Как подобрать стальной винт

Обновлено: 05.05.2024

Приобретение лодочного мотора – это далеко не все, что потребуется его владельцу. В том случае, если вы жаждете, чтобы двигатель работал с предельной отдачей – нужно правильно подобрать гребной винт для лодочного мотора, так как для разных целей могут применяться разнообразные винты, хотя при всем этом на надувной лодке будет поставлен один и тот же мотор. Затем, чтобы научиться ориентироваться в винтах, вначале нужно научиться терминологии.

Подбор правильного гребного винта — это как подбор авторезины на автомобиль. Вы можете целый год ездить на всесезонке типоразмера, предпочтенного изготовителем, и иметь посредственные показатели, а можно заказать шину, наверняка пригодную под нужный вам тип эксплуатации. И тогда не имеет значения — преодолеваете ли вы бездорожье или гоняете на ровных трассах. С винтом ситуация приблизительно такая же: можно бросить все как есть или правильно подобрать гребной винт, оптимальный для своей лодки, нагрузки и вида применения, получив максимальные параметры с наименьшими расходами горючего. Неверно же подобранный винт грозит не только приуменьшить все значительные характеристики, но и быстро погубить двигатель: все детали подвергаются высоким нагрузкам, что усиливает их износ.

Технические характеристики винтов, необходимые для подбора

В классификации моторных винтов применяется ряд показателей, но ключевыми являются три: диаметр винта, шаг и количество лопастей.

Диаметр винта. Здесь все просто – эта величина означает длину окружности, которую описывают лопасти винта в рабочем положении. У четырехлопастных винтов такой показатель замеряется как расстояние от конца первой лопасти до конца противолежащей. У трёхлопастного требуется замерить длину одной лопасти от конца до середины втулки и умножить эту величину на два.

Шаг винта – величина, которая указывает, до какой степени винт продвинется при одном обороте. Данный показатель всегда следует вторым в маркировке. Нужно брать во внимание, что в маркировке обозначается теоретический шаг, без учета слипа или проскальзывания.

Число лопастей у лодочных винтов обычно три, реже четыре. Трехлопастный винт обычно ставится на лодки длиной до 6 метров, а четырехлопастный – на модели длиной более 6 метров. Двухлопастные винты можно встретить очень редко, в основном на малосильных моторах. При этом трехлопастные лучше могут подойти для высокоскоростного режима, а вот четырехлопастные являются «грузовыми» и лучше всего проявляются себя на крейсерской скорости, при этом их работа «ровнее», чем у трехлопастных заменителей из-за равного количества лопастей и большего дискового отношения.

Диаметр и шаг винта производят важное воздействие на поведение надувной лодки или катера. При большом шаге винт получается «скоростнее», так как за один оборот лодка проходит огромное расстояние. В то же время чем больше диаметр, тем более «тяговитость» у двигателя и он сможет толкать груженую лодку. По этой причине если требуется улучшить скоростные качества, то попробуйте увеличить шаг винта, а если нужно сделать его тяговым – повышайте диаметр или уменьшайте шаг винта. Следите за оборотами вашего двигателя. Они должны находиться в допустимых пределах.

Материалы изготовления лодочных винтов

При подборе исходного материала гребного винта необходимо взвесить все за и против, ориентируясь, где и как будет применяться искомый винт. Как правило, выбор возникает между алюминиевым и стальным винтами. Но также имеют место не столь популярные пластиковые, а равным образом производные из разнообразных сплавов и сочетаний.

Если ваша единственная мечта — это высокая скорость, то прочный стальной винт — то, что вам нужно. Он, конечно, подороже алюминиевого, но и его КПД весьма выше предыдущих версий: качество материала даёт возможность сильно уменьшить толщину лопасти, улучшить зеркальность поверхности, кавитация на него воздействует не так значительно. В связи с этим параметры скорости возрастают на 5–7% в сравнении с алюминиевыми аналогами. При подборе стального винта для лодочного мотора, важно помнить, что ему не страшен песок и незначительный абразив — он не сотрется и даже перенесет несильный удар о бревно или дно, не изменив геометрии лопастей. Но при встрече с камнем надежный винт не погасит всю мощь удара — она перейдет на редуктор и вал, что значительно болезненнее в плане ремонта и кошелька. Иногда выручает пластиковая втулка, берущая удар на себя, но надежнее все же избегать неизвестного мелководья на большой скорости и тщательно следить за показателями эхолота.

Это самый недорогой материал, но при этом не значит, что он очень плохой. Пластиковый гребной винт на 30-50% крепче алюминиевого, абсолютно не поддается коррозии и самое основное – он пластичен. При ударе о дно, пластиковый винт в 75% случаев «сыграет» и выпрямиться после воздействия, приняв на себя довольно большую часть ударной нагрузки и защитив редуктор от удара. Конструкция пластиковых (композитных) винтов позволяет заменить каждую лопасть отдельно, что значительно снижает затраты на владение им. Это качество может дать неоспоримые преимущества над алюминиевыми или стальными винтами.

Как выбрать подобрать хороший гребной винт?

Вам необходим винт для безветренной безмятежной рыбалки с малосильным мотором? Покупайте винт из алюминия или пластика. Количество лопастей значения не сыграет.

Четырехлопастный алюминиевый винт – универсальный и доступный по цене выбор для далеких заплывов на небольшой лодке и даст возможность сэкономить топливо на крейсерской скорости.

Винт из полированной нержавеющей стали – самый лучший вариант, в особенности если вам нужна износостойкость и надежность. При этом для тяжелого судна длиной более 6 метров надежнее подобрать четырехлопастный вариант, а вот для скорости подходят три лопасти.

Как подобрать гребной винт

Любой рыбак-водомоторник рано или поздно сталкивается с необходимостью купить новый гребной винт. В такой ситуации проще всего установить оригинальную деталь или один из рекомендованных производителем винтов. Но в этой статье мы рассмотрим, как самостоятельно подобрать гребной винт под собственные нужды.

Зачем подбирается гребной винт?

Опытные рыбаки знают, что поведение лодки, прежде всего, зависит от качества винта. В отличие от большинства других моторных средств, лодочный мотор не имеет передач, редуктор передает на винт постоянное передаточное число. Поэтому, оптимально подобранный винт позволит более эффективно использовать мотор, снизить расход топлива или наоборот повысить максимальную скорость или грузоподъемность. В этом отношении производители моторов занимают достаточно консервативную позицию, находя баланс между эффективной работой и долговечностью механизма. Благодаря замене винта можно заметно ускорить свою лодку, сделать выход на глиссирование более быстрым.

Самые важные параметры винта

Шаг - это характеристика, указывающая на расстояние, которое пройдет винт в идеальных условиях при одном полном обороте.

Шаг винта зависит от угла установки его лопастей относительно плоскости вращения.

шаг винта 2

На что влияет? - Шаг, считается основной характеристикой винта, выражающейся в упоре и скорости судна. С увеличением шага растет и предельная скорость, при этом нагрузка на мотор увеличивается, а предельные обороты мотора снижаются. Уменьшая шаг, снизится скорость и упор судна.

Материал – традиционно, гребные винты выполнены из стали или алюминия. Каждый из металлов имеет свое преимущество, так алюминиевый винт более легкий, а значит, меньше нагружает редуктор. Также он лучше сопротивляется коррозии, но сильно хрупкий, из-за этого при прохождении мелководья есть шанс потерять винт. Сталь лучше подходит для улучшения скорости судна, не боится контакта с мелководьем, однако полученный удар или другое механическое воздействие будет напрямую передаваться на мотор.

Обратите внимание на современные винты из композитных материалов, которые вобрали лучшее от стали и алюминия. Они крепкие, выдерживают контакт с дном, сохраняя геометрию, не подвержены коррозии. Единственный весомый недостаток – более высокая стоимость.

Дополнительные параметры гребного винта

Описанные ниже характеристики являются второстепенными и в меньшей мере могут повлиять на выбор винта. От этих показателей отталкиваются знающие рыбаки-водомоторники или увлеченные владельцы суден. Мы решили ознакомить вас с ними и рассказать, как и на что влияет каждая из них.

Диаметр – фактический размер изделия, измеряющийся по самым отдаленным от центра точкам лопастей.

На что влияет? – Диаметр лопасти создает упор. Чем больший размер лопастей, тем выше должна быть мощность мотора, для реализации упорного потенциала изделия. Фактически, производители привели данный показатель к усредненному значению. Приобретая винт под собственный мотор он уже будет иметь оптимальный диаметр, а более точные настройки упора можно выполнить изменяя шаг.

Проскальзывание – величина, которая показывает количество неэффективной работы из-за стекания воды с винта. Нормальным считается проскальзывание до 20%, однако современные винты, оборудованные интерцепторами, позволяют снизить этот показатель до 10%, тем самым увеличивая КПД.

Дисковое отношение – соотношение площади профиля лопастей к площади окружности. С увеличением данного параметра можно достичь более эффективной работы винта на предельной скорости хода.

Профиль лопасти – форма разреза лопасти по ходу вращения. Зачастую, используется правое направление движения, однако для спаренных винтов используют противонаправленные лопасти.

Как подобрать гребной винт?

Ниже, мы разберем, как подобрать оптимальный винт, а также его скоростной или грузовой аналог, однако все представленные методы являются – теоретическими и результат может отличаться, от предполагаемого. Фактически, единственно верный способ подобрать винт – эмпирический, то есть его применение на судне.

«Оптимальный винт»

Чтобы не вдаваться в крайности и подобрать винт, который будет эффективно работать во всех диапазонах оборотов и при минимальной и полной загрузке нужно знать:

- предельную паспортную скорость;

- максимальные обороты мотора;

- передаточное отношение редуктора.

Возьмем, для примера такие значения:

Чтобы узнать обороты винта нужно разделить максимальные обороты мотора на передаточное число редуктора (5900/2.5=2360 об). Далее, согласно формуле расчета шага ((750*60)/2360= 19).

Получаем, что в нашем случае отправной точкой можно считать винт с шагом 19. Далее подбираем подходящую ступицу, диаметр и другие характеристики под собственные нужды, исходя из описанных выше параметров.

Найдя отправную точку, устанавливаем винт на судно и проводим первое ходовое испытание. Мотор должен:

- развивать максимальные обороты при минимальной нагрузке (проверить тахометром);

- при полной нагрузке выходить на глиссирование.

Если мотор не докручивает, то шаг слишком большой и выйти на оптимальные параметры можно его уменьшением. Если наоборот, обороты мотора выходят за пределы паспортных значений, то шаг нужно увеличить.

«Грузовой винт»

Для увеличение эффективности работы мотора, при полной загрузке следует установить винт с большим шагом. При этом судно будет выходить на глиссирование при полной загрузке, но в угоду скорости. Подобного эффекта можно достичь, увеличивая диаметр и дисковое отношение «оптимального» винта.

«Скоростной винт»

Такая настройка рассчитана на увеличение предельной скорости. Достичь которую можно на предельных оборотах и при минимальной загрузке. Сделать это можно уменьшив шаг винта, снизив его диаметр.

Как узнать, что винт подобран неправильно?

Скоростная и грузовая настройки имеют свой предел, за которым работу мотора можно назвать неправильной и неэффективной. При этом винт называют тяжелым либо прокручивающимся.

Тяжелый винт можно узнать по тому, что мотор не может набрать максимальных оборотов, а судно даже при минимальной нагрузке не выходит на глиссирование или делает это с большим трудом. Проблема заключается в слишком большом шаге винта, который следует уменьшить.

Прокручивающийся винт наоборот приводит к тому, что мотор чрезмерно раскручивается при любых нагрузках, вплоть до срабатывания ограничителя оборотов, при этом скорость не соответствует оборотам мотора. Решение – покупка гребного винта с большим шагом.

Заключение

Подбор винта — это процесс кропотливый и иногда – непредсказуемый. Лучше всего обзавестись несколькими винтами, можно даже старыми, чтобы понять, как работает мотор на том или ином шаге, а зная это, двигаться в сторону оптимальных, грузовых или скоростных винтов для своего судна. Надеемся, эта статья была полезна, и вы сможете самостоятельно подобрать гребной винт под собственные нужды.

Винты лодочные - выбор винта для катера и калькулятор расчета

Правильнее будет иметь на борту два винта и использовать их в зависимости от загрузки. Тем более второй винт – запасной.

Лодочные винты различаются по диаметру, шагу, числу лопастей и материалу, из которого винт изготовлен. Диаметр и шаг как правило проштампованы или отлиты сбоку или на ступице гребного винта.

Расшифровка маркировки гребного винта:
(1) Диаметр гребного винта (в дюймах)
(2) Шаг гребного винта (в дюймах)
(3) Тип гребного винта (марка)

С одним и тем же винтом можно достичь максимальной скорости и наибольшей грузоподъемности?

Какой винт лучше – 3 или 4 лопасти?

Для большинства катеров рекомендуются винты с 3 лопастями. Эти винты обеспечивают хороший разгон и работу на основной скорости.
Tрехлопастной винт имеет меньшее сопротивление и позволяет (теоретически) развить большую скорость. Четырехлопастной имеет больший упор, скорость с данным винтом на режимах от малого хода до 2/3, должна быть выше.
Винты с 4 лопастями имеют бо́льшее дисковое отношение, такие винты рекомендуются для бо́лее тяже́лых лодок и катеров с корпусами высокой эффективности, оснащенными более мощными двигателями.

По сравнению с 3 лопастями, они лучше "работают" при разгоне, наиболее эффективны при буксировке воднолыжников и парашютистов, и обладают меньшим количеством вибраций на высоких скоростях.

При переходе от трехлопастного на четырех или пятилопастной гребной винт, как правило, обороты двигателя снижаются на 50-100 об/мин. Применение четырех и/или пятилопастных винтов в сравнении с трехлопастными обычно приводит к:

  • – ускорению выхода на глиссирование;
  • – выходу на глиссирование лодки на меньшей скорости;
  • – увеличению скорости лодки на средних оборотах двигателя;
  • – обеспечению лучшего ускорения по сравнению с большинством трехлопастных гребных винтов;
  • – снижению вибрации двигателя;
  • – улучшению управляемости в сложных погодных условиях;
  • – снижению эффекта вентиляции при крутых поворотах;
  • – улучшению управляемости на малой скорости;
  • – снижению максимальной скорости в сравнении с соответствующим трехлопастным гребным винтом.

Для моего катера есть винт 13" и 14" диаметра. Меньший диаметр с большим шагом – это же самое?

Шаг винта

a – диаметр винта; b – шаг винта.

Шагом нельзя заменить диаметр. Диаметр непосредственно связан с мощностью двигателя, количеством оборотов в минуту и скоростью, на которую указывают ваши требования.

Если эксплуатационные режимы предполагают 13" диаметр, то при установке 12" будет уменьшена его эффективность.

Необходимо ли использовать высокую температуру, чтобы установить или снять винт?

Нагрев никогда не должен использоваться при установке винта, и поэтому редко требуется для его снятия.
Если невозможно снять винт используя мягкий молоток, может помочь легкий аккуратный нагрев паяльной лампой. Не используйте сварочную горелку, поскольку быстрая, резкая высокая температура изменит структуру бронзы, создав внутренние напряжения, могущие привести к расколу ступицы.

Каково преимущество использования второго винта – левого вращения?

Два мотора на катере

Два винта, работающих в одном направлении на лодках (судах), создают реактивный момент. Другими словами, два правых винта будут наклонять катер влево.
Два винта противоположного вращения на одинаковых двигателях устранят этот реактивный момент, потому что левый винт уравновесит правый. Это приведет к лучшему прямолинейному движению и управлению на высокой скорости.
Поэтомо часто устанавливаются 2 мотора с винтами разного вращения.

Три самых распространенных материала винта – сложная пластмасса, алюминий и нержавеющая сталь

Каждый имеет различия в цене и эксплуатации. (Бронза – обычно используется на более медленных катерах и яхтах.) Материал винта определяет его применение на двигателях различной мощности.

Пластмассовые винты катеров – используются на двигателях меньше чем 50hp (предпочтительнее меньше чем 20hp). Много водномоторников, используют пластмассовый винт как запасной, а не как штатный. Хотя они дешевле, но их эффективность ограничена прогибающимся под нагрузкой лопастями, неспособными сохранить форму, из за относительной слабости тонких пластмассовых лопастей.
Большинство пластмассовых винтов не может быть восстановлено, хотя некоторые лопасти можно купить поштучно для замены. Ни одни винты до настоящего времени не имеют лучших свойств, чем винты, сделанные из металлов – хороший винт должен иметь длительный срок службы и поддаваться ремонту. Пока имеющиеся пластмассы проигрывают по всем этим параметрам.

Алюминиевые винты – большинство катеров, укомплектованы алюминиевыми винтами. Алюминиевые винты относительно недороги, легки при восстанолении, и при нормальных условиях могут прослужить много лет. Алюминиевые винты используются на двигателях до 150hp.
Алюминиевые винты немного более дороги чем пластмасса, но работают более эффективно благодаря уменьшенной толщине лопасти, меньше прогибаются под нагрузкой, лучше держат форму лопасти. Алюминиевые лопасти при небольшом повреждении достаточно ремонтопригодны.

Нержавеющая сталь – более дорога, но намного более прочна и долговечна чем алюминий. Нержавеющая сталь дорога, но оправдывает цену, потому что она лучше всего и с наименьшими потерями передают мощность. Наиболее универсальные и дорогие винты – из нержавеющей стали. Сталь чрезвычайно прочна, позволяя лопасти иметь наименьшую толщину, насколько это возможно, благодаря чему уменьшается сопротивление в воде, а благодаря ее прочности – устраняется прогиб. Несмотря на то, что лопасть имеет малую толщину, она достаточно прочна.
Сталь ремонтопригодна после ударов о затопленное препятствие, но есть другая сторона всех плюсов – больше вероятность погнуть вал.

Стальной гребной винт или алюминиевый

Популярная тема на водно-моторных форумах: одни приписывают стальным винтам чудодейственные свойства, другие же доказывают, что это не более чем блестящий понт, который со временем губит редуктор лодочного мотора.

Изначально лодочный мотор может продаваться и вовсе без винта – как правило это модели средней и большой мощности. В этом случае владелец подбирает гребной винт исходя из имеющегося катера и его потребностей.
Как правило стальной винт докупается к уже имеющемуся алюминиевому, который переходит в разряд запасного на катере водкомоторника. Приобретая стальной винт водкомоторник сравнивает такие основные показатели:

Цена – cтальной винт стоит в несколько раз дороже алюминиевого.

Вес – стальной винт в несколько раз тяжелее. Это нисколько не влияет на разгонную динамику, хотя такие аргументы часто и выдвигаются "специалистами".
Факт: гонщики, которые борются доли доли секунд быстроты разгона – используют исключительно стальные винты.

Нагрузка на подшипники – более тяжелый стальной винт не создает большую нагрузку на подшипники ступицы гребного вала.

Упор, создаваемый гребным винтом при движении водкомоторки, составляет десятки, и сотни килограммов – на этом фоне вес самого винта практически незаметен.
Причиной износа подшипников гребного вала скорее может быть дисбаланс лопастей, вызывающий вибрацию при вращении винта.

Нагрузка на шестерни – при установленном стальном винте передний ход или реверс включаются более «жестко», нежели с алюминиевым.
Редуктор подвесного лодочного мотора не имеет сцепления или фрикционных синхронизаторов – шестерни переднего и заднего хода включаются жестко, через кулачковую муфту – «храповик». Смягчает «удар» при включении только резиновый амортизатор, запрессованый в ступицу винта.
Выход из положения один – холостые обороты должны быть отрегулированы и находиться в норме (обычно 650–850 об/мин).

Конструкция – сечение лопасти (толщина) у стального винта вдвое тоньше алюминиевого. Это позволяет получить более высокий КПД на высоких скоростях.

Алюминиевые винты изготавливаются простым методом кокильного литья, накладывающим определенные ограничения на конфигурацию и не отличающимся прецизионной точностью.

Стальные винты отливают по специальным формам, что обеспечивает более высокую точность и позволяет создавать практически любые формы. Практически каждый стальной винт доводится вручную. Отсюда высокая себестоимость и цена стальных винтов.

Как подобрать винт на лодочный мотор?


Неправильный выбор винта повышает риск поломки двигателя лодки. Когда мотор не способен развить заявленную в сопроводительной документации скорость на высоких оборотах, он практически тонет в топливе. Становится высока вероятность деформации подшипников, поршней и других расходников. Все это чревато разрывом в глушителе, заеданием поршня и выводом мотора из строя.
В обратной ситуации, когда обороты вала превышают допустимые, лепестковые клапаны разрушаются, при трении деталей образуется стружка, все элементы быстрее изнашиваются.
Но всего этого можно избежать, если подойти ответственно к выбору винта для лодки. Конечно, при покупке придется опираться на мнение производителя и данные из каталога, но оптимальный вариант подбирается экспериментальным путем. Винты различаются между собой по следующим параметрам: на каждые 2,54 см (1 дюйм) приходится 150-200 оборотов в минуту. Бывает так, что вы установили новый винт, но он замедляет ход. Решением проблемы станет установка устройства с шагом поменьше, чтобы увеличить скорость.

Расчет винтового шага

Что бы рассчитать шаг винта, необходимо знать несколько параметров:

  • Посмотрите в документах на мотор предельное число оборотов для режима «полный газ». Стандартно это число не больше 5500 об/мин.
  • Теперь разгоните лодку до предельного значения на «полном газу».
  • Если показатели тахометра меньше, чем те, что прописаны в паспорте, зафиксируйте их как предельное число оборотов.

показатель значение (об/мин)
обороты двигателя по паспорту 5100 — 5300
максимальный показатель 5300
результаты опытного заезда 4300
несоответствие100

Исходя из данных, что на 1 дюйм приходится примерно 200 оборотов в минуту, можно подсчитать, на сколько дюймов нужно уменьшить шаг:
1000 : 200 = 5.
Таким образом, уменьшение шага на 5 дюймов должно решить проблемы со скоростью.

Практика показывает, что обойтись одним каким-либо винтом нельзя. Для каждой задачи необходима своя модель. Поэтому настоятельно рекомендуется брать с собой в путешествие запасной винт в полном комплекте.

На начальном этапе новоиспеченный владелец судна полностью полагается на винт, установленный производителем. И только с опытом приходит понимание, что, изменяя параметры веса и мощности, можно добиться оптимальной скорости хода при экономном расходе топлива. Поэтому рано или поздно перед владельцем встает дилемма: как выбрать винт, чтобы улучшить характеристики и не обновлять мотор полностью.

Параметры винта

Сегодня винты различаются по нескольким характеристикам. Самый очевидный элемент — количество лопастей. Обычно их бывает от двух до четырех.

Вторая величина — диаметр. Он легко поддается вычислению. Когда у винта четное количество лопастей, нужно найти расстояние между двумя самыми удаленными от оси точками, расположенными на противоположных плоскостях.
Если у винта три лопасти, то следует замерить расстояние от центра втулки до кончика любой лопасти и умножить это число на два.

Величина шага.


Это число обозначает, на какое расстояние переместится винт вперед, пройдя полный виток. Как правило, винты сопровождают маркировкой. К примеру, «10х15», что значит, что диаметр изделия составляет 10 дюймов, а его шаг равен 15 дюймам.


Центральная ось называется «втулка». При помощи втулки винт отцентровывается по отношению к валу. Существуют модели моторов с выхлопными газами. Винт, рассчитанный на эти модели, имеет обойму, удерживающую лопасти.
Лопасти отвечают за создание тяги, выталкивая воду. Таким образом лодка движется вперед.

Геометрия лопасти

По форме лопасти отличаются большим разнообразием. Перечислим варианты, которые больше всего полюбились опытным владельцам судов.
«Круглое ухо» или эллиптические — самый популярный тип. Сочетание тяги и скорости здесь подобрано оптимально.
Если лопасть отходит прямо от втулки или даже перпендикулярно к ней, то такой гребной винт имеет нулевой гребок. Такая модель приподнимает нос над водой, который никак не хочет подниматься при глиссировании. Если плоскость лопасти наклонена от хвостовой кромки винта, то это, так называемый, сильный гребок. Высота подъема носа прямо пропорционально зависит от градуса наклона лопасти.
Серповидные или полусерповидные лопасти имеют прямую выходную кромку. Эта особенность позволяет при небольших оборотах сильно увеличить скорость.
Косые винты закручены в сторону вращения. Это оптимальный вариант для рыбалки на заросшем пруду, потому что водоросли не наматываются на винт.

Алюминий или сталь?

Алюминиевые изделия — самый экономичный вариант. Винт отлично подойдет тем, кому не важна высокая скорость, а предпочтительнее плавный ход на глиссере. Алюминий, который используется для лопастей не подвержен коррозии, но при механическом повреждении может выгнуться. Поэтому лопасти делают более толстыми по сравнению со стальными аналогами, что влияет на скорость судна.
Нержавеющая сталь в несколько раз прочнее алюминия, поэтому винты изготавливают меньшей толщины без потери прочности. Но если гоночный винт с несъемной втулкой ударится о неровность дна или подводную скалу, инцидент скорее всего приведет к разрыву редуктора. Поэтому все чаще выпускают модели с пластиковой втулкой, которая в случае механического повреждения провернется либо слетит с резьбы.

Число лопастей винта.

Возрастание количества и размера лопастей также увеличивает силу, которая толкает лодку вперед. Но также возрастает и сила сопротивления воды. Поэтому изначально обходились наименьшим числом лопастей — двумя.
С приходом новых технологий, материалов изготовления и возможностей создавать многоступенчатое дно лодки, стало допустимым использовать до четырех лопастей.
Четырехлопастной винт наделен рядом достоинств: в силу того, что лопасти противопоставлены друг другу, то винт функционирует более ровно, сокращает время разгона, снижает скорость, при которой лодка переходит на глиссирование и позволяет лучше контролировать расход горючего. При этом, скорее всего, максимальная скорость будет снижена.
Оптимальный вариант для собственного пользования — три лопасти. Такой винт будет служить долго, при этом вы сэкономите значительную сумму при покупке.

Выбор оптимальной модели.

При выборе винта необходимо точно знать, для какой задачи вы его будете использовать. Модель, которая быстро и эффективно выведет лодку на глиссирование, не сможет создать максимальную тягу.
И снова — параметр, который имеет наибольшее значение — количество оборотов мотора. Если ваш мотор набирает максимальные обороты согласно паспортным данным, значит винт подобран идеально. Если фактические показатели тахометра далеки до паспортных значений, необходимо заменить винт, регулируя шаг и диаметр последнего.

Ремонт винта лодочного мотора

Алюминиевые модели нельзя ремонтировать, даже если это простое срезание зазубрин. Дело в том, что для того, чтобы починить что-то, необходимо сперва нагреть материал, но при этом меняется его взаимосвязь молекул и все характеристики.
Винты из нержавейки и композита, наоборот, поддаются ремонту. Разработаны также модели со съемными лопастями, которые легко можно заменить на новые.
Гребной винт — один из ключевых элементов в работе вашей моторной лодки. На нем нельзя экономить деньги, а покупать стоит модель, подходящую под характеристики мотора, и заточенную на выполнение определенных задач.

Выбор гребного винта

Одна из наиболее актуальных тем в кругу водномоторников – это подбор гребного винта. Какие преимущества даёт оптимальный винт? Подбор - насколько это дорого? Что обозначают числа на ступице винта?

Мы постараемся получить сегодня исчерпывающие ответы на эти и другие вопросы:

  1. Для чего нужно подбирать гребной винт?
  2. Разновидности гребных винтов.
  3. Маркировка винтов.
  4. Расчет гребного винта.
  5. Выбор оптимального винта.
  6. Рубрика «вопрос – ответ»

Для чего нужно подбирать гребной винт?

  • лучший выход на глиссирование;
  • максимальные обороты двигателя в пределах, установленных заводом - изготовителем;
  • максимальная скорость либо грузоподъёмность (в зависимости от требуемого результата).
  • экономии топлива;
  • увеличению ресурса мотора;
  • снижению шумности двигателя.

Разновидности гребных винтов

  • шагу (расстоянию, которое проходит винт за один оборот без учёта скольжения);
  • диаметру (окружности, описываемой наиболее удалёнными от центра точками лопастей);
  • дисковому отношению (отношению суммарной площади лопастей к площади круга с диаметром, равным диаметру винта);
  • количеству лопастей (обычно 3, реже 4 или 2);
  • материалу (сталь углеродистая и нержавеющая, алюминиевый сплав, пластик);
  • конструкции ступицы (резиновый демпфер, сменная втулка, сменные лопасти);
  • конструкции ступицы (выхлоп через ступицу или под антикавитационной плитой);
  • диаметру ступицы;
  • количеству шлицов втулки.

Маркировка винтов

Наносится на ступицу или лопасти, используются дюймовые размеры.

Обычно выглядит следующим образом:

11 ¼ х 15 – G – такую маркировку наносит на свой винт Ямаха.

Первое число обозначает диаметр лопастей, второе число – шаг винта.

Некоторые производители добавляют в маркировку количество лопастей и направление вращение винта, например:

13 х 19 3RH, или 3 х 10-3/8 х 11 R, где цифра «3» - количество лопастей, RH или R – правое вращение.

Если на винт нанесен только номер по каталогу, например, 3231-100-15, то расшифровка пишется на упаковке:

  • Material: Stainless Steel
  • Pitch (шаг): 15
  • Blade (лопасти):
  • Diameter: 10
  • Engine (мотор): Yamaha

Расчет гребного винта

Для точного расчета необходимо знать:

  • Размерения судна
  • Килеватость
  • Водоизмещение
  • Размерения в зоне ватерлинии
  • Наличие и расположение реданов
  • Мощность и максимальные обороты двигателя
  • Редукцию и многие другие параметры.

Наша задача – научиться рассчитывать с приемлемой точностью требуемые параметры алюминиевого винта под имеющуюся глиссирующую моторную лодку, располагая минимумом информации.

Для этого нам понадобятся следующие данные:

  1. Желаемая максимальная скорость. Указывается в паспорте на лодку или берется от аналогичных комплектов. Естественно, не стоит указывать скорость 70 км/ч, имея мотор 30 л/с на прогулочной лодке, нужно рассматривать реальные значения.
  2. Обороты максимальной мощности двигателя. Указаны в табличке, размещенной на струбцине мотора либо в моторном отсеке. Также данные присутствуют на сайтах продавцов лодочных моторов.
  3. Передаточное отношение редуктора (узнаём из инструкции к мотору или из Интернета).

Для расчета шага скоростного винта используем соотношение:

H = 750V/n, где V – скорость в км/ч, n – число оборотов гребного вала.

В качестве примера приведём расчеты для килеватого глиссирующего корпуса длиной 17 футов с подвесным мотором Suzuki DF90ATL.

  • Максимальная частота вращения коленчатого вала: 5300 – 6300 оборотов в минуту;
  • Передаточное отношение: 2,59
  • Максимальную скорость обозначим 68 км/ч.
  1. Находим максимальные обороты гребного вала: 6300 : 2,59 = 2432 оборотов в минуту.
  2. Считаем шаг: 750 х 68 : 2432 = 20,97". Округляем до 21".

Штатный винт имеет размерность 3 х 13 ¾ х 19, то есть достаточно близко к вычисленному. Его оставляем для движения с полной загрузкой и буксировки лыжника. В качестве скоростного приобретаем 21 шаг.

Поскольку обычно шаг и диаметр винта взаимосвязаны, в рамках одного шага предлагается не более двух – трёх различных диаметров винтов. Поэтому будем руководствоваться следующим правилом: если у нас мотор максимально разрешенной мощности, выбираем больший диаметр, если средней или минимальной – то меньший.

Для точного подбора винта следует взять под залог в магазине несколько винтов с шагом, близким к расчетному. После этого необходимо произвести замеры скорости лодки и оборотов двигателя. Следует заметить, что в некоторых регионах крупные продавцы водно-моторной техники периодически проводят фестивали винтов, где любой желающий может попробовать приглянувшийся винт, а также получить консультацию специалистов.

Выбор оптимального винта

Говоря про соответствие винта мотору и корпусу, можно провести определённую градацию.

  • Тяжёлый винт. Двигатель не развивает полных оборотов, выход на глиссирование затруднен. Необходимо уменьшать шаг.
  • Скоростной винт. Максимальные обороты и скорость достигаются только с малой загрузкой и верхнем положении гидроподъёма («трима»).
  • Универсальный. С минимальной загрузкой мотор развивает максимальные обороты, с полной загрузкой позволяет выйти на глиссирование.
  • Грузовой винт. Позволяет легко выходить на глиссирование с полной загрузкой путём некоторой потери скорости, максимальные обороты достигаются уже со средней нагрузкой.
  • Слишком лёгкий винт. Лодка сильно недобирает в скорости, мотор превышает максимально допустимые обороты (т.н. «перекрут»), срабатывает ограничитель оборотов. В этом случае нужен винт с большим шагом.

Количество лопастей также влияет на ходовые качества комплекта. Наибольшее распространение получили трехлопастные винты, реже встречаются с четырьмя лопастями. Двухлопастные и пятилопастные в повседневной эксплуатации практически не применяются.

В общем случае можно сказать, что четырехлопастной винт будет более грузовым, чем трехлопастной за счёт большего дискового отношения. Обычно его выбирают, когда нужна большая тяга, а поставить винт увеличенного диаметра не позволяет конструкция редуктора.

Вопрос - ответ

Сегодня мы пригласили эксперта, который ответит на наиболее частые вопросы читателей, касающиеся гребных винтов.

-Как проще проверить, насколько подходит к катеру имеющийся винт?

-Нужно замерить обороты в «полный газ» с максимальной и минимальной загрузкой. Обороты должны находиться в пределах, рекомендованных изготовителем. Если мотор «недобирает» оборотов – поставьте винт с меньшим шагом, если происходит «перекрут», то есть превышение оборотов – то шаг требуется увеличить.

-Сколько лопастей лучше – 3 или 4?

-Смотря что требуется от лодки. Если нужна устойчивая минимальная скорость глиссирования, грузоподъемность, больший упор – то 4 лопасти имеют определенные преимущества. Если важнее скорость налегке – то выбираем винт с тремя лопастями.

Следует иметь в виду, что за счет большего упора обороты четырехлопастного винта будут приблизительно на 100 меньше, чем трехлопастного аналогичного диаметра и шага.

-Какой винт лучше – алюминиевый или стальной?

-Опять же, что важнее для пользователя. Если нужна максимальная скорость, возможность максимального увеличения ходового дифферента тримом без возникновения подхвата воздуха, то стальной винт предпочтительнее. Но он сильнее нагружает редуктор за счет большей массы и стоит гораздо дороже.

Для повседневной эксплуатации вполне подходит алюминиевый винт. Относительно недорогой, он обладает весьма достойными гидродинамическими характеристиками, к тому же при ударе о подводное препятствие меньше вероятность повреждения вертикального и гребного валов, а также деталей редуктора за счет более хрупких лопастей.

Если же вы решите провести эксперимент со стальным винтом, следует иметь в виду, что стальной винт нужно брать с шагом на 1" меньше, чем алюминиевый.

-При выходе на глисс такое ощущение, что «буксует сцепление» Как с этим бороться? Винт с виду целый.

-Возможно, провернулся демпфер, находящийся между втулкой и ступицей. Попробуйте установить другой винт – ситуация должна измениться.

-Как продлить срок службы винта?

-Основная рекомендация - избегать касания дна: внимательно следить за изменением глубины и пользоваться гидроподъёмом при прохождении проблемных мест: отмелей, подводных препятствий.

-Обязательно ли использовать оригинальный винт?

-Нужно понимать, что многие оригинальные винты сделаны на тех же предприятиях, что и «неоригинал». Существует ряд проверенных производителей, выпускающих качественную замену оригиналу при более низкой цене. Поэтому говорить о необходимости использования именно оригинальных винтов некорректно.

К сожалению, формат статьи не позволяет максимально подробно рассмотреть все нюансы подбора винта, но основные вопросы мы рассмотрели, и теперь при необходимости можем подобрать наиболее подходящий винт для моторной лодки или катера. Тем, кто заинтересовался темой и хочет изучить теорию гребных винтов, можно порекомендовать труды Х. Баадера, Л.Л. Хейфеца, В.В. Вейнберга, а также книгу «Гребные винты. Современные методы расчета» В. Бавина и др.

Читайте также: