Нейзильбер или сталь лады

Обновлено: 27.04.2024

Размер ладов – это еще один кусочек в головоломке, такого рода: радиус грифа, форма грифа или размер ладов наиболее сильно влияют она ощущения от игры?

Размер ладов оказывает сильное влияние на высоту струн на вашей гитаре. Низкие лады позволяют прижимать струны прямо к накладке, доставая подушечками пальцев до нее, при этом уже не остается места под струной, чтобы сделать микро-бэнд, лишь усилив нажим на нее. Так же могут возникнуть сложности с обычными бэндами. С высокими ладами дело обстоит с точностью наоборот. Ширина ладов определяет как долго они будут снашиваться, т.е. через какое время потребуется шлифовка ладов или их замена. Так же на износ ладов влияет материал из которого сделаны лады, но об этом ниже.

• Широкие лады служат дольше.
• Узкие лады снашиваются быстрее.


Но что же выбрать для себя? Для этого надо спросить себя:

1. Нравится ли мне гриф гитары, на которой я сейчас играю?
2. Мне нравится большая или меньшая высота струн?
3. Как сильно я буду делать бенды? (тон, полтона, etc..)
4. Если я выберу плоские лады, не будет ли гриф казаться слишком маленьким?
5. Если я выберу высокие лады, не будет ли гриф казаться слишком большим?

Теперь вы можете увидеть, как все эти вещи связаны вместе. Позвольте мне привести несколько гитар, как пример того, как радиус грифа, форма грифа и размер ладов делают гитары полностью не похожими друг на друга.

1. Gibson style: форма грифа «С» или «D» — образная, радиус грифа 10'' и широкие плоские лады.
2. Fender style: форма грифа «V» или «C» — образная, радиус грифа 7,5'' или 10'' и высокие тонкие лады.
3. Ibanez style: форма грифа «сглаженная C» — образная, радиус грифа 12'' или 15'', а лады – что-то среднее между. Gibson style и Fender style.
4. MusicMan style: «ассимитричая» форма грифа, радиус грифа от 10'' до 15'', а лады тоньше и выше, чем на Ibanez style.

Это просто беглый обзор тих брэндов, но идея в том, чтобы показать, как три элемента входят в состав совершенно разных гитар. Все эти гитары ощущаются и играются по-разному, и эти элементы могут быть использованы для игры в определенном стиле музыки.

Никелевые/Серебряные или лады из нержавеющей стали?

У вас есть выбор: Никелевые/Серебряные или лады из нержавейки. Но чем одни лучше чем другие? Что я теряю? Или что выигрываю?

Это тебя для нескончаемых дебатов, как для гитаристов, так и для производителей гитары. С одной стороны лады из никеля/серебра снашиваются быстрее и требуют обслуживания, а лады из нержавейки – нет. А с другой стороны, идут постоянные споры о том, что стальные лады звучат не так хорошо, как никелево-серебряные.

Я не собираюсь влезать в эти споры, т.к. считаю, что правы и те и эти, и оба материала для ладов имеют право на существование. У меня было много гитар с ладами из обоих материалов и они работали отлично. Надо полагать, что больший вопрос в том, что больше подходит для моих нужд и требований?

Еще одна тема для дискуссий у производителей — это не характеристики ладов, а их цена. Стальные лады более дорогие, нежели никелевые.

Я оставлю решение за вами, но Carvin использует стальные лады, у нового Wolfgang от EVH/Fender стальные лады и многие другие, т.е. не все производители предпочитают никель.

Никель/серебро. Какой состав?

Никелево-серебряные лады содержать 18% твердого никеля, обеспечивающего долгую сохранность ладов со стальными струнами. Состав проволоки «никель/серебро» не содержит серебра вообще. Ингредиентами являются медь и никель, очевидно, что 18% никеля достаточно для того, чтобы медь выглядела, как серебро.

6100: Большие лады для ощущения скаллопированного грифа;
6105: Узкие и высокие, очень популярны;
6130: “Medium Jumbo", установлены на многих грифах Gibson;
6230: Наименьшие лады, представленные на старых грифах Fender;
6150: «Jumbo», примерно такие же как 6130, но немного выше.

По материалам: Gear 411.
Автор: Tony J. Pasko

Дополнения, исправления, комментраии приветствуются. Друзья, пишите в каммменты.

Гитарные лады

Мал золотник – да дорог. Именно так можно сказать о гитарных ладах. Ведь, несмотря на малый размер и невысокую стоимость, они являются очень важной частью гитары. Гитарные лады помогают гитаристу не просто ориентироваться на грифе гитары, извлекая нужные ноты и аккорды, применять различные техники игры, но и во многом отвечают за чистоту звука. Качественно изготовленные лады и правильно подобранная форма сделают вашу игру на гитаре удобной и приятной на слух.

3.jpg

Гитарные лады представляют собой металлические полоски, располагающиеся на накладке грифа по всей длине. Гитаристы обычно называют ладами не сами полоски, а промежутки между ними, но правильнее всё же называть ладами именно металлические детали. Количество ладов зависит от вида гитары. например, классическая гитара имеет 19 ладов, электрогитара – 21-24, бас-гитара – 24 и т.д.

Влияние гитарных ладов на звук гитары и технику игры музыканта определяется такими параметрами как размер (высота и ширина), форма, материал и отсутствие дефектов.

Размер и форма

Размер имеет значение. Для ладов особенно. Выбор нужного размера зависит в первую очередь от вашей техники игры, что связано с площадью соприкосновения пальцев с поверхностью грифа, а также со скоростью их перемещения по струнам и ладам. Итак, при выборе размера ладов нужно опираться на два показателя – это высота и ширина лада.

Высота головки ладов принимает значения от 0,7 до 1,48 мм. От высоты лада зависит, в первую очередь, ощущения во время игры на гитаре. При небольшой высоте лада будет большая площадь соприкосновения пальцев с накладкой грифа, поэтому точно и быстро зажимать струну будет сложно, но легко делать бэнды и подтяжки. При высокой головке лада легко играть теппингом, быстро перемещать пальцы по струнам, но при этом нужно следить за нажатием, чтобы не получить нежелательные микробэнды.

Ширина ладов варьируется от одного до трех миллиметров. Чем шире лад, тем более гладкое создается ощущение от игры, узкие лады дает более отрывистое ощущение. Широкие лады более долговечные.

Форма ладов или их профиль также имеют значение для ощущений во время игры. Чаще всего используется каплевидная форма лада, которая является универсальной, но существуют и другие варианты, например, пирамидальная, ассиметричная и т.д.

8.jpg

По размеру можно выделить следующие виды гитарных ладов

  • Низкие или винтажные– лады, устанавливаемые на старых моделях гитар (например, на Fender). Иногда они используются и на современных гитарах, но с соблюдением исторически сложившихся стандартов. Они более низкие и короткие, чем современные представители.

винтажные.jpg

  • Джамбо – самые широкие и высокие лады, отлично подходят для исполнения соло и игры с использованием техники шреда.

джамбо.jpg

  • Медиум джамбо – эти лады занимают промежуточное положение между винтажными и джамбо и по высоте, и по ширине.

медиум джамбо.jpg

  • Высокие и тонкие лады– для тех, кто предпочитает высокое положение струн, но не любит широкие лады.

высокие и тонкие.jpg

  • Высокие лады оценят любители играть на высоких скоростях, теппингом, свипом, и другими подобными техниками.

высокие.jpg

Материал ладов

Помимо размеров и формы ладов стоит обращать внимание на материал, из которого они изготовлены. Гитарные лады могут изготавливаться из различных сплавов, что влияет на их внешний вид и износостойкость. Обычно используют четыре вида материалов для изготовления ладов.

1. Нейзиблер – самый распространенный сплав из никеля, меди и цинка. Лады из нейзиблера выглядят светлыми (белесыми). Чем больше никеля в составе сплава, тем прочнее лады, самые крепкие маркируются как Extra-Hard (содержание никеля 18 %).

нейзиблер.jpg

2. Латунь – сплав меди и цинка желтого цвета. Из латуни редко изготавливают гитарные лады по причини ее мягкости и недолговечности, лады при этом быстро изнашиваются, цвет их мутнеет.

латунь.jpg

3. Бронза – дорогой сплав золотистого цвета, но цена оправдана его износостойкостью. Хотя это и мягкий материал, но лады из него почти не изнашиваются, выемки не появляются, а делать на них бенды – одно удовольствие.

бронза.jpg

4. Нержавеющая сталь – материал, который выглядит как нейзильбер и служит также долго как бронза, но при этом стоит дешевле. Со временем лады из нержавеющей стали не мутнеют, а блестят как новые.

4.jpg

Звучание гитары практически не зависит от материала ладов, поэтому при выборе стоит ориентироваться лишь на их прочность, ну, и на цену, соответственно.

Бренды

Хотите совета по выбору бренда гитарных ладов? Забирайте: бренд не важен! Важны размер, форма, сплав, внешний вид, цена, а бренд – это всего лишь личное предпочтение, доверие производителю, понты и финансовые возможности. Подбирайте лады по нужным вам параметрам, если имеете тягу к какому-то одному производителю, то смотрите его каталоги.

7.jpg

Когда пора менять?

Качество и размер ладов влияют на чистоту гитарного звука. Поэтому по их внешнему виду, а также по неприятному дребезжанию струн можно понять, что лады надо бы поменять. И, всё же, какие признаки указывают на то, что время замены ладов пришло?

1.Визуальные повреждения ладов. Иногда на ладах могут образовываться выемки в местах соприкосновения со струнами, что может привести к дребезжанию струн. Если выемки неглубокие, то можно обойтись шлифованием, в противном случае – только замена.

2. Дребезжание струн, связанное с неправильно подобранным размером ладов. Это может быть ваша ошибка, либо такой размер ладов не подходит для вашего стиля игры. Если чувствуете дискомфорт при игре, попробуйте поменять лады.

12.jpg

3. Выступание ладов над краем грифа, которое может привести к появлению нежелательных резонансов. Помимо этого, струны могут цепляться за выступающие края при бендах и подтяжках.

4. Появление выемки под ладом на краю грифа, за которую может цепляться первая струна, что мешает чистой игре.

5. Лады находятся на разном уровне, что приводит к тому, что струна будет звенеть.

6. Слишком плоские лады, в результате чего струны звенят и не строят. Можно изменить форму ладов с помощью надфиля, либо просто установить новые, более подходящей формы.

7. Вы часто используете каподастр, который является главным врагом гитарных ладов, так как вжимает в них струны, в результате чего образуются канавки и вмятины.

14.jpg

Следует обратить особое внимание на то, что не стоит менять отдельные лады, а лучше заменить весь комплект. Только в этом случае все лады будут иметь одинаковые параметры и проблем со звучанием струн возникнуть не должно.

Влияние ладов на игру

Чтобы плавно скользить пальцами по грифу без постороннего звона, выбирайте широкие гитарные лады. При использовании узких ладов удобнее зажимать отдельные струны, но неудобно быстро перемещаться по грифу и можно получить легкий бенд при пережатии струны.

Выводы

Низкие и широкие лады - для любителей играть аккордами.

Высокие и узкие лады - для исполнения быстрых соло-пассажей.

Нет однозначного ответа на вопрос: «Какие гитарные лады лучше?». Ответ зависит от ваших потребностей: стиля игры, комфорта при зажатии струн и перемещения по ним. Форма и профиль ладов дают исполнителю различные возможности при игре.

Гитарные лады, как и любая часть инструмента, со временем приходит в негодность, что негативно сказывается на звучании гитары. Поэтому вовремя меняйте лады и ухаживайте за инструментом.

6.jpg

Если вы сомневаетесь и не знаете, какие гитарные лады следует выбрать, обратитесь за помощью к гитарному мастеру или компетентному консультанту музыкального магазина.

Лады для гитары. Советы по выбору и подробное описание технических деталей ладов для гитары

Лады для гитары

Лады для гитары – одна из самых важных частей инструмента. Они позволяют гитаристу видеть, какие ноты он извлекает в данный момент, и делают игру на гитаре гораздо удобнее, чем она могла бы быть. Кроме того, качество их изготовления очень важно для удобства игры, и даже для звукоизвлечения. Если они слишком большие и плохо подточены, то это может привести даже к травмам пальцев и неудобному процессу обучения. Именно для того, чтобы избежать такого, мы и составили данную статью.

Размеры гитарных ладов

Как ни странно, однако для разных гитар используются разные лады. Конкретные примеры зависят от производителя. Например, на старых Гибсонах использовались низкие и плоские лады, благодаря чему ваши пальцы очень сильно соприкасались с накладкой. На современных же гитарах, особенно сделанных специально для скоростной игры, лады наоборот, высокие настолько, что иногда возникает ощущение игры на скаллопированном грифе. Так или иначе, все гитарные мастера опираются на два показателя – это высота и ширина головки лада.

гитарные лады

Высота головки лада

Обычно величина этого показателя варьируется от 0.7 миллиметра до 1.48 миллиметров. Как уже было сказано выше, от высоты лада для гитары зависит само ощущение игры. В случае низкой головки вы будете ощущать накладку пальцами, однако из-за этого будет сложнее зажимать струны. Кроме того, будет проще делать бэнды и подтяжки. Если же головка высокая – то вам будет проще играть теппингом, играть быстро в целом, однако придется тщательно следить за нажатием, потому что слишком сильное будет приводить к микробэндам.

лады для акустической гитары

Ширина головки лада

Здесь все еще проще. Широкие лады вызывают более гладкое ощущение от игры, а узкие – наоборот, более отрывистое. Однако здесь есть небольшой нюанс. Широкие лады приходят в негодность медленнее, чем узкие, однако, когда это происходит, то это сильно влияет на звукоизвлечение и звук в целом, провоцируя дребезг и мешая интонированию.

Ширина головки находится в диапазоне от 1 до 3-х миллиметров. Однако никто не рекомендует вдаваться в крайности, поэтому на подавляющем большинстве гитар стоят лады средней ширины.

лады для акустической гитары

Таблицы и стандарты разных производителей

Ниже представлены подробные таблицы гитарных ладов от разных производителей. Используйте их, если захотите сделать собственный инструмент.

ПроизводительNo.МатериалШирина кроныВысота кроны
Dunlop 6000 18% NS .118 .058
Dunlop 6110 18% NS .115 .050
Dunlop 6120 18% NS .114 .051
Jescar 58118 18% NS — SS — EVO .118 .058
Jescar 57110 18% NS — SS — EVO .110 .057
Jescar 55090 18% NS — SS — EVO .090 .055
Jescar 55085 18% NS .085 .055
Jescar 50078 18% .078 .050
Jescar 51108 18% NS .108 .051
Dunlop 6100 18% NS .110 .055
Dunlop 6105 18% NS .090 .055
Stew-Mac 146 18% NS .106 .036
Stew-Mac 149 18% NS .103 .046
Stew-Mac 150 18% NS .110 .053
Stew-Mac 154 18% NS .100 .050
Stew-Mac 141 18% NS .095 .045
Jescar 47104 18% NS — SS — EVO .104 .047
Jescar 47095 18% NS — SS — EVO .095 .047
Jescar 45100 18% NS .100 .045
Dunlop 6105 18% NS .090 .055
Jescar 47095 18% NS — SS .095 .047
Dunlop 6130 18% NS .106 .036
Dunlop 6140 18% NS .106 .039
Dunlop 6150 18% NS .102 .042
Dunlop 6170 18% NS .099 .043

Сравнение размеров гитарных ладов

На изображении представлено сравнение различных ладов для гитары на одном грифе .

Сравнение размеров гитарных ладов

Основные проблемы и причины замены ладов для гитары

1. Выемки

Из-за частого контакта со струнами, лады могут прожиматься и на них образовываются выемки. Со временем они становятся глубже, что приводит к звону и тому, что струны дребезжат во время игры.

2. Острые концы ладов

Это самая обыкновенная проблема, которая часто встречается на новых гитарах. Обычно машинная закатка ладов приводит к тому, что они несколько больше ширины грифа. Из-за этого при игре ваша ладонь и пальцы могут поцарапаться о них, а также цепляться. Проблема встречается как на ладах для акустической гитары, так и классических инструментов.

3. Лады слишком высокие

Иногда может быть так, что выбранные лады для гитары слишком высокие для мензуры вашего инструмента. Из-за этого струны бьются о них, дребезжат и звенят.

4. Лады слишком низкие

Противоположная проблема. Из-за того, что лады слишком низкие, становится проблематично прижимать струны к грифу и извлекать ноты. Кроме того, они точно так же могут дребезжать и звенеть, как и в случае с высокими ладами.

5. Лады выступают над краем грифа

Подобная проблема может привести к лишним резонансам, а также к тому, что струн будут цепляться за них при бендах и подтяжках.

6. Выемки под ладом

Иногда под ладом на краю грифа может появиться выемка, за которую будет цепляться первая струна. Это делает игру менее удобной, поскольку происходит это в основном на бендах.

Можно ли починить вмятины и потертости на моих ладах?

лады для гитары

Вмятины и потертости гитарных ладов обычно никак не чинится. В этих случаях лады просто заменяются на другие – просто потому что это гораздо менее затратно по времени и силам. Наличие вмятин и потертостей свидетельствует об износе, и, соответственно, единственный вариант здесь – это полная замена.

В качестве исключения можно выделить случаи, когда вмятины еще не слишком глубоки. В таком случае от них можно избавиться путем шлифования.

Можно ли частично заменять лады?


Частичная замена потребует полного понимания того, какие по размерам ладовые порожки использовать. Обычно, если требуется замена нескольких изношенных ладов, меняется сразу же весь комплект, поскольку тогда они точно будут одинакового формата и размера. Иногда, если с накладкой на гриф все хорошо, осуществляется частичная замена, однако если ее все-таки повело – то тогда точно меняется весь комплект.

Для чего нужно менять лады?

Любая гитарная часть со временем изнашивается. Износ начинает влиять на звук инструмента, на удобство игры и даже на то, как гитара будет строить. Поэтому лады время от времени нужно менять, чтобы поддерживать гитару в рабочем состоянии. В противном же случае звук может заметно ухудшиться даже на дорогом и хорошем инструменте.

Вред от каподастра

Каподастр – это главный враг гитарных ладов. Он буквально вжимает струны в них, из-за чего образуются канавки и вмятины, требующие замены полного комплекта. Особенно натяжение становится сильным, когда вы зажимаете аккорд вместе с каподастром. Чтобы этого не происходило, можно использовать каподастр с регулировкой зажима, чтобы ослабить натяжение.

Как правильно выбрать лады для гитары

Как правильно выбрать лады для гитары

Ниже представлено полное руководство по тому, как правильно выбрать ладовые порожки для гитары на замену старым, либо же для установки на новую гитару.

Материал. Сплавы

Нейзиблер

Нейзиблер является наиболее распространенным сплавом, из которого изготавливаются лады. Он выглядит как светлый, слегка белесый металл, и если ваши лады именно такие. При выборе обратите внимание на состав сплава, особенно – на процент содержания в нем никеля. Чем его больше – тем крепче будет лад. Обычно самые крепкие варианты называются Extra-Hard, и если вы нашли такой в каталоге у поставщика – то смело заказывайте именно его.


Латунь

Кроме того, есть вариант латунных ладов, однако это крайне бесполезная и редкая вещь. Материал мягкий, быстро изнашивается, и устанавливается только мастерами из Warwick или китайскими продавцами.


Бронза

Еще один набирающий популярность сплав – бронза. Это дорогой, но очень крепкий материал, который практически не изнашивается. Он мягкий, и на нем гораздо проще делать бенды, а выемки на нем не появляются даже спустя несколько лет регулярной игры.


Нержавеющая сталь

И последний вариант – нержавеющая сталь. Это тоже вечный материал, который стоит намного дешевле бронзы, и выглядит точно так же, как и нейзильбер.


Бренды

В этом разделе можно было бы рассказать о том, чем бренды различаются между собой, однако мы дадим один простой совет – не надо думать о брендах. Подбирайте лады в соответствии с вашими потребностями, а не с тем, что вам кто-то посоветовал Dunlop или что-то еще. Споры между людьми по этому поводу будут вестись всегда, и лучше всего будет отобрать все интересующие вас параметры, и смотреть каталоги производителей, опираясь именно на них.

гитарные лады

Профиль

Как уже было сказано выше, гитаристы выбирают лады в соответствии с тремя параметрами – высота, ширина, и форма нашлепки. Про высоту и ширину мы уже все сказали чуть выше по тексту, а вот на форме стоит заострить внимание. Это подходит как для ладов для классической гитары, так и ко всем остальным инструментам.

Чаще всего форма – каплевидная, это наиболее популярный и удобный вариант. Такая форма не изнашивается на протяжении долгого времени и хорошо подходит для игры. Однако есть еще пирамидальная форма, они, в целом, ничем не отличаются от каплевидных, однако интереснее выглядят на грифе гитары.


Виды ладов (форма)

Низкие (Винтажные)

Винтажные лады – это, говоря простым языком, те, которые были установлены на старых гитарах, а также современные варианты, соответствующие тем стандартам. Например, винтажные лады установлены на гитарах фирмы Fender. Они отличаются тем, что более низкие и короткие, чем современные модели.

Медиум Джумбо

Этот вариант – нечто среднее между классическим джумбо и винтажными моделями. Они средние во всех отношениях – не слишком толстые, не слишком высокие, и так далее.

Джумбо

Это большие и широкие лады, самые большие из всех, которые можно сейчас найти. Их можно обнаружить на огромном количестве гитар, особенно тех, которые были изготовлены для быстрой игры шредом или соло-партий.

Высокие и тонкие

Вариант для тех, кому нравится устанавливать высоту струн побольше, но кому не нравятся широкие лады.

Высокие

Общее название для ладов, которые имеют большую высоту. Больше всего такие лады подойдут для любителей играть на высоких скоростях, теппингом, свипом, и другими подобными техниками.

Как лады влияют на вашу игру

Говоря в общем, более широкие лады позволят вам плавно скользить по грифу гитары, избегая лишней возни и звона. Это происходит потому что лады уменьшают количество дерева под пальцами, особенно если установлены низко. Узкие лады делают все в точности наоборот – вам становится проще зажимать струны отдельно, но перемещение становится менее удобным.

Высокие лады уменьшают контакт струны с деревом для гитар и грифом в частности, а низкие так же уменьшают сопротивление при переходе с одного лада на другой. Стоит так же сказать, что высокие лады более чувствительны к зажатию струн, поскольку существует риск пережать их и получить легкий бэнд.


Советы по выбору ладов

Если вы любите играть аккордами и квинт-аккордами – то обратите внимание на винтажные лады, либо же любые другие низкие и широкие.

Если вы любите играть быстрые соло-пассажи, то ваш выбор – это высокие и узкие лады, например, джумбо.

Если же вы хотите что-то среднее – то подберите материал и размер под себя. Посоветуйтесь с мастером, обсудите то, что вы хотите, и он наверняка даст хорошие рекомендации.

Выбираем лады для гитары

Завсегдатаи Jablog помнят, что у меня есть вялотекущий страт-проект. Я уже давно заказал себе тушку от MJT, потом от недостатка финансов и из спортивного интереса – китайский гриф. Гриф приехал еще в начале зимы, я его убрал на антресоль и забыл до недавнего времени.

С приходом тепла я решил, что пора бы им заняться. Достал, посмотрел и без удивления обнаружил, что лады немного повылезали – обычное дело. То есть, гриф немного усох, что, в общем-то, неплохо. Взял надфиль, подравнял лады, но заметил, что китайцы в не доконца забили некоторые из них. С помощью молотка и такой-то матери, мне не удалось их вставить на место. После недолгих раздумий и советов знающих людей было решено лады заменить.

Казалось бы, чего проще? Взял, да и купил! Однако, ладов на рынке огромное количество и отличаются все они как по размеру, так и по составу сплава. Давайте сначала разберемся со сплавом.

Из чего делают лады?

Да из чего только не делают… Лично я решил, что будет классика, т.е. никакой бронзы, латуни, нержавейки и прочих изысков. Брать будем нейзильбер.

Так вот, обычно лады делают из нейзильбера с содержанием никеля 12% и 18%. 12% — это, вроде как, классика. И, считается, что именно такие лады устанавливались на всех винтажных инструментах (с другой стороны, мне не удалось подробную инфу по этому вопросу).

18% никеля – это более износостойкие лады. К слову, практически все современные производители ладов используют именно такой сплав. Dunlop в том числе.

Из какого сплава сейчас делают лады для стоковых Fender, Gibson и иже с ними мне выяснить не удалось.

Можно долго рассуждать о влиянии материала ладов на звук, но факт в том, что если вы не хотите экспериментов, то выбирать нужно, как раз из этих двух – 12% и 18%. Причем, если вы будите покупать брэндовые иностранные лады (тот же Dunlop), то в 95% случаев – это будет нейзильбер с 18% содержанием никеля, так что 12% сплав нужно еще постараться найти. Хотя это, на самом деле, несложно. Например, белорусская фирма Синтомс выпускает, в том числе, и такие.

Ладно, теперь давайте перейдем к геометрическим размерам ладов.

Размеры ладов

Гитарный лад

Тут наблюдаются огромное разнообразие и путаница. Вместе с тем, есть и общие соображения, которые работают в независимости от конкретных размеров.

Сначала разберемся с теми размерами, которые влияют непосредственно на ощущения от игры на гитаре – это ширина и высота головки лада (B и E на картинке).

Например, на Gibson в 60х устанавливались довольно низкие и плоские (низкие лады), что давало чувство скольжения и соприкосновения с накладкой. На винтажных Fender можно найти неширокие и низкие лады. А вот на современных «быстрых» гитарах лады, обычно, довольно высокие, причем настолько высокие, что, зажимая струну, пальцы могут почти не касаться накладки.

Если немного подумать, то можно понять, что тут к чему.

Например, если лад невысокий, то скользить по накладке довольно приятно, однако, зажимать струны будет несколько сложнее. Так же несколько сложнее делать бэнды на низких ладах, т.к. прижимая струну вы будите пальцем касаться накладки грифа. Ну а на высоких ладах брать отдельные ноты легче, легче делать бэнды. Если же лады очень высоки, то ощущение почти как от скаллопированного грифа. Легче играть легато, легче играть тэппингом. С другой стороны, тут придется следить за силой нажатия, т.к. если переборщить, то получится микро-бэнд.

Высота головки лада может варьироваться от 0.7mm до 1.48mm (0.029″ – 0.058″).

Теперь давайте про ширину лада. Широкие лады дают более гладкое чувство при игре, тогда как узкие – наоборот. Так же, широкие лады изнашиваются несколько медленнее узких, но при износе они становятся еще более плоскими и широкими, что, в конечном итоге, может привести к проблемам с интонированием инструмента и дребезгом.

Ширина головки лада может варьироваться от 1mm до 3mm (0.047″ – 0.118″).

На самом деле, в крайности вдаваться никто не любит, поэтому на большинстве гитар устанавливаются, как раз, не слишком широкие и не слишком низкие лады.

Вот тут-то и начинается неразбериха. Обычно, в спецификациях гитар не пишут конкретные размеры ладов, а пишут просто “jumbo”, “medium”, “small” или очень часто “medium jumbo”. Самое забавное, все производители под этими словами подразумевают несколько разное. И если, например, производители ладов все-таки пишут геометрические размеры лада, то вот какие именно лады стоят на стоковых инструментах решительно непонятно. Поэтому может получиться так, что medium jumbo на Fender Telecaster и medium jumbo на ESP Eclipse – это, как говорят, в Одессе «две большие разницы».

Вот, например, что поэтому поводу думают парни из Warmoth.

Размер ладов Dunlop

А вот, что написано в табличке от Dunlop (однако, картинка древняя, может уже сейчас все по-другому).

Размер ладов Dunlop

А вот просто картинка из инета.

Сравнение размеров ладов

Отличная сводная таблица размеров ладов тут.

Теперь вернемся к самому популярному “medium jumbo”. Обычно, medium jumbo – имеет размер примерно 2.7mm x 0.91mm (0.106″ x 0.036″). Смотрите, 2,7 мм – это довольно много, т.е. близко к верхнему диапазону ширины лада, именно отсюда – jumbo. А вот высота 0,91 мм – это, если грубо, примерно середина диапазона высот, отсюда – medium.

Вот, кстати, с человек на форуме Fender взял штангельциркуль и измерил фендеровский medium jumbo:

Ширина — 2.83mm / 0.1115"
Высота — 1.01mm / 0.040"

Исходя из всего вышесказанного, можно порекомендовать ориентироваться именно на геометрические размеры ладов, а не на что-либо другое.

Ок, поговорили про размер головки лада, давайте теперь про его ножку (размеры D и (A-E)). Этой характеристикой стоит озаботиться, если вы собрались, например, менять лад. Чтобы лад хорошо сидел в накладке ширина его ножки должна быть соразмерно пропилу. А чтобы забить лад полностью, высота его ножки должна быть не больше паза в накладке.

Сравнение размеров ладов

Вот представьте, вы купили лады на замену, а получилось так, что лад слишком высокий. Хорошо, когда можно углубить паз в накладке, а если нет? Если накладка сама по себе довольно тонкая? То-то и оно…

Еще немного про толщину ножки. Например, Синтомс выпускает специальную серию ремонтных ладов, где ножка несколько толще, чем на обычных. Если подумать, то это правильно, т.к. при извлечении старого лада, паз волей-неволей расширяется и теряет свой первоначальный размер.

Хотя про эти ремонтные лады на форумах пишут, что мол, после них установить что-то другое довольно проблематично, т.к. у них, мол, зверское крепление и их довольно сложно вытаскивать из накладки.

Фух, надеюсь, эта статья поможет сделать вам правильный выбор, если что.

Что касается меня, то я, пожалуй, куплю белорусские Синтомс REF280140. Потому как, отзывы о них неплохие, они всё-таки наши, да и дешевле практически в 3 раза, чем те же Dunlop.

Говорим про лады и их износ

Состояние ладов на грифе вашей гитары определяет то, насколько удобно на ней играть. Каждый раз, когда вы прижимаете струну к ладу возникает трение между ними, которое почти неуловимо меняет форму лады и, в конечном итоге, обуславливает его износ. С течением времени, этот контакт метал о метал может вызвать дребезг струн и проблемы со строем гитары. Наиболее сильный износ ладов вызывают каподастеры, особенно при использовании струн без обмотки.

Из чего сделаны лады для гитары?

Несмотря на то, что проволоку для ладов обычно называют «никель-серебро» (по-русски этот сплав называется нейзильбер), никакого серебра там нет. Обычно сплав содержит 18% никеля, 80% меди и небольшое количество других металлов, цинка, свинца или кадмия. Действительно хорошая проволока для ладов содержит больше цинка и меньше меди. Один из моих любимых брэндов – это Jescar, и их формула нейзильбера – это 62% меди, 18% никеля и 20% цинка. Такая проволока для ладов тверже, чем обычная, поэтому лады из нее служат дольше.

Еще один вариант – это нержавеющая сталь. Нержавеющая сталь –это материал с которым трудно работать, однако лады из нержавейки служат значительно дольше, чем из проволоки из традиционных сплавов. Но и стоят они дороже заметно дороже. Многие гитарные мастера выставляют двойную цену за то, чтобы заменить лады, на лады из нержвавейки, потому что, мало того, что нержавеющая сталь портит их инструменты, так и занимает этот процесс гораздо больше времени. С другой стороны, если смотреть на долгую перспективу, то это может быть идеальным решением, т.к., возможно, вам больше никогда не придется менять их снова!

Каких размеров бывают лады?

Проволока для ладов бывает самых различных форм и размеров. На рисунке 1 изображены четыре элемента, которые определяют особенности строения лада. Это ширина и высота короны (crown), размер зубца (barb) и глубина стержня-ножки (tang).

Размеры частей лада


Рис. 1. Лад определяется размерами A — шириной короны, B — высотой короны, C — размером зубца, D — глубиной стрежня

Корона – это самая явная часть лада. Когда вы берете ноту на ладу, вы прижимаете струн к самой верхней части короны. Зубец, словно ряд кручков, фиксирует лады в накладке грифа. Ширина зубца определяет ширину паза для лада в накладке, в то время как, глубина стрежня определяет его (паза) глубину. В общем, как глубоко лад проникает в накладку грифа.

Размеры и форма каждого из этих четырех элементов специально разработаны для различных гитар и предпочтений самого гитариста. Ширина коронки может меняться в пределах от очень тонкой (ultra narrow) – 0.053” до очень широкой (ultra jumbo) – 0.118”. Высота лада находится в пределах от короткой – 0.032” до высокой – 0.060”. Ширина зубца и глубина стержня может меняться от 0.19” до 0.040”.

Разные размеры подразумевают разное использование, и это необходимо учитывать при выборе проволоки для ладов. Например, более широкие лады могут давать более сильный звук, но вместе с тем, по мере износа, строй у гитары уплывает несколько больше, чем у тонких ладов. Но и у тонких ладов есть свои недостатки: они, конечно, не могут вызвать такой значительный «уплыв» строя при износе, но они снашиваются быстрее широких ладов.

Высокие лады, при прочих равных, прослужат дольше, прежде чем их нужно будет менять. Но я не рекомендовал бы такие лады для тех, кто зажимает струны довольно сильно. Если вы сильно прижимаете струны во время игры, или используете капо, то струны будут ощущаться довольно острыми во время игры. С другой стороны, низкие лады изнашиваются быстрее (особенно при использовании каподастра) и их придется менять чаще.

Влияние размеров зубца и стержня на гриф довольно велико, поэтому если вы решите установить новые лады, то очень важно использовать правильный размер. Если зубцы слишком узки, а ножка слишком коротка, то лады не будут хорошо сидеть в накладке. Что может служить причиной выпадения ладов при изменении погоды или появлении неровностей лада, мертвых нот и дребезга струн. Если же зубец слишком широк, а стрежень слишком длинный, то накладка может потрескаться или расколоться. Или даже гриф может повести. Если это произошло из-за смены ладов, то в этом случае вам придется менять их еще раз.

Подытожим: лады должны точно подходить накладке грифа по размеру и подходить стилю игры гитариста, в противном случае есть возможность попасть на деньги.

Можно ли починить вмятины и потертости на моих ладах?

Вмятины на ладах всегда создают проблемы. Но как понять, можно ли их убрать шлифовкой или придется менять лады?

Тут можно пойти любим путем, но правильный путь зависит от размера вмятин. Если вмятины слишком глубоки, то гитарному мастеру придется убрать слишком много материала со всех ладов, что устранить проблему с одного. Когда высота лада менее 0.038”, целесообразно менять лады.

Посмотрите на рисунок 2 и отметьте глубокие канавки в этих ладах. Такие вмятины слишком глубоки, поэтому такие лады должны быть заменены.

Вмятины и канавки на ладах


Рис.2. Вмятины и канавки на ладах вызывают проблемы со строем, дребезг струн и мешают плавным бэндам

Канавки и вмятины – это не единственная причина менять лады. Еще одна причина – это плоские места на ладах Для того, чтобы лад работал правильно, его корона должна быть куполообразной. Если же она плоская, как на рисунке 3, то это может вызвать дребезг струн и проблемы со строем. В общем, все примерно так же, как с вмятинами и канавками – если корона плоская, то нужно менять лады.

Плоский лад


Рис. 3. Плоский лад тоже дает проблемы со строем и дребезг стру

Если высота ладов достаточна для починки, то их сначала выравнивают, а затем снова придают куполообразную форму. Для того, чтобы выровнять лады, мастер шлифует их, приводя к одной высоте. После чего, лады остаются с плоской короной. Следующий шаг – это скруглить корону, убрав материал по краям и оставив тонкую полоску для контакта со струной, как на рисунке 4. Это очень кропотливый процесс, который требует годов практики и опыта, в общем, определенно, работа для профессионала.

Скругление ладов


Рис. 4. Скругление ладов специальным инструментом

Что связано с заменой ладов?

Ну, во-первых меняются все лады. А во-вторых это очень кропотливый процесс, требующий дорогих инструментов и большого умения. Основные шаги при замене ладов: разборка гитары, удаление старых ладов, выравнивание накладки грифа, придание ей нужного радиуса, очистка пазов для ладов, установка новых ладов, их выравнивание и скругление, очистка накладки и полировка ладов, и, наконец, сборка гитары. См. рисунок 5.

Гриф с замененными ладами


Рис.5. Полная замена ладов дает гитаре новую жизнь

И это только основные шаги в этом процессе. Вообще же, этих шагов так много, что их хватит для того, чтобы написать целую книгу по замене ладов. Эта процедура дорога, занимает много времени, но в общем, она того стоит.

За годы работы, у меня были клиенты, которые предпочитали менять сразу гриф, вместо того, чтобы менять лады, само собой, если гриф на болтах. В принципе, это хороший выбор, но учтите, что практически все новые грифа требуют выравнивания ладов и из скругления. У Большинства фабрик, производящих, гитарные комплектующие просто не уделяют этому времени и внимания. Так что прикиньте, что за деньги, которые вы потратите на покупку нового грифа и на его доводку, можно поменять лады на оригинальном грифе, да еще будет сдача!

А что скажите про частичную замену?

Иногда, чтобы добиться нужного результата, можно заменить несколько ладов, вместо того, чтобы менять их все. Такая процедура предпочтительна для гитару, у которых сношены первые шесть-семь ладов, и к которых ровная накладка грифа. Если накладка в хорошем состоянии, а остальные лады достаточно высоки, то частичная замена – это отличный способ сэкономить деньги. Не все гитары подходят для этой операции. Если накладку немного повело, то необходима полная замена ладов.

Капо – слово из четырех букв

Капо – это злейший враг ладов. Конечно, я люблю капо, потом что я люблю менять лады! Если бы никто не использовал каподастры, то мой доход упал бы процентов на 60. Чем больше вы используете капо, тем быстрее снашиваются лад на вашей гитаре. Все каподастры прижимают струны к ладам, но дело в том, что они буквально вдавливают струну в лад и делают это гораздо сильнее, чем вы когда берете аккорд. В результате, лады стачиваются и образуется вмятины и канавки. Это неплохо для гитарного мастера, но не для гитариста.

Читайте также: