Первый в мире небоскреб со стальным каркасом

Обновлено: 15.05.2024

Ядро башни Лахта Центра перешагнуло за 380 метров. Это значит – петербургский супертолл стал самым высоким зданием Европы. Предшественник – московская Восток-Федерация (374 м) смотрит слегка снизу. В 2018 разрыв превратится в убедительные 88 метров.

image

Кто все это начал

Глобальное высотное соревнование не утихает тысячелетиями. Стремление строить выше – примета не сегодняшнего дня, а цивилизации в принципе. Гонку по вертикали начали египтяне со своими пирамидами.

image


Пирамида Хеопса. Фото M1chu

Пирамида Хеопса с момента завершения постройки в 2600 году до н.э. слегка просела до нынешних 139 метров, но все равно до 2013 года была бы самым высоким зданием современного Петербурга. Последнее дошедшее до наших дней чудо света держало мировое высотное лидерство 4 тысячи лет. На этом промежутке пришли в упадок древние царства Востока, пал Рим и наступили зима «Темные века» с их холодом и вырождением городов.
Но стоило цивилизации сделать шаг вперед – и здания вновь устремились вверх. На этот раз – в Европе, куда переместился главный очаг развития.

image


Средневековые башни Болоньи. В период расцвета в XII-XIII веках, их количество достигало 180, уцелело – 20, в т.ч. Азинелли (97 м) и Гаризенда (48 м). Источник

Эпоха великих долгостроев

На большом временном отрезке пределы высоты, которые могли достигнуть строители с тогдашним арсеналом средств, находились в промежутке 140-160 метров.
В 1311 году достроили Линкольнский собор в Англии – 160 метров высоты. Построили быстро – всего за 126 лет — а ведь то была эпоха великих долгостроев, когда и 6 веков – вполне приемлемо. Лидировал долго – 238 лет. «Девелопер» проекта – епископ Гуго Линкольнский, удостоился высшей почести: причислен к лику святых.

image


Венцеслаус Холлар. Линкольнский собор со шпилями на западных башнях. Рисунок XVII века

image


Линкольнский собор, современный вид. Англия, Линкольн. Фотограф — Jungpionier

В средневековое высотное соревнование вносят поправку ограниченные технологии, неспособные убедительно справится со стихиями и собственно высотой. Следующие сто лет оно развивается как удивительная история Бенджамина Баттона. У 160-метрового Линкольнского собора в 1549 году обрушился шпиль, и лидером стала церковь св. Олафа в Таллинне со 159 метрами роста. Ее тоже подвел шпиль – по нему ударила молния и вызвала пожар.

image


Церковь святого Олафа, современный вид. Эстония, Таллин. Шпиль восстановили, но не до первоначальной высоты. Фотограф — Ольга Итенберг

Следующий лидер – 150 метров, церковь св. Марии в Штразульнде (Германия). Та же история – шпиль, молния, пожар. К вопросу о том, служили ли раньше шпили громоотводами. Скорее уж – громоприводами. Дальше – меньше. Страсбургский собор – 142 метра. Кажется, и впрямь Европа перестала гнаться ввысь?

image


Страсбургский собор. Страсбург, Франция. Фотограф — Diliff

Не спешите, она просто собиралась с силами. 147,3 м. взяла церковь св. Николая в Гамбурге в 1874, уже спустя пару лет ее обогнал почти на четыре метра Руанский собор, а того на шесть — Кельнский. А потом случилось нечто.

image


Кельнский собор. Германия, Кельн. Вот он, последний великан уходящей эпохи. Фотограф — Томас Вольф

1884 год. Новый свет теснит Европу: монумент Вашингтону – 169,3 метра высоты. Да, это обелиск, а не сложное здание. Но это – заявка. На то, что восходит звезда еще одного центра развития человеческой цивилизации. Заявка высотой. Потом в Европе было еще одно сооружение, которое Гюстав Эйфель называл просто «300-метровая башня». А затем высотное лидерство бесповоротно ушло из Старого света.

Высотные стройки в многовековом срезе показывают – высоко строят там, где позволяет «человеческий капитал» и технологии. По высотным зданиям можно проследить очаги цивилизации и их динамику. Сегодня в перечне городов с наибольшим количеством небоскребов лидируют Нью-Йорк, Токио и китайский Гонконг – первая, вторая и третья экономики мира. Квинтэссенция ресурсов и технологий, воплощенная в городском ландшафте современных точек роста цивилизации.

Да, а самый высокий собор на планете – Ульмский (161,7 м), в лидерах так ни разу и не побывал.

image


Ульмский собор. Германия, Ульм. Выше всех к богу. Фотограф — Мартин Крафт

Его начали возводить в 1392, а достроили в 1890 г. За пальмой первенства опоздали всего-то на шесть лет. А в 1889 технологии и вовсе изменились – Эйфелева башня с 300 метрами оставила далеко позади все готические соборы мира. В 1930 началась эпоха небоскребов – новых супервысоких зданий со стальным каркасом, позволявшим идти вверх. Эпоха светских зданий, оттеснивших религиозные. Ну а еще выше офисных и жилых небоскребов стали мачты телебашен. С одной стороны – техническая необходимость. С другой – по-пелевенски символично.

Кстати, высотная готическая архитектура исключительно хороша. Не находите?

А в Европе так не строят

В Японии мало земли, в Китае – много людей, а американцы… у них национальное блюдо – гамбургер! Специфические у них вкусы. Вот в Европе знают толк, и небоскребов не строят. Как готика закончилась, так и перестали. Или нет?

Раз сегодня обсуждаем такое событие, то не будет хвастовством вспомнить путь башни Лахта Центра до отметки высочайшего на европейском континенте.

image


Таймлайн строительства башни с сентября 2015 по сентябрь 2017

Поэтажное строительство стартовало в конце августа 2015, первая крупная веха случилась менее чем через год — 27 июня 2016. Ядро преодолело 147 метров, Лахта Центр стал самым высоким зданием в Петербурге. Парой недель позже небоскреб обогнал самое высокое здание Бельгии – расположенный в Брюсселе Tour du Midi. 150 метров роста, введен в эксплуатацию в 1967. Тем же июлем обошли Maastoren – 164,75 м., Роттердам, Нидерланды. Здание построено недавно – в 2010.

Самое высокое в Швейцарии — Roche Turm Bau 1, 178 м. построено в 2015, обошли в августе 2016. Тогда же – высочайшего в Швеции, Turning Torso со 190 м. Тоже новостройка – сдано в 2005.

image


Turning Torso. Швеция, Мальме. Небоскреб в Швеции — не ожидали)? Фото отсюда

Самое высокое здание Италии, UniCredit Tower в Милане, рост — 217,7 м., построено в 2012, обошли в октябре 2016. Тогда же обогнали Tour First — самый высокий небоскреб Франции после реновации в 2011 году, когда ему добавили 72 метра к имевшимся 159.

Варшавский Palace of Culture and Science обогнали то ли в октябре, то ли в ноябре.
Конструктивная высота дворца – 230,7 м, согласно данным Emporis и Skyscraper. Но сами поляки настаивают на 237 метрах. По их мнению, антенну необходимо засчитать в метраж, поскольку она является "неотъемлемой частью шпиля". Привожу в качестве наглядной иллюстрации к вопросу о том, гонятся ли европейцы за высотой.

image


Дворец культуры и науки. Польша, Варшава. С одной стороны — конструктив есть конструктив, шляпа на голове не сделает выше. С другой — отличить, где еще шпиль, а где уже антенна и вправду непросто. Фотограф — Марина Глобетроттер

Январь 2017 – обошли испанцев с Torre de Cristal, 250 метров высоты и 2008 год постройки.
Апрель – обгоняем немцев с Commerzbank Tower — 259 м., построен в 1997 году. На день космонавтики – английский The Shard, 306 метров и 2013 год постройки. Все высоты приведены по конструктиву.

image


The Shard. Великобритания, Лондон. Фотограф — Colin

Как видите, небоскребы есть во всех крупных странах Европы. И это – отнюдь не постройки готического периода, а современные новые здания. Так что высотное строительство в Европе никуда не делось.

А как же штаб-квартира Statoil в Осло, которую любят приводить в пример «правильной» архитектуры штаб-квартир нефтегазовых корпораций?

image


Штаб-квартира Statiol. Норвегия, Осло. Кажется, немного напоминает поломанный и сложенный горкой небоскреб? Фото отсюда.

Скандинавская и в частности норвежская культура и история лежат в другом пласте человеческого бэкграунда и мировоззрения, нежели российская. Не хуже и не лучше – просто в другом. Хотя викинги долгое время досаждали Европе, сама Норвегия никогда не претендовала на роль великой державы – даже сейчас, когда нефтяная эпоха превратила одну из беднейших стран Старого света в одну из богатейших в мире. В скандинавской культуре принято не выделяться и быть «не слишком» — что антагонистично широте и размаху, которые классики не без оснований приписывали нашим соотечественникам. Чем одно лучше другого? А ничем. Просто первыми полететь в космос, победить непобедимых, изобрести технологию добычи сланцевой нефти (вот зачем?!) — где-то в одном ряду причин и следствий с постройкой самого выдающегося здания в Европе. Это – практически диктат нашего коллективного сознания.

Вопрос земли

В Японии на четырех маленьких островах живет 127 миллионов человек. Куда им деваться, кроме как наверх?

image


Небоскребы в Токио. Фотограф — Morio

А в России столько земли, зачем строить небоскребы? Хорошо, кто уже обзавёлся свои дальневосточным гектаром? Вот в том-то и дело, что сама по себе земля и земля, где есть коммуникации, люди и жизнь в принципе — это два разных мира. В таежном болоте небоскреб не построишь и не надо, а на петербургском – можно и нужно.

Когда в пример приводятся проекты вроде «яблочного» кампуса, рассматривается ли контекст? Купертино – небольшой город Кремниевой долины. На 60 тысяч человек – 19 начальных школ, 5 школ средней и 4 — старшей ступеней. Из этих четырех две — лучшие в штате, а две – просто лучшие на побережье. Образовательные заведения — просто показатель качества и уровня развития инфраструктуры, которая удовлетворяет требованиям состоятельных калифорнийских семей. И сотрудников Apple.

image


Купертино, Кремниевая долина, Калифорния, США. Фотограф — Antipex

Apple займет 71 гектар и построит на нем всего лишь 260 000 м2 недвижимости. В Кремниевой долине можно получить не только участок, позволяющий строить вместо компактной штаб-квартиры целый обособленный городок, но и хороший уровень жизни за стенами кампуса. В России условное «освоение Сибири» с суровейшими климатическими условиями и низкой плотностью населения на огромных территориях – многовековая задача – с царских времен и еще надолго.

Большие города

Москва из маленького пограничного военного пункта на месте села Кучково за 870 лет превратилась в крупнейшую в Европе агломерацию площадью от 13 000 до 26 000 кв. км., (последняя цифра — данные исследования «Агломерации. Мир. Россия. Москва», 2017).

image


Москва из космоса. Снимок Российского космического агентства

Дальнейшие тенденции – формирование центрального мегаполиса, поглощающего Тульского-Новомосковский узел, Ярославль, Кострому, Иваново, Нижний Новгород, Тверь, Калугу, Рязань, всех не упомнишь… Есть теория о том, что рано или поздно сформируется агломерация Москва-Санкт-Петербург. Всего в мире насчитывают около 450 агломераций. Процесс роста урбанизированных территорий стремителен. Согласно докладу ООН еще в 1950-х годах в городах проживало всего746 млн. человек, сейчас – 3,5 млрд. В ближайшие 30 лет цифра почти удвоится – прогнозируют плюс 2,5 млрд. Количество мегаполисов с населением более 10 млн человек с 10 в 1990-м выросло до 28 в 2014, в ближайшие 13 лет их будет 41.

Сам Петербург из 5 исторических районов разросся до 18.

Современные города активно расползаются вширь. Нужно больше домов, больше дорог, больше автомобилей.

image


Земля Новогодней ночью. Снимок НАСА из космоса

Кроме специфических проблем собственно урбанизированной среды – например, пробок, которым уже посвящают песни, есть проблемы более глобальные – мы оттесняем природную среду. Не понятно, до какого предела может идти процесс без необратимых последствий.
Может быть, в таком контексте высотное строительство, которое позволяет компактно разместить многих – это хороший выход? Если не утрировать и не приводить в пример худшие образцы, типа такого:

image


Гонконг из фотоцикла Architecture of density Михаэля Вольфа. Фото отсюда.

А ориентироваться на красивые высотные здания. Вот панорама из Англии, например:

image


London Skyline, фоторгаф — James Neeley, на Flickr

Или вот — из Вены:

image


Kaiserwasser, фото — Robert F. Photography, на Flickr

По большому счету, мы на планете Земля все как те японцы на своих четырех маленьких островах в Тихом океане. Рано или поздно рост населения и необходимость ограничивать урбанизированные территории не оставят нам выбора. Так что, нет — небоскребы – это не прошлый век, а будущее. Есть смысл преодолевать законы физики и «героически» строить высотные здания. Когда-то это станет обыденностью. А мы сейчас – как первые космонавты)).

Каким был первый в мире небоскреб

Каким был первый в мире небоскреб

Это сегодня слово «небоскреб» неизменно обозначает очень высокое здание, и только разные эксперты спорят о том, начиная с какой высоты сооружение становится именно небоскребом: свыше 100, 150 или 200 метров. Однако пару столетий назад это слово не всегда имело отношение к зданиям, а скорее шутливо описывало все высокое: небоскребом могли назвать мачту корабля, высокую шляпу или даже человека.

Вид на небоскребы Нью-Йорка

Вид на небоскребы Нью-Йорка

Но экономический прогресс и строительный бум XIX века закрепили этот термин именно за зданиями: это и неудивительно, ведь новые конструкции действительно были невероятно высокими и словно достигали неба. Но важна не только высота: постройки были особенные, их объединяло одно ― металлический каркас.

Средневековые многоэтажки

В целом многоэтажки, конечно же, появились гораздо раньше. Есть даже средневековые высотки: так, в итальянском городе Сан-Джиминьяно сохранилось 14 башен высотой до пятидесяти метров. Построены они были еще до XV века, и, что любопытно, когда-то в городе таких зданий было около семидесяти.

Одна из улиц Чикаго в начале ХХ века

Одна из улиц Чикаго в начале ХХ века

Как можно догадаться, современный феномен небоскребов развился изначально в США, однако не в Нью-Йорке с его знаменитым Манхэттеном, а в Чикаго. Именно тут появилось здание, которое считают первым в мире небоскребом.

Первый в мире небоскреб

Хоум-иншурэнс-билдинг был спроектирован в 1884 году. Его автор ― Уильям Ле Барон Дженни. Он придумал инновационную методику строительства: сделать несущими не массивные каменные стены, а стальной каркас. По расчетам, прочность металла примерно в десять раз больше, чем любого камня, а значит, здание можно сделать гораздо выше.

Хоум-иншурэнс-билдингХоум-иншурэнс-билдинг

Хоум-иншурэнс-билдингХоум-иншурэнс-билдинг

Когда архитектор представил свой проект на суд городского совета Чикаго, там к нему отнеслись со скептицизмом, но все же одобрили. Однако комитет все-таки однажды остановил строительство, чтобы провести анализ и выяснить, сможет ли сооружение стоять самостоятельно.

Каким был первый в мире небоскреб

Через год проект был завершен, и это был прорыв: десятиэтажное здание высотой 42 метра было легче примерно в три раза, чем дом из кирпича таких же размеров. Это было начало новой эры, а Дженни прозвали «отцом небоскребов».

Небоскребы стали достопримечательностью

Именно методика Дженни на протяжении многих лет диктовала весь ход строительства небоскребов. После Хоум-иншурэнс-билдинг появилось даже особое архитектурное движение, получившее название «Чикагская школа». А меньше чем через десять лет после появления первого небоскреба высотки стали визитной карточкой Чикаго: за короткий срок здесь построили двенадцать зданий, некоторые из которых доходили до 20 этажей.

Вид на Чикаго в 1916 году. Небоскребы отчетливо видны на фоне малоэтажных зданий

Вид на Чикаго в 1916 году. Небоскребы отчетливо видны на фоне малоэтажных зданий

Все они находились в финансовом районе города и стали новой достопримечательностью: посмотреть на небоскребы приезжали жители со всех Штатов и иностранцы. Сооружения были не только сами по себе новшеством, они также дарили новый вид на город ― с высоты верхних этажей.

Здание, которое появилось на месте Хоум-иншурэнс-билдинг

Здание, которое появилось на месте Хоум-иншурэнс-билдинг

Многие из зданий, на строительство которых архитекторов вдохновил Хоум-иншурэнс-билдинг, стоят и сегодня. Правда, у самого первого небоскреба судьба была совершенно иной: в 1931 году его разрушили, а на этом месте построили новый ― здание Национального банка LaSalle (Field Building).

Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍

История самого первого небоскреба в мире – когда и где построили

первый небоскреб в мире

В 19 веке термином «небоскреб» называли верхний корабельный парус. Самым удобным для жизни считался второй этаж, ведь в те времена лифтов не существовало. И вот был изобретен лифт, благодаря чему появилась возможность строительства высотных зданий. Город Чикаго, отстраиваемый в 1870-е после страшного пожара, стал местом появления первого небоскреба в мире. Именно там термином «небоскреб» стали называть высотные постройки на металлическом каркасе.

Человечество всегда стремилось приблизиться к небу, где надеялось найти подтверждение своим религиозным представлениям. Об этом красноречиво свидетельствует библейская легенда о Вавилонской башне. Вряд ли эта башня существовала на самом деле, но вот попытки возведения высотных зданий в Средневековье действительно имели место.

Стоит вспомнить замечательный итальянский городок Сан-Джиминьяно с его возвышающимися над холмом башнями. Сейчас это туристический объект, а в 13-14 веке это был процветающий торговый центр. Вообще в Италии 12-13 веков строительство башен было обыденностью, города являли собой мини-Манхэттен. Например, Болонья знаменита двумя башнями 12 века, одна из которых заметно наклонена.

Второй город, знаменитый высотными многоэтажными зданиями 16 века, — йеменский Шибам.

первый небоскреб в мире

Технологические предпосылки

Строить высотные здания умели столетия назад, вот только надобности такой не было, ведь численность населения была гораздо меньшей. Главные предпосылки появления небоскребов — промышленная революция, приход капитализма и рост городского населения. Росло число производственных компаний, занимающих целые этажи.

Когда появились лифты, перемещаться между этажами стало просто, высота зданий перестала быть значимым фактором мобильности населения.

Подобия лифтов существовали уже в древнем Риме, с их помощью поднимали гладиаторов и диких зверей на арены амфитеатров, но их движущей силой были люди. Лебедочным лифтом пользовался король Людовик XV. А Екатерину II слуги перемещали между этажами Зимнего дворца посредством винтового лифта, сконструированного инженером Иваном Кулибиным.

первый небоскреб в мире

Бизнесмен Элайша Грейвс Отис изобрел и запатентовал конструкцию, задерживающую груз, когда обрывается трос. Наследники бизнесмена основали компанию Otis, которая стала производить надежные и безопасные лифты. В 1878 году компания поставила на рынок первый гидравлический лифт для перевозки людей, а в 1889-ом — модель с электроприводом. Гидравлические конструкции ограничивали высоту зданий до 20 этажей.

А вот лифты с электроприводом, отличаясь простотой монтажа и скоростью движения, сделали возможным рост зданий в высоту. Сегодня с самой большой скоростью, составляющей 60 км/ч, движутся лифты тайваньского небоскреба Тайбэй.

первый небоскреб в мире

Как строят небоскребы?

Небоскребом сегодня принято называть здание высотой от 150 м. Изначально высотные постройки имели только башенный или горизонтально вытянутый вид, затеняя значительные площади соседних зданий. Поэтому в 1916 году власти Нью-Йорка постановили делать небоскребы уступчатыми: с высоты 50-60 м они сужаются ступенями. Сегодня инженерные и градостроительные достижения позволяют создавать небоскребы самых разных очертаний.

Строительство небоскребов стало возможным после того, как в 1855 году Генри Бессемер изобрел и запатентовал производство стали с невысокой себестоимостью. И сегодня сталь для строительства производят по той же технологии, изобретенной Генри Бессемером. Однако современные инженерные достижения позволяют строить небоскребы без стального каркаса.

первый небоскреб в мире

Без стального каркаса возведен знаменитый «Бурдж-Халифа» в ОАЭ, его конструкция тоже основана на особом бетоне.

Второй человек, внесший значимый вклад в строительство небоскребов, — Джордж Фуллер. Инженер, понимая, что внешние стены высотного здания не могут выдержать его вес, решил использовать в строительстве балки из стали, разработанной Генри Бессемером. Из них делали внутренний каркас, по прочности превышающий любую кирпичную кладку. Первым зданием, вес которого держали не несущие стены, а стальные балки, стал чикагский небоскреб Tacoma.

первый небоскреб в мире

Родина небоскребов — США. Первым небоскребом считается возведенный в 1885 году чикагский Home Insurance Building. Его автор — архитектор Уильям ле Барон Дженни. Для создания высотки 42 м он использовал колонны из чугуна и стальные балки Бессемера. Несущими элементами оставались внешние стены, архитектор не рискнул отказаться от этого. Но здание опиралось на стальной каркас, усиливающий и внутренние, и наружные стены.

Первые чикагские небоскребы были предназначены сугубо для размещения офисов.

В 1883 году администрация города Чикаго распорядилась прекратить строительство зданий выше 40 м. Тогда крупные компании и бизнесмены перебрались в Нью-Йорк, который стал столицей небоскребов в Америке.

В первые десятилетия 20 века Манхэттен обрел очертания, которые знакомы сейчас каждому. В 1910 году полсотни зданий на Манхэттене имели высоту более 20 этажей. Но датой, когда Нью-Йорк действительно стал городом небоскребов, приято считать открытие в 1913-ом бизнес-центра Woolworth Company высотой 241 м. Его автор — инженер Касс Гилберт.

первый небоскреб в мире

Сегодня небоскреб — свидетельство развития, успеха, прогресса, гордость страны и города. Без высотного здания сложно представить столицы высокоразвитых государств. И если первые небоскребы не отличались оригинальностью дизайна и конструкции, то современные инженеры поражают мир, придумывая здания немыслимых форм, используя необычные материалы.

первый небоскреб в мире

Эмпайр-стейт-билдинг

Этот небоскреб держал статус самого высокого в мире до 1970 года. Причем построили его всего за 1,5 года. В период Великой депрессии Empire State Building оказался банкротом. А еще его обозвали «башней самоубийц», так как с него от начала его существования сбросилось больше 3-х десятков человек.

Flatiron Building, Нью-Йорк

Этот небоскреб, возведенный в 1902 году, за оригинальную форму называют «утюг». Высота здания 82 м, при этом северная стена в ширину составляет лишь 2 м. Необычные очертания здания — не дизайнерская прихоть, а вынужденная мера: небоскреб стоит на углу двух сходящихся улиц.

первый небоскреб в мире

Aldar HQ, Абу-Даби

Небоскреб, спроектированный в 2010 году инженером Марваном Згейбом, принадлежащий строительной компании AlDar, имеет уникальную круглую форму, фасады дискообразно изгибаются. Здание, стоящее на берегу Персидского залива, издали напоминает раскрытую раковину.

первый небоскреб в мире

Aqua Tower, Чикаго

В 2006 году инженеры компании Studio Gang, вдохновившись красотами Больших озер, разработали проект высотного здания, линии которого напоминают природные рельефы. Фасадные стены небоскреба, состоящего из 87 этажей, не ровные, а волнообразные, причудливо изогнутые. Оригинальная форма создана методом чередования балконов, различающихся формой, длиной и глубиной.

Aqua Tower, Чикаго

«Бурдж-Халифа», Дубай

Это самый известный деловой и гостиничный центр столицы ОАЭ и высочайшее здание в мире, его высота 828 м. Проект создали архитекторы чикагской компании SOM, строили небоскреб 6 лет, открыли в январе 2010 года. Каркасная основа — особый бетон, выдерживающий повышение температуры до +50 °C. При строительстве его клали в ночное время, замешивали с добавлением льда.

первый небоскреб в мире

30 St Mary Axe, Лондон

Бизнес-центр с 41 этажом, построенный в 2004 году по плану инженера Нормана Фостера, высится в Лондон-сити — деловом районе британской столицы. Здание, принадлежащее компании Swiss Re, стало достопримечательностью современного Лондона. Его особенность — изменяющийся диаметр: небоскреб у основания 49 м, постепенно становится шире до 57 м, затем сужается до 25 м. За оригинальную форму британцы прозвали здание «gherkin», что значит «корнишон».

первый небоскреб в мире

«Эволюция», Москва

Небоскреб включен в перечень 30-ти самых высоких спиралевидных зданий. Он состоит из 55 этажей, в высоту достигает 246 м, изогнут по собственной оси на 156°. Каждый этаж сдвинут относительно предыдущего на 3°.

первый небоскреб в мире

Шанхайский всемирный финансовый центр, Шанхай

Здание высотой 492 м имеет колонновидную форму, причем две стены скашиваются с разных углов, равномерно сужаются, формируя тонкий прямоугольник. Верхушку башни украшает трапециевидное отверстие, снижающее нагрузку от ветровых потоков. Конструкция здания такова, что выдерживает ураганные ветры. Строить шанхайский небоскреб начали в 1997-ом, но из-за финансового кризиса стройка завершилась только к 2008 году.

первый небоскреб в мире

Высотные здания в СССР

После Октябрьской революции страна не думала о небоскребах, нужно было как-то выживать, да и инженерные кадры отсутствовали. В 1924 году в Америку на обретение практических знаний отправили архитектора Вячеслава Олтаржевского. В США он жил и работал 11 лет, разрабатывал проекты зданий, написал книгу о Нью-Йорке «Новый Вавилон». В 1934 году мастера позвали на родину, но работой особо не обременяли. Отметился Олтаржевский возведением Всемирной сельхозвыставки. В 1939-ом попал за решетку, в 1943 году был освобожден. И лишь после войны получил должность в комитете по возведению высотных зданий.

Послевоенное время — период активного строительства высоток. Страна, несмотря на разруху, хотела показать миру свою силу через архитектуру. Советские инженеры столкнулись с тяжелейшим заданием, ведь их никто не учил проектированию высоток.

Сталинские высотки похожи на ранние небоскребы Манхэттена. И не удивительно, ведь советские архитекторы использовали стиль ар-деко, популярный в США тех лет.

Главный корпус МГУ помогали строить заключенные. По слухам, рабочие условия и для зеков, и для обычных строителей были созданы невыносимые. Не было даже средств защиты.

В 1953 году Олтаржевский написал пособие «Строительство высотных зданий в Москве». Но к тому времени надобность в высотках как в средстве демонстрации мощи страны отпала, в СССР уже разработали главную «страшилку» для Запада — атомную бомбу.

Как строили первые небоскребы

Как строили первые небоскребы

Впервые небоскрёбы появились в Чикаго. Их начали строить на границе XIX и XX веков. Это были здания, имеющие железный или стальной каркас. Первым в мире небоскрёбом считается Chicago Home Insurance Building. Его построили в 1885 году. Сейчас в нём находится Чикагский исторический музей. Но по сравнению с современными он будет выглядеть настоящим коротышкой. У него была высота в 10 этажей. Позднее здания стали увеличивать свою высоту. Это стало возможным, благодаря нововведениям в архитектуре и инженерии. Инновации коснулись и процесса массового изготовления стали. Современные высотные здания в мире приближаются к 2000 футов.

Небоскрёбы – это в основном коммерческие здания с металлическим каркасом. Строительство их стало возможным с появлением массового производства балок из стали. Некоторые первые небоскребы сохранились и в наши дни, например, Wainwright, построенный в Сент-Луисе в 1891 году. Эта башня имеет 11 этажей. Её архитектором был Луис Салливан. Также сохранилось здание Flatiron, появившееся на свет в 1902 году в Нью-Йорке.

Чикаго – родина первых небоскрёбов

Первым высотным зданием с использованием стального каркаса стало здание страхования жилья, построенное в Чикаго в 1885 году. Оно состояло из 10 этажей и высотой 138 футов (42 метра). Позднее к нему были добавлены ещё два этажа. Высота здания стала почти 55 метров. Его снесли в 1931 году. На его месте построили ещё более высокий небоскрёб из 45 этажей.

Как строили первые небоскребы

Несмотря на то, что первые высотные здания были относительно невысокими по сравнению с современными небоскрёбами, но своим появлением они сделали сильный прорыв в городской архитектуре и развитии городов. В следующий список войдут самые известные из небоскрёбов.

В Чикаго было построено здание Такома. В его конструкции использовался железный и стальной клепаный каркас. Его спроектировала крупная архитектурная фирма Holabirt & Root. Следующим был небоскреб, тоже построенный в Чикаго. Это здание называлось Rand McNally. Его построили в 1889 году. Этот небоскрёб стал первым, в конструкции которого был использован цельнометаллический каркас. В 1892 году в Чикаго было построено Масонское Храмовое здание. В нём располагались коммерческие, офисные конференц-залы масонов. Некоторое время Храмовое Здание было самым высоким в Чикаго.

Первые небоскрёбы Нью-Йорка

В Нью-Йорке впервые небоскрёб был построен в 1889 году. Это было Здание Башни. Но в 1896 году первое место по высоте занял нью-йоркский небоскрёб American Surety Building. Он был высотой в 20 этажей. Рекорды чикагских небоскрёбов были побиты. Известным небоскребом является и Здание «Нью-Йорк Уорлд». В нём была расположена редакция газеты с этим названием.

Данкмар Адлер и Луи Салливан разработали небоскрёб с терракотовым фасадом, на котором имеется знаменитый орнамент. Следующий небоскрёб был самым настоящим треугольным чудом. Он и в наши дни красуется на Манхеттене. Это – Флэтайрон-билдинг. Его построили в 1989 году. Сейчас это исторический национальный памятник в США.

Процесс изготовления стали – прорыв в градостроительстве

Генри Бессемер первым в мире изобрёл недорогой процесс массового изготовления стали. Это позволило строить небоскрёбы. Американцем Уильямом Келли был получен патент на «систему выдувания углерода из чугуна». Но он стал банкротом. Поэтому Келли был вынужден продать свои права на изобретение. Их купил у него Бессемер. Он тоже работал в то время над аналогичной проблемой. Это помогло Бессемеру запатентовать в 1855 году собственный процесс производства стали. Он стал настоящим прорывом в городском строительстве, позволившем воздвигать здания всё выше и выше.

Люди, внёсшие свой вклад в историю строительства небоскрёбов

Даже в наши дни сталь производится по технологии, разработанной Бессемером. Это имя ещё долго будет оставаться в истории. Но существовал ещё один человек, оставивший свой след в строительстве небоскребов. Джордж А. Фуллер был там, кто применил инновационный процесс для строительства высоток.

Почти два века назад технологии строительства многоэтажных домов предполагали, что внешние стены здания должны выдержать его вес. Но Фуллур выдвинул другую идею. Он понимал, что очень высокое здания не вынесут нагрузку собственного веса. Поэтому для строительства он применил стальные балки Бессемера.

Из них он стал изготавливать внутренний каркас. Сталь гораздо прочнее любого бетона или кладки из кирпичей и камней. Такую новинку он применил при строительстве небоскрёба Такома. Он стал первым зданием, в котором стены не должны были выдерживать вес здания. За них эту функцию стал выполнять стальной каркас. Фуллером была разработана методика сооружения стальных каркасов. В последующем такие стальные конструкции внутри зданий будут применяться при возведении других высоток.

Первый такой небоскрёб был построен в Нью-Йорке. Его назвали Флэтайрон-билдинг. Его строительством в 1902 году занималась строительная компания Фуллера. Главным архитектором этого здания был Даниэль Х. Бернхэм. Ещё более высокие небоскрёбы стало возможным строить, когда появились электрические лифты в 1883 году.

Они заменили гидравлические лифты, которые существовали с 1870 года. Это позволило людям быстрее перемещаться по этажам. Освещение внутри небоскрёбов тоже осуществлялось за счёт электричества. Это было приемлемо для больших помещений.

Чикагская школа – новый архитектурный стиль

Стиль строительства первых небоскрёбов стал называться Чикагской школой. Внутри них находился стальной каркас, а снаружи терракотовое оформление. Они отличались детальными карнизами. Окна небоскрёбов были сделаны из листового стекла. В Чикагском стиле работали такие знаменитые архитекторы, как Данкмар Адлер, Луис Салливан, Генри Хобсон Ричардсон, Джон Веллборн Рут. Они строили небоскрёбы во Флориде, Канаде, Новой Зеландии.

Пять зданий из металла

Первое здание на стальном каркасе было построено в Англии в городе Шрусбери еще в 1797 году. Его называют «отцом небоскребов», поскольку технология впоследствии стала использоваться при возведении высотных зданий. В том числе десятиэтажного здания Home Insurance Building (Чикаго, 1884–1885 годы), которое считается первым в истории небоскребом. Вот тогда это было инновацией — вес стен приходился не на сами стены, как раньше, а на металлический каркас. «РБК+ Недвижимость» выбрал пять знаковых зданий, построенных на металлокаркасе.

СССР, Москва, Главное здание МГУ


Проект: архитекторы Борис Иофан (был смещен с должности главного архитектора), Лев Руднев, Сергей Чернышев, Павел Абросимов, Александр Хряков, Всеволод Насонов; скульптурное оформление фасадов Веры Мухиной.
Годы строительства: 1949–1953

Одна из семи московских сталинских высоток. Высота 34-этажного здания — более 183 м (со шпилем — 240 м). На момент постройки было самым высоким зданием Европы.

Несущую систему — фундаменты и каркас — Главного здания МГУ разработал советский конструктор и ученый, создатель Останкинской телебашни Николай Никитин. Он предложил принципиально новые технические решения: коробчатый фундамент, гибкие колонны в первом наземном этаже здания, металлические колонны крестообразного сечения и многие другие. Эти инновации позволили построить высотное здание переменной высоты в сложных грунтовых условиях без температурных и осадочных швов.

США, Нью-Йорк, Эмпайр-стейт-билдинг (Empire State Building)

Фото:ТАСС

Проект: архитектурная фирма «Шрив, Лэм и Хармон» (Shreve, Lamb and Harmon), главный архитектор — Уилльям Ф. Лэмб
Годы строительства: 1930–1931

103-этажный офисный небоскреб расположен в Нью-Йорке на острове Манхэттен. Его высота 381,3 м (с телевизионной башней, надстроенной в 1950-е годы, — 443 м). Это один из самых высоких небоскребов мира (четвертый по высоте в США). Архитектуру относят к стилю ар-деко.

Здание весит 331 тыс. т, возведено на двухэтажном фундаменте и поддержано стальной конструкцией весом 54,4 тыс. т. Каркас небоскреба состоит из сотен стальных профилей длиной несколько метров и массой несколько тонн. При монтаже здания клепальщикам приходилось работать в сверхскоростном режиме, поскольку складировать эти детали в условиях городской застройки было негде.

В результате на строительство ушло всего 410 дней. За неделю строились примерно четыре с половиной этажа. Рекорд был поставлен в одну из десятидневок, когда были возведены 14 этажей.

В 2007 году здание Эмпайр-стейт-билдинг заняло первое место в списке лучших американских архитектурных решений, по версии Американского института архитекторов.

Великобритания, Лондон, Сити, небоскреб Мэри-Экс 30 (30 St Mary Axe)


Проект: архитектурное бюро «Фостер и партнеры»
Годы строительства: 2001–2004

Высота 41-этажного небоскреба — 180 м. Он был построен на месте Балтийской биржи, поврежденной в результате теракта 1992 года, совершенного Ирландской республиканской армией. Заказчиком выступила швейцарская перестраховочная компания Swiss Re.

Неофициально здание называют «Корнишон» (похоже на огурец) — оно является одним из противоречивых символов современного Лондона, заметно выделяясь на горизонте города.

Конструкция небоскреба имеет стальной каркас и стеклянный фасад с ромбовидными панелями. Фостер максимально эффективно использовал солнечное освещение и естественную вентиляцию, в результате чего здание потребляет вдвое меньше электроэнергии, чем многие аналогичные по характеристикам небоскребы.

Россия, Москва, ММДЦ «Москва-Сити», МФК «Евразия»


Проект: компания Swanke Hayden Connell Architects
Годы строительства: 2007–2014

Второе название многофункционального комплекса «Евразия» — «Стальная Вершина». Комплекс состоит из подземной части и двух взаимосвязанных наземных конструкций: 75-этажной башни и двухэтажного подиума.

На сегодня это самое высокое здание в Европе с каркасом из стали — его высота 309 м. Основным преимуществом технологических решений, построенных на применении металлокаркаса, является меньший коэффициент потерь на колонны, балки, шахты и другие конструктивные элементы. При внешней компактности башни помещения внутри получились просторные и светлые.

Внешне башня «Евразия» является сочетанием классики и модерна — фасад из зеленого стекла, светопрозрачных конструкций и камня подчеркнут замысловатой игрой строгих линий и углов.

Россия, Владивосток, о. Русский, кампус Дальневосточного федерального университета


Проект: генподрядчик Crocus Group
​Годы строительства: 2009–2015

Комплекс был частично построен к саммиту АТЭС-2012 на территории 800 тыс. кв. м на берегу бухты Аякс в экологически чистом районе острова Русский. В кампусе планировалось разместить гостей форума. После его проведения здание используется как студенческое общежитие.

При строительстве зданий кампуса в качестве основы использовался рамно-связевый металлический каркас из стальных двутавровых балок, утопленных в бетон фундамента. Перекрытия сделаны из железобетона, армированного 10-миллиметровой арматурой. Общий вес стальных конструкций — около 350 тыс. т.

Читайте также: