Хоролуг боевая сталь древних славян

Обновлено: 03.05.2024

Холодное оружие до конца XIV века было основным вооружением русского войска. О высоком качестве булатных клинков на Руси знали с незапамятных времен. Русский былинный эпос часто воспевал харалужные мечи. Харалужная — цветастая — так на Руси до середины XV века называли булатную сталь. «… Храбрая сердца в жестоцем харалузе скована, а в булати закалена», — говорится в «Слове о полку Игореве». Известный русский путешественник Афанасий Никитин, посетивший Персию, Индию и другие страны Востока в. 1466–1472 годах, в своей книге «Хождение за три моря» употребляет уже только слово «булат» при описании военных доспехов, сделанных из восточной стали.

Советские археологи установили, что в V–VIII веках древние русские кузнецы умели делать железные ножи со стальными лезвиями. В IX-Х веках в России достигла высокого уровня техника производства сварочного булата. В трактате багдадского философа Аль-Кинди «О различных видах мечей и железе хороших клинков и о местностях, по которым они называются», написанном в первой половине IX века, указывается на то, что франкские и слиманские мечи изготовляются из дамасской стали. Современник Аль-Кинди арабский ученый Ибн-Руста называет народ, владевший слиманскими мечами, «русами»; Аль-Бируни сообщает: «Русы выделывали свои мечи из шабуркана (твердой стали — Авт.), а долы посредине их из нармохана (мягкой стали — Авт.), чтобы придать им прочносгь при ударе, предотвратить их хрупкость». Аль-Бируни сообщает также, что на Руси для изготовления долов применяли плетение из длинных проволок, приготовленных из разных сортов железа, твердого и мягкого.

Современный исследователь истории производства холодного оружия в России Б. А. Колчин указывает, что все известные нам древнерусские мечи (их найдено более 75) имеют конструкцию клинка, подобную описанной Аль-Бируни. На основании обнаруженных структурных схем металла древнерусских мечей была реконструирована технология их изготовления.

Основа клинка делалась из железа или сваривалась из трех полос стали и железа Когда ее сваривали только из стали, то брали малоуглеродистый металл. Довольно широко применялась и узорчатая сварка. В этом случае основа клинка изготавливалась из средней железной и двух крайних стальных специально сваренных полос. Последние состояли из нескольких прутьев (слоев) с разным содержанием углерода, много раз перекрученных и раскованных в полосу. К предварительно сваренному и подготовленному бруску основы клинка в торец наваривали стальные полосы — будущие лезвия. После сварки клинок выковывали таким образом, чтобы стальные полосы вышли на лезвия. Отковав клинок заданного размера, вытягивали черенок рукоятки, после чего выстругивали долы (прорезы). Затем клинок полировали и травили. Многие русские клинки, подобно древнеримскому сварочному булату, имели рисунок в елочку.

В работе советского исследователя А. Н. Кирпичникова есть сведения о мечах из сварочного булата, найденных на территории древнерусских селений Боре, Новоселках, Михайловском и других. Меч, найденный в Михайловском, хранится в Государственном историческом музее в Москве. Полоса дамасской стали наварена на нем поверх дола и состоит из трех прутиков — слоев. Средний из них имеет крупный узор, напоминающий узор литого булата.

Не удивительно, что русские мечи с «редкостными» узорами пользовались большим спросом на внешних рынках: в Византии, Средней Азии и других странах. Арабский писатель Ибн-Хордадбех в середине IX века писал: «Что же касается купцов русских — они же суть племя из славян, — то они вывозят меха выдры, меха лисиц и мечи из дальнейших концов Славонии к Румейскому (Черному) морю». Сохранилась переписка между Иваном II и крымским ханом Менглн-Гиреем. Хан, который имел дамасское и багдадское оружие, выпрашивал русские доспехи: «Сего году ординских татар кони потоптали есмя, мелкой доспех истеряли есмя. У тебя, у брата своего, мелкого доспеху просити есми».

Русское оружие славилось не только качеством стали, но и ее термообработкой. Закаленную сталь на Руси называли «трьпенный оцел» («стойкая сталь»). Наваренные «оцелом» топоры находили в курганах, относящихся к XI веку. «Каленные» стрелы и сабли часто упоминаются в былинах. Известна древняя поговорка:

«Пещь искушает оцел во калении». Рогатина тверского князя Бориса Александровича имела рожну из закаленного булата.

В России умели делать сварочный булат вплоть до конца XIX века. В Государственной оружейной палате в Москве можно увидеть саблю царя Михаила Федоровича, изготовленную мастером Нилом Просвитом в 1618 году. Полоса у этой сабли булатная с прорезами (долами), украшена насечкой с надписью о времени изготовления. Сохранились сведения, что, кроме Нила Просвита, клинки из сварочного булата делали московские мастера Дмитрий Коновалов, Богдан Ипатьев и другие. Эти сведения в настоящее время пополняются в связи с тем, что в последние годы более успешно идет расшифровка надписей на проржавевшем древнем оружии.

Рижский историк-металловед А. К. Антейн сравнительно недавно приготовил очень эффективный реактив для расчистки проржавевших лезвий древних мечей. На лезвиях древних мечей, обработанных «бальзамом Антейна», выявляют очень тонкие надписи, которые обычно располагались в верхней трети клинка. Они, как правило, инкрустированы в горячем состоянии обычной или перекрученной железной либо стальной проволокой. Так, например, в Киевском историческом музее хранится меч с красивой рукояткой с рисунком в виде перевитых друг с другом чудовищ. Меч находился в музее более 50 лет и его безоговорочно считали нерусским изделием. К изумлению историков, после обработки «бальзамом Антейна» на мече проявилась русская надпись «Коваль Людоша». Как было установлено, надпись сделана русскими прописными буквами, характерными для первой половины XI века. По сей день специалисты ищут и опознают образцы русских клинков от Сибири до Франции!

Приведенные факты убедительно подтверждают, что на Руси тысячу лет назад существовали специализированные мастерские по производству оружия из сварочного булата. Оружие обладало очень высоким качеством и имело тонкую художественную отделку. Во второй половине XVII века существовала мастерская по изготовлению оружия из булата в Астрахани. Дело в том, что с 1556 по 1649 год английские купцы пользовались правом на транзитную торговлю со странами Востока по Волжскому пути. Очевидно, они и завезли в Астрахань булатную сталь и способы изготовления из нее оружия. Известно, что царь Алексей Михайлович, большой любитель дамасских клинков, посылал туда трех учеников «для учения булатных сабельных полос». Судьба учеников неизвестна, но сабли из сварочного булата, относящиеся к этому времени, хранятся в московской Оружейной палате.

В XVIII и XIX веках изделия из сварочного булата умели делать и в Златоусте. В Златоустовском музее хранятся стальной столик и несколько сабель, имеющих красивые узоры, характерные для сварочного булата. Наконец, сварочный булат в это же время хорошо делали тульские оружейники. В Туле сварочный булат яазывали ккрасным железом». Получали «краевое железо» путем сварки железных и стальных полос в самых разнообразных сочетаниях. Тульских дробовиков и другого оружия из «красного железа» сохранилось довольно много. Есть оно в Государственном историческом музее, Государственном Эрмитаже, Тульском. Смоленском и других музеях. Так что сварочный булат на Руси знали очень хорошо испокон веков. Был известен у нас и настоящий, литой булат. И некоторые сведения об этом история сохранила.

К XIX веку за словом «булат» в России укрепляется понятие высококачественной литой стали с естественным узором после ковки. Как верно заметил П. П. Аносов, «под словом булат каждый россиянин привык понимать металл более твердый и острый, нежели обыкновенная сталь».

Как уже отмечалось, клинки из восточной стали попадали в Россию из Индии и Дамаска через Персию Грузию, Астрахань. Попадало на Русь также египетское и турецкое оружие из булата. Сохранилась булатная сабля второй четверти XVI века, принадлежавшая Федору Михайловичу Мстиславскому. В описи 1884 года о ней сказано: «Полоса булатная по турецкому образцу» Клинок сабли широкий с обухом и незначительны» расширением книзу — елманью. От елмани к концу клинок обоюдоострый. На клинке в круглом клейме исполнена золотом арабская надпись: «Изделие раба всевышнего бога Касима из Каира». В 1830 году из Троице-Сергиевой лавры в Загорске в Оружейную палату поступили подобного типа сабли, принадлежавшие Кузьме Захаровичу Минину и Дмитрию Михайловичу Пожарскомую. Булатные сабли упоминаются в числе подарков царю Федору Ивановичу и Борису Годунову от Кызылбашского (персидского) шаха Абасса и от Гилянского царя Ахмета. Среди подарков значатся: сабель булатных — пять; полос сабельных — две; щит — один. Начавшееся затем на Руси «смутное время» прервало отношения между Россией и Персией. В 1613 году в Москву прибывает новое посольство из Персии. Привезенные им подарки царю Михаилу Федоровичу состоят исключительно из булатного оружия.

В Государственном Эрмитаже хранится булатная сабля, принадлежавшая сподвижнику Петра I генерал-фельдмаршалу Б. П. Шереметьеву. На поверхности клинка типичный булатный узор. Это не парадное оружие, а боевой клинок. От удара он был сломан у эфеса и наварен железом Из этого видно, что клинком дорожили. Профессор И. С. Гаев, тщательно исследовавший шереметьевский булат уже в наши дни, отмечает, что у режущей кромки клинка после травления была выявлена тонковолокнистая микроструктура, являющаяся результатом ковки в одном направлении. В середине же выявлен коленчато-ониксовидный рисунок, полученный в результате ковки в особых условиях, с деформацией в различных направлениях. Остальная часть поверхности клинка имеет менее четко выраженный узор спутанного характера. На поперечном изломе структура металла мелкозернистая. Булатные сабли, подобные сабле Шереметьева, имели, очевидно, очень высокие свойства.

Могли ли сабли из настоящего булата делать в России? Очевидно, выковать булатную саблю из вутца русские кузнецы умели, но получить булатную сталь до конца XVIII века в России, как и в Западной Европе, было вряд ли возможно. И вот почему.

Здесь есть смысл слегка углубиться в историю развития металлургии. Это поможет лучше разобраться в тех исторических условиях, которые сложились, перед тем как П. П. Аносов впервые сумел выплавить русский булат.

Глава XXI. Перекуем мечи на орала

Глава XXI. Перекуем мечи на орала В эти дни… вступали в строй возвращавшиеся из эвакуации заводы. Возродить их стоило большого труда: ведь в большинстве случаев и производственные корпуса, и административные здания, и жилые дома были разрушены. Не действовали

Загадки харалужного меча

Одним из главных вооружений древнерусского воина был меч. История меча на Руси достаточно хорошо известна, но в ней все еще остаются белые пятна. К примеру, поводом для споров до сих пор является т.н. харалужный меч. Какому именно оружию принадлежало это название – неясно. Также неизвестно, по каким причинам этот меч отличали от других клинков. Все это способствует появлению различных версий, ни одна из которых пока не была подтверждена полностью.

Литературные источники

Словосочетание «мечи харалужные» впервые появляется «Слове о полку Игореве», написанном в конце XII в. До этого подобные выражения в известных источниках не встречаются. В «Слове» прилагательное «харалужный» используется несколько раз в качестве описания мечей, копией и цепов. Также необходимо обратить внимание на оборот «Ваю храбрая сердца въ жестоцемъ харалузѣ скована».

В следующий раз харалужные копья упоминаются только в «Задонщине», написанной ориентировочно в XIV-XV вв. В других литературных произведениях той эпохи харалужные мечи, копья и т.д. или харалуг сам по себе отсутствуют.

Следующее значимое упоминание харалуга встречается в толковом словаре В.И. Даля. Термин связывается с цветистой сталью, булатом. Однако словарь составлялся через несколько веков после первых упоминаний харалужного оружия, что накладывало известные ограничения.

Происхождение названия

Изучая «Слово о полку Игореве» и древнерусское оружие, филологи и историки предложили несколько версий относительно «мечей харалужных». Ни одна из них пока полностью не подтверждена, и споры продолжаются.

Существует версия, согласно которой термин «харалуг» происходит от древневерхненемецкого слова «Karoling». Соответственно, он может указывать на оружие зарубежного образца – меч каролингского типа. Однако такой вариант не пользовался особой поддержкой, а затем получил логичное опровержение.



Древнерусское войско. Иллюстрация И.Г. Блинова к "Слову о полку Игореве", изд. 1912 г.

Имеется объяснение, связывающее «харалуг» с тюркскими народами и их оружием. При этом, насколько известно, в большинстве тюркских языков такое слово отсутствовало. Одна из версий о «восточном следе» предлагает связать мечи ратников с центральноазиатским племенным союзом карлуков, хорошо освоившим производство клинков.

Впрочем, поиски на Востоке могут быть бесполезными. До определенного времени древнерусские кузнецы заимствовали идеи и решения у западных коллег, вследствие чего их мечи и копья были похожи на европейские. Опыт восточных соседей стали использовать позже – уже после написания «Слова о полку Игореве». В работе А.Н. Кирпичникова «Древнерусское оружие» предлагается достаточно взвешенная и логичная версия, объясняющая такую путаницу. Определение «харалужный» действительно могло быть взято на Востоке, но использовалось оно только для местного или западного оружия.

Основные точки зрения на проблему «мечей харалужных» предполагают, что в данном случае речь идет о материале или технологии изготовления оружия. Однако есть и другие версии. В частности, предлагается связать «харалуг» и процесс лужения или выполнения иного покрытия. Такая версия позволяет объяснить скованное в харалуге сердце из «Слова» и «берези харалужныя» из «Задонщины».

Впрочем, версия о покрытии не имеет достойных подтверждений и не пользуется особой популярностью. Общепринятые объяснения связаны именно с материалом мечей и копий.

Существует несколько версий перевода «Слова» и «Задонщины» на современный русский язык, и они тоже вносят путаницу. В некоторых подобных переводах вместо древнерусского термина «харалужный» используются другие определения. В частности, нередко упоминается булат.

Булат-харалуг

Именно версия о харалуге как булате вошла в толковый словарь В.И. Даля. Согласно отечественным и зарубежным источникам, в Древней Руси были хорошо знакомы с этим материалом. Имелось достаточно большое количество булатных клинков заграничного производства – хотя ввиду высокой стоимости такое оружие было доступно далеко не всем ратникам.

Имеются сведения о закупке импортных материалов для дальнейшего изготовления мечей местными кузнецами. Впрочем, собственное производство булата в течение многих веков запустить не удавалось.

Версия о харалуге-булате имеет право на жизнь, но все же не лишена недостатков. Ее главная проблема заключается в отсутствии прямых доказательств. В доступных источниках, относящихся к требуемому историческому периоду, булат и харалуг вместе не упоминаются и не отождествляются.

В «Слове о полку Игореве» с мечами упоминаются харалужные копья и цепы, что ставит новые вопросы в контексте булата. Исторически копье было простым, дешевым и массовым оружием для пешего воина или всадника. Булатный наконечник нивелировал все эти преимущества. Схожим образом обстоит дело и с цепом. Причем этот следует учесть, что это предмет сельскохозяйственного инвентаря традиционно изготавливался из дерева с минимальным количеством металлических деталей.

Таким образом, версия о харалуге-булате имеет несколько существенных недостатков и выглядит не слишком правдоподобной. Это можно объяснить тем, что от появления харалужного оружия до формирования «булатной» версии прошло много веков, и за это время никто не озаботился сохранением знаний о металлах и оружии.

Попытка реконструкции

Вполне возможно, что термин «харалуг» применялся в отношении некоего сплава, вышедшего из употребления и забытого. В таком случае можно было бы провести исследования и попытаться восстановить утерянную технологию. Именно этим в середине девяностых занялась группа российских ученых и металлургов.

Все началось с недавно обнаруженной скандинавской летописи, в которой упоминались славянские секиры чрезвычайной прочности. Такое оружие буквально разрубало мечи противника. По легенде, такое оружие русам даровал бог Хорс. В связи с этим появилась версия о происхождении названия «харалуг» от «хоролудь» – «Блеск Хорса».

В дальнейших исследованиях был восстановлен древний новгородский процесс изготовления стали для клинка. При плавке рыхлой озерной руды с помощью березового угля добавили небольшое количество материала железного метеорита с небольшим содержанием никеля. Последний обеспечил легирование стали, а за счет метеоритного железа образовалась сложная аустенит-мартенситная микроволокнистая структура. Такая структура дала высокую динамическую вязкость и высокую твердость клинка.

К началу двухтысячных участники исследования запустили производство новой стали-хоролуга и начали выпуск ножей разных типов. Характерной чертой этих изделий был мелкий узор на клинке, напоминающий булат. Кроме того, ножи отличались эффектной художественной отделкой.

Тайна не раскрыта

Несмотря на все усилия историков и металлургов, точные сведения о харалуге до сих пор отсутствуют. Что это такое, как оно делалось и какие имело отличия – неясно. Доступные сведения в литературных источниках крайне скудны, а необходимые археологические находки пока отсутствуют. Как следствие, харалужные мечи и копья до сих пор остаются одной из главных загадок своей эпохи.

Появятся ли когда-нибудь четкие и однозначные ответы на имеющиеся вопросы – неизвестно. Историкам и археологам приходится полагаться только на доступные источники и артефакты, количество которых не всегда достаточно для выявления всей требуемой информации. Возможно, загадки харалуга так и останутся неразгаданными, и в истории древнерусского меча по-прежнему будут присутствовать белые пятна.

Русские дружины в бою. Часть 4

Рассказ о древнерусском оружии ближнего боя будет неполным, если не упомянуть о булавах, палицах и кистенях. Это оружие из-за своей эффективности было весьма популярным в дружинной среде. Правда и здесь художественный вымысел часто более распространён, чем действительность. Так, когда говорят «булава», то чаще всего представляют некое большое и даже огромное грушеобразное и, видимо, цельнометаллическое оружие, которое художники любят прикреплять к седлу или на запястье к богатырю Илье Муромцу. Видимо, здесь сыграли свою роль и сказочные герои, которые заказывают у кузнецов «стопудовые» булавы.

Между тем в реальности, всё было намного проще и эффективнее. Булава представляла собой железное или бронзовое (иногда заполненное внутри свинцом) навершие весом 200-300 г, которое укрепляли на рукояти длиной в 50-60 см и толщиной 2-3 см. Рукоять иногда обшивали для прочности медным листом. По мнению исследователей, булава была вспомогательным оружием конных дружинников и служила для нанесения неожиданного, быстрого удара в любом направлении. Булава кажется менее грозным оружием, чем меч или топор, но она было отличным вспомогательным оружием. Историки сообщают, что на Древней Руси не все битвы были «до последней капли крови». Иной раз хватало демонстрации, когда более решительная дружина опрокидывала другую и летописец записывал: «… и на том разошлись, и раненых было много, убитых же мало». Задача была не истребить врага поголовно, а сломить его волю к сопротивлению, заставить отступить, признать себя побеждённым. В таком бою и нужна была булава, которой можно было «ошеломить» неприятеля (оглушить его), сбить с коня.

Русские дружины в бою. Часть 4

Булавы из железа. (XI–XIII века): 1 – булавы пирамидальной формы с шипами, 2 – булавы-"клевцы". Источник: М. Семёнова. Мы - славяне.

Судя по археологическим данным, булава также была наследием «степи». Форма наверший разнообразна. Среди древнейших находок преобладают навершия в виде куба с четырьмя шипами пирамидальной формы, расположенными крестообразно. Иногда булавы имели выступ-«клевец». В XII – XIII вв. кубообразная форма булавы получила массовое распространение среди горожан и сельских жителей: булавы делали в виде кубов со срезанными углами. Однако развитее этого оружия шло не только по линии упрощения. В этот же период времени появляются многошипные булавы различных форм. В навершиях делали шипы, которые торчали в разные стороны, чтобы на линии удара всегда был один или несколько шипов.


Многошипные булавы различных форм. XI–XIII века.

В XII – XIII вв. появляется ещё один тип булав – шарообразные навершия, у которых рёбра, предназначенные для удара, выпилены. Это были непосредственные предшественники шестопёров – булав с шестью рёбрами-перьями.

Булава, как и меч, топор, сохранила за собой древнейшую символику. Первые булавы с каменной головкой появились ещё в неолите и были наследницами первобытных дубин. В мифологии индоевропейцев булава часто является оружием громовержца. В частности, жезлом-булавой (ваджрой) был вооружён Индра, повелитель небесного царства (Сварги) в ведийской и индуистской мифологии, родственник Тора и Перуна. Поэтому, украшенная булава, изделие хорошего мастера, часто могла быть символом власти. Булава как символ власти отмечена у русских, поляков, венгров и турков. Примерно с XVI – XVII вв. булава всё чаще становится не оружием, а символом власти. Появляются специальные, церемониальные булавы, украшенные золотом, серебром, драгоценными камнями. У казаков булава сохранилась до начала XX столетия под названием насеки, и была отличительным символом станичных атаманов. Булава служила символом власти и достоинства у турецких пашей, польских и украинских гетманов. В Польше булава сохранилась и в 20 столетии, как знак отличия маршала. В настоящее время булава является официальным символом президентской власти на Украине.

Палицы, как ещё одно наследие первобытных времён, также долго находились на вооружёнии славян. Арабский путешественник 10 столетия, сообщает, что на вооружении встретившихся ему славян были дубинки. Их носили у пояса, в бою стремились ударить противника по голове. Иногда их метали. Простую палицу мог себе изготовить любой ополченец. Боевая же палица, которая была вспомогательным оружием дружинников, отличалась от обычной дубины, меньшим весом, и наличием так называемых «укреплений», то есть была окована, имела железные обручи, навершия, иногда — с шипами.


1. Палица. XIII век. 2. Булава. XII век.

Ещё одним видом оружия ближнего боя, который Русь наследовала от сармато-аланской эпохи, были кистени. Их ещё называют «боевой гирей». Это гибко-суставчатое оружие ударно-раздробляющего действия. Кистень представляет собой ударный груз (костяную, каменную или металлическую гирю — било, весом в 100 – 300 г), который соединен подвесом (цепью, ремнём или крепкой верёвкой) с деревянной рукоятью — кистенищем. Благодаря своей дешевизне и простоте в изготовлении это оружие будет массово распространено на Руси в X—XVII веках (да и в Европе и Азии). В более ограниченном масштабе, грабителями и мирным населением (в частности, ямщиками) для самозащиты, кистени использовались и в Российской империи.


Миниатюра Радзивилловской летописи XV века, изображающая сцену убийства Игоря Ольговича. В руках одного из восставших изображён кистень.

За этим оружием закрепилась репутация оружия простонародья. Особенно часто кистень считают оружием разбойника. Действительно, благодаря сравнительно небольшим размерам, но весьма эффективный, кистень можно было незаметно прятать в одежде, возить с собой. Как описывал в своём словаре Владимир Даль: «Кистень (глухой), гирька на коротком кистенище; его нашивали в рукаве, за пазухой, за голенищем; кистень-навязень, цепник, ядро или гиря на цепи, на ремне, с цеповищем; одноручный цепник, короткий и легкий; двуручный, телепень или басалык, на долгом цеповище; кистень летучий, гиря на ремне, который наматывается, кружа, на кисть, и с размаху развивается; бивались и в два кистеня, в-оберучь, распуская их, кружа ими, ударяя и подбирая поочередно; к такому бойцу не было рукопашного приступа».


Костяное било кистеня с металлическим стержнем, снабжённым петлёй. Русь, XII—XIII в.

Однако по данным исследований А. Н. Кирпичникова (Древнерусское оружие. Вып. 2. Копья, сулицы, боевые топоры, булавы, кистени IX—XIII вв.; Кирпичников А. Н. Медведев А. Ф. Вооружение // Древняя Русь. Город. Замок. Село. М.,1985 г.), в период X – XIII вв. кистень был оружием конного дружинника. Кистень, как и булава, палица, выполнял роль вспомогательного оружия. В быстротечной схватке им было можно нанести внезапный и быстрый удар. Так, на некоторых гирьках вырезаны княжеские знаки — тамги, что говорит об их принадлежности дружинной среде. Кроме того, гири часто хорошо украшены. В период наибольшего распространения — XII—XIII вв. кистенями пользовались по всей Руси, от Киева и Чернигова до Новгорода. Кистени оставались оружием русской конницы вплоть до конца 16 столетия, да и в17 веке подобное оружие, в некоторой степени, всё ещё сохраняло боевое назначение. Так, в описи оружейной палаты Кирило-Белозёрского монастыря 1668 года, помимо всего прочего, сообщается про «сто шестьдесят кистеней железных». Одновременно кистени являлись оружием, распространенным и среди простых людей.


Бронзовые гирьки кистеней, Новгород, XI—XIII в.

А. Н. Кирпичников выделяет шесть основным типов кистеней для X – XIII вв. Первый – костяные гири, часто яйцевидной формы. Обыкновенно делали из лосиного рога – плотной и тяжёлой кости и весили 100—250 грамм. В отверстие, в некоторых случаях, вставлялся железный стержень, с одной стороны которого была сделана заклёпка, а с другой — петля, для крепления к подвесу. Этот тип был распространён до 13 столетия, когда был вытеснен металлическими гирями. Второй – металлические (бронзовые или железные) гири сферической, грушевидной и каплевидной формы, с гладкой, реже — гранёной боевой частью (их вес ок. 60 – 270 г). Эти кистени были распространены в 10-13 столетиях. Подтип (тип IIА) этих кистеней отличается шаровидной боевой частью с выпуклостями. Гири отлиты из бронзы, внутри залиты свинцом (вес 120—235 г). Третий – гири грушевидной формы, уплощённой с двух боков, и биметаллической конструкцией. Гири состояли бронзового корпуса, наполненного свинцом, причём внутрь клали небольшой камень (вес 200 – 300 г). Подтипом этого оружия являются бронзовые гирьки круглой формы (вес — 160—200 грамм). Отличались наличием украшений. Некоторые гирьки черневой орнамент, изображения, надписи и даже позолоту. Четвёртый тип – железные или медные ударные части выполнены в виде куба со срезанными углами, к каждой грани которого припаян крупный полусферический выступ, и снабжёны прямоугольной петлёй для подвеса. Пятый - бронзовые гири, боевая часть в виде куба, где на каждой грани, кроме верхней, имеется массивный шип, а на каждой вершине — небольшой шип. В результате ударный груз имеет 5 больших и 8 малых шипов. Шестой тип – ударные железные грузы биконической формы.


Кистени из железа и бронзы. X–XIII века.

Лук и стрелы

Оружием дальнего боя у русских воинов был лук. Это вполне доступное оружие было распространено на Руси очень широко. Наконечники стрел – одна из самых массовых находок в древнерусских поселениях и могильниках. Изредка встречаются фрагменты самих луков, которые позволяют сделать выводы об их конструкции и технологии изготовления.

Луки всего мира делятся на простые и составные (сложные). Простой лук изготавливается из цельного куска дерева. Кроме того, простой лук мог быть усилен сухожилиями, накладками из рога. Сложные луки (или сложносоставные, композитные) собирались из нескольких частей и также имели дополнительные усиления.

Когда обычный человек, не знакомый с темой, заводит речь о лучниках, искусстве стрельбы из лука, то обычно вспоминают «старую, добрую Англию» и её «робин гудов». Робин Гуд и «несравненные» лучники английского средневековья, воспетые в исторических романах Артура Конан Дойля (вроде «Белого отряда»), Вальтера Скотта оставили серьёзный след в нашей культуре. Однако если взять данные археологии и письменных источников, то они свидетельствуют, что Средневековая Западная Европа, в том числе Англия, использовала в основном простой лук.

Так, в Англии был распространён большой лук или длинный лук (англ. longbow), он был примерно в рост высокого человека - 180—220 см. Английские луки в основном делались из цельного куска тиса. Кроме того, реже использовались и другие породы древесины - вяз, ясень, орешник, дуб. Тетива из пеньки, иногда из шёлка и покрывали воском, для защиты от влаги. По данным исследователей, дистанция прямого выстрела у длинного лука ограничивалась 30-40 м, а опытный лучник мог прицельно стрелять на дистанцию 91-92 м. На такой дистанции стрела могла поразить воина в кольчуге. А в пластинчатом доспехе — не более 60 м. В 1982 году археологам удалось поднять со дна пролива Солент остатки затонувшей в 1545 году каракки Генриха VIII (1509—1547) «Мэри Роуз». На её борту обнаружили более сотни длинных луков. Реконструкция одного из луков найденных на этом судне позволила установить максимальную дальность стрельбы английских длинных луков: стрела весом 53,6 г улетала на расстояние в 328 м, а при весе 95,9 г — почти 250 м. Однако на такой дальности они теряли пробивную мощь, да и выстрел был неприцельным.

Славяне, как и другие народы Азии, наследовали сложные (составные) луки от скифов и гуннов. Ими же были вооружены другие азиатские народы – тюркские племена, «монголы». Этот лук был короче - 120—130 см и позволял вести стрельбу с коня. Тактика конного боя с массовым применением лука была отработана ещё со времён скифов и не претерпела серьёзных изменений вплоть средних веков. «Скифский выстрел» заключался в том, что конница лавой приближалась к противнику, осыпая его стрелами, а затем конники поворачивали назад, при этом продолжая обстрел, сидя спиной к врагу и оборачиваясь в седле.

Поэтому русские луки по уровню своего технического совершенства, так и по боевой эффективности, превосходили западноевропейские. Об этом говорит и дальность выстрела. Если предельная дистанция прицельной стрельбы английских лучников 91-92 м, то на Руси существовала мера длины – «стрелище» («перестрел») равная около 225 метров. Для сравнения, на арабском Востоке, где также в употреблении были сложные луки, наибольшим расстояние прицельной стрельбы для обычных стрелков было около 150 м. Кроме того, сложные луки обладали более мощной пробивной силой. Так, английские лучники со стрелами типа бодкин (наконечник стрелы игольчатого типа, букв. шило на английском), которые обладали большой пробивной силой, но меньшей убойной, имели шансы поразить вражеских воинов в кольчуге с расстояния около 100 м, а в пластинчатом доспехе — не более 60 м, при условии попадания стрелы под прямым углом и наличия плохенького доспеха. При этом противник не обязательно умирал - при попадании бодкинов рана уже, а кровопотеря меньше. К тому же пробитие кольчуги или пластинчатого доспеха еще не означало, что противник ранен, т. к. под защитным вооружением у воина был плотный поддоспешник, также имевший хорошие защитные качества. «Монгольские» же луки (на Руси были схожие), по данным исторических источников, пробивали западноевропейских латников насквозь. К тому же они использовали тактику скифов, в итоге у европейских рыцарей шансов против них была мало. Что и подтверждают победы армии Батыя и его полководцев.

Из Ливонских хроник XIII в. известно, что в русском войске существовали особенные отряды стрелков-лучников. Их задачей была не только охрана рати в походе, но принять на себя первый удар противника, расстроить его ряды. Генрих Латвийский отмечает высокое мастерство русских стрелков в борьбе с немецкими рыцарями. Сообщает об огромной мощи русских луков – их стрелы прошибали доспехи рыцарей-крестоносцев. Ещё ранее о высоком мастерстве русских лучников рассказывал византийский историк X в. Лев Диакон. Он отмечал, что в войске князя Святослава лучники играли большую роль.

Русский сложный лук благополучно дожил в арсенале поместной конницы вплоть до 17 столетия. Надо сказать, что в то же время на Руси бытовали и простые луки. Обычно их использовали в качестве охотничьего оружия. Кроме того, из раскопок древнерусских поселений нам известны маленькие детские луки, сделанные из одного куска дерева. Простой лук, вернее его фрагмент, найден в древних слоях Старой Ладоги. Он относится в 8 столетию. Реконструкция позволяет говорить, что длина была равна 130-140 см. Важную археологическую находку сделали в Великом Новгороде. Там был обнаружен хорошо сохранившийся фрагмент сложного лука 13 столетия. Новгородский лук был сделан из двух планок – берёзовой и можжевеловой. Вдоль спинки лука были наложены сухожилия. Затем весь лук обклеен проваренной берестой. Составные части русского лука, как и у других восточных народов, имели свои названия. Так, середина лука называлась рукоятью, длинные упругие части по обе стороны от рукояти - плечами лука (или рогами), концами назывались завершения с вырезами для петель тетивы. Сторону лука, которая была обращена к цели во время стрельбы, называли спинкой, а обращенную к стрелку - внутренней стороной (или животом). Места стыков отдельных деталей (основы с концами, накладок рукояти с плечами и пр.) закрепляли обмоткой сухожильными нитями, она назывались узлами (Медведев А. Ф. Ручное метательное оружие (лук и стрелы, самострел) VIII – XIV века).

Тетивы для древнерусских луков делали из различных материалов. Так кроме льна, пеньки, шёлка, сухожилий, славянам были известны «кишные струны» - особым образом обработанные кишки животных. Использовались и тетивы из сыромятной кожи. Тетиву ставили непосредственно перед схваткой, в походе хранили в специальном стяжном кармашке на чехле лука.

Стрелы древнерусских воинов доходили в длину до 80-90 см, весили они около 50 г. Делали их следующим образом. Заготовку из хвойного дерева (старались выбирать старые деревья, их древесина была плотнее, жестче и крепче) разделывали на планки, из этих планок выстругивали стрелы, древко должно было получиться сигарообразным (чуть более тонким к концам и потолще в середине). Такая форма помогала стреле лучше преодолевать сопротивление воздушной среды. Для стабилизации в полёте стрелу снабжали оперением, обычно использовали перо водоплавающих птиц. На оперенном конце прорезывали ушко для тетивы, на другом конце крепили наконечник.

Наконечники русских стрел были очень разнообразны. Многие имеют ромбовидную форму, есть ланцетовидные, расширяющиеся, похожие на заточенную лопатку срезни (типичные охотничьи наконечники), наконечники с отходящими назад шипами, трехгранные бронебойные и пр. Наконечники крепили на древке с помощью тонкого черешка.


а. Изображение лука на резном камне Дмитриевского собора (XII век) во Владимире.
Железные и стальные наконечники стрел. IX век


1. Кожаный тул (вид прямо и сбоку). X век.
2. Кожаный тул с костяной орнаментальной пластиной. Хорошо видны петли для подвешивания тула к поясу и крючок для закрепления его при верховой езде. XI век.

Стрелы хранили в футлярах для стрел – «тулах» (более позднее название «колчан»). Тулы обычно были цилиндрической формы. Это были довольно узкие, расширяющиеся книзу футляры из кожи, дерева или одного-двух слоёв плотной бересты (их могли обтянуть кожей). Дно было деревянным, толщиной около 1 см. Длина тула составляла 60 – 70 см, в него помещалось около 20 стрел. Начиная с XII века появились и плоские тулы. Русские воины, конные и пешие, носили тул справа от пояса, на поясном ремне или перекидном через плечо. Причём так, чтобы горловина колчана смотрела вперёд. Воин должен был выхватить стрелу как можно быстрее, от этого зависела его жизнь.


I. Конный русский стрелец. С миниатюры Манасеиной летописи. X век
II. Древнерусский сложный лук: 1. Деревянная основа лука. 2. Вид деревянной основы лука с внутренней стороны и схема расположения на ней костяных накладок. 3. Схема расположения костяных накладок на луке (вид сбоку): а – концы с вырезом для тетивы, б – сухожилия, в – берёзовая планка, г – можжевеловая планка, д – концевые накладки с вырезом для тетивы, е – боковые накладки рукояти, ж – нижние накладки рукояти с внутренней стороны лука, з, и – узел, или место соединения концов, планок и сухожилий, к – узел, или место соединения сухожилий и костяных накладок рукояти лука. 4. Закрепление стыков деталей лука путём обмотки сухожильными нитями по клею и оклейка лука берестой. 5. Лук с тетивой после оклейки.
III. Разрез лука: а – берестяная оклейка, б – сухожилия, в – берёзовая планка, г – можжевеловая планка.

Хоролуг боевая сталь древних славян

Л.Б. Архангельский

О мечах харалужных

На протяжении всех лет, что я занимаюсь кузнечным делом приходилось сталкиваться с просьбами отковать меч - «Ну, такой типа русского. В общем, сам понимаешь!» Но вопрос о русских мечах не такой простой, как кажется на первый взгляд (и на второй тоже). Исторические и национальные корни узорчатых мечей очень смутно просвечивают через тьму лет, тем более что на сегодняшний день накопилось множество искажений и домыслов. Например, в популярной литературе как о факте пишут, что с булатными мечами столкнулся ещё Александр Македонский при завоевании Индии (IV век до Рождества Христова), но древние историки писали лишь о том что индийские мечи были сделаны из литой стали (феррум кандидум), а вот были ли они узорчатыми.

Более-менее точно известно, что грамотно, осмысленно изготовленные клинки из разных сортов железа ковали ещё приальпийские кельты. Такие «высокотехнологичные» мечи древности (VI-II век до Р. X.) нашли в Швейцарии, на дне озера близ города Ла -Тене. Однако кельты бывают разными и над тяжёлыми мечами кельтов-галлов потешались ещё римляне, потому что эти мечи гнулись уже после пары сильных ударов и их приходилось выпрямлять ногой.
Именно римлян принято считать изобретателями в полном смысле узорчатых мечей, поскольку они оставили материальные доказательства производства клинков с преднамеренно получаемым узором. Так, совершенно неоспоримо то, что к IV веку узорчатые мечи уже были широко распространены в Римской империи. Об этом свидетельствует так называемая «нидамская находка».


У побережья Дании, в бухте близ Нидама, археологи нашли три затонувших римских корабля. Вместе с другим оружием с этих судов подняли сто неплохо сохранившихся мечей. Девяносто из них имеют узорчатые клинки, а металлографические исследования показали, что их средняя часть сварена из отдельных узорчатых полос, скрученных в разных направлениях. В них отмечено высокое содержание фосфора. Приваренные лезвия были стальными с содержанием углерода от 0,3 % до 0,6 %. Средняя длина клинков 75 см при ширине около 5 см, и на них стоят клейма мастеров с германскими именами, но с римскими окончаниями - Рикус, Кокилус, Рикким. Такие мечи носят название «спада», а их владельцы римляне «официально» считаются изобретателями узорчатых мечей.

Вместе с тем ковать хорошие мечи умели не только на севере Европы, но и в других районах Римской империи. Например, о мечах привозимых из Испании (от кельтиберов?) Филон Византиец в III веке писал так: «Если нужно их испытать, то берут правой рукой меч, кладут его горизонтально на голову и сгибают на обе стороны вниз, пока не коснутся плеч. Тогда отводят быст-ро обе руки в сторону, а меч, свободно отпущенный, станет снова прямым и вернётся к своей прежней форме так, что никакой мысли о кривизне не остаётся. Сколько бы раз это ни проделывали, мечи остаются прямыми».
О прекрасных мечах, изготовленных мастерами несколько более поздних времён, говорится в письме Теодориха Великого - короля остготов - датируемом началом VI века. В этом письме он выражал признательность вождю германского племени гварнеров (вандалов) Тразамунду за присланные в подарок мечи.



Хорезмийский учёный Аль-Бируни в Х веке так описывает мечи русов: «Русы выделывают свои ме-чи из шапурхана (стали), а долы посреди них из нармохана (железа), чтобы придать им прочность при ударе, предотвратить их хрупкость. Аль-фулад (литая сталь) не выносит холода их зим и ломается при ударе. Когда они познакомились с фарандом (сплавленным узорчатым металлом), то изобрели для долов плетенье из длинных проволок, изготовленных из обеих разновидностей железа - шапурхана и нармохана. И стали у них получаться на сварных плетениях при погружении в травитель вещи удивительные и редкостные, такие, какие они желали и намеревались получить. Фаранд же не получается соответственно намерению, но он (его узор) случаен».
Уже знакомый нам Ибн-Фадлан говорит о вооружении русов, что мечи их франкские. (Современные переводчики уточняют, что «франкские» - в смысле «как у франков»). Но другой писатель, его современник Ибн-Руста (910 г.), называет русов владельцами слиманских мечей. Их сведения примиряет трактат Аль-Кинди (840 г.), в котором он пишет, что франкские и слиманские мечи схожи тем, что выкованы из нармохана и шабурхана, но узор слиманских мечей более мелкий, блестящий и редкого искусства (вспомним плетёнку из проволок). В конце концов, Аль-Кинди подытоживает, что, в сущности, франкские и слиманские мечи одинаковы.
Но на этом загадки русских мечей не кончаются. В «Слове о полку Игореве», повествующем о походе в 1185 году князя Игоря Святославича на половцев, говорится о мечах и копьях «харалужных», которыми были вооружены русские воины. Загадочные «харалужные» мечи, «харалуг» упоминаются лишь в «Слове. » и еще в «Задонщине» середины XV века, а позже при описании оружия используется слово «булат» и другие привычные термины. Вероятно, это произошло из-за постепенного прекращения производства оружия с харалужным типом узора.
Само слово «харалуг», «харалужный», произошло, как полагают, от тюркского названия узора «кара лыг» - «чёрный цветок». Отметим, что другое традиционное название «пёстро-червячного» узора римских, франкских и норманнских мечей — «розовый (цветочный) Дамаск», и вовсе не из-за того, что он розового цвета. После шлифовки и травления сваренных вместе скрученных прутков образуется характерный, состоящий из соприкасающихся полукругов узор, действительно напоминающий цветок с чёрными лепестками, поэтому названия «розовый», «чёрный цветок» или «харалужный» даже точнее, чем «пёстро-червячный», отражает сущность узора. В пользу этого говорит и тот факт, что наряду с мечами в «Слове. » упоминаются и копья «харалужные», а наконечники европейских копий того времени в большинстве своём действительно имели описанное выше строение, о чём поведал К. Антейн в своём прекрасном ис-следовании «Дамасская сталь в стра-нах бассейна Балтийского моря».
Недавно появилось ещё одно тол-кование на тему русских «харалужных» мечей. За короткое время были опубликованы четыре статьи (две из них в журнале «КАЛАШНИКОВ»), в которых сообщалось об открытии «хоролуга» - некой «боевой стали древних славян». Этот «хоролуг» заодно является и новым классом клинкового никельсодержащего металла. Нового в том смысле, что его секрет был известен только древним славянам-русам, но потом забыт и забыт настолько прочно, что его сегодняшним открывателям даже выдали патент.
По мнению авторов статей, слово «хоролуг» (он же «хоролудь») обра-зовано из двух корней: «хоро» - круг, солнце, и «лудь» - блеск, сияние. Таким образом, дословно «хоролужный» - «сияющий как солнце», а в переносном смысле - «сталь бога Солнца Хорса».
Мысль интересная, и ранее почему-то никому в голову не приходившая. Возможно, потому, что открыв академическое издание «Слова о полку Игореве», читаем там «харалуг». Можно было бы допустить звуковой переход «о» в «а» (подобно тому, как древний Москов сейчас произносится «Масква»), но в древности (XII век) такой переход был крайне, до невозможности, маловероятен. Тем более, что «солнечное» слово «хоровод» до сих пор и пишется, и произносится по старинке, через «о» - и не только в петербургской студии «Хоролуг СПб», но даже и сплошь «акающими» москвичами из студии «Харалугъ».

Озвучивая новые теории, нужно стараться, чтобы они были свежими, но не незрелыми. Похожих на правду версий можно выдвигать много, но их придётся притягивать за уши, которые будут потрескивать от недостатка фактических данных, поэтому оставим тему о харалужных мечах другим исследователям. Может быть, они смогут рассуждать на эту тему более обоснованно, когда появятся новые археологические и документальные данные, которые облегчат труд энтузиастов. Я же, затратив много сил и лет на изучение ранних узорчатых мечей, всё реже могу говорить о них с категоричной уверенностью - чего искренне и вам желаю.

Булат, дамаск, харалуг

В давней древности боги-учителя открыли вождям-кшатриям* секрет изготовления чудесных сплавов стали. Для надёжной обороны рубежей миролюбивых племён ниспослали вождям это знание. Невероятными свойствами обладала чудесная сталь. Из неё ковалось магическое охранное оружие, разящее любого врага. С тех пор владеют мастера индусов знанием изготовления булата, сирийцам известен секрет изготовления дамаска, а избранным мастерам славян - секрет харалуга.

Предания разных народов хранят память о дивных клинках и волшебных мечах.
В индуистских сказаниях говорится, что в давние времена спустились с Гималайских гор в Пенджаб боги-учителя и стали учить местных мастеров изготавливать сталь с чудесными свойствами. Так появился известный во всём мире булат - сталь для клинков острейших и упругих. Изготовленный из булата клинок легко рассекал летящий в воздухе шарф из тончайшего шифона.

Очень легко сгибалась булатная сабля, сгибалась, не ломаясь. Легенды гласят, что булатный клинок воин носил вместо пояса. А "вутцы", слитки из булата, везли из Индии в Дамаск, где местные мастера изготавливали свою сталь - "дамаск".

Пращуры же славян славились ещё более совершенным оружием - мечами харалужными. Харалужные мечи являлись непревзойдённым, уникальным оружием древности. Харалуг - славянская сталь, превосходила по своим качествам и булат, и дамаск, включая в себя их лучшие свойства.

Толкование слова "харалуг" - "сияющая сила", от древнеславянского "хара" - сила, "лудь" - сияние. Поясные клинки из "сияющей стали", что опоясывают "по бедре" немало тысяч лет были оружием славян.

Чудесным оружием владел и библейский царь Давид-псалмопевец. В псалмах Давида упоминается о мече царя псалмопевца. "Препояши меч Твой по бедре Твоей, Сильне. Красотою Твоею и добротою Твоею, и наляцы, и успевай, и царствуй истины ради и кротости, и правды, и наставит Тя дивно десница Твоя." (Пс. 44:4)

Согласно древнеславянским преданиям, пращурам нашим являлся Перун Громовержец, наделяя их сокровенным знанием именно тогда, когда в нём возникала острая необходимость.

Восстановлению тайны изготовления харалуга помогла находка новгородской кузни XI века, где обнаружили секрет изначальной технологии этого сплава. Учёные выявили, что в тигель наши предки добавляли измельченные метеориты. Используя фрагмент Сихотэ-Алиньского метеорита, они добились получения искомой субстанции.

Метеориты загадочным образом создавали условия для образования дендритных структур в виде волокнистого поликристалла, являющегося самим харалугом. Первый образец харалуга легко рассекал все, имеющиеся в наличии, виды закаленной стали.

Славяне свято хранили секрет харалуга, не соглашаясь продавать его ни за какие деньги. Они утверждали, что "удается он не каждый год". Зато добытый меч становился верной защитой, был частью организма, почти что продолжением руки. Срывался пояс-меч с бедра, энергия руки вливалась в сияющее это диво, и замирало войско злобного врага.

Скорее всего, мечи из таинственного харалуга изначально служили для того, чтобы удержать врага на расстоянии, парализуя его, сковывая его движения, чтобы пленить и обезвредить. Боги-учителя славян не учили людей убивать! Очень важно усвоить это нам - потомкам героических предков.


Из металла похожего на харалуг был меч Жанны дАрк. Легенда гласит, что святой Екатериной было указано место, где Карл Мартелл Великий зарыл свой меч, одержав победу над арабами в битве при Пуатье, 4 октября 732 года. Эта победа положила конец дальнейшему продвижению врага в Европу. Меч Карла Великого хранил в себе энергию победителя.

Марк Твен так описывает обретение Жанной этого чудесного меча:
"Голоса поведали Жанне, что существует древний меч, спрятанный под алтарем церкви святой Екатерины в Фьербуа, и она послала де Меца разыскать его. Священники ничего не знали о его существовании, но меч действительно был найден в указанном месте, зарытым в землю на небольшой глубине.
Он был без ножен и покрыт ржавчиной; священники очистили его и отослали в Тур.
Я хотел было отточить его, но Жанна сказала, что это не обязательно,
так как она не собирается никого убивать".


Прибывшие на Землю боги-учителя учили пращуров наших эффективной обороне, призывая их избегать убийства. Мечи богов являлись чем-то вроде жезлов энергетических, которыми не убивали, но останавливали неприятеля.

Харалуг славян отличался от булата тем, что в него добавлялся метеоритный металл, излучающий высокие космические частоты.


Вожди-кшатрии* - вели свое происхождение от Солнца (Сурьявамса) или Луны (Сомавамса). Вождями-кшатриями становились лучшие представители племён, ясновидцы, способные слышать богов. До некоторого времени они совмещали функции правителей и жрецов, духовных наставников своих народов.

Много вызывает мыслей.
Но.
Не о структурах стали и чугуна.
А о неких временах.
Вычеркнутых из памяти нашего Рода.
Которые лишь по отпечаткам в среде приходится восстанавливать и говорить Пути человека и человечества.
Это процесс трудный.
Подобно муравью, попавшему из заражённого ламехузами, в новый муравейник.
Пока.
Очистится муравей от "заразы" - и жизнь истекает.
Однако, Слава Роду, есть ещё письмена, позволяющие накапливать потерянное и затерявшееся в инстинктах и подсознании

Будем надеяться, что всё чудесное, необходимое нашему миру,
когда-то всё-таки проявится.
Спасибо большое за прочтение и отзыв!

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Читайте также: