отклонение стойки опоры и необходимость ее выправки.

При определении отклонения стойки опоры с помощью отвеса необходимо исключить влияние ветра на отвес.



Рис. 2. Измерение наклона опоры:

а - расстояние между нитью отвеса и нижней точкой; 1 - верхняя точка; 2 - нижняя точка; 3-отвес

Значения отклонений стойки опоры, подлежащей выправке

Отклонение (см) нити отвеса и стойки опоры, при котором выправка производится

в плановом порядке

Отклонение нити отвеса на длине 1,5 м

Отклонение стойки от вертикали

С вибрированными стойками длиной 16 м

С центрифугированными стойками длиной 22 м

С центрифугированными стойками длиной 26 м

Примечание. Значения отклонений стойки опоры от вертикали приняты в соответствии с «Объемом и нормами испытаний электрооборудования: РД 34.45-51-300-97» (М.: НЦ ЭНАС, 1998) и «Методическими указаниями по оценке технического состояния воздушных линий электропередачи напряжением 35-750 кВ и их элементов» (М.: СПО ОРГРЭС, 1996).

3. ПОРЯДОК ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ ПО ВЫПРАВКЕ ОПОР

3.1. До начала работ по выправке опор производится оценка возможности их выполнения (см. п.1.5 настоящих Рекомендаций), определяется наличие и расположение ригеля, в зависимости от состояния грунта уточняется необходимая глубина откопки котлована и определяются необходимые способы усиления заделки опор в грунте (установкой ригелей, созданием банкеток и т.д.).

3.2. Заглубление опоры в грунте определяется по данным измерения высоты наземной части опоры или расстояния от контрольной риски (наносится на стойке опоры при изготовлении на расстоянии 4,5 м от комля) до уровня грунта.

3.3. Со стороны, противоположной наклону опоры, удаляется грунт вручную или с помощью механизма (экскаватора, буровой машины), не нарушающего значительно целостности грунта.

3.4. При работе вручную откапывается узкий котлован по диаметру стойки глубиной 1,2 - 1,5 м. Ширина котлована в верхней части должна составлять около 30 см. Ригели, если они имеются, откапываются полностью и отсоединяются от стойки.

3.5. При откапывании грунта экскаватором котлован должен быть ориентирован вдоль линии на расстоянии не менее 0,5 м от стойки опоры, чтобы избежать излишнего нарушения грунта в плоскости действия тягового усилия (рис. 3).

Р ис. 3. Котлован, откапываемый с помощью механизма:

1 - опора; 2 - котлован

3.6. При применении буровой машины диаметр бура должен составлять 0,4 - 0,7 диаметра стойки опоры, подлежащей выправке. Центр бура устанавливается на расстоянии 0,5 м от тела опоры.

3.7. При необходимости котлован вручную очищается от земли.

3.8. После откопки котлована на стойке опоры на высоте около 4 м от земли крепится тяговый трос. Тросовая петля крепится к стойке с борта автомобиля или с земли с подъемом ее шестом или рейкой. Необходимость установки деревянных прокладок между тросовой петлей и телом стойки опоры определяется состоянием бетона стойки. Диаметр троса должен быть не менее:

13 мм - при выправке опор с вибрированными стойками; 17 мм - при выправке опор с центрифугированными стойками.

3.9. В тяговый трос включается динамометр 4 (см. рис. 1) с пределом измерения до 5,0 т.

3.10. Для обеспечения плавности хода тягового механизма рекомендуется применять блок 5 (схему удвоения к тяговому механизму) - см. рис. 1.

3.11. Плавным увеличением тяжения производится перемещение стойки опоры в плоскости, перпендикулярной оси ВЛ. Стойка двухцепной опоры перемещается до вертикального положения; вершина стойки опоры, имеющей неуравновешенный момент (одноцепные ВЛ) и наклон в сторону двух траверс, должна быть перемещена за вертикальное положение на 20 - 30 см.

3.12. Тяговое усилие, прилагаемое к стойке опоры, не должно превышать значений, приведенных в табл. 2.

Для типов стоек, не указанных в табл. 2, значение изгибающего момента в сечении стойки на уровне земли, создаваемого при выправке, не должно превышать 50% его предельного значения. Таблица 2

Значения тягового усилия при выправке опоры

Тяговое усилие (т) не более

СК-1, СК-2, СН-1, СН-2, СН-3, С-301, С-302

СН-220, С-220к, СН-220-пр

СК-4, СК-4а, СК-5, СК-6, СК-8

Вибрированные СВ-1, СВ-2, СВ-3

3.13. Допускается появление волосяных трещин на стойке, образующихся при выправке железобетонных опор с ненапряженной арматурой.

3.14. По окончании выправки пустоты вокруг стойки опоры заполняются гравийно-песчаной смесью или крупнозернистым песком с послойным уплотнением (трамбованием).

3.15. Если опора до выправки имела отклонение от вертикали более указанного в графе 5 табл. 1 значения или недозаглубление более 20 см, ее заделка после выправки должна быть усилена соответственно установкой ригелей или созданием банкетки с ригелями.

Ригели устанавливаются на глубине порядка 30 см от поверхности грунта.

Высота банкетки должна быть равной двойной высоте недостающего заглубления; ригель размещается внутри банкетки (рис. 4).

Во всех случаях ригели следует устанавливать вдоль линии; установка ригелей поперек линии не допускается.


Рис. 4. Усиление заделки железобетонной опоры банкеткой с ригелем:

1 - положение стойки после выправки; 2 - положение стойки до выправки; 3 - ригель; 4 - банкетка; 5 - гравийно-песчаная смесь

4. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

4.1. При организации и производстве работ по выправке опор должны соблюдаться требования "Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок" (М.: Энергоатомиздат, 1989).

4.2. Работы по выправке железобетонных одностоечных опор производятся в соответствии с технологическими картами на этот вид работ, утвержденными руководством энергопредприятия, и настоящими Рекомендациями.

4.3. Работа по выправке опор на ВЛ производится по наряду-допуску бригадой в составе: производителя работ с группой по электробезопасности не ниже IV, двух электромонтеров - с группой не ниже III, двух водителей механизмов (буровой машины или экскаватора) - с группой по технике безопасности не ниже II. При этом члены бригады должны пройти обучение производству данного вида работ на отключенной ВЛ.

4.4. Выправку опор не допускается производить при наличии трещин и сколов бетона, регламентированных в п.1.5 настоящих Рекомендаций.

4.5. Перед началом работ необходимо проверить исправность инструмента, механизмов, приспособлений, такелажа и защитных средств (табл. 3), обратив особое внимание на сроки их испытаний.

4.6. Сигналы и команды, которыми управляется работа механизмов, отрабатываются заранее и напоминаются при инструктаже и допуске бригады к работе.

4.7. В момент натяжения тягового троса члены бригады должны находиться на расстоянии от стойки опоры не менее ее высоты, а тяговый механизм - не менее 1,2 ее высоты.

4.8. Запрещается производить выправку опор при скорости ветра свыше 10 м/с, в темное время суток, при тумане, гололеде, при не полностью оттаявшем грунте.

4.9. Запрещается применять в качестве тягового механизма автомобиль без лебедки.

4.10. При производстве работ по выправке опор на ВЛ, находящейся под напряжением, тяговый механизм и механизмы на резиновом ходу должны быть заземлены.

Заземление может быть установлено непосредственно на тросе или тяговом механизме.

При применении тягового механизма на гусеничном ходу заземление не требуется.

Читайте также: