Из чего состоит стальной строп

Обновлено: 06.05.2024

При подъеме и перемещении грузов на строительных и складских площадках, как правило, не обойтись без такого важного элемента такелажа, как стропы.

Стропы — это приспособления для захвата, подъема и перемещения груза, основу которых составляют канаты, тросы или цепи.

Грузоподъемные стропы незаменимы в строительстве и сельском хозяйстве, нефтегазовой и лесной промышленности, железнодорожной отрасли, но, вне зависимости от сферы применения, должны быть сертифицированы и соответствовать государственным стандартам.

При выборе вида строп важно учитывать специфику производства, климатические условия и агрессивность среды.

Виды грузоподъемных строп

  • Канатные
  • Цепные
  • Текстильные

Канатные стропы различаются, как по типу используемого материала (стальные, синтетические, пеньковые), так и по количеству ветвей. Канат сплетается из большого числа проволок или волокон одинакового диаметра. При подъеме грузов чаще всего используются стальные стропы, поскольку они обладают высокой прочностью и долговечностью, разрушаются не мгновенно и не боятся динамической нагрузки. Кроме того, стропы канатные отличаются невысокой стоимостью и простотой эксплуатации.

Из недостатков эксплуатации можно выделить их относительную жесткость и, как следствие, опасность повреждения деликатного покрытия груза или его загрязнения (в случае использования смазываемых канатов), а также большой вес стальных канатов и подверженность их коррозии.

Виды стальных канатных стропов по количеству ветвей

Одноветвевой канатный строп
Состоит из одной ветви каната.
Двухветвевой канатный строп

Многоветвевые стальные канатные стропа изготавливают из нескольких канатных ветвей, закрепленных на одном звене. Эти стропы полезны при подъеме грузов, которые необходимо зацеплять за несколько точек.

Трехветвевой канатный строп Четырехветвевой канатный строп («крановый паук») Шестиветвевой канатный строп с уравнительными блоками
Шестиветвевой канатный строп с уравнительными блоками

Шестиветвевой строп применяется для поднятия железобетонных плит. Способен выдержать вес до 8 тонн.

Универсальный строп канатный тип 1 (петлевой)
Универсальный строп канатный тип 2 (кольцевой)
Стропа канатная петлевая («чалка») состоит из одного каната с петлями на концах. Чалка хорошо проходит в отверстия и проушины и может использоваться для подъема грузов в качестве универсального канатного стропа. В случаях, когда необходима обвязка груза петлей, используется строп канатный кольцевой, представляющий собой одну канатную ветвь, замкнутую в круг.

Цепные стропы представляют собой цепи из прочных стальных звеньев, которые соединяются между собой методом сварки. Цепные стропа имеют множество преимуществ, по сравнению с другими видами строп. Они гибкие, особопрочные, их удобно хранить, они легко складываются, не боятся экстремальных температур и агрессивной рабочей среды, могут использоваться для подъема грузов с острыми кромками, легко ремонтируются, долговечны.

Недостатком является только их большой вес (в сравнении с другими видами строп), дороговизна и невозможность использования для строповки грузов с деликатными поверхностями.

Виды цепных стропов по количеству ветвей

Кольцевой строп
Состоит из цепи, замкнутой в кольцо.

Текстильные стропы изготавливают из полиэстеровой ленты, за счет чего они получаются мягкими и не портят груз при его перемещении, а также безопасны для рук стропальщиков. Стропы из текстиля легкие, компактно складываются, их удобно хранить, они не боятся контакта с морской водой, нефтью и большинством кислот, резких перепадов температур, а за счет своей эластичности хорошо выдерживают динамические нагрузки.

Из недостатков стоит выделить опасность острых кромок груза, так как они могут повредить текстильную ленту, а также то, что они могут накапливать статическое электричество при трении с поверхностью груза, а значит их нельзя использовать вблизи открытого огня. Текстильные стропы имеют разный цвет в зависимости от выдерживаемой ими нагрузки.

Виды текстильных стропов

Ленточные стропы

Ленточные стропы так же, как канатные и цепные, могут быть одноветвевыми, многоветвевыми (чалки текстильные), петлевыми и кольцевыми. Петлевые изготавливаются из одной ленты стропа с двумя петлями на концах, кольцевые – из ленты, замкнутой в круг, а одноветвевые и многоветвевые – из одной или нескольких ветвей ленточной стропы соответственно, закрепленных на общем кольце.

Круглопрядные (мягкий спансет)

Мягкий спансет представляет собой параллельно расположенные синтетические нити, собранные в пучок в виде кольца, с защитным чехлом вокруг них из плотного тканого материала. За счет своей конструкции, круглопрядные текстильные стропы обладают хорошей эластичностью и высокой грузоподъемностью, поэтому могут с успехом использоваться при подъеме и транспортировке тяжелых грузов, требующих к себе деликатного обращения.

Маркировка стропов

При покупке любого типа стропов, на бирке должна в обязательном порядке указываться следующая информация:

  • вид стропа (количество ветвей, материал)
  • длина стропа
  • грузоподъемность стропа
  • название завода-изготовителя
  • порядковый номер
  • дата тестирования стропа

Все указанные виды стропов проектирует и изготавливает на заказ «ГПО-Снаб». Подобрать и заказать стропы от производителя вы можете в нашем каталоге.

Цепные стропы. Виды и нормы браковки

цепные стропы

При строповке тяжёлых и габаритных грузов предпочтение часто отдаётся цепным стропам. Они, в сравнении с канатными, имеют увеличенную гибкость, а также расширенный температурный диапазон применения, что и используется при перемещениях «горячих» грузов. Кроме того, цепные стропы гораздо легче выбраковывать. Достаточно установить факт механического повреждения материала одного из звеньев.

Маркировка и грузоподъёмность цепных стропов

Цепные стропы имеют типовую конструкцию: цепь, состоящая из нескольких звеньев, два переходных звена и опционно – концевое овальное звено, которое может соединяться с переходными звеньями разъёмным, либо неразъёмным способами. Ключевой классификационный признак – количество цепей. По этому параметру различают:

  1. Стропы одноветвевые (маркируются 1СЦ).
  2. Стропы двухветвевые (2СЦ).
  3. Стропы трёхветвевые (3СЦ).
  4. Стропы четырёхветвевые (4СЦ).
  5. Стропы в виде единичной цепной ветви, которая может быть разомкнутой (ВЦ), и замкнутой, в виде кольца (УСЦ-К).

Цепные стропы более сложного исполнения получают комбинированием вышеперечисленных видов.

маркировка цепных стропов

Классификацию цепных строп производят также по их грузоподъёмности, которая определяется классами прочности отдельных частей приспособления. Чем выше класс прочности, тем меньше удельная материалоёмкость цепных строп, и выше их долговечность.

На практике используются стропы следующих классов прочности:

  • 3-го класса – предельная грузоподъёмность при температурах до 200ºС – не более 100 кг;
  • 5-го класса – предельная грузоподъёмность при температурах до 200ºС – не более 300 кг;
  • 8 класса – предельная грузоподъёмность при температурах до 200ºС – не более 800 кг;
  • 10 класса — предельная грузоподъёмность при температурах до 200ºС – не более 1200 кг;
  • 12 класса — предельная грузоподъёмность при температурах до 200ºС – не более 3150 кг;

Нагрузки указаны из расчёта на одну цепь. При повышении температуры эксплуатации более, чем 200ºС допустимые нагрузки снижаются на 10…15%.

Внутри каждого из классов, цепные стропы различают также по диаметру цепного звена. Приведенные выше нормативы соответствуют изделиям, диаметр цепи для которых имеет минимальное значение, предусмотренное стандартом. Например, цепная стропа класса прочности 10 с диаметром звена не 4, а 22 мм, обладает установленной грузоподъёмностью 22 т.

стропы цепные гост 25573 82

ГОСТ на немеханизированные исполнения цепных строп отсутствует, поэтому их изготовление производится согласно нормативным требованиям РД 11-07-2007. В стандартное обозначение данных приспособлений вводят такие их характеристики как класс прочности, условное наименование/тип, установленную для диапазона температур -40º…+200ºС грузоподъёмность и длину в мм. Например, обозначение 10-4СЦ-17,0-6500 соответствует грузовому канатному стропу 10 класса прочности, четырёхветвевому, с допустимой нагрузкой на каждую ветвь 17 т, длиной 6500 мм. В обозначение могут входить и дополнительные элементы, например, климатический класс.

Цепные стропы могут комплектоваться не только захватными крюками, но также концевыми ограничителями, что отмечается в паспорте на изделия.

Класс прочности данных изделий определяется маркой стали, из которой производятся цепные звенья. Для цепных строп 3 и 5 классов звенья изготавливаются из стали Ст.3 ГОСТ 380, что удобно для последующей сварки. В остальных случаях звенья производят из цементуемых конструкционных сталей типа Сталь 20 ГОСТ 1050. Для особо тяжёлых условий эксплуатации звенья и соединительные элементы выполняют из низколегированных строительных сталей типа 18Г2С или 20ГС по ГОСТ 19281.

цепной строп цена

Строп цепной 4СЦ

Полнокомплектные четырёхветвевые цепные стропы состоят из:

  1. Цепных ветвей ВЦ.
  2. Верхнего и нижнего концевых звеньев, при этом в качестве верхнего звена может использоваться крюк.
  3. Захватного органа.
  4. Промежуточных звеньев (используются в тех случаях, когда электросварка, как способ соединения звеньев не может быть использована).
  5. Ограничителя (применяется для предотвращения раскрытия строп на нерекомендуемый по соображениям безопасности угол).

Диапазон оптимального использования стропов данного типа – грузы общей массой от 2500 кг до 26500 кг (в первом случае размеры цепного звена составляют 6×18 мм, а во втором — 20×60 мм; первая цифра в обозначении указывает на диаметр цепи, а вторая – на длину звена).

четырёхветвевой строп 4сц

Стропы 4СЦ запрещается применять при температурах менее -40ºС, когда работа грузозахватного приспособления сопровождается периодическими ударными нагрузками. Для повышения долговечности своей эксплуатации цепные стропы могут изготавливаться с поверхностным покрытием по методу воронения (так называемые «чёрные стропы»). В результате такой обработки образуется поверхностная плёнка, состоящая из высокотемпературных оксидов железа. Наличие такой плёнки блокирует коррозионные процессы, активность которых особенно возрастает при эксплуатации цепных строп в кислых средах, имеющих показатель РН

Основными показателями, которые обеспечивают безопасную эксплуатацию четырёхветвевых цепных строп, считаются:

  • Предельная нагрузка на цепное звено. Нормативный запас прочности принимается в соотношении 4:1;
  • Угол раскрытия между крайними ветвями, который не должен превышать 90º;
  • Соответствующий условиям использования класс прочности (определяет гибкость стропа).

цепной паук


Цепные стропы типа 4СЦ (на сленге строителей такие стропы называются «цепной паук») являются наиболее универсальным исполнением цепных строп, поскольку в полной мере учитывают нестандартность конфигурации поднимаемого груза. Их основными эксплуатационными преимуществами являются:

  • Повышенная ремонтопригодность: при выявленной пластической деформации одного из звеньев (эффект ползучести материала) достаточно укоротить все ветви стропа на одно звено;
  • Жёсткость цепи, которая практически не зависит от условий применения;
  • Возможность перемещать грузы, которые имеют острые грани и кромки;
  • Удобства при хранении (стропы данного типа легко складываются и раскладываются);
  • Минимальный удельный вес приспособления в расчёте на массу поднимаемого с его помощью груза.

Цепные стропы 4СЦ легко агрегатируются с иными деталями захватных приспособлений, например, скобами различного вида (в том числе, и изготавливаемыми по чертежам заказчика).

Нормы браковки цепных стропов

Требования межотраслевых норм безопасного проведения погрузочно-разгрузочных работ РМ-07-2008 предусматривают периодическую проверку работоспособности грузовых строп, в том числе, и цепных. Такая браковка производится уполномоченными на то лицами не реже, чем раз в 10 дней (исключение составляют редко применяемые стропы, для которых срок выбраковки по согласию с органами Госгортехнадзора может быть увеличен до момента очередного использования цепных строп).

Цепные стропы осматриваются с целью выявления таких дефектов, как целостность цепей, крюков, скоб, захватов, наличия поверхностных трещин, частичного повреждения сварного шва и т. д.

браковка цепных строп

Критериями браковки рассматриваемых приспособлений являются:

  1. Отсутствие паспорта на стропы, в котором отмечен год выпуска изделия, даты предыдущих его осмотров, отсутствие чётко различаемой маркировки на звеньях и тому подобная информация.
  2. Разность длин отдельных ветвей стропа при его свободном подъёме превышает 15 мм.
  3. Звенья ветвей – целостные, однако длина звена увеличена (по сравнению с нормативной) более чем на 5% от первоначального значения.
  4. Поперечное значение диаметра звена цепи в любом месте своего контакта со смежным звеном, скобой или крюком уменьшено на 8%, причём по поверхности звена имеются следы износа – борозды, местные выемки и т. д.
  5. Хотя бы на одном из соединительных элементов цепного стропа отсутствуют предохранительные замки.
  6. Металл крюков, скоб, и сварных звеньев имеет окисную плёнку, поверхностные трещины, волосовины, а сварной шов – несплошной.
  7. Хотя бы одно из звеньев цепи имеет поперечную деформацию, которая заключается в повороте звена относительно общей оси стропа.

бирка цепного стропа

Общая проверка несущей способности цепных стропов выполняется следующим образом. Изделие нагружается статическим усилием, которое в 4 раза превосходит указанное в паспорте. Снятие усилия производится не ранее, чем через 3 минуты. Цепной строп, который после такого испытания не получил перечисленных выше повреждений и деформаций, считается годным к дальнейшей эксплуатации.

При обнаружении хотя бы одного из указанных отклонений от нормы, цепной строп выбраковывается, причём его ремонт не допускается. Если изделие находится на гарантии производителя, то его замена годным цепным стропом того же исполнения производится в сроки, указанные в паспорте.

Цена цепных стропов зависит от их исполнения и допускаемой грузоподъёмности. Для приспособлений типа 1СЦ она колеблется в пределах 1500…15000 руб., 2СЦ – 2000…20500 руб, 4СЦ — 4000…60000 руб. за комплект.

Канатные стропы. Проверяем надёжность стальной проволоки

канатные стропы

Канатные стропы – один из наиболее распространённых видов грузозахватных приспособлений. Это объясняется их надёжностью, простотой в обслуживании, а также демократичностью цен от производителей подобных приспособлений. Они сочетают в себе высокие эксплуатационные параметры, достаточно гибки, и признаны самыми безопасными среди крановщиков и стропальщиков. В чём же их секрет?

Конструкция и гост

Канатные стропы имеют простую конструкцию: это стальной канат, который на обоих концах имеет петли для надёжного присоединения со смежными деталями – звеньями или крановыми крюками. На конце таких петель предусматриваются стальные коуши — округлые, треугольные или каплеподобные оправки. Сечение коуша имеет форму жёлоба. При этом уменьшается фрикционный износ канатов, и более равномерно распределяются нагрузки, действующие на стропы. Коуши производят из низкоуглеродистых конструкционных сталей типа Сталь 15 по ГОСТ 1050, и после штамповки подвергают цементации.

Конструктивно различают ветвевые и петлевые канатные стропы. В первом случае стропы включают в себя несколько отдельных ветвей, которые соединяются между собой звеньями из конструкционной стали и заканчиваются крюком. Петлевые стропы не оснащаются крюками, и предназначены для фиксации поднимаемого груза путём его обвязки по контуру. Такие звенья используются для последующего навешивания канатного стропа на крюк мостового крана или кран-балки.

стропы канатные стальные

Технические требования к производству и эксплуатации канатных стропов регламентируются ГОСТ 25573 и РД 10-33-93.

Стальной канат стропа – наиболее ответственная его часть, которая определяет эксплуатационную долговечность и грузоподъёмность приспособления. Для изготовления канатов применяется тянутая проволока из высокоуглеродистых сталей по ГОСТ 1050 марок от стали 60 и выше. В зависимости от требующейся грузоподъёмности, диаметр проволоки принимается в пределах 0,8…2,0 мм. Собственно канат получается сплетением нескольких проволок относительно сердечника в одну или несколько прядей. Свивка – преимущественно двойная, крестовидная. ГОСТ 25573 предусматривает использование для этих целей обычной проволоки, между слоями которой обязательно нанесение специальной канатной смазки. Если канат изготавливается из оцинкованной проволоки, то необходимости в такой смазке нет.

устройство каната

Сердечник канатного стропа выполняется из прочного пористого материала — пеньки, который обладает способностью впитывать смазку и одновременно придаёт изделиям достаточную эластичность. Это позволяет в нерабочем состоянии легко укладывать канатные стропы в бухты. Одновременно пеньковый сердечник придаёт стропам необходимую устойчивость, предотвращая поперечную деформацию прядей от рабочей растягивающей нагрузки. Гораздо реже, при необходимости постоянной транспортировки огнеопасных грузов, в канатных стропах используют сердечники из асбеста. Если температура транспортируемого груза превышает 400ºС, то сердечник изготавливается стальным.

Выбор типоразмера канатного стропа выполняют по его предельной грузоподъёмности, учитывая, что нормативный коэффициент запаса по нагрузке, согласно РД 10-33-93, не может быть менее 6.

Маркировка канатных стропов

Различают следующие исполнения канатных строп:

  1. Одноветвевые (маркируются 1СК).
  2. Двухветвевые (маркируются 2СК).
  3. Трёхветвевые (маркируются 3СК).
  4. Четырёхветвевые (маркируются 4СК).
  5. Универсальные прямые (маркируются УСК-1).
  6. Универсальные кольцевые/замкнутые (маркируются УСК-2).

маркировка канатных стропов

Универсальные канатные стропы УСК относятся к устройствам облегчённого типа, а потому не имеют в своей конструкции коушей или иных ограждающих канат жёлобов. Вместо них для стропов типа УСК-2 предусматриваются винтовые зажимы или обжимные конусные втулки, которые изготавливаются из алюминия. Они не должны иметь острых граней и кромок, о которые может перетираться канат. Нагрузка на все ветви должна распределяться равномерно.

Одноветвевой канатный строп может быть с коушем, либо без него. Ограниченная грузоподъёмность таких устройств обуславливает их использование преимущественно в ремонтных работах.

Более функциональны двухветвевые исполнения. Такие канатные стропы состоят из:

  • Двух свитых канатов;
  • Зажимных втулок;
  • Коушей;
  • Крюков;
  • Треугольного соединительного звена – незамкнутого, с пластиной или замкнутого.

Выбор типоразмера производится по двум параметрам – длине стропа и суммарному диаметру каната.

Четырёхветвевой канатный строп 4СК представляет собой собой пару совместно используемых двухветвевых приспособлений. Такие конструкции иногда называют «строп-паук». Здесь используется более прочное соединительное звено, изготавливаемое из проволоки/прутка большего диаметра.

строп 4ск


Строп канатный петлевой (СКП) представляет собой отдельную ветвь грузоподъёмного каната, концы которого соединяются между собой свивкой или опрессовкой. Длина свободного конца каната после места его крепления должна быть не менее 6 его диаметров d.

Цена опрессованных исполнений ниже, однако, в этом случае используются менее гибкие канаты, свитые из проволоки увеличенного диаметра. Плетёные стропы применяются для обвёртывания перемещаемого груза, они позволяют более плотно пригнать строп по нужной конфигурации.

Стропы СКП с навивкой выпускаются грузоподъёмностью от 0,5 до 16 т, при длине L от 1 до 8 м. Плетёные стропы аналогичной конструкции изготавливаются для транспортирования грузов массой от 0,5 до 8 т, в том же диапазоне длин.

строп петлевой канатный

Маркировка канатных строп включает в себя обозначение каната и соединительного звена, а также длину и грузоподъёмность рассматриваемых приспособлений. Вся информация об устройстве наносится на маркировочную бирку, без наличия которой эксплуатация канатных строп не разрешается.

Маркировка каната состоит из его диаметра, обозначения механических характеристик материала (предела временного сопротивления в МПа), а также способа свивки. ГОСТ 3077 предусматривает и дополнительные обозначения, определяющие долговечность применения каната.

Сокращённая маркировка канатных строп включает в себя тип приспособления, его длину, грузоподъёмность, наименование предприятия-изготовителя, а также сведения о предыдущем испытании стропа (месяц и год). Например, обозначение 4СК-4,0/6000 определяет изделие как четырёхветвевой канатный строп с предельной нагрузкой 4 т и длиной 6000 мм.

Нормы браковки канатных стропов

Периодическая проверка канатных строп обязательна, поскольку из-за явления ползучести металла происходит малозаметная пластическая деформация проволоки каната, что может вызвать его разрыв даже под нагрузкой, которая не превысила предельную.

Основаниями для браковки считаются:

  1. Трещины и надрывы поверхности проволок стального каната.
  2. Износ зева соединительного кольца в месте его соединения с крюком, которое превышает 10% от первоначального его диаметра.
  3. Угловая или линейная деформация соединительных элементов стропа, превышающая 10% (поворот, изгиб крюка или соединительного звена).
  4. Отсутствие соединительного замка, маркировочной бирки или паспорта на приспособление.

Процесс выбраковки происходит в следующей последовательности. Вначале визуально осматривают канат с целью выявления возможных обрывов проволоки. При L = (1…3)d допускается не более 4 обрывов, при L = (3…6)d – до 6, при L = (7…30)d – до 16.

браковка канатных стропов

Далее производится осмотр самого стропа. Браковочными признаками являются: наличие выступающих частей проволоки, её перегиб и перекручивание, наличие узлов, следов коррозии, видимое уменьшение диаметра проволоки на величину более 10% от его первоначального значения, температурная деформация каната. Недопустимо сращивание отдельных частей строп.

Замер диаметра каната выполняют в самом широком его сечении, по выступающим элементам прядей.

Для повышения эксплуатационной долговечности канатных строп их необходимо применять лишь для транспортировки химически неактивных грузов и при температурах от -45 до +40 0 С. Не рекомендуется применение данной конструкции строп при резких динамических воздействиях на груз.

Цена канатных строп определяется их конструкцией и эксплуатационными размерами. Для строп 1СК ценовой диапазон составляет 1500…9000 руб., для 2СК – 1800…18000 руб., для 4СК – 2000…2300 руб., для УСК – 150…11000 руб.

Текстильные стропы. Маркировка и грузоподъёмность

текстильные стропы

Цепные стропы, при всех своих положительных качествах (касающихся, прежде всего, грузоподъёмности) всё же недостаточно мобильны, и отличаются заметным собственным весом. Вместе с тем во многих случаях от строп требуется удобство фиксации грузов, причём весьма различных конфигураций. Такими качествами обладают текстильные стропы.

Материалы текстильных строп

Современные текстильные стропы производятся из прочных искусственных тканевых композиций, которые нечувствительны к перепадам температуры, обладают высокой эластичностью и достаточными значениями сопротивления на разрыв. Выбор тканевых химических композиций для изготовления строп основан на безусловном выполнении требований РД 24-СЗК-01-01, в котором указываются механические требования к данным изделиям. Исходным материалом является лента, которая производится из химических волокон одного из трёх видов – полиамида (РА), полиэстера (PES), полипропилена (ПП). Основные требования к вышеперечисленным материалам состоят в следующем:

  • Предельная температура поверхности груза, который фиксируется стропами, не должна превышать 100ºС;
  • Минимальная температура груза не должна быть ниже -40ºС;
  • Остаточная деформация материала после использования строп не должна превышать 10…15%;
  • При температурах, превышающих 160…170ºС, стропы не должны возгораться, а только плавиться с незначительным деформированием;
  • Коэффициент относительного водопоглощения материалов строп не может быть выше 2…4%;
  • Текстильные стропы должны быть устойчивы к воздействию кислот, щелочей и других агрессивных сред;
  • Ленты не должны впитывать смазки, масла и прочие жиры.

ленточные и кольцевые стропы

Использование иных материалов для производства текстильных строп – в частности, капрона, полипропилена, лавсана и т. д. – допускается лишь тогда, когда фактические значения вышеприведённых параметров заведомо ниже расчётных на 20…30%. Полипропиленовые волокна не рекомендуются к использованию в стропах, которые предназначены для операций с огнеопасными грузами.

Отраслевые правила безопасной эксплуатации эластичных грузоподъёмных приспособлений устанавливают также требования, касающиеся механической прочности и целостности текстильных строп. Не допускается наличие на поверхности таких дефектов, как частичный срез отдельных волокон, их истирание, прожог, скручивание и остаточная деформация выше предельно допустимой. Нельзя использовать для соединения строп нити из другого материала, а принцип плетения ленты должен минимизировать её механический износ.

Для повышения долговечности текстильные стропы иногда покрываются защитными лентами. Такие ленты не должны снижать установленный предел растягивающих нагрузок, обеспечивать плотное прилегание к основному материалу стропа, независимо от характера груза, а также снижать трение между стропом и грузом при его фиксации на транспортном средстве.

стропа текстильные гост

Виды и классификация

Текстильная стропа состоит из двух петель и ленты – свободного отрезка материала между петлями. Длина лент определяет технологические возможности строповки груза. Практическое применение нашли два вида текстильных строп – петлевые и кольцевые. Технологически они различаются разным способом присоединения петлевой части к ленточной.

Петлевые стропы (обозначаются СТП) могут изготавливаться тремя способами:

  1. Сквозным прошиванием ленты своей изнаночной стороной без предварительного скручивания.
  2. Формирования петли путём скручивания концевой ленточной части в кольцо Мёбиуса, в результате чего ширина петли уменьшается, а её жёсткость возрастает.
  3. Складыванием ленточной части вдвое, что соответственно увеличивает прочность петли, но сопровождается повышенным расходом материала.

грузоподъёмность текстильных строп

Поскольку петли воспринимают на себя всю нагрузку, а также непосредственно контактируют с крановым крюком, то сдвоенная петля будет обладать наибольшей долговечностью, а плоская – наименьшей.

Текстильные кольцевые стропы (обозначаются СТК) имеют овальное поперечное сечение, и отличаются повышенной жёсткостью. Однако их прилегание к поверхности груза хуже, чем у ленточных строп. Такие стропы применяются для фиксирования длинномерных грузов. Их цена превышает цену ленточных строп на 10…20%. Для более мягкого охвата кольцевые стропы производятся круглопрядными, и маркируются обозначением СТКК.

кольцевые текстильные стропа

Текстильные стропы часто комплектуются овальными стальными кольцами, которые при помощи соединительных скоб навешивают стропы на крюк крана. Применение таких колец снижает износ петли. Для изготовления колец используют строительные среднеуглеродистые стали марок 30ГС или 40Г2, которые подвергаются закалке. В зависимости от количества таких колец различают одно- и многоветвевые стропы. Грузоподъёмность последних при той же ширине, толщине и способе присоединения концов всегда выше. Кроме того, многоветвевые текстильные стропы более равномерно распределяют нагрузку по контактной поверхности крюка, и способствуют более надёжной фиксации кольца в зеве крюка.

Классификацию текстильных строп выполняют не только по их исполнению, но и по допускаемой грузоподъёмности. В частности, одноветвевые текстильные стропы выпускаются в диапазоне ширины от 30 до 3000 мм, при длине от 0,8 до 3 м. Они позволяют безопасно фиксировать грузы массой от 500 кг до 20 тонн. Допускаемая высота прогиба таких строп в нагруженном состоянии не должна быть менее 2 м, поскольку в этом случае угол охвата груза выходит за безопасные пределы (допускается не более 120º). Количество ветвей указывается в маркировке стропы: например обозначение 1СТК указывает на одноветвевую кольцевую текстильную стропу, 4СТП – на четырёхветвевую ленточную и т. д. С увеличением количества ветвей длина стропы уменьшается, что связано с улучшением условий охвата крюка одновременно несколькими кольцами.

стропы стп и стк


Текстильные стропы классифицируются также и по количеству слоёв ленты: при повышенных нагрузках они могут быть двух- и даже трёхслойными. В результате допускаемая нагрузка может быть увеличена на 40…50%.

Важным элементом маркировки текстильных строп является их цвет. Он указывает на предельную грузоподъёмность приспособления:

  • Фиолетовый – грузоподъёмность не более 1000 кг;
  • Зелёный — грузоподъёмность не более 2000 кг;
  • Жёлтый — грузоподъёмность не более 3000 кг;
  • Серый — грузоподъёмность не более 4000 кг;
  • Красный — грузоподъёмность не более 5000 кг;
  • Коричневый — грузоподъёмность не более 6000 кг;
  • Синий — грузоподъёмность не более 8000 кг;
  • Оранжевый — грузоподъёмность более 10000 кг.

Хотите знать всё про цепные стропы?

Правила осмотра и выбраковки текстильных строп

Периодичность осмотров зависит от интенсивности применения текстильных строп. При редком их использовании достаточно визуальным путём убедиться в отсутствии поверхностных дефектов. Однако если рассматриваемые приспособления применяются ежедневно, их ревизия должна выполняться не реже трёх раз в месяц, что регламентируется отраслевыми нормативными документами.

Каждая стропа снабжается бирками, в которых указывается срок предыдущей проверки и допускаемое испытательное усилие (оно должно превышать номинальное не менее чем в 7 раз). В ходе проверки устанавливают:

  1. Состояние лент, колец и соединительных скоб.
  2. Исправность защёлкивающихся элементов: карабинов, крючков и т. п.
  3. Наличие отчётливого клейма о технологических возможностях строп.
  4. Отсутствие пятен от кислот и щелочей, независимо от их площади.
  5. Отсутствие расслоения многослойных строп (допускается на длине не более 200 мм по среднему ряду и 100 мм – по крайнему ряду).
  6. Отсутствие любых поверхностных трещин на стальных деталях.

ленточные текстильные стропы

Не должны допускаться к использованию стропы, имеющие порезы (как продольные, так и поперечные), узлы и разрывы, длина которых превышает 100 мм. На лентах должны отсутствовать любые прожоги и отверстия.

На бирках текстильных строп указывается значение проверочной нагрузки, ГОСТ или ТУ, по которым изготовлено изделие, материал, температурные пределы применения, фактическая длина стропы и её марка. Может указываться и дополнительная информация, например, об особенностях строповки отдельных грузов.

Приобретение текстильных строп должно производиться только у проверенных производителей, систематически занимающихся выпуском подобной продукции. Цена на такие изделия колеблется в пределах от 400 до 1000 руб. — для простых одноветвевых строп, от 1500 до 5000 руб. – для многоветвевых и многослойных.

Стропы – специальные приспособления, которые служат для перемещения с одного места на другое различных грузов. Они нашли широкое применение в следующих сферах:


При перемещении груза он должен надежно удерживаться в неподвижном положении, что обеспечивается, в первую очередь, прочностью и надежностью строп. По причине потенциального травматизма, значительного ущерба из-за обрыва подобные изделия подлежат обязательной сертификации и периодическому контролю их состояния с выбраковкой при наличии дефектов.

В зависимости от специфики перемещаемого груза стропы изготавливают следующих видов:

Цепные стропы - из чего изготавливают, виды и преимущества

Из чего изготавливают цепные стропы
Изготовленные цепные стропы
Цепные стропы при грузозахватных работах

В основе подобных изделий лежат многозвеньевые цепи, которые одевают на овальное кольцо. У подобных строп отмечают следующие преимущества:

  • ремонтопригодность (при необходимости, можно заменить одно или несколько поврежденных звеньев);
  • возможность изменения длины ветвей за счет корректировки количества звеньев цепи;
  • хорошая гибкость, что предотвращает повреждение груза;
  • широкий выбор вариантов крюков;
  • стойкость к высоким и низким температурам, огню, воздействию пламени;
  • высокая прочность (грузоподъемность одной цепи 12 класса достигает 3150 кг).

Одновременно цепные стропы имеют довольно большой вес, что необходимо учитывать при использовании грузоподъемной техники. Сегодня для выполнения грузовых работ используют следующие виды цепных строп:

    – состоят из 1-й ветви; – включают уже 2-е стальные ветви, что повышает максимальную грузоподъемность (наиболее универсальный вариант для строительной сферы); – состоит из 4-х ветвей (еще часто подобные стропы называют пауками), что позволяет перемещать негабаритное оборудование либо груз;
  • ВЦЦ (ветвь цепная) – используют обычно для соединения груза с техникой, в качестве запасной части при ремонте; – строп, соединенный в кольцо, что позволит использовать его при подъеме негабаритного груза, предметов с острым краем.

Текстильные стропы - из чего изготавливают, виды и преимущества

Из чего изготавливают текстильные стропы
Изготовленные текстильные стропы
Текстильные стропы на производстве

Для их изготовления используют прочные искусственные ткани (полиамид, полипропилен, полиэстер). Это по сравнению с металлическими позволяет значительно снизить вес, упростив применение строп на производстве. Кроме этого, выбор в их пользу имеет следующие преимущества:

  • минимальный занимаемый объем при хранении, транспортировке;
  • стойкость к воздействию агрессивных химических веществ;
  • хорошая гибкость и эластичность, что позволяет работать с хрупкими грузами;
  • стойкость к разрывам;
  • стойкость к температурным перепадам.

Для удобства использования в зависимости от грузоподъемности (она может достигать 10 000 кг) текстильные стропы окрашивают в разные цвета, что упрощает идентификацию. Также они отличаются между собой количество слоев ткани и длиной, позволяя подобрать оптимальный вариант для каждого конкретного случая.

Текстильные стропы делят на петлевые и кольцевые. Первые представляют ленту, у которой на двух концах расположены петли. Для получения последних используют следующие решения:

  • утолщение ленты методом ее складывания вдвое;
  • скручивание на концах в так называемое кольцо Мебиуса, что уменьшает ширину петли, но значительно увеличивает ее жесткость;
  • прошивание без последующего скручивания.

Кольцевые текстильные стропы имеют овальное поперечное сечение. Эта ухудшает прилегание их к поверхности, но позволяет проще перемещать негабаритные длинные грузы.

Канатные стропы - из чего изготавливают, виды и преимущества

Из чего изготавливают канатные стропы
Изготовленные канатные стропы
Изготовленные канатные стропы в разрезе

Применение канатных строп дает следующие преимущества:

  • широкий температурный диапазон эксплуатации;
  • постепенный износ и простота дефектовки;
  • возможность износа;
  • стойкость к динамическим нагрузкам;
  • гибкость.

С конструктивной точки зрения все канатные стропы делят на петлевые и ветвевые. Первые используют для обмотки, фиксирования груза, а вторые, как правило, состоят из нескольких ветвей, которые соединены с крюком.

Специфика использования строп

Потенциальная опасность и значительный ущерб при падении с высоты груза требуют внимания со стороны персонала к соблюдению правил эксплуатации текстильных, канатных и цепных строп. В частности, поднимаемый груз должен соответствовать грузоподъемности, находиться в неподвижном положении, что предотвратит его срыв после подъема. Также обязательно каждые 10 дней выполняют при постоянной эксплуатации проверку состояния строп. В зависимости от их вида контролируют следующие моменты:

  • цепные стропы: отдельные звенья не должны быть деформированы, в наличии все предохранительные замки, сварной шов сплошной, бирка на месте;
  • текстильные стропы: на поверхности отсутствуют прожоги, потертости, надрывы ткани и другие дефекты, которые свидетельствуют о снижении прочности;
  • канатные стропы: отсутствие надрывов на ленте, износ отдельных элементов и соединительного кольца не должен превышать 10%, бирка на месте.

При наличии хоть одного дефекта изделия отбраковываются и использовать их для подъема груза запрещено.

Где купить грузовые стропы

Если для выполнения грузоподъемных и других работ вам необходимы канатные, текстильные либо цепные стропы, то купить их можно в нашей компании. Мы непосредственно их изготавливаем и каждому покупателю предлагаем следующие преимущества:

  • доступную цену за счет отсутствия посредников;
  • широкий выбор строп в наличии на складе;
  • возможность изготовления под заказ клиента;
  • высокое качество.

Получить дополнительную информацию и запросить счет на оплату можно по бесплатному телефону 8 (800) 550-93-95 либо оставив заявку на сайте нашей компании. Мы гарантируем оперативную подготовку счета и предоставление консультаций, помощи в выборе конкретных вариантов стропов для решения конкретной вашей задачи.

Читайте также: