Конструкции стальных канатов сроки испытания маркировка

Обновлено: 14.05.2024

КОНТРОЛЬ И НОРМЫ БРАКОВКИ

Дата введения 1997-03-01

от Российской экспертной компании:

А.А.Короткий, М.Н.Хальфин, Б.Ф.Иванов, А.С.Липатов, М.Н.Чумак-Жунь, Л.А.Невзоров

От Госгортехнадзора России:

В.С.Котельников, В.Г.Жуков, В.Я.Комиссаров, Н.А.Шишков

УТВЕРЖДАЮ Президент РОСЭК Чумак-Жунь М.Н. 11 февраля 1997 г.

СОГЛАСОВАНО: Госгортехнадзор России N 12-7/118 от 11.02.1997 г.

РД РОСЭК 012-97 разработаны в развитие Правил Госгортехнадзора России, международных стандартов ИСО, содержат требования по контролю и браковке стальных канатов и распространяются на канаты, применяемые на подъемных сооружениях: кранах, лифтах, подъемниках (вышках), подвесных канатных дорогах (пассажирских и грузовых), наклонных рельсово-канатных подъемниках (фуникулерах), сменных грузозахватных органах, лебедках, а также съемных грузозахватных приспособлениях. Рекомендовано для всех организаций, предприятий, учреждений, кооперативов, частных лиц и иностранных фирм, работающих на территории России при проектировании, изготовлении, экспертизе, ремонте, монтаже и эксплуатации подъемных сооружений.

Настоящий руководящий документ носит рекомендательный характер и распространяется на все подъемные сооружения, поднадзорные Госгортехнадзору России. Рекомендуется использовать при составлении новых нормативно-технических документов по подъемным сооружениям, подготовке паспортов и инструкций по эксплуатации новой техники.

Канаты, эксплуатирующиеся на подъемных сооружениях: кранах, лифтах, подъемниках (вышках), подвесных канатных дорогах (пассажирских и грузовых), наклонных рельсово-канатных подъемниках (фуникулерах), сменных грузозахватных органах, лебедках, съемных грузозахватных приспособлениях - следует рассматривать как невосстанавливаемые изделия, требующие замены при снижении прочности до критического состояния.

1. Контроль стальных канатов подъемных сооружений

1.1. Периодичность контроля стальных канатов

1.1.1. Независимо от типов подъемных сооружений, где используются стальные канаты, они подвергаются ежесменным, периодическим и специальным осмотрам. Персонал, осуществляющий ремонт и обслуживание подъемных сооружений, проводит осмотры канатов в соответствии с инструкцией по эксплуатации.

1.1.2. Ежесменные осмотры стальных канатов осуществляются крановщиками, лифтерами, машинистами, слесарями, электромонтерами, электромеханиками и т.д. перед началом работы и включают в себя:

- ознакомление с записями в журнале (вахтенном для грузоподъемного крана; журнале ежесменного осмотра лифта; сменном журнале - для подвесных канатных дорог и др.);

- осмотр состояния каната, его участков, навитых на барабан, канатоведущий шкив, блок, опирающихся на башмаки, закрепленных в муфтах, коушах и зажимах.

Результаты осмотров записываются в журнале, находящемся у оператора подъемного сооружения.

1.1.3. Периодические осмотры выполняются инженерно-техническими работниками, ответственными за содержание подъемного сооружения в исправном состоянии, каждые десять дней с записью результатов в журнале.*

* Для редкоиспользуемых подъемных сооружений (редкоиспользуемые грузоподъемные краны, сезонные канатные дороги и т.д.) периодические осмотры производятся перед началом эксплуатации.

Содержание периодических осмотров:

- визуальный осмотр состояния каната по его длине при движении от начального к конечному положению;

- контроль с помощью мерительного инструмента диаметра каната по его длине.

1.1.4. Специальные осмотры канатов проводятся при технических освидетельствованиях с помощью дефектоскопов, позволяющих контролировать обрывы проволок по всей длине каната, наличие коррозии, износа внутренних и наружных проволок, потерю сечения. Периодичность осмотров стальных канатов для подъемных сооружений различных типов с помощью дефектоскопов приведена в табл.1.

Канат ГОСТ 3241-91. Виды канатов. Характеристики и маркировка стальных тросов.

виды канатов

Современная промышленность выпускает порядка 40 видов канатов. Все они производятся по определенным ГОСТам и могут сильно отличаться друг от друга.

Разобраться с характеристиками и основными отличиями поможет данная классификация (согласно ГОСТ 3241-91):

Конструкции стальных канатов могут содержать одну или много прядей (рис. 1, а-ж), а сами пряди свивают из проволок одинакового (нормальная структура сечения) или разного диаметра (комбинированная структура сечения), причем на поверхности каната располагаются проволоки большего диаметра. Последние, хотя и довольно сложны в изготовлении, но более гибки и долговечны, что особенно важно, если при эксплуатации каната истираются преимущественно наружные слои. Существуют и другие типы классификации этих грузоподъемных приспособлений (в скобках ниже указаны буквенные сокращения свойств, входящие в условные обозначения маркировки канатов). Выбор канатов для конкретных условий эксплуатации учитывает все особенности типа канатов и их конструкции.

Рис. 1. Конструкции канатов:
а — однопрядный; б — трехпрядный; в — пятипрядный (1 — проволока, 2 — прядь, 3 — сердечник); г — шестипрядный; д — восьмипрядный; е — восемнадцатипрядный; ж — закрытой конструкции с двумя слоями клиновидной проволоки, одним слоем Z-образной проволоки и сердечником типа ТК

Виды канатов

Канат стальной ГОСТ 3241-91

1. По конструкции различаются канаты:

  • одинарной свивки (спиральные) — состоящие из одного, двух или трех слоев проволоки, свитых в концентрические спирали. Канаты одинарной свивки, скрученные только из круглой проволоки, называют обыкновенными спиральными канатами. Спиральные канаты, имеющие в наружном слое фасонные проволоки, называются канатами закрытой (рис.1,ж) и полузакрытой конструкции; при обрыве каждая фасонная проволока удерживается в канате соседними проволоками. Канаты одинарной свивки, предназначенные для последующего плетения в канат, называют прядями;
  • двойной свивки (рис.2,а) — состоящие из шести и более прядей, свитых в один концентрический слой. Эти канаты могут быть однослойными или многослойными. Многослойная свивка отличается повышенной гибкостью и большой опорной поверхностью, а кроме того, может придавать канату некрутящиеся свойства. Широкое распространение получили однослойные шестипрядные канаты двойной свивки. Канаты двойной свивки, предназначенные для последующей свивки, называют стренгами;
  • тройной свивки (рис.2,б) - состоящие из стренг, свитых по спирали в один концентрический слой.

Рис. 2. а- канат двойной свивки; б- канат тройной свивки

2. По типу касания проволок между слоями различают следующие виды канатов:

  • с точечным касанием (тип ТК: рис.3, а). Пряди с точечным касанием проволок изготавливают за несколько технологических операций, число которых зависит от количества слоев проволок. Свивки проволок имеют разные шаги по слоям пряди, а проволоки между слоями перекрещиваются. Такое расположение элементов увеличивает их износ при сдвигах в процессе эксплуатации, создает значительные контактные напряжения, способствующие развитию усталостных трещин в проволоках, и уменьшает коэффициент заполнения сечения каната металлом;
  • с линейным касанием (тип ЛК: рис.3, б). Такие пряди изготавливают за один технологический прием, при этом постоянство шага свивки проволок во всех слоях пряди сохраняется. Для получения линейного касания диаметры проволоки и пряди выбирают в зависимости от конструкции последней. Так, в верхнем слое прядей каната типа ЛК-0 применяются проволоки одинакового диаметра по слоям, пряди типа ЛК-Р имеют в наружном слое проволоки различного диаметра, а в пряди типа /7/С-З используют проволоки, заполняющие пространство между проволоками различных диаметров. Существует тип каната с линейным касанием проволоки между слоями и имеющий в пряди слои с проволоками как разных, так и одинаковых диаметров-ЛК-РО. В трехслойных прядях линейного касания имеют место различные сочетания указанных выше типов прядей. Следует отметить, что работоспособность канатов с линейным касанием проволок в прядях при правильном выборе конструкции каната значительно выше, чем работоспособность канатов с точечным касанием проволок;
  • с точечно-линейным касанием (канат ТЛК-О). Пряди точечно-линейного касания получают при замене центральной проволоки в прядях линейного касания семипроволочной прядью: в этом случае на двухслойную прядь типа ЛК укладывается слой проволок одинакового диаметра с точечным касанием. Конструкции этих прядей обеспечивают возможность их изготовления на прядевьющих машинах со сравнительно небольшим числом шпуль. Кроме того, пряди ТЛК при соответствующем выборе параметров свивки обладают повышенными некрутящимися свойствами;
  • с комбинированным линейно-точечным касанием проволок между слоями (тип 6/7) — результат винтовой прокатки круглых исходных прядей типа ЛК в трехгранные.

3. Характеристика канатов по материалу сердечника имеет следующие виды:

  • с органическим сердечником (ОС). В большинстве конструкций канатов для обеспечения требуемой гибкости и упругости в качестве сердечника в центре каната, а иногда и в центре прядей, используют пропитанные смазкой органические сердечники из пеньки, манилы, сизаля или хлопчатобумажной пряжи. Допускается также применение сердечников из асбестового шнура и искусственных материалов(полиэтилена, капрона, нейлона и др.);
  • с металлическим сердечником (МС). Металлический сердечник целесообразно применять в тех случаях, когда требуется повысить структурную прочность каната при многослойной навивке его на барабан, уменьшить конструктивные удлинения каната при растяжении, а также при эксплуатации каната в условиях повышенной температуры. Одной из наиболее распространенных конструкций такого типа является канат двойной свивки из 6-7 проволочных прядей, расположенных вокруг центральной семипроволочной пряди. Металлический сердечник может быть изготовлен из обычной канатной или мягкой проволоки с временным сопротивлением разрыву не более 900 Н/мм2.

4. Характеристика канатов по направлению свивки имеет следующие виды:

Рис. 3. Направление и сочетание направлений свивки канатов:
а - левая крестовая свивка; б - правая крестовая свивка; в - левая односторонняя свивка; г - правая односторонняя свивка

5. По сочетанию направлений свивки канаты двойной свивки могут быть изготовлены следующие виды канатов:

  • с одинаковым направлением свивки проволок в прядях и прядей в канат. Такие канаты называют канатами односторонней свивки (О): они меньше изнашиваются и более гибки, однако легко раскручиваются, особенно под нагрузкой;
  • с направлением свивки проволок в прядях, противоположным направлению свивки прядей в канат. Такие канаты называют канатами крестовой свивки, способность раскручиваться у них значительно меньше, чем у первого типа канатов;
  • с одновременным использованием в канате прядей правого и левого направления свивки. Такие канаты называют канатами комбинированной свивки.

Канаты тройной свивки изготавливают преимущественно крестовой свивкой с противоположным направлением свивки стренг, прядей и проволок. Стренги плоского каната укладывают так, чтобы правая и левая свивки чередовались. В канатах одинарной свивки направления свивки отдельных слоев чередуются, что обеспечивает канату некрутящиеся свойства под нагрузкой. Все слои проволок в прядях ТК и ТЛК свиваются в одном направлении.

Направление свивки устанавливается следующим образом:
для спиральных канатов — по направлению свивки проволок наружного слоя;
для канатов двойной свивки — по направлению свивки прядей наружного слоя в канате;
для канатов тройной свивки — по направлению свивки стренг в канате.

6. Характеристика канатов по способу свивки канаты имеет следующие виды:

  • раскручивающимися, у которых проволоки не освобождены от внутренних напряжений, возникающих в процессе свивки проволок в пряди и прядей в канат. Стренги, пряди и проволоки в этом случае не сохраняют своего положения в канате после снятия перевязок с его концов;
  • нераскручивающиеся (Н), у которых при свивке проволок в прядь и прядей в канат внутренние напряжения снимаются рихтовкой и предварительной деформацией таким образом, что после снятия перевязок с конца каната пряди и проволоки сохраняют заданное положение. Нераскручивающиеся канаты по сравнению с раскручивающимися имеют ряд преимуществ: несколько большую гибкость и более равномерное распределение растягивающих усилий на пряди и проволоке, повышенную сопротивляемость усталостным напряжениям, отсутствие стремления нарушить прямолинейность при раскладывании.

7. По степени крутимости различают виды канатов:

  • крутящиеся;
  • малокрутящиеся (МК). Эти канаты следует отличать от нераскручивающихся. В малокрутящихся канатах, благодаря подбору направлений свивки отдельных слоев проволок (в спиральных канатах) или прядей (в многослойных канатах двойной свивки), устраняется вращение каната вокруг своей оси при свободном подвешивании груза. Малокрутящийся канат может быть изготовлен как нераскручивающимся, так и раскручивающимся. Обязательным условием изготовления мало - крутящихся канатов является расположение прядей в двух или трех концентрических слоях с противоположным направлением свивки каждого концентрического ряда прядей. В этом случае моменты вращения всех прядей каната уравновешиваются, что предотвращает общее вращение каната вокруг своей оси.

8. Характеристика канатов по степени уравновешенности канаты имеет следующие значения:

9. По механическим свойствам канаты подразделяются на:

  • марки высокого качества -(ВК);
  • марки обыкновенного качества (В);
  • марки 1-1.

10. По виду покрытия поверхности проволок канаты бывают:

- для особо жестких агрессивных условий работы (ОЖ),
- для жестких агрессивных условий работ (Ж),
- для средних агрессивных условий работы (С);
с покрытием каната диаметром 3,1-5,0 мм полиэтиленом низкого давления.

11. По назначению канаты подразделяются на следующие виды канатов:

  • грузолюдские (лифтовые) (марки В и В), служащие для подъем и транспортирования людей и грузов (ГЛ);
  • грузовые — для транспортировки грузов (Г).

12. Характеристика канатов по точности изготовления канаты имеет следующие значения:

  • нормальной точности;
  • повышенной точности (Т).

13. По форме поперечного сечения прядей различают канаты:

  • круглопрядные (их поперечное сечение близко к кругу);
  • фасоннопрядные (трехгранно-, плоско- и овальнопрядные), имеющие значительно большую поверхность соприкосновения с органом навивки, чем круглопрядные, и отличающиеся разнообразием форм поперечного сечения, как самого каната, так и его элементов, а также физико-механическими характеристиками проволок и сердечников. В частности, плоские канаты изготавливают сшивкой нескольких круглых канатов с четным числом стренг (от четырех до двенадцати), при этом форма их поперечного сечения близка к прямоугольной. Плоские канаты изготавливают из прядей с чередующейся — правой и левой — свивкой и прошивают прядями или стержнями. Их ширина в некоторых случаях может достигать 250 мм.

Витые круглые канаты имеют различную свивку:
одинарную спиральную (открытого, полузакрытого и закрытого типов), двойную из круглых или фасонных (трехгранных, овальных и др.) прядей (от 3 до 8), тройную.
Также они могут быть малокрутящимися (число прядей — от 18 до 31 с противоположным направлением свивки по отдельным слоям). Диаметр крученых круглых канатов доходит до 100 мм. В комбинированных витых канатах стальные пряди покрыты слоем пеньковых нитей или пластмассой. Невитые канаты состоят из плотно уложенных групп стальных проволок или спиральных канатов, обжатых спиральной обмоткой или зажимами. Обычно их собирают на месте применения, причем их диаметр может достигать 1,5 мм, а разрывное усилие (в зависимости от диаметра) — 1000 Н/мм 2 . Плетеные канаты изготавливают переплетением четного числа (обычно четырех) прядей, из которых одна половина имеет правое направление плетения, а другая — левое; их поперечное сечение представляет собой квадрат.

Маркировка канатов

Все указанные выше свойства каната отражаются в его маркировке. Примеры:

  • Канат 10,5-ГЛ-ВК-ОЖ-МК-Л-Н-Р-Т-1770 ГОСТ 3077-80 - канат диаметром 10,5 мм, грузолюдской, марки ВК, оцинкованный по группе "ОЖ", малокрутящийся, левой крестовой свивки, нераскручивающийся, повышенной точности изготовления, маркировочной группы 1770 по ГОСТу 3077-80
  • Канат 17-Г-В-С-Л-О-Н-Т-1470 ГОСТ 3079-80 - канат диаметром 17,0 мм, грузового назначения, марки В, оцинкованный по группе С, левой односторонней свивки, нераскручивающийся, повышенной точности, маркировочной группы 1470 Н/мм 2

За более подробными консультациями обращайтесь к нашим менеджерам.

Стальные канаты

Стальной канат (трос) — особо прочное проволочное грузоподъемное оборудование. Он объединяет в себе прочность арматуры и гибкость проволоки, исключая их недостатки. Чаще всего стальные канаты применяются в строительстве как несущие элементы конструкций. С их помощью переносят тяжелые и сверхтяжелые грузы, изделия служат для перекрытий стадионов, спортивных площадок и крепления мостов.

Канаты, произведенные по разным нормативам ГОСТ, имеют конкретное предназначение, что связано с различными уровнями прочности:

Виды стальных канатов

Существует множество разновидностей стальных канатов. Чтобы было проще ориентироваться в ассортименте, их классифицируют в зависимости от характеристик.

Материал сердечника

Материал сердечника стального каната


Материал сердечника стального каната

Сам по себе элемент необходим, чтобы усилить износостойкость, увеличить гибкость и прочность продукции. Сердечник продлевает срок эксплуатации всего каната, снижает риск деформации.

Существует два варианта сердечников: из металла (МС), а также из органических материалов (это могут быть как натуральные, так и синтетические волокна, они обозначаются ОС).

Второй вид сердечника производят из пеньки либо из полипропилена. Его дополнительно пропитывают антикоррозийными веществами, а также составами, защищающими от гниения. Металлический сердечник усиливает грузоподъемность и дает возможность работать в более тяжелых условиях, при очень высоких температурах.

Конструкция

В зависимости от количества плетений существуют такие канаты:

  • Одинарные (еще их называют спиральными). Они созданы из сплетённой по спирали проволоки в три слоя.
  • Двойные свивки — изготовлены из переплетения в несколько слоёв.
  • Тройной свивки — при создании оснастки использованы канаты двойной свивки.

Тип свивки прядей

В зависимости от площади касания проволоки стальные канаты делят на нижеследующие разновидности:

тип свивки стального каната - точечное касание


точечное касание

Тип: Точечные
Обозначение: ТК

тип свивки стального каната - линейное касание


линейное касание

Тип: Линейные
Обозначение: ЛК

тип свивки стального каната


одинаковый диаметр проволоки стального каната

Тип: Точечно-линейные (при одинаковом диаметре)
Обозначение: ЛК-О

тип свивки стального каната - одинаковый диаметр проволоки стального каната

Тип: Линейное касание проволоки при разном диаметре внешних прядей
Обозначение: ЛК-Р

Тип: Линейное касание проволоки, между слоями которой есть проволоки с разным диаметром и с одинаковым
Обозначение: ЛК-РО

По способу свивки

Наименование Описание
Нераскручивающиеся канаты (Н) положение проволоки не изменяется после снятия вязок либо же раскручивается незначительно
Раскручивающиеся не обозначаются буквой, не сохраняют положение проволоки после снятия вязок с концов

По степени уравновешенности

Наименование Описание
Рихтованный (P) постоянно находится в прямом положении, не стремится изогнуться
Нерихтованный (без обозначений) канат, чей свободный конец изгибается, меняет свое положение на кольцо

По механическим свойствам проволоки

Следующими обозначениями производитель указывает качество проволоки, которое бывает:

  • высоким — ВК;
  • повышенным — В
  • нормальным — обозначается единицей.

Покрытия поверхности проволоки

Поверхность может не иметь покрытия, что не выносят отдельным обозначением. Либо может наноситься цинковое покрытие, которое позволяет эксплуатировать канаты в особых условиях:

  • ОЖ — особо жёстких;
  • Ж — жёстких;
  • С — средне агрессивных;

Направление плетения каната

Крестовая — направление прядей идёт противоположно направлению каната.

Направление плетения каната

Односторонняя (О) — направление прядей в канате и проволоки в прядях одинаковые.

Направление плетения каната

Комбинированная (К) — наличие в канате направления и правой, и левой свивки.

По назначению

Грузолюдные (ГЛ) — для транспортировки персонала.

Грузовые (Г) — для перемещения грузовых объектов.

Производство и маркировка стального каната

Промышленное производство стальных канатов осуществляется на специализированном оборудовании. Весь процесс автоматизирован, поэтому плотность сплетения изделия получается очень высокой. Существует несколько способов производства изделий. Один из стандартных методов: круговое обжатие проволочных прядей для их деформации.

Как производят стальной канат

На заводе-производителе каждое изделие создается в соответствии с ГОСТ. На стальной канат крепится бирка с необходимой маркировкой. На ней содержится вся необходимая информация для покупателя:

  1. наименование производящего предприятия,
  2. номер каната,
  3. условное обозначение,
  4. длина,
  5. масса в кг,
  6. дата изготовления.

12 — диаметр каната
ГЛ — грузолюдской
В — марка проволоки
Л — левая свивка
О — односторонняя свивка
Ж — группа цинкования Ж
Н — нераскручивающийся
Р — рихтованный
1770 — маркировочная группа

Упаковка стального каната

ГОСТ 11127-78 на стальные канаты для продажи и транспортировки предписывает упаковку путем наматывания изделия на барабан. Концы плотно прикрепляются к конструкции. Шейка барабана обязана превышать 15 диаметров троса, борт барабана должен выступать на 2 диаметра каната при толщине каната 25 миллиметров. Конец каната снаружи обматывается синтетическими либо натуральными материалами. По требованию заказчика грузолюдные канаты могут быть обшиты досками с максимальным зазором не более 50 миллиметров. Такое он может быть обернут по ГОСТ 515-77 водонепроницаемой бумагой.

Браковка стального каната

После начала эксплуатации изделия стальные канаты ежемесячно осматривают на наличие дефектов. Проверки осуществляют инженерно-технические специалисты на предприятии.

На основании следующих критериев проводят браковку стального каната:

  • присутствие обрывов проволоки у концевых заделок;
  • места большого сосредоточения обрывов проволоки;
  • наружный и внутренний износ, наличие коррозионных изменений;
  • выход проволоки из замка;
  • разрывы прядей;
  • уменьшение диаметра каната;
  • раздавливание прядей;
  • наличие загибов;
  • деформация под воздействием температур или электрического разряда.

Наличие критического числа повреждений и деформаций стального каната говорит о его браке, поэтому изделие не может более эксплуатироваться.

Рекомендации по использования стальных канатов

Учитывая основные характеристики, можно подобрать подходящий стальной канат для проведения конкретных работ, например:

  • Изделия из круглой проволоки одинарного плетения используют при повышенных нагрузках. У них высокие показатели жесткости, поэтому данные канаты подходят для линий электропередач и в качестве тросов, защищающих груз.
  • Двойное плетение каната обеспечивает изделие особой прочностью. Поэтому ему отдают предпочтение, когда есть сильные концевые нагрузки.
  • Стальной канат ЛК-Р используют для работ под открытым небом, например для строительных кранов или любых других подъемных средств.Так как смена температуры и различные погодные условия помимо прочего влияют на износ материала, он оптимально подходит для таких условий работы.
  • Стальные канаты ЛК-О отличаются высокой стойкостью к износу, используются в агрессивных средах. Внешний слой такого троса выполнен из проволоки большого диаметра, что позволяет использовать трос в работе длительное время. ЛК-О широко применимы в лифтах, на больших судах, в горах при организации канатных мостов.

Конструкции стальных канатов сроки испытания маркировка


Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте профессиональную справочную систему
«Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно

ГОСТ 3241-91*
_______________________
* Обозначение стандарта.
Измененная редакция, Изм. N 2.

Steel ropes. Specifications

Дата введения 1993-01-01

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН ТК 146 “МЕТИЗЫ”

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Комитета стандартизации и метрологии СССР от 21.11.91 N 1775

Изменение N 1 принято Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 19 от 24 мая 2001 г.)

За принятие изменения проголосовали:

Наименование национального органа
по стандартизации

Госстандарт Республики Беларусь

Госстандарт Республики Казахстан

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта, подпункта

2.1.1, 2.1.12, 2.1.13, 3.4, 4.13

6. ИЗДАНИЕ (август 2004 г.) с Изменением N 1, утвержденным в августе 2001 г. (ИУС-11-2001)

Переиздание (по состоянию на июль 2008 г.)

ВНЕСЕНЫ Изменение N 2, принятое Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 29 от 24.06.2006). Государство-разработчик Россия. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.11.2006 N 279-ст введено в действие на территории РФ с 01.07.2008; Изменение N 3, принятое Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 86-П от 29.03.2016). Государство-разработчик Россия. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 09.06.2016 г. N 581-ст введено в действие на территории Российской Федерации с 01.08.2016.

Изменение N 2, 3 внесены изготовителем базы данных по тексту ИУС N 2, 2007 год, ИУС N 9, 2016 год.

Настоящий стандарт распространяется на стальные канаты общего назначения.

1. КЛАССИФИКАЦИЯ

1.1. Канаты подразделяются по признакам

1.1.1. По конструкции:

одинарной свивки - состоящие из проволок, свитых по спирали в один или несколько концентрических слоев,

двойной свивки - состоящие из прядей, свитых в один или несколько концентрических слоев,

тройной свивки - состоящие из канатов двойной свивки (стренг), свитых в концентрический слой.

1.1.2. По форме поперечного сечения: круглые, плоские.

1.1.3. По форме поперечного сечения прядей: круглопрядные, фасоннопрядные.

1.1.4. По типу свивки прядей и канатов одинарной свивки:

с точечным касанием проволок между слоями - ТК,

с линейным касанием проволок между слоями - ЛК,

с линейным касанием проволок между слоями при одинаковом диаметре проволок по слоям пряди - ЛК-О,

с линейным касанием проволок между слоями при разных диаметрах проволок в наружном слое пряди - ЛК-Р,

с линейным касанием проволок между слоями и проволоками заполнения - ЛК-З,

с линейным касанием проволок между слоями и имеющих в пряди слои с проволоками разных диаметров и слои с проволоками одинакового диаметра - ЛК-РО,

с комбинированным точечно-линейным касанием проволок - ТЛК,

с полосовым касанием проволок в прядях - ПК.

1.1.5. По материалу сердечника:

с органическим сердечником: из натуральных или химических волокон - ОС, из твердого полимера - ПС,

с металлическим сердечником - МС,

с металлоорганическим сердечником: из металла и натуральных или химических волокон - МОС, из металла и твердого полимера - МПС.

1.1.6. По способу свивки: нераскручивающиеся - Н, раскручивающиеся.

1.1.7. По степени уравновешенности: рихтованные - Р, нерихтованные.

1.1.8. По направлению свивки каната: правой, левой - Л.

Направление свивки каната определяется:

для канатов одинарной свивки - направлением свивки проволок наружного слоя,

для канатов двойной свивки - направлением свивки прядей наружного слоя,

для канатов тройной свивки - направлением свивки стренг в канат.

1.1.9. По сочетанию направлений свивки каната и его элементов в канатах двойной и тройной свивки:

крестовой свивки (направление свивки каната и направление свивки стренг и прядей противоположны),

односторонней свивки (направление свивки пряди и направление свивки проволоки в пряди одинаковы) - О,

комбинированной свивки - К.

1.1.10. По степени крутимости:

крутящиеся (с одинаковым направлением свивки проволок в канатах одинарной свивки, прядей или стренг),

малокрутящиеся (многослойные многопрядные и одинарной свивки с противоположным направлением свивки элементов по слоям) - МК.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ СТАЛЬНЫХ КАНАТОВ
НА КАНАТНО-ИСПЫТАТЕЛЬНЫХ СТАНЦИЯХ

Дата введения 2007-11-01

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Методические указания о порядке проведения испытаний стальных канатов на канатно-испытательных станциях (далее - Методические указания) разработаны в соответствии с требованиями следующих документов:

- Инструкции по эксплуатации стальных канатов в шахтных стволах (РД 03-439-02), утвержденной постановлением Госгортехнадзора России от 12.04.02 N 19.

2. В Методических указаниях используются термины, установленные в Инструкции по эксплуатации стальных канатов в шахтных стволах, ГОСТ 1579-93. Проволока. Метод испытания на перегиб, ГОСТ 10446-80. Проволока. Метод испытания на растяжение, ГОСТ 7372-79. Проволока стальная канатная. Технические условия, ГОСТ 3241-91. Канаты стальные. Технические условия, ГОСТ 10505-76. Канаты стальные закрытые подъемные. Технические условия.

3. Испытания стальных канатов проводятся в целях определения соответствия их технического состояния установленным требованиям и выдачи заключений об их годности или негодности к использованию по назначению.

4. Методические указания являются документом рекомендательного характера и определяют совокупность и последовательность действий эксплуатирующей организации и канатно-испытательной станции (далее - КИС) при проведении испытаний вновь навешиваемых и находящихся в эксплуатации стальных канатов на подъемных и транспортных установках угольной и горнорудной промышленности.

5. Методические указания рекомендуются для использования КИС и организациями, эксплуатирующими стальные канаты в угольной и горнорудной промышленности.

6. Действие Методических указаний не распространяется на испытания отрезков шахтных канатов после их аварийного нагружения и обрыва.

II. ОБОРУДОВАНИЕ КАНАТНО-ИСПЫТАТЕЛЬНЫХ СТАНЦИЙ

7. Канатно-испытательная станция (КИС) должна быть оснащена согласно Положению о канатно-испытательных станциях, утвержденному Госгортехнадзором России 21.12.94 г. с изменениями, согласованными письмом Госгортехнадзора России N 04-35/746 от 17.11.98 г. Оборудование по техническим параметрам должно соответствовать техническим требованиям нормативных документов, ГОСТ 28840-90, ГОСТ 1579-93 и иметь инструкции по эксплуатации.

8. Испытательные машины, эталонные (образцовые) динамометры, микрометры, штангенциркули должны иметь свидетельства о государственной поверке, выданные в установленном порядке.

Кроме государственной поверки, испытательные машины должны подвергаться периодической ведомственной контрольной проверке (далее - контрольная проверка).

9. Контрольная проверка должна проводиться органами ведомственной метрологической службы предприятия, в структуру которого входит КИС, либо работниками КИС (не менее двух человек), прошедшими специальное обучение и имеющими удостоверение на право выполнения поверочных и калибровочных работ, выданное территориальными органами метрологической службы.

Контрольные проверки проводятся не реже 1 раза в два месяца. Если испытательная машина используется не более 10 рабочих смен в течение месяца, проверки могут проводиться не реже 1 раза в 4 месяца.

Контрольная проверка осуществляется методом непосредственной нагрузки или путем сравнения показаний машины с показаниями эталонных (образцовых) динамометров. Порядок проведения контрольной проверки приведен в приложении N 1.

Результаты контрольной проверки должны заноситься в специальный журнал и подписываться работником, производившим проверку, и ответственным лицом. Форма журнала приведена в приложении N 2.

10. Приборы или машины для испытания проволоки на перегиб государственной поверке не подлежат. Их соответствие требованиям ГОСТ 1579-93 контролируется работниками канатно-испытательной станции.

III. ПРИЕМ ОТРЕЗКОВ КАНАТА ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ.
ХРАНЕНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ ОТРЕЗКОВ

11. Отрезок каната длиной не менее 1,0 м, присланный на испытание, должен быть снабжен ярлыком, прикрепленным к канату. На ярлыке должно быть ясно указано: предприятие, шахтный ствол, назначение подъема (грузовой - Г, грузолюдской - ГЛ, людской - Л), правый/левый, заводской номер каната, диаметр каната, номер государственного стандарта, дата навески, дата отрубки.

12. Период от даты отрубки до поступления на испытание не должен превышать пяти дней.

На оба конца каждого отрезка каната должен быть наложен прочный бандаж шириной не менее 75 мм из мягкой проволоки.

Запрещается принимать на первичное испытание отрезки канатов, очищенные от смазки промывкой в обезжиривающем растворе.

13. К каждому отрезку каната должны прилагаться:

- заявление в КИС по форме, установленной в приложении N 3;

- копия заводского сертификата качества - для первичных испытаний, копия свидетельства о предыдущем испытании - для повторных испытаний.

В случае отсутствия сертификата качества канат может быть испытан на КИС только для использования в качестве грузового по марке проволоки, равной 1. Для использования каната в качестве грузолюдского предприятие-заказчик может обратиться в Научный Центр Восточный научно-исследовательский институт (далее - НЦ ВостНИИ) для проведения идентификационных испытаний на соответствие государственному стандарту и получения заключения о возможности применять его как грузолюдской.

14. Подъемные и тяговые канаты людских и грузолюдских подъемных установок должны иметь назначение ГЛ и марку проволок В, остальные - не ниже марки I.

15. В случае несоответствия представленных предприятием сведений о канате заводскому сертификату или данным, указанным на ярлыке, отрезок каната на испытания не принимается.

16. Импортные канаты, изготовленные по зарубежным стандартам, могут испытываться на КИС только после получения методических разъяснений по проведению испытаний от НЦ ВостНИИ.

17. Каждый отрезок каната, поступивший на испытания, должен регистрироваться в специальном журнале учета испытаний каната, форма которого приведена в приложении N 4.

18. Продолжительность испытания канатов, поступивших на испытания, не должна превышать:

- 15 календарных дней - при первичных испытаниях;

- 10 календарных дней - при повторных испытаниях.

19. Контрольные испытания канатов, оборвавшихся или подвергшихся в процессе эксплуатации экстренной аварийной нагрузке (выезд подъемных сосудов в копровые шкивы, застревание сосудов в стволе, набегание сосуда на канат, удары подъемного сосуда о препятствия в стволе или копре и т.п.) должны проводиться в испытательной лаборатории НЦ ВостНИИ, аттестованной для проведения испытаний канатов.

20. От каждого каната, поступившего на испытания, должен отрезаться образец длиной 30-35 см для испытаний. Остальная часть должна передаваться в канатный архив вместе с ярлыком, поступившим от предприятия, и храниться на протяжении всего срока службы каната (если его повторно не испытывают) или до следующего повторного испытания.

21. Условия хранения отрезков каната должны исключать возможность корродирования проволок прядей каната.

IV. ПОДГОТОВКА КАНАТА К ИСПЫТАНИЯМ

22. При подготовке каната к испытаниям производится его внешний осмотр, проверка соответствия сертификату по способу свивки, проверка нераскручиваемости по п.4.7 ГОСТ 3241-91.

23. У каждого отрезка каната, поступившего на первичные испытания, измеряется фактический диаметр (диаметр окружности, описанной вокруг поперечного сечения каната) согласно ГОСТ 3241-91 при помощи штангенциркуля ГОСТ 166-89 с ценой деления 0,1 мм.

Канат считается соответствующим стандарту, если отклонение фактического диаметра от номинального не превышает предельных отклонений, приведенных в таблице 1.

Читайте также: