Как закалялась сталь лучшая экранизация

Обновлено: 18.05.2024

Фильм патетичен, публицистичен. Мащенко не боится прямого обращения героев к зрителям. Исповедническая интонация и интонация присяги, клятвы здесь выведены на высшую точку. Не потому ли в фильме даже высокие раритеты – революционные лозунги – звучат как-то по-новому.

Но есть у режиссёра порой срывы и в т.н. ложную патетику, условную романтику, красивость. Так, например, объяснение Павла с Таей на берегу моря под рокот волн и в пене прибоя – кадры, чуждые своей «специальной» красивостью эстетике картины, суровой, строгой и правдиво человечной.

Доводилось слышать и читать, что в эпизодах на Боярке ощущается надрыв, что есть некоторое преувеличение, «нажим» и страдание. В этих упрёках, по-видимому, доля истины имеется: можно понять и тех, кого «ужаснули» такие кадры, как, скажем, мечущийся в тифозной горячке парень, которого с трудом удерживают несколько товарищей, а он исходит разрывающим душу криком: «Жарко! Жарко!» С тем же воплем падает в снег, корчится в судорогах и сам Павел. Смотреть на это тяжело. Но кто скажет, что… «надо бы с лёгкостью»?

Выдающийся мхатовский актёр Л. Леонидов как-то сказал в своей беседе с театральной молодёжью того времени: «Без слов, без волнений, без смеха, без потрясений нет театра». Попробуйте представить себе, что Мащенко в эпизодах, о которых шла речь, притушил краски, умерил ярость и боль. Останется та же сила впечатления, воздействия, и не скажет ли тогда-то иной молодой зритель, равнодушно созерцая картинки прошлого, что оно «придумано».

Умение Мащенко и в патетическом, публицистическом быть правдивым, человечным обрело в его последней работе новое качество, подлинно образную силу. И это, по своей вероятности, не вызывает ни у кого из рецензирующих картину сомнений и споров.

А вот по поводу изображения быта высказываются упрёки: фильм, мол, очищен от быта.

Такой упрёк, однако, нельзя считать справедливым. В нём надо разобраться.

В таких картинах, как «Комиссары» и «Иду к тебе», второй план действия – быт, детали которого иногда оставались непрописанными. В этом фильме Мащенко преодолевает «знакомый» недостаток. Он точен, лаконичен и не теряет образности и в эпизодах, где требуется внимание к бытовому окружению. Вспомним прекрасные образы врачей, один за другим осматривающих Павла, или, с другой стороны, поднимание быта до философии.

Именно так, философски масштабно передан художником мещанский быт семьи Кюцам. В романе же сказано, что старик Кюцам, «ограниченный, узколобый, придирчивый до мелочей, держал семью в вечном страхе и этим снискал себе глубокую неприязнь детей и глубокую ненависть жены, все двадцать лет боровшейся против его деспотизма».

Мащенко делает небольшую переакцентировку. Он показывает Кюцама не стариком, полным сил, а энергичным мужчиной с хищными усами. Во время разговора с семьёй и Павлом Кюцам-старший пьёт чай. Но если в книге сказано, что он «сосредоточенно размешивал сахар в стакане и зло поглядывал поверх очков», то на экране Кюцам пьёт чай вприкуску. И как! Он сильно, хищно захватывает зубами большой кусок сахарной головки и шумно хрупает. Этот хруп, как хруп костей, как пулемётная очередь, убивающая невидимыми пулями. Следовательно, жвачно агрессивный – вот образ мещанства, выступающий в лице папаши Кюцама. С этим врагом революции Павел сражается с той же яростью, с какой рубил в кавалерийской атаке палачей-петлюровцев.

■ Огонь разгорающийся.

Шесть серий телевизионного фильма «Как закалялась сталь» позволили перелистать бессмертную книгу. Перед нами не буквальное постраничное перенесение романа на экран, а попытка выразить самое главное в нём, передать дух книги и образ её героя средствами уже иного искусства. Повторение, буквализм были бы здесь гибельны. И не правы те, кто упрекает сценаристов и постановщиков в отступлении от книги, в отказе от воспроизведения тех или иных её эпизодов. Всё, что добавлено, развито на телеэкране по сравнению с книгой – иногда создатели фильма строят целые сцены, опираясь на т.н. деепричастный оборот в романе, – в высшей степени убедительно. Фактически вся «болезненная» последняя серия – болезнь героя и создание его книги – создана по крупицам из различных источников.

Парадокс биографии и личности Корчагина заключается в том, что по мере того как природа сковывала его физические силы, всё ярче и ярче разгорался огонь его души. Краснозвёздный боец Павел Корчагин, превращённый даже в «мумию», не только остался в строю, но и умножал армию своих единомышленников и соратников.

Известный французский режиссёр Луи Малль в начале семидесятых создал фильм под названием «Огонь затухающий». В нём он рассказал историю буржуазного интеллигента, который задыхается и гибнет в обществе корысти и индивидуализма. Ему не хватает кислорода человечности, участия, эссенции смысла жизни.

«Огонь разгорающийся» – так можно было назвать фильм о Павле Корчагине.

Огонь этот не гаснет даже со смертью героя, ибо последний – искра от великого пламени нашей революции.

Почта фильма, что и говорить, была безудержной, экспрессивной, прочувствованной. Людей можно понять – они хотели выплеснуть на листах бумаги те чувства, которые переполняли, не давали спокойно жить, рвались из глубины сердец.

Я приведу только одно письмо Валентины Мазанка из Днепропетровщины:

«После фильма я потеряла покой. Я плакала, я мучилась, я жалела, я переживала вместе с Корчагиным, я не находила себе места, когда Павка попадал в трудные ситуации, я готова была броситься на помощь. Я прочла письма Н. Островского. И особенно взволновало меня письмо его к Харченко. Она писала, что писатель очень жестоко обошёлся с судьбой героя романа. Н. Островский ответил: «Если бы это был выдуманный герой, то я бы показал его примером богатырского здоровья. Но дело в том, что я сейчас гость у Корчагина. Он уже шестой год лежит в постели и пишет новый роман «Рождённые бурей». Я не могла удержаться, чтобы не заплакать. Как он мог так писать о себе, не представляю!

Меня поразил упрямый взгляд Павки. Сердце моё сжалось, потому что я увидела человека, который будет авангардом в моей жизни» /ист. указ./.

Говорят, женщины чересчур эмоциональны. Однако так думали миллионы искренних советских граждан, не понимая, по-видимому, того, что, когда уходит жизнь, хочется Вечной Памяти о том, кто сгорел в этой жизни.

Самое поразительное здесь – убедить своей исключительной жертвенностью в ненапрасности горения.

■ Авторское резюме я начну с того, что передо мной на рабочем столе 3-й том Н.А. Островского, именуемый «Письма» /М.: Молодая гвардия, 1990. – 670 с./. Всего за свою жизнь Николай Алексеевич написал (очень многое, конечно же, под диктовку) шестьсот тридцать четыре письма.

Да, я физически не мог видеть первой экранизации «Стали» 1942 военного года.

Да, я опять-таки физически не мог видеть фильма «Павел Корчагин» с Василем Лановым в главной роли. Родился в год создания фильма – и затем, если его повторяли в отечественном кинопрокате, откровение «фанатика» Ланового прошло мимо меня.

Да, мне посчастливилось увидеть Владимира Конкина с плеядой честных советских актёров, воссоздавших то время, в котором наши корни и подсознательные ответы на, казалось бы, вечный вопрос: почему такое случилось именно с нами??

Нет-нет, можно и нужно уважать историю Отечества, зная болевые точки последней. Можно и нужно уважать историю Отечества, понимая эффект Зеркала, показывающего и светлое, и тёмное.

Можно и нужно, наконец, уважать историю Отечества, не… повторяя тёмных пятен, идя дальше – от тоталптаристской жертвенности к демократической свободе, не приводя это к распущенности и вседозволенности.

Впрочем, такова цена за тот самый «особый путь» России. На кого же нам, собственно, пенять? Правильно: на самих себя.

Учитывая временУю данность, фильмы не могли быть иными.

Не рождается сразу гений, который может за свой век, отведённый ему Всевышним, выработать какое-то «сказочное» противоядие против вселенского зла.

И Отечество наше развивается вверх по спирали . Трудно, но развивается, вопреки досужим сплетням о «конце света».

Конец второго тысячелетия от Рождества Христова не конец света, – убеждён я стопроцентно.

Шестисерийная телеверсия «Стали» 1973 года – опять-таки не последняя попытка понять автора книги, потому что на самом деле он совершенно другой в эпистолярии.

Понимаете!?

И, если мы будем по-чеховски выдавливать в себе раба и меньше ностальгировать по социалистическому прошлому, нам будет неизмеримо легче «вытаскивать себя за волосы» по-мюнхгаузенски.

Другого-то нам не дано вообще. Потому что жизнь не жертва ради «красной идеи».

Даже если она – жизнь – даётся только один раз.

ЛИТЕРАТУРА. БИБЛИОГРАФИЯ. СЛОВАРИ.

1. Островский Н.А. Собрание сочинений: в 3-х т. Т. 3: Письма. – М.: Молодая гвардия, 1990. – 670 с.

2. В. Гужева, А. Крыжановский, И. Малишевский. Вся жизнь – атака. //Портреты и диалоги. – Киев, 1974. – Изд-во «Мистецтво». – 143 с.

3. //Искусство кино, 1974. – № 4.

4. З. Ефимова. Василий Лановой. – М.: Союз кинематографистов СССР, Всесоюзное творческое объединение «Киноцентр», 1990. – 35 с.

5. //Искусство кино, 1957. – № 2.

6. Н.М. Зоркая. Советский историко-революционный фильм. – М.: АН СССР, 1962. – 218 с.

7. Марк Донской. Мастера советского кино. – М.: Искусство, 1973. – 270 с.

8. ЛЭС /Под общ. ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – 752 с.

Г.Ш. 06 07 2014. [Подлинная дата работы – Челябинск, 09 02 1999.]

Как закалялась сталь (1973)

Как закалялась сталь кадры из фильма

Вы хотите зарегистрироваться?

Как закалялась сталь (1973): смотреть фильмы онлайн

отзывы

Фильм замечательный, по хорошему сценарию. Самый лучший из фильмов по роману "Как закалялась сталь". Закачала его на диск, в свою фильмотеку. Сегодня пересмотрела все шесть серий за один день. Невозможно оторваться от фильма. Николай Островский описывал в романе эпизоды из своей жизни. В какое трудное время жили наши предки, строили, не жалея себя, пережили голод, холод, в них стреляли. В этом фильме даже показано, что Павка Корчагин из-за страшной боли подумывал о самоубийстве. Это смело для режиссера Н.Мащенко. В советское время этот эпизод старались не озвучивать громко. Павка Корчагин- герой для подражания (и он, действительно, им был) и вдруг! думает о самоубийстве. Как-то не по-геройски. Гениальные работы В.Конкина, К.Степанкова. Также понравилась крохотная роль Л.Перфилова. Хороший был Артист. Жаль, недооцененный. Отличный актерский состав. Хорошая музыка.

№461 Андрей Ляпчев
. Ай, бросьте. Какая там "правота"? Что Германия проиграет - не позднее 1943 года стало понятно. "Держал фронт"? Командовал корпусом. О его достижениях ничего не сказано. "Держали фронт" те, кого он называл "фанатиками". (Да шут с ним, это другой фильм.)
. Что является "итоговым результатом" - это слишком субъективно. Можно сказать, что в итоге была создана сильная страна, способная противостоять внешней агрессии. (Императорская Россия в Первую мировую, к сожалению, оказалась к этому неспособна.)
"Благополучно расстреляны" - это иллюстрация вашей системы ценностей. (Что толку спорить? Каждый в итоге всё равно останется при своем мнении.)
. После Первой мировой и прочих катаклизмов огромное количество людей остались калеками. И Островский в этом отношении "один из многих". (Насколько я знаю: слепота - последствие ранения, а паралич - какая-то генетическая болезнь. Но я не медик, плохо в этом разбираюсь.) Большинство людей "ломались", спивались и т.д. А Островский остался несломленным. (Можете упрекнуть меня в пафосе. Не считаю, что пафос - это плохо.)
И его роман - это действительно ПАМЯТНИК, а не "приговор". (У Вас другое мнение.)
А у Господа Бога все живы и нет "слепцов" и "прикованных". (Уповаю на милосердие Господа и верю, что к таким людям, как Александр Островский, Господь Бог милостив.)


Автора романа "Как закалялась сталь" звали Николай (а не Александр) Алексеевич Островский. Александр Николаевич Островский- автор пьес о купеческой жизни в России в 19 веке

№448 Кот Моррис
. К сожалению, Конкин *не состоялся* по состоянию здоровья. (Подробности в *Википедии*, в посвящённой ему статье). Даже в сериале *Следователь Тихонов* генерала Шарапова играет не он (хотя, казалось бы, сам Бог ему велел), а Сергей Шакуров. Великий актёр, никто не станет отрицать. а всё-таки жаль, что не Конкин!

Здесь лёгкая ирония авторов - в "Визите к Минотавру" Шакуров играл следователя Тихонова, а генерала Шарапова - В. Самойлов.
Конкин на самом деле - замечательный актёр. Если ему в чём и не повезло - так это во временах, на которые пришлась его актёрская зрелость (с молодостью-то всё было, в целом, в порядке).
Его в 90-х (а Конкину стукнуло всего 40 лет) просто не снимали. Да и само кино переживало не лучшие времена.

Самое печальное, что ни прошлая власть, ни нынешняя, похоже, не читали Салтыкова-Щедрина. Он трудоёмок, там что ни фраза, то боль русского интеллигента. А если учесть, что Салтыков-Щедрин был вице-губернатором двух (!) губерний, то он знал, что такое власть! Поэтому и писал с такой жёлчью… «Горе от ума» — это всё о том же. Уму очень сложно. Ум в России оказывается совершенно не нужен власти. Власть опирается только на свои извилины, а они не всегда многочисленны. Говорю я это с болью и с любовью к Отечеству. И к первым лицам. Как человек православный, я молюсь за них и за своё Отечество, потому что очень хочу, чтобы трём моим детям и пятерым внукам жилось здесь хорошо, достойно, уважительно. (В. Конкин - фрагмент интервью взят из Википедии)

№459 Sgt. Pepper's
Вот уж не назвал бы боевого генерала "краснобаем" (а он, к слову, держал ФРОНТ, пусть и не такой серьёзный, как на Востоке). Учитывая его ИСТОРИЧЕСКУЮ ПРАВОТУ.

Ай, бросьте. Какая там "правота"? Что Германия проиграет - не позднее 1943 года стало понятно. "Держал фронт"? Командовал корпусом. О его достижениях ничего не сказано. "Держали фронт" те, кого он называл "фанатиками". (Да шут с ним, это другой фильм.)

Как итоговый результат деятельности "фанатиков-узкоколейщиков" (все эти Жархуи, Токаревы, Окуневы и так далее) будут благополучно расстреляны-посажены лет через десять (не всё же им было других к стенками прислонять - прислонят и их), если ранее не свезёт умереть от тифа или бандитской пули, и быть торжественно похороненными под торжественный салют (Литке-старшему повезло).

Что является "итоговым результатом" - это слишком субъективно. Можно сказать, что в итоге была создана сильная страна, способная противостоять внешней агрессии. (Императорская Россия в Первую мировую, к сожалению, оказалась к этому неспособна.)
"Благополучно расстреляны" - это иллюстрация вашей системы ценностей. (Что толку спорить? Каждый в итоге всё равно останется при своем мнении.)

Роман, и его герой (Островский-Корчагин) являли собой чудовищный итог жизнедеятельности истового верующего фанатика и собственно движения. Прикованный к кровати слепец. Куда уж метафоричнее - и человеку не под силу такое выдумать - это всё ОН.
Человек смог лишь зафиксировать. И благо за это Островскому! Очень люблю его и часто перечитываю. Пытался наказать детям - не взяли. Когда-нибудь будут кусать локти.
Этот роман (фильмы - в гораздо меньшей степени) - великолепный памятник эпохе. Точнее - ПРИГОВОР.

После Первой мировой и прочих катаклизмов огромное количество людей остались калеками. И Островский в этом отношении "один из многих". (Насколько я знаю: слепота - последствие ранения, а паралич - какая-то генетическая болезнь. Но я не медик, плохо в этом разбираюсь.) Большинство людей "ломались", спивались и т.д. А Островский остался несломленным. (Можете упрекнуть меня в пафосе. Не считаю, что пафос - это плохо.)
И его роман - это действительно ПАМЯТНИК, а не "приговор". (У Вас другое мнение.)
А у Господа Бога все живы и нет "слепцов" и "прикованных". (Уповаю на милосердие Господа и верю, что к таким людям, как Александр Островский, Господь Бог милостив.)

Вот уж не назвал бы боевого генерала "краснобаем" (а он, к слову, держал ФРОНТ, пусть и не такой серьёзный, как на Востоке). Учитывая его ИСТОРИЧЕСКУЮ ПРАВОТУ. Результат (и ОН) рассудят, не люди. "ПО ПЛОДАМ ИХ УЗНАЕТЕ ИХ" (Ев. от Матф. Гл. 7).
Как и итоговый результат деятельности "фанатиков-узкоколейщиков" (все эти Жархуи, Токаревы, Окуневы и так далее) будут благополучно расстреляны-посажены лет через десять (не всё же им было других к стенками прислонять - прислонят и их), если ранее не свезёт умереть от тифа или бандитской пули, и быть торжественно похороненными под торжественный салют (Литке-старшему повезло).
Роман, и его герой (Островский-Корчагин) являли собой чудовищный итог жизнедеятельности истового верующего фанатика и собственно движения. Прикованный к кровати слепец. Куда уж метафоричнее - и человеку не под силу такое выдумать - это всё ОН.
Человек смог лишь зафиксировать. И благо за это Островскому! Очень люблю его и часто перечитываю. Пытался наказать детям - не взяли. Когда-нибудь будут кусать локти.
Этот роман (фильмы - в гораздо меньшей степени) - великолепный памятник эпохе. Точнее - ПРИГОВОР.

№456 Sgt. Pepper's
Фанатизм никогда не даст окончательной победы, от фанатизма устают, а потом этот самый фанатизм растворяется в думах и манерах поведения побежденных. Фанатики могут победить на первых порах, но они никогда не удержат победы! Потому что они устанут от самих себя (Генерал. 17 мгновений)

Замечательная роль Николая Гриценко!
Но этот генерал - болтун. Трескучие фразы, не более того. Фанатики ведут за собой людей, создают цивилизации. Если есть идея, за которую человек готов отдать жизнь - он от самого себя не устанет. Устают циники, люди, лишенные веры. (Как этот генерал. )

И (внимание, знатоки!) - вопро! А что, банде обязательно нужно было этих несчастных пощёлкать? Они ж (бандиты) могли просто поджечь все эти заготовленные дровишки - и стройте свою узкоколейку. Или, скажем - поджечь, а потом пощёлкать.

Не назову себя "знатоком". Но о "зелёных" ( или "бандитах") читал и у "белых", и у "красных". Я бы не казал, что в их действиях всегда можно найти "логику и смысл". Поэтому Ваш вопрос не совсем корректен.

Фанатизм никогда не даст окончательной победы, от фанатизма устают, а потом этот самый фанатизм растворяется в думах и манерах поведения побежденных. Фанатики могут победить на первых порах, но они никогда не удержат победы! Потому что они устанут от самих себя (Генерал. 17 мгновений)

Никогда не мог понять вот чего (и по прочтении, и после просмотра - смотрел версию Мащенко с впоследствии Шараповым в главной роли, из Алово-Наумовской версии в памяти сохранился только "скакающий" Лановой с его "Даёшь!").
Так вот - ладно, дрова заготовлены, сложены в 6 км от станции (или ещё чего-то), вокруг бандосы. И (внимание, знатоки!) - вопро! А что, банде обязательно нужно было этих несчастных пощёлкать? Они ж (бандиты) могли просто поджечь все эти заготовленные дровишки - и стройте свою узкоколейку. Или, скажем - поджечь, а потом пощёлкать.
Талашко объединил роль Окунева с каким-то там сыном какого-то там. Убран ("соединён - так даже смешнее" ))) ) Дубава с Митяем. В общем - у Островского масса побочных персонажей, о некоторых он, видимо, по ходу повествования просто забывал

Да, может быть, узкоколейки строят и по другому - я не специалист, но в тех условиях, с теми возможностями, видимо, иначе нельзя было. .. Про школу - может , и не школа, а просто какое-то заброшенное здание стояло. Не понял, что там смешного Вы увидели.
Насчет "великой цели" - я же сказал, что не поймете. А вот почему Губанов в фильме "Коммунист" рубил дрова сутки подряд, чтобы хлеб людям привезти, или когда вчерашние школьники в 1941-м шли в военкоматы и прибавляли себе год, чтобы на фронт попасть, тоже - не понимаете.

№452 Д.М.
Иоганы, наверное, иначе и не могут рассуждать. А так вот - в духе персонажа А.Райкина, который "слушал долго,терпеливо и внимательно" и сказанул: "Ну и дураки же вы все!". Все кто фильм делал! . Да, плох тот Иоган ,что не пытается Бахнуть, даже без поддержки Себастьяна.

Голубчик, вы сами то поняли, что написали? Патриотизм, это хорошо, но когда он не доходит до маразма. Впрочем, вам нравится - смотрите и наслаждайтесь. Быть может, и Bachнуть удастся.

Пробовали читать книгу, пробовали. Потому и решился на просмотр этого фильма. И не надо про компетентность/некомпетентность руководителей, ее просто не было. Чего стоит только сцена выпавшего первого снега, когда один укушенный "великой идеей" поднял всех людей, которые весь день вкалывали как раб в каменоломнях и которым завтра опять вкалывать от рассвета и до заката. А ему видите ли, снежком захотелось умыться и спет /сплясать. И непонятно только, почему его не приласкали киркой, а тупо стояли и смотрели на его камлания. Видимо, про великую цель думали. Про школу посмешили, спасибо.
И таки да, не пойму ни сути, ни этой "великой" цели. Кстати, как строят узкоколейку, можете посмотреть, информация в свободном доступе. Заодно и кругозор свой расширите.
А фильм - чушь и бред. Как агитка хорош, но только в том случае, если смотреть и вообще не думать. Что, собственно, многие "понимающие патриоты"и делают.

Иоганы, наверное, иначе и не могут рассуждать. А так вот - в духе персонажа А.Райкина, который "слушал долго,терпеливо и внимательно" и сказанул: "Ну и дураки же вы все!". Все кто фильм делал! . Да, плох тот Иоган ,что не пытается Бахнуть, даже без поддержки Себастьяна.

№449 Иоганн
. Одна серия о строительстве абсолютно не понятной для чего узкоколейки чего стоит.

Вы книгу читать не пробовали? Узкоколейка нужна была для подвоза к железнодорожной станции дров, заготовленных трудармией. Почему дрова складывали в 6 км. от станции - другой вопрос. Тут, скорее всего - некомпетентность руководителей, и, возможно - элементарное вредительство.

. Можно отметить так же "жилище" строителей - огромный барак (кому в голову могло прийти строить такое сооружение, которое отопить , это отдельный подвиг).

Это "сооружение" не строилось специально для строителей узкоколейки, это было заброшенное здание, кажется - школы, больше размещать людей было негде.

. Суть этого фильма? А нету сути. Говорите, сталь закалялась? Это вряд ли. Скорее, развивалась горячка мозг.а
Я, так понимаю, такие как Вы, сути этой не поймут, так же как и мотивов поведения этих людей, которые не ставили личное выше общественного, не думали о личном удобстве и комфорте, а все силы и способности тратили на достижение великой, как им казалось, цели.

При всём уважении к труду , к подвигу тех комсомольцев 20-х , нельзя не согласиться с оценкой , данной фильму в комм.№449 . Может излишне резко и грубо сказано , но по сути , увы , верно . Киностудия имени Сашко Довженки , по части подобных творений , была всегда впереди .)) Абсолютно ущербный , лживый и бездарный фильм . Кажется В.Розов , в своё время назвал эту экранизацию Н.Островского , ПРОФАНАЦИЕЙ . Именно она и есть ..

Есть и другая версия, почему Бурляева не взяли на роль Павки. За свою, как говорилось в специальной бумаге, «внешность рефлектирующего героя» Бурляев попал в список советских актеров, коих нежелательно было снимать в социальных ролях. Кстати, не одного Бурляева можно обвинить в приспособленчестве. Лев Прыгунов тоже раздавал интервью о том, как он ненавидел идейного комсомольца Бонивура, роль которого принесла ему большую популярность.

Да, но для богатых и середняков, это бессмысленный фильм, как и его идея. Такие как Гордон (украинский журналист), ему еще при жизни говорили что то подобное. А про Бурляева так хорошо написал Андрей Мирошин, Бурляев - приспособленец, как блатной приспособленец играл бы Корчагина? Мащенко даже после выхода фильма опасался этого Бурляева. А песня "Товарищ правда" такая классная, жаль, что современные певцы не поют, хотя бы на 9 мая.

№347 Борис Нежданов
. Алов и Наумов сняли предыдущую экранизацию с Лановым. Может, в этот раз захотели увидеть трактовку другого режиссёра.
. А сейчас их мало, что ли? Большинство из нас бедные и угнетённые.

№349 Юрг
На главную роль Павла Корчагина пробовались Александр Самойлов и Анатолий Матешко, был утвержден Николай Бурляев в паре с Натальей Бондарчук на роль Тони. А В. Конкин рассматривался на роли Лещинского и Цветаева.
Из рассказа Н. Мащенко: "Бурляев играл хорошо, однако без той неистовости, которая просто необходима для этой роли. Я сказал ему: «Слушай, Коля, ты все правильно делаешь, но в твоих глазах не видно веры». На что он мне ответил: «Николай Павлович, так я и не верю». И мы расстались полюбовно, без обид. А Конкин в это время играл у меня в массовке солдата. Так вот его игра была как раз с той верой, которая нужна была главному герою моей картины. Кроме того, Конкин был очень похож на молодого Островского".

Бурляев - он уже тогда в другое верил. Сейчас постоянно про Тарковского и "Андрея Рублева" интервью раздает. Многие с фигами в карманах ходили, сейчас - откровенничают. Правда забывают, что профессию и известность получили благодаря Советской власти. Таких как Бурляев в "Голливуде" только до массовки и допустили бы

№349 Юрг
Так вот его игра была как раз с той верой, которая нужна была главному герою моей картины. Кроме того, Конкин был очень похож на молодого Островского".

. Молодой Бурляев больше был похож на молодого Островского, я так считаю, но того огонька, который был у Конкина наверное не доставало. И ваще, Конкин самый лучший Павка Корчагин из всех которые в кино, и Лановой слабО против него, более слащавенький и ходульный))

На главную роль Павла Корчагина пробовались Александр Самойлов и Анатолий Матешко, был утвержден Николай Бурляев в паре с Натальей Бондарчук на роль Тони. А В. Конкин рассматривался на роли Лещинского и Цветаева.
Из рассказа Н. Мащенко: "Бурляев играл хорошо, однако без той неистовости, которая просто необходима для этой роли. Я сказал ему: «Слушай, Коля, ты все правильно делаешь, но в твоих глазах не видно веры». На что он мне ответил: «Николай Павлович, так я и не верю». И мы расстались полюбовно, без обид. А Конкин в это время играл у меня в массовке солдата. Так вот его игра была как раз с той верой, которая нужна была главному герою моей картины. Кроме того, Конкин был очень похож на молодого Островского".

Из интервью Н. Мащенко: "Такого я и представить себе не мог, даже мысли не допускал, что буду снимать картину, главную роль в которой до этого играл Василий Лановой. Знаменитый актер снялся в фильме Алова и Наумова «Павка Корчагин» (1956 год). По невероятному стечению обстоятельств, это был первый фильм, на съемках которого мне посчастливилось присутствовать. Кстати, первую рецензию на картину тоже написал я. Поэтому, когда в 1973 году получил предложение снять телефильм по роману Николая Островского, согласился при условии, что авторами сценария будут Александр Алов и Владимир Наумов, а консультантом станет Марк Донской (режиссер первого фильма «Как закалялась сталь», который вышел в 1942 году). Они согласились"

Алов и Наумов сняли предыдущую экранизацию с Лановым. Может, в этот раз захотели увидеть трактовку другого режиссёра.

Интересно, почему сценаристы сами не сняли, они ведь режиссеры. Мащенко великий режиссер. Шамо малоизвестный композитор, его песня очень хорошая к фильму, но такие песни давно не поют. Такой фильм могут понять и оценить только бедняки и угнетенные.

№344 Лана
. Я Ланового вообще в роли Корчагина не приняла. При всем моем уважении к Лановому, у Корчагина-Конкина

А у меня после прочтения книги в определенном возрасте никакого желания смотреть экранизации Островского не возникло. Так же глупо, как смотреть экранизации стихотворения Пушкина.
А Конкин для меня Шарапов )) А Лановой, например - Алтунин.

№343 Борис Нежданов
. Мне тоже нравится Конкин в этой роли. Больше, чем Лановой, который показался мне довольно однообразным, с почти постоянной трагической миной на лице. И внешне Конкин на Островского больше похож, это ещё в год выхода фильма отмечали.

Я Ланового вообще в роли Корчагина не приняла. При всем моем уважении к Лановому, у Корчагина-Конкина более чистый и вдохновенный взгляд. Как верю, что его Павка был по-хорошему увлечен революцией, комсомолом, желанием построить светлое будущее. И. согласна, Конкин похож на Островского. Особенно, когда мы видим больного Павку, прикованного к постели.

Мне тоже нравится Конкин в этой роли. Больше, чем Лановой, который показался мне довольно однообразным, с почти постоянной трагической миной на лице. И внешне Конкин на Островского больше похож, это ещё в год выхода фильма отмечали.

№340 Риманта
У меня тоже самое получилось! Книга стояла на полке, читать ее совершенно не хотелось. В 11 классе надо было писать сочинение, и я с неудовольствием вытянула ее. Думала, полистаю, гляну. И оторваться не могла! Читается легко, сюжет интересный, полюбила многих героев. Масса любимых эпизодов! Вдохновленная после чтения, одним махом написала сочинение, за которое получила 5+. Как читалось, так и написалось!
.

А я эту книгу несколько раз перечитывала. Очень нравилась. Сочинение писала по этой книге с удовольствием (получила за него пятерку). Восхитила и судьба героя и судьба автора.
Конкин полностью совпал с моим представлением о том, какой Корчагин.

А почему у Конкина карьера не удалась,по моему очень даже удалась,я помню его прекрасные роли в фильмах "Аппеляция","Талант","Марина","Романс о влюбленных","Аты-баты" ,и даже "Тома Сойера" ,и везде он был украшением кадра,просто у него амлуа нетипичного,если так можно так сказать оптимистического трагика,а трагики особой любовью у зрителей не пользуются

У меня тоже самое получилось! Книга стояла на полке, читать ее совершенно не хотелось. В 11 классе надо было писать сочинение, и я с неудовольствием вытянула ее. Думала, полистаю, гляну. И оторваться не могла! Читается легко, сюжет интересный, полюбила многих героев. Масса любимых эпизодов! Вдохновленная после чтения, одним махом написала сочинение, за которое получила 5+. Как читалось, так и написалось!

№273 maslov.wal
Ни в коем случае не хочу оскорбить память мужественного человека , преданного своим идеалам , но есть некоторые сомнения . Помню какое изумление испытал я , впервые прочтя книгу Н.Островского : сколько стояла на книжной полке '' КЗС'' - не доходили до неё руки очень длительное время , поскольку даже в юном возрасте почему то был уверен - просто напичканная лозунгами и идеологическими штампами агитка , по современному говоря '' распиаренная'' нашей тогдашней системой образования и обучения . И вот сподобившись таки однажды на прочтение , с первых глав почувствовал как книга увлекает , что написана она живым , интересным языком . Написана умело , по литературному грамотно и вовсе не сухо , напротив довольно сочно и убедительно . Суть моих сомнений - мог ли человек , без спец. литературного образования написать всё это сам , до единой строчки ? Не было ли при этом т.н. литературных негров , оформляющих мысли тяжело больного Островского , его воспоминания , в стройную литературную форму ?

кто нибудь знает выпускался ли этот фильм на dvd официально и какой компанией?
я видел только пиратские плохого качества и урезанными сериями на dvd 10 . тоесть на 2х пятёрках по 3,5 гб фактически. для фильма такой продолжительности он должен был бы издаваться на двух dvd9/ вот подобное издание интересует. если кто знает или видел когда нибудь в продаже подскажите пожалуйста.

Если не ошибаюсь, в это время Гамарник, из малоимущих интеллигентов. Но заранее рассчитывать должен был не он, а Деникин, которого выгнали из Киева в 1920 году. Деникин отступал и ему было пофиг.

Понятно , что в то время и в том месте комфортных условий создать было невозможно , но организаторы должны были постараться предоставить материалы для утепления домика , где ночевали комсомольцы , по заботиться о теплой одежде , как то лучше организовать питание , конечно в то время это все было очень сложно сделать , но руководители города наверняка обеспечивались всем необходимым , а их было уж ни как не меньше чем строителей.

Может один-два раза и был какой-нибудь форс-мажор , но комсомольцы задержались на несколько месяцев , не слишком ли растянулся форс-мажор. Но а халатность и головотяпство руководителей заключается не только в том , что они плохо организовали строительство , но и в том , что они довели город до такого состояния , что появилась нужда в подобных условиях строить железную дорогу. Они должны были все заранее рассчитать и , если уж была неизбежная нужда в узкоколейке , построить железную дорогу летом.

Так а кто были руководителями? Если 80-85% всего населения предреволюционной России были безграмотными. Они читать и писать не умели, а Вы о какой-то логистике говорите! Самых грамотных, что умели читать и немного считать и ставили руководителями низшего и среднего звена. Но ведь на этом проблемы не заканчиваются. Россия была разорена политикой царя и последовавшей за революцией гражданской войной, интервенцией, войной с бело-поляками. Голод был! Везде голод был. Не где-нибудь а везде был форс-мажор. И не какой-нибудь, а перманентный форс-мажор. Людей (в особенности сознательных людей) не хватало! Средств не хватало! Что в подобных условиях можно рассчитать? И каким-таким летом надо было строить узкоколейку? Вы хоть представляете предмет, о котором рассуждаете? По-моему - нет! По-моему Вы думаете, что тогда у всех были компьютеры с программами 1С, были фуры, набитые товарами народного потребления, и кругом были одни сплошные эффективные менеджеры. Забудьте об этом! Не было ничего такого даже в помине!
Город они довели до такого состояния. Кто довел-то? Может подскажете?
Честно говоря, это уже не смешно. Это грустно - читать подобные измышления.

№128 Зарембо Алексей

И как вы себе представляете минимально приемлимые условия жизни там, где еще не было до этого людей? Люди, что туда пришли и создавали эти самые условия!

Понятно , что в то время и в том месте комфортных условий создать было невозможно , но организаторы должны были постараться предоставить материалы для утепления домика , где ночевали комсомольцы , по заботиться о теплой одежде , как то лучше организовать питание , конечно в то время это все было очень сложно сделать , но руководители города наверняка обеспечивались всем необходимым , а их было уж ни как не меньше чем строителей.

№134 Зарембо Алексей


Значит был форс-мажор, о котороом мы не знаем!

Форс-мажорные обстоятельства - гражданская война, развал, хаос и эпидемии, плюс почти всеобщая безграмотность и невежество.
Мне почему-то при строительстве узкоколейки врезался в память эпизод с мужем Тони, который побоялся замарать свои руки простой работой. А сколько было таких "специалистов" на словах поддерживающих Советскую власть, но держащих камень за пазухой. А сколько карьеристов, дельцов с партбилетом уже тогда. Такие как Павел Корчагин, отдали все силы и свои жизни, а их трудами воспользовались другие.

Значит был форс-мажор, о котороом мы не знаем!

Какой там фарс мажор! Обыкновенное русское головотяпство и надежда на авось. Строителей узкоколейки ведь собрали, организовали и как-то доставили в украинскую степь. Поэтому надо было позаботиться заранне о смене. Рабочей силы было предостаточно в отличие от продовольствия, жилища и одежды.

Пусть Павка Корчагин, а с ним и все те, кто в последующие годы поднимал страну и был всегда на передовой, покажутся сегодняшнему прагматичному поколению наивными и обманутыми. Но эти люди прожили достойную жизнь и были по своему счастливы. У них не было роскошной квартиры, машины и дачи, но была вера в лучшее будущее своей страны, вера в общее великое дело. Все были в одной единой лодке, никто не оставался за бортом. Не было суицидов, поголовного пьянства, не говоря уже о наркомании. А что же мы имеем теперь? Нас убеждают, что золотой телец есть все и главное в жизни - получать удовольствие и урвать кусок побольше. И как итог - миллионы живущих на чертой бедности, извращенцы и маньяки, алкоголики и наркоманы да и просто больные люди.

А первую часть бессмертной речи Корчагина (Островского) про бесцельно прожитые годы и позор за подленькое и мелочное, наверное, каждый человек должен взять на заметку. Со второй частью - уж как у кого получится.

Одним словом, замечательный фильм о силе веры и победе человеческого духа.

№ 131 Евгений второй
Вы видимо говорите об изменениях в худшую сторону.
Если фильм хороший, и у Вас изменилось отношение к положительному герою в худшую сторону, то это означает только одно: Ваше сознание кто-то успешно заразил, хотя возможны и другие нехорошие варианты.

Я вообще-то адекватно воспринимаю подобные фильмы, и сама даже защищала Н. Островского во время одного мероприятия в нашей библиотеке, когда один очень известный либеральный педагог приравнял его к жертвам Советской власти.

№133 Татьяна Головина

Так то оно так. Но смену строителям руководство обязано было подготовить.

Значит был форс-мажор, о котороом мы не знаем! Почему многие так любят рассматривать те времена и те события через призму сегодняшних реалий? Я этого, наверное, никогда не пойму!

Да рабочая сила была по- сути бесплатна! Спасая тонущего вы разве будете требовать с него плату? Страна тонула! У страны не было денег! Она была разорена войной, тупой политикой царственной особы и его приближенных, реоволюцией, гражданской войной и интервенцией! У страны просто не было денег! И как вы себе представляете минимально приемлимые условия жизни там, где еще не было до этого людей? Люди, что туда пришли и создавали эти самые условия!

Стоит только начать пересматривать, и можно кардинально изменить своё мнение о фильме и его героях, как сейчас происходит со многими героями советской эпохи.


Вы видимо говорите об изменениях в худшую сторону.
Если фильм хороший, и у Вас изменилось отношение к положительному герою в худшую сторону, то это означает только одно: Ваше сознание кто-то успешно заразил, хотя возможны и другие нехорошие варианты.
Теперь о хорошем фильме. Он прежде всего об Альтруизме, Настойчивости и Вере в хорошее. Все качества у Павки Корчагина есть. Это не коммунистические идеалы, а нормальные Человеческие. А то, что сейчас они не в почёте, так бывает. Но это пройдёт. Страна, состоящая из эгоистов, постоянно ноющих и ищущих оправдания своей несчастной жизни, думающих, что "ничего нельзя изменить", "что всегда так было" - быстро разваливается. Любой эгоист - это раковая клетка в организме. А то, что Россия до сих пор не развалилась, доказыват, что нормальных людей у нас очень много. На них всё держится, но они себя не афишируют и их не рекламируют.
И поэтому пересматривание многих советских фильмов должно вызывать только здоровые эмоции. Будьте здоровы!

№ 127 Евгений второй
Хорошие фильмы надо не смотреть, а пересматривать, что Вы и сделали. Этот фильм ещё достигнет своего второго рождения.

Стоит только начать пересматривать, и можно кардинально изменить своё мнение о фильме и его героях, как сейчас происходит со многими героями советской эпохи.
Поэтому иногда лучше и не пересматривать.

Приношу извинения за отход от темы.
Кто-нибудь видел китайскую "Как закалялась сталь"?
Её где-нибудь в России показывали?

Как закалялась сталь лучшая экранизация

Только когда в 1935 году писатель Михаил Кольцов опубликовал очерк "Мужество" в газете "Правда", о героизме писателя Николая Островского узнала вся страна. Он был очень воодушевлён успехом и принялся за роман "Рождённые бурей", но 22 декабря 1936 года Николай Алексеевич Островский умер. Первая часть романа опубликована после его смерти.

Экранизация 1942 года.

Фильм "Как закалялась сталь"

Режиссёр Марк Донской. Композитор Лев Шварц.

Киевская и Ашхабадская киностудия.

Фильм снимался как боевой киносборник. Это оправдывалось тем временем. В сценарий включили начало немного исправленного романа. Главная идея - убей немцев!
Неважно, что действие происходит в другие годы, мысль закладывалась правильная.

Павел Корчагин

При всех недочётах, а фильм снимался буквально "на коленке", так как киностудия эвакуировалась, фильм заслуживает внимания. Исполнитель главной роли актёр Виктор Перест-Петренко в 1943 году ушёл на фронт, а ведь мог оставаться в тылу. Прошёл до самого Берлина младшим лейтенантом, командиром стрелкового отделения. Демобилизовался в 1946 году и работал в Центральном детском театре. Умер в 40 лет. Информации нет. Возможно, сказались ранения.

Экранизация 1956 года.

Фильм "Павел Корчагин".

Режиссёры : Александр Алов и Владимир Наумов. Композитор Юрий Щуровский.

Киевская студия художественных фильмов.

По сценарию было задумано отображение части романа, в основном - строительство узкоколейной дороги. Обрывками отражается жизнь Павки Корчагина, быстро и динамично развивается сюжет. Но впечатление от фильма всё равно не портится. Наверное, потому что все читали роман и вопросы о том, откуда появлялся или куда исчезал тот или иной персонаж не возникали. Образ, созданный Василием Лановым в фильме 1956 года, был именно таким Павкой Корчагиным, о котором мы писали сочинение в школе.

Павел Корчагин

Кстати, роль Павла в этом фильме должен был играть Георгий Юматов, но он заболел и съёмки остановили. В соседнем павильоне снимался фильм, где небольшую роль играл студент Лановой и режиссёры Алов и Наумов обратили на него внимание. Юматов потом долго обижался на Ланового, они помирились только в 1971 году на съёмках фильма "Офицеры".

Со слов самого Василия Ланового, режиссёры стремились к более глубинному раскрытию образа Павла Корчагина, как человека, сосредоточенного на своих идеалах мира. Ему во время съёмок напоминали быть серьёзнее и играть человека, который несёт свой крест. Всем известен факт, что когда у Николая Островского побывал французский писатель Андрэ Жид, он сказал: "Я видел современного Иисуса Христа".

Фильм не зря назвали "Павел Корчагин", именно его образ в фильме главный и остальные почти незаметны, даже главные женские роли промелькнули, не оставив впечатления. Пересмотрев сейчас фильм, отмечу Риту Устинович в исполнении Эльзы Леждей.

Павел Корчагин

Экранизация 1973 года.

Шестисерийный телефильм. Режиссёр фильма Николай Мащенко. Сценаристы (заметьте!) Александр Алов и Владимир Наумов. Композитор Игорь Шамо.

Киностудия им. Довженко.

После этого фильма я отчётливо понял: жил реальный человек, Николай Островский - и это не выдуманная история о герое, а жизненный подвиг молодого парня, который не сдался страшной болезни! Я хорошо помню слова Павла Корчагина, сказанные Жухраю:

Если тебе скажут, что я мёртв не верь этому до тех пор, пока сам не увидишь. Когда увидишь, не говори, как говорят, обычно в таких случаях: "Он мог бы ещё жить. Нет, если бы хоть одна клеточка в моём организме могла бы жить, могла сопротивляться, я бы сопротивлялся. Я уйду только абсолютно разгромленным, но я покажу этой старой ведьме, как умирают большевики.

Павел Корчагин

Да, Павка Корчагин в исполнении Владимира Конкина отличается от образа, созданного Василием Лановым, но он кажется ближе и понятнее. Здесь Павел более земной человек, сильный, волевой, но более человечный. И именно Владимир Конкин "вытягивает" этот фильм. Хотя сценарий написан такими великими авторами, пишут, что режиссёр очень сильно его переработал. Фильм "Павел Корчагин"(1956) вселяет надежду, а "Как закалялась сталь"(1973) производит тягостное и безысходное впечатление.

Но роль Владимира Конкина в фильме достойна восхищения!

Очень хороши и женские образы.

Тоня Туманова — актриса Наталья Сайко. Её Тоня - тонкая и интеллигентная девушка, которая искренне любит Павку, но понимает, что не может безоговорочно поддерживать его взгляды и его образ жизни.

Павел Корчагин

Рита Устинович — актриса Антонина Лефтий. Её Рита отличается от образа, созданного Эльзой Леждей, но ведь и Павел в этом фильме мягче и лиричнее. Мне немного не хватило в ней твёрдости характера. Она ведь должна быть боевой комсомолкой!

Павел Корчагин

Конечно, хочется вспомнить актрису Максимову Антонину Михайловну, которая сыграла маму Павла Корчагина. Её материнские глаза, наполненные болью, зрители запомнили в фильме "Баллада о солдате"(1959). Актриса не понаслышке понимала, что такое война и потери близких. Она воевала на фронте радисткой. Ещё в молодости, Антонина Михайловна пережила смерть новорождённого ребёнка. Оставалась одинокой всю жизнь, умерла от онкологии в 1986 году, не дожив до своего 70-ти летия.

Павел Корчагин

Владимир Конкин в интервью о современном кино сказал: " — А то, что действительно бы приносило пользу Отечеству, чтобы воспитывались настоящие мужчины, умеющие стоять на коленях перед женщиной с цветами и знающие хотя бы одно стихотворение, вот это — не востребовано! Честь, долг, достоинство, до последней капли крови отдаваться своему делу — не нужно! "

К сожалению, это так. Когда последний раз показали фильм по телевидению? А в школьной программе изучают это произведение?

А вот в Китае 20 -ти серийный фильм, снятый китайским режиссёром Хан Ган с участием украинских актёров, в 2000 году получил приз "За лучшую длинную китайскую драму".

Павел Корчагин

В русскоязычном переводе, к сожалению, не нашел этот фильм, но было бы интересно посмотреть.

Читайте также: