Осевая сталь для колесных пар марка

Обновлено: 03.05.2024

Сталь 2
для изготовления бандажей грузовых, пассажирских и маневровых локомотивов, моторных вагонов и дизельных поездов, вагонов метрополитена и тендеров железных дорог колеи 1520 мм; бандажей колесных для пар трамвайных вагонов.
Сталь 3
для изготовления бандажей грузовых и маневровых локомотивов и тендеров железных дорог колеи 1520 мм (применяется только по согласованию изготовителя с потребителем).
Сталь 3Гпс
для изготовления двутавровых балок (монорельсов М155) для шахтных монорельсовых дорог.
Сталь 4
для изготовления черновых локомотивных бандажей повышенной твердости и эксплуатационной стойкости; колец цельнокатаных различного назначения.
Сталь 54 (М54)
для изготовления стыковых двухголовых накладок к железнодорожным рельсам типа Р43, применяемых для стыковых соединений рельсов железных дорог широкой колеи.
Сталь 5Гпс
для изготовления двутавровых балок (монорельсов М155) для шахтных монорельсовых дорог.
Сталь 63 (К63)
для изготовления крановых рельсов специальных профилей типов КР70, КР80, КР100, КР120, КР140, применяемых для путей грузоподъемных кранов.
Сталь 68 (М68)
для изготовления контррельсовых рельсов типов РК75, РК65 и РК50, применяемых в конструкциях верхнего строения пути с железнодорожными рельсами широкой колеи.
Сталь 70 (М70)
для изготовления железнодорожных рельсов типов Р38 и Р43 для угольной, горнорудной и других отраслей промышленности.
Сталь 73В (М73В)
для изготовления рельсов остряковых типов ОР75, ОР65 и ОР50, применяемых в конструкциях верхнего строения железнодорожного пути.
Сталь 73Т (М73Т)
для изготовления рельсов остряковых типов ОР75, ОР65 и ОР50, применяемых в конструкциях верхнего строения железнодорожного пути.
Сталь 73Ц (М73Ц)
для изготовления рельсов остряковых типов ОР75, ОР65 и ОР50, применяемых в конструкциях верхнего строения железнодорожного пути.
Сталь 74 (М74)
для изготовления железнодорожных рельсов типа Р50.
Сталь 74Т (М74Т)
для изготовления железнодорожных рельсов типа Р50.
Сталь 74Ц (М74Ц)
для изготовления железнодорожных рельсов типа Р50.
Сталь 76 (М76)
для изготовления железнодорожных рельсов типов РП50, РП65 и РП75 широкой колеи для путей промышленного железнодорожного транспорта, предназначенных для железнодорожных путей и стрелочных переводов промышленных предприятий; железнодорожных рельсов типов Р50, Р65, Р65К и Р75, предназначенных для звеньевого и бесстыкового пути железных дорог и для производства стрелочных переводов.
Сталь 76В (М76В)
для изготовления железнодорожных рельсов типов Р75 и Р65.
Сталь 76ВТ (М76ВТ)
для изготовления железнодорожных рельсов типов Р75 и Р65.
Сталь 76Т
для изготовления железнодорожных рельсов типов РП50, РП65 и РП75 широкой колеи для путей промышленного железнодорожного транспорта, предназначенных для железнодорожных путей и стрелочных переводов промышленных предприятий; железнодорожных рельсов типов Р50, Р65, Р65К и Р75, предназначенных для звеньевого и бесстыкового пути железных дорог и для производства стрелочных переводов.
Сталь 76Ф
для изготовления железнодорожных рельсов типов РП50, РП65 и РП75 широкой колеи для путей промышленного железнодорожного транспорта, предназначенных для железнодорожных путей и стрелочных переводов промышленных предприятий; железнодорожных рельсов типов Р50, Р65, Р65К и Р75, предназначенных для звеньевого и бесстыкового пути железных дорог и для производства стрелочных переводов.
Сталь 76ХСФ
для изготовления остряковых рельсов, применяемых в конструкциях верхнего строения железнодорожного пути (стрелочных переводов железнодорожных путей промышленных предприятий и круговых рельсов опорно-поворотных устройств экскаваторов).
Сталь 76Ц (М76Ц)
для изготовления железнодорожных рельсов типов Р75 и Р65; железнодорожных рельсов типов РП50, РП65 и РП75 широкой колеи для путей промышленного железнодорожного транспорта, предназначенных для железнодорожных путей и стрелочных переводов промышленных предприятий.
Сталь 78ХСФ
для изготовления железнодорожных рельсов типов Р50, Р65, Р65К и Р75, предназначенных для звеньевого и бесстыкового пути железных дорог и для производства стрелочных переводов.
Сталь 90АФ (Э90АФ)
для изготовления рельсов железнодорожных типов Р65 и Р65К повышенной износостойкости и контактной выносливости.
Сталь А1 (А0)
для изготовления прокатанных и кованых заготовок квадратного или круглого сечения предназначенных для производства осей локомотивов, электропоездов, дизель- и электропоездов, вагонов железных дорог и вагонов метрополитена железных дорог.
Сталь А2
для изготовления прокатанных и кованых заготовок квадратного или круглого сечения предназначенных для производства осей локомотивов, электропоездов, дизель- и электропоездов, вагонов железных дорог и вагонов метрополитена железных дорог.
Сталь А3
для изготовления прокатанных и кованых заготовок квадратного или круглого сечения предназначенных для производства осей локомотивов, электропоездов, дизель- и электропоездов, вагонов железных дорог и вагонов метрополитена железных дорог.
Сталь А4
для изготовления прокатанных и кованых заготовок квадратного или круглого сечения предназначенных для производства осей локомотивов, электропоездов, дизель- и электропоездов, вагонов железных дорог и вагонов метрополитена железных дорог.
Сталь колесная 1
для изготовления цельнокатаных колес для колесных пар грузовых и пассажирских тележек вагонов локомотивной тяги, пассажирских, маневровых и грузовых локомотивов, путевых машин, немоторных вагонов электро- и дизель-поездов магистральных железных дорог колеи 1520 мм.
Сталь колесная 2
для изготовления цельнокатаных колес для колесных пар грузовых и пассажирских тележек вагонов локомотивной тяги, пассажирских, маневровых и грузовых локомотивов, путевых машин, немоторных вагонов электро- и дизель-поездов магистральных железных дорог колеи 1520 мм.
Сталь колесная 3
для изготовления цельнокатаных колес для колесных пар грузовых и пассажирских тележек вагонов локомотивной тяги, пассажирских, маневровых и грузовых локомотивов, путевых машин, немоторных вагонов электро- и дизель-поездов магистральных железных дорог колеи 1520 мм.
Сталь Н50
для изготовления рельсов типов Р18 и Р24, предназначенных для укладки на железных дорогах узкой колеи.
Сталь ОС
для изготовления прокатанных заготовок квадратного или круглого сечения предназначенных для производства осей локомотивов, электропоездов, дизель- и электропоездов, вагонов железных дорог и вагонов метрополитена железных дорог колеи 1520 мм.
Сталь ПТ70
для изготовления рельсов типов Р18 и Р24, предназначенных для укладки на железных дорогах узкой колеи.
Сталь Т60
для изготовления рельсов типов Р18 и Р24, предназначенных для укладки на железных дорогах узкой колеи.

Осевая сталь для колесных пар марка

ЗАГОТОВКИ ОСЕВЫЕ ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Axle billets for railway rolling stoсk. Specifications

* Поправка (ИУС 1-2013)

Дата введения 2011-09-01

Предисловие

Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта" (ОАО "ВНИИЖТ"), Уральским институтом металлов (ОАО УИМ), национальным техническим комитетом по стандартизации ТК 367 "Чугун, прокат и металлоизделия", ОАО "НИИ вагоностроения"

2 ВНЕСЕН Техническим секретариатом Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 25 ноября 2010 г. N 38)

За принятие стандарта проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Госстандарт Республики Беларусь

Госстандарт Республики Казахстан

6 ИЗДАНИЕ (сентябрь 2019 г.) с Поправкой (ИУС 2-2016)

7 Для Российской Федерации в настоящем стандарте реализованы требования технического регламента "О безопасности железнодорожного подвижного состава" применительно к объекту технического регулирования - заготовкам осевым:

- 4.2, 4.7, 4.8 содержат минимально необходимые требования безопасности;

- 5.1 устанавливает правила отбора образцов для подтверждения соответствия;

- 6.3, 6.8, 6.9 устанавливают методы проверки минимально необходимых требований безопасности.

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 1, 2013 год (указанная поправка не учтена в тексте переиздания 2019 года)

Поправка внесена изготовителем базы данных

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на заготовки квадратного и круглого сечений из углеродистой стали (далее - заготовки), подвергаемые горячему деформированию и предназначенные для изготовления осей колесных пар локомотивов, дизель- и электропоездов, вагонов железных дорог, вагонов метрополитена, а также специального железнодорожного подвижного состава.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 15.309 Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения

ГОСТ 427 Линейки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 1497 (ИСО 6892-84) Металлы. Методы испытания на растяжение

ГОСТ 1778 (ИСО 4967-79) Сталь. Металлографические методы определения неметаллических включений

ГОСТ 3749 Угольники поверочные 90°. Технические условия

ГОСТ 7502 Рулетки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 7565 (ИСО 377-2-89) Чугун, сталь и сплавы. Метод отбора проб для определения химического состава

ГОСТ 7566 Металлопродукция. Правила приемки, маркировка, упаковка, транспортирование и хранение

ГОСТ 9454 Металлы. Метод испытания на ударный изгиб при пониженных, комнатной и повышенных температурах

ГОСТ 10243 Сталь. Методы испытаний и оценки макроструктуры

ГОСТ 17745 Стали и сплавы. Методы определения газов

ГОСТ 18895 Сталь. Метод фотоэлектрического спектрального анализа

ГОСТ 22536.0 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Общие требования к методам анализа

ГОСТ 22536.1 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения общего углерода и графита

ГОСТ 22536.2 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения серы

ГОСТ 22536.3 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения фосфора

ГОСТ 22536.4 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения кремния

ГОСТ 22536.5 (ИСО 629-82) Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения марганца

ГОСТ 22536.7 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения хрома

ГОСТ 22536.8 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения меди

ГОСТ 22536.9 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения никеля

ГОСТ 26877 Металлопродукция. Методы измерения отклонений формы

Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю .

Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».

ОСИ КОЛЕСНЫХ ПАР ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Общие технические условия

Axles for wheelsets of railway rolling stock. General specifications

Дата введения 2015-11-01

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (ОАО "ВНИИЖТ"), Открытым акционерным обществом "Уральский институт металлов" (ОАО "УИМ"), Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский институт вагоностроения" (ОАО "НИИ вагоностроения")

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 "Железнодорожный транспорт"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 22 декабря 2014 г. N 73-П)

За принятие стандарта проголосовали:

Минэкономики Республики Армения

Госстандарт Республики Беларусь

Госстандарт Республики Казахстан

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 июня 2015 г. N 564-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33200-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 ноября 2015 г.

5 Настоящий стандарт соответствует следующим европейскому и международному стандартам: EN 13261:2009* Railway applications - Wheelsets and bogies - Axles - Product requirements (Железнодорожный транспорт. Колесные пары и тележки. Оси. Требования к продукции, NEQ); ISO 1005-3:1982 Railway rolling stock material - Part 3: Axles for tractive and trailing stock - Quality requirements (Подвижной состав железных дорог. Часть 3. Оси для тяговых и прицепных вагонов. Требования к качеству, NEQ)

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

6 Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований технических регламентов "О безопасности железнодорожного подвижного состава" и "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта"

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты" (по состоянию на 1 января текущего года), а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 10, 2017 год

Настоящий стандарт распространяется на черновые оси и чистовые оси исполнения УХЛ по ГОСТ 15150 для колесных пар грузовых вагонов, пассажирских вагонов локомотивной тяги, локомотивов, моторвагонного подвижного состава (далее - МВПС), специального железнодорожного подвижного состава (далее - СПС) и подвижного состава метрополитена.

ГОСТ 9.014-78 Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования

ГОСТ 15.309-98 Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения

ГОСТ 1497-84 (ИСО 6892-84) Металлы. Методы испытаний на растяжение

ГОСТ 2789-73 Шероховатость поверхности. Параметры и характеристики

ГОСТ 2999-75 Металлы и сплавы. Метод измерения твердости по Виккерсу

ГОСТ 5639-82 Стали и сплавы. Методы выявления и определения величины зерна

ГОСТ 7565-81 (ИСО 377-2-89) Чугун, сталь и сплавы. Метод отбора проб для определения химического состава

ГОСТ 7566-94 Металлопродукция. Приемка, маркировка, упаковка, транспортирование и хранение

ГОСТ 8233-56 Сталь. Эталоны Микроструктуры

ГОСТ 9454-78 Металлы. Метод испытания на ударный изгиб при пониженных, комнатной и повышенных температурах

ГОСТ 10243-75 Сталь. Методы испытаний и оценки макроструктуры

ГОСТ 14782-86 Контроль неразрушающий. Соединения сварные. Методы ультразвуковые

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 17745-90 Стали и сплавы. Методы определения газов

ГОСТ 18321-73 Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции

ГОСТ 18895-97 Сталь. Метод фотоэлектрического спектрального анализа

ГОСТ 19300-86 Средства измерений шероховатости поверхности профильным методом. Профилографы-профилометры контактные. Типы и основные параметры

ГОСТ 21014-88 Прокат черных металлов. Термины и определения дефектов поверхности

ГОСТ 21105-87 Контроль неразрушающий. Магнитопорошковый метод

ГОСТ 21120-75 Прутки и заготовки круглого и прямоугольного сечения. Методы ультразвуковой дефектоскопии

ГОСТ 21650-76 Средства скрепления тарно-штучных грузов в транспортных пакетах. Общие требования

ГОСТ 22536.0-87 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Общие требования к методам анализа

ГОСТ 22536.1-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения общего углерода и графита

ГОСТ 22536.2-87 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения серы

ГОСТ 22536.3-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения фосфора

ГОСТ 22536.4-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения кремния

ГОСТ 22536.5-87 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения марганца

ГОСТ 22536.7-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения хрома

ГОСТ 22536.9-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения никеля

ГОСТ 28033-89 Сталь. Метод рентгенофлюоресцентного анализа

ГОСТ 30552-98 Заготовки профильные (необработанные оси) для подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм. Припуски и допуски

ГОСТ 31373-2008 Колесные пары локомотивов и моторвагонного подвижного состава. Расчеты и испытания на прочность

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 21014, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 заготовка осевая: Заготовка квадратного или круглого сечения, подвергаемая горячему деформированию и предназначенная для изготовления черновой оси.

3.2 ось: Элемент колесной пары подвижного состава, представляющий собой цельную деталь круглого поперечного сечения, имеющую разные диаметры по длине в зависимости от частей и усилий, возникающих в них.

3.3 черновая ось (профильная заготовка): Ось, полученная методом горячего деформирования из осевой заготовки, подвергнутая термической обработке, имеющая припуски для окончательной механической обработки и прошедшая неразрушающий контроль.

3.4 чистовая ось: Ось, прошедшая окончательную механическую обработку, подвергнутая упрочнению поверхности накатыванием роликами и прошедшая неразрушающий контроль.

3.5 чистовая ось полая: Чистовая ось с центральным сквозным отверстием, проходящим через всю ось в продольном направлении.

3.6 окончательная механическая обработка: Обработка черновой оси при помощи механического воздействия с целью придания оси формы, размеров и параметров шероховатости, предусмотренных конструкторской документацией на чистовую ось.

3.7 прозвучиваемость: Проницаемость оси для продольных ультразвуковых волн в осевом направлении, оцениваемая отношением амплитуды эхо-сигнала от противоположного торца оси к амплитуде эхо-сигнала от плоской (донной) поверхности на глубине 59 мм в стандартном образце СО-2 по ГОСТ 14782.

Транспортные стали. Марки, свойства и виды транспортных сталей

Транспортные стали (ТРС) – класс конструкционных нелегированных или низколегированных материалов с содержанием углерода не более 1%, а серы и фосфора не более 0,07%. Они могут иметь несколько легирующих элементов (ванадий, марганец, хром) с массовой долей не более 1,5%.

В зависимости от назначения ТРС делятся на рельсовые, колёсные, бандажные, осевые и др.

Стали для рельсов. Рельсы подразделяются на 4 основные типа: Р50, Р65, Р65К (аналогично Р65, но для наружных нитей кривых участков пути) и Р75 (Существуют также в ограниченном количестве облегчённые рельсы типов Р43 и Р38). Они имеют различные категории качества:

  • В – рельсы термоупрочнённые высшего качества,
  • Т1 – термоупрочнённые первого класса,
  • Т2 – термоупрочнённые второго класса,
  • Н – нетермоупрочнённые.

Бывают рельсы с болтовыми отверстиями на обоих концах, на одном и без отверстий. Их изготавливают либо из слитков, либо из непрерывно-литых заготовок. Для повышения качества рельсов, снижения их флокеночувствительности стали подвергают вакуумированию, контрольному охлаждению или изотермической выдержке. Основные геометрические характеристики рельсов приведены в табл. 1.

Таблица 1. Основные размеры рельсов

Для производства рельсов рекомендуется применять специальные марки сталей. Обозначение таких марок состоит из двух цифр и нескольких букв.

Буква впереди характеризует способ выплавки:

  • М – мартеновская сталь,
  • К – конвертерная,
  • Э – электропечная.

Две цифры – среднее содержание в стали углерода в процентах, умноженное на 100.

Последующие буквы относятся к легирующим элементам для данной марки.

Перечень марок и их химический состав приведены в табл. 2.

Отметим, что термическое упрочнение является одним из основных способов повышения эксплуатационной стойкости и надёжности рельсов, поэтому механические свойства сталей связаны с качеством обработки сталей (см. табл. 3). Термоупрочнённые стали должны обеспечивать рельсам необходимую по нормам твёрдость (см. табл. 4).

Для использования высокопрочных рельсов (категория В) на наиболее загруженных участках пути требуется повысить твёрдость сталей до 450–480 НВ, а σв до 1700–1800 Н/мм 2 , это позволит достичь предела контактной выносливости в головке рельса порядка 1600 Н/мм 2 . Марку применяемой стали рекомендуется вставлять в условное обозначение рельса. В обозначении сведения приводятся в следующей последовательности: тип рельса, категория качества, марка стали, длина рельса, число болтовых отверстий, число концов рельса с отверстиями, наименование регламентирующего стандарта (желательно).

Рельс Р65–Т1–М76Т–25–3/2. Гост Р 51685– 2000.

Рельс типа Р65, категория Т1, из стали марки М76Т, длиной 25 м, с тремя отверстиями на обоих концах, в соответствии с российским стандартом 51685–2000.

Рельс типа Р75, категория Т2, из стали марки Э76Ф, длиной 12,5 м, без отверстий.

Таблица 2. Химический состав рельсовых сталей

  1. В рельсах высшего качества (категория В) хром в качестве примеси не допускается.
  2. Массовые доли Ni и Cu не должны превышать 0,15% каждая.
  3. Суммарная массовая доля примесей по никелю, меди и хрому должна быть не более 0,4%.
  4. Для рельсов типа Р65К применяют аналогичные марки с повышенным содержанием углерода 0,83–0,87%. Поэтому в обозначении этих марок цифры 78 и 76 заменяются на 85 (например, К85ХСФ).
  5. Коэффициент линейного расширения для всех сталей примерно одинаков и в интервале 20–100°C равен 11,8·10 –6 1/ °C.

Таблица 3. Механические свойства рельсовых сталей

Таблица 4. Твёрдость сталей

Колёсные стали. Согласно отечественным стандартам колёса изготавливаются из сталей двух марок:

  1. – для пассажирских вагонов локомотивной тяги, немоторных вагонов электро- и дизель- поездов;
  2. – для грузовых вагонов.

Химический состав этих сталей приведён в табл. 5. Механические свойства сталей ободьев колёс, подвергнутых упрочняющей термической обработке, должны соответствовать нормам, указанным в табл. 6.

Таблица 5. Химический состав колёсных сталей по ГОСТ 10791-89

Таблица 6. Механические свойства сталей ободьев колёс

При этом ударная вязкость сталей дисков колёс должна быть достаточно велика, для марки 1 не менее 30 Дж/см 2 , а для марки 2 – 20 Дж/см 2 .

Однако согласно ГОСТ 10791-89 допускается применение в России катаных, кованых или цельнолитых колёс, изготовленных в соответствии с международным стандартом ISO 1005-6-82. Согласно этому стандарту стали бывают двух видов: если они используются для изготовления катаных или кованых колёс, то это марки R1, R2, R3, R6, R7, R8, R9, если же они применяются в цельнолитых колёсах, это марки RС1, RС2, RС3, RС6, RС7, RС8, RС9 (латинская буква С – сокращение от Cast – литой).

Первые три марки каждой группы применяются либо без термообработки, либо после нормализации с отпуском. Для остальных обязательна поверхностная упрочняющая обработка изделий в состоянии поставки или объёмная закалка с отпуском. Химический состав марок приведён в табл. 7.

Таблица 7. Химический состав колёсных сталей согласно стандарту ISO

Требования к механическим свойствам для первых трёх марок каждой группы слегка отличаются в зависимости от того, нормализована сталь или нет (табл. 8).

Чтобы убедиться, что диск колеса не затронут поверхностной обработкой, исследуются его механические свойства. В этом случае необходимо выполнение следующих условий (табл. 9.).

Таблица 8. Механические свойства сталей ободьев колёс согласно стандарту ISO

Таблица 9. Механические свойства сталей дисков колёс согласно стандарту ISO

Осевые стали. Колёсная пара, состоящая из оси и двух колёс, является наиболее ответственной частью вагона, так как воспринимает его вес, направляет движение вагона, выдерживает большие и разнообразные по направлению удары от неровностей пути. Для изготовления осей локомотивов, электропоездов, вагонов железных дорог и метрополитена применяется качественная углеродистая сталь ОС.

Стали для бандажей. Бандажи изготовляются из спокойных углеродистых сталей, выплавленных в мартеновских, электрических печах или конвертерным способом. В отличие от рельсовых сталей это в обозначении сталей никак не отражается.

В настоящее время существуют две марки ТРС, применяемых для бандажей:

  • 2 – основная, она используется для пассажирских, грузовых и маневровых локомотивов, моторных вагонов, дизельных поездов и вагонов метрополитена и по химсоставу аналогична стали 2 для колёс;
  • 3 – она используется по согласованию с потребителем для грузовых и маневровых локомотивов.

Химический состав сталей приведён в табл. 10.

После прокатки и правки бандажи подвергаются термической обработке – закалке отдельным нагревателем с последующим отпуском. Механические свойства, которые приобретают бандажные стали после такого процесса, даны в табл. 11.

Таблица 10. Химический состав бандажных сталей

  1. Суммарное содержание серы и фосфора не более 0,06%.
  2. У марки 3 суммарное содержание хрома, никеля и меди не менее 0,3%.

Таблица 11. Механические свойства бандажных сталей после термообработки

Для получения высококачественных бандажей возможно применение особой технологии термического упрочнения сталей, включая их подстуживание после горячего деформирования, нагрев до температуры аустенитизации с последующим контролируемым охлаждением и отпуск. В этом случае удаётся повысить σв на 40–120 Н/мм 2 , твёрдость на 30–40 НВ, предел выносливости на 100–140 Н/мм 2 .

Стали для подкладок. Для железобетонных шпал применяют металлические подкладки нормальной и повышенной точности.

Они обеспечивают раздельное скрепление на самом пути и стрелочных переводах. Изготавливаются подкладки из углеродистых сталей обыкновенного качества Ст4 и Ст3 различных видов, у которых выполняются условия: углерод – в пределах 0,18–0,30%, мышьяк не более 0,15%. Допускается использование сталей при C ≥ 0,16%, если при этом C+Mn/4 ≥ 0,28%.

ГОСТ Р 52942-2008 Рельсовый транспорт. Колесные пары и тележки. Оси. Требования к изделию

Текст ГОСТ Р 52942-2008 Рельсовый транспорт. Колесные пары и тележки. Оси. Требования к изделию

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

ГОСТР

52942-

КОЛЕСНЫЕ ПАРЫ И ТЕЛЕЖКИ

Требования к изделию

Railway applications. Wheelsets and bogies. Product requirements

ГОСТ Р 52942—2008

Предисловие

Цели и принципы стандартизации е Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0—2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения »

1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава» (ОАО «ВНИКТИ») на основе собственногоаутен-тичного перевода стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 236 «Тепловозы и путевые машины»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 июля 2008 г. № 146-ст

4 Настоящий стандарт является модифицированным ло отношению к европейскому стандарту ЕН 13261:2003 «Рельсовый транспорт. Колесные пары и тележки. Оси. Требования к продукции» (EN 13261:2003 «Railway applications. Wheelsets and bogies. Axles. Product requirements») путем внесения технических отклонений, объяснение которых приведено во введении к настоящему стандарту.

Сравнение структуры настоящего стандарта со структурой указанного европейского стандарта приведено в приложении А.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно указан кого европейского стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р1.5—2004 (подраздел 3.5)

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменении и поправок— в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Содержание

1 Область применения. 1

2 Нормативные ссылки. 1

3 Определение характеристик изделия. 2

3.1 Химический состав. 2

3.2 Механические характеристики. 2

3.3 Характеристики микро-и макроструктуры. 6

3.4 Чистота материала. 6

3.5 Ультразвуковая лрозвучиваемость. 7

3.6 Параметры шероховатости поверхности. б

3.7 Допуски на геометрию. 11

3.8 Маркировка. 12

4 Правила приемки. 13

Приложение А (справочное) Сопоставление структуры настоящего стандарта со структурой примененного в нем европейского стандарта EN 13261:2003 . 14

Приложение 8 (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов национальным стандартам Российской Федерации, использованным в настоящем стандарте в качестве нормативных ссылок . 15

Введение

Настоящий стандарт имеет следующие отличия от примененного европейского стандарта EN 13261:2003:

• расширена область распространения — на оси колесных пар вагонов, локомотивов и моторвагонного подвижного состава, эксплуатируемых со скоростью движения более 200 км/ч:

- стандарт дополнен характеристиками марок сталей (таблица 3). используемых в Российской Федерации:

• исключен подраздел 3.6 «Т ребования к остаточным напряжениям*», так как в Российской Федерации используют упрочнение поверхностей колесных пар. гарантирующее уровень допустимых остаточных напряжений:

- исключен подраздел 3.9 «Защита от коррозии и механических воздействий», атакже требования приложений В. С. D. Е. F. G, Н, I. J стандарта, так как в Российской Федерации действуют нормативные документы, регламентирующие эти требования:

• кроме того, изменены отдельные слова и добавлены фразы, более точно раскрывающие смысл некоторых положений настоящего стандарта. Указанные изменения выделены в тексте курсивом.

ГОСТ Р 52942—2008 (ЕН 1326:2003)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рельсовый транспорт КОЛЕСНЫЕ ПАРЫ И ТЕЛЕЖКИ Оси

Railway applications Axles. Product requirements

Дета введения — 2009—01—01

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к осям колесных пар вагонов, локомотивов и моторвагонного подвижного состава, используемых на европейских и российских сетях железных дорог, эксплуатируемых со скоростью движения более 200 км/ч.

Стандарт определяет характеристики сплошных (кованых или катаных) и полых осей, изготовленных из сталей марок EA1N“'. ЕА1Т а| . ЕА4Т а \ используемых на европейских сетях железных дорог, и из стали марки ОС в России.

Настоящий стандарт распространяется на оси. сконструированные и изготовленные в соответствии стребованиями(1] и (2]. ГОСТ4835. ГОСТ 11018, ГОСТ31334.

При изготовлении осей для российских сетей железных дорог преимуществоотдавтся российским стандартам перед европейскими.

Примечание — Могут быть согласованы другие значения характеристик, еслинанихалияютразличияв технологическом процессе (например, холодная накатка, дробеструйная обработка).

2 Нормативные ссылки

8 настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 25.502—79 Расчеты и испытания на прочность в машиностроении. Методы механичен ких испытаний металлов. Методы испытаний на усталость

ГОСТ 1497—84 (ИСО 6892—84) Металлы. Методы испытаний на растяжение ГОСТ 4728—96 Заготовки осевые для подвижного состава железных дорог колеи 1520мм. Тех-ничвские условия

ГОСТ 4835—2006 Колесные пары вагонов магистральных железных дорог колеи 1520мм. Технические условия

ГОСТ 5639—82 Стали и сплавы. Методы выявления о определения величины зерна ГОСТ 7565—81(ИСО 377-2—89) Чугун, сталь и сплавы. Метод отбора проб для определения химического состава

ГОСТ 8233—56 Сталь. Эталоны микроструктуры

в> N — для нормализованной стали.

Т — для закаленной и отпущенной стали.

ГОСТ 9454—7в Металлы. Метод испытания на ударный изгиб при пониженных, комнатной и повышенных температурах

ГОСТ 10243— 75 Сталь. Методы испытаний и оценки макроструктуры ГОСТ 11018—2000 Тягоеый подвижной состав железных дорог колеи 1520 мм. Колесные пары. Общие технические условия

ГОСТ 21105— 87 Контроль нвразрушающий. Магнитопорошкоеый метод ГОСТ 22780—93 (ИС0 1005-9—86) Оси для вагонов железных дорог колеи 1520(1524) мм. Типы, параметры и размеры

ГОСТ 31334—2007 Оси для подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм. Технические условия

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) документом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

Читайте также: