Как закалялась сталь урок

Обновлено: 26.04.2024

Формы организации: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Формы работы: семинар – развернутое собеседование, перекрестная дискуссия, интервью.

  • Портрет Н. А. Островского
  • Видеофильм 1956 г. “ Как закалялась сталь” (режиссер М. Донской)
  • Видеоинтервью
  • Стенд “Автор и его роман. Дискурс века”
  • Мультимедийный проектор
  • Плакат “Дискуссия. Общие принципы. Правила поведения во время дискуссии”
  • Прочитать роман, приготовить цитаты для аргументации
  • Подготовиться к дискуссии, опираясь на вопросы, отобранные в ходе подготовки и вызвавшие наибольший интерес
  1. Обзор публицистики юбилейного 2004 года о Н. Островском и его герое.
  2. Интервью.
  3. Что было бы с Н. Островским, не умри он своей смертью в 1936 году?
  4. Парадоксы судьбы, загадки эпохи.
  5. В чем причины жестокости? Есть ли аналогии в русской литературе?
  6. Дыхание текста. (Язык романа).

Вопросы для интервью.

- Что вы слышали о Н.Островском?

- Знакомо ли вам имя Павки Корчагина?

- Как относитесь к тому, что Корчагин отрекается от своей любви? Любовь мешает великой борьбе?

- Имеет ли право герой требовать от людей такой же самоотверженности, такого же самоотречения, какие были у него?

Представителю старшего поколения (Л. В.): нужны ли Корчагины сегодня?

Вступительное слово учителя.

В сентябре 2004 года исполнилось 100 лет со дня рождения Н.Островского. На дату откликнулись СМИ, подняв новую волну интереса. Это не случайно: без романа “Как закалялась сталь” нет полной картины прожитого страной и ею пережитого.

Слово учителя. Наша съемочная группа присоединилась к российским корреспондентам и провела свое интервью, оно дополнит картину.

Выступление 2 группы. Видеоинтервью (часть 1 – с младшими школьниками и старшеклассниками).

Итак, новое поколение либо немного знает об Островском (на уровне “слышали”), либо совсем не знает. Хорошо ли это – не знать? Попробуем восполнить пробел.

Учитель. Когда нас убеждали, что история нашей революции - это история Корчагиных, конечно, это была неправда. Но когда теперь убеждают, что вся наша история - это история шариковых и героев Зощенко - это не меньшая неправда. Давайте не будем впадать в крайности и постараемся взглянуть на роман и его героя с позиций разных эпох: современной Павке и нашей.

Тема исследования сегодня: “Корчагинское поколение. Дискурс века”. (Обращение к стенду). Diskurs – логическое умозаключение. В процессе подготовки ребята по группам работали с материалами, опубликованными в разное время. Задания для всех: во время обсуждения каждая группа назовет микротему в соответствии со своим заданием и предложит собственный вариант названия корчагинского поколения.

Первая группа воспроизводит страницы жизни Н. Островского и соотносит их с биографией его героя. Микротему определяют как “Портрет поколения во времени”, поколение – вихревое.

Выступление 4 группы по вопросу: “Парадоксы”.

- Уже в эмиграции, вспоминая революционную эпоху, Федор Степун писал: “Далеко не все вокруг было разрушением, многое было сумбурным и уродливым творчеством. Творила не власть, творил сам народ, далеко не во всем согласный с властью, но все же благодарный ей за то, что она отодвинула в сторону господ и вплотную подпустила его к жизни”. О том же писал Н. Бердяев в книге “Истоки и смысл русского коммунизма”. Уже в другое время Наум Коржавин писал: “Тон превосходства и насмешки при разговоре об этом поколении абсолютно недопустим. Это ограбленное поколение обладало не одними отрицательными чертами. У него было много доверия к жизни (что само по себе отнюдь не плохо) и много обаяния, связанного с бескорыстием, со способностью к жертве и многими другими качествами, в которых человечество нуждается и будет всегда нуждаться. Ведь именно оно - так случилось - вынесло на своих плечах основную тяжесть Отечественной войны и в значительной своей части полегло на фронтах”. Но имеется и другая сторона проблемы. В философском альманахе 1992 года есть статья С. Л. Франка “Ересь утопизма”, посвященная вопросу: как могло случиться, что воля, руководимая не личной корыстью или похотью, а нравственным мотивом любви к людям, стремлением спасти их от страдания и неправды и утвердить правильный порядок жизни, выродилась в волю преступную и губительную?

- В.Камянов пишет: “Корчагин ничем себя не скомпрометировал”. Критик объясняет, как удалось Н.Островскому провести своего героя сквозь жестокое и страшное время: “Спросим себя, как могло случиться, что правофланговый в ряду эталонных персонажей литературы для молодежи Павка Корчагин прошел через вакханалию братоубийства, не замарав “белых одежд”, избежав и подобия морального испытания, которое подкосило репутацию шолоховского Кошевого? Так ведь Павкины антиподы как на подбор ничтожества, а встань против него булгаковский Алексей Турбин, или Мелехов, или доктор Живаго.. Искренностью романтического пафоса роман обязан безбрежности своего философского наива, полное авторское неведение насчет другой, не корчагинской правды”.

И все-таки в романе выражена определенная правда времени - правда исторического самочувствия Корчагина и корчагинцев. И не надо думать, что все в этой правде принадлежит только прошлому. Не вся правда. Островский все же романтизирует своих героев. Приподнимает их, поэтизирует. В романе не столько правда портрета (она в “Тихом Доне”), сколько правда автопортрета. Такими хотели видеть себя и такими видели себя Корчагины. Это правда самочувствия, самосознания, самопонимания. Заметим, что именно фронтовики, участники войны прежде всего выступали и выступают против книг и фильмов, в которых война изображена с беспощадной правдивостью (сколько от них досталось В.Быкову), говорят: “Дегероизация”.

- Самой смерти бросает вызов идея, овладевшая человеком. Этот сюжет, воплощенный в романе Н.Островского, пронизывает и его собственную жизнь. Он умирает не от той болезни, которая приговорила его к смерти. Борьба со смертью становится последним актом его трагедии, принесшей его воле, может быть, наибольшую славу. В 1926 году, когда стало ясно, что прежняя жизнь кончена, Островский был близок к мыли о самоубийстве. Обрушившаяся на него немощь потрясла, но не удивила его, он, наверное, понимал закономерность своей судьбы. Вот строки из его письма 1927 года: “Прошлые годы неистовой борьбы смели нас с жизни в лазареты, и вопрос времени только для того, чтобы мы ушли совсем. Лес рубят - щепки летят”. Да, это поколение не жалело себя. Самой смерти бросали они вызов и от нее не бежали. Умели умирать. Смерть не была случайностью - была ценой подвига, на которую они были заранее согласны.

Наш вариант микротемы - “Загадки судьбы, загадки эпохи. Парадоксы”. Корчагинцы – “ограбленное поколение”.

Учитель. Несмотря на то, что имя Островского было хорошо известно (особенно молодежи) как образец беспримерного мужества, первые три экземпляра начала романа (9 глав), отправленные в редакции Москвы, Ленинграда, Харькова, были встречены “заговором молчания”. И только “Молодая гвардия” с октября 1931г. по февраль 1932г. публикует новое произведение.

Молодой автор не обманул ожидания читателей. Они сердцем восприняли силу человеческого духа, воплощенного в тщедушном угасающем теле. Вопрос о художественных достоинствах не раз поднимался в прессе. Наша группа исследовала вопрос и предлагает всем ощутить “дыхание времени”.

• Чёткая идейная позиция.

Она отразилась в композиции, сюжете, в портретной и речевой характеристике, это дало возможность увидеть живую картину революционной эпохи, трудности её рождения.

Особенности внешности, индивидуализируя образ, помогают раскрыть его внутренние качества. В портретной характеристике Павла Корчагина отражается не только духовный рост, но и нарастание трагизма в его судьбе.

• Индивидуализация речи героев.

Через язык героев романа Островский стремится передать черты революционной эпохи; автор насыщает общественно-политической терминологией даже сугубо интимную и бытовую речь своих героев: "Серёжа Брузжак говорит Рите Устинович, запретившей ему "пускаться в лирику": “Я тебе, как другу, сказал. а ты меня. Что я такого контрреволюционного сказал?” Таким образом, писатель оживляет язык героев.

Подчёркивает то или иное душевное состояние героев, оттеняет их чувства; редко встречается контрастирующий пейзаж, он служит средством раскрытия духовного роста героев, редки олицетворения, пейзаж лаконичен.

Воссоздаёт обстановку действия героев, рисует их портреты, говорит об их мыслях.

Встречаются сдвоенные эпитеты, показывающие отношение автора. Островский предпочитает лирические эпитеты.

Эмоционально окрашены; одни несут авторскую оценку, другие лишь приём образного пояснения событий.

Служит для заострения характеристики персонажей; заключает и оценочный элемент, характеризуя отрицательных героев. Используется глагольная метафора, метафора соединена с метонимией, что очень кратко передаёт суть произходящего. Метафора помогла сделать ёмким по глубине и богатым по содержанию сравнительно небольшое произведение "Как закалялась сталь".

Учитель. Роман органично вписался в литературу и в жизнь 30 годов, и не только 30-х. О влиянии образа Павла Корчагина на людей военного поколения рассказывает группа 6. Воспоминания об Олеге Кошевом, Зое Космодемьянской, боевом экипаже танка “Николай Островский”, первой экранизации книги – фильме 1942 года М. Донского. Интересен разговор, произошедший в 1944 году между Ираклием Андрониковым и журналистом, приехавшим с фронта. Вот их диалог:

- На Втором Белорусском фронте.

- Кто у вас там работает из писателей?

- Лучше всех, пожалуй, покойный Николай Островский.

Павка оставался в строю и после окончания войны (рассказ о премии Ленинского комсомола, которую вручал жене Н. Островского Ю.А. Гагарин. Поддержка не только друзей, но и правительства. Тогда как мы помним судьбы Б. Пильняка, Б. Пастернака, А. Ахматовой, позже А. Солженицына, В. Шаламова).

Учитель. Что же сделало таким популярным героя? Попробуем исследовать проблему: понять феномен человеческого типа. А. П. Гайдар говорил об обыкновенности биографии Корчагина в необыкновенное время. Известен и другой взгляд: роман Островского – продолжение в новых условиях рассказов о “новых”, “особенных”, “особой породы” людях. Ваша точка зрения? (Дискуссия). Вывод: не все такие, как Павел.

В ходе дискуссии подошли к вопросу о новых отношениях в быту, дружбе, любви. (Выступление группы 3: анализ главы 6 романа.). “Мы” вместо “я” - знакомая формула. У Маяковского: “Единица – вздор, единица – ноль”. У В. Кириллова: “Всё – мы, во всём – мы, мы пламень и свет побеждающие, Сами себе Божество, и Судья, и Закон”. Формируется новый человек, человек будущего, и во имя светлого будущего такие жертвы: самоотречение, аскетизм (крайнее воздержание, отказ от жизненных благ и удовольствий), самопожертвование, служение идее, делу, народу. Микротема: “Счастье на грани небытия”, поколение – “бойцы, которых сжигало пламя”.

Учитель. Как формировался этот новый человек? Где истоки?

Выступление группы 5

(Исследование культурных традиций: анализ эпизода романа – диалог с попом). Совместно с учителем истории исследовали факторы, влияющие на российский менталитет,- природно – климатические, религиозные (фанатизм), геополитический (протяженность границ), социальная организация (обреченность власти на насилие).

- модернизация (даже научно обоснованные модели модернизации отторгаются, если вступают в противоречие с традициями и культурой общества, т. к. сознание консервативно). Поэтому провозглашенные террористами (шахидами) религиозные цели борьбы – это только верх айсберга. Причин много, главный фон – социальные потрясения, катаклизмы. И ещё: политическая идеология основана на символике (например, имидж политических партий, лидеров). Ранее – комиссары в кожаных куртках, это общее представление о герое, в суть часто люди не вникают, и тогда они, люди, становятся заложниками этой символики, жертвами.

Учитель. Если бы Корчагин дожил до 1937 года, где бы он оказался: в числе жертв репрессий или среди тех, кто их осуществлял? Аргументируйте.

Выступление группы 2, дискуссия.

Мнения разошлись. Микротему определили как “Правда состояния народа”, поколение – “винтики из стали”.

Учитель. М. Горький писал: “Он не террорист – революционер, как все честные люди”. Корчагин – террорист или революционер? (Дискуссия).

И все-таки общее есть? Есть:

- цель – справедливость, равенство (у Корчагина – борьба за освобождение человечества – от чего?).

Это один тип людей? Правомерно их отождествлять? Это плохо – бороться за идею? (Дискуссия).

Есть еще один взгляд на людей, одержимых идеей. Послушаем окончание нашего видеоинтервью. (Л. В., по образованию учитель истории).

Учитель. Отметьте, какие качества людей корчагинского типа делают их, по мнению Людмилы Васильевны, нужными во все времена. (Непримиримость в борьбе со злом, бескомпромиссность, честность, служение делу). Продолжите список, дополнив его позитивными и негативными, на ваш взгляд, качествами людей данного типа. Какой знак (плюс или минус) перевешивает? Хотя арифметика, как говорил Ф. Достоевский, бывает опасной. Один минус может обернуться трагедией. Под вопросом оказались бескомпромиссность и непримиримость – несовременны. Формулу “Жизнь – борьба” приняли с учетом дополнения ученицы (анализ сцены романа – диалог Павла с женой о приближении смерти). Вопрос: почему в качестве новой формы борьбы избрана работа писателя? Ответ: В слове скрыта самая великая энергия, известная на земле, - энергия человеческого духа” (Ф. Абрамов).

Учитель. У М. Гаспарова есть замечательная мысль о том, что человечество вычитывает из “Гамлета” намного больше, чем заложено туда Шекспиром. Потому что существует “феномен выделенности” и “горизонт ожиданий”. Иначе говоря, каждый видит то, что хочет видеть. Когда Островский писал: “Самое прекрасное в мире – борьба за освобождение человечества. ” - вряд ли он предполагал, что после его смерти идеи, которым он служил, будут вдохновлять тех, кто пойдет убивать детей и женщин. Наверное, не будем торопиться принимать решение. Постараемся мыслить достойно, в этом – основа нравственности.

Конспект урока литературы "Н.А. Островский. Жизнь и творчество. Роман "Как закалялась сталь""

Цель : Познакомить с жизнью и творчеством Николая Островского.

Задачи : Познакомить с отрывками из романа «Как закалялась сталь». На жизненном примере Н. Островского показать, что он является образцом человека, патриота. Пополнять и обогащать словарный запас слов. Развивать связную речь. Учить пересказывать текст, обращая внимание на биографию писателя. Учить делать выводы.

Прививать любовь к художественному слову.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: альбом, эпиграф: «Самое дорогое у человека – это жизнь», стихотворение Людмилы Леплейской « У памятника Островскому».

1. Организационный момент.

2. Новый материал.

Сегодня мы познакомимся с творчеством Николая Алексеевича Островского (1904-1936г.г.)

Послушайте, как о нем отзывались его товарищи:

О. Гончар: «Каждым своим шагом, поступком мы стремились равняться по нему, как на образец человека, патриота. Смерть Н.О. была для каждого из нас тяжелой личной утратой. Но он не умер. В годы Великой Отечественной войны он шагал вместе с нами, как вечно живой, бессмертный солдат. Мы чувствовали его рядом с собой в окопах, он поддерживал нас и вдохновлял в самые тяжелые минуты. Время не властно над ним. Он живет среди нас, ему жить в веках».

- Так что же это за человек? Об этом мы узнаем из биографии писателя, которую вы подготовили дома.

Николай Алексеевич родился 16 сентября 1904 года в селе Вилия Волынской губернии Российской империи, ныне Украина. Его отец, Алексей Иванович Островский, был акцизным чиновником, а мать, Ольга Осиповна, происходила из семьи переселенца из Чехии.

Николай Алексеевич досрочно окончил церковно-приходскую школу в 9 лет. Он обладал незаурядными способностями. С 1916 года мальчик учился в высшем начальном училище, одновременно работая. Тогда же он сблизился большевиками, участвовал в подпольной деятельности во время немецкой оккупации, а также был связным революционного комитета.

В 1919 году Островский вступил в комсомол и вскоре ушел на фронт. Через год он получил ранение, которое спровоцировало проблемы со зрением.

После демобилизации в составе Коммунистической дружины будущий писатель участвовал в борьбе с бандитизмом. Есть сведения, что с 1920 по 1921 год он был сотрудником ЧК.

В двадцатые годы, окончив электротехническое училище при Киевских железнодорожных мастерских, Николай Алексеевич работал в городах Западной Украины, был помощником электромонтера. Он участвовал в строительстве железнодорожной ветки для подвоза дров в Киев.

В 1922 году прозаик серьезно заболел тифом и проходил лечение на Бердянском курорте. После выздоровления он отправился на лесосплав, простудился и заболел полиартритом. Молодому человеку было всего восемнадцать лет, когда врачебная комиссия признала его инвалидом первой группы. Островский скрыл это решение, продолжив работать вплоть до 1927 года, когда он оказался прикован к постели. В течение нескольких лет он мучился от боли в суставах и прогрессировавшей слепоты.

Литератор умер 30 декабря 1936 года в Москве.

Первым произведением писателя стала повесть «Рождённые бурей», рукопись которой была утеряна.

В 1930 году Николай Алексеевич начал писать роман «Как закалялась сталь», который опубликовала «Молодая гвардия». Вторая часть произведения вышла в 1934 году, но стала популярной лишь через год, когда советский журналист Михаил Кольцов напечатал очерк «Мужество» в газете «Правда».

В последние годы жизни Николай Островский работал над романом «Рождённые бурей», стремясь восстановить утраченный материал, однако успел написать лишь первую часть книги.

Работа над романом. Беседа по содержанию. Анализ.

Поделитесь своими впечатлениями о прочитанном.

1. За что главного героя Павла Корчагина выгнали из школы?

2. Куда мать устроила сына на работу?

3. Какие общественно-политические изменения начали происходить в стране? (Скинули царя, немцы захватили власть, появились большевики)

4. Кто стал первой любовью Павла? (Тоня - дочь лесничего)

6. Благодаря кому и за что петлюровцы арестовали Павла? (Благодаря Виктору Лещинскому, сыну адвоката)

В городе идёт противостояние между петлюровцами и Красной Армией.

7. Какую сторону в этом противостоянии принял Павел?

8. За время службы в Красной Армии Павел заметна возмужал. Что способствовало таким переменам в юноше? (Страдания и невзгоды: ранение, тиф, тяжёлая травма головы)

9. После какого события отношения Павла и Тони начали разваливаться?(После совместного посещения городского собрания комсомола)

10. На какую должность Павла Корчагина назначили в Киеве?

11. Почему Павел старался бежать от новой любви?

12. При каких обстоятельствах Павел встретил свою первую любовь Тоню Туманову?

13. Почему Павла не обрадовала новость о женитьбе брата?

14. Чем Павел занимался после выздоровления? (Работал в мастерских помощником электромонтёра, посещал библиотеку и вёл общественную жизнь)

15. Какие проблемы со здоровьем начали преследовать Павла? (После аварии было раздробленное колено, больше не смог работать, после женитьбы на Тае разбил паралич, а вскоре настигла слепота)

ТЕМА: повествование о становлении личности главного героя, которое происходило на фоне гражданской войны и установление Советской власти в разрушенной стране.

ИДЕЯ: Но несмотря ни на что, парень не унывал: он вёл молодежный кружок на дому, задумал написать повесть. То есть несмотря на все невзгоды, он продолжал жить и пытался быть полезным обществу.

- Докажите, что роман автобиографичен.

4. Итог урока:

– С каким произведением мы познакомились?

- Что вам понравилось в Павке Корчагине? Что особенно поразило вас в его характере?

- Свой роман Н.А. Островский назвал «Как закалялась сталь». О какой «стали» и о какой закалке идет речь?

Н.А. Островский «Как закалялась сталь»

Задачи : Познакомить с отрывками из романа «Как закалялась сталь». На жизненном примере Н. Островского показать , что он является образцом человека, патриота. Пополнять и обогащать словарный запас слов. Развивать связную речь. Учить пересказывать текст, обращая внимание на биографию писателя. Учить делать выводы.

1. Организационный момент. Отчет дежурного на казахском языке.

(Нестандартный элемент урока)

Металось море черное

Как будто чья – то маялась душа

Стоял боец в распахнутой шинели

Октябрьским ветром радостно дыша

Он был одет, должно быть,

Рождались первозданные слова.

Ночная тень слетала на чело.

Как оружье именное-

В его руке лежала тяжело.

- Это стихотворение Людмилы Леплейской « У памятника Островскому».

И сегодня мы познакомимся с творчеством Николая Алексеевича Островского (1904-1936г.г.)

- Сколько лет прожил писатель? (32 года).

Домашнее задание: 1 ученик готовил реферат о биографии Островского

Учащийся рассказывает кратко о биографии писателя.

О. Гончар: « Каждым своим шагом, поступком мы стремились равняться по нему, как на образец человека, патриота. Смерть Н.О. была для каждого из нас тяжелой личной утратой.

Но он не умер. В годы Великой Отечественной войны он шагал вместе с нами, как вечно живой, бессмертный солдат. Мы чувствовали его рядом с собой в окопах, он поддерживал нас и вдохновлял в самые тяжелые минуты.

Время не властно над ним. Он живет среди нас, ему жить в веках.

- Так что же это за человек ? Об этом мы узнаем из биографии писателя, которую подготовили дома (Домашнее задание: 1 ученик готовил реферат о биографии Островского

- Чтение отрывков из романа учителем.

3. Закрепление.

- Чтение «цепочкой» 1,2 главы.

Работа над содержанием

- Расскажите, за что Павку выгнали из школы.

Куда мать отвела малолетнего сына работать?

Как работал Павка?

Кто оказал огромное влияние на жизнь Павки Корчагина?

Как был ранен Павка?

Что нового узнали о душевных качествах Павла?

Как можно озаглавить эти 2 части?

– С каким произведением мы начали знакомиться?

5. Домашнее задание:

Читать 1,2 части, отвечать на вопросы.

6. Комментирование оценок.

Урок чтения в 10 классе

Тема: Н.А. Островский «Как закалялась сталь» (2 урок)

Задачи : Продолжать знакомить с отрывками из романа «Как закалялась сталь». На жизненном примере Н. Островского показать , что он является образцом человека, патриота. Пополнять и обогащать словарный запас слов. Развивать связную речь. Учить пересказывать текст, обращая внимание на биографию писателя. Учить делать выводы.

Оборудование: альбом, эпиграф: «Самое дорогое у человека – это жизнь»

1.Организационный момент. Отчет дежурного на казахском языке.

2. Повторение:

- С творчеством какого писателя мы познакомились на прошлом уроке?

- Как называется роман, который мы начали изучать?

3 Проверка домашнего задания:

- Что было задано?

Как Павка помог Федору Жухраю?

Как он переносил боль и страдания? Ответ подтвердите фактами из текста.

Прочитайте 2 последних предложения. Как эти слова врача характеризуют Павла?

4. Новый материал.

5. Закрепление.

Тиф – заразная болезнь, характеризующаяся сильным лихорадочным состоянием (то жар, то озноб)

Автобиография – описание своей жизни.

- Чтение «цепочкой» 3,4,5 главы.

- Почему врач «сочувственно и с плохо скрываемым огорчением смотрел» на Павла?

- Прочитайте слова Островского о смысле жизни. Как вы их понимаете?

- С какой целью Павел приехал в парк?

- К какому выводу приходит Павел

- Как Павел Корчагин решил вернуться к активной жизни?

- Увенчался ли успехом труд Павла?

6. Итог урока:

Час интересного общения «Николай Островский – писатель, книги которого хочется читать и смотреть», посвященный 85- летию романа «Как закалялась сталь».

Вед 1.«Самое дорогое у человека - это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире - борьбе за освобождение человечества». Николай Островский
Презентация «Жизнь и творчество Николая Островского»
Вед 2. Николай Островский родился 29 сентября 1904 года в селе Вилия на Волыни в семье отставного военного.

Его отец Алексей Иванович отличился в Русско-турецкой войне 1877-1878 года и за особую храбрость был награжден двумя Георгиевскими крестами. После войны Анатолий Островский работал солодовщиком на винокуренном заводе, а мама Островского, Ольга Осиповна, была кухаркой.

Вед 1. Семья Островских жила небогато, но дружно, ценила образование и труд. Старшие сестры Николая - Надежда и Екатерина стали сельскими учительницами, а сам Николай был досрочно был принят в церковно-приходскую школу «по причине незаурядных способностей», которую окончил в 9 лет с похвальным листом. В 1915 году он окончил двухклассное училище в Шепетовке, а в 1918 году поступил в Высшее начальное училище, позднее преобразованное в Единую трудовую школу, и стал представителем учащихся в педагогическом совете.

С 12 лет Островскому пришлось работать по найму: кубовщиком, рабочим на складе и подручным кочегара на электростанции. Впоследствии он писал Михаилу Шолохову об этом периоде своей жизни: «Я штатный кочегар и насчет заправки котлов был неплохой мастер».

Вед 2. Тяжелая работа не мешала романтическим порывам Островского. Его любимыми книгами были «Спартак» Джованьоли, «Овод» Войнич, романы Купера и Вальтера Скотта, в которых отважные герои боролись за свободу против несправедливости тиранов. В юности он читал друзьям стихи Брюсова, приехав к Новикову, проглотил «Илиаду» Гомера, «Похвалу глупости» Эразма Роттердамского.

Под влиянием шепетовских марксистов Островский втянулся в подпольную работу и стал активистом революционного движения. Воспитанный на романтически-авантюрных книжных идеалах, он принимал Октябрьскую революцию с восторгом. 20 июля 1919 года Николай Островский вступил в комсомол и ушел на фронт сражаться против врагов революции. Он сначала служил в дивизии Котовского, затем - в 1-й Конной армии под командованием Буденного.

Видеоклип «Гренада моя»

Вед 2. Обо всем этом он позже написал в своем романе «Как закалялась сталь»: и как, спасая лесосплав, бросился в ледяную воду, и жестокой простуде после этого трудового подвига, и о ревматизме, и о тифе…

В 18 лет он узнал, что врачами ему поставлен страшный диагноз - неизлечимая, прогрессирующая болезнь Бехтерева, которая приводит больного к полной инвалидности. У Островского сильно болели суставы. А позже ему был поставлен окончательный диагноз - прогрессирующий анкилозирующий полиартрит, постепенное окостенение суставов.

Вед 1. Врачи предложили потрясенному юноше перейти на инвалидность и ожидать конца. Но Николай выбрал борьбу. Он стремился сделать жизнь и в этом, казалось бы, безнадежном состоянии, полезной для других. Однако, последствия изнурительной работы все чаще давали себя знать. Первые приступы неизлечимой болезни он испытал в 1924 году и в этом же году стал членом Компартии.

Со свойственной ему полной самоотдачей и юношеским максимализмом он посвятил себя работе с молодежью. Он стал комсомольским вожаком и организатором первых комсомольских ячеек в пограничных районах Украины: Берездове, Изяславле. Вместе с комсомольскими активистами Островский участвовал в борьбе ЧОНовских отрядов с вооруженными бандами, стремящимися прорваться на советскую территорию.

Болезнь прогрессировала, и началась бесконечная череда пребывания в больницах, клиниках и санаториях. Мучительные процедуры, операции не приносили улучшения, но Николай не сдавался. Он занимался самообразованием, учился в Свердловском заочном коммунистическом университете, и очень много читал.

Вед 2. В конце двадцатых годов в Новороссийске он познакомился со своей будущей женой. К осени 1927 года Николай Алексеевич уже не мог ходить. К тому же у него началась болезнь глаз, которая в итоге привела его к слепоте, и была следствием осложнения после сыпного тифа.
Осенью 1927 года Островский начал писать автобиографический роман «Повесть о «котовцах». Рукопись этой книги, созданная поистине титаническим трудом и отправленная по почте в Одессу бывшим боевым товарищам для обсуждения, к несчастью, потерялась на обратном пути, и судьба ее так и осталась неизвестной. Но Николай Островский, привыкший выносить и не такие удары судьбы, не потерял мужества, и не отчаялся.

Вед 1. В письме от 26 ноября 1928 года он писал: «Вокруг меня ходят крепкие, как волы, люди, но с холодной, как у рыб, кровью. От их речей веет плесенью, и я их ненавижу, не могу понять, как здоровый человек может скучать в такой напряженный период. Я никогда не жил такой жизнью и не буду жить».

С этого времени он навсегда был прикован к постели, и осенью 1929 года Островский переехал на лечение в Москву.

«Принесенных стоп в 20 - 30 книг ему едва хватало на неделю», - отмечала жена. Да в его библиотеке было не две - две тысячи книг! А начиналась она, по свидетельству матери, с журнального листа, в который хотели завернуть ему селедку, но он принес селедку, держа за хвост, а журнальный лист положил на полку. «Я очень изменился?» - спрашивал позже Островский Марту Пуринь, своего давнего друга. «Да, - ответила она, - ты стал образованным человеком».

Документальный фильм «Загадочная жизнь Николая Островского»

Вед 2. В 1932 году он начал работу над книгой «Как закалялась сталь». После восьмимесячного пребывания в больнице Островский вместе с женой поселился в столице. Абсолютно обездвиженный, слепой и беспомощный, он ежедневно на 12-16 часов оставался в полном одиночестве. Пытаясь побороть отчаяние и безысходность, он искал выход из своей энергии, а так как его руки еще сохраняли некоторую подвижность, Николай Алексеевич решил начать писать. С помощью жены и друзей, сделавших ему специальный «транспарант» (папку с прорезями) он пытался записывать первые страницы будущей книги. Но и эта возможность писать самому продолжалась недолго, и в дальнейшем он был вынужден диктовать книгу своим родным, друзьям, соседке по квартире, и даже девятилетней племяннице.
Вед 1. С болезнью боролся с тем же мужеством и упорством, с какими некогда воевал на гражданской войне. Он занимался самообразованием, читал одну за другой книги, заочно окончил коммунистический университет. Будучи парализованным, вел на дому комсомольский кружок, готовил себя к литературной деятельности. Работал по ночам, с помощью трафарета, а днем друзья, соседи, жена, мать сообща расшифровывали написанное.
Николай Островский стремился научиться хорошо писать - следы этого хорошо видны опытному глазу. Он учился искусству литератора у Гоголя (сцены с петлюровским полковником Голубом; зачины типа «хороши вечера на Украине летом в таких маленьких городишках-местечках, как Шепетовка. » и др.). Учился у своих современников («рубленый стиль» Б.Пильняка, И.Бабеля), у тех, кто помогал ему редактировать книгу. Учился писать портреты (получалось не очень умело, однообразно), искать сравнения, индивидуализировать речь персонажей, строить образ. Не все было удачным, с трудом приходилось освобождаться от штампов, находить удачные выражения, - делать это все приходилось, преодолевая болезнь, неподвижность, элементарную невозможность самому читать и писать.
Вед 2. Посланная в журнал «Молодая гвардия» рукопись получила разгромную рецензию: «выведенные типы нереальны». Однако Островский добился вторичного рецензирования рукописи. После этого рукопись активно редактировали заместитель главного редактора «Молодой Гвардии» Марк Колосов и ответственный редактор Анна Караваева, известная писательница того времени. Островский признавал большое участие Караваевой в работе с текстом романа; также он отмечал участие Александра Серафимовича.
Первую часть романа имела огромный успех. Номера журнала, где он публиковался, невозможно было достать, в библиотеках за ним стояли очереди. Редакцию журнала захлестнул поток читательских писем.

Вед 1. Образ главного героя романа – Корчагина был автобиографичен. Писатель переосмыслил личные впечатления и документы, и создал новые литературные образы. Революционные лозунги и деловая речь, документальность и художественная вымысел, лиризм и хроника – все это соединилось у Островского в новое для советской литературы художественное произведение. Для многих поколений советской молодёжи герой романа стал нравственным образцом.
Однажды, недовольный некоторыми семейными сценами романа, какой-то критик написал, что они способствуют «разжижению гранитной фигуры Павки Корчагина». Николай был возмущен - гранит не строительный материал для живого человека. Назвал статью «вульгарной»: «Сердечно болен, однако отвечу ударом сабли». Одна из его добровольных секретарей, Мария Барц, оставила нам свидетельство того, что его беспокоило при диктовке: «По-человечески ли получилось? Не лубочно ли? Не слишком ли ортодоксален Павел Корчагин? Не плакатен ли?»
В 1933 году Николай Островский в Сочи продолжил работу над второй частью романа, а в 1934 году вышло первое полное издание этой книги.

Видеоклип «Как закалялась сталь»

Вед 2. В марте 1935 года в газете «Правда» был опубликован очерк Михаила Кольцова «Мужество». Из него миллионы читателей впервые узнали, что герой романа «Как закалялась сталь» Павел Корчагин - не плод фантазии автора. Что именно автор этого романа - и есть герой. Островским начали восхищаться. Его роман переводился на английский, японский и чешский языки. В Нью-Йорке он печатался в газете.

1 октября 1935 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Островского наградили орденом Ленина. В декабре 1935 года Николаю Алексеевичу была предоставлена квартиру в Москве, на улице Горького, и специально для него была построена дачу в Сочи. Также ему было присвоено воинское звание бригадного комиссара.

Вед 1. Островский продолжал работать, и летом 1936 года он закончил первую часть романа «Рожденные бурей». По настоянию автора новую книгу обсудили на выездном заседании президиума правления Союза советских писателей на московской квартире автора.
Последний месяц жизни Николай Алексеевич был занят внесением поправок в роман. Он трудится «в три смены» и готовился отдохнуть. А 22 декабря 1936 года сердце Николая Алексеевича Островского остановилось.
В день его торжественных похорон, 26 декабря, книга вышла в свет - рабочие типографии набрали и отпечатали ее в рекордно короткие строки.
Мейерхольд поставил спектакль о Павке Корчагине по инсценировке романа, сделанной Евгением Габриловичем. За несколько лет до своей смерти Евгений Иосифович Габрилович рассказывал, какое это было грандиозное зрелище: «На просмотре зал взорвался овациями! Это было так жгуче, так потрясало! То была торжественная трагедия». Трагедийность той эпохи мы хорошо видим сегодня. Тогда видеть ее было запрещено. Ведь «жить стало лучше, жить стало веселее». Спектакль запретили.

Видеоклип «Товарищ песня»
Вед 2. Роман «Как закалялась сталь» Островского выдержал более 200 изданий на многих языках мира. До конца 1980-х годов он занимал центральное место в школьной программе.

Николай Островский был похоронен на Новодевичьем кладбище.

О Николае Островском был снят документальный фильм «Загадочная жизнь Николая Островского».

Рубрика: урок 55 — Н.Островский «Как закалялась сталь»


30-е годы — это период стремительного промышленного подъёма в нашей стране, начало глубокой перестройки деревни и широчайшей культурной революции. 30-е годы это время сплочения советских писателей, объединения их в единый союз. Если в 20-е годы литературу привлекало главным образом изображение революции и гражданской войны, то в 30-е главной темой становится преображение действительности и рождение нового человека. К какой бы сфере ни обращались в этот период писатели: к колхозному строительству, индустриализации страны или к истории Петровской эпохи — их героем становился человек, сознающий свою ответственность и стремящийся преобразовать действительность во имя своих идеалов. Герой побеждал трудности, подчинял себе течение жизни. Книги 30-х годов доказывали, что перед волей, разумом советского человека отступают любые препятствия.

Наиболее ярко героическая личность, утверждающая свою силу перед лицом действительности, воплощена в книге Н.А.Островского «Как закалялась сталь».

«Самое дорогое у человека — это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире — борьбе за освобождение человечества».

Роман Островского формирует убеждение в том, что смысл жизни — в служении людям, и помогает определить правильную жизненную позицию: «Только вперёд, только на линию огня…» Писатель, сделав основой сюжета историю своей жизни, написал книгу о людях своего поколения, то есть сумел извлечь из своей биографии её типический смысл. Тема произведения — становление нового человека, формирование новых нравственных ценностей, нового гравственного идеала.

Расскажите биографию Н.Островского. Покажите, в чём она схожа с судьбой Павла Корчагина, героя романа.

/Николай родился в 1904 году в с.Вилия, на Украине. С началом первой мировой войны его семья эвакуировалась в Шепетовку — крупный железнодорожный узел. С 11 лет он работает кубовщиком в станционном буфете. «...вместо радостного детства нас ждал изнурительный капиталистический труд от утра до поздней ночи буквально за кусок хлеба» — вспоминал Островский. Юность его совпала с Октябрьской революцией.. В 15 лет он вступает в комсомол и уходит добровольцем на фронт в Красную Армию «Мы ураганом неслись, обнажив шашки, на вражьи ряды, и горе было всем тем, кто попадал под наши удары». С 1921 — 24 годах Николай руководит комсомольскими организациями железнодорожных мастерских Киева, затем — в районах. Вступает в партию большевиков. Но ранение и тяжёлый труд сказались на состоянии его здоровья. В 25 лет он был прикован к постели, потерял зрение. И только желание быть полезным Родине помогло ему овладеть художественным словом. В 1930 году Островский начал писать роман «Как закалялась сталь»; сначала писал сам при помощи транспаранта, затем стал диктовать текст. С 1934 года начал диктовать первые главы романа «Рождённые бурей». «Но смерть вырвала перо из его рук в самый расцвет творческой работы»./


После выхода книги Островского писатель Андрей Платонов писал: «И вот открываются страницы простого и наиболее человеческого романа нашего времени… Много есть в советской литературе произведений, написанных искуснее, но нет более отвечающего нужде народа, чем «Как закалялась сталь». В этом романе обнаружился конечный результат долголетних, могучих усилий социалистической революции — новый, лучший человек, наиболее сложная и наиболее необходимая «продукция» советского народа, оправдывающая все его жертвы, всю его борьбу, труд и терпение».

Что же говорит образ Корчагина о нравственности своего времени? О нравственности вообще?

Чтобы ответить на этот вопрос, проследим историю формирования характера героя.

Уже первые сцены романа обнаруживают в Павке огромный запас энергии, жизнелюбия, воли, мятежности. Но в мире социальной несправедливости ему нет места.

Какие сцены свидетельствуют об этом? (Павел и его окружение, гл.1 — 4)

Какое значение имела для Павки встреча с Жухраем? Как Павел приобщается к революционной борьбе? (гл.5 — 6)

Проследите историю жизни Павла Корчагина. Сопоставьте её с историей первых лет молодого Советского государства. Можно ли отделить их друг от друга?

Восстановите в памяти эпизоды, раскрывающие преданность Павла революции:

1) Павел Корчагин в армии Будённого (гл.7 — 9);

2) строительство узкоколейки (гл.2, II ч.);

3) Павел Корчагин — активный борец на фронте строительства новой жизни (гл.3 — 7, II ч.).

Неотделимость Корчагина от своего поколения писатель демонстрирует, окружая его соратниками. Назовите ровесников Павла. Что общего между ними? / Серёжа и Валя Брузжак, Иван Жаркий, Левчуков, Рима Устинович, Панкратов, Марченко /.

Типические (конкретно-историческое и общечеловеческое) значение образа Павла Корчагина

Значит ли это, что судьба Корчагина обычна, не исключительна?

Как в книге Островского соотносятся между собой типичность и исключительность? / /исключительность судьбы Корчагина помогла из тысячи конкретных судеб извлечь их моральный смысл /.

Сюжет показывает неразрывную связь героя с обществом. Преданность делу революции, причастность к своему времени дала его жизни великий смысл, позволила ему ощутить себя человеком, творцом жизни.

Вспомните ситуации, когда от героя требуется невероятное напряжение воли / на прорыв «железного кольца» (гл.8,9, II ч.) /.

Как ведёт себя в такие моменты Корчагин?

Покажите, какой меры самоотречения требовала от Павки его судьба. Как он воспринимал необходимость самоотречения?

Каковы представления автора и его героя о смысле жизни, о ценности человека, о выборе жизненного пути?

О чём говорит последняя встреча Павки с Тоней Тумановой?

Надвигающаяся на Павла болезнь особенно остро обнаруживает, что служение обществу для него — первейшая необходимость, источник счастья, связь с миром. Он испытывает радость, наслаждение от сознания своей нужности людям, от того, что, несмотря на тяжёлую болезнь может участвовать «в борьбе за освобождение человечества». Ситуация смыкающегося «железного кольца болезни» нужна автору не для того, чтобы показать беспредельность возможностей человека, воодушевлённого идеей коммунизма.

Корчагинская судьба утверждает безграничность человеческих сил, отданных борьбе во имя Идеи.

Незадолго до смерти Николай Островский ( 1904 — 1936 ) говорил: «Когда грянет гром и настанет кровопролитная ночь, я глубоко уверен, что на защиту родной страны встанут миллионы бойцов — таких как Павел Корчагин. Но меня среди вас уже не будет. И я прошу вас — рубайте за меня, рубайте за Павку Корчагина…»

Большое значение романа ярко раскрылось в годы Отечественной войны. Тогда в боях за Родину сражалось второе поколение корчагинцев. Не случайно на памятнике Зое Космодемьянской высечена знаменитая клятва Павла Корчагина. Эта книга была любимой книгой Олега Кошевого. А после войны Корчагин вместе с молодёжью строил шахты и заводы, осваивал целину и прокладывал дорогу в космос.

В ожидании решения судьбы своей рукописи Островский заявляет: «Я бросался на прорыв железного кольца, которым жизнь меня охватила. Я пытаюсь из глубокого тыла перейти на передовые позиции борьбы и труда своего класса. Не прав тот, кто думает: большевик не может быть полезен своей партии даже в таком, казалось, безнадёжном положении. Если меня разгромят… я ещё раз возьмусь за работу. Это будет последний и решительный. Я должен, я страстно хочу получить «путёвку в жизнь».

Он добился своего. Ослепший, обречённый на неподвижность, он не терял мужества, оптимизма, оружием слова продолжал борьбу. Писатель стал образцом стойкости духа и героизма, радость творчества помогала ему преодолевать болезнь. Островский был награждён орденом Ленина. Его книги и сегодня в строю, они вошли в золотой фонд советской литературы. Произведения писателя пользуются большой популярностью во многих странах мира.

«…Я глубоко счастлив. Моя личная трагедия оттеснена изумительной, неповторимой радостью творчества и сознанием, что в твои руки кладут кирпичи для созидаемого нами прекрасного здания, имя которому — социализм…»

Читайте также: