Павильон сталь на вднх

Обновлено: 04.05.2024

Быстро добраться от метро до объектов на территории Выставки и обратно можно на маршрутном транспорте.

На электробусе

Проезд бесплатный, график движения — с 9:00 до 22:00. Конечные пункты располагаются по обе стороны от арки Главного входа — на Северной и Южной петлях.

Маршрут проходит по Кольцевой дороге в обоих направлениях со следующими остановками: Грушевая аллея, Дом культуры, «Техноград», павильон №57 «Россия — моя история», Дворец бракосочетания, «Городская ферма», павильон №44 «Кролиководство», Музей кино, Ботанический сад, павильон №27 «Физкультура и спорт», «Золотой колос», парк «Останкино», Зеленый театр, Хованский вход, Театр сказок, арка Южного входа.

На маршрутном такси № 533

Останавливается у северного входа метро «ВДНХ», у южного входа метро «Ботанический сад» и на территории. Стоимость разового билета по утвержденному тарифу на общественный транспорт города Москвы. В автобусах действуют все льготы — при входе необходимо приложить социальную карту к валидатору.

Проезд для маломобильных групп населения

Для вашего удобства курсируют бесплатные маршрутные такси от станции метро «ВДНХ» (выход №3) до «Москвариума», Музея транспорта Москвы и Музея Гаража особого назначения ФСО России. Режим работы: с 10:00 до 21:00 каждые 15–20 минут.

Правом въезда на автомобиле на территорию ВДНХ без оплаты пользуются следующие категории граждан (при предъявлении подтверждающего документа):

  • Герои Советского Союза, Герои России, полные кавалеры орденов Славы;
  • участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий;
  • Герои Социалистического труда, полные кавалеры орденов Трудовой славы;
  • инвалиды 1, 2 и 3 групп, законные представители детей-инвалидов при предъявлении оригинала справки федерального образца, подтверждающей факт установления инвалидности;
  • многодетные семьи при предъявлении оригинала удостоверения многодетной семьи в период рабочих дней;
  • депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации Федерального собрания РФ, депутаты Московской городской и Московской областной Дум при предъявлении служебных удостоверений;
  • руководители и заместители руководителей Администрации Президента РФ, Правительства РФ, Правительств Москвы, Московской области; министерств и ведомств РФ и Москвы; префектуры Северо-Восточного административного округа города Москвы; руководители и заместители руководителей департаментов, управлений, отделов указанных органов власти при предъявлении служебных удостоверений;
  • спецтранспорт Правительств Москвы и Московской области;
  • спецтранспорт скорой медицинской помощи, Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы охраны, дипломатических представительств и аварийных служб при наличии наряда с указанием места проведения противоаварийных работ;
  • сотрудники Федеральной службы судебных приставов, Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Департамента культурного наследия города Москвы, Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы при предъявлении документов об осуществлении проверок или действий в рамках исполнительного производства;
  • офицерский состав Росгвардии, МВД, ФСБ, ФСО России, других правоохранительных органов и спецслужб при выполнении ими прямых обязанностей при посещении территории ВДНХ;
  • чрезвычайные и полномочные послы, советники-посланники, советники-министры, торговые представители, экономические советники иностранных государств.

В целях создания максимально комфортных условий проезда на территорию Выставки организованных групп посетителей, следующих на автобусах и иных транспортных средствах повышенной пассажировместимости, проезд организованных групп осуществляется на основании предварительного письменного уведомления администрации АО «ВДНХ» на официальном бланке организации с указанием контактных данных, планируемой даты въезда, объектов посещения и продолжительности проведения мероприятий.

Въезд-выезд автотранспорта на территорию ВДНХ осуществляется через специально оборудованные контрольно-пропускные пункты (КПП) на основании оплаты в соответствие установленным тарифам. Разовый пропуск дает право на однократный въезд на территорию ВДНХ и однократный выезд.

В целях обеспечения безопасности при въезде и выезде сотрудниками уполномоченных охранных структур проводится обязательный осмотр автотранспорта. Отказ от осмотра является основанием для запрета проезда автотранспорта на территорию ВДНХ.

Въезд на территорию грузового автотранспорта, транспортных средств, относящихся к типу специальной строительной, дорожно-ремонтной, погрузо-разгрузочной, коммунальной техники и т.п., а также всех иных транспортных средств, ввозящих на территорию ВДНХ строительные материалы и конструкции, осуществляется на основании предварительного согласования с уполномоченными структурными подразделениями АО «ВДНХ».

Въезд на территорию ВДНХ автотранспорта, осуществляющего перевозку горюче-смазочных материалов, легковоспламеняющихся веществ и т.д. запрещен.

В случае отказа во въезде на территорию (выезда с территории) ВДНХ водитель транспортного средства обязан освободить 50-метровую зону КПП и предоставить возможность проезда для других транспортных средств.

  1. Парковка автотранспорта на территории ВДНХ осуществляется в зонах, обозначенных соответствующими дорожными знаками.
  2. В выходные и праздничные дни движение и парковка транспортных средств, за исключением велосипедов и средств индивидуальной мобильности (электросамокатов, электроскейтбордов, гироскутеров, сигвеев, моноколёс и аналогичных средств передвижения), мощность которых не превышает 250 Вт по Кольцевой дороге, а также на территориях, расположенных внутри Кольцевой дороги, запрещены.
  3. Автотранспорт, осуществляющий проезд на территорию ВДНХ через КПП «1-й Северный» и «2-й Северный», ограничен в перемещении территорией парковочных зон у павильона № 75.
  4. Требования уполномоченных работников АО «ВДНХ» и сотрудников, привлекаемых охранных структур, в части обеспечения безопасности участников дорожного движения на территории и организации движения и парковки автотранспорта, подлежат незамедлительному выполнению всеми участниками дорожного движения. В случае невыполнения указанных требований, а также создания ситуаций угрожающих безопасности участников дорожного движения, АО «ВДНХ» оставляет за собой право ограничить проезд данного автотранспорта на территорию.
  5. На территории ВДНХ действует режим ограничения скорости — 20 км/час.
  6. Использование территории ВДНХ для транзитного проезда не допускается.

Стоимость проезда транспорта по разовым пропускам на территорию ВДНХ

  • 700 ₽ — будни с 8:00 до 20:00 (для КПП «1-й Северный»; «2-й Северный» с 8:00 до 16:00)
  • 1 200 ₽ — выходные и праздники с 8:00 до 20:00 (для КПП «1-й Северный»; «2-й Северный» с 8:00 до 16:00)
  • 500 ₽ — ежедневно с 16:00 до 18:00 через КПП «1-й Северный»; «2-й Северный»
  • 350 ₽ — ежедневно с 18:00 до 20:00 через КПП «1-й Северный»; «2-й Северный»
  • 250 ₽ — ежедневно с 20:00 до 8:00 через все КПП
  • 1 500 ₽ — будни
  • 3 000 ₽ — выходные и праздники
  • 3 500 ₽ — будни
  • 7 000 ₽ — выходные и праздники
  • 1 500 ₽ — будни и выходные
  • 3 000 ₽ — будни и выходные

С другими правилами посещения ВДНХ вы можете ознакомиться на официальном сайте.

Павильон "Казахстан". Москва. ВДНХ.

После окончания текущей реконструкции станет национальным павильоном Казахстана в Москве.

Павильон "Казахстан". Москва. ВДНХ.

Павильон "Казахстан". Москва. ВДНХ. запись закреплена

Обновлённый павильон №11 «Казахстан»

Четыре праздничных дня: как отметили 80-летие ВДНХ

Это название он обрел в 1966–1967 годах, когда здание перестроили под новую экспозицию. Именно тогда были утрачены восьмигранный стеклянный купол, барельефы, скульптуры на входе в павильон, парадный орнаментальный декор. С помощью стендов, диаграмм и моделей посетители павильона могли узнать о добыче железной руды и особенностях отраслевого производства.

После 1959 года, когда ВСХВ была переименована в ВДНХ СССР, тематической доминантой стала индустриальная составляющая. Ковры, люстры, резьба по дереву и живопись уступили место многочисленным стендам, экранам и моделям, отражающим достижения Казахстана в цветной металлургии, нефтегазовой и угледобывающей промышленности.
Показать полностью.

В начале 1964 года в павильоне № 11 разместилась экспозиция «Металлургия». Соответственно изменился и его интерьер. Прежнее оформление центрального зала, посвященного теперь черной металлургии, полностью скрыли листы нержавеющей стали, блестящее панно профиля В.И. Ленина, карта СССР с обозначением основных металлургических центров страны, таблица Д.И. Менделеева и большой экран с фотографиями образцов промышленных изделий.

Открытие HACKspace Сталь на ВДНХ

Друзья, приглашаем Всех отпраздновать с нами знаменательное событие - открытие нашего хакспейса/коворкинга/лаундж/магазина технологических новинок и просто нереально крутого места на ВДНХ!
Показать полностью.

Пропуск только по гостевым - так что регистрация на таймпаде обязательна. Обо всем сообщим ;)

Официальный партнер Intel Russia

Открытие HACKspace Сталь на ВДНХ

Открытие HACKspace Сталь на ВДНХ запись закреплена

Приглашаем Всех отпраздновать с нами знаменательное событие - открытие нашего хакспейса/коворкинга/лаундж/магазина технологических новинок и просто нереально крутого места на ВДНХ!!

Экскурсия по коворкингу, галерея проектов на крыше, тусовка изобретателей, кальян и собственная бургерная — все это ждет гостей!

Открытие первого технологического коворкинга Хакспейс «Сталь» / События на TimePad.ru

Анна Банникова

SteelGeek Meetup: финансы сегодня и завтра / События на TimePad.ru

Фестиваль изобретений «Стальная мастерская».
«Открытые инновации 2015» HACKSPACE "Сталь"

Друзья!
Завтра "Сталь- кузница технологий"
присоединиться к Форуму "Открытые инновации".

Первый день будет посвящен 3D технологиям.
Показать полностью.
В программе лекции, выставка, воркшопы, интерактивы и конечно же общение со специалистами области)

День 3D-печати и прототипирования в рамках форума "Открытые Инновации" / События на TimePad.ru

Экосистема "Территория"

Про открытие нашего HACKspace Сталь на ВДНХ
GeekTimes опубликовали интересную статью

GNZDO

Хакспейс «Сталь» — частная площадка, которая дает доступ к широкой линейке инженерного оборудования. Резиденты смогут пользоваться 3D-принтерами, фрезерными станками и паяльными станциями, полировальными машинами, вакуум-формовочным оборудованием, лазерным резаком и другой техникой, говорится в пресс-релизе.
Показать полностью.

Резидентами могут стать компании, которые имеют минимально функциональный прототип, сформированную команду и работают в следующих сферах: интернет вещей, микроэлектротранспорт, энергоэффективность в промышленности, аддитивное производство, городская инфраструктура.

Бронировать места в коворкинге можно уже сейчас, для этого необходимо заполнить заявку. Хакспейс рассчитан на 40 мест, с октября 2015-го количество мест будет увеличено до 80. Фиксированное коворк-место без доступа к оборудованию обойдется в 10 тысяч рублей в месяц, с доступом — в 17 тыс.

Основатель коворкинга — коммерческий промышленный акселератор «Сталь», который занимается отбором и развитием проектов в сфере производства гаджетов и электроники, микроэлектротранспорта и энергоэффективности.

После открытия Хакспейс начнется набор проектов во второй поток промышленного акселератора, и резиденты коворкинга будут иметь приоритет при отборе.

В создание коворкинга были вложены частные средства Александра Морозова и бизнес-ангела Арсения Уралова. Сейчас инвесторы обсуждают с Центром инновационного развития Москвы механизм участия города в проекте. По расчетам Александра Морозова, операционная окупаемость коворкинга наступит через 5 месяцев, а прибыль инвесторы получат через 1 год и 4 месяца.

От истоков — к современности: как менялись исторические павильоны ВДНХ

От истоков — к современности: как менялись исторические павильоны ВДНХ

На ВДНХ, перешагнувшей 80-летний рубеж, кипит работа. Специалисты продолжают реставрировать исторические павильоны, а строители возводят новые объекты. К юбилею, который выставка отмечала в 2019 году, реставраторы восстановили центральную часть арки главного входа, по чертежам 1950-х годов воссоздали цветочный партер, провели работы на 14 фонтанах, расположенных на Центральной аллее, отреставрировали фонтан «Золотой колос», который не работал около 30 лет, а также «Каменный цветок» и «Дружба народов». А главное — комплексно отреставрировали семь павильонов, признанных объектами культурного наследия.


Павильон № 13 «Здравоохранение» (бывший павильон «Армянская ССР»)

Павильон «Армянская ССР» появился на выставке в год ее открытия, а возвели его в рекордные семь месяцев. Он один из немногих, сохранившихся от Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ) 1939 года. До 1964 года он носил название «Армянская ССР», что нашло отражение в архитектурном облике здания. В 1964–1966 годах в павильоне размещалась экспозиция «Пищевая промышленность», а в 1967-м он был переименован в «Здравоохранение».

Исторический вход в павильон был выполнен в виде огромного трехнефного портала в нише, стены были синими, а потолок украшала орнаментальная роспись. Арки портала были оформлены розовым туфом — эта порода характерна именно для Армении. А окна обрамляло литье в виде винограда, гранатов и лимонов.

Павильон «Армянская ССР». Автор С. Иванов-Аллилуев. Сентябрь 1954 года. Главархив Москвы

После реконструкции павильона в 1960-е годы часть украшений и орнаментов была утрачена, а богато декорированную входную группу закрыли гофрированным металлом. Положение усугубили 1990-е годы, когда здание превратили в торговый центр, где продавались медицинские товары.

Первые работы по восстановлению начались в 2014 году, когда здание освободили от фальшфасадов и наслоений. Это позволило расчистить изначальный трехнефный портал центрального входа. Специалисты восстановили и синий цвет ниши, орнамент с изображением фруктов, в центре которого гранат. Они также очистили облицовку фасада и сделали архитектурную подсветку.

Отреставрированный павильон был передан Государственному музею Востока, в апреле 2019 года здесь открылась постоянная экспозиция «Сохраняя культуру. Музей Рерихов». Она посвящена путешествиям, исследованиям и творчеству Николая и Святослава Рерихов.

Пресс-служба ВДНХ

Павильоны № 32–34 «Космос»

Павильон, который в наши дни называется «Космос», тоже появился в год открытия ВСХВ. Тогда он носил название «Механизация» и выглядел иначе — это был огромный эллинг. В 1954-м, к послевоенному открытию выставки, тематика павильона была расширена, что отразилось и в названии — «Механизация и электрификация сельского хозяйства СССР». К эллингу пристроили большой зал со знаменитым стеклянным куполом, опирающимся на четыре мощные арки. В 1956-м он меняет название на «Машиностроение».

Павильон «Космос». Автор неизвестен. Июль 1979 года. Главархив Москвы

«Космическим» павильон становится в 1967 году, с открытием выставки, посвященной космическим достижениям Советского Союза. К сожалению, в 1990-е годы она была демонтирована, а многие экспонаты навсегда утрачены. В здании проводили дискотеки и торговали всем подряд: от автомобилей до саженцев с рассадой.

Восстановление «Космоса» началось в 2017 году и длилось чуть больше года. Особое внимание уделили архитектуре. Для работ привлекли около полутора тысяч реставраторов и строителей. Был укреплен фундамент и стеклянная крыша, стены окрасили в кремовый цвет, а под куполом установили люстру — копию кремлевской звезды, которая украшала Троицкую башню. Кроме того, были отреставрированы металлические гербы 15 советских республик, скульптуры тракториста и комбайнерки, гипсовые рельефы с символикой различных отраслей.

Восстановить, не повторив ошибок: как реставрировали павильон «Металлургия» на ВДНХ

Восстановить, не повторив ошибок: как реставрировали павильон «Металлургия» на ВДНХ

Для детального восстановления павильона «Металлургия» на ВДНХ, который до 1960-х назывался «Казахская ССР», специалистам пришлось и копаться в земле, и отсматривать историческую кинохронику.

Григорий Мудров. Фото М. Мишина. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

Павильон № 11 на ВДНХ — небольшой, но очень красивый и аутентичный. Разноцветная майолика, южный орнамент, тонкий резной декор и стеклянный купол сразу привлекают внимание, хочется рассматривать каждую деталь этого архитектурного шедевра с восточным колоритом. Но так было не всегда — большую часть времени здание провело под глухой черной обшивкой и стеклом. Дело в том, что построили павильон «Казахская ССР» в 1954 году, а уже в 1960-х его перепрофилировали, дали новое название — «Металлургия» — и нещадно реконструировали. Григорию Мудрову и его команде предстояло вернуть памятнику первоначальный облик.

Павильон «Металлургия» признан также лучшим отреставрированным объектом в 2021 году по версии участников проекта «Активный гражданин».

Следствие ведут реставраторы

— Григорий Валерьевич, когда началась реставрация павильона и в каком он был состоянии?

— Производственные работы начались в ноябре 2017-го и продолжались до августа нынешнего года. Для реставрации это немного. Памятник был с колоссальными утратами. В 1960-е его обшили со всех сторон черными панелями, навесили фасад, надстроили метра полтора в высоту, а внутри в погоне за большей площадью нагородили два-три уровня перекрытий. Купола, корона, которая окружает купол, керамическая облицовка, лепная отделка вестибюля — все было полностью уничтожено. Чудом уцелели подлинные фасадные горельефы работы Хасбулата Аскар-Сарыджи, и то не в полном объеме.

А еще к заднему фасаду приделали монолитную пристройку, в которой расположилась административная часть. В общем, это был такой черный прямоугольник, из которого нам предстояло восстановить павильон 1954 года — павильон Казахской ССР.

Пресс-служба ВДНХ

— И все же что-то сохранилось?

— Сохранилось немного: колоннада центрального зала, отделка колонн, но с большими утратами, потому что их покрасили в несколько слоев масляной краской; более или менее сохранились полы, совершенно замечательные — двухцветные мраморные. Также осталось немножко лепнины в основании плафонов, а сами плафоны были полностью срублены и переделаны.

Фасады уцелели фрагментами. Как я сказал, чудом под обшивкой сохранилась большая часть горельефов, мы такого подарка не ждали. Там интересные горельефы: коровы, лошади, овцы, — в общем, сценки на сельскохозяйственную тематику. Они идут по боковым выступающим частям главного фасада и заходят на две трети боковых фасадов.

По счастью, сохранились вещи, которые давали толчок к дальнейшим реставрационным действиям. Например, от куполов остался квадратный ригель (несущий элемент, балка. — Прим. mos.ru), на который они опирались. От перекрытий с лепной отделкой по периметру тоже сохранились плита и основание. Знаете, ведь работа реставратора на начальном этапе похожа на работу следователя: надо по оставшимся следам выяснить, что здесь было изначально. Как следователь по длине шага определяет рост человека, наличие хромоты и прочее, так и мы по уцелевшим деталям воссоздаем полную картину.

— Расскажите про самые интересные находки, которые помогли вам эту картину восстановить.

— К примеру, керамический декор фасадов — великолепная разноцветная майолика —был уничтожен начисто. Даже чертежей на него не было, хотя чертеж считается самым последним основанием для принятия реставрационного решения. Но, по счастью, у нас не всегда тщательно убирают строительный мусор, и когда мы стали раскапывать вокруг павильона землю под отмостку — водонепроницаемое покрытие, мы нашли около 40 фрагментов обломков этого декора. Это большая удача, потому что мы смогли определить характер рельефа, выяснили, что он не плоский, там есть прорезной и выпуклый декор. И конечно, очень важно, что мы увидели оригинальный цвет майолики и при реставрации на него ориентировались.

Еще одна находка связана с воссозданием скульптур. Центральная часть главного фасада украшена четырьмя скульптурами: колхозницы, сталевара, казахского поэта Джамбула Джабаева и передовика сельского хозяйства Чиганака Берсиева. Скульптуру Джамбула Джабаева мы делали по фотографии, хорошо, что снимки были детальные и позволяли определить все параметры. А когда мы начали делать модель для Чиганака Берсиева, один из историков ВДНХ нашел информацию о том, что вторая отливка этой скульптуры до сих пор стоит в Казахстане, на родине Берсиева. Это несказанная удача!







Не восстанавливать ошибки

— Один из главных элементов павильона — стеклянный купол, точнее два купола: наружный и внутренний. Вы упомянули, что от них осталось только основание. Как удалось их воссоздать?

— Да, все, что у нас было, — балка основания и чертеж со схемой и сечениями. По этому чертежу мы поняли, почему купол так мало прожил. На рубеже 1940–1950-х не было большого опыта проектирования светопрозрачных конструкций. Купол был собран из готовых профильных элементов, стекло прижималось снаружи через какие-то резиновые прокладки обычным уголком, который на винтах или болтах монтировался. То есть металл находился на границе тепла и холода: снаружи холод, изнутри тепло, хуже не придумаешь. Такая ситуация ведет к коррозии металла и очень сокращает сроки эксплуатации. Один из принципов реставрации — не восстанавливать те конструктивные и технологические ошибки, которые в свое время стали причиной разрушения памятника. Поэтому мы восстановили купола, создали им внешне тот же облик, который был, но на совершенно новой, современной конструктивной основе.

Это было сложно, но, как выяснилось, предстояло и кое-что посложнее. Если с внешним куполом было все более или менее понятно, он прозрачный, то внутренний — цветной, был с изображением горшков, ветвей, яблок, мангровым узором. Никаких уцелевших деталей нет, какие оттенки у всей этой красоты — непонятно. Мы по черно-белым фотографиям попробовали сымитировать цвет, исходя из тона. Есть программы, которые позволяют это сделать. И тут нам снова сказочно повезло: выяснилось, что в момент открытия павильона сняли цветной фильм о ВСХВ, и несколько кадров нам любезно предоставило Мосгорнаследие из фондов Российского государственного архива кинофотодокументов.

С цветом разобрались, но предстояла еще одна адская задачка: подобрать степень матовости стекла. Мы вставляли в конструкцию купола сотни образцов, чтобы понять, какая степень светорассеивания должна быть, чтобы мы и при солнечном свете, и при вечернем освещении не видели каркас. То есть не просто в мастерской надо было отсмотреть эти сотни образцов, а поставить на место и наблюдать, что происходит при разном освещении и в разную погоду.

Много было сложных задач, очень много. Какие-то воссозданные элементы, например резные пилястры колонн, пришлось состаривать искусственно, чтобы они не сияли на фоне реставрированных. Витражи пришлось делать современные, потом обрезать те планки, которые декорируют стыки, и в эти обрезанные места ставить индивидуально изготовленные элементы декора. И это лишь малая часть тех задач, которые приходилось решать.

Двух одинаковых памятников, как и задач, зависящих от их состояния и степени сохранности, не бывает. Поэтому, в отличие от нового строительства, реставрация — каждый раз изобретение велосипеда. Каждый раз с чистого листа, с нуля.

— Почему же тогда вы продолжаете заниматься этим непосильным трудом?

— Это судьба, веление души. Занимаются этим только те люди, которые чувствуют, что сохранение наследия — смысл их жизни. Наше дело во многом подвижническое. Я недавно для себя это сформулировал так: если ты приумножил наследие или сохранил какую-то часть его, то не зря прожил жизнь.

Планы на прошлое

— Вы далеко не в первый раз становитесь лауреатом конкурса Правительства Москвы «Московская реставрация». Что для вас значит такое признание?

— Это профессиональная премия, она очень важна, за ней стоят не деньги и материальные выгоды, а реальная оценка того, что ты сделал и что ты собой представляешь.

— Чем вы сейчас занимаетесь?

— Меня совершенно неожиданно пригласили уже на стадии реставрационных работ на замечательный объект. Это Тверской бульвар, дом 17, строение 4 — главный дом городской усадьбы, в основе которого обнаружили ядро рубежа XVII–XVIII веков.

Это фантастической красоты полупровинциальный барочный дом, очень интересный, с необычными деталировкой и пропорциональным строем. И под ним еще слой начала XVIII века, который сохранился несколько хуже, но все равно какие-то основные элементы остались. Что-то похожее на Стрелецкие палаты в Лаврушинском переулке: два строительных этапа с небольшим разрывом, меньше 50 лет, и оба безумно ценные, потому что крайне редкие для Москвы.

Я рассчитываю, что года через два это будет одно из самых примечательных явлений Москвы середины XVIII века.

Читайте также: