Сш 36 стальной шлем

Обновлено: 04.05.2024

Идеальное коллекционное состояние. Гарантированный оригинал из старого частного собрания.

Советский шлем СШ-36

Политическая ситуация возникшая в Европе в начале 30-х годов вынуждала советское военное руководство ускорить процесс создания собственного стального шлема, который смог бы придти на замену устаревшим каскам Адриана и М 17 (Sohlberg).

В 1934 начинается разработка нового стального шлема Красной армии и в 1935 году на Ленинградском металлургическом заводе уже было начато производство шлемов. Новый шлем получил маркировку "Стальной шлем 1936" или "СШ-36" по году начала поставки шлема в армию. Это был первый оригинальный шлем, созданный в России и распределенный в армейских подразделениях в большом количестве. Шлем имел оригинальную полусферическую форму, с выдающимся вперед козырьком и боковыми полями-скатами. Шлем придавал силуэту советского солдата узнаваемость. Несмотря на оригинальность, шлем, теме не менее, имел некоторые элементы, унаследованные от предыдущих моделей. Так в частности вентиляционное отверстие располагалось в верхней части купола шлема и прикрывалось накладкой напоминающей гребень, традиционный для касок Адриана, только значительного меньшего размера.

Шлем изготавливался из стали, его вес составлял 1200-1300 грамм, в зависимости от размера (всего было три размера). Толщина стали 1,1 мм. Подшлемник изготавливался из ткани, обрамленной в нижней части полоской кожи или кожзаменителя и имел купольную форму. Размер подшлемника регулировался с помощью шнура, расположенного в верхней части купола. Крепление подшлемника осуществлялось с помощью трех небольших клепок, расположенных на поверхности шлема. Еще один элемент СШ-36, связывающий его с предыдущими моделями русских шлемов - это гофрированные алюминиевые полосы, установленные между шлемом и подшлемником для обеспечения вентиляции, а так же выполняющие амортизационные функции. Подбородочный ремень изготавливался из ткани или кожи. Длинна подбородочного ремня регулировалась с помощью квадратной пряжки.

Окрашивался шлем в темно-зеленый цвет или в цвет хаки. Во фронтальной части шлема наносился контур пятиконечной звезды. Первое боевое крещение СШ-36 получили во время гражданской войны в Испании, затем были испытания в боях на озере Хасан в 1938 году, во время боев у реки Халхин-Гол в 1939 году и во время Зимней войны с Финляндией в 1939-1940 году. В результате испытаний у шлема был выявлен ряд недостатков, в частности широкие поля, сделанные по инициативе С.М. Буденного для большей защиты солдат от ударов шашки, создавали эффект паруса и затрудняли передвижение солдата, а большой козырек уменьшал обзор, кроме того защитные характеристики шлема оставляли желать лучшего. В небольших количествах шлемы этой модели поставлялись в Испанию во время гражданской войны 1936-1939 года в качестве военной помощи республиканцам.

К началу войны СШ-36 постепенно заменялся шлемом новой модели - СШ-40. В начале войны в связи с нехваткой экипировки солдатам выдавались шлемы СШ-36, в том числе собранные с полей сражений при этом шлемы реставрировались, в частности мог быть установлен подшлемник более позднего образца.

Каска СШ-36 («халхинголка»)

Серия монет «Оружие Великой Победы (конструкторы оружия)» последовательно показывает образцы вооружения, благодаря которому Советский Союз добился перелома в войне с Германией и победно завершил её в Берлине. Однако эти выпуски обошли вниманием защитные шлемы, спасшие жизни многих советских воинов. Мы уже подробно рассказывали о касках и шлемах, которыми обеспечивались иностранные армии от Первой мировой войны до наших дней. Эта статья расскажет о стальном советском шлеме СШ-36 – первой каске, разработанной отечественными конструкторами и запущенной в Советском Союзе в массовое производство.

Защитные шлемы РККА до середины 1930-х гг.

Убедившись в необходимости защитных шлемов на фронтах Первой мировой войны, командование армии Российской империи прорабатывало вопрос из закупки. Бригады русских стрелков, оказавшиеся во Франции, получали местную экипировку, в состав которой входила и «каска Адриана» (М15 или М1915), успевшая неплохо себя зарекомендовать. Весной 1916 года было решено приобрести у союзнической Франции два миллиона пехотных «касок Адриана». Однако император Николай II считал это решение поспешным, поэтому положительно вопрос решился только к середине лета. Для русских войск стандартную каску французы красили светлой охрой и ставили впереди кокарду с гербом Российской Империи. Изделию присвоили название М16 или М1916 («Модель 1916 года»). Поставки затягивались, и к концу года прибыло всего 340 000 штук.

Ещё раньше прорабатывался вопрос изготовления собственных аналогов «каски Адриана». Так появилась каска «Sohlberg» («Сольберг»), известная также как М17 или М1917. Для её производства планировали задействовать Ижорский завод, Саратовский завод «Жесть» и уральские Сергинско-Уфалейские горные заводы. Но основная часть заказа досталась Великому княжеству Финлядскому (предприятия «Граната», G.W. Sohlberg и V.W. Holmberg). Вес каски находился в пределах от 800 до 850 грамм. От «каски Адриана» М17 отличала повышенная прочность. На выделку шлема путём штамповки шла листовая сталь, усиленная никелем. Толщина шлема – примерно 1,2 мм. Вентиляционное отверстие сверху прикрывала приклёпанная накладка по типу гребня. Революция в России и отделение от неё Финляндии послужили тому, что в русскую армию ушло незначительное количество шлемов, а большая часть осталась у финнов. М16 и М17 по наследству достались РККА.

На основе М15 в СССР началось производство собственных защитных головных уборов, которые именовали «стальной шлем (каска) образца 1928 года». Внешне они походили на французский образец за исключением формы козырька и назатыльника. Теперь для маскировки использовали оливково-зелёную краску (цвет «хаки»). Правда, солдата демаскировала фронтально укреплённая большая красная звезда с серпом и молотом. Это наследие прежних времён, когда революционно настроенные солдаты отламывали имперский герб и заменяли его пятиконечным символом Революции, вырезанным из жести. Данная версия каски вместе с М16 и М17 использовалась РККА вплоть до конца 1930-х гг.

Однако на Всесоюзных маневрах 1929 года приняли решение, что этот шлем уже морально устарел, и ему срочно требуется замена. В 1930 году свой вариант армейского шлема предложил лейтенант Александр Абрамович Шварц. В то время Веймарская республика считалась чуть ли не союзником СССР (оба государства оказались вытесненными из различных международных организаций из-за противодействия стран, ставших победителями в Первой мировой войне), что привело к большому числу контактов между военными специалистами с обеих сторон. Это нашло отражение в облике представленного стального шлема М30 («модель 1930 г.»), напоминающего немецкие образцы. У Шварца не было пресса, способного сделать цельный шлем, поэтому приходилось сваривать его из частей. Опытная партия (менее сотни экземпляров) не снискала одобрение специальной комиссии Штаба РККА, поэтому серийное производство шлемов данного образца так и не началось.

Каска СШ-36 (стальной шлем образца 1936 года)

Отказ от М30 не сразил Шварца. Напротив, полученный опыт только подвиг его на дальнейшие разработки. Работая на должности инженера высшей квалификации Контрольно-технического отделения Научно-Технического отдела Главного артиллерийского управления РККА в звании интенданта первого ранга (соответствует полковнику), Шварц реализует множество идей, лёгших в основу новой каски, получившей предварительное название «Красноармейский шлем стальной образца 1935 года». По некоторым сведениям, образец был показан ещё в 1934 году, а в его испытании принял участие сам Семён Михайлович Будённый. Пробуя прочность каски рубящими ударами, Будённый указал, что лезвие опасно соскальзывает с края каски, что приведёт к существенному увечью бойца. Поэтому каска обрела широкие боковые поля, которые по идее должны были силой нанесённого удара придать вражескому лезвию иное направление и увести в сторону от плеча бойца РККА.

9 августа 1935 года появляется секретное Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) № С-39сс «О состоянии обозно-вещевого и продовольственного снабжения РККА», регламентирующее уже к октябрю предоставить опытные образцы каски и план развёртывания их выпуска. В конце ноября Климент Ефремович Ворошилов сделал доклад «Утверждение образца стального шлема для РККА», а Политбюро ЦК ВКП(б) дало согласие на его выпуск. Производство доверили Лысьвенскому металлургическому и металлообрабатывающему заводу имени газеты «За индустриализацию» (далее ЛМЗ). Окончательный вариант каски утвердили в январе 1936 года. В результате названием изделия стало «СШ-36» («Стальной шлем образца 1936 г.»). Кроме Лысьвы в производстве шлема принимала участие московская фабрика «Освобождённый труд», делавшая подтулейники с подбородочным ремнём.

После массовых поставок в войска каска СШ-36 стала отличительной особенностью красноармейца, так как полусфера с выступавшими боковыми полями и козырьком внешне сильно отличалась от «каски Адриана» и её аналогов. Правда, гребень, защищающий вентиляционное отверстие, сохранился, но значительно уменьшился в размерах. Для изготовления шлема использовалась броневая сталь толщиной 1,1 мм, при этом каска весила 1,2-1,3 кг. Вес зависел от формы и размера шлема. Производились каски круглой, овальной и вытянутой формы, при этом для каждой формы существовало три размера (большой, средний и малый).

Голову бойца защищал подшлемник М30 в виде купола, выполненного из ткани, понизу обшитой кожей или кожзаменителем. Подстроить его по форме головы помогал шнур, проходивший внутри края верхней части. Между каской и подшлемником проходили гофрированные алюминиевые полосы, служившие амортизацией и помогавшие вентиляции. Фиксировалась каска подбородочным ремнём из ткани или кожи, длину которого регулировала пряжка. Как и прежде, для маскировки шлем имел тёмно-зелёный или оливковый цвет. Для СШ-36 решили не применять накладную звезду, а просто наносить красным её контур.

Применение СШ-36 в боях

Когда в Испании началась гражданская война, Советский Союз начал поставки вооружения республиканцам и воевавшим на их стороне интербригадам. В составе поставок были и каски СШ-36, однако исследователи считают, что число этих шлемов было невелико. Тем не менее, именно Испания считается для СШ-36 первым боевым крещением. Непосредственно Красная армия опробовала СШ-36 в боевых условиях у озера Хасан, где вела бои с отрядами вторгшихся японских милитаристов. После сражений подсчитали, что применение защитного шлема снизило смертность бойцов Красной Армии от ранений черепа до 5,8%.

Прозвище «халхинголка» закрепилось за каской после приграничного конфликта Монголии и марионеточной империей Маньчжоу-го. Монгольские рубежи защищала РККА, сражавшись с японской армией у реки Халхин-Гол всё лето 1939 года. Для защиты головы советские солдаты в большинстве применяли именно СШ-36, о чём свидетельствуют многочисленные фотографии. СШ-36 опознать достаточно просто, завидев небольшой выступ («гребень») на верхушке шлема.

Далее «халхинголка» отправилась на воссоединение СССР с территориями Западной Украины и Западной Белоруссии, временно утраченными после Первой мировой войны. А затем последовала Советско-финская война 1939-1940 года. Так как боевые действия последней проходили зимой, СШ-36 перекрашивали в белый цвет для лучшей маскировки на фоне снега. Уже в период этих кампаний не только начата разработка нового защитного шлема для РККА, но и произведены первые партии СШ-39, а затем и СШ-40 (этот шлем предполагал ношение под ним не только пилотки, но и зимней армейской шапки).

Быстро заменить СШ-36 не получилось из-за начавшейся войны с Германией. Поэтому на фронт шли поставки как новых шлемов, так и старых запасов. Однако привычный образ советского бойца времён Великой Отечественной войны уже не учитывает СШ-36. Голову воина-освободителя, знакомого нам по плакатам и фильмам, защищает каска уже без характерного гребня.

Японской армии довелось ещё раз повстречать «халхинголки», когда Красная Армия перешла в 1945 году границу СССР на Дальнем Востоке и начала освобождать оккупированный японцами Китай. Подразделения, подтянувшиеся из поверженной Германии, в большинстве своём уже носили каски нового образца. Но отряды, стоявшие на охране границы всю первую половину 1940-х гг. ещё были снабжены довоенными запасами шлемов, среди которых большую часть составляла каска СШ-36.

Причины отказа от СШ-36

И Польский поход, и война с белофиннами выявили ряд существенных проблем у шлема СШ-36. Например, те самые широкие поля, которые по слухам рекомендовал Будённый, создавая эффект паруса при сильном ветре, мешали солдату в быстрой атаке. Выдвинутый вперёд козырёк сокращал сектор обзора, а участок над козырьком легко пробивался пулей. К работе над улучшением конструкции привлекли инженеров и техников ленинградского НИИ-13. К этой группе прикомандировали военных Народного комиссариата обороны и специалистов ЛМЗ, которые разъясняли те или иные аспекты практической реализации выдвинутых идей. Интересно, что испытывать новый шлем (по воспоминаниям одного из конструкторов М.И. Корюкова) снова вызвался Будённый. Опробовав опытный образец шашкой и не увидев существенного урона, легендарный кавалерист сначала с установленного испытаниями расстояния, а затем практически в упор расстрелял шлем из нагана. Однако каска с честью выдержала прямое попадание пуль.

В 1939 году ЛМЗ снимает с производства СШ-36 и начинает делать каски нового образца. В годы войны, после разрушения Сталинградского металлургического завода «Красный Октябрь», Лысьва остаётся единственным местом, где для армии массово изготавливали каски СШ-40. Во-многом благодаря самоотверженной работе Лысьвенского металлургического завода весь военный период городу Лысьва 10 сентября 2021 года присвоено звание «Город трудовой доблести».

Советский стальной шлем СШ-36

Советский стальной шлем СШ-36

Оригинальный светло серый окрас поверх зеленого, а также звезда поверх серого. Шлемы в светло сером окрасе широко использовались на флотах, а также во время финской войны. Редчайший коллекционный шлем из старого частного собрания. Гарантированный оригинал.

Шлем (каска) СШ 36. «халхинголка».Ремонтный. Звезда второго типа.

Для просмотра 3D нажмите на фото со знаком 360. Перейдите в режим просмотра 3D фотографии. Нажмите и удерживайте кнопку мыши, зажав кнопку проведите в лево или в право/ проведите пальцем по тачскрину. Можно увеличить колесом до 5 раз.

Шлем (каска) СШ 36. «халхинголка».Ремонтный. Звезда второго типа.

ssh36_s.jpg

СШ-36 (также известный под названием «халхинголка») — индивидуальное средство защиты военнослужащего ВС Союза ССР, стальной шлем образца 1936 года.

Первый стальной шлем советского производства, принятый на вооружение РККА. В других источниках встречается название шлема, в период его разработки, «Красноармейский шлем стальной образца 1935 года».

ssh36_4_s.jpg

Средство индивидуальной защиты военнослужащих РККА и РККФ, широко использовался в Вооружённых Силах Советским Союзом во время боёв на Хасане и Халхин-Голе, в Польском походе РККА, в Советско-финской войне и в начальный период Великой Отечественной войны. Также отмечено его использование советскими солдатами некоторых частей во время советско-японской войны в 1945 году. СШ-36 носился как и все остальные шлемы с подшлемником.

ssh36_3_s.jpg

История

В 1920—1930-х годах в РККА использовались шлемы типа «Каска Адриана», появившиеся ещё в Русской армии в 1916 году, а также шлемы типа М17 — в относительно небольших количествах. Разработанный в 1929 году шлем М29, а также М30 — 1930 года, так и не пошли в производство.

В середине 1934 года Наркомат обороны СССР выдал задание на разработку стального шлема для РККА, соответствующего условиям современного общевойскового боя. В том же 1934 году, опытный образец, представленный на рассмотрение военному руководству, лично испытывал маршал Советского Союза С. М. Будённый, рубя шлем шашкой. По его же инициативе принятый в результате на вооружение шлем получил широкие боковые поля, призванные защищать плечи бойца от рубящего удара сверху вниз (поля должны были отклонять клинок от плеча).

ssh36_9_s.jpg

В 1935 году на Лысьвенском металлургическом заводе началось производство шлема нового образца, разработанного Шварцем, принятого на вооружение в 1936 году и получившего обозначение СШ-36.

Новый шлем получил оригинальную полусферическую форму с выдающимся вперёд козырьком и боковыми полями-скатами. Его силуэт походил на немецкий стальной шлем.

СШ-36 стал первым шлемом, разработанным и запущенным в массовое производство в СССР. Боевое крещение СШ-36 получил во время войны в Испании, куда его поставляли республиканцам и интербригадам.

ssh36_5_s.jpg

Летом 1938 года стальные шлемы использовались в ходе боевых действий у озера Хасан. По результатам анализа ранений, полученных военнослужащими РККА в ходе боевых действий у озера Хасан, было установлено, что наличие шлема позволило снизить смертность военнослужащих РККА от ранений черепа до 5,8 % (при этом во время Первой мировой войны смертность от ранений черепа военнослужащих царской армии, не имевших металлических шлемов, составляла 50 %).

В дальнейшем он активно применялся Красной Армией в боях на Халхин-Голе, где получил прозвище «халхинголка», а также в Зимней войне и в Польском походе в 1939 году. Однако в ходе его применения было выявлено значительное количество недостатков. Так, широкие поля создавали «эффект паруса» и затрудняли передвижения солдата, а большой козырёк уменьшал обзор. Именно по этим и другим причинам в 1939 году началась работа над следующим шлемом, который в дальнейшем получил наименование СШ-39, далее СШ-40. Начиная с 1940 года в РККА началась постепенная замена СШ-36 на шлемы новой модели, однако начавшаяся Великая Отечественная война отодвинула эту замену, ввиду чего СШ-36 применялся вперемешку с СШ-40 советскими солдатами примерно до 1943 года.

ssh36_8_s.jpg

В то же время некоторая часть советских солдат использовала этот шлем во время советско-японской войны в августе — сентябре 1945 года, чему есть немало свидетельств в кинохронике, снятой советскими кинодокументалистами. В частности, это отображено в 19-й серии документального фильма «Неизвестная война» (США-СССР, 1978 год).

В послевоенные годы СШ-36 иногда встречались у команд пожарных расчётов.

СШ-36 был по форме — круглый, овальный и вытянутый и имел три размера по величине, в каждой форме:

Стальной шлем образца 1936-года СШ-36 или каска «халхинголка», или «хасанка» была принята на вооружение РККА в 1936 году. Иногда каску называют «Ушастой». По легенде сам С.М. Будённый повлиял на ее дизайна: для защиты бойца от сабель предусматривались широкие ушные поля, отводящие удар в сторону.

Первое боевое крещение СШ-36 получила в Испании, где в 1936-1939 была гражданская война. В Испанию каски поставляли в качестве военной помощи республиканцам. Затем в 1938 году на Дальнем Востоке на озере Хасан, когда японские войска решили занять сопку Заозерная в 150 км от Владивостока. Возможно части Северного Китая и Кореи им стало не хватать, и они решили водрузить флаг Японии на территории СССР, но это уже отдельная история. В результате боя японские войска покинули сопку с потерпев поражение. Прилагается фото флага СССР на вершине сопки.
После поражения на озере Хасан японские войска решили «отжать» часть территории у Монголии, которая уже входила в состав СССР. Так летом 1939 года японские войска при поддержке танков и самолетов вошли на территорию Монголии на 40 км. Так началась четырех месячная полномасштабная война за советскую Монголию. С обеих сторон в военном
В конфликте участвовало более 100 000 солдат. Японцы потерпели поражение. А название «халхинголка» получила именно во время этой войны, когда все советские войска были одеты в СШ-36 в приграничном районе реки Халхин-Гола.
После боевого крещения в районе реки Халхин-Гола СШ-36 пришлось испытать на себе финские морозы во время Зимней войне и освободить Западную Украину и Белоруссию от польской власти.

"Халхинголка" была основной каской до начала Великой отечественной войны и должна была заменить устаревшие каски Адриана М1916 и Sohlberg M17.
СШ-36 стал первым отечественным шлемом, который стали массово производить для нужд армии. Шлем изготавливался из стали толщиной 1,1мм и висли 1200-1300 грамм. Вес зависел от размера, было 4 размера каски и 8 размеров подшлемников (от 53 до 60). Подшлемник был позаимствован у шлема Шварца М-30, который не был принят на вооружение. Подшлемник изготавливался из ткани с регулировочным шнурком. Внутри подшлемника располагались алюминиевые полосы, которые выполняли амортизационные функции и обеспечивали дополнительную вентиляцию. С помощи трех заклепок происходило крепление каски к подшлемнику в районе алюминиевой ленты. Подбородочный ремень для каски изготавливали из кожи или ткани, а их длина регулировался с помощи квадратных пряжек. На верху каски имеется небольшой гребень, под которым находится вентиляционное отверстие. СШ-36 «халхинголку» окрашивали в темно-зеленый цвет.

После практического использования во время боевых действий СШ-36 «халхинголки» выяснилось, что широкие поля для защиты от сабли на которых настоял С.М. Буденный создавали эффект «паруса», а козырек уменьшал обзор бойца. Так же защитные свойства шлема от пуль и осколков оставляли желать лучшего.
СШ-36 «халхинголка» окончила свой боевой путь в сентябре 1945 года с капитуляцией японской армии.

Каска "Халхинголка"

Каска-халхинголка, она же шлем стальной СШ-36, была принята на вооружение Красной Армии в 1936 г. Имела характерные широкие поля и низкий козырек, которые (по легенде) придумал Буденный — для защиты от сабельных ударов.
На макушке в каске было небольшое отверстие, для вентиляции. Его прикрывала накладка в виде гребня. СШ-36 была основной каской РККА до 1940 г., пока не появилась СШ-40 — советская каска времен Великой Отечественной войны.
Красноармейцы на параде в честь Первого мая.


Первомай в Киеве перед войной.


Впервые советским солдатам пришлось повоевать в касках СШ-36 на озере Хасан в 1938 г. Север Китая и Корея в то время были оккупированы Японией. Но кроме того японцам приглянулась некая сопка Заозерная километрах в 150 от Владивостока. Зачем она им понадобилась — не известно. Но в один прекрасный день самураи перешли границу, заняли эту сопку (а также соседнюю), поставили пулеметы и окопались. Типа теперь — это наше.
На фото ниже — красноармейцы в касках СШ-36 устанавливают флаг на вершине сопки Заозерная:


Однако самураи не унимались. На следующий (1939-й) год им приглянулось уже кое-что из монгольской территории. А именно район приграничной реки Халхин-Гол. Летом 1939 г. японцы при поддержке танков и авиации вторглись в Монголию.
Началась полномасштабная 4-месячная война, где с обоих сторон участвовало больше 100 000 солдат. Японцы были рагромлены. Советские войска на реке Халхин-Гол были сплошь в шлемах СШ-36, откуда и пошло название этой каски -халхинголка.
Офицеры в халхинголках и автострадные танки БТ в монгольской степи.


Политзанятие на Халхин-Голе. Все в СШ-36, только несколько человек — в пилотках.


Политические подковался — получи комсомольский билет!


Командир монгольских союзников маршал Чойбалсан и красноармейцы в халхинголках.
Справа от Чойбалсана — офицер очень похожий на Жукова.


Но как оказалось, это дивизионный комиссар Никишев


Халхин-Гол был локальным конфликтом.


Офицер в халхинголке во время польского похода.


Встреча с союзниками. Немец (второй справа) — вылитый бравый солдат Швейк с иллюстраций Йозефа Лады к книжке Гашека.


Границу подвинули — можно и покурить.


В 1939 г. уточнили границу на западе. В 1940 — на Карельском перешееке. На фото — парад 1 мая 1940 г. в недавно завоеванном Выборге.


1 мая 1941 г. Немцы уже вовсю собирают войска на границе. РККА — тоже. Скоро начнется. Из них — участников первомайского парада 1941 г. до конца войны доживут немногие. Довоенная кадровая Красная армия почти полностью погибнет в провальной кампании лета-осени 1941 г.


Лето 1941… Убитые советские солдаты в халхинголках.


Сентябрь 1941. Сапер в СШ-36 за работой. Хорошо виден гребень на каске.


Курская дуга, 1943 год. Боец в халхинголке (слева) осматривает подбитую самоходку «Фердинанд». Сегодня продукция под маркой Фердинанда Порше — мечта потребителя. В 1943 — артиллериста.


К концу войны халхинголки в массовом порядке остались только на Дальнем Востоке. Их можно видеть на ряде фотографий советско-японской войны 1945 г. Война была скоротечной, всего три недели. Из них за первые 2 советские войска прошли всю Маньчжурию и захватили ряд ключевых пунктов на море. Потом у японцев началась общая капитуляция и сдача в плен. Ниже — два офицера морской пехоты Тихоокеанского фронта во время советско-японской войны 1945 г.


Август 1945. Воздушный десант на город Мукден (северный Китай) на аэродроме.


Еще те же мукденские десантники 1945 г.:


После советско-японской войны боевая история СШ-36 заканчивается. Дальше халхинголка переходит в разряд военного антиквариата.

Читайте также: