Предварительное напряжение стальных конструкций

Обновлено: 28.04.2024

Предварительно напряженными металлическими конструкциями называются такие конструкции, в которых в процессе изготовления или монтажа искусственно создаются в наиболее напряженных сечениях или стержнях собственные напряжения, противоположные по знаку напряжениям от расчетной нагрузки.
Применение предварительного напряжения в строительных конструкциях является одним из направлений технического прогресса, обеспечивающим качественно более высокий технический уровень конструкций.
Предварительное напряжение позволяет повысить эффективность конструкций, т. е. при той же затрате материала увеличить их несущую способность, а в ряде случаев и жесткость. Следовательно, при заданной несущей способности или жесткости можно получить конструкции с меньшей затратой материала и более дешевые.
Известно, какую большую роль сыграло предварительное напряжение в развитии железобетона. Оно создало качественно новый материал и позволило железобетону завоевать новые области применения, существенно облегчило вес конструкций, сделало их индустриальными и транспортабельными.
Еще большие возможности открывает применение предварительного напряжения, включая в это понятие и регулирование усилий, в повышении эффективности металлических конструкций, так как способы предварительного напряжения таких конструкций значительно разнообразнее.
Необходимо оговориться, что создание предварительного напряжения часто связано с расходом материала на дополнительные элементы (затяжки, анкеры) и всегда с дополнительными трудовыми затратами. Задача заключается в том, чтобы эффект, получаемый от предварительного напряжения, превышал затраты, связанные с его созданием.
Известны следующие способы создания предварительного напряжения:
1) обжатие отдельных растянутых, сжатых и изгибаемых стержней и целых элементов (балок, ферм, рам, арок) затяжками различного вида из высокопрочных материалов;
2) предварительный упругий выгиб отдельных элементов с последующей сваркой их в изогнутом состоянии в целый конструктивный элемент (балку);
3) предварительная вытяжка целых элементов или отдельных их стержней в целях увеличения области упругой работы материала;
4) принудительное смещение опор конструкций (неразрезных балок, рам, арок и т. п.) на монтаже с целью перераспределения моментов или получения в стержнях усилий обратного знака по отношению к усилиям от внешней нагрузки;
5) временная загрузка в процессе монтажа отдельных элементов конструкций (консолей или отдельных пролетов) или всей конструкции (оболочки) с последующим закреплением конструкции под нагрузкой для рационального распределения усилий и повышения ее жесткости;
6) создание предварительного напряжения в прокатных профилях путем завальцовки в них предварительно натянутой высокопрочной проволоки;
7) предварительное напряжение вантовых систем для обеспечения их жесткости и способности воспринимать сжимающие усилия;
8) предварительное натяжение отдельных гибких стержней (тросы, пучки проволоки, арматура) с целью восприятия ими сжимающих усилий.
Предварительное напряжение может осуществляться полностью на заводе изготовления конструкций, частично на заводе и частично на монтажной площадке и полностью на монтажной площадке — при укрупнительной сборке или «наверху». Предварительное напряжение может быть однократным и многоступенчатым.
Многообразие методов создания предварительного напряжения позволяет применять его во всех металлических конструкциях.
Предварительное напряжение с успехом применяется для усиления существующих конструкций.
В результате создания предварительных напряжений область упругой работы материала и его несущая способность увеличиваются (рис. 1). Сначала погашаются предварительные напряжения σ0, а затем прорабатывается расчетное сопротивление R материала. Усилие, воспринимаемое предварительно напряженным элементом, равное P2=F(σ0+R), больше усилия, воспринимаемого тем же элементом без предварительного напряжения, P1=FR.
При создании предварительных напряжений, обратных по знаку напряжениям от нагрузки, возможно повышение несущей способности в элементах, работающих как на осевую силу, так и на изгиб. Известно, что потеря устойчивости внецентренно сжатого стержня небольшой гибкости связана с развитием пластических деформаций. Если во внецентренно сжатом двутавровом стержне создать эпюру начальных напряжений с растяжением в полках и сжатием в стенке (рис. 2), то при действии внешней силы со стороны сжатых волокон сначала будут погашаться растягивающие напряжения, в результате чего область упругой работы материала увеличится, текучесть в крайнем нагружаемом волокне наступит позже, что приведет к повышению несущей способности элемента.
Создание предварительного напряжения всегда связано с возникновением начальной деформации, обратной по знаку деформациям от нагрузки (рис. 3). При действии эксплуатационной нагрузки сначала выбираются начальные деформации и лишь затем конструкция начинает деформироваться в основном своем направлении. Жесткость конструкции при этом не увеличивается, а эффект от предварительного напряжения аналогичен строительному подъему, и если по условиям эксплуатации нагрузку лимитируют конечные деформации [Δ], то можно повысить несущую способность конструкции или при той же нагрузке иметь меньшие конечные деформации (например, прогибы перекрытия от постоянной нагрузки).

Основные идеи и возможности предварительного напряжения


Созданием предварительного напряжения обратного знака можно в некоторых случаях уменьшить не только конечные прогибы, но и абсолютную величину прогибов от данной нагрузки — повысить жесткость конструкции (рис. 4).
Если ферма с крестовой решеткой (рис. 4, а) имеет гибкие раскосы, то при действии нагрузки P1 сжатые раскосы выключаются из работы (вследствие потери устойчивости), и модуль деформативности фермы E1 определяется лишь работой растянутых раскосов. Однако если в гибких раскосах создать предварительное напряжение растяжения, по абсолютной величине несколько большее сжимающего усилия от нагрузки (рис. 4,б), то при действии нагрузки поперечная сила будет восприниматься как растянутыми, так и сжатыми раскосами, в которых будет погашаться предварительное усилие растяжения. Поэтому усилия в стержнях решетки будут в 2 раза меньше. В результате модуль деформативности фермы E2>E1, т. е. жесткость конструкции, увеличится (рис. 4,в).
Применение идеи создания предварительного напряжения обратного знака к гибким элементам (канатам, проволоке, гибким стержням и т. п.) получило широкое развитие в самых разнообразных видах металлических конструкций. Несущая способность гибкого элемента на сжатие без предварительного напряжения равна нулю. Будучи предварительно натянутым, он приобретает способность воспринимать сжимающие усилия в пределах величины усилия предварительного натяжения (рис. 5).
Еще в большей степени можно повысить несущую способность и жесткость конструкции, применяя многоступенчатое предварительное напряжение (рис. 6), яри котором предварительное напряжение и загружение конструкции производится в несколько циклов. Сначала создается предварительное напряжение σ01 затем нагрузка Р'2, доводящая напряжение в стержне или опасном сечении конструкции до предельного значения [R]. Во втором цикле опять создается предварительное напряжение (σ02) обратного знака и нагрузка P2. После нескольких таких циклов суммарная нагрузка (∑P2) может быть в несколько раз больше нагрузки, которую выдержит конструкция без предварительного напряжения (рис. 6, а).

Основные идеи и возможности предварительного напряжения


Примером конструкции с многоступенчатым предварительным. напряжением может быть ферма с затяжкой (рис. 6,6) Создавая натяжение в затяжке, получаем предварительное напряжение сжатия в нижнем поясе фермы и растяжения — в верхнем. Вертикальная нагрузка на ферму вызовет в поясах обратные усилия— растяжение в нижнем поясе и сжатие в верхнем. Циклы «натяжение затяжки — нагрузка» повторяются. Необходимо иметь в виду, что нагрузка в процессе создания многоступенчатого предварительного напряжения должна быть постоянной. Если эта нагрузка в процессе эксплуатации конструкции будет снята, то усилия от нескольких циклов предварительного напряжения суммируются, превзойдут предельное значение и конструкция разрушится. Временной может быть лишь нагрузка последнего цикла.
Предварительное напряжение дает возможность эффективно использовать в металлических конструкциях такие высокопрочные материалы, как стальные канаты, высокопрочная проволока, арматура периодического профиля и т. п., причем с помощью этих материалов в конструкциях создается предварительное напряжение.
Применение высокопрочных материалов рационально потому, что прочность их в 4—5 раз выше прочности обычной стали (сталь марки Ст. 3), а стоимость выше лишь в 2,5—3 раза (табл. 1).

Основные идеи и возможности предварительного напряжения


В обычных (без предварительного напряжения) металлических конструкциях высокопрочные материалы не могут применяться по двум причинам:
- во-первых, в силу их гибкости они не могут быть использованы для создания жестких конструктивных элементов, удобных для транспортирования и монтажа;
- во-вторых, что более существенно, использование высокой прочности материала при том же, что и для стали 3, а иногда и меньшем (стальные канаты) модуле упругости, связано с большими деформациями конструкции, как правило, недопустимыми по условиям эксплуатации.
Прочность высокопрочной проволоки в 4—6 раз выше прочности обычной стали. Если учесть, что площадь элемента, выполненного из этой проволоки, будет также в 4—6 раз меньше, то, очевидно, при полном использовании прочности деформации такого элемента будут в 4—6 раз больше деформаций Δ1 элемента из обычной стали (рис. 7, а, б).
Полностью использовать прочность проволоки, стальных канатов и T. п. можно в комбинированных конструкциях из обычной и высокопрочной стали, применяя в них предварительное напряжение.
Если жесткий стержень из обычной стали обжать высокопрочной проволокой, причем так чтобы в основном металле стержня возникли максимально возможные сжимающие напряжения σ01, которые будут несколько меньше предельного сопротивления растяжению R1, а в проволоке предварительные растягивающие напряжения σ02 будут также меньше предельного сопротивления R2, то при загружении такого стержня можно добиться полного использования несущей способности как основного металла, так и проволоки. При этом деформации стержня под нагрузкой будут немного увеличенными по сравнению с деформациями стержня из обычной стали (рис. 7, в).

Основные идеи и возможности предварительного напряжения


Идея комбинированных конструкций заключается в том, что энергия предварительно натянутой проволоки аккумулируется в жестком стержне, который получает предварительное напряжение, обратное по знаку напряжениям от нагрузки. При приложении нагрузки P оба материала работают совместно; при этом в основном металле сначала погашаются предварительные напряжения сжатия, а затем растягивающие напряжения растут до своей предельной величины (рис. 8, а).
В проволоке к уже полученному растягивающему напряжению σ02 добавляются растягивающие напряжения от нагрузки (R2-σ02), причем суммарные напряжения также достигают предельной величины R2.
Полное усилие, выдерживаемое комбинированным элементом

Основные идеи и возможности предварительного напряжения


Множитель в скобках характеризует повышение несущей способности жесткого стержня при предварительном напряжении его с помощью высокопрочного материала. В процессе предварительного напряжения стержень F1 получает деформацию сжатия Δ01, а стержень F2 деформацию растяжения Δ02. Полные деформации -стержня под нагрузкой Δp определяются суммой напряжений σ01+R1. Они получаются не в 4—6 раз больше, как при использовании одного лишь высокопрочного материала, а лишь в 1,5-1,8 раза больше, чем в стержне из обычной стали (рис. 8,б).
Этот способ может быть применен для предварительного напряжения самых разнообразных конструкций, работающих на все виды усилий.

Основные идеи и возможности предварительного напряжения


Предварительно напряженные металлические конструкции с использованием в качестве напрягающих элементов высокопрочных материалов в настоящее время хорошо изучены и получили наибольшее распространение.
В некоторых случаях для повышения жесткости можно использовать предварительную вытяжку металла — наклеп.
Предельное напряжение в металле определяется значением напряжения предела текучести (R1≤σт), при котором деформации растут при постоянной нагрузке и достигают величины, неприемлемой по условиям эксплуатации.
Если в материале создать напряжение выше предела текучести (вытяжка) и затем разгрузить, то при последующих нагружениях увеличивается область упругой работы материала. Упругие свойства материала сохраняются до напряжения R2, полученного при вытяжке. Деформации в пределах упругой работы малы, и за предельное напряжение в предварительно вытянутом металле можно принимать R2>σт. Это свойство металла используется в арматуре периодического профиля.
В металлических конструкциях этот прием повышения предельных напряжений, а следовательно, и несущей способности конструкций можно использовать не всегда, так как при наклепе одновременно с повышением предела упругости материал теряет свои пластические свойства, что во многих случаях недопустимо.
Также следует иметь в виду, что явление наклепа имеет место только при повторных напряжениях того же знака, что и первое напряжение, вызвавшее развитие пластических деформаций.
Большой эффект дают перераспределение и регулирование усилий. Это позволяет искусственным путем уменьшать расчетные усилия в одних элементах или сечениях конструкции за счет увеличения усилий в других элементах или сечениях, что в ряде случаев снижает затрату материала.
Например, в неразрезной двухпролетной балке можно, перемещая в вертикальном направлении среднюю опору, изменять расчетные величины опорных и пролетных моментов (рис. 9).

Основные идеи и возможности предварительного напряжения


Такой прием дает положительный эффект при действии на балку в основном постоянной нагрузки.
Поднятием опоры вверх в балке создается отрицательный момент от предварительного напряжения (рис. 9,а). Суммарный опорный момент от предварительного напряжения и от нагрузки увеличивается, а моменты в пролете уменьшаются. Делан балку переменного сечения с увеличением его на опоре, можно Получить экономию материала.
В балках постоянного сечения целесообразно среднюю опору опустить, чтобы создать положительный момент от предварительного напряжения и тем самым выравнять расчетные значения моментов в пролете и на опоре (рис. 9,б).
Аналогичными методами можно изменять эпюры моментов в рамах, арках и других статически неопределимых системах.

Конструктивные решения ферм, предварительно напряженных затяжками


Наиболее разработанный способ предварительного напряжения ферм — предварительное напряжение с помощью затяжек из высокопрочных материалов. Предварительное напряжение можно успешно применять в решетчатых конструкциях разного назначения. Наиболее разработаны предварительно-напряженные фермы покрытия зданий. Возможности варьирования конструктивных схем в фермах значительно шире, чем в балках, и поэтому эффект применения предварительного напряжения здесь в значительной мере зависит от рационально выбранной для конкретного случая схемы фермы и затяжки, а также последовательности предварительного напряжения.
По характеру размещения затяжек и их влиянию на работу конструкции предварительно-напряженные фермы можно разделить на два основных типа: фермы, у которых затяжки размещены в пределах наиболее нагруженных стержней (рис. 4.1,а) и вызывают предварительное напряжение только в этих стержнях; фермы, у которых затяжки размещены в пределах всего пролета или части его и вызывают предварительное напряжение в нескольких или во всех стержнях фермы (рис. 4.1,б—ж).
Фермы второго типа более разнообразны по конструктивным схемам и, как правило, более эффективны.
В фермах первого типа предварительно напрягаются только растянутые стержни. Конструирование, расчет и работа таких стержней изложены в гл. 2. Предварительно-напряженные фермы такого типа рациональны лишь при больших пролетах и нагрузках, когда каждый из предварительно напрягаемых стержней представляет собой отдельную отправочную марку.
Наиболее простая схема ферм второго типа получается при устройстве одной или нескольких затяжек вдоль нижнего (растянутого) пояса (рис. 4.1,б—д). Одна затяжка создает предварительное напряжение в нескольких панелях пояса, вдоль которых она размещена, но другие стержни предварительного напряжения не получают. При больших пролетах, когда разница усилий в панелях нижнего пояса значительна, целесообразно устраивать две затяжки (рис. 4.1,в). В этом случае средние панели, имеющие большие расчетные усилия от нагрузки, получают большее разгружающее предварительное напряжение и материал в них используется рациональнее.
При равномерном предварительном напряжении всего нижнего пояса одной затяжкой предварительное напряжение лимитируется несущей способностью на сжатие наиболее гибкой панели.

Конструктивные решения ферм, предварительно напряженных затяжками


Натяжение затяжек целесообразно производить на заводе или на укрупнительной сборке. Чтобы обеспечить устойчивость пояса в процессе натяжения, затяжки по их длине соединяют с поясом диафрагмами через 40—50 наименьших радиусов инерции сечения пояса. Число ветвей в затяжке определяется формой сечения пояса и способом предварительного напряжения (рис. 4.2).
Удобнее иметь одну ветвь затяжки (рис. 4.2, д, ж, м), что уменьшает число анкерных креплений. При необходимости иметь две ветви и больше (рис. 4.2, а—г) они должны быть размещены симметрично по отношению к центру тяжести сечения пояса. Экономия металла в таких фермах достигает 10—12%. При устройстве затяжек ломаного очертания (шпренгельного типа) (рис. 4.1,ж) эффективность предварительного напряжения повышается. В этом случае натяжением одной затяжки можно создать предварительное напряжение в большем числе стержней.
Значительно большую экономию металла (25—30%) можно получить при шпренгельной затяжке, вынесенной за пределы фермы (рис. 4.3).

Конструктивные решения ферм, предварительно напряженных затяжками


Большая экономия металла получается в результате того, что при натяжении затяжек предварительное напряжение обратного знака по отношению к напряжениям от нагрузки возникает как в нижнем (сжимающее), так и в верхнем (растягивающее) поясах.
Недостаток конструкции с вынесенной затяжкой — увеличение габарита ферм, что не всегда возможно. Кроме того, затяжка не связана с нижним поясом фермы и не укрепляет его от потери устойчивости при предварительном напряжении. Это ограничивает возможности натяжения затяжки до установки фермы на место и требует или производить натяжение в проектном положении ферм после постановки связей, закрепляющих нижние пояса от потери устойчивости, или вести монтаж спаренными фермами, соединенными на укрупнительной сборке в пространственный блок (рис. 4.3, д). Также можно создать пространственную трехпоясную ферму, устойчивость нижнего пояса которой в процессе предварительного напряжения будет обеспечена (рис. 4.3, е). Трехпоясную систему особенно удобно выполнять из труб.
Многочисленные исследования и опыт проектирования показали, что наиболее эффективны предварительно-напряженные фермы арочного типа (рис. 4.4,а), которые имеют вспарушенный нижний пояс и прямолинейную затяжку по всей длине пролета. В этом случае, как и при выносной затяжке, предварительное напряжение натяжением затяжки создается во всех стержнях фермы. Однако габариты фермы не увеличиваются. Рациональность фермы во многом зависит от удачно выбранного очертания, уклона поясов, схемы решетки и т. п.
Оптимальная высота ферм посередине пролета от затяжки до верхнего пояса составляет 1/6—1/8 пролета, а высота жесткой части фермы принимается в пределах 1/10—1/12.
Нижний пояс, сжатый в процессе предварительного напряжения, оказывается незакрепленным от потери устойчивости, поэтому, как и в фермах предыдущего типа, затяжку приходится натягивать в проектном положении ферм или создавать пространственные блоки.
Эффективность предварительного напряжения ферм в значительной степени зависит от последовательности натяжения затяжки и загружения фермы. Натяжение затяжки в проектном положении конструкции после передачи на ферму части или всей постоянной нагрузки, как правило, дает больший эффект, чем натяжение до загружения ферм (рис. 4.5). Опытное проектирование показало, что в фермах типа арка с затяжкой при правильно выбранных последовательности натяжения и натягивающего усилия можно получить экономию стали 25—30%. В легких предварительно-напряженных фермах (пролетом 30—42 м) рациональны стержни из гнутых профилей (рис. 4.2, ж, н), а также из замкнутого прямоугольного сечения или из труб (рис. 4.2, д, е, ж), так как их повышенная устойчивость позволяет увеличить силу предварительного напряжения.

Конструктивные решения ферм, предварительно напряженных затяжками


В тяжелых фермах применяются стержни двухстенчатого (рис. 4.2, а—г) или трубчатого сечения. Узлы ферм конструируются как обычно, за исключением тех, в которых прикрепляются затяжки.
Если ферма проектируется со стержнями, отдельно предварительнонапряженными затяжками, то каждый такой стержень в торце имеет анкерное крепление затяжки. Это крепление должно быть компактным и не выходить за пределы габарита стержня.
При закреплении затяжки, создающей общее предварительное напряжение в стержнях фермы, усилие в затяжке получается обычно значительным и поэтому надо при конструировании укреплять узел дополнительными ребрами жесткости (рис. 4.6).
Особенно значительный эффект можно получить при создании предварительного напряжения стальными затяжками в ферменных конструкциях из алюминиевых сплавов.
Введение стальных затяжек в конструкцию из алюминиевых сплавов, имеющих в три раза меньший, чем у стали, модуль упругости и значительно большую стоимость, повышает жесткость конструкции, снижает расход металла и стоимость. Причем в предварительно-напряженных конструкциях из алюминиевого сплава стоимость обычно снижается в большей степени, чем расход металла.

Цели и основные идеи предварительного напряжения металлических конструкций


Предварительное напряжение металлических конструкций применяется для повышения их эффективности, т. е. для снижения расхода материала в проектируемой конструкции при заданной несущей способности или жесткости; существуют разнообразные способы создания предварительного напряжения и все они связаны с дополнительными затратами труда, а иногда и материала на дополнительные элементы.
Предварительное напряжение целесообразно если эффект, получаемый от него, полностью окупает дополнительные затраты. Основной идеей предварительного напряжения является создание искусственным путем в конструкции, стержне или наиболее напряженном сечении стержня напряжения обратного знака тем напряжениям, которые возникают при действии эксплуатационной нагрузки (рис. 1.1).
Из рис. 1.1. видно, что без предварительного напряжения материал в конструкции достигает расчетного сопротивления при нагрузке Р1. При создании в материале предварительного напряжения обратного знака R расчетное сопротивление достигается при нагрузке Р2>Р1. В этом случае воздействием нагрузки погашают предварительное напряжение, а затем материал работает на основное напряжение, вызываемое нагрузкой. При растяжении стержня, имеющего площадь сечения F без предварительного напряжения расчетное усилие P1=FR. Расчетное усилие предварительно напряженного стержня


При заданном усилии P требуемые площади сечения стержня будут соответственно равны: без предварительного напряжения F1=P/R, с предварительным напряжением

Цели и основные идеи предварительного напряжения металлических конструкций


Аналогично повышается несущая способность изгибаемого элемента, если в сечении с наибольшим изгибающим моментом создать эпюру предварительных напряжений обратного знака тем напряжениям, которые возникают от нагрузки с растяжением в верхней полке и сжатием в нижней (рис. 1.2). Тогда максимально допустимый изгибающий момент в сечении M2=W(σ0+R), в то время как максимальный момент того же сечения без предварительного напряжения M1=WRСнижение перемещения конструкций от заданных нагрузок. Во многих случаях предельное состояние конструкции определяется не предельными напряжениями, а заданными предельными перемещениями [Δ], устанавливаемыми требованиями эксплуатации. В этих случаях предварительное напряжение может уменьшить перемещения от заданной нагрузки и соответственно позволит запроектировать конструкцию более экономной.
Предварительным напряжением можно вызвать в конструкции начальные перемещения Δ0, обратные по знаку перемещениям от нагрузки (рис. 1.3). Тогда при действии эксплуатационной нагрузки сначала погашаются начальные перемещения Δ0 и лишь затем конструкция начинает перемещаться в направлении, вызываемом нагрузкой. Получаемый при этом эффект аналогичен строительному подъему. В балочных системах он позволяет снизить расход металла при заданных значениях нагрузки P2 и перемещении Δ. В рассматриваемом случае жесткость конструкции не увеличивается, а лишь уменьшаются конечные перемещения под нагрузкой. Однако предварительным напряжением можно увеличить и жесткость конструкции, т. е. уменьшить перемещения от единичной нагрузки. Этот прием, используемый весьма часто в строительной практике, будет рассмотрен ниже.
Создание предварительного напряжения затяжками из высокопрочных материалов. Этот способ предварительного напряжения может быть использован практически во всех конструкциях. Рассмотрим его принципиальные положения на стержне, работающем на осевое растяжение (рис. 1.4).

Цели и основные идеи предварительного напряжения металлических конструкций


Конструкция состоит из жесткого стержня (двух швеллеров, трубы и т. п.) и затяжки, расположенной по центру тяжести сечения стержня (рис. 1.4, а). Получается комбинированная конструкция, состоящая из жесткого стержня, выполненного из обычной низколегированной стали (Ст3) и затяжки, выполняемой из высокопрочного материала (стальной канат, пучок высокопрочной проволоки, высокопрочный арматурный стержень и т. п.). При введении затяжки конструкция становится один раз статически неопределимой. Натяжением затяжки до приложения нагрузки создается сжимающее напряжение σ01 в жестком стержне, которое уравновешивается растягивающими напряжениями σ02 в затяжке. Стержень становится предварительно-напряженным. При приложении нагрузки P1 жесткий стержень и затяжка работают совместно на растяжение, при этом в жестком стержне сначала погашаются предварительные сжимающие напряжения, а затем появляются растягивающие, а в затяжке к предварительным растягивающим напряжениям добавляются растягивающие напряжения от нагрузки (рис. 1.4,б). Если правильно подобрать расчетные значения предварительного напряжения жесткого стержня σ01, затяжки σ02 и их площади F1 и F2, то при расчетном усилии P одновременно в жестком стержне напряжения достигнут расчетного сопротивления R1, а в затяжке ее расчетного сопротивления R2. Несущая способность комбинированного стержня, равная P=F1R1+F2R2, будет такой же, как и несущая способность комбинированного стержня с теми же параметрами без предварительного напряжения, однако удлинение стержня от нагрузки окажется при предварительном напряжении значительно меньшим.
При предварительном напряжении удлинение комбинированного стержня от нагрузки

Цели и основные идеи предварительного напряжения металлических конструкций


а без предварительного напряжения Δp = (R2/E2)l, что значительно больше Δp (рис. 1.4, в). Меньшее удлинение комбинированного стержня объясняется тем, что в процессе предварительного напряжения затяжка уже вырабатывает значительную часть деформаций, определяемых ее расчетным сопротивлением. В комбинированном стержне без предварительного напряжения жесткий стержень и затяжка работают под нагрузкой совместно, начиная с нулевых напряжений (участок OA). При напряжениях, равных пределу текучести материала жесткого стержня (точка А), он выключается из работы, и нагрузку продолжает воспринимать одна затяжка (участок АБ) до исчерпания его несущей способности (точка Б). Удлинение стержня под нагрузкой определяется расчетным сопротивлением затяжки: Δp = (R2/E2)l (рис. 1.4, г).
Большие деформации зачастую препятствуют применению высокопрочных сталей в конструкциях. В комбинированном стержне с предварительным напряжением удлинение от нагрузки не зависит от расчетного сопротивления затяжки и не может быть больше, чем удвоенное удлинение стержня из обычной малоуглеродистой стали, так как σ01 не может быть больше R1. Следовательно, в предварительно-напряженном комбинированном стержне эффективно используется материал затяжки, что дает экономию металла. Это относится ко всем конструкциям (балкам, фермам, рамам и др.), предварительно напрягаемым затяжкам. Кроме того, введение в работу затяжек изменяет расчетную схему конструкции, повышает ее статическую неопределимость, что в свою очередь повышает эффективность использования материала в конструкции.
Создание предварительного напряжения (растяжение) в гибких элементах для придания им жесткости. Гибкие металлические элементы — канаты, тонкие листы, проволока, арматурные стержни обычно могут воспринимать только растягивающие усилия, несущая способность их на сжатие равна нулю.

Цели и основные идеи предварительного напряжения металлических конструкций


Однако если гибкие элементы предварительно натянуть, то они могут работать на сжатие в пределах погашения созданных в них растягивающих напряжений (рис. 1.5). На рис. 1.5,б показана балка с гибкой средней опорой, в которой предварительным напряжением создано растягивающее усилие и опора работает как жесткая стойка. Это широко используется в различного вида металлических конструкциях для повышения жесткости конструкции и эффективного использования гибких высокопрочных элементов и особенно в висячих системах, где предварительное напряжение гибких нитей обеспечивает жесткость системы.
Регулирование усилий в конструкции смещением опор. В статически неопределимых системах можно искусственным смещением опор создать предварительное напряжение в конструкции и, значит, изменить начальную эпюру усилий (моментов, осевых сил и т. п.), которая складывается с эпюрой усилий от нагрузки, выравнивает расчетные усилия, уменьшая их в наиболее напряженных сечениях и увеличивая в менее напряженных (рис. 1.6). Примером может служить понижение средней опоры у двухпролетной балки (рис. 1.6,в), чем достигается выравнивание моментов в пролетах и на опоре (рис. 1.6, а). На опоре момент от нагрузки уменьшается, а в пролетах — увеличивается. Результирующий расчетный момент Mp=Моп—M'оп=Mпр+М'пр меньше расчетного момента на опоре Mоп в балке без предварительного напряжения смещением опоры. Иногда целесообразно поднятием средней опоры увеличить опорный момент и уменьшить пролетный (рис. 1.6,б). Этот способ предварительного напряжения требует минимальных затрат.
Создание предварительного напряжения упругими деформациями элементов конструкции. Предварительное напряжение можно создать изгибом или растяжением отдельных элементов конструкции в пределах их упругой работы, а затем соединением элементов между собой в напряженном состоянии. После снятия с конструкции приложенных усилий в ней остаются предварительные напряжения, которые можно получить обратными по знакам напряжениям от нагрузки. Этот прием широко используется при изготовлении несущих панелей, состоящих из каркаса и стальной обшивки (рис. 1.7). Обшивка прикрепляется к предварительно изогнутым верхним и нижним частям каркаса. При образовании панели соединением двух частей в одну элементы конструкций получают обратный принудительный изгиб, причем в тонкой обшивке возникают растягивающие напряжения, что обеспечивает ее работу на сжатие при загружении панели.

Цели и основные идеи предварительного напряжения металлических конструкций


Если составленную из двух тавров балку сварить в изогнутом состоянии, то после освобождения ее от искусственно приложенного изгибающего момента M балка будет иметь эпюру напряжений с растяжением в верхней полке и сжатием в нижней — обратными по знаку напряжениям от нагрузки.
Многоступенчатое предварительное напряжение. Эффект от предварительного напряжения можно повысить, если применять его многоступенчатым способом, при котором приложение усилий предварительного напряжения и нагрузки чередуются (рис. 1.8). Сначала создается предварительное напряжение σ01, приближающееся к расчетному сопротивлению материала, затем прикладывается нагрузка Р2I, погашающая предварительное напряжение. Затем опять создается предварительное напряжение σ02 и опять прикладывается нагрузка P2II. Циклы предварительное напряжение — нагрузка повторяются несколько раз. Суммарная нагрузка может быть в несколько раз больше нагрузки P1, воспринимаемой конструкцией без предварительного напряжения. Однако нужно учитывать, что все циклы загружения, кроме последнего, должны осуществляться постоянной нагрузкой. Временной может быть лишь нагрузка последнего цикла.
Если нагрузка нескольких циклов в процессе эксплуатации будет снята, то усилия нескольких циклов предварительного напряжения суммируются, превзойдут предельное значение и конструкция разрушится.
Существует большое разнообразие создания предварительного напряжения, что позволяет применить его к любому виду конструкции. Предварительное напряжение можно создать в отдельных элементах на заводе или на монтаже как при укрупнительной сборке, так и в проектном положении.

Предварительно напряжённый железобетон. История развития конструкции, изготовление, области применения


Предварительно напряжённый железобетон. История развития конструкции, изготовление, области применения

В настоящей книге даётся общий краткий обзор развития способов производства предварительно напряжённого железобетона и .применяемого для этого оборудования. Способы изготовления предварительно напряжённых железобетонных конструкций и деталей зависят от последовательности осуществления совместной работы бетона с арматурой после предварительного её натяжения.
Особый раздел книги посвящён некоторым способам предварительного натяжения, не получившим пока широкого распространения, а именно: предварительному напряжению, создаваемому в конструкции за счёт нагрузки от собственного веса, натяжению арматуры в результате укорочения её после нагрева и предварительному напряжению железобетонных изделий путём применения расширяющегося цемента.
Наряду с характеристикой стальной арматуры, применяемой для предварительно напряжённых конструкций, в книге описываются различные типы арматурных пучков, а также стеклянные волокна, обладающие высокой прочностью на растяжение. Очевидно, их применение получит распространение в недалёком будущем. Кроме того, приводятся примеры сооружений из предварительно напряжённого железобетона.
В книге даётся перечень немецких патентов в области предварительно напряжённого железобетона, заявленных после 1930 года.
Книга рассчитана на лиц, работающих в области производства предварительно напряжённого железобетона как сборного, заводского изготовления, так и монолитного, а также на конструкторов, рационализаторов и изобретателей. Автор стремился предоставить специалистам сводный, обобщённый материал о состоянии техники в данном вопросе. Более подробные сведения можно получить из литературы, перечень которой приведён в конце книги.
В целях освещения развития техники предварительно напряжённого железобетона были использованы издания немецкого патентного ведомства в Мюнхене. Эти материалы в значительной мере пополнены и обогащены данными, представленными в распоряжение автора инженерами и строительными организациями, занимающимися проектированием и возведением сооружений из предварительно напряжённого железобетона. Автор выражает глубокую благодарность всем, кто помог ему в работе над книгой.

Оглавление

Предисловие 4
1. Основные определения предварительно напряжённого железобетона 6
2. Краткий исторический очерк развития предварительно напряжённого железобетона 9
3. Предварительное напряжение с натяжением арматуры до затвердения бетона 18
3.1. Предварительно напряжённые строительные детали 18
3.1.1 Плиты Веттштейна 18
3.1.2. Предварительно напряжённые железобетонные детали и мачты Глезера 20
3.1.3. Предварительно напряжённые балки системы Фрейссине 21
3.1.4. Однослойные и многослойные пустотелые плиты системы Шефера 29
3.1.5. Комбинированные плиты фирмы Рем и из пемзобетона и тяжёлого бетона с предварительно напряжённой арматурой 32
3.1.6. Предварительно напряжённый железобетон без анкеров по Xойеру 33
3.2. Способы заводского производства предварительно напряжённых сборных железобетонных деталей и применяемые устройства 37
3.2.1. Напряжение стальных проволок путём растяжения их на определённую длину 37
3.2.2. Натяжение стальных проволок при помощи натяжных салазок и упоров 38
3.2.3. Натяжение стальных проволок путём скручивания или свивания 40
3.2.4. Способ натяжения с непрерывным армированием 42
3.3. Предварительно напряжённый железобетон в сочетании с керамическими блоками 43
4. Предварительное напряжение арматуры без сцепления с бетоном 47
4.1. Расположение напрягаемой арматуры вне сечения бетона 47
4.2. Напряжённые элементы, расположенные вне сечения бетона 53
4.2.1. Треугольные фермы 53
4.2.2. Железобетонные арки со стальной или железобетонной затяжкой 53
4.2.3. Несущая конструкция заданного очертания в виде балок на двух и более опорах 54
4.2.4. Защемлённая балка 57
4.2.5. Защемлённая плоская арка 58
4.2.6. Предварительно напряжённая трёхшарнирных плоская арка 60
4.2.7. Конструкция неразрезной балки, предложенной в Англии 61
4.2.8. Предварительно напряжённые, балки Бетеа 61
5. Предварительное напряжение с натяжением арматуры на затвердевший бетон 66
5.1. Немецкие способы натяжения 66
5.1.1. Анкеровка при помощи натяжных муфт и пластин, предварительно напряжённый железобетон «дивидаг» 66
5.1.2. Анкеровка клиньями и зажимами 72
5.1.2.1. Способ натяжения фирмы Поленски и Целльнер 72
5.1.2.2. Способ натяжения фирмы Филипп Гольцман 75
5.1.2.3. Крепление проволочных пучков стальной арматуры, выпускаемых металлургическим заводом Рейнгаузен 78
5.1.2.4. Способ натяжения фирмы Гельд и Франке 82
5.1.2.5. Способ натяжения фирмы Хохтиф 84
5.1.2.6. 40-тонная арматура фирмы Грюй и Бильфингер 89
5.1.3. Петлевая анкеровка 89
5.1.3.1. Способ натяжения Баур - Леонгардта 89
5.1.3.2. Способ натяжения Кани и Хорват. Предварительно напряжённая деталь из двух сопряжённых или смежных, взаимно подвижных составных элементов 98
5.1.4. Анкеровка арматуры за счёт использования сил сцепления и трения 102
5.1.4.1. Способ натяжения фирмы Бетон и Моньебау 102
5.1.4.2. Способ натяжения фирмы Грюни Бильфингер 106
5.2. Предварительно напряжённый железобетон системы Фрейссине, фирмы Вайс-Фрейтаг и Гийона 107
5.3. Бельгийские способы натяжения арматуры 113
5.3.1. Предварительно напряжённый железобетон по Маньель Блатон 113
5.3.2. Способ натяжения Франки-Смет 116
5. 4. Швейцарский способ напряжения В. В. R. V. 118
5.5. Предварительно напряжённый железобетон в Англии 121
5.5.1 Способ натяжения Ли-МакКолл 121
5.5.2. Анкеровка стальных проволок с помощью клиньев 124
5.6. Предварительно напряжённый железобетон в Швеции 125
5.7. Развитие предварительно напряжённого железобетона с натяжением арматуры на бетон в Италии 127
5.8. Предварительно напряжённый железобетон с натяжением арматуры на бетон в Советском Союзе 130
5.9. Предварительно напряжённый железобетон в Америке 132
6. Влияние сил трения при криволинейной арматуре 139
7. Особые случаи предварительного напряжения арматуры или бетона 141
7.1. Предварительное напряжение конструкций за счёт использования собственного веса 141
7.2. Натяжение арматуры путём её нагрева 146
7.3. Предварительное напряжение бетона за счёт расширяющегося цемента 147
8. Напряжённая арматура 155
8.1. Стали для напряжённого армирования 155
8.2. Армирование с применением предварительно напряжённых элементов 162
8.2.1. Гибкая предварительно напряжённая арматура по Шореру (США) 162
8.2.2. Предварительно напряжённый арматурный элемент конструкции Ленка (Германия) 164
8.2.3. Предварительно напряжённый арматурный стержень конструкции Беккера (Голландия) 167
8.2.4. Гибкая предварительно напряжённая арматура, конструкции Шало и Бет ей (Франция) 169
8.3. Арматура из стекла и нейлона 172
9. Области применения предварительно напряжённого железобетона 177
9.1. Многоэтажное строительство 177
9.2. Мостостроение 194
9.2.1. Мосты из сборных предварительно напряжённых железобетонных элементов 195
9.2.2. Мосты из монолитного предварительно напряжённого железобетона 201
9.2.3. Навесная сборка (без подмостей) мостов из предварительно напряжённого железобетона 217
9.2.4. Висячие мосты 230
9.3. Дорожное строительство 231
9.4. Гидротехническое строительство 241
9.5. Предварительно напряжённые железобетонные трубы 252
9.6. Железнодорожные шпалы 262
9.7. Сваи 272
Дополнение 276
5.1.2.6. 40-тоннын пучок напряжённой арматуры фирмы Грюн и Бильфингер 276
5.1.2.7. Способ натяжения фирмы Загер и Вёрнер 278
Приложение. Перечень немецких патентов в области предварительно напряженного железобетона, заявленных после 1930 г. 281
Литература 296
Оглавление 304

Предварительно напряженные стальные конструкции. Ференчик П., Тохачек М. 1979

Предварительно напряженные стальные конструкции. Ференчик П., Тохачек М. 1979

Изложены основные теоретические и практические вопросы, связанные с применением предварительно напряженных металлических конструкций в строительстве. Даны классификация и обзор этих конструкций, описаны материалы и технология, применяемые для предварительного напряжения, приведены принципы конструирования и расчета предварительно напряженных металлоконструкций. Для сложных многоэлементных конструкций рекомендованы современные методы расчета в матричной форме с использованием ЭЦВМ. Книга предназначена для научных, а также инженерно-технических работников научно-исследовательских и проектных организаций.

1. Введение

2. Цель и применение предварительного напряжения металлических конструкций
2.1. Определение, возможности применения и цели предварительного напряжения
2.2. Применение чертежей из высокопрочного материала
2.3. Расширение упругой зоны
2.4. Перераспределение усилий и напряжений
2.5. Уменьшение деформативности
2.6. Повышение устойчивости
2.7. Повышение усталостной прочности
2.8. Улучшение физических свойств материалов
2.9. Другие цели предварительного напряжения

3. Классификация и обзор предварительно напряженных металлоконструкций
3.1. Конструкции, напряженные высокопрочными затяжками
3.1.1. Балочные конструкции, рамы, балочные рамы и арочные конструкции
3.1.1.1. Балки
3.1.1.2. Рамы и балочно-рамные системы
3.1.1.3. Арки
3.1.2. Мачтовые и башенные конструкции и стойки
3.1.2.1. Мачты
3.1.2.2. Башни и стойки
3.1.3. Вантовые конструкции
3.1.3.1. Покрытия и стены
3.1.3.2. Мосты
3.2. Конструкции, предварительно напряженные другими способами (без применения высокопрочных затяжек)
3.2.1. Многослойные конструкции
3.2.1.1. Выгнутые многослойные конструкции с составными поперечными сечениями
3.2.1.2. Выгнутые составные балки
3.2.1.3. Другие типы многослойных металлоконструкции
3.2.1.4. Металлобетонные конструкции
3.2.2. Конструкции, предварительно напряженные принудительным деформированием
3.2.2.1. Предварительное напряжение конструкций путем изменения положения опор
3.2.2.2. Предварительное напряжение с помощью оборудования, установленного непосредственно в теле конструкции
3.2.2.3. Предварительное напряжение с помощью монтажа элементов, изготовленных с преднамеренным отклонением размеров
3.2.2.4. Предварительное напряжение путем применения специального процесса монтажа со вспомогательным нагружением
3.2.3. Конструкции с элементами, в которых устранены или использованы дополнительные или собственные напряжения
3.2.3.1. Снижение дополнительных напряжений в решетчатых конструкциях
3.2.3.2. Использование собственных напряжений
3.2.4. Элементы или материалы, упрочненные предварительной вытяжкой за пределом текучести

4. История развития предварительно напряженных конструкций
4.1. Предварительное напряжение в каменных конструкциях
4.2. Предварительное напряжение в деревянных конструкциях
4.3. Зарождение предварительно напряженных металлоконструкции и конструкций из предварительно напряженного железобетона
4.4. Первые предварительно напряженные металлоконструкции (до начала XX в.)
4.4.1. Предварительно напряженные металлоконструкции в надземном строительстве
4.2.2. Предварительно напряженные металлоконструкции в мостостроении
4.4.3. Предварительно напряженные металлоконструкции специального назначения

5. Материалы и технология изготовления предварительно напряженных металлоконструкций
5.1. Материалы
5.1.1. Материалы для конструкции, напрягаемых без помощи высокопрочных затяжек
5.1.2. Материалы для конструкций, предварительно напряженных с помощью высокопрочных затяжек
5.1.2.1. Основная конструкция
5.1.2.2. Напрягающие затяжки
5.1.3. Модуль упругости и предварительная вытяжка канатов
5.1.4. Влияние прочности затяжки па массу конструкции
5.1.5. Свойства чехословацких материалов для затяжек
5.2. Анкеровка напрягающих затяжек
5.2.1. Анкеровка канатов
5.2.1.1. Проушины, коуши, зажимы
5.2.1.2. Анкерные стаканы
5.2.1.3. Дюбеля (упоры)
5.2.2. Анкеровка кабелей
5.2.3. Анкеровка стержней из высокопрочных стилей и отдельных проволок
5.3. Изменение направления напрягающих затяжек
5.4. Приспособления для натяжения
5.4.1. Механические напрягающие приспособления
5.4.1.1. Гидравлические домкраты
5.4.1.2. Натяжные пистолеты
5.4.1.3. Натяжение динамометрическими гаечными ключами
5.4.1.4. Болты, рычаги, клинья и другие приспособления
5.4.2. Термические натяжные приспособления
5.5. Контроль величины предварительного напряжения
5.6. Защита затяжки от коррозии, механических повреждений и недопустимо высокой температуры
5.7. Указания по организации и производству работ

6. Принципы и рекомендации по расчету предварительно напряженных стальных конструкций
6.1. Принципы расчета
6.1.1. Определение несущей способности
6.1.1.1. Расчет по методу допускаемых напряжений
6.1.1.2. Расчет по методу модифицированных допускаемых напряжений
6.1.1.3. Переход к расчету по предельному состоянию
6.1.1.4. Последовательный расчет по предельному состоянию
6.1.2. Определение деформаций
6.2. Важнейшие рекомендации по расчету предварительно напряженных стальных конструкций. Проектирование предварительно напряженных стальных конструкций по чехословацким нормам
6.2.1. Нормы и инструкции по проектированию
6.2.2. Содержание норм ОН 73 1405 «Указания по проектированию предварительно напряженных стальных конструкций»
6.2.3. Обзор соответствующих норм ДИН и ТГЛ

7. Расчет стальных конструкций, напряженных затяжками
7.1. Расчет усилий
7.1.1. Метод сил
7.1.2. Применение линий влияния
7.1.3. Расчет усилий Solz и Suiz но линиям влияния в основной системе
7.1.4. Усилия Soiz в балках со сплошной стенкой
7.1.5. Дополнительные усилия A Soiz в статически неопределимых конструкциях со сплошной стенкой
7.1.5.1. Определение реакции Ymz по теореме трех моментов
7.1.5.2. Определение реакций Ymz по методу деформаций
7.1.5.3. Определение реакций Ymz по линиям влияния
7.1.6. Расчет усилий Suiz в неразрезных балках со сплошной стенкой тремя методами
7.2. Определение деформации
7.2.1. Принцип виртуальной работы
7.2.2. Расчет по линиям влияния
7.3. Проблемы оптимального проектирования предварительно напряженных конструкций
7.3.1. Типы задач оптимизации. Обратный метод
7.3.2. Графическое разъяснение проблемы оптимизации
7.3.3. Решение задач обратным методом
7.3.4. Задачи, решаемые линейным программированием
7.3.5. Симплексный метод
7.3.6. Выражения для оптимального проектирования при нескольких опасных нагрузках
7.4. Потери предварительного напряжения и их расчет
7.4.1. Потери предварительного напряжения при ступенчатом натяжении
7.4.2. Потери предварительного напряжения от трения
7.4.2.1. Основные случаи потерь предварительного напряжения от трения
7.4.2.2. Трение по неподвижным цилиндрическим поверхностям
7.4.2.3. Трение на вращающихся цилиндрах
7.4.2.4. Коэффициенты трения
7.4.2.5. Способы снижения потерь предварительного напряжения на трение
7.4.3. Потери предварительного напряжения из-за остаточных местных деформаций
7.4.4. Потери предварительного напряжения от релаксации
7.4.4.1. Общая информация
7.4.4.2. Расчет потерь в материалах без предварительной вытяжки
7.4.4.3. Влияние предварительной вытяжки затяжек па потери предварительного напряжения от релаксации

8. Конструирование и расчет предварительно напряженных металлоконструкций основных типов
8.1. Решетчатые конструкции
8.1.1. Конструктивное решение
8.1.1.1. Типы конструкций
8.1.1.2. Поперечные сечения предварительно напряженных решетчатых конструкций и расположение затяжек
8.1.1.3. Анкеровка и изменение направления затяжек
8.1.2. Примеры
8.1.2.1. Испытания
8.1.2.2. Построенные конструкции и неосуществленные проекты
8.1.3. Расчет
8.1.3.1. Экономичное проектирование конструкций типа 1
8.1.3.2. Экономичное проектирование конструкций других типов
8.1.3.3. Экономичное проектирование статически неопределимых предварительно напряженных решетчатых конструкций
8.2. Балки со сплошной стенкой
8.2.1. Конструктивное решение
8.2.1.1. Типы конструкций
8.2.1.2. Поперечные сечения предварительно напряженных балок со сплошной стенкой и расположение затяжек
8.2.2. Примеры
8.2.2.1. Испытания
8.2.2.2. Построение конструкции и неосуществленные проекты
8.2.3. Расчет
8.2.3.1. Характеристики поперечного сечения асимметричного I-образного профиля
8.2.3.2. Оптимальное проектирование балок со сплошной стенкой, напряженных прямыми затяжками (упругая стадия)
8.2.3.3. Оптимальное проектирование балки со сплошной стенкой, напряженной прямой затяжкой (упругопластическая стадия)
8.2.3.4. Проектирование предварительно напряженных балок с полигональными или криволинейными напрягающими затяжками, расположенными в пределах балки
8.2.3.5. Экономичное проектирование балок со сплошной стенкой с полигональной напрягающей затяжкой, расположенной вне балки
8.3. Напряженные струнные покрытия
8.3.1. Конструктивное решение
8.3.2. Примеры
8.3.3. Расчет
8.3.3.1. Нагрузка и прогиб
8.3.3.2. Формулы для проектирования и расчета при равномерно распределенной нагрузке
8.3.3.3. Влияние сосредоточенной силы

Читайте также: