Как срастить трос между собой стальной

Обновлено: 16.05.2024

Иногда нужно закрепить стальные тросики на стену или на потолок, а специальных креплений под рукой нет. Для домашнего мастера это не проблема, используя подручные материалы и смекалку, тросики без проблем крепятся именно там, где необходимо.

Инструменты, которые понадобятся для работы

  • тиски;
  • сверлильный станок;
  • сварочный аппарат;
  • перфоратор;
  • пассатижи;
  • рожковые или накидные ключи;
  • болгарка;
  • молоток;
  • стальные тросики;
  • винты и гайки разной конструкции;
  • дюбели;
  • толстая гибкая проволока.

Первая идея: как прикрепить трос к стене под прямым углом

С помощью сверлильного станка и тисков в болте делается сквозное отверстие по всей длине.

Не вынимая готовый болт из тисков, на него заворачивается гайка, к которой приваривается сваркой кусок длинного болта без шляпки.

Сварка очищается болгаркой, кусок болта с гайкой откручиваются и откладываются пока в сторону.

Заготовка с приваренной гайкой забивается в стену молотком, где перфоратором подготовлено отверстие и вставлен дюбель, в гайку вворачивают болт со сквозным отверстием.

Стальной тросик просовывается в отверстие, кончик достаётся из шляпки, и закрепляется с помощью оборачивания проволокой.

Чтобы проволока держалась плотно, нужно не её оборачивать, а прокручивать пассатижами тросик.

Трос можно запросто натянуть вращением болта.

Вторая идея: как просто прикрепить трос к стене

В колпачковой гайке, зажатой в тиски, сверлится отверстие.

К заготовке с отверстием приваривается сваркой удлиняющая гайка, швы зачищают болгаркой.

Продевается тросик, кончик обжимается подходящим куском трубки с помощью пассатижей.

В подготовленное отверстие в стене вворачивается кусок болта без шляпки (одна резьба).

На резьбе заворачивается заготовка из гаек с тросиком.

Третья идея: как соединить 2 тросика (надежное и разборное соединение)

Подготавливается небольшой кусок болта с резьбой – отрезается нужное количество. В заготовке сверлится отверстие на всю длину с помощью сверлильного станка.

В куске болта делает прорезь посередине с одного бока – туда будут выходить тросы.

С двух сторон на заготовку навинчиваются гайки, оно не должны закрывать пропиленное отверстие. Потом с торцов болта просовываются концы двух тросиков и выходят через пропиленное отверстие посередине.

Остаётся только свести гайки вместе и затянуть их рожковым ключом – тросики закреплены надёжно!

Четвёртая идея: крепление тросика в раме стальной конструкции

Болт закрепляется в тиски, от него отрезается болгаркой часть резьбы. В заготовке сверлильным станком делается сквозное отверстие.

На подготовленный болт накручивается колпачковая гайка, в ней тоже делается отверстие.

Гайка откручивается, болт вставляется с одной стороны железной заготовки, с другой стороны одевается и затягивается подготовленная колпачковая гайка.

В отверстие заготовок продевается стальной тросик, конец обжимается кусочком трубки с помощью пассатижей – готово!

Смотрите видео

Сплеснивание

Существует несколько способов соединения сталь­ных тросов сплеснями. Давным-давно на шканцах парусных судов разгорались споры о преимуществах и недостатках того или иного способа. В Англии все способы были испытаны и проверены еще до 1850 г.

Прошло несколько десятков лет, прежде чем уме­ние сращивать тросы стало обязательным для швед­ских моряков. В 1880-х гг., когда сплеснивание ста­ло практиковаться в Швеции, умеющего сращивать тросы называли «железным матросом». Однако часто к этой кличке прибавляли унизительные опреде­ления.

Подготовка стальных тросов к сращиванию всегда начинается с наложения марок на тросы. Лучшие марки получаются из вощеных парусных ниток, сло­женных вдвое. Нитки петлей обносят вокруг сталь­ного троса и на трос накладывают необходимое чис­ло возможно более тугих шлагов. Затем нитки за­крепляют двумя штыками, разводят концы нитей в разные стороны, обносят вокруг троса и завязывают в месте встречи (рис. 140).
Огон на стальном тросе. Огон — важнейший и са­мый распространенный вид работ на стальных тро­сах. На расстоянии трех-четырех шлагов от конца накладывают прочную марку а (рис. 141), которая предотвращает распускание прядей троса на боль­шую длину, чем предусмотрено. Более простую мар­ку Ь накладывают на расстоянии около 5 см от конца троса, пряди распускают до нее и на их кон­цы также ставят марки. Это обычные круглые марки.

Рис. 140. Наложение марок

Наложение марок

Для их выполнения концы нитей зацепляют за колючие концы проволок и обносят нити несколько раз вокруг прядей. Если в прядях стального троса есть пеньковые сердечники, то при наложении марок их оставляют снаружи.

Если огон выполняют с коушем, то кип коуша сначала прокладывают лоскутом смоленой ткани и коуш скрепляют со стальным тросом бензелем с, на­ложенным на некотором расстоянии от марки а. За­тем коуш зажимают в огоне с помощью винтовой стяжки или лучше винтовыми тисками, накладывая тиски на оба стальных троса по линии плотно к коушу. После этого коуш и трос скрепляют вось­меркой, плотно стянув ее. Затем снимают марку Ь, трос распускают на пряди до марки и удаляют сердечник.

Пряди троса распределяют симметрично по три с каждой стороны троса. На рисунке нижняя правая прядь обозначена цифрой 1 (другие нумеруют после­довательно против часовой стрелки до номера 6). При этом трос направлен так, как сказано в начале раздела о сплеснях на растительных тросах. Первую пробивку делают нижней, первой правой прядью под три пряди троса, то есть прядь пробивают прямо через трос, но вправо от сердечни­ка. Весь внешний вид сплесня зависит от первой пробивки, и чтобы научиться выполнять ее в пра­вильном месте, необходимо долго тренироваться.

Рис. 141. Выполнение огона со сплеснем

Выполнение огона со сплеснем

Пробивку выполняют в углублениях между пря­дями, ближайшими справа от средней линии сталь­ного троса, считая от самого коуша. При этом сплеснюемый трос держат так, как было указано ранее. Пряди протягивают через трос на некотором рассто­янии от коуша, а не вплотную к нему. Их пробива­ют через трос с помощью свайки. Вращая свайку по спирали, пряди затягивают вниз по направлению к коушу.
Прядь номер 2 пробивают в то же место, что и первую, но под две правые пряди троса. Третью прядь также пробивают рядом с первыми, но под од­ну прядь троса справа. Три пряди в левой части Троса пробивают каждую под свою прядь троса. Все пробивки выполняют слева направо по направлению спуска троса, как показано на рисунке.

После первых пробивок из прядей вынимают сер­дечники, не снимая марок. Затем пряди вплетают каждую вокруг своей пряди в тросе, причем пробив­ка должна идти в том же направлении, как и про­волоки в прядях.
Пробивки делают длинными и пря­ди укладывают на свои места с помощью свайки. После четырех-пяти пробивок целыми прядями их делят и следующие две пробивки выполняют поло­виной прядей, плавно завершая сплесень огона.

Описанный способ является самым распространен­ным. Он называется ливерпульским . Если пеньковых сердечников в прядях нет, то после первой пробивки делают еще по две каждой прядью и только после этого удаляют стальной сердечник.

После окончания сплесня все лишние проволоки обрубают острым зубилом по возможности ближе к стальному тросу. Проволоки можно просто открутить поочередно, что даст хороший результат. Стальные проволоки обламываются в этом случае близко к тросу, от вращения на их концах образуются неболь­шие, зацепки, которые будут препятствовать выскаль­зыванию проволок. Сплесень можно смазать и от- клетневать. Огон вокруг коуша не следует клетне­вать в данном случае.

На стальных тросах, используемых на лебедках, и других подобных им обычно пробивки от начала до конца выполняют целыми прядями. Чтобы завер­шить сплесень, последние пробивки выполняют по правилу под две пряди троса справа по спуску (рис. 142). Подобные сплесни не клетнюют. Огон на них делают большого размера и без коуша.

Рис. 142. Закрепление сплесня

Закрепление сплесня

Если под рукой нет винтовой стяжки или винто­вых тисков, то сплесень необходимо скрепить без них. После соединения коуша со стальным тросом креплением с трос распускают до марки а (см. рис. 141) и три пряди с правой стороны пробивают по правилу.
Крепко держа концы прядей так, что стальной трос повисает свободно, и подтягивая свай­кой пряди в том месте, где они выходят из троса, затягивают сплесень как можно более туго. Три про­бивки затягиваются при этом так, что можно сделать три другие пробивки и завершить на этом сплесень.

Сплесни на швартовных стальных тросах никогда не клетнюют. Клетень и клетневина легко рвутся, обнажая концы проволок, которые заедает при наки­дывании швартова на барабаны лебедок. Сплесень при этом быстро расползается, кто-нибудь может поранить пальцы рук.

Длинный сплесень. Два стальных троса, которые необходимо срастить, должны быть одинаковыми по толщине и иметь одинаковую крутизну витков. Пря­ди попарно скрепляют марками и тросы распускают на пряди на двадцать четыре или более витков.
По­парно соединенные тросы сохраняют свою свивку, что облегчает работу с ними. Сердечники вырезают и концы тросов сдвигают вплотную, после чего пря­ди попарно выводят с каждой стороны и на их мес­то укладывают встречную пару прядей. Этот метод ничем не отличается от выполнения длинного сплес­ня на трехпрядном растительном тросе.

Рис. 143, Выполнение кранового сплесня

Выполнение кранового сплесня

Все пряди во время укладки слегка скрепляют попарно и только после завершения укладки прядей их разделяют так, что они образуют простые пары в шести местах на одинаковом расстоянии друг от друга.
Затем их скрепляют марками и обрезают на нужную длину (рис. 144, а и б). Если стальные тро­сы распущены на пряди на двадцать четыре витка, то расстояние между местом встречи прядей будет равно восьми виткам, а длина каждой пряди соста­вит около четырех витков.

После выполнения укладки прядей делают про­бивки на шести участках, пробивая каждую прядь прямо в другую в месте их встречи и дальше через стальной трос. Другую прядь пробивают около пер­вой и так же далее через трос. Таким образом, обе пробитые пряди выходят из троса рядом с другой его стороны (рис. 144, в).

Держа обе пряди рукой и разводя трос, пряди поочередно подтягивают к тросу так, что их соеди­нение становится практически невидимым. С помо­щью свайки вынимают сердечник и обрезают его в том месте, где прядь выходит из стального троса.
Затем, свайку проводят под две пряди стального тро­са так, чтобы острие вышло за одной из сплеснен- ных прядей, как показано на рис. 144, г. Вращая свайку по спирали, ее легко продвигают вдоль меж­ду прядями стального троса и проталкивают впле­тенные пряди от себя. Одновременно вынимают отре­занный сердечник, а пряди сплесня вводят на его место.

Введя свайку между двумя другими прядями с другой стороны стального троса так, чтобы ее ост­рие вышло за другой вплетенной прядью, пробивают эту прядь также внутрь троса на всю ее длину.
Та­кую операцию производят со всеми парами прядей, причем последовательно вырезают сердечник по всей длине, сплесня и на его место укладывают пряди. Длину прядей необходимо подобрать такой, чтобы в месте их встречи внутри троса они не соприкасались концами, так как в этом случае пряди выбиваются назад и петлеобразно выходят из троса.
Важно так­же концы прядей прочно скрепить марками, чтобы их проволоки не выбивались и не выходили острием из троса.

Рис. 144. Выполнение длинного сплесня

Выполнение длинного сплесня

После небольшой тренировки сплесень легко вы­полняется и отнимает не больше времени, чем требу­ется для выполнения простого сплесня. Если спле­сень выполнен правильно, он почти незаметен на тросах и совсем не имеет утолщений.
Такой, сплесень проходит в блок лебедки. Его можно травить вокруг двух кнехтов. Зто единственный сплесень, с помо­щью которого сращивают лопнувшие швартовные стальные тросы.
При сращивании новых стальных тросов сплесень необходимо выполнять с особой тщательностью, чтобы первая укладка прядей была выполнена правильно, так как смазанные скользкие пряди легко распадаются на части и развиваются. Напротив, на старых стальных тросах со стертой смазкой укладку прядей производить очень легко.

Иногда тросы целиком состоят из стальных про­волок без пеньковых сердечников, как, например, у стальных тросов на лебедках. В этих случаях бывает невозможно пробить прядь вместо сердечника.
Тогда пряди следует вплетать в трос, завязывая их полу­узел перед тем, как пробивать их через трос. Но за­канчивают сплесень так же, как обычный. Каждой прядью выполняют три пробивки по правилу через одну и под две по спуску троса, как последняя про­бивка на рис. 142.
Проволоки прядей обрубают. Сплесень обколачивают мушкелем, чтобы сохранить форму стального троса. Такие длинные сплесни проч­но держатся даже тогда, когда шлаги троса вокруг, барабана лебедки сильно трутся друг о друга.

Сращивание стальных тросов с растительными. В настоящее время редко сращивают стальные тросы с растительными. На больших парусных судах, бегу­чий такелаж которых был стальным, ходовые концы на них делали манильскими. Поэтому такие сплесни были обычными. Встречались они также на стальных шкотах и на шкаторинах нижних парусов.

Обычно выполняют длинный сплесень. Стальной трос распускают на пряди на десять витков, скреп­ляют прочной маркой, вырезают сердечник и три пряди (через одну) свивают воедино на длину вось­ми витков. На этот трехпрядный конец стального троса накладывают прочную марку.
Растительный трос распускают на пряди на два витка и сдвигают вплотную со стальным тросом, как для короткого сплесня. Затем свитый стальной трос из трех прядей вплетают как сердечник, в растительный трос, глу­боко укладывая между двумя соседними прядями.

Если растительный трос четырехпрядный, то его собственный сердечник вырезают. На растительный трос и трехпрядный стальной трос накладывают марку в конце окончания их свивки, оставляя сво­бодным конец в несколько сантиметров. Три остав­шиеся несвитыми пряди стального троса затем впле­тают в растительный трос по направлению свивки троса по правилу через одну под одну прядь. После четырех пробивок эти пряди стального троса обру­бают.
Выходящие из-под марки концы свитого из трех прядей стального троса, длиной в два витка, вплетают между прядями растительного троса таким же способом - каждую прядь через одну под одну.

Затем выполняют пробивку прядями растительно­го троса в стальной трос по правилу по две пряди по спуску. Можно выполнить последние пробивки неполными прядями. Обтягивают пряди растительно­го троса и сплесень клетнюют марлинем.

Чтобы зафиксировать стальные сплетенные и оди­нарные пряди в растительном тросе, накладывают одну длинную клетневку или несколько прочных ма­рок. Такой способ считается лучшим для сращивания стальных и манильских тросов. Очень гибким этот сплесень не бывает. Клетневанные участки всегда получаются негибкими и жесткими, как дерево.

Рис. 145. Концевые части тросов

Концевые части тросов

Другой способ сращивания манильских и сталь» ных тросов, который также хорош и позволяет осно­вывать их в блоках, заключается в том, что между соединяемыми тросами вставляют кусок тонкой цепи из трех звеньев. Растительный трос сращивают спле­снем с одним концом цепи (см. рис. 126), а сталь­ной трос — с другим.

Срастить цепь со стальным тросом относительно легко и просто. Стальной трос распускают примерно на двенадцать витков и делят на две части по три пряди. Три пряди вводят в звено цепи и делают по возможности маленький огон.
Оставшиеся три пряди берут снизу и первые три вводят навстречу им так, что они попарно встречаются в трех местах на оди- наковом расстоянии друг от друга. Затем, разделив пряди, выполняют три части сплесня в манере длин­ного сплесня.
Так как этот способ обеспечивает очень гибкое соединение тросов, его применяют в тех случаях, когда необходимо, чтобы сращенные тросы свободно ходили в блоке.

Стропы из стальных тросов. Небольшие стропы из стальных тросов лучше всего делать из одной пряди так, как указано на стр. 84. Пряди выбирают такой толщины, чтобы при сложении их втрое или вчетве­ро получить строп необходимой прочности.
Однако стропы, составленные из прядей, редко получаются ровными и красивыми. Концы прядей всплескивают друг в друга по спуску в месте их встречи. Трех- и четырехпрядные стальные тросы, как правило, по­крывают клетневиной и клетнюют шкимушгаром. Клетневание выполняют с помощью полумушкеля, который всегда легче обносить вокруг согнутого стропа, чем длинный мушкель.

Правильный стальной строп из прядей должен быть составлен из шести витков и иметь вид обыч­ного стального троса . Место стыка не должно быть заметным. Из стального троса, равного по толщине стропу, выводят одну прядь, длина которой в семь раз больше длины стропа. Строп без -особых слож­ностей выполняют сначала трехпрядный, а затем че­тырехпрядный, вводя четвертую прядь с помощью молотка так, что строп получается совершенно ров­ным.
Затем отрубают от этой пряди кусок, равный по длине стропу, и, прилагая особые усилия, вводят его как сердечник между свитой четыре раза прядью. Пряди тогда раздвигаются настолько, что без особо­го усилия можно сделать еще пятый и шестой витки стропа, пользуясь для этого молотком. Такой строп получается ровным и гладким.

В месте встречи концы прядей сводят так, чтобы они сходились попарно, и строп заканчивают так же, как длинный сплесень. Одну прядь пробивают в се­редину другой и обе проводят через строп.
Сердечник вырезают и пряди вводят на его место, каждую на половину длины сердечника, так что они сходятся внутри стропа с противоположной стороны от места пробивки через строп.
Концы прядей не следует ос­тавлять слишком длинными, чтобы они не выталки­вали друг друга. Выполнение стропа отличается высокой степенью сложности, но законченный строп представляет собой красиво выполненное такелажное изделие.

Специальные концевые приспособления для со­единения тросов. На современных судах такелаж обычно снабжен специальными наконечниками, заме­няющими сплесни и бензели. Такие устройства име­ют коническое сквозное отверстие.
Стальные тросы соединяют следующим образом: трос вводят в отвер­стие наконечника, а после этого распускают немного на пряди, отдельные проволоки загибают, закрепляя в конусообразном отверстии.

Заделку троса в отверстии выполняют следующим образом: на место сердечника забивают конусовид­ный клин, затем производят заливку полости отвер­стия расплавленным цинком, который припаивает- гильзу к концу такелажного стального троса.

На толстых тросах такая работа выполняется ма­шинами, но в небольших размерах ее можно делать вручную. Клещами загибают проволоки троса, полу­чая утолщение, и закрепляют трос в отверстии, кото­рое заливают металлом.
При этом более пригодно чистое олово, чем паяльное. Место выхода троса из отверстия уплотняют асбестовым жгутом, а олово заплавляют на месте паяльной лампой. Для пайки применяют неокисляющую паяльную жидкость.

Учитывая нужды моряков и яхтсменов, нержавею­щие стальные тросы выпускают с запасными конце­выми приспособлениями. Во многих случаях тросы соединяют с помощью так называемых прессованных насадок-замков.

Обойма из оловянной лигатуры или нержавеющей стали обжимается вокруг конца троса при большом усилии (рис. 145, а). Обоймы выпуска­ют различных размеров для. тросов разной толщины. Считается, что подобные концевые приспособления - безупречное средство для соединения тросов.

При постановке на якорь и для постоянного креп­ления буев, понтонов и подобных сооружений реко­мендуется сращивать тросы сплеснями вручную (см. рис. 141). В качестве прессованных насадок для тро­сов из углеродистой стали применяют обоймы из легких металлических сплавов.

Наконечники могут иметь форму петли, петли с отверстием (рис. 145, б, в), могут быть, в виде нарез­ной втулки (рис. 145, г) для непосредственного крепления к талрепу. Концевые насадки выпускаются разных размеров для стальных тросов диаметром 3-12 мм. Они выполняются из различных металлов: цинка, стали, свинца, латуни, меди, бронзы, сплава меди с никелем, никеля, нержавеющих сталей Ст- № и Сг№-Мо.

Какой выбрать стальной трос, соединить между собой и завязать в петлю?

Для использования тросов необходим целый ряд такелажного крепежа. В данной статье рассмотрим, какой крепеж выбрать для данных целей и как правильно его применять.

Состав и характеристики тросов

Трос представляется собой канат из стальной проволоки с электрооцинкованным покрытием или же из нержавеющей стали. В процессе скручивания проволока подвергается воздействию нагрузок, не превышающих его предел прочности.

Для особых целей, которые требуют коррозионной стойкости, тросы покрывают оболочкой из поливинилхлорида. ПВХ служит не только защитной оболочкой троса, но и снижает трение его волокон друг о друга во время эксплуатации.




Многожильный скрученный трос состоит из:

  • одиночной проволоки, задающей центральную продольную ось (1);
  • первого множества проволок, спирально скрученных вокруг центральной (2);
  • проволок, спирально скрученных вокруг первого множества (3).

Состав многожильного скрученного троса

При этом первое множество проволок скручивается вдоль оси под одним углом и с одним шагом, а последующее – под другим углом и с другим шагом. Разница между первым углом скрутки и вторым составляет не более 4°.

Состав многожильного скрученного троса

Типы свивки и обозначения тросов

Одним из основных параметров троса является тип его свивки. Этот параметр определяет «мягкость» троса, а также его способность сопротивляться растягиванию под нагрузкой. Так, трос, состоящий из одной пряди менее гибок, чем свитый из нескольких прядей, каждая из которых также свита из множества проволок. Все тросы имеют специальный сердечник, содержащий смазку, препятствующую перетиранию троса при сгибании.

Обозначение тросов зависит от типа свивки. Например:

Типы свивки и обозначения тросов

Волокнистые сердечники могут быть органическими (NFC) и синтетическими (SFC). Также они бывают: стальными проволочными отдельной свивки (IWRC); просто стальными проволочными (SC); полипропиленовыми (Poly).

Как соединять тросы между собой и завязывать в петлю?

Практически во всех сферах применения стальных канатов из них приходится делать петли, сращивать их между собой, и для всего этого требуется соответствующий крепеж.

Зажим троса DIN 3093

Зажим DIN 3093 является наиболее простым видом такого крепежа и представляет собой сплющенный полый цилиндр — муфту. Он применяется для соединения тросов между собой, а также для изготовления петель на концах троса и может изготавливаться из алюминия, нержавеющей стали, меди, в том числе луженой.

Виды и особенности зажимов для троса

Тросовый или канатный зажим - это такое такелажное изделие, которым фиксируются петли на стальных канатах либо сращиваются канаты. Казалось бы, все очень просто, но:

  1. Эти элементы такелажа используют в высоконагруженных конструкциях, из чего вытекает, что они должны изготавливаться из металла, устойчивого к трению, поперечным и продольным деформациям. Как это достигается?
  2. В строительных работах, например, на тросы крепят несколько зажимов, расположенных друг за другом. Может быть так, что нагрузка выше, чем допустимая для единицы крепления. Простое увеличение числа слабых креплений никак не поможет зафиксировать конструкцию. Почему?

Эти и другие детали по полочкам раскладываем в статье.

Виды зажимов

каким бывает зверь, кратко - по плюсам и минусам

Виды зажимов для троса

Для простоты разделим зажимы условно на три категории, и в каждой категории обозначим наиболее важные подвиды:

Традиционные, используемые для сращивания канатов и создания на них петель:

  • Одноразовые
  • Скобы
  • Кулачковые
  • Плашечный (шинный)
  • Цилиндрические (DOUBLE)
  • Обжимные

Плоские, используемые, как и традиционные:

Специальные, спектр использования которых узок и делает их незаменимыми:

  • Крестовые
  • Стопорные
  • Цанговые
  • Страховочные

Одноразовые

Короткие цилиндрики из алюминия или другого мягкого металла. Расплескивается вместе с продетыми концами каната, плотно его сжимая. Наименее надежная и наиболее дешевая конструкция.

Зажим троса

Плюсы Минусы
+Дешевизна -Ненадежность
+Быстрота установки -Одноразовость

Скобы

Самый распространенный традиционный вид зажимов в виде U-образной скобы. Прост в установке и демонтаже, является многоразовым, не теряет характеристик.

Нюанс использования в почти полной непригодности для высоких нагрузок. Малое пятно контакта с канатом вызывает режущую деформацию - разрыв или повреждение троса в месте крепления.

Зажим троса U-образный

Плюсы Минусы
+Дешевизна -Малое пятно контакта
+Быстрота установки -
+Многоразовость -

Кулачковые

Аналоги скобы, два зеркально расположенных седла с интегрированными резьбовыми втулками. Более удобен, чем U-образный, мало встречается на российском рынке.

Как и старший брат, имеет малое пятно контакта с тросом.

Зажим троса

Плюсы Минусы
+Дешевизна -Малое пятно крепления
+Быстрота установки -
+Многоразовость -

Плашечный (шинный)

Зажим, поперечный срез которого представляет собой латинскую W. Ответная часть похожа на распущенную вдоль трубу. Места прилегания к тросу - рифленые, обеспечивают хорошую фиксацию.

С таким зажимом режущих деформаций можно не опасаться.

Плашечный (шинный) зажим

Плюсы Минусы
+Надежность -Дороговизна
+Простота установки -
+Многоразовость -

Цилиндрические (DOUBLE)

Кольцо оно и в Африке - кольцо (ну или два полуцилиндра со стяжными винтами).

Выпускается в малых размерах (трос 3-4 мм), т.е. можно скреплять тросы вплоть до толщины проволоки (в разумных пределах). Нержавеющая сталь - как основной материал изготовления - позволяет использовать колечко в паре с канатами из цветных металлов, нержавеющей стали. Неблагоприятные среды, короче говоря, вашим конструкциям не грозят.

Цилиндрический (DOUBLE) зажим

Плюсы Минусы
+Надежность -Дороговизна
+Многоразовость -

Обжимные

В простонародье - бочонок. Две рельефные пластины с цилиндрическими канавками для закладки троса, которые стягиваются при помощи винта. Можно сказать, король лифтов и других подъемных механизмов.

Зажим для троса бочонок

Выпускается как из цветных металлов, так и из стали в зависимости от назначения.

Плюсы Минусы
+Надежность -Дороговизна
+Простота установки -
+Многоразовость -

Плоские одинарные (SIMPLEX)

Как было сказано выше, чем больше пятно контакта с тросом, тем надежнее крепление, этот зажим - прямое тому подтверждение.

По своей сути две пластины (с бортиками и без), фиксируемые при помощи болта и гайки. Наличие бортиков не дает тросу выскальзывать вбок под нагрузкой, что также положительно сказывается на максимально допустимых нагрузках.

Зажим троса SIMPLEX

Плюсы Минусы
+Надежность -Относительная дороговизна
+Многоразовость -

Плоские двойные (DUPLEX)

Два сращенных одинарных (SIMPLEX) изделия.

Как сказала бы Эллочка Людоедочка, железно! Установка растяжек на высоковольтных столбах линий электропередач и ТВ-антенн - раз плюнуть. Зафиксировать груз при его подъеме на большую высоту - тоже. И это не фигура речи.

Зажим троса DUPLEX

Крестовые

Скажем, нужно вам соединить две магистрали под прямым углом. Вам нужен крест! Не православный, конечно, но помолиться советуем, потому что сверхнадежным такое крепление назвать язык не повернется. Впрочем, надежности на канатную сетку хватит. Как говориться, кто на кого учился.

Изготавливается в виде цилиндра, в который стальные канаты укладываются друг на друга и фиксируются винтом.

Крестовой зажим для троса

Плюсы Минусы
+Незаменимость при создании пересекающихся конструкций -Дороговизна
+Простота установки -Малый спектр применения
+Многоразовость -

Стопорные

Просто стопор - и все. Ничего не сращивает, ничего не поддерживает. Его задача - плотно ухватиться за трос и препятствовать движению подвешенных на нем грузов, грубо говоря, утолщает магистраль в выбранной точке.

Стопорный зажим

Плюсы Минусы
+Незаменим при создании стопора -Узкий спектр применения
+Простота установки -
+Многоразовость -

Цанговые

Наконечник, задачей которого является аккуратная стыковка каната с элементами конструкции, к которым он присоединяется. Стопроцентной надежности не дает. Скажу по секрету, лучше петлю сделать.

Цанговый зажим

Плюсы Минусы
+Простота установки -Ненадежность
+Многоразовость -Узкий спектр применения

Страховочные

Типичный быстросъемник промышленных альпинистов. Они за него всяко-разно грузы подвешивают. Изделие состоит из рычагов, фиксирующих его на магистрали при приложении нагрузки на крепежное кольцо.

Страховочный зажим для троса

Плюсы Минусы
+Простота установки -Дороговизна
+Многоразовость -

Из каких материалов изготавливают зажимы

из чего у тебя седло, странник, сделано?

К трем основным материалам, из которых изготавливаются зажимы для троса относятся (очень предсказуемо!): нержавейка, горячеоцинковка и мягкая сталь с цинковым покрытием. Рассматриваем на примере седла.

Нержавеющая сталь А2 и А4. Ваш выбор для применения на открытом воздухе и в неблагоприятных условиях. Коррозийная стойкость из коробки.

Горячеоцинкованная сталь. Смело берите, если хотите сэкономить. Использование в неблагоприятных средах ограничено, но за положенные нагрузки отвечает более чем. Коррозийная стойкость меньше, чем у нержавейки.

Мягкая оцинкованная сталь. По дешману, значит, по дешману. Не стойкий к коррозии материал (впрочем, оцинковку пальцем не сковырнешь). Если нужно что-то для быта, лучший вариант.

Однако помните о том, что при построении высоконагруженных конструкций нужно будет проверять место крепления хотя бы раз в три месяца на предмет полного съедания ржой. Хе-хе. Шутка.

Размеры зажимов

Размер имеет значение! Надежная и безопасная конструкция нужна каждому, а вот как ее обеспечить?

Трос без оплетки? Значит, зажим выбирается по диаметру троса.

Трос в оплетке? Нюанс! Предел рабочей нагрузки сборки или магистрали уменьшится на 30-35%, если не удалить оплетку, потому что рабочее тело зажима будет контактировать с мягким и податливым винилом.

Применение такого соединения на сильно нагруженных тросах небезопасно!

Как итог: крепеж к канату в оплетке подбирается по его диаметру без оплетки. С точек магистрали, где будут располагаться зажимы, оплетку удалям. Такова жизнь? Нет, технология

Классификация зажимов по DIN

  • DIN 741. Стандартный, не предназначенный для грузоподъемных операций. . Усиленный крепеж, оборудованный двумя шестигранными гайками, а также шайбами для лучшей прижимной фиксации. Имеет продолжительный эксплуатационный запас даже в условиях постоянных температурных колебаний.
  • DIN 3093. По своей конструктивной сути это алюминиевая втулка, позволяющая соединить несколько тросов между собой для достижения необходимой общей длины.

DIN 741

Стандарт DIN 741 – это крепеж с двумя шестигранными гайками. Данное изделие широко используется во всех областях промышленности.

Зажим DIN 741 - схема, чертеж

Характеристики:

  • Используется с тросами диаметром от 3 до 40 мм.
  • Длина составляет 21-88 мм, ширина 10-45 мм, а высота без съемной проушины – от 10 до 55 мм.
  • Диаметр прута проушины – 4-16 мм, межосевое расстояние между ее концами – 9-58 мм.
  • Наружная резьба под шестигранную гайку – от 1/8 до 1 дюйма.
  • Норматив по весу: 100 штук этих изделий, в зависимости от размеров, могут иметь массу от 1,4 до 104 кг.

Изготавливаются из стали или нержавеющей стали А4. Распространены изделия, имеющие защитное цинковое покрытие, нанесенное гальваническим или горячим способом. Усиленный аналог DIN 741 имеет маркировку DIN 1142.

DIN 1142

Стандарт DIN 1142 используют для изготовления такелажных приспособлений, использующихся совместно с грузоподъемными механизмами. Большое значение DIN 1142 играет в строительстве, где может применяться в качестве элемента канатной растяжки.

Зажим DIN 741 - схема, чертеж

  • Корпус имеет длину от 12 до 68 мм и ширину от 13 до 49 мм.
  • Высота седла изделия – 13-77 мм.
  • Полная высота детали вместе с U-болтом может составлять от 25 до 159 мм.
  • Резьба под фиксирующую гайку – М5-М24.
  • Межосевое расстояние U-болта – 12-68 мм.

Изделие DIN 1142 - ответственный элемент конструкции, и к материалу, из которого он изготавливается, предъявляются строгие требования. Производятся эти зажимы из гальванически оцинкованных сталей или нержавеющих сталей А2 и А4.

DIN 3093

Стандарт DIN 3093 – это алюминиевая втулка. Представляет собой сплющенный полый цилиндр. Применяется для сращивания стальных канатов между собой, а также для изготовления петель на концах каната.

Зажим DIN 3093 - схема, чертеж

  • Диаметр используемого троса - от 1,5 до 40 мм
  • Ширина отверстия B - от 3,6 до 88 мм
  • Длина втулки L - от 5 до 140 мм
  • Толщина материала S - от 0,5 до 17 мм

Инструкция по установке зажимов

Как было сказано выше, зажимы широко используются для создания петель и сращивания тросов. При проведении подобных работ требуется соблюдать технологические нормы, поскольку неправильная установка может снизить предельную рабочую нагрузку магистрального узла на 40%.

Для начала необходимо убедиться в том, что:

  • На изделии нет зазубрин, вмятин и трещин.
  • Размер изделия соответствует размеру троса.

Традиционные зажимы

Шаг первый. Первый элемент крепежа располагается на небольшом расстоянии от свободного конца петли. Гайки или болты затягиваются поочередно до достижения требуемого момента силы.

Установка зажима для троса - шаг первый, фото

Шаг второй. Второй размещается ближе к петле, так, чтобы она имела минимальный ход деформации. Ход можно проверить, сплюснув петлю по направлению к зажиму после установки.

Установка зажима для троса - шаг второй, фото

Шаг третий. Третий позиционируется точно между первыми двумя. При этом учитывается, что ответные части зажимов (те, со стороны которых затягиваются гайки или болты) должны быть направлены вверх.

Установка зажима для троса - шаг третий, фото

Шаг четвертый. На отрезок магистрали подается нагрузка, равная или большая, чем требуемая. Проверяется затяжка гаек или болтов и, при необходимости, увеличивается.

При сращивании алгоритм действий по установке зажимов будет тем же.

Плоские - Simplex и Duplex

Используются в тех же случаях, что и традиционные, однако обладают иной конструкцией. Рассмотрим ниже их установку на примере DUPLEX.

Шаг первый. Убедиться в том, что изделие комплектно, детали исправны, гайки ходят по резьбе не внатяг.

Шаг второй. При создании петли расположить изделие ближе к ее началу, при создании петли либо сращивании позиционировать трос внутри зажима как показано на рисунке.

Шаг третий. Установить ответную часть и затянуть гайками. Подать нагрузку на конструкцию, равную или большую, чем нужно. Проверить затяжку гаек, при необходимости ее увеличить.

Установка зажима Simplex - фото

Установка зажима SIMPLEX

Установка зажима DUPLEX - фото

Установка зажима DUPLEX

Спецзажимы

Применительно к специальным видам зажимов привести общий алгоритм действий нельзя, однако, поскольку позиционировать их, кроме как по назначению, возможным не представляется, плотная затяжка крепежных элементов решает вопрос их надежной установки.

Часто задаваемые вопросы (FAQ)

- Можно ли при помощи зажима закрепить веревку?

- Нет, получим ту же ситуацию, что и с оплеткой. Веревка делается из легко деформирующегося материала, а потому осуществить качественное крепление практически невозможно.

- Если я хочу установить трос в качестве защиты парковочного места, имеет ли смысл покупать дорогие зажимы?

- Потребность в дорогих изделиях возникает тогда, когда на трос подаются высокие нагрузки растяжения или смещения. Нет смысла покупать дорогие зажимы для построения ненагруженной тросовой конструкции.

- Требуется ли специальный инструмент для установки данного крепежа?

- В зависимости от его типа может понадобиться следующий набор инструментов: молоток, кувалда, отвертка нужного размера (с плоским, крестовым или шестигранным шлицем), плоскогубцы или гаечный ключ требуемого размера.

- Можно ли использовать традиционные зажимы в паре со стальным тросом для буксировки автомобиля?

- В 80% случаев нельзя, и хорошо, если подобный эксперимент не закончится плачевно.

- Почему увеличение числа слабых зажимов не увеличивает рабочую нагрузку тросовой конструкции?

- Основная нагрузка, которая прикладывается к тросу – продольное растяжение. Следовательно, при критических нагрузках трос либо лопается, если зажимы рассчитаны на нагрузку, либо выскальзывает из какого угодно количества слабых креплений.


Специалист в области крепежных и такелажных изделий. Более 10 лет работы в сфере строительства, ремонта и оборудования.
"Мы стараемся донести до Вас только актуальную и достоверную информацию, будем рады Вашему отзыву относительно данной статьи"

Монтажные операции на тросах

Идейно тросы можно разделить на Грузоподъемные тросы и Негрузоподъемные тросы.

Основными представителями негрузоподъемных тросов является трос DIN 3055 и трос DIN 3060. В дополнение к ним можно добавить еще ряд тросов по ГОСТ, но к этому еще вернемся. Ниже мы подробнее разберем какие есть типы тросов, чем они отличаются, какие у них есть варианты свивки, какое предназначение, из какой стали производятся троса и канаты и много многое другое.

Способы создания петли на тросе:

1. Способ создания петли на тросе без использования дополнительных комплектующих.

Данный способ применяется в случаях, когда нагрузка на стальной канат не является высокой. Способ ручной свивки каната в петлю используется в бытовых условиях, при растяжке каната для невысоких нагрузок, а так же на тросы преимущественно небольшого сечения. На примере изображен огон без коуша на стальном тросе и пять этапов создания огона.

sozdaniye_petli_na_trose_1.jpg

Данный способ создания петли на тросе дешевле за счет отсутствия дополнительных элементов, при этом он требует дополнительных трудозатрат, знаний и умелых рук, которые смогут сделать петлю на тросе таким способом качественно и красиво.

2. Создание петли на тросе с помощью алюминиевого зажима DIN 3093

Зажим для троса DIN 3093 идеально подходит для промышленного объема создания петель из троса. Зажим алюминиевый для троса имеет привлекательный внешний вид. Это особенно важно для фасонных изделий.

Например при подвешивании светильников, при создании элементов для техники, в бытовых условиях и прочее. Алюминиевые втулочные зажимы устанавливаются с помощью пресс-клещей или с помощью опрессовочного оборудования. Для зажимов 3093 маленьких размеров оприсовка может осуществляться пресс клещами или на худой конец с помощью молотка.

Если же говорить о больших размеров зажимов то необходимо использовать опрессовочное оборудование для качественного обжима. Алюминиевый зажим подходит для троса от 1 мм до 28 мм. Для монтажа петли на тросе с помощью алюминиевого зажима-втулки понадобится 1 зажим и при необходимости 1 коуш. Размер коуша соответствует размеру втулки и размеру троса.

sozdaniye_petli_na_trose_2.png

sozdaniye_petli_na_trose_3.jpg

Например если вы монтируете петлю на тросе диаметр 6 мм, то Вам понадобится зажим DIN 3093 6 мм и коуш DIN 6899 6 мм. Обращаем внимание, что на картинках ниже изображены примеры с одним втулочным зажимом для троса, при этом для ответственных креплений можно использовать 2 и 3 зажима для троса последовательно.

3. Огон с помощью коуша и зажима DIN 741 (DIN 1142)

Данный способ монтажа огона (петли на тросе) дороже чем первый способ, но при этом не требует специальной подготовки и особых знаний. Для создания петли на тросе достаточно иметь один коуш соответствующий размеру вашего стального каната (т.е. для каната 4 мм нужно использовать коуш 4 мм) и три зажима типа «Слоник» (так называют зажимы DIN 741 и зажимы DIN 1142).

В дополнение к этому набору для целостности узла можно использовать наконечник для троса. Зажимы для троса Слоник состоит из двух частей и двух гаек. Для установки зажима гайки равномерно закручиваются для равномерного усилия и ровности установки зажимного элемента.

sozdaniye_petli_na_trose_4.jpg

Зажимы 741 устанавливаются последовательно три штуки. При этом конечно же для неответственных узлов, где нагрузки на растяжение троса минимальные можно использовать и один зажим, но по правилам необходимо установить 3 зажима для качественного и высоконадежного крепления.

4. Огон с помощью зажима DUPLEX или SIMPLEX

Данный тип создания петли на тросе вполне надежный, выглядит эстетично и относительно не дорогой. Зажим SIMPLEX означает единственный т.е. данный зажим с одним стягивающим винтом.

Зажимы Симплекс производятся из оцинкованной стали, из нержавеющей стали А2 и А4. Зажим SIMPLEX подбирается по размеру троса. Если Вы используете трос для растяжки 3 мм, то и зажим SIMPLEX должен быть 3мм. Самые распространенные размеры зажимов Simplex 6мм и зажим симплекс 2 мм. Установка зажима не требует особых знаний, достаточно иметь ключ под гайку или плоскогубцы.

sozdaniye_petli_na_trose_5.png

Зажим DUPLEX оснащен двумя стягивающими винтами. Зажим каната Duplex чаще применяется чем Simplex за счет большей надежности крепления по сути в 2 раза по сравнению с Simplex. Размер зажима должен соответствовать размеру троса. Т.е. если вы используете металлический канат 4 мм то Вам необходимо использовать зажим duplex 4 мм.

5. Клиновые муфты

Предназначены для создания соединительных точек, когда есть необходимость соединить трос с ответным конструкционным элементом через штифт и петлю.

Канатные муфты предназначены для канатов среднего и большого диаметров. Как вариант рассмотрим клиновые муфты для канатов марки Green Pin.

sozdaniye_petli_na_trose_6.jpg

В ассортименте представлены:

Клиновая муфта для каната G 6413 – эта муфта предназначена для каната от 7 мм до каната диаметром 86 мм, соответственно допустимые рабочие нагрузки находятся в диапазоне от 1,25 тонны до 100 тонн. Принципом действия клиновой канатной муфты является расклинивание и фиксация каната за счет увеличения нагрузки под весом поднимаемого груза.

6. Муфта для заливки стального троса/каната.

В данном пункте так же рассмотрим муфту Green Pin, которая предназначена для заливки каната легко сплавными металлами или полимерами. Закрытые муфты для заливки предназначены для канатов диаметра от 11 мм до 81 мм, что соответствует рабочим нагрузкам от 4 до 120 тонн. Запас прочности в данной муфте рассчитывается в пяти кратном размере.

sozdaniye_petli_na_trose_7.jpg

Для создания соединения муфты с металлическим канатом необходимо завести канат в муфту, распушить канат и залить специализированным составом (смолой) или легко легко сплавными металлами. В качестве составов например можно использовать состав WireLock.

Читайте также: