Крепление подкрановых балок к стальным колоннам

Обновлено: 15.05.2024

Здравствуйте! В чем разница между вариантом а) и вариантом б) ? в каком случае тот или иной вариант используются?
Очень хотелось бы разобраться с данным вопросом - относительно узлов подкрановых балок. В последнее время тема очень часто затрагиваемая у нас на предприятии.

Конструктор по сути (машиностроитель)

ну как в чем? Русским по белому нарисовано. В первом варианте зазор в стыке, во втором жесткое соединение крепежом. Если первый вариант допускает температурные деформации, то второй нет. Но конструкция пожестче будет. Первый будет применяться в т.ч. и на воздухе, второй, возможно, только в помещениях. Это по логике. Если спецы поправят, буду только рад.

вы какую то совсем старую и отмененную серию нашли.
узлы "а" и "г" давно не применяются

действующие серии на подкрановые балки: 1.426.2-7 (выпуск 1-6) в зависимости от грузоподъемности

по моему мнению, варианты "а" и "б" - это не узлы подкрановых балок, а балок перекрытия/покрытия. наличие или отсутствие ребра на опоре зависит от устойчивости стенки на опоре. по поводу подкрановых балок: зачастую применяется вариант "в", а разница между вариантами "в" и "г" в том, что опорная реакция от балок передается в варианте "в" на стенку двутавровой колонны, а в варианте "г" - на полки.
и вообще, я так понял, что картинку эту Вы достали из учебника Лихтарников "Расчет стальных конструкций". хорошая книга. почитайте главу, из которой эта картинка - там все написано )))

Получается - можно использовать как вариант а), так и вариант б), главное - просчитать?
Касаемо того, что это не подкрановые балки. Могу показать угол опирания подкрановых балок под консольные передвижные краны, установленных в цехе металлоконструкций. Хотя балка и лежит на боку, но все равно - полки между собой не соединены.

На последнем рисунке расстояние между верхними балками двутавра составляет 80мм. Сверху ставится рельс квадратного сечения. Можно ли делать такое большое расстояние?

узлы б и в более сложные в изготовлении; при этом они обеспечивают значительно меньший эксцентриситет передачи нагрузки на нижележащие конструкции (в отличие от узлов а и г).
на мой взгляд, область применения узлов а и г - легкие краны. Предпочитаю опирать подкрановые балки через опорные ребра.

на счет 80 мм. ну кто ж знает, что там за кран, что за квадрат.. может, и ничаво. А может, прогнется ваш рельс через полгода да ямка образуется, в которой кран скакать будет - считать надо (я б не стал такого делать, ибо не люблю создавать себе геморой и начинать по полдня считать, когда можно конструктивно все обеспечить - в данном случае зазором 20 мм).

Получается - можно использовать как вариант а), так и вариант б), главное - просчитать?

На этих узлах зазор 10 мм.
А Ваш узел с 80 мм и вообще двутавр лежа - это чьи-то эротические фантазии.

Это не фантазии, это консольный кран. "Лежачий" двутавр необходим для восприятия горизонтальных нагрузок.

Какой то нижний узел хлипкий, на конце балки в 11 м, подвешиваем груз 2 т (Q-2 т - это грузоподъемность, вес тали не учитываем ??). Получаем изгибающий момент в 22 кН*м, который воспринимает лежачий двутавр, судя по картинке этот двутавр приварен к 2 уголкам на колонне, то есть в лучшем случае с полкой 100 мм. нагрузка на сварной шов не маленькая . А если кран так нагружен в середине (между колоннами, которые по стандарту 6м или 12м), то добавляется еще и изгиб самого двутавра, сварной шов не порвет . И еще перехлест консоли на колонне и нижней буксы крана смущает.

По кмд - снизу к "лежачему" двутавру приваривается пластина, которая крепит двутавр к консоли с помощью 2-х болтов.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1 . Типовая технологическая карта разработана на монтаж разрезных стальных подкрановых балок пролетом 12 м с предварительным укрупнением в блоки под мостовые электрические краны общего назначения грузоподъемностью 50 т, запроектированных по типовой серии 1.426.2-3, выпуск 1 применительно к одноэтажным промышленным зданиям с сеткой колонн 12×24 м. Объем работ принят на 10 укрупненных блоков.

Масса подкрановых балок, тормозных конструкций для укрупнения в блоки принята максимальной исходя из следующих условий:

режим работы мостового крана - тяжелый;

расчетная температура - 40 °С и выше;

количество кранов в пролете - один;

высота подкрановой балки - 1450 мм;

Длина укрупненных блоков крайнего и среднего рядов - 12 м.

Укрупненный блок крайнего ряда состоит из одной подкрановой балки, тормозного настила, кранового рельса, элементов жесткости общей массой 4323 кг.

Укрупненный блок среднего ряда состоит из двух подкрановых балок, тормозной фермы, двух крановых рельсов, элементов жесткости общей массой 7373 кг.

1.2 . В состав работ, рассматриваемых картой, входят:

подготовка блока к подъему;

подъем и установка блока;

1.3 . Работы выполняются в две смены.

1.4 . При привязке типовой технологической карты к конкретному объекту и условиям строительства принятое в карте направление монтажа и движения кранов уточняется в зависимости от общего направления монтажа несущих конструкций каркаса здания, его раз бивки на захватки; уточняются также объемы работ, средства механизации, потребности в материально-технических ресурсах.

2 . ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

2.1 . До начала монтажа подкрановых балок должны быть выполнены организационно-подготовительные мероприятия в соответствии со СНиП 3.01.01-85 «Организация строительного производства», а также все работы в соответствии со стройгенпланом. Кроме того, должны быть выполнены следующие работы:

смонтированы и выверены колонны, замоноличены стыки колонн с фундаментами (прочность бетона в стыках должна быть не менее 70 % проектной);

смонтированы связи по колоннам;

завезены и разложены помарочно согласно схеме раскладки, блоки подкрановых балок;

доставлены в зону монтажа монтажный кран, приспособления, инвентарь, инструмент;

на консолях колонн разбиты и нанесены оси подкрановых балок;

непосредственно в пролетах обозначены пути движения и рабочие стоянки монтажного крана.

2.2 . Технология монтажа подкрановых балок принята по безвыверочному методу укрупненными блоками.

2.3 . Укрупнение подкрановых балок, тормозных ферм в блоки производится в заводских условиях.

2.4 . Укрупненный блок для крайнего ряда состоит из подкрановой балки, тормозного настила и кранового рельса.

2.5 . Укрупненный блок для среднего ряда состоит из двух подкрановых балок, тормозной фермы и двух крановых рельсов.

2.6 . Для придания жесткости блокам при транспортировке и монтаже необходимо поставить временно дополнительные элементы (уголок 75×75×5) в соответствии с правилами транспортировки изделий серии 1.426.2-3.

2.7 . Укрупненные блоки предварительно завозят и раскладывают в зоне работы монтажного крана. Блоки раскладывают на деревянные подкладки вдоль пролета здания между колоннами под углом к их оси, чтобы при помощи монтажного крана можно было поднимать и укладывать блоки на консоли колонн при одном вылете крюка.

2.3 . Безвыверочный монтаж подкрановых балок укрупненными блоками достигается за счет обеспечения повышенной точности вертикальных отметок и уровня опорной поверхности консолей колонн. Перед монтажом подкрановых балок или во время монтажа на консоли колонн, непосредственно на закладную деталь, при необходимости между анкерными болтами устанавливают металлические подкладки-компенсаторы толщиной 5 - 10 мм для выравнивания уровня опорных поверхностей с точностью ± 5 мм от проектных. Допускаемые отклонения проектных отметок опорных поверхностей для железобетонных колонн ± 10 мм, а для стальных колонн ± 5 мм.

2.9 . Монтаж укрупненных блоков подкрановых балок выполняется с помощью гусеничного крана МКГ-25БР с длиной стрелы 23,5 м.

2.10 . Строповка блоков подкрановых балок производится с помощью стропов с захватами.

2.11 . Технология монтажа укрупненных блоков подкрановых балок заключается в следующем. Вначале устанавливают на колонны приставные лестницы с площадками. В это время монтажники готовят блок к подъему: очищают конструкцию от загрязнения, навешивают инвентарные лестницы, натягивают страховочный канат для безопасности работ.

2.12 . Привязав оттяжки, блок стропят, поднимают на высоту 0,2 - 0,3 м и проверяют правильность строповки, равномерность натяжения стропов, устойчивость крана и действие тормозов и только после этого подают сигнал о подъеме блока. Блок поднимают выше колонн на 0,5 м и подают его к месту установки, постепенно опуская на высоту 0,1 - 0,15 м от опорной поверхности.

2.13 . Ориентируя по рискам, блок устанавливают в проектное положение, закрепляют болтами, приваривают верхний пояс к колонне.

2.14 . Расстроповку осуществляют после закрепления блока проектными болтами при помощи канатов для расстроповки, концы которых привязаны к верхнему поясу блока.

2.15 . Монтаж подкрановых балок выполняет звено, состоящее из 5 чел.:

монтажник конструкций 6-го разряда - 1;

5- го разряда - 1;

4- го разряда - 2;

2- го разряда - 1.

Кран обслуживает один машинист 6-го разряда, не входящий в состав бригады.

2.16 . Калькуляция затрат труда приведена на листе 7.01.01.43-01.

2.17 . График выполнения работ приведен на листе 7.01.01.43-02.

2.18 . В настоящей технологической карте организация, методы и приемы труда приняты в соответствии с типовыми картами трудовых процессов ККТ-5.1-1 «Монтаж стальных конструкций промышленных зданий» ВНИПИ труда в строительстве.

смещение оси подкранового рельса и оси подкрановой балки - 15 мм;

отклонения расстояний между осями подкрановых рельсов одного пролета ± 10 мм;

отклонение оси подкранового рельса от прямой - 15 мм на участке 40 м;

разность отметок головки подкрановых рельсов на одном разрезе пролета здания:

на опорах - 15 мм;

в пролете - 20 мм;

разность отметок подкрановых рельсов на соседних колоннах (расстояние между колоннами L ):

при L менее 10 м - 10 мм;

при L более 10 м - 1/1000 L , но не более 15 мм.

Взаимное смещение торцов смежных подкрановых рельсов на высоте и в плане - 2 мм; зазор в стыках рельсов (при температуре 0 °С и длине рельса 12,5 м) - 4 мм.

Схема пооперационного контроля качества работ приведена на листе 6.

2.20 . Указания по технике безопасности, санитарии и гигиене труда.

2.20.1 . При производстве работ необходимо руководствоваться «Системой научной организации труда, техники безопасности, санитарии и гигиены труда» (см. Государственные общесоюзные стандарты, раздел Т-58); соблюдать правила, приведенные в главе СНиП III-4-80 «Техника безопасности в строительстве».

2.20.2 . При подъеме конструкций обязательна сигнализация: все сигналы машинисту крана должен подавать только один человек - монтажник.

2.20.3 . До начала работы монтажникам следует ознакомиться с технологической картой на производство работ.

2.20.4 . Монтажники, работающие на высоте, должны быть обеспечены предохранительными поясами и знать места закрепления карабинов, указанные мастером.

2.20.5 . До начала монтажа мастер или производитель работ обязан ознакомить монтажников с настоящими указаниями и дать инструктаж по технике безопасности.

2.20.6 . Монтажникам, работающим на высоте, следует иметь индивидуальные сумки для хранения инструмента, а сварщикам - пеналы и сумки для электродов и ящики для огарков.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1 . Типовая технологическая карта разработана на монтаж разрезных стальных подкрановых балок пролетом 12 м с предварительным укрупнением в блоки под мостовые электрические краны общего назначения грузоподъемностью 50 т, запроектированных по типовой серии 1.426.2-3, выпуск 1 применительно к одноэтажным промышленным зданиям с сеткой колонн 12×24 м. Объем работ принят на 10 укрупненных блоков.

1.2 . В состав работ, рассматриваемых картой, входят:

1.3 . Работы выполняются в две смены.

1.4 . При привязке типовой технологической карты к конкретному объекту и условиям строительства принятое в карте направление монтажа и движения кранов уточняется в зависимости от общего направления монтажа несущих конструкций каркаса здания, его разбивки на захватки; уточняются также объемы работ, средства механизации, потребности в материально-технических ресурсах.

2 . ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

2.1 . До начала монтажа подкрановых балок должны быть выполнены организационно-подготовительные мероприятия в соответствии со СНиП 3.01.01-85 «Организация строительного производства», а также все работы в соответствии со стройгенпланом. Кроме того, должны быть выполнены следующие работы:

2.2 . Технология монтажа подкрановых балок принята по безвыверочному методу укрупненными блоками.

2.3 . Укрупнение подкрановых балок, тормозных ферм в блоки производится в заводских условиях.

2.4 . Укрупненный блок для крайнего ряда состоит из подкрановой балки, тормозного настила и кранового рельса.

2.5 . Укрупненный блок для среднего ряда состоит из двух подкрановых балок, тормозной фермы и двух крановых рельсов.

2.6 . Для придания жесткости блокам при транспортировке и монтаже необходимо поставить временно дополнительные элементы (уголок 75×75×5) в соответствии с правилами транспортировки изделий серии 1.426.2-3.

2.7 . Укрупненные блоки предварительно завозят и раскладывают в зоне работы монтажного крана. Блоки раскладывают на деревянные подкладки вдоль пролета здания между колоннами под углом к их оси, чтобы при помощи монтажного крана можно было поднимать и укладывать блоки на консоли колонн при одном вылете крюка.

2.3 . Безвыверочный монтаж подкрановых балок укрупненными блоками достигается за счет обеспечения повышенной точности вертикальных отметок и уровня опорной поверхности консолей колонн. Перед монтажом подкрановых балок или во время монтажа на консоли колонн, непосредственно на закладную деталь, при необходимости между анкерными болтами устанавливают металлические подкладки-компенсаторы толщиной 5 - 10 мм для выравнивания уровня опорных поверхностей с точностью ± 5 мм от проектных. Допускаемые отклонения проектных отметок опорных поверхностей для железобетонных колонн ± 10 мм, а для стальных колонн ± 5 мм.

2.9 . Монтаж укрупненных блоков подкрановых балок выполняется с помощью гусеничного крана МКГ-25БР с длиной стрелы 23,5 м.

2.10 . Строповка блоков подкрановых балок производится с помощью стропов с захватами.

2.11 . Технология монтажа укрупненных блоков подкрановых балок заключается в следующем. Вначале устанавливают на колонны приставные лестницы с площадками. В это время монтажники готовят блок к подъему: очищают конструкцию от загрязнения, навешивают инвентарные лестницы, натягивают страховочный канат для безопасности работ.

2.12 . Привязав оттяжки, блок стропят, поднимают на высоту 0,2 - 0,3 м и проверяют правильность строповки, равномерность натяжения стропов, устойчивость крана и действие тормозов и только после этого подают сигнал о подъеме блока. Блок поднимают выше колонн на 0,5 м и подают его к месту установки, постепенно опуская на высоту 0,1 - 0,15 м от опорной поверхности.

2.13 . Ориентируя по рискам, блок устанавливают в проектное положение, закрепляют болтами, приваривают верхний пояс к колонне.

2.14 . Расстроповку осуществляют после закрепления блока проектными болтами при помощи канатов для расстроповки, концы которых привязаны к верхнему поясу блока.

2.15 . Монтаж подкрановых балок выполняет звено, состоящее из 5 чел.:

2.16 . Калькуляция затрат труда приведена на листе 7.01.01.43-01.

2.17 . График выполнения работ приведен на листе 7.01.01.43-02.

2.18 . В настоящей технологической карте организация, методы и приемы труда приняты в соответствии с типовыми картами трудовых процессов ККТ-5.1-1 «Монтаж стальных конструкций промышленных зданий» ВНИПИ труда в строительстве.

при L более 10 м - 1/1000 L, но не более 15 мм.

2.20 . Указания по технике безопасности, санитарии и гигиене труда.

2.20.1 . При производстве работ необходимо руководствоваться «Системой научной организации труда, техники безопасности, санитарии и гигиены труда» (см. Государственные общесоюзные стандарты, раздел Т-58); соблюдать правила, приведенные в главе СНиП III-4-80 «Техника безопасности в строительстве».

2.20.2 . При подъеме конструкций обязательна сигнализация: все сигналы машинисту крана должен подавать только один человек - монтажник.

2.20.3 . До начала работы монтажникам следует ознакомиться с технологической картой на производство работ.

2.20.4 . Монтажники, работающие на высоте, должны быть обеспечены предохранительными поясами и знать места закрепления карабинов, указанные мастером.

2.20.5 . До начала монтажа мастер или производитель работ обязан ознакомить монтажников с настоящими указаниями и дать инструктаж по технике безопасности.

2.20.6 . Монтажникам, работающим на высоте, следует иметь индивидуальные сумки для хранения инструмента, а сварщикам - пеналы и сумки для электродов и ящики для огарков.

Подкрановые балки в промышленных зданиях

Здания промышленного строительства для перемещения внутри них сырья, полуфабрикатов или готовой продукции оборудуют подъемно-транспортными средствами – мостовыми кранами.

Мостовой кран состоит из несущего моста, перекрывающего пролет здания, механизмов передвижения и движущейся вдоль моста тележки с механизмами подъема.

По консолям колонн цеха укладываются специальные конструкции – подкрановые пути для передвижения крана вдоль цеха.

Подкрановые балки изготавливаются стальными и железобетоннми.

Монтаж подкрановых балок чаще всего ведут самостоятельным потоком непосредственно с транспортных средств.

Установку балок в проектное положение производят по осевым рискам на балках и консолях колонн.


Расположение отверстий в верхних поясах балок для крепления крановых рельсов на планках

Стальные подкрановые балки

Стальные подкрановые балкиприменяются при стальных колоннах для кранов любой грузоподъемности, при железобетонных колоннах с шагом > 12м.

По сечению подкрановые балки подразделяют на сплошные и решетчатые.

Стальная сплошная подкрановая балка представляет собой сварной двутавр с развитым верхним поясом или с поясами одинаковой ширины.

Решетчатые подкрановые балки – в виде шпренгельных систем имеют экономическое преимущество.

Целесообразно применять :

- при шаге колонн 12м, Q кр. > 50т - двутавры с поясами одинаковой ширины. В плоскости верхнего пояса они усилены тормозными конструкциями в виде ферм или балок;

По конструкции подкрановые балки бывают :

- разрезные постоянного сечения, стыкуемые на опорах;

- неразрезные, компонуемые из различных сечений, свариваемых между собой заводскими или монтажными стыками в четвертях пролетов.

Высота унифицированных балок на опоре :

- для шага колонн 12м: при грузоподъемности крана Qкр < 20т - 1100мм;

при грузоподъемности крана Qкр = 30т; Qкр = 50т - 1600м.

Для обеспечения устойчивости стенка балки снабжена поперечными ребрами жесткости с интервалом 1,5м.

Ребра обрываются на высоте 60 мм от нижней полки.

Площадь сечения ребер - 90х6 мм при высоте балки до 1,1м., 120х8 мм при высоте > 1,1 м.

Разрезные подкрановые балки опираются на консоли рядовых колонн строганной нижней кромкой рядовых опорных рёбер.

Одно из ребер усилено планкой толщиной 6 мм примерно на 2/3 высоты, в пределах которой расположены соединительные болты.

Конструкция крепления верхнего пояса балок к колоннам гибкая.

В неразрезных балках это крепление жесткое на сварке.

Крепление нижнего пояса к консолям колонн выполняется на болтах, к консолям связевых колонн – на болтах и монтажной сварке.



Стальные разрезные рядовые подкрановые балки для шага колонн 6 м под мостовые краны г.п. до 50т


Концевая балка (устанавливается у торцов температурного отсека)


Крепление стальной подкрановой балки к стальной колонне:

1 - опорное ребро; 2 - крепежная планка; 3 - тормозная балка; 4 - шайбы 60х16; 5 – болт М20; 6 – упорная планка толщиной 16мм


Крепление стальной подкрановой балки высотой 800 мм к железобетонной колонне:

1 - стальная опорная фасонка толщина 10мм; 2 – крепежная гибкая планка 80х60; 3 - упорный уголок (подставка, компенсирующая разность высоты унифицированных стальных и железобетонных балок); 4 – подливка цементным раствором марки 200; 5 – болт М20; 6 – [ №22; 7 – крепление ∟125х80х7


Крепление стальной подкрановой балки высотой 1100 мм к железобетонной колонне:

1 - стальная опорная фасонка толщина 10мм; 2 – крановый рельс; 3 - упорный уголок (подставка, компенсирующая разность высоты унифицированных стальных и железобетонных балок); 4 – подливка цементным раствором марки 200; 5 – упорная планка 80х16; 6 – Болт М20; 7 - ∟75х50х5; 8 – подкрановая балка; 9 – шайбы 60х14

Железобетонные подкрановые балки

Железобетонные подкрановые балкиприменяют при железобетонных колоннах с шагом 6 и 12м для кранов грузоподъемностью 20 - 32т включительно.

Балки могут иметь тавровое или двутавровое сечение (первые предусматривают при шаге колонн 6м; вторые – при шаге 12м).


Железобетонные подкрановые балки при шаге колонн 6 м:

1 – опорный стальной лист 160х12х500 мм


Железобетонные подкрановые балки при шаге колонн 12 м



Крепление кранового рельса к балке:

1 – стальная лапка; 2 – болт; 3, 4 – упругие прокладки толщиной 8мм;

Развитая по ширине полка балки служит для усиления сжатой зоны.

Она воспринимает поперечные горизонтальные крановые нагрузки, а также упрощает крепление крановых рельсов.

Балки имеют утолщенную на опорах вертикальную стенку.

Высота балок – 800, 1000, 1400 мм; ширина полок 550, 600, 650 мм.

Балки подразделяются по месторасположению в здании :

- торцовые (у торцовых стен);

- температурные (у деформационных швов).

Они отличаются наличием и расположением закладных элементов.

Крепление подкрановой балки к консоли колонны производится на анкерных болтах, пропущенных сквозь опорный лист, предварительно приваренный к нижней закладной пластине.

Для предотвращения возможного тарана краном торцовой стены на торцовых балках устанавливаются стальные концевые упоры, страхующие здание в случае отказа автоматических тормозных устройств.


Крепление железобетонных подкрановых балок к железобетонным колоннам:

1 – Опорный стальной лист 160х12х500 мм (опора подкрановой балки); 2 – анкерный болт; 3 – Стальная пластинка 100х12мм (упор подкрановой балки); 4, 5 – закладные элементы колонны

Новый сервис - Строительные калькуляторы online

Типовая технологическая карта на монтаж строительных конструкций. Монтаж разрезных стальных подкрановых балок пролетом 12 м под мостовые электрические краны одноэтажных промышленных зданий

Типовая технологическая карта разработана на монтаж разрезных стальных подкрановых балок пролетом 12 м с предварительным укрупнением в блоки под мостовые электрические краны общего назначения грузоподъемностью 50 т, запроектированных по типовой серии 1.426.2-3, выпуск 1 применительно к одноэтажным промышленным зданиям с сеткой колонн 12 х 24 м

ТИПОВЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ
НА ПРОИЗВОДСТВО ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ РАБОТ

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
НА МОНТАЖ СТРОИТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ

МОНТАЖ РАЗРЕЗНЫХ СТАЛЬНЫХ
ПОДКРАНОВЫХ БАЛОК ПРОЛЕТОМ 12 м
ПОД МОСТОВЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ КРАНЫ
ОДНОЭТАЖНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ЗДАНИЙ

Главный инженер В.Г. Богацкий

Начальник отдела Б.П. Окулов

Отделом механизации и

Письмо от 9.03.88 г.

Введена в действие

с 20 апреля 1988 г.

МОСКВА - 1989

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Читайте также: