Айдан салахова стальной оргазм на оранжевом фоне

Обновлено: 17.05.2024

Айдан Салахова — известная личность на современной арт-сцене. Она открыла первую галерею в Советском Союзе, хотя по прошествии лет разочаровалась в этом бизнесе. Скульптор, педагог, общественный деятель и живописец — эти профессии женщина умудрялась совмещать на творческом пути, регулярно удивляя публику своими работами.

Детство и юность

Дочь знаменитого живописца и первого секретаря в Союзе художников СССР Таира Теймуровича родилась 25 марта 1964 года. Мать Ванцетта Ханум писала картины. Одна из бабушек Тамара Артемовна Петросян (Ханум) удостоилась звания народной артистки. А дедушка отличился певческим талантом, выступая в театре.

Казалось, творческий путь Айдан был предопределен. В детстве девочка не думала о карьере в искусстве. В интервью телеведущей Полине Аскери Салахова призналась, что в школьные годы планировала стать биологом-генетиком. Родители же настояли на том, чтобы дочь поступила в художественную школу.

Будущий скульптор и галерист видела, как отец трудится в мастерской, а после надевает костюм и уходит на службу. Поэтому для нее не было никакого противоречия в том, чтобы соединить искусство и бизнес в профессии.

Девочка также занималась спортом — в школе ходила в секцию баскетбола, и при этом посещала скульптурную студию. Интересный факт: Салахова сделала первый барельеф в 11 лет.

Поступление в Московский государственный художественный институт имени В. И. Сурикова было уже осознанным решением выпускницы. О полученном образовании впоследствии отзывалась двояко, говоря, что классическая школа ставит в жесткие рамки, из которых ей пришлось самостоятельно выбираться. К слову, учебное заведение девушка окончила экстерном, на год раньше. Дипломной работой стал триптих «Стальной оргазм на оранжевом фоне».

Личная жизнь

Айдан не скрывала, что у нее было много поклонников. В молодости это были непродолжительные романы. Первый брак с отцом Кая Гором Чахалом оказался тоже недолгим. Женщина неоднократно возвращалась к этому опыту, не стесняясь в интервью излагать причины развода.

Салахова — человек творческий, который не смотрит на часы за проектом и не готов забыть себя в рутине семейных будней. Художница сообщала: главной ошибкой было то, что она выбрала в мужья человека, который также занят в искусстве.

Кроме того, Айдан после разрыва и вовсе решила, что брак — это не ее. Семья в ее понимании — непростой и даже тяжелый проект. Свое дело женщина любила намного больше и, пытаясь разорваться между работой и супругом, стала проигрывать и там, и там.

Однако одиночество дочери Таира Теймуровича не грозило, хотя мужчины в ее жизни не задерживались. Наиболее продолжительные отношения художница построила с Сергеем Шутовым и Ираклием Пурцхванидзе.

Сына Кая женщина воспитывала сама, оставшись без мужа, когда тому едва исполнилось 2 года. Детей больше не планировала, вспоминая, как в тяжелые 90-е годы вынуждена была браться за любую возможность заработать. В последние годы у Айдан появился постоянный спутник жизни Григорий Речан.

Личную жизнь Салахова старается не афишировать. Однако на страницах в «Инстаграме» и «Фейсбуке» делится совместными фото с Григорием и разрешает поклонникам проникнуть в святую святых — собственную мастерскую, где высекает очередной шедевр. А на личном сайте предлагает публике ознакомиться с уже готовыми работами — графикой и живописью.

В начале 2019 года друзья обеспокоились состоянием здоровья талантливой художницы, но диагноз Айдан остался тайной. Женщина возрождалась из глубоких кризисов не раз — справилась и с болезнью, уже в середине весны вернувшись в творчество.

Творчество

В 1989 году выпускница института имени В. И. Сурикова вместе с Александром Якутом и Евгением Миттой явили миру Первую галерею в Москве. Цель молодых деятелей состояла в том, чтобы познакомить публику с проектами художников концептуального авангарда. Через 3 года Салахова открыла собственное заведение — Айдан-галерею.

На первой выставке внучка знаменитой Тамары Ханум не представила ни одной своей работы. Зато осветила творчество Сергея Волкова, мужа Гора Чахала, Александра Безукладникова. Сейчас бывший галерист сожалеет, что в 1992 году затеяла этот бизнес, а не вкладывала силы в искусство.

В биографии знаменитости были и скандальные моменты. В экспозициях Салаховой большое место было уделено «обратной» стороне любви. Откровенно она рассказывала о неприглядных моментах, с которыми приходится сталкиваться женщине — о тяжелых родах, абортах.

Яркий пример — инсталляция «Золотая исповедь», в которой художница совмещает нарядную картину в стиле салонной живописи с рисунками, изображающими гинекологические приборы и даже патологических эмбрионов. Работы «Бедная мама» и «Аборты» вызвали ажиотаж у зарубежной аудитории.

Интерес Салаховой к Востоку привел ее к частому использованию в проектах образа девушки в парандже. Скульптор стремилась передать закрытый и оттого манящий мир мусульманки, который спрятан за хиджабом. Также она попыталась изобразить в одной экспозиции две темы — исламскую традицию и сексуальность.

Результат оказался шокирующим для автора. В июне 2011 года работы талантливой художницы были представлены на Венецианской биеннале и подверглись жесткой критике от азербайджанского президента Ильхама Алиева. Политическому деятелю пришлись не по вкусу два объекта — «Предстоящая» и «Черный камень».

Глава негативно отозвался по тому поводу, что на международной выставке его государство будет представлено мусульманским искусством. А «Черный камень» и вовсе посчитал оскорбляющим ислам.

К слову, венецианский инцидент только вызывал ажиотаж вокруг талантливой персоны — итальянский телеведущий и политик Витторио Згарби предложил перенести инсталляции в Джардини. Сама галерист отмечала, что цены на ее работы только возросли. Это тоже повлияло на решение закрыть галерею в 2012 году и окунуться в творчество, оставив бизнес.

Айдан Салахова сейчас

Из-за пандемии коронавирусной инфекции женщина на протяжении четырех месяцев не могла вернуться в то место, где высекала из мрамора шедевры последние несколько лет — в город Каррару. Более того, приехав из Италии, она сразу попала в ГБУ «Царицыно», где провела положенные две недели карантина. Анализы пришли отрицательные.

Тема пандемии тронула художницу. Она призывала россиян быть осторожнее и соблюдать меры безопасности. Сама же, после того как выписалась из лечебного учреждения, показала в «Инстаграме» две небольшие картины, иллюстрирующие врачей в костюмах химзащиты. Этот проект живописец называла «Новые святые».

Сейчас художница вернулась в Италию и уже 10 июля 2020 года выставила фото вместе с Пьетой в Карраре, которую не успела закончить ранее.

Таир Салахов

Салахов Таир Теймур оглы — художник-живописец, чья творческая биография включает десятки знаковых картин. Он стоял у истоков нового направления в живописи, а позже стал символом советского и современного искусства.

Таир родился 29 ноября 1928 года в Баку в многодетной семье партработника Теймура Салахова и его супруги Соны.

Когда мальчику не было и 10 лет, отца репрессировали и расстреляли. Тогда Сона осталась с пятью детьми совершенно одна: никто не хотел общаться с семьей врага народа. Позже живописец вспоминал, что они жили тогда будто в изоляции. Только спустя 19 лет Теймура Салахова оправдали, и доброе имя рода было восстановлено.

После окончания школы юноша отучился в художественном училище Баку, а затем продолжил образование в Суриковском институте в Москве. Годами позже, уже имея квалификацию «художник-живописец» и несколько ярких работ, он вернулся в московский вуз в качестве преподавателя.

Студенческие полотна Салахова быстро прославились в Советском Союзе и определили дальнейшее направление его живописи. Он стал одним из родоначальников «сурового стиля» — направления, которое ориентировалось на досталинские 20—30-е годы и воспевало судьбы и героизм современников.

Видное место в творчестве художника занял родной Азербайджан. Он посвятил ему и его жителям цикл жанровых произведений: «Женщины Апшерона», «Утро на Каспии», «Ремонтники» и другие картины. Венчает этот ряд монументальный триптих «Страна огней», созданный живописцем в 79 лет.

Красной нитью в творениях мастера проходит любовь и уважение к матери, несколько портретов которой он написал. Да и в целом художник немало работал над образами людей, а его обширная галерея включает портреты композитора Дмитрия Шостаковича, актера Максимилиана Шелла, виолончелиста Мстислава Ростроповича и многих других деятелей культуры.

Постепенно его известность вышла за пределы Москвы и Баку. Салахову довелось работать в Италии, Мексике, США и других государствах. Он не только представлял родину на международном уровне, но и добивался, чтобы в его стране проводились выставки таких мировых мастеров, как Фрэнсис Бэкон, Руфино Тамайо, Янис Кунеллис и других.

В середине 80-х Таир Салахов возглавил мастерскую и кафедру живописи и композиции Суриковского института. Он взрастил целое созвездие талантливых художников, а также вместе с воспитанниками восстанавливал сюжеты и орнаменты сводов храма Христа Спасителя в Москве.

Параллельно с живописью Таир занимался политической и общественной работой. В разные годы он был депутатом Верховных советов АССР, СССР и РСФСР, руководил различными учреждениями культуры.

Несмотря на всемирно признанные работы и многолетний вклад в искусство, его первая выставка в Третьяковке «Солнце в зените» прошла только в 2016 году.

Личная жизнь живописца связана с двумя женщинами. Еще в молодости он женился на узбекской художнице Ванцетте Ханум. В 21 год художник впервые стал отцом: Ванцетта родила дочь Лару в 1949 году. Позже в семье Салаховых появились еще две девочки, Алагез и Айдан.

Однако трое детей не спасли брак Таира и Ванцетты от краха, и пара развелась.

В середине 70-х мастер познакомился с солисткой ансамбля Игоря Моисеева Варварой, а чуть позже она стала его супругой. В 1977 году у 49-летнего Таира и его второй жены родился долгожданный наследник, которого назвали Иваном.

Художник неоднократно повторял, что Варвара Салахова стала музой его жизни и талисманом его творчества. Он прожили в любви больше 40 лет, пока в ноябре 2020 года ее не стало. Даже на последних совместных фото Таир смотрел на Варвару с непередаваемой нежностью.

Смерть

Салахов Таир Теймур оглы пережил любимую жену всего на 6 месяцев. Он умер 21 мая 2021 года в немецкой больнице в возрасте 92 лет. Официальная причина смерти — воспаление легких. О произошедшем сообщила его дочь Айдан Салахова.

Спустя 3 дня живописца похоронили в Баку на Аллее почетного захоронения. Тут упокоены многие выдающиеся личности Азербайджана, в числе которых — Муслим Магомаев.

Айдан Салахова: «Я создаю работы о внутренних процессах женщины. У меня нет намеренного желания провоцировать»

Она основала одну из первых частных галерей в России и открыла миру несколько громких имен художников, чьи работы теперь стоят миллионы, – включая собственное. О вечеринках с ее участием ходят легенды – включая ту, что она закатила в свой юбилей в одном из клубов Москвы. Ее всю жизнь окружали живописцы – включая ее собственного отца. Правила жизни сделал из Айдан Салаховой графичную скульптуру и узнал, как сохранить лицо и независимость.

Айдан Салахова: «Я создаю работы о внутренних процессах женщины. У меня нет намеренного желания провоцировать»

Триста двадцать восемь недель назад Айдан Салахова ответила на мой комментарий под одним из постов в инстаграме (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации), посвященных ее тогдашней — ретроспективной — выставке в Московском музее современного искусства на Гоголевском бульваре. Я написал: «Скажите когда?» На картинке был изображен один из ее известных мраморных барельефов, на которых женщины в черных хиджабах обязательно держат какой-нибудь белый предмет в руках. Например, книгу. Или макет минарета, по форме напоминающий фаллос. Тот, что на инстаграмной картинке, был закрыт от глаз публики специальной тканью в цвет стены. «В смысле, когда будет открыто? На публике никогда», — написала Айдан в ответ.

— Я совершила акт самоцензуры, — объясняет она теперь, спустя шесть с лишним лет. В обеденный перерыв в фотостудии она ест особенный бургер с крабом на азиатских паровых булочках бао. — Хотите? — предлагает она.

В июне 2011 года крупнейшие британские газеты написали об инциденте в павильоне Азербайджана на Венецианской биеннале современного искусства. Зашедший туда президент республики Ильхам Алиев жестко раскритиковал представленные работы художницы Салаховой. Особенно его возмутил объект под названием «Черный камень» — интерпретация реликвии из дворца Топкапы в Стамбуле. Камень напоминал женские половые органы, и это показалось совсем уж оскорбительным. Скульптуру накрыли тканью — якобы из-за технических повреждений — и закрыли на «реставрацию» на несколько дней, а после долгих переговоров и вовсе убрали с выставки.

— Президент не обязан разбираться в тонкостях современного искусства, — рассуждает Айдан теперь. — Ему так показали, и кто-то неверно интерпретировал. Я с уважением отношусь к религии. И верующие люди понимают смыслы, которые я закладываю. Я создаю работы о внутренних процессах женщины. У меня нет намеренного желания провоцировать.

«Честность всегда побеждает», — говорит Айдан. И ей хочется верить. В ее взгляде немало опыта. И речь не о возрасте («Третий день отмечаю юбилей!»). А о том, через что пришлось пройти. Про свои минареты и сексуальные символы Салахова шутит: «Фаллосы моего подсознания». Про ее первую работу — «Стальной оргазм на оранжевом фоне» — отец, известный живописец Таир Салахов, сказал: «Девочке пора замуж». Но в ней и самой довольно мужского. Как иначе стать одним из самых влиятельных галеристов в стране?

— Я вспоминаю, как разговаривала с антикварными дилерами в середине 1990-х, и понимаю, что выучила их язык. Однажды мне позвонили, и я громко ответила: «Ты не скользи, ты определись!» Мой приятель услышал это и сразу все про меня понял.

Тогда у Салаховой была известная на всю страну «Первая галерея», которую она основала вместе с однокурсниками по Суриковскому институту Александром Миттой и Александром Якутом. После у нее будет уже собственная «Айдан галерея». Она откроет большие имена в мире совриска, привезет в Москву Хельмута Ньютона. И закроет галерею через двадцать лет.

Айдан Салахова

Одна из самых известных и влиятельных российских художниц, основательница первой в СССР частной галереи.


У меня есть ощущение, что в периоды, когда нет войн, мужчины не могут проявить себя, теряют свой жизненный смысл. В такие времена женщины чувствуют себя лучше, выходят на первый план, но приобретают мужские качества.

Айдан Салахова — талантливая, чувственная и смелая художница, способная извлечь красоту и эротизм даже из консервативного религиозного символа и превращающая тяжелые мраморные глыбы в изящные фигуры и формы. Как галеристка, Айдан многое сделала для популяризации современного искусства в России и за рубежом.

При рождении Айдан получила особый пропуск в мир искусства, продолжая два поколения творческих профессий. Ее отцом был художник всесоюзного масштаба Таир Салахов, живописью занималась и мать Ванцетта Ханум, а бабушка Айдан — известная танцовщица и певица Тамара Ханум.

При этом первоначально Айдан, хоть и рисовала сама, в будущем хотела стать биологом, но поддалась на уговоры родителей и поступила в художественную школу. В дальнейшем получала высшее образование в Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова, где училась у своего отца. В настоящее время сама Айдан — профессор МГАХИ, а когда-то сдала в качестве дипломной работу под названием «Стальной оргазм на оранжевом фоне».

В марте 1989-го Айдан Салахова вместе с художниками Евгением Миттой и Александром Якутом открыли первую частную альтернативную галерею на Пушкинской площади и назвали ее «Первая галерея». Та и в самом деле была первой частной галереей в СССР, где проходили выставки известнейших современных художников: Роберта Раушенберга, Ильи Кабакова, Хельмута Ньютона. Заодно активно продвигали российских авангардистов, в том числе и за рубеж.

Затем у «Первой» отжали слишком хорошее помещение, Якут основал свою собственную галерею на Садовой, а Айдан — свою, так и названную «Айдан Галерея». За годы работы в творческом пространстве Салаховой прошло немало известных выставок, неизменно высоко оцененных мировыми критиками, да и сама галерея считалась одной из самых популярных в столице. Салахова чрезвычайно популярна и в других странах, особенно ее творчество ценится в Дубае, будучи признанным на авторитетнейшей художественной выставке «Арт-Дубай».

У Салаховой на счету более тридцати выставок: «Золотая исповедь», «Хабиби», «Я люблю себя» и многие другие, задающие не всегда удобные вопросы и предоставляющие такие же ответы созерцателю. Нередко выставки сопровождали волнения, но апофеоз случился на 54-й биеннале современного искусства в Венеции: президент Азербайджана Ильхам Алиев потребовал убрать экспозицию Салаховой в национальном павильоне. Не угодила художница и светскому Азербайджану, и ревнителям религиозных традиций. Особые нарекания вызвали фигура женщины в чадре, двусмысленный минарет в женских руках и «черный камень», в котором нервному президенту почудился намек на некоторые женские части, на которые в его стране смотреть не пристало. Скульптуры убрали из азербайджанского павильона, но руководство в знак протеста против цензуры все равно показывало работы Айдан на биеннале в общем порядке, а затем их забрали на выставку в Дубае.

Несмотря на успех галереи в творческом плане, в финансовом не все было гладко, и в 2012-м Айдан галерею закрыла, разочаровавшись в мире дельцов и желая больше времени отдавать своему творчеству. Тем более, что многие высоты были уже покорены: еще в 1988 году она стала членом Союза художников СССР, а с 2007-го — академиком РАХ.

Отдыхая в Италии, Айдан познакомилась с Карло Николи, наследным владельцем одной из самых известных мастерских по работе с мрамором в Карраре рядом с мраморными карьерами. Чем дальше, тем больше Салаховой хотелось работать с камнем, по сравнению с которым даже живопись казалась недолговечной. Теперь большую часть времени она проводит в мастерской в Карраре, где ваяет скульптуры.

Не так давно Айдан оправилась после тяжелой болезни и продолжает творить.

Что до личной жизни, как и почти любая самодостаточная женщина, Айдан была изрядно разочарована в браке, где мужчины пытались ограничивать ее в самовыражении. Меньше всего ей хотелось повторить историю своей матери, которая после рождения детей отказалась от творчества и лишь после развода пыталась вернуться к заработку рисованием. От первого брака с Гором Чахалом у художницы остался единственный сын Кай. С 2014-го Салахову в основном можно увидеть в компании красавца Григория Речана.

* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ

Айдан Салахова. Путь от кооператива «Первая галерея» до Art Dubai

Айдан Салахова вот уже 30 лет занимается современным искусством. Она начинала как создательница первой в СССР галереи совриска и стала скульптором с мировым именем. Накануне своего дня рождения она рассказала Анне Монгайт, почему работает с мрамором, как Умар Джабраилов покупает картины и как Дубай стал центром современного искусства


Открытие выставки Айдан Салаховой Fascinans and Tremendum в Москве Фото: Валерий Шарифулин / ИТАР-ТАСС

«Думали ли мы, когда был “совок” в 70-80-е, что после 50 и 60 лет мы будем отжигать на танцполе?» — написала недавно Айдан Салахова в Фейсбуке.

На днях мы обсуждали с Айдан ее отношение к возрасту. 25 марта ей исполнилось 55. Торт был в виде цифр. На мой вопрос, почему она не боится публично называть возраст, Айдан легко отвечает:

— Так мне все говорят, что я хорошо выгляжу. А если я буду говорить, что мне 35, будут думать, что выгляжу я хреново.

С конца 80-х Айдан — художественный бренд и самая независимая красавица Москвы. Короткая стрижка. Глаза, губы, нос — всё чуть больше и чуть чувственнее, чем принято в наших широтах.

В 89-м Айдан вместе с сокурсниками Евгением Миттой и Александром Якутом открывает кооператив «Первая галерея». Это была действительно первая в стране галерея современного искусства. Все трое владельцев — «мажоры»: папа Айдан — народный художник СССР Таир Салахов, папа Якута — народный артист Всеволод Якут, папа Митты — режиссер и тоже народный артист Александр Митта. Первый покупатель галереи, вор в законе Тайванчик, обладал неплохим вкусом — купил Кабакова.


Художница Айдан Салахова у своих работ на выставке «Мастерская Арт Москва 2001» в Центральном Доме художника Фото:Виктора Великжанина / ИТАР-ТАСС

На стене московской квартиры Айдан висит общая фотография юных основателей «Первой галереи». Она сделана Хельмутом Ньютоном для журнала Vanity Fair. Ньютона «Первая галерея» тоже покажет первой в России. Тогда спрос на актуальное искусство из только что открытой миру России значительно превышал предложение. Иностранные звезды сами стремились в Москву, где цены на русское искусство опирались на единственный проведенный в СССР аукцион Sotheby’s: работа Гриши Брускина «Фундаментальный лексикон» ушла тогда за 200 с лишним тысяч фунтов. Айдан с ностальгией вспоминает «время чудес»:

— В нашей первой галерее самая первая выставка — Кабаков, Файбисович, Гороховский. Вторая — художники из сквота в Фурманном (московский сквот, существовавший в конце 1980-х. — Прим. ред.).

— И на всех были клиенты?

— Это были западные клиенты. Галеристы, которые специально приезжали в Москву, работники посольств. Вообще, первыми «новыми русскими» стали художники. Они зарабатывали в валюте, и все, кого не спроси, барыжили компьютерами: арт-группа «Чемпионы мира», Сережа Мироненко, Вадик Захаров — у всех у нас тогда было много денег. Но пришел 92-й, и это резко прекратилось.

В 1992 году Айдан Салахова ходит в архитектурных нарядах Issey Miyake и выглядит совсем по-иностранному. Она уже пробила «стеклянный потолок» российского художественного аквариума и в 1991-м даже участвовала в венецианской биеннале, что в мире современного искусства — вершина признания. Но все портит война в Персидском заливе. Западный художественный рынок обвалился. Успех, который , казался незыблемым, оказывается эфемерным. Миру стало не до русских. Это первый кризис на личном счету Айдан Салаховой.


14 октября 1992 год. Хозяйки галереи Инна Крымова, Айдан Салахова и Карина Шамшиева Фото: Великжанин Виктор / Фотохроника ТАСС

— В 1992 году мы участвовали в ярмарке Arco (одна из крупнейших европейских ярмарок современного искусства. — Прим. ред.) — и ни одной русской работы там не было продано, — вспоминает она.

В 1993-м у Айдан на руках младенец Кай — а современное искусство у вчерашних баловней судьбы уже никто не покупает. Куда-то подевались все щедрые иностранцы, настроение в художественной среде депрессивное, есть буквально нечего. Все, кто еще вчера продвигал новые идеи и презирал старые, начали торговать антиквариатом. От нищеты Айдан спасают Шишкин и Айвазовский. И тут в полной мере проявляется ее талант — кажется, продать она может всё. Было бы кому.

— Мои 90-е прошли под знаком неприятного дилерства. Бандиты, фальшивки, «душные» клиенты. Я ведь вообще не очень люблю старое русское искусство, и Лагорио от Айвазовского не могла отличить. К счастью, вспомнила уроки истории искусства XIX века, которые нам преподавал профессор Николай Николаевич Третьяков. У меня конспекты лекций сохранились — они и помогли упоенно рассказывать об этих невзрачных пейзажах.

— Помню, однажды на берлинской ярмарке видела, как ты очаровывала Умара Джабраилова.

— И он купил работу Аниша Капура. До этого он собирал старое. Помню, как в гостиницу «Рэдиссон» принесла ему Поленова, хорошего, в золотой рамочке. Я сидела, продавала этого Поленова, и он вроде его даже уже купил, и вдруг я его спрашиваю: «Умар, а нахер ты покупаешь это старье?»

Через месяц мы встретились в каком-то ресторане, и он говорит: «Сестра, я закрыл все эти золотые картинки в старом доме. Делаю новый, хочу собирать современное искусство». С ним вообще было легко. У него потрясающий врожденный вкус, и он правильно выбирает вещи.

Тогда же искусство покупала Оля Слуцкер. Она тоже когда-то собирала антиквариат, и ее обманули, подсунув большое количество фальшивок. И вот в 1999-м мы едем с ней на ярмарку, и первое, что она там покупает, — Энди Уорхола «Мона Лиза. Белое на белом». Умар и Оля были первыми русскими коллекционерами, которые покупали западное современное искусство.

С ейчас невозможно поверить, что Айдан не торгует искусством. Она закрыла свою галерею на Винзаводе, разочаровавшись и в самой профессии арт-дилера, и в российском рынке. Жирные нулевые, когда, казалось, и русские художники, и русские коллекционеры возьмут мир силой, закончились еще до того, как культовая пара российских собирателей — Абрамович и Жукова — развелись.

Мы пьем кофе в квартире Айдан на Ленинградском проспекте. Пятиметровые потолки, марокканский интерьер, искусство от пола до потолка. Но она приехала сюда всего на полтора месяца. Теперь с Москвой Айдан связывают только эта квартира и ее ученики. Вся жизнь и работа — в Италии.

— Я помню, когда решила закрыть галерею. Это было на премии «Инновация» в 2012 году, которую мы вели вместе с Филиппом Дзядко. Я смотрела в зал, на выражения лиц. Мне стало понятно, что наше художественное сообщество злое и неприятное — какое-то змеиное логово, где никто не радуется за победителей. Филя меня тогда еще спросил: «У вас в арт-мире всегда такая тяжелая энергетика?» Я ответила: «Думаю, что да». Действительно, все всё время что-то делят. Что? — Непонятно. А есть что делить? — Нечего, ноль на рынке: половина коллекционеров уехала, часть посадили, а те, кто нормально существует, уже все купили. Вот и получается, что сама система внутри сообщества себя рушит: вместо того, чтобы поддерживать друг друга, люди постоянно что-то делят.


Айдан Салахова и модельер Вячеслав Зайцев на выставке современной скульптуры «ARTполе» Фото: Михаил Фомичев / ИТАР-ТАСС

После кризиса 2008 года цены на работы современных русских художников упали в разы. Галереи перестали участвовать в главных мировых ярмарках, поскольку это очень дорого: Гельман, Овчаренко, я, галерея XL тратили на ярмарки по 300-400 тысяч долларов в год. Тогда мы хотели вывести русское искусство на Запад. В минус себе. Теперь этому мешает не только экономика, но и политика, которая вылилась в неприятие России в целом и ее искусства в частности. И это меня бесит, потому что я не понимаю — при чем тут искусство?


Церемония открытия выставки "Viva la Vida. Фрида Кало и Диего Ривера" в Центральном выставочном зале "Манеж". Художник, галерист Айдан Салахова (слева) и Григорий Речкан (справа) во время церемонии Фото: Ирина Бужор/Коммерсантъ

З а 15 лет до этого Айдан заинтересовалась востоком и его феминистским лицом. В это же время AES+F делают свой провидческий «Исламский проект» — иллюстрации будущего, где европейские столицы постепенно становятся мусульманскими, повсюду минареты, вязь и мечети вместо традиционных достопримечательностей. Но если работы AES+F пугали, то одалиски и персидские миниатюры Айдан заманивали публику в закрытый и оттого манящий мир арабской красавицы, чья сексуальность спрятана за хиджабом. Сама Айдан впервые померила хиджаб в Абу-Даби:

— Это было невероятное ощущение. Внешне это выглядит так: мы смотрим на девушку в парандже и жалеем ее. Внутри же — совершенно другое состояние: тебе пофиг, как ты выглядишь. И начинается освобождение: все эти наносные правила, гендерные установки — все это моментально исчезает.

— Как папа, видный советский художник Таир Салахов, реагировал, когда ты занялась исламской темой?

— После моей юношеской работы «Стальной оргазм на оранжевом фоне» ему было уже все равно.

— Это контрастное сочетание исламской темы и темы секса однажды сильно заискрило, когда президент Азербайджана Ильхам Алиев запретил твою экспозицию в азербайджанском павильоне на венецианской биеннале. Мраморные женщины в черном, мраморные вагины, мраморные то ли фаллосы, то ли минареты — кажется, официальный Азербайджан был к этому не готов.

— Я думаю, моя экспозиция была неправильно преподнесена президенту. Политики не обязаны разбираться в искусстве.

— Как сейчас тебя воспринимают в Азербайджане?

— Половина в восторге, половина хейтит.


Художник Таир Салахов с дочерью художницей Айдан Салаховой на открытии выставки в Фонде культуры «Екатерина» Фото: Игорь Кубединов / ИТАР-ТАСС

В Азербайджане современное искусство не покупают. Главные покупатели Айдан — шейхи Эмиратов, а все потому, что она первая из наших соотечественников завоевала «Арт-Дубай».

12 лет назад Эмираты решили стать художественной меккой арабского мира. Это был бизнес-проект, аналога которому в России, увы, не будет. В отличие от нас, Эмираты за 12 лет не только построили музеи и открыли галереи, но и пригласили иностранных консультантов, которые помогли всё это правильно запустить. Как итог — целое сообщество собирателей и коллекционеров региона. Да, здесь не торгуют обнаженной натурой, нет никакого религиозного искусства, и каждая работа на ярмарке «Арт-Дубай» проходит цензурный комитет — зато здесь очень много денег.

Айдан Салахову в Дубае представляет галерея из Бахрейна — не как московскую художницу, а как скульптора из итальянской Каррары. Айдан считает, что это ее новая реинкарнация. Каррара знаменита своими мраморными утесами и тем, что здесь каждый второй режет камень. Сейчас Каррара вместе с мировой модой на скульптуру переживает ренессанс. Ренессанс и в жизни Айдан:

— После фашистской тяги к монументальности с конца 1940-х художники долгое время не работали с мрамором — делали из него только заказы для кладбищ. Они ушли от этого политизированного материала и начали потихонечку возвращаться к нему только в конце 70-х. Сейчас мрамор — это тренд.

Я знаю точно, что, когда начинаешь делать скульптуру сам, — обратного пути нет. Между художником и материалом устанавливается такой контакт, который невозможно прервать, пока работа не будет завершена. И я не исключение, такое происходит со всеми скульпторами. В Карраре что еще хорошо? Что художники, мастера мраморных дел до сих пор ходят друг к другу в гости смотреть работы; ведут разговоры о высоком, как в начале 80-х; живут почти без денег — но никого это не парит. Недавно к нам приехал галерист Фолькер Диль и пришел к художнице Патти Николе. Патти 78 лет, она до сих пор все режет сама. Фолькер смотрит на ее работу и говорит: «Понятно, вы здесь все романтики, но поясните, кому еще нужно, чтобы вы свою скульптуру делали сами? Есть же рабочие!» Патти ему отвечает: «Мы не романтики. Мы — анархисты».

Недавно Айдан тяжело заболела. Казалось, не выкарабкается. В ее присутствии знакомые тревожно переглядывались и перешептывались. Но не зря она — птица Феникс, которая возрождалась из пепла самых глубоких кризисов. 12 апреля у нее выставка в Москве в рамках фестиваля «Черешневый лес», в Карраре она доделывает свою «Тайную вечерю», и в 55 она по-прежнему самая независимая красавица, которую сочтут за счастье увидеть на всех московских вечеринках.

Читайте также: