Нормы расчета стальных конструкций мостовых и козловых кранов

Обновлено: 13.05.2024

Текст ГОСТ 33166.5-2014 Краны грузоподъемные. Требования к механизмам. Часть 5. Краны мостовые и козловые

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ. МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION. METROLOGY AND CERTIFICATION

КРАНЫ ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ

Требования к механизмам

Краны мостовые и козловые

(ISO 10972-5:2006, NEQ)

Стенда ртииформ 2015

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0—92 а Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2—2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные. правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия. применения, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Закрытым акционерным обществом «РАТТЕ» (ЗАО «РАТТЕ»)

2 ВНЕС ЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 5 декабря 2014 г. No 46)

За принятие проголосовали:

Крашоо и а им оно одни» страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166)004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Минэкономики Республики Армения

Госстандарт Республики Беларусь

Госстандарт Республики Казахстан

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 июня 2015 г. No 801 -ст межгосударственный стандарт Г ОСТ 33166.5—2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2016 г.

5 Настоящий стандарт соответствует международному стандарту ISO 10972-5:2006 Cranes — Requirements for mechanisms — Part 5: Bridge and gantrycranes (Краны. Требования к механизмам. Часть 5. Краны мостовые и козловые).

Степень соответствия — неэквивалентная (NEO)

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется е ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты» (по состоянию на 1 января текущее о года), а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соотеетстеующее уведомление будет олубликоеано е ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также е информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен. тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Настоящий стандарт является пятой частью серии стандартов «Краны грузоподъемные. Требования к механизмами и устанавливает специальные требования к механизмам мостовых и козловых кранов по классификации ISO4306-1:2007 Cranes — Vocabulary — Part 1: General (Краны. Словарь. Часть 1. Общие термины) с учетом нормативных положений, содержащихся в ISO 10972-5:2006 Cranes — Requirements for mechanisms — Part 5: Bridge and gantry cranes (Краны. Требования к механизмам. Часть 5. Краны мостовые и козловые). Применение положений да иного стандарта на добровольной основе может быть использовано при подтверждении и оценке соответствия грузоподъемных кранов требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011).


Требования к механизмам Часть 5

Краны мостовые и козловые

Hoisting cranes. Requirements for mechanisms. Рал S. Bridge and gentry cranes

Дата введения — 2016—01—01

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает специальные требования к механизмам мостовых и козловых кранов для обеспечения безопасности в процессе эксплуатации и дополняет или изменяет требования ГОСТ 33166.1.

Требования стандарта распространяются также на козловые краны с подъемной консолью, в том числе, на причальные перегружатели.

Невыполнение требований настоящего стандарта может привести к увеличению риска использования мостовых и козловых кранов или к сокращению срока их службы.

Настоящий стандарт применим ко всем новым кранам, изготовленным после истечения одного года после ее утверждения. Стандарт не имеет целью требовать замены или модернизации существующего оборудования. Однако при модернизации оборудования, требования к его свойствам должны быть пересмотрены в соответствии с данным стандартом. Если выполнение требований стандарта при модернизации вызывает существенные изменения конструкции, то возможность и необходимость приведения оборудованиявсоответствиестребованиями данногостандартадолжнаопределяться изготовителем (проектировщиком), а при его отсутствии — организацией, выполняющей его функции, а последующие изменения должны быть выполнены владельцем (пользователем) в течение одного года.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 1451—77 Краны грузоподъемные. Нагрузка ветровая. Нормы и метод определения

ГОСТ 2583S—87 Краны грузоподъемные. Классификация механизмов по режимам работы

ГОСТ 27555—87 (ИСО 4306-1—85) Краны грузоподъемные. Термины и определения

ГОСТ 32576.5—2013 Краны грузоподъемные. Средства доступа, ограждения и защиты. Часть 5. Краны мостовые и козловые

Г ОСТ33166.1 —2014 Краны грузоподъемные. Требоеания к механизмам. Часть 1. Общие положения

ГОСТ 33166.4—2014 Краны грузоподъемные. Требования к механизмам. Часть 4. Краны стреловые

ГОСТ 33171—2014 Краны грузоподъемные. Краны металлургические и специальные. Общие технические требования

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов а информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии а сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, а котором дана ссылка на него, применяется а части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 27555. ГОСТ 33166.1. [1] и [2].

4 Требования к механизмам

Общие требования к механизмам установлены ГОСТ 33166.1. Специальные требования к механизмам металлургических и специальных мостовых кранов установлены ГОСТ 33171.

4.1 Требования к механизмам подъема груза

4.1.1 Выбор режима работы механизмов осуществляется в соответствии с ГОСТ 25835.

4.1.2 Механизмы подъема груза должны обеспечивать опускание груза при работе крана только двигателем.

4.1.3 Конструкцией крана может быть предусмотрено свободное опускание груза. Данный режим должен быть организован таким образом, чтобы тормоза накладывались автоматически. Растормаживай ие должно происходить только при непрерывном воздействии оператора крана (крановщика) на соответствующий орган управления (например, педаль). Орган управления должен быть устроен так. чтобы случайное растормаживание было исключено 1 *.

4.1.4 В случае использования гидроцилиндра в механизме подъема груза обратные клапаны (или другие устройства, выполняющие их функции) должны быть встроены в гидроцилиндр в целях предотвращения падения груза при отказе гидравлической системы.

4.1.5 Конструкция тормозов должна обеспечивать компенсацию износа тормозных элементов (дисков, колодок и т. п.).

4.1.6 Управляемые тормоза рекомендуется использовать для повышения точности установки опускаемого груза и уменьшения нагрузок на тормоз.

4.1.7 При использовании управляемых тормозов, в конструкции должно быть предусмотрено устройство для автоматической остановки груза в случае неисправности системы управления тормозом.

4.1.8 При управлении тормозом при помощи педали, ее конструкция должна обеспечить невозможность соскальзывания ноги оператора. При прекращении воздействия на педаль должна произойти автоматическая остановка груза.

4.1.9 Управляемые тормоза должны обеспечивать остановку механизма при работе с номинальными грузами в пределах технической характеристики крана.

4.1.10 При полностью опущенном грузе на барабане должно оставаться:

- не менее пяти витков с учетом витков под прижимным и планкам и — если конец каната на барабане закреплен при помощи прижимных планок и болтов (шпилек);

• не менее трех витков — если конец каната на барабане закреплен при помощи клинового зажима.

4.2 Двухлебедочные грейферные механизмы

4.2.1 При расчете элементов механизма следует учитывать постоянные частые, кратковременные перераспределения нагрузок между механизмами лебедок.

4.2.2 Конструкция механизма должна быть такой, чтобы была возможность проверки каждого тормоза каждой лебедки по отдельности.

4.3 Механизмы переключения скорости

4.3.1 Если конструкцией механизма подъема предусмотрено переключение скоростей подъема при помощи механических передач (например, отдельного редуктора или коробки скоростей), должен быть предусмотрен тормоз, способный удерживать груз во время процесса переключения скорости.

4.3.2 При дистанционном переключении скоростей система переключения должна быть интегрирована с системой защиты от перегрузки.

4.3.3 При ручном переключении скоростей изготовитель должен предусмотреть инструкции о действии тормозов, блокировок и допустимых нагрузках.

4.3.4 Если переключение скоростей производится осевым перемещением шестерен или муфтами. конструкция механизма должна исключать возможность подключения двигателя в промежуточном положении механизма переключения.

4.3.5 Если переключение скоростей производится посредством вращающейся муфты, допустимая нагрузка на механизм должна определяться автоматически. Переключение на более высокую скорость с нагрузкой, превышающей допустимую, должно быть исключено.

11 Свободное опускание груза может быть запрещено национальными требованиями безопасности государств. упомянутых а предисловии как проголосовавших за принятие межгосударственного стандарта.

4.4 Требования безопасности

4.4.1 В случае если есть вероятность неправильной навивки каната на барабан, должны быть предусмотрены средства контроля правильности навивки, а также средства, обеспечивающие правильную навивку каната на барабане.

4.4.2 В случае если конструкция предусматривает включение аварийного тормоза по сигналу устройства контроля скорости, датчик устройства не должен быть установлен на валу между аварийным тормозом и двигателем механизма.

4.5 Требования к механизмам передвижения

4.5.1 Распределение давлений между ходовыми колесами следует рассматривать как в процессе движения, так и при торможении.

4.5.2 Тяговое усилие на приводном колесе не должно превышать 0,14 от величины давления на колесо при соответствующей комбинации нагрузок.

4.5.3 Рабочий тормоз должен обеспечить остановку крана при максимальном попутном ветре рабочего состояния с тормозным путем, не превышающим тормозной путь крана при максимальной скорости и без ветра более, чем в 1.5 раза.

4.5.4 Устройство механизмов передвижения моста, грузовой тележки и уклон путей должны быть такими, чтобы процесс передвижения был легко контролируемым.

4.5.5 У кранов с малой грузоподъемностью и ручных кранов передвижение может производиться оператором крана (крановщиком), толкающим или тянущим груз, вручную. Усилие, требующееся на перемещение не должно превышать 250 Н. При этом горизонтальное усилие от веса груза не учитывается.

4.5.6 Ходовые колеса и тележки

4.5.6.1 Ходовые колеса и тележки должны соответствовать требованиям [3].

4 .5.6.2 Ходовые (балансирные) тележки должны быть устроены так. чтобы для замены колеса или другого узла механизма демонтировалось не более одной ходовой тележки.

4.5.6.3 Места для установки домкратов для замены ходовых колес должны быть маркированы на кране и показаны в руководстве по эксплуатации.

4.5.6.4 Открытые узлы и детали механизмов, представляющиеопасностьпринормальнойэксплу-атации крана для обслуживающего персонала, должны быть ограждены в соответствии с требованиями ГОСТ 32576.5.

4.6 Закрепление крана (тележки) в условиях окружающей среды нерабочего состояния

4.6.1 Устройства для закрепления крана (тележки) в условиях нерабочего состояния должны соответствовать требованиям [4].

4.6.2 Закрепление кранов может выполняться с помощь рельсовых захватов, башмаков, устройств, основанных на трении между устройством и рельсом, а также при помощи других устройств принудительной блокировки (например, пальцев).

4.6.3 На козловых кранах с управлением из кабины обязательным является установка управляемых из кабины оператора крана (крановщика) рельсовых захватов крана.

4.6.4 Устройства для закрепления крана должны устанавливаться так. чтобы отсутствовал риск подъема одного из колес и расцепления запорного устройства и рельса.

4.6.5 Устройства для закрепления кранов могут быть использованы для предотвращения падения краное в условиях окружающей среды нерабочего состояния.

4.6.6 Мостовые краны, работающие на открытом воздухе, устройствами для закрепления могут не снабжаться, если при действии на кран максимально допустимой скорости ветра по ГОСТ 1451 для нерабочего состояния крана, величина запаса торможения механизмов передвижения составляет не менее 1.2.

4.7 Требования к механизмам подъема консоли

4.7.1 При положении консоли, опущенной в рабочее положение, подъемные канаты должны быть полностью ослаблены. Должна быть обеспечена их неподвижность (отсутствие раскачивания) в процессе работы.

4.7.2 В поднятом положении консоль должна быть зафиксирована устройством, рассчитанным на ее удержание под действием максимально допустимого давления ветра по ГОСТ 1451 для нерабочего состояния крана.

4.8 Требования к механизмам вращения

Требования к механизмам вращения специальных кранов и сменных грузозахватных приспособлений определяются техническим заданием на проектирование.

4.9 Требования к стреловым механизмам

Требования к стреловым механизмам, устанавливаемым на грузовой тележке, установлены ГОСТ 33166.4.

[1] ISO 4301-1:1986

[2] ISO 4306-1:2007

[4] ISO 12210-1:1098

Cranes and lifting appliances — Classification — Part 1: General (Краны и подъемные устройства. Классификация. Часть 1. Общие положения)

Cranes — Vocabulary — Part 1: General (Краны. Словарь. Часть 1. Общие термины) Cranes — Tolerances for wheels and travel and traversing tracks — Pan 1: General (Краны. Допуски на колеса и ход и поперечные треки. Часть 1. Общие требования)

Cranes — Anchoring devices for in-service and out-of-service conditions — Part 1: General (Краны грузоподъемные. Крепежные устройства для рабочего и нерабочего состояния. Часть 1. Основные принципы)

УДК 621.873:531.2:006.354 МКС 53.020.20 NEQ

Ключевые слова: краны грузоподъемные, краны мостоаые. краны козловые, механизмы

Редактор Н.в. Галанове Технический редактор 6.М. Прусакова Корректор М.в. Вучиая Компьютерная верстка Л.А. Круговой

Сдано а набор 12.10.2015. Подписано а печать 22.10.2015. Формат в0>84>£ Гарнитура Ариал.

ГОСТ 33166.5-2014 Краны грузоподъемные. Требования к механизмам. Часть 5. Краны мостовые и козловые

Нормы расчета стальных конструкций мостовых и козловых кранов

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ РАСЧЕТНЫХ НАГРУЗОК И КОМБИНАЦИЙ НАГРУЗОК

Краны мостового типа

Cranes. Design principles for loads and load combinations. Part 5. Overhead type crane

Дата введения 2015-06-01

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила, рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

1 РАЗРАБОТАН Закрытым акционерным обществом "РАТТЕ" (ЗАО "РАТТЕ")

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации по переписке (протокол N 62-П от 03.12.2013)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 августа 2014 г. N 947-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32579.5-2013 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 01 июня 2015 г.

5 Настоящий стандарт соответствует международному стандарту ISO 8686-5:1992* "Cranes - Design principles for loads and load combinations - Part 5: Overhead travelling and portal bridge cranes" (Краны грузоподъемные. Принципы формирования нагрузок и комбинаций нагрузок. Часть 5: Мостовые и козловые краны).

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

Степень соответствия - неэквивалентная (NEQ)

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

Введение

Настоящий стандарт является пятой частью серии стандартов "Краны грузоподъемные. Принципы формирования расчетных нагрузок и комбинаций нагрузок", и содержит основные правила определения расчетных нагрузок при проектировании кранов мостового типа, не вошедшие в 1-ю часть стандарта.

В стандарте учтены основные нормативные положения следующих международных стандартов:

- ИСО 8686-1:2012 "Краны грузоподъемные. Принципы формирования нагрузок и комбинаций нагрузок. Часть 1: Основные положения". (ISO 8686-1:2012 "Cranes - Design principles for loads and load combinations - Part 1: General").

- ИСО 8686-5:1992 "Краны грузоподъемные. Принципы формирования нагрузок и комбинаций нагрузок. Часть 5: Мостовые и козловые краны". (ISO 8686-5:1992 "Cranes - Design principles for loads and load combinations - Part 5: Overhead travelling and portal bridge cranes").

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает принципы определения расчетных нагрузок и их комбинаций, сформулированные в ГОСТ 32579.1, используемых для расчетного подтверждения работоспособности и долговечности кранов мостового типа по ГОСТ 27555 и их механических элементов.

Настоящий стандарт распространяется на все виды грузоподъемных кранов мостового типа, а также грузоподъемные лебедки, тали и элементы этих кранов, проектируемые и/или изготавливаемые отдельно.

Стандарт не распространяется на:

- краны, устанавливаемые на судах и плавучих сооружениях;

- краны, устанавливаемые в шахтах;

- краны, являющиеся элементами специального технологического оборудования.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 27555-87 (ИСО 4306-1-85) Краны грузоподъемные. Термины и определения

ГОСТ 32579.1-2013 Краны грузоподъемные. Принципы формирования нагрузок и комбинаций нагрузок. Часть 1. Общие положения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины, приведенные в ГОСТ 27555, [1], а также в ГОСТ 32579.1.

4 Обозначения

Основные условные обозначения, использованные в данном стандарте, приведены в таблице 1 ГОСТ 32579.1. Остальные символы определены в соответствующих местах текста настоящего стандарта.

5 Общие положения

Для расчета элементов кранов по критериям работоспособности и долговечности используются методы расчета, комбинации нагрузок и коэффициенты, приведенные в ГОСТ 32579.1. В настоящем стандарте приведены уточнения отдельных положений и коэффициентов применительно к расчету кранов мостового типа.

Расчет крана и его элементов производится с учетом наиболее неблагоприятного сочетания воздействий, с учетом его конструкции и условий эксплуатации, которые установлены в техническом задании. При расчете необходимо руководствоваться следующими позициями:

а) кран принимается в наиболее неблагоприятном положении и конфигурации, а нагрузки задаются действующими по величине, месту приложения (для подвижных нагрузок) и направлению таким образом, чтобы они создавали наибольшие напряжения в расчетных точках, выбранных для оценки.

б) при необходимости, кроме нагрузок и комбинаций, определенных в ГОСТ 32579.1, в расчете могут учитываться дополнительные нагрузки и комбинации, которые требуются для более адекватного моделирования реальных условий нагружения крана.

Для расчета элементов крана по критериям работоспособности и долговечности могут быть использованы иные методики моделирования нагрузок, если они подтверждены опытом проектирования и эксплуатации.

6 Расчетные нагрузки и коэффициенты

6.1 Динамические коэффициенты

Дополнительные рекомендации по определению динамических коэффициентов для основных нагрузок представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Дополнительные рекомендации по выбору динамических коэффициентов

Номер строки в таблице 4 ГОСТ 32579.1

=1± , =0,1. Если эффект воздействия является неблагоприятным (повышает напряжения), то в формуле принимается знак плюс, в противном случае - минус

Применимо для кранов, работающих с грейфером, магнитом, опрокидываемым ковшом или при обрыве стропов

Для кранов на рельсовом пути по 6.2.3.2. ГОСТ 32579.1

Для козловых кранов безрельсовых:

= 1,1 при скорости передвижения до 0,4 м/с,

= 1,3 при скорости передвижения св. 0,4 м/с

= 1,2 для механизмов передвижения с системами управления, автоматически обеспечивающими плавный разгон и торможение;

= 1,5 для механизмов передвижения, в которых торможение осуществляется тормозом

6.2 Нагрузки, вызванные перекосом

Нагрузки, связанные с перекосами металлической конструкции крана или тележки, возникают в результате несинхронности работы приводов и тормозов механизмов передвижения, неточности изготовления и установки колес и рельсового пути, неравномерного распределения нагрузки между колесами. Эти факторы приводят к возникновению дополнительных сил, воздействующих на направляющие устройства, зависящих от типа крана, его конструкции и геометрических параметров.

Для расчетов элементов ходовой части осевую силу, действующую на реборду или направляющие ролики, следует принимать равной , где - пролет крана (рисунок 1). Делитель определяется по таблице 2 настоящего стандарта. В расчете перекосные воздействия надо умножать на соответствующий коэффициент надежности (таблица 4 настоящего стандарта).

Для моделирования перекосных нагрузок можно использовать иные методики, если они подтверждены опытом проектирования и больше соответствуют конструкции и условиям эксплуатации проектируемого крана.

Таблица 2 - Значения коэффициента

Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю .

Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».


Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте профессиональную справочную систему
«Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно

Краны мостовые и козловые. Общие технические требования

Cranes. Overhead traveling and portal bridge cranes. General technical requirements

Дата введения 2020-06-01

Предисловие

Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом "РАТТЕ" (АО "РАТТЕ")

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 30 сентября 2019 г. N 122-П)

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Госстандарт Республики Казахстан

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 октября 2019 г. N 940-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34589-2019 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июня 2020 г.

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

ВНЕСЕНЫ: поправка, опубликованная в ИУС N 1, 2021 год; поправка, опубликованная в ИУС N 3, 2022 год, введенная в действие с 12.10.2021; поправка, опубликованная в ИУС N 8, 2022 год, введенная в действие с 01.07.2022

Поправки внесены изготовителем базы данных

Введение

Настоящий стандарт устанавливает общие технические требования к конструкции мостовых и козловых (полукозловых) кранов на стадиях проектирования и изготовления. Положения стандарта могут быть также реализованы при реконструкции и модернизации указанных машин.

Применение положений настоящего стандарта на добровольной основе может быть использовано при подтверждении и оценке соответствия грузоподъемных кранов требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования".

Настоящий стандарт устанавливает общие технические требования к конструкции мостовых и козловых (полукозловых) кранов, а также их механизмов, электрооборудования и систем управления. Требования настоящего стандарта распространяются на стадии проектирования и изготовления мостовых, козловых и полукозловых кранов в соответствии с ГОСТ 33709.1 и ГОСТ 33709.5 (далее - "краны", если не требуется уточнение), а также кранов металлургических и специальных, кранов, применяемых на объектах использования атомной энергии, предназначенных для работы в условиях повышенной агрессивности атмосферы, повышенной концентрации вредных веществ, во взрыво- и пожароопасных средах, для транспортирования ядовитых или взрывчатых веществ и других опасных грузов в части, не противоречащей специальным требованиям к этим кранам.

Настоящий стандарт не определяет конструктивную схему кранов и их массогабаритные показатели, которые должны соответствовать требованиям заказчика или техническому заданию.

Настоящий стандарт применим ко всем новым кранам, изготовленным по истечении одного года после его утверждения. Он не имеет целью требовать замены или модернизации существующего оборудования, однако при проведении модернизации необходимо руководствоваться требованиями настоящего стандарта. Если их выполнение влечет за собой существенные изменения конструкции, то возможность и необходимость приведения оборудования в соответствие с этими требованиями должен определять изготовитель (проектировщик), а при его отсутствии - эксперт, последующие изменения должны быть выполнены владельцем (пользователем) в течение одного года.

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 12.1.030 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Защитное заземление, зануление

ГОСТ 12.2.058 Система стандартов безопасности труда. Краны грузоподъемные. Требования к цветовому обозначению частей крана, опасных при эксплуатации

ГОСТ 12.4.026 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний

ГОСТ 12969 Таблички для машин и приборов. Технические требования

ГОСТ 13556 Краны грузоподъемные. Краны башенные. Общие технические требования

ГОСТ 14254 (IEC 60529:2013) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP)

ГОСТ 15150 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 20304 Манекены посадочные трехмерный и двухмерный. Конструкция, основные параметры и размеры

ГОСТ 30546.1 Общие требования к машинам, приборам и другим техническим изделиям и методы расчета их сложных конструкций в части сейсмостойкости

ГОСТ 30631 Общие требования к машинам, приборам и другим техническим изделиям в части стойкости к механическим внешним воздействующим факторам при эксплуатации

ГОСТ 31191.1 (ИСО 2631-1:1997) Вибрация и удар. Измерение общей вибрации и оценка ее воздействия на человека. Часть 1. Общие требования

ГОСТ 31271 Краны грузоподъемные. Правила и методы испытаний

В Российской Федерации действует ГОСТ Р 54767-2011 (ИСО 4310:2009) "Краны грузоподъемные. Правила и методы испытаний".

ГОСТ 32575.1 Краны грузоподъемные. Ограничители и указатели. Часть 1. Общие положения

ГОСТ 32575.5 Краны грузоподъемные. Ограничители и указатели. Часть 5. Краны мостовые и козловые

ГОСТ 32576.1 Краны грузоподъемные. Средства доступа ограждения и защиты. Часть 1. Общие положения

ГОСТ 32576.5 Краны грузоподъемные. Средства доступа ограждения и защиты. Часть 5. Краны мостовые и козловые

ГОСТ 32579.1 Краны грузоподъемные. Принципы формирования расчетных нагрузок и комбинаций нагрузок. Часть 1. Общие положения

ГОСТ 32579.5 Краны грузоподъемные. Принципы формирования расчетных нагрузок и комбинаций нагрузок. Часть 5. Краны мостового типа

ГОСТ 33166.* Краны грузоподъемные. Требования к механизмам. Часть 1. Общие положения

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "ГОСТ 33166.1", здесь и далее. - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 33166.5 Краны грузоподъемные. Требования к механизмам. Часть 5. Краны мостовые и козловые

ГОСТ 33169 Краны грузоподъемные. Металлические конструкции. Подтверждение несущей способности

ГОСТ 33173.1 Краны грузоподъемные. Кабины. Часть 1. Общие положения

ГОСТ 33173.5 Краны грузоподъемные. Кабины. Часть 5. Краны мостовые и козловые

ГОСТ 33709.1 Краны грузоподъемные. Словарь. Часть 1. Общие положения

ГОСТ 33709.5 Краны грузоподъемные. Словарь. Часть 5. Краны мостовые и козловые

ГОСТ 33710 Краны грузоподъемные. Выбор канатов, барабанов и блоков

ГОСТ 34017 Краны грузоподъемные. Классификация режимов работы

ГОСТ 34018.1 Краны грузоподъемные. Крепежные устройства для рабочего и нерабочего состояний. Часть 1. Основные принципы

ГОСТ 34020 Краны грузоподъемные. Допуски для колес, рельсовых путей кранов и их грузовых тележек

ГОСТ 34021 Краны грузоподъемные. Измерение погрешности установки ходовых колес

ГОСТ 34022 Краны грузоподъемные. Эксплуатационные документы

ГОСТ 34465.1 Краны грузоподъемные. Органы управления. Расположение и характеристики. Часть 1. Общие положения

ГОСТ 34587 Краны грузоподъемные. Металлические конструкции. Требования к изготовлению

ГОСТ 34588 Краны грузоподъемные. Предупреждающие значки и пиктограммы. Общие принципы

ГОСТ ИСО 7752-5 Краны мостовые и козловые. Органы управления. Расположение и характеристики

ГОСТ ISO 12100 Безопасность машин. Основные принципы конструирования. Оценки риска и снижения риска

ГОСТ IEC 60825-1 Безопасность лазерной аппаратуры. Часть 1. Классификация оборудования, требования и руководство для пользователей

Металлические конструкции. Требования к изготовлению

Cranes. Metal structures. Requirements for the manufacture

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 7, 2022 год, введенная в действие с 08.05.2022

Поправка внесена изготовителем базы данных

Целью настоящего стандарта является совершенствование и унификация требований к изготовлению металлических конструкций кранов, обеспечивающих их прочность и долговечность в соответствии с проектом.

Настоящий стандарт базируется на принципах и методах, используемых в практике краностроения и ранее не имевших отражения в стандартах. В настоящем стандарте учтен опыт отечественного краностроения и использованы основные положения руководящих документов: РД 24.090.97-98 "Оборудование подъемно-транспортное. Требования к изготовлению, ремонту и реконструкции металлоконструкций грузоподъемных кранов", РД 22-207-88 "Машины грузоподъемные. Общие требования и нормы изготовления" и РД 36-62-00 "Оборудование грузоподъемное. Общие технические требования".

Настоящий стандарт устанавливает минимальные требования к изготовлению стальных металлических конструкций грузоподъемных кранов, обеспечивающие их прочность и долговечность в соответствии с проектом. Отдельные положения настоящего стандарта должны быть учтены на стадии проектирования. Требования настоящего стандарта также могут применяться при ремонте и реконструкции металлических конструкций кранов.

Настоящий стандарт распространяется на металлические конструкции грузоподъемных кранов всех типов и может быть использован при изготовлении других подъемно-транспортных машин. Специальные требования к обеспечению качества металлических конструкций кранов отдельных типов или эксплуатируемых в особых условиях в настоящем стандарте не рассматриваются.

ГОСТ 12.3.003 Система стандартов безопасности труда. Работы электросварочные. Требования безопасности

ГОСТ 2601 Сварка металлов. Термины и определения основных понятий

ГОСТ 2789 Шероховатость поверхности. Параметры и характеристики

ГОСТ 5264 Ручная дуговая сварка. Соединения сварные. Основные типы, конструктивные элементы и размеры

ГОСТ 6996 (ИСО 4136-89, ИСО 5173-81, ИСО 5177-81) Сварные соединения. Методы определения механических свойств

ГОСТ 7512 Контроль неразрушающий. Соединения сварные. Радиографический метод

ГОСТ 8713 Сварка под флюсом. Соединения сварные. Основные типы, конструктивные элементы и размеры

ГОСТ 11533 Автоматическая и полуавтоматическая дуговая сварка под флюсом. Соединения сварные под острыми и тупыми углами. Основные типы, конструктивные элементы и размеры

ГОСТ 11534 Ручная дуговая сварка. Соединения сварные под острыми и тупыми углами. Основные типы, конструктивные элементы и размеры

ГОСТ 14771 Дуговая сварка в защитном газе. Соединения сварные. Основные типы, конструктивные элементы и размеры

ГОСТ 16037 Соединения сварные стальных трубопроводов. Основные типы, конструктивные элементы и размеры

ГОСТ 20415 Контроль неразрушающий. Методы акустические. Общие положения

ГОСТ 23518 Дуговая сварка в защитных газах. Соединения сварные под острыми и тупыми углами. Основные типы, конструктивные элементы и размеры

ГОСТ 20799 Масла индустриальные. Технические условия

ГОСТ 24297 Верификация закупленной продукции. Организация проведения и методы контроля

ГОСТ 32578 Краны грузоподъемные. Металлические конструкции. Требования к материалам

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 32579.1, ГОСТ 33169, ГОСТ 2601, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 расчетный элемент: Элемент конструкции, разрушение которого нарушает ее несущую способность.

3.2 изготовитель: Предприятие, выполняющее изготовление металлических конструкций грузоподъемных кранов или кранов в целом.

4 Общие требования

4.1 Металлические конструкции грузоподъемных кранов должны изготавливать в соответствии с требованиями настоящего стандарта. Если стандартами на конкретные типы кранов установлены иные требования, следует руководствоваться положениями этих стандартов.

Конструкторско-технологическая документация должна быть утверждена в установленном порядке.

Для определения специальных требований к изготовлению металлических конструкций допускается использовать национальные, ведомственные и отраслевые нормативные документы, действующие на момент их применения.

4.2 Разработка конструкторско-технологической документации на изготовление металлических конструкций грузоподъемных кранов, а также непосредственное исполнение работ осуществляются организациями, допущенными к этим видам деятельности в соответствии с правилами, установленными в государствах, принявших настоящий стандарт.

4.3 Металлические конструкции, изготовленные с соблюдением требований настоящего стандарта, будут иметь несущую способность, соответствующую проектной документации.

4.4 По окончании изготовления металлической конструкции изготовитель должен присвоить идентификационный (заводской) номер изделия по журналу учета готовой продукции и сформировать комплект документов качества:

- сертификаты качества на материалы, заготовки и комплектующие, использованные в конструкции (прокат, сварочные материалы, болты, гайки, шайбы, отливки, поковки, штамповки и др.);

- протоколы и акты контроля качества сварных и болтовых соединений, сведения о сварщиках, производивших сварку изделий, и разрешенных отступлениях от технической документации;

- протоколы контроля геометрических параметров конструкции и ее элементов;

- протоколы контроля качества лакокрасочных и других антикоррозионных покрытий;

- другие документы, подтверждающие выполнение технологических операций контроля качества в соответствии с проектом.

Если металлическая конструкция является готовым изделием, изготовленным по заказу другого предприятия, то на данную конструкцию должен быть оформлен паспорт. Паспорт передается заказчику металлической конструкции.

Полный комплект документов хранится в архиве изготовителя. Материалы комплекта документов используют при составлении паспортов металлической конструкции и крана, а также при рассмотрении рекламаций заказчиков.

4.5 Металлическая конструкция должна быть защищена от коррозии в соответствии с требованиями конструкторской документации. Средства и степень защиты от коррозии устанавливают в соответствии с условиями хранения, транспортирования, монтажа и эксплуатации конструкции.

4.6 Металлическая конструкция и ее сборочные единицы должны быть снабжены постоянными или временными, удаляемыми по окончании работ, технологическими устройствами (узлами) для строповки, позволяющими безопасно перемещать их в процессе изготовления, транспортирования, монтажа и хранения. Прочность этих устройств и соединений их с конструкцией должна быть подтверждена в соответствии с требованиями ГОСТ 33169.

4.7 Изготовитель должен обеспечить подготовку металлической конструкции к транспортированию. Схема погрузки и крепления должна быть согласована с разработчиком конструкторской документации на металлическую конструкцию и с перевозчиком. Должны быть осуществлены меры защиты от механических и атмосферных воздействий (упаковка отдельных деталей, закрепление элементов, маркировка мест опирания и крепления, временная консервация неокрашенных монтажных поверхностей и пр.).

5 Подготовка материалов и заготовок

5.1 Материалы

5.1.1 Элементы металлических конструкций должны быть изготовлены из материалов, указанных в конструкторской документации и соответствующих требованиям ГОСТ 32578. Замена марок сталей и их категорий должна быть согласована с разработчиком.

5.1.2 Соответствие применяемых марок сталей требованиям стандартов или технических условий должно быть подтверждено сертификатами заводов-изготовителей или протоколами (заключениями) результатов испытаний, выполненных аккредитованными лабораториями. При недостаточном количестве необходимых данных материал может быть использован после проведения дополнительных испытаний, необходимых для установления соответствия материала требованиям стандартов или техническим условиям.

5.2 Требования к маркировке и хранению

5.2.1 Маркировка проката, прошедшего входной контроль, должна быть нанесена на его поверхность способами, которые обеспечивают устойчивость надписей к возможным воздействиям. При этом должна быть обеспечена возможность идентификации материала по его марке, номеру сертификата и порядковому номеру учетной документации.

Читайте также: