Детали крепления стальные что это

Обновлено: 16.05.2024

Срок службы трубопровода определяется несколькими факторами. Среди самых важных – надежность и долговечность крепежа к несущим конструкциям или поверхностям. При выборе крепежных изделий учитывается ряд параметров, включая вид трубопровода, материал производства, размеры, особенности конструкции и т.д. В статье рассматривается специфика подбора крепежа и основные критерии, которые рекомендуется применять для этого.

Определение и виды трубопроводов

Базовым стандартом прокладки трубопроводов считается ГОСТ 32569-2016. Документ действует с начала 2015 года и содержит требования к стальным технологическим трубопроводным сетям. Применительно к аналогичным сооружениям промышленных предприятий до сих пор актуален ГОСТ 14202-69, принятый еще в СССР и действующий с 1971 года.

В соответствии с нормативной базой, под трубопроводом понимается инженерное сооружение линейного типа, которое предназначено для перемещения жидкостей или газов, реже –сыпучих веществ. Транспортирование происходит за счет давления или перепада высот.

Основные конструктивные элементы линейного сооружения:

  • непосредственно трубы;
  • узлы соединения труб в единую систему;
  • арматура, которая используется для управления движением газа или жидкости;
  • крепеж, функция которого – фиксация к несущей поверхности или конструкции.

Внешний вид магистрального трубопровода

Выбору крепежа способствует определение вида трубопровода. Для классификации сооружений используются разные признаки:

  • материал производства – металлические (сталь, чугун), пластиковые (полиэтилен, ПВХ и другие схожие по характеристикам материалы), железобетонные и асбестоцементные;
  • способ прокладки – наземные, подземные, подводные и плавающие;
  • вид перемещаемого вещества – вода (отопление, водоснабжение, канализация и дренаж), газ (газоснабжение), нефть и нефтепродукты, пар;
  • масштаб – магистральные (на дальние расстояния), технологические (внутри здания или комплекса зданий), коммунальные (от поставщиков коммунальных услуг к потребителям), машинные и судовые (внутри транспортного средства);
  • температура рабочего вещества (холодные, средне- и высокотемпературные);
  • давление, которое создается в трубе (низкое, среднее и высокое);
  • назначение – газо- и водоснабжение, канализация, отопление;
  • тип и масштаб объекта – многоквартирный или частный дом, промышленное предприятие, коммунальные системы населенного пункта.

Внешний вид и крепление к стенам внутренней трубопроводной системы

В большинстве ситуаций – для любых трубопроводных систем промышленных предприятий, коммунальных служб и многоквартирных домов – требования к крепежу регламентируются указанными выше ГОСТами. От подрядчика требуется выбрать поставщика или производителя изделий. Обычно для этого используется финансовый критерий.

При прокладке инженерных сетей частного дома вопрос комплектования трубопровода решается исполнителем или заказчиком работ самостоятельно с учетом большого количества разных параметров.

Виды крепежа для трубопроводных систем

Под крепежом понимается изделие, предназначенное для фиксации трубопровода к несущей конструкции или поверхности, например, стене. Его надежность и срок службы непосредственно влияют на эффективность и долговечность эксплуатации сооружения.

Для классификации крепежных изделий используется несколько параметров. Целесообразно рассмотреть два из них – материал производства и особенности конструкции - детально.

Материал производства

С некоторой долей условности крепежи делятся на две категории. В первую входят металлические изделия, а во вторую – пластиковые. Плюсы и минусы каждой требуется изучить отдельно. Не стоит забывать: помимо двух перечисленных, для изготовления ряда крепежных деталей, например, прокладок, используется резина или другие схожие по характеристикам материалы.

Металлический

К достоинствам крепежа из металла относятся такие:

  • прочность. Основной альтернативный вариант – пластиковый – заметно уступает по этому параметру. Заметным спросом пользуется крепеж из высокопрочной стали, который выделяется повышенным сроком службы и стойкостью к действию агрессивных сред;
  • универсальность. Металлический крепеж применяется при прокладке всех типов трубопроводов;
  • разнообразие. Из металла изготавливаются самые разные виды крепежа – хомуты, скобы, кронштейны, шпильки, анкера, закладные детали, болты, саморезы и даже гвозди. Дополнительный плюс – использование нескольких металлов и сплавов, включая обычную и нержавеющую сталь, латунь и т.д.;
  • долговечность. Качественный крепеж из металла гарантированно прослужит долго –сопоставимо с нормативным сроком эксплуатации трубопровода;
  • ремонтопригодность. Большая часть конструкций с легкостью ремонтируется путем замены одной или нескольких деталей;
  • проверка на практике. Давно применяется в реальном строительстве и многократно доказал эффективность.

Различные виды металлического крепежа для трубопроводных сооружений

Среди недостатков металлических крепежных изделий выделяют:

  • значительный вес, увеличивающий нагрузку на несущую поверхность и повышающий требования к прочности и несущей способности крепежа;
  • далеко не всегда высокая стойкость к коррозии и действию агрессивных внешних факторов;
  • технологическая сложность монтажа;
  • необходимость периодического технического обслуживания, подтягивания, обновлении антикоррозионного покрытия и других аналогичных работ.

Также стоит помнить еще один частый минус – обычно более высокая стоимость изготовления крепежных изделий. Это касается, прежде всего, нержавеющих метизов, самых надежных, долговечных, ценных.

Пластиковый

Не меньшим спросом пользуется крепеж, изготовленный из пластмасс – ПВХ, полистирола, пропилена или другого схожего по характеристикам материала. Некоторые его преимущества пересекаются с перечисленными для металлического, остальные – заметно отличаются. Плюсами практического использования крепежа из пластика выступают:

  • универсальность. По данному параметру рассматриваемый тип крепежа мало уступает изготовленному из металла;
  • низкий вес и, как следствие, отсутствие или минимальная дополнительная нагрузка на несущие конструкции;
  • стойкость к разным воздействиям, включая коррозию, агрессивные среды, перепады давления и температуры, климатические условия;
  • долговечность. Срок службы крепежа из ПВХ/пропилена сопоставим с аналогичным показателем пластиковых трубопроводов и часто превосходит металлические;
  • разнообразие. Пластмассы применяются для выпуска нескольких разновидностей, включая хомуты, кронштейны, дюбели, скобы, а в последние годы – шпильки и штифты;
  • удобство и простота технологии монтажа, а также хранения и транспортировки изделий.

Разные виды пластикового крепежа и пример практического использования

Главный проигрыш пластикового крепежа, по сравнению с металлическим – прочностные характеристики. Он компенсируется постоянным совершенствованием изделий, появлением новых видов пластмасс, доступной и постоянно уменьшающейся стоимостью изготовления.

Конструкция

Большая часть крепежа производится и из металла, и из пластика. Область использования, характеристики и критерии выбора определяются конструкцией изделий.

Хомут

Самая распространенная разновидность крепежа. Выпускается из металла или пластика. Производится трех видов – опорные, обжимные, направляющие. Популярность хомутов в качестве крепежа объясняется рядом факторов:

  • универсальность. Применяются для прокладки трубопроводов любого диаметра и назначения;
  • разнообразие. С точки зрения конструкции различают несколько видов хомутов – U-образные, с фиксирующей шпилькой, клипсы, ленты и другие;
  • простота монтажа в сочетании с хорошими эксплуатационными свойствами, включая надежность, долговечность, практичность;
  • низкая цена изготовления.

Единственным заметным недостатком хомутов становится непрезентабельный вид. Это сводит к минимуму монтаж в жилых помещениях и на виду.

Стандартный металлический хомут с резиновой прокладкой

Стандартная конструкция хомута включает три элемента:

  • два полукруглых кольца. Комплектуются прокладками из резины и соединительными болтами. Предназначены для фиксации труб;
  • шпилька с креплением. Приваривается к одному полукольцу. Базовая функция – фиксация хомута к несущей поверхности или конструкции;
  • пластиковый дюбель. Используется в том случае, если трубопровод крепится к кирпичной или бетонной стене.

Технология установки включает следующие этапы:

  1. Разметка точек размещения на несущей конструкции.
  2. Сверление отверстий под дюбель или другой соединительный крепеж.
  3. Монтаж дюбеля.
  4. Установка хомута.
  5. Монтаж трубы.
  6. Работы по креплению и фиксации трубы двумя полукольцами с помощью соединительных болтов.

Изготавливается из полистирола, реже - других пластмасс с аналогичными технико-эксплуатационными свойствами. Обычно используется при прокладке сетей водоснабжения. Фиксация происходит защелкиванием, то есть вставлением трубопровода внутрь клипсы. При этом прикладывается усилие, так диаметр трубы несколько меньше входного расстояния.

Различают два вида клипс – одинарные и двойные. Второй вариант предназначен для водопровода, когда рядом проложены две трубы – горячего и холодного водоснабжения. С помощью специальных соединительных элементов клипсы складываются в конструкцию для любого количества параллельно расположенных труб.

Несколько разновидностей пластиковых клипс

По конструкции клипсы делятся на:

  • разборные. Имеют вид скобы, которая крепится к несущей поверхности саморезом или дюбелем;
  • цельные. Дюбель выступает частью конструкции. Такой вариант несколько дороже, но удобнее в работе.

Порядок прокладки труб с фиксацией клипсами выглядит так:

  1. Разметка положения крепежа.
  2. Сверление отверстий под соединительный элемент (дюбель).
  3. Установка дюбеля и клипсы.
  4. Фиксация трубопровода защелкиванием клипсы.

Кронштейн

Разновидность настенного, напольного и потолочного крепления. Применяется в сетях горячего водоснабжения и отопления, эксплуатация которых допускает линейное расширение трубопровода при нагревании. Предусматривает свободную фиксацию трубы.

Внешний вид металлического кронштейна для труб

Кронштейн представляет собой опорный элемент в виде консоли, позволяющий закрепить трубопровод на некотором расстоянии от поверхности несущей конструкции. Изготавливается из металла или пластика. Часто используется в комплекте с другими крепежными элементами – опорами, подвесками, хомутами.

Зажим

Устройство зажима напоминает клипсу. Отличие состоит в закрытости конструкции. Удержание трубы происходит не защелкиванием, а надежной фиксацией с помощью специального зажима с резьбовым соединением.

Различают два типа зажимов. В первом фиксация трубы и дюбеля в стене происходит с применением одного самореза, во втором – для этого предназначены два соединительных элемента.

Основная область практического использования подобных зажимов – металлопластиковые трубопроводы. Единственным отличием технологии монтажа от описанного для клипс становится необходимость предварительного открытия фиксатора и последующего закрытия на финальной стадии установки.

Дюбель-крюк/якорная скоба

Дюбель-крюк представляет собой дюбель с одним или двумя крюками на внешнем конце, которые предназначены для удержания труб. Отличие якорной скобы состоит в использовании для крепления хвостовика определенной формы, напоминающей якорь и удерживающейся в несущей конструкции за счет зазубрин.

Дюбель-якорь относится к универсальным типам крепежа. Якорная скоба предназначена для фиксации трубы к теплоизоляционному материалу и имеет узкую область практического применения – монтаж теплых водяных полов. Изготавливается из ударопрочного полистирола, что объясняется особенностями монтажа и условий эксплуатации.

Внешний вид пластикового дюбеля-крюка на две трубы

Скоба

Выпускается в нескольких вариантах, обычно – из оцинкованной стали. Самые популярные виды скоб – однолапковая (для минимальных нагрузок), двухлапковая (стандартная конструкция) и Р-образная (применяется для гибких трубопроводов в виде шлангов или гофров).

При необходимости скоба комплектуется прокладкой из резины. Наличие дополнительного элемента минимизирует вибрации, возникающие при работе трубопровода, и надежнее фиксирует его к несущей поверхности.

Соединительный крепеж

Отдельного рассмотрения заслуживают крепежные изделия, которые предназначены для соединения отдельных элементов в единую систему и удержания в несущей конструкции. Обычно с подобной целью используются:

  • гвозди. Экзотичный вариант. Применяется для крепления к деревянным поверхностям. В качестве дополнительных элементов используются резиновые шайбы и прокладки;
  • винты, болты. Классический вид резьбового соединения. Активно применяется для любых типов крепежа. Плюсы – доступность, универсальность, предельная простота конструкции, надежность. В виде дополнительных элементов комплектуются шайбами, прокладками, гроверами;
  • шурупы, саморезы. Первый вариант используется для деревянных поверхностей, второй – универсальный и имеет более широкую область практического применения. Часто комплектуются прокладками, шайбами и другими элементами для увеличения герметичности и надежности узла;
  • анкеры, дюбели. Используют схожий принцип фиксации. Внутри несущей конструкции устанавливается элемент (в виде конической гильзы для дюбеля, произвольной формы для анкера), к которому крепится шуруп, саморез или другие соединительные элементы;
  • резьбовые шпильки. Изготавливается в виде прямого металлического штыря, на поверхности которого нарезается резьба – полностью или частично. Монтаж происходит с помощью гаек. Один из самых популярных видов соединительного крепежа. Изготовление качественных изделий требует грамотной организации производства и использования высокоточного оборудования. Прежде чем заказать резьбовые шпильки, нужно убедиться в квалификации производителя или поставщика;
  • клепки. Применяются для прокладки трубопроводов нечасто. Используют безударный принцип фиксации с помощью специального инструмента и одностороннего монтажа;
  • гайки, шайбы, прокладки, гроверы. Специальные фиксирующие элементы: основной (гайки) и дополнительный (остальные). Применяется для повышения надежности крепежного узла, а также увеличения герметичности стыков отдельных элементов. Часто установка дополнительных элементов выступает обязательным требованием ГОСТов и технических регламентов по прокладке трубопроводов.

Сегодняшний в России реализуется самый разный крепеж для прокладки трубопроводов. Разобраться самостоятельно в видах и типоразмерах изделий далеко не просто. Самый простой способ приобрести подходящий крепеж – обратиться к профессионалам, которые давно и продуктивно занимаются выпуском и поставкой продукции.

Конструкции хомутов

Различают 4 основных типа конструкций хомутов для крепления труб. Каждый имеет собственный набор особенностей, приоритетную область применения, плюсы и минусы,

  1. U-образный. Устройство состоит из двух металлических деталей: первая вставляется в другую и фиксируется резьбовым соединением. Внутри размещается трубопровод. Крепеж универсален и активно применяется для прокладки наружных и внутренних коммуникаций.
  2. Клипса. Изготавливается из пластмассы. Фиксация происходит защелкиванием. Область применения – пластиковые трубопроводные системы небольшого диаметра, расположенные внутри зданий.
  3. Лента. Представляет собой браслет, который охватывает и зажимает трубу. Также предназначен для трубопроводов небольшого диаметра, так как не обеспечивает высокого уровня прочностных характеристик.
  4. С фиксирующей шпилькой. Лучший способ крепления внутренних трубопроводов инженерных коммуникаций. Классическая конструкция хомута, которая состоит из двух полукруглых скоб, охватывающих трубу и надежно соединенных резьбовой шпилькой или схожим видов крепежа.

Подбор вида и размера крепежа для трубопроводных сооружений

Выбор крепежа для монтажа трубопроводов базируется на нескольких простых правилах:

  • самый надежный способ комплектации – изучение проектной документации и спецификации, которая обязательно присутствует в любом качественном проекте;
  • при отсутствии проекта рекомендуется обратиться к профессионалам. Заниматься самостоятельным выбором крепежа – занятие, которое требует изучения нормативной документации, стандартов, технических регламентов;
  • выполнение перечисленных в предыдущем пункте условий в качестве подготовки к комплектации объекта собственными силами;
  • базовые критерии – прочность, надежность, подходящая область использования и срок службы, соответствующий аналогичному параметру самого трубопровода.

Следование указанным правилам гарантирует грамотный выбор. При соблюдении технологии монтажа на выходе удастся получить трубопровод, который прослужит долго и без проблем.

детали крепления

детали крепления
Части комплекта ремня, включая необходимые крепежные элементы, с помощью которых комплект крепится к соответствующим стационарным элементам на транспортном средстве.
[ГОСТ Р 41.16-2005]

Тематики

Справочник технического переводчика. – Интент . 2009-2013 .

Смотреть что такое "детали крепления" в других словарях:

детали крепления — 2.12 детали крепления (attachments): Части комплекта ремня, включая необходимые крепежные элементы, с помощью которых комплект крепится к соответствующим стационарным элементам на транспортном средстве. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

детали крепления детского удерживающего устройства — Детали детского удерживающего устройства, позволяющие надежно прикрепить устройство к кузову транспортного средства непосредственно или посредством сиденья транспортного средства. [ГОСТ Р 41.44 2005] Тематики автотранспортная техника EN… … Справочник технического переводчика

Детали — 4.2.18 Детали из проката, поковки и штамповки необходимо подвергать контролю капиллярной дефектоскопией в соответствии с title= СТ ЦКБА 010 2004 Арматура трубопроводная. Поковки, штамповки и заготовки из проката. Технические требования и КД.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Детали закладные в железобетоне — – металлические детали, устанавливаемые в железобетонных элементах до бетонирования; служат для соединения железобетонных конструкций между собой, железобетонной конструкции с металлическими конструкциями, а так же для установки и крепления к ним … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

Детали приварные , не работающие под давлением — 20 . Детали приварные , не работающие под давлением детали, приваренные к внутренней или наружной поверхности элементов котла (барабана, коллектора и др.), которые не учитываются в расчете на прочность данного элемента, и предназначенные для… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

разгружающие устройства, крепежные и армирующие детали — 3.27 разгружающие устройства, крепежные и армирующие детали: Детали крепления и армирования элементов теплоизоляционной конструкции: бандаж: Крепежная деталь, представляющая собой отрезок ленты стальной упаковочной сечением 0,7×20 мм или ленты… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

крепёжные детали — служат для соединения (крепления) элементов машин и конструкций. К крепёжным деталям относятся болты, винты, шпильки, гайки, шурупы, клинья, заклёпки и т. п. изделия, а также вспомогательные детали (например, шайбы и шплинты). * * * КРЕПЕЖНЫЕ… … Энциклопедический словарь

ГОСТ 22703-2012: Детали литые сцепных и автосцепных устройств железнодорожного подвижного состава. Общие технические условия — Терминология ГОСТ 22703 2012: Детали литые сцепных и автосцепных устройств железнодорожного подвижного состава. Общие технические условия оригинал документа: 3.1 автосцепка: Сборочная единица автосцепного устройства, состоящая из корпуса и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

КРЕПЕЖНЫЕ ДЕТАЛИ — служат для соединения (крепления) элементов машин и конструкций. К крепежным деталям относятся болты, винты, шпильки, гайки, шурупы, клинья, заклепки и т. п. изделия, а также вспомогательные детали (напр., шайбы и шплинты) … Большой Энциклопедический словарь

Крепежные детали автомобиля — КРЕПЕЖНЫЕ ДЕТАЛИ служат для соединения (крепления) элементов машин и конструкций. К крепежным деталям относятся болты, винты, шпильки, гайки, шурупы, клинья, заклепки и т.п. изделия, а также вспомогательные детали (шайбы, шплинты и т.д.). … … Официальная терминология

2.12 детали крепления (attachments): Части комплекта ремня, включая необходимые крепежные элементы, с помощью которых комплект крепится к соответствующим стационарным элементам на транспортном средстве.

Полезное

детали крепления — Части комплекта ремня, включая необходимые крепежные элементы, с помощью которых комплект крепится к соответствующим стационарным элементам на транспортном средстве. [ГОСТ Р 41.16 2005] Тематики автотранспортная техника EN attachments … Справочник технического переводчика

Крепёжные детали

детали для неподвижного соединения частей машин и конструкций. К ним обычно относят детали резьбовых соединений (См. Резьбовое соединение): болты, винты, шпильки, гайки, шурупы, глухари, шайбы, шплинты, а также штифты. Основным параметром резьбовых К. д. является резьба, форма и размеры которой соответствуют стандартам. Болтами, гайками и шайбами осуществляют болтовые соединения, при которых не требуется нарезания резьбы в соединяемых деталях, однако должно быть предусмотрено место для размещения головки болта. Если размещение болтов затруднено или нежелательно делать сквозное отверстие в деталях, используют винты и шпильки. Шайбы ставят под гайку или головку болта для предупреждения смятия поверхностей соединяемых деталей, предохранения их от царапин при завинчивании гаек, винтов и для перекрытия зазора между стержнем болта и отверстием в деталях. Стопорные шайбы и шплинты предотвращают самоотвинчивание болтов и гаек при вибрациях и ударах. К. д. нашли широкое применение во всех отраслях машиностроения. В пределах каждой страны размеры и форма К. д. унифицируются, что учитывается при изготовлении оборудования на экспорт (в международных поставках).

В СССР действующие стандарты распространены на типы и размеры всех массовых К. д. Вне общесоюзной стандартизации остаются детали, форма и размеры которых определяются специфическими особенностями конструкций и условиями эксплуатации машин, например шатунные болты. Однако и для специальных К. д. резьба, как правило, является стандартной. Стандартизация К. д. позволяет изготавливать их прогрессивными методами на заводах, производящих металлические изделия (метизы).

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Смотреть что такое "Крепёжные детали" в других словарях:

КРЕПЁЖНЫЕ ДЕТАЛИ — стандартные, массового изготовления детали для жёсткого скрепления элементов машин и конструкций. К К. д. относятся металлические (см.): болты, винты, шпильки, гайки, шурупы, заклёпки и т.п., а также вспомогательные детали шайбы и шплинты … Большая политехническая энциклопедия

крепёжные детали — — [Я.Н.Лугинский, М.С.Фези Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва, 1999 г.] Тематики электротехника, основные понятия EN fasteningsfastenings … Справочник технического переводчика

крепёжные детали — детали, предназначенные для неподвижного соединения элементов машин и конструкций. К крепёжным деталям относятся винты, болты, шпильки, гайки, шурупы, гвозди, заклёпки, шпонки, вспомогательные детали – шайбы, шплинты, штифты и др. Они широко… … Энциклопедия техники

КРЕПЁЖНЫЕ ДЕТАЛИ — детали для жёсткого скрепления элементов машин и конструкций. К К. д. относятся болты, винты, шпильки, гайки, шурупы, заклёпки, шпонки и т. п. изделия, а также вспомогат. детали шайбы и шплинты. К. д. стандартизованы и выпускаются в осн.… … Большой энциклопедический политехнический словарь

Крепёжные изделия — Основные виды крепежа винт и шуруп Крепёжные изделия (крепёж) детали для образования соединения[1]: болты, гайки … Википедия

Крепёж — это изделия для крепления: болты, гайки, винты, шурупы, саморезы, заклепки, шайбы, штифты, шпильки и др. Крепёж включает в себя и понятие метизы (металлические изделия) стандартизованные металлические изделия разнообразной номенклатуры… … Википедия

Детали машин — совокупность конструкционных элементов и их комбинаций, представляющая собой основу конструкции машины [1]. Деталью машины называют такую часть механизма, которая изготавливается без сборочных операций [2]. Детали машин является также научной и … Википедия

Резьба — У этого термина существуют и другие значения, см. Резьба (значения). Резьба равномерно расположенные выступы или впадины постоянного сечения, образованные на цилиндрической или конической поверхности по винтовой линии с постоянным шагом.… … Википедия

Резьбовое соединение — Резьбовое соединение разъёмное соединение деталей машин при помощи винтовой или спиральной поверхности (резьбы). Это соединение наиболее распространено из за его многочисленных достоинств. В простейшем случае для соединения необходимо… … Википедия

Классификация и применение крепежных изделий

различные типы крепежа

Ни один строительный или производственный объект не обходится без крепежных изделий. Их применяют при скреплении небольших деталей и при фиксации крупных блоков, испытывающих серьезную нагрузку. В зависимости от назначения и сферы применения, крепеж делится на категории. Государственный стандарт, при этом, описывает лишь малую часть того, что представлено на рынке. В этой статье расскажем о том, какими бывают крепежные изделия, на какие категории они делятся и в каких сферах применяются.

Основные классификации

Существует общепринятая система классификации крепежных изделий:

  • резьбовые изделия повышенной прочности;
  • крепежи массового использования;
  • крепежи для безударной фиксации и одностороннего монтажа;
  • элементы для герметичных конструкций;
  • фиксаторы, необходимые для крепления полимерных композитных материалов.

Отметим, что классификация носит условный характер, и нельзя все метизы, однозначно подогнать под эти параметры. Наиболее простой пример – клепка. Особенности ее конструкции подразумевают отнесение к категории крепежа для безударной, односторонней фиксации, но существуют изделия, предназначенные или способные скреплять полимерные и композитные материалы, а это уже другая категория из списка.

Существует еще несколько видов классификации. Например, по типу конструкции. Здесь два раздела:

  1. разъемные. То есть все крепежи, состоящие из двух и более частей.
  2. и неразъемные, такие как гвозди и клепки.

Также имеет смысл разделять метизы по назначению. Некоторые элементы предназначены для работы в агрессивной среде, например под водой, другие изначально предусматривают работу под высокими нагрузками. То есть, один и тот же крепеж может иметь разные сферы применения, а для их изготовления используются разные технологии и материалы.

В отношении резьбовых соединений также действует разделение по шагу резьбы. Болт одного размера может быть как с мелкой резьбой, то есть большим количеством витков, так и с крупной. И последний тип классификации – по размеру. Не существует строгого норматива, прописывающего конкретные размеры крепежа, но существует общепринятая система стандартов. В этом смысле разделить метизы по группам не получится.

Гвозди

различные типы гвоздей

Гвоздь, в привычном понимании – это отрезок металлического прутка, заточенный с одной стороны, и расплющенный с другой. Основная сфера применения – соединение деревянных элементов, но однозначно отнести гвозди к категории «крепежи массового использования» нельзя, так как существуют метизы, предназначенные для скрепления полимеров и композитов. Они отличаются как конструкционно, так и по материалам, использованным при их изготовлении.

На самом деле, гвоздь – очень широкое определение, включающее в себя несколько типов крепежей различного назначения:

  • Строительный. Привычный гвоздь в классическом понимании. Металлический пруток с заточкой и шляпкой без конструкционных особенностей.
  • Винтовой. Имеет по всей длине или ее части винтовую резьбу. Забивается также молотком и применяется для скрепления деревянных блоков, подверженных повышенным нагрузкам.
  • Ершистый. По всей длине или ее части имеет небольшие юбки, напоминающие витки резьбы, но не соединенные между собой. Используется для соединения элементов, подверженных воздействию влаги и деформации. Перед забиванием часто сверлится отверстие меньшего диаметра.
  • Шиферный. Предназначен для скрепления шиферных листов. Из конструкционных особенностей – прижимная шляпка большего диаметра и иногда наличие резиновой шайбы.
  • Кровельный. Предназначен для крепления кровельных материалов, и имеет непропорционально большую шляпку, обеспечивающую надежное крепление мягких покрытий.
  • Финишный и с овальной головкой. Гвоздь, полностью погружающийся при забивании в скрепляемый элемент. Применяется при фиксации декоративных изделий, наличников и прочего.

Помимо этого существуют крепежные мебельные, сапожные и обойные гвозди, но к строительству или производству они отношения не имеют. Отдельно необходимо сказать про нейлерные гвозди. Они используются в гвоздезабивных пистолетах. Конструкционно практически не отличаются, но поставляются в блоках, соединенные между собой.

Болты и винты

различные конструкции болтов

Болты и винты относятся к категории резьбовых крепежей повышенной прочности. Также их часто относят к разъемным типам, что не совсем верно, так как и болт и винт могут закручиваться и в гайку и в резьбу, уже имеющуюся на скрепляемом изделии. Существует мнение, что главное различие между болтом и винтом заключается в типе крепления: болт работает исключительно в паре с гайкой, а винт вкручивается в готовую резьбу. Это неверное утверждение, так как государственный стандарт номер 27017-86 определяет, что и первый и второй тип крепежа может использоваться как в паре с гайкой, так и без нее.

Тот же ГОСТ дает четкое определение, в чем отличие этих элементов и заключается оно в степени нагрузки. Болт предназначен для работы при нагрузках на растяжение и излом, а винт исключительно при нагрузках на растяжение. И болт, и винт могут отличаться по размеру, шагу резьбы и форме головки. Так как винты работают при сильных нагрузках, конструкция их головки чаще всего имеет форму под отвертку. Форма при этом может отличаться, и очень существенно. Существует определенная классификация форм изголовья:

  • Плоская;
  • Круглая;
  • Грибовидная;
  • Потайная;
  • Полупотайная;
  • Выпуклая.

Отличаются и виды шлицов, и тут все гораздо сложнее, так как многие производители используют форму собственной разработки. Но, наиболее часто встречающаяся форма шлицов – это крестовина, прямая и шестигранник.

Болты, из-за своей классификации и стандартизации менее разнообразны. Их изголовье чаще всего шестигранное, предназначенное для закручивания ключом, но существуют и разновидности под отвертку. Основная сфера применения болтов – фиксация элементов методом прижима. Они создают надежное соединение с двух сторон, а устойчивость к нагрузкам определяется шагом резьбы и размером метиза.

Шурупы и саморезы

саморезы по металлу

Эти два вида крепежных изделий можно отнести в одну категорию, так как они имеют схожую конструкцию и сферу применения. По сути, саморез – это тот же шуруп, но в современном исполнении и с рядом преимуществ. Так, для фиксации при помощи шурупа, необходимо сначала рассверлить отверстие, и только после этого вкрутить крепеж. Саморез, в ряде случаев сам справляется с задачей сверления и вкручивается без дополнительной подготовки посадочного места. Шуруп, даже изготовленный из закаленной стали, не имеет заточки на резьбе, поэтому, даже используя его для соединения двух деревянных элементов, необходимо сначала их подготовить.

Конструкционно, эти метизы выглядят похоже, за исключением резьбы. У шурупа она чаще всего неполная, то есть часть тела остается гладкой, хотя существуют шурупы и с полной резьбой. Саморез, если оно кроткий, полностью покрыт резьбой. Основное назначение шурупов – скрепление деревянных элементов, в то время как саморез, способен работать с металлическими элементами, что существенно расширяет сферы его применения. Саморезы для металла и дерева отличаются размером и шагом резьбы: метизы для дерева имеют широкую резьбу с большим шагом, а металлические мелкую спираль с максимально коротким шагом.

саморез со сверлящим наконечником и резиновой шайбой

Также саморезы имеют конструкционные отличия. Обычный элемент, для закручивания в металл требует сверления отверстия меньшего диаметра, в которое и закручивается крепеж. Для упрощения этого процесса были разработаны саморезы со сверлящим наконечником. Они сами пробивают отверстие, но следует помнить, что с металлом большой толщины они не справятся. Сверлящая головка рассчитана на работу с металлом толщиной максимум до пяти миллиметров.

Анкеры и дюбели

дюбель с пластиковой гильзой

Анкеры и дюбели имеют схожую конструкцию и принцип работы. В просверленное отверстие вставляется конический элемент, после чего забивается сам крепеж, расширяющий гильзу и надежно фиксирующийся в стене или блоке. Конструкционно дюбели от анкеров отличаются не сильно. Дюбель состоит из двух частей:

  1. Гильзы, часто выполненной из пластмассы,
  2. И непосредственно крепежа, часто представляющего собой обычный шуруп.

Конструкция гильзы такова, что в неразжатом положении она полностью соответствует диаметру просверленного отверстия, но при забивании крепежа она расширяется, и вытащить ее обратно практически невозможно.

анкеры различной конструкции

Конструкция анкера несколько иная. Через тело метиза проходит болт, а стальная гильза имеет лепестки на конце. В качестве гайки используется каплевидный элемент, который при закручивании болта разжимает лепестки и надежно фиксирует анкер внутри отверстия. Помимо размеров, анкеры отличаются формой гильзы. Ассортимент такой продукции очень разнообразен, и каждый анкер имеет свое назначение. Например, анкеры-бабочки, предназначены для крепления в полных отверстиях, например сквозь плиты перекрытия. Лепестки такого анкера не только расширяются, а раздвигаются в стороны, тем самым не давая гильзе выпасть из отверстия.

Если проводить границу между дюбелями и анкерами, то можно сказать, что первые предназначены для крепления объектов при минимальной нагрузке, в то время как анкер способен выдержать серьезное напряжение. Но и тут есть отступление – строительные-забивные дюбеля. По сути это гвозди, с туго насаженной шайбой. Они забиваются в бетон специальным пистолетом, и извлечь забитый метиз становится практически невозможно. Эти крепежи также называют дюбелями, хотя правильнее было бы отнести их к строительным гвоздям, так как они не имеют расширяющейся гильзы и держаться только за счет забивания.

Гайки, шайбы и гроверы

шайбы различного диаметра

Эти три метиза можно отнести в один раздел, так как они относятся к категории фиксирующих, и не работают как отдельный крепеж. Начнем с самого простого элемента – шайбы. Это круглое изделие, наживляемое на болт и устанавливаемое под гайку. Шайба препятствует раскручиванию гайки и в ряде случаев перекрывает пустое пространство, если отверстие, в которое вставлен болт, больше, чем диаметр самого болта. Шайбы, несмотря на свою простоту, могут отличаться по материалу, из которого они изготовлены. Наиболее привычные гайки изготавливаются из металла, но существуют также резиновые и пластиковые элементы. Они используются при креплении изделий, требующих бережного отношения к поверхности. Например, крашеный профнастил закручивается через резиновую шайбу. Она обеспечивает плотное соединение, но в отличие от металла не способна нанести вред крашеному покрытию.

гроверные шайбы

Гровер – одна из разновидностей крепежной шайбы. Это металлическое кольцо, распиленное с одной стороны и изогнутое по спирали. При стягивании гайкой кольцо принимает изначальную форму, тем самым создавая напряжение, то есть, обеспечивая лучший прижим. Гроверы изготавливаются из более прочной марки стали, и после раскручивания они снова изгибаются, что позволяет использовать их многократно. Назначение гровера – препятствование раскручиванию, то есть то же, что у обычной шайбы. Но гровер, благодаря своей форме, может работать под сильной нагрузкой и обеспечивает надежное соединение при вибрации. Гроверы используются в машиностроении и на различных станках, то есть везде, где присутствует вибрация. Если закрутить гайку без гровера, она просто раскрутится со временем.

виды гаек

Гайки – самый разнообразный метиз в данной категории. Они служат для фиксации резьбового крепежа, то есть накручиваются на болт или винт. Помимо размера и шага резьбы, гайки отличаются формой, и список конфигураций довольно большой:

  • Прямые гайки с шестигранной формой. Наиболее распространенный тип метиза, встречающийся чаще всего.
  • Корончатая. Имеет пазы на верхней части, в которые после закручивания вставляется специальный шплинт, препятствующий раскручиванию.
  • Барашек. Гайка со специальными выступами, позволяющими закручивать ее без использования ключа. Используется для крепления объектов, не испытывающих серьезные нагрузки и с минимальной вибрацией.
  • Квадратная. Специальная гайка, погружаемая в специальный паз. Ее не нужно удерживать ключом при закручивании, так как она уже зафиксирована в посадочном отверстии.
  • Фланцевая. На нижней части гайка имеет юбку с насечками. При закручивании обеспечивает более надежное сцепление с шайбой или гровером.

Это далеко не полный список форм-факторов гаек, и многие производители современного оборудования используют собственные конструкции, как это происходит с формой винтов и шурупов.

Заклепки

клепки различной длины

Разновидность крепежных изделий, попадающая под категорию безударной фиксации и одностороннего монтажа. Применяется при скреплении нескольких объектов путем клепания, то есть не требует закручивания или ударов по метизу. Состоит из двух элементов:

  1. Стальной ножки с расширением на конце,
  2. И алюминиевого элемента, сплющиваемого при фиксации.

Принцип действия следующий: клепка вставляется в специальный инструмент, который захватывает металлический центральный стержень. После этого клепка погружается в заранее просверленное отверстие, и нажатием на рычаги инструмента, металлический стержень вытягивается, расширяя алюминиевую гильзу. За счет разницы плотности металлов, алюминий полностью сплющивается, как только достигает места фиксации. После этого инструмент отрезает уже не нужный стрежень, и клепка остается внутри, надежно скрепляя объекты.

инструмент для фиксации клепок

Изъять такой крепеж из посадочного места уже невозможно. Только путем высверливания, то есть заклепка является одноразовым крепежом и далеко не всегда ее можно использовать. Например, стандартные клепки не используют при скреплении деревянных элементов. Натяжение метиза может просто расщепить дерево. Также существует ограничение по толщине скрепляемых элементов. Клепки бывают разных размеров, и максимальная толщина скрепляемых элементов не должна превышать длину алюминиевой гильзы. Также следует понимать, что чем длиннее и толще клепка, тем сложнее ее будет зафиксировать ручным инструментом, так как придется прикладывать серьезное усилие. В этом случае используются клепальные машины с электрическим приводом или сложной системой рычагов, снижающих нагрузку на человека, который использует инструмент.

Также клепки отличаются по материалу, из которого они изготовлены. Существуют медные и латуневые метизы, но основная сфера их применения довольно узкая. Они используются при судостроении, то есть при фиксации элементов, находящихся в агрессивных условиях. Например, под водой. Кроме того, медные клепки применяются на объектах повышенной пажароопасности. При соприкосновении с чем-либо они не создают искру, в отличие от обычной стали.

Шпильки

шпильки различной длины

Шпилька – один из самых простых видов крепежей в конструкционном плане. Это прямой металлический штырь, полностью или частично покрытый резьбой. Вкручивается в посадочное место и позволяет скрепить два объекта или произвести фиксацию при помощи гайки. Шпильки используются в машиностроении и при производстве различных станков, но существуют и другие разновидности. Например, сантехнические шпильки. Их особенность в том, что резьба на двух концах отличается. То есть, с одной стороны это шуруп, а с другой обычный болт. Такая шпилька позволяет производить крепление к бетонным поверхностям различных сантехнических изделий, например, унитазов. Закрепив одну часть в бетонный или деревянный пол, снаружи остается болтовая часть, на которую впоследствии накручивается гайка.

сантехнические шпильки

В зависимости от назначения и сферы применения, шпильки могут быть как обычными, металлическими, то есть без специального покрытия, так и защищенные. Типов защиты много, как и методов их нанесения. Наиболее распространенный тип – цинк. Он наносится на поверхность метиза гальваническим методом и предотвращает появление коррозии.

Заключение

Ассортимент крепежных изделий обширен и здесь описаны далеко не все типы крепежей и сферы, где они могут применяться. Зайдя в любой магазин в Москве или любом другом городе, вы увидите совершенно нестандартные изделия, например, болты с кольцом. Они используются для подвесов. Или анкеры нестандартной формы. Выбор крепежа зависит от поставленной задачи, но не менее важно найти достойного производителя. Изготовлением крепежа на заказ занимаются десятки компаний и далеко не все могут похвастаться высоким качеством своей продукции. Купить крепеж несложно, но может ли производитель гарантировать качество и надежность изделия? Магазин, как правило, ответственности вообще не несет.

Следует отдавать предпочтение только проверенным производителям. Не стесняйтесь и не ленитесь всегда требовать у продавца сертификат качества, который у него должен быть в обязательном порядке. Если же продавец в магазине отказывается предоставить сертификат соответствия, это повод задуматься о качестве продукта и его происхождении.

Читайте также: