Сгон стальной для чего нужен

Обновлено: 02.05.2024

Какой бы ни был трубопровод, через некоторое время он потребует ремонта. Заменить конкретную деталь в целостных системах довольно сложно, поэтому чаще всего делаются резьбовые соединения с использованием муфт и сгонов. Выясним, что такое сгон у трубопровода и что такое муфты, а также рассмотрим технологию монтажа трубопровода с использованием данных деталей.

сгоны для труб что это такое

Что такое муфта

Муфта – это соединительная деталь, ее внутренний диаметр и наружный диаметр труб имеют равный размер. Фитинг с обеих сторон имеет внутреннюю резьбу. По сравнению с муфтой длина резьбы на трубах должна быть в 2 раза короче. Тогда трубы с двух сторон будут вкручиваться в фитинг на одинаковое расстояние.

Для самостоятельного безошибочного соединения труб с применением муфты следует изучить ее специфику. При внимательном рассмотрении резьбы на трубе можно заметить, что последние витки имеют наименьшую глубину в том месте, где происходит переход резьбы в ровную поверхность. Такие витки получили название «сбег». Он заклинивает муфту. Получается так, что при накручивании на сбег деталь стопорится. Затем можно вкручивать трубу с другой стороны.

что такое сгон у трубопровода

Если резьба у трубы будет длиннее, чем у муфты, то сбег будет за ее пределами. В итоге заклинивания не произойдет, и по резьбе будет течь вода. Другими словами будет протечка. По этой причине между трубами после их соединения должно остаться несколько витков. При выполнении самостоятельной нарезки резьбы стоит помнить об этом правиле.

Муфтовый способ соединения труб является разборным, но, независимо от этого без разбора всей системы заменить конкретный участок трубопровода невозможно. Для того, что решить данную проблему было легче, на некоторых участках системы устанавливаются сгоны. А что это такое сгоны для труб узнаем из следующего раздела.

Что такое сгоны

Сгон – это соединительная деталь, которая выглядит как коротенькая трубка, у которой на одном конце резьба короткая, на другом более длинная. Сюда надевается контргайка и муфта целиком.

Рекомендуется брать сгоны для труб с достаточно длинной резьбой, иначе все детали не поместятся на участке с резьбой, и тогда потребуется увеличивать расстояние между соединяемыми концами трубы и сгона, в результате прочность соединения будет снижена.

Данная соединительная деталь наиболее часто применяется при прокладке водопроводов. Поэтому ее необходимо обрабатывать антикоррозийными средствами.

сгоны для труб размеры

Чаще всего встречаются следующие виды металлических сгонов для труб:

  • Никелированные. Данные сгоны придают трубопроводу более красивый вид, поэтому чаще всего используются в жилых помещениях. Однако они более дорогие по сравнению с обычными стальными деталями.
  • Оцинкованные. Применяются на открытых участках, где на трубопровод будут оказывать влияние атмосферные явления.
  • Стальные. Используются для трубопроводов, укладываемых в грунт. Чтобы предотвратить образование коррозии осуществляется их покраска.

Госстандартом определены такие размеры сгонов для труб:

  • 150×50×65×17 мм, где первое значение длина, второе - внутренний диаметр, третье - длина одного резьбового участка, последнее – длина другого резьбового участка;
  • 130×32×55×13 мм;
  • 110×15×40×9 мм.

металлические сгоны для труб

Также изготавливаются изделия с другими промежуточными размерами. Фитинги следует подбирать с учетом диаметра монтируемого трубопровода.

Технология сборки трубопровода

Чтобы собрать трубопровод необходимо выполнить следующую последовательность действий:

  • Сначала на трубу следует накрутить муфту.
  • Затем сгон стороной с короткой резьбой вкручивается в муфту (иногда его соединяют напрямую). Детали следует закручивать до упора, тогда соединение получится надежным.
  • На длинную сторону сгона накручивается контргайка.
  • Следом за ней идет соединительный фитинг.
  • Потом конец сгона прикладывается к трубе и свинчивается муфта, таким образом, чтобы она перешла на трубу. Соединение будет проще выполнить, в случае максимального совпадения осей деталей.
  • Затем фитинг необходимо застопорить контргайкой. Для этого ее следует подкрутить к муфте, чтобы между деталями было расстояние в 2-3 см. Это пространство необходимо заполнить прядями льна. Их следует наматывать по направлению вращения гайки. Затем контргайку следует закрутить до упора. Это необходимо делать для уплотнения соединения и предотвращения протечек воды через него. Для накручивания контргайки следует использовать гаечный ключ, поскольку ее грани узкие.

сгон на трубопроводе что это

Для придания стыкам труб герметичности необходимо на резьбу наматывать фум-ленту.

Рекомендации по демонтажу

Для предотвращения появления ржавчины на газо- и водопроводах их необходимо красить. Срок эксплуатации трубопровода после покраски увеличится, однако, после этого демонтаж резьбовых соединений становится довольно затруднительным. По этой причине не стоит места с резьбой окрашивать несколько раз, достаточно одного слоя. Для облегчения разбора данные участки следует промазать консистентным жиром.

Если на разбираемом участке трубопровода соединения были окрашены несколько раз, то необходимо предварительно удалить слой краски. Для этого можно воспользоваться паяльной лампой или ножом.

Материал, из которого изготовлен фитинг, влияет на трудоемкость демонтажа. Например, накрученные на трубы из стали детали из ковкого чугуна будет не сложно открутить гаечным ключом. Такие детали практически «не срастаются» с трубами. А вот муфту из стали раскрутить ключом невозможно.

металлические сгоны для труб

Не следует усиливать ключ рычагом, иначе он будет испорчен, а деталь так и останется не открученной.

Облегчению разборки трубопровода способствует нагрев при помощи газовой горелки или паяльной лампы. Процесс нагрева может занять 15 – 55 минут. Время зависит от диаметра трубопровода. Трубу необходимо периодически поворачивать, чтобы соединение прогрелось со всех сторон.

Заключение

Итак, мы выяснили, что это - сгон на трубопроводе и муфта. С применением данных деталей создается разборное соединение трубопровода. Применение сгона обеспечивает возможность демонтажа некоторого участка системы без необходимости разбора трубопровода целиком в случае проведения ремонтных работ.

Все о стальных сгонах

Сгоном называют элемент, предназначенный для соединения трубы с батареей, тройником, краном, счётчиком или иными компонентами системы водоснабжения или газовой линии. Он применяется как облегчённый способ сменить батарею, кран или счётчик, не откручивая сам прибор или компонент от основной трубы.



Преимущества и недостатки

С помощью сгона осуществляют присоединение подающей трубы к любому из вышеперечисленных элементов в труднодоступном месте. Зачастую батарея или счётчик уже установлены, и труба подведена, однако крутить ту же батарею или счётчик, навинчивая её на трубу, окажется невозможным. Поскольку батарея подключается не одной, а с помощью двух труб – входящей и выходящей, то, даже прикрутив её к входной трубе, уже невозможно подключить её к «обратке», не используя сгон. Можно, конечно, приварить трубы к батарее напрямую, однако такая система окажется неразборной. Сгон – по сути, фитинговое соединение. Несмотря на повсеместное распространение полипропиленовых труб со стеклоармирующим слоем, полностью избавиться от чугуна и стали не удаётся.

К примеру, по ТБ и ППБ проводить газовые линии из пластиковых труб нельзя. Металлические трубы используются и при организации теплосетевых пунктов (котельных), где в пластиковом змеевике – даже с металлическими пластинами радиатора – воду для отопления не нагреешь. Подводить напрямик трубу к радиаторному блоку недопустимо – равно как и линию подачи метана к газовой плите. Для этого и нужен сгон. Это переходник, облегчающий замену труб для батарей, котлов, радиаторных нагревателей воды и иных тяжеловесных функциональных блоков.

Сгон позволяет на любом участке магистральной трубы подсоединить к «соску» ответвления батарею, змеевик, проходной стояк подачи горячей воды (идущий по всем этажам) – там, где это, действительно, необходимо.




Сгоны из нержавеющей стали, равно как и сами трубы из нержавейки, устанавливаются в чрезмерно влажных переходах и отсеках, где относительная влажность близка к 100%, а периодическая покраска этих участков существенно затруднена. Типичный случай – труба проходит за ванной или под душевым поддоном, где часто льётся вода. Сгон практически всегда сопровождается муфтой-переходником, напоминающим отдалённо длинную «трубчатую» гайку, но с плавными гранями. Для предотвращения перевинчивания муфты с одной или с обеих сторон (торцов) устанавливаются контргайки.

По американской системе (в дюймах) используют трубы с диаметром на 1/4, 1/2, ⅝, 3/4, 13/16, ⅞, 15/16 и один дюйм. Маркер «ДУ» (условный диаметр) привёл к появлению номенклатуры, предполагающей учёт в миллиметрах: наиболее распространены сгонные марки Ду20, Ду15, Ду25, Ду50, Ду40, Ду32, Ду65 и другие. Так как сгон – это небольшой отрезок трубы с резьбой на торцах, то под условным диаметром подразумевается диаметр нарезанного на торцах патрубка. Длина данного патрубка 10-20 см, причём на одном из торцов нарезается резьба не в 6, как на торце основной (подходящей) трубы, витков, а прокручивается на все 14-20. Этого достаточно, чтобы создать необходимый сбег (удлинённый запас) резьбы. Диаметр трубы (и нарезанной резьбы на ней) при переводе в европейскую (метрическую) систему чаще всего 15, 25, 32, 40 и 45 мм, но для газовых труб, например, для целого подъезда – от магистральной – диаметр такого «коллективного» трубопровода способен достичь нескольких сантиметров: от него по квартирам отводятся индивидуальные «полудюймовые» или ⅝, ¾ дюйма газоотводы, на которые и устанавливаются соответствующие сгоны (рядом с котлом и газовой плитой/духовкой).

Сантехнический, например, водопроводный, сгон зачастую изготавливается на основе латунных или бронзовых гаек и муфт, как и корпус крана-задвижки (с ручкой-рычагом или в виде Т-образного вентильного запора), косоугольного (или перпендикулярно-прямоугольного) тройника-разветвителя. Наружная и внутренняя резьба на резьбовых деталях равны друг другу по условному диаметру.

Для установки «крестовин» (три отвода на одну трубу) правила установки сгонных патрубков не меняются.




Монтаж и демонтаж

Перед тем как произвести монтаж, выбирают наиболее подходящий сгонный комплект. Для стальных сгонов строго рекомендуются детали с покрытием от образования ржавчины. Антикоррозийный слой может в несколько раз продлить срок службы подобного изделия. Для внешней привлекательности подходят никелированные комплектующие – они отличаются выраженным металлическим блеском. Оцинковка по сравнению с никелированием или хромированием гораздо более тусклая и используется, к примеру, в квартирном раздельном санузле – например, в туалете. Цены на такие изделия не слишком высоки, но своё предназначение – защита от образования ржавчины – они выполняют. Наконец, соединение будет разборным, а не цельнособранным, что ускорит и облегчит процедуру замены сантехнических компонентов. Герметичность стыков при этом окажется не хуже, чем при использовании чисто сварных соединений. Выбор типа и вида крана не имеет значения – лишь бы запчасти подошли по диаметру резьбы и трубы.

Чисто стальные применяются в местах, где необходима установка в грунте. Рекомендуется использовать именно нержавеющие трубы, так как грунт, помимо влаги, содержит щёлочи и/или кислоты, а также соли. Для предотвращения разъедания стали осуществляется покраска, покрытие битумом. Для сборки трубопровода выполняют следующие действия.

  • На патрубок навинчивают контргайку – с той его стороны, где резьба длинная. Длина резьбы должна оказаться несколько больше, чем сумма длин внутренней резьбы гайки и муфты.
  • Затем на патрубок с гайкой навинчивается сама муфта. Она прокручивается полностью – по установочной длине своей внутренней резьбы.
  • Получившийся сгон прикладывается к подводящей трубе, на которой также нарезана резьба в 6-7 витков, и муфта перегоняется на эту трубу до упора.
  • Контргайка перевинчивается следом за ней – и тоже затягивается до упора.



Монтаж, к примеру, отопительной батареи старого (времён СССР) образца или нового алюминиевого радиатора осуществляется на привинченный сгон следующим образом.

  • На сгон с противоположной, свободной стороны навинчивается другая контргайка.
  • Для вкручивания сгона в пробку – это элемент, являющийся конечным для секционно-разборных батарей, – используется просверленное в ней отверстие, совпадающее по диаметру резьбы. К слову, сделанный дополнительный отвод с противоположной стороны батареи, например, в 1980-90-е, когда горячая вода для душа бралась из отопительной системы, так как она являлась постоянно возобновляемой благодаря автоматическому поддержанию давления в котельной на случай утечки, как раз основан на таком подходе.
  • В изначально глухой пробке сверлится отверстие, нарезается внутренняя резьба, приобретаются дополнительная контргайка и сгон в сборе – и выводится отвод горячей воды из батареи, к примеру, на кухню.
  • Чтобы вкрутить сгон в пробку, для этого на противоположном его торце, подходящем к батарее, также нарезается удлинённая резьба на 20 витков, заранее ставится контргайка, и комплект вворачивается в отверстие пробки.
  • Гайка перевинчивается по направлению к пробке батареи и затягивается аналогично, как контргайка с муфтой со стороны подводящей/отводящей основной трубы.



Полученное соединение «пробка-гайка-сгон-труба» полностью разборное, обслуживаемое. Для предотвращения протечки воды и утечки газа на сгонно-пробочно-гаечных соединениях в период СССР использовали паклю, пропитанную специальной пастой-герметиком, а также применяли клей (не эпоксидный), краску и иные водонепропускающие материалы. Сегодня пропитанные паклю, нить изо льна или синтетики с успехом заменяет ФУМ-лента, но часть «самодельщиков» с не меньшим успехом применяет тонкий слой термоусадки или полимерную/тряпочную изоленту. А вот для газовой линии требования особые. Если небольшая утечка воды из отопительной системы или водопровода не оборачивается непосредственно жизнеугрожающими случаями, то утечка газа приводит к трагедии.

Газовая труба по возможности выполняется сварной на всём её протяжении. Единственные места, где устанавливается сгон или иной похожий переходник, к примеру, обычная муфта на штатном патрубке котла/духовки с длинной резьбой, – место рядом с газовым прибором, а также поблизости от газосчётчика. Использовать подручные средства для герметизации стыков недопустимо: подобная самодеятельность часто становится причиной утечки метана, взрыва и/или отравления газом в ночное время. Для монтажа/ремонта газопровода (газоотвода от магистрали) рекомендуется обратиться к газовикам. Разборка сгонного соединения осуществляется в обратном порядке. Сначала ослабляются и перевинчиваются контргайки, затем – перегоняется муфта. Перед откручиванием деталей зачистите их от слоёв краски.

Если деталь заржавела, может потребоваться отмачивание её в керосине. На место старых деталей устанавливаются новые, аналогичные – с такими же размерами и диаметром резьбы.

Особенности прямых сгонов

Прямые сгоны изготавливаются способом горячей штамповки. Технологичность обработки изнутри и снаружи уменьшает вероятность обрастания системы изнутри. Сгон прямого построения предназначается для стыкования труб с резьбовыми соединителями. Изготовлен из латуни – он предназначен для работы в сырых помещениях, что повлекло бы за собой ржавления стальных элементов, для которых не применялась нержавеющая сталь. Никелированное покрытие делает элемент менее заметным – благодаря отсутствию компонентов яркого цвета.



Данное изделие не выделяет ядовитых соединений даже при работе в системах отопления и горячего водоснабжения. Сгон выдерживает почти мгновенные перепады температур более чем в сотню градусов. Допустимое давление – до 10 атмосфер: при его превышении стабильная работа изделия не гарантируется. Уплотнительные кольца не требуются. Рассчитан на трубы в 3/4 дюйма. Изделие собрано на муфте.


Подобных изделий много – среди них встречаются сгоны на 1/2 дюйма (диаметр трубы), вес – также в пределах 100 г. Несмотря на отсутствие никелированного покрытия, многие из них выдерживают рабочее давление до 30 атмосфер. На большинство изделий даётся срок гарантии не более 7 лет.


Разделение всех выпускаемых изделий по группам и категориям происходит согласно следующему распорядку.

  1. Прямые сгоны – используются на магистралях. Угловые – чаще всего на отводах и поворотах. Зачастую угловые сгоны применяются, к примеру, для полотенцесушителей.
  2. Компенсационные сгоны – ставятся в точках подведения трубопроводов к сантехническому или газовому инвентарю, отопительным батареям. Их задача – нивелировать отклонение труб не более чем на 5 см по длине.
  3. Короткие и удлинённые сгоны – предназначены для подключения других систем с трубопроводами – например, линий подачи холодной и горячей воды.
  4. Бочонки – отрезки (патрубки) с нарезанной на торцах наружной резьбой. Служат они для соединения труб без использования сварочного метода стыкования.
  5. Резьбовые – то же, что и предыдущий вариант, но с резьбовой нарезкой на одном из торцов. Совместимы с другими фитинговыми переходниками, применяются, к примеру, при монтаже водопроводной линии.
  6. По материалу, из которого изготовлен сгон, фитинги различаются по сортам сталей. Углеродистые стальные сплавы – исходный материал для резьбовых соединений на линиях газоснабжения. В системы водоснабжения и отопления их лучше не подключать – сталь рано или поздно заржавеет. Разновидность такой конструкции – оцинкованная: снаружи она не образовывает ржавчины, так как цинк не реагирует с обычной водой, в отличие от незащищённой стали. Нержавейка – прокладывается исключительно в земле.
  7. По ходу резьбы – лево- и праворезьбовые.
  8. По типу резьбы – наружная и внутренняя.
  9. По размеру резьбы – ¾, ½, 9/16, ⅝, 11/16, ¾, 13/16, ⅞, 15/16 и один дюйм, а также дюйм с четвертью, 1,5 дюйма. Большие по диаметру трубы (резьбы) сгоны применяются для магистралей.



Не вполне сгонные в привычном понимании соединения – американки. Недостаток американки – дороговизна по сравнению с классическими сгонами. Достоинство – большая компактность и респектабельный внешний вид (покрытие из хрома и никеля) – таковы, к примеру, никелированные и хромированные американки. Достоинство американки – быстроразъёмность, быстрая замена. Американки без прокладок выполняются в виде конусосодержащей конструкции.


Для их монтажа потребуется ключ-шестигранник: самодельные или неподходящие ключи могут повредить этот сгонный компонент, так как накидная гайка на патрубке здесь не применяется.


Применение сгонов

Как ранее отмечалось, основная сфера применения сгонных переходников – отопительные, водо- и газоснабжающие системы. Большинство изделий сгонного типа обладают прокладками, играющими роль уплотнителей. Безуплотнительными в основном выпускаются сгоны типа «американка», однако, чтобы выбрать действительно надёжный компонент, лучше не экономить.

Но и классическим сгонам, собранным из патрубка и муфты, потребуется пакля или нить, термоусадка или ФУМ лента: резьба имеет свойство пропускать воду или газ наружу.



Особенно это важно для сгонов, которыми газовая линия подключена не к природному газу (метану). Он легче воздуха и легко испаряется наружу.

Подключение к баллону с пропаном либо изобутаном любыми сгонами несёт больший риск: этот газ, наоборот, тяжелее воздуха и способен ночью при утечке вызвать удушье. Поэтому высококачественный разъёмный сгон, вентиль, надёжные трубы и колена в газоснабжении – основа безопасности хозяев.

Сгоны для труб: конструктивные особенности и советы по установке

Обычно трубы крепятся между собой, а также присоединяются к сантехнике и газовым конструкциям при помощи муфт, внутри которых сделана резьба. Но в том случае, когда эти участки расположены слишком близко друг к другу, воспользоваться муфтой не получится, так как направление резьбы будет совпадать. Иными словами, возникнет ситуация, когда пытаются соединиться неповоротные детали. Может случиться и так, что сварка будет невозможна. Поэтому всегда имеет смысл воспользоваться сгонами – специальными промежуточными отрезками для трубопровода, обеспечивающими качественное соединение и защищающими от протечек.



Технические характеристики

Сгон выглядит как отрезок трубы, с обеих сторон которого выполнена резьба. Отрезок должен быть обязательно прямой либо угловой. С короткой стороны резьба состоит из 5 витков, а с длинной – из 20 витков и более, вплоть до 30. Коротким концом сгон подключается к патрубку оборудования, например, газового котла или батареи, длинным – стыкуется с другой трубой. По длинной резьбе также «идет» муфта подобранного размера с контргайкой.

На другую трубу помещается муфта с уплотнителем для герметизации, который прижимается контргайкой. В качестве последнего может выступать льняная пакля, сантехническая нить либо другие материалы.




Сгоны выполняются из металла, часто «усиливаются» цинковым покрытием. Если требуется достойный внешний вид труб, есть возможность приобрести элементы с никелированным покрытием. Часто на маркировке сгона указывается две цифры, например, 75/76. Это говорит, что внешний диаметр изделия составляет 76 миллиметров, а внутренний – 75 миллиметров.

Параметры (длина витков резьбы, ее диаметр и размер сгона в дюймах) должны соблюдаться по ГОСТу и соответствовать габаритам установленного трубопровода, например, 25 миллиметрам (1 дюйму). Максимальный диаметр сгона составляет 50 миллиметров, минимальный – 15 миллиметров. Если диаметр самого трубопровода больше, то решение задачи осуществляется, благодаря использованию фланцев.



Максимальная длина фитинга составляет 160 миллиметров (для диаметра в 50 мм), а минимальная – 110 миллиметров (для диаметра в 15 мм). Эти показатели опять же можно найти в ГОСТе. Однако на практике реальность часто не соответствует стандартам, поэтому лучше самостоятельно все измерять и покупать детали нужной длины.

Существует классификация сгонов в зависимости от сферы их применения: короткие, длинные и компенсирующие. Последние применяются для сантехники, батарей и других устройств с целью минимизации отклонений в пределах 5 сантиметров, обнаружившихся в ходе установки. Длина коротких сгонов составляет от 10 до 15 сантиметров, а длинных – порядка 30 сантиметров. Длина компенсирующих сгонов варьируется от 13 до 17 сантиметров.

Длинная резьба у короткого вида составляет от 5 до 9 сантиметров, а короткая – от 9 до 17 миллиметров. Вообще, размеры короткой стороны одинаковы у всех типов сгонов. Длинная сторона длинных сгонов также варьируется от 5 до 9 сантиметров. Длинная сторона компенсирующих сгонов составляет от 7.5 до 10 сантиметров.

Размеры сгонов варьируются в соответствие с ГОСТ 8969-75.




К основным плюсам эксплуатации сгонов относятся:

  • простой монтаж без сварочного аппарата;
  • отсутствие необходимости приглашать специалиста;
  • появление специального блока, упрощающего разборку в случае необходимости ремонта, прочистки или замены.




Кстати говоря, демонтаж происходит в следующей последовательности: сначала гайка, затем муфта, потом сам сгон. Осуществляется разборка при использовании рычажного ключа.

Среди минусов выделяют вероятность возникновения течи из-за отсутствия герметичности.


Предназначение

Способ соединения элементов трубопровода зависит от нескольких факторов, например, материала изготовления труб, вида транспортируемого вещества, а также условий рабочей среды. Основное предназначение сгонов для труб – подключать их к сантехнике или газовым устройствам. Здесь не подходит сварка, потому что соединение должно быть разъемным: при необходимости какой-то элемент, возможно, придется демонтировать. Например, сгоны советуют применять в сетях отопления после вентиля на стояке.

В случае поломки наличие сгона позволит легко достать элемент запорной арматуры, чтобы починить его или заменить. Сгоны пригодятся и для чугунных старых радиаторов, их наличие поспособствует очистке трубопровода. Данный элемент используется, чтобы подключить различное нагревательное оборудование: баки и газовые котлы, а также смесители. На кухне сгон пригодится при подключении плиты. Наконец, его можно использовать, чтобы создать дополнительное ответвление трубопровода.



Особенности соединения и монтаж

Сгоны способны функционировать в системах, где температура достигает 175 градусов, а давление не превышает 16 атмосфер. Фитинг продается вместе с соединительной муфтой и контргайкой стандартных размеров.

Устанавливать сгоны предстоит по определенному алгоритму. Объяснить его можно на примере детали, устанавливаемой после вентиля. Длина фитинга определяется таким образом, чтобы деталь оказалась где-то на 5 миллиметров короче, чем просвет между трубами. При этом обязательно учитывается грядущее углубление одной стороны в патрубок присоединяемого оборудования.

На длинную сторону сгона (то есть на ту, где не менее 20 витков) накручиваются стальная контргайка и соединительная муфта, идущие в комплекте. Короткая сторона обматывается по ходу резьбы льняным волокном с обязательной пропиткой любой краской, лаком или герметизирующей нитью.




Следом эта короткая сторона покрывается специальной пастой и вкручивается в резьбу патрубка, в данном случае вентиля. Сначала все делается вручную, а затем затягивается газовым ключом. В это время обязательно следует придерживать сам вентиль, например, другим ключом, чтобы он не провернулся. В противном случае вполне возможно возникновение течи.



Муфта на длинной стороне «сгоняется» вниз и накручивается на трубу при помощи газового ключа. За ней спускается и контргайка, пока между ней и муфтой не останется 3-4 витка резьбы. С другого конца муфты наматывается льноволокно, все обмазывается пастой, и контргайка затягивается.

Во время эксплуатации может возникнуть несколько типичных проблем, которые довольно легко решаются.

  • Если течет контргайка, это говорит о том, что испорчено льноволокно или иная подмотка, способная сгнивать и выгорать. В этом случае старая подмотка меняется на новую, обработанную краской или быстросохнущим лаком, что позволит противостоять влаге и высоким температурам.
  • Кроме того, гайка может течь из-за излишних движений батареи или ее патрубка либо изначального отклонения оси резьбы. Данную проблему можно устранить, но перед этим необходимо обязательно отключить отопление, перекрыв вентили. Следует также добавить, что если течь идет по резьбе, то сгон придется менять.
  • То же самое предстоит сделать и при появлении ржавчины. Последняя проблема устраняется путем монтажа латунной детали, неспособной подвергнуться коррозии либо покрыться отложениями. Эксплуатироваться сгон из латуни может практически неограниченный период времени.



Самостоятельное изготовление

Обычно сгоны производятся из стали, преимущественно оцинкованной. Если же элемент устанавливается на индивидуальный водопровод, из которого поступает вода, пригодная для питья, то предпочтение отдается латуни и нержавеющей стали. Максимально длительный срок использования специалисты отмечают у сгона из нержавеющей стали. Они заверяют, что этот материал продержится в четыре раза дольше, чем углеродистая сталь и в два раза дольше, чем оцинкованная.

Также сгон можно сделать из бронзовой, медной и чугунной трубки. В зависимости от выбранного материала будут определяться и возможные рабочие условия, и срок службы, и стоимость изделия. Например, медный сгон не будет подвергаться температурным колебаниям и ультрафиолетовому излучению. Что касается цены, то один из самых дешевых вариантов – алюминиевый элемент. В два раза дороже придется заплатить за деталь из цинка, в три раза дороже – за фитинг из нержавеющей стали.

Сгон вполне возможно изготовить собственноручно. Иногда это делается, чтобы сэкономить время и деньги, а иногда, чтобы компенсировать отсутствие в магазине детали нужной длины. Обычно самостоятельно делается только трубка, а муфта с контргайкой берутся из другого набора. При выборе подходящего материала следует помнить, что труба должна обладать стенками значительной толщины.

Рассмотрим алгоритм изготовления сгона в домашних условиях.

  • Первым делом от газовой трубы требуемого размера отрезается заготовка нужной длины. Зажав деталь в тиски, проводится обработка обоих торцов трубы при помощи болгарки, наждачки или ножовки. Рекомендуется предварительно смазать поверхность маслом, его применение значительно упростит процесс.
  • Следом на обеих сторонах предстоит нарезать витки резьбы: 20 – с одной и 5-6 – с другой. Делается это путем вворачивания плашки с направляющей рамкой в трубу, причем изначально придется приложить максимальное усилие, а потом все уже пойдет само собой. Прижимать плашку можно перестать после первых двух витков. Нарезку делают как в прямом, так и в обратном направлении.
  • Важно не забывать периодически вынимать инструмент и очищать и его, и трубу от стружки. После первичной нарезки надо будет провести еще одну, чистовую.

Грамотно подобранный материал и четкое следование инструкции поможет без проблем изготовить деталь нужного размера своими руками.

О том, как установить сгон на трубы, смотрите в видео ниже.

Что такое сгон в сантехнике


Какой бы ни был трубопровод, через некоторое время он потребует ремонта. Заменить конкретную деталь в целостных системах довольно сложно, поэтому чаще всего делаются резьбовые соединения с использованием муфт и сгонов. В этой статье мастер сантехник расскажет, что такое сгон и как с ним работать, а вы сможете оценить свои силы.

Что представляют из себя сгоны


Чаще всего детали такого типа используют при соединении двух частей трубы, которые невозможно повернуть. Внешне сгон имеет вид обыкновенной трубки прямой формы. На одном ее конце резьба более длинная, а на другом – более короткая.

Сторона с длинной резьбой предназначена для соединения стального сгона с муфтой и контргайкой. От того, насколько длинной будет резьба, зависит прочность водопровода. Короткая сторона может быть продолжена трубой или перекрыта заглушкой.

Муфтой называют соединительную деталь круглой формы, внутри которой с обеих сторон также располагается резьба. Внутренний диаметр этой детали должен совпадать с наружным диаметром трубы, с которой происходит соединение. Простыми словами — муфта связывает между собой соединительный элемент и трубопровод.

Именно от сгона зависит герметичность водопровода и качество соединения его частей. Среди очевидных плюсов – возможность обойтись без сварки, что обеспечит в будущем простоту и удобство при ремонте.

Внешний вид сгона


Благодаря большому разнообразию видов и размеров труб, были разработаны разные варианты соединительных элементов. Существуют сгоны для труб всех типов, в том числе – для пластиковых. Рекомендуется использовать их в лояльной среде: при температуре в пределах 180 градусов.

Доступны три типа сгонов разного размера:

  • Длинные (длина сгона – 30 см, длинной резьбы – от 5 до 9 см, короткой резьбы – от 0,9 до 1,7 см);
  • Короткие (длина сгона – от 10 до 15 см, длинной резьбы – от 5 до 9 см, короткой резьбы – от 0,9 до 1,7 см)
  • Компенсирующие (длина сгона – от 13 до 17 см, длинной резьбы – от 7,5 до 10 см, короткой резьбы – от 0,9 до 1,7 см).

При выборе размера соединительного элемента следует брать во внимание диаметр трубопровода. Сгоны должны соответствовать стандартам ГОСТ 8969-75. Их изготавливают из металлических труб, которые, в свою очередь, проходят проверку по ГОСТ 3262-75.

Обратите внимание! Сгоны в обязательном порядке получают сертификацию в соответствии с международным стандартом DIN 16961. Наиболее часто используются изделия с условным диаметром от 0,5 до 2 дюйма

Относительно недавно популярность приобрел универсальный сгон «американка». Его применение целесообразно в тех случаях, когда во время ремонта нет необходимости демонтировать все существующие соединения.

Прямой сгон «американка» напоминает обычную муфту, однако принципиально отличается от нее двумя вещами: наличием двух резьбовых фитингов и накидной гайки. Также изделие может быть угловой формы.
Использование сгона такого типа позволяет отремонтировать участок водопровода, существенно сэкономив время. Для монтажа не потребуется специальных навыков, из инструментов будет достаточно простого разводного ключа.

«Американка» часто используется в сантехнике, например, устанавливается на обоих концах водопроводного счетчика. Обладает высоким уровнем надежности и хорошо переносит перепады давления. Детали такого типа приобрели наибольшую популярность в качестве соединительных элементов для металлопластиковых и пластиковых труб.


Среди всего разнообразия материалов, из которых изготавливаются детали, наибольшей популярностью пользуются:

  • Стальные сгоны – закрепляются на трубах, которые потом погружают глубоко в грунт;
  • Оцинкованные – созданы для применения на тех открытых участках, где возможно негативное атмосферное влияние на трубы (например, там, где проходит газ или отопление);
  • Никелированные – помогают создать эстетичный вид в жилых домах или офисных помещениях.

Профессионалы рекомендуют выбирать изделия из нержавеющей стали. Они прослужат владельцу минимум в два раза дольше, чем те, которые сделаны из других материалов.

Не забывайте про дальнейшие условия эксплуатации. К примеру, после покупки сгона из меди, латуни или чугуна можно не беспокоиться о влиянии ультрафиолетовых лучей и высоких температур на состояние детали.

Цена сгона напрямую зависит от материала. Самыми дешевыми будут изделия из стали. Также на стоимость влияет комплектация, в более дорогих наборах сразу прилагаются подходящие муфта и контрагайка.

Обратите внимание! При выборе важно помнить о том, что надежность соединения напрямую зависит от того, правильно ли подобран размер сгона в соответствии с параметрами трубы


Соединение водопроводных составляющих с помощью сантехнических сгонов считается простым, для установки элемента не требуется специальных навыков и практики.

Элементы для воды принципиально отличаются тем, что резьба в них расположена снаружи, и они обязательно должны быть покрыты антикоррозийным слоем. Такой тип соединения считается разъемным: он будет уместным в том случае, когда в будущем может возникнуть потребность разобрать часть трубопровода.

Сгон, муфта и контргайка в сборе должны быть соединены плотно и качественно, чтобы в дальнейшем не возникло протечек и была обеспечена герметичность.

Установка соединительных элементов для труб и общая сборка водопровода совершается в несколько этапов:

  • На один из краев трубы накручивается муфта;
  • К муфте прикрепляется сгон. Вкручивать деталь нужно до максимума. Использовать следует ту сторону, где резьба более короткая;
  • К противоположной стороне прикручивается контрагайка. К ней фиксируется соединительный фитинг, который обычно используют в тех местах, где диаметр труб отличается, или же там, где происходит разветвление трубы;
  • Конец сгона прилаживается к трубе, после чего уже свинчивается муфта, которая должна переходить на трубу;
  • В завершении работы контргайку подкручивают к муфте таким образом, чтобы они находились друг от друга на расстоянии, не превышающем трех сантиметров. Для закрепления заполняют это свободное пространство уплотнителем, например, сантехнической паклей с солидолом или пастой.

Если потребуется демонтировать установленный участок трубы, следует вначале открутить гайку, затем – муфту, а в конце уже снять сгон.

Рекомендации по эксплуатации


Для продления срока эксплуатации любой детали трубопровода, ее необходимо регулярно красить. Это позволяет снизить вероятность появления ржавчины на металлической трубе. Однако, если возникнет необходимость разобрать окрашенный участок, со сгонов нужно предварительно удалить слой краски. Сделать это можно с помощью обыкновенного ножа или паяльной лампы.

Если ржавчина все-таки появилась даже при наличии антикоррозийного покрытия, эту проблему легче всего решить, заменив сгон из нержавеющего материала. Долго служат и не ржавеют элементы из латуни.

Еще одна распространенная проблема — появление протечки контргайки. Такая ситуация возникает вне зависимости от того, насколько правильно были подобраны детали. Причина этого чаще всего простая: уплотнитель пришел в негодность.

Подмотка из льняной нити имеет свойство перегорать или гнить. В таком случае следует заменить старый уплотнитель. Желательно перед намоткой обработать новую льняную нить специальным быстросохнущим лаком. Такое покрытие создаст защитный слой, предупреждающий перегревание или промокание.

Обратите внимание! Заменить сгон потребуется только в том случае, если течь пошла прямо по оси резьбы. Это значит, что во время установки детали неправильно совпали

Если сгон для труб подобран нужного размера и сделан из качественного материала, подходящего для конкретного трубопровода и условий эксплуатации, он прослужит долго и не вызовет проблем во время использования. Подобрав оптимальный вариант, можно избавить себя от возможных неполадок.

Читайте также: