Железо это активный щелочной металл

Обновлено: 15.05.2024

Разминка
Он в теченье многих лет был причиной многих бед.
золото
Был металл серебристо-белым, в соединении стал мелом.
Красит пламя в желтый цвет, в воду кинь – его уж нет.
В старину ценилась дорого,
Цветом красная, как золото,
Постоянно с ним дружна,
В электротехнике очень нужна

3. О каком металле идет речь…

Среди металлов самый славный
Важнейший древний элемент.
В тяжелой индустрии – главный
Знаком с ним школьник и студент.
Родился в огненной стихии
А сплав его течет рекой.
Важнее нет в металлургии
Он нужен всей стране родной.

4. Итоговый тест. Отметить знаком «+» номер положения, которое считается верным

Вариант 1.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Железо – это активный щелочной
металл.
Железо легко куется.
Железо входит в состав сплава
бронзы.
На внешнем энергетическом уровне
атома железа 2 электрона.
Железо взаимодействует с
разбавленными кислотами.
С галогенами образует галогениды
со степенью окисления +2.
Железо не взаимодействует с
кислородом.
Железо можно получить путем
электролиза расплава его соли.
Вариант 2.
1. Железо – это металл серебристо-белого
цвета.
2. Железо не обладает способностью
намагничиваться.
3. Атомы железа проявляют
окислительные свойства.
4. На внешнем энергетическом уровне
атома железа 1 электрон.
5. Железо вытесняет медь из растворов
ее солей.
6. С галогенами образует соединения со
степенью окисления +3.
7. С раствором серной кислоты образует
сульфат железа (II).
8. Железо не подвергается коррозии.

5. Ответы

бурый железняк
(лимонит Fe2О3*пН2О;
содержит до
65% Fe)
Наиболее
распространенные
и добываемые
руды и минералы
железный шпат
(сидерит – FeCO3
содержит до 48% Fe)
красный железняк
(гематит - Fe2O3;
содержит до 70 %
Fe)
магнитный железняк
(магнетит - Fe3O4;
содержит 72,4 % Fe),

9. СЕГОДНЯ НА УРОКЕ: 1. Оксиды и гидроксиды железа +2 и +3, их характер 2. Получение гидроксидов железа (лабораторная работа) 3.

Качественные реакции на ионы железа
(лабораторная работа)
4. Биологическая роль железа,
токсичность железа

оксиды:
FeO, Fe2O3
Fe3O4
гидроксиды:
Fe(OH)2
Fe(OH)3
Соли (+2) (+3)- растворимые и нерастворимые:
Fe(NO3)2, FeCL3, Fe2(SO4)3 , FeS…..

Химические свойства FeO
1) с кислотами:
FeO + 2HCL=FeCL2 + H2O
2) с более активными металлами:
3FeO + 2Al = 3Fe + Al2O3
Химические свойства Fe3O4
1) с кислотами
Fe3O4 + 8HCL=FeCL2 +2FeCL3 + 4H2O
2) также с более активными металлами
Fe3O4 +4 Zn=4 ZnO +3Fe
Химические свойства Fe2O3
1) с кислотами:
Fe2O3 + 3H2SO4=Fe2(SO4)3 + 3H2O
2) с более активными металлами
Fe2O3 + 3Mg=3MgO +2Fe

FeCl2 + 2NaOH=
=Fe(OH)2 +2NaCL
Fe2+ +2CL- + 2Na+ + 2OH=Fe(OH)2 ↓ + 2Na+ +
2OHFe2+ + 2OH- = Fe(OH)2 ↓
FeCL3+3KOH=
=Fe(OH)3+3KCL
Fe3+ +3CL- +3K+ +3OH=Fe(OH)3 ↓+3K+ +3OHFe3+ +3OH- =Fe(OH)3 ↓

Качественные реакции на ионы
Fe²⁺ и Fe³⁺
Fe³⁺
реактив – роданид калия KSCN
Fe³⁺
реактив – желтая кровяная соль
– K₄[Fe(CN)₆]
Fe²⁺
реактив – красная кровяная соль
- K₃[Fe(CN)₆]

Fe(OH)2 и Fe(OH)3
1)Реагируют с кислотами:
Fe(OH)2 + 2HNO3= Fe(NO3)2 + 2H2O
Fe(OH)3 + 3HCL=FeCl3+3H2O
2)Разлагаются при нагревании:
2Fe(OH)3 = Fe2O3+3H2O
Fe(OH)2=FeO + H2O
реагирует с конц.
щелочами
Fe(OH)3 + 3NaOH=Na3(Fe(OH)6)
Fe(OH)3

Реагируют с щелочами:
FeCL2 + 2NaOH= Fe(OH)2 + 2 NaCL
Реагируют с более активными металлами:
FeCL2 + Mg= MgCL2+ Fe
Реагируют с другими солями:
Fe2(SO4)3 + 3BaCL2=3BaSO4 + 2FeCL3
Реагируют с кислотами:
FeS + 2HCl=FeCL2 + H2S

Железо в виде ионов присутствует в организмах всех
растений и животных и, конечно же, человека, но в
растениях и животных в малых количествах (в среднем
0,02%).
Основная биологическая функция железа – участие в
транспорте кислорода ко всем органам и окислительных
процессах.
В организме человека с массой тела прниблизительно70 кг
содержится 4,2 г железа, а в 1 л крови – 450 мг.
При недостатке железа в организме развивается железистая
анемия.
Перенос железа в организме осуществляет важнейший белок
–гемоглобин, в котором находится больше половины всего
железа организма.

Почти 60%, поступающего в
организм железа расходуется на
синтез гемоглобина.
Некоторое количество (примерно
20%) - откладывается в мышцах,
костном мозге, печени и селезенке.
Еще 20% его используется для
синтеза различных ферментов.
Основная роль железа в организме –
участие в «рождении» красных
(эритроцитов) и белых (лимфоцитов)
кровяных клеток.
Эритроциты содержат гемоглобин переносчик кислорода, а лимфоциты
ответственны за иммунитет.

гречка
печень
говядина
белая капуста
хлеб грубого помола
и черный хлеб
бобы и курага
мясо кур
орехи
яблоки

Токсичность железа
Избыточная доза железа – 200мг и выше может
вызвать отравление
Железо занимает 5 –е место по уровню
токсичности после ртути, свинца, кадмия и
мышьяка.
Соединения Fe²⁺ токсичнее соединений Fe³⁺
Ионы тяжелых металлов содержащиеся в
водоемах, растениях, не только причиняют вред
здоровью, но и разрушают его генофонд

Урок химии в 9-м классе. Тема: "Железо. Нахождение в природе. Свойства железа"

Тип урока: изучение нового материала.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесный, наглядный, метод самостоятельной исследовательской работы (работа в парах).

Оборудование:

  1. Компьютерная презентация (Приложение 1);
  2. Реактивы: хлорид железа(III), сульфат железа(II), гидроксид натрия, сульфат меди, соляная кислота, порошок железа.
  3. карточки с заданием для самостоятельной работы.

Ход занятия

1. Вводная часть

А. Проверка и контроль знаний:

Дописать уравнения реакций – 2 ученика у доски.

1 УЧЕНИК

2 УЧЕНИК

Класс: решить цепочку превращений

Проверка по слайдам № 2,3,4.

В. Выход на тему урока:

На последних уроках мы с вами изучали различные группы металлов: щелочные, щелочноземельные, алюминий.

Прочитайте отрывок и скажите, о каком металле в нём говорится?

Впишите пропущенные слова (работа на индивидуальных карточках)

……………..в переводе с шумерского языка – это металл, “капнувший с неба, небесный”. Первое ………. с которым столкнулось человечество, было ……………… .из метеоритов. Впервые доказал, что “………….. камни падают с неба”, в 1775 г. русский ученый П.С. Палас, который привез в Петербург глыбу самородного …………… метеорита весом 600 кг. Самым крупным ………….. метеоритом является найденный в 1920 г. в Юго-Западной Африке метеорит “Гоба” весом около 60 т. Вспомним гробницу Тутанхамона: золото, золото. Великолепная работа восхищает, блеск слепит глаза. Но вот что пишет К.Керрам в книге “Боги, гробницы, ученые” о маленьком ……………. амулете Тутанхамона: “Амулет относится к числу наиболее ранних изделий Египта, и в гробнице, наполненной чуть ли не до отказа золотом, именно эта скромная находка имела наибольшую с точки зрения истории культуры ценность”. Всего несколько ………….. изделий было найдено в гробнице фараона, среди них …………… амулет бога Гора, небольшой кинжальчик с …………… клинком и золотой рукояткой, маленькая …………… скамеечка “Урс”.

Записываем тему урока: (Cлайд №5) (Приложение 1)

Железо. Нахождение в природе. Свойства железа.

Кто мне скажет, а так ли необходимо нам с вами изучать этот элемент?

Презентация – о роли железа в живых организмах и технике.

2. Изучение нового материала (Слайд №6)

Изучение металлов мы с вами проводим по плану:

  1. Строение атома.
  2. Нахождение в природе.
  3. Физические свойства.
  4. Химические свойства.

1). Строение атома.

Выясняем положение железа в ПСХЭМ, учащиеся записывают схему строения атома железа, проверяют правильность записи по слайду. Формулируем вывод о свойствах железа на основе строения атома.

  • Fe (железо)
  • Порядковый номер: 26
  • Период: IV
    Группа: VIII
    Подгруппа: побочная
    Электронное строение атома:
    2е 8е 14е 2е(Слайд №7)

Предположите, какие степени окисления характерны для железа: (Слайд №8)

Лабораторный опыт 1. (Приложение 3)

У вас в пробирках две соли железа, прилейте к ним небольшое количество гидроксида натрия. ( NaOH)

Железо: его строение и свойства

  • железо (порошок, пластина, скрепка),
  • сера,
  • соляная кислота,
  • сульфат меди (II),
  • кристаллическая решетка железа,
  • плакаты для игры,
  • магнит,
  • подборка иллюстраций по теме,
  • пробирки,
  • спиртовка,
  • спички,
  • ложка для сжигания горючих веществ,
  • географические карты.

Ход урока

1. Вводная часть

Организационный момент.

Проверка наличия учащихся.

2. Изучение нового материала

– Как вы думаете, как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока?

1. Появление железа в человеческой цивилизации положило начало железному веку.

Откуда же древние люди брали железо в то время, когда еще не умели добывать его из руды? Железо в переводе с шумерского языка – это металл, “капнувший с неба, небесный”. Первое железо, с которым столкнулось человечество, было железом из метеоритов. Впервые доказал, что “железные камни падают с неба”, в 1775 г. русский ученый П.С. Палас, который привез в Петербург глыбу самородного железного метеорита весом 600 кг. Самым крупным железным метеоритом является найденный в 1920 г. в Юго-Западной Африке метеорит “Гоба” весом около 60 т. Вспомним гробницу Тутанхамона: золото, золото. Великолепная работа восхищает, блеск слепит глаза. Но вот что пишет К.Керрам в книге “Боги, гробницы, ученые” о маленьком железном амулете Тутанхамона: “Амулет относится к числу наиболее ранних изделий Египта, и …в гробнице, наполненной чуть ли не до отказа золотом, именно эта скромная находка имела наибольшую с точки зрения истории культуры ценность”. Всего несколько железных изделий было найдено в гробнице фараона, среди них железный амулет бога Гора, небольшой кинжальчик с железным клинком и золотой рукояткой, маленькая железная скамеечка “Урс”.

Ученые предполагают, что именно страны Малой Азии, где проживали племена хеттов, были местом возникновения черной металлургии. В Европу железо пришло из Малой Азии уже в I тыс. до н.э.; так в Европе начался железный век.

Знаменитую булатную сталь (или булат) делали на Востоке еще во времена Аристотеля (IV в. до н.э.). Но технология ее изготовления держалась в секрете много веков.

Мне приснилась иная печаль
Про седую дамасскую сталь.
Я увидел, как сталь закалялась,
Как из юных рабов одного
Выбирали, кормили его,
Чтобы плоть его сил набиралась.
Выжидали положенный срок,
А потом раскаленный клинок
В мускулистую плоть погружали,
Вынимали готовый клинок.
Крепче стали, не видел Восток,
Крепче стали и горше печали.

Поскольку булат – это сталь с очень большой твердостью и упругостью, изготовленные из нее изделия обладают способностью не тупиться, будучи остро заточенными. Раскрыл секрет булата русский металлург П.П. Аносов. Он очень медленно охлаждал раскаленную сталь в специальном растворе технического масла, подогретого до определенной температуры; в процессе охлаждения сталь ковалась.

2. Положение железа в ПСХЭМ.

Выясняем положение железа в ПСХЭМ, заряд ядра и распределение электронов в атоме.

3. Физические свойства железа.

– Какие физические свойства железа вы знаете?

Железо – это серебристо-белый металл с температурой плавления 1539 о С. Очень пластичный, поэтому легко обрабатывается, куется, прокатывается, штампуется. Железо обладает способностью намагничиваться и размагничиваться, поэтому применяется в качестве сердечников электромагнитов в различных электрических машинах и аппаратах. Ему можно придать большую прочность и твердость методами термического и механического воздействия, например, с помощью закалки и прокатки.

Различают химически чистое и технически чистое железо. Технически чистое железо, по сути, представляет собой низкоуглеродистую сталь, оно содержит 0,02 -0,04% углерода, а кислорода, серы, азота и фосфора – еще меньше. Химически чистое железо содержит менее 0,01% примесей. Химически чистое железо – серебристо-серый, блестящий, по внешнему виду очень похожий на платину металл. Химически чистое железо устойчиво к коррозии (вспомним, что такое коррозия? Демонстрация коррозионного гвоздя) и хорошо сопротивляется действию кислот. Однако ничтожные доли примесей лишают его этих драгоценный свойств.

4. Химические свойства железа.

Исходя из знаний о химических свойствах металлов, как вы думаете, какими химическими свойствами будет обладать железо?

+2 +3
Взаимодействие с неметаллами
Fe + S= FeS 2Fe +3CL2 = 2FeCL3
С кислотами
Fe + 2HCL= FeCL2 + H2
С солями
Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu
С водой
3 Fe + 4H2O (пары) = Fe3O4 + 4H2 При температуре 700-900 о С
  • Взаимодействие железа с соляной кислотой.
  • Взаимодействие железа с сульфатом меди (II).

5. Применение железа.

Беседа по вопросам:

– Как выдумаете, каково распространение железа в природе?

Железо – один из самых распространенных элементов в природе. В земной коре его массовая доля составляет 5,1%, по этому показателю оно уступает только кислороду, кремнию и алюминию. Много железа находится и в небесных телах, что установлено по данным спектрального анализа. В образцах лунного грунта, которые доставила автоматическая станция “Луна”, обнаружено железо в неокисленном состоянии.

Железные руды довольно широко распространены на Земле. Названия гор на Урале говорят сами за себя: Высокая, Магнитная, Железная. Агрохимики в почвах находят соединения железа.

– В виде, каких соединений железо встречается в природе?

Железо входит в состав большинства горных пород. Для получения железа используют железные руды с содержанием железа 30-70% и более. Основными железными рудами являются: магнетит – Fe3O4 содержит 72% железа, месторождения встречаются на Южном Урале, Курской магнитной аномалии; гематит – Fe2O3 содержит до 65% железа, такие месторождения встречаются в Криворожском районе; лимонит – Fe2O3*nH2O содержит до 60% железа, месторождения встречаются в Крыму; пирит – FeS2 содержит примерно 47% железа, месторождения встречаются на Урале. (Работа с контурными картами).

– Какова роль железа в жизни человека и растений?

Железо необходимо и растениям. Оно входит в состав цитоплазмы, участвует в процессе фотосинтеза. Растения, выращенные на субстрате, не содержащем железа, имеют белые листья. Маленькая добавка железа к субстрату – и они приобретают зеленый цвет. Больше того, стоит белый лист смазать раствором соли, содержащей железо, и вскоре смазанное место зеленеет.

Так от одной и той же причины – наличия железа в соках и тканях – весело зеленеют листья растений и ярко румянятся щеки человека.

Примерно 90% используемых человечеством металлов – это сплавы на основе железа. Железа выплавляется в мире очень много, примерно в 50 раз больше, чем алюминия, не говоря уже о прочих металлах. Сплавы на основе железа универсальны, технологичны, доступны, дешевы. Железу еще долго быть фундаментом цивилизации.

14, упр. № 6, 8, 9 (по рабочей тетради к учебнику О.С Габриелян “Химия 9”, 2003 г.).

4. Закрепление изученного материала

  1. Используя опорную схему, записанную на доске, сделайте вывод: что же представляет собой железо и каковы его свойства?
  2. Графический диктант (заранее приготовить листочки с начерченной прямой, разделенной на 8 отрезков и пронумерованной соответственно вопросам диктанта. Отметить шалашиком “^” на отрезке номер положения, которое считается верным).
  1. Железо – это активный щелочной металл.
  2. Железо легко куется.
  3. Железо входит в состав сплава бронзы.
  4. На внешнем энергетическом уровне атома железа 2 электрона.
  5. Железо взаимодействует с разбавленными кислотами.
  6. С галогенами образует галогениды со степенью окисления +2.
  7. Железо не взаимодействует с кислородом.
  8. Железо можно получить путем электролиза расплава его соли.
  1. Железо – это металл серебристо-белого цвета.
  2. Железо не обладает способностью намагничиваться.
  3. Атомы железа проявляют окислительные свойства.
  4. На внешнем энергетическом уровне атома железа 1 электрон.
  5. Железо вытесняет медь из растворов ее солей.
  6. С галогенами образует соединения со степенью окисления +3.
  7. С раствором серной кислоты образует сульфат железа (III).
  8. Железо не подвергается коррозии.

После выполнения задания учащиеся меняются своими работами и проверяют их (ответы к работам вывешены на доске, или показать через проектор).

  • “5” – 0 ошибок,
  • “4” – 1-2 ошибки,
  • “3” – 3-4 ошибки,
  • “2” – 5 и больше ошибок.

Используемая литература

Приложения

Интересный материал к уроку

Знаете ли вы, что?

Железо – один из важнейших элементов жизни. Кровь содержит железо, и именно оно определяет цвет крови, а также ее основное свойство – способность связывать и отдавать кислород. Такой способностью обладает комплексное соединение – гем – составная часть молекулы гемоглобина. Кроме гемоглобина железо в нашем организме есть еще в миоглобине – белке, запасающем кислород в мышцах. Есть также железосодержащие ферменты.

Близ г. Дели в Индии стоит железная колонна без малейшего пятнышка ржавчины, хотя ее возраст почти 2800 лет. Это знаменитая Кутубская колонна высотой около семи метров и массой 6.5 т. Надпись на колонне говорит о том, что она была поставлена в IX в. До н. э. Ржавление железа – образование метагидроксида железа – связано с взаимодействием его с влагой и кислородом воздуха.

Однако эта реакция при отсутствии в железе различных примесей, и прежде всего углерода, кремния и серы, не протекает. Колонна была изготовлена из очень чистого металла: железа в колонне оказалось 99,72%. Этим и объясняется ее долговечность и коррозионная устойчивость.

В 1934 г. в "Горном журнале" появилась статья "Улучшение железа и стали посредством. ржавления в земле". Способ превращения железа в сталь через ржавление в земле известен людям с глубокой древности. Например, черкесы на Кавказе закапывали полосовое железо в землю, а откопав его через 10-15 лет, выковывали из него свои сабли, которые могли перерубить даже ружейный ствол, щит, кости врага.

Гематит

Гематит, или красный железняк – основная руда главного металла современности – железа. Содержание железа достигает в нем 70%. Гематит известен с давних пор. В Вавилоне и Древнем Египте он использовался в украшениях, для изготовления печатей, наряду с халцедоном служил излюбленным материалом в качестве резного камня. У Александра Македонского был перстень с вставкой из гематита, который, как он полагал, делал его неуязвимым в бою. В древности и в Средние века гематит слыл лекарством, останавливающим кровь. Порошок из этого минерала издревле использовали для золотых и серебряных изделий.

Название минерала происходит от греческого дета – кровь, что связано с вишневым или сургучно-красным цветом порошка этого минерала.

Важной особенностью минерала является способность стойко хранить цвет и передавать его другим минералам, в которые попадает хотя бы небольшая примесь гематита. Розовый цвет гранитных колонн Исаакиевского собора – это цвет полевых шпатов, которые в свою очередь окрашены тонкораспыленным гематитом. Живописные узоры яшмы, используемой при отделке станций столичного метро, оранжевые и розовые сердолики Крыма, кораллово-красные прослойки сильвина и карналлита в соляных толщах – все обязаны своим цветом гематиту.

Издавна из гематита делали красную краску. Все известные фрески, выполненные 15-20 тыс. лет назад, – замечательные бизоны Альтамирской пещеры и мамонты из знаменитой Капской пещеры – выполнены и коричневыми оксидами и гидроксидами железа.

Магнетит

Камень, чье имя магнит, залегает в земле троглодитов;
Впрочем, не меньше того им богаты индийские страны.
Он узнается легко по бурому ржавому цвету
И потому как он тянет к себе железные вещи.
М. Реннский

Магнетит, или магнитный железняк – минерал, содержащий 72% железа. Это самая богатая железная руда. Замечательное в этом минерале его природный магнетизм – свойство, благодаря которому он был открыт.

Как сообщал римский ученый Плиний, магнетит назван в честь греческого пастуха Магнеса. Магнес пас стадо возле холма над р. Хинду в Фессалии. Неожиданно посох с железным наконечником и подбитые гвоздями сандалии притянула к себе гора, сложенная сплошным серым камнем. Минерал магнетит дал в свою очередь название магниту, магнитному полю и всему загадочному явлению магнетизма, которое пристально изучается со времен Аристотеля и по сей день.

Магнитные свойства этого минерала и сегодня используются, прежде всего для поиска месторождений. Именно так были открыты уникальные месторождения железа на площади Курской магнитной аномалии (КМА). Минерал тяжелый: образец магнетита размером с яблоко весит 1,5 кг.

В древности магнетит наделяли всевозможными лечебными свойствами и способностью творить чудеса. Его использовали для извлечения металла при ранениях, а Иван Грозный среди своих сокровищ наравне с другими камнями хранил его непримечательные кристаллы.

Пирит – минерал, подобный огню

Не все золото, что блестит.
Пословица

Пирит – один из тех минералов, увидев который хочется воскликнуть: "Неужели это так и было?" Трудно поверить, что высший класс огранки и полировки, поражающий нас в рукотворных изделиях, в кристаллах пирита – щедрый дар природы.

Пирит получил свое название от греческого слова "пирос" – огонь, что связано с его свойством искрить при ударе стальными предметами. Этот красивый минерал поражает золотистым цветом, ярким блеском на почти всегда четких гранях. Благодаря своим свойствам пирит известен с глубокой древности, а во время эпидемий золотой лихорадки пиритовые блестки в кварцевой жиле вскружили не одну горячую голову. Да и сейчас начинающие любители камня нередко принимают пирит за золото.

Пирит – минерал вездесущий: он образуется из магмы, из паров и растворов, и даже из осадков, каждый раз в специфических формах и сочетаниях. Известен случай, когда за несколько десятилетий в пирит превратилось тело упавшего в шахту рудокопа. Железа в пирите немало – 46,5%, но извлекать его дорого и невыгодно.

"Железо". 9-й класс

Цели: На основе имеющихся у учащихся знаний изучить строение атома железа, его химические свойства, выявить взаимосвязь между физическими свойствами и областями использования данного металла.

  • Развивающая – развитие критического мышления, самостоятельности и способности к рефлексии, обеспечение системности обучения
  • Воспитательная – воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки и чувства ответственности.
  • Личностно-ориентированные – помочь учащимся преодолеть ограниченность их субъектного опыта, существующего в виде разрозненных представлений о железе.

Задачи:

  • Познакомить учащихся со строением атома железа, на основе строения атома выявить закономерности химических свойств металла; совместно с учащимися определить взаимозависимость между физическими свойствами и областями применения железа.
  • Развивать у учащихся умение на основе частных примеров делать общие выводы, выявлять закономерности и зависимость между строением атома и свойствами простого вещества, между свойствами и применением; развивать у детей умение работать с реактивами и химическим оборудованием, обращая особое внимание на правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.
  • Воспитывать чувство коллективизма и взаимовыручки, активизировать познавательный интерес и творческую активность каждого школьника; воспитывать чувство ответственности перед собой и товарищами, совершенствовать метапредметные навыки.

Тип урока: применение знаний.

Оборудование: ПК, медиапроектор, презентация, видеоролики. На каждом столе у учащихся – набор для проведение лабораторного опыта: железо (опилки); растворы: HCl, CuCl2, коллекция минералов.

Схема урока:

Стадия вызова – включает задания по нахождению сходства в изображениях, «отсроченная отгадка», решение анаграмм с исключением лишнего.

Усвоение знаний – работа с информационной моделью химических свойств железа; выполнение лабораторного опыта по изучению химических свойств железа, заданий на нахождение соответствия реагентов и продуктов реакции; работа с деформированными текстами, знакомство с природными соединениями железа.

Рефлексия – графический диктант с самоконтролем, «ложная альтернатива».

План работы

Определить металл «Х»,

Сформулировать тему урока. (целеполагание и планирование деятельности)

Работа в группах.

На слайдах предметы, изготовленные из железа, которые должны навести учащихся на мысль о его названии; анаграмма.

2. Усвоение знаний.

Рассказ из истории железа (выступление перед сверстниками)

Определить заряд ядра атома.

Составить схему строения атома данного элемента.

Составить его краткую графическую формулу (извлечение информации и обработка информации, письменные навыки).

Определите его степень окисления. Активность железа исходя из строения его атома и расположения в электрохимическом ряду напряжения (обработка информации).

Выяснить физические (извлечение информации и обработка информации). Выявить взаимосвязь между свойствами железа и его областями применения (обработка информации).

Химические свойства железа и определить его активность.

Восстановительная активность железа. Эксперимент (групповая коммуникация). Взаимодействие железа с кислотами и солями.

Знакомство с распространением железа в природе. Основные природные соединения железа – соли и оксиды (извлечение информации и обработка информации).

ПСХЭ Д.И. Менделеева.

Составление блок-схемы физические свойства железа и его применения, учебник

  • взаимодействие с растворами солей;
  • взаимодействие с растворами кислот.

Схема «Природные соединения железа».

(рефлексивные умения)

(оценочные навыки)

Графический диктант, «ложная альтернатива».

Задания на слайдах, с самопроверкой.

Ход урока

Работа в группах по 4 учащихся. У каждой группы на столе: карточка для заполнения (приложение 2),набор для проведения лабораторного опыта: железо (опилки); растворы: HCl, CuCl2, коллекция минералов.

I стадия – вызов

Отсроченная отгадка (слайд №1). «… не только основа всего мира, самый главный металл окружающей нас природы, оно – основа культуры и промышленности, оно – орудие войны и мирного труда. И трудно во всей таблице Менделеева найти другой элемент, который был бы так связан с прошлым, настоящим и будущими судьбами человечества».

Задание 1: что объединяет изображения (слайд №2 – изделия из железа). (Железо).

Задание 2 – решите анаграммы (слайд №3 – анаграмма) и исключите лишнее:

  • леруогд – углерод
  • нмийекр – кремний
  • иксолодр – кислород
  • ддрооов – водород
  • леезож – железо

(Железо, остальные элементы – неметаллы (слайд №4 – анаграмма)).

II стадия – усвоение знаний

1. Целеполагание. Какова же тема урока? (Учащиеся назовут «Железо») Итак, тема урока «Железо» (слайд №5). А какова же цель нашего урока (формулирование цели). Цель урока – дать общую характеристику железа в свете трех форм существования химического элемента. (Назвать формы существования элемента – атом, молекула, ион, которые образуют простые и сложные вещества) (слайд №5).

2. «Визитная карточка атома железа». Строение атома железа. Что нам уже известно?

Задание 4: (На основании положения железа в ПСХЭ дать характеристику элемента по плану. План прилагается. (Слайд №7). Работа с ПСХЭ Д.И.Менделеева.

3. Физические свойства железа. Применение.

Задание 5: Пинг-понг «Имя – Значение». Что представляет собой железо как простое вещество? Тип химической связи, тип кристаллической решетки (слайд №8).

Задание 6: Работа с учебником (§14). Опишите физические свойства железа: цвет – серебристо-белый, плотность – 7,8г/см 3 , электропроводность, Tпл. = 1539ºС, ферромагнетик, пластичность (слайд №9).

Задание 7: Работа с учебником (§14). Заполнить таблицу. Выявить взаимосвязь между свойствами железа и его областями применения (слайд №10).

Физическое свойство Область применения

4. Химические свойства железа. Какими же химическими свойствами он обладает? В чем их особенности (слайд №11, 12). Видеоролики (горение железа, реакция с хлором, с серой).

Внимание! Эксперимент (слайд №13). Повторить правила техники безопасности!

Опыт 1. Взаимодействие с раствором CuCl2. В пробирку с раствором CuCl2 добавить железные опилки. Следить за протеканием реакции. В растворе хлорида меди железо вытесняет металлическую медь (почему?). Составьте соответствующее уравнение реакции.

Опыт 1. В пробирку с раствором соляной кислоты опустить железные опилки. Следить за протеканием реакции. Как вы думаете, какой газ выделяется? Сделайте вывод о свойствах железа. Запишите уравнение реакции железа с соляной кислотой.

Задание 8: Информационная схема: (слайд №14). Найдите соответствие между реагентами и продуктами реакции:

1. Fe+O2 A) FeCl2
2. Fe+Cl2 Б) FeCl3
3. Fe + S В) Fe3O4
4. Fe+HCl Г) Fe2O3
5. Fe+H2O Д) FeS
6. Fe+CuCl2 Е) FeCl2+Cu
Ж) Fe(OH)3+H2
З) Fe3O4 + H2
И) FeCl2+H2
К) FeCl3+H2

Самопроверка (слайд №15): 1В, 2Б, 3Д, 4И, 5З, 6Е.

Задание 9: “Игровая цепь”. Проверь себя (запись химических уравнений):

5. Железо в природе (слайд №16). В каком виде железо встречается в природе?

Задание 10: Учебник (§14). Знакомство с распространением железа в природе. Основные природные соединения железа – соли и оксиды. (Коллекция минералов). Заполнить таблицу «Природные соединения железа».

Природный минерал железа Формула

III Стадия – рефлексия

Графический диктант (+ - ) (Слайд №17.)

Вариант 1.

  1. Железо – это активный щелочной металл.
  2. Железо легко куётся.
  3. Железо входит в состав сплава стали.
  4. Железо взаимодействует с разбавленными кислотами.
  5. С галогенами образует галогениды со степенью окисления +2.
  6. Железо взаимодействует с кислородом.

Вариант 2.

  1. Железо – это металл серебристо-белого цвета.
  2. Железо обладает способностью намагничиваться.
  3. Атомы железа проявляют окислительные свойства.
  4. Железо вытесняет медь из растворов ее солей.
  5. С галогенами образует соединения со степенью окисления +3.
  6. С раствором серной кислоты образует сульфат железа (III).

Самопроверка: (Слайд №18)

1 вариант 2, 3, 4, 6

2 вариант 1, 2, 4, 5

“Ложная альтернатива”: (Слайд №19)

  1. Плотность железа равна 2,7г/см 3 или 7,8г/см 3 ?
  2. Реагирует с оксидами неметаллов или кислотами?
  3. Кристаллическая решетка металлическая или атомная?
  4. Fe – восстановитель или окислитель?
  5. Металл легкоплавкий или тугоплавкий?

Самопроверка: (Слайд №20)

  1. 7,8г/см 3
  2. 2. кислотами
  3. 3. металлическая
  4. 4. восстановитель
  5. 5.тугоплавкий

Презентация по химии 9 класс на тему "Железо и его соединения"

РАЗРАБОТКА ТЕМЫ 9 КЛАССА: « Соединения железа»Работу выполнила: Учитель би.

Разминка
Он в теченье многих лет был причиной многих бед.
золото
Был металл серебристо-белым, в соединении стал мелом.
Красит пламя в желтый цвет, в воду кинь – его уж нет.
В старину ценилась дорого,
Цветом красная, как золото,
Постоянно с ним дружна,
В электротехнике очень нужна

О каком металле идет речь… Среди металлов самый славный Важнейши.

О каком металле идет речь…


Среди металлов самый славный
Важнейший древний элемент.
В тяжелой индустрии – главный
Знаком с ним школьник и студент.
Родился в огненной стихии
А сплав его течет рекой.
Важнее нет в металлургии
Он нужен всей стране родной.

Итоговый тест. Отметить знаком «+» номер положения, которое считается верны.

Итоговый тест. Отметить знаком «+»
номер положения, которое считается верным
Железо – это активный щелочной металл.
Железо легко куется.
3. Железо входит в состав сплава бронзы.
4. На внешнем энергетическом уровне атома железа 2 электрона.
5. Железо взаимодействует с разбавленными кислотами.
С галогенами образует галогениды со степенью окисления +2.
Железо не взаимодействует с кислородом.
8. Железо можно получить путем электролиза расплава его соли.

1. Железо – это металл серебристо-белого цвета.
2. Железо не обладает способностью намагничиваться.
3. Атомы железа проявляют окислительные свойства.
4. На внешнем энергетическом уровне атома железа 1 электрон.
5. Железо вытесняет медь из растворов ее солей.
6. С галогенами образует соединения со степенью окисления +3.
7. С раствором серной кислоты образует сульфат железа (II).
8. Железо не подвергается коррозии.

Вариант 1.
Вариант 2.

ОтветыВариант 1. – + – + + – – +Вариант 2. + – – – + + + -Критерии отметки.

 Наиболее распространенные и добываемые руды и минера.

Наиболее
распространенные
и добываемые
руды и минералы

магнитный железняк
(магнетит - Fe3O4;
содержит 72,4 % Fe),
бурый железняк (лимонит -
Fe2О3*пН2О;
содержит до 65% Fe)
красный железняк (гематит - Fe2O3; содержит до 70 % Fe)
железный шпат
(сидерит – FeCO3
содержит до 48% Fe)

FeFe²⁺Fe³⁺FeOFe(OH)₂FeCI₂Fe₂O₃Fe(OH)₃FeCI₃Основные соединения железаFe²⁺Fe³⁺F.

СОЕДИНЕНИЯ ЖЕЛЕЗА

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ: 1. Оксиды и гидроксиды железа +2 и +3, их.

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ:

1. Оксиды и гидроксиды железа +2 и +3, их характер
2. Получение гидроксидов железа
(лабораторная работа)
3. Качественные реакции на ионы железа (лабораторная работа)
4. Биологическая роль железа, токсичность железа

Соли (+2) (+3)- растворимые и нерастворимые: Fe(NO3)2, FeCL3, Fe2(SO4)3 .

Соли (+2) (+3)- растворимые и нерастворимые:
Fe(NO3)2, FeCL3, Fe2(SO4)3 , FeS…..

ОКСИДЫ ЖЕЛЕЗАFeO - основный оксидFe2O3- слабовыраженный амфотерный оксид.

ОКСИДЫ
ЖЕЛЕЗА
FeO - основный оксид
Fe2O3- слабовыраженный амфотерный оксид
Fe3O4-
смешанный оксид (FeO и Fe2O3)

Химические свойства FeO с кислотами: FeO + 2HCL=FeCL2 + H2O 2) с более актив.

Химические свойства FeO
с кислотами:
FeO + 2HCL=FeCL2 + H2O
2) с более активными металлами:
3FeO + 2Al = 3Fe + Al2O3
Химические свойства Fe2O3
1) с кислотами:
Fe2O3 + 3H2SO4=Fe2(SO4)3 + 3H2O
2) с более активными металлами
Fe2O3 + 3Mg=3MgO +2Fe
Химические свойства Fe3O4
1) с кислотами
Fe3O4 + 8HCL=FeCL2 +2FeCL3 + 4H2O
2) также с более активными металлами
Fe3O4 +4 Zn=4 ZnO +3Fe

ГИДРОКСИДЫ ЖЕЛЕЗАFe(OH)2 и Fe(OH)3 Окисление: 4Fe(OH)2+ O2 +2H2O=4Fe(OH)3

ГИДРОКСИДЫ
ЖЕЛЕЗА
Fe(OH)2 и Fe(OH)3
Окисление:
4Fe(OH)2+ O2 +2H2O=4Fe(OH)3

КАЧЕСТВЕННАЯ РЕАКЦИЯ НА Соли железа (+2) и (+3) Реакция со щелочьюFeCl2 + 2N.

КАЧЕСТВЕННАЯ РЕАКЦИЯ НА Соли железа (+2) и (+3)
Реакция со щелочью
FeCl2 + 2NaOH=
=Fe(OH)2 +2NaCL
Fe2+ +2CL- + 2Na+ + 2OH-=Fe(OH)2 ↓ + 2Na+ + 2OH-
Fe2+ + 2OH- = Fe(OH)2 ↓
FeCL3+3KOH=
=Fe(OH)3+3KCL
Fe3+ +3CL- +3K+ +3OH-=Fe(OH)3 ↓+3K+ +3OH-
Fe3+ +3OH- =Fe(OH)3 ↓

FeCL2FeCl3NaOHFe(OH)2 -осадок темно-зеленого цветаFe(OH)3 - осадок коричнево.

FeCL2
FeCl3
NaOH
Fe(OH)2 -осадок темно-зеленого цвета
Fe(OH)3 - осадок
коричневого
цвета

Качественные реакции на ионы Fe²⁺ и Fe³⁺Fe³⁺ реактив – роданид калия K.

Качественные реакции на ионы Fe²⁺ и Fe³⁺
Fe³⁺ реактив – роданид калия KSCN
Fe³⁺ реактив – желтая кровяная соль – K₄[Fe(CN)₆]
Fe²⁺ реактив – красная кровяная соль - K₃[Fe(CN)₆]

Fe(OH)2 и Fe(OH)3 Fe(OH)3 реагирует с конц. щелочами Fe(OH)3 + 3NaOH=Na3(F.

Fe(OH)2 и Fe(OH)3
Fe(OH)3 реагирует с конц. щелочами
Fe(OH)3 + 3NaOH=Na3(Fe(OH)6)

1)Реагируют с кислотами:
Fe(OH)2 + 2HNO3= Fe(NO3)2 + 2H2O
Fe(OH)3 + 3HCL=FeCl3+3H2O
2)Разлагаются при нагревании:
2Fe(OH)3 = Fe2O3+3H2O
Fe(OH)2=FeO + H2O

Соли железаРеагируют с щелочами: FeCL2 + 2NaOH= Fe(OH)2 + 2 NaCL Реагируют с.

Соли железа
Реагируют с щелочами:
FeCL2 + 2NaOH= Fe(OH)2 + 2 NaCL
Реагируют с более активными металлами:
FeCL2 + Mg= MgCL2+ Fe
Реагируют с другими солями:
Fe2(SO4)3 + 3BaCL2=3BaSO4 + 2FeCL3
Реагируют с кислотами:
FeS + 2HCl=FeCL2 + H2S

Железо в организмеЖелезо в виде ионов присутствует в организмах всех растений.

Железо в организме
Железо в виде ионов присутствует в организмах всех растений и животных и, конечно же, человека, но в растениях и животных в малых количествах (в среднем 0,02%).
Основная биологическая функция железа – участие в транспорте кислорода ко всем органам и окислительных процессах.

В организме человека с массой тела прниблизительно70 кг содержится 4,2 г железа, а в 1 л крови – 450 мг.
При недостатке железа в организме развивается железистая анемия.
Перенос железа в организме осуществляет важнейший белок –гемоглобин, в котором находится больше половины всего железа организма.

Основная роль железа в организме – участие в «рождении» красных (эритроцитов).

Основная роль железа в организме – участие в «рождении» красных (эритроцитов) и белых (лимфоцитов) кровяных клеток.
Эритроциты содержат гемоглобин - переносчик кислорода, а лимфоциты ответственны за иммунитет.
Почти 60%, поступающего в организм железа расходуется на синтез гемоглобина.
Некоторое количество (примерно 20%) - откладывается в мышцах, костном мозге, печени и селезенке.
Еще 20% его используется для синтеза различных ферментов.

гречкаговядинапеченьбелая капустахлеб грубого помола и черный хлеббобы и кур.

гречка
говядина
печень
белая капуста
хлеб грубого помола
и черный хлеб
бобы и курага
орехи
мясо кур
яблоки
Продукты, богатые Железом

Читайте также: