Что такое стальная блоха

Обновлено: 18.05.2024

Микропересказ : Русский мастер превзошёл английских. Его отправили в Англию, чтобы похвастаться. Там он узнал военный секрет и передал его русским генералам, но его, простого человека, не послушали и проиграли войну.

Содержание

Очень краткое содержание [ ред. ]

1815 год. Русский государь путешествовал по Европе в сопровождении верного донского казака. Английские мастера показали ему сделанную из стали заводную блоху, которая умела плясать. Государь изумился и купил блоху за большие деньги. Казак же считал, что наши мастера могут сделать не хуже.

Вскоре государь вернулся в Россию и умер. Сменивший его император заинтересовался блохой. Он тоже считал, что русские мастера могут превзойти англичан, поэтому поручил верному казаку отвезти блоху тульским умельцам.

Тульские мастера, среди которых был и мастер-левша, сумели подковать английскую блоху.

Левша — тульский мастер, косой, на щеке родимое пятно, волосы на висках во время ученья выдраны, бедный, большой патриот, его имя в повести не упоминается.

Обрадованный император отправил в Англию блоху, а при ней — левшу, чтобы англичане смогли увидеть, каковы русские мастера.

Англичане уговаривали левшу остаться жить в Англии, но тот отказался. Возвращаясь на корабле в Россию, левша заключил с помощником шкипера пари: кто кого перепьёт. В результате в Россию оба приплыли в бессознательном состоянии.

Помощника шкипера отвезли лечиться в английское посольство. Беспаспортный левша попал в полицию, а оттуда в больницу, где и умер. Перед смертью его отыскал помощник шкипера. Левша попросил его передать императору разведанный в Англии секрет: англичане не чистят дула ружей кирпичом, поэтому их оружие долго служит.

Слова левши императору так и не передали, из-за чего Россия проиграла Крымскую войну. Прошло время, и левша стал народным героем.

Подробный пересказ по главам [ ред. ]

Названия глав — условные.

Глава 1. Император и Платов путешествуют по Европе [ ред. ]

Когда закончилась война с Наполеоном, Александр I решил попутешествовать по Европе.

Александр I — русский император, умный, спокойный, уравновешенный, чувствительный.

Императора удивляли изделия европейских мастеров, и те пользовались этим, «чтобы его чужестранностью пленить и от русских отвлечь».

Во всех путешествиях Александра I сопровождал Платов.

Платов скучал по дому и уговаривал императора вернуться в Россию. Заметив, что Александр I интересуется чем-то слишком сильно, Платов говорил, что «дома своё не хуже есть».

  1. К какому историческому времени отнесены события, изображённые в сказе? Какие реальные исторические события и лица в нём упоминаются?
  2. С какой целью в начале повести рассказывается о поездке Александра I в Англию? Как характеризует царя его отношение к заграничным диковинкам?
  3. Какую роль играет в сказе казачий атаман Платов?
  4. Каким изобразил Н.С. Лесков генерала Платова? Что главное в его характере? Какими чертами народного героя любуется автор, а какие отвергает?
  5. Как характеризуют атамана Платова его реакции на восторги императора?

Глава 2. Английские умельцы [ ред. ]

Государь был уверен, что увидит в английской оружейной кунсткамере настоящие чудеса.

Там, — говорит, — такие природы совершенства, что как посмотришь, то уже больше не будешь спорить, что мы, русские, со своим значением никуда не годимся.

Англичане показали Александру I свои лучшие изделия, в том числе и пистолет. Император разохался, а Платов разобрал пистолет и нашёл русскую надпись: «Иван Москвин во граде Туле».

Император пожалел оконфузившихся англичан, а Платову от этого досадно стало. Выпил он стакан водки и уснул крепким казачьим сном, а англичане «такое новое удивление подстроили, что у Платова всю фантазию отняли».

  1. Какую роль играет в развитии сюжета столкновение двух позиций — Александра Г и донского казака Платова? Какую роль в сюжете рассказа играет утверждение Александра I: ‹. как посмотришь, то уже больше не будешь спорить, что мы, русские, со своим значением никуда не годимся», с которым так активно не согласен атаман Платов?
  2. Как история о подарке Александру I связана в повести с историей тульских мастеров? Кто и когда впервые в сказе упоминает о тульских мастерах?

Глава 3. Механическая стальная блоха [ ред. ]

Утром Александру I вынесли поднос, казавшийся пустым. На самом деле на нём лежала выкованная английскими умельцами стальная механическая блоха. Император рассмотрел блоху в «мелкоскоп» и собственноручно её завёл крохотным ключиком.

…только ключик вставил, как почувствовал, что она начинает усиками водить, потом ножками стала перебирать, а наконец вдруг прыгнула и на одном лету… всю кавриль станцевала.

Александр I за миллион купил блоху вместе с футляром «из цельного бриллиантового ореха», а обиженный Платов ещё и «мелкоскоп» прихватил.

По дороге в Россию Платов и император почти не разговаривали из-за разногласия: государь считал, что англичанам равных нет, а казак верил, что наши всё сделать могут, только «полезного учения» им не хватает.

Затем государь отправился в Таганрог, чтобы исповедаться у тамошнего священника. А казак вернулся домой, лёг «на досадную укушетку» и начал не переставая трубку курить.

  1. Почему всю обратную дорогу из Англии Александр I и Платов ехали молча?

Глава 4. Блоху отправляют в Тулу [ ред. ]

Александр I в Таганроге умер. Футляр с блохой в итоге попал к Николаю I.

Николай I — брат Александра I, стал после него императором, строгий и деятельный, как и Платов, верит в русских мастеров.

Платов рассказал Николаю I о блохе и предложил показать её русским мастерам, которые с лёгкостью англичан превзойти смогут. Николай I иностранцам уступать не любил. Он отправил Платова с поручением на Дон, а по дороге велел заехать в Тулу.

  1. Какую задачу поставил перед Платовым царь Николай I?
  2. Почему Платовым были выбраны мастера из Тулы для достойного ответа английским мастерам?

Глава 5. Платов везёт блоху к тульским мастерам [ ред. ]

Платов показал тулякам блоху и спросил, что они делать будут. Мастера не открыли ему свой замысел: боялись, что казак им не поверит, и попросили Платова заехать за блохой на обратном пути.

  1. Почему мастера, подковавшие блоху, не названы в сказе по именам?
  2. Что туляки предложили Платову?
  3. Почему тульские мастера не открыли Платову своего замысла?
  4. Почему мастера взялись поддержать Платова и с ним всю Россию?

Глава 6. Тульский мастер-левша [ ред. ]

Три самых искусных мастера собрали котомки с едой и ушли из города. Среди них был и левша.

  1. В повести левша не имя собственное и даже не кличка героя. Это его отличительная деталь — примета. Почему же когда мы говорим об этом герое Лескова, то пишем его примету как имя, с прописной буквы?

Глава 7. Тульские мастера начинают работу [ ред. ]

Туляки, «сведущие в металлическом деле», всегда были очень религиозными. Мастера отправились отслужить молебен древней иконе Святого Николая, покровителя торгового и военного дела.

Вернувшись в Тулу, они заперлись в домике левши, окна ставнями закрыли и принялись за работу. Люди пытались их выманить, но искусники на провокации не поддались.

  1. Какое значение для характеристики тульских мастеров имеют 6 и 7 главы?
  2. Как описывается в сказе работа тульских мастеров? С какой целью в главе седьмой подробно рассказывается об иконе святого Николая Чудотворца?

Глава 8. Платов возвращается в Тулу [ ред. ]

В Тулу Платов вернулся через две недели в большой спешке, потому что император ждал его доклада. Всю дорогу он гнал лошадей без остановки, да так быстро, что пролетал мимо почтовых станций.

В Туле казак отправил за мастерами всех, кто ему под руку попался, «чтобы ни одна минута для русской полезности не пропадала».

Глава 9. Тульские мастера заканчивают работу [ ред. ]

Посыльные ломились в избу к мастерам, крышу снесли, но те отправились к Платову, только когда последний гвоздик забили. Левша нёс футляр с английской блохой, больше в руках у них ничего не было.

Глава 10. Левша попадает в Петербург [ ред. ]

Платов открыл футляр и увидел, что блоха какой была, такой и осталась. Начал он ругать мастеров. Те обиделись и не рассказали свой секрет, велели блоху императору отвезти — уж он-то разберётся.

Платов помчался в Петербург, прихватив с собой левшу, чтобы тот за всех мастеров перед императором ответил. Пришлось левше ехать в Петербург как есть, без документа.

  1. Как тульские мастера выполнили своё обещание? Почему их мастерство не сразу было оценено по достоинству?
  2. Как в разговоре с тульскими мастерами раскрывается характер Платова?

Глава 11. Платов отчитывается императору [ ред. ]

Явившись к Николаю I, Платов начал рассказывать ему, «какие у казаков на тихом Дону междоусобные разговоры». Казак надеялся, что император не вспомнит про тульских мастеров, но Николай I ни о чём не забывал. Пришлось Платову признаться, что мастера ничего сделать не сумели, но попросили блоху государю показать. Николай I был уверен, что мастера его не обманут.

Глава 12. Блоха больше не танцует [ ред. ]

Английскую блоху завели, но танцевать она не стала. Платов подумал, что мастера её сломали, в гневе выскочил из дворца и начал бить левшу, который ждал в коляске. Тот уверил Платова, что блоха не испорчена, но смотреть на неё надо в самый сильный «мелкоскоп».

Глава 13. Подкованная блоха [ ред. ]

Николай I посмотрел на блоху в «мелкоскоп», ничего не увидел, но в мастерах не разуверился и велел привести к себе левшу.

Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится.

Явившись к императору, левша объяснил, что в «мелкоскоп» надо рассматривать не всю блоху, а одну её ножку. Посмотрев, Николай I весь просиял и обнял мастера. Оказалось, мастера блоху подковали.

  1. Удалось ли тульским мастерам превзойти англичан в мастерстве?

Глава 14. Левша отправляется в Англию [ ред. ]

Левша сказал, что в более сильный «мелкоскоп» видно на каждой подковке имя мастера, который её выковал. Только имени левши нигде нет: он для подковок гвоздики ковал.

Император спросил, в какой же «мелкоскоп» мастера смотрели, когда блоху подковывали. Левша ответил, что «мелкоскопа» у них по бедности нет, они всё невооружённым глазом видели.

Левшу отмыли, накормили и отправили в Англию.

  1. Прочитайте сцену во дворце. Обратите внимание на портрет левши. Как он держится с царём и его окружением? Почему «на каждой подковинке мастерово имя выставлено: какой русский мастер ту подковку делал», а имени левши там не оказалось?

Глава 15. Левша отказывается жить в Англии, но остаётся погостить [ ред. ]

Три дня англичане с левшой пили, потом начали расспрашивать, какие науки знают русские мастера. Очень удивились, узнав, что русские никаких наук не знают, а делают всё на глазок. Именно поэтому туляки и не смогли рассчитать, что блохе подковки плясать помешают.

Англичане предложили левше остаться в Англии, жениться, наукам обучаться. Левша отказался: дома у него родители старые остались, англичанки ему не нравились, да и веру английскую он принимать не хотел. Но погостить мастер остался.

  1. Как удивительные подковы на стальной блохе были восприняты англичанами?
  2. Как англичанам удалось уговорить левшу погостить в Англии?
  3. Почему левша не захотел остаться в Англии?

Глава 16. Левша возвращается домой [ ред. ]

Левша посмотрел все английские производства. Понравилось ему, что рабочие там сыты, одеты и обучены «долбице умножения». Особенно пристальное внимание левша обращал на то, как англичане содержат старые ружья.

Вскоре левша домой попросился. Англичане уговаривали его подождать, потому что «буреметр» предсказывал шторм, но левша ждать отказался. Его наградили деньгами и золотыми часами и посадили на корабль, который в Россию шёл.

В каюте Левша плыть постеснялся, и когда началась страшная буря, с палубы не ушёл. Это понравилось полшкиперу, который по-русски говорить умел.

Попытался полшкипер напоить левшу и узнать, какой тот секрет из Англии в Россию везёт, но ничего не вышло. Тогда полшкипер предложил пари: они станут пить поровну, кто кого перепьёт, тот и выиграет.

  1. Что произвело на левшу особое впечатление за границей?
  2. Какие качества левши раскрылись во время его путешествия?
  3. Сравните отношение к левше в Англии и в России. Чем можно объяснить и как оценить это различие?
  4. Что так встревожило левшу, о чём он думает, почему так переживает и торопится вернуться на Родину?
  5. Какое пари заключили «полушкипер» и левша?

Глава 17. Пари с полшкипером и черти из моря [ ред. ]

Всю дорогу они пили. Допились до того, что увидели, как из моря черти вылезают. В конце концов матросы их связали и заперли в трюме. Никто из них и не выиграл.

В Петербурге полшкипера отвезли в английское посольство, а левша попал в полицейский участок: документа у него по-прежнему не было.

  1. Почему полшкиперу не удалось выведать секрета левши на корабле?
  2. Какую роль играет в повести история возвращения левши на Родину?

Глава 18. Левша попадает в больницу для нищих [ ред. ]

Полшкипера начали лечить пилюлями да тёплыми ваннами. Левшу же в участке обыскали, документа не нашли, а сам мастер ни слова не мог сказать, только стонал. Тогда левшу ограбили, отвезли в больницу и бросили в коридоре.

На другой день полшкипер пришёл в себя и бросился друга искать.

  1. Почему судьбы левши и полшкипера в России оказались столь различны? Какую мысль пытается донести повествователь, показывая эти факты?

Глава 19. Смерть левши [ ред. ]

Чудом полшкипер нашёл левшу, который так и лежал в коридоре. Мастер непременно хотел увидеть императора. Полшкипер поднял шум и дошёл до Платова.

— Разве так можно! У него, — говорит, — хоть и шуба овечкина, так душа человечкина.

Платов отправил полшкипера к коменданту Петербурга, который направил к левше доктора, но к тому времени мастер уже умирал, потому что по дороге в больницу ему случайно разбили голову.

Перед смертью левша попросил передать государю, что «у англичан ружья кирпичом не чистят», и надо, чтобы и у нас не чистили, а то они для войны не сгодятся. Выполнив долг перед отечеством, левша умер.

Последние слова мастера дошли до русских генералов, но Николай I о них не узнал. Разведанным левшой секретом не воспользовались.

  1. Почему полшкипер смог оценить душу своего спутника, а русские генералы и не заметили её?
  2. Как вы можете объяснить смысл слов английского «полшкипера» о левше: «У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина»? Почему в финале повествователь вновь вспоминает о «человечкиной душе»?
  3. Почему судьба левши сложилась трагично? Случайно это или закономерно? О чём были его последние слова и почему это важно?
  4. Почему даже самое, казалось бы, полезное соображение левши о чистке ружей так и не было осуществлено? Что этому помешало?
  5. Кому в повести-сказе дорог левша? Как отношение к левше раскрывает качества каждого её персонажа?
  6. Как через образ левши раскрывается судьба русского народа? Какие черты русского национального характера подчёркнуты в левше?

Глава 20. Левша — народный герой [ ред. ]

Эти события стали делами минувших дней, но забывать их не следует, несмотря на «баснословный склад легенды и эпический характер её главного героя». Имени левши история не сохранила, и он стал олицетворением народной фантазии.

Из-за множества машин таких мастеров давно уже нет. Рабочие ценят выгоду, приносимую машинами, но и о старине вспоминают с гордостью. «Это их эпос, и притом с очень „человечкиной душою“».

  1. В двадцатой главе автор называет историю о левше «преданием», «олицетворённым народной фантазией мифом», «баснословной легендой». Какое из этих определений наиболее точно?
  2. Что показалось вам смешным, а что печальным в сказе о левше?
  3. Кто является главным героем этого произведения? Почему?
  4. Правдоподобна ли история, рассказанная писателем?
  5. Каким образом в этом произведении выражено патриотическое чувство автора?
  6. Как тема народа и власти решается в этом сказе?
  7. Какова сатирическая направленность сказа? Кого обличает автор? Какие человеческие качества вызывают у автора негодование, а какие — недоумение?

За основу пересказа взято издание повести из собрания сочинений Лескова в 11 томах (М.: Гослитиздат, 1958).

"Блоху подковать": значение и происхождение фразеологизма


В наши дни фразеологизм «блоху подковать» можно услышать довольно редко. К счастью, не было окончательно забыто это оригинальное устойчивое выражение, введенное в употребление с легкой руки писателя Лескова еще в конце 19-го столетия. В каких же случаях люди вспоминают яркий оборот речи, какой смысл в него традиционно вкладывается?

Фразеологизм «подковать блоху»: значение

Как известно, блоха – насекомое-паразит, обладающее микроскопическим размером. Конечно же, говоря о том или ином человеке, что он может «блоху подковать», люди вовсе не имеют в виду его способность надеть подкову на паразита. В это устойчивое выражение вкладывается совсем другой смысл.

блоху подковать

Такой фразеологизм традиционно произносят, когда желают отметить уникальный талант, которым обладает человек, его способность решить самую сложную и даже невыполнимую задачу.

Предыстория

Возникновение речевого оборота «блоху подковать» непосредственно связано с ситуацией, которая сложилась в России на рубеже 19-20-го столетий. Представители высшей знати с пренебрежением относились ко всему, что производилось местными умельцами. Критике подвергались произведения искусства, бытовые товары. Считалось, что только за границей умеют качественно работать, а русские мастера способны лишь подражать зарубежным коллегам, производя низкокачественные подделки.

кто автор фразеологизма подковать блоху

Конечно же, простому народу было не по душе такое отношение представителей высшего общества к местным товарам. Постоянно предпринимались попытки изменить ситуацию, продемонстрировать высокое качество российской продукции. Эта тема затрагивается во многих повестях и сказках, написанных в то время. В этих произведениях описываются сокрушительные победы русских мастеров, оставляющих в дураках иноземцев.

Рассказ Николая Лескова

Кто автор фразеологизма «подковать блоху», когда появилось оригинальное устойчивое выражение? Известно, что этот речевой оборот впервые был использован писателем Николаем Лесковым. В 1881 году на суд читателей был представлен его рассказ «Левша», который быстро приобрел популярность.

что значит подковать блоху

Центральный персонаж рассказа – народный умелец из Тулы, слава о мастерстве которого гуляла по всей Российской империи. Этот мастер был настолько талантлив, что сумел создать подковы для изготовленной на Западе железной блохи, обладающей микроскопическим размером. Более того, каждую подкову он украсил фирменным клеймом, которое использовалось им при производстве собственной продукции.

Читателям Лескова так понравилась придуманная автором история, что фраза «блоху подковать» стала использоваться повсеместно. Ее употребляли не только выходцы из народа, но и представители высшей знати.

Миф или реальность

Разумеется, мастер из Тулы, сумевший решить задачу, которая кажется невыполнимой, был выдуман Николаем Лесковым. Однако миниатюрная стальная блоха вовсе не является плодом авторской фантазии. Писатель в своем рассказе использовал событие, имевшее место в реальной истории.

фразеологизм подковать блоху

Владельцем металлической блохи, обладающей микроскопическим размером, стал однажды российский император Александр Первый. Это произошло, когда самодержец совершил путешествие в Англию. У одного из местных умельцев царь приобрел стальную подделку, изображающую блоху, которая очень ему понравилась.

Смелый эксперимент

значение блоху подковать

Рассказ, написанный Николаем Лесковым, произвел огромное впечатление на Алдунина. Мастеру захотелось не просто повторить успех выдуманного писателем умельца из Тулы, а превзойти его, надев подковы на живого паразита. Работать с металлом Николай умел блестяще, приобретя опыт во время работы слесарем и токарем.

Очевидно, что на пути мастера Алдунина возникли препятствия, которые могли показаться непреодолимыми. Главная проблема – волоски, которыми покрыты ноги у настоящего насекомого. Это препятствие Николай сумел устранить, удалив часть волосков и подрезав оставшиеся. Также умельцу пришлось изобрести миниатюрные инструменты, которые можно было использовать в работе. Одно только изготовление таких приспособлений потребовало двух лет работы. Известно также, что, колдуя над блохой, Алдунин применял сверхсильный микроскоп.

Победа мастера

блоху подковать значение и происхождение фразеологизма

Конечно же, интересно и то, какой металл был задействован талантливым мастером при изготовлении миниатюрных подков. Маленькие подковки, а также гвоздики к ним были созданы из золота. Интересно, что вес каждой подковки не превышает 0,00000004419 грамма, всего Алдунин изготовил их шесть штук.

Что значит «подковать блоху»? Как уже было сказано, этот фразеологизм используется, когда люди хотят выразить свое восхищение талантом того или иного человека. Николая Алдунина можно назвать прекрасным примером мастера, способного «подковать блоху». Кстати, этот гений, сумевший надеть подковы на миниатюрное насекомое, не ограничился этим выдающимся достижением. Своим наследникам Алдунин оставил огромное количество интересных микроминиатюр. К примеру, им был создан традиционный тульский самовар, высота которого едва превышает миллиметр. Также он изготовил на рисовом зернышке портрет знаменитого писателя Пушкина.

Ушел из жизни этот талантливый человек в сентябре 2009 года.

Знаменитый подарок

Как следует из всего вышесказанного, выражение может иметь и прямое значение. «Блоху подковать» сумел не только Николай Алдунин из Тулы. Справился с этой непростой задачей и житель Омской области. Свое изделие Анатолий Коненко преподнес в дар Владимиру Путину, а для проведения выставок им была изготовлена точная копия.

Кстати, миниатюрная блоха с подковами – далеко не единственное достижение этого талантливого мастера. Анатолий является создателем иллюстрированных книжечек, имеющих миниатюрный формат. Сведения о его работах даже попали в знаменитую Книгу рекордов Гиннесса. Интересно, что этими книжечками можно не только любоваться, при наличии микроскопа они пригодны и для чтения, содержат произведения различных известных писателей. Созданы Коненко и другие выдающиеся произведения, принадлежащие к жанру миниатюр. Работы мастера в настоящий момент представлены во множестве музеев.

Подкованная блоха - русское чудо

Вряд ли найдутся такие, кто не знаком с историей Левши, подковавшим блоху. Повесть гениального Н.С. Лескова, изданная в 1881 году (отдельным изданием – 1882), входит в обязательную школьную программу.

подкованная блоха

Это произведение положено в основу чудесного мультипликационного фильма "Левша". Само выражение «подковать блоху» вошло в лексикон и стало означать высокое мастерство русских умельцев.

Гениальный вымысел

«Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» написан прекрасным остроумным языком, читается легко, а щемящая история о гениальном умельце не оставляет равнодушным абсолютно никого. Повесть настолько вошла в реальную жизнь, что большинство людей не ставит под сомнение, существовал ли в реальной жизни легендарный Левша и осталась ли после него подкованная блоха.

 как выглядят блохи

И очень разочаровывает тот факт, что народный мастер на все руки и результат его труда – это плод гениальной фантазии Николая Семеновича Лескова. Левши не существовало, документов, подтверждающих факт подковки стальной английской миниатюры и ее дальнейшей передачи Англии, тоже в реальности нет.

Высокоразвитая западная инженерная мысль

Однако подкованная блоха, ставшая символом непревзойденного мастерства русских умельцев, в наличии имеется (и не одна), но созданы все экземпляры были гораздо позже событий, описываемых в рассказе.

русское чудо

Собственно, сказ – это продолжение утверждения, высказанного М. В. Ломоносовым: «и может собственных Ньютонов российская земля рождать». Миниатюрная металлическая блоха, чудо механики, была куплена у англичан русским царем, победителем Наполеона. Безусловно, в демонстрации уникального изделия Александру I были и намек, и укор: «а мы все равно умнее и лучше вас».

Замечательный ответный дар

Подкованная блоха - ответ «надменному соседу». Крохотное танцующее насекомое было подковано. Правда, блоха перестала танцевать из-за тяжести лапок – русские умельцы «университетов не заканчивали». Чтобы понять достойность ответного подарка, надо представить, как выглядят блохи.

умелец подковавший блоху

Собственно, из всей этой мало привлекательной картинки интересен только один факт - у нее шесть лапок. Все шесть Левша и два его товарища и подковали. В микроскопические подковки были вбиты соответствующей величины гвоздики. По рассказу, все операции с металлическим насекомым русские умельцы делали без «мелкоскопа», так как глаз у них был, по словам самого Левши, «пристрелявши».

Гениальный прототип

Потрясенные инженеры туманного Альбиона пригласили умельцев на обучение к себе. И этот факт имел место в реальной действительности. Русского оружейного дела мастера из Тулы А. М. Сурнина пригласили в Англию на обучение, где он быстро достиг признания и стал помощником владельца на одном из лучших заводов Генри Нока. Сурнина, который ездил на обучение в Англию за сто лет до написания гениального сказа, почти все специалисты считают прототипом Левши, хотя судьба его была куда счастливее участи героя произведения. А. М. Сурнин, умерший в 1811 году, вернувшись в родную Тулу, занял хороший пост на местном оружейном заводе. Этот мастер сделал невероятно много для внедрения передовых английских разработок в оружейное производство России, сыгравшего большую роль в победе русского оружия в Отечественной войне 1812 года. О его мастерстве ходили легенды, которые и подали Лескову идею описать интереснейшую жизнь тульских оружейников, способных своим мастерством удивить иностранцев и действительно создать нечто такое, что подойдет под определение русское чудо.

«Нет пророка в своем отечестве»

Недаром слово умелец имеет такие синонимы, как искусник, мастер на все руки и творец. Изделий русских умельцев во всех ремеслах существует много, однако фамилий известно мало. Это потому что у представителей высших слоев общества отечественные изделия и местные мастера никогда не были в почете, а все зарубежное превозносилось до небес. А разве первый отечественный паровоз братьев Черепановых - не русское чудо?

Реальный гениальный умелец, подковавший блоху

Но вернемся к подкованной блохе. Это изделие стало мерилом мастерства. И само собой, что русскому умельцу на роду было написано достичь этого эталона и подковать блоху. Впервые это осуществил замечательный художник Николай Сергеевич Алдунин, умерший в 2009 году.

подкованная блоха в музее

Этот виртуозный мастер подковки набил на настоящую усыпленную блоху. Рассказывая об этом шедевре, который сам Алдунин таковым не считал (лучшим своим достижением он считал микрокопию настоящего танка Т-34, водруженную на яблочное семечко), опять необходимо вспомнить, как выглядят блохи. Лапки у них волосатые, природой для подков непредусмотренные. Удивительный мастер обрезал волоски, удалил коготки и сделал легчайшие подковки из золота 999 пробы. Как они малы, можно представить, ознакомившись с такими данными: из одного грамма золота можно изготовить 22 миллиона таких подковок. Разве это не гениально?

Сказка, ставшая реальностью

Умелец, подковавший блоху, жил с нами в одно время. У него есть удивительные шедевры, о которых не так много и часто рассказывалось в средствах массовой информации. Все его работы отличаются не только не укладывающимися в голове размерами, но и тем, что они являются точными копиями настоящих образцов, а также, безусловно, красотой и изяществом. Это был настоящий творец и русский гениальный умелец, на деле осуществивший выдумку Лескова.

Музей микроминиатюр

У первопроходца, как правило, находятся и продолжатели. И теперь подкованная блоха, как и караван верблюдов в игольном ушке, являются обязательными показателями мастерства микроминиатюриста.

подкованная блоха тула

Сейчас в Санкт-Петербурге открыт музей «Русский Левша», в постоянной коллекции которого находятся 60 экспонатов, среди них, разумеется, есть и вышеназванные гениальные образцы совершенства мастерства микроминиатюристов. Представлена и роза в волоске, и книги на срезе макового зернышка. Подкованная блоха в музее занимает центральное место, ведь это легенда-символ, воспетая Лесковым.

Современные творцы

К самым известным ныне здравствующим российским микроминиатюристам относятся А. Рыкованов (Петербург), А. Коненко (Казань), Вл. Анискин (Омск). Их гениальные работы удостоены наград многих международных конкурсов. Замечательный мастер Анатолий Коненко свою первую подкованную блоху подарил Владимиру Владимировичу Путину.

Законное место хранения

А как же родина Левши? Здесь в оружейном музее хранилась знаменитая алдунинская подкованная блоха. Тула очень гордится этим экспонатом, ведь это первое в России бескрылое насекомое с подковами. Совсем недавно эта легенда переехала из музея оружия в «Старую тульскую аптеку», расположенную на пр. Ленина – главной артерии города.

Подкованная блоха: где можно увидеть?

Ещё со школьной скамьи многие знают занимательную повесть Николая Лескова о славном мастере Левше, который смог подковать блоху. Точное название этого произведения «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе». Подкованная блоха стала микроминиатюрой замечательного мастера 20-го столетия Николая Алдунина. Конечно же, вдохновлён на такую работу умелец был творением Николая Лескова.

подкованная блоха

Как Левша блоху подковал

Тульский край издавна славится оружейным делом. Так вот легенда о кузнеце Левше прославляет тульских мастеров. Сюжет повести Лескова смешивает в себе реальные события с выдуманными. Действие легенды происходит примерно в 1815 году. Однажды, совершая путешествие по Европе, император Александр I заглянул и в Англию. Там он смог понаблюдать за различными диковинками, среди которых была танцующая стальная блоха. Царь купил диковинку и привёз её в Россию.

Прошло несколько лет, император умер, а на престол взошёл Николай I. Чтобы объяснить суть заморского чуда, во дверец был приглашён донской казак Платов, сопровождавший когда-то Александра I в европейском турне. Так вот Платов и заявил, что русские зодчие могут сделать творение не хуже англичан.

После этого Платову было поручено государем посетить тульских умельцев и заинтересовать их в создании своей диковинки в ответ англичанам. Среди трёх умельцев оказался и кузнец по прозвищу Левша. Платов отдал блоху мастерам и попросил сотворить нечто необычное.

Что же придумали тульские умельцы. Через некоторое время оказалось, что они смогли каждую ногу блохи подковать меленькими подковками. Император смог убедиться в этом с помощью «мелкоскопа».

Во дворце все были восхищены, а Левшу наградили поездкой в Европу. Он должен был доставить в Англию своё творение и продемонстрировать умение мастеров из Тульского края. Так подкованная блоха стала символом тульского края. Судьба Левши была трагичной, вскоре он умер после чрезмерного принятия спиртного.

как левша блоху подковал

Прототипы Левши

Существует версия, что не было такого кузнеца из Тулы. Нет никаких доказательств того, что существовала такая подкованная блоха. Скорее всего, эта версия была придумана самими людьми. Но некоторые учёные считают, что у Левши были прообразы.

подковавший блоху мастер

Краткие сведения о Сергее Николаевиче Алдунине

На сегодняшний день подкованная блоха действительно существует, а вместе с ней множество и других шедевров в виде микроминиатюр. Автором этих творений является Николай Сергеевич Алдунин (1956 г.). Он был уроженцем Ворошиловградской области и прожил совсем короткую жизнь. На тот свет Николай Сергеевич ушёл всего в 53 года. В первую очередь он запомнился как подковавший блоху мастер.

Ещё с детства он интересовался металлами и изделиями из них. Он имел практические навыки слесаря, токаря, освоил секреты металлообработки. Больше всего он запомнился своими микроминиатюрами, изготовленными под микроскопом. Сегодня мастера уже нет в живых, он прожил всего 53 года, умер в 2009 году.

блоха инфо будь подкован

Работа над известной миктоминиатюрой

Однажды к нему пришла идея доказать, что прославление Лесковым тульских мастеров было ненапрасным. Алдунин решил подковать блоху. Подготовка к работе длилась два года, а сама микроминиатюра готовилась три месяца. Всё проводилось под микроскопом. Работал мастер в основном ночью. Сначала он изготовил подковки, затем гвоздики. В итоге этими гвоздиками мастер подковал. Каждое своё действие Алдунин проделывал между ударами сердца. Вот так получилась подкованная блоха. Фото микроминиатюры можно увидеть ниже.

Что же можно увидеть на этом изображении? Перед зрителями - малюсенькая засушенная блоха с шестью лапками, четыре из которых подкованы золотыми подковками. Вес одной такой подковки всего 0,00000004419 г.

Другие работы умельца

После удачно проделанной работы с блохой Алдунин решил полностью посвятить себя работе с маленькими миниатюрами. Одна из них называется «Караван верблюдов». Она выполнена из золота в игольном ушке. В микроскопе можно увидеть караван из семи верблюдов и три пальмы.

Настоящим шедевром является работа «Тульский самовар». Это маленький самовар, стоящий на игле. Состоит он из 12 деталей и имеет высоту - 1,2 мм.

Николай Сергеевич смог сделать несколько миниатюр на рисовых зёрнах. Так он выгравировал портрет А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, два обручальных кольца и надпись «Совет да любовь» из золота.

Ещё нескольких работ было сделано на разрезе яблочного зерна. Одно из таких изделий – «Останкинская телебашня». Шедевром является маленькая модель танка из золота. Также Алдунин смог сделать российский рубль размером всего в 0,88 мм.

В планах мастера было сотворить металлическую блоху, чтобы она танцевала кадриль под песню «Тула веками оружие ковала». Но, к сожалению, не успел осуществить он свой план.

Сергей Николаевич считал, что для создания миниатюр нужна особая философия и психология. На первом месте в выполнении его работ стояли красота и изящество. Гармония и любовь к себе, миру, хорошее настроение – залог успеха известного умельца.

Где хранится подкованная блоха

Так как основная поделка мастера прославила Тулу и этот край, то именно там и хранится подкованная блоха. В Музее оружия, что в Тульском кремле, она хранилась долгие годы. Многие смогли в микроскоп наблюдать маленькое чудо. Сейчас микроминиатюра хранится в старой аптеке Тулы.

подкованная блоха фото

Знаменитые мастера-умельцы

Сегодня в России живут несколько умельцев, которые возрождают народные традиции и воплощают в реальность невероятные легенды.

В Екатеринбурге живёт мастер Юрий Деулин. Изготавливать необычные изделия стало его мечтой ещё с детства. Будучи школьником Юра из кости смог выточить балалайку, к которой даже прикреплялись струны. Изделие парня было помещено в школьный музей. На сегодняшний день Юрий стал профессиональным мастером. Из его рук выходят неповторимые и оригинальные экспонаты.

Одна из его работ - «Статуя свободы», поместившаяся в игольном ушке. Портреты знаменитостей (Петра I, Папы Римского) умелец смог выполнить размером всего в 1 мм. Деулиным выполнена маленькая копия яйца Фаберже. Сенсационным изделием является шкатулка из чёрной жемчужины, в которую помещается автомобиль длиной 3,7 мм.

Микроминиатюра увлекла также художника и архитектора из Омска Анатолия Коненко. Свою работу он также начал с того, что подковал блоху. Сегодня мастер хранит уже целую коллекцию своих изделий. Среди них – маленький кузнечик, играющий на скрипке. Уникальным является поезд, двигающийся по железной дороге (композиция размещена на человеческом волоске).

Удивительными изделиями может похвастаться умелец из Сибири Владимир Анискин. Его работы просто покоряют. На срезе макового зёрнышка он умудрился сделать аэродром, на котором поместил 20 самолётов. В его арсенале также присутствует подкованная блоха из стали и платины.

В Ярославле живёт мастер Дмитрий Игумнов. Ему удалось подковать мышь. В его коллекции - маленькая сковородка диаметром 1см, на которой можно печь блины.

В России не забыли о своих талантливых умельцах, в Санкт-Петербурге открыт музей микроминиатюры «Русский Левша». Посетители с помощью увеличительных устройств могут рассматривать чудесные экспонаты.

подкованная блоха в музее

Книга рекордов «Левша»

Писателем Н. Лесковым был создан прекрасный образ Левши как выразителя народного характера. Это имя уже стало нарицательным и символизирует предприимчивых русских людей с особой хваткой, всегда добивающихся своей цели. Не зря в России создали Книгу рекордов под названием «Левша». В неё попадают знаменитые люди, прославившие страну в тех или иных областях жизни.

Что значит "блоху подковать"?

Русь славна своими умельцами, которые не заломят цену за мастерство. Даже могут подарить чудо, сделанное своими руками. Будут корпеть над работой, забыв обо всем. И поэтому только в нашей стране могло появиться это словосочетание.

Происхождение фразеологизма «блоху подковать»

Еще до того, как Н. С. Лесков в конце девятнадцатого столетия написал про своего Левшу, в народе ходило присловье. Оно было о том, как тульские умельцы смогли английскую стальную блоху подковать, чем утерли нос тамошним мастерам.

Пренебрежение к качеству работы отечественных умельцев вызывало справедливое возмущение у недворянской части народа. Поэтому слагались байки, как русский мужик (солдат, мастеровой или простой крестьянин) что-то сделал лучше заграничного специалиста.

левша подковал блоху

Николай Семенович подхватил приговорку и создал на ее основе известный свой сказ о Левше. Он сам говорил, что родилась эта байка в среде оружейных дел мастеров. Неизвестно только, в каком городе – Туле или Сестрорецке, так как он записал ее в Сестрорецке от оружейника, выходца из Тулы.

После выхода в свет сказа о Левше выражение «блоху подковать» завоевало страну и стало употребляться в переносном значении. Например, о хорошем автослесаре могут сказать: «Он не только машину переберет, он блоху может подковать». Означает это, что ничего неподвластного в профессии для такого человека не существует.

Левша подковал блоху

В рассказе Лескова Левша советует государю взять мелкоскоп, который увеличивает в пять миллионов раз. Только так можно заметить имя мастера на подковках блохи. Сам Левша ковал гвоздики, которые ни в какой мелкоскоп не видны. На вопрос, как же они работали без мелкоскопа, он отвечал просто: «У нас так глаз пристрелявши».

Лесков называет это «артистическою удалью», признавая в двадцатой главе сказа, что взял сюжет из народного эпоса с «человечкиной душой». Грустно говорит он о машинах, которые стали повсеместно применяться на производстве и вытеснили изюминку народного умельца – сделать невозможное возможным.

Не случайно Левша умирает от невнимательного, халатного отношения после возвращения на родину. Произвол чиновников и слишком дешево ценимая жизнь простого люда – бич России. Не помог даже Платов, бывший государев помощник, который лично привез Левшу в Петербург.

Множество изобретений ушло из страны, воплотившись в патентах за границей. У учителей физики есть поговорка: «Если преподавать ребенку, он будет хорошо знать физику. А если помогать ему самому узнавать законы, получится гений». Это же можно сказать и о Левше.

блоху подковать

Есть еще один, печальный смысл выражения «блоху подковать». Значение фразеологизма – делать что-то гениально, но не получать за это признания.

Уникальный русский электрослесарь

Родом из деревни Елкино, что под Свердловском, был мастер миниатюры Александр Матвеевич Сысолятин. Работал электрослесарем. Он изготавливал тончайшие хирургические микроинструменты.

Его миниатюры дарили сановитым заграничным гостям как подтверждение русского характера. Сам мастер ничего не получал от своего хобби, делал работу от души и дарил от всего сердца. Известно, что Михаилу Ботвиннику он подарил крошечный шахматный столик размером с копейку с настоящей шахматной доской и фигурами на ней.

происхождение фразеологизма блоху подковать

Звание Левши он получил за блоху, которую сделал в натуральную величину с моторчиком внутри. Блоха могла 20 раз подскакивать. Он не дал выражению «блоху подковать» забыться, оно приобрело новое буквальное значение. А "левшами" вновь стало актуальным называть народных умельцев.

Андулин мог блоху подковать

Мастер Андулин, что тоже проживал в Туле, как и Левша, смог подковать блоху настоящую. Он ушел с работы, когда увлекся миниатюрными механизмами. Работал, используя микроскоп. Он делал удивительные вещи: множество маленьких верблюдов, которые идут на водопой к пальмам, он поместил в игольное ушко. На зернышках риса изображал портреты.

Но все знакомые приставали с одним-единственным вопросом: когда блоху подкуешь? И тогда Николай Сергеевич взялся за дело. Изготовил маленькие золотые подковки, малюсенькие гвоздики (их почти не видно, они только по блеску различимы) да и, как Левша, подковал блоху. И не только подковал, но и седло на нее надел.

блоху подковать значение фразеологизма

Признание мастеров

Есть два памятника, которые увековечили Левшу. Конечно, один из них на Урале, а другой – в Туле. Но по России рассеяно бесчисленное множество неизвестных умельцев. О них слагают байки и по сей день. Известна одна из них: на буровой сломался зеркальный прибор в шахте. Он стоил уйму денег. Но был там один дядя Вася (настоящее имя кануло в Лету), он выпил два стакана, чтобы не тряслись руки, и запаял вручную металлическое зеркало.

Спускали его в шахту, почти ни на что не надеясь. А он выполнил такой шов, что его не отличить невооруженным глазом. Вот тебе и Левша! К сожалению, страна до сих пор не знает имена своих героев. Наверное, это в русском характере: да, я это сделал, а что? Будем же повнимательнее к нашим дорогим левшам.

Читайте также: