Российская сталь в европе

Обновлено: 03.05.2024

Аналитики рассказали, как Россия может обойти запрет на экспорт стали и железа в ЕС


Запрет на импорт стали и железа из России обойдется Евросоюзу в €3,3 млрд. Ключевыми пострадавшими в Европе станут автопром и строительный сектор, которые в последние годы «лихорадило» и без российского эмбарго. Тем не менее, Москву смогут заменить немецкие, французские, китайские и индийские производители. В свою очередь, у России даже после новых торговых ограничений может появиться лазейка на сталелитейном рынке ЕС.

Новые санкции ЕС

Евросоюз ввел четвертый пакет санкций против России из-за проведения военной спецоперации на Украине. Под новые ограничения попал экспорт ряда изделий из стали и железа. Среди них — листы с металлическим покрытием, изделия из арматуры и проволоки, сварные и бесшовные трубы и другие категории. Совокупный ущерб Москвы от прекращения транзита стали и железа аналитики Еврокомиссии оценили в €3,3 млрд.

Напряженность в торговле металлами между Москвой и Брюсселем идет уже не первый год. Планы европейцев по введению трансуглеродного налога, подразумевающего ввозные пошлины на продукты российской металлургии, стали лишь стартом противостояния. В начале марта один из ведущих отечественных поставщиков — «Северсталь» — прекратил отгрузку продукции в ЕС после того, как владелец компании Алексей Мордашов вошел в санкционный список Евросоюза.

«К этому шло уже давно. После ряда ограничений против Китая, европейцы переключились на Россию. Но это не должно вводить в заблуждение.

Какие производства пострадают


Сталь и железо активно используются при сборке автомобилей. В среднем на каждую машину уходит от 100-200 кг этих металлов. Однако развитие технологий сейчас позволяет европейским производителям обходиться меньшими объемами стали, подчеркнул вице-президент Национального союза автомобилистов Ян Хайцеэр.

«В производстве автомобилей в ценовой категории от €50 тыс. производители используют тонкую, выгнутую сталь. Ее замещают более современные углеводородные материалы, тот же алюминий. В итоге суммарные объемы металлов в сборке машин постепенно сокращаются — до 100-200 кг на авто», — объяснил эксперт.

Поэтому роста себестоимости производства европейских автомобилей из-за «стального эмбарго» России в ближайшие месяцы не будет, добавил он. На увеличение стоимости малолитражных машин в гораздо большей степени повлиял кризис с поставками азиатских чипов и электроники.

С ним не согласился автоэксперт Дмитрий Славнов. По его словам, доля стали в производстве европейских автомобилей по-прежнему остается на высоком уровне.

«В среднем на одну машину может уходить до тонны железа и стали. Зависимость никуда не делась. Но даже 800-900 кг — все равно значимые показатели. Если на рынке возникнет дефицит стали, сборка машин, скорее всего, подорожает», — предположил он.


Негативными будут последствия для строительного сектора и газовой отрасли европейской экономики, считает Фролов. Арматура используются при возведении зданий, а сварные трубы и стальные листы – при прокладке наземной инфраструктуры газопроводов.

«Немецкие компании активно участвовали в строительстве «Северного потока — 1». С уходом российских поставщиков для них откроется простор для реализации собственной продукции. Однако само производство стальных листов и труб будет стоить для них гораздо дороже», — отметил аналитик.

Дело в том, что для производства стали нужен коксующийся уголь. Рекордный рост биржевых цен на газ в ЕС ударил рикошетом и по котировкам других энергоресурсов.

«Котировки коксующегося угля за последние недели превысили $350 за тонну. Закупать сталь в России было бы куда выгоднее с учетом почти двукратного ослабления курса рубля», — заключил Фролов.

Что будет с авиарынком

В меньшей степени уход российских сталелитейщиков с европейского рынка отразится на производстве самолетов, считает авиаэксперт Владимир Карнозов. По его словам, этот сектор может пострадать только в случае ассиметричных санкций со стороны Москвы.

«Если российские власти запретят экспорт титана, это отразится на деятельности ведущих мировых производителей самолетов — Boeing и Airbus. На данный момент зависимость европейских авиапроизводителей от российской стали минимальна», — резюмировал он.


Усиление санкционного давления западных стран против России может привести к отказу Москвы от поставок.

С ним согласился старший эксперт Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев. Он отметил, что найти замену российскому титану на мировом рынке металлов сейчас будет практически невозможно.

«В 2021 году на долю Москвы пришлось около 27 тыс. тонн титана. Это — порядка 13% от мирового экспорта. В случае со сталью потеря европейского рынка будет не столь драматична для России — уже сейчас до 50% произведенной продукции приходится на внутренний рынок», — заключил Кондратьев.

Кто заместит Россию

Заместить Москву на рынке Евросоюза без проблем сможет та же Индия, рассказал Хайцеэр.

«Несколько лет назад крупнейшая индийская сталелитейная компания Mittal Steel слилась с ведущим европейским производителем Arcelor Mittal. Их кооперация оценивается гораздо выше, чем €3,3 млрд российского импорта.

Тем более эти цифры с каждым годом сокращались из-за жестких методов тарифного регулирования в ЕС», — отметил аналитик.


С ним согласился Фролов. По его словам, заместить Россию на европейском рынке металлов также смогут Китай, Франция и Германия. Однако у Москвы даже после новых торговых ограничений может появиться лазейка на сталелитейном рынке ЕС.

«Я не удивлюсь, если в ближайшие годы мы увидим бум строительства металлопрокатных заводов в Казахстане. Европейцы в свое время использовали Белоруссию для транзита в Россию запрещенных продуктов. Появился даже бренд — белорусские креветки. Сейчас аналогичные меры может предпринять со сталью и Москва под видом казахской продукции», — объяснил Фролов.

Если этого не произойдет, ведущие российские поставщики стали без проблем смогут переключиться на альтернативные площадки, добавил Кондратьев. Мы это видим уже сейчас на примере таких гигантов, как «НЛМК» и «ММК».

«За последние годы они сделали торговый акцент на Африку и Ближний Восток. Кроме того, большой спрос на российскую продукцию сохраняется в Китае и Турции. С экспортной диверсификацией проблем у Москвы возникнуть не должно», — заключил эксперт.

«Северсталь» покидает Европу. Что ждет Старый свет без российской стали?


«Северсталь» прекратила экспорт стальной продукции в страны Евросоюза, сообщил «Коммерсантъ». По данным источников «Интерфакса», «весь автотранспорт, который на момент объявления санкционного списка был в пути, разворачивали, где застали — и на погранпунктах, и у складских ворот клиентов».

Европейские клиенты «Северстали» принялись отказываться от российской стальной продукции после того, как владелец компании Алексей Мордашов попал в список лиц, в отношении которых власти Евросоюза ввели санкции. Теперь всем европейцам запрещены любые сделки с Мордашовым и подконтрольными ему компаниями, включая «Северсталь». Для европейских импортеров «Северстали» такое решение фактически означает «черную метку», поэтому они и стали расторгать контракты.

Для «Северстали» европейский рынок входил в число стратегических — компания отгружала в страны Старого света 2,5 миллиона тонн стальной продукции, зарабатывая в Европе 34% от всей своей выручки — порядка 3,9 миллиардов долларов.


Теперь перед «Северсталью» стоит задача переориентировать поставки на другие рынки. Это Азия, Африка или Латинская Америка, может быть, Австралия.

Правда, потенциальные покупатели могут потребовать значительных скидок на металл под предлогом, что они будут приобретать его у «неблагонадежной компании», сами рискуя угодить под санкции Европейского Союза».

Но и для европейского рынка прекращение поставок «Северстали» ничего хорошего не сулит.

Местная черная металлургия страдает от чрезмерно высоких цен на энергоресурсы — стоимость коксующегося угля уже пробила отметку 400 долларов за тонну, природного газа — 2000 долларов за тысячу кубометров. Одновременно мощности сталелитейных и прокатных заводов не могут полностью удовлетворить спрос в Старом Свете.

«Северсталь» продавала в Европу продукцию хорошего качества и по приемлемым для потребителей ценам. Теперь она недоступна, и европейцам придется обращаться к другим поставщикам, которых в Европе не так уж и много.

Что это значит? На европейском рынке в ближайшие дни возможно формирование дефицита, который может быть ликвидирован двумя способами. Первый — европейские металлургические предприятия увеличивают производство. Но это непросто на фоне дороговизны топлива и может занять несколько месяцев. Второй — вырастет импорт, главным образом, из Китая, крупнейшего производителя стали на планете. Этот сценарий совсем невыгоден металлургам Старого Света, периодически сталкивающихся с демпингом из КНР.


От прекращения поставок российской стали пострадают самые разные отрасли экономики Европейского Союза и прежде всего автомобилестроения: из ее проката изготавливались детали для таких производителей, как Mercedes, Volkswagen, BMW и Porsche. Также «Северсталь» продавала сталь для нужд строительства и производства бытовой техники.

Соответственно, цены на стальной прокат в Европе сейчас взлетят, больно ударив по всем бывшим клиентам «Северстали». Им станет гораздо затратнее и сложнее выпускать автомобили, бытовую технику, строить дома, ведь придется приложить усилия для поиска поставщиков, способных обеспечить достойное качество продукции и цены не выше, чем были у «Северстали». В итоге Европейский Союз, как и в случае с «Северным потоком-2», сам себя наказал.

Разворот на восток. Кто теперь купит российские металлы?


В прошлом году Россия экспортировала в Евросоюз 3,74 млн тонн стальной продукции, свидетельствуют данные европейской металлургической ассоциации Eurofer.

В марте ЕС наложил санкции на российскую сталь и железо — запрещен импорт форм и профиля чугуна, изделий из арматуры и проволоки, листов с металлическим покрытием, сварных и бесшовных труб и т. д. Незадолго до этого под санкции попал владелец «Северстали» Алексей Мордашов, и европейские покупатели начали отказываться от российской стали.

С запада на восток


Экспортные возможности важны для российского металлургического рынка, заводы должны продавать избыточные мощности за границу, говорит финансовый аналитик финансовой группы компаний Владимир Сагалаев.

Помимо Европы большой спрос на российские металлы есть на Ближнем Востоке, в Северной Африке, Азии. Российские экспортеры по-прежнему могут продавать в страны Содружества Независимых Государств, такие как Казахстан, Туркменистан и другие, также высока доля продаж и на внутреннем рынке, поясняет эксперт.

Акция протеста против вступления России в ВТО. Москва, 2012 г.

Ключевым альтернативным экспортным направлением для российских производителей является азиатское, но цены там ниже, чем в Евросоюзе.


На восточном направлении, прежде всего, экспортировать российские металлы будут в Китай, Индию, ближневосточные страны. Но нужно учитывать, что КНР является крупнейшим производителем стали в мире (там выплавляется порядка 1 млрд тонн в год) и цены на нее ниже, чем в Европе и США. Это значит, что российским металлургическим компаниям придется делать хорошие скидки, подчеркивает независимый промышленный эксперт, кандидат экономических наук Леонид Хазанов.

«Ближний Восток — это скорее транзитный пункт для поставок металлов из России в другие части Азии, и местные трейдеры будут прогибать наших металлургов по ценам, чтобы хорошо заработать на перепродаже плоского и сортового проката или труб. Какие-то объемы будут использованы в местных строительных и инфраструктурных проектах, но нельзя забывать про наличие на Ближнем Востоке собственных металлургических заводов, созданных за последние 30 лет», — делится Хазанов.

Остается Индия с ее растущим рынком. Здесь шансы, по оценке экономиста, повыше. Впрочем, существует риск столкнуться с китайскими компаниями, давно поставляющими свою продукцию в Индию. «Вообще везде в Азии нашим поставщикам приходится конкурировать с коллегами из КНР», — добавляет он.



Впрочем, учитывая, что рынки Китая и Индии являются самыми быстрорастущими в мире и объемы потребления металлов на них в условиях выхода из коронакризиса только растут, российские металлурги смогут занять на них достойное место и заместить выпадающие доходы от закрытия рынков ЕС и США, — говорит доцент кафедры организационно-управленческих инноваций РЭУ им. Г. В. Плеханова Михаил Хачатурян.

Что касается цветных металлов (медь, никель) ситуация с ними будет полегче, поскольку они востребованы и в Китае, и в Индии. Но все равно покупатели будут торговаться за каждый доллар и отчаянно добиваться скидок, предупреждает Хазанов.

Доставка подорожает

При выходе на новые рынки, производителям придется менять логистику. При переориентации российских металлургов на восток, расстояние доставки грузов увеличится в три с лишним раза — с 2,3 тысяч до 7,9 тысяч километров, подсчитали в ассоциации «Русская сталь». Это дополнительные расходы в 17 миллиардов рублей в год. Также увеличатся траты на фрахт — в настоящее время его стоимость в турецкие морские порты увеличилась в 2,5 раза, а в морские порты КНР и вовсе в 4 раза, передает РБК.

Российские поставщики ищут экспортные возможности в обход санкций и пытаются найти альтернативные способы доставки, поскольку некоторые грузовые компании избегают Черного моря — ключевого маршрута для поставок стали и сырья из России.


«Считается, что санкции в отношении России приведут к нарушению цепочки поставок ряда металлов и продукции, и восстановление всей цепочки поставок может занять до нескольких месяцев. Цены останутся высокими. Платежи из-за санкций будут осуществляться с задержкой, и потребуется задействовать сложные механизмы, а стоимость морских перевозок и страхования, вероятно, резко возрастет, что еще больше повлияет на цены на металлы и сырьевые товары в России и мире. Продажи по высоким ценам продукции металлургов нивелируют негативные последствия санкций в виде уменьшения объемов экспорта и курса рубля», — прогнозирует Сагалаев.

«Ситуация на экспортном рынке трудная, но решаемая, потому что многие страны не поддерживают санкции. Заказы на продукцию российских сталелитейщиков и металлургов уже полностью забронированы на несколько месяцев вперед», — добавляет он.

Железный занавес. Переживут ли российские металлурги санкции Запада?

Евросоюз запретил импорт стали и железа из России. Под ограничения попали формы и профиля из чугуна, листы с металлическим покрытием, изделия из арматуры и проволоки, сварные и бесшовные трубы, формы и профили из чугуна и углеродистой стали и др.

Еще в начале марта европейцы начали отказываться от российской стали — после того, как владелец «Северстали» Алексей Мордашов попал под санкции.

Обоюдоострый меч

Цены на основные промышленные металлы, включая палладий, медь и никель, взлетели до рекордного уровня, поскольку экономические санкции против основного поставщика — России — угрожают сократить предложение, объясняет финансовый аналитик финансовой группы компаний Владимир Сагалаев.

«Надо понимать, что санкции — это обоюдоострый меч, а Россия довольно крупный поставщик металла и металлопродукции, так что любые сокращения экспорта окажут серьезное влияние на цены в мире. Серьезные санкции в отношении российских металлургов окажут сильное влияние на цены, которые и так взлетели до небес», — отмечает он.

На долю России приходится 40% мирового экспорта палладия, 15% — аллюминия, 12% — стали, 11-12% — никеля, 10% — золота, 5% — меди.

Встреча советника по национальной безопасности США Джейка Салливана (крайний справа) с членом Политбюро ЦК КПК Ян Цзечи (крайний слева).

Вспомним санкции в отношении «Русала», введенные в апреле 2018 года. Они нарушили глобальную цепочку поставок алюминия и привели к росту цен на 30%. Это затронуло потребителей алюминия в Европе, США и Азии, включая производителей автомобилей, производителей банок с газировкой, крупнейших горнодобывающих компаний. В конце 2018 года санкции с «Русала» сняли.

«После закрытия отгрузок из России на рынок Евросоюза положение дел будет посложнее — все-таки он один из основных рынков для отечественных металлургических заводов и комбинатов. Кое у кого там есть и собственные активы, например, группа НЛМК имеет предприятия в Италии, Франции, Бельгии и Дании.

Установление “железного занавеса” против сбыта из России может привести к прекращению поставок, к сокращению выпуска плоского проката, вызвав ценовую лихорадку у европейских покупателей», — говорит независимый промышленный эксперт, кандидат экономических наук Леонид Хазанов.


Заменить российские металлы и сплавы европейцам и американцам достаточно проблематично. Скорее всего, западные покупатели просто откажутся от прямых контрактов, полагает генеральный директор завода металлоконструкций МАМИ Александр Царёв.

Альтернативные рынки

«Помимо Европы, большой спрос имеется на Ближнем Востоке, в Северной Африке, Индии, Азии. Российские экспортеры по-прежнему могут продавать в страны СНГ (Казахстан, Туркменистан и др.)», — добавляет Сагалаев.

По его словам, на данный момент ключевым экспортным направлением является азиатский рынок. Пока не возобновятся поставки в Европу, российские металлурги переключатся на азиатских покупателей, используя китайско-российские совместные предприятия, считает эксперт.

В свою очередь доцент департамента менеджмента и инноваций Финансового университета при Правительстве РФ, доцент кафедры организационно-управленческих инноваций РЭУ им. Г. В. Плеханова Михаил Хачатурян подчеркивает, что при выходе на альтернативные рынки придется вносить значительные коррективы в маркетинг и логистику. «Также надо быть готовыми к тому, что на указанных рынках уже весьма значительное положение занимают металлургические корпорации Китая и Индии, которые будут не очень рады видеть новых сильных игроков.

Внутренний рынок

В любом случае российские металлурги продолжат продажи на внутреннем рынке. Леонид Хазанов даже не исключает снижения цен: «Например, “Северсталь”, столкнувшаяся с отказом европейских клиентов от уже заказанного металла из-за санкций против ее владельца Алексея Мордашова. В Европу она отгружала до 2,5 млн тонн стали. Ей надо компенсировать выпадающие объемы сбыта и доходы (на реализацию в Европе приходилась треть ее выручки — 3,9 млрд долларов). В таких условиях часть освободившейся продукции она может попробовать продать на иных рынках, часть — в России».

Аналогичным образом могут поступить и другие российские металлургические компании. Повышать цены для отечественных потребителей или наращивать экспорт за границу в ущерб внутреннему рынку в текущих условиях государство вряд ли позволит.

Как полагает Михаил Хачатурян, поддержка металлургов со стороны государства может с одной стороны поддержать спрос, а с другой — послужит фактором снижения цен на металл, что позволит металлургам загрузить производственные мощности.

«Внутренний спрос на металлы продолжает получать поддержку со стороны строительного сектора и промышленности.

В ближайшие несколько месяцев стоимость металла снизится. Это связано не только с политическими и экономическими факторами, но и с государственной регуляцией цен и ограничительным мерами», — говорит Царёв.

Сворачивать ипотечные госпрограммы нельзя. Иначе стройки остановятся.

По мнению Хазанова, удешевление стали может привести к уменьшению стоимости строительства (доля стального проката в ней может достигать 15% и даже больше, в зависимости от типа объекта) и предотвратить остановку строительства новостроек.

Впрочем, Александр Царёв не так оптимистичен. По его мнению, цены на строительство жилья вряд ли упадут, а если это и произойдет, то не из-за снижения стоимости металла: «В строительстве жилья металл имеет не такую большую долю. Кроме того, из-за санкций и растущего курса валют повышается себестоимость переработки металла. То есть сырье станет дешевле, а его переработка дороже, и эти цены компенсируют друг друга. В конечном итоге подрядчики будут закупать готовый металл как минимум по старой цене».

Удар по автопрому Европы: дефицит сырья из России и Украины

BMW и Volkswagen из-за нехватки сырья приостановили сборку машин в Евросоюзе


Немецкая ассоциация автопроизводителей VDA предупредила об усугублении производственных проблем и возможной нехватке важного сырья, поставляемого из России и Украины.

В частности, проблемы могут возникнуть с высокоочищенным неоном (используется в производстве микрочипов), ключевым экспортером которого является Украина.

Высокоочищенный неон применяется в лазерах, предназначенных для гравировки микросхем на кремниевых пластинах. Украина является ключевым поставщиком этого газа на мировом рынке, занимая до 70% объема его производства — мощности для его выпуска были созданы еще в советское время.

С другой стороны, из-за введения масштабных санкций против России проблемы могут возникнуть с поставками палладия, который применяется в автомобильных нейтрализаторах выхлопных газов.

Россия поставляет в Германию 20% объемов этого металла, уточняет VDA.

Еще один важный для автопрома материал, проблемы с поставками которого из России могут усугубиться – высокоочищенный никель, который применяется при производстве литий-ионных аккумуляторов — основного компонента батарей большинства электрокаров.

«В долгосрочной перспективе автомобильная промышленность столкнется с нехваткой и более высокими ценами на сырье», — говорится в заявлении отраслевого объединения немецкого автопрома.

На фоне перебоев с логистикой работу приостановили несколько европейских автозаводов.

В частности, из-за нехватки жгутов проводки производства на западе Украины прервало сборку автомобилей предприятие Porsche в Лейпциге, а Volkswagen до пятницы, 4 марта остановил выпуск электромобилей на заводах в Цвиккау и Дрездене.

Перебои производства затронули электромобили концерна Volkswagen, построенные на платформе MEB. В частности, это электрические модели ID.3, ID.4 , ID.5, Audi Q4 e-tron и Cupra Born.

«В связи со сложившейся ситуацией в этом регионе возможны перебои в цепочке поставок», — приводит Automotive News Europe слова представителя Volkswagen.

Из-за перебоев с поставками украинских автокомпонентов на следующей неделе приостановят свою работу заводы BMW в Германии (в Дингольфинге и Мюнхене, а также в Великобритании, где собирают автомобили Mini, сообщает издание Frankfurter Allgemeine Zeitung. Также сборка двигателей будет приостановлена на заводе в Австрии.

Для того, чтобы получить несложные компоненты электросистем, автокомпании могут привлечь альтернативных поставщиков за короткое время, но в случае с редкоземельными металлами и другим сырьем проблема более серьезна, говорят эксперты.

По его словам, в случае электропроводки альтернативные производители существуют в Словакии, Турции, Китае — и заместить одного производителя другим в случае перебоев с производством и поставками не представляет большой проблемы – при условии небольшого объема производства.

Однако с поиском поставщиков редкого сырья — такого, например, как литий для тяговых батарей, может быть гораздо больше трудностей.

При переориентации европейского автопрома с российских поставщиков на китайских, африканских и латиноамериканских как минимум можно ожидать роста цен.

В части сырья для бензиновых автомобилей Россия поставляет на мировой рынок металлы платиновой группы, и эту продукцию заменить сложно, отмечает руководитель проектов SBS Consulting Дмитрий Бабанский.

«В части узлов и агрегатов российский экспорт в масштабах европейского рынка невелик, однако на долю России приходится примерно 45% мирового производства палладия, около 15% платины и 12% родия.

На ее долю приходится около 20% его мирового производства и тут замещение может быть несколько затруднительным, полагает Бабанский.

«Достаточно трудно заменить российский титан. Это критичный компонент, у нас хорошо его делают, и диски, в составе которых есть титан из России, раньше использовали даже некоторые команды «Формулы-1», — добавляет Сергей Бургазлиев.

Читайте также: