Сталь для язычка варгана

Обновлено: 18.05.2024

Эта таблица поможет вам сориентироваться в нашем каталоге варганов.

Характеристика Специфика Модели Цена:
Мелодичные варганы Удобны для начинающих, обладают сбалансированным звуком, прекрасно управляемыми обертонами; на них хорошо играть мелодии, но этому придётся поучиться. Средние модели Литвинова, татарские кубызы, киргизские комузы, некоторые модели венгерских доромбов, средние и высокие пармупилли, малые хомусы Христофорова От 1200 р.
Яркий, громкий звук Обладают сильными вибрациям и большими возможностями разнообразить игру приёмами, но вибрации могут быть непривычны для начинающего. Якутские хомусы и близкие к ним варганы Глазырина и Хольного, варганы Пыжова, большие варганы Литвинова, варган "Ярило" Масько От 2000 р.
Варганы с рокочущим звуком, с язычками средней мягкости При небольшом резонансе обладают громким и экзотическим звуком, однако не все хорошо управляемы и звук специфичен. Хакасские хомусы, варганы Дёмина От 1400 р.
жёсткий язычок Мелодичны, обладают ясными обертонами, но научиться их извлекать получится не сразу Малые варганы Литвинова, индийские и непальские морчонги, дрымбы Хацкевича и гуцульские от 450 р.
варганы с мягким язычком и низким звуком Обладают очень необычным, медитативным звучанием, что находит своих любителей, но требуется не всегда; язычок почти не управляем, требуют очень много дыхания, что на первых порах может показаться сложно. низкие пармуппили, большая белорусская дрымба, некоторые модели доромбов, "Богатырский" и гигантский хомус Христофорова от 900 р.

Разобраться в моделях татарских кубызов поможет это видео:

Понять модели варганов Глазырина можно по этому видео.

Выбрать пармупилль поможет это видео:

Если вы желаете попробовать варган, но не уверены, будете ли играть дальше, приобретайте , одну из нескольких моделей, например, .

Если же по каким-то причинам вас алтайский комуз уже не устраивает (вы его переросли или он есть уже у всех ваших знакомых, а вам хочется чего-то оригинального) вы можете выбрать из , , венгерских доромбов и , или вьетнамского .
Это всё недорогие (около тысячи руб.) универсальные инструменты.

Но часто, даже для начала игры, хочется попробовать более дорогую модель, более качественный варган.
Тогда вам сюда:

Как выбрать варган

Конечно, если вы уже играете, и играете активно, такой вопрос либо уже не стоит, либо менее актуален. Но, бывает, и среди тех, кто уже имеет опыт общения с варганом, встаёт такой вопрос: какой варган выбрать дальше?

Я рекомендую предварительно ознакомиться со статьёй , поскольку эта статья является фактически продолжением.
Но и без неё многое здесь будет понятно.

Зачем нужен варган? Определяемся с целью.

Давайте определимся, зачем вам нужен варган?
Играть для себя? Шаманить? Музицировать совместно с другими инструментами? Пробовать изменённые состояния сознания? Наводить ужас на соседей и случайных прохожих? Просто играть в своё удовольствие?
Ответив на этот вопрос, вы решите основную задачу выбора. Дальше всё будет просто и легко.
А если варган покупается в подарок? В шутку?
Тогда представьте себе именинника, что будет ему приятней, или выбирайте сразу качественный инструмент.
Но часто бывает и так, что вы не можете ответить, зачем вам это. Просто приглянулось, и что-то внутри вздрогнуло: Это! Оно! Хочу!
Может быть у вас природная тяга к варгану, а может заговорила древняя или родовая память, - неважно. Важно, что в таком случае варган - ваш инструмент. Тогда определяемся с выбором таким же путём - из внутренних побуждений.

Для музицирования походят , например или .
Для медитаций хороши , например, Сказитель, и , например, Мандарова.
Хорошим и красивым подарком будет Р. Склёмина.

Высота звука варгана.

Варган может быть высокий, средний, низкий. Очень низкий.
От высоты зависит назначение инструмента: более высокие варганы - более мелодичные, низкие - ритмичные.
Для медитаций хорош варган с долгим, неторопливым звучанием, для музицирования - высокий или средне-высокий.
Для изменённых состояний сознания подойдёт любой варган - каждый варган по природе своей слегка вводит в транс. А дальше - дело за вами!
Опять же представьте, с каким звуком вы чувствуете ваш варган. В ощущениях, естественно.
Варганы в среднем тоновом диапазоне наиболее универсальны: можно и мелодию сыграть, и ритм хорошо получается.
Из множества варганов якутские хомусы и венгерские доромбы отличаются ещё и большим диапазоном частот, от верхнего до самого нижнего тона. И пусть вас не пугает, что на доромбах "играть сложно". Эта сложность на несколько первых часов привыкания к инструменты, обучению аккуратной игре. Потом всё пойдёт как по маслу, и доромб отблагодарит вас за усилия с лихвой.
А чтобы "лупить" по варгану, и чтобы он при этом звучал. Вам следует почитать статью , возможно она вам поможет.
Варган низкий; доромб , хакасский хомус .
Варган высокий: , .

Варган шаманский, мелодичный, универсальный. Куда дальше?

Хочу подчеркнуть, что варган - это всего лишь инструмент. И друг (которого не купишь, купить можно только материальную составляющую).
Это значит, чтобы сыграть мелодию, нужно немного приложить усилий по мелодичному владению языком (физическим). А чтобы использовать варган, как шаманский инструмент, надо уметь чувствовать тонкое и тихое.
Если же вы хотите инструмент широкого назначения, берите .
Пример мелодичного варгана - ,
Пример среднего, универсального варгана - , .

Богатство обертонов или чёткость игры?

Часто бывает у варгана очень красивый насыщенный звук, много обертонов, один раз ударишь - и зачаруешься, так красиво. А с быстрым ритмом получается "не очень": обертонА размазывают чёткость игры. В этом случае я рекомендую выбирать варган с более жёстким язычком, на нём ритм получится ярче, чётче, более члёстким.
Богатство обертонов - .
Чёткость игры - .

Длительность звука, длина язычка варгана.

Большой варган с длинным язычком завораживает своим долгим красивым звуком, под такой перелив можно долго медитировать, отдыхать или просто сидеть и размышлять.
С другой стороны, небольшой варган хорошо передаёт динамику, быстрые ритмы и на нём легко играть мелодии.
Пример вагана с длинным звуком и язычком - якутский .

Удобство удержания варгана и размер.

Представьте себя с варганом и подумайте, насколько удобно будет вам его держать.
Обычно невысокие девушки выбирают варган "повыше" и поменьше, а крупные мужчины - "пониже" и побольше, чтоб "вставляло", но и тут всё индивидуально: однажды, после долгого выбора миниатюрная девушка ростом с метр пятьдесят купила , один из самых низких и больших (!) варганов, во время игры, он закрывал ей пол лица. Но девушка была довольна и счастлива!
Конечно, если вы выбрали свой инструмент, он вам нравится, нет смысла задумываться над подобными мелочами. Но если вы подбираете инструмент другу или выбор сложен, представьте его или себя с варганом.
Мальенький варган - .
Большой варган - .

Внешний вид или качество звука, что важнее для варгана?

В общем случае, если мы не берём самые дешёвые и самые дорогие варганы, внешний вид никак не связан с качеством звука этого варгана.
Конечно, язычок у варгана должен быть ровным и заточенным, деки изнутри желательно отполированы - всё это явно сказывается на звуке, но общий вид варгана больше относится к области эстетики и энергетики. Какой варган вам нравится?
Каждый варган сейчас делается и с использованием некоторых станков (хотя бы полировальных) и обязательно вручную (настройка варгана).
Но бывают варганы полностью и безупречно изготовленные, которые выглядят, будто заводские, и бывают варганы, по внешности которых сразу видно, что они изготовлены вручную. Такие варганы подобны аутентичным.

Зубы или губы, варган или данмои?

Помимо классических варганов, прижимаемых к зубам, есть большой класс варганов - губных, данмоев, - которые зажимаются губами.
Это отдельный класс инструментов, они отличаются по звуку и возможностям.
Если по каким-то причинам вы не желаете контакта ваших зубов с вараном, вы можете выбрать губной данмои.
У этих варганов более тонкое, изящное звучание, более гибкая динамика, но за это расплатой - малая долговечность. Что легко компенсируется небольшой ценой.
Пример: и - универсальные.
- высокий звук, дан мой - плотный звук, дан мои - низкий звук, - электронно-писклявый звук.

Играй, варган!

В выборе варгана важно услышать и ощутить его.
Поскольку эта статья о том, как выбрать варган в интернете, не играя на нём непосредственно, послушайте пример звучания, почитайте описания о звуке, это поможет вам выбрать инструмент.

Ещё совет: будьте лёгкими и радостными, и ваш инструмент сам придёт к вам!

Дочитав до этого места, вы уже должны представлять, какой варган вам хочется иметь.
Если же остались какие-либо вопросы, не стесняйтесь, !

И ещё раз я рекомендую ознакомиться со статьёй .

Сергей, ведущий занятия по варгану TA-MUSICA и группы Дзиан Сенаро

Сталь для язычка варгана

Этот материал содержит стратегические рекомендации, на что следует обратить внимание при изготовлении варгана и относится больше к конечному результату - к чему стремиться и в конструктивном (материальном) плане, и в плане использования (абстрактном). Технология изготовления - как делать (в какой руке держать молоток и какую зарнистость использовать и тп) - личное дело каждого каждого, зависящее от привычек и доступных возможностей - здесь не рассматривается.

Зазоры

Зазоры между язычком и деками должны быть минимальными и идеально ровными.

Всего лишь одно предложение, простое, понятное и, в наши дни, известное практически всем мастерам… Когда же дело доходит до практики, обычно внимание рассеивается на огромное количество мелочей, как окружающих сам процесс, так и касающихся чисто внешних элементов конструкции, и слишком во многих случаев - дизайна рамы. А пункт этот один из самых важнейших. Единственным оправданием служит практическая сложность его реализации и отсутсвие конкретных цифр. Многим зазоры шириной 0.5 мм кажутся очень маленькими - так ведь и есть… по сравнению с зазорами между трамвайными дверями.

а) Ширина зазоров влияет на [максимальную] громкость звука (и, следовательно на легкость его извлечения) и на ширину спектра. Чем они меньше, тем громкость выше и спектр шире. Большие зазоры - звук тише и глуше - в спектре остаются только низкие составляющие. Требования к ширине снижаются с понижением частоты варгана - для низких разница между 20 и 100 микронами слабо заметна, а вот для высокого такая разница огромна.

Многие начинающие мастера говорят - маленькие зазоры джелать нельзя, варган звякает. Нужно научиться аккуратно его держать и учить этому других - результат не замедлит проявиться.

б) Ровность зазоров и параллельность всех кромок, в совокупности с материалом и геометрией, отвечает за отсутствие отдельных посторонних призвуков и общую “музыкальность” - насколько тембр гармоничен, т.е. его составляющие сочетаются друг с другом и равны по громкости. От такой равномерности звука зависит универсальность инструмента: в принципе, можно взять любой предмет, издающий самый страшный звук и вписать этот звук в какую-нибудь копозицию “по смыслу”, но это будет являться скорее частным случаем для музыкантов, четко представляющих, что им нужно и где. Что бы просто играть музыку, не меняя инструмент под каждое произведение, необходима возможность максимально равномерного извлечения разных нот (обертонов). И первый шаг на пути к этому - физическая ровность зазоров. А почти все современные варганы грешат ее недостаточностью, что приводит к различному жужжанию, проглатывающему/маскирующему отдельные обертоны и просто дающему механический окрас тембра. Этот параметр проще всего “измерять” на слух - если жужжание есть, где-то отклонение.

Дальше перечислено еще много технических моментов, и есть немалая вероятность, что количество букв распылит внимание между ними всеми, поэтому еще раз стоит повторить - зазоры это важнейшая составляющая, и если не научиться делать их с нечеловеческой точностью, дальше можно просто не читать;)

Материал язычка

Геометрия язычка

Комбинация длины, ширины, толщины, а также распределение последних двух параметров по длине, определяет баланс всех частот тембра, равномерность обертонов, музыкальность.

Рабочая часть: громкость звука, кроме прочего, зависит от скорости прохождения [части] язычка мимо дек - а максимальная она на самом кончике. У места крепления язычок почти не двигается; следовательно, максимум внимания должен быть уделен именно последней части зазоров - к тому же, только она оказывается перед резонатором (ртом). Поэтому просто можно не тратить время и усилия на подгонку всей длины, так как большая ее часть оказывает на звук меньшее влияние.

Колено воспринимается почти всем начинающими мастерами просто как ”крючок, за который дергать” и это становится серъезнейшей ошибкой. Колено выполняет две функции - кроме понятной “дергательной” (о важности которой - чуть дальше), она может влиять на колебания рабочей части язычка наравне с ней.

Если колено мягкое и длинное, при ударе оно начинает колебаться само и влиять на движение рабочего отрезка, добавляя в звук совершенно посторонние частоты и меняя распределение частот колебаний от идеального равномерного до имеющего сильные провалы спектра в одной области и всплески в другой. Длина, вес и жесткость колена работают так же, как основная часть, формируя характер призвука и его силу. Это постороннее влияние нам совершенно не нужно, поэтому стоит приложить максимум усилий к его сведению на нет: делать колено короче и жестче. Но, так как самый несгибаемый отрезок может колебаться на тоненьком и мягеньком основном участке, то в идеале для устранения этого эффекта требуется увеличение жесткости всего места сгиба. А самым простым способом для этого является изменение толщины язычка - от тонкой у корня к толстому к колену и коррекция всей его геометрии под изменившуюся жесткость. Кстати, в зависимости от кривой изменения толщины, меняется распределение громкостей обертонов и так можно отсекать “красочные”, но немузыкальные призвуки.

Другой же аспект, который был упомянут в начале, является чисто механическим и обеспечивает удобство удара. А удар это важнейшая составляющая игрового процесса. Можно не делать ничего, но без удара не будет никакого звука; это то, с чем игрок живет постоянно. Та самая механическая твердость колена, кроме влияния на звук, обеспечивает и повторяемость движения - если оно болтается, то удары получаются то сильнее, то слабее - а это и громкость, и ограничения по скорости, и просто дискомфорт, и неуверенность в инструменте, приводящие к ограничению в его использовании до самых простых движений. Колечко язычка должно ходить по идеальной дуге, а не описывать вдоль нее какие-то дополнительные мелкие зигзаги. Тогда появляется контроль динамики и стремительно возрастает точность звукоизвлечения.

Этой части варгана в большинстве случаев уделяется главное внимание, ее почитают, холят и лелеют; в сознании практически всех играков и даже многих мастеров “варган” ассоциируется именно с рамой. Каждый год несколько мастеров выдают новые “модели” варганов, в которых используется один и тот же язычок, а меняется только держатель для него - рама. И фантазия в этих случаях не имеет границ - материалы, цвет, форма, орнаменты, дополнительные элементы, даже подставки и футляры. А инструмент то один - практически, звук зависит только от язычка и двух абстрактных линий - внутренних кромок дек. Это все хорошо и интересно, и было бы простительно и даже вполне логично, если бы сами игровые качества были бы доведены до совершенства. Но таких на данный момент не существует, а идет в его сторону буквально несколько процентов мастеров.

Если говорить о варгане как о музыкальном инструменте, остается только одно практическое значние этого элемента - удобство удержания - и хочется призвать всех сосредоточиться именно на этом моменте в первую очередь, а затем уж думать о дизайнерских изысках. Конечно, если мы говорим о создании инструмента, а не безделушки, издающий, пусть даже красивый, но звук для случайно-эпизодического звукоизвлечения для удивления друзей в новый год. Инструмент предполагает постоянное, продолжительное, использование и эргономика важна не меньше звука. Вычурная рама с угловатыми завитушками может найти достойное место на художественной выставке или на полке коллекционера, но если она хоть немножко мешает спокойному и расслабленному удержанию или требует специальной тележки для перевозки - это повод задуматься о назначении “инструмента”.

Тестирование

Обязательно проверяйте звук в разных условиях. Его восприятие очень сильно зависит от акустического окружения - в каждом помещении звук свой и смена обстановки - простой и эффективный способ сосредоточить внимание на разных частях спектра. Даже в одном помещении можно поиграть вплотную к ровной поверхности - например в 20см перед окном, монитором; в середине; в каком-нибудь мягком уголке, в туалете/ванной. И очень желательно сделать тоже самое на открытой местности, где отраженные звуки сведены к минимуму.

Добавьте к этому разную громкость - от минимальной до максимальной - и разную частоту и направление ударов.

И, конечно, сами “звуки”… Обязательно, нужно научиться выдавать несколько обертонов на разной высоте с открытым и закрытым горлом - это хорошо показывает сильные неравномерности тембра.

О влиянии параметров варгана и язычка

Звучание варгана определяется характером и силой колебаний язычка. Ниже перечислены физические характеристики язычка, непосредственно влияющие на звучание инструмента:

1. Длина язычка
2. Ширина язычка
3. Толщина язычка
4. Материал, из которого изготовлен язычок
5. Жесткость или мягкость язычка, упругость
6. Длинна загнутой части язычка
7. Форма кончика язычка
8. Заострённость краёв язычка

Каждая из этих характеристик влияет на колебания язычка и самой главной задачей мастера является выявление наиболее подходящего соотношения между этими характеристиками. Кроме того, при изготовлении варгана важна точность. Для того, чтобы добиться нужного звучания, не нанося ущерба его качеству, нужно обращать внимание на следующие детали:

1. Промежуток между деками и краями язычка.
2. Параллельность краёв язычка внутреннему краю дек в горизонтальной плоскости, вертикальное направление язычка относительно дек.
3. Расширение язычка и расстояния между деками в направлении к основанию корпуса.
4. Сужение внутренних краёв дек к краям язычка.
5. Размеры основания корпуса, форма дек.
6. Угол загнутой части язычка.
7. Способ крепления язычка к корпусу.

Например, если язычок (его часть примерно от середины до кончика) чуть-чуть выступает над деками, то варган легче «завести» дыханием.
Или, если игровая часть язычка загнута под тупым углом (а не под прямым, что считается правильным вариантом при котором повышается срок службы инструмента), то становится гораздо проще использовать приёмы при которых язычок тормозится уголком губ.

Изменяя форму основания корпуса (расширяя, сужая его и так далее) можно регулировать вес и массивность инструмента, что также непосредственно влияет на его звучание. Кроме того, важно подобрать ту форму дек, при которой варган удобно прикладывать к зубам. Так, например, закруглённая или плоская форма внутренней стороны дек менее удобна для удержания на зубах, чем ромбовидная.

Материалы наиболее подходящие в плане здоровья для изготовления варганов: полированная сталь, бронза (латунь), нержавеющая сталь, нейзильбер (мельхиор), золото, серебро, древесина, не подвергавшаяся химической обработке.
Материалы, которыми не следует пользоваться без знания предмета: никель, алюминий, медь, химически покрытые стали (черное воронение), лаки.
И материалы которые совсем не рекомендуются для спользования: хром,
цинк, олово (припой; тем не менее, олово часто используется для настройки варганов).

Ниже приведена таблица в которой описаны изменения звучания при различных модификациях язычка. Эти данные нельзя считать исчерпывающими, но они могут помочь понять общие принципы.

Модификация Результат
Длинный язычок Более низкий и глубокий звук, долгое затухание, увеличивается риск зацепить язычком деку при игре
Короткий язычок Более высокий звук, быстрое затухание
Широкий язычок Более низкий и глубокий звук, быстрое затухание
Узкий язычок Более высокий звук, долгое затухание
Толстый язычок Более высокий звук, быстрое затухание, для игры требуется жесткий удар
Тонкий язычок Более низкий и глубокий звук, долгое затухание, увеличивается риск зацепить язычком деку при игре
Жесткий язычок Более высокий звук, для игры требуется жесткий удар. Если язычок слишком жесткий - увеличивается его ломкость
Мягкий язычок Долгое затухание звука. Слишком мягкий язычок делает звучание глухим, или вовсе неслышным. Язычок легко деформируется, но в некоторых случаях это уменьшает риск поломки при физических воздействиях на инструмент.
Большое расстояние между краями язычка и деками Меньшее количество обертонов, более слабый звук
Маленькое расстояние между краями язычка и деками Большее количество обертонов, сильный звук, но увеличивается риск зацепить язычком деку при игре
Параллельность краёв язычка внутреннему краю дек Более богатые обертона
Заточенные края язычка Более богатые обертона
Расширение язычка и расстояния между деками в
направлении к основанию корпуса
Влияет на колебания язычка
Сужение внутренних краёв дек к краям язычка Более богатые обертона
Слишком слабое закрепление язычка к корпусу Вибрации язычка не передаются в
полной мере в корпус инструмента, более слабое звучание. Дребезжащий
звук при очень слабом закреплении, язычок легко сместить в сторону
Слишком сильное закрепление язычка к корпусу Глушит звук и увеличивает риск
поломки язычка
Длина загнутой части язычка Влияет на колебания язычка.
Соотношение длины загнутой части язычка и его основной части влияют на
высоту звука
Загнутая форма кончика язычка Царапает руку при игре. При быстром
переменном ударе звук становится более резким
Закруглённая форма кончика язычка При быстром переменном ударе звук
становится более плавным
Утяжелённый сгиб или кончик язычка Понижает тон инструмента

Для LJ-сообщества vargan_msk и сайта khomus.info в частности
и для всех заинтересованных в целом.

Какие бывают варганы.

Есть много разных видов варганов*, и много статей написано по классификации, я расскажу о варганах с точки зрения играющего. Эта статья для тех, кто желает разобраться в тонкостях варгана и выбора инструмента и, в том числе, для начинающих.

Итак, вот вы берёте варган в руки.
Что бросается в глаза в первую очередь?

1. Размер варгана.

Варганы отличаются по размерам, они бывают большие и малые по сравнению с вашими пропорциями кисти и рта.
Размер влияет на звук и на удобство игры, удобство удержания рамы, удобство удара по язычку. Часто малые варганы звучат высоко и имеют небольшую длительность колебаний язычка и затухание, а большие - отличаются длительностью звучания и басовитостью, хотя бывают исключения.
Одни варганы удобно держать, другие нет.
Для крупного мужчины удобней будет играть на крупном варгане, а миниатюрной девушке больше подойдёт небольшой инструмент, но это скорее, признак, а не правило.
Пример большого варгана Хомус Хоматова ШАМАН, Шаман, Хомус Готовцева.
Пример малого варагна: комус Вл. Поткина, Евангелист, Малый татарский, малый белорусский.

Вы подносите варган к зубам, прижимаете, обхватываете губами…

2. Размер и ширина дек варгана.

Также размер влияет на удобство прижимания дек варгана к зубам и губам.
Язычок крупного варгана может задевать щёку у человека со скромными размерами, а широкие деки могут вызвать неудобство и напряжение в губах. Иногда острые грани дек могут доставлять неудобство во время игры, тогда их необходимо сгладить механически.
Пример тонких дек: непальский марчанга,
Пример жёстких дек: хомус Михайлова;
Пример закрытых дек: варган в деревянной раме, варган в раме оргстекло.

Вы ударяете по язычку…

3. И чувствуете жёсткость язычка варгана.

Варганы отличаются по жёсткости язычка в широких пределах. На нашем сайте введены условные определения "жёсткий", "относительно жёсткий", "средней жёсткости", "относительно мягкий", "мягкий". Поскольку у одного и того же мастера инструменты могут отличаться друг от друга и в одной партии и в разных поставках, эта характеристика условна, но даёт представление о варгане.
Варганы с мягким язычком легко управляются, почти не дают отдачи на зубы и кости головы, звук их плавный, часто не очень громкий. На таких варганах удобно играть неторопливые мелодии, практиковаться в медитации и релаксации, часто такие варганы имеют низкий звук.
Варганы с относительно жёстким язычком имеют большую отдачу, что бывает непривычно человеку, впервые взявшему инструмент, но зубы довольно быстро привыкают к нагрузке и на первый план выходят других качества - яркость и чёткость таких варганов. На таких инструментах легко играть подвижные, чёткие, ритмичные композиции, звук не захлёбывается даже при очень быстрой игре.
Кроме того, некоторые люди считают, что, чем сильнее в голове "гудит", тем сильнее изменение сознания от варгана.
Варганы с язычком средней жёсткости занимают промежуточное, универсальное положение.
Пример жёсткого язычка: якусткие хомусы, хомус Осипова;
Пример мягкого язычка, доромб Чёрное Пламя, варган Стрела;
Пример среднего язычка: белорусская дрымба
.

Вы ударяете по язычку и…

4. Отдельным важным критерием является длина язычка варгана.

Чем длиннее язычок, тем легче на нём играть медленные композиции, неторопливо, медитативно. На быстрых темпах такой варган может терять управляемость, "захлёбываться". Длинный язычок звучит дольше, медленнее затухает, больше имеет низких обертонов, хотя, опять подчеркну, высота варгана и богатство звука - результат всего комплекса свойств варгана.
Варган с коротким язычком звучит весело, отлично подойдёт для быстрой игры и подвижных мелодий, легко управляем, менее капризен. Часто у него больше высоких обертонов. Хорош также для сопровождения бодрых танцев и народных наигрышей.
Пример варгана с коротким язычком: Малый татарский, малый белорусский;
Пример варгана с длинным язычком: Шаман
.

Вы ударяете по язычку и чувствуете кольцо язычка и его колено.

5. Колено язычка и кольцо важны в ощущениях игры.

Конечно, если вы играете не первый месяц или год, можно приноровиться и привыкнуть к любому варгану и научиться извлекать из него все возможные звуки. Но я рассматриваю предпочтения и возможности игры для людей с небольшим опытом.
Варган с большим коленом требует внимания и будет незаменим при медленной игре. Большое колено вносит преобладание низких обертонов, даже если сам варган звучит высоко, что случается нечасто.
Классическое сочетание: варагн с длинным мягким язычком и длинным коленом великолепно подходит для медленной размеренной игры.
Большое кольцо на язычке удобно при игре новичкам, когда палец учится только касаться инструмента, отрабатывает точность и технику игры.
Короткое колено хорошо при быстрой игре, оно характерно для варганов с коротким язычком и высокими обертонами, но слишком короткое колено может стать помехой - рука начинает задевать за щёку, труднее попасть по кольцу. В этом случае оптимальный способ игры - пальцевый, игра пальцами более мягка и точна. Этот способ даёт большую мягкость и манёвренность в игре.
Часто бывает, что у варгана кольцо на язычке очень малое или совсем его нет, только малый загиб. В музыкальном плане это уменьшает крайний вес язычка, делая его более лёгким, а звук высоким, но в игровом плане часто палец царапает острый конец колена, игра становится односторонней или технически неторопливой.
Пример варгана с длинным коленом и большим кольцом варган Склемина;
Пример варгана с коротким коленом башкирский кубыз
.

Вы качнули язычок и почувствовали вибрацию на зубах.

6. Вибрации и связь их с материалом варгана.

Помимо жёсткости язычка на ощущения при игре оказывает влияние материал рамы варгана, поскольку вибрации от язычка переходят на раму инструмента и кости играющего. Также материал влияет на тембр и эстетические ощущения при игре.
Варганы изготавливаются из металла (стали, латуни, меди), дерева и разных экзотических материалов (есть варганы с рамой из оргстекла, бывают каменные варганы, костяные варганы, варган из китового уса).
Варганы, сделанные из дерева, оказывают меньшую отдачу на зубы, более приятны в ощущениях, звучат мягче и слегка глуше, громкость меньше их металлических собратьев.
Варганы из стали звучат ярко, громко, часто насыщены высокими обертонами даже при общем низком звучании инструмента, звук чётко очерчен. При это варганы кованные звучат ярче и богаче гнутых и пластинчатых в силу изменения структуры металла при их изготовлении. Но при этом отдача и вибрации тоже существенны. Часто стальные варганы требуют регулярного ухода: отпечатки пальцев и остатки слюны портят поверхность и металл постепенно коррозирует. Альтернативой этом являются так называемые "чёрные варганы" - стальные варганы, покрытые защитной плёнкой.
Варганы из медных сплавов звучат более "бархатно", мягче, нежнее, тише стальных собратьев. Это можно связать с большей мягкостью и меньшей плотность металла. Для контакта с телом медные сплавы более приятны, чем сталь.
Отдельно стоят вьетнамские губные варганы, играть на них легко и быстро можно научиться, они прижимаются к губам, не касаясь зубов. За счёт такого способа игры открываются новые дополнительные возможности в звуке и тембре инструмента.
Пример деревянного варгана варган в деревянной раме;
Пример стального гнутого варгана башкирский кубыз;
Пример стального кованного варгана хомус Михайлова;
Пример чернёного варгана Большой хомус Кокова;
Пример варгана из медного сплава, латуни комус Вл. Поткина;
Пример вьетнамского губного варагна Дан мои.

Итак, вы чувствуете вибрацию и слышите звук.

7. Звук варгана.

Звук варгана складывается из вибраций язычка и вибраций корпуса варгана, вибраций костей головы и резонанса этих вибраций в полости играющего. Звукообразование у варгана напоминает человеческий голос и происходит в тех же условиях, что и человеческий голос.
Если мы рассмотрим звуковой спектр варгана, мы увидим набор обертонов. Меняя объём полости рта, поднимая и опуская язык мы можем вызвать усиление или уменьшение того или иного обертона, то есть весь звукоряд варгана задан изначально конструкцией инструмента, его качеством и настройкой, но конкретная нота зависит от комплекции играющего и его артикуляционных способностей.
Высоту звука можно вычислить в нотах и частотах, а условно можно разделить на низкий, средний, высокий. Для уточнения разделим их: очень низкий - супербас, средний низкий, средний, низкая середина, высокая середина, высокий, яркий (очень высокий). Это разделение условно, но оно помогает ориентироваться в тональностях варгана без специальных терминов.
Обычно высокие и яркие варганы обладают певучестью: на них легко можно играть мелодии, ясно слышатся ноты.
Варагны среднего тембра хороши для ритмичных рисунков, отчасти для мелодий, это часто универсальный инструмент.
Варганы с низким звучанием часто, наоборот, хороши для ритмов и медитаций, хорошо задают темповый настрой музыки, подкладку, фон.
Пример низкого варгана Большой хомус Кокова;
Пример высокого варгана Малый татарский
.

График звукового спектра варгана - амплитуда в зависимости от частоты. Видны пики обертонов варгана.

График звукового спектра варгана - амплитуда (громкость) в зависимости от частоты (высоты тона). Видны пики обертонов - резонансов варгана. Изменяя объём полости рта, двигая языком или горлом мы можем усиливать один или другой обертон тем самым меняя высоту звука варгана.

Обратите внимание: варган имеет два максимума, в области низких частот и в области средне-высоких частот. По этой причине варган называют двухтоновым инструментом. Низкий тон, почти постоянный, бурдонный, и высокий - хорошо изменяемый при интонировании - флажолет.
У музыкальных варганов эти два тона строят через октаву или две.

Иногда, как на подобной картинке, можно встретить, что несколько соседних обертонов звучат примерно на одном уровне.
Хорошо это или плохо?
Будет ли хорошо, если одновременно в инструменте звучат тона До, До-диез, Ре?
Нет, скажет музыкант.
Но на самом деле, в реальности, звуковая картина несколько иная: очень редко вы играете на варгане не меняя напряжения мышц и языка, чуть-чуть, но постоянно мы двигаемся и эта микродинамика очень сильно влияет на резонанс варгана. В результате, даже самый простой звук на таком варгане получается переливчатый и красивый.

И вот вы играете один звук, другой, управляете языком и дыханием и слушаете, как меняется его звук, высота звука, тоновый диапазон - самый низкий и самый высокий звук.

8. Тоновый диапазон варгана - это самый низкий и самый высокий тон, который вы можете сыграть на варгане.

Да, да, на варгане можно играть ещё и по нотам, но для этого нужен отдельный опыт.
Сами обертона варгана простираются на несколько октав, но не каждый варган может проявить эти обертона чётко и не каждый исполнитель в силу умения или физиологии сможет сыграть их.
Тоновый диапазон зависит от каждого конкретного инструмента, меняется от конструкции, длины и размеров язычка, геометрии дек, качества рамы.
Часто у варганов с большим, но относительно жёстким язычком тоновый диапазон выше, чем у коротких и мягких.
Точнее сказать, это экспериментальный критерий у каждого варгана является результатом всех остальных свойств инструмента.

---------------------------------------------------------------------------
* Классический варган состоит из рамы и язычка.
В свою очередь, рама состоит из дек, прижимаемых к зубам, и кольца, к которому крепится язычок (и за который вы держите варган).
А на язычке, в свою очередь, можно различить, основание, которое крепится к кольцу, подвижную часть, от которой зависит звук, и колено с кольцом, по которому наносится удар руки.

Как сделать варган самостоятельно из подручных материалов

Варган (кубыз, хомус, комус и т. д.) является одним из древнейших язычковых музыкальных инструментов, для изготовления которого применялись различные природные материалы. Разнообразие и доступность подручных средств позволяют сделать дома варган своими руками. Его преимуществами являются небольшой размер и несложность конструкции.

Варган

Как устроен варган

Кубыз представляет собой рамку, в которую установлен колеблющийся язычок. Его вибрация обеспечивает возникновение акустической волны. Это один из самых маленьких по размеру музыкальных инструментов, что обусловлено особенностями артикуляционного аппарата человека.

Воздействие на варган сопровождается резким дребезжащим звуком. Он дает специфическую, но атмосферную мелодию.

Извлечение звука из варгана

Исполнитель подносит хомус ко рту и регулирует звучание работой пальцев, артикуляционного аппарата, дыханием. На громкость и тембр оказывают влияние воздействием на носовую полость, нижние дыхательные пути (диафрагму), глотку, гортань и другие органы. Удары пальцев по язычку кубыза создают вибрации. Легкость извлечения звука зависит от того, какое сырье использовалось при изготовлении, от веса инструмента, его размера и качества производства.

Подушечкой пальца

Подходящий способ игры исполнитель обнаруживает спустя некоторое время, но на инструменте с мягким язычком комфортнее играть подушечкой указательного пальца. Необходимо все время держать его немного напряженным, а остальные сжать в кулак. Чтобы натренировать руку к такому исполнению, требуется время.

Подушечкой пальца

Ребром пальца

Работая ребром указательного пальца, можно играть в разном темпе с одинаковым удобством. Кисть также задействована в процессе исполнения. Ей необходимо двигать, чтобы звук был четким, а исполнение – комфортным. Работая только пальцем, исполнитель быстро устанет и не добьется нужного звучания.

Большим пальцем

Чтобы освоить этот способ исполнения, необходимо собрать 4 пальца в «лодочку». Важно, чтобы большой палец был выставлен в сторону. Далее требуется двигать кистью, задевая язычок центром этого пальца. У этого исполнения есть недостаток: таким образом невозможно играть мелодии в подвижном темпе.

Но это позволяет скрыть сам кубыз, если на него падают осадки или исполнитель хочет спрятать инструмент от зрителей.

Какие материалы использовать для изготовления

Можно экспериментировать с разными основами, но самыми популярными в этой работе являются следующие:

  1. Дерево. Больше всех остальных подходят дуб, береза, бук. Встречаются хомусы и из менее привычных пород. Деревянные кубызы эстетически привлекательнее, потому что материал позволяет сделать дополнительный дизайн.
  2. Кость. Небольшой инструмент из лосиного рога или оленьей кости сделать непросто, поэтому их используют редко. Бывают хомусы и из бивня мамонта.
  3. Сталь. Рамку часто делают из стального прутка. Это часто применяемое при производстве кубыза сырье.

Язычок – это активный элемент кубыза, поэтому он должен обладать и упругостью, и устойчивостью. Для него подойдет термообработанная высокоуглеродистая сталь.

Дерево

Инструкция по изготовлению металлического варгана своими руками

Инструмент несложен по своему строению, но, т. к. важнее всего его звучание, нужно уделить внимание всем деталям и не ждать сразу совершенного результата. В общей сложности на работу уходит полчаса, но ее нужно выполнять последовательно, чтобы не тратить время на исправление ошибок.

Как рассчитать длину заготовки

Лучше всего сделать сперва предварительный чертеж, отметив элементы кубыза разными цветами. Так проще представить заранее все нюансы и не допустить ошибок в процессе работы.

Чтобы сделать заготовку для рамы и рассчитать ее длину, нужно согнуть проволоку, а потом отмерить на ней по линейке необходимый отрезок. Чаще всего берут стержень длиной 12–15 см и диаметром 6–6,5 мм.

Придание формы

  1. Отметить на стержне середину и концы дек на расстоянии 3,5–4 см от нее.
  2. Сделать (прорезь) для язычка. На концах провести надфилем фаску, т. е. скосить угол. Ее высота – 0,5 мм.
  3. Согнуть полукругом середину стержня. Перед этим разогреть его на газовой плите.
  4. Согнуть его, придав изделию необходимую ромбовидную форму и оставив пространство между деками.
  5. Обточить концы дек (можно сделать это на наждаке).

чертеж

Полировка

После формирования и по мере необходимости изделие необходимо обрабатывать. Для полировки подойдет напильник.

Вбивание язычка

Для этой части хомуса подойдет металлическая линейка или кусок пилы. Необходима упругая сталь в виде конуса. Ширина от одного основания до другого должна увеличиваться с 2 до 3 мм. Длина составляет 8 см, толщина – примерно 0,5 мм. Сырье должно быть все время охлажденным.

Как держать варган во время игры

Необходимо прижать кубыз плотно к зубам, а между ними оставить щелку для язычка инструмента. Зажав хомус между зубами, легче контролировать звучание. Губы не должны быть тесно прижаты к инструменту. Держать его нужно менее активной рукой, опустив локоть вниз. Рекомендуется удерживать варган на согнутых участках указательного и большого пальцев, направляя язычок в противоположную от руки сторону.

варган во время игры

Со временем исполнитель находит оптимальный для него способ держать кубыз. Важно искать самое комфортное положение, но необходима практика, чтобы привыкнуть к инструменту. Лучше освоить несколько вариантов исполнения для разучивания различных мелодий.

Что нужно учесть при изготовлении металлического варгана

При создании хомуса своими руками, особенно в первый раз, сложно дать ему подходящее звучание.

Необходимо знать, какие ошибки возможны при работе:

  • неточность в измерениях;
  • излишнее загибание дек, после которого не остается места для язычка;
  • изготовление слишком толстого язычка, в результате чего теряется звучание при исполнении;
  • закрепление язычка до регулировки;
  • загибание дек в форма овала, а не ромба.

Металлический варган

Амплитуда язычка влияет на то, как будет функционировать инструмент.

Важно, чтобы он не был слишком тяжелым или легким. И то и другое плохо сказывается на работе кубыза. Слишком легкий язычок даст высокое звучание, но его можно утяжелить с помощью олова. Если он чересчур тяжелый, то повысить тон можно, только сократив его размер.

Как сделать варган из пластиковой карты

Пластик применяют те, кто хочет сделать кубыз дома своими руками. Многие используют недействительную банковскую карту, так как сделать из нее кубыз проще всего.

Инструментов для этого требуется немного:

  • шило;
  • пассатижи;
  • канцелярский нож;
  • несколько пластиковых карт (достаточно одной, но она может оказаться картонной или испортиться при неудачной работе).
  1. Отрезать кусок, равный 1/3 банковской карты. Получится вытянутый прямоугольник. Он будет служить в качестве основы и язычка инструмента.
  2. Сделать шилом 3 отверстия на карте: одно для кончика язычка и 2 – для основания. Язычок вырезается ножом по бокам получившегося треугольника.
  3. Соединить точки на этих сторонах, но не трогать основание.
  4. Чтобы язычок беспрепятственно перемещался внутри инструмента, немного укоротить его по краям или подрезать основу вокруг него.
  5. При помощи пассатижей загнуть корпус хомуса вдоль по краям. Так будет проще держать инструмент.

Почему нельзя сделать варган своими руками из пластиковой бутылки

Невозможно предусмотреть конечное звучание инструмента, какие бы материалы ни применялись при изготовлении кубыза своими руками. На него влияет минимальная разница в измерениях и весе материала. Варган из пластиковой карты не имеет такой полноты звучания, как металлический или деревянный, но материал, из которого сделаны банковские карты, достаточно твердый. А музыкальный инструмент из пластиковых бутылок не будет иметь никакого звучания, потому что его элементы будут недостаточно жесткими.

Изготовив кубыз самым простым и доступным путем, можно попробовать и более трудные способы и материалы. Этот музыкальный инструмент имеет разные дизайны и формы благодаря своим древности и популярности. Существует множество материалов для производства варгана. Чем больше работать над его созданием, тем более широкого спектра звучания можно достичь.

Читайте также: