Долговечность стальных конструкций в условиях реконструкции

Обновлено: 26.04.2024

Горохов Е.В., Евгений Васильевич Долговечность стальных конструкций в условиях реконструкции / Е.В. Горохов, Я. Брудка, М. Лубиньски и др.; Под ред. Е.В. Горохова. - М. : Стройиздат, 1994. - 482, [1] с. : ил. ; 22 см

Купить

Реферат по теме Долговечность стальных конструкций в условиях реконструкции

Курсовая по теме Долговечность стальных конструкций в условиях реконструкции

ВКР/Диплом по теме Долговечность стальных конструкций в условиях реконструкции

Диссертация по теме Долговечность стальных конструкций в условиях реконструкции

Заработать на знаниях по теме Долговечность стальных конструкций в условиях реконструкции

Помогите сайту стать лучше, ответьте на несколько вопросов про книгу:
Долговечность стальных конструкций в условиях реконструкции

  • Объявление о покупке
  • Книги этих же авторов
  • Наличие в библиотеках
  • Рецензии и отзывы
  • Похожие книги
  • Наличие в магазинах
  • Информация от пользователей
  • Книга находится в категориях

санитарный день: последний чт месяца
Вт: 10:00-19:00
Ср: 10:00-19:00
Чт: 10:00-19:00
Пт: 10:00-19:00
Сб: 10:00-17:00
Вс: 10:00-17:00

Пн: 08:30-12:00 13:00-17:00
Вт: 08:30-12:00 13:00-17:00
Ср: 08:30-12:00 13:00-17:00
Чт: 08:30-12:00 13:00-17:00
Пт: 08:30-12:00 13:00-17:00
Сб: 08:30-12:00 13:00-17:00

--> --> Самарская область, Жигулёвск городской округ, Жигулёвск, Г-1
Оборонная, 2
Расположение на карте

зимний период: пн-пт 10:00-19:00; вс 10:00-18:00; санитарный день: последний рабочий день месяца
Пн: 10:00-19:00
Вт: 10:00-19:00
Ср: 10:00-19:00
Чт: 10:00-19:00
Пт: 10:00-19:00

--> --> Чувашская Республика, Чебоксары городской округ, Чебоксары, Калининский район, Южный
Рихарда Зорге, 21
Расположение на карте

санитарный день: последний чт месяца
Пн: 08:00-17:00
Вт: 08:00-17:00
Ср: 08:00-17:00
Чт: 08:00-17:00
Пт: 08:00-17:00

--> --> Красноярский край, Красноярск городской округ, Красноярск, Кировский район, Первомайский
Академика Павлова, 75
Расположение на карте

санитарный день: последний день месяца
Пн: 10:00-18:00
Вт: 10:00-18:00
Ср: 10:00-18:00
Чт: 10:00-18:00
Пт: 10:00-18:00
Сб: 10:00-17:00

--> --> Тульская область, Тула городской округ, Тула, Центральный район, Скуратовский микрорайон
Скуратовский микрорайон, 1
Расположение на карте

санитарный день: последний день месяца
Пн: 11:00-19:00
Вт: 11:00-19:00
Ср: 11:00-19:00
Чт: 11:00-19:00
Пт: 11:00-19:00
Вс: 10:00-17:00

--> --> Республика Башкортостан, Уфа городской округ, Уфа, Дёмский район, Дёма
Ухтомского, 12
Расположение на карте

санитарный день: каждый последний чт месяца
Вт: 11:00-20:00
Ср: 11:00-20:00
Чт: 11:00-20:00
Пт: 11:00-20:00
Сб: 11:00-20:00

--> --> Тверская область, Тверь городской округ, Тверь, Московский район
Ивана Богданова, 22 к1
Расположение на карте

санитарный день: последняя пт месяца
Вт: 10:00-18:00
Ср: 10:00-18:00
Чт: 10:00-18:00
Пт: 10:00-18:00
Сб: 10:00-18:00
Вс: 10:00-18:00

--> --> Ростовская область, Ростов-на-Дону городской округ, Ростов-на-Дону, Советский район, Западный
Содружества, 41/1
Расположение на карте

санитарный день: последний вт месяца
Пн: 09:00-17:00
Вт: 09:00-17:00
Ср: 09:00-17:00
Чт: 09:00-17:00
Вс: 09:00-17:00

Повышение надёжности металлических конструкций зданий и сооружений при реконструкции. Лащенко М.Н. 1987

Повышение надёжности металлических конструкций зданий и сооружений при реконструкции. Лащенко М.Н. 1987

В книге на основе разработанных автором классификаций аварий (отказов), усиления металлических конструкций и искусственного регулирования в них напряжений содержатся сведения о комплексном рассмотрении вопросов продления срока службы металлических строительных конструкций при их реконструкции. Значительное место уделено вопросам изменения конструктивной схемы при реконструкции конструкций и сооружений. Рассчитана на инженерно-технических и научных работников, занятых в области проектирования, монтажа, эксплуатации и реконструкции металлоконструкций.

Глава I. Причины отказов в работе конструкций и их элементов и возникновение аварийных ситуаций и аварий
§ 1. Общие сведения
§ 2. Классификация аварий
§ 3. Аварии и отказы в работе стальных конструкций
§ 4. Меры предупреждения возникновения аварий, аварийных ситуаций и отказов

Глава II. Выявление неучтенных запасов прочности в существующих конструкциях
§ 5. Общие сведения
§ 6. Причины, влияющие на снижение физической долговечности конструкций и сооружений, и методы реконструкции
§ 7. Выявление неучтенных запасов прочности

Глава III. Усиление конструкций в связи с изменением условий их эксплуатации
§ 8. Общие сведения
§ 9. Классификация усиления металлических конструкций
§ 10. Способы усиления
§ 11. Основные положения расчета элементов конструкций, усиливаемых под нагрузкой
§ 12. Основные сведения по выполнению работ при усилении металлоконструкций

Глава IV. Искусственное регулирование усилий (напряжений) при усилении конструкций в напряженном состоянии
§ 13. Общие сведения
§ 14. Классификация регулирования напряжений (усилий)
§ 15. Регулирование напряжений (усилий)

Глава V. Защита металлических конструкций от коррозии в условиях действующих предприятий
§ 16. Общие сведения
§ 17. Коррозионный износ стальных конструкций и пути повышения антикоррозионной стойкости
§ 18. Защита от коррозии в условиях действующих предприятий
§ 19. Влияние высокотемпературных воздействий на надежность металлических конструкций

Глава VI. Повышение надежности металлических конструкций, работающих в условиях низких естественных температур
§ 20. Конструктивные формы элементов стальных конструкций с пониженной хладостойкостью
§ 21. Усиление находящихся в эксплуатации элементов стальных конструкций с целью повышения их хладостойкости
§ 22. Взаимосвязь различных факторов при хрупких отказах в работе конструкций при низких температурах

Введение

В Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1986—1990 годы и на период до 2000 года, утвержденных XXVII съездом КПСС, взят курс на ускорение научно-технического прогресса в стране. Большое внимание уделяется вопросам модернизации и реконструкции действующих предприятий и объектов строительства.

Для повышения эффективности капиталовложений, в первую очередь на реконструкцию и техническое перевооружение предприятий и на завершение ранее начатых строек, необходимо увеличить мощности прежде всего на действующих предприятиях путем внедрения передовой технологии, модернизации, замены устаревшего оборудования и выполнения ряда других мероприятий, позволяющих увеличить выпуск продукции, как правило без расширения производственных площадей, с меньшими затратами и в более короткие сроки по сравнению с новым строительством, за счет полного и рационального использования уже имеющихся производственных мощностей.

В настоящее время в нашей стране эксплуатируется несколько десятков миллионов тонн строительных металлических конструкций каркасов промышленных и гражданских зданий и сооружений, долговечность которых в условиях их нормальной эксплуатации достигает 60—70 лет и превосходит сроки морального износа технологического оборудования, который в современных условиях наблюдается через 5—10 лет.

Проектный срок службы строительных конструкций зависит от класса сооружений и составляет более 90 лет для I класса, 60 лет для II класса, 30—60 лет для III класса, к которому относится большинство промышленных зданий и сооружений.

Интенсификация производства, естественно, приводит к ускоренному износу металлических конструкций и сооружений. Возникает необходимость приспосабливать эксплуатируемые металлоконструкции к новым условиям работы, вызванным реконструкцией сооружений, увеличением крановых нагрузок, присоединением к существующим цехам новых пролетов, надстройкой и другими приемами.

Наряду с высококачественными конструкциями и сооружениями имеются и такие, состояние которых затрудняет их эксплуатацию, а в отдельных случаях возникают повреждения, приводящие к отказам и авариям, поэтому проблема увеличения надежности, продления срока службы конструкций является большой народнохозяйственной задачей, так как экономический эффект от мероприятий по реконструкции сооружений и предотвращению отказов и аварий металлоконструкций не подлежит сомнению.

При модернизации действующих предприятий и цехов должны, естественно, решаться не только инженерные, технические задачи, но и социальные: улучшение санитарно-гигиенических условий труда, вопросы уменьшения шума, связанного с увеличением мощностей оборудования, устройство принудительной вентиляции и т. п.

О масштабах работ по реконструкции можно судить по следующему примеру: только конструкторско-технологическим бюро Укртяжстройиндустрия Минтяжстроя УССР в 1975— 1980 гг. было разработано свыше 150 проектов реконструкций существующих мощностей на предприятиях республики.

Вопросы продления срока эксплуатации металлоконструкций гражданских и промышленных сооружений и предотвращения их аварий средствами усиления конструкций и регулирования в них напряжений рассмотрены в трех монографиях автора. В указанных работах описаны металлические конструкции различных видов и назначений на протяжении всего исторического периода их развития до 1970-х годов. Специальные исследования, посвященные повышению долговечности металлически» конструкций промышленных зданий, опубликованы в работе.

Вопросы технической эксплуатации металлоконструкций промышленных зданий и сооружений, реконструкции и усиления, связанные с техническим перевооружением и расширением предприятий, освещены в работе.

Богатый и интересный материал, в котором рассматриваются отдельные частные вопросы реконструкции действующих предприятий, можно найти в материалах различных всесоюзных и ведомственных конференций и совещаний по вопросам повышения эффективности эксплуатации и реконструкции промышленных зданий, периодической печати и обзорных информациях ВНИИ информации по строительству и архитектуре, в отчетах и материалах ряда научно-исследовательских, учебных, проектных и производственных организаций. В большинстве случаев рассматриваются вопросы продления срока службы только промышленных предприятий.

Здесь уместно отметить, что лишь в 1940-х и частично в 1950-х годах были обнаружены массовые повреждения конструкций, находящихся в эксплуатации, и начаты обследование большого числа цехов, главным образом черной металлургии, и изучение условий и особенностей эксплуатации, неблагоприятно влияющих на работу металлоконструкций (ЦНИИПС, ЦНИИпроектстальконструкция, Гипромез, МИСИ им. В.В. Куйбышева и др.).

В настоящее время широким фронтом ведется исследование вопросов надежности металлических конструкций, повышения эффективности их эксплуатации и реконструкции в различных отраслях промышленности.

Отраслевые научно-исследовательские проблемы, как, например, «Прогрессивные способы реконструкции промзданий ведущих отраслей промышленности, обеспечивающие сокращение трудозатрат, материальных ресурсов и сроков ее проведения», разрабатываются рядом крупнейших организаций (ЦНИИпроектстальконструкция, Промстройпроект) совместно с учебными институтами (МИСИ, НИСИ и др.).

В настоящей книге на основе разработанных автором классификаций аварий (отказов), усиления металлических конструкций и искусственного регулирования в них напряжений содержатся сведения о комплексном рассмотрении вопросов продления сроков службы металлических конструкций, главным образом при их реконструкции. Дана их систематизация.

Значительное место уделено вопросам изменения конструктивной схемы при реконструкции и усилении конструкций и сооружений. Изложены вопросы повышения надежности металлических конструкций, работающих в условиях низких естественных температур (глава VI).

Рассмотрены металлические конструкции различных видов и назначений как современной проектировки, так и достигшие весьма «геронтологического» возраста, а также как удачно запроектированные и осуществленные, так и с дефектами. Во всех случаях, независимо от «прошлого» конструкций, при реконструкции ставилась цель сохранить существующие металлические конструкции или даже увеличить их несущую способность (усилить), независимо от того, когда и как они были запроектированы и эксплуатировались.

Подавляющее большинство примеров приведено из практики реконструкции зданий и сооружений, запроектированных и осуществленных различными проектно-конструкторскими и производственными организациями за последние 10—12 лет. Вопросы ремонта металлоконструкций достаточно подробно освещены в технической литературе и соответствующих инструкциях по ремонту и в настоящей книге не рассматриваются.

Повышение долговечности металлических конструкций промышленных зданий. Кикин А.И. и др. 1984

Повышение долговечности металлических конструкций промышленных зданий. Кикин А.И. и др. 1984

Обобщены результаты экспериментальных исследований металлических конструкций зданий и сооружений, особенностей эксплуатации и нагрузок; предложены мероприятия по повышению надежности и долговечности строительных конструкций; даны рекомендации по совершенствованию нормирования силовых воздействий, методика освидетельствования и усиления конструкций и рекомендации по их технической эксплуатации. Для инженерно-технических работников проектных, научно-исследовательских организаций и служб эксплуатации промышленных зданий.

Глава I. Исследование и прогнозирование надежности и долговечности стальных конструкций каркасов промышленных зданий
Общие понятия о надежности и долговечности строительных конструкций
Способы увеличения надежности и повышения долговечности конструкций каркаса промышленных зданий
Особенности эксплуатации конструкций промышленных зданий

Глава II. Силовые воздействия на стальные конструкции промышленных зданий
Виды силовых воздействий
Собственные нагрузки и воздействия
Воздействия полезных нагрузок на площадки и перекрытия
Воздействие внутрицехового транспорта на каркас цеха
Вертикальные воздействия мостовых кранов
Вертикальные нагрузки от подвесных однобалочных кранов
Горизонтальные воздействия мостовых кранов
Динамические воздействия мостовых кранов
Температурные и прочие технологические воздействия
Природные воздействия
Сочетания нагрузок

Глава III. Дефекты и повреждения стальных конструкций
Общая характеристика
Повреждения конструкций покрытия
Повреждения колонн
Повреждения подкрановых конструкций
Повреждения прочих конструкций

Глава IV. Анализ работы стальных конструкций каркаса промышленных зданий в условиях эксплуатации
Действительная работа колонн каркаса промышленных зданий
Действительная работа ферм покрытия
Действительная работа подкрановых конструкций и повышение их долговечности

Глава V. Защита конструкций от воздействия агрессивных сред
Срок службы металлических конструкций в агрессивных средах и методы обеспечения их долговечности
Классификация зданий и сооружений по степени агрессивности эксплуатационной среды
Мероприятия по уменьшению агрессивности общезаводской и внутрицеховой среды
Учет требований долговечности при проектировании металлических конструкций
Влияние коррозионных разрушений на несущую способность конструкций
Выбор систем защитных покрытий

Глава VI. Освидетельствование и усиление стальных конструкций
Последовательность работ
Составление обмерочных чертежей, выявление дефектов и повреждений, анализ фактических нагрузок
Оценка качества стали эксплуатируемых конструкций
Оценка состояния и степени износа конструкций
Способы увеличения несущей способности конструкций и усиления их элементов
Устранение дефектов и повреждений
Особенности расчета усиленных элементов и соединений

Глава VII. Техническая эксплуатация стальных конструкций промышленных зданий
Организация технической эксплуатации
Особенности технической эксплуатации металлических конструкций

Приложения
Дефекты и повреждения стальных строительных конструкций
Допустимые искривления элементов ферм из парных уголков
Список литературы

Усиление сжатых стержней стальных конструкций под эксплуатационной нагрузкой. Бельский М.Р. 1984

Усиление сжатых стержней стальных конструкций под эксплуатационной нагрузкой. Бельский М.Р. 1984

Рассмотрены эффективные способы усиления сжатых элементов стальных конструкций, а также рамных каркасов производственных зданий и сооружений в целом, в условиях реконструкции и технического перевооружения промышленных предприятий. Приведены результаты экспериментально-теоретических исследований, на основе которых разработана методика расчета. Даны примеры расчетов усиленных стержней. Для научных и инженерно-технических работников научно-исследовательских и проектных организаций.

Глава 1. Состояние вопроса
1. Основные этапы развития
2. Анализ основных способов усиления
3. Традиционный способ увеличения сечений обычными (ненапряженными) элементами
4. Усиление увеличением сечений предварительно напряженными элементами

Глава 2. Работа предварительно напрягаемых элементов усиления
1. Предварительное напряжение усиливающих элементов до установки их в проектное положение
2. Предварительное напряжение элементов усиления в проектном положении

Глава 3. Работа сжатых стержней, усиленных предварительно напряженными элементами под нагрузкой
1. Центрально-сжатые стержни
2. Внецентренно сжатые стержни
3. Упруго-пластическая работа усиленных сжатых стержней
4. Релаксация предварительного напряжения элементов

Глава 4. Усиление рамных систем
1. Некоторые особенности работы стержней в рамных системах
2. Основные способы усиления рамных каркасов
3. Влияние остаточных сварочных напряжений на работу усиленных стержней рам

Примеры расчета
Список литературы

Предисловие

XXVI съезд КПСС наметил существенное улучшение использования основных фондов и производственных мощностей, что способствует повышению эффективности всего общественного производства. Прирост производственных мощностей в нашей стране в значительной степени обеспечивается за счет технического перевооружения промышленных предприятий, обновления оборудования. Основными направлениями экономического и социального развития СССР на 1981-1985 годы и на период до 1990 года предусмотрено направлять капитальные вложения в первую очередь на реконструкцию и техническое перевооружение предприятий. Вопросы развития и упорядочения капитального строительства были рассмотрены также на ноябрьском (1982 г.) Пленуме ЦК КПСС, где было указано, что наведение порядка в строительстве - одна из центральных народнохозяйственных задач. Повышение эффективности капитальных вложений является одной из важнейших народнохозяйственных задач. Реконструкция и техническое перевооружение связаны с выполнением значительных объемов строительно-монтажных работ по усилению строительных конструкций, поэтому одним из наиболее значительных резервов повышения эффективности капитальных вложений является совершенствование способов усиления стальных конструкций.

В частности, в результате ослабления коррозией стальных конструкций приходится усиливать основную массу несущих конструкций зданий и сооружений, эксплуатируемых в агрессивной среде. Интенсификация производственных процессов приводит к увеличению коррозионного износа конструкций, что связано с большими затратами на их восстановление. Например, затраты на поддержание металлических конструкций агломерационных фабрик металлургических заводов в надлежащем эксплуатационном состоянии оказались в 1,5-2 раза больше первоначальной стоимости сооружений. Расчеты, выполненные на основе натурных замеров, показали, что фактическая скорость коррозии металлических конструкций агломерационных фабрик 1-2,3 мм в год, в результате чего через 10-15 лет конструкции приходят в аварийное состояние.

Интенсивность коррозионного износа особенно высока на большей части предприятий химической промышленности и на предприятиях по производству минеральных удобрений. Так, на Стебниковском калийном заводе несущие стальные конструкции после 15 лет эксплуатации были настолько поражены коррозией, что требовалось безотлагательное их усиление. Аналогичное положение и на других объектах калийного производства. Тем не менее на некоторых предприятиях редко принимают решение об усилении при решении вопросов продления долговечности стальных конструкций, поврежденных коррозией, практикуя в основном замену поврежденных элементов или отдельных конструкций в целом. Это приводит к значительным материальным убыткам от остановок производства и потерь металла. Своевременное же, эффективное усиление стальных конструкций, поврежденных коррозией, позволяет сэкономить значительную долю средств.

Среди элементов усиливаемых конструкций особое место занимают сжатые стержни. Усиление сжатых стержней стальных конструкций служит надежным средством предотвращения аварий.

Усиление стальных конструкций, выполняемое обычными традиционными способами, т.е. без предварительного напряжения усиливающих элементов, связано с перерасходом металла. Такое усиление трудно выполнить под эксплуатационной нагрузкой и в большинстве случаев требуется ее значительное снижение. Связанная с таким усилением разгрузка конструкций не только приводит к остановкам производства, но и представляет собой дорогостоящее мероприятие, а разгружающие конструкции загромождают производственное пространство.

Наиболее сложно решать вопросы усиления сжатых стержней. Усиление последних обычно производят при значительной их разгрузке, т.е. при нагрузках, не превышающих 0,6 их несущей способности. Кроме того, для усиленных сжатых стержней характерны повышенная деформативность и снижение предела их упругой работы. Добавленный (новый) металл полностью включается в совместную работу со старым только после достижения в последнем напряжения, равного пределу текучести. Достижение такого высокого уровня напряжений в старом сечении после его усиления сопровождается обычно закритическими деформациями (прогибами) усиленных стержней. Следовательно, металл усиления используется здесь крайне не эффективно.

Перечисленные недостатки можно избежать, используя предварительное напряжение усиливающих элементов, что легко выполнимо под полной эксплуатационной нагрузкой и позволяет обеспечить полную совместную работу старого и нового (добавляемого) металла сразу после усиления, до приложения дополнительной нагрузки.

Предварительное напряжение уменьшает деформации (прогибы) усиливаемых сжатых стержней на заранее заданную величину, что существенно повышает их несущую способность. Экономия металла усиления может достигать 60-80 %. Однако, несмотря на всевозрастающую актуальность вопросов усиления сжатых стержней с применением предварительного напряжения, в существующей научно-технической литературе они освещены еще мало. Отсутствует единый подход к этим проблемам. Каждая проектная организация решает эти вопросы по-своему и не всегда эффективно. Отсутствует единая нормативная документация в области усиления, поэтому исследование и разработка новых эффективных способов усиления стальных конструкций и методики их расчета имеют большое народнохозяйственное значение.

Автор выражает глубокую благодарность заслуженному деятелю науки и техники РСФСР, д-ру техн. наук, проф. Б.Б. Лампси за ценные замечания, сделанные им при рецензировании рукописи.

Проблемы и перспективы развития металлических конструкций в промышленных зданиях


Металлические конструкции применяются сегодня во всех видах зданий и инженерных сооружений, особенно если необходимы значительные пролеты, высота и нагрузки. [1, с.17]

Металлические конструкции имеют следующие достоинствами, позволяющими их применять в разнообразных сооружениях:

1. Надежность металлических конструкций обеспечивается сходством их действительной работы (распределение напряжений и деформаций) с расчетными предположениями. Материал металлических конструкций обладает большой однородностью структуры и достаточно близко соответствует расчетным предпосылкам об упругой или упругопластичной работе материала.

2. Легкость – из всех изготавливаемых несущих конструкций металлические конструкции являются наиболее легкими.

3. Непроницаемость – металлы обладают не только значительной прочностью, но и высокой плотностью – непроницаемостью для газов и жидкостей. Плотность металла и его соединений, осуществляемых при помощи сварки, является необходимым условием изготовления и возведения конструкций [1, с.23].

4. Металлические конструкции легко транспортируются и хорошо поддаются механизированному монтажу.

5. Удобны в эксплуатации, легко ремонтируются, могут быть приспособлены к изменениям технологических условий производства.

6. Использование металлических конструкций обеспечивает короткие сроки возведения зданий.

Долговечность и сохранение работоспособности металлических конструкций при условии их правильного расчета и конструирования, высококачественного изготовления и возведения, надежной защиты от воздействия коррозии, может исчисляться сотнями лет [2].

Металлические конструкции имеют следующие недостатки, ограничивающие их применение:

1. Коррозия – не защищенная от действия влажной атмосферы, а иногда загрязненная агрессивными газами сталь корродирует (окисляется), что постепенно приводит к ее полному разрушению. При неблагоприятных условиях это может произойти через два-три года. Повышение коррозионной стойкости металлических конструкций достигается путем включения в сталь специальных легирующих элементов, периодическим покрытием конструкций защитными пленками, а также выбором рациональной конструктивной формы элементов (без щелей и пазух, где могут скапливаться влага и пыль), удобной для очистки и защиты.

2. Небольшая огнестойкость – у стали при температуре около 200° С начинает снижаться модуль упругости, а при температуре 600° С сталь полностью переходит в пластическое состояние. Поэтому металлические конструкции зданий, опасных в пожарном отношении должны быть защищены огнестойкими облицовками [1, с.23-24].

Одним из распространенных видов объектов, при строительстве которых применяются металлические конструкции, являются промышленные здания. Конструкции одноэтажных промышленных зданий выполняются в виде цельнометаллических или смешанных каркасов, в которых по железобетонным колоннам устанавливаются металлические конструкции покрытия здания ("шатер") и подкрановые пути. Цельнометаллические каркасы в основном применяются в зданиях с большими пролетами, высотами и оборудованных мостовыми кранами большой грузоподъемности. Каркасы промышленных зданий являются наиболее сложными и металлоемкими конструктивными комплексами. [1, с.18]

Во второй половине XX века в России построено и введено в эксплуатацию большое количество промышленных зданий. Учитывая то, что строительство промышленных зданий было массовым, в них имели место дефекты конструкций, связанные с ошибками проектирования и нарушениями технологического процесса монтажа. Кроме того, эксплуатация металлических конструкций осложнялась существенными статическими и в некоторых случаях динамическими воздействиями.

Таким образом, можно выделить следующие основные проблемы конструкций промышленных зданий:

- ошибки проектирования промышленных зданий;

- дефекты материала или конструкции;

- дефекты монтажа конструкции (например, при обследовании одного из цехов ООО «Пензхиммаш» в г.Пенза обнаружено, что опорный раскос фермы вместо двух уголков общей площадью А=39,4см 2 (100%) выполнен из уголков общей площадью А факт =17,56см 2 (44,6%) , что привело к деформации фермы в целом (рис.1)[3];


Рис.1 Аварийное состояние ферм одного из цехов ООО «Пензхиммаш»

- повреждения, возникшие в ходе неправильной эксплуатации;

- повреждения от статических и динамических нагрузок;

- повреждения от неправильной установки ремонтного оборудования;

В настоящее время состояние конструкций вызывает большие опасения с точки зрения их надёжной эксплуатации. Часть этих конструкций находятся в аварийном или предаварийном состоянии, так как на стадии проектирования, строительства и эксплуатации были допущены нарушения.

Исходя из исторического опыта возможным способом решения сохранения рабочей площади промышленных зданий, может быть их реконструкция путем пристройки новых цехов или строительства цехов на месте обрушения.

Модернизация старых зданий под новое производство более рентабельна, чем строительство с нуля нового завода, так как на месте старых промышленных зон уже есть здания и необходимые коммуникации. По мнению специалистов, капитальный ремонт и переоснащение старых цехов стали самым распространенным способом возрождения производства в регионах.

В некоторых случаях в промышленном строительстве выгоднее не реконструировать, а возводить с "нуля". Причем для такого рода зодчества теперь основным заказчиком является не государство, как ранее, и не частный инвестор–физическое лицо, как в жилищном строительстве, а средний и малый бизнес, ориентированный на быстрый оборот инвестиций.

Предприниматели заняты сейчас строительством, в первую очередь, складов, ангаров и грузовых терминалов. Вслед за бурным развитием ритейлерских сетей стала ощутимой острая нехватка таких помещений, и на спрос живо отреагировал строительный комплекс. В стране возводятся объекты пищеперерабатывающей промышленности, автосборочные цеха. Важнейшим направлением промышленного строительства сегодня стало сооружение выставочных и ярмарочных корпусов. Свою нишу в промышленном строительстве занимает и возведение автозаправок, количество которых продолжает увеличиваться.

Сегодня основные черты промышленного строительства строятся из облегченных металлоконструкций. При этом приоритетом является функциональность строений, экономия затрат на строительство за счет сокращения его сроков и усилий на капитальную подготовку тяжелых фундаментов, поскольку в современных условиях эффективность инвестиций - основополагающий фактор любой бизнес-активности.

К тому же, вес модульных стальных конструкций меньше, чем у кирпичных или бетонных блоков, и, соответственно, не так уж велики нагрузки на фундамент. Это позволяет устанавливать их в сложных, не весьма подходящих для промышленного строительства участках города.

Легкие металлические конструкции – здания небольших пролетов, в которых ограждения выполнены с использованием тонколистового профилированного металла и облегченного синтетического утеплителя, что позволяет снизить расход металла в 1,5- 2 раза, а общую массу здания в 3-4 раза по сравнению с традиционными конструкциями, что, в свою очередь, способствует снижению общих трудозатрат в 1,3 – 1,5 раза (рис.2). Характерным для ЛМК является их комплектная поставка на строительную площадку, т.е. поставляются как несущие, так и ограждающие конструкции и в ряде случаев технологическое оборудование, что позволяет сдавать здание «под ключ».


Рис. 2 Здание из легких металлических конструкций

Таким образом, металлические конструкции имеют широкое распространение в строительстве. Некоторые здания невозможно было бы создать без использования металла. Но, как и все остальные конструкции, металлические, имеют ряд недостатков, которые существенно усложняют процесс их эксплуатации. Наибольшее распространение эти конструкции получили в строительстве промышленных зданий. Это объясняется тем, что металл обладает незаменимым набором качеств, которые и позволяют его так широко применять в данной области. Перед учеными стоит задача совершенствования материалов и конструкций (особенно в части их защиты от внешних воздействий).

Беленя Е.И. Металлические конструкции, издание 6-е переработанное и дополненное. М.: Стройиздат, 1986. 594с.

Основные термины (генерируются автоматически): конструкция, здание, промышленное строительство, строительство, общая площадь, ошибка проектирования, цех ООО.

Читайте также: