Сталь между пальцев сжатый кулак удар выше кисти терзающий плоть

Обновлено: 19.05.2024

Эта песня Виктора Цоя широко известна под двумя названиями, и обе версии можно считать официальными. Трек «Мама, мы все сошли с ума» представлен на альбоме «Группа крови» (1988). Вариант «Мама, мы все тяжело больны» вошёл в сборник «Последний герой» (1989). Кроме того, существует третье название – Maman, придуманное для французского альбома и сингла.

История создания песни «Мама, мы все сошли с ума» КИНО

Автором музыки и слов трека указан Виктор Цой. Георгий Гурьянов утверждал, что в основе песни лежит партия для баса, которую сочинил он.

В телепередаче «Летопись» бас-гитарист группы «Кино» рассказывал:

«Мама, мы все сошли с ума», я помню, Виктору понравился басовый риф, и он его играл и играл. И через два месяца он сказал, что получилась песня. Но, насколько я знаю творческий процесс, иногда у него целиком появлялась песня, иногда он с какого-то музыкального фрагмента начинал действовать, иногда ещё как.

Критики Виктора Цоя любят рассуждать о многочисленных заимствованиях в его песнях. Особенно часто они указывают на творчество группы The Cure, якобы сильно повлиявшее на всех участников «Кино». Композицию «Мама, мы все сошли с ума» они также не обошли стороной. По их мнению, вышеупомянутая партия бас-гитары и общее звучание родом из песни Primary в исполнении The Cure.

Можно ли в данном случае говорить о плагиате? Я бы не стал…

Релиз песни «Мама, мы все сошли с ума»

Третьего июня 1987 года группа «Кино» впервые исполнила песню перед публикой, выступая на пятом фестивале Ленинградского рок-клуба. Пятого января 1988 года вышел студийный альбом «Группа крови» с треком «Мама, мы все сошли с ума».

В 1989 году композицию «Мама, мы все тяжело больны» включили в альбом «Последний герой», записанный на московской студии эстрадного певца Валерия Леонтьева и сведённый в парижской Studio du Val d’Orge.

Под названием Maman песню издали синглом из альбома Le Dernier Des Héros, выпущенным во Франции.

Смысл песни «Мама, мы все сошли с ума»

Отечественные меломаны, хорошо знакомые с западной рок-музыкой, увидели в названии трека Виктора Цоя отсылку к песне Mama Weer All Crazee Now («Мама, мы все сейчас сдурели») из альбома Slayed? (1972) британской группы Slade. Впрочем, найти другие сходства между произведениями Slade и «Кино» вряд ли удастся.

О чём песня «Мама, мы все тяжело больны»? Автор не разъяснял основную идею, поэтому решайте сами.

Клип «Мама, мы все тяжело больны» КИНО

Двадцать девятого мая 2020 года возродившаяся группа «Кино» опубликовала на официальном канале в YouTube музыкальный видеоклип «Мама, мы все тяжело больны».

Многие слушатели пришли к выводу, что релиз приурочен к эпидемии коронавируса. Однако продюсер Александр Цой утверждает, что совпадения случайны, и выпуск клипа не связан с COVID-19:

Может показаться, что мы специально выбрали для релиза злободневную песню и даже сделали для нее какую-то зловещую графику. Но это, конечно, не так. Песни для видео были выбраны еще прошлой осенью, а сюжеты для графики придумывались в районе Нового года. Но, видимо, у группы “Кино” такая судьба — идеально попадать во время.

Ролик снимали на студии «Добролёт». Над ним работали специалисты из команды Firecart Films, которую возглавляет режиссёр Даниил Сальхов. Он рассказывал, откуда они черпали вдохновение:

В наших руках оказалось огромное количество архивных фото и видео группы, в том числе — из семейных и личных архивов. Из них мы делаем весь видеоряд для концертов в самых разных техниках — 2D, 3D, классическая анимация и так далее.

Радует смелость группы, нам пока не удалось нащупать ту грань хулиганства и абсурдности, на которой музыканты сказали бы: ну хватит, ребят, что вы творите-то? Сказать, что мы делаем какой-то треш, тоже нельзя, конечно, все понимают степень ответственности, вряд ли есть более подходящий повод для выражения «нам выпала честь».

Кроме видеоряда для концертов, мы в Firecat Films документируем весь процесс подготовки шоу, и в этом ролике можно увидеть симбиоз обеих задач.

Юрий Каспарян также поделился историей создания клипа «Мама, мы все тяжело больны»:

Мы выбрали и записали эту песню в конце прошлого года… Мы не думали, что она окажется такой злободневной.

Тут мы впервые используем кусочки видео, которое будем показывать на концерте. Просто чтобы немного дать понять, как это будет выглядеть. На концерте, конечно, это будет на большом экране на сцене, будет другое впечатление. Но что-то представить можно уже сейчас.

Давайте смотреть онлайн клип «Мама, мы все тяжело больны» группы «Кино».

Кавер-версии

Эту песню группы «Кино» часто исполняют другие музыканты. В 2000 году для проекта «КИНОпробы» трек «Мама, мы все тяжело больны» исполнила группа «Смысловые галлюцинации».

Сергей Бобунец, известный как «Буба», объяснил выбор:

Мы выбрали «Мама, мы все тяжело больны», потому что эта песня всегда нам очень нравилась. В нашей версии гитары заменила электроника. Вполне возможно, звук получился холодноватым, но зато нет ощущения, что песня притянута к музыке нашей группы. Мы очень хотели передать типично «киношные» эмоции, а также пытались представить, как могла бы звучать эта группа, если бы она существовала до сих пор.

Давайте слушать песню «Мама, мы все тяжело больны» в версии «Смысловых галлюцинаций».

Во вторую часть «КИНОпроб» вошёл трек «Мама, мы все тяжело больны» рок-группы «Ва-банкъ». Послушаем, как спел песню Виктора Цоя Александр Ф. Скляр.

Группа «Декабрь» записала «Мама, мы все тяжело больны» для альбома «Сквозь дым» (2007).

В 2010 году русские рэперы выпустили сборник каверов «КИНОпробы. Рэп-трибьют». Песню «Мама, мы все тяжело больны» исполнила группа 25/17. Они включили трек в альбомы «Зебра» и «Бортовой журнал», а также сняли клип, в котором снялся Александр Баширов.

Кроме того, композицию играли Lumen, СТИЗ и другие музыканты.

Текст песни «Мама, мы все тяжело больны» КИНО

Зерна упали в землю, зерна просят дождя.
Им нужен дождь.
Разрежь мою грудь, посмотри мне внутрь,
Ты увидишь, там всё горит огнём.
Через день будет поздно, через час будет поздно,
Через миг будет уже не встать.
Если к дверям не подходят ключи, вышиби двери плечом.
Мама, мы все тяжело больны.
Мама, я знаю, мы все сошли с ума.

Сталь между пальцев, сжатый кулак.
Удар выше кисти, терзающий плоть,
Но вместо крови в жилах застыл яд, медленный яд.
Разрушенный мир, разбитые лбы, разломанный надвое хлеб.
И вот кто-то плачет, а кто-то молчит,
А кто-то так рад, кто-то так рад.

Мама, мы все тяжело больны.
Мама, я знаю, мы все сошли с ума.
Ты должен быть сильным, ты должен уметь сказать:
«Руки прочь, прочь от меня!»

Ты должен быть сильным, иначе зачем тебе быть.
Что будут стоить тысячи слов,
Когда важна будет крепость руки?
И вот ты стоишь на берегу и думаешь: «Плыть или не плыть?»
Мама, мы все тяжело больны.
Мама, я знаю, мы все сошли с ума.

Аккорды песни «Мама, мы все тяжело больны»

Вы умеете правильно играть «Мама, мы все сошли с ума» на гитаре? Готовы спеть песню для всех? Выкладывайте свои видео в комментариях.

Если вам нужны табы, ноты произведения, минусовки или версии для караоке, ищите их на тематических порталах для музыкантов.

Моя вина

Сталь между пальцев, сжатый кулак.
Удар выше кисти, терзающий плоть,
Но вместо крови в жилах застыл яд, медленный яд.
Разрушенный мир, разбитые лбы, разломанный надвое хлеб.
И вот кто-то плачет, а кто-то молчит,
А кто-то так рад, кто-то так рад.
Мама, мы все тяжело больны.
Мама, я знаю, мы все сошли с ума.
Виктор Цой (Мама мы все сошли с ума).

Я долго возился с регистрацией, проходил обследование и, наконец, получил разрешение на хранение огнестрельного оружия. А потом купил пистолет Тульский Токарев. Восемь патронов в магазине. Черный, вороненый ствол. Вес 910 грамм. Я купил его для самозащиты, стоило бы взять газовый, или травматический. Стоило бы, тогда бы мой сын остался жив. Но это не сказка, это жизнь, а мой сын мертв.
Его не довезли до больницы, умер на руках у фельдшеров в скорой помощи. Умер у меня на глазах. Я проклинал себя за то, что не уследил за своим мальчиком. После этого я начал пить.
Раньше у меня были: жена, хорошая работа и двое чудесных детей. А сейчас? Сейчас я потерял все, я понял это вчера. Чертов пистолет, сейчас я держу его в опасной близости виска, пока вспоминаю свою жизнь. Жизнь в которой я был полным эгоистом и дерьмом. Терять любимых больно? Чертовски больно! Вместо того чтобы взять себя в руки я взял в руки стопку. Она, как и ее содержимое делала жизнь проще. Хм. Все казалось не таким безнадежным и в пределах нормы. Жизнь виделась ярче, радужней и спокойнее. Мы с женой развелись, два года назад. Она не захотела видеть меня таким и не хотела чтобы наш второй сын рос в обстановке постоянных скандалов и ссор по мелочам. А я вместо того чтобы остановить послал ее к черту и продолжил застолье.
Хм. Как-то ночью зашел в круглосуточный магазин купить пива и вдруг понял, что теряю себя. Я стоял перед продавщицей равнодушно смотревшей на меня. Теребил пальцами последние пятьсот рублей провонявшие моей мочой. И понимал, что смотрит она на меня с отвращением и брезгливостью, как на прокаженного. Не знаю, наверно я не настолько спился, чтобы относиться к этому наплевательски. Секунду поколебавшись отменил заказ и вышел из магазина в ночь. Мне было сложно отказаться от рюмки, но я это сделал. Я не пил уже целую неделю, мд-а, улыбка это хорошо, для вас. Смейтесь! А к концу недели все же надумал навестить свою бывшую жену. Она жила теперь дома у родителей. Мне нужно было увидеть сына, и это желание пересилило мои страхи и опасения. Я побрился надел все самое чистое и выглаженное, чтобы показать и ей и ее родичам что вернулся. Я хотел встать перед ней на колени и попросить прощения за все, что когда-то сказал, сделал, или не сказал и не сделал. Я хотел прижаться к ее ногам, как когда-то раньше, хотел увидеть своего сына. Хотел сказать ему: «Здравствуй сынок, это я твой блудный папа»
По дороге к ним домой, заскочил в цветочный магазин. Какой может быть разговор без букета роз. А потом долго стоял, переминаясь с ноги на ногу у двери в их квартиру. Никак не мог решиться нажать на кнопку звонка. Я все думал, как это будет, я хотел все вернуть. Я хотел вернуть свою жизнь. Я хотел…
Дверь открыла бывшая теща. Не потому что я все же нажал на звонок, а потому что она выходила из квартиры. Увидев меня в дверях, замерла.
-Пришел? – Спросила она.
-Я хочу увидеть Лиду. – Коротко сказал я.
-Ее нет, она умерла. – Белыми губами ответила старушка стоявшая передо мной.
-Как? – Волна эмоций и переживаний испарилась словно от жара солнца. Все замерло вокруг меня, весь мир замер.
-Авария. – Я не слышал, что она говорит. – Лидочка везла Сашеньку из садика, и ее автомобиль на мосту подрезали. Какие-то крутые на Мерседесе, они потом отвертелись. Они отвертелись, а Лида, дочка моя вмести с внуком с моста и в речку. – Старушка заплакала, уткнувшись носом мне в плече.
-Сын, мой сын он выжил! – Опомнился я.
-Нет. – Еще один удар. Бог садист, который издевается над вами, пока вы позволяете ему это. Курок взведен. Я не помню, как попал домой. Помню, было уже позднее время, а мой обет не пить, давно нарушен. Сейчас уже поздно что-то менять и меняться, поздно для меня.
Громкий хлопок выстрела звенящим эхом разнесся по комнате.

Страшно. очень страшно.
После такого невозможно жить

Ну, сплошная безнадега - зато поучительно. Может кому-нибудь из прочитавших зарисовку людей (если окажутся в подобной ситуации не дай Бог конечно) это поможет не делать глупостей.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Так о чем же пел Виктор Цой?

Я уже почти забыла об этой теме, но тут мне стали попадаться на глаза статьи других авторов на ту же тему. И то, что они писали, вызывало во мне протест, потому что, совершенно очевидно, не соответствовало действительности. Так что ради восстановления истины придется писать.

Как здесь на «прозе», так и в других местах, во всех статьях, которые я читала на эту тему, говорится о некой философичности этих песен, о богоискательстве и тому подобных вещах. Конечно, как и у всякого поэта, у Цоя есть и эти темы. Но не они являлись определяющими, особенно в последние годы.

Песни Цоя – это песни социальные! В первую очередь - это песни протеста!
Неужели люди на самом деле могут это не понимать? Или просто как всегда боятся говорить на эту опасную тему? Второе более вероятно. Придется мне сказать.

Для тех, кто все-таки умудрился не понять смысл песен Цоя, говорю открытым текстом: это песни против давно установившегося у нас гебешного режима, при котором чуть ли не все население втянуто в процессы тайного доносительства, провокаций, слежки и т.п. Мы давно стали страной с двойным дном, где открыто говорится одно, а тайно делается прямо противоположное. Мы все друг другу враги. Некоторым это даже нравится: ах какие мы умные, хитрые, какие дела тайно проворачиваем… Но Цой был не из их числа.

Хотите доказательства? Сколько угодно.

«Здесь не понятно, где лицо, а где рыло,
И не понятно, где пряник, где плеть.
Здесь в сено не втыкаются вилы,
А рыба проходит сквозь сеть.
И не ясно, где море, где суша,
Где золото, а где медь.
Что построить, и что разрушить,
И кому, и зачем здесь петь

Нам с тобой: голубых небес навес.
Нам с тобой: станет лес глухой стеной.
План такой - нам с тобой.

Здесь камни похожи на мыло,
А сталь похожа на жесть,
И слабость, как сила,
И правда, как лесть.
И не ясно, где мешок, а где шило,
И не ясно, где обида, а где месть.
И мне не нравится то, что здесь было,
И мне не нравится то, что здесь есть.

Нам с тобой: голубых небес навес.
Нам с тобой: станет лес глухой стеной.
Нам с тобой: из заплеванных колодцев не пить.
План такой - нам с тобой.
Черная ночь да в реке вода - нам с тобой.
И беда станет не беда. Уезжай ..
Так, была не была, прости и прощай ..
План такой - нам с тобой. »

Одной этой песни достаточно, чтобы не было сомнений. Вокруг – «рыла», и непонятно кто все-таки остается человеком. Для совсем уж непонятливых разжую: почему «голубых небес навес» и «станет лес глухой стеной»? Да потому что больше нигде нельзя разговаривать – везде или чужие уши или прослушка. Конечно, в первую очередь это касается известных, популярных людей, но не думайте, что вас это совершенно не касается. Это касается всех и особенно тех, кто хочет быть независимым.

Почему «черная ночь да в реке вода» или «уезжай», надеюсь, объяснять не надо? Как и весь остальной текст? Перечитайте внимательно, имея в голове новые идеи для понимания. Много ума не надо, тут все очевидно.
Далее.

«Крыши домов дрожат под тяжестью дней,
Небесный пастух пасет облака,
Город стреляет в ночь дробью огней,
Но ночь сильней, ее власть велика.

Тем, кто ложится спать -
Спокойного сна.
Спокойная ночь.

Я ждал это время, и вот это время пришло,
Те, кто молчал, перестали молчать.
Те, кому нечего ждать, садятся в седло,
Их не догнать, уже не догнать.

Соседи приходят, им слышится стук копыт,
Мешают уснуть, тревожат их сон.
Те, кому нечего ждать, отправляются в путь
Те, кто спасен, те, кто спасен.

Тем, кто ложится спать -
Спокойного сна.
Спокойная ночь.»

Хотя он ждал, и «это время пришло», но многим оказалось ничего не надо кроме как спать. И поэтому остается лишь «спокойная ночь» вместо дня. А более свободная часть народа, понимая это, уезжает: «Те, кому нечего ждать, садятся в седло». И они спасены. А остальным (большинству)– ночь. И легкий дискомфорт от «стука копыт».

Ну, тут и вообще без комментариев:

«Они говорят: им нельзя рисковать,
Потому что у них есть дом,
В доме горит свет.
И я не знаю точно, кто из нас прав,
Меня ждет на улице дождь,
Их ждет дома обед.

Закрой за мной дверь, я ухожу.
Закрой за мной дверь, я ухожу»

«Кто пойдет по следу одинокому?
Сильные да смелые, головы сложили в поле,
- В бою!
Мало кто остался в светлой памяти,
В трезвом уме, да с твердой рукой в строю в строю,
- В строю!

Солнце моё, взгляни на меня!
Моя ладонь превратилась в кулак.
И если есть порох, дай огня!
- Вот так!»


«Зерна упали в землю, зерна просят дождя,
Им нужен дождь.
Разрежь мою грудь, посмотри мне внутрь,
Ты увидишь, там все горит огнем.
Через день будет поздно, через час будет поздно,
Через миг будет уже не встать
Если к дверям не подходят ключи -
Вышиби двери плечом

Мама, мы все тяжело больны,
Мама, знаю, мы все сошли с ума.

Сталь между пальцев, сжатый кулак,
Удар выше кисти, терзающий плоть
Но вместо крови в жилах застыл яд, медленный яд
Разрушенный мир, разбитые лбы,
Разломанный надвое хлеб
И вот кто-то плачет, а кто-то молчит,
А кто-то так рад, кто-то так рад

Ты должен быть сильным, ты должен уметь сказать:
"Руки прочь, прочь от меня!"
Ты должен быть сильным, иначе зачем тебе быть?
Что будут стоить тысячи слов,
Когда важна будет крепость руки
И вот ты стоишь на берегу
И думаешь - плыть или не плыть.

Мама, мы все тяжело больны,
Мама, знаю, мы все сошли с ума. »

Это не песня. Это – призыв! Услышьте!
«Ты должен быть сильным, иначе зачем тебе быть?»
Как еще яснее сказать?? Нет ничего важнее «крепости руки»! Вы должны быть людьми! Вам же, кажется, нравятся песни Цоя?


«Тёплое место
На улице ждут отпечатков наших ног
Звёздная пыль на сапогах
Мягкое кресло клетчатый плед
Не нажатый вовремя курок
Солнечный день в ослепительных снах

Группа крови на рукаве
Мой порядковый номер на рукаве
Пожелай мне удачи в бою
Пожелай мне
Не остаться в этой траве…»

Нужны ли еще кому-то какие-то слова объяснений??
Я процитировала только несколько песен. Их больше. Намного. Каждый сам найдет, если захочет. Народ оказался не готов к его призывам. Народу и так хорошо. Такой вот народ. Приличным людям здесь не место. И им здесь не выжить. К моему глубокому сожалению. «Порядковый номер» исчисляется лишь единицами и сейчас. И вы хотите достойно жить при такой системе?

К сожалению, его протест оборвался. Говорите, это случайность?

Послесловие.
После обсуждения рецензий хочется добавить следующее.

Некоторые говорят, что не заметили ничего подобного в своей жизни, хотя жили в то же время и примерно в том же месте. Не было, дескать, никакого гебешного гнета. Нисколько не сомневаюсь в их искренности.

Во-первых, коснулось это многих, но, все же, не всех. А пока такие вещи не случатся с вами лично, они представляются странными.

Во-вторых, вокруг яркого свободного человека, каким был Цой, эта специфическая суета сгущается, и все окружающие оказываются в зоне повышенного риска. Потому реальность приобретает несколько иные черты, чем где-нибудь в тихой заводи. Но это все же реальность! И не одного Цоя это касается, как вы понимаете.
А окружающим, безусловно, не позавидуешь – давление на них порой становится невыносимым. Я, естественно, говорю не про единомышленников. А про тех, кто оказывался рядом случайно, проходил по касательной.

Среднему человеку сложно выдержать мощь такого давления.

Я думаю, очень важно к чему готов человек потенциально. Кому-то просто везет и он за всю жизнь ни разу не столкнется с подобным давлением.

Но, многие ли могут сказать о себе, что они уверены в своей порядочности? И что они будут противостоять давлению сверху?
Многие ли могут сказать, что они откажутся от ощутимого повышения по службе взамен неких не очень трудоемких, но несколько пакостных услуг?
Многие ли устоят, услышав, что «товарищам» известно, например, об их любовной связи «на стороне»? Ну и тому подобное. Сами можете додумать варианты.

Так кто будет непреклонен? Если, конечно, быть честным, хотя бы с собой.

"Три чукотских мудреца твердят, твердят мне без конца - Металл не принесёт плода, игра не стоит свеч, а результат труда! Но я сажаю алюм. огурцы на брезентовом поле".
-Учить разуму бездумного - все равно, что воду в мешок затхлый лить. И если нужно сажать "огурцы", даже если бы это был "асфальт", значит так нужно.

Спасибо за публикацию! Прочитал с огромным удовольствием!

Спасибо. К сожалению редко захожу, потому отвечаю с большим опозданием.

Мама, мы все сошли с ума – Виктор Цой

«Мама, мы все сошли с ума» – песня Виктора Цоя, в дискографии «Кино» представленная в альбомах «Группа Крови» и «Последний Герой». Название композиции является отсылкой к известному хиту группы Slade – «Mama Weer All Crazee Now».

Кино – Мама, мы все сошли с ума – слушать

Интересные факты

В программе «Летопись» экс-гитарист «Кино» Георгий Каспарян утверждает, что вся песня пошла от басового риффа, который понравился Цою. В течение двух месяцев Виктор наигрывал его, после чего известил коллег о написании новой песни. Кстати, автор басовой партии этой композиции – барабанщик Георгий Гурьянов, он же сыграл на бас-гитаре в черновом варианте композиции, записанном на студии Алексея Вишни.

Известные кавер-версии

Широко известны две кавер-версии песни Виктора Цоя «Мама, мы все тяжело больны». Обе они представлены на трибьют-альбоме «Кинопробы». В первую часть сборника вошла версия группы «Смысловые Галлюцинации», во вторую – Александра Ф. Скляра. Оба варианта можно послушать онлайн в предлагаемом плей-листе.

Ремейк композиции от группы 25/17

В 2010 году рэп-группа «25/17» выпустила альбом «Зебра», в трек-лист которого был включён ремейк рассматриваемой песни Виктора Цоя. Этот вариант правильнее назвать «песней по мотивам песни». Согласно законам рэпа, музыканты написали свой текст композиции, от оригинала оставив только припев.

В 2011 году режиссёр Андрей Давыдовский снял клип на эту песню. Помимо музыкантов, в ролике также снялся актёр и режиссёр Александр Баширов, партнёр Виктора Цоя по фильму «Игла», а также участник некоторых клипов Бутусова и группы «Ю-Питер».

Виктор Цой – Мама, мы все тяжело больны – текст песни

Зерна упали в землю, зерна просят дождя,
Им нужен дождь
Разрежь мою грудь, посмотри мне внутрь,
Ты увидишь, там все горит огнем
Через день будет поздно, через час будет поздно,
Через миг будет уже не встать
Если к дверям не подходят ключи –
Вышиби двери плечом

Мама, мы все тяжело больны,
Мама, я знаю, мы все сошли с ума.

Сталь между пальцев, сжатый кулак,
Удар выше кисти, терзающий плоть
Но вместо крови в жилах застыл яд, медленный яд
Разрушенный мир, разбитые лбы,
Разломанный надвое хлеб
И вот кто-то плачет, а кто-то молчит,
А кто-то так рад, кто-то так рад.
Кто-то так рад.

Ты должен быть сильным, ты должен уметь сказать:
«Руки прочь, прочь от меня!»
Ты должен быть сильным, иначе зачем тебе быть?
Что будут стоить тысячи слов,
Когда важна будет крепость руки
И вот ты стоишь на берегу
И думаешь – плыть или не плыть?

О песне Цоя Мама, мы все тяжело больны

Я задал в группе Вконтакте по песне "Мама, мы все тяжело больны" вопрос: "О чём написать? О том, что этот текст похож на пушкинского пророка? Там " и Он к устам моим приник и вырвал грешный мой язык" , а у Цоя - "Разрежь мою грудь, посмотри мне внутрь, ты увидишь, там всё горит огнём"? Но уверен и в том, что Виктор Цой не опирался ни на Пушкина, ни на Евангелие. Просто масштаб творчества у Виктора был такой, что невольно затрагивал высокие темы".

Мне ответили, что "песня о различного рода проблемах, с которыми сталкивается общество. Бездействие, наркомания, слабость духа -все эти проблемы затронуты в этой песне".

"Пророк" Пушкина и "Мама, мы все тяжело больны" Цоя соприкасаются в точке пламенного сердца: "и угль, пылающий огнем во грудь отверзстую водвинул" и "разрежь мою грудь - ты увидишь, там все горит огнем". Но в основном эти гениальные произведения абсолютно разные. Если Пророк открывает нам сущность истинного поэта, то "Мама. " открывает сущность общества вокруг поэта.
-Не только общества В песне трагический, идущий от мгновения времени ритм: "Через день будет поздно, через час будет поздно, через миг будет уже не встать". Этот ритм направлен на возрождение попранной нечестивым обществом человеческой воли. Это к субъекту человека обращается непосредственно Цой: "Ты должен быть сильным, иначе зачем тебе быть?!"
Да, кстати объясню, почему я не воспринимаю эту песню в ключе наркомании:

"Сталь между пальцев. Сжатый кулак. Удар выше кисти, терзающий плоть" я понял бы. так, если бы стояло не слово "удар", но "укол", но такое ограниченное обозначение несомненно снизило бы драматургию этой песни.
а дальше слова: "Но вместо крови в жилах застыл яд, медленный яд. Разрушенный мир, разломанный надвое хлеб" - вот это уж совсем не из области наркотиков.
и далее: "И вот кто-то плачет, а кто-то молчит. А кто-то так рад, кто-то так рад" - это уже обличение сердцем социального нечестия. Это уже неспособность смириться со знакомым злом общего порядка.
Общее , на мой взгляд, у Пушкина с Цоем именно в напряжении образной драматургии - в том, как личное переливается через свои края и становится общественным и социальным, - в том, как человек становится Пророком, не боясь открыть Божьему миру своё горящее огнём сердце и возстать против зла и лжи "и обходя моря и земли Глаголом жечь сердца людей".
И ничто не может остановить таких, "исполнившихся" Воли Божьей, Пророков.
"Если к дверям не подходят ключи, вышиби двери плечом!" - это значит, взять на себя ответственность за поступок, который, заведомо ясно, не поймут умеренные обыватели.

Зёрна упали в землю,
Зёрна просят дождя.
Им нужен дождь.
Разрежь мою грудь, посмотри мне внутрь -
Ты увидишь, там всё горит огнём.
Через день будет поздно.
Через час будет поздно.
Через миг будет уже не встать.
Если к дверям не подходят ключи,
Вышиби двери плечом.

ПРИПЕВ: Мама, мы все тяжело больны.
Мама, я знаю, мы все сошли с ума.

Сталь между пальцев.
Сжатый кулак.
Удар выше кисти, терзающий плоть.
Но вместо крови в жилах застыл яд.
Медленный яд.
Разрушенный мир,
Разбитые лбы,
Разломанный надвое хлеб.
И вот кто-то плачет, а кто-то молчит.
А кто-то так рад, кто-то так рад.
ПРИПЕВ:

Ты должен быть сильным,
Ты должен сказать:
"Руки прочь от меня!"
Ты должен быть сильным,
Иначе зачем тебе быть?
Что будут стоить тысячи слов,
Когда важна будет крепость руки?
И вот ты стоишь на берегу
И думаешь - плыть или не плыть?
ПРИПЕВ:

В Евангелиях есть притча о зерне. Вот она: "Истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода. Любящий душу свою погубит её; а ненавидящий душу свою в мире сем, сохранит её в жизнь вечную" (Ин., 12, 24-25).
Как видим, в Евангелии о "падшем зерне" сказано с глубочайшим смыслом. Так же в точности и у Цоя о том же.
В Евангелии "падшее зерно" сравнивается с душой человеческой. в точности также и у Цоя речь о сердце, горящем огнём в груди.
И "зерно" и Сердце немыслимы без Жертвы, без влаги человеческих отношений, без дождя. Так и у Цоя.
И у Иоанна Богослова речь о "падении в землю" "зерна", об отказе от своей самости - о Жертве. Об отказе от самолюбия - от любви к самому себе. Только так можно творить во-истину, искренне.
По Иоанну нужно даже возненавидеть себя, как представителя "мира сего" - обывательского, мещанского, дольнего , и умереть для похоти социальной жизни.

Теперь о Времени личного действия Здесь и Сейчас:
"Через день будет поздно. Через час будет поздно. Через миг будет уже не встать".

Это как бы Обратная Временная Перспектива, когда человек, забыв о себе, включается в ту Задачу, которую требует от него решать та ситуация Жизни в которой он находится.

И наконец слова: "Если к дверям не подходят ключи, Вышиби двери плечом"
- Это продолжение песни "Война": "Но кто-то должен стать дверью, А кто-то замком, а кто-то ключом от замка".
Или же из более ранней песни "Танец":
"Мокрые волосы взмахом ладони назад. Закрыв свою дверь, ты должен выбросить ключ. И так каждый день. Так будет каждый день. Пока не увидишь однажды небо без туч!"
Ключ - это Символ точного соответствия того, что им открывают, тому чем открывают. И в поэтике Цоя есть два образа ключа. Один, как символ приспособления к тому, что уже пройдено - возвращению на пройденные круги своя - в свою квартиру, а Второй - как Символ Открытия - точного попадания в цель.
Как видим во всех фрагментах речь об одном и том же, совпадающем по сути со Смыслом Евангелия от Иоанна.
Забыть о себе ради ближних, не подлаживать своё разумение жизни, как ключ к мирозданию. Освободить своё сердце от субъективизма. Пусть оно горит любовью к ближним, упасть как полновесное зерно в землю Родины, для того, чтобы плод велик сотворить для ближних своих!
Речь у Цоя о том, что люди разные. Одни - хороняки, как закрытая дверь. хапают себе и закрываются от жизни. Другие ищут ключ - возможность приспособиться и найти своё место в иерарахии социума и пробраться в чужие закрома. Но есть и такие, как плечо, под которым дрогнет стена; как плечо, вышибающее дверь.
Виктор уважает тех, кто может подставить своё плечо для помощи ближнему и, презирая мещанские и обывательские уставы, принимает на себя ответственность и потому выбрасывает "ключ разумения" того, как следует приспосабливаться к жизни социума.
Думаю всем понятно, что Виктор жил поверх барьеров.

О чём и о ком, "мы все тяжело больны", что МЫ - ВСЕ ТЯЖЕЛО БОЛЬНЫ, это не столько даже о том, что мы не только алкоголики или наркоманы, но МЫ ВСЕ СОШЛИ С УМА! О том, что вся страна подошла уже к роковой черте. но "думает плыть или не плыть".
Так и не поплыли, остались на берегу, уцепившись за своё жалкое добро, за приватизированные квартирки копеечные, за ваучеры, за десяток гектаров земли, проданных за сотню советских рублей. Дёшево и подло нас всех купили потому, что на берегу мы остались, испугавшись напряжения праведной жизни.
Но Цой никогда не стремился к миру с обывателями. Ни одной песни на эту животрепещущую сейчас тему в "обществе устойчивого развития", или скорее потребления, у Виктора нет. Уж очень прямым и открытым Виктор был человеком.

А теперь подумаем над двумя версиями возможного смысла второго и третьего куплетов. Разберём для начала версию, которую лично мне подсказали. связанную с наркотиками:

Стать между пальцев - стеклянный шприц.
Сжатый кулак - чтоб открыть под кожей вены.
Удар выше кисти, терзающий плоть - укол.
Но вместо крови в жилах застыл яд - воздействие наркотика.
Медленный яд - постепенный кайф.
Разрушенный мир - разрушенное чувственное восприятие.
Разбитые лбы - ? может быть лоб - прямой путь искажён наркоманией?
Разломанный надвое хлеб - отказываюсь понимать.
И вот кто-то плачет, а кто-то молчит - плачут ближние, молчит наркоман
А кто-то так рад - тот, кто получает бабло.

А дальше понятен и третий куплет, как призывание человека не поддаваться на соблазны, сказать решительное "нет" тем, кто хочет его привязать к наркотику. "Важна будет крепость руки" - это обращение к воле человека. "А плыть или не плыть" - как бросить употреблять, или же нет.

Мне непонятно только. Если такой вот простой смысл, почему "сталь между пальцев", а не стекло или шприц между пальцев? "Сжатый кулак" наводит меня на другие тексты Цоя: "Пока не поздно сжать кулак", "Моя ладонь превратилась в кулак", "Крепко до боли сжатый кулак". Как вы понимаете, там смысл совершенно однозначный, но другой.
Почему удар, а не укол? Что помешало Цою быть более точным?

Что же касается "медленного яда" холодных человеческих отношений, разрушенного мира естества цивилизацией, то это всё вполне в традиции Виктора. Там же и "разбитые лбы" на неверных путях.
Когда слышал эту песню, одну из самых любимых, то понимал " сталь между пальцев" как нож, или кинжал в руке нападающего. "Сжатый кулак" - как призыв нанести упреждающий удар выше кисти рук того, кто нападает.
Всё остальное в этом куплете понимал, как трусость и безволие людей с "медленным ядом" в крови, с "разрушенным" пропагандой смирения и кротости так называемым внешним миром.
"Разломанный надвое хлеб" у меня ассоциировался с разделением ближних на тех, кто в церкви совершает требы, с теми, для кого они совершаются - с отделением "посвящённых" от "пасомого стада".
А последние строки - это "плачут" обманутые и униженные, молчат "посвящённые", а рады Те, кто посвящает во всю эту беззаконную ложь.
Последний куплет. для меня это Призыв освободиться от внушаемой Свыше лжи. освободиться от тысяч лукавых слов и самому не плыть по сточному течению жизни социума, но творить, беря на себя ответственность за себя хотЯ бы, решиться плыть самому против течения реки, уносящей к смерти духовной.
В такой контекст легко вписывается и первый куплет, с его высоким содержанием.

И наконец ПРИПЕВ.

Почему Цой обращается к матери? Я так думаю, что не к Валентине Васильевне Виктор в этой песне обращался. Помните его слова из другой песни: "Мама, я узнал своё утро!" из песни "Растопите снег". Жутко звучит там обращение к Матери!
В нём не радость, но глухая внутренняя тревога, узнавшего внезапно, что окружающему его миру придёт конец, если не растопят ближние снег своих лицемерных, серых, ледяных отношений друг с другом.
Цой уже в той ранней своей песне "слышит стук копыт", видит перед собою "врага своего навек", знает , что сатана хочет "убить его". Слышите. сатана.
Вот как высока планка мировоззрения у Цоя. Стало быть и Мать его - это не просто земная мать.

Вот пример, как воспринимается эта песня. Владимир Пастухов взял слова этой песни эпиграфом к своей статье об убийстве в утробе матери:

Матери убивают своих детей
Владимир Пастухов

«… Разрушенный мир, разбитые лбы,
разломанный надвое хлеб.
И вот кто-то плачет,
а кто-то молчит,
А кто-то так рад, кто-то так рад.
Мама, мы все тяжело больны.
Мама, я знаю, мы все сошли с ума.
Ты должен быть сильным,
ты должен уметь сказать:
Руки прочь, прочь от меня!
Ты должен быть сильным,
иначе зачем тебе быть.
Что будет стоить тысячи слов,
Когда важна будет крепость руки?
И вот ты стоишь на берегу и думаешь:
"Плыть или не плыть?"

Читайте также: