К паустовский стальное колечко 3 класс

Обновлено: 16.05.2024

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки со словами, индивидуальные карточки, карточки для работы в парах, “Толковый словарь русского языка” С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой.

1. Организационный момент.

Итак, друзья, внимание.
Прозвенел звонок,
Садитесь поудобнее,
Начнём же наш урок.

2. Проверка домашнего задания

- Начнём наш урок следующими словами.

“Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги”.
К. Г. Паустовский

Автор этих строк Константин Георгиевич Паустовский. Это обращение к нам с вами его читателям. (Слайд№2)

- Почему я выбрала для урока это высказывание?

(Дома мы должны были познакомиться с произведением К. Паустовского)

- Что можем рассказать о Константине Паустовском?

Сведения об авторе (дети)

-Что вы можете сказать об авторе произведения.

1. Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве в семье железнодорожного служащего. Учился в Киеве в гимназии. Много читал, писал стихи.

2. В последнем классе гимназии был напечатан первый рассказ. После этого он решил стать писателем. Паустовский работал кондуктором, рабочим на заводе, санитаром. Он много путешествовал по России. Каждая поездка - это книга.

3. Во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом.

4. В своих произведениях он изображал нашу родную природу, наш народ и нашу историю.

5.Он очень хотел, чтобы все люди были счастливы.

- Какое произведение вы читали дома? («Стальное колечко»)

- Почему произведение называется так?

- Почему люди носят кольца?

В давние времена кольцо на руке человека было не просто украшением. Оно представлялось людям источником особой силы. Например, круглые кольца служили талисманом. Такой талисман был всегда на руке и помогал хозяину.

- В чём вы видите назначение этого стального колечка? (нести добро людям)

Эпиграфом нашего урока я сегодня выбрала слова “Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье”. Древнегреческий ученый Платон.

-Вам понравилось произведение Константина Паустовского? (ответы детей)

-Чем понравилось? Кто из персонажей понравился вам больше всех? (Варюша) Как вы себе ее представили? (ответы детей)

- Дома вы были в роли читателей.

- Поднимите руку, кто считает, что дома был внимательным
читателем?

- Сейчас проверим, проведем игру «Верно или неверно»

Мини тест "Самый внимательный". Поработай в паре.

Рядом с предложениями напиши да или нет.

1. Дед Данил и Варюша жили в деревушке Моховое. (Нет)

2. В субботу Варюша пошла за махоркой в соседнее село Переборы. (Нет)

3. На платформе девочка встретила двух бойцов. (Да)

4. Боец попросил подарить ему махорки. (Нет)

5. Боец отсыпал в карман шинели добрую горсть махорки. (Да)

6. Боец надел Варюше на средний палец маленькое серебряное колечко. (Нет) (Стальное - из твёрдого серебристо-серого металла.)

Проверка с доски: Нет, нет, да, нет, да, нет.(Слайд№6)

У кого все ответы совпали – тот может себя назвать внимательным читателем.

3. Актуализация знаний

- Какие вопросы по содержанию текста вы составили? ( Где жила Варюшка с дедом? Как звали деда? Куда Варюшка пошла за махоркой? Кто такой Сидор? С кем Варюшка встретилась в Переборах? Какой подарок она получила?)

Словарная работа. Определение значения слова

Вчера на уроке при знакомстве с произведением мы находили незнакомые слова и выражение. Что мы с ними делали? (Определяли значение слов).

- Как мы это делали? (Работали с толковым словарем, с Интернетом) Для чего нам нужна была такая работа? (Чтобы понять текст, его осознать)

-Проверим, умеете ли вы соотносить слово и его значение.

У каждой группы есть карточки со словами и их значениями. Вам необходимо распределить карточки со словами между участниками группы, а каждому участнику подобрать к своему слову лексическое значение

Какому слову нет карточки с лексическим значением? (ЛЕЩИНА)

Можете ли дать определение этому слову? (нет))

Что будем делать? (искать значение в словаре).

Я предлагаю двум детям найти объяснение слова в толковом словаре, а двум другим найти предложение в тексте Паустовского с этим словом. (учебник стр.35)

(Группа детей работает с толковым словарем, остальные проверяют выполнение задания)

Пока группа детей работает с толковым словарем и учебник, остальные по предложенным картинкам определяют слово и значение.

-Я показываю картинку, в каждой группе встает тот, у кого слово, обозначающее предмет, изображенный на картинке, и читает объяснение слова.

Проверка выполненной работы по определению слова “лещина” Учащиеся зачитывают определение слова из толкового словаря и отрывок из произведения “Стальное колечко”, в котором употребляется это слово.

Найдите на следующих картинках лещину.

https://urok.1sept.ru/articles/660190/img3.jpg

А где можно узнать информацию об этом растении? (в энциклопедии, в учебниках окр.мира и т.д.)

Посмотрите на правую ладонь.

- Повторите, название пальцев на руке? (Хором по правой руке, а затем по левой.)

- Какие чудеса можно было совершить с помощью волшебного колечка?

- Называем палец и соответствующее чудо.

· безымянный - большущая радость

· указательный - увидишь весь мир

4 Совместное открытие знаний.

Формулирование темы урока. Постановка целей урока.

-Можем ли мы по названию произведения узнать жанр? (нет)

-Прочитав произведение, можете ли определить, к какому жанру относится произведение?

-Над чем нам сегодня предстоит поработать? (Стальное колечко – рассказ или сказка?)

Сформулируйте тему и цель урока . (К.Паустовский “Стальное колечко”. Рассказ или сказка?)

Цель – Определение жанровой принадлежности произведения.

Что нам нужно для того, чтобы выяснить, к какому жанру относится произведение “Стальное колечко”? (Вспомнить, что такое рассказ и что такое сказка. Знать содержание произведения. Уметь находить признаки рассказа и сказки в произведении)

Задачи урока я предлагаю сформулировать так:

1. Выделить признаки рассказа и сказки в произведении “Стальное колечко”

2. Развивать умение анализировать текст, находить художественные особенности

3. Развивать навыки сознательного чтения

4. Пополнять словарный запас

5. Формировать потребность к книге, чтению

6. Формировать понятие “Родина”, воспитывать потребность заботиться о близких людях, любить родной край, свою Родину.

5. Решение учебной задачи

Признаки рассказа и сказки мы будем определять через анализ произведения. Работать будем в группах. 1-2 группа будет доказывать, что “Стальное колечко” - это “рассказ”, а 3-4 группа будет доказывать, что это произведение – “сказка”

Вспомните, что такое “рассказ” и что такое “сказка” и назовите признаки рассказа и сказки. ( Рассказ - это небольшое произведение, повествующее о каком-либо эпизоде о жизни героя. В рассказе реальные события. Есть завязка сюжета (начало), развитие сюжета (основная часть) и заключение. Сказка – это вид устного народного фантастического повествования, в котором добро побеждает зло. В сказке есть зачин, концовка, есть волшебные предметы, чудеса, есть герои-помощники, волшебные числа, все желания исполняются)

-Прочитав произведение “Стальное колечко”, мы составили план. Работа по этому плану поможет нам последовательно выделять признаки сказки и рассказа в произведении.

Начало произведения. В деревне Моховое

Встреча Варюши с бойцами

История про Сидора

Варюша потеряла колечко

Варюша нашла колечко

“Наша земля – истинный рай”

-Как начинается произведение? Прочитайте. (Жужжащее чтение)

-Что можете сказать о начале?

-На что похоже начало произведения - на сказку или рассказ? (на рассказ)

- Какие признаки рассказа вы можете выделить? (Описываются события, которые могли происходить в реальной жизни. Указано, в каком селе живут герои).

- Отметьте в таблице знаком “+”, что начало произведения похоже на рассказ.

Посмотрите на следующие иллюстрации. Какой эпизод изобразил художник? (Встреча Варюши с бойцами)

https://urok.1sept.ru/articles/660190/img4.jpg

-Какое задание к этим иллюстрациям вам хотелось бы выполнить? (прочитать по ролям, по цепочке, пересказать отрывок и т.д.)

- Что вы можете сказать о поступке Варюши? А бойца? (ответы учащихся)

-Почему солдат подарил девочке колечко? (за доброту)

-Какие чудеса можно было совершить с помощью волшебного колечка?

-Эпизод встречи Варюши с бойцом напоминает вам сказку или рассказ?

- Поставьте знак “+” в соответствующий столбик таблицы.

Как характеризует жанр произведения история про Сидора? Обсудите в группах

1-2 группа. История про Сидора напоминает рассказ, так как Сидор - обычная птица. Все, что происходило с Сидором – можно увидеть в реальной жизни.. Это не сказочный персонаж и искать колечко не может. Его ответ Варюше – это то, что ей слышится в писке Сидора.

3-4 группа. История про Сидора – это сказка, потому что Птица говорит человеческим языком.

Отметим в таблице, что история про Сидора напоминает и рассказ, и сказку.

-А весна – сказочный персонаж или нет? (ответы детей)

-Найдите отрывок, в котором говорится, как Варюша увидела Весну. Послушайте этот отрывок (Включается аудиозапись)

-Что вы представили? Какой образ весны создал автор в своем произведении? (ответы детей)

Попробуйте создать образ весны : 1 группа – с помощью прилагательных, 2 группа – с помощью глаголов, 3 группа – с помощью существительных.

-Найдите и прочитайте отрывок, в котором говорится о том, почему девочка потеряла колечко. Как это случилось? (выборочное чтение)

-Почему расстроилась Варюша? (Не будет здоровья деду, не будет радости, не увидит она белый свет.)

-Как же нашла Варюша то место, где потеряла колечко? Прочитайте.

-О чем это говорит? О какой черте характера? (Девочка была сообразительная, смышленая, находчивая)

- Эти эпизоды напоминают вам рассказ или сказку? Отметьте в таблице.

-На какой палец Варюша надела колечко? Как это характеризует девочку? (она любит своего деда и хочет ему помочь)

-Какое чудо случилось в жизни Варюши и деда Кузьмы? (Приход весны само по себе чудо, т.к. преображается природа)

-Отчего же поправился дед? (ответы детей) Это эпизод напоминает сказку или рассказ?

-Варюша нашла колечко, надела на средний палец, дед сразу поправился (сказка)

-Пришла весна, пригрело солнце – дед поправился (рассказ)

-Как заканчивается произведение?

- Прочитаем последние 2 абзаца.

-О чем узнали? (Варя верит, что колечко волшебное, но отказывается от последнего желания)

-Может ли подобное быть в сказке? (Нет, в сказке все желания исполняются)

-Это заключение, как в рассказе или концовка как в сказке? (ответы детей)

-Почему Варя отказывается от последнего желания? (она любила свою деревню, свою маленькую родину, что даже не хотела посмотреть на белый свет со всеми его чудесами)

6. Итог урока.

-Ребята, а всё таки это произведение сказка или рассказ?

-К.Паустовский оставляет нам возможность прочитать это произведение так, как хочется читателю: либо как сказку, либо как рассказ. Сам Паустовский определил это произведение как сказку, а значит, хочет, чтобы мы читали “Стальное колечко” как сказку. Он говорил: “Мы живём в мире сбывшихся сказок. ” Как вы это понимаете? (рядом с нами всегда есть чудеса, нужно только уметь их замечать)

-О чем важном хотел нам сказать писатель этим произведением? (о добре, заботе о ближних, любви к Родине)

-“Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье”.

-В чем нашла свое счастье Варюша? (ответы детей)

- Я думаю, что Варюша нашла свое счастье на Родине. Ей нравиться жить в родной деревне, рядом с дедом Кузьмой, заботиться о нем. Она способна тонко чувствовать и любить природу, родную землю. Любите, своих родных, берегите их. Семья – наше достояние, наше счастье. Дорожите родным домом, своей Родиной. Ведь понятие “родина” начинается с малого, семьи, где тебя любят, понимают, в тебе нуждаются.

-Итак, какие задачи решались сегодня на уроке? (определяли признаки сказки и рассказа в произведении “стальное колечко”, анализировали произведение, определяли художественные особенности, пополняли словарный запас, формировали навыки сознательного чтения.

7. Домашнее задание

1. Продолжите сказку, помечтайте вместе с Варенькой. Помните, в начале рассказа Варюша надела кольцо на мизинец. А солдат забыл ей сказать про него. Вот вы и придумайте, что было бы дальше, если колечко надеть на мизинец. Но одно условие, чтобы чудеса не были фантастическими, а реальными, как у Паустовского

2. Самый любимый и родной уголок для Варюши – это деревушка моховое. А у вас есть любимый и родной уголок? Расскажите о нем.

Стальное колечко - краткое содержание для читательского дневника

Краткое содержание рассказа «Стальное колечко» демонстрирует, как сила веры и любви маленькой Варюши оказалась способна излечить тяжелый недуг ее любимого дедушки.

Главные герои

  • Варюша - доверчивая, серьезная и внимательная девочка, которая верит в чудеса
  • Кузьма - дедушка Варюши, болезненный, добрый и заботливый старик
  • Два бойца - солдаты, которые обращаются к Варюше с просьбой продать им махорку
  • Воробей Сидор - задиристый питомец Варюши и деда Кузьмы

Сюжет произведения

Девочка Варюша живет вдвоем с дедушкой в Моховом, у кромки леса. Вместе с ними жил забияка воробей Сидор.

Дед Кузьма много кашлял и попросил внучку сходить в Переборы за махоркой. Он утверждал, что так скорей перестанет болеть. Варюша отправляется за табаком для дедушки.

После того, как она купила махорку, девочка решила посмотреть на поезда, так как неподалеку была станция.

Там Варюшу приметили два солдата. Они попросили продать им махорку. Девочка ответила, что дедушка не велит продавать. Она предлагает бойцам взять столько махорки, сколько нужно, просто так.

Один из солдат насыпал себе махорки. В благодарность за щедрость Варюши он подарил ей «чудесное колечко». Боец рассказал, на какой палец надеть кольцо, чтобы получить здоровье, много радости или увидеть мир. Только о мизинце солдат ничего не сказал.

Девочка задумалась, что будет, если примерить кольцо на мизинчик. Она примерила. Кольцо упало в снег, девочка не смогла его найти. Варюша отметила это место еловой веткой и пошла домой.

На следующий день Варюша взяла с собой Сидора и снова отправилась на поиски кольца. Воробей отказался искать пропажу.

Дед Кузьма начал болеть все сильнее. Девочка винила себя за то, что потеряла колечко, и теперь не может вылечить дедушку.

Когда пришла весна, Варюша побежала на то место, где потеряла подарок бойца. Там она осторожно разгребала листья, шишки и мох. На этот раз ей удалось найти кольцо. Девочка надела его на средний палец и побежала к дому. Там ее встретил дед Кузьма, которому стало легче.

Только к вечеру Варя решилась снять кольцо и надеть на его на безымянный палец. Вместе с этим должна была прийти радость, но она пришла к девочке только утром. Варюша проснулась рано, вышла на улицу и заметила, как земля покрывается цветами, как набухают почки на деревьях. Девочка решила, что пока не отправится в путешествие с помощью чудесного кольца, ведь и дома ей так хорошо.

План пересказа

  • 1 Варюша по просьбе дедушки идет за махоркой в соседнее село.
  • 2 После покупки девочка смотрит на проезжающие мимо поезда.
  • 3 На станции с Варюшей заговаривают два бойца, просят продать махорку.
  • 4 Девочка угощает солдат табаком, один из них дарит Варюше чудесное кольцо. Он рассказывает, на какой палец надеть украшение, чтобы поправился дедушка.
  • 5 Девочке любопытно, что произойдет, если надеть кольцо на мизинец. Варя надевает подарок на мизинец, кольцо падает в снег.
  • 6 Варюша ищет кольцо и не находит. Она отмечает место пропажи палкой.
  • 7 Дед Кузьма начинает сильно болеть. Девочка винит себя в его болезни.
  • 8 Весной Варюша отыскивает колечко, надевает его. Дедуш поправляется.
  • 9 К вечеру девочка надевает кольцо на другой палец.
  • 10 Утром следующего дня девочка ощущает радость и понимает, что колечко ей пока не нужно. Она успеет еще повидать мир, ведь лучше дома места нет.

Главная мысль

Счастье в том, чтобы жить на родной земле, наслаждаться общением с близкими людьми и красотой окружающего мира.

Вывод

В произведении мир показан глазами маленькой девочки. Сказка учит отзывчивости, наблюдательности, щедрости и доброте. Благодаря своему открытому сердцу Варюша замечает красоту родной природы, бескорыстно помогает другим и верит в чудеса. Так Варюша впускает подлинное волшебство в свою жизнь.

Стальное колечко

Стальное колечко

Стальное колечко - рассказ Константина Паустовского, который заслуживает внимания всей семьи. В нем повествуется о том, как вместе живут дед Кузьма с внучкой Варюшей. Однажды дедушка отправляет девочку за махоркой. Сделав покупку, Варя идет посмотреть на поезда. Здесь она встречает двух солдат, которых угощает махоркой. Один из них дарит девочке стальное колечко. Какой волшебной силой обладает это неприметное украшение, узнайте вместе с детьми из произведения. Оно учит доброте, любви к своей Родине и вере в чудеса.

Дед Кузьма жил со своей внучкой Варюшей в деревушке Моховое, у самого леса.

Зима выдалась суровая, с сильным ветром и снегом. За всю зиму ни разу не потеплело и не закапала с тесовых крыш суетливая талая вода. Ночью в лесу выли продрогшие волки. Дед Кузьма говорил, что они воют от зависти к людям: волку тоже охота пожить в избе, почесаться и полежать у печки, отогреть заледенелую косматую шкуру.

Среди зимы у деда вышла махорка. Дед сильно кашлял, жаловался на слабое здоровье и говорил, что если бы затянуться разок-другой – ему бы сразу полегчало.

В воскресенье Варюша пошла за махоркой для деда в соседнее село Переборы. Мимо села проходила железная дорога. Варюша купила махорки, завязала ее в ситцевый мешочек и пошла на станцию посмотреть на поезда. В Переборах они останавливались редко. Почти всегда они проносились мимо с лязгом и грохотом.

На платформе сидели два бойца. Один был бородатый, с веселым серым глазом. Заревел паровоз. Было уже видно, как он, весь в пару, яростно рвется к станции из дальнего черного леса.

– Скорый! – сказал боец с бородой. – Смотри, девчонка, сдует тебя поездом. Улетишь под небеса.

Паровоз с размаху налетел на станцию. Снег завертелся и залепил глаза. Потом пошли перестукиваться, догонять друг друга колеса. Варюша схватилась за фонарный столб и закрыла глаза: как бы и вправду ее не подняло над землей и не утащило за поездом. Когда поезд пронесся, а снежная пыль еще вертелась в воздухе и садилась на землю, бородатый боец спросил Варюшу:

– Это что у тебя в мешочке? Не махорка?

– Махорка, – ответила Варюша.

– Может, продашь? Курить большая охота.

– Дед Кузьма не велит продавать, – строго ответила Варюша. – Это ему от кашля.

– Эх ты, – сказал боец, – цветок-лепесток в валенках! Больно серьезная!

– А ты так возьми сколько надо, – сказала Варюша и протянула бойцу мешочек. – Покури!

Боец отсыпал в карман шинели добрую горсть махорки, скрутил толстую цыгарку, закурил, взял Варюшу за подбородок и посмотрел, посмеиваясь, в те синие глаза.

– Эх ты, – повторил он, – анютины глазки с косичками! Чем же мне тебя отблагодарить? Разве вот этим?

Боец достал из кармана шинели маленькое стальное колечко, сдул с него крошки махорки и соли, потер о рукав шинели и надел Варюше на средний палец:

– Носи на здоровье! Этот перстенек совершенно чудесный. Гляди, как горит!

– А отчего он, дяденька, такой чудесный? – спросила, раскрасневшись, Варюша.

– А оттого, – ответил боец, – что ежели будешь носить его на среднем пальце, принесет он здоровье. И тебе и деду Кузьме. А наденешь его вот на этот, на безымянный, – боец потянул Варюшу за озябший, красный палец, – будет у тебя большущая радость. Или, к примеру, захочется тебе посмотреть белый свет со всеми его чудесами. Надень перстенек на указательный палец – непременно увидишь!

– Будто? – спросила Варюша.

– А ты ему верь, – прогудел другой боец из-под поднятого ворота шинели. – Он колдун. Слыхала такое слово?

– Ну то-то! – засмеялся боец. – Он старый сапер. Его даже мина не брала!

– Спасибо! – сказала Варюша и побежала к себе в Моховое.

Сорвался ветер, посыпался густой-прегустой снег. Варюша все трогала колечко, повертывала его и смотрела, как оно блестит от зимнего света.

«Что ж боец позабыл мне сказать про мизинец? – подумала она. – Что будет тогда? Дай-ка я надену колечко на мизинец, попробую».

Она надела колечко на мизинец. Он был худенький, колечко на нем не удержалось, упало в глубокий снег около тропинки и сразу нырнуло на самое снежное дно.

Варюша охнула и начала разгребать снег руками. Но колечка не было. Пальцы у Варюши посинели. Их так свело от мороза, что они уже не сгибались.

Варюша заплакала. Пропало колечко! Значит, не будет теперь здоровья деду Кузьме, и не будет у нее большущей радости, и не увидит она белый свет со всеми его чудесами. Варюша воткнула в снег, в том месте, где уронила колечко, старую еловую ветку н пошла домой. Она вытирала слезы варежкой, но они все равно набегали и замерзали, и от этого было колко и больно глазам.

Дед Кузьма обрадовался махорке, задымил всю избу, а про колечко сказал:

– Ты не горюй, дочурка! Где упало – там и валяется. Ты Сидора попроси. Он тебе сыщет.

Старый воробей Сидор спал на шестке, раздувшись, как шарик. Всю зиму Сидор жил в избе у Кузьмы самостоятельно, как хозяин. С характером своим он заставлял считаться не только Варюшу, но и самого деда. Кашу он склевывал прямо из мисок, а хлеб старался вырвать из рук и, когда его отгоняли, обижался, ершился и начинал драться и чирикать так сердито, что под стреху слетались соседские воробьи, прислушивались, а потом долго шумели, осуждая Сидора за его дурной нрав. Живет в избе, с тепле, в сытости, а все ему мало!

На другой день Варюша поймала Сидора, завернула в платок и понесла в лес. Из-под снега торчал только самый кончик еловой ветки. Варюша посадила на ветку Сидора и попросила:

– Ты поищи, поройся! Может, найдешь!

Но Сидор скосил глаз, недоверчиво посмотрел на снег и пропищал: «Ишь ты! Ишь ты! Нашла дурака!… Ишь ты, ишь ты!» – повторил Сидор, сорвался с ветки и полетел обратно в избу.

Так и не отыскалось колечко.

Дед Кузьма кашлял все сильнее. К весне он залез на печку. Почти не спускался оттуда и все чаще просил попить. Варюша подавала ему в железном ковшике холодную воду.

Метели кружились над деревушкой, заносили избы. Сосны завязли в снегу, и Варюша уже не могла отыскать в лесу то место, где уронила колечко. Все чаще она, спрятавшись за печкой, тихонько плакала от жалости к деду и бранила себя.

– Дуреха! – шептала она. – Забаловалась, обронила перстенек. Вот тебе за это! Вот тебе!

Она била себя кулаком по темени, наказывала себя, а дед Кузьма спрашивал:

– С кем это ты там шумишь-то?

– С Сидором, – отвечала Варюша. – Такой стал неслух! Все норовится драться.

Однажды утром Варюша проснулась оттого, что Сидор прыгал по оконцу и стучал клювом в стекло. Варюша открыла глаза и зажмурилась. С крыши, перегоняя друг друга, падали длинные капли. Горячий свет бил в оконце. Орали галки.

Варюша выглянула на улицу. Теплый ветер дунул ей в глаза, растрепал волосы.

– Вот и весна! – сказала Варюша.

Блестели черные ветки, шуршал, сползая с крыш, мокрый снег и важно и весело шумел за околицей сырой лес. Весна шла по полям как молодая хозяйка. Стоило ей только посмотреть на овраг, как в нем тотчас начинал булькать и переливаться ручей. Весна шла и звон ручьев с каждым ее шагом становился громче и громче.

Снег в лесу потемнел. Сначала на нем выступила облетевшая за зиму коричневая хвоя. Потом появилось много сухих сучьев – их наломало бурей еще в декабре, – потом зажелтели прошлогодние палые листья, проступили проталины и на краю последних сугробов зацвели первые цветы мать-и-мачехи.

Варюша нашла в лесу старую еловую ветку – ту, что воткнула в снег, где обронила колечко, и начала осторожно отгребать старые листья, пустые шишки, накиданные дятлами, ветки, гнилой мох. Под одним черным листком блеснул огонек. Варюша вскрикнула и присела. Вот оно, стальное колечко! Оно ничуть не заржавело.

Варюша схватила его, надела на средний палец и побежала домой.

Еще издали, подбегая к избе, она увидела деда Кузьму. Он вышел из избы, сидел на завалинке, и синий дым от махорки поднимался над дедом прямо к небу, будто Кузьма просыхал на весеннем солнышке и над ним курился пар.

– Ну вот, – сказал дед, – ты, вертушка, выскочила из избы, позабыла дверь затворить, и продуло всю избу легким воздухом. И сразу болезнь меня отпустила. Сейчас вот покурю, возьму колун, наготовлю дровишек, затопим мы печь и спечем ржаные лепешки.

Варюша засмеялась, погладила деда по косматым серым волосам, сказала:

– Спасибо колечку! Вылечило оно тебя, дед Кузьма.

Весь день Варюша носила колечко на среднем пальце, чтобы накрепко прогнать дедовскую болезнь. Только вечером, укладываясь спать, она сняла колечко со среднего пальца и надела его на безымянный. После этого должна была случиться большущая радость. Но она медлила, не приходила, и Варюша так и уснула, не дождавшись.

Встала она рано, оделась и вышла из избы.

Тихая и теплая заря занималась над землей. На краю неба еще догорали звезды. Варюша пошла к лесу. На опушке она остановилась. Что это звенит в лесу, будто кто-то осторожно шевелит колокольчики?

Варюша нагнулась, прислушалась и всплеснула руками: белые подснежники чуть-чуть качались, кивали заре, и каждый цветок позванивал, будто в нем сидел маленький жук кузька-звонарь и бил лапкой по серебряной паутине. На верхушке сосны ударил дятел – пять раз.

«Пять часов! – подумала Варюша. – Рань-то какая! И тишь!»

Тотчас высоко на ветвях в золотом заревом свете запела иволга.

Варюша стояла, приоткрыв рот, слушала, улыбалась. Ее обдало сильным, теплым, ласковым ветром, и что-то прошелестело рядом. Закачалась лещина, из ореховых сережек посыпалась желтая пыльца. Кто-то прошел невидимый мимо Варюши, осторожно отводя ветки. Навстречу ему закуковала, закланялась кукушка.

«Кто же это прошел? А я и не разглядела!» – подумала Варюша.

Она не знала, что это весна прошла мимо нее.

Варюша засмеялась громко, на весь лес, и побежала домой. И большущая радость – такая, что не охватишь руками, – зазвенела, запела у нее на сердце.

Весна разгоралась с каждым днем все ярче, все веселей. Такой свет лился с неба, что глаза у деда Кузьмы стали узкие, как щелки, но все время посмеивались. А потом по лесам, по лугам, по оврагам сразу, будто кто-то брызнул на них волшебной водой, зацвели-запестрели тысячи тысяч цветов.

Варюша думала было надеть перстень на указательный палец, чтобы Повидать белый свет со всеми его чудесами, но посмотрела на все эти Цветы, на липкие березовые листочки, на яснее небо и жаркое солнце, Послушала перекличку петухов, звон воды, пересвистывание птиц над полями – и не надела перстенек на указательный палец.

«Успею, – подумала она. – Нигде на белом свете не может быть так хорошо, как у нас в Моховом. Это же прелесть что такое! Не зря ведь дед Кузьма говорит, что наша земля истинный рай и нету другой такой хорошей земли на белом свете!»

Конспект урока по литературному чтению на тему "Стальное колечко" (3 класс)

расширение знаний о жизни и творчестве Константина Георгиевича Паустовского и знакомство с произведением «Стальное колечко».

Планиремые результаты:

Предметные УУД:

-уметь давать полное название произведения,

-знать о характере героев произведения и уметь создавать их художественный образ,

- выразительно и осознанно читать.

Личностные УУД:

-уметь видеть внутренний мир героев произведения и умение сопереживать,

-уважительно относиться к собеседнику.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

-уметь определять тему и формулировать цели на урок с помощью учителя,

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей,

-уметь оценивать правильность своих действий и на основе оценки и вносить коррективы.

Коммуникативные УУД:

-уметь выражать свои мысли, строить высказывание в устной форме

-слушать и понимать речь других,

-формулировать собственное мнение и позицию,

-вести учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Познавательные УУД:

-уметь ориентироваться в своей системе знаний,

-уметь находить ответы на вопросы, используя текст, иллюстрации произведения, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке,

-уметь работать с учебником, с таблицей.

Инструментальный блок

Урок изучения литературного произведения

Формы, приёмы и методы:

Словесный, наглядный, массовый, практический, урочный, фронтальный, индивидуальный.

Образовательные ресурсы:

Учебник хрестоматии, презентация, доска, мел.

1. Организационный этап - мин.

2. Этап проверки домашнего задания - мин.

3. Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения - мин.

4. Этап первого восприятия - мин.

5. Анализ литературного произведения - мин.

6. Физминутка - мин.

7. Анализ литературного произведения - мин.

8. Этап постановки учебной задачи - мин.

9. Этап обобщения - мин.

10. Этап объяснения домашнего задания - мин.

11. Итог. Рефлексия - мин.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный этап

-Здравствуйте, ребята. Сегодня я проведу у вас урока литературного чтения. Присаживайтесь.

-Прозвенел звонок,

Начинаем наш урок

Чтобы многое узнать,

Надо думать, рассуждать

И внимательными быть

И старательными быть.

И тогда уж точно, каждый,

Знания свои покажет.

-Проверьте свою готовность к уроку, на столах у вас должен быть учебник, тетрадь, ручка.

-А сейчас мы с вами проведём дыхательную гимнастику, чтобы подготовить наш орган к работе.

Дыхательная гимнастика. (стоя)

У каждого мастера есть особые инструменты, с помощью которых он работает. У чтеца тоже есть особые «инструменты», которые помогают радовать слушателей своим чтением- дыхание и голос. Подготовим свои инструменты к работе.

- «Свеча».

Сделаем глубокий вдох и разом выдохнем весь воздух. Задуем свечу.

-А сейчас задуем три свечи (один вдох и три выдоха).

Работа со скороговоркой.

Около колодца кольцо найдется.

- прочитаем глазами,

-громко, медленно,

-громко, быстро,

-для чего мы работали со скороговоркой?

Включаются в урок, в сотрудничество с одноклассниками и с учителем.

Учащиеся выполняют дыхательную гимнастику, вместе с учителем.

2.Этап проверки домашнего задания

Итак, ребята, что была вам задана на сегодняшний урок?

Учащиеся объявляют домашнее задание.

3.Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения

- Прочитайте эти замечательные слова.

Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги”.

- Это слова Константина Георгиевича Паустовского. Какое произведение этого автора вы читали?

- Название нового произведения К.Г. Паустовского, с которым мы сегодня познакомимся вы сможете определить, если составите два слова их этих букв:

СЬОНЕТАЛ КЕЧОКОЛ

- Сформулируйте тему урока полностью.

- Тему урока вы определили. Установите его цель, учитывая, что на прошлом уроке мы говорили о его творчестве.

Расскажите мне о К. Г. Паустовском? Что вы знаете из его жизни? Что вам больше запомнилось из его жизни?

Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве в семье железнодорожного служащего. В его семье любили театр, много пели, играли на рояле. Учился в Киеве в гимназии. Много читал, писал стихи.

Ещё в последнем классе гимназии был напечатан первый рассказ. После этого он решил стать писателем. Паустовский работал кондуктором трамвая, рабочим на заводе, санитаром. Он много путешествовал по России. Каждая поездка - это книга.

Во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом. После войны впервые побывал в Италии, Турции, Греции, Швейцарии и т.д. Константин Паустовский известен многим читателям.

В его творчестве есть рассказы и сказки для детей. В своих произведениях он сердечно и просто, с большой теплотой изображал нашу родную природу, наш народ и нашу историю.

- Сегодня мы познакомимся с одной из сказок К.Г. Паустовского. В ней вам придётся встретить малознакомые слова. Они даны в этой записи. Определите, какие это слова, установите их значение.

Тёс – тонкие доски;

Колун – тяжёлый топор для колки дров;

Лещина – лесной кустарник, дающий орехи, орешник;

Махорка – курительный табак низшего сорта;

Нрав – характер).

Шинель - форменное пальто военных

Цигарка - скрученная трубочка из бумаги с табаком

Сапёр - военнослужащий инженерных войск

Стреха -нижний край соломенной крыши

Темень- часть головы

Околица-изгородь вокруг деревни

Завалинка- земляная насыпь вдоль стен избы

Учащиеся читают слова на слайде.

(Похождение жука-носорога, Кот-ворюга, Жильцы старого дома, Тёплый хлеб, Квакша, Барсучий нос, Заячьи лапы,)

- К.Г. Паустовский «Стальное колечко»

-Знакомство с произведением К.Г. Паустовского «Стальное колечко».

Учащиеся слушают биография К.Г. Паустовского.

Учащиеся называют по одному слову. Определяется значение каждого из них и записывают в тетрадь.

4.Этап первого восприятия

Итак, ребята, откроем с вами учебник на странице__. Я начну первая читать, а вы внимательно следите за мной, ведь я могу остановится в любом месте и попросить любого из вас продолжить читать.

Но перед тем, как мы начнём читать это произведение, как вы думаете о чём это произведение смотря только на название произведения?

-Хорошо, ребята, я выслушала ваши варианты, а теперь предлагаю вам прочитать это произведение.

(Чтение сказки «Стальное колечко»)

Учащиеся делятся своими предположениями о том, о чём произведение.

5.Анализ литературного произведения.

Итак, ребята, ваши варианты, на счёт того, о чём это произведение были близки?

Давайте с вами поработаем над первой часть произведения.

Работа над первой частью:
-Где жили главные герои?
- Как описывается зима?
-Что говорится о здоровье деда Кузьмы?
-Что по его мнению ему помогло бы?
Работа над второй частью:
-Как называлось село, в которое Варюша пошла за махоркой?
-Кого Варюша встретила на платформе?
-Как автор описывает одного из бойцов?
-Почему автор акцентировал внимание на веселом глазе?
-За что боец отблагодарил девочку?

1. -Деревушка Моховое.

- Зима выдалась суровая, с сильным ветром и снегом. За всю зиму ни разу не потеплело и не закапала с тесовых крыш суетливая талая вода. Ночью в лесу выли продрогшие волки.

- Дед сильно кашлял, жаловался на слабое здоровье и говорил, что если бы затянуться разок-другой – ему бы сразу полегчало.

2. - Село Переборы.

- На платформе сидели два бойца.

- Один был бородатый, с веселым серым глазом.

-За то, что она отсыпала ему махорку.

6.Физминутка

- Давайте немного отдохнём. Встаньте. Внимательно следите за моими движениями. Я, как Варюша буду надевать на палец колечко. Если надену колечко на указательный палец, вы приседаете. Если на средний, делаете наклон вперёд. Если на мизинец – ходьба на месте.

Выполнение физминутки вместе с учителем.

7.Анализ литературного произведения

Работа над третьей частью:
-чем отблагодарил?
-почему боец назвал колечко чудесным?

Работа над четвертой частью:
-как Варюша потеряла колечко?
-Пыталась ли Варюша найти колечко?
-смогла ли девочка вернуть себе колечко сразу, как потеряла?
-поверила ли девочка в волшебство кольца?
-что посоветовал дед Кузьма девочке?
-что говорится о воробье Сидоре?
-помог ли Сидор в поисках колечка?

Работа над пятой частью:
-Как чувствовал себя дед Кузьма к весне?
-Почему девочка винила себя в болезни дедушки? Как это ее характеризует?

Работа над шестой частью:
-как автор описывает приход весны?
-Удалось ли с приходом весны отыскать колечко?
-как вы думаете, почему девочка, когда нашла кольцо, надела его именно на средний палец?
-в чем дед Кузьма видел причину своего исцеления?
-в чем видела причину Варюша?

Работа над седьмой частью:
-Одела ли Варюша колечко на безымянный палец?
-Какая же радость охватила девочку?

Работа над восьмой частью:
-одела ли Варюша кольцо на указательный палец?
-Почему она не стала этого делать?

3. - Боец достал из кармана шинели маленькое стальное колечко, сдул с него крошки махорки и соли, потер о рукав шинели и надел Варюше на средний палец,

- что ежели будешь носить его на среднем пальце, принесет он здоровье. И тебе и деду Кузьме. А наденешь его вот на этот, на безымянный, – боец потянул Варюшу за озябший, красный палец, – будет у тебя большущая радость. Или, к примеру, захочется тебе посмотреть белый свет со всеми его чудесами. Надень перстенек на указательный палец – непременно увидишь,

4. - Она надела колечко на мизинец. Он был худенький, колечко на нем не удержалось, упало в глубокий снег около тропинки и сразу нырнуло на самое снежное дно,

-Варюша разгребала снег ручками,

- Да, поверила,

-– Ты не горюй, дурочка! Где упало – там и валяется. Ты Сидора попроси. Он тебе сыщет.

- Старый воробей Сидор спал на шестке, раздувшись, как шарик. Всю зиму Сидор жил в избе у Кузьмы самостоятельно, как хозяин. С характером своим он заставлял считаться не только Варюшу, но и самого деда. Кашу он склевывал прямо из мисок, а хлеб старался вырвать из рук и, когда его отгоняли, обижался, ершился и начинал драться и чирикать так сердито, что под стреху слетались соседские воробьи, прислушивались, а потом долго шумели, осуждая Сидора за его дурной нрав. Живет в избе, в тепле, в сытости, а все ему мало,

- Но Сидор скосил глаз, недоверчиво посмотрел на снег и пропищал,

5. - Дед Кузьма кашлял все сильнее. К весне он залез на печку. Почти не спускался оттуда и все чаще просил попить. Варюша подавала ему в железном ковшике холодную воду,

- Забаловалась, обронила перстенек. Вот тебе за это! Вот тебе,

6. - С крыши, перегоняя друг друга, падали длинные капли. Горячий свет бил в оконце. Орали галки,

- Варюша нашла в лесу старую еловую ветку – ту, что воткнула в снег, где обронила колечко, и начала осторожно отгребать старые листья, пустые шишки, накиданные дятлами, ветки, гнилой мох. Под одним черным листком блеснул огонек. Варюша вскрикнула и присела. Вот оно, стальное колечко! Оно ничуть не заржавело,

-Так, как из-за этого дедушка её стал бы здоровым,

- и продуло всю избу легким воздухом,

- Спасибо колечку! Вылечило оно тебя, дед Кузьма,

- Варюша засмеялась громко, на весь лес, и побежала домой. И большущая радость – такая, что не охватишь руками, – зазвенела, запела у нее на сердце,

- Успею, – подумала она. – Нигде на белом свете не может быть так хорошо, как у нас в Моховом. Это же прелесть что такое! Не зря ведь дед Кузьма говорит, что наша земля истинный рай и нету другой такой хорошей земли на белом свете,

8.Этап постановки учебной задачи

-Что же хотел сказать автор своим произведением?

Учащиеся делятся своими предположениями.

9.Этап обобщения

Работа над образом Варюши.

- Теперь, ребята, я предлагаю вам составьте рассказ о Варюше, используя для этого в нужной последовательности, записанные на доске черты характера Варюши. Подтвердите свои мысли строчками из текста.

(учащиеся работают в парах или в группах, проводится проверка)

План.

Сообразительная – воткнула в снег ветку, где потеряла колечко.

Заботливая – пошла деду за махоркой, чтобы ему стало легче. Завернула Сидора в платочек.

Жалостливая – жалела деда, потеряла колечко-плачет, бранит себя, что не сможет помочь деду.

Любящая – любит деда, свой родной край

Добрая – отсыпала махорки бойцам, а могла продать.

10.Этап объяснения домашнего задания

Итак, ребята, домашнее задание у вас будет интересное. Я предлагаю вам продолжить сказку, помечтайте вместе с Варенькой. Помните, в начале рассказа Варюша надела кольцо на мизинец. А солдат забыл ей сказать про него. Вот вы и придумайте, что было бы дальше, если колечко надеть на мизинец. Но одно условие, чтобы чудеса не были фантастическими, а реальными, как у Паустовского.

Учащиеся внимательно слушают о домашнем задании.

11.Итог. Рефлексия

Подведём итог нашей работы.

- Скажите, речь идёт о колечке или тут есть что-то более важное?

- Попробуйте понять, что хотел передать своим читателям автор через это произведение? ()

- Ребята, а всё-таки -это произведение сказка или рассказ? - Паустовский оставляет нам возможность прочитать это произведение так, как хочется читателю: либо как сказку, либо как рассказ. Но раз указывает на жанр, а Паустовский определил это произведение как сказка, то, значит, хочет, чтобы мы читали “Стальное колечко” как сказку. Он как бы напоминает нам: в жизни рядом с нами всегда есть чудесное, нужно только его заметить.

Конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе "К.Г.Паустовский "Стальное колечко",рассказ или сказка"

"К.Г. Паустовский «Стальное колечко». Рассказ или сказка?".

Подготовила: учитель МБОУ СОШ №81

города Воронежа Рябцева В.Л.

Цель: знакомство с произведением К. Паустовского “Стальное колечко” и определение жанровой принадлежности текста; формирование гражданского сознания школьников

Задачи урока (Планируемые результаты):

  • Познакомить учащихся с произведением К. Г. Паустовского “Стальное колечко”
  • Формировать умения определять жанровую принадлежность текста
  • Развивать навыки правильного, беглого, выразительного чтения
  • Расширять и активизировать словарный запас

Регулятивные:

  • Формирование умений сохранять учебную цель, заданную учителем
  • Формирование самостоятельно ставить учебные задачи.
  • Формирование умений оценивать учебные действия

Познавательные:

  • Развивать умение анализировать текст, раскрывать художественные особенности,
  • Работать над использованием знаково-символичных средств
  • Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, Развивать умения строить простые речевые высказывания, давать определение понятиям.
  • Развивать умения работать со словарем

Коммуникативные:

  • Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
  • Работать над самооценкой и пониманием причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.
  • Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.
  • Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки со словарными словами, картинками к ним и их лексическим значением, карточки для работы в парах, план рассказа для работы в группах, »Линеечки самооценки « для работы в парах, “Толковый словарь русского языка” С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой.

Звучит музыка “С чего начинается Родина?”

Слова учителя на фоне музыки:

“Есть у русского человека одно слово, самое дорогое, важное. Это слово Родина. Его можно заменить другим, не менее важным словом: родная сторона. У каждого человека есть свой маленький уголок – улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества таких маленьких разных уголков и состоит наша общая Родина. Страна, где человек родился”

-Как вы думаете, почему урок я начала с этих строк? (Мы сегодня будем говорить о Родине, о родной стороне. Вчера мы познакомились с произведением Паустовского “Стальное колечко”. Это произведение о Родине, о родной стороне)

-А что для вас слово “Родина?” (ответы детей)

2. Актуализация знаний

- Мы познакомились с произведением К. Г. Паустовского “Стальное колечко”.

-Почему произведение называется «Стальное колечко»?

- Вам понравилось это произведение? (ответы детей)

-Кто из персонажей понравился вам больше всех? (Варюша)

- Как вы себе ее представили? (ответы детей)

-А как автор относится к девочке? (Девочка нравится автору, он называет её ласково – Варюша)

-А когда вы читали произведение, вы были внимательными читателями? Как узнать?

- Дома вы прочитали текст до конца. Какие вопросы по содержанию текста вы составили?

( Где жила Варюшка с дедом? Как звали деда? Куда Варюшка пошла за махоркой? Кто такой Сидор? С кем Варюшка встретилась в Переборах? Какой подарок она получила?)

-Для чего нужно уметь задавать вопросы? Где это умение может пригодиться?

-Оцените свою работу на “Линеечках оценки”. Если все ответы совпали, то * поставьте на верхней ступеньке, если допущены ошибки ,частично совпали - * на средней ступеньке, если нет ни одного совпадения - * на нижней ступеньке.

-У кого все ответы совпали – тот может себя назвать внимательным читателем.

3. Словарная работа. Определение значения слова

- Чтобы глубоко понять содержание произведения , нужно познакомиться со словами, их значением. Я предлагаю вам поработать в группах

- На предыдущем уроке при знакомстве с произведением мы находили незнакомые слова и выражение. Что мы с ними делали? (Определяли значение слов).

- Как мы это делали? (Работали с толковым словарем, с Интернетом)

- Для чего нам нужна была такая работа? (Чтобы понять текст, его осознать)

-У каждой группы есть карточки со словами и их значениями, а также иллюстрациями к словам. Вам необходимо распределить карточки со словами между участниками группы, а каждому участнику подобрать к своему слову лексическое значение и его кртинку.

1.Платформа стр.76 2 абзац

2.Шинель стр.77 2 абзац

3.Околица стр.81 3 абзац

4.Колун стр.83 1 абзац

5.Завалинка стр.82 4 абзац

6.Сапер стр.78 2 абзац снизу

7.Стреха стр.79 2 строка снизу

8.Тесовых, тес стр.75 2 абзац

9.Лещина стр.83 6 абзац

- Какому слову нет карточки с лексическим значением? (ЛЕЩИНА)

- Можете ли дать определение этому слову? (нет)

- Что будем делать? (искать значение в словаре).

- Я предлагаю одному ученику найти объяснение слова в толковом словаре, а всем ученикам найти предложение в тексте К.Г.Паустовского с этим словом. (учебник стр. )

(Один ребенок работает с толковым словарем, остальные проверяют выполнение задания)

Один ученик работает с толковым словарем и учебниом, остальные по предложенным картинкам определяют слово и значение.

- Я на экране показываю картинку, а в каждой группе встает тот, у кого слово, обозначающее предмет, изображенный на картинке, и читает объяснение слова.

Проверка выполненной работы по определению слова “лещина” Учащиеся зачитывают определение слова из толкового словаря и отрывок из произведения “Стальное колечко”, в котором употребляется это слово.стр.83

- Найдите на следующих картинках лещину.

А где можно узнать информацию об этом растении? (в энциклопедии, в учебниках окружающего мира и т.д.)

4. Постановка учебной задачи

- Нам предстоит перейти к новому этапу урока.

- Мы анализировали с вами произведение «Стально колечко»

-Что за произведение? (стихотворение, научная статья, рассказ, сказка)

-Какие вопросы возникли? Какие были версии?

- О чем произведение? (о колечке)

- Прочитав произведение полностью и составив план , ваше мнение изменилось? (ДА)

- О чем оно? (о девочке, о её судьбе, о Родине, о родной стороне)

- Смогли ли мы по названию произведения узнать жанр? (нет)

- Какова цель нашего урока?

- К какому жанру относится произведение К.Г. Паустовского «Стальное колечко»?

- Над чем нам сегодня предстоит поработать? (Стальное колечко – рассказ или сказка?)

( Учащиеся высказывают разные мнения. Одни считают, что это произведение – рассказ, другие – сказка)

- Сформулируйте тему и цель урока.

Цель – Определение жанровой принадлежности произведения.

- Что нам нужно для того, чтобы выяснить, к какому жанру относится произведение “Стальное колечко”?

1. Вспомнить, что такое рассказ и что такое сказка.

2. Уметь находить признаки рассказа и сказки в произведении

Организация работы в группах. Анализ произведения по плану.

-Признаки рассказа и сказки мы будем определять через анализ произведения. Работать будем в группах. 1-2 группа будет доказывать, что “Стальное колечко” - это “рассказ”, а 3-4 группа будет доказывать, что это произведение – “сказка”

-Вспомните, что такое “рассказ” и что такое “сказка” и назовите признаки рассказа и сказки. (Рассказ - это небольшое произведение, повествующее о каком-либо эпизоде о жизни героя. В рассказе реальные события. Есть завязка сюжета (начало), развитие сюжета (основная часть) и заключение. Сказка – это вид устного народного фантастического повествования, в котором добро побеждает зло. В сказке есть зачин, концовка, есть волшебные предметы, чудеса, есть герои-помощники, волшебные числа, все желания исполняются)

-Прочитав произведение “Стальное колечко”, мы составили план. По пунктам этого плана вам необходимо выделить последовательно признаки сказки и рассказа в произведении.

Учитель читает пункты плана. Образец.

Читает ученик , повторяя пункты плана.

Начинаем работу над произведением.

- Как начинается произведение? Прочитайте. (Жужжащее чтение)

- Что можете сказать о начале? Это событие реальное или вымышленное?

- На что похоже начало произведения - на сказку или рассказ? (на рассказ)

- Посмотрите на следующие иллюстрации. Какой эпизод изобразил художник? (Встреча Варюши с бойцами)

- Что вы можете сказать о поступке Вари и этих бойцов?

- А колечко сможет совершить волшебство?

- Почему солдат подарил девочке колечко? (за доброту)

- Эпизод встречи Варюши с бойцом напоминает вам сказку или рассказ? Поставьте знак “+” в соответствующий столбик таблицы

- В учебнике вы увидели иллюстрацию, а дети предлагают оживить эту иллюстрацию…

Инсценировка эпизода встречи Вари с бойцами.

- Спасибо детям- артистам за работу на уроке. Оценим их работу отличной оценкой.

Следующий этап урока – анализируем как Варя потеряла колечко.(стр.79)

-Что мы узнали из этого небольшого трогательного момента о характере Вари?( добрая, любит деда)

- Поставьте знак + там , где характеристика эпизода соответствует жанру.

- Как характеризует жанр произведения история про Сидора?

- Зачитайте ,что слышится в словах птицы девочке?( Чтение текста стр.80 3 абзац)

Как характеризует жанр произведения история про Сидора? Обсудите в группах

Отметим в таблице, что история про Сидора напоминает и рассказ, и сказку

- Это сказочный персонаж ?

- Поговорим об эпизоде – приход Весны.

Оценивается выполненная работа учащимися.

А весна – сказочный персонаж или нет? (ответы детей)

Найдите отрывок, в котором говорится, как Варюша увидела Весну.

Момент нашего урока, когда мы можем отдохнуть ,послушать музыку с закрытыми глазами. Гостям предлагаю присоединиться к нам.

Послушайте этот отрывок (ЧТЕНИЕ ОТРЫВКА УЧИТЕЛЕМ)

В это время звучит музыка П.Чайковского “Апрель”

- Что вы представили? Какой образ весны создал автор в своем произведении? (ответы детей)

- Какой прием показал автор , описывая Весну? ( олицетворения)

КАРТОЧКИ СО СЛОВАМИ. На доске дополнительно «Сундучок слов», если слов не хватает, можно обратиться за помощью.

- Попробуйте создать образ весны: 1 группа – с помощью прилагательных, 2 группа – с помощью глаголов, 3 группа – с помощью существительных, 4 группа составит синквейн: 2 прилагательных, 3 глагола, 1 предложение о весне, существительное.

Представление и оценка выполненных работ.

Следующий этап ( Оценка деятельности)

- Найдите и прочитайте отрывок, в котором говорится о том, почему девочка потеряла колечко. Как это случилось? (ответы детей)

Почему расстроилась Варюша? (Не будет здоровья деду, не будет радости, не увидит она белый свет.)

Как же нашла Варюша то место, где потеряла колечко? Прочитайте.

О чем это говорит? О какой черте характера? (Девочка была сообразительная, смышленая, находчивая) Эти эпизоды напоминают вам рассказ или сказку? Отметьте в таблице.

Заполняем итоговую часть таблицы.

- На какой палец Варюша надела колечко? Как это характеризует девочку? (она любит своего деда и хочет ему помочь)

- Какое чудо - радость случилось в жизни Варюши и деда Кузьмы? (Приход весны само по себе чудо, т.к. преображается природа)

- Отчего же поправился дедушка? (ответы детей) Это эпизод напоминает сказку или рассказ?

- Варюша нашла колечко, надела на средний палец, дед сразу поправился (сказка)

Пришла весна, пригрело солнце – дедушка поправился (рассказ)

Итог нашего плана.

- Как заканчивается произведение? Прочитаем последние 2 абзаца. О чем узнали? (Варя верит, что колечко волшебное, но отказывается от последнего желания)

- Может ли подобное быть в сказке? (Нет, в сказке все желания исполняются)

- Это заключение, как в рассказе или концовка как в сказке? (ответы детей)

- Почему Варя отказывается от последнего желания? (она любила свою деревню, свою маленькую родину, что даже не хотела посмотреть на белый свет со всеми его чудесами)

6. Итог урока. Оценка деятельности

- Произведение “Стальное колечко” - сказка или рассказ? (и рассказ, и сказка). К.Паустовский оставляет нам возможность прочитать это произведение так, как хочется читателю: либо как сказку, либо как рассказ. Сам Паустовский определил это произведение как сказку, а значит, хочет, чтобы мы читали “Стальное колечко” как сказку. Он говорил: “Мы живём в мире сбывшихся сказок. ” Как вы это понимаете? (рядом с нами всегда есть чудеса, нужно только уметь их замечать)

О чем важном хотел нам сказать писатель этим произведением? (о добре, заботе о ближних, любви к Родине)

Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца.

“Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье”. В чем нашла свое счастье Варюша? (ответы детей)

Итак, какие задачи решались сегодня на уроке? (определяли признаки сказки и рассказа в произведении “стальное колечко”, анализировали произведение, определяли художественные особенности, пополняли словарный запас, формировали навыки сознательного чтения.

2. Описать свои впечатления от прочитанного произведения в виде стихотворения или небольшого рассказа.

3. Самый любимый и родной уголок для Варюши – это деревушка моховое. А у вас есть любимый и родной уголок? Расскажите о нем.

Читайте также: