Николя де сталь картины

Обновлено: 18.05.2024

Авангардное искусство XX века имеет завидное количество как почитателей, так и ярых противников. Часто глаз хочет отдохнуть от изображений исторических батальных сцен или нагромождённых картин Возрождения и полюбоваться крупными цветными пятнами и простыми формами, в которых на самом деле не меньше символизма и смысла. Тогда мы и вспоминаем о Кандинском и Малевиче. Безусловно, это творцы самых высоких оценок и званий, но есть имена пока ещё менее известные и открытые, о которых стоит рассказать. В этом свете мы и рассмотрим интересную личность и талантливого художника Николя де Сталя.

Имя Николя де Сталя имеет отношение к двум странам — Россия и Франция. Он появился на свет в 1914 году в Петербурге в семье генерал-лейтенанта Владимира Сталь фон Гольдштейна, помощника коменданта Петропавловской крепости. В жилах семьи текла кровь древнего рода, сохранившегося в анналах истории средневековой Германии и Ливонии. Общественное положение Гольдштейнов сулило большие перспективы их детям, да и сам Николя с детства был не самым обычным ребёнком — он был пажом при дворе Николая II.

Николя де Сталь

Однако, в мир и покой тогдашней жизни вторглись революции, что мгновенно коснулось членов семьи Гольдштейн, которые в моменты обвала Империи потеряли всё. Стремительные перемены и революционный хаос навсегда оседают в душе маленького Николя. Сперва их семья эмигрирует в Польшу, затем — в Бельгию. Но на этом испытания для ребёнка не заканчиваются — спустя 2 года погибает его отец, а потом и мать. К счастью, Николя и его сёстры получили приют в доме подруги матери, и там, в Брюсселе, юноша учится в Королевской Академии Искусств.

После получения образование в Бельгии на пути Николя ожидает ещё один переезд — он оказывается во Франции. Свои работы художник впервые выставляет в 1935 году. Годом позже в Париже состоялась его первая персональная выставка, а в 1943 году де Сталь получает более широкую и известность.

Художник много экспериментировал с формой и цветом. Его неповторимый стиль формировался постепенно, испытывая влияние Матисса, Сезанна, Пикассо. В целом, де Сталь органично соединял в своём творчестве абстрактное видение и упрощённость с точным ощущением и изображением реальных предметов, благодаря чему его картины выглядят пластичными и мягкими. Николя колебался то в одну, то в другую сторону, пробовал писать в разных стилях.

Особенно известны его работы, выполненные в 50-х: «Пейзаж», «Натюрморт», «Фигуры» 1953 года, «Заснеженный Марсель» 1954 года. 20 картин этого периода были проданы на аукционах по семизначным ценам, чем могли похвастаться лишь единицы представителей Парижской школы. Например, его картина «Заснеженный Марсель» была продана за 3 миллиона долларов. Интерес к творчеству де Сталя становится всё больше, а его работы растут в ценности.

Пейзаж, 1952 год

Николя де Сталь

Это не самый обычный пейзаж, а его лирика не в бирюзовой волне или зеленеющей опушке, как любили писать русские художники, – здесь воспевается современность и повседневность. Неровные, неаккуратные пятна передают своеобразие красоты бетона и асфальта. Скорее всего, перед нашими глазами либо завод с многочисленными контейнерами и складами, либо порт, где на горизонте виднеется спокойное море… Колорит картины приглушённый, но полностью умиротворенным его назвать нельзя – чёрные вкрапления придают ей тяжести. Выраженные горизонтали делают изображение статичным, но кажется, что здесь вот-вот взойдет солнце, появятся люди и закипит работа. Остаётся только гадать, какой символизм автор вложил в пятна в левом углу, которые выглядят как кусочек российского флага.

Фигуры, 1953 год

На первый взгляд создается впечатление, что у этой картины есть некая композиционная общность со знаменитым произведением Климта «Поцелуй». Но, в отличие от «Поцелуя», трактовка картины Николя не столь однозначна, и над смыслом композиции можно долго фантазировать. Сперва мы замечаем две обнажённые, вытянутые в полный рост, женские фигуры. Одна из фигур в тени и отвернута от нас, другая стоит передом, но также игнорирует зрителя, обе женщины во внимании друг друга. Благодаря этому картина хоть и статична, но несомненно, содержит действие, диалог и оживленность. Холодные тона тел резко контрастируют с горячими жёлтым, красным цветами и мазком зелёного. Кажется, что под этими самыми мазками скрываются другие персонажи, абстрактно зашифрованные, они будто подслушивают разговор женщин.

Натюрморт, 1952 год

Николя де Сталь

Ещё одна картина в жанре формального искусства. Так ли она проста и прозрачна, как кажется? Ведь натюрморт из кружки и странных фруктов может также оказаться и пейзажем, где некие геометрические существа, перекликаясь друг с другом на мшистой опушке, любуются закатом и устремляются вприпрыжку вдаль к горизонту.

Заснеженный Марсель, 1954

Николя де Сталь

Снег во французском городе Марсель – довольно редкое явление, которое и постарался запечатлеть де Сталь. Картина олицетворяет спокойствие и тишину припорошенной набережной, однако, добавление чёрного не даёт зрителю зевать. Эта деталь словно показывает присутствие человека, напоминает, что набережная не забыта. Следует отметить, что картина была продана за 3 миллиона долларов.

Лежащая обнажённая, 1954

И, наконец, одно из самых ярких произведений де Сталя – «Лежащая обнажённая». Нашему взгляду представлено изображение лежащей девушки. Несмотря на то что мы не видим черт лица, всё равно чувствуется вопиющий эмоциональный посыл. Поза девушки – это сплошные резкие линии, её ноги подогнуты, а руки словно поломаны. Обнажённая, она беспомощно кричит и защищается от угрозы. Опасность вот-вот настигнет её, ведь алое пятно слева – подобие горячей магмы вулкана, подбирается к краю кушетки и уже почти готова расплескаться на белоснежном теле.

«Лежащая обнажённая» была продана в 2011 году за 7 миллионов евро, что признано самым дорогим проданным предметом искусства во Франции в том году и одновременно является самой дорогой картиной художника.

Николя де Сталь

Увы, жизненная история Николя де Сталя не имеет хеппи-энда. Его слава посмертна, работы продавались плохо, художник бедствовал и часто скитался, не находя себе места. Но имея знатное происхождение и оставаясь непризнанным творцом без гроша в кармане, Николя де Сталь не переставал быть интеллигентным и образованным, а свои кровно заработанные копейки тратил на путешествия и музеи. Люди отмечали его особую статную манеру поведения — в нём было что-то от князя.

Однажды де Сталю всё-таки улыбнулась удача, когда в 1955 году он заключил договор с нью-йоркским галерейщиком Розенбергом. Деньги полились на художника как из рога изобилия, но стал ли де Сталь от этого счастливее?

Оказалось, что ненамного. Финансы, в которых творец болезненно нуждался всю жизнь, на самом деле не были для него приоритетом, внезапное богатство только усилило его внутреннюю пустоту.

Художник решил расквитаться с ней радикальным методом. Там, где солёная морская волна омывает камни набережной французского местечка Антиб, он покончил жизнь самоубийством, выбросившись из окна своей мастерской.

Николя де Сталь — художник с русской душой и французскими манерами, яркий пример того, кем может стать выходец из России.

Оценка, продажа и реализация картин Никола де Сталя

Никола де Сталь — крупный мастер европейской живописи XX в.

Николай Владимирович родился в 1914 году в Санкт-Петербурге в семье русского генерала и барона В. Сталь фон Гольштейна. В тяжелые для страны времена Первой мировой войны и революции он пережил много трудностей и трагедий, включая бегство в Польшу, потерю отца и матери.

Никола де Сталь (1914–1955).

На чужбине осиротевший ребенок мог бы погибнуть, но ему посчастливилось попасть в приемную семью бельгийцев. Благодаря их заботе мальчик не только смог выжить, но и получил хорошее образование. Тогда же Николая стали называть Никола де Сталь. Попав в культурную семью и увлекшись живописью, юноша с большой охотой поступил в Бельгийскую королевскую академию наук и искусств, много изучал произведения классиков живописи и современников, путешествовал и, конечно, творил. Особое влияние на него оказали Х. Сутин, П. Пикассо, П. Сезан и А. Матисс.

Популярность пришла к художнику в 1944 году, когда его работы были представлены в известной галерее Ж. Буше. Посетители галереи тут же обратили внимание на самобытные работы молодого художника, которые стояли в одном ряду с шедеврами Пикассо и Кандинского. С этого момента интерес к живописи де Сталя начал расти, он провел персональную выставку и больше путешествовал. Уже в начале пятидесятых годов ХХ века о художнике заговорили не только во Франции, но также в Великобритании и США. Его картины быстро раскупали, с ним заключил контракт известный американский арт-дилер.

Однако в 1955 году богатый, пользующийся успехом в обществе (в том числе в женском) художник покончил жизнь самоубийством, выбросившись из окна мастерской. Это событие стало полной неожиданностью как для общественности, так и для его близких и поводом для многочисленных домыслов и легенд. По одной из версий, художник хотел создать куда более грандиозные картины и долгое время работал с чрезмерным напряжением, что на фоне пережитой несчастной любви к замужней женщине, чувством вины перед семьей и склонности к импульсивным поступкам и стало причиной самоубийства. Так Никола де Сталь покинул мир в возрасте 41 года.

Творческая деятельность мастера

Период чистой абстракции

Хотя Никола де Сталь прожил всего 41 год, он успел написать больше тысячи картин, многие из которых относят к настоящим шедеврам.

Как и большинство живописцев, де Сталь долгое время искал себя, изучал работы других мастеров и много экспериментировал, пока не нашел свой собственный поэтичный язык живописи. Его стиль оригинален и легко узнаваем своей свободой образов и мазков. Он формировался под влиянием авангардизма и примитивизма, коими художник увлекся во время своих путешествий, а также под воздействием его любви к голландским и фламандским живописцам.

Первые абстрактные работы характеризуются плотными, порой рельефными мазками, высоким напряжением и экспрессивностью. Таковы, например, его абстрактные композиции, выполненные в 1949 году в темной цветовой гамме.

Никола де Сталь. Композиция. 1949 г.

Вначале это были чистые абстракции, но со временем художник перешел к реальным мотивам и более узнаваемым образам. Этот переход происходил через изображение небольших рельефов, нанесенных на холст с помощью шпателя или ножа. Например, в картине «Красные бутылки» уже прослеживаются образы предметов, созданные пастозными мазками.

Никола де Сталь. «Красные бутылки». 1948 г.

С 1949 года живопись художника становится более светлой, контрасты менее выраженными, а сами живописные элементы более широкими.

Никола де Сталь. «Крыши Парижа». 1950 г.

В начале 1950-х годов Никола де Сталь создает серию композиций, в которой отдельные прямоугольные элементы располагаются на контрастном фоне в виде решеток. Завершается эта серия работой «Крыши Парижа», которая уже несет в себе признаки опредмечивания.

Никола де Сталь. «Футбольный матч».

Период предметной абстракции

С начала 1950-х годов художник уходит от чистой абстракции и создает множество пейзажей и натюрмортов. Хотя они по-прежнему во многом абстракты, в этих работах легко опознать конкретный образ или замысел мастера. Картины, созданные в эти несколько лет до смерти де Сталя, считаются наиболее ценными в его творчестве.

Именно в эти годы художник пишет свои выдающиеся пейзажи и натюрморты, среди которых работа «Цветы» (о продаже читайте ниже), «Агридженто», «Бутылки» и другие.

Никола де Сталь

В это же время он создает серию картин о футболистах, находясь под большим впечатлением от одного из футбольных матчей. Для этих работ характерен минимум деталей и ограниченность цветовой гаммы. Но густые прямоугольные мазки, контрастно сменяющие друг друга, весьма отчетливо передают динамику футбольной игры.

Никола де Сталь. «Футбольный матч».

В этот же период живописец создает более десятка гравюр к стихам французского лирика Рене Шара, иллюстрирует другие книги и осваивает новый для него жанр ню. Кстати, обнаженные де Сталя пользуются сегодня большим успехом на аукционах (подробнее далее).

Цена, рекорды продаж картин де Сталя

Работы художника пользовались большой популярностью еще при его жизни, а после смерти стали весьма желанными для коллекционеров. Изучим данные о разных уходах, чтобы понять, сколько стоят картины де Сталя.

Сведения с крупных международных аукционов показывают, что многие работы живописца была проданы по цене, превосходящей 1 млн долларов. Это такие работы, как «Природа» (1,3 млн евро), «Полосатый горшок» (2 млн евро), «Маяк (Антиб)» (2,3 млн долларов) и многие другие. Рассмотрим подробнее три самых крупных продажи из них.

В 2011 году в аукционном доме Artcurial была представлена картина «Лежащая обнаженная», созданная художником в 1954 году. Она многократно экспонировалась на выставках в разных городах мира: в Лондоне, Париже, Роттердаме, Бостоне и других местах. Организаторы предполагали, что холст уйдет с молотка примерно за 3,5 млн евро, однако в ходе жарких торгов эта сумма выросла почти вдвое. В результате картина ушла в американскую коллекцию за 7 млн евро (9,4 млн долларов), став самой дорогой работой, проданной в Париже за этот год.

Никола де Сталь. «Лежащая обнаженная». 1953 г.

В июне 2018 года состоялась еще одна крупная продажа работ художника. На этот раз на Christie`s была продана картина «Цветы». Это произведение относится к цветочной серии работ, созданных де Сталем в период 1952-53 годов, и считается одним из лучших на эту тему. Картина с отличным провенансом, участница многочисленных крупных выставок, тут же привлекла внимание коллекционеров. На торги она вышла с эстимейтом 3,5-5,5 млн евро, но в итоге ушла за 8,3 млн евро (9,7 млн долларов).

Никола де Сталь. «Цветы». 1952 г.

Интересно, что рекордная продажа состоялась в этом же 2018 году, но месяцем ранее. В мае на Christie`s появилась картина «Стоящая обнаженная», немедленно вызвавшая большой интерес. Эта работа считается одной из крупнейших и лучших в наследии художника. Создана она была в наиболее ценный творческий период 1950-х годов, когда Никола де Сталь достиг наивысшего мастерства. Картина также участвовала в крупнейших ретроспективных выставках художника и несколько раз меняла владельцев. На Christie`s она вышла с эстимейтом 7,5-9,5 млн долларов, а в итоге была продана за 12 млн долларов.

Никола де Сталь. «Стоящая обнаженная». 1953 г.

Вернемся к вопросу о том, сколько стоят картины де Сталя. Как видим, многие его работы преодолели рубеж в миллион долларов, а рекордная составила 12 миллионов. Но это не значит, что любое полотно будет стоить миллионы. Для примера назовем несколько уходов из других диапазонов: «Книги», (Christie`s, 2004 г., 274 тыс. фунтов), «Композиция» (Sotheby`s, 2014 г., 27 тыс. евро), «Без названия» (Christie`s, 2011 г., 10,6 тыс. долларов).

Никола де Сталь. «Книги». 1954 г.

Ниже мы разберем, как определить цену конкретной работы, где и как продать картины де Сталя.

Как оценить картину де Сталя

Как мы выяснили в предыдущем разделе, работы художника уходили за серьезные суммы, поэтому ошибка в оценке картины может обойтись дорого. Чтобы этого не произошло, нужно учесть множество факторов, влияющих на цену. Это редкость полотна, отнесение его к ценному живописному периоду мастера, ценность использованных техник, приемов, влияние на искусство, история владения, востребованность сегодня и многое другое. Оценить картину де Сталя по этим и другим параметрам лучше всего сможет эксперт. Он не только обладает нужными знаниями, но и может найти необходимые сведения по своим базам, а также изучить картину в лаборатории. Все это позволяет составить полное представление о ценности произведения и определить его стоимость.

Где и как продать картину де Сталя

Мы предлагаем вам представить холст нашим посетителям, заинтересованным в покупке произведений искусства. Сотрудничество происходит так: вы изучаете условия продажи картин, присылаете нам фото и описание вашего холста и получаете предложения после публикации материалов на сайте «Лермонтов».

Трагическая судьба Николя де Сталя: Почему успешный художник-эмигрант из России покончил с собой

Французский художник русского происхождения Николя де Сталь | Фото: press.lv и mir-vpechatleniy.ru


Имя художника Николя де Сталя в Европе куда более известно, чем на его родине – в России, где в течение долгих лет оно оставалось незаслуженно забытым. Даже после того, как творчество эмигрантов наконец привлекло внимание отечественных искусствоведов, о картинах Шагала и Кандинского писали гораздо больше, чем о полотнах Николя де Сталя, в то время как в Европе они оценивались в миллионы долларов. Он заслужил признание еще при жизни и стал одним из самых известных художников во Франции, но в 41 год неожиданно для всех принял решение уйти из жизни. Для многих причины этого поступка до сих пор остаются загадкой.

Николя де Сталь. Красные бутылки, 1948 | Фото: smallbay.ru

Николя де Сталь. Концерт, 1955 | Фото: wikiart.org

Николай де Сталь родился в 1914 г. в Санкт-Петербурге в очень богатой и знатной семье: его отец, барон Владимир Шталь фон Гольштейн, происходивший из древнего прибалтийского рода, был генералом русской армии и последним комендантом Петропавловской крепости, а мать, Людмила Бередникова, происходила из знаменитой петербургской семьи книгоиздателей и была родственницей композитора Александра Глазунова. После революции барон фон Гольштейн в течение 15 месяцев был вынужден скрываться с женой и детьми в доме Глазуновых, не выходя на улицу, а в 1919 г. им удалось эмигрировать в Польшу.

Николя де Сталь. Композиция, 1948 | Фото: smallbay.ru

В 1921 г. глава семьи скончался, спустя год ушла из жизни и мать, и дети остались круглыми сиротами. Николаю на тот момент было всего 8 лет. Однако судьба была к ним благосклонна – их всех усыновили приемные родители из Бельгии и воспитывали в своей семье, как родных детей. В гостеприимном доме Эммануэля и Шарлотты Фрисеро они ни в чем не нуждались и получили хорошее образование. Приемные родители сохранили им фамилию родного отца и баронский титул и позаботились о том, чтобы они не забыли о своих корнях – с ними занимался преподаватель русского языка, им читали вслух произведения русской литературы.

Николя де Сталь. Композиция, 1949 | Фото: smallbay.ru

Когда Николай проявил способности к живописи, приемные родители создали все условия, чтобы он развивал свой талант: он получил образование в Академии изобразительных искусств Сен-Жиль. В 19 лет он отправился в путешествие по Голландии, где изучал творчество Рембрандта, Вермеера и Хальса, а затем посетил Францию, Марокко, Алжир, Испанию и Италию. Во время поездки в Африку Николай встретил свою будущую жену, художницу Жанин Гийу. Ее портрет, написанный де Сталем, стал его единственной реалистической работой, после которой он полностью отказался от этого стиля: « Не знаю, что я написал: мертвую жизнь или живую смерть? » Вместе с Жанин художник вернулся во Францию, где решил остаться навсегда.

Николя де Сталь. Фигуры, 1953 | Фото: nashagazeta.ch

В это время происходит его формирование как художника, и в 1936 г. в Брюсселе состоялась его первая выставка. На стиль Николя де Сталя большое влияние оказали художники-абстракционисты. Его дочь Анна позже напишет: « Его рисунок нервный, напряженный, напоминающий натянутую и вибрирующую скрипичную струну ». А сам художник заявлял: « Я пишу, чтобы освободиться от впечатлений, всех чувствований и всего, что меня тревожит. Моей рукой водит тот, кто сидит внутри ».

Николя де Сталь. Композиция, 1949 | Фото: wikiart.org

Николя де Сталь. Пейзаж, 1954 | Фото: wikiart.org

В 1944 г. в оккупированном Париже хозяйка известной галереи Жанна Буше проводит полуподпольную выставку, на которой работы де Сталя экспонировались вместе с картинами Кандинского и Пикассо. После освобождения Франции от немецких захватчиков такие выставки становятся регулярными, а имя Николя де Сталя становится в один ряд с признанными мастерами живописи.

Николя де Сталь. Композиция, 1947 | Фото: wikiart.org

Вскоре известность художника распространилась далеко за пределы Франции. После выставки в Нью-Йорке в 1953 г. все его 25 картин раскупили, после чего де Сталь скромно сообщил своему приятелю: « Теперь я – миллионер ». Росту его благосостояния способствовало и то, что в это же время он заключил контракт с известным американским арт-дилером Полем Розенбергом.

Французский художник русского происхождения Николя де Сталь | Фото: liveinternet.ru и itogi.ru

Однако на пике своей популярности художник вдруг впадает в тяжелую затяжную депрессию. Он отказывается от активной светской жизни и уезжает на юг Франции. 16 марта 1955 г. на улице Ревели в Антибе тело художника обнаружила проходившая мимо местная жительница. Николя де Сталь выбросился из окна собственной мастерской. Этот шаг не был импульсивным – накануне гибели де Сталь зашел проконсультироваться с юристом, как будут обеспечены его дети в том случае, если с ним что-нибудь случится. В полицейском протоколе отметили: « Это был акт отчаяния ». Художник прожил всего 41 год.

Николя де Сталь | Фото: faqindecor.com

Но что могло привести успешного и знаменитого художника, чьи картины высоко оценивали в Америке и Европе, к такому шагу? Знакомые де Сталя утверждают, что причиной была несчастная любовь. После смерти своей первой жены он женился во второй раз, но в последние годы жизни он встретил женщину, к которой испытывал безответные чувства. Жанна Матье была замужем, воспитывала двоих детей и отказалась уйти из семьи. За день до самоубийства художник звонил ей и просил о встрече, но она снова ответила отказом. Тогда Николя собрал все ее письма, адресованные ему, и отправил ее мужу с припиской: « Ваша взяла ». Один из английских искусствоведов написал: « Сталь был русский, толстовский персонаж, снедаемый бесами Достоевского. И если эти бесы не трогали его в начале его карьеры, то потом они буквально набросились на него ».

Николя де Сталь. Лежащая обнаженная, 1954 | Фото: wikiart.org

За 15 лет творческой жизни Николя де Сталь создал более тысячи картин, некоторые из них сейчас оцениваются в миллионы долларов. Так, одна из последних его работ, «Лежащая обнаженная», в 2011 г. была продана более чем за 7 млн евро. Только в 2003 г. в Петербурге наконец состоялась большая выставка работ Николя де Сталя, после чего в прессе появились публикации о нем, а по телевидению показали документальный фильм, посвященный его биографии и творчеству. Но до сих пор для большинства соотечественников его имя остается неизвестным.

Мартиньи перед загадкой Николя де Сталя |Martigny devant l'énigme de Nicolas de Staёl

Фото - Наша газета

Фонд Gianadda открывает выставку удивительного художника-авангардиста, вырвавшегося за пределы абстракции, чтобы проникнуть в самую сущность материи. |
La Fondation Pierre Gianadda à Martigny présente la rétrospective de ce peintre avant-gardiste qui a dépassé les frontières de l'abstraction pour pénétrer dans l'essence de la matière.

«Живописное пространство – стена, но все птицы мира летают по ней свободно…»
Николя де Сталь - Пьеру Лекюиру

Художник невероятной свободы мысли и кисти, Николя де Сталь создает свой собственный поэтичный язык, исследуя, словно алхимик, неиссякаемые возможности цвета и структуры краски. На его картинах очертания предметов угадываются в абстрактных формах, а цвета, заполняя поверхность полотна, выступают на ней шероховатым рельефом, приоткрывая дополнительные смыслы живописи. На поверхности полотна границы между живописью и скульптурой расслаиваются, уступая место новым формам. Картина перестает существовать в рамках визуального искусства и пробуждает желание провести рукой по поверхности, как по ракушке или песку, словно осязание способно приоткрыть тайну, заключенную художником в краску.


Фонд Gianadda в швейцарском Мартиньи, хорошо известный нашим читателям, представляет ретроспективу Николя де Сталя во второй раз. Куратор выставки Жан-Луи Пра организовал экспозицию вокруг ключевых моментов творчества художника – десяти лет интенсивных поисков нового живописно-пластического языка, на границах абстракции и фигуративного искусства.

Николай Владимирович Шталь фон Гольштейн родился в семье остзейского барона, генерала русской армии и последнего коменданта Петропавловской крепости. Революция 1917 года вынудила семью барона бежать в Польшу, где родители Николя погибли. Осиротевшего мальчика взяла на воспитание состоятельная русская семья в Брюсселе. В десятилетнем возрасте он поступает в Иезуитскую школу, где начинает страстно увлекаться живописью. После обучения в Королевской академии изящных искусств и Академии Сан-Жиль, Николя много путешествует по Европе, открывая для себя Голландию, Испанию, Марокко, Италию. Во время этих путешествий он знакомится с авангардистскими направлениями, увлекается примитивизмом, но, по собственному признанию художника, гораздо ближе его сердцу были старые мастера: именно живопись фламандских и голландских художников повлияла на его технику и отношение к цвету.


Впрочем, любовь к классикам не мешает Николя де Сталю экспериментировать в стиле авангарда в парижской мастерской Фернана Леже, где он работает несколько недель в 1938 году. Когда начинается война и нацисты оккупируют север Франции, Николя вместе со своей женой, художницей Жанин Гийу, переезжают на юг, в Ниццу. Именно здесь начинается новый виток жизни и творчества художника: под влиянием Манелли, Ле Корбюзье и Арпа, с которым он лично знакомится в Ницце, Николя де Сталь создает свои первые абстрактные композиции. Геометрические формы сталкиваются и распадаются на полотнах, оживленные динамичными штрихами на словно исцарапанной поверхности. На этих картинах только начинает вычерчиваться собственный оригинальный стиль де Сталя, принимающий все более отчетливые формы с 1945 года. Прежде всего, художник начинает работать с краской как с полноценной материей, независимо от сюжета. Как для других авангардистов, «физическая» сущность картины приобретает для него все большее значение.

Николя де Сталь буквально вылепливает из красок текстуру живописной поверхности, «эпидермис» картины, определяющий структуру всех нижележащих слоев. В последующие десять лет скульптурная работа с краской станет центральным элементом творчества художника. Де Сталь пройдет путь от уплотнения до полного растворения красок на поверхности. В 1946-1947 годах на его картинах преобладают формы столбиков и палочек, очертания которых к 1949 году становятся толще и насыщеннее.

В начале 50-х годов краски уплотняются еще больше, а эпидермис картины буквально оживает от вибраций линий, напоминающих надрезы и трещины, деформирующие поверхность. В 1951 году в Париже Николя де Сталь попадает на выставку мозаик Равенны: искрящиеся кубики разноцветного камня открывают ему безграничные возможности красок и отражений света, расширяющего пространство. Используя технику, похожую на пуантилизм Жоржа Сера, де Сталь фрагментирует живописное пространство на двух уровнях: физическом – в манере наложения краски – и визуальном. В зависимости от того, смотрит ли зритель на полотно издалека или вблизи, картина воспринимается как мозаичный изразец, из цветных квадратиков которого складываются абстрактные формы, или бесформенная магма цвета.


В манере мозаичных кубиков написаны и «Футболисты», удивительное полотно, родившееся под впечатлением матча между Францией и Швецией в Parc des Princes. Де Сталь начинает рисовать в ту же ночь и за несколько дней завершает серию из 24 картин. Объединяет их не только тематика, но и техника: материя в движении гипнотизирует воображение художника, он артикулирует формы сгущением красок и придает цветам динамизм, набрасывая плотные мазки лопаточкой или ножом.

«Футболисты» знаменуют возвращение к фигуративной живописи и переход к новому этапу в обработке поверхности. С 1952 года, начиная с «Неба в Онфлере», художник чередует на своих полотнах густые плотные краски с прозрачными, туманно-воздушными, пятнами цвета. В пейзажах последних трех лет де Сталь словно переносит на живописную поверхность идею Малларме и Бодлера о тайных «соответствиях» в природе между звуками, запахами и красками. Метафора художника о живописной поверхности, «читаемой» на нескольких смысловых уровнях, «по всей глубине», находит воплощение на его картинах. «Не судите о пространстве по первому впечатлению. Есть маленькие шишечки, полностью сморщенные, запах которых дает нам впечатление бескрайнего пространства, тогда как мы можем прогуливаться по лесу Фонтенбло, задыхаясь в его воздухе, как на крошечном чердаке», - пишет де Сталь своему другу Пьеру Лекюиру. Глубина смыслов и форм – вот, что волнует его в первую очередь.

Пространство на его картинах становится маленькими шишечками, запах которых, а не форма, дает впечатление безграничности. Как замечает один из исследователей творчества Николя де Сталя, деревья на его полотнах, как и фрукты Сезанна, не просто деревья, а нечто большее, заключенное в их форму. Пейзажи 1952-1955 годов различаются по манере исполнения и цветовой палитре: каждый раз пластика поверхности, насыщенность краски и света меняются в зависимости от того, изображена ли на них туманная Нормандия или солнечная Сицилия.


Серия пейзажей, вдохновленных руинами долины храмов в Агридженто, завершается переходом к новому периоду творчества, растворению красок. От плотных мазков ножом де Сталь возвращается к кисти, разрежая живописную поверхность воздухом и наполняя ее светом. Материя становится тонкой и прозрачной, художник разжижает краски эфирными маслами, придавая эфемерную легкость очертаниям и фигурам. А фигуры, на грани абстракции, возвращаются на его полотна, как в «Обнаженной в голубых тонах» (1955), где растворяющаяся в прозрачном покрывале женская фигура принимает формы горного хребта на фоне жгучего красного неба. Эфемерные краски рождают зыбкие формы, неуловимые, как облака, меняющие очертания по прихоти ветра, или след морской пены на песчаном берегу. Куда привел бы художника поиск бесконечной эфемерности форм и цветов, останется еще одной вечной загадкой де Сталя: 16 марта 1955 года он выбрасывается из окна своей мастерской в городке Антиб.

Читайте также: