Какие тормозные диски лучше стальные или чугунные

Обновлено: 28.04.2024


Приветствую!
Так получилось, что у меня на складе появился абсолютно новый комплект тормозной системы от MB E 212 AMG.
Подержав в руках карбоновый диск чувствуешь что тебя кто то обманывал всю твою прошлую жизнь. :)
Размер и масса в сознании не укладывается, приходит понимание что чугуний хорош только для блинов штанги. :)


Итак появилась мысль сделать сравнительный анализ трех дисков похожих типоразмеров.
1. Тормозной диск MB E212 AMG диаметр 402 мм, толщина 39 мм, вес 7,65 кг.



Направленная вентиляция, ступичная часть алюминиевый сплав, компенсация теплового расширения на подвижных bobbins


Верхняя расчетная температурная граница для углеродно-керамического тормозного диска нереальные 600 градусов Цельсия.
Хотя стоит отметить, что долго в таком состоянии тормозной диск продержаться не может.
Углерод окисляется и структура а вместе с ней и прочность резко падают.
Определить степень окисления можно как не странно по весу тормозного диска.
Для каждого тормозного диска имеется информация отображенная на ступице.


Конкретно в моем случае это min. weight 7569 g., весы показывают 7655 g. значит тормозные диски новые :), еще ездить и ездить!
Рабочая поверхность тормозного диска покрыта практически самым твердым материалом на свете (брюли не в счет), это карбид кремния SiC (tпл 2830°С) химически стоек, по твердости уступает лишь алмазу и нитриду бора
Производитель заявляет, что тормозной диск не изнашивается, в это трудно не поверить.
Заоблочная цена карбон-керамических тормозных дисков обусловлена сложностью и трудоемкостью изготовления, процесс изготовления одного тормозного диска занимает несколько недель.
Один из этапов изготовления это выдержка в печи при температуре 1300 Градусов Цельсия
24 часа.

2. Тормозной диск BMW M5 F10 диаметр 400 мм, толщина 36 мм, вес 13,9 кг.



Рабочая часть тормозного диска выполнена из чугуна, для увеличения площади внутренних каналов и для усиления "прокачки" воздушной массы сквозь эти каналы, вентиляция выполнена направленной.
Тормозные диски делятся на левые и правые.
Верхняя расчетная граница температуры 450 градусов Цельсия.
При таких температурах необходимо предусмотреть компенсацию теплового расширения рабочей части тормозного диска.
Так как диски выпускаются крупносерийно, то и решения выбрали очень изящное и надежное.
После того как в рабочей части тормозного диска просверлены отверстия туда вставляют стальные штифты.


Концы штифтов имеют утолщения, как бы шляпку.
Вот эти шляпки в пресформе заливают жидким алюминиевым сплавом под давлением.
Получается очень прочная и легкая конструкция с относительно низкой себестоимостью.

3. Тормозной диск BMW X5M диаметр 395 мм, толщина 36 мм. вес 17,53 кг.



Это гигант мысли, тяжеловес.
Первый раз когда я его увидел ( и поднял ), то подумал что это тормозной диск от паровоза на столько он тяжелый.
Хотя диск имеет алюминиевый ступичную часть и направленную вентиляция.
Соединены две части заклепками.

Виды тормозных дисков и их отличия

Раньше диски изготавливались из обычного чугуна. Затем производители научились применять чугун с высоким содержанием углерода, что улучшило технические характеристики. Потом стали использоваться сплавы разных металлов: магния, хрома, никеля, ванадия, кобальта и многих других.

*Чугунный тормозной барабан

Лучшие тормозные диски изготавливаются из карбона и керамики. Они отличаются невероятной прочностью, устойчивостью к огромным температурам и чрезвычайно малым весом. Увы, без недостатков тоже не обошлось. Тут и высокая цена, и пригодность к использованию только при высоких нагрузках (т. е. если вы водите авто в неагрессивном стиле, придется порядочно разогревать диски). Керамика и карбон — оптимальный выбор для дорогих спорткаров и гоночных болидов.

Карбоно-керамический тормозной диск

*Карбоно-керамический тормозной диск BMW M6

Основная классификация дисков

В самом широком смысле тормозные диски подразделяются на 2 вида.

  1. Невентилируемые. Представляют собой однородную пластину (с отверстиями или без), на которой могут находиться улучшающие вентиляцию насечки.
  2. Вентилируемые. Изготавливаются из двух пластин, отделенных одна от другой полостями. На поверхности также могут располагаться перфорация и насечки.

Перфорация тоже бывает разной:

  1. Сквозная. Отличается эффективным охлаждением, отводит большое количество рабочих газов и продуктов сгорания. Недостаток — уменьшение прочности изделия.
  2. Заглубленная. Также именуется «глухим отверстием». Диск в этом случае сверлится не насквозь, что сохраняет его прочность. Эффективность отведения рабочих газов не так велика, как в прошлом варианте, зато надежность впечатляет. На диске долго не появятся трещины.

Составные или цельные?

Диски бывают цельными и составными. Цельные изготавливаются методом литья и представляют собой единый кусок металла, который подвергается обработке для получения нужной формы. Составные варианты сделаны из ступицы и кольца. Ступица изготовлена из сплава на основе алюминия, кольцо – из чугуна или стали. Компоненты скрепляются болтами.

Какой вариант лучше? Составные диски более востребованы благодаря следующим преимуществам:

  • небольшой вес;
  • удобство использования;
  • устойчивость к деформации;
  • лучшее отведение тепла – приспособление быстрее охлаждается;
  • используется более эффективная вентиляционная система, что улучшает отвод газов и продуктов сгорания.

Вдобавок, составные диски дешевле в эксплуатации. Если износилось кольцо, достаточно его заменить – ступицы приходят в негодность медленнее.

Есть ли достоинства у цельных дисков? Сейчас они используются только на старых автомобилях. Эксперты рекомендуют ставить такие изделия на задние тормоза машин с маломощными двигателями. Благодаря этому удается эффективнее избавляться от продуктов износа.

Как выбирать тормозные диски?

Делать выбор нужно, исходя из особенностей автомобиля, вашей манеры езды и поверхности, по которой планируется двигаться.

Самый простой и дешевый вариант – невентилируемые тормозные диски. Сейчас практически не используются. Для улучшения их характеристик на поверхность наносятся углубления (слоты), также возможно применение перфорации. Если использовать сквозную перфорацию, машиной с такими дисками можно управлять в довольно агрессивном стиле.

невентилируемый тормозной диск

*невентилируемый тормозной диск

Вентилируемые диски более качественные. Вентиляционные каналы могут быть разными – от их особенностей зависит эффективность и стоимость изделия. В дешевых вариантах используются прямые радиальные каналы, которые расположены от центра к краям. Назначение этих дисков – установка в машины со средними нагрузками, которыми управляют в относительно неагрессивном стиле. Если вы планируете ездить быстро и часто останавливаться, лучше выбрать что-нибудь другое. Возможно улучшение характеристик нанесением слотов или перфорации.

вентилируемый тормозной диск

*вентилируемый тормозной диск

Радиальные диски — улучшенная разновидность вентилируемых вариантов. В них вентиляционные каналы имеют круговое расположение – начинаясь от центра, они закручиваются к задней части машины. Благодаря этому воздушный поток, попадая в диски, раскручивается и более эффективно охлаждает составные части. Назначение таких дисков – установка на спорткары. Если вы предпочитаете быструю езду с частыми остановками, можно выбрать этот вариант. Его стоимость выше, чем у описанных ранее. На поверхности находится перфорация, возможно наличие слотов.

радиальные тормозные диски

*радиальные тормозные диски

«Лапа кенгуру» – название специфического типа воздушных каналов. Диск, изготовленный по этому принципу, оснащен большим количеством перепонок, что положительно влияет на интенсивность воздействия воздуха и не снижает надежность изделия. Недостаток – редкость таких дисков. Они запатентованы компанией DBA (Австралия) и не выпускаются ни кем иным.

тормозной диск

*тормозной диск "Лапа Кенгуру"

Итоги:

Лучшие варианты — карбоновые и керамические диски. Их стоимость весьма высока – за комплект карбоновых вариантов требуют сумму, за которую можно купить машину среднего класса. Для обычного автовладельца такие изделия не годятся. Не только из-за стоимости, но и из-за того, что рабочий диапазон у карбона начинается там, где он заканчивается у других материалов. Выбирать эти изделия нужно только тем, кто ценит действительно высокую скорость.

Керамика по многим показателям удобнее карбона. Коэффициент трения у этого материала намного ниже, но есть другие преимущества: долгий срок службы (300 000 км), невосприимчивость к коррозии, сопротивляемость самым высоким температурам. Устойчивость к механическим нагрузкам впечатляет. Вес – примерно на 50% меньше, чем у чугунных дисков, а значит, нагрузка на подвеску гораздо меньше. Эффективность торможения в горячем состоянии — выше всяких похвал.

Недостатки: «холодная» керамика не слишком хорошо останавливает машину – металлические варианты в таких условиях намного лучше. Керамические диски не рекомендуется использовать в местах с суровыми зимами – они теряют часть преимуществ. Наконец, цена намного выше, чем у любых других вариантов. Такие изделия устанавливаются на автомобили Ferrari, Porsche, а также на "заряженные" автомобили Subaru семейства WRX (подробнее в статье) и им подобные.

. и напоследок

Посмотрите крайне важное, полезное и очень актуальное видео о способах торможения. Узнайте как правильно тормозить при возникновении аварийных ситуаций на скользкой дороге..

Предложние от ДОЛАВТО

Если Вы нуждаетесь в диагностике или замене тормозных дисков или всей системы, а также если Вы затрудняетесь с выбором запчастей - обратитесь в наш автосервис! Опытные специалисты проконсультируют и выполнят работы по ремонту тормозной системы.

Какие тормозные диски выбрать: когда менять и на что

Какие тормозные диски выбрать: когда менять и на что

Вопрос, какие тормозные диски выбрать, возникает перед автовладельцем довольно регулярно. Кто-то отдает предпочтение моделям, установленным на заводах, другие выбирают варианты, которые их больше устраивают по эффективности или стоимости.

В любом случае лучше представлять сильные и слабые стороны каждого производителя, так как далеко не всегда с конвейера идут самые лучшие варианты. В нашей статье мы расскажем, на какие параметры опираться при выборе тормозного диска, и приведем рейтинг надежных фирм, чья продукция пользуется постоянным спросом.

Время замены тормозных дисков

То, как долго вам прослужат тормозные диски, зависит от качества деталей, а также от стиля вождения. Компании-изготовители не указывают пробег, после которого необходимо устанавливать новые тормозные диски. Стандартно этот интервал составляет 150 000 км, конечно, если вы водите машину спокойно. При агрессивной езде, когда вы постоянно утапливаете педаль тормоза, фрикционная часть стирается за 20–30 тысяч километров. На большинстве авто требуется замена этого расходника уже через 60–120 тысяч километров пробега.

Время замены тормозных дисков

Понять, что пришло время замены, можно, обратив внимание на толщину тормозного диска. Этот параметр выбит на боковине изделия. Критическое значение может отличаться в зависимости от модели вашего автомобиля.

В каких ситуациях не обойтись без замены:

  • тормозные диски деформированы, причем эту проблему не устранить, проточив их;
  • на деталях образовались трещинки, сколы более 0,01 мм;
  • тормозные диски повредились из-за перегрева.

Когда износ слишком большой, тормозной поршень будет выходить дальше номинальной величины. В результате диски перекосит и заклинит. Тормозная система станет менее герметичной, в результате начнет подтекать тормозная жидкость.

Диски могут легко перегреться, а затем деформироваться. Если их толщина небольшая, образуются трещины и сколы. Передвижение на такой машине опасно для всех участников дорожного движения.

Чтобы измерить толщину данных деталей, потребуется штангенциркуль либо микрометр. Если этих приспособлений нет, воспользуйтесь простой линейкой. Полученные показатели должны соответствовать рекомендуемым. Измеряя толщину, учитывайте буртик, он также влияет на результат.

Варианты тормозных дисков

Чтобы понять, какие тормозные диски выбрать, обращайте внимание на их тип.

Первый тип автомобильных тормозных дисков – вентилируемые. Передние диски этого вида способны быстро охлаждаться. Они сделаны из двух пластин одинакового размера, которые соединены перемычками. Между пластинами находится воздушный зазор величиной в 10 мм. За счет него легко отводится тепловая энергия, когда машина тормозит.

В перемычках дисковые элементы могут быть изогнутые, при вращении они напоминают лопасти вентилятора и рассеивают тепловую энергию.

В таких расходниках по периметру сделано множество отверстий разного размера. Смотрятся такие тормозные диски эффектно, однако их охлаждение происходит хуже, чем в предыдущем случае. Рабочие колодки состоят из специального вещества – скрепителя, оно распадается, если температура становится критически высокой. Благодаря отверстиям уменьшается площадь трения, тепло отводится хуже, что ухудшает эксплуатационные свойства данных изделий.

Также отверстия являются точками напряжения, в результате образуются трещины и другие дефекты.

Насечки служат для того же, что и отверстия в перфорированных тормозных дисках. При вращении они очищают поверхности трения от загрязнений.

Края колодок цепляются наилучшим образом, однако колодка быстро изнашивается. Если вы не знаете, какие тормозные диски лучше выбрать, отдавайте предпочтение изделиям не с перфорацией, а с насечками. Помните, что их стоимость будет немного выше. Такие расходники необходимо устанавливать вместе с высококачественными колодками.

Правила выбора тормозных дисков

Если вы планируете купить диски тормозные передние, какие лучше выбрать? Для ответа на этот вопрос необходимо определиться с колодками, а также учитывать то, как вы водите автомобиль, каковы технические возможности установки.

К примеру, когда вы водите машину спокойно, не утапливая педаль газа и тормоза, придерживаетесь рекомендуемого скоростного режима, чаще всего передвигаетесь в условиях города, при этом ваш автомобиль средней стоимости, тогда можно выбирать бюджетные тормозные диски. Чаще всего они невентилируемые, цельные, то есть перфорация отсутствует.

Какие диски тормозные задние выбрать, если вы водите агрессивно, автомобиль развивает большую скорость? Тогда стоит покупать премиальные изделия с насечками либо перфорацией. За счет конструктивных особенностей и используемого сплава они подходят для эксплуатации в экстремальных условиях.

Оптимальный выбор – когда тормозной диск и колодка одного класса и бренда, совпадают по износоустойчивости и являются оригинальными.

Если соблюсти все эти условия невозможно, выбирайте такие изделия, которые совпадают по технологии производства. Только в этом случае они будут идеально дополнять друг друга. В ситуации, когда установлены премиальные тормозные диски, но бюджетные колодки низкого качества, последние быстро испортятся, в результате диски также придут в негодность.

Выбирая тормозные диски, следует учитывать и геометрию. С увеличением диаметра изделия улучшается отведение тепловой энергии. Но здесь также нужно брать в расчет диаметр колесных дисков.

То же самое касается и толщины расходника. Толстые тормозные диски эффективно поглощают и отдают тепло, они выдерживают повышенную температуру. Наилучший выбор – вентилируемые изделия. В частности, эта рекомендация касается джипов и кроссоверов. Если на тормозных дисках есть воздуховоды, тормозная система будет быстро охлаждаться, а значит, внедорожник легко затормозит.

Правила выбора тормозных дисков

Также необходимо учитывать крепежные размеры диска для вашего автомобиля. Важны такие параметры, как диаметр и высота ступицы, количество, размер и месторасположение крепежных отверстий на корпусе диска, а также иные геометрические характеристики.

Рекомендуем

С учетом всех вышеописанных параметров следует отметить, что наименьший эксплуатационный срок у тормозных дисков с перфорацией. Чуть дольше прослужат изделия с насечками. Вентилируемые расходники требуют замены достаточно редко.

Это значит, что перфорированные диски подходят только для тех случаев, когда автомобиль легкий, стиль вождения неагрессивный, при этом владелец машины хочет, чтобы авто смотрелось стильно и привлекательно. Далее подробно разберем, какой фирмы выбрать тормозные диски.

Лучшие бренды тормозных дисков

Эти премиум-диски завоевали доверие многих автомобилистов. Они высококачественные, производятся по ультрасовременной технологии с использованием новейших материалов. В продаже можно найти стальные, а также составные, спортивные диски. Единственный минус – они достаточно дорогие.

Под этим известным брендом выпускаются комплектующие для авто. Поставляемые изделия высококачественные, производятся по единым стандартам, поэтому у них большой срок эксплуатации

Эти тормозные диски из Японии выбирают многие автоконцерны, занимающиеся производством машин по всему миру. Такие тормозные диски работают мягко, не издают посторонних звуков, у них длительный эксплуатационный срок, оптимальная стоимость, поэтому они подойдут для каждого автомобилиста.

Этот бренд в течение многих лет подтверждает качество своей продукции. Занимает топовые позиции среди других фирм на европейском рынке. В продаже можно найти разные линейки, отличающиеся по качеству, стоимости, области применения автодеталей. Поэтому вы сможете подобрать подходящие именно вам расходники.

Этот бренд из Италии поставляет тормозные диски как для спортивных, так и для гражданских автомобилей. Такая тормозная система подойдет для тех, кто любит быструю езду, главное выбрать подходящую модель дисков.

Лучшие бренды тормозных дисков

Под этим брендом продается огромное количество автомобильных запчастей, они надежные и высококачественные. Стоимость изделий оптимальная, эксплуатационный срок долгий, а характеристики расходников наилучшие.

Данная фирма производит тормоза практически для всех автомобильных марок в течение долгого времени. Многие автомобилисты на своем опыте убедились в качестве поставляемых расходников, которые могут быть как бюджетными, так и премиум-сегмента.

Компания производит множество разной автомобильной продукции для европейского рынка. Этот бренд встречается практически на всех конвейерах как в Европе, так и в Корее и Российской Федерации. Благодаря ценовой политике данной фирмы можно приобрести качественные и бюджетные детали, поскольку заводы находятся в каждой точке мира.

Диски этого бренда имеют стандартную конструкцию, изготавливаются из чугуна. Благодаря оптимальному соотношению «цена – качество» многие автомобилисты отдают предпочтение именно этой фирме. Тормоза работают мягко, эффективно отводят тепловую энергию, несмотря даже на то, что они не являются спортивными. Подходят для любой модели автомобиля.

Этот мировой бренд завоевал популярность у автолюбителей благодаря использованию современных технологий и приемлемой стоимости изготавливаемой продукции. В продаже можно найти тормозные диски разных видов для любой модели авто, цена их также варьируется. Изготавливаются из стали, чугуна, композиционного материала, объединяя в себе наилучшие эксплуатационные качества.

Лучшие бренды тормозных дисков

Отличия оригинальных тормозных дисков от поддельных

Чтобы понять, оригинальное перед вами изделие или же подделка, внимательно осмотрите поверхность тормозного диска. По краям должны быть канавки, повышающие прочность расходников. При производстве осуществляется литье заготовок, которые затем обтачивают. Поддельные диски производят только литьем, не обтачивая.

Также обратите внимание на толщину тормозного диска. Если у вас в руках подделка, стенки зеркала диска будут намного тоньше.

Переборки внутри диска у оригинальной детали обработаны качественно, поэтому переход от стенок к переборкам будет плавный. Если это контрафакт, то грани будут заметны из-за плохой отливки.

Вы сможете понять, что перед вами подделка, по весу диска: он будет ощутимо легче, чем оригинал, поскольку недобросовестный производитель экономит материал. Просто взвесьте диски, прежде чем покупать их, и сравните полученное значении с эталоном. Так вы на 100 % убедитесь, что у вас в руках – подделка или оригинальный расходник.

Приобретать тормозные диски рекомендуется у официальных представителей выбранного бренда, а также в проверенных сервисных центрах. Конечно, их стоимость будет немного выше, однако в этом случае вы получите качественную и надежную деталь.

Как поступить, если нет возможности обратиться в дилерский или в сервисный центр? Тогда стоит поехать в автомобильный магазин, предварительно познакомившись с отзывами клиентов.

Также изучите маркировку на тормозных дисках, на изделия наносится специальный код. Вы можете проверить его на официальном сайте компании-производителя.

Отзывы автовладельцев на тормозные диски

  1. Диски и колодки нужно выбирать в паре.

«Купил диски и колодки Textar, разница ощутима! Машина легко тормозит, лучше, чем на АТЕ. Устанавливать только в паре, если выберете разные бренды, результат будет хуже».

«Не советую никому покупать бэушные диски с разборок. По цене выйдет недешево, при этом изделия будут ребристые».

«Если толщина дисков достаточно большая, их можно проточить и не менять. Чтобы узнать минимальную толщину, изучите соответствующий раздел в мануале. Эту информацию можно найти и на сайте "Автодата"».

«Я предпочитаю тормоза марок TRW, Ferodo, Textar, можно и Bosch или недорогой SAT. Brembo для спортивных автомобилей сильно отличаются по качеству от тормозных дисков этого же бренда для обычных машин».

«У меня были тормоза разных брендов. Никаких отличий не заметил, и там и там железо. Установил тормоза Valeo, никаких нареканий».

Чтобы не допустить ошибки при выборе тормозных дисков для вашего авто, следуйте приведенным рекомендациям. Помните о том, что в продаже встречаются поддельные расходники. Если приобрести высококачественные изделия от проверенного бренда, замена потребуется спустя много тысяч километров пробега.

Какие тормозные диски поставить: критерии выбора, лучшие производители

Какие тормозные диски поставить: критерии выбора, лучшие производители

Самый простой способ понять, какие тормозные диски поставить, – посмотреть на старые и заказать такие же. Другое дело, что сегодня рынок предлагает огромное разнообразие, и можно подобрать что-то лучше, при этом даже дешевле оригинала. Хорошим решением, например, будет замена стандартных тормозных дисков на вентилируемые. При торможении они не будут перегреваться, соответственно, в экстренных ситуациях вы будете чувствовать себя в безопасности.

Если вы решили заменить оригинальные диски на какую-нибудь другую модель, внимательно изучите маркировку старой детали, снимите все размеры, посоветуйтесь с продавцами в магазине автозапчастей. Нюансов много и можно легко ошибиться, если поспешить с выбором. О том, какие тормозные диски лучше поставить и как выбрать правильные, вы узнаете из нашего материала.

Признаки износа тормозных дисков

Тормозные диски имеют свой ресурс. Об их износе можно судить по ряду признаков. Причем наличие каких-то из симптомов некритично, а при других надо будет срочно отправляться на СТО. Только выяснив, в каком состоянии находятся диски, можно приступать к выбору подходящих для вашего автомобиля.

Как понять, что требуется замена тормозных дисков? Для этого существуют специальные инструменты, с помощью которых вы сможете замерить остаточный износ рабочей поверхности дисков.

Но это в теории, а на практике многие владельцы автомобилей всего лишь проводят визуальный осмотр машины, чтобы определить, не подошел ли срок замены тормозных дисков. Установить новые расходники придется, если тормоза деформированы, на них образовалась окалина. Когда через тормозную педаль вы чувствуете сильную вибрацию, машина плохо тормозит, значит пришло время менять тормозные диски.

Заметили признаки износа тормозов на вашем автомобиле? Следует поехать на станцию техобслуживания, где механик установит новые тормоза.

 Признаки износа тормозных дисков

Чаще всего тормоза выходят из строя из-за термической деформации. Она возникает на фоне резких температурных перепадов. К примеру, вы два-три раза подряд резко затормозили, тормозные диски перегрелись, затем машина проехала по луже или снежной каше. Из-за резкой смены температуры диски покоробило, значит, ремонт неизбежен.

  • Чувствуете биение на рулевом колесе, когда тормозите. Также может появиться посторонний звук, скрежет. Стоит прислушиваться к тому, какие звуки исходят от автомобиля во время движения. Также обращайте внимание на свои ощущения во время езды. Так можно вовремя заметить неполадки, а значит, предотвратить аварию.
  • Увеличение тормозного пути. В этом случае следует продиагностировать авто. Дело в том, что может произойти ДТП, если не рассчитать момент торможения. По возможности посетите автосервис, если машина стала хуже тормозить. Опытный автомеханик проверит, в каком состоянии находятся тормозные колодки.
  • По краю диска образовался выступ. Если бурты более 2 миллиметров, диски нельзя использовать, так как они пришли в негодность. Как выходят из строя тормоза? При торможении на них оказывает воздействие фрикционный слой тормозных колодок, в результате диск со временем истирается. Истонченная деталь под большой нагрузкой может лопнуть. Причем это произойдет, когда вы будете тормозить во время движения на большой скорости, то есть в самый опасный момент. Если тормоза откажут, машина резко изменит траекторию движения, может перевернуться.
  • Появились трещины на дисках. Чтобы обнаружить эту поломку, осмотрите тормоза, которые видно из-за колесных дисков. В таком случае необходимо поехать в сервисный центр. Двигаться нужно осторожно, плавно, со средней скоростью, без резких торможений. Растрескавшийся диск может лопнуть во время резких маневров. Если это произойдет, тормозная система вашего авто откажет. Такая поломка приведет к серьезной аварии, автомобиль выбросит в кювет или на встречную полосу.

Разновидности тормозных дисков

Далее рассмотрим, какие тормозные диски лучше поставить в зависимости от модели вашего авто. Конструкция этих расходников отличается, выделяют несколько их видов:

  • Стандартные невентилируемые тормозные диски. Они плоские, с бороздками для отвода пыли. Такие тормоза недорогие, встречаются на бюджетных авто. Невентилируемые диски подходят для 70-80 % самых популярных моделей легковых авто в нашей стране. Но если вы любите быструю езду, то придется часто менять колодки и ремонтировать такие диски.
  • Вентилируемые. Выполнены из двух рабочих поверхностей, расположенных параллельно. Между ними находится воздушная подушка с крыльчаткой, захватывающей воздух. Когда вы тормозите, диски перегреваются и могут лопнуть. Вентилируемые тормоза охлаждаются быстрее, они не страдают от перегрева даже во время эксплуатации при повышенной температуре. Главный минус вентилируемых тормозов – диски тонкие, поэтому срок их службы небольшой.
  • Комбинируемые. Стоят такие тормоза дорого. Составные диски легкие, поскольку сделаны из чугуна и алюминия. Оснащены плавающей системой крепления кольца к ступичной части тормозного диска. За счет этой технологии обе колодки прижимаются к поверхности равномерно. Такие диски устойчивы к тепловому расширению, при поломке их можно восстановить.

Правила подбора тормозных дисков

Как определить, какие поставить передние или задние тормозные диски? Необходимо ориентироваться на то, какие будут использоваться колодки. Также важно учитывать стиль вождения, особенности монтажа.

Если вы водите спокойно, не превышаете скорость, тормозите плавно и передвигаетесь в основном по городу, при этом у вас недорогой автомобиль, можно приобрести бюджетные тормозные диски. Чаще всего это невентилируемые цельные модели без перфорации.

Для тех, кто водит агрессивно, любит быструю езду, стоит подобрать премиальные диски с перфорацией и насечками. За счет конструктивных особенностей и используемых для их изготовления сплавов такие детали подходят для эксплуатации в экстремальных условиях.

Оптимальный вариант, когда тормозные диски и колодки одного бренда, одинаковые по классу, износостойкости.

Если это условие невозможно соблюсти, нужно выбрать такую пару, которая была произведена по единой технологии. Только в этом случае колодки и диски будут работать наиболее эффективно. Когда устанавливают премиальные тормозные диски, но бюджетные колодки низкого качества, во время эксплуатации последние быстро придут в негодность, что повлечет за собой выход из строя тормозного диска.

Разновидности тормозных дисков

Чтобы понять, какие тормозные диски поставить, учитывайте и их геометрию. Если у расходника большой диаметр, он будет хорошо отводить тепловую энергию. При выборе тормозов также нужно ориентироваться на диаметр колесных дисков.

Тормозные диски отличаются и по толщине. Толстые изделия поглощают и отдают тепло более эффективно, выдерживают работу при высокой температуре.

Наилучшее решение – это выбрать вентилируемые тормоза. Такие модели лучше всего подходят для джипов и кроссоверов. У большой и тяжелой машины тормозной путь будет короче, если есть воздуховоды для охлаждения дисков.

Нельзя забывать и про крепежные параметры тормозов, которые могут отличаться в зависимости от вашей модели авто. Здесь нужно учитывать диаметр и высоту ступичной части, количество, габариты и местоположение крепежных отверстий непосредственно на самом диске. Также важны и другие геометрические параметры расходников.

Стоит отметить, что с учетом всех вышеуказанных факторов быстрее всего выходят из строя диски с перфорацией. Чуть дольше прослужат модели с насечками. Максимальный ресурс – у сплошных вентилируемых тормозов.

Это значит, что модели с перфорацией подходят только для легких автомобилей, владельцы которых водят аккуратно и плавно. Часто их выбирают владельцы машин, желающие быть в тренде моды. Они считают, что такие тормозные детали – показатель стильного авто.

Как отличить оригинальные тормозные диски от подделки

В продаже часто встречаются поддельные тормоза. Фальсификат имеет низкое качество, не соответствует стандартам безопасности. Контрафактные детали быстро придут в негодность под воздействием повышенных нагрузок. Машина станет неуправляемой, может случиться серьезное ДТП. Не стоит рисковать, покупая подделку. Выбирайте тормозные диски от проверенных производителей, которые выпускают расходники с отличительными признаками, чтобы покупатель смог легко определить, что перед ним оригинал.

Обращайте внимание на качество упаковки. У оригинальной детали упаковка сделана из прочного картона, поэтому она сохраняет форму. Не должно быть дефектов полиграфии, ошибок в маркировке.

Перед покупкой внимательно осмотрите диски. Поверхность должна быть без повреждений, зазубрин и вмятин.

Обратите внимание на маркировку на ребре, важно, чтобы она не была перекошена. У оригинальной детали маркировка будет идентична той, что указана на коробке.

Как отличить оригинальные тормозные диски от подделки

С помощью микрометра, линейки и штангенциркуля вы сможете измерить толщину диска по всей окружности. Значения этого параметра у обеих половинок должны быть одинаковые. Если есть отклонения, появится вибрация, биение и разбалансировка колес во время езды.

Многие компании-производители, чтобы защитить выпускаемый товар, используют QR‐коды, индивидуальные номера, голографические изображения. Чтобы удостовериться в том, что перед вами оригинал, воспользуйтесь приложением на смартфоне или зайдите на сайт компании. Далее рассмотрим, какой фирмы лучше поставить тормозные диски.

Топ-5 производителей автомобильных тормозных дисков

Многие автовладельцы затрудняются с выбором тормозов, поскольку в продаже есть диски разных брендов. Ориентируйтесь на наш рейтинг наиболее популярных производителей тормозных дисков, чтобы ваша покупка была удачной.

Доля этого бренда на европейском рынке автопроизводителей составляет 98 %. На автозаводах устанавливают тормоза «Феродо», а также используют их для замены в качестве аналога при обслуживании авто после того, как гарантийный срок закончится. Оригинальные диски «Феродо» высококачественные, поэтому их часто можно встретить на премиальных авто. Кроме того, их изначально устанавливают на машины экономкласса.

Ferodo

Главное достоинство этого бренда заключается в том, что компания изготавливает только тормоза (колодки, барабаны, элементы гидравлической системы, суппорты) для разных автомобилей, включая спортивные. Эта компания не только производит детали, но и проводит различные исследования, внедряет новые разработки, создавая конкурентоспособный продукт.

NiBk – это бренд из Японии, под которым продаются диски и тормозные колодки. Детали изготавливаются из высокоуглеродистой стали, имеют защитное от коррозии покрытие. Для спортивных авто диски производятся из титано-керамического сплава. Также в продаже можно найти классические тормоза, модели с прорезями, изделия из органического состава без металлических сплавов, перфорированные.

NiBk

Данный бренд поставляет продукцию практически для всех автомобилей, как иномарок, так и японского производства.

Диски этого бренда можно увидеть на японских и корейских авто (к примеру, Solaris), а также на машинах российского производства, таких как Lada Priora, Kalina, Granta. Диски от этого производителя качественные, среднего ценового сегмента – приобрести их можно за 1 600 руб. Поэтому если вы не знаете, какие тормозные диски поставить, выбирайте расходники этого бренда.

«Брембо» – популярный бренд из Италии, под которым поставляется широкая товарная линейка деталей для тормозной системы. У компании-производителя есть 4 научно-исследовательских центра, а также 19 заводов по всему миру. Тормоза от этого бренда пользуются популярностью у автовладельцев в нашей стране, они также устанавливаются на отечественные авто. Тормозные диски «Брембо» сохраняются в первозданном виде даже после долгой эксплуатации. Главное отличие продукции этого бренда – она поставляется для машин премиум-класса.

Brembo

Практически все автовладельцы положительно отзываются об этих тормозах. Они подходят как для спортивных машин, так и для авто со стандартной комплектацией.

Тормоза «Бош» можно приобрести по средней стоимости. Под этим брендом выпускается большая товарная линейка автодеталей, которые прошли все тестовые испытания. Тормозные диски «Бош» поставляются на вторичный рынок, их можно приобрести в розницу в любом автомагазине по всему миру. Также тормоза этого бренда используются в качестве оригинальных для машин из Европы и Азии, таких как «Рено», «Шкода», «Ниссан», «Хенде».

BOSCH

У этого производителя есть собственные заводы во многих странах, включая Россию. Многие владельцы авто в своих отзывах указывают, что тормоза «Бош», сделанные в нашей стране, более низкого качества, чем такие же детали иностранного производства. Тормозные диски этого бренда подходят для спокойной езды в городе, их не стоит приобретать для установки на спортивный автомобиль и если вы любите высокую скорость.

Эта фирма входит в состав европейской корпорации TRW. Под данным брендом производится широкий ассортимент запчастей для тормозной системы авто.

Большая часть расходников поставляется на вторичный рынок. Но часть тормозных дисков используется как оригинальные детали на машины «Фольксваген» и «Опель» средней ценовой категории. Главное отличие дисков «Лукас» заключается в том, что они окрашены в черный цвет и имеют глянцевую поверхность.

Lucas TRW

Под этим брендом на рынок поставляется большая товарная линейка тормозов, однако такие диски стоит устанавливать на машины экономкласса.

Благодаря невысокой стоимости многие автовладельцы в России выбирают такие тормозные диски. Расходники выполнены из углеродистой стали, поэтому им не страшен перегрев, они достаточно легкие, обладают высокой теплопроводностью. Единственный минус тормозов бренда «Лукас» – небольшой ресурс. Но то, как долго прослужат диски, зависит не только от их качества, но и от того, как вы водите машину, передвигаетесь по городу, бездорожью или по трассе.

Мнения автовладельцев о выборе тормозных дисков

  1. Как я выбирал тормозные диски.

«Какие тормозные диски поставить? Выбирайте модели с максимальным гарантийным сроком. Оптимальный вариант, если доставка будет от производителя. Рекомендую Nationalautoparts, оригинальные тормоза, откатал на них 110 000 километров».

«Выбираю самый простой и бюджетный вариант. Узнаем, кто поставляет расходники, и диски этого бренда приобретаем.

Если тормоза системы АТЕ, выбираем их, если BREMBO – покупаем «Брембо». Нередко стоимость аналога в несколько раз меньше, чем у оригинальных запчастей (но мы-то знаем, что деталь от одного и того же производителя)».

«"Брембо" идут в оригинальных коробках для "Тойоты". Конечно, качество превосходное, но стоимость слишком высокая. Купил два задних диска от Lexus ISF. Тюнингую машину, поэтому на цену запчастей не смотрю».

Важно правильно выбрать тормозные диски, чтобы передвижение на машине было полностью безопасным. Устанавливать тормоза следует в проверенном автосервисе, особенно если у вас нет опыта монтажа тормозных дисков, поскольку эта работа достаточно сложная.

"Кривые" тормозные диски и другие мифы о тормозных системах.


Тормозная система это основа управляемости и безопасности. Если рассматривать машину с позиции тюнинга и увеличения её мощности, то работы необходимо начинать именно с тормозной системы. Это именно тот фундамент, который позволит вам чувствовать себя в безопасности, выжимая из своего авто максимум.

Рассмотрим несколько популярных заблуждений о "тормозилках":

Когда дисковые тормоза высокой эффективности появились на автомобилях, мы начали слышать об "кривых тормозных дисках" в автосервисах, с теми же самыми исследованиями и диагнозами. Как правило, диски протачиваются, чтобы вылечить проблему и, одинаково типично, после относительно короткого промежутка времени, биения или вибрация возвращаются. Биения тормоза, заставила значительное количество автомобилей быть отозванными их изготовителями. Это продолжалось в течение многих десятилетий, теперь оказалось, прошлые диагнозы были неправильными.

Предполагая, что ступица и посадочная плоскость колеса являются плоскими и в хорошем состоянии и что болты колеса и все оборудование в хорошем состоянии, что они установлены правильно и стянуты равномерно и с правильным вращающим моментом, через больше чем 40 лет профессиональных гонок, включая 40-ые Шелби/Ford GT (одна из самой интенсивных программ развития тормозных систем в истории) — я никогда не видел "кривых тормозных дисков". Я видел много расколотых дисков, диски, которые превратились в конусы от рабочей температуры, потому что они были установлены жестко к их точкам крепления, некоторые, где поверхность трения разрушилась в области между радиальными внутренними лопастями и невыразимое количество дисков с материалом колодки, неравномерно распределенным на поверхностях трения — иногда видимым, а чаще нет.

Фактически каждый случай "кривого тормозного диска", который я исследовал, ли на гоночном автомобиле или уличном автомобиле, оказалось, был связан с тем, что материал фрикционной накладки, передавался неравномерно на поверхность диска. Это неравномерное распределение материала колодки приводит к тому, что толщина диска становиться неравномерной или образованию пятен на диске при перегреве.

Чтобы понять, что происходит, мы кратко исследуем природу останавливающей силы системы дискового тормоза.

Трение — механизм, который преобразует динамическую энергию в тепло. Так же, как есть две разновидности трения между шиной и поверхностью дороги (механический захват неровностей поверхности дороги упругим составом шины и молекулярное приклеивание между каучуком и дорогой, в котором каучук переносится на поверхность дороги), таким образом, есть два различных вида тормозящего трения — абразивное жесткое трение и липкое трение. Жесткое трение происходит с разрушением кристаллической структуры материала накладки колодки и чугуна диска. Разрушение этих связей производит тепло при процессе трения. При жестком трении разрываются связи между кристаллами материала колодки (и, в меньшей степени, материала диска). Более твердый материал стирает более мягкий (мы надеемся, диск стирает колодку). Колодки, которые работают, прежде всего, с помощью жесткого абразивного трения, имеют высокую норму износа и имеют тенденцию выгорать в высоких температурах. Когда эти колодки достигнут своего эффективного температурного предела, они передадут материал фрикционной накладки на поверхность диска в случайном и неравномерном порядке. В результате, это и есть причина, что диск начинает "плавать" по толщине, а педаль начинает вибрировать под ногой водителя.

Когда мы говорим о липком трении, то часть материала колодки переходит через зазор между колодкой и диском и формирует очень тонкий, однородный слой материала колодки на поверхности диска. Поскольку поверхности трения и диска и колодки теперь содержат в основном один и тот же материал, материал может теперь пересечь зазор в обоих направлениях и молекулярные связи в материале могут образовываться или обрываться.
Фактически, в процессе липкого трения материал колодки ведет себя как чрезвычайно вязкая жидкость и при взаимодействии между колодкой и диском связи непрерывно выстраиваются и обрываются.

Нет такой вещи как чистое жесткое или чистое липкое трение в торможении. Для многих современных формул колодок, материал накладки должен быть достаточно абразивным, чтобы поддерживать поверхность диска гладкой и чистой. Поскольку материал может пересечь зазор, слой материала на диске постоянно возобновляется и сохраняется как оболочка, до тех пор, пока температурный предел колодки не был превышен или если колодка и диск не были предварительно прикатаны должным образом.
В последнем случае, если поверхность диска не имеет однородного слоя материала колодки, полученного во время обкатки тормозов, неконтролируемая или точечная передача материала может произойти и при не слишком высокой температуре.
Органические и полуметаллические колодки прошлого были более жесткими и абразивными чем "липкими" и имели строгие температурные ограничения.
Все текущее производство карбоновых колодок и участвующие в гонках колодки, используют главным образом липкую технологию так же, как и многие колодки спортивных автомобилей, топ класса — они достаточно стабильны при очень высокой температуре.
К сожалению, в этом нет никакой пользы для повседневного использования и высокотемпературные колодки, участвующие в гонках, не эффективны в низких температурах, типичных для городского применения.

Поэтому — нет такой вещи как полный идеал для тормозной колодки. Материал трения, который тих и функционирует хорошо в относительно низких температурах вокруг города, не будет останавливать автомобиль, если "валишь".
Если Вы "валите" с колодками OEM, то Вы прочувствуете, что тормоза кончились. Материал колодки сгорел, а тормозная жидкость закипела — это писец. Честная гоночная колодка, используемая при нормальных условиях, будет шумной и не будет работать хорошо при низких температурах, когда Вы с бабушкой едете за овощами.

В идеале, чтобы не было визжащих колодок, которые не будут хорошо тормозить при езде по городу, или колодок, которые сгорают на трассе или при спуске с горы на скорости, мы должны каждый раз ставить колодки того типа, который необходим для данного стиля вождения. Никто так не делает. Вопрос остается, какие колодки должны использоваться на стрит рейсерских тачках — относительно низкотемпературные уличные колодки или гоночные высокотемпературные колодки? Достаточно странно, но, по моему мнению, ответ — это колодка уличного класса высокой эффективности с хорошими низкотемпературными характеристиками. Причина проста: Если мы действительно "валим" и начинаем сталкиваться с проблемой — или колодки горят или тормозная жидкость перегрета (или то и другое), можно просто поехать помедленнее, поспокойнее, чтобы дать тормозам остыть. С другой стороны, если появиться опасная ситуация, холодные гоночные колодки просто не смогут остановить автомобиль. Как пример, в середине 1960-ых, никто не брал Шелби GT 350 или GT 500 Мустанг как служебные машины просто потому, что они были оборудованы М. Raybestos 19 гоночными тормозами, и ни одна из наших жен не могла нажать на педаль тормоза достаточно сильно, чтобы остановить автомобиль при обычном вождении.

Независимо от состава колодки, если и диск и колодка должным образом не обкатаны, переход материала колодки на диск может происходить случайным образом — неравномерное распределение и вибрация при торможении. Точно так же, даже если тормоза должным образом прикатаны, когда они очень горячие, после единственной длинной остановки с высокой скорости, когда колодки остались прижатыми к диску, (после того, как транспортное средство полностью остановлено), переход материала колодки похож на изображение самой колодки. Этот вид внедрения материала называют "печатанием колодки" и, похоже, что колодка как будто была намазана чернилами для того, чтобы отштамповать изображение колодки на диске. Иногда можно видеть прекрасное изображение колодки на диске.

Это хреново. Чугун — сплав железа и кремния, в котором распределены микрочастицы углерода. При увеличении температуры, углерод реагирует с образованием карбидов и включения карбидов начинают формироваться в матрице сплава. В случае тормозного диска — любое неравномерное распределение материала на поверхности – и участки диска, где материала больше, становятся более горячими, чем окружающий металл. Каждый раз, когда передний край зоны диска с повышенным содержанием материала колодки входит в контакт с колодкой, местный температурный перегрев растет. Когда эта местная температура достигает приблизительно 1200 или 1300 градусов F, чугун под этим местом начинает преобразовываться в цементит (карбид железа, в котором три атома железа объединены с одним атомом углерода). Цементит очень тверд, очень абразивен и является плохим проводником тепла. Если Вы продолжаете "отжигать", то система войдет в пагубную спираль — глубина участка цементита вырастет с увеличением температуры и увеличит биения тормоза. Черт бы побрал!

Что же делать?
Есть только один способ предотвратить это — нормально обкатать новые тормоза и использовать правильную колодку, подходящую для Вашего стиля вождения. Все высокоэффективные тюнинговые тормоза должны правильно устанавливаться и обкатываться по инструкции производителя. Инструкции обкатки всех производителей очень похожи. Смысл в том, что начинать притирку колодок нужно относительно медленно. Процедура — несколько торможений увеличивающейся интенсивности с краткими периодами охлаждения между ними. После последнего торможения, системе нужно позволить охладиться до окружающей температуры. Как правило, это серия из десяти все более и более жестких торможений от 60 миль в час до 5 миль в час. Затем, проехавшись спокойно для промежуточного охлаждения системы, разгоняйтесь с нормальным ускорением до номинальной скорости, перед тем как начать новое торможение. Во время обкатки тормозов, не тормозите до полной остановки, кроме того, выберете безопасное место для обкатки, позаботьтесь о безопасности окружающих. Лучше, если Вы составили план обкатки.
Если Вы приезжаете в полную остановку прежде, чем процесс обкатки будет закончен, есть возможность для неравномерной передачи материала колодки или "отштамповки" колодки.
Если это произошло, то это то, что мы упорно пытались избежать. Game over.

С точки зрения динамики остановки, активная работа ABS начинается примерно приблизительно от замедления интенсивностью 0.9 G и выше, в зависимости от транспортного средства. То, что Вы хотите сделать, является остановкой интенсивностью примерно от 0.7 до 0.9 G.
Это — интенсивность замедления немного меньше, чем когда наступает блокировка колеса или когда ABS начинает работать. Вы должны начать чувствовать запах от колодок на 5-ом или 7-ом торможении, и запах должен уменьшиться перед последним торможением. Порошкообразная серая область станет заметной на краю колодки (край материала трения в контакте с диском), где краска и смола колодки сгорают. Когда серая область на краях колодки проникла на 1/8 дюйма вглубь фрикционного материала, колодка считается прикатанной.

Для гоночной колодки обычно дают четыре торможения с 80 миль в час к 5 и два торможения с 100 миль в час к 5, (для разных колодок может отличаться). В любом случае, нужно достигнуть рабочей температуры колодки. Тогда мы сможем прикатать колодки, рабочая температура которых достаточно высокая.

К счастью процедура также полезна для дисков и уменьшит остаточные тепловые напряжения, оставшиеся от процесса литья (все диски выпускаются литыми и термообработанными), и передаст гладкий слой материала колодки на диск. Если возможно, новые диски должны обкатываться уже юзанными колодками, желательно из того же материала, что и новые колодки, которые Вы будете использовать. Начиная обкатку, увеличивайте температуру системы постепенно, все более и более интенсивно останавливаясь и не забывая о промежуточном охлаждении! Избегайте длительного контакта между колодкой и диском, во время промежуточного охлаждения. С абразивными колодками (который не должны устанавливаться на тюнинговые тачки) диск можно считать прикатанным, когда поверхности трения достигла даже синего цвета. С металлоуглеродными колодками обкатка считается, закончена, когда поверхность трения диска становиться серая или черная. В любом случае, изменение цвета обкатанного диска должно быть полным и однородным.

В зависимости от состава компаунда колодки, при продолжительной спокойной езде абразивная составляющая колодки может счистить слой нанесенного материала с диска. Когда мы собираемся отжигать на тачке, которая последнее время долго тошнила, обкатка системы по новой (не обязательно полная процедура) спасет от порчи тормозов.

Водитель может почувствовать 0.0004" (0.01 мм) лишнего материала колодки на диске. 0.001" (0.03 мм) является раздражающим. Больше чем это — реальный ахтунг. Когда такая нашлепка материала колодки присутствует, мы получили область диска, где теплоотвод реально ухудшен, локальный перегрев при движении нарастает, и цементит неизбежно формируется. В свою очередь это приводит к изменению характеристик износостойкости этого участка, диск изнашивается неравномерно, биения нарастают

Поэтому, никогда не держите Вашу ногу на педали тормоза после того, как Вы использовали тормоза по полной. Это обычно не проблема на общественных дорогах просто, потому, что при нормальных условиях у тормозов есть время, чтобы охладиться прежде, чем Вы полностью остановитесь (если, как я, Вы не живете у основания длинного крутого холма).
В любом виде гонок включая автокросс и "покатушки" это крайне важно. Независимо от материала трения, зажимая колодки на горячем остановленном диске, приведет к припечатыванию размягченного материала колодки и к биениям.
Еще хуже, если колодка оставит заметный отпечаток на диске и все увидят, какой Вы лох.

Очевидный вопрос, можно ли вылечить диск с впечатанным материалом колодки? Ответ — возможно да. Если вибрация только что началась, возможно, температура еще не поднималась до точки, когда цементит начинает формироваться. В этом случае, просто подходящий комплект хороших "полуметаллических" колодок и серия жестких торможений (после обкатки конечно) может хорошо удалить нашлепки и вернуть систему к нормальному функционированию. Это сработает только в случае замены старых горелых колодок.
Если только небольшое количество материала было передано, то есть если вибрация только начинается, энергичное шлифование жесткой бумажной красной или черной шкуркой поможет удалить нашлепки. Так как часто нашлепки не видимы, вычищают все поверхности трения полностью. Не используйте белую или желтую очень мелкую шкурку, которая сыпется, так как частички абразива могут застрять в поверхности диска — будет только хуже. Не пескоструйте диски по этой же причине!

Единственно, что неудобно, так это то, что приходится демонтировать диски, не то, чтобы это дорого, но неудобно полюбому. Недавно отшлифованный диск потребует той же обкатки, как и новый диск. Беда с этой процедурой — то, что, если шлифовка не удаляет все включения цементита, и поскольку диск в процессе работы изнашивается, твердый цементит будет более стоек по сравнению с более мягким чугуном, и температурная спираль снова запустится. К сожалению, цементит невидим невооруженным глазом.

Читайте также: