Сталь 18х2н4ма характеристики применение

Обновлено: 28.04.2024

Германия (DIN,WNr) 1.6657, 14NiCrMo134, GX19NiCrMo4, X19NiCrMo4; Япония (JIS) SNCM815; Англия (BS) 832M13, 835M15; Испания (UNE) 14NiCrMo131; Болгария (BDS) 18Ch2N4MA; Польша (PN) 18H2N4WA; Чехия (CSN) 16720; Австрия (ONORM) BOHLERM130

Общая характеристика

Высококачественная хромоникельмолибденовая сталь. Улучшаемая цементируемая маара стали

Сталь 18Х2Н4МА применяется: для изготовления ответственных деталей, к которым предъявляются требования высокой прочности, вязкости и износостойкости, а также для деталей, которые подвергаются высоким вибрационным и динамическим нагрузкам после проведения цементации и улучшения; деталей трубопроводов с закалкой в масло и отпуском в масло или на воздухе; бесшовных труб для авиационной техники; клапанов впуска, болтов, шпилек и других ответственных деталей, работающих в коррозионной среде при повышенных температурах (+300-400 °С). Сталь может применяться при температуре от -70 °С до +450 °С.

Вид поставки

Сортовой и фасонный прокат

Трубы стальные и соединительные части к ним

ТУ 14-3-367-75, ТУ 14-3-572-77

Обработка металлов давлением. Поковки

ГОСТ 8479-70, ТУ 24-00.13.034-89, СТ ЦКБА 010-2004

Классификация, номенклатура и общие нормы

Болванки. Заготовки. Слябы

ОСТ 3-1686-90, ТУ 14-1-1265-75, ТУ 14-1-4944-90, ТУ 1-92-156-90

Краткая характеристика.

Сталь 18X2H4MA относится к классу высококачественных легированных конструкционных сталей. Одной из основных сфер применения этой марки является производство деталей машиностроения для которых характерны свойства большой износостойкости, жесткости в сочетании с высокой стойкостью к динамическим и вибрационным нагрузкам, что достигается путем цементации.

Цементацией (науглероживанием) называется химико-термическая обработка, заключающаяся в диффузионном насыщении поверхностного слоя стали углеродом при нагреве в науглероживающей среде (карбюризаторе). Окончательные свойства цементированных изделий приобретают после закалки и низкого отпуска. Назначение цементации и последующей термической обработки - придать поверхностному слою высокую твердость и износостойкость, повысить предел контактной выносливости и предел выносливости при изгибе при сохранении вязкой сердцевины.

Цементация широко применяется для упрочнения среднеразмерных зубчатых колес, валов коробки передач автомобилей, отдельных деталей рулевого управления, валов быстроходных станков, шпинделей и многих других деталей машин. На цементацию детали поступают после механической обработки с припуском на грубое и окончательное шлифование 0,05-0,010 мм. Во многих случаях цементации подвергается только часть детали, тогда участки, не подлежащие упрочнению, покрывают тонким слоем малопористой меди (0,02-0,04 мм), которую наносят электролитическим способом, или изолируют специальными обмазками, состоящими из смеси огнеупорной глины, песка и асбеста, замешанных на жидком стекле. Для обеспечения стабильности и качества рекомендуют детали перед цементацией подвергнуть промывке в 3 - 5% содовом растворе.

Для деталей ответственного назначения, испытывающих в эксплуатации значительные динамические нагрузки, применяют хромоникельмолибденовые (такие как: 12ХН3А, 20ХН3А ) и более сложнолегированные высококачественные стали, типичным образцом таких марок является сталь 18Х2Н4МА.

Одновременное легирование хромом и никелем повышает прочность, пластичность и вязкость сердцевины. Никель, кроме того, повышает прочность и вязкость цементированного слоя. Молибден (Mo) вводится в высококачественную сталь 18X2H4MA сталь для увеличения её вязкости и повышения прокаливаемости

Хромоникельмолибденовые стали малочувствительны к перегреву при длительной цементации и не склонны к пересыщению поверхностных слоев углеродом. Большая устойчивость переохлажденного аустенита в области перлитного и промежуточного превращений обеспечивает высокую прокаливаемость хромоникельмолибденовой конструкционной стали.

Химический состав в % материала 18Х2Н4МА.

Сталь марки 18Х2Н4МА

** Операции (после цементации) применяются при обработке крупных деталей сложной конфигурации для понижения устойчивости остаточного аустенита в цементованном слое, получения более равномерной твёрдости с поверхности после закалки и отпуска и уменьшения деформации.

Механические свойства стали 18Х2Н4МА в зависимости от сечения
Сечение, мм Место вырезки образца σ0,2 (МПа) σв(МПа) δ5 (%) ψ % KCU (Дж / cм 2 ) HRC Э
Закалка 860 °С, масло. Отпуск 200 °С
40
60
80
100
120
Ц
Ц
1/2R
1/2R
1/3R
1070
1110
1130
1100
1090
1300
1250
1250
1230
1220
14
15
12
15
13
69
62
54
63
60
150
140
170
160
160
43
41
42
40
41
Закалка 860 °С, вода. Отпуск 200 °С
40
60
80
100
120
Ц
Ц
1/2R
1/2R
1/3R
1220
1280
1250
1210
1240
1420
1420
1390
1360
1340
13
13
12
13
12
66
61
45
57
42
110
120
150
130
140
45
45
45
44
41

Механические свойства стали 18Х2Н4МА в зависимости от температуры отпуска
Температура отпуска, °С σ0,2 (МПа) σв(МПа) δ5 (%) ψ % KCU (Дж / cм 2 )
Закалка 850 °С, масло
200
300
400
500
600
1170
1140
1040
950
710
1470
1390
1280
1180
940
12
12
12
13
19
64
64
63
66
73
114
98
86
92
183

Механические свойства стали 18Х2Н4МА при повышенных температурах
Температура испытаний, °С σ0,2 (МПа) σв(МПа) δ5 (%) ψ % KCU (Дж / см 2 )
Закалка 880 °С, масло. Отпуск 560 °С
20
200
300
400
500
550
1090
1060
1050
960
810
710
1240
1190
1200
1060
880
750
12
12
14
14
14
16
61
60
64
69
70
73
127
137
118
108
98
108
Образец диаметром 6 мм, длиной 30 мм, прокатанный.
Скорость деформирования 16 мм/мин. Сокрость деформации 0,009 1/с
700
800
900
1000
1100
1200
225
73
55
41
24
20
265
130
79
55
36
25
31
35
22
31
63
46
39
34
23
36
100
100
-
-
-
-
-
-

Ударная вязкость стали 18Х2Н4МА KCU, (Дж/см 2 )
Т= +20 °С
Т= -20 °С Т= -40 °С Т= -60 °С Термообработка
143
108
134
-
130
88
114
-
Закалка 850 °С, воздух. Отпуск 170 °С, воздух.
Закалка 880 °С, воздух. Отпуск 560 °С, воздух. σв=1310 МПа

σ 250 2/1000=69 МПа, σ 450 2/1000=207 МПа, σ 500 2/1000=126 МПа, σ 550 2/1000=54 МПа, σ 400 200=860 МПа, σ 450 200=710 МПа, σ 500 200=410 МПа

Предел выносливости стали 18Х2Н4МА
σ-1, МПА
J-1, МПА
n Термообработка
540
475
540
470
696
774
-
-
228
226
-
-
5*10 6
5*10 6
5*10 6
5*10 6
-
-
Закалка 850 °C, масло. Отпуск 180 °C. σ0,2=1070 МПа, σв=1360 МПа
Закалка 850 °C, масло. Отпуск 400 °C. σ0,2=1140 МПа, σв=1220 МПа
σв=1270 МПа
σв=910 МПа
σ0,2=1110 МПа, σв=1230 МПа, НВ 383
σ0,2=1180 МПа, σв=1300 МПа, НВ 404

Прокаливаемость стали 18Х2Н4МА
Расстояние от торца, мм Примечание
1,5 9 11 15 20 25 30 40 50 Закалка
40,5-48,5 40,5-48,5
39,5-47,5
39,5-47,5
38,5-46,5
37,5-46,5
36,5-45,5
35-45,5
32-44,5
Твердость для полос прокаливаемости, HRC

Краткие обозначения:
σв - временное сопротивление разрыву (предел прочности при растяжении), МПа
ε - относительная осадка при появлении первой трещины, %
σ0,05 - предел упругости, МПа
Jк - предел прочности при кручении, максимальное касательное напряжение, МПа
σ0,2 - предел текучести условный, МПа
σизг - предел прочности при изгибе, МПа
δ5410 - относительное удлинение после разрыва, %
σ-1 - предел выносливости при испытании на изгиб с симметричным циклом нагружения, МПа
σсж0,05 и σсж - предел текучести при сжатии, МПа
J-1 - предел выносливости при испытание на кручение с симметричным циклом нагружения, МПа
ν - относительный сдвиг, %
n - количество циклов нагружения
s в - предел кратковременной прочности, МПа R и ρ - удельное электросопротивление, Ом·м
ψ - относительное сужение, %
E - модуль упругости нормальный, ГПа
KCU и KCV - ударная вязкость, определенная на образце с концентраторами соответственно вида U и V, Дж/см 2 T - температура, при которой получены свойства, Град
s T - предел пропорциональности (предел текучести для остаточной деформации), МПа l и λ - коэффициент теплопроводности (теплоемкость материала), Вт/(м·°С)
HB - твердость по Бринеллю
C - удельная теплоемкость материала (диапазон 20 o - T ), [Дж/(кг·град)]
HV
- твердость по Виккерсу pn и r - плотность кг/м 3
HRCэ
- твердость по Роквеллу, шкала С
а - коэффициент температурного (линейного) расширения (диапазон 20 o - T ), 1/°С
HRB - твердость по Роквеллу, шкала В
σ t Т - предел длительной прочности, МПа
HSD
- твердость по Шору G - модуль упругости при сдвиге кручением, ГПа

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

18Х2Н4ВА


Сталь 18Х2Н4ВА применяется для изготовления ответственных деталей, к которым предъявляются требования высокой прочности, вязкости и износостойкости, а также для деталей, подвергающихся высоким вибрационным и динамическим нагрузкам после проведения цементации и улучшения; для изготовления деталей трубопроводов с закалкой в масло и отпуском в масло или на воздухе; для производства клапанов впуска, болтов, шпилек и других ответственных деталей, работающих в коррозионной среде при повышенных температурах (300-400 °С). Сталь может применяться при температуре от -70 °С до +450 °С.

Примечание: Сталь высококачественная конструкционная хромоникельвольфрамовая.

Химический состав стали 18Х2Н4ВА

По ГОСТ 4543-регламентировано содержание в особовысококачественной стали: P≤0,025%; S≤0,015%; Сu≤0,25%. При замене легирующего W на Mo обозначение марки стали будет 18Х2Н4МА.

По ТУ 14-1-2765-79 химический состав приведен для стали марки 18Х2Н4ВА-Ш. Допускается частичная замена вольфрама молибденом из расчета 1:3, при этом содержание вольфрама W≥0,5%. Суммарное содержание W + Mo, пересчитанного на W должно соответствовать таблице. По требованию потребителя может быть изготовлена сталь 18Х2Н4ВА-Ш с содержанием Мо="0,3-0",4%.

По ТУ 14-1-950-86 химический состав приведен для стали марки 18Х2Н4ВА.

Механические свойства стали 18Х2Н4ВА

Механические свойства при 20°С

Механические свойства в зависимости от сечения

Механические свойства в зависимости от сечения поковки и режима термообработки

Механические свойства при повышенных температурах

Рекомендуемый режим термообработки поковок и штамповок по ТУ 1-92-156-90: Нормализация при 920-980 °С + Отпуск.

Технологические свойства стали 18Х2Н4ВА

Обрабатываемость резаньем При НВ 156-207 Kn тв.спл.=0,8 Kn б.ст.=0,7.
Свариваемость Трудносвариваемая. Способы сварки: РДС, АДС под флюсом, ЭШС. Необходимы подогрев и последующая термообработка.
Склонность к отпускной хрупкости Не склонна.
Температура ковки Начала - 1200 °C, конца - 800 °C. Охлаждение медленное до 150 °C с последующим высоким отпуском не позднее 4-6 ч.
Флокеночувствительность Чувствительна.

Температура критических точек стали 18Х2Н4ВА

Критическая точка Температура °C
AC1 700
AC3 810
AR3 400
AR1 350
MN 336

Предел выносливости стали 18Х2Н4ВА

Термообработка, состояние стали σ-1
(МПа)
n σB
(МПа)
σ0,2
(МПа)
Закалка в масло с 850 °C + отпуск при 180 °C 540 5Е+6 1360
Закалка в масло с 850 °C + отпуск при 400 °C 475 5Е+6 1220
НВ 383 696 1230 1110
НВ 404 774 1300 1180

Прокаливаемость стали 18Х2Н4ВА

Расстояние от торца, мм 1.5 9 11 15 20 25 30 40 50
Твердость, HRC 40.5-48.5 40.5-48.5 39.5-47.5 39.5-47.5 38.5-46.5 37.5-46.5 36.5-45.5 35-45.5 32-44.5

Физические свойства стали 18Х2Н4ВА

Температура испытания, °С 0 20 100 200 300 400 500 600 700 800
Модуль нормальной упругости (Е, ГПа) 200 200 165 141 139
Плотность (ρ, кг/м 3 )

Заказ в один клик

Металлопрокат из инструментальных, нержавеющих, жаропрочных, конструкционных, прецизионных, быстрорежущих и других сталей и сплавов

18Х2Н4МА


Сталь 18Х2Н4МА применяется для изготовления ответственных деталей, к которым предъявляются требования высокой прочности, вязкости и износостойкости, а также для деталей, подвергающихся высоким вибрационным и динамическим нагрузкам после проведения цементации и улучшения; деталей трубопроводов с закалкой в масло и отпуском в масло или на воздухе; бесшовных труб для авиационной техники; клапанов впуска, болтов, шпилек и других ответственных деталей, работающих в коррозионной среде при повышенных температурах (+300-400 °С). Сталь может применяться при температуре от -70 °С до +450 °С.

Примечание: Сталь высококачественная конструкционная хромоникельмолибденовая. Цементируемая сталь.

Химический состав стали 18Х2Н4МА

НТД C S P Mn Cr W V Ti Si Ni Mo Cu
ТУ 14-1-950-86 0,14-0,20 ≤0,025 ≤0,025 0,25-0,55 1,35-1,65 ≤0,20 ≤0,050 ≤0,030 0,17-0,37 4,00-4,40 0,30-0,40 ≤0,25
ГОСТ 4543-71 0,14-0,20 ≤0,025 ≤0,025 0,25-0,55 1,35-1,65 - ≤0,050 ≤0,060 0,17-0,37 4,00-4,40 0,30-0,40 ≤0,30

По ГОСТ 4543-71 регламентировано содержание в особовысококачественной стали: P≤0,025%; S≤0,015%; Сu≤0,25%. При замене легирующего Mo на W сталь имеет обозначение 18Х2Н4ВА.

По ТУ 14-1-950-86 химический состав приведен для стали марки 18Х2Н4МА.

Механические свойства стали 18Х2Н4МА

Технологические свойства стали 18Х2Н4МА

Обрабатываемость резаньем При НВ 277-321 σВ=880 МПа Kn тв.спл.=0,72 Kn б.ст.=0,63.
Свариваемость Трудносвариваемая. Способы сварки: РДС, АДС под флюсом, ЭШС. Необходимы подогрев и последующая термообработка.
Склонность к отпускной хрупкости Не склонна.
Температура ковки Начала - 1200 °C, конца - 800 °C. Охлаждение медленное до 150 °C с последующим высоким отпуском не позднее 4-6 ч.
Флокеночувствительность Чувствительна.

Температура критических точек стали 18Х2Н4МА

Ударная вязкость стали 18Х2Н4МА

Состояние поставки \ температура +20 -20 -40 -60
Закалка в масло с 850 °C + отпуск при 170 °C, охлаждение на воздухе 1403 1315 1275 1118"
Закалка в масло с 880 °C + отпуск при 560 °C. бв 5">Предел выносливости

Предел выносливости стали 18Х2Н4МА

Термообработка, состояние стали σ-1
(МПа)
t-1
(МПа)
n σB
(МПа)
σ0,2
(МПа)
Закалка в масло с 850 °C + отпуск при 180 °C 540 5Е+6 1360 1070
Закалка в масло с 850 °C + отпуск при 400 °C 475 5Е+6 1220 1140
540 228 5Е+6 1270
470 226 5Е+6 910
НВ 383 696 1230 1110
НВ 404 774 1300 1180

Прокаливаемость стали 18Х2Н4МА

Расстояние от торца, мм 1.5 9 11 15 20 25 30 40 50
Твердость, HRC 40.5-48.5 40.5-48.5 39.5-47.5 39.5-47.5 38.5-46.5 37.5-46.5 36.5-45.5 35-45.5 32-44.5

Физические свойства стали 18Х2Н4МА

Сталь марки 18Х2Н4ВА

Расшифровка марки стали 18Х2Н4ВА: цифра 18 перед маркой стали говорит о том, что в ней содержится 1,8% углерода, Х2 - свидетельствует о содержании хрома около 2%, а Н4 - о том что имеется никель в количестве 4%, В - о небольшом содержании вольфрама, буква А на конце обозначения сообщает, что это высококачественная чистая сталь с содержанием вредных серы и фосфора менее 0,025%. Таким образом перед нами легированная высококачественная сталь.

Термообработка изделий из стали 18Х2Н4ВА: по существующей технологии главные шатуны из стали 40Х1НВА (длиной 410 мм) нагревают в электропечи без защитной атмосферы в течение 4 ч и закаливают в масле. Прицепные шатуны из стали 18Х2Н4ВА (длиной 300 мм) нагревают в ящике с пропитанной маслом ветошью и охлаждают на воздухе. При этом окисная пленка на прицепных шатунах составляет 50-60 мкм, а на главных 60-80 мкм, а иногда - более 150 мкм. Толщина обезуглероженного слоя на шатунах из сталей 18Х2Н4ВА и 40Х1НВА составляет соответственно 120-200 и 300 мкм.

Металлографически определяли толщину окисной пленки на поверхности шатунов, причем с помощью химического никелирования удавалось зафиксировать окисные пленки толщиной до 2 мкм. Весовым методом находили величину угара металла на образцах-свидетелях диаметром 15,l = 30 мм из стали 18Х2Н4ВА. Данные, полученные весовым и металлографическим методами, хорошо совпадают.

Результаты исследований по окислению и обезуглероживанию поверхности шатунов из сталей 40Х1НВА и 18Х2Н4ВА, термообработанных в кипящем слое, приведены, откуда видно, что при ав = 0,25-0,45 нагрев шатунов является практически безокислительным.

Обезуглероживание определяли металлографически и по распределению микротвердости от поверхности к центру по тавру шатунов после их термообработки при ав = 0,25-0,45, tк.с = 930° С. Для шатунов из стали 18Х2Н4ВА обезуглероживание и науглероживание отсутствуют при aв = 0,26ч-0,36, а из стали 40X1НВА при ав=0,25-0,27. Нагрев шатунов под закалку в указанных диапазонах ав для обеих сталей является практически необезуглероживающим и безокислительным.

Для исследования кинетики аустенитизации и влияния времени выдержки на рост зерна стали 18Х2Н4ВА шатуны по одному нагревали в кипящем слое при 930° С с выдержками 1, 2, 3, 5, 10, 15, 30, 45 и 60 мин. После их охлаждения в кипящем слое определяли механические свойства, исследовали структуру и величину зерна в металле, взятом из тавра шатуна.

На основании полученных данных можно заключить, что для аустенитизации одного шатуна достаточно 5 мин. При меньших выдержках шатун не закаливается, механические свойства получаются низкими, в структуре наблюдаются участки сорбита. При нагреве в течение 3-30 мин аустенитизация проходит полностью, зерно мелкое, структура мелкодисперсная.


При выдержках более 45 мин начинается рост зерна, мартенсит имеет средне- и крупноигольчатое строение.

Специальные опыты показали, что при слишком тесном размещении прицепных шатунов (в шесть практически сплошных рядов из 11 шатунов в каждом; живое сечение садки 25%) псевдоожижение между шатунами было плохим, что приводило к неравномерному прогреву. Омывание всех шатунов стало равномерным при уменьшении числа шатунов в садке до 54 шт. (живое сечение 43%, масса 150 кг). Аналогичными опытами было найдено, что число главных шатунов в садке не должно превышать 18 для заданных размеров печи. Оптимальные по теплообмену садки изображены.


При периодической загрузке печи с кипящим слоем время цикла определяется не только временем собственно нагрева деталей, но и временем восстановления температуры кипящего слоя, уменьшающейся в результате погружения в него холодных деталей, что подробнее описано. Колебания температуры слоя уменьшаются с уменьшением массы садки и увеличением количества псевдоожиженного материала (высоты слоя). Температура кипящего слоя высотой 450 мм (в осажденном состоянии) уменьшается на 30-35° С вследствие погружения оптимальной садки и после удаления садки довольно быстро восстанавливается до исходной. При исходной температуре слоя 960° С время нагрева садки шатунов до заданной температуры (900° С) составляет 10-12 мин. При этом скорость нагрева садок шатунов в интервале температур от 20° С до критических точек сталей (700-720° С) составляет 250-400° С/мин. Для сравнения укажем, что скорость нагрева садки в электропечи составляет всего 6-12° С/мин.


Опыты показали, что охлаждение шатунов из стали 18Х2Н4ВА на воздухе после безокислительного необезуглероживающего их нагрева в кипящем слое приводит к их обезуглероживанию на глубину до 150 мкм и появлению окисной пленки толщиной 10- 12 мкм. Поэтому было решено в отличие от существующей технологии охлаждать эти шатуны в кипящем слое. Чтобы исключить операцию отмывки от масла, шатуны из стали 40Х1НВА закаливали не в масле, а в кипящем слое.

Поверхность деталей после закалки в кипящем слое чистая, налипания корунда на детали не наблюдается.

Термограммы охлаждения шатунов подтвердили, что кипящий слой корунда (340-400 мкм) характеризуется несколько меньшей охлаждающей способностью, чем масло, но гораздо большей, чем спокойный воздух.

Механические свойства шатунов из стали 40Х1НВА при закалке их в масле и в кипящем слое одинаковы.

Шатуны из стали 18Х2Н4ВА, закаленные в кипящем слое, отличались более высокими показателями прочности и твердости, чем после закалки на воздухе.

По существующей технологии термообработки шатуны из стали 18Х2Н4ВА подвергают низкому отпуску при 210° С в течение 4 ч, а шатуны из стали 40Х1НВА - высокому отпуску при 580-600° С в течение 4-5 ч. Была проведена серия опытов по различным режимам отпуска садок шатунов в печи с кипящим слоем. При этом низкий отпуск шатунов из стали 18Х2Н4ВА был заменен на высокий при 500° С, а для стали 40X1 НВА температура высокого отпуска была оставлена прежней.


Отпуск садки шатунов осуществляли в «холодной» камере установки. Чтобы получить в ней требуемые для отпуска температуры (500-600° С), в качестве псевдоожижающего агента использовали воздух, а через специальные сопла в зону всплесков кипящего слоя подавали газо-воздушную смесь.

Oтпуск после скоростного нагрева требует значительно меньшего времени, чем после обычного нагрева в электропечи. Наши эксперименты, в которых время отпуска изменялось от 15 мин до 3 ч, показали, что для шатунов из данных сталей достаточным является отпуск в течение 30 мин. Критерием оценки продолжительности отпуска явились результаты механических испытаний шатунов. Всего было испытано 140 шатунов.

В результате проведенных исследований были определены оптимальные режимы скоростного безокислительного и необезуглероживающего нагрева под закалку, режимы охлаждения и скоростного отпуска шатунов в опытно-промышленном агрегате с кипящим слоем.

По этим режимам были проведены контрольные испытания полупромышленной печи с кипящим слоем при ее циклической загрузке. При этом было термически обработано свыше 600 шатунов (-1,5 т).

При оптимальном размещении шатунов в садке все они прогреваются и охлаждаются практически одновременно. Механические свойства и твердость шатунов из сталей 18Х2Н4ВА и 40Х1НВА после выбранных режимов нагрева, закалки и отпуска в кипящем слое стабильны и удовлетворяют техническим условиям, причем ударная вязкость получается выше, чем при существующей технологии.

Окисление и обезуглероживание поверхности практически не происходит.

Структура шатунов из сталей 40Х1НВА и 18Х2Н4ВА после полного цикла термообработки в кипящем слое представляет собой сорбит отпуска.

Испытания при циклической загрузке печи садками из прицепных и главных шатунов показали, что тепловой режим горячей и холодной камер стабилен во времени, производительность печи составляет 380 кг/ч. Время, затрачиваемое на общий цикл термообработки, сокращается в 4 раза, в том числе время нагрева под закалку - в 12 раз, а продолжительность отпуска - в 8 раз по сравнению с существующей технологией.

Поскольку существующие нормы ограничивают допустимое коробление шатунов после термообработки (прогиб по тавру не более 0,6 мм, скручивание осей головок - не более 0,3 мм), были выполнены тщательные обмеры 164 шатунов до их обработки в кипящем слое и после нее, и по этим данным были построены частотные кривые распределения деформаций как главных (длиной 410 мм), так и прицепных (длиной 300 мм) шатунов. После термообработки в кипящем слое с нагревом до 930° С частотные кривые деформаций практически не изменились, т. е. деформации в процессе термообработки не увеличились. При нагреве шатунов до 1020° С скручивание осей головок также не изменилось, а наиболее вероятный прогиб по тавру увеличился на 0,1-0,2 мм, однако и в этом (не предусмотренном технологией) случае максимальная деформация не выходила за пределы допуска.


Читайте также: