Сталь для подкрановых балок

Обновлено: 03.05.2024

Пытаюсь его проверять всеми возможными проверками, которые нахожу в Кузнецове, в рекомендациях по проектированию и, естественно, СП. Слишком как-то все гладко проходит - и ребер не надо (местная устойчивость обеспечена с лихвой) и при расчете на усталость (выносливость) группу конструкций выбираю 1, а значит сопротивление расчетное выше.

Где-то есть подводные камни при использовании проката в качестве подкрановых малонагруженных балок, товарищи?

Ширина 250 мм необходимо для крепления рельса. Если сможете закрепить рельс на 35Ш1 то в путь - никто слова худого не скажет.
Правда перерасход материала будет минимум 20%, но если общая длина не большая, то со сварной и смысла замарачиваться нет - слишком маленькая в абсолютных цифрах экономия по материалу выходит.

gad, а что - крепление рельса к прокатным балкам сложней, чем к сварным?

Дык прокат же дешевле вроде заказывать, так что не думаю, что разница в стоимости будет существенная. Тем более, да, 60 метров балки на весь путь.

нет, просто в сварной можно сделать полки разной ширины

Дык прокат же дешевле вроде заказывать, так что не думаю, что разница в стоимости будет существенная.

Зависит от сечения. конкретно 35Ш при наличии линии будет дешевле купить лист и сварить (стоимость металла+работа+расходники и т.д.), нежели покупать прокат.

Вот и смотри какая штука получается. Считаю я на усталость эту прокатную балку - сопротивление усталости Rv большое, ибо нет шва продольного. А возьмут и сварят сварную - сопротивление усталости падает. Или спросят, прежде чем сваривать?)

ну если честно пройдет, но это тут. В другом случае может и не пройти, место на будущее довольно опасное ^_^

Сарказм это хорошо. Конечно нет не сложнее - просто сам рельс крепится либо хомутиками либо прижимными планками, да Вы это и сами прекрасно знаете. Весь вопрос в том, хватит ли для крепления выбранного Вами ширины полки.
И простите, зачем Вы считаете эту балку на усталость, у Вас разве тяжелый режим работы крана 7К-8К?

На всё считаю подряд просто.

Опыта не так много - неужели "легкие" режимы работы обеспечивают недопущение усталости? В СНиПе ни слова об этом.

В новом СП не смотрел, а в старом СНиПе это п. 13.33*. Он отсылает к п. 9.1. А там циклы должны быть больше 10^5 должны быть, так что Ваш кран на 5 тонн туда наврядли попадет.

gad, ну ладно. Тогда получается, если у меня мелкий кран, я расчитываю подкрановую балку как обычную балку и чуточку внимательней смотрю на деформации (которые для такого крана вообще довольно смешными 1/250 ограничены), а также на осадки опор?

серия 1.426.2-7 вып. 1
Балки подкрановые стальные, под мостовые опорные краны грузоподъемностью до 5т.

при 6м пролете сечением 30Ш1 и 30Ш2

чего тут странного? Рельс квадратный. приваривается к полке.

Arikaikai, Применение прокатных профилей это нормальная практика, на фига сварной если есть прокатный готовый. По поводу нагрузок и расчета, если краны не тяжелого режима, то есть не ездят почти без остановки с грузом туда сюда, то бери нагрузку от от двух колес в одной точке по середине естесно и считай по моменту, бери запас %20-30, проверяй прогиб и вперед строить

По поводу крепления рельса - самое простое и проверенное это "петушки" на выравнивающих подкладках.

__________________
Вы слишком серьезны. Улыбайтесь, господа. Улыбайтесь… (из к/ф "Тот самый Мюнхгаузен")

Угу. Только не забывайте, что на балку действует поперечная сила(в уровне в.п.) со всеми от сюда вытекающими последствиями. А на счет осадок опор раз у Вас балки разрезные то смысла учитывать это нет(можете посмотреть п. 2.16 в СПРАВОЧНОЕ ПОСОБИЕ - ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОТКРЫТЫХ КРАНОВЫХ ЭСТАКАД и вообще поищите в этом пособии речь идет про осадку фундамента).
В принципе нечто подобное есть и в ограничения перемещений соседних опор в подвесных подкарновых балках.

Вообще неразрезные балки в Вашем случае скорее всего можно использовать т.к. ремонт их не вызавет каллапса в цехе. А вот в тяжелых условиях тут мягко говоря не все так просто. Экономия металла да есть, но ремонтопригодность(заменяемость) плохая(если не сказать полное гамно). У меня в городке на металлургическом цниипск такие в одном цехе запроектировали так каждый раз когда замена монтажники все матюги складывают потому что времени мало, а сделать много надо.

Подкрановые балки

Внутреннее оборудование промышленных зданий по своей сложности и многофункциональности не уступает конструктивным решениям любой промышленной площадки под открытым небом. Особенности механизмов внутри зданий заключаются в стесненных условиях и специфических задачах.

Что такое подкрановые балки

Подкрановыми балками называют подъемно-транспортные системы, которые предназначены для перемещения крупных грузов внутри помещения называют мостовыми кранами.

Этот простой механизм состоит из:

  • Несущего моста (основная работающая часть)
  • Механизм, приводящие систему в движение и обеспечивающие ее мощность
  • Тележки, которая движется вдоль моста и переносит грузы.

Подкрановые балки служат основой для передвижения мостового крана. В общем виде эти элементы включают в себя консоли и движущиеся элементы.

Подкрановые балки могут быть стальные и железобетонные, а также различаются диапазоном грузоподъемности.

podkranovye balki

Стальные подкрановые балки

Стальные подкрановые балки как частная и наиболее распространенная вариация конструкции обладают достаточно высокой грузоподъемностью и отличаются длительным и надежным периодом эксплуатации. Они монтируются в нижней части ферм (край или центральная часть), размер определяется пролетом помещения.

При наличии стальных колонн подкрановые балки применяются для любой грузоподъемности, а при колоннах из железобетона допускается их установка при шаге колон более 12 метров.

Стальные подкрановые балки могут иметь сплошную структуру или решетчатую. Последние имеют некоторое техническое и экономическое преимущество.

При разном шаге колонн и функциональных особенностях помещений рекомендуется применять разные виды балок. При разном шаге колонн также можно применять разные виды креплений для верхнего пояса.

podkranovye balki

Подкрановые балки — это практически обязательный элемент внутреннего обустройства промышленных помещений. Они могут отличаться по высоте, определяться формой ферм и зависеть от ряда других показателей, но свои функции они выполняют одинаково.

По своей сути, подкрановые балки определяют путь следования мостового крана по мере выполнения поставленной задачи внутри помещения. Мостовые краны и механизмы должны иметь опору, по которой они могут передвигаться. В зависимости от индивидуальных характеристик конструкций могут различаться отдельные параметры системы.

Подкрановые балки крепят к консолям с помощью анкерных болтов. Крепежные элементы пропускают через лист, приваренный к закладному элементу. Консоли располагаются вдоль определенного участка цеха, ширина определяется пролетом, а вариант крепления зависит от проектной мощности.

Что такое подкрановые балки в промышленном здании вы можете рассмотреть на этом видео:

Здесь показаны подкрановые балки 6 и 2 метров длиной.

Балки подкрановые, их назначения, типы

Подкрановые балки бывают нескольких типов, каждый из которых имеет свои особенности:

  • Рядовые (С). Они устанавливаются на пролетах среднего размера.
  • Торцевые (К). Монтируются на крайних пролетах.
  • Балки типа «Т», которые используют при оборудовании рядом с температурными швами.

Эта классификация создана в зависимости от места размещения балок в помещении.

Также балки могут иметь или не иметь закладные элементы, которые служат основой конструкции и предназначены для закрепления конструкции в рабочее положение.

Стальные и железобетонные несущие конструкции способны выдержать интенсивную эксплуатацию и серьезные единоразовые нагрузки. При правильном монтаже и точном расчете способностей подкрановых балок этот элемент обеспечивает высокую производительность.

ГОСТ 23121-78. Балки подкрановые стальные для мостовых электрических кранов общего назначения.

Настоящий стандарт распространяется на стальные сварные разрезные подкрановые балки пролетами 6 и 12 м, двутаврового поперечного сечения, составленные из трех листов, устанавливаемые на стальные или железобетонные колонны зданий и открытых крановых эстакад, возводимых в районах с расчетной температурой наружного воздуха минус 65°С и выше и сейсмичностью до 9 баллов включительно.

Балки предназначаются для мостовых электрических кранов общего назначения грузоподъемностью до 50 т легкого, среднего и тяжелого режимов работы.

1. ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ

1.1. Балки должны изготовляться пролетами 6 м (5,5 м) или 12 м (11,5 м).

1.2. Балки, в зависимости от места их расположения, должны изготовляться двух видов:

концевые, примыкающие к торцам зданий и температурным швам.

1.3. Схемы и основные размеры балок должны соответствовать указанным на чертеже.

Схемы и основные размеры балок

1 - верхний пояс; 2 - нижний пояс; 3 - стенка балки; 4 - ребра жесткости; 5 - опорные ребра

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.2. Предельные отклонения линейных размеров балок и их деталей от номинальных приведены в табл. 1.

Длина балок (расстояние между наружными гранями опорных ребер) L:

Высота балок (расстояние между наружной гранью верхнего пояса и торцом опоронго ребра) Н:

Расстояние между осями отверстий и торцом опорного ребра l; l1; l2

Расстояние между осями отверстий в опорном ребре А

Расстояние между осями отверстий для креплений крановых рельсов в верхнем поясе балки А

2.3. Предельные отклонения формы и расположения поверхностей балок от проектных приведены в табл. 2.

Непрямолинейность и неплос­кост­ность поясов балок в месте примы­кания к стенке при длине L:

Неперпендикулярность поверх­нос­ти верхнего пояса и стенки балки при ширине пояса В:

Вогнутость стенки балок при высоте стенки Н:

Неперпендикулярность торца опор­ного ребра к вертикальной оси балки

Неперпендикулярность вертикаль­ной плоскости опорного ребра к горизонтальной оси балки при высоте балки Н:

Смещение оси стенки балки с проектного положения

2.4. Шероховатость механически обработанной торцевой поверх­ности опорного ребра не должна быть грубее первого класса по ГОСТ 2789-73. Кромки поясов подкрановых балок после машинной кисло­родной резки не должны иметь неровностей, превышающих 0,3 мм.

2.5. Детали балок, в зависимости от расчетной температуры, должны изготовляться из сталей классов, приведенных в табл. 3.

2.6. Материалы для сварки должны приниматься в соответствии со СНиП II-В.3-72.

2.7. Поясные швы должны выполняться автоматической сваркой с плавным переходом швов к основному металлу.

2.8. При выполнении сварных швов, соединяющих верхний пояс со стенкой, должен обеспечиваться полный провар стенки на всю ее толщину.

2.9. Все сварные швы должны быть непрерывными.

2.10. Заводские стыки листов поясов и стенок балок должны выполняться встык без накладок с применением двухсторонней сварки. Односторонняя сварка допускается при условии подварки корня шва.

2.11. Поверхность стыковых швов листов поясов должна быть зачищена заподлицо с основным металлом. Допускается зачистка швов только в местах установки кранового рельса и соединений листов со стенкой.

Класс стали для зданий, воводимых при расчетной температуре

минус 40°С и выше

Вариант 1. Из стали одного класса

Вариант 2. Из стали двух классов

40°С до минус 65°С

2. Вариант 1 или 2 выбирается на основании результатов сравнения их технико-экономических показателей.

2.12. При выполнении стыковых сварных швов должен обеспе­чиваться полный провар. Расчетное сопротивление наплавленного металла должно быть равно расчетному сопротивлению основного металла.

2.13. Балки должны быть огрунтованы и окрашены. Грунтовка и окраска должны соответствовать пятому классу покрытия по ГОСТ 9.032-74.

3. КОМПЛЕКТНОСТЬ

3.1. Балки должны поставляться предприятием-изготовителем комплектно.

В состав комплекта должны входить:

балки или блоки балок;

монтажные прокладки толщиной 6 мм в количестве, равном количеству балок;

3.2. Подкрановые балки для среднего ряда колонн должны поставляться блоками.

Блок должен состоять из двух балок, соединенных по верхнему поясу тормозным устройством, и установленными между двумя балками вертикальными связями для обеспечения неизменяемости на время транспортирования блока.

Допускается по согласованию между предприятием-изготовителем и потребителем поставлять раздельно балки, устанавливаемые по средним рядам колонн.

4. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

4.1. Балки для проверки соответствия их требованиям настоящего стандарта должны быть приняты техническим контролем предприятия-изготовителя поштучно.

4.2. Контроль отклонения линейных размеров балок и их деталей (в том числе размеров поперечных сечений листов) от номинальных, отклонения формы и расположения поверхностей деталей от проектных, качества сварных соединений и подготовки поверхности под защитные покрытия должен производиться до грунтования балок.

4.3. Потребитель имеет право производить приемку балок применяя при этом правила приемки и методы контроля, установленные настоящим стандартом.

5. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

5.1. Контроль отклонения линейных размеров балок и их деталей от номинальных, отклонения формы и расположения поверхностей деталей от проектных, а также шероховатости механически обработанной поверхности следует производить универсальными методами и средствами.

6. МАРКИРОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

6.1. Изготовленные балки должны быть замаркированы.

На каждой балке должны быть нанесены следующие маркировочные знаки:

номер чертежа КМД, по которому изготовлена балка;

условное обозначение балок по чертежу КМД с указанием порядкового номера изготовления.

где 300 - номер заказа;

5 - номер чертежа КМД;

Б1 - условное обозначение;

2 - порядковый номер изготовления.

6.2. Маркировочные знаки должны наноситься несмываемой краской на наружной стороне одного из опорных ребер - выше монтажной прокладки и на наружной стороне нижнего пояса - в средней части балки.

6.3. При транспортировании и хранении балки должны опираться на деревянные подкладки и прокладки.

Толщина деревянных подкладок должна быть не менее 50 мм при транспортировании и не мене 150 мм при хранении балок на строительной площадке.

Толщина прокладок должна быть не менее 25 мм.

Длина подкладок и прокладок должна быть больше габарита опирания балок не менее чем на 100 мм.

При транспортировании и хранении должна быть обеспечена надежность закрепления балок и сохранность их от повреждений.

Монтажные прокладки должны быть соединены с опорными ребрами временными болтами.

Балки должны храниться в штабелях высотой не более чем 2,3 м.

7. УКАЗАНИЯ ПО МОНТАЖУ

8. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

8.1. Изготовитель должен гарантировать соответствие балок требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования, хранения и монтажа, установленных стандартом.

Подкрановые балки в промышленных зданиях

Здания промышленного строительства для перемещения внутри них сырья, полуфабрикатов или готовой продукции оборудуют подъемно-транспортными средствами – мостовыми кранами.

Мостовой кран состоит из несущего моста, перекрывающего пролет здания, механизмов передвижения и движущейся вдоль моста тележки с механизмами подъема.

По консолям колонн цеха укладываются специальные конструкции – подкрановые пути для передвижения крана вдоль цеха.

Подкрановые балки изготавливаются стальными и железобетоннми.

Монтаж подкрановых балок чаще всего ведут самостоятельным потоком непосредственно с транспортных средств.

Установку балок в проектное положение производят по осевым рискам на балках и консолях колонн.


Расположение отверстий в верхних поясах балок для крепления крановых рельсов на планках

Стальные подкрановые балки

Стальные подкрановые балкиприменяются при стальных колоннах для кранов любой грузоподъемности, при железобетонных колоннах с шагом > 12м.

По сечению подкрановые балки подразделяют на сплошные и решетчатые.

Стальная сплошная подкрановая балка представляет собой сварной двутавр с развитым верхним поясом или с поясами одинаковой ширины.

Решетчатые подкрановые балки – в виде шпренгельных систем имеют экономическое преимущество.

Целесообразно применять :

- при шаге колонн 12м, Q кр. > 50т - двутавры с поясами одинаковой ширины. В плоскости верхнего пояса они усилены тормозными конструкциями в виде ферм или балок;

По конструкции подкрановые балки бывают :

- разрезные постоянного сечения, стыкуемые на опорах;

- неразрезные, компонуемые из различных сечений, свариваемых между собой заводскими или монтажными стыками в четвертях пролетов.

Высота унифицированных балок на опоре :

- для шага колонн 12м: при грузоподъемности крана Qкр < 20т - 1100мм;

при грузоподъемности крана Qкр = 30т; Qкр = 50т - 1600м.

Для обеспечения устойчивости стенка балки снабжена поперечными ребрами жесткости с интервалом 1,5м.

Ребра обрываются на высоте 60 мм от нижней полки.

Площадь сечения ребер - 90х6 мм при высоте балки до 1,1м., 120х8 мм при высоте > 1,1 м.

Разрезные подкрановые балки опираются на консоли рядовых колонн строганной нижней кромкой рядовых опорных рёбер.

Одно из ребер усилено планкой толщиной 6 мм примерно на 2/3 высоты, в пределах которой расположены соединительные болты.

Конструкция крепления верхнего пояса балок к колоннам гибкая.

В неразрезных балках это крепление жесткое на сварке.

Крепление нижнего пояса к консолям колонн выполняется на болтах, к консолям связевых колонн – на болтах и монтажной сварке.



Стальные разрезные рядовые подкрановые балки для шага колонн 6 м под мостовые краны г.п. до 50т


Концевая балка (устанавливается у торцов температурного отсека)


Крепление стальной подкрановой балки к стальной колонне:

1 - опорное ребро; 2 - крепежная планка; 3 - тормозная балка; 4 - шайбы 60х16; 5 – болт М20; 6 – упорная планка толщиной 16мм


Крепление стальной подкрановой балки высотой 800 мм к железобетонной колонне:

1 - стальная опорная фасонка толщина 10мм; 2 – крепежная гибкая планка 80х60; 3 - упорный уголок (подставка, компенсирующая разность высоты унифицированных стальных и железобетонных балок); 4 – подливка цементным раствором марки 200; 5 – болт М20; 6 – [ №22; 7 – крепление ∟125х80х7


Крепление стальной подкрановой балки высотой 1100 мм к железобетонной колонне:

1 - стальная опорная фасонка толщина 10мм; 2 – крановый рельс; 3 - упорный уголок (подставка, компенсирующая разность высоты унифицированных стальных и железобетонных балок); 4 – подливка цементным раствором марки 200; 5 – упорная планка 80х16; 6 – Болт М20; 7 - ∟75х50х5; 8 – подкрановая балка; 9 – шайбы 60х14

Железобетонные подкрановые балки

Железобетонные подкрановые балкиприменяют при железобетонных колоннах с шагом 6 и 12м для кранов грузоподъемностью 20 - 32т включительно.

Балки могут иметь тавровое или двутавровое сечение (первые предусматривают при шаге колонн 6м; вторые – при шаге 12м).


Железобетонные подкрановые балки при шаге колонн 6 м:

1 – опорный стальной лист 160х12х500 мм


Железобетонные подкрановые балки при шаге колонн 12 м



Крепление кранового рельса к балке:

1 – стальная лапка; 2 – болт; 3, 4 – упругие прокладки толщиной 8мм;

Развитая по ширине полка балки служит для усиления сжатой зоны.

Она воспринимает поперечные горизонтальные крановые нагрузки, а также упрощает крепление крановых рельсов.

Балки имеют утолщенную на опорах вертикальную стенку.

Высота балок – 800, 1000, 1400 мм; ширина полок 550, 600, 650 мм.

Балки подразделяются по месторасположению в здании :

- торцовые (у торцовых стен);

- температурные (у деформационных швов).

Они отличаются наличием и расположением закладных элементов.

Крепление подкрановой балки к консоли колонны производится на анкерных болтах, пропущенных сквозь опорный лист, предварительно приваренный к нижней закладной пластине.

Для предотвращения возможного тарана краном торцовой стены на торцовых балках устанавливаются стальные концевые упоры, страхующие здание в случае отказа автоматических тормозных устройств.


Крепление железобетонных подкрановых балок к железобетонным колоннам:

1 – Опорный стальной лист 160х12х500 мм (опора подкрановой балки); 2 – анкерный болт; 3 – Стальная пластинка 100х12мм (упор подкрановой балки); 4, 5 – закладные элементы колонны

Новый сервис - Строительные калькуляторы online

Читайте также: