Главные герои сказ о тульском косом левше и о стальной блохе

Обновлено: 03.05.2024

Александр I. Царь, разумный и любопытный, расчетливый и эмоциональный. Сильно подвержен воздействию разных направлений, восхищается открытиями британцев, надеется на их исключительность перед всеми людьми, включая русских. Личность бесхарактерная, поскольку британцы нескрываемо обманывают его, сбывая кожух к блохе, а он оплачивает, не осознавая, что ему морочат голову. Страстный фанат и почитатель европейской цивилизации, всего, что с ней связано, не верящий в силу и ум русских людей.

Николай I. Брат Александра I, человек, любящий свою родину, мужчина, неподдельно верящий в любимых ему сердцу русских людей, что они лучшие люди на земле. Значительный, умный, благоразумный мужчина, может докопаться до самой истины. Посылает Платова к тульским умельцам, для того чтобы они показали, что может сделать русские мастера. Общество знает о Николае I как о личности, которая ничего не забывает, которая помнит все, помнит всякую деталь. Объективный, выдержанный царь, не впадает в панику, умеет рассудительно взвесить все за и против, и только потом принять решение.

Платов. В свое время - предводитель донской казачьей армии, отважный, разумный мужчина. Совершает путешествия по Западным странам плечом к плечу с Александром I, смотрит, чтобы эмоции правителя от знакомства с английской цивилизацией и всем, что с ней связано, не смогли оболгать и принизить все успехи русских специалистов и деятелей наук. Ценит русскую цивилизацию и уважает отечественных людей, всеми возможными способами убеждает правителя, что его народ уникален и неповторим. В какой-то степени повинен в гибели Левши, поскольку он не оказал помощи, чтобы устроить его в клинику, плюс непосредственно из-за него Левша был отправлен к правителю второпях, не имея бумаг на руках.

Левша. Тульский умелец, знаток своего дела, дока, необыкновенный, неповторимый, тонкий профессионал. Левша, даже перекрещивается левой рукой. Для подкованной блошки он изготавливал маленькие гвоздики, на которых было выбито его имя. Безграмотный мужик, виртуозный мастер по изготовлению оружия, восхитительный умелец способности которого признали в Великобритании, не дал согласия жить за рубежом. Верен православию, русским людям, своим родным и близким. Вследствие своей доверчивости стал участником в споре во время путешествия к родным местам на судне. Выпивает много спиртного и умирает по приезду в самой захудалом госпитале. Перед тем как умереть оглашает правителю тайна сохранности оружия, которую он заимствовал у британцев.

Второстепенные герои

Специалисты из Тулы. Мастера своего дела, грамотные профессионалы, которые смогли подковать стальную блошку и отгравировать на подковах собственные имена. Они показали свои способности и умения перед европейскими знатоками, продемонстрировали отечественный уровень мастерства и смышленость. Важность данных персонажей определяет тот случай, что перед тем как начать работу они остались одни и прочитали молитву о своем плане действий.

2 вариант

В сказе «Левша» Лесков изображает персонажей, принадлежащих к разным социальным слоям.

Левша – один из трёх талантливых тульских умельцев, взявшихся сделать с крошечной механической блохой что-то такое, что по мастерству и по тонкости работы превзошло бы творение англичан. Его товарищи изготовили подковы, а он – гвоздики, которыми эти микроскопические подковки прибивались к лапкам насекомого.

Внешность героя не слишком привлекательна. Он косоглазый. На щеке у него родимое пятно, а на висках имеются залысины, поскольку волосы оттуда были безжалостно выдраны при учении. Одет и обут бедненько. К государю-императору явился в опорочках и стареньком озимчике с разорванным шиворотом. Однако не конфузился, а держался достойно.

Арифметике и прочим наукам не обучен. Из книг читал только Псалтырь да «Полусонник». Всей душой предан своей родине и христианской вере, потому не соглашается принять предложение лондонцев остаться получать образование и жить у них. От денег отказывается. Беспокоиться об отце-старике и старушке-матери.

Умирает левша нелепой смертью в петербургской больнице для людей низших сословий.

Платов – атаман донских казаков, сопровождающий Александра I во время его поездки по Европе. Он – патриот Отечества. Заметив интерес императора к какой-нибудь иностранной штуке, сразу говорит, что в России «не хуже есть». Ему удаётся разоблачить обман англичан, пожелавших похвастаться пистолем. Открутив при помощи оружейной отвёртки замок, атаман показал государю собачку, с выгравированным на ней именем тульского мастера Ивана Москвина.

Платов человек смелый. Много раз лично брал участие в сражениях. Был ранен. Кулак у него весь изрубленный и багровый. Он не боится высказывать собственное мнение даже царю. Однако к зависящим от него людям относится с долей презрения. Когда гневается, может и сильно поколотить.

Александр Павлович – российский император Александр I. После окончания Венского конгресса решает совершить путешествие по некоторым европейским странам. Умён, вежлив и впечатлителен. Преклоняется перед достижениями западной культуры и искусства.

Николай Павлович – родной брат Александра I. Занял престол после его смерти. Отличается хорошей памятью, любознательностью, умом, здравомыслием и истинным патриотизмом. В любом деле способен добраться до самой сути. Терпелив и справедлив.

Он искренне верит, что русские люди ни в чём не уступают иностранцам. Потому отправляет Платова со стальной блохой в Тулу.

Полшкипер – англичанин, умеющий разговаривать на русском языке. На корабле на спор соревнуется с левшой, кто кого перепьёт. По прибытии в Россию был доставлен в посольский дом, где его окружили заботой, поэтому он вскоре выздоровел.

Найдя левшу, хлопочет за него перед высокопоставленными чиновниками, но тщетно.

Также читают:

Картинка к сочинению Главные герои сказа Левша

Популярные сегодня темы

Осознание того, что̀ конкретно для человека является ценным, всегда зависит от одного лишь человека и от того, какие ценности ему прививали с детства. Наши родители очень часто и есть примерами того, какие жизненно важные вещи мы должны пропагандировать.

Дикий-барин является одним из персонажей рассказа «Певцы», все его герои являются людьми необыкновенными и талантливыми, в тоже время у каждого из них трагическая судьба

Очень простое название картины соответствует ее содержанию, «Зимний пейзаж» раскрывает перед нами картину зимнего утра в российском лесу. На картине изображены березы, ели, снег и небо.

Ключевым персонажем пьесы Горького «На дне», на мой взгляд, становится Наташа. Именно благодаря ей Горький раскрывает тему того, что плохое общество может сгубить даже самых прекрасных людей.

Великий роман И.А. Гончарова «Обломов» затрагивает множество проблем и тем. Тема любви не обошла это произведение стороной, здесь главные герои открывают перед нами разные грани этого чувства

Левша - краткое содержание

Полулегендарная история о невероятном даровании тульских мастеров-оружейников и о взаимоотношениях государства и простого человека. Произведение отличает особый стиль – сказ, построенный на сочетании литературного языка и просторечий.

Главные герои

  • Левша - косой мастер-оружейник из Тулы
  • Три мастера-оружейника - тульские умельцы, вместе с Левшой подковавшие блоху
  • Платов - казак на императорской службе, сначала у Александра, затем – у Николая

Другие персонажи

  • Александр I - российский император (1801 – 1825)
  • Николай I - российский император (1825 – 1855)
  • Полшкипер - приятель Левши, участвуют в споре, кто кого перепьет
  • Англичане

Краткое содержание

Глава первая

По окончании венского совета Александр I совершает поездку по Европе. Подданные всех стран стремятся удивить российского императора, но донской казак Платов, сопровождавший его, всячески сопротивляется тому, чтобы царь ставил чужеземные диковинки выше русских.

Глава вторая

Англичане показывают Александру и Платову кунсткамеру, Платову ничего не нравится: ни «бурометры», ни «смолевые непромокабли»: «Мои донцы-молодцы без всего этого воевали и дванадесять язык прогнали». Англичане демонстрируют «калабрийское» ружье, Платов доказывает, что, на самом деле, это изделие тульского мастера. Александр досадует на Платова за то, что тот конфузит гостеприимных иноземцев.

Глава третья

Александр с Платовым посещают сахарный завод, а затем едут в особую кунсткамеру, где хранятся «минеральные камни и нимфозории, начиная с самой огромнейшей египетской керамиды до закожной блохи, которую глазами видеть невозможно, а угрызение ее между кожей и телом». Там же англичане подносят императору дар: заводную блоху из стали («соринку»), которая может танцевать: «у нее в пузичке заводная дырка, а ключ семь поворотов имеет, и тогда она пойдет дансе». Восхищенный Александр дарит англичанам миллион. Блоха хранится в огромном бриллианте: он заменяет ей футляр.

Глава четвертая

Спустя много времени «аглицкая блоха» попадает в руки к новому императору, Николаю I. Не понимая, что перед ним, он разыскивает Платова – свидетеля давней поездки Александра. Платов рассказывает о «нимфозории», и предлагает отнести ее российским мастерам в Сестрорецк или в Тулу, чтобы они смогли превзойти иностранное изобретение. Патриотично настроенный Николай радостно соглашается.

Глава пятая

Платов едет в Тулу, отдает блоху оружейникам. Они просят оставить ее на пару недель, тот противится, но затем сдается: он беспокоится о сохранности бриллиантового футляра.

Глава шестая

Трое самых искусных оружейников и один косой левша отправляются в дорогу по направлению к Киеву. Злые языки стали утверждать, будто они струсили.

Глава седьмая

Выясняется, что туляки ходили молится Мценской иконе Св. Николая, чтобы покровитель торгового и военного дела благословил их на работу. По возвращении они приступают к делу: «молоточками потюкивают. Куют что-то такое, а что куют – ничего неизвестно».

Глава восьмая

Платов приезжает в Тулу и посылает гонцов к оружейникам.

Глава девятая

Оружейники и левша заканчивают работу, когда являются посыльные. Отправив их вперед, туляки идут следом.

Глава десятая

Платов взбешен: оружейники вернули ему блоху в том же виде, в котором получили. Казак убежден, что его нагло обманули. Он хватает левшу в свою коляску и вместе с «аглицкой блохой» они отправляются в Петербург, ко двору императора. Мастера удивляются, стоит ли без «тугамента» (документа) в столицу ехать, ведь левшу забирают, как есть. Платов грозится им и уезжает. На следующий день коляска приезжает в Петербург.

Глава одиннадцатая

Платов надеялся, что Николай забудет об их договоренности, однако император «ужасно какой замечательный и памятный», и все же спрашивает о нимфозории и работе тульских мастеров. Платов рассказал все в подробностях, но Николай не верит в обман оружейников.

Глава двенадцатая

Дочь императора крохотным ключиком заводит блоху. Блоха шевелится, но танцевать – не танцует, хотя прежде могла. Платов в гневе, треплет левшу за волосы, тот недоумевает, за что ему достается. Левша предлагает господ взглянуть «в самый сильный мелкоскоп»: тогда работа обнаружится.

Глава тринадцатая

Николай смотрит в микроскоп, поворачивает блоху с боку на бок, но ничего не видит. Приводят левшу – в изодранном костюме, с разорванным шиворотом – к императору, и он указывает на ножки блохи: «надо всего одну ее ножку в подробности под весь мелкоскоп подвести и отдельно смотреть на всякую пяточку, которой она ступает». Император счастлив, обнимает и целует левшу: тульские мастера подковали аглицкую блоху!

Глава четырнадцатая

Левша рассказывает, что на каждой подкове указано имя мастера, которой над ней работал. Своего же имени он не оставил: ведь он трудился над гвоздиками для подков. Также мастер признается, что «мелкоскопов» туляки не имеют и привыкли работать на глаз. Платов извиняется перед левшой. Блоху с левшой и курьером отправляют в Англию: продемонстрировать, что с их блохой сделали русские мастера.

Глава пятнадцатая

Англичане дают новость («клеветон» — фельетон) во все газеты («публицейские ведомости») о невероятном происшествии. Знакомятся с левшой, радушно его угощают и всячески славят. Пьют вино. Иноземцы любопытствуют его привычкам: не сразу догадываются, отчего он крестится левой рукой. Левша рассказывает, что арифметике туляки не обучены, а учились они по Псалтири и Полусоннику. «Мы в науках не зашлись, но только своему отечеству верно преданные». Англичане предлагают левше остаться и получить образование, он отказывается: дома – родители. Они согласны отсылать деньги родителям левши, но он вновь отказывает: ему одиноко будет в Англии, ведь он холостой, а на англичанке жениться не может, так как он – православный и, кроме того, английским не владеет. «Русская вера самая правильная, и как верили наши правотцы, так же точно должны верить и потомцы». А вера правильнее, потому что на Руси книги толще, а, стало быть, и вера – полнее. Единственное, на что левша соглашается – это посетить заводы.

Глава шестнадцатая

Левша обращает внимание на довольство и комфорт работников заводов: у них удобная обувь, все сыты и хорошо одеты, работают с таблицей умножения и видно, что образованны. Это его радует, но кое-что и тревожит: английские старые ружья гораздо в лучшем состоянии, чем русские.

Левша с курьером садятся на корабль и по «Твердиземному» морю отправляются на родину. Мастер не желает покидать палубы даже в бурю: ждет, когда Россия покажется на горизонте. Лишь один «полшкипер» нашел способ спустить левшу с палубы: предложил туляку пари, кто кого перепьет.

Глава семнадцатая

Левша и полшкипер пьют наравне, ни один другому не уступает. Обоим в море мерещится черт. Матросы по велению капитана спускают их в каюты, но чтобы не нарушать пари им выдают рому: каждый продолжает пить. Мертвецки пьяные прибывают они в Петербург. Англичанина везут в посольство («посланнический дом») на Английской набережной, а левшу – в квартал.

Глава восемнадцатая

К англичанину приходят «лекарь и аптекарь» и приводят его в чувство. Левшу бросают на пол в квартале и требуют документы, но он настолько пьян, что ответить не в состоянии. Его обыскивают, грабят и отправляют в бесплатную больницу. Однако долго не могут найти извозчика, в больницах без документов не берут, а левша долго лежал на холодном полу. Он заболевает. Остается Обухвинская больница, «где неведомого сословия всех умирать принимают». Англичанин приходит в себя и бросается искать левшу.

Глава девятнадцатая

Он находит русского товарища в коридоре больницы. Тот рвется сказать «два слова» императору. Англичанин бежит к графу Клейнмихелю и ругается, что с левшой так обошлись: «хоть и шуба овечкина, так душа человечкина». Его отправляют к Платову, но тот уже в отставке и не при делах, англичанин идет к Скобелеву, от него к доктору Мартын-Сольскому, но левша уже умирает. Перед смертью он просит передать императору Николаю, что «у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть, чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся». Однако эти слова до Николая так и не доходят.

Глава двадцатая

«Таких мастеров уже нет в Туле: машины сравняли неравенство талантов и дарований, и гений не рвется в борьбе против прилежания и аккуратности». Имя левши исчезло из истории, но слава о русских умельцах продолжает жить даже в эпоху «механической науки».

«Левша» главные герои

«Левша» главные герои

В сказе Лескова “Левша” автор обращается к теме патриотизма. Сюжет сказа включает много волшебных элементов, произведение воспевает ум и талант русского народа. “Сказ о косом Левше” — правдивое отражение реалий российской жизни того времени. Необразованный, но талантливый герой из народа превосходит смекалкой и мудростью других. Лесков по праву считается народным писателем, так как его героем стал простой мастеровой человек, мужик, обладающий непревзойдённым талантом.


Характеристика главных героев “Левша”

Александр I

Главный герой, российский император

Правитель, умный и любознательный, рассудительный и впечатлительный. Быстро поддаётся влиянию новых тенденций, восторгается изобретениями англичан, верит в их превосходство над русским народом. Человек слабохарактерный, доверчивый, ведь англичане откровенно мошенничают: продавая чехол к блохе, он отдаёт деньги, не понимая, что его обманывают. Ярый поклонник западной культуры и искусства, не верящий в могущество русского народа.

Николай I

Брат Александра I

Патриот, человек искренне верящий в превосходство русского народа над другими. Основательный, разумный, здравомыслящий человек, способный добраться до самой сути. Отправляет Платова к тульским мастерам, чтобы они доказали, на что способен русский народ. Окружение наслышано о Николае I как о человеке, обладающем хорошей памятью, помнящем каждую мелочь. Справедливый, терпеливый правитель.

Платов

Донской атаман, сопровождающий Александра I

Храбрый, умный человек. Путешествует по Европе вместе с Александром I, следит, чтобы впечатления государя от английской культуры и науки не затмили заслуги русских мастеров и учёных. Уважает русскую культуру и ценит русский народ, всячески доказывает государю превосходство его таланта. Отчасти виноват в смерти Левши, ведь он не помогает устроить мастера в больницу, а именно по его вине мастер был доставлен к государю в спешке без документов.

Левша

Тульский мастер, подковавший блоху

Самобытный, неподражаемый мастер. “Левша” — прозвище, а не имя, герой даже крестится левой рукой. У него невзрачная внешность, он косоват на один глаз. Чтобы подковать блоху, мастерам нужны были миниатюрные гвозди. Именно Левша мастерил их, и на гвоздях было указано его имя. Необразованный крестьянин, искусный оружейник, замечательный мастер, талант которого оценили в Англии, не захотел оставаться на чужбине, преданный православной вере, русскому народу, своей семье. Из-за своей простоты участвует в пари по пути домой на корабле. Выпивает лишнего и умирает по прибытии в Россию в захудалой больнице. Перед смертью передаёт государю секрет чистки оружия, который он позаимствовал у англичан. Но умирающего нищего никто не слушает.

Второстепенные персонажи

Мастера из Тулы

Искусные мастера, которые сумели подковать металлическую блоху и выгравировать на подковах свои имена. Они доказали своё превосходство над западными мастерами, показали ум и талант русского народа. Характеристику этих героев дополняет тот факт, что перед началом дела они уединились и помолились о своём замысле.

Одну важную мысль хотел передать автор в своём произведении: даже умные, талантливые люди подвластны порокам. Из-за глупого спора с полшкипером умирает самый лучший мастер на Руси, пьянство сыграло решающую роль в его судьбе. Когда англичане хитростью оставляли Левшу за границей, его душа рвалась домой, он не согласился на новую обеспеченную жизнь. Главные герои “Левши” — истинные представители русского народа, в произведении воспевается их врождённый патриотизм, вера в Бога, преданность своему государю.

«Левша» читательский дневник

«Левша» читательский дневник

«Левша» – трогательная история о простом русском человеке, талантливом мастере Левше, которому удалось заткнуть за пояс англичан и на всю Европу прославить Россию-матушку.

Краткое содержание «Левша» для читательского дневника

Название: Левша

Число страниц: 48. Лесков Николай Семёнович. «Левша». Издательство «Азбука». 2016 год

Жанр: Сказ

Год написания: 1881 год


Время и место действия

Действие происходит в России (Санкт-Петербург и Тула) и Англии, вскоре после войны с Наполеоном в 1812 году.

В данном произведении вымышленное и действительное переплетены в единое целое. В основу сюжета положены реальные события и лица. Так, поездка Александра I и Платова в Лондон – исторический факт.

Левша – тульский мастер, невероятно талантливый, настоящий самородок.

Александр I – император, любознательный, впечатлительный, большой любитель всего заграничного.

Платов – донской казак, мужественный, простой, прямолинейный.

Николай I – император, который не собирался ни в чём уступать иностранцам.

для самых рациональных -

для самых нетерпеливых -

для самых компанейских -

для самых крутых -

Сюжет

В Англии Александру I продемонстрировали крошечную механическую блоху, способную танцевать. Император, восхищённый столь тонкой необычной работой, приобрёл её и привёз на родину. Вскоре после возвращения он скончался и престол занял Николай I.

Спустя время на глаза новому императору попалась та самая стальная блоха, привезённая из заграничной поездки Александром I. Николай I не сомневался в превосходстве русских и приказал казаку Платову отыскать ловкого мастера, способного выдумать нечто такое, чтобы превзойти английскую танцующую блоху.

В Туле Платову удалось отыскать мастера по прозвищу Левша. Он согласился взяться за работу и, немного поразмыслив, решил подковать стальную блоху. Взяв себе в помощники ещё трех умельцев, Левша закрылся в своём домишке и приступил к работе. Спустя положенный срок Платов получил английскую блоху, но так и не понял, что же с ней сотворил Левша, который не хотел открывать казаку секрет своего мастерства.

В результате тульский мастер оказался во дворце у императора, где предложил ему внимательно рассмотреть ножки блохи через микроскоп. С большим удивлением Николай I увидел на лапках подковы, на которых были вырезаны имена мастеров. Среди них не было имени Левши, поскольку он выполнил самую сложную работу – выковал гвозди и подковал ими блоху.

За свою работу Левша был награждён орденом и отправлен в Англию представлять своё изобретение. Англичане были поражены его мастерством и предложили остаться. Однако Левша отказался и вернулся на родину.

Вывод и своё мнение

Поведение Левши, его искренняя любовь к родине вызывает одно лишь уважение. Будучи бедным, неграмотным мужиком, ему удалось доказать превосходство русских мастеров над заграничными и тем самым принести славу своему Отечеству. Он отказался от обеспеченной жизни в Лондоне и до последнего своего часа думал лишь о том, как принести пользу России. Неудивительно, что после публикации данного произведения в быту стала популярной фраза «блоху подковать» – то есть мастерски выполнить тончайшую, филигранную работу.

Главная мысль

Любовь к родной земле и желание её прославить способны творить чудеса и заставить поверить в невозможное.

Авторские афоризмы

«…Он нас до того часу живьем съест и на помин души не оставит…»

«…Мы в науках не задались, но только своему отечеству верно преданные…»

«…Наша наука простая: по Псалтирю да по Полусоннику, а арифметики мы нимало не знаем. У нас это так повсеместно…»

«…Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится…»

«…Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши…»

Толкование непонятных слов

Мелкоскоп — вместо «микроскоп»; соединение слов «микроскоп» и «мелкий».

Буреметр — вместо «барометра»; соединение слов «мерить бурю».

Грандеву — вместо «рандеву» (франц. rendez-vous — любовное свидание); объединение со словом «грандиозный».

Озямчик — «азям», крестьянская верхняя долгополая одежда.

Складень — складная икона, писанная на двух или трех створках (от «складывать»).

Кунсткамера — собрание редкостей, музей.

Кизлярка — виноградная водка невысокого качества, вырабатывавшаяся в городе Кизляре на Кавказе.

Плис — хлопчатобумажная ткань, похожая на бархат.

Цейгауз – правильно «цейхгауз» – военная кладовая для оружия или амуниции.

Краткое содержание «Левша»

Сказ «Левша» Лескова увидел свет в 1881 году. Произведение посвящено гениальному тульскому оружейнику, сумевшему превзойти в умении английских мастеров. Но его талант не был по достоинству оценен на родине, в итоге, всеми забытый, он умер в больнице. Заглавие рассказа «Левша» (Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе) определяет «сказовую» манеру повествования. Из 20 глав сказа только заключительная представляет собой размышления самого автора. Во всех остальных повествуется от имени рассказчика, цехового мастера.

Наш сайт предоставляет возможность прочитать краткое содержание «Левши» по главам. Благодаря этому, 6 классы смогут подготовиться к уроку литературы.

Место и время действия

События повести происходят вскоре после войны с Наполеоном 1812 года в Англии и в Петербурге.

  • Левша – тульский оружейный мастер, вместе с товарищами подковавший английскую механическую блоху.
  • Платов – атаман донских казаков, служивший при Александре Павловиче, а затем и при Николае Павловиче.
  • Александр Павлович – русский император, которому во время путешествия по Англии подарили заводную блоху.
  • Николай Павлович – русский император, велевший тульским мастерам усовершенствовать английскую блоху.
  • Тульские мастера – оружейники, сумевшие набить подковы микроскопической заводной блохе, привезённой Александром Павловичем из Англии.
  • Английские мастера – оружейники и инженеры, признавшие искусство туляков. Уговаривали Левшу не уезжать в Россию и знакомили его с разными техническими новинками.
  • Мартын-Сокольский – доктор, пытавшийся передать последнюю просьбу Левши.
  • Чернышев – министр иностранных дел.

для самых занятых -

Глава 1

Российский император Александр Павлович после Венского совета, на котором были подведены итоги войны 1812 года с Наполеоном, отправляется в путешествие по Европе. Везде ему показывали разные диковинки, которыми император восхищался. Но донской атаман Платов, находившийся при нём в поездке, не разделял мнения царя. Он считал, что русские мастера ничуть не хуже иностранных.

В конце турне царь приезжает в Англию.

Глава 2

Англичане стали показывать русскому царю свои технические достижения. Александр был в восторге от иностранной науки, и полностью убедился, что русским до иностранцев далеко. Платов же всячески старался английских мастеров принизить, доказывая, что русские их во всём обошли. Так, англичане показали царю «пистолю» тонкой работы «неизвестного, неподражаемого мастера» .

Государь опечалился, что русские такое чудо создать не способны. А Платов открыл у пистоли замок и показал, что сделал её «Иван Москвин во граде Туле». Такое открытие привело англичан в замешательство, и они решили создать такое чудо техники, против которого и Платову возразить было бы нечего.

Глава 3

Утром русский царь и Платов поехали смотреть сахарный завод, а затем их привели в «последнюю кунсткамеру, где у них со всего света собраны минеральные камни и нимфозории» . Здесь Александру показали созданную английскими мастерами в натуральную величину заводную механическую блоху. Она могла прыгать и танцевать. Восхищённый император вручил англичанам миллион, а они ему за это подарили это чудо техники. Уложил государь блоху в футляр, сделанный из бриллианта, опустил его в табакерку и отбыл на Родину.

Глава 4

До самой смерти Александра оставалась блоха в табакерке. Когда он умер, её передали его жене Елизавете Алексеевне, а от неё она досталась новому императору, Николаю Павловичу. Вначале царь блохой не заинтересовался, но затем стал думать, для чего она у брата Александра столько лет хранилась.

Никто не мог разгадать эту загадку, пока не прибыл во дворец старый донской атаман Платов. Он отдал Николаю «мелкоскоп» , взятый когда-то у английских мастеров, и царь увидел, как прыгает стальная блоха. Но в отличие от Александра новый царь перед иностранцами не преклонялся. Поручил он Платову поехать к русским мастерам, чтобы они постарались создать что-нибудь более удивительное, чем английская блоха.

Глава 5

Исполняя волю государя, поскакал Платов в Тулу, которая славилась оружейными мастерами. Оружейники взялись исполнить приказание, но попросили донского атамана оставить им блоху на несколько дней. Сколько Платов не выпытывал, они не сказали ему, что придумали. Ничего не добившись, атаман отправился на Дон, оставив удивительную блоху тульским мастерам.

Глава 6

Когда Платов уехал, три самых искусных оружейника, среди которых был и «косой левша. На щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны» , отправились прочь из города. Люди стали гадать, куда они пошли. Многие подумали, что мастера ничего не придумали, и, чтобы избежать наказания, решили скрыться, прихватив с собой царскую табакерку.

Глава 7

Мастера отправились в город Мценск Орловской губернии, чтобы поклониться иконе Николая Чудотворца. Помолившись, вернулись они к себе в слободу и заперлись в доме Левши. Соседям было очень любопытно, что делают мастера. Под разными предлогами они пытались выманить троих оружейников из дома. Но ни одна попытка не увенчалась успехом. Мастера никому не открывали и ни с кем не разговаривали, работая днём и ночью.

Глава 8

Закончив переговоры на Дону, Платов поспешил обратно в Тулу. Сам он к мастерам больше не пошёл, а послал за ними множество курьеров.

Глава 9

Мастера в это время заканчивали свою работу. Сколько курьеры к ним не стучали, они их в дом не пустили. Тогда, чтобы добраться до упрямых оружейников, курьеры сняли с дома крышу. После этого Левша с товарищами вышли из избы и сообщили, что работу свою закончили и могут идти к Платову.

Глава 10

Подали оружейники атаману стальную блоху в табакерке. Тот начал их расспрашивать, где же их работа. Но они, обидевшись на оскорбления, сказали, что только государь её увидеть сможет. Разозлённый Платов, бросил Левшу в свою повозку и увёз его с собой в Петербург. По приезде сам он пошёл к Николаю Павловичу, а мастера оставил внизу со связанными руками.

Глава 11

Платов надеялся разговорами о казаках отвлечь царя от блохи. Но ему это не удалось. Николай вспомнил о поручении, и велел принести работу тульских мастеров. Платов рассказал, что туляки ничего нового не создали, а вернули обратно английскую блоху. Государь не мог поверить этому и решил сам убедиться в словах атамана.

Глава 12

Когда принесли блоху и завели её ключом, оказалось, что «нимфозория» перестала прыгать. Платов был в бешенстве. Он решил, что оружейники сломали механизм. Пошёл атаман к лестнице, где Левшу оставил, и стал его бить, называя обманщиком. Левша же утверждал, что работа сделана, но увидеть её можно только в «мелкоскоп» .

Глава 13

Привели Левшу к царю, и показал он, в чём заключалась работа оружейников. Оказывается, они сумели английской блохе набить на ножки подковы. Государь удивился и обрадовался, что его русские мастера сумели англичан превзойти.

Глава 14

Глава 15

Оставил курьер Левшу в гостинице. А сам унёс блоху мастерам. Узнали мастера, кто сумел блоху подковать, и пришли к мастеру в гостиницу. Три дня они его поили и кормили, а потом стали расспрашивать об образовании. Оказалось, что мастер учился «по Псалтирю и Полусоннику» , а арифметики совсем не знает.

Глава 16

Отправили англичане курьера домой, а Левшу стали по заводам водить и уговаривать, чтобы он у них остался. Но Левша тосковал по родной Туле и просил, чтобы его отпустили обратно. Посадили английские мастера оружейника на корабль и отправили в Россию, дав на дорогу денег и подарив на память золотые часы.

Глава 17

На корабле Левше показалось скучно, и он заключил пари с полшкипером, что перепьёт его. Пили они до самого конца плавания, отчего оба заболели, но никто в выигрыше не оказался.

Глава 18

Глава 19

Полшкипер очень беспокоился о своём друге. Чудом он отыскал Левшу в больнице и добился, чтобы к нему прислали доктора. Умирающий мастер просит Мартын-Сокольского сказать государю, что «у англичан ружья кирпичом не чистят» . Доктор пытается донести слова Левши до Чернышёва, но его никто не слушает, и чистка оружия кирпичом продолжается вплоть до начала войны.

Глава 20

В конце повествования автор размышляет о талантах, подобных Левше. В век машин они почти исчезли с русской земли, но память о них живёт вечно.

И что в итоге?

Александр I — умирает в Таганроге, велев передать блоху своей жене, императрице Елизавете Алексеевне.

Николай I — после смерти Александра I становится императором Российской империи; отправляет левшу с подкованной блохой в Англию.

Платов — прекращает службу у государя после апоплексического удара (инсульта).

Левша — перепив алкоголя на корабле, возвращающемся в Россию, умирает в больнице для простонародья, перед смертью просит передать государю секрет чистки оружия у англичан.

Заключение

В сказе «Левша» Николай Лесков, непревзойдённый мастер малых литературных форм, показывает, сколько в русском народе талантов, не развившихся в полную силу из-за условий жизни. Краткий пересказ произведения «Левша» по главам не может раскрыть всю силу художественного таланта писателя. Поэтому мы рекомендуем познакомиться с полной версией рассказа.

Читайте также: