Как закалялась сталь тема

Обновлено: 12.05.2024

3. Заседание круглого стола «Роман «Как закалялась сталь» и современный читатель».

В заседании круглого стола принимают участие учащиеся старших классов и учителя литературы.

Заседание круглого стола

«Роман «Как закалялась сталь» и современный читатель».

Цель: - привлечь читателей школьной библиотеки к чтению книг, которые

на современном этапе стали невостребованными;

- возбуждать интерес к прошлому нашей Родины;

- способствовать воспитанию патриотизма, любви к Родине,

гордости за ее историческое прошлое;

-способствовать поддержанию исторической преемственности

- расширять читательский кругозор читателей;

- формировать умение и желание обсуждать прочитанное.

Хорошая книга – точно беседа с умным

человеком. Читатель получает от нее

знания и обобщение действительности,

способность понимать жизнь…

Николай Островский блестяще подтвердил

это своей книгой «Как закалялась сталь».

Без этой силы воздействия на жизнь,

на человека искусство мертво.

/А.Н.Толстой/

Книга «Как закалялась сталь» Николая Островского – это путешествие в прошлое. Для нас, живущих в XXI веке, это прошлое – далекое, не совсем понятное, неоднозначнотрактуемое. Но без него не было бы настоящего.

Рождался новый мир. Рождался в муках, войне, разрухе, голоде, холоде. И были в это время сильные духом люди, которые вынесли на своих плечах гражданскую войну и годы разрухи. Это было поколение, готовое отдать, если надо было, саму жизнь во имя торжества идеи. Каждая отдельная личность воспринимала окружающий мир как в значительной степени зависящий от ее воли, от ее усилий, ее социальной позиции.

Водоворот событий: революция, гражданская война, которые в начале XX века происходили в России, закружили каждого. И каждый по-своему принял эти события. По-своему принял их и Павел Корчагин – главный герой романа «Как закалялась сталь». Он стал страстным поборником нового мира. Он, влюбленный в жизнь, до последней кровинки был предан большому делу – строительству нового мира, новой жизни.

Почему Корчагин избирает именно этот путь? Автор романа дает нам ответ на этот вопрос. Сама жизнь привела Павку Корчагина к борьбе с существующим строем: тяжелое детство, постоянное ощущение бесправности, униженности. Такая жизненная ситуация обычно либо давила все личностное в человеке, либо порождала в душе протест против существующих жизненных условий. И Корчагин, будучи натурой цельной, не умеющей приспосабливаться, идти на компромиссы, решительно протестует. Сначала это стихийный протест – подсыпал махорку в тесто попу, украл «манлихер» (винтовку) у немецкого лейтенанта и другие незначительные проделки. Постепенно этот протест озаряется светом большой идеи. А все началось с сознательного поступка – нападение на петлюровца, конвоирующего Жухрая. Все дальнейшее – служба в кавалерийской бригаде Котовского и в Первой Конной, работа в ЧК (Чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией) и в Главных железнодорожных мастерских, строительство узкоколейки, вступление в ряды партии, служба на границе, участие в работе съезда – это все этапы формирования Корчагина как личности, избравшего свой путь раз и навсегда. И до конца своих дней он не изменил себе, даже будучи смертельно болен. «Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой», - эти слова помогли ему бороться с болезнью и даже самой смертью.

Стоит подчеркнуть, что строптивость и непокорность в Павке Корчагине воспитаны не только враждебной жизненной средой, но и книгами, которые он страстно любил читать, отдавая предпочтение книгам о героических личностях. Овод, Гарибальди – это те литературные герои, которые оказали огромное влияние на взгляды Корчагина.

Максимализм, исключительность поведения, воля проявляется у Павки и в бытовых, жизненных обстоятельствах. Однажды твердо заявив, что не прикоснется больше к папиросе, смяв и выбросив пачку на глазах недоверчиво смотревшего на него комсомольского состава, Корчагин сдержал свое слово: раз и навсегда расставшись с вредной привычкой.

В любви максимализм Корчагина проявился в отношении к Рите Устинович. Тяжело пережив разрыв со своей первой любовью – Тоней Тумановой, Павел намеренно избегает общения с женщинами, считая, что настоящий революционер не должен делить себя между женщиной и главным делом своей жизни. Он решительно и властно преграждает путь в свою судьбу Рите, девушке, которая была к нему неравнодушна. Такой аскетизм Корчагина делает несчастным и Риту, и самого героя.

Были у него и минуты отчаяния, потерь, поражения… Но даже оказываясь в сложных жизненных обстоятельствах, Корчагин находил в себе силы оставаться в боевом строю.

С нас многое спросится

Эпохой и вечностью.

Мы – первая просека

Всего человечества. /Е. Евтушенко/

Известно, что в Павле Корчагине нашли отражение наиболее существенные черты характера и судьбы самого Островского. В необычности жизненной и творческой судьбы автора романа, которую он воплотил в образе Корчагина, заключается феномен романа «Как закалялась сталь».

Девизом Николая Островского было выражение – жить и побеждать. Еще в ранней юности, читая книги, он восхищался такой героической личностью как Гарибальди: «Вот человек был Гарибальди! Вот герой! Сколько приходилось биться с врагами, а всегда его верх был…» Одерживать верх над врагом, обстоятельствами, недугом – жизненное кредо Николая Островского. Ослепший, парализованный, разбитый болезнью человек, физически сломленный, он не был сломлен духовно. Понимая, что практически уже ничего не может, Островский находит себе занятие, которое требует умственного напряжения, не физического. Он решает написать книгу о пережитом им самим и такими же как он. «У меня есть план, имеющий целью наполнить жизнь содержанием, необходимым для оправдания самой жизни…», - пишет он своему другу.

Каждый, прочитавший роман «Как закалялась сталь», вынесет для себя урок – жизнь должна быть наполнена смыслом, иметь цель. В этом воспитательная сторона произведения. Но и познавательная сторона романа весьма полезна. Роман «Как закалялась сталь» - это своеобразный подлинный документ времени. Как было, как жили, боролись, дружили, мечтали, любили молодые люди в грозные 20-30-е годы XX века, что они думали о счастье, славе, преданности. Особо стоит подчеркнуть, что многое в жизни героев этого замечательного романа положило начало добрым обычаям, стало традицией и примером для новых поколений. На этой книге выросло поколение, которое смогло защитить Отечество в суровые годы Великой Отечественной войны. В 40-50-е годы патриотизм советских людей зашкаливал. И в этом немалая заслуга романа Николая Островского «Как закалялась сталь». К сожалению, патриотизм современных молодых людей оставляет желать лучшего. Именно поэтому, Николай Островский со своим Павкой Корчагиным не является нравственным примером. А жаль. Ведь героический характер Корчагина – живое олицетворение тех черт человека, которые составляют моральный кодекс гражданина, патриота своей Родины.

Присутствующие здесь старшеклассники знакомы с романом Николая Островского «Как закалялась сталь». Хотелось бы услышать ваше мнение о романе, ваше отношение к Корчагину.

«Самое дорогое у человека – это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое, и чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире – борьбе за освобождение человечества».

Красивые, пафосные слова! Красивых слов человечество придумало очень много. И часто это просто слова, а не руководство к действию. «…освобождение человечества» от чего? От чего нужно спасать человечество так это от нравственной катастрофы: подлости, разврата, меркантильности, алкоголя, наркомании, различного рода заболеваний.

Смысл книги Как закалялась сталь

Смысл книги Как закалялась сталь

Смысл книги

Книга «Как закалялась сталь» описывает события революции и гражданской войны. Произведение написано в жанре социалистического реализма. Но есть в яркой книге и черты романа, и автобиография самого писателя.

Смысл названия

Название присуще каждый книге, оно призвано поведать читателю, о чём пойдёт речь в произведении. Может название и запутать, и заинтересовать.

Название книги несёт в себе иносказательный смысл. Перед читателем история о воспитании характера, настоящего, твёрдого, как сталь. Через многое нужно пройти, чтобы добиться этого, много пережить, и ещё больше работать над собой.

О чём книга Как закалялась сталь

Автобиографический роман Николая Островского состоит из двух частей. Действие происходит в небольшом городке. Сына кухарки, Павку Корчагина, выгоняют из школы. Из ненависти к священнику мальчик насыпал в пасхальное тесто махорки. И дерзкого мальчишку отправляют служить. Много бед и неприятностей принёс ему рабский труд, много сломанных людских судеб увидел мальчик.

Среди беспросветной жизни мелькнул светлый луч. В стране началась революция. Со всем пылом души бросается Павка в омут революции и гражданской войны. У него появилась цель.

После войны Павел возвращается домой. Неугомонный юноша стал членом комсомольской организации. Любимую девушку он тоже хочет привлечь к общему делу, но Тоня проявила характер, и их пути разошлись.

Павел служит в ЧК. Но эта работа разрушает молодого человека. Корчагин бросается на самую тяжёлую работу, строит железную дорогу в невероятно суровых условиях.

Тяжёлая болезнь поразила Павла, ему грозит полная неподвижность. Недуг прогрессирует, и Корчагин попадает в санаторий. Даже самые лучшие врачи не в состоянии спасти Павла. Но он не сдаётся. Корчагин начинает писать книги.

За двадцать четыре года главный герой сделал немало, он не пропустил горячих дней революции. Жизнь Павла Корчагина прожита не так уж и плохо.

Умирать надо хорошо. Писатель хочет донести до своих читателей одну, очень важную мысль. Даже если человека ждёт неотвратимая, жестокая смерть, важно не испугаться. Не стоит молить о прощении, унижаться и плакать. Смерть нужно принять достойно, без ропота и сожаления, стараясь вспоминать только хорошие дела, которые успел сделать в жизни.

Мужество и настойчивость

Смысл книги в том, чтобы самостоятельно развиваться, не останавливаться на достигнутом. Важно проявлять настойчивость во всём, в любой сфере жизни, и в учёбе, и в работе. Только таким путём можно достичь успехов, выбраться из серого болота бесполезного существования.

А мужество поможет не опустить руки, когда не получается ничего, когда кажется, что весь мир против тебя.

Настойчивость и мужество непременно принесут свои плоды. Человек изменится в лучшую сторону, станет сильнее, образованнее, общительнее.

Два мира

Есть в книге и ещё один смысл, который можно назвать поучительным. Важно с уважением и пониманием относиться к другому человеку. Не имеет значения, из какого далёкого мира он вышел. Даже если он классовый враг или политический противник, нужно отнестись к нему как к человеку, уважать его взгляды, мысли и чувства.

До последней пешки

Содержится в произведении и ещё одна важная мысль. Даже если ситуация выходит из-под контроля, жизнь преподносит неприятные сюрпризы, важно держаться до последнего. Пока есть надежда, даже самая маленькая, есть и шанс.

Тогда обязательно получится выиграть самую сложную партию у хитрого и умелого противника.

Выбрать путь

У каждого человека должен быть свой собственный путь. Не стоит выбирать чуждый, навязанный другим человеком. Необходимо найти личный путь, и идти по нему смело и спокойно, презирая преграды, преодолевая препятствия. Не следует размышлять о том, правильный ли путь выбран, не нужно сожалеть о выборе.

Формирование характера

В любых, даже самых тяжёлых жизненных обстоятельствах, необходимо воспитывать свой характер, развивать его. Не позволять унижать себя и других, не опускаться до уровня раба, не издеваться над слабыми, не пресмыкаться перед сильными. Эти качества характера нужно развить. И тогда уйдёт на дно серая, полная жалкого страха жизнь. Кто сможет сделать свой характер сильным и отважным, тот не будет прятаться от света по углам, а смело пойдёт вперёд.

Преданность идее

У каждого человека должна быть идея. Ради неё можно совершить подвиг, сделать невозможное. Кажется, что не выдержит человек, под влиянием обстоятельств готов сдаться. Но если есть в его жизни идея, то за ней смелее пойдёт человек.

И тогда всё, что задумано, непременно получится.

Смысл финала

В конце книги содержится самая важная мысль. Человек обязан не сдаваться. В любых, даже самых невыносимых условиях, нужно найти в себе силы для того, чтобы жить дальше. Нельзя поддаваться отчаянию и унынию.

Важно найти себе дело, которое поможет забыть о трудностях, всецело погрузиться в него, тогда жизнь заиграет новыми, невероятно яркими красками.

Конспект урока литературы "Н.А. Островский. Жизнь и творчество. Роман "Как закалялась сталь""

Цель : Познакомить с жизнью и творчеством Николая Островского.

Задачи : Познакомить с отрывками из романа «Как закалялась сталь». На жизненном примере Н. Островского показать, что он является образцом человека, патриота. Пополнять и обогащать словарный запас слов. Развивать связную речь. Учить пересказывать текст, обращая внимание на биографию писателя. Учить делать выводы.

Прививать любовь к художественному слову.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: альбом, эпиграф: «Самое дорогое у человека – это жизнь», стихотворение Людмилы Леплейской « У памятника Островскому».

1. Организационный момент.

2. Новый материал.

Сегодня мы познакомимся с творчеством Николая Алексеевича Островского (1904-1936г.г.)

Послушайте, как о нем отзывались его товарищи:

О. Гончар: «Каждым своим шагом, поступком мы стремились равняться по нему, как на образец человека, патриота. Смерть Н.О. была для каждого из нас тяжелой личной утратой. Но он не умер. В годы Великой Отечественной войны он шагал вместе с нами, как вечно живой, бессмертный солдат. Мы чувствовали его рядом с собой в окопах, он поддерживал нас и вдохновлял в самые тяжелые минуты. Время не властно над ним. Он живет среди нас, ему жить в веках».

- Так что же это за человек? Об этом мы узнаем из биографии писателя, которую вы подготовили дома.

Николай Алексеевич родился 16 сентября 1904 года в селе Вилия Волынской губернии Российской империи, ныне Украина. Его отец, Алексей Иванович Островский, был акцизным чиновником, а мать, Ольга Осиповна, происходила из семьи переселенца из Чехии.

Николай Алексеевич досрочно окончил церковно-приходскую школу в 9 лет. Он обладал незаурядными способностями. С 1916 года мальчик учился в высшем начальном училище, одновременно работая. Тогда же он сблизился большевиками, участвовал в подпольной деятельности во время немецкой оккупации, а также был связным революционного комитета.

В 1919 году Островский вступил в комсомол и вскоре ушел на фронт. Через год он получил ранение, которое спровоцировало проблемы со зрением.

После демобилизации в составе Коммунистической дружины будущий писатель участвовал в борьбе с бандитизмом. Есть сведения, что с 1920 по 1921 год он был сотрудником ЧК.

В двадцатые годы, окончив электротехническое училище при Киевских железнодорожных мастерских, Николай Алексеевич работал в городах Западной Украины, был помощником электромонтера. Он участвовал в строительстве железнодорожной ветки для подвоза дров в Киев.

В 1922 году прозаик серьезно заболел тифом и проходил лечение на Бердянском курорте. После выздоровления он отправился на лесосплав, простудился и заболел полиартритом. Молодому человеку было всего восемнадцать лет, когда врачебная комиссия признала его инвалидом первой группы. Островский скрыл это решение, продолжив работать вплоть до 1927 года, когда он оказался прикован к постели. В течение нескольких лет он мучился от боли в суставах и прогрессировавшей слепоты.

Литератор умер 30 декабря 1936 года в Москве.

Первым произведением писателя стала повесть «Рождённые бурей», рукопись которой была утеряна.

В 1930 году Николай Алексеевич начал писать роман «Как закалялась сталь», который опубликовала «Молодая гвардия». Вторая часть произведения вышла в 1934 году, но стала популярной лишь через год, когда советский журналист Михаил Кольцов напечатал очерк «Мужество» в газете «Правда».

В последние годы жизни Николай Островский работал над романом «Рождённые бурей», стремясь восстановить утраченный материал, однако успел написать лишь первую часть книги.

Работа над романом. Беседа по содержанию. Анализ.

Поделитесь своими впечатлениями о прочитанном.

1. За что главного героя Павла Корчагина выгнали из школы?

2. Куда мать устроила сына на работу?

3. Какие общественно-политические изменения начали происходить в стране? (Скинули царя, немцы захватили власть, появились большевики)

4. Кто стал первой любовью Павла? (Тоня - дочь лесничего)

6. Благодаря кому и за что петлюровцы арестовали Павла? (Благодаря Виктору Лещинскому, сыну адвоката)

В городе идёт противостояние между петлюровцами и Красной Армией.

7. Какую сторону в этом противостоянии принял Павел?

8. За время службы в Красной Армии Павел заметна возмужал. Что способствовало таким переменам в юноше? (Страдания и невзгоды: ранение, тиф, тяжёлая травма головы)

9. После какого события отношения Павла и Тони начали разваливаться?(После совместного посещения городского собрания комсомола)

10. На какую должность Павла Корчагина назначили в Киеве?

11. Почему Павел старался бежать от новой любви?

12. При каких обстоятельствах Павел встретил свою первую любовь Тоню Туманову?

13. Почему Павла не обрадовала новость о женитьбе брата?

14. Чем Павел занимался после выздоровления? (Работал в мастерских помощником электромонтёра, посещал библиотеку и вёл общественную жизнь)

15. Какие проблемы со здоровьем начали преследовать Павла? (После аварии было раздробленное колено, больше не смог работать, после женитьбы на Тае разбил паралич, а вскоре настигла слепота)

ТЕМА: повествование о становлении личности главного героя, которое происходило на фоне гражданской войны и установление Советской власти в разрушенной стране.

ИДЕЯ: Но несмотря ни на что, парень не унывал: он вёл молодежный кружок на дому, задумал написать повесть. То есть несмотря на все невзгоды, он продолжал жить и пытался быть полезным обществу.

- Докажите, что роман автобиографичен.

4. Итог урока:

– С каким произведением мы познакомились?

- Что вам понравилось в Павке Корчагине? Что особенно поразило вас в его характере?

- Свой роман Н.А. Островский назвал «Как закалялась сталь». О какой «стали» и о какой закалке идет речь?

Краткое содержание романа Островского «Как закалялась сталь»

Одним из наиболее ярких и противоречивых произведений начала прошлого столетия является роман Николая Островского «Как закалялась сталь». Краткое содержание позволяет проникнуться историей жизни Павки Корчагина, его преданностью делу революции, а также понять смысл названия и главную мысль. Произведение написано в жанре социалистического реализма и содержит биографические сведения об авторе.

Роман Островского «Как закалялась сталь»

Смысл названия

Автобиографический роман Островского «Как закалялась сталь» был написан в 1934 году. Произведение описывает формирование личности главного героя во время становления советской власти, событий Гражданской войны и восстановления страны в послевоенные годы.

Название романа имеет иносказательный смысл. Это история воспитания твердого, как сталь, характера. Персонажу пришлось многое преодолеть, чтобы стать целеустремленным человеком и работать над собой дальше. Произведение состоит из двух частей, разделенных на главы, описывающие жизненные этапы главного героя:

  • детство;
  • отрочество;
  • юность;
  • зрелые годы;
  • болезнь.

Каждый период жизни персонажа показывает его стремление развиваться, добиваться поставленных целей и не останавливаться на достигнутом. Главный герой уверен, что в любом деле человек должен проявлять упорство и настойчивость. Только так он сможет прожить свою жизнь достойно.

Воспитание и сила воли героя не позволяют ему опускать руки. Настойчивость и вера в собственные силы обязательно помогут сделать жизнь лучше.

Краткое содержание

Павка Корчагин

Сюжет романа «Как закалялась сталь» разворачивается в маленьком городке Шепетовка на Украине. Павка Корчагин из-за ненависти к священнику подсыпал в пасхальное тесто махорки. За это мальчика выгнали из церковной школы. Мать пристроила его на работу в посудомойню, где ему пришлось тяжело и много трудиться. Узнав, что в стране свергли царя, он помогает старшему брату Артему прятать оружие.

В городе начинаются беспорядки. Многочисленные петлюровские банды грабят жителей и устраивают погромы, которые заканчиваются зверскими убийствами. Происходящие события вызывают у юного героя гнев и возмущение.

В сражениях Гражданской войны он проходит первое боевое крещение. После возвращения домой Павка принимает участие в создании комсомольской ячейки. Он старается увлечь общественной работой Тоню Туманову, девушку, которая давно ему нравится. Тоня готова поддержать Павла, но не до конца. Индивидуализм девушки невыносим для героя, поэтому они расстаются.

Непримиримость и стремление бороться с врагами приводят Павла на службу в ЧК, который возглавляет бывший матрос Жухрай, друг старшего брата. Через непродолжительное время Корчагин вынужден отказаться от чекистской работы, так как дает о себе знать контузия. Павел перебирается в Киев, где продолжает работу в Особом отделе.

Рита Устинович

На службе Павел знакомится с Ритой Устинович, которая обучает его политической грамоте. Незаметно для себя герой влюбляется в девушку. Его пугает сильное чувство, поскольку Рита для него руководитель и наставник. Преодолев себя, он отказывается от встреч с ней.

Мысли о чувствах уходят на второй план, когда Павка участвует в строительстве узкоколейки. Людям приходилось работать почти без отдыха в несколько смен. Рабочий ритм нарушали бандитские налеты. У строителей не было запасов провизии и одежды. Непосильная работа привела к тяжелой болезни. У Павла начался тиф.

Долгое время друзья ничего не знали о нем, полагая, что он умер. После выздоровления Павел возвращается домой и устраивается на работу в мастерские. После смерти Ленина Павел становится членом партии. На конференции он случайно встречает Риту Устинович. Женщина удивлена, что Павка жив. Он рассказывает ей о том, что любил ее, но у Риты уже есть семья.

Непосильная работа вызвала обострение болезни, привела к полной неподвижности и потере зрения.

Образ Павки

В романе «Как закалялась сталь» Островский рисует образ привлекательного и сильного человека с горящим сердцем, железной выдержкой и желанием прожить яркую жизнь. Образ Павки был близок читателям. Он не отличался от других борцов за советскую власть. Для главного героя характерны:

  • храбрость;
  • несгибаемый дух;
  • пылкость;
  • несгибаемые моральные принципы;
  • стремление построить новое общество.

Образ Павки Корчагина

Николай Островский создает образ человека действия, который скрывает от окружающих свои страхи и сомнения под стальной оболочкой. Именно она позволяет Павке зажечь сердца и увлечь за собой.

Хоть Корчагин постоянно находится среди людей и работает для общего блага, он герой-одиночка. На него не могут оказать влияние ни брат, ни соратники, ни любящие его женщины. Он вдохновляет окружающих своим примером, ведет за собой, помогает справляться с трудностями, но сам молча терпит страдания и боль. Корчагин умеет ценить жизнь, понимая, что она дается только один раз.

Основная мысль и анализ произведения

Главный смысл произведения заключается в том, что у каждого должен быть свой жизненный путь, по которому следует идти спокойно и смело, преодолевая трудности и преграды. Не стоит размышлять, верен ли он, и сожалеть о своем выборе.

Если человека ожидает что-то страшное и неотвратимое, важно не пугаться, просить о пощаде или унижаться. Трудности нужно воспринимать достойно, вспоминая все хорошее, что произошло в жизни.

Читают книгу «Как закалялась сталь»

При любых обстоятельствах следует воспитывать характер. Непозволительно унижать слабых и пресмыкаться перед сильными. Этими чертами должен обладать любой человек. Сильный не станет отсиживаться в тени, а смело пойдет вперед к намеченной цели.

Книга имеет поучительный смысл. Важно уважать мысли и чувства других людей, даже если их взгляды и принципы противоречат собственным.

Если жизнь преподносит неприятные сюрпризы, и ситуация выходит из-под контроля, важно держаться до последнего. Пока жива даже маленькая надежда, существует и шанс. У человека должна быть мечта, ради которой он совершит невозможное. Если кажется, что силы на исходе, но есть цель, то он смело пойдет дальше, ничто не сможет его остановить.

Финал произведения содержит самую важную мысль. Человек не имеет права сдаваться. При любых обстоятельствах нужно найти в себе силы, чтобы жить дальше, не поддаваясь унынию и отчаянию. Чтобы жизнь стала ярче и насыщеннее, следует найти себе дело, которое заставит позабыть о трудностях. Именно поэтому Павел, перебирая год за годом прожитую жизнь, пишет книгу. Словно судья, он проверяет каждое событие и отмечает, что жизнь прожита не зря.

Судьба произведения поразительна. Его успех кроется в яркой биографии и мастерстве писателя, а также в романтическом духе времени. Чтобы понять эту книгу, следует читать ее полностью. Анализ произведения можно использовать для подготовки к ответу на уроке.

Н. Островский "Как закалялась сталь"


Жить только для себя, жить жизнью инвалида - не в характере юноши. Николай Островский снова в бою, в бою на "литературном фронте": ставит перед собой цель - создать книгу для молодежи о революции, о гражданской войне, о строительстве новой жизни. К сожалению, слишком быстро ухудшалось здоровье. В одном из писем он признается близкому человеку: "Здоровье мое, к сожалению, определенно понижается, равномерно, медленно, но точно. Недавно потерял подвижность левой руки, плеча. Как знаешь, у меня анкилоз правого плечевого сустава, теперь и левый. я теперь сам не могу даже волос причесать. горит воспаленное правое бедро, я уже чувствую, что двинуть его в сторону не могу. у меня порой бывают довольно большие боли, но я их переношу все также втихомолку, никому не говоря, не жалуясь". Вскоре юноша уже не может подняться с постели. Книгу пишет уже через "транспарант", а чаще - с помощью "диктовки".

В ноябре 1931 г. первая часть романа была закончена. С апреля следующего года печатается в журнале "Молодая гвардия", и в этом же, 1932 г. выходит отдельной книгой. Вторая часть романа была опубликована в 1934 г. Успех невиданный. Отрывки из книги читали по радио, роман обсуждали на читательских конференциях. Книга получила мировое признание: она была в короткий срок издана в 42 странах на 50 языках. На примере жизни главного героя романа - Павки Корчагина - воспитывалось не одно поколение молодежи советской страны. Однако в 90-е годы произведение было исключено из школьных программ по литературе, не переиздавалось. Почему так произошло? Роман был отнесен современной критикой к литературным фактам, то есть к разряду книг, отражающих господствующую идеологию своего времени и не обладающих высокохудожественными достоинствами.

В названии романа "Как закалялась сталь" отражена идея произведения: показать, как в условиях гражданской войны и послевоенного строительства происходила закалка молодого поколения - первых комсомольцев. Характер Павла Корчагина формировался в трудных условиях. Детство его прошло в бедной семье, зависимой от господ Лещинских. В таких условиях легко можно было стать холопом. Но мальчик обладал "неиссякаемой трудоспособностью" и гордым характером. Первый протест против унижения - конфликт с попом, унизившим Павла на уроке закона божьего и которому в отместку ученик насыпал "махры" в тесто.

Чувствуя на себе презрение со стороны богатого соседа Лещинского, Павел начинает понимать несправедливость существующих законов, разделивших людей на богатых и бедных. Он понял и другое, оказывается, что и бедные бывают разные, что среди них встречаются холопы. Видел он в станционном буфете, как половой унижался из-за чаевых, а потом издевался над слабыми и беззащитными. Павка не такой, он с детства презирал всякое лакейство. Найти дорогу в жизни помогла ему революция и большевик Федор Жухрай. "Восстали рабы, - учил он,- и серую жизнь должны пустить на дно. Но для этого нужна братва отважная, не маменькины сынки, а народ крепкой породы, который перед дракой не лезет в щели, как таракан от света, а бьет без пощады".

Павел Корчагин оказался человеком "крепкой породы". Он доказал это и в противоборстве с богатыми гимназистами Сухарько и Виктором Лещинским, и при освобождении Жухрая от конвоира, и на службе в Красной Армии. Вот эпизод с начальником штаба пограничного полка Чужаниным. Начштаба приказал Корчагину, не обращая внимания на его больные ноги, слезть с лошади. Павел весь вскипел, в нем боролись два чувства: обида и выдержка, но он "уже был не тем красноармейцем, что мог перейти из части в часть не задумываясь. Корчагин был военком батальона, бойцы батальона стояли за ним. Какой же пример дисциплины показал бы он ему своим поведением! Ведь не для этого же хлыща он воспитывал свой батальон! Он освободил ноги из стремян, слез с лошади и, превозмогая острую боль в суставах, пошел к правому флангу.

Автор много внимания уделяет работе Павла над самообразованием. Настойчивость и мужество юноши и здесь дали свои плоды - Павел становится грамотным, культурным человеком, который может уверенно не только общаться с образованными людьми, но и выступить в качестве оратора перед рабочей аудиторией. Важную роль в становлении героя сыграли книги, особенно те из них, в которых рассказывалось о подвигах во имя идеи. Слушая, как Павел читает о мужестве "Овода", красно­армеец Середа приходит к своему выводу: "Так человек не выдержал бы, но как за идею пошел, так у него все это и получается". Павел и сам, размышляя над страницами романа "Овод", признается: "Я за основное в "Оводе" - за его мужество, за безграничную выносливость, за этот тип человека, умеющего переносить страдания, не показывая их всем и каждому. Я за этот образ революционера, для которого личное ничто в сравнении с общим".

Главный герой, руководствуясь идеей, выступает против разгильдяев и лодырей. Когда комсомолец Фидин из-за своего разгильдяйства сломал дорогостоящее сверло, Павел резко осудил его, справедливо считая, что комсомольцы должны быть примером самоотверженного труда на производстве. Корчагин потребовал исключения Фидина из комсомола. Может быть, слишком строгое решение? Но таков герой. Решительность и принципиальность - отличительные черты его характера.

Такой же принципиальный Павел и в быту. Возмущенный циничным поведением Файло, он скажет: "Я не могу понять, никогда не примирюсь с тем, что революционер-коммунист может быть в то же время и похабнейшей скотиной и негодяем".

Н. Островский, изображая молодежь своего времени, не упрощает проблемы: комсомольцы были разные. Так, если Павел Корчагин, Сережа и Валентина Брузжак, Рита Устинович, Иван Жаркий, Анна Борхард, Игнат Панкратов были преданы идее, то Фидин, Файло, Дубава, Туфта, Развалахин, Цветаев отличались идейной неустойчивостью, которая проявлялась как на производстве, так и в быту.

Читайте также: