Маркировка стальных задвижек как расшифровать

Обновлено: 15.05.2024

При нанесении условных знаков на запорную арматуру в РФ используют стандарты ЦКБ. Центральное бюро разработало документы, которые содержат исчерпывающий список изделий, с их кратким описанием и номерами правовых актов. Краткое описание задвижек состоит из буквенно-цифрового кода. Всего в обозначении используют пять элементов. Как маркируются задвижки и что означают используемые в описании символы, рассмотрим ниже.

Что означает маркировка

Термин подразумевается нанесение буквенно-цифровых обозначений на запорную арматуру для трубопроводов, газо- и нефтепроводов. Сюда также относятся графические символы разных типов изделий на гидравлических и пневматических схемах.

Условные обозначения содержат все ключевые технические параметры, необходимые для продажи и безопасной работы изделий в разных отраслях промышленности. Подбор необходимой арматуры делают при помощи таблицы фигур (СТ ЦКБА 036).

Цифры (1-2) сразу после букв в маркировке означают номер модели (тип конструкции). Если в описании три цифры, первая из них указывает на тип привода запорной арматуры (таблица №3).

Виды маркировки

Производители используют единую схему нанесения цифр и графических изображений. Такой подход позволяет конечному потребителю быстро разобраться в номенклатуре задвижек. Виды маркировки:

  1. Буквенно-цифровое описание параметров.
  2. Нанесение специальных знаков на изделие.
  3. Подобающая цветовая окраска.
  4. Описание изделия согласно таблице фигур.

Знаки маркировки наносят с учетом требований ГОСТа 4666. Каждый символ на корпусе или табличке арматуры, содержит конкретные сведения.

Расшифровка маркировки арматуры

Буквенно-цифровое обозначение запорной продукции (СТ ЦКБА 036-2017):



Рис. 1. Стандарт ЦКБА

Нормативные документы

Маркировка выпущенной заводом-изготовителем продукции происходит на основании государственного стандарта 4666-2015 и стандартов ЦКБА.

На каждое изделие наносят условные обозначения, необходимые для продажи, монтажа и обслуживания арматуры с соблюдением норм закона и правил техники безопасности.

ГОСТ 4666-2015

Государственный стандарт определяет буквенно-цифровое описание и статусы символов маркировки. Виды условных знаков:

  1. Обязательные. Наносятся на все виды задвижек и приводов.
  2. Дополнительные. Наносятся на некоторые виды арматуры по решению производителя. Плюс если нанесение таких сведений предусмотрено контрактом или нормативными актами.
  3. Специальные. Наносятся на арматуру согласно с предписаниями технических регламентов, директив или нормативных актов по технике безопасности. Специальные знаки обычно наносят на отдельную табличку.

На заметку! Дополнительные символы являются обязательными для отдельных отраслей народного хозяйства. Например, атомная энергетика, нефтяная промышленность и газовая отрасль.

Стандарты ЦКБА

Второй документ служит справочным материалом для описания арматуры и приводов к ней по КД и таблицам фигур, прошедшим регистрацию в бюро. Стандарт включает полный список изделий, с их условным описанием и номерами нормативных актов на изготовление продукции. Документ оформлен в виде таблиц. Они содержат:

  • мини-описание изделия;
  • обозначение согласно таблицам (1, 2, 3);
  • номинальное давление (кГс/см²) и диаметр (DN);
  • описание изделий по КД;
  • ТУ или ГОСТ на производство и поставку;
  • чертежи для каждой таблицы.

Рис. 2. Таблица фигур

Каждая новая модель выпущенной арматуры заносится в стандарт ЦКБА 036-2017. При этом обязательно указывается используемая таблица фигур. Порядок получения разрешения:

  1. Производитель подает в бюро заявку на регистрацию выпущенной продукции. Она должна содержать технические параметры запорной арматуры, номер документа (ТУ), на основании которого происходило изготовление изделия.
  2. Сотрудники бюро проверяют пакет документов. Иногда работники ЦКБ посещают цех, осматривают линию производства и сборки задвижек.
  3. Производится регистрация продукции в справочнике ЦКБ.

Образец заявки на регистрацию можно найти в СТ ЦКБА 036-2017.

Графические обозначения

Графические символы разных типов арматуры на гидравлических схемах регламентирует ГОСТ 2.785-70. Межгосударственный стандарт охватывает все отрасли промышленности и строительства. Исключением являются гидро- и пневмоприводы, и продукция авиационной промышленности.

На заметку! Размеры графических символов межгосударственный стандарт не регулирует. Производитель вправе комбинировать условные знаки исходя из типа соединения и вида управления задвижки.

Способы нанесения маркировки

Производители используют разные методы нанесения условных знаков. Среди них:

  1. Литье.
  2. Гравировка.
  3. Ударный способ.

Производитель может использовать и иные методы нанесения символов на выпущенную продукцию. Единственное условие – четкое изображение на протяжении всего срока службы изделия.

Требования к нанесению символов описываются на чертеже отдельной детали или на сборочном чертеже маркируемого изделия (п.4.3.5 ГОСТа)

Маркировка задвижек и ее расшифровка

Маркировка задвижек и ее расшифровка

Эти устройства представлены рядом разновидностей и выпускаются в многочисленных типоразмерах. Поэтому для их выбора необходимо знать маркировку задвижек. Она позволяет получить основную информацию о характеристиках трубопроводной арматуры. Кроме того, для проектирования и чтения технической документации, описывающей инженерные системы, необходимо знать условные обозначения задвижек на чертежах и схемах трубопроводов.

Правила маркировки задвижек

Маркировка задвижек и вентилей представляет собой условное обозначение, которое наносится на корпус изделия и несет основную информацию о нем. Это позволяет уже при визуальном осмотре арматуры определить ее основные технические характеристики, область применения, условия эксплуатации. Поэтому важно, чтобы маркировка задвижек была выполнена по ГОСТ.

Маркировка выполняется путем нанесения условных буквенных и цифровых обозначений, которыми зашифровываются основные параметры арматурного устройства. Так, обязательным является обозначение, указывающее на материал, из которого изготовлена задвижка. В соответствии с ГОСТ применяются такие обозначения в маркировке задвижек и их расшифровки:

  • «С» — углеродистая сталь;
  • «ЛС» — легированная сталь;
  • «НС» — нержавеющая сталь;
  • «Ч» — маркировка задвижек чугунных;
  • «Л» — латунь;
  • «Б» — бронза;
  • «П» — пластик и т. д.

Также маркировка должна отображать и другую информацию, характеризующую изделие. Кроме того, обязательно указывается производитель трубопроводной арматуры.

Обозначение задвижек на трубопроводе выполняется с соблюдением единых правил. Они применимы для всех типов арматуры. Это позволяет сделать расшифровку маркировки задвижек по ГОСТ любому покупателю или инженеру, осуществляющему комплектацию, проектирование и монтаж трубопроводной системы.

Требования к маркировке задвижек для трубопроводов устанавливаются нормативным документом ГОСТ Стандарт регламентирует содержание маркировки, буквенные и цифровые обозначения символов, устанавливает их статусы. В частности, применяются следующие типы знаков:

  • обязательные;
  • дополнительные;
  • специальные.


 

Дополнительные знаки должны содержаться в маркировке отдельных видов арматурных устройств. Например, могут предусматриваться обозначения задвижек с электроприводом. Нанесение дополнительных обозначений выполняется по усмотрению производителей, а также в соответствии с требованиями договора или технического задания на изготовление серии задвижек. В обязательном порядке дополнительные знаки предусматриваются в маркировке задвижек клиновых, шиберных и других, применяемых в нефтяной, газовой промышленности, атомной энергетике.

Нанесение специальных обозначений предусматривается в соответствии с требованиями промышленной безопасности на отдельные виды трубопроводной арматуры. Такая маркировка размещается на информационных табличках.

Содержание маркировки

В соответствии с нормативной документацией маркировка задвижек чугунных фланцевых и других разновидностей должна содержать такую обязательную информацию:

  • основной материал трубопроводной арматуры;
  • номинальный диаметр условного прохода в миллиметрах;
  • номинальное давление в атмосферах или в барах;
  • наименование или фирменный знак изготовителя;
  • дата изготовления задвижки;
  • заводской номер изделия, который может быть объединен с датой выпуска;
  • направление вращения маховика для закрытия и открытия запирающего элемента (наносится на рукоятку маховика в виде стрелок).

На свое усмотрение или по отдельному указанию заказчика производитель может наносить следующую дополнительную информацию на трубопроводные задвижки:

  • обозначение на схеме задвижки фланцевой, муфтовой, приварной в соответствии с конструкторской документацией;
  • ГОСТ или ТУ, в соответствии с которыми изготовлена задвижка;
  • отметка о приемке арматуры ОТК;
  • масса арматурного устройства;
  • нормальное положение затвора — применяется при обозначении на схеме задвижек с электроприводом;
  • тип применяемых уплотнителей для фланцевых задвижек;
  • климатическое исполнение.

Маркировка задвижек стальных и из других материалов наносится на корпус изделия и на информационную табличку. Эта табличка может быть закреплена на корпусе арматуры или на крышке.

Обязательная маркировка должна быть нанесена на корпусе и может дублироваться на информационной табличке. Номинальное давление, диаметр прохода, материал корпуса должны быть указаны на лицевой стороне корпуса задвижки. На задней части указываются сведения о производителе, заводском номере и дате изготовления, температурном диапазоне. Если позволяют габариты изделия, то вся обязательная информация наносится на лицевой части.

Способы маркировки задвижек

Цифровые и буквенные обозначения задвижек должны наноситься способом, который предусматривает сохранение маркировки в течение всего срок эксплуатации арматуры. В соответствии с ГОСТ для этого могут использоваться следующие способы:

  • Клеймение. Маркировка наносится на задвижку с помощью электроискрового карандаша. Метод отличается сложностью и требует высокой квалификации исполнителя. В связи с этим технология применяется редко.
  • Гравировка. Нанесение обозначений при помощи механической обработки металлической поверхности резцом, фрезой, штихелем, пуансонами. Простота исполнения делает метод наиболее распространенным.
  • Штамповка. Надпись наносится под действием давления на поверхность корпуса. Метод обеспечивает сохранение нанесенных обозначений на максимальный срок.

Помимо маркировки, информацию о материале корпуса задвижки несет и цвет ее окраски. В соответствии с действующим нормативными требованиями задвижки из углеродистой стали окрашиваются в серый цвет, арматура из ковкого чугуна — в черный. Синий цвет применяется для окраски задвижек из легированной стали, а голубой — из коррозионно-стойкой.

Примеры маркировки задвижек с расшифровкой

Рассмотрим варианты маркировки задвижки клиновой с расшифровкой. В качестве примера возьмем задвижку 30с927нж. Обозначения ее маркировки имеют следующие значения:

  • «30» — указывает, что арматурное устройство является задвижкой;
  • «с» — материал корпуса углеродистая сталь;
  • «9» — для управления арматурой используется электропривод;
  • «27» — заводской номер изделия, присвоенный конструкторским бюро;
  • «нж» — свидетельствует о том, что используются уплотнительные кольца, на которые наплавлена нержавеющая сталь.

При наличии внутреннего покрытия проходного отверстия задвижки ее маркировка дополняется обозначением материала такого покрытия. Например, для рассматриваемого случая маркировка 30с927нжфт будет свидетельствовать, что проходное отверстие покрыто фторопластом.

Маркировка запорной арматуры


Маркировка запорной арматуры

Современный каталог арматурных конструкций представлен широким рядом видов запорной арматуры, отличающихся по материалу исполнения, размерам, принципу действия, способам производства. Для простоты, быстроты и удобства поиска нужной продукции в этом ассортименте используются специальные обозначения. Система этих знаков называется маркировкой арматуры и должна отвечать двум главным требованиям:

  • информативность;
  • компактность (минимум места на корпусе).

Данная информация используется как при выборе устройств, так и при подборе элементов для ремонта, модернизации трубопроводов. При этом огромное значение имеет качество нанесения маркировки запорной арматуры. Чем лучше она читается, тем ниже вероятность ошибки при покупке (и некорректной работы всей системы после установки).

Правила маркировки арматуры

Правила маркировки арматуры

Маркировка арматуры – регламентная мера и должна осуществляться согласно нормам и нормативами российских госстандартов. В соответствии с последними, обозначения запорной арматуры формируются в таблицу и включают цифры + буквы. Порядок отметок:

  • 2 первые цифры ряда указывают на класс, вид, тип изделия;
  • буквы за первыми 2 цифрами – материал основных компонентов (корпус, крышка);
  • 1–2 цифры за буквами – регистрационный номер (если их 3, то первая – это тип используемого привода);
  • 2 «замыкающие» буквы указывают на материальное исполнение поверхностей;
  • последние буквы – обозначение варианта сборки конструкции.

Согласно ГОСТ, нанесение осуществляется на последней стадии ее изготовления. Важное условие: оттиск ставится по завершении производства, но до проведения испытаний. Такой подход позволяет контролировать отбракованные после контрольной оценки образцы, чтобы оперативно устранить дефекты и передать продукцию на выпуск, реализацию.

Высокое качество маркировочного оттиска – репутационный фактор, признак серьезности производителя и его ответственного подхода к качеству своей номенклатуры. Поэтому процесс нанесения обозначений доверяется исключительно специалистам с соответствующей подготовкой. Здесь важно владение навыками работы со специализированным оборудованием, применяемым для маркировки запорной арматуры.

Содержание

Состав маркировки запорной арматуры

Пункты, которые обязана отражать/содержать маркировка запорной арматуры по ГОСТ.

  • Информация об изготовителе (наименование, марка);
  • Размерные характеристики:
    • Условный проход (номинальный диаметр). Обозначается как Ду + цифры, указывается в мм.
    • Условное давление (номинальное Pу/PN + рабочее), в МПа.
    • сталь (нж – нержавеющая, лс – легированная); (обозначается как ч).
    • р – резиновая поверхность;
    • п – пластмассовая;
    • бр – бронзовая или латуневая.

    Цвет поверхностей деталей изделий тоже следует рассматривать как часть маркировки запорной арматуры. Здесь действует такое распределение, согласно ГОСТ маркировки запорной арматуры:

    • синий указывает на использования легированной стали;
    • черный – корпус и элементы из чугуна (серого, ковкого);
    • голубой – сталь, устойчивая к коррозии;
    • серый – углеродистая сталь.

    Способы маркировки арматуры

    Способы маркировки запорной арматуры

    Правила нанесения маркировки запорной арматуры:

    • оттиск – на корпусе изделия;
    • данные по характеристикам модели – с фронтальной стороны;
    • данные об изготовителе – на задней стенке.

    Собственно, процесс нанесения осуществляется одним из трех методов – штамповкой, клеймением или гравировкой. Все 3 подхода предполагают деформирование материала поверхности с разным уровнем изменения.

    Штамповка – долговечный способ маркировки запорной арматуры. Обозначения, нанесенные с ее помощью, имеют срок службы самих конструкций. При этом качество оттиска тоже остается высоким.

    Клеймение – один из самых технологически сложных методов маркировки запорной арматуры. Использует для нанесения обозначений электроискровой карандаш. Довольно дорогой формат обработки поверхностей, потому применяется редко.

    Гравировка – один из первых способов маркирования поверхностей. Использует в работе резцы (пуансон, фреза, штихель), занимает минимум времени, сохраняется достаточно длительный период времени.

    Примеры маркировки арматуры с расшифровкой обозначений

    Примеры маркировки запорной арматуры

    ООО НПО «СпецНефтеМаш» – серьезный ответственный опытный представитель рынка производителей арматурной продукции. Мы уделяем немало внимания маркировке запорной арматуры и всегда стремимся сделать выбор изделий для покупателя значительно проще. Для наглядности и понимания сути обозначений маркировки арматуры предлагаем несколько «расшифровок» формул продукции, представленной в нашем каталоге.

      . Обозначение расшифровывается так:
      • 30 – задвижка;
      • нж – корпус из нержавейки;
      • 5– механический привод;
      • 41 – № регистрации выпуска;
      • нж – уплотнительные поверхности из нержавейки.
    1. Изделия серии 32с908р, где:
      • 32 – поворотный дисковый тип затвора;
      • с – поверхности затвора из стали (углеродистой);
      • 9 – тип привода (в данном случае указывает на производство запорной арматуры с электроприводом);
      • 08 – регистрационный № модели;
      • р – резиновые уплотнители.
    2. 19с63нж означает, что перед вами:
      • обратный затвор с герметичным клапаном (19);
      • в корпусе из углеродистой стали (с);
      • выпущенный под регистрационным № 63;
      • со стальными уплотнителями (нержавейка, обозначение нж).

    Наш завод запорной арматуры заботится о том, чтобы выбор покупателя всегда был верным. К тому же качественная маркировка арматуры определяет простоту и удобство ее хранения, эксплуатации, своевременной замены или обновления. Мы предлагаем изделия с качественным оттиском и хорошими характеристиками для оснащения различных трубопроводных систем и постоянно работаем над повышением информированности своих клиентов.

    Задвижки и затворы - обозначения и виды


    Задвижки и затворы - обозначения и виды

    О том, что за характеристики имеет конкретная запорная арматура, расскажет ее обозначение – маркировка. Он наносится производителем и обязателен к изучению перед покупкой механизмов перекрытия. От того, что указано в обозначении, зависит эффективность установки трубопроводной запорной арматуры в заданных условиях. Разберемся, как маркируются различные типы изделий.

    Особенности и обозначения

    Задвижка – это вид запорной арматуры, который перекрывает движение рабочей среды методом перемещения затвора под прямым углом относительно движения транспортируемого продукта. К ее преимуществам относят:

    • небольшое гидравлическое сопротивление (в положении, не препятствующем движению продукта);
    • отсутствие поворотов движения;
    • широкую сферу применения (в том числе, на трубопроводах, транспортирующих вязкие продукты);
    • функционал, включая подачу транспортируемого продукта в любом направлении;
    • условно небольшую строительную длинутрубопроводной арматуры.

    Недостатки изделий данного типа с любым обозначением:

    • ограничения по части эксплуатации в магистралях, транспортирующих материалы с кристаллизирующимися включениями;
    • ограничения по допустимым перепадам давления в системе;
    • медленный отклик на действия по открыванию/закрыванию;
    • трудности монтажа и ремонта уплотнителей затвора;
    • довольно высокий риск гидроудара в конце хода.

    Классификация делит задвижки в зависимости от принципа работы запорного элемента. Различают арматуру с выдвижным шпинделем и неподвижным. В первом случае ходовая гайка помещена в корпусе – шпиндель в таком устройстве выдвигается над гайкой. Во втором случае имеет место соединение ходовой гайки со шпинделем, а сама она установлена в затвор (с началом движения шпиндель не выдвигается, а наоборот, углубляется внутрь механизма).

    Еще один признак классификации – конструкция. По нему запорная арматура делится на параллельную и клиновую.

    В первом случае (параллельная задвижка) особенность состоит в том, что уплотнители седел конструкции идут друг параллельно другу. Ее маркировка – 30 и 31. Затвор в таких изделиях может называться по-разному (как правило, это нож, диск или шибер).

    В этой категории выделяются однодисковые (шиберные) и двухдисковые задвижки (параллельные). Первые используются в трубопроводах, когда требования к герметичности перекрытия рабочей среды не очень высокие. Имея жесткую конструкцию, такая трубопроводная арматура способна выдерживать довольно высокое давление в сети и значительные температуры в системе. Двухдисковая задвижка обеспечивает лучшую герметичность по сравнению с однодисковой.

    Особенности клиновой задвижки:

    • форма затвора напоминает плоский клин (благодаря чему изделие и получило название);
    • седла (а что важнее, их уплотнительные материалы) находятся параллельно уплотнителям затвора и расположены под углом к направлению его перемещения.

    Здесь тоже есть свои подклассы. Так, не отличаются высокой надежностью задвижки с цельным клином (быстро изнашиваются уплотнительные поверхности). Они нуждаются в дополнительной подгонке седел, которая выполняется индивидуально для обеспечения высокой герметичности закрытия потока. Подгонка осуществляется при сборке изделия и значительно осложняет ремонт. Седла и клин в такой арматуре не являются взаимозаменяемыми. Кроме того, из-за износа, коррозии и тепловых нагрузок в закрытом положении в задвижке запорный элемент может заедать.

    Задвижка с упругим клином в отличие от предыдущего изделия не требует подгонки. Затвор имеет форму (полу)разрезанного клина, области которого соединены упругим элементом. При прижатии с усилием, переданным через шпиндель, в закрытом положении клин изгибается, насколько позволяет пружинящий элемент. Благодаря этому уплотнительные элементы частей клина плотно прилегают к седлам. Главное преимущество задвижки клинового типа – высокая герметичность перекрытия рабочей среды.

    Дисковый поворотный затвор

    Дисковый поворотный затвор с маркировкой 32 – трубопроводная арматура, получившая название благодаря форме запорного элемента. Это диск с диаметром, примерно равным диаметру трубы. Открытие и закрытие затвора с обозначением 32 осуществляется путем поворота диска вокруг собственной оси. Последняя расположена под прямым углом к оси трубопровода.

    При наличии клапана, который может принимать промежуточные положения, дисковый поворотный затвор может выполнять не одну, а сразу 2 функции – перекрывать поток и регулировать его интенсивность. Но по сравнению с другими видами арматуры сфера его применения ограничена, так как конструкция затвора данного типа не позволяет ему длительное время работать при среднем или высоком давлении в трубопроводной системе.

    В зависимости от вида уплотнения запорного элемента, дисковый затвор делится на типы трубопроводной арматуры с эластичным и жестким уплотнением. В первой группе есть 3 варианта

    • с уплотнителем на диске;
    • рубашкой на корпусе;
    • уплотнителем в металлическом корпусе.

    Преимущество в этом ряду получили изделия, уплотнение которых «спрятано» в корпус, поскольку оно в меньшей степени подвергается разрушительному действию рабочих сред, а потому служит дольше. Если же сравнивать эластичные и жесткие уплотнения, то первые хороши тем, что дают улучшенную герметичность, а вторые меньше подвержены износу (более долговечны).

    Шланговая задвижка и шланговый затвор

    Шланговая задвижка с маркировкой 33 имеет следующие особенности работы:

    • транспортируемый продукт двигается через шланг – гибкий патрубок;
    • деформируясь под давлением шпинделя, патрубок меняет пропускную площадь (размер проходного сечения);
    • благодаря деформации шланга регулируется расход рабочей среды.

    Что до сферы применения, то шланговая задвижка с маркировкой 33 может применяться в трубопроводах, транспортирующих практически любой материал. Единственное требование: продукт не должен деформировать шланговый элемент. Сам шланговый патрубок делают из бензостойкой, химически стойкой или малостойкой резины.

    Преимущества и недостатки шланговой задвижки

    Главные преимущества шланговой задвижки с маркировкой 33:

    • хорошая герметичность (полное исключение контакта внутренней рабочей среды со внешней);
    • небольшое гидравлическое сопротивление за счет прямоточной конструкции запорной арматуры;
    • исключение вероятности застоя рабочей среды.

    Есть и недостатки:

    • сильно ограниченный срок службы;
    • небольшое предельное давление, на которое рассчитан шланговый затвор задвижки в трубопроводной системе, (до 10 кгс/кв. см);
    • невысокие приемлемые температуры в трубопроводе со шланговой задвижкой (до +80 °C);
    • сложности управления (нужно большое усилие для зажима патрубка).

    Замена другими видами запорной арматуры

    Если шланговая задвижка (или шланговый затвор) не справляется со своими функциями в конкретной трубопроводной системе, ее имеет смысл заменить запорным мембранным клапаном. Или поставить сильфонный клапан.

    И мембранная, и сильфонная конструкция клапанов обеспечивают полную герметичность перекрытия движения продукта в трубопроводной магистрали. Но последний значительно удорожит устройство или модернизацию трубопровода.

    Шланговый затвор

    Кроме задвижек, бывают и шланговыми затворы. Маркировка шлангового затвора – шифр 32. Шланговые затворы и шланговые задвижки имеют схожие конструкции и функциональность. При необходимости (в некоторых случаях) они взаимозаменяемы.


    Задвижки и затворы - обозначения и виды

    Читайте также: