Как натянуть стальной трос

Обновлено: 17.05.2024

Применение винтовых стяжек, иначе талрепов, позволяет добиться нужной степени натяжения тросов и канатов. Правильный выбор и использование этого такелажного приспособления позволяет сохранять полученное натяжение в течение долгого времени.

Монтажники, связисты, яхтсмены хорошо знакомы с такими натяжителями, поскольку постоянно используют их. Но и в быту нередко требуется натянуть трос, например, устанавливая мачту антенны, монтируя шпалеры или ограждения, в которых требуется натянуть трос между столбами и в других случаях. Повсюду, где элементом конструкции служит натянутый трос, канат или проволока, талреп пригодится.

Прежде чем приступить к работе, нужно ознакомиться с устройством талрепа и правилами его безопасного применения при установке и эксплуатации, а также выбрать натяжитель, наиболее подходящий для выполнения задачи.

Как устроен талреп

Конструктивно талреп состоит из корпуса (муфты) с разнонаправленной резьбой с двух концов и двух винтов с оголовками. Подкладные шайбы обеспечивают равномерное распределение нагрузки. Для фиксации винтов у основания оголовков используются стопорные гайки, предотвращающие самораскручивание талрепа, ведущее к ослаблению натяжения.

Корпус может быть сварным или штампованным, открытым или закрытым, оголовки иметь форму крюка, петли (кольца) или вилки. Сочетание оголовков на одном устройстве может быть различным: вилка-вилка, кольцо-крюк, кольцо-кольцо и др.

Виды талрепов

Натяжение троса получают вращением его корпуса. Поскольку винты имеют разнонаправленную резьбу: один — правую, другой — левую, при вращении корпуса оба винта или ввинчиваются, сближаясь друг с другом и натягивая трос, или вывинчиваются, удаляясь и ослабляя натяжение троса.

Выпускаются талрепы разных типоразмеров, рассчитанные на разный диаметр троса, и нагрузку.

Рабочие характеристики талрепов

К основным эксплуатационным характеристикам талрепов относятся:

  • размер муфты;
  • длина талрепа с оголовками, когда резьбовая часть не выходит из корпуса;
  • допускаемая нагрузка.

Как правильно выбрать талреп

Выбирая устройство для натяжения троса, следует руководствоваться, в первую очередь, поставленной задачей. Исходя из нее, выбирается конкретная модель и типоразмер талрепа. Талрепы «кольцо-кольцо» применяют для тросов с крюками на концах, а приспособления типа «крюк-крюк» или «крюк-кольцо» используются для удлинения или натяжения троса, например, на растяжках мачт или антенн или для крепления талрепа к столбу, на котором установлен крепежный элемент с кольцом.

Использование талрепов

Обязательно учитывается масса и размер талрепа, пределы его безопасного применения. Все эти параметры указываются заводом изготовителем в технических характеристиках изделия. Талрепы изготавливаются обычно из качественной стали и имеют защитное цинковое или никелевое покрытие, благодаря чему их можно использовать в условиях повышенной влажности.

Как подготовить талреп

Прежде чем приступить к натяжению троса необходимо подготовить инструмент, для чего:

  • протереть талреп бензином и отполировать его войлочным кругом;
  • нанести смазку (молибденовую или графитовую);
  • проверить механизм, прогнав его вхолостую;
  • если на талреп попала морская вода, промыть его пресной;
  • сформировать петлю на конце троса, используя зажимы, и пропустить ее через коуш.

Использование талрепов

Как правильно натянуть трос

Для правильной работы талрепа следует равномерно вращать его корпус, при котором винты будут двигаться в противоположных направлениях. Процесс заканчивается, когда натяжение троса достигнет уровня, необходимого для надежной фиксации объекта.

Натянуть трос талрепом

Выполняя натяжение, следует избегать перегрузки, чтобы не деформировать талреп или натягиваемый трос. Если натяжение слишком велико, следует ослабить его, вращая талреп в противоположном направлении. При этом следует помнить, что нагрузка должна быть только осевой.

Операцию рекомендуется выполнять с использованием специального динамометрического инструмента, который позволяет отрегулировать усилие натяжения с большой точностью.

Подвергать талреп можно только нагрузкам, на которые инструмент рассчитан.

Натянуть трос между столбами

Чтобы разобраться, что это такое – талреп, познакомьтесь с его видами, функциями и конкретными примерами применения.

Талрепы двух типов

Ключевые детали и конструктивные особенности

Конструкция талрепа, специалисты могут также называть его рэтчетом, наиболее часто включает в себя два винта с противоположной резьбой, которые вкручиваются в кольцо с подходящими по резьбе отверстиями.

Классический талреп состоит из деталей:

  • прочной литой муфты эллипсовидной или вытянутой прямоугольной формы;
  • двух отверстий с противоположным направлением вращения резьбы, расположенных по центру скруглений муфты и строго по оси всего изделия;
  • двух винтов с креплениями (кольцами/крюками/петлями/вилками) на концах, выполненных в виде стержней, обеспечивающих необходимое натяжение (тросам/канатам/цепям) при их вращении в противоположных направлениях.

Концы винтов производятся как с проушиной (ушком), так и с крюком – вилкой. Именно к ним должен крепиться трос (цепь). Регулирование натяжения происходит при вращении кольца, когда винты должны постепенно смещаться к центру. Рэтчеты применяются при таких ситуациях, как натяжение троса между столбами, когда необходимо большое натягивающее усилие.

Талрепы различаются по массе, начинаясь с нескольких граммов, когда необходимо натяжное усилие в несколько килограммов, к примеру, при монтаже шторных струн, доходя до десятков тонн, когда устройства включены в инженерные проекты строительства зданий, мостов.

Принцип работы и регулировки натяжения

Правильное функционирование натяжителей обеспечивает одновременное вращение двух винтов в противоположных направлениях, что доступно из-за нанесения противоположной резьбы. Этот процесс заканчивается при достижении достаточной силы натяжения в тросе/канате/цепи, которое позволяет закрепить в определенный момент конкретный объект – груз, недвижимость, столб, мачту и тому подобное.

Такелажники, строители, дизайнеры интерьеров, установщики антенн и даже настройщики пианино именно по причине максимальных навыков по ощущению момента достаточного натяжения крепления могут считаться профессионалами в своем деле.

Простая регулировка натяжения позволяет легко его ослаблять, а технология установки крепежа обеспечивает комфортную возможность демонтажа, в случае возникновения такой необходимости. Ценным преимуществом можно считать и простоту конструкций такого крепежа, что всегда исключает дополнительные риски его разрушения в процессе эксплуатации.

Мастера имеют возможность предварительной подготовки/сборки большого количества элементов для крепежа, если такие подготовительные работы дают дополнительные преимущества в скорости их установки уже непосредственно на объекте, также можно применять неразборные рэтчеты.

Грузовые приспособления достигают веса в 25 кг, выдерживая гарантированную сертификатами нагрузку до 90 тонн. Это означает, что при помощи нескольких крепежных элементов можно зафиксировать практически любые объекты, правильно рассчитав нагрузку.

Устройство системы натяжения

Виды натяжителей для тросов и цепей

Все натяжители можно разделить по нескольким важным признакам, одним из которых является материал для их изготовления.

Принципы классификации и типы устройств

По причине использования этого крепежа в условиях постоянного неблагоприятного воздействия атмосферных явлений в основном используют талрепы:

  • из нержавеющих стальных сплавов;
  • из металла с нанесенным оцинкованным покрытием.

Элементы системы натяжения

Для изготовления натяжителей подходит только самая высококачественная сталь, из которой методом ковки и производят изделия, в следующем технологическом шаге подвергающиеся процессу пассивации.

Пассивацией называется нанесение защитного слоя методом исключительно горячей оцинковки, обеспечивающей необходимые антикоррозионные свойства крепежу, использующемся для непрерывной долговременной работы во влажных средах без потери качественных характеристик.

Кроме этого, важна разбивка по типам креплений на концах винтов, среди которых наиболее часто применимы изделия с маркировкой:

  • C+C (крюк/крюк);
  • C+O (крюк/кольцо);
  • O+O (кольцо/кольцо).

Такой крепеж может быть открытым и закрытым. Второй тип чаще встречается в более современных моделях, используемых для закрепления оптоволоконных кабелей.

Выбор крепежа под конкретные задачи

Специалисты рекомендуют использовать талрепы конкретной маркировки в оптимальной комплектации для каждой поставленной задачи. Так, к примеру, крепеж «C+C» наиболее часто применим там, где необходимо удлинить трос/цепь, изменить их натяжение. Чаще всего, это мачты и антенны.

Система «C+O» служит аналогичным задачам. А талрепы с маркировкой «O+O» пригодятся там, где используются канаты/цепи/тросы с крюками на концах. Цепные рэтчеты позволяют хорошо стягивать достаточно удаленные друг от друга грузы. Более подробно особенности такого крепежа описаны в следующем параграфе.

Применение в кабельной разводке

Цепные рэтчеты – конструкция и применение

Приведенный в качестве примера на фото талреп называется цепным рэтчетом. Он отличается высокой прочностью и надежностью.

Сферы применения и основное назначение

Предназначен такой натяжитель в первую очередь для систем крепления на тралах, а также для такелажа при перевозках грузов в лесозаготовительной промышленности. Цепной талреп необходим для качественного натяжения цепей, используемых при обвязке крупногабаритных грузов.

Цепная стяжка в большинстве такелажных инструкций рекомендована к применению при транспортировании особо тяжелых грузов (труб больших диаметров, бревен), а также особенной спецтехники (деталей турбин, большемерных негабаритных станков, к примеру, оборудования для обкатки колесных пар железнодорожных составов, или для вытачивания большемерных деталей) на тралах.

Такие такелажные приспособления отличаются своей эргономичностью – их устройство допускает операцию натяжения одной рукой, чтобы второй спокойно придерживать цепь в процессе ее выполнения.

Особенности конструкции и эксплуатации цепных рэтчетов

Рэтчеты цепные с использованием храпового механизма изготавливаются чаще с крюками, но применяются и модели с проушинами на концах. В стандартном исполнении цепного талрепа используются крюки, подходящие исключительно под цепи определенного калибра (диаметра).

Устройство создано под параметры воздействия исключительно осевого линейного усилия, поэтому категорически противопоказаны боковые нагрузки. Их никогда не используют для подъема грузов. Комплект стяжки цепной в стандартном исполнении включает в себя:

  • цепь с крюками на концах (3-5 м);
  • цепной талреп.

Каждый рэтчет, по результатам лабораторных испытаний, обязательно сертифицируется, так как является источником потенциальной угрозы для травм работников, порчи имущества, создания нештатных ситуаций. Выбирая приспособления этого типа, всегда учитывайте мощность нагрузки в соотношении с калибром применяемой цепи!

Сферы применения натяжителей

Где можно увидеть работающие талрепы? Ответ прост – практически повсюду, где требуется фиксация предметов различного размера с обеспечением симметричного натяжения с противоположных сторон. Приспособления не подходят для подъема/перевалки грузов, а применяются только для фиксации при перевозках любыми транспортными средствами, а также на стационарных объектах – для гарантированной устойчивости. Это могут быть:

  • теле-/радиовышки;
  • молниеотводы;
  • спутниковые антенны;
  • водонапорные башни;
  • столбы;
  • крепления для стеллажей в логистических центрах;
  • башенные сооружения;
  • вспомогательное строительное оборудование;
  • промышленные/гражданские здания/прочие сооружения;
  • объекты, требующие реконструкции или поддержания безопасного состояния, предохраняющего от дальнейших разрушений;
  • флагштоки;
  • спортивные снаряды;
  • тяжелые ограждения;
  • памятники;
  • аттракционы, высотные парки;
  • временные/перевозные сооружения (шатры, палатки).

Крепеж антенной мачты

Сферы применения постоянно расширяются. А ведь всего столетие назад талрепы использовались исключительно моряками! Это справедливо как для быта, так и для промышленного применения крепежа. Вы можете наблюдать маленькие изделия в оформлении оконных проемов карнизами/шторами/жалюзи. И не сможете не заметить гигантских талрепов в конструкциях современных мостов и зданий с особой архитектурой, предполагающей дополнительные опоры и фиксацию.

Инструкция по натяжению троса

Перед тем как натянуть трос между столбами, следует изучить все правила безопасного использования талрепов – и для процесса установки, и для последующей эксплуатации. Для этого необходимо в первую очередь подобрать подходящий для задачи натяжитель. Воспользуйтесь приведенной ниже таблицей для точного выбора.

Основные этапы и правила работы

Выбрав необходимый талреп, следует действовать с соблюдением следующей технологии:

  1. Протереть натяжитель бензином.
  2. Отполировать его войлочным кругом.
  3. Нанести смазку (с графитовой присадкой/с бисульфатом молибдена).
  4. Прогнать вхолостую.
  5. Провернуть пару раз при монтаже.
  6. При установке с попаданием морской воды – промыть пресной (для предохранения от слипания деталей).
  7. Установить натяжитель для троса, вращая винты в противоположных направлениях до момента достижения эффективного натяжения, когда груз или конструкция будут эффективно зафиксированы.
  8. Если трос окажется перетянут, следует ослабить натяжение, плавно вращая винты в направлении противоположном изначальному.
  9. При необходимости – заменить искривленные детали.
  10. Следить за отсутствием любой нагрузки, кроме осевой.
  11. Периодически проверять качество натяжения троса, занимаясь при необходимости его корректировкой тем же методом, который использовался при первоначальном монтаже.

Важные рекомендации и видео

Для таких устройств наиболее важен правильный монтаж, позволяющий при дальнейшей эксплуатации натяжителей уделять им минимальное время на контроль состояния, плановое обслуживание, при сохранении гарантированных качественных характеристик, указанных в сертификационных документах. Следуя всем пунктам вышеприведенной инструкции, вы всегда сможете качественно, надежно натянуть трос без посторонней помощи.

Изучив информацию про талрепы, и разобравшись, что что это такое, для чего применяются и как подразделяются на виды, вы сможете самостоятельно подобрать крепежное устройство для конкретных целей, не рискуя надежностью закрепляемой конструкции.

Начинающим специалистам, желающим повысить свой профессиональный уровень, а также тем, кто применяет самостоятельно крепеж в быту, полезно посмотреть видео с подробностями правильной технологии монтажа для различных типов талрепов.

Как натянуть трос талрепом

Монтажные операции на тросах

Идейно тросы можно разделить на Грузоподъемные тросы и Негрузоподъемные тросы.

Основными представителями негрузоподъемных тросов является трос DIN 3055 и трос DIN 3060. В дополнение к ним можно добавить еще ряд тросов по ГОСТ, но к этому еще вернемся. Ниже мы подробнее разберем какие есть типы тросов, чем они отличаются, какие у них есть варианты свивки, какое предназначение, из какой стали производятся троса и канаты и много многое другое.

Способы создания петли на тросе:

1. Способ создания петли на тросе без использования дополнительных комплектующих.

Данный способ применяется в случаях, когда нагрузка на стальной канат не является высокой. Способ ручной свивки каната в петлю используется в бытовых условиях, при растяжке каната для невысоких нагрузок, а так же на тросы преимущественно небольшого сечения. На примере изображен огон без коуша на стальном тросе и пять этапов создания огона.

sozdaniye_petli_na_trose_1.jpg

Данный способ создания петли на тросе дешевле за счет отсутствия дополнительных элементов, при этом он требует дополнительных трудозатрат, знаний и умелых рук, которые смогут сделать петлю на тросе таким способом качественно и красиво.

2. Создание петли на тросе с помощью алюминиевого зажима DIN 3093

Зажим для троса DIN 3093 идеально подходит для промышленного объема создания петель из троса. Зажим алюминиевый для троса имеет привлекательный внешний вид. Это особенно важно для фасонных изделий.

Например при подвешивании светильников, при создании элементов для техники, в бытовых условиях и прочее. Алюминиевые втулочные зажимы устанавливаются с помощью пресс-клещей или с помощью опрессовочного оборудования. Для зажимов 3093 маленьких размеров оприсовка может осуществляться пресс клещами или на худой конец с помощью молотка.

Если же говорить о больших размеров зажимов то необходимо использовать опрессовочное оборудование для качественного обжима. Алюминиевый зажим подходит для троса от 1 мм до 28 мм. Для монтажа петли на тросе с помощью алюминиевого зажима-втулки понадобится 1 зажим и при необходимости 1 коуш. Размер коуша соответствует размеру втулки и размеру троса.

sozdaniye_petli_na_trose_2.png

sozdaniye_petli_na_trose_3.jpg

Например если вы монтируете петлю на тросе диаметр 6 мм, то Вам понадобится зажим DIN 3093 6 мм и коуш DIN 6899 6 мм. Обращаем внимание, что на картинках ниже изображены примеры с одним втулочным зажимом для троса, при этом для ответственных креплений можно использовать 2 и 3 зажима для троса последовательно.

3. Огон с помощью коуша и зажима DIN 741 (DIN 1142)

Данный способ монтажа огона (петли на тросе) дороже чем первый способ, но при этом не требует специальной подготовки и особых знаний. Для создания петли на тросе достаточно иметь один коуш соответствующий размеру вашего стального каната (т.е. для каната 4 мм нужно использовать коуш 4 мм) и три зажима типа «Слоник» (так называют зажимы DIN 741 и зажимы DIN 1142).

В дополнение к этому набору для целостности узла можно использовать наконечник для троса. Зажимы для троса Слоник состоит из двух частей и двух гаек. Для установки зажима гайки равномерно закручиваются для равномерного усилия и ровности установки зажимного элемента.

sozdaniye_petli_na_trose_4.jpg

Зажимы 741 устанавливаются последовательно три штуки. При этом конечно же для неответственных узлов, где нагрузки на растяжение троса минимальные можно использовать и один зажим, но по правилам необходимо установить 3 зажима для качественного и высоконадежного крепления.

4. Огон с помощью зажима DUPLEX или SIMPLEX

Данный тип создания петли на тросе вполне надежный, выглядит эстетично и относительно не дорогой. Зажим SIMPLEX означает единственный т.е. данный зажим с одним стягивающим винтом.

Зажимы Симплекс производятся из оцинкованной стали, из нержавеющей стали А2 и А4. Зажим SIMPLEX подбирается по размеру троса. Если Вы используете трос для растяжки 3 мм, то и зажим SIMPLEX должен быть 3мм. Самые распространенные размеры зажимов Simplex 6мм и зажим симплекс 2 мм. Установка зажима не требует особых знаний, достаточно иметь ключ под гайку или плоскогубцы.

sozdaniye_petli_na_trose_5.png

Зажим DUPLEX оснащен двумя стягивающими винтами. Зажим каната Duplex чаще применяется чем Simplex за счет большей надежности крепления по сути в 2 раза по сравнению с Simplex. Размер зажима должен соответствовать размеру троса. Т.е. если вы используете металлический канат 4 мм то Вам необходимо использовать зажим duplex 4 мм.

5. Клиновые муфты

Предназначены для создания соединительных точек, когда есть необходимость соединить трос с ответным конструкционным элементом через штифт и петлю.

Канатные муфты предназначены для канатов среднего и большого диаметров. Как вариант рассмотрим клиновые муфты для канатов марки Green Pin.

sozdaniye_petli_na_trose_6.jpg

В ассортименте представлены:

Клиновая муфта для каната G 6413 – эта муфта предназначена для каната от 7 мм до каната диаметром 86 мм, соответственно допустимые рабочие нагрузки находятся в диапазоне от 1,25 тонны до 100 тонн. Принципом действия клиновой канатной муфты является расклинивание и фиксация каната за счет увеличения нагрузки под весом поднимаемого груза.

6. Муфта для заливки стального троса/каната.

В данном пункте так же рассмотрим муфту Green Pin, которая предназначена для заливки каната легко сплавными металлами или полимерами. Закрытые муфты для заливки предназначены для канатов диаметра от 11 мм до 81 мм, что соответствует рабочим нагрузкам от 4 до 120 тонн. Запас прочности в данной муфте рассчитывается в пяти кратном размере.

sozdaniye_petli_na_trose_7.jpg

Для создания соединения муфты с металлическим канатом необходимо завести канат в муфту, распушить канат и залить специализированным составом (смолой) или легко легко сплавными металлами. В качестве составов например можно использовать состав WireLock.

Как закрепить конец тросика, натягивая его между столбами


Если в процессе выполнения работ на собственном участке понадобилось натянуть трос между двумя столбами, например, создавая виноградник или с другими целями, к решению данной задачи подойдите максимально ответственно. В таком случае удастся получить надежную, долговечную и практичную конструкцию. Главное – узнать, какие детали понадобятся для работы.

Что нужно для крепления троса на столбах

Прежде, чем разбираться, как закрепить конец тросика диаметром 3-5 миллиметров, другого размера, узнаем, какие изделия понадобятся для решения задачи. Нужно подготовить:

  • талрепы – специальные устройства, с помощью которых происходит натягивание троса для исключения провисания;
  • коуши – петли каплеобразной формы, которые будут нести основную нагрузку при натягивании тросика, они исключают вероятность разрыва или повреждения;
  • зажимы – специальные крепежи, позволяющие прочно соединить два конца тросика, образовав петлю, с помощью которой он будет крепиться к столбу.

Что касается зажимов, выбирать крепеж для тросика нужно максимально внимательно. Предварительно понадобится изучить существующие разновидности изделий. Стандартные варианты пользуются наибольшим спросом. Они напоминают закрытые петли, в основании которых предусмотрено два болта. Последние прижимают концы троса друг к другу. Есть также плоские зажимы, представляющие собой пару пластин металла, соединенных болтами.

Изготавливаются изделия в основном из прочной стали, но существуют и другие варианты. Также не стоит забывать о разнице в размерах. Если зажим не будет соответствовать диаметру троса, получить прочное соединение не удастся. Поэтому данному моменту следует уделить особое внимание.


Как закрепить и натянуть трос между столбами

Разберем, как натянуть трос между столбами, где предусмотрены приваренные петли. Сначала нужно выполнить крепление с одной стороны. Для этого понадобится:

  • надеть на трос зажим или несколько штук, зависимо от того, какая нагрузка будет приходиться на конструкцию;
  • продеть тросик в петлю на столбе, вставить короткий конец в зажим;
  • в месте изгиба вставить коуш, чтобы защитить трос от механических повреждений во время эксплуатации;
  • затянуть зажимы, зафиксировав конец тросика – обжав его.

Затягивая зажимы, нужно следить, чтобы их основание (база) было обращено в сторону длинной части троса.

Ко второму столбу крепление тросика выполняется также, только с опорой его соединяют, используя промежуточное звено – талреп. Предварительно надо отвинтить составляющие детали, чтобы удлинить его. После крепления на опоре и соединения с тросом талреп понадобится стянуть, добиваясь нужного уровня натяжения. Так получаем туго натянутый трос с закрепленными концами. Никаких сложностей работа не предусматривает.


Как сделать крепление к стене

Если требуется выполнить крепление троса к стене, принцип останется идентичным. Только на вертикальной поверхности требуется предусмотреть петлю, к которой бы фиксировался трос. Можно закрепить металлическую пластину с «ушком» нужного размера, ввинтить прочный крепежный элемент с кольцом, например, анкер или болт. Все зависит от того, из какого материала сделана стена, какая нагрузка будет приходиться на крепление.

Теперь вы знаете, как зафиксировать все крепежи, зачем нужен натяжник для троса (талреп) и другие элементы. Важно только помнить, что выбирать следует качественные крепежные изделия — варианты, изготовленные из прочной стали, устойчивой к различным негативным внешним факторам.

Читайте также: