Является ли бронза драгоценным металлом

Обновлено: 05.07.2024

В мире множество самых разнообразных металлов. Стоимость металла напрямую зависит от его количеств на планете. Металлы делятся на природные и искусственно получаемые в лабораторных условиях. И безусловно, как можно предположить, искусственно созданные будут дороже.

В Топ-10 не попадает серебро, которое остаётся на 12 месте, немного опережая 13 место — индий и уступая 11 месту — рутению.

10 место СКАНДИЙ

Природный редкоземельный металл. Легкий и высокопрочный, серебристого цвета с желтым отливом. Впервые элемент был обнаружен в 1879 году шведским химиком Ларсом Нильсоном, который назвал его в честь Скандинавии. Скандий применяется в мире высоких и инновационных технологий. Его используют при конструировании роботов, ракет, самолетов, спутников и лазерной техники. Сплавы данного металла служат в спортивной сфере — для изготовления высококлассного инвентаря. Самые крупные месторождения богатых скандием минералов находятся в Норвегии и на Мадагаскаре.

10 самых дорогих металлов в мире, фото № 1

Стоимость грамма скандия зависит от чистоты металла, но усреднённая стоимость 3-4 доллара. На биржах драгметаллов не продаётся. В ювелирной промышленности используют оксид скандия для производства фианитов.

9 место РЕНИЙ

Существование металла было предсказано Д.И.Менделеевым в 1871 году, но впервые его открыли в 1925 году немецкие химики и назвали в честь реки Рейн. Относительно чистый рений удалось получить только в 1928 году. Для получения 1 грамма рения требовалось переработать более 600 кг норвежского молибденита.

Рений — серебристо-белый металл, очень плотный, занимает третье место по температуре плавления среди металлов. Используется в электронной и химической промышленности. Имеет стратегическое значение, т.к. используется в космических и военных целях.

По природным запасам рения на первом месте в мире стоит Чили, на втором США, а на третьем Россия. Рений получают при переработке сырья с очень низким содержанием целевого компонента. Его запасы в России не более 15 тонн.

10 самых дорогих металлов в мире, фото № 2

Цена на грамм рения в среднем 5 долларов.

В ювелирной промышленности не используется.

На международных биржах металл не продаётся.

8 место ОСМИЙ

Был открыт в 1803 году двумя британскими химиками. Название металл получил от греческого слова osme, что означает «запах». Осмию присущ довольно резкий и неприятный запах, напоминающий смесь чеснока и хлорки.

Осмий — голубовато-серебристый металл платиновой группы, характеризующийся высокой плотностью, тяжёлый, хрупкий. В чистом виде не существует, встречается только в связках с другим металлом из платиновой группы — иридием.

Добывают данный металл на Урале, в Сибири, Южной Африке, Канаде, США и Колумбии. Используется в сплавах в химической промышленности и фармакологии.

10 самых дорогих металлов в мире, фото № 3

Цена одного грамма осмия на мировом рынке составляет 12-17 долларов.

На биржах металл не продаётся.

7 место ПЛАТИНА

Цивилизации Анд доколумбовой Южной Америки добывала и использовала её с незапамятных времён. Первыми европейцами, познакомившимися с платиной в середине 16 века, были испанские конкистадоры, которые и дали ему пренебрежительное название, что означало в переводе «маленькое серебро», «серебришко». Отношение объясняется тугоплавкостью платины, которая не поддавалась переплавке и долгое время не находила применения, она ценилась вдвое ниже серебра.

Примечательно, что испанский король в 1735 году повелел платину в Испанию не ввозить, чтобы мошенники не могли расплачиваться ей вместо ценного серебра. При разработке россыпей в Колумбии повелевалось отделять её от золота и топить под надзором королевских чиновников в глубокой речке, которую стали именовать Платино-дель-Пинто. Королевское распоряжение было отменено через 40 лет, когда мадридские власти приказали доставлять платину в Испанию, чтобы самим фальсифицировать золотые и серебряные монеты. С нею познакомились алхимики, считавшие самым тяжёлым металлом золото, а оказавшаяся более тяжёлой платина была наделена адскими чертами.

В 1790 году во Франции из платины был изготовлен эталон метра, а позже эталон килограмма.

В России платину впервые обнаружили на Урале близ Екатеринбурга 1819 году, а в 1824 году были открыты платиновые россыпи в Нижнетагильском округе. Разведанные запасы платины были столь велики, что Россия на долгие годы заняла первое место в мире по добыче этого металла. В настоящее время лидером является ЮАР.

В природе платина встречается только как сплав с другими металлами.

Металл отличается особым блеском и пластичностью. Активно используют в ювелирной, оружейной, медицинской промышленности. В России и СССР платина применялась при изготовлении монет и знаков отличия за выдающиеся заслуги.

Российский спрос на ювелирную платину в настоящее время составляет 0,1 % от мирового уровня.

10 самых дорогих металлов в мире, фото № 4

Платина торгуется на международной бирже драгметаллов.

10 самых дорогих металлов в мире, фото № 5

6 место ИРИДИЙ

Мир впервые узнал о нем в 1803 году благодаря британскому химику С. Теннанту, который его открыл одновременно с осмием.

Иридий- металл платиновой группы, тяжелый, твердый и одновременно хрупкий, серебристо-белого цвета. Имеет высокую коррозийную стойкость даже при температуре 2000 °C.

В чистом виде в земных породах не встречается, поэтому высокая концентрация иридия в образцах породы является индикатором космического метеоритного происхождения последних.

Самостоятельно иридий практически нигде не применяется и используется для создания сплавов. Ювелиры добавляют его к платине, поскольку он делает её твёрже, а украшение из такого сплава становится практически вечным. Также он востребован при изготовлении хирургических инструментов, электроконтактов, точных лабораторных весов. Из него делают кончики для дорогих авторучек. Иридий применяется в аэрокосмической технике, биомедицине, стоматологии, химической промышленности.

10 самых дорогих металлов в мире, фото № 6

В течение года мировая металлургия расходует приблизительно одну тонну данного металла. Основное месторождение иридия находится в ЮАР.

Его стоимость равняется около 47-50 долларам за грамм.

Иридий продаётся на биржах драгметаллов.

5 место ЗОЛОТО

Люди добывают золото с незапамятных времён, археологи находят его в обиходе человека с 5 тысяч лет до н.э. в эпоху неолита в самородках. Начало системной добычи было положено на Ближнем Востоке, откуда поставлялись золотые украшения, в т.ч. в Египет.

В России до Елизаветы золото не добывалось. Оно ввозилось из-за границы в обмен на товары и взималось в виде ввозных пошлин. Первое открытие запасов золота было сделано в 1732 году в Архангельской губернии, где вблизи одной деревни была обнаружена золотая жила.

Латинское aurum означает «жёлтое».

Золото — один из немногих металлов, встречающихся исключительно в чистом виде. Чистое золото — металл жёлтого цвета, тяжёлый плотный металл, мягкий, высокопластичный.

Традиционным и самым крупным потребителем золота является ювелирная промышленность. Все ювелирные изделия изготавливают не из чистого золота, а из его сплавов с другими металлами, значительно превосходящими золото по механической прочности и стойкости.

Запасы золота в мире распределено так: около 10 % — в промышленных изделиях, остальное делится приблизительно поровну между централизованными запасами (в основном, в виде стандартных слитков химически чистого золота), собственностью частных лиц в виде слитков и ювелирными изделиями.

10 самых дорогих металлов в мире, фото № 7

США, Китай и Австралия — лидеры по золотодобыче.

Стоимость грамма золота на мировом рынке около 45-50 долларов. Золото и иридий постоянно соперничают в цене, меняясь местами в рейтинге самых дорогих металлов.

10 самых дорогих металлов в мире, фото № 8

4 место ПАЛЛАДИЙ

Назван в честь астероида Паллада, открыт во время изучения платиновых руд в 1803 году.

Палладий — легкий, пластичный серебристо-белый металл из платиновой группы. Он очень легкоплавкий, хорошо полируется, не тускнеет и довольно стоек к коррозии.

Главное направление использования палладия — ювелирная промышленность. Мастера ценят его гибкость и легковесность, что позволяет создавать из него самые удивительные произведения ювелирного искусства.

Металл широко применяется в химической промышленности, медицине, для создания электроники и пр.

Крупнейшее месторождение палладия находится в России.

10 самых дорогих металлов в мире, фото № 9

Стоимость палладия за последние несколько лет сильно возросла и составляет около 60 долларов за грамм.

Палладий торгуется на международной бирже драгметаллов.

10 самых дорогих металлов в мире, фото № 10

3 место РОДИЙ

Открыт в Англии в 1803 году (плодородный год на открытие металлов. ) в ходе работ с самородной платиной. Назван в честь розы (греч.), т.к. типичные соединения родия имеют глубокий тёмно-красный цвет.

Родий — это твердый благородный металл, обладающий мощнейшими отражающими свойствами, стойкостью к окислению и коррозии. За год во всем мире добывается всего лишь 30 тонн родия.

Применяют для изготовления зеркал и фар, в автомобильной и химической промышленности.

Ювелиры используют электролиты родия для получения износостойких и коррозионно-устойчивых покрытий. В дорогой и высококачественной бижутерии можно встретить родированное покрытие.

Монеты из родия выпускает США, но не как платёжное средство, а в качестве объекта инвестирования средств.

Руанда выпускает монету из чистого родия как платёжное средство.

10 самых дорогих металлов в мире, фото № 11

Самые крупные месторождения находятся в России, Канаде и ЮАР.

Стоимость родия сильно выросла за последнее время, колеблется в пределах 185 -190 долларов за грамм.

Родий торгуется на международной бирже драгметаллов.

2 место ОСМИЙ-187

Металл осмий-187 изотоп, является результатом распада изотопа рения с огромнейшем периодом полураспада. Соотношение изотопного состава осмия и рения позволяет определять возраст горных пород и метеоритов.

Изотопов осмия множество и их разделение представляет собой сложную задачу. Именно поэтому некоторые изотопы довольно дороги.

Самый редкий среди них осмий-187, процесс добычи которого отличается особой сложностью и занимает около девяти месяцев. В результате его получают в виде черного мелкокристаллического порошка с фиолетовым оттенком. Его считают самым плотным на планете. При этом он очень хрупок, его можно растолочь в обычной ступе на мелкие частички. Он имеет важное научно-исследовательское значение, его используют как катализатор химических реакций, для изготовления измерительных приборов высокой точности и в медицинской отрасли.

10 самых дорогих металлов в мире, фото № 12

Казахстан — первое и единственное государство, продающее чистый Осмий-187 на мировом рынке.

Стоимость Осмия-187 оценивается в 200 тысяч долларов за 1 грамм.

Этот изотоп не торгуется на бирже драгметаллов и более того, его международная торговля строго контролируется, пресекается любая контрабандная продажа.

Лидер рейтинга! 1 место КАЛИФОРНИЙ-252

На земле сегодня нет металла, который стоил бы дороже. Рекорд стоимости зафиксирован в Книге Гиннеса. Он является одним из изотопов калифорния.

Баснословная цена составляет 10 миллионов долларов за грамм.

Мировой запас — 8 граммов, а ежегодная добыча –30-40 микрограмм. Получают редкий металл путем сложнейшей и долговременной работы в лабораторных условиях. В чистом природном виде не встречается, полностью искусственного происхождения. Впервые был получен учёными в 1950 году в США.

10 самых дорогих металлов в мире, фото № 13

Главная ценность калифорния-252 состоит в его невероятной энергии, сравнимой с энергией среднего атомного реактора. Применяется в ядерной физике и в медицине в качестве лучевой терапии раковых новообразований. С его помощью научились определять месторождения золота и серебра. Используют для выявления дефектов в реакторах и самолетах, которые невозможно выявить даже при помощи рентгена.

В мировом рейтинге самых дорогих веществ калифорний-252 занимает 2 место, уступая по цене лишь Антиматерии.

Необычные украшения из дорогих металлов, натуральных камней и не только — в каталоге Ярмарки Мастеров:

Является ли бронза драгоценным металлом

Драгоценные металлы и сплавы

Физические характеристики

Ювелирными изделиями называются изделия, изготовленные из драгоценных металлов и камней, а также из других долговечных материалов, при условии их высокохудожественной обработки.

К драгоценным металлам относятся: золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (иридий, палладий, осмий, рутений, родий), а также их сплавы.

Драгоценные металлы обладают красивым внешним видом, хорошим блеском, устойчивостью к химическим и атмосферным воздействиям, прочностью и высокой твердостью. Эти достоинст ва драгметаллов обусловили их применение в ка честве материала для изготовления ювелирных изделий. Для повышения прочности драгметаллы применяются в виде сплавов.

Золото - очень мягкий, легко тягучий металл, обладающий значительной механической прочно стью. Оно в слитках имеет чисто желтый цвет с сильным металлическим блеском. Примесь сереб ра или платины ослабляет желтый цвет, а добав ление меди придает золоту красноватый оттенок. Температура плавления золота 1063 °С.

В холодном состоянии обладает отличной ков костью (позволяет получить листы толщиной до 0,0001 мм) и свойством в волочении вытягиваться в проволоку сечением 0,05 мм и меньше. Один грамм золота может быть вытянут в проволоку длиной около 1 километра.

Золото химически устойчиво, с кислородом воздуха не соединяется. Растворяется в смеси двух крепких кислот: 1 часть азотной и 3 части со ляной ("царская водка").

В природе встречается главным образом в рудах цветных металлов и в самородном состоянии, причем в самых разнообразных формах - в виде кристаллов, пластинок, чешуек, волокон, зерен, кусочков и кусков весом от нескольких граммов до нескольких килограммов.

Платина - серебристо-белый металл с серова тым оттенком, по цвету и блеску напоминающим олово. В самородном состоянии в природе почти не встречается, добыча платины производится промывкой платиносодержащих песков. В кисло тах (кроме "царской водки") нерастворима. Для

увеличения твердости и прочности ее сплавляют с золотом, серебром, медью или металлами плат новой группы - радием, иридием, палладием.

В ювелирном производстве платина использует ся как оправа под бриллианты и для изготовлен: комбинированных (составных) изделий. Применя ется, как правило, платиновый сплав 950 пробы.

Палладий - металл серебристо-белого цвета. Встречается в природе в самородном состоянии вместе с платиной. Обладает значительной ковко стью и тягучестью, плавится при температуре 1554 °С. Растворяется в азотной кислоте и "царской водке".

Применяется для изготовления ювелиры изделий в сплавах с золотом ("белое золото"), и этом используется обесцвечивающая способность металлов платиновой группы.

Палладий - самый молодой из драгметалл применяемых в ювелирном производстве.

В основном применяются палладиевые сплавы 500 и 850 проб.

Осмий, рутений, родий - тугоплавкие блестящ ие металлы платиновой группы серебристо-бе лого цвета. В природе встречаются вместе с плати ной ("платиновые спутники"). В ювелирной практ ике применяются в качестве декоративных плавок (напаек) на золотых изделиях, а так же в виде компонентов для увеличения твердости и прочности других драгметаллов или изменения цвета драгметаллов.

Серебро - блестящий, белый, очень ковкий металл. В природе иногда встречается в самород ном виде, но чаще всего входит в состав полиме таллических руд (свинец, цинк, серебро), всех металлов серебро обладает наивысшей отражательной способностью: отражает 94 процентов падающих на него лучей света. Хорошо восприним ает полировку, плавится при темпере 960,5 °С . Реагирует с серной и азотной кислотами.

В ювелирных изделиях наиболее часто применяется в сплавах с медью, а в чистом виде – для се ребрения недрагоценных металлов. Изделия из серебра, выпущенные в России до 1927 года, яв ляющиеся антикварными, имеют золотниковую пробу.

Сплавы драгоценных металлов

Большинство драгоценных металлов обладают такой высокой степенью ковкости, вязкости и тя гучести, что применение их в чистом виде практи чески невозможно, поэтому в ювелирном произ водстве применяются в основном сплавы драгме таллов, образуемые сплавлением одного или не скольких металлов друг с другом или с недрагоценными цветными металлами.

Сплавы золота

Из большого количества золотых сплавов в ювелирном производстве применяются очень немногие. Компоненты, составляющие сплав (лига тура), как правило, состоят из меди, бронзы или латуни.

Для изготовления ювелирных изделий в ос новном используют тройные сплавы — золота, се ребра и меди, реже двойные - золота с серебром, золота с медью, золота с палладием или платиной и др.

Сплавы серебра

В производстве ювелирных изделий наиболее часто употребляются медно-серебряные сплавы 875° (пробы), для изготовления серебряных изде лий с эмалевыми покрытиями - сплав 916°, для филигранных изделий - 960° и выше.

Сплавы платины

Белые сплавы, содержащие платину, приме няются в ювелирном деле для изготовления вер хушек, декоративных наплавок (напаек) и оп рав под драгоценные камни (в основном - брил лианты), а также отдельных ювелирных изде лий.

Сплавы "платиновых спутников"

Применение в ювелирном деле сплавов палла дия, осмия, рутения, родия приведено в предыдущем разделе.

Сплавы цветных металлов

Основные металлы, применяемые в ювелир ном производстве: бронза, латунь и мельхиор.

Бронза — сплав меди с оловом, алюминием и кремнием. Обладает приятным золотистым цветом, прочна. Идет на художественное литье.

Латунь - сплав меди с цинком, иногда с до бавлением свинца, олова, железа, никеля или другими металлами, называемыми томпаками или полутомпаками. Используется для изго товления металлической бижутерии. Имеет желтый, желто-золотистый или бледно-золотис тый цвет.

Мельхиор - сплав меди с никелем (80% меди + 20% никеля). Обладает большой тягучестью, легко обрабатывается в холодном состоянии, приго ден для глубокой штамповки. Мельхиор исполь зуется как оправа для армирования хрустальных изделий. Для изготовления различных столовых приборов применяется мельхиор с последующим серебрением.

Методы определения проб

Для определения проб (опробирования) драг металлов и их сплавов существуют следующие ос новные методы: реактивом хлорного золота, про бирными реактивами, на пробном камне, химиче ским и муфельным методами.

В условиях таможенного контроля предпочтительно опробование реактивом хлорного золота и пробирными реактивами.

Реактив хлорного золота

Представляет собой раствор хлорного золота в воде. Имеет золотисто-желтый цвет. Применяется при испытании золотых слитков и изделий от низ копробных до 600 пробы, служит для определе ния металла и, ориентировочно, его пробы перед более точным опробированием кислотными про бирными реактивами. Способ применения: на чистую отполирован ную или зачищенную поверхность определяемого металла (сплава) наносится капля реактива хлор ного золота. На смоченной раствором поверхности большинства металлов быстро образуется пятно от выделившегося осадка золота, цвет которого зависит от примеси образовавшегося осадка хлорной соли испытуемого металла и приобретает раз личные оттенки, по которым и определяются ме таллы.

На сплаве золота 580-600° остается узкий светло-коричневый ободок по всей окружности капли. Чем ниже проба металла (сплава), тем темнее пятно.

Серебро, медь, латунь, свинец чернеют моментально

Таблица определения металлов реактивом хлорного золота

Определяемый металл (сплав)

Цвет

Цвет пятна
от капли реактива

Время образования пятна

Алюминий и его сплавы

Желтое, постепенно темнеет

Платина и ее высокопробные сплавы

Олово и его сплавы

Цинк и его сплавы

Низкопробный сплав серебра и меди

Белое золото (583°)

Чистое золото и его высокопробные сплавы

Низкопробные сплавы золота (ниже 583°)

Темно-каштановое или зеленое

Кислотные реактивы

Представляют собой прозрачные кислотные растворы для опробования сплавов золота следую щих проб: 375, 500, 583, 750, 875, 900, 916, 958. Быстро разрушаются на свету и на открытом воз духе, поэтому требуют хранения во флаконах из темного стекла с притертыми пробками. Срок хра нения 3-4 месяца.

Хромпик (двухромовокислый калий) Раствор оранжевого цвета, применяется для опробования серебра от 500 пробы и выше. На сплавах до 750° две-три капли хромпика, опус каемые последовательно на одно и то же место и снимаемые фильтровальной бумагой, оставляет светло-коричневое пятно. На сплавах и издели ях выше 750° этот реактив оставляет красные пятна, яркость которых повышается с повыше нием пробы сплава. На изделиях и сплавах 916 пробы и выше хромпик оставляет ярко-красное пятно.

Азотно-кислое серебро

Прозрачный раствор, изготовлен для определения проб серебра: 750, 800, 875, 916, на которых остается светло-серое пятно. На сплавах и издели ях низших проб - более или менее густые белые пятна.

Порядок хранения этих растворов такой же, как и для кислотных реактивов.

Все реактивы при попадании на кожу могут причинить ожоги, поэтому при пользовании ими следует быть максимально осторожным. Реактив, попавший на кожу, следует немедленно смыть теплой водой с мылом или содой (для нейтрализа ции действия кислоты).

Таблица соответствия проб золота

Золотниковая (Россия до 1927 г.)

Каратная (зарубежные страны)

Метрическая (Россия, современная с 1927 г.)

Таблица соответствия проб серебра

Примечание. Приведенные таблицы содержат толь ко пробы, применяемые в настоящее время и применяв шиеся ранее для ювелирного производства.

Пробы платины и металлов платиновой группы в таблицах не приводятся, т. к. они применяются в спла вах, пробы которых даны непосредственно в описаниях этих сплавов .

Пробы

Достоинство сплава, из которого изготовлены платиновые, золотые, серебряные изделия, опре деляется пробой, показывающей содержание драгметалла в условном количестве весовых еди ниц этого сплава.

До 1927 года в России проба выража лась числом золотников в одном фунте сплава (1 фунт = 96 золотников). Например, золотой сплав 56 пробы содержал 56 золотников чистого золота и 40 золотников лигатуры (добавочных компонен тов) в фунте.

Для перевода золотниковой пробы в метричес кую можно применять следующую формулу:

Х=125*А/12, где X - метрическая проба; А - золотниковая проба.

Пример: кольцо 56 золотниковой пробы.

Х = 125*56/12 = 583°.

В Англии, США и некоторых других зарубеж ных странах применяется так называемая карат ная система проб, при которой 1000 метрических проб соответствует 4-м каратным. Не следует пу тать это с единицей веса драгоценных камней - каратом, равным 0,2 г.

Для перевода каратной пробы в метрическую применяется формула:

Х=125*В/13, где X — метрическая проба; В - каратная проба.

Приемы ручной обработки и украшения драгоценных металлов

Технические приемы, применявшиеся при производстве изделий из драгоценных металлов, в различных странах в течение тысячелетий в ос новных чертах остались сходными. Почти одинаковые их описания с разницей лишь в деталях да ны в "Естественной истории" Плиния, римского писателя, жившего в I веке н. э., в трактате немец кого монаха Теофила, XI век, в труде о ювелирном искусстве итальянского скульптора и ювелира XVI века Бенвенуто Челлини, в русских рукопис ных руководствах для мастеров XVII и XVIII ве ков и вплоть до современности. XIX век внес неко торую механизацию в приемы обработки драго ценных металлов, которая в основном сводится к ускорению и удешевлению производства.

Ниже мы рассмотрим приемы обработки.

Ковка - была одной из первых техник обработ ки драгоценных металлов, которую узнал чело век. Она основана на свойствах золота и серебра расплющиваться и растягиваться, не ломаясь под давлением или ударом.

Серебро можно ковать как в холодном, так и в горячем виде, золото - только в холодном виде. Для того чтобы выковать сложный предмет, при меняют молотки, чеканки и наковальни фигур ной формы.

Ковка придает золоту и серебру плотность и упругость. Кованые предметы отличаются сечка нированной поверхностью с мягким мерцающим блеском.

Литье - по древности своего происхождения уступает только ковке. Благодаря тому, что золо то и серебро сравнительно легко плавятся, литье широко применяется в ювелирном деле для изго товления как небольших, так и массивных пред метов или их частей (например, ручек украшений на крышках сосудов).

Резьба - благодаря мягкости золота и серебра любые изображения и орнаменты могут быть лег ко нанесены на их поверхность.

В то время как чеканка, басма, эмаль хорошо смотрятся и на расстоянии, так как их красота ос нована на контрасте светлых и темных пятен или на контрасте разных цветов, резьба не обладает яркими декоративными качествами.

Искусство резьбы - это искусство особенно утонченное, тонкие линии вырезаны на металле, рассчитаны на пристальное разглядывание, на любование вблизи.

Особый вид глубокой резьбы назывался "Оброн ". При этом виде резьбы фон около изображения или надписи "опускается" (обирается) при по мощи резца, благодаря чему изображение стано вится чуть рельефнее.

Чеканка - один из самых трудных приемов украшений серебряных изделий, доступный дале ко не каждому мастеру. Рельефная чеканка основана на свойстве золота и серебра растягиваться при ударе твердым предметом. У хорошего масте ра имелось в наборе несколько сот чеканов собст венного изготовления.

В XIX веке ручную чеканку, где каждая мельчайшая деталь сделана от руки, а потому индивидуальна и неповторима, начали заменять механи ческой штамповкой и вальцовкой.

Басма - ни в одной стране не нашла такого распространения, как на Руси. Басма - ручное тиснение изображения и узоров на тонких листах золота и серебра. Тисненые узоры передают плас тические формы, но отличаются от чеканки неко торой расплывчатостью и мягкостью рельефа. Благодаря тонкости листа, басма легко может быть смята, поэтому ее чаще употребляли не для украшений предметов быта, а для окладов икон, деталей иконостасов, царских врат, киотов, крес тов, церковных книг.

Басма не требует большого количества металла и потому широко применялась в древней Руси.

Скань - ажурные или напаянные на металли ческий фон узоры из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, скрученной в виде верево чек или гладкой. Это одна из самых распростра ненных техник ювелирного дела, известных с древнейших времен. Со сканью неразрывно связа на зернь - мелкие блестящие металлические ша рики, напаянные на сканый орнамент, или самостоятельное украшение на гладь металла.

Скань делают из "чистоты", т. е. из чистого зо лота и серебра, которые благодаря малому количеству или отсутствию примесей настолько мяг ки, что способны вытягиваться в тонкую проволо ку.

Припой - один из важнейших приемов при из готовлении скани и украшении зернью. На очень древних изделиях, украшенных сканью и зернью, припой совсем не виден, в них поражает особен ная чистота и четкость работы. До последнего вре мени ученые бились над разгадкой тайны древне го припоя, так как даже современная рентгенов ская техника не могла обнаружить места скрепле ния скани и зерни на предметах, и только профес сор Ф. Я. Мишуков раскрыл секрет припоя. Как говорится, все гениальное - просто. Русские мас тера смешивали ртуть, золото и серебро в опреде ленной пропорции, а затем сильно нагревали, ртуть испарялась, а золото и серебро сплавлялись с предметом намертво.

Чернь - ни в одной стране не получила такого развития, как в России, где она славилась особой прочностью. Чернь - это особый сплав сернистого серебра, на первый взгляд похожий на уголь, со стоящий из серебра, меди (олова), свинца и серы в определенной пропорции. Так как чернь - это ме талл, то он легко и прочно сплавляется с основ ным металлом предмета.

Эмаль - это особый сплав стекловидной мас сы, окрашенный в разные цвета окисями метал лов. После обжига превращается в твердую блес тящую массу с устойчивыми, яркими красками.

окись олова - белый цвет;

окись железа - желтый и цвет морской волны;

окись меди – бирюзовый;

иридий - стальной, серый, черный;

окись урания и серебра - желтый.

Эмали бывают перегородчатые, выемчатые, по резьбе (гравировке), по литью, по сканому орна менту (или в сканых обрамлениях), по чеканному литью или штампованному рельефу, прозрачные (оконные), живописные (расписные) и поливные (по гладкой поверхности).

Эмаль лучше всего ложится на золото. Золото плавится при высокой температуре, эмалевая масса не окисляется и прочно держится. На сереб ре применяются более плавкие эмали.

Перегородчатая эмаль - это эмаль, заключенная в ячейках, образованных тонкими металличе скими полосками, припаянными на ребро к ме таллическому предмету, в основном к золоту.

Эмаль выемчатая, по литью, резьбе (грави ровке) - по технике значительно проще эмали пе регородчатой. Рисунок глубоко вынимается (вы резается) в толще металла, а получившееся в ре зультате углубление заполняется эмалью, после чего предмет подвергают обжигу, а затем полиру ют.

Эмаль по снимаемому орнаменту (в сканых обрамлениях) - широко применялась в России с XVI века. Отличительные особенности: делалась без контроэмали и не полировалась.

Эмаль по рельефу - передает объемные плас тичные формы. Наиболее сложная техника, тре бующая наивысшего мастерства.

Эмаль прозрачная (оконная) - этот техничес кий прием требует большого навыка и осторожно сти в работе. Прозрачная эмаль украшает предметы из скани (ажурные) или выпиленные в металле. Она не получила в России широкого рас пространения. Встречается только в предметах XIX - XX столетия.

Эмаль живописная - заключается в том, что золотая или медная пластинка (или предмет) по крывается слоем однотонной эмали и обжигается. По этому фону наносят кистью особыми эмалевы ми красками с эфирными маслами орнамент или изображение, после чего обжигают.

О бронзе: самое основное

Наши изделия выполнены из бронзы - древнейшего сплава, “родившегося” 5 тысячелетий назад. по сути, бронза - это медь с добавлением небольшого количества олова: благодаря этой добавке сплав становится прочнее чистой меди.

2. Есть ли на металле какое-то покрытие?

Нет. Темные места на изделиях - результат чернения, то есть химической и температурной обработки металла. Все сверкающие поверхности - чистый металл, отполированный до зеркального блеска.

3. Темнеет ли бронза со временем?

Слегка. Темная «благородная» патина формируется в результате взаимодействия частиц металла с кислородом - и, по сути, защищает его поверхность от дальнейшего окисления и разрушения. И бороться с этим, в общем-то, не нужно - так изделие может выглядеть даже более благородным!

Но, когда бронзовое изделие долго лежит “без дела”, особенно на влажном воздухе, оно может потускнеть и приобрести зеленоватый оттенок. В этим видом налета (патины) стоит разобраться: она постепенно разрушает металл, провоцируя формирование углублений на его поверхности.

Бороться с этим не так и сложно — см.следующий вопрос.

И, в любом случае, если у вас возникли подобного рода сложности - пишите нам, и мы обязательно решим их))

4. Как ухаживать за бронзой?

Регулярно протирать изделие мягкой (фланелевой или шерстяной) тканью. желательно смазанной пастой ГОИ (продается в магазинах ювелирных принадлежностей).

Если к пасте ГОИ доступа нет, существуют и более «народные» методы:

  • Купите порошок цикория (продается в кофейных отделах, стоит меньше 100 рублей). Порошок нужно развести прохладной водой до получения пасты, напоминающей жидкое тесто, нанести на поверхность бронзы и аккуратно протереть поверхность мягкой щеткой, а затем смыть водой и вытереть изделие досуха.
  • Лимонный сок + сода: 1) - вымыть предмет теплой водой, удаляя крупную грязь и пыль. 2) - сделать из сока и соды делаем густую, но влажную пасту, и нанести ее на металл; 3) - мягкую губку или щетку и обработать поверхность; 4) - подержать предмет под слоем пасты еще 15-20 минут, смыть и вытереть изделие насухо.
  • Соль, мука и уксус: вымыть изделие в теплой воде, обсушить, смазать смесью “мука+соль+уксус”, смазать той “пастой” изделие и натереть сухой тряпочкой. По необходимости повторить. В конце, как обычно, вымыть изделие и вытереть досуха.

5. Какие камни вы используете?

Фианит, или кубический циркон, искусственный драгоценный камень, который синтезируется в лабораторных условиях из двуокиси циркония. Показатели твердости и преломления фианита близки к алмазу, поэтому на глаз отличить этот камень от бриллианта непрофессионалу практически невозможно. Кстати, слово “фианит” происходит от названия Физического института Академии наук СССР (ФИАН), где он впервые был синтезирован в 1970 году.

6. Как правильно подобрать оберег?

Есть два “пути” - логический и интуитивный))

Либо просто посмотрите - и выберите тот, что необъяснимо нравится вам.

Либо найдите статью "Значение оберегов" в нашем блоге - там все расписано подробно.

А если и после этго остнутся вопросы - пишите, мы с радостью поможем вам разобраться!

7. Это - ваши авторские модели?

Создатель и мастер Red Rogue - ювелир с художественным образованием, и большинство моделей выполнены лично им или его помощниками. За исключением нескольких историчных изделий, являющихся полной реконструкцией.

8. Что делать, если мне пришло изделие с браком?

Такое случается очень редко, но и на старуху бывает проруха. Сообщите нам об этом сразу же, как только обнаружите брак - и, если это действительно наш “косяк”, мы, конечно же, обменяем это изделие. В этом случае повторная пересылка будет осуществляться за наш счет.

9. Что делать, если я хотел бы такое же, но с перламутровыми пуговицами?

12. Могу ли я заказать изделие по собственному эскизу?

13. Работаете ли вы с драгоценными металлами?

14. Будет ли скидка, если я закажу несколько изделий?

КОЛЬЦА И ПЕРСТНИ:

Как мне определить размер кольца?

Размер кольца - это, по сути, диаметр обхвата пальца. Поэтому возьмите любое удобное вам кольцо и буквально линейкой измерьте его внутренний диаметр (в самом широком месте). Если такого кольца-образца у вас нет, можно изловчиться: в помощью нитки измерить обхват пальца, а потом длину этой нити разделить на 3.14. Либо - если вы все еще сомневаетесь - зайдите в любой ювелирный магазин и подберите подходящего размера колечко.

Самые распространенные размеры женских колец - 15-18, мужских - 19-23.

А еще - отличный вариант, если вы берете кольцо в подарок! - некоторые из наших моделей колец (Серпентина-Змея, Дракончик) незамкнутые, то есть, в общем-то, безразмерные))

Что делать, если размер кольца не подошел?

Если все-таки размер выбранного кольца фатально Вам не подошел - напишите нам, и мы обменяем это колечко на такое же, но подходящего объема. Правда, этот вариант возможен только в том случае, если заказанное у нас кольцо не было Вами повреждено. И еще один момент: в этом случае повторную пересылку Вам придется оплатить самостоятельно.

Бижутерные сплавы и мифы. Сталь, титановый, монель, шпиатр, бронза, аллой, силумин

Сталь. Сплав железа с углеродом с добавлением легирующих элементов. Благодаря добавкам сталь приобретает высоко коррозионные свойства, а значит, этот сплав нейтрален к человеку: не вызывает аллергии, не вступает в реакцию с потом человека, не меняет свои свойства под воздействием соленой воды и солнца.

Иногда на бирках винтажных украшений можно встретить надпись surgical steel — хирургическая сталь. Из неё делали всевозможные швензы для серёжек. Если у Вас аллергия на многие металлы, то здесь вы можете не сомневаться — от таких серёжек её не будет!

Бижутерные сплавы и мифы. Сталь, титановый, монель, шпиатр, бронза, аллой, силумин, фото № 1

Фото из личного архива.

Полированный сплав стали очень красивый, обладает матовым блеском. Он прочный и не поддается деформации, коррозии, химическим повреждениям. Современные украшения из стали лаконичны и по своему роскошны. Особенно популярны украшения из стали для мужчин.

Украшения из стали не требуют особого ухода, они практически вечны. Стоимость таких украшений не назовёшь низкой.

Сейчас многие именитые дизайнеры дома моды выпускают коллекции украшений со сталью. Современный тренд.

Сталь из недрагоценных металлов, поэтому я на всех основаниях отнесла в статью о бижутерных сплавах.

Бижутерные сплавы и мифы. Сталь, титановый, монель, шпиатр, бронза, аллой, силумин, фото № 2

Винтажное ожерелье-чокер и серьги от Bulgari. Золото, сталь.

Титан и титановый сплав. Для созданию украшений применяют титановый сплав или же почти чистый титан (99,98%). Сплав крепок как сталь, но легче его на 45%. Он не вызывает аллергии. Даже те люди, которые столкнулись с непереносимостью изделий из золота или серебра, могут без проблем носить украшения из титана.

Ювелирные дизайнеры практически не работали с титаном до конца 90ых годов. Это очень прочный металл и попросту не было технической возможности формировать его в изделия. Прочный и сложный для работы = долговечность и износостойкость для потребителя. Спустя годы покупатели оценили такую характеристику титановых украшений. Как мы знаем, ювелирные изделия из золота и серебра легко царапаются от ежедневного ношения, тогда как с титановыми изделиями этого не происходит. Из-за своей твердости титановые кольца не теряют форму.

Бижутерные сплавы и мифы. Сталь, титановый, монель, шпиатр, бронза, аллой, силумин, фото № 3

При нагревании титана или воздействии на него электрическим током, металл высвобождает оксиды и меняет свой цвет. В зависимости от температуры и длительности времени нагрева титана цвета варьируются от желтого и розового до красного, фиолетового и даже черного. Благодаря этому мы можем любоваться украшениями самых разных фантастических оттенков, возникших не благодаря окрашиванию, а порожденных свойствами металла. В сочетании с золотом сплав приобретает приятный соломенный оттенок.

Бижутерные сплавы и мифы. Сталь, титановый, монель, шпиатр, бронза, аллой, силумин, фото № 4

Бижутерные сплавы и мифы. Сталь, титановый, монель, шпиатр, бронза, аллой, силумин, фото № 5

В начале экспериментирования с титаном было почти невозможно купить титановые изделия. Спрос превышал предложение. В 90ых в России на них возросла востребованность у мужского пола. Казалось, что мужчины хотели подчеркнуть свою брутальность самым прочным и крепким металлом.

Сегодня титановые украшения популярны и доступны во многих ювелирных магазинах. Есть мастера-ювелиры, отдающие предпочтение в работе с титаном и титановыми сплавами.

Можно ли назвать ювелирными изделиями титановые украшения? Я говорю — нет.

Титан не драгметалл. И пусть украшения из его сплава делает ювелир и они продаются в ювелирных магазинах, я отнесла его в статью к бижутерным сплавам. Цена титана на данный момент составляет около 6 долларов за килограмм, в зависимости от чистоты. Цена на украшения из титанового сплава разнятся. Есть очень дорогостоящие, они инкрустированы и декорированы ценными материалами или драгоценными камнями, имеют сплав с золотом или другими драгоценными металлами.

В настоящее время можно подобрать украшения с титаном на любой вкус и кошелёк.

Монель. По сути, в наши дни это несколько сплавов. Название «монель» является запатентованной торговой маркой в 1906 году, принадлежащей Special Metals Corporation. Сплав создан Дейвидом Брауном, главным металлургом International Nickel Co. и назван в честь президента компании Эмброуза Монеля. Тот, изначальный сплав, состоял: 63% никеля, 32% меди, 2,5% железа, 2,5% марганца. Сейчас есть другие запатентованный варианты. Монель 400, монель 405, монель K500 и т. д.

По сравнению со сталью, монель сложен в обработке, так как закаливается при более высоких температурах при малых скоростях и малых подачах. Некоторые из сплавов немагнитны.

Я специально включила монель в эту статью, т. к. есть версии среди продавцов, что из него делают бижутерию. Дешёвую бижутерию, на которую у многих аллергия. Никель — аллерген, а в основе монеля никель. Отсюда и досужие домыслы.

Бижутерные сплавы и мифы. Сталь, титановый, монель, шпиатр, бронза, аллой, силумин, фото № 6

Из монеля не делают бижутерию. Из неё производят фурнитуру для молний, пряжки, идентификационные метки для военных, оправу для очков. Пожалуй, это всё, что можно хоть как-то соотнести к миру моды и женской красоты.

Шпиатр или шпиат. Название пришло из польского языка (szpeat — «смесь»). Под этим названием обозначен не один какой-то конкретный сплав, а обобщённое название сплавов различных цветных металлов: меди, цинка, никеля, олова; иногда — цинка с добавлением свинца и железа. К сожалению, не каждый может дать точное определение самому слову “шпиатр”. Его используют в разговоре, но точного рецептурного обозначения сплава не существует.

Самое распространённое понятие значения слова «шпиатр» — это цинк и различные цинковые сплавы, применявшиеся в художественной промышленности 19го — первой трети 20го века в качестве заменителей бронзы. Главное отличие сплава шпиатра от бронзы — наличие в сплаве цинка и никеля. Мастера, создающие предметы искусства из бронзы всегда искали более дешёвые металлы, которые помогут улучшить текучесть сплава и заработать на продаже подделки. В 19ом веке российские и зарубежные мастера методом проб и ошибок выяснили, что цинк прекрасно подходит к бронзе. Цинк был намного дешевле меди и никак не ухудшал сплав. Благодаря этому открытию многие мастера разбогатели, продавая поддельные бронзовые предметы.

Мастеров спустя время разоблачили, т. к. предметы, в которых было больше цинка, чем меди со временем стали терять свой привлекательный цвет. Вещи темнели и покрывались налётом.

Бронзовые подделки встречались чаще в Германии и Франции. У нас на родине цинка было не много, поэтому мастерам приходилось привозить его из-за границы, что существенно влияло на конечную стоимость предмета. В сороковые года 19го века французские умельцы нашли способ, как улучшить цинковые сплавы. С тех пор по всей Европе со стремительной скоростью стали распространятся предметы из шпиатра. Даже появился термин «фальшивая бронза».

Бижутерные сплавы и мифы. Сталь, титановый, монель, шпиатр, бронза, аллой, силумин, фото № 7

Среди коллекционеров ходят разговоры, якобы среди бижутерии 19го века можно встретить поддельное серебро из шпиатра и поэтому я посчитала необходимым включить его в эту статью. Я встречала предметы утвари и посуду 19го века из такого поддельного серебра. Украшения никогда. Т. к. шпиатр очень хрупкий и непрочный сплав, теряющий быстро свою привлекательность, то можно сделать вывод — это очередной миф.

Бижутерные сплавы и мифы. Сталь, титановый, монель, шпиатр, бронза, аллой, силумин, фото № 8

Современные производители в производстве украшений шпиатр не используют.

Бронза. Сплав меди, обычно с оловом в качестве основного компонента, но к бронзам также относят медные сплавы с алюминием, кремнием, бериллием, свинцом и другими элементами, за исключением цинка (это латунь) и никеля (это мельхиор). Традиционную оловянную бронзу человек научился выплавлять ещё в начале бронзового века.

Именно с тех древних времён и начались первые украшения — украшения из бронзы. Исторически первой бронзой был сплав меди с мышьяком — так называемая мышьяковая бронза. По своим свойствам мышьяковая бронза не уступала оловянной, а по разнообразию сортов, пригодных для тех или иных видов хозяйственной деятельности — от ответственных деталей до ювелирных изделий превосходила её.

Бижутерные сплавы и мифы. Сталь, титановый, монель, шпиатр, бронза, аллой, силумин, фото № 9

Бронзовые предметы и украшения VIII—VII веков до н. э. найденные на территории Московской области.

Повсеместное вытеснение к концу бронзового века мышьяковой бронзы другими видами, в том числе оловянной, было связано сразу с несколькими причинами. Основные — токсичность, дороговизна мышьяка.

Алюминиевая бронза благодаря красивому золотисто-жёлтому цвету и высокой коррозионной стойкости до сих пор применяется для изготовления бижутерии и монет. Прочность алюминиевой бронзы увеличивается при помощи специальной термической обработки.

Бижутерные сплавы и мифы. Сталь, титановый, монель, шпиатр, бронза, аллой, силумин, фото № 10

Бижутерные сплавы и мифы. Сталь, титановый, монель, шпиатр, бронза, аллой, силумин, фото № 11

Современные бронзовые украшения

Встречали в описании украшений фразы «в стиле винтаж»? Это украшение, как правило, если подороже сделано из бронзы, а если подешевле из силумина. О силумине напишу ниже.

Аллой. Alloy в переводе с английского означает сплав, то есть сплав вообще. По некой сложившейся традиции слово аллой применяется для обозначения материала, применяемого для изготовления корпусов часов. Бижутерный сплав — обобщённое название для бижутерии, аллой — для корпуса часов. Цинково-алюминиевый сплав часовщики называют аллой.

Притом, сплав будет не в самых дешёвых часах, которые продаются «на вес», а в часах среднего ценового сегмента из магазинов. Цена этих часов будет обусловлена пропорциями металлов в аллое и способом изготовления. Цинково-алюминиевый аллой — легкий и мягкий, легко царапается и быстро изнашивается, поэтому требует защитно-декоративного покрытия.

Бижутерные сплавы и мифы. Сталь, титановый, монель, шпиатр, бронза, аллой, силумин, фото № 12

Некоторые продавцы бижутерии для обозначения любого материала серебристого цвета пишут аллой. Верно ли это? Я считаю, что такое определение имеет место быть. Это просто подмена понятия — сплав. И если вы читаете на зарубежных международных площадках в описании украшения alloy — это указывает на любой состав в сплаве, но имейте ввиду, что он может быть далеко не самым лучшим.

Силумин. Сплав на основе алюминия с добавлением кремния, могут присутствовать в незначительном количестве другие металлы. Некоторые силумины модифицируются добавками натрия или лития. Для выполнения конкретно поставленных задач изготавливают специальные сплавы силуминов, добавляя тот или иной металл. По сравнению с чисто алюминием силуминовые сплавы обладают большей прочностью и износоустойчивостью, но имеют огромный минус — хрупкость и пористость.

Бижутерные сплавы и мифы. Сталь, титановый, монель, шпиатр, бронза, аллой, силумин, фото № 13

Из силумина делают бижутерию. Вся копеечная бижутерия — 100% из силумина. Если вы имели дело с украшением, от которого без особого труда можно отломить часть (или она в прямом смысле отламывается сама), можно с уверенностью сказать, что оно из силумина. Возвращаясь к описанию бижутерии на международных торговых площадках хочу предупредить, вы там не встретите слова silumin. Он как любой не ювелирный и не дорогой сплав будет обозначен alloy.

Бижутерные сплавы и мифы. Сталь, титановый, монель, шпиатр, бронза, аллой, силумин, фото № 14

Наверняка, среди моих читателей найдётся хоть один человек, который приносил к ювелиру ремонтировать украшение и в ответ слышал небрежное: «Это не поддаётся пайке и склейке. Украшение из силумина!»

Бижутерные сплавы и мифы. Сталь, титановый, монель, шпиатр, бронза, аллой, силумин, фото № 15

Мне говорили об этом знакомые, единожды я сама столкнулась с такой ситуацией. И я задалась вопросом, можно ли починить изделие из силумина? В компетентных источниках написано: «При поломке изделия из силумина его можно починить с помощью эпоксидной смолы, клея для алюминия или аргоновой сварки». В теории можно, на практике никто не берётся. Ювелиры точно этого не делают.

В двух статьях я рассмотрела основные сплавы, которые относятся к бижутерии. На самом деле их гораздо больше. Многие из них отличаются лишь соотношением основных металлов. Некоторые сплавы используются, как основной материал украшения, другие же в качестве припоя, застежки, покрытия. Следующую статью планирую посвятить многочисленным покрытиям, которые используются в украшениях.

Недрагоценные: латунь, сталь, титан и другие металлы для украшений

Ювелиры не ограничиваются в работе золотом, серебром и платиной. Недрагоценные металлы стоят дешевле, а украшения из них получаются красивые, прочные и долговечные. Мы расскажем об основных недрагоценных металлах и сплавах, которые применяют в ювелирном деле. А чтобы при поиске украшений на зарубежных ресурсах вы смогли разобраться, из чего они сделаны — добавляем к русскоязычному английский аналог названия.


Титан (Titanium)

Твёрдый, лёгкий, очень прочный и устойчивый к повреждениям титан применяют даже в космической технике и называют «металлом будущего». При нагревании, окислении или смешивании с другими элементами серебристо-белый металл обретает самые разные оттенки, от соломенного до фиолетового.

Хотя работать с титаном непросто, сейчас он находится на пике популярности у ювелиров. Мастера создают необычные коллекции, используя его способность переливаться всеми цветами радуги. Если вы видите ярко-фиолетовые, синие и другие яркие металлические украшения, скорее всего, перед вами титан. Обработка обходится в несколько раз дороже самого металла, поэтому цена на изделия обычно высокая. Зато обручальные кольца, браслеты, запонки и другие титановые украшения весят меньше, чем золотые и платиновые.

Украшения из титана. Фото: ювелирная марка Littletricks

Фото: ювелирная марка Littletricks

Нержавеющая сталь (Stainless steel)

От обычной стали нержавеющую отличает добавление хрома к сплаву железа и углерода. Именно хром защищает её от коррозии: он создаёт на поверхности тончайшую плёнку, которая самовосстанавливается при повреждениях.

Нержавеющая сталь марки 316L, известная как «хирургическая», сегодня широко используется ювелирами. Она прочнее драгоценных металлов, гипоаллергенна, не темнеет на воздухе, устойчива к ультрафиолету и морской воде. Из неё создают цепочки, браслеты, кольца и серьги. Часто нержавейку используют для пирсинга, сочетают её с камнями, стеклом и деревом. Стальные украшения органично вписываются в любой стиль – от этники до авангарда.

Ювелирная сталь. Фото: pixabay.com

Вольфрам (Tungsten)

Твёрдый, хрупкий и самый тугоплавкий из металлов – вольфрам. Его добывают из вольфрамовых руд, и в сыром виде он похож на платину. Чистый вольфрам в ювелирном деле не используется, но в сочетании с углеродом становится карбидом вольфрама, который по твёрдости не уступает алмазу.

Из карбида вольфрама создают кольца и браслеты. Они износоустойчивы и практичны, даже через много лет на них не появляются царапины и трещины. Такие изделия не тускнеют, не боятся воды и большинства кислот. Украшения из вольфрама больше востребованы среди мужчин, но искусные мастера делают из него изящные кольца и для сильных женщин (больше о кольцах из вольфрама — в нашей статье).

Мельхиор (Melchior, Cupronickel)

Мельхиор – это сплав на основе меди. Из-за содержания никеля он похож на серебро, но гораздо прочнее. Мельхиор легко обрабатывать, он не ржавеет и не темнеет. Под воздействием химических растворов серебристый сплав обретает новые оттенки: от сиреневого до розового.

Наибольшую известность мельхиору принесли столовые приборы, которые из него производили в советское время. Но и в ювелирном деле он занял свою нишу: из мельхиора делают украшения с тонкими узорами и орнаментами. В сплав обрамляют бирюзу, малахит, янтарь, и бижутерия из него не снашивается десятилетиями.

Украшение из мельхиора. Фото: MADEheart.com

Нейзильбер (Nickel silver)

И внешне, и по характеристикам нейзильбер почти идентичен мельхиору. Отличает его только наличие цинка в сплаве. Металл, название которого переводится как «новое серебро», пластичен и прочен. Повышенное содержание никеля делает его почти белым, с отливом в синий или зеленоватый.

Ювелиры охотно используют этот сплав из-за его сходства с серебром и невысокой стоимости. Из него создают украшения с филигранью и финифтью, подвески-иконки, пряжки, проволочную бижутерию. Напыление из серебра и золота делает нейзильбер прочнее, и сплав дольше сохраняет товарный вид.

Украшение из нейзильбера. Фото: nataw61@livemaster.ru

Латунь (Brass)

Латунь сплавляют из меди и цинка. В античности её называли «орихалк», то есть «златомедь», и слагали легенды о том, что именно из неё сделан щит Геракла. Этот пластичный и лёгкий в обработке сплав за износостойкость прозвали «вечным металлом». Сама по себе латунь жёлтая, но добавки придают ей золотистый, красноватый и зеленоватый оттенки.

Сегодня из неё делают ажурные кольца, браслеты, кулоны и серьги, которые затем серебрят, чернят или покрывают позолотой. Латунь органично вписывается в винтажный и этнический стиль. А гибкую и прочную латунную проволоку используют для хэндмейда типа wire wrap.

Украшения из латуни. Фото: pixabay.com

Бронза (Bronze)

Около шести тысячелетий люди знакомы с бронзой – сплавом меди и олова. Бронзами также считаются сплавы меди с алюминием, кремнием и некоторыми другими элементами. Этот металл твёрже железа, прочнее стали, хорошо плавится и полируется, изделия из него не ржавеют. Цвет бронзы зависит от процента меди в сплаве и меняется от красного и жёлтого до белого и стального.

Невероятная популярность украшений из бронзы уже позади. Но отдельные ювелиры и сегодня продолжают делать из неё кольца, браслеты, ожерелья, подвески и кулоны, серьги с камнями. Пользуются спросом копии древних бронзовых украшений, а также изделия в этнической тематике.

Украшение из бронзы. Фото: Cleopatravintage на etsy.com

Чугун (Сast iron)

Кажется, один из самых неподходящих металлов для украшений – это чугун, сплав железа и углерода. Твёрдый и хрупкий, он плохо куётся, зато хорошо подходит для литья. Из этого сплава делали витые ограды Санкт-Петербурга и первые железные дороги.

Но было время, когда чугун оказался востребован и в ювелирном деле. В Германии, в начале 19 века, женщины обменивали золотые украшения на чугунные, чтобы поддержать Освободительную войну. Сейчас эти изделия считаются произведениями искусства и хранятся в музеях. Современные мастера делают украшения из чугуна разве что в порядке эксперимента.

Читайте также: