Простой огон на стальном тросе

Обновлено: 14.05.2024

Выполнение. На некотором расстоянии от конца троса на него накладывается временная марка, после чего трос распускается на пряди, концы которых также маркируются. Затем трос укладывается в виде петли (огона) нужных размеров и каждая из свободных прядей пробивается под соответствующую прядь нераспущенной части троса, как это показано на рис. 1,а,б,в. Пробивки прядей выполняются по правилу

«через одну под одну» в направлении, обратном спуску троса. Всего делается три-четыре пробивки, причем последняя про¬бивка выполняется прядями, из которых вырезана половина каболок (рис. 1, г). Для придания огону большей прочности половина сплесня клетнюется (рис. 1.д).

Применение. Простой огон изготовляется на швартовных тросах, бросательных концах; на вантах, штагах, фалах и на многих других снастях стоячего и бегучего такелажа судна.

Огон с коушем

Выполнение. При выполнении подготовительных операций трос вкладывается в кип коуша и скрепляется с ним линем или шкимушгаром (рис. 2.а). Затем ходовые пряди вплесниваются в трос так, как это делается при изготовлении простого огона (три-четыре пробивки), причем последняя пробивка выполняется прядями, из которых вырезана половина каболок. Пробивка прядей показана на рис. 2.б, 2. в,2. г. Иногда для увеличения прочности огона делается еще одна пробивка, но в этом случае из каждой пряди вновь вырезается половина оставшихся каболок. По окончании работы линь, скрепляющий трос с коушем, обрезается.

Законченный огон с коушем показан на рис. 2. д.

Применение. Огон с коушем делается на вантах, фордунах и бакштагах; на драйрепах и сейшкентелях; на мантылях брасов, шкотах и галсах парусов; на подкильных концах и шкотах пластырей; на буксирных тросах; на оттяжках шлюпбалок и в других случаях, когда требуется закрепить трос за рым или скобу. Коуш предохраняет трос от крутого изгиба, увеличивая срок службы троса.

Простой огон на стальном тросе

Выполнение. Прежде чем приступить к изготовлению огона, необходимо на некотором расстоянии от конца троса наложить временную, но прочную марку, закрепить марками концы прядей; а затем распустить на пряди концевую часть троса. После этого трос укладывается в виде петли нужных размеров и производится пробивка ходовых прядей.

Существует несколько способов первой и последующих пробивок, но ниже описывается только наиболее распространенный способ.

Первую пробивку удобно выполнять, если огон обращен к работающему своей изогнутой частью, а ходовые пряди расположены справа. Первая ходовая прядь проводится в трос справа налево, против спуска троса, под три коренные пряди. Вторая и третья ходовые; пряди пробиваются соответственно под две и одну пряди (рис. 3.а, пряди 1, 2, 3).

Когда пробивка первых трех прядей будет закончена, огон необходимо перевернуть, после чего выполняется пробивка чет¬вертой и пятой ходовых прядей. Четвертая прядь пробивается под две, а пятая — под одну прядь троса (рис. 3.б, пряди 4 и 5).

Затем необходимо вновь перевернуть огон, придав ему первоначальное положение, и пробить в трос шестую ходовую прядь. Она вводится под одну прядь троса по направлению его спуска (рис. 3.в, прядь 6). Этим завершается первая пробивка.

При последующих пробивках каждая ходовая прядь вводится в трос справа налево по правилу «через одну прядь под две» (рис. 3.г). По окончании каждой пробивки пряди должны быть обтянуты, что выполняется, в зависимости от толщины троса, вручную или же с помощью тисков или талей.

Для постепенного уменьшения толщины троса в месте пробивки рекомендуются три пряди пробить четыре раза, а остальные - только три.

Концы ходовых прядей обрубаются непосредственно у само¬го троса, после чего трос клетнюется луженой проволокой.

Законченный огон на стальном тросе показан на рис. 3.д.

Применение. Простой огон изготовляется на швартовных и буксирных тросах, на стальных стропах и пр.

Также читайте в данном разделе:

Огон с коушем на стальном тросе

Выполнение. Изготовление огона с коушем на стальном тросе начинается с наложения на трос клетня. Длина клетнюемой части троса должна соответствовать размерам коуша. Оклетневанный трос с помощью специального приспособления изгибается вокруг коуша, плотно входя в его кип, и в нескольких местах крепится к коушу линем или шкимушгаром (рис. 4.а). Затем конец троса распускается на пряди, которые вплесниваются в трос по тем же правилам, что и при изготовлении огона (см. огон на стальном тросе).

По окончании пробивки прядей сплесень клетнюется по всей длине или на месте двух последних пробивок.

Законченный огон на стальном тросе показан на рис. 4.б.

Изготовление огона на стальном тросе весьма трудоемкая работа.

В связи с этим для быстрого изготовления огонов получили широкое распространение различные приспособления в виде бугелей, зажимов и т. д.

Употребление одного из таких приспособлений приведено на рис 4.в Применение. Огон с коушем применяется на снастях Стоячего и бегучего такелажа, испытывающих большую нагрузку, например на вантах, фордунах, бакштагах, штагах, драйрепах, сей-шкентелях, гитовых, шкотах и т. д.

Кроме того, огон с коушем применяется на буксирах, тросах стоп-анкера, шкотах, подкильных концах и оттяжках пластырей, шкентелях, топенантах и оттяжках грузовых стрел, оттяжках и топриках шлюпбалок и т. д.

Комбинированный способ пробивки

Выполнение. При изготовлении огона на стальном тросе может быть применен комбинированный способ пробивки, который заключается в следующем.

После подготовительных операций по наложению марок и распусканию конца троса на пряди производится обычным приемом первая пробивка всех шести прядей - делается «замок», описанный в п. 4 (рис. 5.а). Затем первая ходовая прядь пробивается по правилу «через одну под две» по спуску троса (рис. 5. б). Вслед за ней таким же образом пробивается вторая ходовая прядь (рис. 5.в) и все остальные. Этим заканчивается вторая пробивка.

Третья пробивка выполняется по тому же правилу «через одну под две», но против спуска троса (рис. 5.г). Четвертая пробивка вновь делается по спуску. Таким образом, осуществляется чередование пробивок прядей по спуску и против спуска.

По окончании пробивок трос клетнюется.

Концевые обоймы для стальных тросов

В связи с уменьшением прочности тросов при их сращивании, а также ввиду большой трудоемкости этого вида такелажных работ, на судах все шире применяются специальные приспособления для быстрого и надежного соединения тросов. Среди таких приспособлений следует отметить отличающиеся простотой устройства и удобством и эксплуатации концевые обоймы для стальных тросов.

Заделку обойм на концах тросов выполняют следующим образом: отложив от конца троса расстояние, равное длине конуса обоймы, накладывают на трос три марки из мягкой проволоки (рис. 6.а); развивают трос, вырезают органический сердечник и распускают пряди, выпрямляя проволоки с помощью металлической трубки (рис. 6.б); затем проволоки очищают, промывают их керосином или бензином, насухо протирают и погружают на 3/4 длины в 50%-ный раствор соляной кис¬лоты, где проволоки выдерживают до полной очистки; далее на конец троса накладывают временную марку, стягивающую про¬волоки (рис. 6.в), и продевают трос в отверстие обоймы, ко¬торая предварительно нагревается паяльной лампой до температуры около 250°; после этого снимают временную марку, об¬мазывают трос и нижний конец конуса огнеупорной глиной (рис. 6.г) или обматывают асбестовым шнуром и, равномерно распределив проволоки внутри конуса, производят заливку полости обоймы высококачественным техническим или рафинированным цинком (содержание чистого цинка - 97,5—99%), нагретым до температуры 445—470° (рис. 6.6). Заливку выполняют без перерывов, поддерживая температуру обоймы с помощью паяльной лампы на таком уровне, чтобы металл не затвердевал до полного заполнения полости конуса. По окончании заливки дают обойме остыть на воздухе и проверяют качество работы, для чего осаживают обойму на трос ударами молотка и осматривают поверхность залитой части троса. Она должна быть чистой, без каких-либо неровностей или раковин.

На судах находят применение обоймы двух типов: обойма закрытого типа (рис. 6.е), предназначенная для закрепления тросов за гаки и скобы, и обойма со штырем (рис. 6.ж), которая может крепиться за любой рым, проушину, обух, гак и т. д.

Разрубной огон

На сплесни в местах третьей и второй пробивок полезно наложить клетень.

Законченный разрубной огон представлен на рис. 7в.

Применение. Разрубной огон изготовляется на стень-фордунах, надевающихся на топ стеньги.

Подкововидный огон

Применение. Подкововидный огон делается на фордунах для надевания их на топ-мачты или стеньги.

Голландский огон

Выполнение. Из троса выводится одна из его прядей, причем длина этой пряди должна быть несколько больше длины окруж¬ности огона; остальные две пряди троса укладываются в виде петли, так, чтобы их концы перекрещивали трос (рис. 9.а). Затем свободная прядь вводится на свое место о трос навстречу двум другим прядям (рис.9.б, 9.в). Концы всех прядей распускаются на каболки (рис. 9.г), укладываются вдоль троса и клетнюются (рис. 9.д).

Во избежание утолщения троса в месте его клетневания часть каболок обрезается. Заключительная часть работы может быть выполнена несколько иначе: концы прядей не распускаются на каболки, но вплесниваются в трос, что, несомненно, увеличи¬вает прочность огона.

Применение. Голландский огон делается на концах снастей, укрепляемых на ноках реев, гафелей и других деталей рангоута.

ЗОЛОЧЕНИЕ в Мурманске.

Покрытие золотом любых металических покрытий. Восстановление позолоты на часах и ювелирных изделиях. Позолота серебряных вещей. Золочение автомобильных эмблемм и хромированных частей.

ДОБАВЬТЕ ЗОЛОТА В СВОЮ ЖИЗНЬ!

Короткий сплесень

Выполнение. На некотором расстоянии от концов тросов накладываются временные марки, после чего тросы распускаются на пряди, концы которых также маркируются. Концы тросов сдвигаются вплотную друг к другу так, чтобы каждая прядь одного троса располагалась между двумя смежными прядями другого троса (рис.2 и 3). После выполнения указанной подготовительной работы производится пробивка, т. е. пропускание ходовых прядей одного троса под коренные пряди другого.

Пробивка прядей производится по правилу: «через одну под одну против спуска троса». При выполнении пробивки каждая прядь первого троса проводится над ближайшей прядью второго троса и пробивается с помощью свайки под следующую его прядь (рис. 4 и 5). Таким же образом выполняются вторая и третья пробивки прядей первого троса. В процессе работы пряди обтягиваются и поколачиваются мушкелем. После пробивки прядей первого троса с него снимается временная марка и под его пряди пробиваются пряди второго троса, причем для постепенного уменьшения толщины сплесня третья пробивка выполняется прядями, из которых вырезана половина каболок (рис. 6). Законченный сплесень показан на рис. 7. Для увеличения срока службы сплесня он подвергается клетневанию. Клетень накладывается по направлению от концов сплесня к его середине, однако средняя часть сплесня не клетнюется во избежание отсыревания троса. Короткий сплесень имеет большую прочность, чем другие виды сплесней, употребляемых при сращивании тросов.

Применение. Короткий сплесень применяется для сращивания двух одинаковых по толщине тросов или концов одного и того же троса при разрыве тросов, изготовлении стропов, штормтрапов, сеток, пластырей и т. д.

Комбинированный сплесень на растительном тросе

Выполнение. После наложения марок тросы укладывают так же, как при изготовлении обычного короткого сплесня. Затем делают первую пробивку, выполняемую по правилу «через одну под одну» против спуска троса. Вторую пробивку производят по этому же правилу, но по спуску троса. Причем каждую ходовую прядь пробивают под ту коренную, через которую она проходит. На рисунках показана выполненная таким образом пробивка одной из ходовых прядей левого троса.

Третью пробивку выполняют, как первую против спуска троса, а четвертую, как вторую — по спуску. Последнюю, пятую пробивку выполняют против спуска троса прядями, из которых предварительно вырезана половина каболок. Места последних пробивок клетнюют. Подобным же образом делают пробивку прядей правого троса.Чередование в комбинированном сплесне пробивок против спуска и по спуску троса обеспечивает более крутой изгиб ходовых прядей и хорошее обжимание их коренными прядями. Поэтому данный способ рекомендуется для сращивания тросов из синтетических волокон.

Длинный (разгонный) сплесень

Выполнение. Подготовительная работа при сращивании тросов длинным сплеснем ведется таким же образом, как и при изготовлении короткого сплесня, с той лишь разницей, что концы тросов распускаются на большую длину. Когда сращиваемые тросы будут сведены, как указано на рисунке, а с одного из тросов снимается временная марка, после чего одна из его прядей выплетается на 0,5—1 м, а на ее место тотчас же укладывается встречная прядь второго троса. Таким же образом во второй трос вводится прядь первого троса. Затем пряди попарно связываются, причем встречные пряди обвивают друг друга по часовой стрелке. Третья пара прядей скрепляется полуузлом в месте их стыкования. Концы прядей хорошо обтягиваются и пробиваются под ближайшие коренные пряди. Места пробивки поколачиваются мушкелем и клетнюются. Законченный разгонный плесень показан на рисунке.

Применение. При помощи длинного сплесня сращиваются тросы, проходящие через блоки, юферсы и пр., т. е. длинный сплесень применяется преимущественно для сращивания снастей бегучего такелажа .

Короткий сплесень на стальном тросе

Выполнение. При подготовке тросов к сплесниванию на некотором расстоянии от их концов накладываются временные марки. После этого тросы распускаются на пряди, концы которых также укрепляются марками.

Следующим этапом работы является укладка прядей сращиваемых тросов. Пряди должны быть уложены так, чтобы каждая прядь одного из тросов располагалась между двумя смежными прядями другого троса. Для удобства работы и во избежание ошибок рекомендуется вначале уложить пряди попарно и только затем произвести окончательную укладку прядей. Сращивание, т. е. пробивка прядей, производится по правилу «через одну под две». Этот способ пробивки состоит в том, что каждая ходовая прядь проводится над ближайшей коренной прядью и пробивается под две следующие, причем ходовые пряди проводятся против спуска троса.

Пробивка выполняется вначале прядями одного, а затем второго троса. На рис. показана пробивка прядей левого троса.

Ходовые пряди пробиваются в трос пять раз каждая. Первые три пробивки выполняются полными прядями; перед следующей пробивкой из каждой пряди удаляется половина проволок, а перед последней пробивкой в прядях нужно оставить только четверть первоначального количества проволок. Это необходимо для постепенного уменьшения толщины сплесня.

Можно уменьшить толщину сплесня и не удаляя проволок из прядей. Для этого нужно половину прядей пробить в трос только четыре раза, а остальные пряди — пять.

По окончании пробивки оставшиеся свободными концы прядей обрубаются у самого троса, а крайние части сплесня клетнюются мягкой луженой проволокой.

На некоторых судах практикуют другой способ сплеснивания тросов. Для его выполнения необходимо, распустив концы тросов на пряди, расположить их так, как показано на рис. произвести пробивку ходовых прядей. Такой способ сращивания обеспечивает наиболее прочное соединение тросов.

На рис. показан еще один вид сращивания стальных тросов.

При работе этим способом пробивка ходовых прядей производится по правилу «через одну под одну» по направлению спуска троса. В результате каждая ходовая прядь многократно обвивается вокруг соответствующей коренной пряди другого троса.

Для обеспечения достаточной прочности такого сплесня следует выполнять не менее пяти-шести пробивок ходовых прядей, обтягивая их после каждой новой пробивки. Для сокращения времени работы рекомендуется вводить ходовые пряди в трос поочередно, т. е. вначале выполнить все пять-шесть пробивок первой пряди, затем второй, третьей и т. д.

Данный способ сращивания тросов по прочности уступает изложенным выше способам сплеснивания.

Применение. См. применение короткого сплесня на растительном тросе.

Длинный (разгонный) сплесень на стальном тросе

По окончании пробивки оставшиеся свободными концы прядей обрубаются у самого троса, а крайние части сплесня клетнюются мягкой луженой проволокой (рис. ).

На некоторых судах практикуют другой способ сплеснивания тросов. Для его выполнения необходимо, распустив концы тросов на пряди, расположить их так, как показано на рис. , произвести пробивку ходовых прядей. Такой способ сращивания обеспечивает наиболее прочное соединение тросов.

Огоны

Огон с коушем делается на вантах, фордунах и бакштагах; на драйрепах и сейшкентелях; на мантылях брасов, шкотах и галсах парусов; на подкильных концах и шкотах пластырей; на буксирных тросах; на оттяжках шлюпбалок и в других случаях, когда требуется закрепить трос за рым или скобу. Коуш предохраняет трос от крутого изгиба, увеличивая срок службы троса.

Голландский огон

Выполнение. Из троса выводится одна из его прядей, причем длина этой пряди должна быть несколько больше длины окружности огона; остальные две пряди троса укладываются в виде петли, так, чтобы их концы перекрещивали трос (рис. 9.а). Затем свободная прядь вводится на свое место о трос навстречу двум другим прядям (рис.9.б, 9.в). Концы всех прядей распускаются на каболки (рис. 9.г), укладываются вдоль троса и клетнюются (рис. 9.д).

Во избежание утолщения троса в месте его клетневания часть каболок обрезается. Заключительная часть работы может быть выполнена несколько иначе: концы прядей не распускаются на каболки, но вплесниваются в трос, что, несомненно, увеличивает прочность огона.

Подкововидный огон

Выполнение. Для изготовления подкововидного огона трос в нужном месте сгибается (рис. 8.а), и в обе его ветви, на некотором расстоянии от места сгиба, вплесниваются пряди небольшого куска троса такой же толщины (рис. 8.б). При вплеснивании делаются три пробивки.

Подкововидный огон делается на фордунах для надевания их на топ-мачты или стеньги.

Разрубной огон

Выполнение. Концы двух тросов распускаются на пряди, каждая прядь маркируется, а тросы укладываются так, как указано на рис. 7.а. Затем пряди левого троса вплесниваются в правый трос и, наоборот, пряди правого троса — в левый (рис. 7.б). В том и другом случае выполняется не менее трех пробивок.

Концевые обоймы для стальных тросов

Комбинированный способ пробивки

Огон с коушем на стальном тросе

Простой огон на стальном тросе

Огон с коушем

Простой огон

Выполнение. На некотором расстоянии от конца троса на него накладывается временная марка, после чего трос распускается на пряди, концы которых также маркируются. Затем трос укладывается в виде петли (огона) нужных размеров и каждая из свободных прядей пробивается под соответствующую прядь нераспущенной части троса, как это показано на рис. 1,а,б,в. Пробивки прядей выполняются по правилу «через одну под одну» в направлении, обратном спуску троса. Всего делается три-четыре пробивки, причем последняя пробивка выполняется прядями, из которых вырезана половина каболок (рис. 1, г). Для придания огону большей прочности половина сплесня клетнюется (рис. 1.д).

Огон с коушем на стальном тросе - изготовление

При изготовлении стоячего такелажа парусного судна можно использовать стальной нержавеющий трос конструкции 7х19. В сечении он выглядит приблизительно так:

крановый огон делаем сами

Традиционная заделка концов такого троса плетением огона с коушем выполняется без специальных инструментов, дает высокую прочность и надежность такелажа. Здесь описан вариант "кранового" плетения, который дает очень плотный и компактный огон.

Инструменты

крановый огон делаем сами

Для работы нужны: пара изношенных плоских отверток с "забитыми" гранями, одна из которых заточена "на конус", плоскогубцы, а лучше щипцы, молоток, моток малярной ленты и перчатки. Очень желательно иметь в дополнение небольшую углошлифовальную машинку с отрезным диском, и солидные тиски.

крановый огон делаем сами

Пример заточки отверток, далее - "свайки".

крановый огон делаем сами

Работают ими, например, так. Подготовка к пробивке первой пряди.

Технология плетения

Готовим трос - делаем на конце марку из пары витков малярной ленты и обрезаем торчащие части прядей. Отмеряем от конца троса три-четыре шлага (полных витка любой пряди) и делаем в этом месте еще одну марку. До этого места трос будет расплетаться на пряди. После этого примеряем к тросу коуш, прокатываем его по тросу и находим место верхней марки на середине коуша.

крановый огон делаем сами

крановый огон делаем сами

Надежно закрепляем середину коуша к тросу капроном. Для этого удобно использовать пряди из утильных капроновых концов, которые всегда есть на лодке.

Сгибаем трос вокруг коуша и закрепляем в тисках.

крановый огон делаем сами

крановый огон делаем сами

Надежно (!) закрепляем трос на коуше. От этого будет зависеть внешний вид изделия. Я использую сложенную вдвое капроновую каболку, проведенную "восьмеркой", стягивающей петлю троса вокруг коуша. Еще раз - это должно быть действительно плотное и надежное крепление, не позволяющее тросу сдвигаться относительно коуша.

крановый огон делаем сами

Закрепляем коуш в тисках так, чтобы "хвост" был слева. Это "лицевая" сторона будущего огона. Ищем первую прядь, она показана стрелкой. Выплетаем эту прядь до коуша и пробиваем ее под две пряди троса с другой стороны огона "по спуску" - слева направо. В то же место, но под одну прядь пробиваем соседнюю с первой прядь слева (вторую). Выплетаемые пряди нумеруются по часовой стрелке.

крановый огон делаем сами

Выглядеть это будет примерно так.

крановый огон делаем сами

Концы выплетаемых прядей нужно закреплять марками из пары витков малярной ленты.

Разворачиваем огон другой стороной, или заходим к нему с другой стороны :).

крановый огон делаем сами

В глубине огона находится прядь номер шесть, соседняя с первой, расплетаем и пробиваем ее под две пряди так, чтобы она вышла по соседству с первой. С этой стороны пробивки идут "против спуска", то есть справа налево. Это сделать легче, если пробивать трос свайками и вводить прядь в пробивку заведомо выше, потом осаживая ее на место.

крановый огон делаем сами

Следующая прядь - номер пять, пробивается туда же, но под одну прядь.

Опять возвращаемся к "лицевой" стороне нашего огона.

крановый огон делаем сами

Прядь номер три вводится туда же, куда пробивались первая и вторая, но "против спуска". На фото видно, как это делается при помощи свайки. Под эту же прядь, куда была пробита третья, проводится четвертая, но с другой стороны - "по спуску", и ПОД третьей. Сердечник (его можно отличить на фото и в жизни по другому направлению свивки) пробивается так же как и четвертая прядь, и выходит рядом. Здесь возможны варианты и личное творчество, сердечник может красиво выходить и к первой пряди :).

крановый огон делаем сами

На этом первая пробивка огона завершена. Проверяем правильность расположения прядей, обтягиваем слабину, обрезаем сердечник, осаживаем пряди на место молотком.

крановый огон делаем сами

Вторая пробивка

Для того, чтобы "крановый" огон обрел необходимую прочность, достаточно трех-четырех пробивок. Вторая и следующие пробивки делаются против спуска - справа налево, через одну прядь под две. Нужно отслеживать и устранять обтяжкой прядей неприятную особенность - собранные в первую пробивку пряди достаточно легко скользят относительно друг друга, и выходят со своих мест при дальнейших пробивках, огон "распухает" и становится рыхлым. На толстом тросе хорошо помогает плотная марка вокруг первой пробивки, удерживающая пряди на месте. Из этих же соображений начинать вторую пробивку имеет смысл с самой свободной пряди. Это может быть четвертая, которую мы пробивали последней, или какая-то другая, по обстановке.

крановый огон делаем сами

крановый огон делаем сами

Последовательно пробиваем пряди против часовой стрелки и завершаем пробивку "замком".

крановый огон делаем сами

Завершенная пробивка выглядит так - все пряди выходят через одну, все находятся на одном уровне.

Обколачиваем огон молотком и делаем третью пробивку, повторяя технологию второй.

крановый огон делаем сами

После обколачивания обрезаем пряди и клетнюем место их выхода из троса черной изолентой.

крановый огон делаем сами

После установки вант и обтягивания под рабочей нагрузкой есть смысл плотно оклетневать весь огон той же изолентой или капроновой каболкой.

Это занятие требует некоторой сноровки, первые огоны обычно выходят неказистыми, но каждый последующий - краше предыдущего. Так что есть смысл потренироваться на обрезках. При работе свайками на плотном тросе часто затрагиваются проволоки сердечника, это нужно отслеживать при пробивке и исправлять. Ну и техника безопасности должна быть на высоте - защита глаз от летающих вокруг стальных прядей, пусть даже закрытых марками, острые свайки и большие прилагаемые усилия требуют внимания и хорошей защиты рук.

Огоном называется петля, сделанная «а конце или середине троса путем пробивки прядей. По своему назначению и способу изготовления огоны бывают: простые, рангоутные, подкововидные, разрубные и связные.

Простой югон на растительном тросе (рис. 46) делают на швартовных тросах, буксирах, стропах, вантах, фа­лах, фалинях и других снастях стоячего и бегучего такелажа. Простой огон на растительном тросе изготовляют следующим образом. На расстоянии 0,3—0,5 м от конца (в зависимости от толщины троса) накладывают временную марку. Затем трос распускают на пряди, концы которых должны быть замаркиро­ваны, и укладывают петлей.

Производственное обучение матросов первого класса

Производственное обучение матросов первого класса, простой огон на растительном тросе

После этого начинают пробивку прядей. Каждую ходовую прядь пробивают под соответствую­щую прядь коренного конца по правилу «через одну под одну» против спуска троса. Закончив пробивку двух прядей, трос пере­ворачивают, и последнюю ходовую прядь пробивают под оставшуюся свободную коренную. После окончания первой про­бивки обтягивают ходовые пряди и делают еще одну полную пробивку. Затем вырезают половину каболок и делают половин­ную пробивку. Чтобы пробитые пряди те вышли из-под корен­ных, половину длины сплесня клетнюют просмоленным шкимуш-гаром.

При изготовлении простого огона на четырехпрядном тросе первую кодовую прядь пробивают под две коренные справа на­лево. Остальные три пряди пробивают таким же способом, но под одну коренную. Последующие пробивки каждой ходовой пряди производят под соответствующую коренную прядь.

Огон с коушем (рис. 47) изготовляют во всех случаях, когда снасть нужно закре­пить за рым, обух или скобу. Коуш предохра­няет трос от перетирания. Размер коуша должен соответство­вать толщине троса. После наложения ма­рок трос распускают, вкладывают в кип коуша и скрепляют с ним линем или шкимушгаром. Затем, как и при изготовлении простого огоиа, делают три про­бивки. Первую пробив­ку следует начинать рядом с нижним концом коуша, чтобы трос плотно обжимал коуш. После окончания пробивок линь, скрепляющий трос с коушем, обрезают.

Производственное обучение матросов первого класса, огон с коушем

Простой огон на стальном тросе (рис. 48) изго­товляется на швартовных и буксирных тросах, стальных стропах, брагах и т. д. Для изготовления простого огона на (расстоя­нии 0,3—1,3 м от конца троса накладывают марку из мягкой проволоки или шкимушгара. Затем трос развивают на пряди, отрезают центральный сердечник и маркиру­ют каждую прядь. После выполнения этих подготовительных работ обра­зуют на тросе петлю нужных разме­ров.

Производственное обучение матросов первого класса, простой огон на стальном тросе

Ходовой конец прикладывают к коренному так, чтобы марка плотно соприкасалась с тросом, а ходовые пряди поровну располагались по обе его стороны. Первую ходовую прядь пробивают справа налево против спуска троса под три коренные; вто­рую и третью пробивают соответст­венно под две и одну коренные пря­ди. После пробивки трех первых пря­дей переворачивают огон и проби­вают остальные ходовые пряди:

Четвертую – под две, а пятую – под одну прядь троса. Затем огон снова переворачивают и пробивают шестую ходовую прядь. Ее вводят под оставшуюся коренную по направлению

спуска троса. Закончив первую пробивку, все ходовые пря­ди необходимо хорошо обтянуть.

Последующие пробивки ходовых прядей производят справа налево по правилу «через одну под две». Постепенное уменьшение толщины троса в месте пробивки дос­тигается тем, что одной частью ходовых прядей делают три пробивки, а другой — четыре. После этого концы ходовых пря­дей обрубают, а трос в этом месте клет­нюют луженой проволокой или смоленым шкимушгаром.

Огон с коушем на стальном тросе (рис. 49) применяется на снас­тях бегучего и стоячего такелажа, кото­рые испытывают значительную нагрузку. Изготовление огона с коушем на стальном тросе начинают с наложения на трос клетня. Длина клетнюемой части троса должна соответствовать размерам коуша. Оклетневанный трос при помощи машин­ки для слома троса плотно прижимают к кипу коуша и в нескольких местах кре­пят линем.

После этого трос распускают на пряди и производят их пробивку. Первую ходовую прядь пробивают слева направо под две коренные, вторую и третью — под одну. Перевернув огок, делают пробивку остальных прядей, при том каждую ходовую прядь пробивают по спуску троса под одну соответствующую коренную. Сделав две полные пробивки, обтя­нув трос, а также вырезав из каждой ходовой пряди пеньковый сердечник, производят еще две пробивки: половинную и четверт­ную. На последние две пробивки накладывают клетень.

Для облегчения работы по заделке коуша в огон в последнее время применяют специальные зажимы.

Рангоутный огон (рис. 50) применяется в тех случа­ях, когда требуется наложить огон на рангоутное дерево или какой - либо другой круглый предмет. При изготовлении этого огона одну из прядей отвивают на такую длину, чтобы она бы­ла несколько больше длины петли огона.

Производственное обучение матросов первого класса, рангоунтный огон

Оставшиеся две пря­ди накладывают на трос так, чтобы они перекрещивали его и образовывали петлю нужных размеров. После этого отвитую прядь укладывают снова на свое место (навстречу двум другим и пробивают все три пряди под коренные таким же образом, как и при изготовлении простого огона. Концы прядей обре­зают, а место половинной пробивки клетнюют.

Подкововидный огон (рис. 51) выполняется на фордунах для надевания их на топ мачты или стеньги. Чтобы сделать подкововидный огон, трос в нужном месте сгибают, в обе его ветви по сторонам сгиба вплеснивают такой же толщины кусок троса и делают по три полные пробивки в каждую сто­рону. Огон и пробивши клетнюют смоленым шкимушгаром.

Производственное обучение матросов первого класса, подкововидный огон

Разрубной огон (рис. 52) применяется там, где снасть необходимо наложить серединой на мачту. Изготовляют его на стень - фордунах, надевающихся на топ - стеньги, и на одинарных вантинах. Разрубной огон отличается от простого только тем, что концы двух тросов вплеснивают один в другой. При этом выполняют не менее трех пробивок в каждую сторону. Третью и вторую пробивки клетнюют.

Производственное обучение матросов первого класса, разрубной огон

Связной огон (рис. 53) применяется для заделки концов толстых тросов: перлиней, кабельтовых и канатов. При изготовлении этого огона на нужном расстоянии от конца троса кла­дется марка. Затем трос до марки развивают на каболки и делят их на две равные части. В середину между обеими частями каболок вставляют круглый кусок дерева, вокруг которого овя-зывают каболки обеих половин прямыми узлами попарно.

Производственное обучение матросов первого класса, связной огон

Во избежание образования утолщения в одном месте узлы (распола­гают равномерно вокруг всего огона. После этого весь огон обер­тывают клетневиной и оплетают оплеткой с обносом. При изготовлении связного огона на толстых канатах свя­зывают не каболки, а шкимушки, свитые из 6—10 и более ка­болок в зависимости от толщины каната.

Как заплести порванный лебедочный трос

Глядя на страдания полнопрововодов всякого рода и класса с тросами, решился я на этот опус. Точнее, страдания с заделкой тросов. Могу предложить вам простой и надежный способ заделки троса на петлю, при этом можно заделать в петлю и крюк и серьгу и все, что угодно. Для этого потребуется только крепкая отвертка с плоским шлицом и … Ваш автомобиль
Все размеры являются примерными и приведены для троса 8 мм, коим пользуюсь не один год, потому могу привести их на память.

Конец троса должен быть без изломов, ровный, желательно ровно отрубленный. Что б отрубить его ровно, достаточно положить его на железную основу (рельс, например, при его отсутствии я использую кувалду 3 кг) и бить в одно и то же место острым концом молотка, или углом его «обуха» (не знаю, как это называется). Ударов 10-15 – трос отрублен.

Теперь делим трос примерно пополам по толщине. «Примерно» – потому, что одна прядь будет лишней (Там то ли 7, то ли 9 прядей). Для деления используем отвертку.

СРАЗУ и навсегда: при работе с тросАми используйте перчатки или рукавицы и будьте ОЧЕНЬ внимательны и нежнЫ, когда работаете с концами троса – эта проволока пробивает любую рукавицу.

Распускаем трос примерно на 60-80 см (чем длиннее-тем надежнее заделка, хотя это только кажется). При делении у Вас будет еще одна прядь – веревочная. Так как она не подчиняется законам металлической проволоки, мы ее отделяем в отдельную «струю», но, пока, не отрезаем. На ФОТО 5 она хорошо видна.

Теперь переходим непосредственно к изготовлению петли: две разделенные части троса на расстоянии 15-25 см от целого троса разводим и направляем навстречу друг другу и складываем. О крюках и серьгах надо позаботиться на этом этапе. Начинаем обматывать одну часть вокруг другой. При этом образуется цельный трос на петле, для этого следим, что б половинки троса ложились в ложбинки друг друга, оставшиеся после «расплетания». На следующих двух фото

указано НЕПРАВИЛЬНОЕ положение, трос «не складывается», соответственно вернитесь в положение, указанное на фото 5 и начните заплетать в другую сторону. При первом же обороте должно получиться так:

Таким образом, не спеша, обматываем свободными «хвостами» «плечи» петли до «основания».

уперлись в не расплетенный участок троса, нужно очень постараться и обернуть «хвосты» еще на виток, для этого, возможно, придется приложить сил, и «растянуть» петлю в стороны.

При этом ХВОСТЫ ДОЛЖНЫ ЛЕЧЬ НА СВОИ МЕСТА.

Итак, что должно получиться:
Трос, красивый и блестючий, заканчивается не менее красивой петлей, но у ее основания торчат по 30-40 см «хвостов» В РАЗНЫЕ СТОРОНЫ, то есть под углом 180 градусов. Ну так теперь самое интересное (во всяком случае я был поражен простотой мысли).
Помните, нам нужен был Ваш автомобиль. Еще лучше, если он УЖЕ засажен в гОвна по самые… Нет, не по самые, нам нужен его буксировочный крюк, а лучше шарик фаркопа. Начнем. Одеваете петлю на фаркоп, в петлю вставляете отвертку (монтажку, лом – зависит от толщины троса), беретесь двумя руками за отвертку с двух сторон и тянете свой мобиль из болота.

При этом отвертка начинает вворачиваться в трос, вращаясь вокруг него – помогайте ей, и не забывайте вытаскивать освобождающуюся веревочную прядь и придерживать «хвосты».

Странно, но «хвосты» радостно вплетаются в трос. Правда, для этого их надо подправлять. Ну вот и весь фокус… Когда «хвосты» кончатся, надо аккуратно их заделать – можно сплющить трубку, а я просто обматываю изолентой, ибо нагрузки здесь нет.

Как то в полях я просто обмотал их тряпкой – что б не топорщились и не кололись. Вытаскиваем отвертку и обрезаем, наконец то, надоевшую веревочную прядь. ВСЕ! тросом можно пользоваться еще…многие лЕта.

Применимость: Меня этому способу научили дальнобойщики со своими 30-ти мм тросами (помните «монтажка, лом»). Лично я применял и на 6мм, и на 8мм, и на 10мм тросах, и на «веткоотбойниках» – везде работает отлично. При 5-ом-7-ом плетении у Вас на одну петлю будет уходить 3-5 минут, из них 2 минуты – расплести и потом обмотать изолентой.
Удачи!

Комментарии

Комменты и продолжение с форума http://club.lr.ru/viewtopic.php?f=4&t=9591 .
Метода называется "Голландский огон". Существенно снижает прочность, невозможно сунуть коуш. Прядки друг из друга просто "вытаскиваются". Явление тем менее заметное, чем больше размеры самого огона. Прочность в пределах нормы, если для троса 8мм длина сплетения где-то около двух метров, насколько помню. Годится только как временная мера. Как только отвертка проходит до обреза прядей – они бьют по пальцам и расплетаются, поскольку лежат на поверхности троса. Высока вероятность того, что они будут вытягиватся и выскальзывать. Трение маловато надо либо проволокой оплетать, либо замки ставить. Но как временную меру лучше (проще, и трос не портится) использовать 2 или 3 замка, которые продают там же, где и трос.

Нормальная метода (с пробивками прядей), к сожалению, куда более трудоемка.

Коуш дело хорошее. Правда пару раз болт шакла в коуше зажимало, заманались вытаскивать. С тех пор все троса-удлинители заплетены по системе "Голландский огон", с закреплением винтовыми скобами. В принципе держит очень неплохо, по крайней мере 9500 лебедка их не разбирает.

Если коуш правильный – скорее трос рвется. Просто коуши бывают для стальных и синтетических тросов, отличаются толщиной спинки. Те, которые для стальных – очень толстые, согнуть невозможно. При покупке надо смотреть, продавцы часто не знают.

Если два винтовых замка – хрен разберет. Если три – скорее трос разорвет.

Для постепенного уменьшения толщины троса в месте пробивки рекомендуются три пряди пробить четыре раза, а остальные – только три.

Читайте также: