Задания по теме металлы 9 класс с ответами

Обновлено: 04.07.2024

Контрольная работа по химии № 1 «Металлы» в 9 классе с решениями и ответами (в 3-х вариантах) к учебнику О. С. Габриеляна «Химия 9 класс». Ответы адресованы родителям. Контрольная работа Металлы.

Химия 9 класс (УМК Габриелян)
Контрольная работа Металлы (Павлова)

КР-1. ВАРИАНТ 1 (транскрипт заданий)

  1. Напишите уравнения реакций, характеризующие отношение лития к кислороду, сере, воде и соляной кислоте. Разберите уравнения с окислительно-восстановительной точки зрения.
  2. Сравните кислотно-основные свойства гидроксида натрия и гидроксида железа (II). Приведите необходимые уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
  3. Осуществите превращения:
    Аl → Al2S3 → Аl(ОН)3 → Na[Al(OH)4] → Аl(ОН)3 → Аl2O3 → АlСl3.
    Укажите условия протекания реакций.
  4. Предложите способ распознавания растворов хлорида натрия, хлорида бария и хлорида алюминия. Приведите необходимые уравнения реакций, укажите их признаки.
  5. Определите массу железа, которая может быть получена из 8 кг оксида железа (III), если выход реакции составляет 85% от теоретически возможного.

Кр-1. Вариант 1. ОТВЕТЫ :

Химия 9. Контрольная работа Металлы

КР-1. ВАРИАНТ 2 (транскрипт заданий)

  1. Напишите уравнения реакций, характеризующие отношение кальция к кислороду, азоту, воде и разбавленной серной кислоте. Разберите уравнения с окислительно-восстановительной точки зрения.
  2. Сравните кислотно-основные свойства гидроксида алюминия и гидроксида магния. Приведите необходимые уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
  3. Осуществите превращения:
    Na → NaH → NaOH → Na2SO4 → NaOH → NaCl → Na.
    Укажите условия протекания реакций.
  4. Предложите способ распознавания растворов нитрата железа (II), нитрата магния и нитрата калия. Приведите необходимые уравнения реакций, укажите их признаки.
  5. Определите массу меди, которая может быть получена из 16 кг оксида меди (II), если выход реакции составляет 70% от теоретически возможного.

Кр-1. Вариант 2. ОТВЕТЫ :

Химия 9. Контрольная работа Металлы

КР-1. ВАРИАНТ 3 (транскрипт заданий)

  1. Напишите уравнения реакций, характеризующие отношение алюминия к хлору, воде, гидроксиду натрия и разбавленной серной кислоте. Разберите уравнения с окислительно-восстановительной точки зрения.
  2. Сравните кислотно-основные свойства гидроксида калия и гидроксида железа (III). Приведите необходимые уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
  3. Осуществите превращения:
    Са → СаО → Са(ОН)2 → СаСl2 → СаСO3 → Ca(NO3)2.
    Укажите условия протекания реакций.
  4. Предложите способ распознавания растворов сульфата алюминия, сульфата железа (II) и сульфата магния. Приведите необходимые уравнения реакций, укажите их признаки.
  5. Определите массу железа, которую можно получить из 1 кг руды, содержащей 92,8% оксида железа (II, III), если выход реакции составляет 90% от теоретически возможного.

Кр-1. Вариант 3. ОТВЕТЫ :

Химия 9. Контрольная работа Металлы

Вы смотрели: Контрольная работа Металлы — задания и ответы на контрольную работу № 1 по химии в 9 классе (в 3-х вариантах) из пособия для учащихся Контрольные и самостоятельные работы по химии: 9 класс: к учебнику О. С. Габриеляна / Н. С. Павлова. — М. : Издательство «Экзамен». Цитаты из учебного пособия использованы на сайте в незначительных объемах, исключительно в учебных и информационных целях.

Контрольная работа по теме "Металлы" 9 класс
тест по химии (9 класс)

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

Контрольная работа № 2 по теме «Металлы».

Часть А . Тестовые задания с выбором одного правильного ответа.

  1. Электронное строение атома кальция:
  1. 2, 8, 8, 2 2) 2, 8, 2 3) 2, 8, 8 4) 2, 8, 6
  1. Группа периодической системы химических элементов, в которой все элементы относятся к металлам:
  1. I 2) II 3) III 4) IV
  1. Ряд химических элементов, расположенных в порядке увеличения их атомных радиусов:
  1. K → Na → Li 2) Al → Na → Mg 3) Li → Na → K 4) Na → Mg → Be
  1. Валентность 3 в соединениях могут проявлять оба элемента:
  1. Be и Ga 2) B и C 3) Al и Fe 4) Ag и Al
  1. Вещество, которое может восстановить медь из её оксида, - это:
  1. Водород 2) азот 3) соляная кислота 4) оксид углерода (IV)
  1. Железо взаимодействует с каждым из двух веществ:
  1. соляная кислота и хлор 3) серная кислота и оксид алюминия
  2. хлорид лития и гидроксид калия 4) сульфат меди (II) и карбонат кальция
  1. Оба оксида реагируют с растворами кислот и щелочей:
  1. CuO и CO 2 2) ZnO и P 2 O 5 3) BeO и Al 2 O 3 4) NO и MgO
  1. Верны ли следующие суждения о свойствах металлов?

А. С водой при обычных условиях реагируют только щелочные металлы.

Б. Металлы в химических реакциях проявляют только восстановительные свойства.

1) верно только А. 2) верно только Б 3) верны оба 4) неверны оба

  1. Формула вещества Х в цепочке превращений Fe → X → Fe(OH) 3
  1. FeO 2) Fe 2 O 3 3) FeCl 3 4) FeCl 2
  1. Реактивом на ион Ва 2+ является ион:
  1. Cl - 2) SO 4 2- 3) NO 3 - 4) Br -
  1. В ряду химических элементов Al → Mg → Na
  1. увеличиваются радиусы атомов химических элементов;
  2. увеличивается число электронов на внешнем энергетическом уровне;
  3. увеличиваются заряды ядер атомов;
  4. усиливаются восстановительные свойства;
  5. уменьшается число энергетических уровней
  1. Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции.

A. Al, NaOH, H 2 O

Б. Fe и H 2 SO 4

2) Fe 2 (SO 4 ) 3 и H 2

4)Na[Al(OH) 4 ] и H 2

5) Ag и Cu(NO 3 ) 2

Часть С . Задания с развёрнутым ответом.

  1. Дополните генетический ряд железа. запишите уравнения реакций в соответствии со схемой Fe(ОН) 2 → X → Fe 2 O 3 → FeCl 3 .
  2. Металлическую пластинку прокалили. Полученное вещество черного цвета разделили на две части. Одна часть при нагревании в токе водорода превратилась в исходный металл розового цвета и воду, а растворение другой части в серной кислоте сопровождалось образованием сине-голубого раствора. Определите неизвестный металл и запишите уравнения реакций.
  1. Число нейтронов и протонов в изотопе 42 Са соответственно равно:
  1. 20 и 20 2) 22 и 20 3) 20 и 22 4) 20 и 40
  1. Атом лития отличается от иона лития:
  1. радиусом частицы 2) зарядом ядра 3) числом протонов 4) числом электронов
  1. Металл, проявляющий переменную степень окисления в соединениях:
  1. алюминий 2) барий 3) железо 4) калий
  1. Ряд химических элементов, расположенных в порядке усиления металлических свойств:
  1. Ca → Mg → Be 2) Na → Mg → Al 3) Al → Mg → Be 4) Li → Na → K
  1. Алюминий взаимодействует с каждым из двух веществ:
  1. сера, концентрированная азотная кислота 3) соляная кислота, оксид железа (III)
  2. бром, концентрированная серная кислота 4) оксид углерода (IV), азот
  1. Металл, который не взаимодействует с соляной кислотой:
  1. Кальций 2) ртуть 3) цинк 4) железо
  1. Вещества, взаимодействие которых не сопровождается выделением водорода:
  1. Cu и H 2 SO 4 2) Al и NaOH 3) Ca и H 2 O 4) NaH и H 2 O
  1. Верны ли следующие суждения о сплавах?

А. Сплав меди с оловом называется латунью.

Б. В состав нержавеющей стали входят железо, никель, хром.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба 4) неверны оба

  1. Формула вещества Х в цепочке превращений Na → X → Na 2 O:
  1. NaOH 2) Na 2 O 2 3) NaH 4) NaBr
  1. Реактивом на ион Fe 3+ является:
  1. OH - 2) Br - 3) SO 4 2- 4) NO 3 -

Урок-викторина в 9-м классе по теме «Металлы»

создать условия для обобщения и углубления знаний учащихся по теме “Металлы”, используя игру - соревнование, как форму урока.

Задачи урока:

- в занимательной форме повторить, обобщить знания по теме: “Металлы”;

- развивать познавательную активность учащихся, вырабатывать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, объяснять ход эксперимента;

- углубить представление о многообразии металлов;

- создать условия для развития познавательного интереса к предмету;

- воспитывать коммуникативные качества, умение высказывать собственное мнение, сотрудничать в группе.

Материально-техническое и дидактическое оснащение:

Мультимедийный проектор, компьютер, тесты, минералы,

CuSO4NaOH, H2SO4 FeCl3 Al, HCl, Zn, ZnCl2, Na2CO3 KCl, LiCl, CuCl2, CaSO4 BaCl2, спиртовка, спички, держатель, пробирки, фарфоровые чашечки, спирт.

Тип урока : контрольно-обобщающий.

Методы обучения: частично –поисковый, проблемный.

Форма проведения урока : игра- викторина .

Эпиграф урока: “Чтобы победить - надо знать, уметь и думать”.

1. Ор ганизационный момент:

( объявление темы, цели, задачи, формирование групп)

сообщает тему урока, цель, задачи, форму проведения урока;

предлагает создать группы;

представляет членов жюри.

Операционно-исполнительский этап

(групповая и индивидуальная работа)

Учитель: начинаем 1 конкурс в викторине «Разминка»

Конкурс “Разминка”

(Командам по очереди задается вопрос. За каждый правильный ответ один балл.)

1.Что такое металлы? ( Металлы - хим. элементы, образующие в свободном состоянии простые вещества с металлической связью )

2. Какие металлы использовались в древние и средние века? (Fe, Cu, Sn, Pb, Hg, Au, Ag)

3. Какие металлы называют черными, какие цветными?

(Черные - железо и его сплавы, цветные – Al, Cu, Pb, Zn, Sn, Ag)

4. Самый легкий металл? (Литий)

5. Назовите фамилию химика, впервые получившего натрий, калий, кальций, магний.

(Английский химик Деви)

6.Самый твердый металл. (Хром)

7.Какой металл придает нашей крови красный цвет? (Железо)

8. Самый тяжелый металл (Осмий)

9.В какой металл упаковывают еду для космонавтов и конфеты для ребят? (Алюминий)

10.Металл- жидкость. ( Ртуть)

11. Самый используемый металл в мире. (Железо)

12. Какой металл называют металлом консервной банки? (Олово)

13.Какой длины проволоку можно вытянуть из 1г. золота?. (3,5 км.)

14. Какой самый распространенный на Земле металл? (Алюминий)

15. Какой металл участвует в свертывании крови? (Кальций)

16.Самый тугоплавкий металл. (Вольфрам)

17. Почему литий хранят не в керосине, а в вазелине?

(Легкий, всплывает, плотность лития меньше, чем плотность керосина)

18.Чего больше всего боится славный и бесстрашный воин- железо? (Коррозии)

19.Что такое белое золото? (Сплав золота, серебра, платины)

20.Самый пластичный металл. (Золото).

21. Какой металл убивает бактерий? (Серебро).

2 . Загадки:

(за правильный ответ 1 балл)

1. Я – металл серебристый и легкий
Я зовусь “ самолетный металл”
И покрыт я оксидною пленкой,
Чтоб меня кислород не достал.
( Алюминий)

2. Он тверд, тяжел и тугоплавок
И сталь прекрасную дает,
А от его больших добавок
Ржаветь она перестает.
Его валентность (нет сомненья)
Бывает шесть лишь иногда
А у его соединений
Окраска разная всегда.
( Хром)

3. Среди металлов самый славный,
Важнейший древний элемент,
В тяжелой индустрии главный,
Знаком с ним школьник и студент.
Родился в огненной стихии,
А сплав его течет рекой
Важнее нет его в металлургии,
Он нужен всей стране родной.
( Железо)

4. Живет обычно в керосине
И бегает он по воде,
В природе, в комнате – отныне
Свободным нет его нигде.
В солях открыть его возможно:
Желтеет пламя от него.
И получить из соли можно,
Как Дэви получил его.
(Натрий)

5. Типичен в сплавах как металл.
А соль его – цветной кристалл,
Который цвет легко меняет,
Ожоги, раны заживляет.
(Марганец)

6. Если его соединения
В воде бывают иногда,
Не вызывает то сомненья,
Что это жесткая вода.
В Финляндии и на Урале
Цветные карбонаты есть
И белоснежные в кристалле.
Таким в дворцах почет и честь.
(Кальций)

7. Прославлен всеми письменами
Металл, испытанный огнем.
Манил к себе людей веками.
Алхимик жил мечтой о нём.
Но как кумир отвергнут нами,
И блеск его нас не манит.
Ведь хорошо мы знаем с вами:
Не все то ценно, что блестит.
(Золото)

8. Металл в солях – опора многих,
А нас без него не носили бы ноги.
(Кальций)

9. Горит лиловым в кислороде,
Свободным нет его в природе.
Но соль находит примененье
Как для растений удобренье.
(Калий)

10. Ослепительным пламенем ярким,
Как звездочка, вспыхнув, горит.
Металл тот и белый, и легкий
В двенадцатой клетке стоит.
(Магний)

11. Ему не страшно окисленье,
Пластичностью не превзайден,
В кислоте без растворенья
Находиться может он.
Чтобы легче догадаться,
Подскажу я вам, что он
Может только растворятся
В “царской водке” целиком.
(Золото)

12. Про прозванью – инвалид,
Но крепок в деле и на вид.
(Хром)

13. Давно известно человеку:
Она тягуча и красна,
Ещё по бронзовому веку
Знакома в сплавах всем она
С горячей серной кислотой
Дает нам синий купорос.
(Медь)

3 . Переведите с химического языка на общепринятый следующие выражения:

а) Не все то аурум, что блестит. (не все то золото, что блестит.)

б) Белый как карбонат кальция. (Белый как мел.)

в) Феррумный характер.(Железный характер.)

г) Слово - аргентум, а молчание – аурум.(Слово-серебро , а молчание – золото.)

д) За купрумный грош удавился.(За медный грош удавился.)

е) Много Н2О утекло. (Много воды утекло).

4 . Конкурс “Угадай - ка”

1. Найти среди минералов

Боксит, Гематит, Магнетит, Свинцовый блеск с цинковой обманкой, Магнезит, Лимонит.

2 . Определить соль какого металла находится в данной чашечке по цвету пламени.

(Демонстрация опытов)

(Na -окрашивает пламя в желтый цвет.

Cu -окрашивает пламя в сине-зеленый цвет

Ca -окрашивает пламя в кирпично-красный цвет

Ba -окрашивает пламя в желто-зеленый цвет

Li -окрашивает пламя в розово-красный цвет

K -окрашивает пламя в фиолетовый (через кобальтовое стекло)

5.Конкурс “ Экспериментальный”

Каждой команде предстоит осуществить превращение, используя инструктивные карточки.

1. Прочитать правила техники безопасности (за нарушение техники безопасности штраф 10 баллов);

2. Осуществить превращение (каждая команда выполняет одно превращение):

(за правильный ответ 5 баллов)

4. Через 10 минут отчет сдать членам жюри

3. Рефлексивно-оценочный этап

1. Слово предоставляется жюри (подведение итогов конкурса -викторины )

2. Награждение победителей

4. Подведение итогов

Учитель задает вопросы учащимся:

- Выполнили ли мы все поставленные задачи? (Слайд №1).

- На сколько активно работал каждый из вас?

(учащиеся оценивают свою работу и поднимают сигнальные карточки: красная - активно, зеленая - не достаточно активно, желтая- не активно).

5. Д омашне е задани е: Сочинить загадки о металлах

Задачи по теме " Металлы "

При сжигании 10 г металла было получено 18,9 г оксида, при этом металл окислился до степени окисления +3. Что это за металл, и какой объем кислорода был израсходован при этом.

Составим уравнение сжигания металла в общем виде:

4 Ме + 3 О23

Пусть количество Ме будет х моль тогда по уравнению реакции:

Подставим значение массы веществ: 0,5х(2 Mr +48)- Mr х=8,9

Mrx +24 x - Mrx =8,9

Найдем молярную массу металлов

Примечание: если в задаче не указаны условия мы принимаем их как нормальные (н.у.).

Задачу можно решить и более простым путем:

Когда была найдена масса присоединившегося кислорода 8,9 г можно найти и его количество:

Ответ: неизвестный металл алюминий.

Образец кальция и натрия массой 6,3 г растворили в воде. Полученный раствор нейтрализовали азотной кислотой. Для нейтрализации потребовалось 18,9г HNO 3 . Определите массу натрия в сплаве.

Составим уравнения реакции:

1) 2 Na + 2HOH 2

2) Ca + 2HOH 2 + H2

3) 3 Na n O3 + H2O

4) Ca(OH)2 + 2HNO3 Ca(NO3)2 + 2 H2O

Находим количество затраченной азотной кислоты

М ( HNO 3 )=63 г/моль

Многие методики предлагают решать подобные задачи через систему уравнений. Мне же более простым, кажется другой способ решения.

0,3 моль HNO 3 затратилось на протекание реакции №3 и №4.

Обозначим кол-во HNO 3 затраченное в реакции №4 за х моль, тогда По уравнению №4 находим По уравнению№3 находим По уравнению №2 находим По уравнению №1 находим Выразим массы металлов:

m ( Na )=23(0,3-0,2)=2,3 (г)

Ответ: масса натрия равна 2,3 г

Определить массу меди в смеси железа, меди и алюминия, если при действии на 13 г этой смеси избытка раствора гидроксида натрия выделяется 6,72 л газа, а при действии избытка соляной кислоты 8,96 л газа (н.у.)

Составим уравнения реакций. С щелочами взаимодействуют только амфотерные металлы. В нашем случае это алюминий.

1. 2 Al + 2 NaOH + 6 H2O

При действии соляной кислоты реагировать будут железо и алюминий.

0 ,1 моль 0,1 моль

2. Fe + 2HCl 2 + H2

0,2 моль 0,3 моль

3. 2Al + 6HCl 3 + 3 H2

Находим количество водорода выделившегося в первой реакции:

Находим объем водорода выделившегося во 2 и 3 реакциях.

в смеси=0,2 моль по уравнению реакции №3 находим Следовательно, находим массы алюминия и железа

Ответ: масса меди в смеси равна 2 грамма.

Металлический магний массой 6 г опустили в 100 г раствора сульфата меди с массовой долей CuSO 4 8%. Определите массу металла к окончанию реакции.

Составляем уравнение реакции:

0,05 моль 0,05 моль 0,05 моль

Mg + CuSO 4 MgSO 4 + Cu

По уравнению реакции определяем:


Ответ: масса металла после реакции равна 8 г.

Железную пластинку массой 8 г. некоторое время выдержали в растворе массой 200 г с массовой долей сульфата меди( II ) 15%, после этого масса пластинки составила 8,8 г. Определите массовую долю (в процентах) сульфата меди в растворе после реакции.

Составим уравнение реакции:

Fe + CuSO 4 4 + c u

Находим массу сульфата меди II в исходном р-ре

Увеличение массы пластинки произошло потому, что масса выделившейся меди больше, чем масса железа вступившего в реакцию.

прореагировавшего будет равно х моль. По уравнению реакции определяем, что


По уравнению реакции определяем

Ответ: 4 )= 7%

30 г магния опустили в раствор сульфата неизвестного металла, проявляющего степень окисления +2. Через некоторое время масса пластинки стала равной 39,5 г, а масса сульфата магния – 12 г. определите неизвестный металл.

Читайте также: