Спусковое устройство восьмерка стальная

Обновлено: 04.05.2024

Паракорд давно уже у всех лежит в НАЗ или "тревожном чемоданчике", болтается на запястье. Каждый из нас понимает, что это простейшее устройство (паракорд как ВЕРЁВКА) для подъёма/спуска себя, товарища или некого груза. Понятно, что наличие верёвки лучше, чем её отсутствие, но. Карабины на Выживай условно подходят для подобных альпинистских опусов, особенно учитытывая, что многие не имеют и азов даже со скалодрома.

На мой взгляд, на Выживай отсутствует одина очень полезная вещь, которая в обычной драке может послужить оружием дробящего типа, НО ГЛАВНОЕ - при возникновении ситуации, когда нужно будет спуститься из горящего офиса/квартиры через окно (лестница охвачена пожаром или заблокирована) или же на дно оврага или колодца, то оно вам послужит верой и правдой. Решил я написать о простейшем устройстве для спуска - "Восьмерке".

Выдумывать ничего не буду, а вот дам для ознакомления "выдержку" из паспорта на данное устройство:

1. Общие сведения

Спусковое устройство типа «Восьмёрка» (далее СУ) предназначено для спуска по одинарной или двойной верёвке.

Используется с верёвками практически любых диаметров.

Наличие выступов (рожек) в модификациях СУ «Восьмёрка» обеспечивает дополнительную фиксацию верёвки (см. схемы заправки).

2. Технические характеристики и принцип работы

Принцип работы спускового устройства «Восьмёрка» основан на использовании силы трения, которая создаётся при движении рабочей верёвки вокруг тела спускового устройства при осуществлении, собственно, спуска.

ВОСЬМЕРКА

На сегодня существует множество модификаций этого устройства, различающихся материалом и формой, а потому и названием. Но вне зависимости от названия и конфигурация корпусов изделий, они объединены под общим слэнгом альпинистов, скалолазов и горных туристов как «спусковуха восьмёрка».

3. Правила использования и рекомендации по эксплуатации

Для подготовки устройства к работе необходимо:

vosmerka_10

Восьмёрка классическая — классическое использование устройства при обхвате рабочей верёвкой шейки восьмёрки. Вариант заправки с обхватом верёвкой скобы крепёжного карабина резко уменьшает силу трения.

Восьмёрка с рогами — повышение надёжности фиксации верёвки при вынужденной длительной остановке при спуске и при необходимости иметь свободными две руки. Для фиксации спускового устройства на верёвке необходимо нижний конец верёвки обернуть вокруг рожек.

Инвар — классическое использование устройства при обхвате верёвкой скобы крепёжного карабина. Вариант с обхватом верёвкой шейки инвара резко повышает силу трения.

Инвар с двумя рогами — позволяет работать на двойной верёвке. Поочерёдно протравливая одну из них — спускаться зигзагообразным маятником. Применяется, в основном, при выполнении работ методом промышленного альпинизма.

Восьмёрка квадратная — то же, что и восьмерка классическая. Но прямолинейный участок большего отверстия позволяет уменьшить кручение верёвки при спуске. А вариант заправки верёвки через овальное отверстие в меньшей из «головок» восьмёрки, превращает её в шайбу Штихта.

«Восьмёрка» с рогами увеличенная — увеличенное рабочее кольцо позволяет пропускать через спусковое устройство любой верёвочный узел. Это качество может пригодиться при наращивании верёвок (например при спасработах в альпинизме или работе на высоких объектах в промальпинизме.

Устройства из стали из-за повышенной стойкости к истиранию (хотя и в обмен на снижение теплопроводности) охотно применяются в промышленном альпинизме. Ведь в промальпе скоростные спуски незачем закладывать, а вот стойкость устройства к абразиву на рабочих верёвках очень важна.

Во время спуска отпускать рукой нижний конец верёвки, либо оставлять его не зафиксированным ЗАПРЕЩАЕТСЯ !

Для обеспечения безопасности при случайной потере опорной рукой нижнего конца верёвки необходимо использовать устройство только совместно с самозатягивающимися страховочными узлами (например Прусик) или зажимами, установленными выше спускового устройства!

Из-за опасности оплавления верёвки СТАЛЬНЫЕ спусковые устройства НЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ для затяжных спусков при скорости более чем 3 м/с!

Для того, чтобы не обронить «Восьмёрку» при использовании, необходимо соблюдать одно простое правило — не отсоединять пристёгнутую (к системе, верёвке или накопителю снаряжения) «восьмёрку» пока карабин на самостраховочном усе или петельной оттяжке не пристегнут к большему отверстию «восьмёрки». А отстёгивать его, только при пристёгивании «восьмёрки» с элементу своего снаряжения.

4. Техническое обслуживание и условия хранения

После эксплуатации изделие следует тщательно вычистить и высушить.

Хранить в сухом помещении, оберегать от воздействия агрессивных химических веществ.

Для безопасной эксплуатации изделия необходимо перед каждым использованием проводить его осмотр на наличие механических дефектов, трещин, коррозии, деформации и других повреждений. При их наличии либо изношенности более чем на 10% от начального размера поперечного сечения эксплуатация изделия ЗАПРЕЩАЕТСЯ .

Не реже одного раза в 6 месяцев изделия подлежат испытаниям статической нагрузкой в 400 кг с выдержкой 5 минут. Проведение таких испытаний производитель делегирует пользователю.

Таким же испытаниям подлежат изделия, хранящиеся на складе более 1 года или противостоявшие динамическому рывку.

Разрешается транспортировать любым видом транспорта при условии защиты устройства от механических повреждений, атмосферных осадков и воздействия агрессивных сред.

Теперь несколько примеров данного типа спусковых устройств:

1. Спусковое устройство PETZL HUIT

Стандартное спусковое устройство типа «восьмерка», предназначено для спуска по одинарной или двойной верёвке.

  • Квадратная форма устройства предотвращает скручивание верёвки
  • Высокая прочность - изготовлено из кованного алюминия
  • Маленькое отверстие может быть использовано для спуска по тонким верёвкам или для страховки

средняя цена в феврале 2015 года - 800 руб.

b2ap3_thumbnail_ult.jpg

  • Три разные степени торможения: перед началом спуска следует выбрать нужную с учетом веса пользователя, диаметра веревки и рельефа
  • Два дополнительных тормозных выступа позволяют увеличить трение во время спуска
  • Устройство используется с карабинами сечением 12 мм (например, ATTACHE, WILLIAM) - карабин плотно садится в малое отверстие, обеспечивая жесткость системы "спусковое устройство-карабин": устройство надежно фиксируется на беседке при заправке веревки, что предотвращает возможность утери; существенно уменьшает риск силового рычага, действующего на защелку карабина (при неправильном его положении)
  • Веревка проходит через карабин, что препятствует образованию узла вокруг корпуса спускового устройства

средняя цена в феврале 2015 года 1700 руб.

b2ap3_thumbnail_Pirana1.jpg
b2ap3_thumbnail_Pirana2-1700.jpg

3. Спусковое устройство типа "восьмерка" - Classic (эта форма ИЗНАЧАЛЬНАЯ и стандартная для всех производителей, т. е. выпускается массово до сих пор и есть в линейках любого производителя альпснаряги. Именно поэтому разброс цен максимален, но при этом МИНИМАЛЬНАЯ ЦЕНА всегда).

Предназначено для спуска по одинарной или двойной верёвке.

средняя цена в феврале 2015 года - от 170 до 600 рублей (именно эта в "Сплаве" стоит 400 рублей)

b2ap3_thumbnail_Classic.jpg

4. Спусковое устройство "Восьмёрка" с ручкой для предотвращения ожога HUIT ANTIBRULURE

Версия HUIT из анодированного алюминия со специальной ручкой, за которую можно держать устройство после длительного спуска без риска обжечься. Предназначено для спуска по одинарной или двойной верёвке

  • Специальная ручка для удержания устройства
  • Квадратная форма устройства предотвращает перекручивание верёвки
  • Высокая прочность - изготовлено из кованного алюминия
  • Отверстие маленького диаметра может быть использовано для спуска по тонким верёвкам или для страховки

средняя цена в феврале 2015 года - 1000 целковых.

b2ap3_thumbnail_HUIT-ANTIBRULURE.jpg

Послесловие.

Вообще-то можно заменить "восьмерку" соединёнными карабинами, но это смогут грамотно сделать альпинист, скалолаз или ОПЫТНЫЙ горный турист.

Для всех остальных лучший вариант: восьмерка+карабин+сварное кольцо (через которое мы пропустим пояс-разгрузку, типа высотного или поясной сегмент самодельной страховочной привязи из стропы или каната - что уж будет под рукой во время ЧС. )

Спусковое устройство типа «Восьмёрка»

2. Технические характеристики и принцип работы

В ручных устройствах, к которым принадлежат все модификации такого типа «спусковух», коэффициент трения зависит от того, каким образом заправлена верёвка в спусковое устройство, какой угол обхвата устройства нижним (опорным) концом рабочей верёвки и с каким усилием человек натягивает верёвку ниже спускового устройства.

Таким образом, спускающийся контролирует (и регулирует) скорость спуска усилием торможения нижнего конца верёвки опорной рукой с одной стороны, и увеличением либо уменьшением угла обхвата СУ нижним концом верёвки. А способ заправки верёвки имеет, как правило, два варианта: вокруг шейки восьмёрки и вокруг скобы карабина.

Спусковое устройство типа «Восьмёрка» изготавливается в различных модификациях (см. таблицу), но принцип работы везде остаётся одинаковым. Отличаются лишь названия и конфигурация корпусов изделий, объединённых под общим слэнгом альпинистов, скалолазов и горных туристов как «спусковуха восьмёрка».

Возможно изготовление СУ из листа толщиной 12 мм с увеличением WLL до 15 кН и MBS до 50 кН.

3. Правила использования и рекомендации по эксплуатации

Спусковое устройство «Восьмёрка»

4. Техническое обслуживание и условия хранения

После эксплуатации устройство следует тщательно вычистить и высушить, а шарниры смазать индустриальным маслом.

Для безопасной эксплуатации устройство необходимо перед каждым использованием проводить осмотр устройства на наличие механических дефектов, трещин, коррозии, деформации и других повреждений. При их наличии либо изношенности более чем на 10% от начального размера поперечного сечения эксплуатация спускового устройства ЗАПРЕЩАЕТСЯ . Таким же осмотрам подлежат устройства, испытавшие динамический рывок или хранящиеся на складе более 1 года.

При возникновении сомнений после визуального осмотра, устройство подлежит испытаниям статической нагрузкой в 12 кН. Условия испытаний описаны в п. 5.5.3 ЕН 12841.

Если при проведении испытаний неисправности или какие-либо другие дефекты не обнаружены, устройство считают выдержавшим испытание. В противном случае изделие следует вывести из использования.

5. Гарантии изготовителя

Работодатели и пользователи принимают на себя окончательную ответственность за выбор и использование любого рабочего снаряжения. Изготовитель не несёт ответственности за нецелевое или неправильное использование изделия.

Качество изготовления обеспечивает сохранение основных характеристик и функционирование изделия при отсутствии механического износа и надлежащем хранении в течение всего срока его эксплуатации. Срок эксплуатации изделия зависит от интенсивности использования и абразивности используемых верёвок.

Производитель установил срок гарантии на изделия 12 месяцев со дня продажи. В течение гарантийного срока дефекты изделия, выявленные потребителем и возникшие по вине изготовителя, предприятие-изготовитель обязуется устранить в течение одного месяца со дня получения рекламации и самого изделия. Срок устранения гарантийных дефектов не входит в срок гарантии.

Гарантийные обязательства не распространяются на изделия, модифицированные потребителем либо использовавшиеся с нарушением правил эксплуатации, транспортировки или хранения, а также имеющие механический износ или механические повреждения инородными предметами (в том числе изношенные от абразива рабочие трущиеся органы).

6. Комплектность и свидетельство о соответствии

Изделие проверено на соответствие нормативно-технической документации и признано годным к эксплуатации. Сертифицировано.

Присвоен заводской номер № _________________________________________________________

Дата изготовления __________________________________________________________________

Дата продажи ______________________________________________________________________

Подпись лица, ответственного за приёмку изделия ________________________________________

Фрикционные устройства типа "Восьмёрка"

Устройства для спуска, cтрахующие устройства

Данный класс устройств в прошлом был популярен среди промышленных альпинистов и часто "восьмёрки"использовались в качестве спусковых устройств. На данный момент этот класс практически не используется в промышленном альпинизме, но применение их в различных областях верёвочной техники по-прежнему актуален. Данный класс устройств представлен в этом разделе.

Восьмёрки сейчас не могут выполнять роль устройств для спуска или рабочего позиционирования на канатах и они не соответствуют требованиям ТР ТС 019/2011. Использование их для систем канатного доступа нелегитимно.

Спусковое устройство Восьмерка рогатая Про сталь | Vento
Спусковое устройство Восьмерка рогатая Про сталь | Vento
Спусковое устройство Восьмерка рогатая Про сталь | Vento

Спусковое устройство Восьмерка стальная Двурогая | Orion-Alp

Спусковое устройство Восьмерка стальная Комбо | Orion-Alp

Спусковое устройство Восьмерка классическая | Vento
Спусковое устройство Восьмерка классическая | Vento
Спусковое устройство Восьмерка классическая | Vento

Спусковое устройство Восьмёрка рогатая стальная | Вертикаль

Спусковое устройство Восьмерка рогатая | Vento
Спусковое устройство Восьмерка рогатая | Vento
Спусковое устройство Восьмерка рогатая | Vento

Спусковое устройство Восьмерка стальная Инвар | Orion-Alp

Спусковое устройство Large Figure Eight | CAMP Safety

Русская версия ICOP (Свод правил IRATA)

Закончена работа над созданием русской версии ICOP (IRATA). Она с настоящего момента доступна на официальном сайте ассоциации. Мы благодарим и поздравляем Влада Еремеева с окончанием работы над переводом. Это огромный вклад в культуру безопасности работ на высоте, сделанный по инициативе Влада.

Наша продукция доступна на OZON. Теперь вы можете заказать товары нашего ассортимента на крупнейшем отечественном маркетплейсе.

С настоящего момента весь наш склад автоматически синхронизируется с витриной на OZON и вы можете оформить заказ на этой площадке с гарантией получения своего заказа по заявленным условиям площадки агрегатора.

План спасения и его реализация

При организации безопасной работы на высоте требуется разработать план мероприятий при аварийной ситуации и при проведении спасательных работ. Алексей Семакин (IRATA Level 3, инструктор GWO) рассказывает о том, как составить план спасения и почему это важно сделать правильно.

К чему ведут правила

Запретили булинь? Монтажный пояс больше не работает как СИЗ? Сшивки на концах верёвок обязательны? Почему анкерная линия — это не просто трос с U-образными зажимами на концах? Попробуем разобраться что случилось, и почему мы оказались в такой ситуации.

Испытания устройств позиционирования в системах канатного доступа

Устройствами для позиционирования в системах канатного доступа в привычном понимании являются спусковые устройства (класс C), устройства для подъёма по верёвкам (класс B) и устройства класса А с функцией свободного перемещения по канату и блокировкой его под воздействием динамической и статической нагрузки. В видео специалисты компании Vento показали процедуры испытания данных СИЗ.

Международные стандарты в России: IRATA International. Часть 2.

Вторая часть статьи, посвящённой ассоциации IRATA, целью которой является снижение рисков работ с применением систем канатного доступа до нулевого уровня. В этой части серии статей Алексей Семакин рассказывает о процедурах построения структуры IRATA.

Международные стандарты в России: IRATA International. Часть 1.

IRATA (Industrial Rope Access Trade Association) это международная ассоциация, целью которой является развитие и внедрение безопасных методов использования систем канатного доступа. Была создана в Великобритании в конце 1980-х годов для решения задач технического обслуживания в морской нефтегазовой отрасли. В этой публикации (из двух частей) Алексей Семакин рассказывает об истории развития ассоциации, принципах построения структуры, целях и миссии IRATA.

Как стать промышленным альпинистом и остаться в профессии надолго

Статья сооснователя команды промышленных альпинистов Юниальп, Константина Дёмина. Она сможет помочь человеку, который рассматривает для себя возможность стать промышленным альпинистом и задаёт себе вопрос - как стать специалистом канатного доступа. Возможно, эта статья убережёт от неверного решения связать свою жизнь с этой деятельностью или поможет избежать ошибок на пути реализации своего замысла.

Обзор книги «Инспекция СИЗ»

В этом году в свет вышла книга «Инспекция СИЗ», изданная российским филиалом итальянской компании C.A.M.P. Несмотря на то, что авторы рассказывают и показывают снаряжение C.A.M.P., общие принципы и правила проведения инспекций справедливы и для снаряжения других производителей. Сергей Леонкин, бренд-менеджер C.A.M.P. рассказывает о книге.

Как промальпу жить по правилам?

Данная статья призвана соблюдать все правила, требования и процедуры при работах на высоте, следовать инструкциям и пресекать произвол на рабочих местах. Все персонажи вымышлены, любое сходство случайно.

Страховочные устройства и зажимы

В качестве устройств, применяемых для прикрепления привязи работника к страховочной верёвке в канатном доступе применяются устройства, регламентированные стандартом ЕН 12841 А. При перемещении работника, установленные на линию, они перемещаются по ней как вверх, так и вниз. Блокировка страховочного устройства происходит только при резком ускорении, которое происходит в момент падения или неконтролируемого спуска.

Зажимы для рабочего позиционирования работника применяются для фиксации на рабочей линии или перемещения. Вспомогательные зажимы, применяемые на канатах или верёвках служат для организации множества вариантов систем, например в качестве компонента в полиспастных системах.

Зажимы ползункового типа для применения на гибких анкерных линиях

Зажимы данного типа используются в качестве компонентов страховочных систем и регламентируются стандартом ГОСТ Р ЕН 353-2. Зажимы данного типа применяются для присоединения точки крепления на привязи к гибкой вертикальной анкерной линии.

Страховочные устройства ползункового типа

СИЗ втягивающего типа (блокирующие устройства с втяжным тросом или лентой) являются амортизационно-страховочной подсистемой и служат для соединения привязи работника с анкерным устройством. За счёт того, что втяжной трос всегда находится в натяжении, остановка падения работника происходит с незначительным фактором рывка. Это делает эти устройства наиболее эффективными при организации страховочных систем во множествах случаях, в частности, когда защита от падения требуется на месте работы с малым запасом безопасной высоты (крыши автомобилей, цистерн, железнодорожных вагонах). Данный тип оборудования должен соответствовать ТР ТС и регламентируется стандартом ГОСТ Р ЕН 360.

Устройства для спуска по верёвке и страховки напарника

Для спуска по верёвке используются специальные фрикционные устройства, которые должны соответствовать требованиям ТР ТС согласно ГОСТ Р ЕН 341. Эти устройства имеют автоматическую блокировку для управления спуском. Некоторые устройства для спуска снабжены возможностью блокировки спуска при возникновении панического рефлекса, когда работник вследствие обстоятельств теряет контроль над своими действиями.

Обычно все устройства с автоматической блокировкой соответствуют требованиям ГОСТ EN 12841 и могут применяться для рабочего позиционирования и фиксации на верёвке в канатном доступе.

При необходимости осуществлять страховку напарника при его подъёме или перемещениях на высоте, устройства из данного раздела используются в качестве страхующих устройств.

Спусковые устройства. Восьмерка

Мало залезть на гору или здание. Оттуда еще и надо слезть. Зачастую, намного удобнее, воспользоваться спусковым устройством, чем пытаться вернуться по своим следам, оскальзываясь и балансируя. А в промышленном альпинизме, в большинстве случаев, до рабочего места добираются именно методом спуска. На узлах спускаться далеко не всегда удобно. Да и "железо" предлагает гораздо большее количество вариантов использования.

Итак - "восьмерка".
Одно из самых распространенных спусковых устройств, ведущее свою родословную от легендарной шайбы Штихта. Естественно, имеющее кучу вариантов. Принцип работы основан на повышении трения. Так, классическая восьмёрка увеличивает усилие на верёвке в 4-20 раз. Например, если удерживать верёвку руками перед восьмёркой с силой 25 кг, то за восьмёркой усилие будет 200 кг, при усилии захвата руками 50 кг — 300 кг.
Из-за большого количества перегибов, общим недостатком всех восьмеркообразных явлется то, что они закручивают веревку. Это можно несколько сгладить недопусканием касания веревкой земли.

P1050455


Двурогая, рогатая
Классическая и специализированная ("Пирана" от "Пецеля")

Рогатая восьмерка (инвар, шайба)



Заблокированная восьмерка. В ненагруженном состоянии, она слегка смещена в сторону рабочей руки, но если бы в обвязке был кто-то, то она стала бы прямо.
Для спуска, необходимо взять в руку свободный конец (который уходит вниз), и, слегка натягивая, начать сбрасывать витки с рогов. Как почувствуете, что начали ползти вниз - значит все идет как надо.
Для ста кг груза лучше один оборот на рогах оставлять. Если же, человек весит кил 60, то можно смело сбрасывать все. Естественно, не забывая про удержание конца.

P1050460


И правильно заблокированная восьмерка)
Но так мало кто делает.

Как правило, это металлическое изделие, повторяющее по форме цифру «восемь». Два кольца неразрывно связаны друг с другом, одно меньше другого минимум в полтора раза. С одной стороны - два выступа в виде рогов, предназначенные для блокировки, путем обматывания веревкой, выполняется до 5 огонов (витков). Можно попробовать и больше, но не влезет))). Для дополнительной блокировки, свободный конец можно пропустить меджу восьмеркой и натянутой частью веревки.
Применяется в альпинизме, промальпе и организации понтов. Применяется для спуска, а в альпинизме/скалолазании, еще и для страховки
Для альпинизма чаще всего аллюминиевые, в промальпе чаще применяют стальные.
В первом случае — для уменьшения носимого веса, во втором — для долговечности. После 50-60 спусков на загрязненной веревке, дюралевая «восьмерка» вырабатывается примерно на треть, приходя в полнейшую негодность.
Стальная же, живет два-три сезона, а у молдавско-среднеазиатских бригад - до десяти

P1050448


Варианты заправки веревки. Слева - вариант дял легковесов. Справа - для хороших людей, которых должно быть много.
Думаю, что взаимосвязь способа заправки с весом спускаемого тела заметна. Для прапорщиков же подсказываю:
Веревка проходящая через карабин и восьмерку имеет меньше перегибов, и, соответственно, создает меньшее трение. Меньше трения - быстрее скорость спуска. Все просто.

P1050454


При таком варианте, веревка проходит с другой стороны. Никаких особых изменений при этом не происходит. Дело привычки, не более. Лично мне более удобен правый.

P1050459


Существует и такой вариант заправки. Так же, ничего не меняющий.

Несмотря на то, что происхождение названия видно из самой конструкции, слышал как-то версию, что имя свое восьмерка получила в связи с тем, что при дополнительной блокировке, обороты на рогах скрещиваются.

Классическая восьмерка (безрогая)

Применяется в альпинизме и скалолазании для организации спуска. Для зависания не предназначена, потому что блокировать веревку нечем. Разве что, еще один карабин встегнуть, и кидать огоны через него. ну или хитроумные узлы наматывать.
При фабричном производстве выполянется из алюминиевых сплавов.

P1050456


Слева - положение для неконтролирумего спуска :)
Справа - рабочее положение. Нижний конец, как и у всех восьмерок, при спуске должен контролироваться рукой.

Специализированные восьмерки.

Вариантов, разработанных под самую разнообразную специализацию, на свете существует огромное количество. К сожалению, у меня под рукой лишь пецелевская "Пирана" без соответствующего карабина, поэтому, обстоятельного рассказа не получится.

8 ка, 9 ка - это не авто, это спусковухи. спусковые приспособления для работы на веревке. часть 2

Спусковое устройство «Решётка 3 валика»
Спусковое устройство «Решётка 3 валика»

Наличие выступов обеспечивают дополнительную надёжность фиксации верёвки при вынужденной длительной остановке при спуске и при необходимости иметь свободными две руки. Для фиксации спускового устройства на верёвке необходимо нижний конец верёвки обернуть между рожек верхней (первой) перекладиной и рогом на выступе нижней.

Спусковое устройство «Решётка»
Спусковое устройство «Решётка»
Спусковое устройство «Решётка»
Спусковое устройство «Решётка»
Спусковое устройство «Решётка»
Спусковое устройство «Решётка»

Во время спуска отпускать рукой нижний конец верёвки, либо оставлять его не зафиксированным ЗАПРЕЩАЕТСЯ !

Для обеспечения безопасности при случайной потере опорной рукой нижнего конца верёвки необходимо использовать устройство только совместно с самозатягивающимися страховочными узлами (например Прусик) или зажимами, установленными выше спускового устройства!

Из-за опасности оплавления верёвки СТАЛЬНЫЕ спусковые устройства НЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ для затяжных спусков при скорости более чем 3 м/с!

ВНИМАНИЕ ! Работа со специальным снаряжением без подготовки ОПАСНА !

Появилось новое спусковое устройство «Промальп Федя» , аналог СУ «Промальп» Орион-Альп.

Это самоблокирующееся полуавтоматическое спусковое устройство.

Предназначено для спуска по одинарной веревки, обеспечения страховки, организации полиспастов и подъема по веревке!

Для уменьшения нагревания веревки при спуске изготовлен из алюминиево-магниевого сплава.

Диаметр ролика — 50/46 мм.

СУ имеет два отверстия для встегивания карабина. Встегивание в отверстие в шарнирном механизме ролика дополнительно предохраняет веревку от выпадения из устройства.

  • ширина — 65 мм;
  • толщина — 25 мм;
  • высота с ручкой — 175 мм;
  • высота без ручки — 120 мм.

Встегивание карабина в СУ «Промальп Федя»
Встегивание карабина в СУ «Промальп Федя»

Технические характеристики и принцип работы

Спусковое устройство «Паук»

Представляет собой выполненную из стального прута диаметром 10 мм стилизованную под форму паука модификацию двойной шайбы Штихта. Имеет трубчатую защиту от истирания контрольного карабина.

Принцип работы спускового устройства «Паук» основан на использовании силы трения, которая создаётся при движении вокруг тела устройства выходящей из щели рабочей верёвки. При этом сила трения зависит от того, на каком расстоянии от плоскости рабочей щели устройства расположен тормозной карабин (в данном устройстве величина неизменная), какой угол обхвата устройства нижним (опорным) концом рабочей верёвки и с каким усилием человек натягивает веревку ниже спускового устройства.

В СУ «Паук» спускающийся контролирует (и регулирует) скорость спуска усилием торможения нижнего конца верёвки опорной рукой.

Конструкция устройства позволяет использовать одновременно две спусковые веревки, с возможностью раздельной фиксации каждой из них.

Прочность и эксплуатационные характеристики соответствуют требованиям стандарта EN 341 «Устройства для спуска».

  • Максимальная нагрузка — 1500 кг
  • Покрытие — порошковая краска
  • Размер: 120×160×55 мм
  • Вес: 630 г

3. Правила использования и рекомендации по эксплуатации

Спусковое устройство «Паук»

Для подготовки устройства к работе необходимо:

Наличие рожек (лапок паука) обеспечивает дополнительную надёжность фиксации верёвки при вынужденной длительной остановке при спуске и при необходимости иметь свободными две руки. Для фиксации спускового устройства на веревке необходимо нижний конец веревки обернуть вокруг рожек.

Во время спуска отпускать рукой нижний конец веревки, либо оставлять его не зафиксированным ЗАПРЕЩАЕТСЯ !

Из-за повышенной стойкости к истиранию охотно применяется в промышленном альпинизме. Ведь в промальпе скоростные спуски не нужны, а вот стойкость устройства к абразиву на рабочих верёвках очень важна.

Спусковое устройство «Паук»

Спусковое устройство «Паук» позволяет работать на двойной верёвке. Поочерёдно протравливая одну из них — спускаться зигзагообразным маятником. Применяется, в основном, при выполнении работ методом промышленного альпинизма.

4. Техническое обслуживание и условия хранения

После эксплуатации устройство следует тщательно вычистить и высушить.

Для безопасной эксплуатации устройство необходимо перед каждым использованием проводить осмотр устройства на наличие механических дефектов, трещин, коррозии, деформации и других повреждений. При их наличии либо изношенности более чем на 10% от начального размера поперечного сечения эксплуатация спускового устройства ЗАПРЕЩАЕТСЯ .

Не реже одного раза в 6 месяцев СУ подлежит испытаниям статистической нагрузкой в 400 кг. Таким же испытаниям подлежат СУ, испытавшие динамический рывок или хранящиеся на складе более 1 года.

Спусковое устройство «Краб»

Спусковое устройство «Краб» представляет собой два параллельных ряда по три цилиндрических фрикциона в каждом, расположенных на одной стальной плите. Каждый ряд фрикционов имеет предохранительную планку-замок, предотвращающий соскакивание тормозной верёвки с фрикционов. Планки могут откидываться в сторону для возможности заправки верёвки в устройство, а в закрытом состоянии фиксируются крепёжными карабинами.

В ручных устройствах, к которым принадлежат все модификации такого типа «спусковух», коэффициент трения зависит от того, каким образом заправлена верёвка в спусковое устройство, какой угол обхвата устройства нижним (опорным) концом рабочей верёвки и с каким усилием человек натягивает веревку ниже спускового устройства.

Принцип работы спускового устройства «Краб» основан на использовании силы трения, которая создаётся при движении рабочей верёвки заправленной «змейкой» вокруг цилиндрических фрикционов спускового устройства при осуществлении спуска.

Спусковое устройство «Полукраб»

Спускающийся контролирует (и регулирует) скорость спуска и усилием торможения нижнего конца верёвки опорной рукой с одной стороны, и увеличением либо уменьшением угла обхвата «нижнего» (или последнего) задействованного фрикциона нижним концом верёвки.

Прочность и эксплуатационные характеристики соответствуют требованиям стандарта ДСТУ EN 341:2006 «Индивидуальные средства защиты от падения с высоты. Устройства для спуска».

  • Максимальная нагрузка: 25 кН
  • Покрытие — порошковая краска
  • Размер, мм:
    • «Краб» — 165×185×45
    • «Полукраб» — 77×200×45
    • «Краб» — 1300
    • «Полукраб» — 670

    Спусковые устройства «Краб» и «Полукраб»

    Для обеспечения безопасности при случайной потере опорной рукой нижнего конца верёвки необходимо использовать устройство только совместно с самозатягивающимися страховочными узлами (например, Прусик) или зажимами, установленными выше спускового устройства!

    Спусковое устройство «Краб» позволяет работать на двойной верёвке. Поочерёдно протравливая одну из них — спускаться зигзагообразным маятником. Применяется, в основном, при выполнении работ методом промышленного альпинизма.

    Наличие выступов обеспечивают дополнительную надёжность фиксации верёвки при вынужденной длительной остановке при спуске и при необходимости иметь свободными две руки. Для фиксации спускового устройства на веревке необходимо нижний конец веревки обернуть вокруг рожек.

    по аналогии идет заправка веревки в спусковое устройство рыбка

    alt

    Спусковое устройство «Букашка»

    Представляет собой выполненную из высокопрочного алюминиевого сплава стилизованную под форму букашки модификацию двойной шайбы Штихта. Имеет стальные цилиндрические фрикционы соединённые распорной планкой.

    Принцип работы спускового устройства «Букашка» основан на использовании силы трения, которая создаётся при движении вокруг тела устройства выходящей из щели рабочей верёвки. При этом сила трения зависит от того, на каком расстоянии от плоскости рабочей щели устройства расположен тормозной карабин, какой угол обхвата устройства нижним (опорным) концом рабочей верёвки и с каким усилием человек натягивает веревку ниже спускового устройства.

    В СУ «Букашка» спускающийся контролирует (и регулирует) скорость спуска усилием торможения нижнего конца верёвки опорной рукой. Закрепление карабина в дальнее от перекладины отверстие позволяет уменьшить силу протравливания веревки и применяется для облегчения работы с двойной веревкой.

    Наличие рожек (лапок букашки) обеспечивает дополнительную надёжность фиксации верёвки при вынужденной длительной остановке при спуске и при необходимости иметь свободными две руки. Для фиксации спускового устройства на веревке необходимо нижний конец веревки обернуть вокруг рожек.

    • Максимальная нагрузка — 2000 кг
    • Покрытие — порошковая краска
    • Размер: 85×120×45 мм
    • Вес: 145 г

    Спусковое устройство «Букашка»

    Спусковое устройство «Букашка» позволяет работать на двойной верёвке. Поочерёдно протравливая одну из них — спускаться зигзагообразным маятником. Применяется, в основном, при выполнении работ методом промышленного альпинизма.

    alt

    Варианты работы с девяткой:

    Cinch - самый маленький из всех существующих в мире автоблокантов и соответственно самый легкий из них.
    Синч - интересное устройство, одной из его особенностей является то, что его можно устанавливать на преднатянутую рапель.
    Область применения та же - нижняя динамическая страховка первого номера в скалолазаньи, ну и разумеется миниатюрное спусковое устройство! При весе в 182 грамма, он рассчитан на веревки в диапазоне от 9.4 мм до 11 мм (что, в общем-то перекрывает практически весь спектр наиболее используемых одинарных веревок), при этом имеет очень простую конструкцию и самый легкий ход свободной веревки. В общем, если вес СУ важен, то Cинч - это наилучший выбор!

    EDDY Edelrid -первая версия. Компания EDELRID Германия.(Образец 2005 года)

    alt

    Ещё один малоизвестный автоблокант в России - Эдди.
    Вес - 390 грамм. Рабочая нагрузка - 150 кг. Диаметр рабочей верёвки - от 9 мм до 11.4 мм. На веревке защелкивается, т.е. можно снять с карабина и оставить на веревке - не слетит. Ручка большая, удобная. Веревку не крутит, т.к. веревка изгибается в одной плоскости (входит сверху, выходит вниз по принципу "решетки" или "Робота"). Спуск плавный. Имеется функция антипаника. После срабатывания антипаника (в т.ч. принудительного) ручка начинает работать в двух направлениях (и вверх и вниз, в среднем положении - стоишь). Очень удобно для спуска груза. При использовании для взаимной страховки веревку не закусывает, в отличии от Гри-Гри, т.е. при выдавании веревки через устройство нет характерного для Гри-Гри защемления верёвки. Есть функция ручного блокирования веревки в устройстве (при ненагруженной веревке). На подъеме идет заметно легче, чем Гри-Гри.
    Обратите внимание - заправка верёвки в устройство осуществляется с точностью наоборот от гри-гри! Не путайте!

    EDDY Edelrid -новая версия.(Образец 2007 года)- 350 грамм.

    alt

    Ещё одна фирма из Германии, активно продвигающая данный десцендер на рынок под брендом "LORY LO 01"- компания "BORNACK" . Вес изделия - 366 грамм.

    При ближайшем рассмотрении изделия, нетрудно заметить, что оно универсально, то есть - автоблокант удовлетворяет и запросам промальпа и спорта одновременно: CE, EN 341 A, EN 353-2, EN 358, prEN 15151.

    Zap-O-Mat
    новое облегчённое страховочно-спусковое устройство от Edelrid’а.
    Zap-O-Mat - это безусловно первое страховочно-спусковое устройство торможение верёвки в котором, происходит посредством "плавающего" от приложенной нагрузки пера. Работает со следующими диаметрами верёвок - от 8,9 до 10,5 мм включительно. Если нажать зеленую кнопку подъема пера внутрь, то выпускание верёвки из устройства становится удивительно лёгким. Тем не менее (при утопленной внутрь кнопке) при срыве первого номера устройство гарантированно срабатывает и динамично блокируется. То же самое происходит, если Zap-O-Mat используется в качестве спускового ус-ва. Попытка дюльферяющего перейти в состояние свободного полёта будет однозначно остановленно!

    Страховочно-спусковое устройство SUM 10 (Испания)
    Образец - зима 2006-07 г.г.

    Диаметр рекомендованной верёвки: 11 мм
    Материал: Нержавеющая сталь
    Вес: 1.54 фунта. (695 g)
    Сертификация: prEN 12841

    Производятся различные модификации: QUADRA rigging D02
    QUADRA D32 (PowerLock DoubleStop) с функцией антипаника.

    Читайте также: