Гост на рельсовую сталь

Обновлено: 05.05.2024

Общие технические условия

Railway rails. General specifications

Дата введения 2014-07-01

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (ОАО "ВНИИЖТ"), Открытым акционерным обществом "Уральский институт металлов" (ОАО "УИМ"), Федеральным государственным унитарным предприятием "Научно-исследовательский институт мостов и дефектоскопии Федерального агентства железнодорожного транспорта" (ФГУП "НИИ мостов и дефектоскопии"), Институтом металлургии и материаловедения имени А.А.Байкова Российской академии наук (ИМет РАН), Обществом с ограниченной ответственностью "ЕвразХолдинг" (ООО "ЕвразХолдинг"), Открытым акционерным обществом "ЕВРАЗ Нижнетагильский металлургический комбинат" (ОАО "ЕВРАЗ НТМК"), Открытым акционерным обществом "Объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат" (ОАО "ЕВРАЗ ЗСМК").

2 ВНЕСЕН Техническими комитетами по стандартизации ТК 45 "Железнодорожный транспорт" и ТК 367 "Чугун, прокат и металлоизделия".

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 октября 2013 г. N 1155-ст

4 Настоящий стандарт разработан с учетом основных положений европейского регионального стандарта ЕН 13674-1:2011* "Железные дороги. Путь. Рельсы. Часть 1. Рельсы Виньоля 46 кг/м и более" (EN 13674-1:2011 "Railway applications - Track - Rail - Part 1: Viqnole railway rails 46 kg/m and above", NEQ)

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

5 Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований технических регламентов Таможенного союза "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" и "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта".

ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие Приказом Росстандарта от 24.02.2016 N 65-ст c 01.03.2016

Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 5, 2016 год

Введение

Разработка нового стандарта взамен ГОСТ Р 51685-2000 осуществлена в целях создания доказательной базы для обеспечения выполнения обязательных требований технических регламентов Таможенного союза "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" и "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта", для дальнейшего повышения качества, эксплуатационной надежности и конкурентоспособности отечественных железнодорожных рельсов в современных условиях эксплуатации на Российских железных дорогах, а также в целях гармонизации национального стандарта с международными и региональными стандартами.

Анализ действующей за рубежом нормативной документации показал, что наиболее современным стандартом на железнодорожные рельсы является европейский стандарт EN 13674-1:2011 "Железные дороги - Путь - Рельсы. Часть 1: Железнодорожные рельсы Виньоля 46 кг/м и более". Европейский стандарт ориентирован на производство рельсов высокого качества с использованием наиболее передовых технологических процессов и предусматривает нормирование тех характеристик рельсов, которые имеют определяющее значение для производства высококачественной продукции. В него впервые введены квалификационные испытания рельсов, которые включают результаты всех "обычных" приемо-сдаточных испытаний, а также новые испытания для оценки вязкости разрушения (статической и циклической трещиностойкости стали), характеристик сопротивления стали усталости и остаточных напряжений в подошве рельсов, которые определяют безопасное применение рельсов и их ресурс. В стандарт впервые введены все основные технические требования по неразрушающему контролю.

Настоящий стандарт, разработанный взамен ГОСТ Р 51685-2000, содержит ряд технических требований и методов испытаний, установленных в EN 13674-1:2011, но неэквивалентен ему.

В настоящем стандарте по отношению к ГОСТ Р 51685-2000 сохранены в основном структура построения (для выполнения действующих требований стандартизации в Российской Федерации), перечень основных требований, порядок приемки и методы контроля рельсов с учетом реальных и перспективных условий производства рельсов на металлургических комбинатах Российской Федерации и с учетом специфики Российских железных дорог.

Для гармонизации настоящего стандарта с евронормами из EN 13674-1 использованы: значения нормативов допускаемых отклонений размеров и формы поперечного сечения рельсов - в 5.2.1.1 (таблица 3), значение норматива перпендикулярности торцов рельсов - в 5.2.4, значения нормативов прямолинейности рельсов классов А и В - в 5.2.5 (таблица 5), схема контроля отклонений рельсов от прямолинейности и скручивания - в приложении Е (таблицы Е.1, Е.2 и Е.3), норматив, метод оценки и конструкция шаблона для контроля скручивания концов рельсов - в 5.2.6, 7.5.2 (рисунок Ж.15), нормативы качества поверхности класса Е - в 5.7.1 (таблица 9), 5.7.3 (таблица 10), норматив циклической долговечности при усталостных испытаниях образцов из рельсов на растяжение-сжатие - в 5.16, расположение и конструкция образцов - в 7.19 (рисунки 8 и 9), норматив скорости роста усталостной трещины для термоупрочненных рельсов при испытаниях образцов из рельсов при фиксированных значениях размаха коэффициента интенсивности напряжений - в 5.17, методика испытаний, расположение и конструкция образцов - в 7.20 (рисунки 10 и 11), нормативы статической трещиностойкости - в 5.19, расположение и конструкция образцов - в 7.22 (рисунки 12 и 13), норматив остаточных растягивающих напряжений в средней части подошвы рельсов - в 5.20, схема разрезки образца - на рисунке 14, схемы расположения образцов для контроля микроструктуры и глубины обезуглероженного слоя в головке рельса - в 7.15.1, 7.15.2 (рисунки 6 и 7), метод контроля обезуглероженного слоя по твердости - в 7.15.2, классификация и методы контроля неметаллических включений (EN 10247) - в 3.2, 5.5, 7.8.2, приложение М, рисунки шаблонов контроля профиля формы и основных размеров поперечного сечения рельсов и расположения болтовых отверстий в вертикальной плоскости - Ж.3, Ж.6, Ж.7, Ж.8, Ж.9 и Ж.13, методы неразрушающего контроля внутренних дефектов в рельсах - в приложении К (рисунки К.3, К.4, К.5), идея введения в стандарт шкалы макроструктуры рельсов - в приложении И (рисунки И.1, И.2, И.3, И.3а, И.4, И.5).

Кроме того, в национальном стандарте повышены некоторые имеющиеся в ГОСТ Р 51685-2000 и введены дополнительные требования и методы испытаний из норм безопасности НБ ЖТ ТМ-01-98, а также введены рекомендации по сферам рационального применения рельсов различных категорий.

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на железнодорожные рельсы широкой колеи 1520 мм (далее - рельсы), предназначенные для эксплуатации на железнодорожных путях общего и необщего пользования.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 8.563-2009 Государственная система обеспечения единства измерений. Методики (методы) измерений

ГОСТ Р 15.201-2000 Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство

ГОСТ Р ИСО 14284-2009 Сталь и чугун. Отбор и подготовка образцов для определения химического состава

ГОСТ Р 50542-93 Изделия из черных металлов для верхнего строения рельсовых путей. Термины и определения

ГОСТ Р 53442-2009 Основные нормы взаимозаменяемости. Характеристики изделий геометрические. Допуски формы, ориентации, месторасположения и биения

ГОСТ Р 54153-2010 Сталь. Метод атомно-эмиссионного спектрального анализа

ГОСТ 2.601-2013 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы

ГОСТ 15.309-98 Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения

ГОСТ 25.502-79 Расчеты и испытания на прочность в машиностроении. Методы механических испытаний металлов. Методы испытаний на усталость

ГОСТ 25.506-85 Расчеты и испытания на прочность. Методы механических испытаний металлов. Определение характеристик трещиностойкости (вязкости разрушения) при статическом нагружении

ГОСТ 27.002-89 Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения

ГОСТ 166-89 (ИСО 3599-76) Штангенциркули. Технические условия

ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 1497-84 Металлы. Методы испытаний на растяжение

ГОСТ 2789-73 Шероховатость поверхности. Параметры и характеристики

ГОСТ 3749-77 Угольники поверочные 90°. Технические условия

ГОСТ 7502-98 Рулетки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 7565-81 Чугун, сталь и сплавы. Метод отбора проб для определения химического состава

ГОСТ 8026-92 Линейки поверочные. Технические условия

ГОСТ 8233-56 Сталь. Эталоны микроструктуры

ГОСТ 8925-68 Щупы плоские для станочных приспособлений. Конструкция

ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Системы менеджмента качества. Требования

ГОСТ 9012-59 Металлы. Метод измерения твердости по Бринеллю

ГОСТ 9454-78 Металлы. Метод испытания на ударный изгиб при пониженных, комнатной и повышенных температурах

ГОСТ 10243-75 Сталь. Методы испытаний и оценки макроструктуры

ГОСТ 16350-80 Климат СССР. Районирование и статистические параметры климатических факторов для технических целей

ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения

ГОСТ 17745-90 Стали и сплавы. Методы определения газов

ГОСТ 18321-73 Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции

ГОСТ 18895-97 Сталь. Метод фотоэлектрического спектрального анализа

ГОСТ 21014-88 Прокат черных металлов. Термины и определения дефектов поверхности

ГОСТ 22536.1-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения общего углерода и графита

ГОСТ 22536.2-87 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения серы

ГОСТ 22536.3-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения фосфора

ГОСТ 22536.4-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения кремния

ГОСТ 22536.5-87 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения марганца

ГОСТ 22536.7-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения хрома

ГОСТ 22536.9-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения никеля

ГОСТ 22536.10-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения алюминия

ГОСТ 22536.11-87 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения титана

ГОСТ 22536.12-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения ванадия

ГОСТ 26877-2008 Металлопродукция. Методы измерений отклонений формы

ГОСТ 28033-89 Сталь. Метод рентгенофлюоресцентного анализа

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

Гост на рельсовую сталь

ГОСТ Р 51045-2014

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕЛЬСЫ ДЛЯ ПУТЕЙ ПРОМЫШЛЕННОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Rails of ways technological railways transport. General specifications

Дата введения 2015-07-01

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Уральский институт металлов" (ОАО "УИМ"), Закрытым акционерным обществом "ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ" (ЗАО "ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ"), Открытым акционерным обществом "Объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат" (ОАО "ЕВРАЗ ЗСМК"), Открытым акционерным обществом "Челябинский металлургический комбинат" (ОАО "ЧМК")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 367 "Чугун, прокат и металлоизделия".

Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 8, 2018 год

Разработка нового стандарта взамен ГОСТ Р 51045-97 осуществлена в целях обеспечения выполнения требований Свода Правил СП 37.13330.2012 "Промышленный транспорт". Новый Свод Правил приводит основные правила и требования, предъявляемые при проектировании и реконструкции железнодорожной колеи 1520 мм, и распространяется на новое строительство, реконструкцию, техническое переоснащение и капитальный ремонт путей необщего пользования (путей промышленного железнодорожного транспорта).

СП 37.13330.2012 "Промышленный транспорт" подразделяет пути необщего пользования (подъездные и (внутренние) технологические) на категории в зависимости от назначения, годового объема перевозок, осевых нагрузок и скорости движения, устанавливая определенные требования к типам используемых рельсов.

Настоящий стандарт разработан на базе требований ГОСТ Р 51685-2013 на магистральные рельсы для путей общего пользования и учитывает специфику условий эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта, характеризующихся меньшими скоростями, широким диапазоном осевых нагрузок, наличием участков кривых малых радиусов и отсутствием пассажирских перевозок

Настоящий стандарт распространяется на железнодорожные рельсы широкой колеи 1520 и 1524 мм (далее - рельсы), предназначенные для эксплуатации на подъездных и технологических путях необщего пользования железнодорожного промышленного транспорта, а также для изготовления стрелочных переводов.

ГОСТ Р 51685-2013 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 50542, ГОСТ Р 51685, ГОСТ 21014, СП 37.13330.2012, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 промышленный железнодорожный транспорт: Комплекс технических средств и сооружений железнодорожного транспорта необщего пользования, обеспечивающий транспортное обслуживание производственных процессов и предоставление транспортных услуг, а также связь с другими организациями и транспортом общего пользования.

3.2 категория (подкатегория) пути: Подразделение промышленных железнодорожных путей в зависимости от их назначения, годового объема перевозок, осевых нагрузок и скорости движения.

3.3 пути подъездные железнодорожные необщего пользования: Железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта.

3.4 пути технологические железнодорожные (внутренние): Железнодорожные пути, расположенные на территории промышленных предприятий, портов, лесных и торфяных разработок, электро-, тепло- и атомных станций, складских баз, карьеров и других предприятий; пути промышленных станций и постов; пути станций промышленных узлов; погрузочно-разгрузочные пути, отдельные пути предприятий или отдельных производств, расположенных на обособленных площадках.

3.5 пути технологические специальные: Железнодорожные пути, на которых перевозки и погрузочно-разгрузочные операции осуществляются в специальном подвижном составе (думпкары, трансферкары, чугуновозные и сталеразливочные ковши, шлаковые чаши, тележки для перевозки слябов, вагоны-термосы, хопперы для перевозки горячего агломерата и т.п.).

3.6 пути соединительные: Железнодорожные пути, связывающие пути промышленных станций или отдельных производств, расположенных на обособленных площадках, между собой или с погрузочно-разгрузочными путями грузовых фронтов, с путями локомотивно-вагонного хозяйства, вагонных весов и других сооружений.

ГОСТ Р 51685-2000

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Общие технические условия

Дата введения 2001-07-01

1 РАЗРАБОТАН Государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта МПС РФ", Государственным научным центром Российской Федерации ОАО "Уральский институт металлов", ОАО "Нижнетагильский металлургический комбинат", ОАО "Кузнецкий металлургический комбинат"

ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 367 "Чугун, прокат и металлоизделия"

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 9, 2001 г.

Поправка внесена изготовителем базы данных

ВНЕСЕНЫ: Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19.04.2005 N 90-ст с 01.10.2005, Изменение N 2, утвержденное и введенное в действие с 01.11.2010 Приказом Росстандарта от 12.10.2010 N 296-ст

Изменения N 1, 2 внесены изготовителем базы данных по тексту ИУС N 7, 2005 год, ИУС N 12, 2010 год

Настоящий стандарт распространяется на железнодорожные рельсы, предназначенные для звеньевого и бесстыкового пути железных дорог и для производства стрелочных переводов.

Выполнение требований, установленных в пунктах 5.6 (подпункты 5.6.1-5.6.3); 5.7; 6.2-6.8; 6.10-6.12 настоящего стандарта, обеспечивает соблюдение требований безопасности, установленных нормативно-правовыми актами Российской Федерации в сфере технического регулирования на железнодорожном транспорте.

(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 1497-84 (ИСО 6892-84) Металлы. Методы испытаний на растяжение

ГОСТ 7565-81 (ИСО 377-2-89) Чугун, сталь и сплавы. Метод отбора проб для определения химического состава

ГОСТ 9012-59 (ИСО 410-82, ИСО 6506-81) Металлы. Метод измерения твердости по Бринеллю

ГОСТ 22536.5-87 (ИСО 629-82) Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения марганца

(Измененная редакция, Изм. N 2).

3 Определения

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 плавка: Объем стали, выплавляемой единовременно в сталеплавильном агрегате (мартеновской печи, кислородном конвертере или электропечи). При выплавке стали в печах большой емкости и ее разливке в два или более ковшей, каждый ковш считают самостоятельной плавкой. Отдельные ковши одной плавки называются смежными плавками.

3.2 серия плавок: Ряд плавок стали одной марки, разливаемых непрерывно через один промежуточный ковш способом "плавка на плавку".

3.3 партия: Рельсы одного типа, одной или нескольких плавок, одного режима термической обработки (для термоупрочненных рельсов), одновременно предъявляемые к приемке в количестве не более 100 шт.

3.4 контрольный рельс: Рельс, отбираемый для приемосдаточных испытаний. Контрольными являются рельсы, прокатанные из слитков, соответствующие подусадочной (головной) и донной части слитков, и рельсы, прокатанные из непрерывно-литых заготовок, соответствующие началу и концу разливки одной или серии плавок. Обозначение и маркировка контрольных рельсов по 6.19.2.2.

Остальные термины, применяемые в настоящем стандарте, и их определения установлены ГОСТ Р 50542.

Читайте также: