Что такое харалужная сталь

Обновлено: 03.05.2024

Какие мечи ценились на Руси особенно высоко? На этот вопрос, практически каждый, хоть немного знакомый со старинными оружейными металлами, скажет о дамасских и булатных клинках. Если же отвечающий не ловил мух на уроках литературы, а дома – не спеша и внимательно прочел «Слово о полку Игореве…», то он вспомнит и о харалужных мечах, воспетых в великом древнерусском повествовании.

Вопрос о том, чем были ценны харалужские мечи и где их изготовляли – поставит в тупик большинство любителей истории.
Патриоты Отечества пояснят, что с конца девятого – в начале десятого века нашей эры, ковку «дамасских» мечей освоили на Руси. При этом, знатоки сошлются на арабских авторов, писавших о оружии Русов. Процитируют хорезмского учёного Аль-Бируни который в десятом веке так описывал мечи русов: «Русы выделывают свои мечи из стали, а долы посреди них из железа, чтобы придать им (мечам) прочность при ударе, предотвратить их хрупкость. Когда они (славяне) познакомились с сплавленным узорчатым металлом, то изобрели для долов плетенье из длинных проволок, изготовленных из стали и железа. И начали у них получаться на сварных плетениях, при погружении в протравитель, вещи удивительные и редкостные. Такие, какие они желали и намеревались получить.».

Если читатель пожелает подробнее узнать о харалужных мечах, то его постигнет разочарование. Из имеющихся версий, многие являются не более чем домыслами, а оставшиеся - противоречат друг другу.

Итак, что мы имеем?
- Только то, что у других народов мира не упоминаются харалужные мечи, известные нам по тексту знаменитого «Слове о полку Игореве…», в ниже-приведенных цитатах:
1. «О ярый тур Всеволод! Стоишь ты на поле брани, сыплешь на воинов стрелами, гремишь о шеломы мечами харалужными…»
2. «С утра до вечера, с вечера до света летят стрелы каленые, гремят сабли о шеломы, трещат копья харалужные, остриями блистающие в поле неведомом среди земли Половецкой.»
3. «Святослав грозный великий Киевский. Грозою он заставил трепетать — своими сильными полками и харалужными мечами наступил на Половецкую землю, потоптал холмы и овраги, взмутил реки и озера, иссушил ручьи и болота».

Рассмотрим несколько версий о том, что же такое харалужные мечи.

Самым простым и самым верным, на мой взгляд, но ничего не проясняющим объяснением является вариант: «Это булатные мечи». Почему? Да потому что качественными и достойными воспевания, могли быть только булатные клинки, обладавшие прекрасной прочностью, гибкостью, остротой и красотой текстуры металла. Так называемые, римские мечи, вряд ли заслуживали высоких слов о себе, поскольку ковавшиеся из одной однородной заготовки металла, явно уступали булатному оружию и римляне одерживали победу не столько благодаря качеству своих мечей, сколько тому, что противостоявшие им кельты сражались мечами из «болотного» мягкого железа, а такие мечи гнулись после нескольких ударов о бронзовые доспехи римских легионеров.

Часто высказывается мнение что название харалужных мечей является искаженным названием "каролингских" мечей, широко-распространенных в Европе с седьмого по одиннадцатый век. Несомненно, что такие мечи были известны и воинам Игорева полка и автору, оставившему повествование о их "непрухе" во время неудачного похода на половцев. Вот только названия "каролингов" было неведомо русам, ибо: "Сам термин 'каролингский' ('каролингов', 'меч каролингского типа') появился значительно позже - на рубеже XIX и XX столетий. Он был введен оружиеведами и коллекционерами оружия в честь династии Каролингов, которые правили франкской державой".

Существует распространенное мнение, что в основе слова «харалужные», лежит тюркоязычное слова «кар», переводящееся на русский язык как «чёрный». То есть речь могла идти о мечах с чернёными (воронёными) клинками. Воронение боевого оружия широко используется и в настоящее время. Воронёный металл менее подвержен появлению ржавчины. Тёмный клинок не сверкнёт в руке крадущегося диверсанта или разведчика.
Версия о воронёных мечах в руках Игоревых воинов является несостоятельной в силу того, что на Руси не было традиции подвергать мечи воронению. К тому же, фраза «…трещат копья харалужные, остриями блистающие…» наводит на мысль, что если блистали наконечниками харалужные копья, то так же должны были сверкать и харалужные мечи.

Может быть харалужские мечи не имеют ничего общего со славянской мифологией и являются завозным товаром, произведенным в чужедальних краях?
Где первоначально зародилось и развилось производство булатного оружия?
- «Древняя металлургия железа и стали окончательно сложилась в эпоху Ахеменидов (VI—IV вв. до н. э.), когда крупные мастерские, производившие много булатного оружия, были организованы в восточных афгано-индийских сатрапиях Персидской империи в Хорасане, Герате, Мультане и в североиндийской провинции Синд».
Вполне возможно, что на Русь, с персидскими купцами, изредка попадали дорогие иноземные Хоросанские мечи. Но вряд ли они были столь доступны, чтобы ими массово вооружались простые русские ратники, а копьеносцы насаживали на древки булатные наконечники, выкованные в далёком городе Хоросане, названном в честь солнечного индо-европейского божества Хороса.

Если же харалужные мечи производились не в Хоросане, а в каком либо Харалуге? Есть ли где селения или урочища носящие название «Харалуг»?
- Есть. Хараужные берега упоминаются в «Задонщине»: «Доне, Доне. прошелъ еси землю половецкую, пробилъ еси берези хараужныя…».
В современном литературном переводе фраза озвучена так: «О Дон, Дон, быстрая река! Прорыл ты каменные горы и течешь в землю Половецкую».
Почему у переводчика «хараужные» берега стали «горами каменными»? Скорее всего, переводчик, знакомый с текстом «Слова…» помнил о воспетых харалужных мечах, считал их чрезвычайно крепкими, а поскольку берега не могут быть «булатными», в переводе появилась фраза про каменные горы. Впрочем, возможно, во времена написания «Задонщины», слово «гора» могло произноситься и писаться как «хора». В этом случае, «хараужные» берега, несмотря на созвучность слов, не имеют никакого отношения к харалужным мечам, а означают «гораужные», то есть – высокие гористые берега. Или «солнечные», «освещенные солнцем» берега, если вспомнить о возможном искажении имени Хорса.

В версию что в «Задонщине» идет речь о берегах возле некого исчезнувшего и забытого, стоявшего у Дона, древнерусского города металургов и кузнецов «Хараужа» или «Харалуга», верится слабо. Скорее всего, не было в истории такого города, а вот село Харалуг было и существует. Только не на Дону, а на Украине, в Корецком районе Ровненской области.

О результатах поездки в Харалуг, совершенной в 2010 году, подробно рассказал Владимир Свитящук в своей статье: «Где ковались мечи харалужские?».
Не буду пересказывать содержание весьма интересного текста, в котором подробно говорится о, практически не изученном, историческом месте.
Большинство артефактов, рассказывающих о прошлом Харалужья, являются случайными находками местных жителей. Неолитические каменные ножи и скребки дополняются сверлеными каменными молотками, каменными символами бога-солнца, следами грандиозных рудных разработок и многочисленных железо-плавильных печей.
К сожалению, очень часто, обнаруженные печи не изучались археологами, а просто уничтожались трактористами во время проводившихся дорожно-строительных, мелиоративных и сельскохозяйственных работ.
Анализы состава руды, плавильных шлаков и металлических заготовок на содержание вредных примесей в виде серы и фосфора – весьма противоречивы. От ничтожно-малого, до весьма существенного.
Выявлено наличие легирующих элементов, которые способствуют повышению качества получаемого железа. Это марганец и магний, титан и никель, кобальт и ванадий, хром и медь, свинец и цинк; а так же – обширный ряд редкоземельных элементов - бериллий, барий, иттрий, иттербий и цирконий.
Владимир Свитящук считает, что «… наличие такого большого количества легирующих компонентов позволяло древним кузнецам-металлургам получать железо довольно высокого качества по тем временам. После многоразовой проварки и термической обработки оно приобретало высокую ударную вязкость в сочетания с твердостью. Оружие, изготовленное из такой стали, при ударе не крошилось и быстро не тупилось. Сабли, мечи, копья, выкованные зализницко-харалужскими мастерами, должны были пользоваться большой известностью. Нетрудно предположить, что к началу XII века, ко времени создания «Слова» Зализницко-Харалужский железоделательный промысел был одним из основных центров по массовому изготовлению оружия в Древней Руси…».
Не могу полностью согласиться с выводами Свитящука. Полагаю, что Харалужье имело узкую специализацию - было центром выплавки металла, который продавался и вывозился из Харалужья, в виде железных заготовок.
К такому мнению подталкивает то, что в Харалужье найдено большое количество плавильных домниц и не обнаружено следов кузнечного производства. Не найдено никаких кузнечных заготовок, бракованных поковок или готовых мечей, ножей, наконечников копий и стрел.
Из вывозимого харалужского металла, харалужные мечи могли коваться в любом городе Руси, имевшем торговые связи и умелых кузнецов. О правильности или ошибочности этого предположения может сказать только наука, после проведения необходимых масштабных археологических исследований в районе села Харалуг.

Так что же такое и какие они - харалужные мечи? Ответ на этот вопрос, столетиями мучающий историков, металлургов и филологов, можно получить весьма быстро, просто и с незначительными финансовыми затратами.
- Это мечи, хранящиеся в музейных и частных коллекциях, при химическом анализе которых выявится безусловная взаимосвязь с харалужскими рудами.

Загадки харалужного меча

Одним из главных вооружений древнерусского воина был меч. История меча на Руси достаточно хорошо известна, но в ней все еще остаются белые пятна. К примеру, поводом для споров до сих пор является т.н. харалужный меч. Какому именно оружию принадлежало это название – неясно. Также неизвестно, по каким причинам этот меч отличали от других клинков. Все это способствует появлению различных версий, ни одна из которых пока не была подтверждена полностью.

Литературные источники

Словосочетание «мечи харалужные» впервые появляется «Слове о полку Игореве», написанном в конце XII в. До этого подобные выражения в известных источниках не встречаются. В «Слове» прилагательное «харалужный» используется несколько раз в качестве описания мечей, копией и цепов. Также необходимо обратить внимание на оборот «Ваю храбрая сердца въ жестоцемъ харалузѣ скована».

В следующий раз харалужные копья упоминаются только в «Задонщине», написанной ориентировочно в XIV-XV вв. В других литературных произведениях той эпохи харалужные мечи, копья и т.д. или харалуг сам по себе отсутствуют.

Следующее значимое упоминание харалуга встречается в толковом словаре В.И. Даля. Термин связывается с цветистой сталью, булатом. Однако словарь составлялся через несколько веков после первых упоминаний харалужного оружия, что накладывало известные ограничения.

Происхождение названия

Изучая «Слово о полку Игореве» и древнерусское оружие, филологи и историки предложили несколько версий относительно «мечей харалужных». Ни одна из них пока полностью не подтверждена, и споры продолжаются.

Существует версия, согласно которой термин «харалуг» происходит от древневерхненемецкого слова «Karoling». Соответственно, он может указывать на оружие зарубежного образца – меч каролингского типа. Однако такой вариант не пользовался особой поддержкой, а затем получил логичное опровержение.



Древнерусское войско. Иллюстрация И.Г. Блинова к "Слову о полку Игореве", изд. 1912 г.

Имеется объяснение, связывающее «харалуг» с тюркскими народами и их оружием. При этом, насколько известно, в большинстве тюркских языков такое слово отсутствовало. Одна из версий о «восточном следе» предлагает связать мечи ратников с центральноазиатским племенным союзом карлуков, хорошо освоившим производство клинков.

Впрочем, поиски на Востоке могут быть бесполезными. До определенного времени древнерусские кузнецы заимствовали идеи и решения у западных коллег, вследствие чего их мечи и копья были похожи на европейские. Опыт восточных соседей стали использовать позже – уже после написания «Слова о полку Игореве». В работе А.Н. Кирпичникова «Древнерусское оружие» предлагается достаточно взвешенная и логичная версия, объясняющая такую путаницу. Определение «харалужный» действительно могло быть взято на Востоке, но использовалось оно только для местного или западного оружия.

Основные точки зрения на проблему «мечей харалужных» предполагают, что в данном случае речь идет о материале или технологии изготовления оружия. Однако есть и другие версии. В частности, предлагается связать «харалуг» и процесс лужения или выполнения иного покрытия. Такая версия позволяет объяснить скованное в харалуге сердце из «Слова» и «берези харалужныя» из «Задонщины».

Впрочем, версия о покрытии не имеет достойных подтверждений и не пользуется особой популярностью. Общепринятые объяснения связаны именно с материалом мечей и копий.

Существует несколько версий перевода «Слова» и «Задонщины» на современный русский язык, и они тоже вносят путаницу. В некоторых подобных переводах вместо древнерусского термина «харалужный» используются другие определения. В частности, нередко упоминается булат.

Булат-харалуг

Именно версия о харалуге как булате вошла в толковый словарь В.И. Даля. Согласно отечественным и зарубежным источникам, в Древней Руси были хорошо знакомы с этим материалом. Имелось достаточно большое количество булатных клинков заграничного производства – хотя ввиду высокой стоимости такое оружие было доступно далеко не всем ратникам.

Имеются сведения о закупке импортных материалов для дальнейшего изготовления мечей местными кузнецами. Впрочем, собственное производство булата в течение многих веков запустить не удавалось.

Версия о харалуге-булате имеет право на жизнь, но все же не лишена недостатков. Ее главная проблема заключается в отсутствии прямых доказательств. В доступных источниках, относящихся к требуемому историческому периоду, булат и харалуг вместе не упоминаются и не отождествляются.

В «Слове о полку Игореве» с мечами упоминаются харалужные копья и цепы, что ставит новые вопросы в контексте булата. Исторически копье было простым, дешевым и массовым оружием для пешего воина или всадника. Булатный наконечник нивелировал все эти преимущества. Схожим образом обстоит дело и с цепом. Причем этот следует учесть, что это предмет сельскохозяйственного инвентаря традиционно изготавливался из дерева с минимальным количеством металлических деталей.

Таким образом, версия о харалуге-булате имеет несколько существенных недостатков и выглядит не слишком правдоподобной. Это можно объяснить тем, что от появления харалужного оружия до формирования «булатной» версии прошло много веков, и за это время никто не озаботился сохранением знаний о металлах и оружии.

Попытка реконструкции

Вполне возможно, что термин «харалуг» применялся в отношении некоего сплава, вышедшего из употребления и забытого. В таком случае можно было бы провести исследования и попытаться восстановить утерянную технологию. Именно этим в середине девяностых занялась группа российских ученых и металлургов.

Все началось с недавно обнаруженной скандинавской летописи, в которой упоминались славянские секиры чрезвычайной прочности. Такое оружие буквально разрубало мечи противника. По легенде, такое оружие русам даровал бог Хорс. В связи с этим появилась версия о происхождении названия «харалуг» от «хоролудь» – «Блеск Хорса».

В дальнейших исследованиях был восстановлен древний новгородский процесс изготовления стали для клинка. При плавке рыхлой озерной руды с помощью березового угля добавили небольшое количество материала железного метеорита с небольшим содержанием никеля. Последний обеспечил легирование стали, а за счет метеоритного железа образовалась сложная аустенит-мартенситная микроволокнистая структура. Такая структура дала высокую динамическую вязкость и высокую твердость клинка.

К началу двухтысячных участники исследования запустили производство новой стали-хоролуга и начали выпуск ножей разных типов. Характерной чертой этих изделий был мелкий узор на клинке, напоминающий булат. Кроме того, ножи отличались эффектной художественной отделкой.

Тайна не раскрыта

Несмотря на все усилия историков и металлургов, точные сведения о харалуге до сих пор отсутствуют. Что это такое, как оно делалось и какие имело отличия – неясно. Доступные сведения в литературных источниках крайне скудны, а необходимые археологические находки пока отсутствуют. Как следствие, харалужные мечи и копья до сих пор остаются одной из главных загадок своей эпохи.

Появятся ли когда-нибудь четкие и однозначные ответы на имеющиеся вопросы – неизвестно. Историкам и археологам приходится полагаться только на доступные источники и артефакты, количество которых не всегда достаточно для выявления всей требуемой информации. Возможно, загадки харалуга так и останутся неразгаданными, и в истории древнерусского меча по-прежнему будут присутствовать белые пятна.

Что такое харалужная сталь

Л.Б. Архангельский

О мечах харалужных

На протяжении всех лет, что я занимаюсь кузнечным делом приходилось сталкиваться с просьбами отковать меч - «Ну, такой типа русского. В общем, сам понимаешь!» Но вопрос о русских мечах не такой простой, как кажется на первый взгляд (и на второй тоже). Исторические и национальные корни узорчатых мечей очень смутно просвечивают через тьму лет, тем более что на сегодняшний день накопилось множество искажений и домыслов. Например, в популярной литературе как о факте пишут, что с булатными мечами столкнулся ещё Александр Македонский при завоевании Индии (IV век до Рождества Христова), но древние историки писали лишь о том что индийские мечи были сделаны из литой стали (феррум кандидум), а вот были ли они узорчатыми.

Более-менее точно известно, что грамотно, осмысленно изготовленные клинки из разных сортов железа ковали ещё приальпийские кельты. Такие «высокотехнологичные» мечи древности (VI-II век до Р. X.) нашли в Швейцарии, на дне озера близ города Ла -Тене. Однако кельты бывают разными и над тяжёлыми мечами кельтов-галлов потешались ещё римляне, потому что эти мечи гнулись уже после пары сильных ударов и их приходилось выпрямлять ногой.
Именно римлян принято считать изобретателями в полном смысле узорчатых мечей, поскольку они оставили материальные доказательства производства клинков с преднамеренно получаемым узором. Так, совершенно неоспоримо то, что к IV веку узорчатые мечи уже были широко распространены в Римской империи. Об этом свидетельствует так называемая «нидамская находка».


У побережья Дании, в бухте близ Нидама, археологи нашли три затонувших римских корабля. Вместе с другим оружием с этих судов подняли сто неплохо сохранившихся мечей. Девяносто из них имеют узорчатые клинки, а металлографические исследования показали, что их средняя часть сварена из отдельных узорчатых полос, скрученных в разных направлениях. В них отмечено высокое содержание фосфора. Приваренные лезвия были стальными с содержанием углерода от 0,3 % до 0,6 %. Средняя длина клинков 75 см при ширине около 5 см, и на них стоят клейма мастеров с германскими именами, но с римскими окончаниями - Рикус, Кокилус, Рикким. Такие мечи носят название «спада», а их владельцы римляне «официально» считаются изобретателями узорчатых мечей.

Вместе с тем ковать хорошие мечи умели не только на севере Европы, но и в других районах Римской империи. Например, о мечах привозимых из Испании (от кельтиберов?) Филон Византиец в III веке писал так: «Если нужно их испытать, то берут правой рукой меч, кладут его горизонтально на голову и сгибают на обе стороны вниз, пока не коснутся плеч. Тогда отводят быст-ро обе руки в сторону, а меч, свободно отпущенный, станет снова прямым и вернётся к своей прежней форме так, что никакой мысли о кривизне не остаётся. Сколько бы раз это ни проделывали, мечи остаются прямыми».
О прекрасных мечах, изготовленных мастерами несколько более поздних времён, говорится в письме Теодориха Великого - короля остготов - датируемом началом VI века. В этом письме он выражал признательность вождю германского племени гварнеров (вандалов) Тразамунду за присланные в подарок мечи.



Хорезмийский учёный Аль-Бируни в Х веке так описывает мечи русов: «Русы выделывают свои ме-чи из шапурхана (стали), а долы посреди них из нармохана (железа), чтобы придать им прочность при ударе, предотвратить их хрупкость. Аль-фулад (литая сталь) не выносит холода их зим и ломается при ударе. Когда они познакомились с фарандом (сплавленным узорчатым металлом), то изобрели для долов плетенье из длинных проволок, изготовленных из обеих разновидностей железа - шапурхана и нармохана. И стали у них получаться на сварных плетениях при погружении в травитель вещи удивительные и редкостные, такие, какие они желали и намеревались получить. Фаранд же не получается соответственно намерению, но он (его узор) случаен».
Уже знакомый нам Ибн-Фадлан говорит о вооружении русов, что мечи их франкские. (Современные переводчики уточняют, что «франкские» - в смысле «как у франков»). Но другой писатель, его современник Ибн-Руста (910 г.), называет русов владельцами слиманских мечей. Их сведения примиряет трактат Аль-Кинди (840 г.), в котором он пишет, что франкские и слиманские мечи схожи тем, что выкованы из нармохана и шабурхана, но узор слиманских мечей более мелкий, блестящий и редкого искусства (вспомним плетёнку из проволок). В конце концов, Аль-Кинди подытоживает, что, в сущности, франкские и слиманские мечи одинаковы.
Но на этом загадки русских мечей не кончаются. В «Слове о полку Игореве», повествующем о походе в 1185 году князя Игоря Святославича на половцев, говорится о мечах и копьях «харалужных», которыми были вооружены русские воины. Загадочные «харалужные» мечи, «харалуг» упоминаются лишь в «Слове. » и еще в «Задонщине» середины XV века, а позже при описании оружия используется слово «булат» и другие привычные термины. Вероятно, это произошло из-за постепенного прекращения производства оружия с харалужным типом узора.
Само слово «харалуг», «харалужный», произошло, как полагают, от тюркского названия узора «кара лыг» - «чёрный цветок». Отметим, что другое традиционное название «пёстро-червячного» узора римских, франкских и норманнских мечей — «розовый (цветочный) Дамаск», и вовсе не из-за того, что он розового цвета. После шлифовки и травления сваренных вместе скрученных прутков образуется характерный, состоящий из соприкасающихся полукругов узор, действительно напоминающий цветок с чёрными лепестками, поэтому названия «розовый», «чёрный цветок» или «харалужный» даже точнее, чем «пёстро-червячный», отражает сущность узора. В пользу этого говорит и тот факт, что наряду с мечами в «Слове. » упоминаются и копья «харалужные», а наконечники европейских копий того времени в большинстве своём действительно имели описанное выше строение, о чём поведал К. Антейн в своём прекрасном ис-следовании «Дамасская сталь в стра-нах бассейна Балтийского моря».
Недавно появилось ещё одно тол-кование на тему русских «харалужных» мечей. За короткое время были опубликованы четыре статьи (две из них в журнале «КАЛАШНИКОВ»), в которых сообщалось об открытии «хоролуга» - некой «боевой стали древних славян». Этот «хоролуг» заодно является и новым классом клинкового никельсодержащего металла. Нового в том смысле, что его секрет был известен только древним славянам-русам, но потом забыт и забыт настолько прочно, что его сегодняшним открывателям даже выдали патент.
По мнению авторов статей, слово «хоролуг» (он же «хоролудь») обра-зовано из двух корней: «хоро» - круг, солнце, и «лудь» - блеск, сияние. Таким образом, дословно «хоролужный» - «сияющий как солнце», а в переносном смысле - «сталь бога Солнца Хорса».
Мысль интересная, и ранее почему-то никому в голову не приходившая. Возможно, потому, что открыв академическое издание «Слова о полку Игореве», читаем там «харалуг». Можно было бы допустить звуковой переход «о» в «а» (подобно тому, как древний Москов сейчас произносится «Масква»), но в древности (XII век) такой переход был крайне, до невозможности, маловероятен. Тем более, что «солнечное» слово «хоровод» до сих пор и пишется, и произносится по старинке, через «о» - и не только в петербургской студии «Хоролуг СПб», но даже и сплошь «акающими» москвичами из студии «Харалугъ».

Озвучивая новые теории, нужно стараться, чтобы они были свежими, но не незрелыми. Похожих на правду версий можно выдвигать много, но их придётся притягивать за уши, которые будут потрескивать от недостатка фактических данных, поэтому оставим тему о харалужных мечах другим исследователям. Может быть, они смогут рассуждать на эту тему более обоснованно, когда появятся новые археологические и документальные данные, которые облегчат труд энтузиастов. Я же, затратив много сил и лет на изучение ранних узорчатых мечей, всё реже могу говорить о них с категоричной уверенностью - чего искренне и вам желаю.

Булат, дамаск, харалуг

В давней древности боги-учителя открыли вождям-кшатриям* секрет изготовления чудесных сплавов стали. Для надёжной обороны рубежей миролюбивых племён ниспослали вождям это знание. Невероятными свойствами обладала чудесная сталь. Из неё ковалось магическое охранное оружие, разящее любого врага. С тех пор владеют мастера индусов знанием изготовления булата, сирийцам известен секрет изготовления дамаска, а избранным мастерам славян - секрет харалуга.

Предания разных народов хранят память о дивных клинках и волшебных мечах.
В индуистских сказаниях говорится, что в давние времена спустились с Гималайских гор в Пенджаб боги-учителя и стали учить местных мастеров изготавливать сталь с чудесными свойствами. Так появился известный во всём мире булат - сталь для клинков острейших и упругих. Изготовленный из булата клинок легко рассекал летящий в воздухе шарф из тончайшего шифона.

Очень легко сгибалась булатная сабля, сгибалась, не ломаясь. Легенды гласят, что булатный клинок воин носил вместо пояса. А "вутцы", слитки из булата, везли из Индии в Дамаск, где местные мастера изготавливали свою сталь - "дамаск".

Пращуры же славян славились ещё более совершенным оружием - мечами харалужными. Харалужные мечи являлись непревзойдённым, уникальным оружием древности. Харалуг - славянская сталь, превосходила по своим качествам и булат, и дамаск, включая в себя их лучшие свойства.

Толкование слова "харалуг" - "сияющая сила", от древнеславянского "хара" - сила, "лудь" - сияние. Поясные клинки из "сияющей стали", что опоясывают "по бедре" немало тысяч лет были оружием славян.

Чудесным оружием владел и библейский царь Давид-псалмопевец. В псалмах Давида упоминается о мече царя псалмопевца. "Препояши меч Твой по бедре Твоей, Сильне. Красотою Твоею и добротою Твоею, и наляцы, и успевай, и царствуй истины ради и кротости, и правды, и наставит Тя дивно десница Твоя." (Пс. 44:4)

Согласно древнеславянским преданиям, пращурам нашим являлся Перун Громовержец, наделяя их сокровенным знанием именно тогда, когда в нём возникала острая необходимость.

Восстановлению тайны изготовления харалуга помогла находка новгородской кузни XI века, где обнаружили секрет изначальной технологии этого сплава. Учёные выявили, что в тигель наши предки добавляли измельченные метеориты. Используя фрагмент Сихотэ-Алиньского метеорита, они добились получения искомой субстанции.

Метеориты загадочным образом создавали условия для образования дендритных структур в виде волокнистого поликристалла, являющегося самим харалугом. Первый образец харалуга легко рассекал все, имеющиеся в наличии, виды закаленной стали.

Славяне свято хранили секрет харалуга, не соглашаясь продавать его ни за какие деньги. Они утверждали, что "удается он не каждый год". Зато добытый меч становился верной защитой, был частью организма, почти что продолжением руки. Срывался пояс-меч с бедра, энергия руки вливалась в сияющее это диво, и замирало войско злобного врага.

Скорее всего, мечи из таинственного харалуга изначально служили для того, чтобы удержать врага на расстоянии, парализуя его, сковывая его движения, чтобы пленить и обезвредить. Боги-учителя славян не учили людей убивать! Очень важно усвоить это нам - потомкам героических предков.


Из металла похожего на харалуг был меч Жанны дАрк. Легенда гласит, что святой Екатериной было указано место, где Карл Мартелл Великий зарыл свой меч, одержав победу над арабами в битве при Пуатье, 4 октября 732 года. Эта победа положила конец дальнейшему продвижению врага в Европу. Меч Карла Великого хранил в себе энергию победителя.

Марк Твен так описывает обретение Жанной этого чудесного меча:
"Голоса поведали Жанне, что существует древний меч, спрятанный под алтарем церкви святой Екатерины в Фьербуа, и она послала де Меца разыскать его. Священники ничего не знали о его существовании, но меч действительно был найден в указанном месте, зарытым в землю на небольшой глубине.
Он был без ножен и покрыт ржавчиной; священники очистили его и отослали в Тур.
Я хотел было отточить его, но Жанна сказала, что это не обязательно,
так как она не собирается никого убивать".


Прибывшие на Землю боги-учителя учили пращуров наших эффективной обороне, призывая их избегать убийства. Мечи богов являлись чем-то вроде жезлов энергетических, которыми не убивали, но останавливали неприятеля.

Харалуг славян отличался от булата тем, что в него добавлялся метеоритный металл, излучающий высокие космические частоты.


Вожди-кшатрии* - вели свое происхождение от Солнца (Сурьявамса) или Луны (Сомавамса). Вождями-кшатриями становились лучшие представители племён, ясновидцы, способные слышать богов. До некоторого времени они совмещали функции правителей и жрецов, духовных наставников своих народов.

Много вызывает мыслей.
Но.
Не о структурах стали и чугуна.
А о неких временах.
Вычеркнутых из памяти нашего Рода.
Которые лишь по отпечаткам в среде приходится восстанавливать и говорить Пути человека и человечества.
Это процесс трудный.
Подобно муравью, попавшему из заражённого ламехузами, в новый муравейник.
Пока.
Очистится муравей от "заразы" - и жизнь истекает.
Однако, Слава Роду, есть ещё письмена, позволяющие накапливать потерянное и затерявшееся в инстинктах и подсознании

Будем надеяться, что всё чудесное, необходимое нашему миру,
когда-то всё-таки проявится.
Спасибо большое за прочтение и отзыв!

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Харалуг

Харалугом считают обыкновенно или по примеру первых издателей булат, или Дамасскую сталь, или западноевропейскую Фряжскую сталь. Последнее предположение выдвинул Роман Якобсон, который сказал: «Западное происхождение и значение термина «харалуг» — «фряжская сталь» можно отныне считать окончательно установленным взамен лингвистически и археологически сомнительной гипотезы о связи этого слова с тюркским корнем «qara»».
(Харалуг полагают каким-то определённым образом выкованным металлом, но почему бы не предположить, что эпитет «харалужный» означает нечто вроде «смертоносный»? или что название это образовано от места, где таким образом изготовляли оружие? или просто видом горна, давшем название рождённым из него мечам?)
Итак, значение термина «харалуг» ищется во внешних по отношению к «Слову» источниках и баируется, по большей части, на фонетическом сходстве слов. Мы же, как всегда, обратимся к самому тексту, т.е. поинтересуемся у автора, что думает по этому поводу он.

Красивое слово «харалужный» используется в «Слове» 6 раз:

1. «Гремлеши о шеломы мечи харалужными»;
2. «Трещатъ коп;я харалужныя»;
3. «Своими сильными плъкы и харалужными мечи наступи на землю Половецкую»;
4. «Ваю храбрая сердца въ жестоцемъ харалузе скована, а въ буести закалена»;
5. «А главы своя поклониша подъ тыи мечи харалужныи»;
6. «На Немизе снопы стелютъ головами, молотятъ чепи харалужными».

1.
Как видим в трёх случаях слово «харалужные» относится к мечам, так что словосочетание «харалужные мечи» можно воспринять как эпитет наподобие «красных девушек», «борзых коней» и «серых волков». При этом во всех случаях «харалужные мечи» принадлежат русичам, являясь, как и червлёные щиты, их атрибутом. «Харалужные копья» также относятся, скорее всего, к русичам, поскольку они «трещат» во фрагменте, где буй тур Всеволод держит оборону. «Харалужные цепи» намекают на «харалужные мечи», которыми убивали в битве на Немиге друг друга русичи. Таким образом, в поэтичном мире «Слова» харалужное оружие есть только у русичей и потому оно значит больше, чем некий добротный металл (булат и т.п.).
Рассмотрим метафоры в п. 6 и п. 4 более подробно.

2.
Метафора «битва как кровавая жатва» традиционна, но в «Слове» оригинальна её подача.
Срубленные головы кладут КАК снопы = головы кладут снопами – перевёртыш: снопы стелют головами. Далее речь идёт вроде бы про снопы, но слово «харалужные» возвращает нас к исходной метафоре: молотятъ (снопы-головы) чепи (цепями-мечами) харалужными.
Переворачивание метафоры, пропуск подразумеваемых слов и отождествление цепей с мечами через эпитет «харалужные» делает фразу загадочнрй и красивой. Добавим к этому формальное свивание строк через окончания («…головаМИ / МОлотят чепи харалужныМИ»), резко снижающее произвол автора.
Но вернёмся к цепям. Может быть, действительно они были выкованы из того же металла, что и мечи? – Теоретически возможно, хотя вряд ли (так как у них разное предназначение). Отнесение определения «харалужный» к цепям не разрушает эпитет, но использует его для построения метафоры через общий признак.

3.
Помимо рпределения «харалужный«, в тексте используется и слово «харалуг». Рассмотрим это место особо.
«Ваю храбрая сердца ВЪ жестоцемъ харалузе скована, А ВЪ буести закалена»;
(Метафора «сердце – меч» использовалась автором выше: «Иже истягну умь крепостею своею, и поостри сердца своего мужествомъ». В этой метафоре сердце-меч острится перед боей на точиле-мужестве).
Обычная трактовка:
«Ваши храбрые сердца выкованы ИЗ харалуга (булата) И в буйстве закалены!».
Как видим, противительный союз «А» заменяется на соединительный союз «И»*, а предлог «В» - на «ИЗ». Такова цена желания видеть булат в данной фразе.
А, между тем, фраза двучастна: в первой половине говорится о ковке (горячо), а во второй – о закалке (холодно). Раз есть противопоставление, то , скорее, обе половины фразы отвечают на один вопрос – «в чём?». В чём закалены сердца-мечи? – в буйстве (битвах). В чём скованы? – в харалуге. Из этого можно предположить, что «харалуг» – значит не металл, а то, в чём куются мечи (м.б. горн или кузница?). Соответственно, «харалужные мечи» = мечи, скованные В «харалуге». Возможно, русские мечи, выглядели как-то особенно, например, были чернёными и пр.

* Это общая тенденция - свидетельство непонимания бинарности текста и лежащего в его основе мировозрения. Ведь поставь мы «и», и список можно продолжать бесконечно.
Ср.: «В дониконианском Символе веры были такие слова: «Верую. в Бога. рожденна, А не сотворенна». Никон изменил этот Символ, убрав из него противительный союз «а», и стало: «Верую. в Бога рожденна, не сотворенна»Устранение союза «а» ведет, считали староверы, к еретическому пониманию сущности Слова Божьего! Инок Авраамий, негативно оценивая поправку, писал, что «едина литера весь мир убивает»».(цитируется по Юрганову А.Л.)

4.
Мы видели, как при создании метафоры «Битва – Жатва», цепи (для того, чтобы отождествить их с мечами) были названы «харалужными». Имея аналогичную цель, автор в данном случае использует слово «жестоций». Это слово встретится ниже как определение тела: «утру князю кровавыя его раны НА жестоцемъ его теле». В другом месте тело названо «храбрым»: «изрони жемчюжну душу ИЗЪ храбра тела». Итак, раны находятся «НА» теле, а душа вылетает «ИЗ» него. В данном случае использован предлог «В», что можно воспринять как внутри тела:
«ВАШИ ХРАБРЫЕ СЕРДЦА (мечи) в храбрых телах = в жестоцем теле (В ЖЕСТОЦЕМ ХАРАЛУЗЕ)».
А теперь смешаем два плана и получим первую часть фразы. Вторая часть получается естественно: обычные мечи закаляются в чане с водой, но эти мечи закаляются в крови врагов, а сердца – в буйстве, в яростном бою (ср. «буй тур»). Общий смысл: сердца «закаляются» в боях.

5.
Слово «жестоций» обычно переводится как крепкий-мужественный. Однако, как иногда отмечают, его можно перевести и как «раскалённый», «жаркий». В этом случае имеем пару «горячо – холодно»: сердца-мечи куются в огне (амбиций) и остужаются в крови врагов. Так происходит их закалка. Но каково бы не было значение слова «жестоций», оно СВЯЗЫВАЕТ загадочный харалуг с телом и, следовательно, мечи – с сердцами.

6.
Ранее сердца уже уподоблялись мечам. При этом острились сердца (мечи) мужеством (точилом). В данном случае сердца-мечи куются в харалуге и закаляются в буйстве, то есть в крови врагов на поле боя. Отправной точкой для такого образа могло стать биение сердца, которое превращается в биение по сердцу молотом.
Дополнив метафору «человек – кузница» параллелью «харалуг – тело», получим первую половину фразы: «Ваши храбрые сердца БЬЮТСЯ в храбрых-жестоцих телах подобно тому, как мечи КУЮТСЯ в жестоцем харалуге». Из смешения двух планов получается загадочный, но при этом очень поэтичный образ «Слова».


РЕЗЮМЕ:
«ХАРАЛУГ» – то, В чём куются русские мечи (горн или кузница = специальная технология ковки); На человеческом плане он имеет себе парой «ТЕЛО».
«ХАРАЛУЖНЫЕ МЕЧИ» – выкованные в Харалуге.

Читайте также: