Стальная магистраль северного сахалина

Обновлено: 16.05.2024

Все знают, что есть у нас остров Сахалин. Это обширная и разнообразная территория. Южная его часть - места, пригодные для нормальной постоянной жизни.

С 1905 по 1945 год Южный Сахалин был оккупирован Японией. Останься он японским - там был бы миллионный город, автомагистрали и метрополитен. (На соседнем Хоккайдо, тоже холодном в сравнении с остальной Японией - 5,5 миллионов жителей). Но только всё это было бы не нашим. Южный Сахалин вернули в августе 1945 года ценой немалых жертв. От японцев на нём осталась железная дорога, которая только в 2019 году была переведена на российскую колею 1520 мм.

Северная часть не особо комфортна для проживания. Но там есть обширные месторождения нефти и газа. Поэтому люди живут на всём Сахалине. Более того, в наше время именно северная часть в экономическом отношении - самая важная.

Ширина пролива между Сахалином и материком в самом узком месте - 7500 метров, максимальная глубина 7,2 метра, что исключает возможность движения через пролив крупных судов. Для сравнения, максимальная глубина Керченского пролива - 18 метров.

В этом месте легко построить мост, тоннель или дамбу. Но в силу маразма центральных властей ни моста, ни тоннеля, ни дамбы нет. Более того, и паромной переправы в узком месте нет. Паромная переправа есть только по маршруту Ванино - Холмск, это 270 километров. В пути от 12 до 24 часов, в зависимости от погоды, наличия льда и загрузки. Из-за погодной обстановки нередко ждать парома нужно несколько дней. Но это отдельная тема.

Карта. До сих пор не только нет моста на Сахалин - но и переправа, вопреки здравому смыслу, происходит по маршруту длиной 270 км, а не 8 км.

Железная дорога на Сахалине - главный вид транспорта и главная нить цивилизации. Асфальтовые дороги за пределами окрестностей областной столицы появились лишь недавно. Но при сахалинских зимах с толщей снега в несколько метров использование автомобиля нежелательно даже на асфальте. На железных дорогах есть мощная "снегопробивная" техника, там с любыми заносами справляются.

Внутренней авиации очень мало. Из Южно-Сахалинска значатся рейсы в Шахтёрск, Зональное, Ноглики, Оху и Александровск, примерно раз в неделю каждый. Но они могут отменяться из-за погоды, и большинству населения недоступны по цене.

В то же время, железная дорога популярна у пассажиров, её здесь любят и ценят. Многих удерживает от решения навсегда покинуть Сахалин только наличие железной дороги. Благодаря железной дороге Сахалин находится "на голову выше" Камчатки, которая по климатическим и многим другим параметрам такая же, но под японской оккупацией не была и железной дороги там нет.

Но почему железная дорога, если взглянуть на нынешнюю схему, покрывает лишь примерно три четверти длины Сахалина? Где оставшаяся четверть?! Причём самая нужная и важная, потому что именно в этой, "верхней" части находятся нефтегазовые месторождения, именно "верхняя" часть - двигатель экономики?

Почему же железная дорога заканчивается в "каких-то" Ногликах, вместо логичной и единственно приемлемой конечной точки - города Оха, расположенного "наверху" ?

Задавшись этим вопросом, вы в какой-то момент с изумлением обнаружите старые карты, на которых железная дорога на участке Ноглики - Оха есть. Почему же на современных картах её нет? Потому что железная дорога погромлена спятившей нечистью, внутренними врагами Родины!

Железная дорога на участке Оха - Ноглики имела ширину колеи 750 мм, тогда как на остальном Сахалине - изначально 1067 мм, с 2019 года 1520 мм. Но она была подготовлена под реконструкцию на колею 1067 мм или 1520 мм. На ней были крупные мосты, построенные под колею 1520 мм.

Спятившая нечисть разграбила железную дорогу Оха - Ноглики в 2007-2008 годах.


Варварски разобранная "Стальная магистраль Северного Сахалина ", узкоколейная железная дорога Оха - Ноглики.
Окрестности моста через Тымь. Вид на юг, в сторону станции Ноглики. Время 12:07.


Железнодорожно-автомобильный мост через Тымь на окраине Ноглик. Рассчитан на колею 1520 мм. На месте рельсового пути - пешеходная дорожка. Время 12:10.

В декабре 2006 года было принято решение о закрытии узкоколейной железной дороги. Весь подвижной состав было решено продать в качестве металлолома. Начался вопиющий, поразительный по своей дикости и неприкрытому вредительству по отношению к собственной Родине процесс: разграбление и уничтожение узкоколейной железной дороги, порезка и сокрушение всего того, что создавалось предшествующими десятилетиями тяжкого труда.

Стороннему наблюдателю кошмарного процесса могло бы показаться, что на Северном Сахалине хозяйничают дикие оккупанты. Ближайший возникающий в мыслях аналог этих событий — уничтожение железных дорог и городов СССР войсками нацистской Германии перед их отступлением (тактика «выжженой земли»). Увы, на Северном Сахалине обезумевшими варварами являлись наши сограждане — россияне.

Оха на протяжении почти всей своей истории являлась железнодорожным городом. Железная дорога занимала одно из важнейших мест в жизни города, без «паутины» рельсов и тепловозных гудков Оху было невозможно представить. Увы, страшный день настал, железная дорога ушла из Охи. О возможном восстановлении железной дороги даже не ведутся разговоры.

Разграбление и уничтожение железной дороги продолжалось около двух лет. По состоянию на конец 2008 года, оно было почти завершено, «Стальная Магистраль Северного Сахалина» представляла собой развороченную насыпь с повсеместными следами глумления варваров-разрушителей.

Почти все мосты и другие искусственные сооружения гигантской магистрали превратились в руины (их тоже резали на металлолом). Здания вокзалов были разрушены или сожжены. На месте крупнейших станций, Охи и Ноглик, по состоянию на 2009 год, находились свалки металлолома (в основном смятых вагонов и локомотивов), который постепенно разделывался и вывозился. Судьба огромного архива исторических фотографий железной дороги, хранившегося на станции Оха — неизвестна. Скорее всего, уничтожен.

Губернатором Сахалина на тот момент был Александр Хорошавин. До этого он был руководителем Охинского района. Хорошавин воровал в таких масштабах, что при аресте у него нашли миллиард рублей наличными и кучу "безделушек" наподобие часов за 30 миллионов. За одну такую безделушку можно было бы построить несколько километров узкоколейной железной дороги! Суммарно же его активы потянули на много миллиардов рублей, при зарплате в несколько сотен тысяч в месяц (то есть честно накопить такие деньги он мог за тысячи лет).

Хорошавин приговорён к длительному сроку. Многие сахалинцы считают, что в трагедии на севере Сахалина есть его личная вина. Но в приговоре о железной дороге не сказано.

Восстановление железной дороги на Оху никто даже не обещает. Хотя нормальной жизни в Охе без неё быть не может.

Стальная магистраль северного сахалина

Соколиный остров. Часть 3: железные дороги Сахалина

И самодельный шнекороторный снегоочиститель вроде того, что я показывал на фото №17 на путях. Его, силами солдат, в 1983 году переделали из.

Соколиный остров. Часть 3: железные дороги Сахалина

Соколиный остров. Часть 3: железные дороги Сахалина

. тепловоза ТГМ16, к которому мы ещё вернёмся:

Соколиный остров. Часть 3: железные дороги Сахалина

Ещё два экспоната через решётку не увидеть за пакгаузами, и я кое-как заснял их сквозь грязное вагонное окно. Это японский рельсовый кран "Сумимото", поставленный в СССР в 1964 году, и отечественная машина для замены шпал, более всего примечательная временем постройки - 1996 год! То есть от рождения до дома престарелых её отделяло менее 20 лет.

Соколиный остров. Часть 3: железные дороги Сахалина

Помимо "Киха58", в постсоветское время по Сахалину ходили ещё два дизель-поезда - А1 и Д2. Первый - ровесник "Киха", строился в Японии в 1960-61 годах. но исключительно по заказу СССР. Они отслужили своё ещё в 1980-е годы:

Соколиный остров. Часть 3: железные дороги Сахалина

А на смену им пришли также построенные в Японии по советскому заказу Д2, и ставшие для меня "лицом" Сахалинской железной дороги:

Соколиный остров. Часть 3: железные дороги Сахалина

Так как по сей день Д2 остаются основными пригородными поездами на острове. Они работают на линиях Корсаков - Южно-Сахалинск - Новодеревенская и Томари - 77-й километр, причём последние станции обоих маршрутов - это ещё и обрубки Хошинсэна. Там и фотографировать Д2 интереснее всего:

Соколиный остров. Часть 3: железные дороги Сахалина

Несмотря на серебристый блеск, дизель есть дизель, то есть почти паровоз:

Соколиный остров. Часть 3: железные дороги Сахалина

Детали - двигатель, колёсные тележки, подножка двери:

Соколиный остров. Часть 3: железные дороги Сахалина

Салон гораздо уже, чем в отечественных пригородных поездах, но и гораздо шире, чем у вагонов "классических" узкоколеек:

Соколиный остров. Часть 3: железные дороги Сахалина

Какой же рейлопост, если не сфотографировать очко? Кстати, действующее:

Соколиный остров. Часть 3: железные дороги Сахалина

А неповторимый японский технический дизайн проявляется даже в форточках и вешалках:

Соколиный остров. Часть 3: железные дороги Сахалина

Грузовые поезда, как и пассажирские на более дальних линиях, тягают тепловозы. На их поставках специализировалась не Япония, а локомотивостроительный завод в далёком городке Людиново (Калужская область). Вот все три основные машины в сборе:

Соколиный остров. Часть 3: железные дороги Сахалина

"Рабочая лошадка" железных дорог Сахалина - это уже упоминавшийся ТГ16. Такие строились в 1967-74 годах, в том числе в "ширококолейной" модификации ТГ20. Но последняя не прижилась, а по Сахалину их до сих пор бегает три десятка:

Соколиный остров. Часть 3: железные дороги Сахалина

Пассажирские поезда гордо таскает ТГ16М. Кажется, это для красоты - надёжность у новой машины (2015) оказалась никудышной, да и РЖД задумала перешивку колеи, после которой тут станут актуальны материковые локомотивы. Поэтому на Сахалине таких всего 4 штуки:

Соколиный остров. Часть 3: железные дороги Сахалина

Оттуда же, из Людинова - маневровые ТГМ7 (1974-83) и ТГМ11 (1992-94). Внешне они почти одинаковые, но последние оказались хуже и в итоге увидеть их можно лишь в Холмске. А это - станция Взморье на охотском берегу, и по ту сторону её вокзала - рынок крабов:

Соколиный остров. Часть 3: железные дороги Сахалина

Обратите внимание на нелепый навес над платформой - такие сделаны по всему Сахалину, но проектировал их явно какой-то милый хипстер с безукоризненным художественным вкусом: дожди здесь обычно косые, а то и просто горизонтальные. Куда интереснее другая деталь. Под обычными "материковыми" российскими вагонами, хоть грузовыми, хоть пассажирскими - непропорционально узкие тележки, как например у ночного поезда на вокзале Южно-Сахалинска:

Соколиный остров. Часть 3: железные дороги Сахалина

Из Южно-Сахалинска отправляются 4 дальних поезда: дневные в Томари (4,5 часа) и Поронайск (7 часов), ночные фирменный (11 часов) и не фирменный (14 часов) в Ноглики, причём последний чуть ли не самый медленный из дальних поездов РЖД: расстояние там примерно как от Москвы до Петербурга. Мы ехали именно нефирменным, я могу сказать, что он сам по себе ужасен - вроде и новый вагон, а внутри душно, жарко и грязно, что особенно невыносимо, когда голову раскалывает джетлаг. До 2000-х годов дальние поезда использовали японские спальные вагоны - вид, и в самой-то Японии вымирающий. Парочка таких случайно попалась на запасных путях в Холмске:

Соколиный остров. Часть 3: железные дороги Сахалина

Фактически, "деяпонизация" СахЖД (в 1992-2010 это была именно отдельная железная дорога) началась лишь в 1990-е годы с поездов дальнего следования. Для этого и понадобился тот самый проходочный щит, который я показывал в музее - российские вагоны могут ходить по японской колее, но не пролезали в японские тоннели.
В середине 2010-х годах начался второй акт железнодорожной деяпонизации - смена колеи:

Соколиный остров. Часть 3: железные дороги Сахалина

Меняют её не вполне очевидным способом: вместо старых шпал укладывают новые с креплениями на три рельса. Когда они будут уложены по всему Сахалину, движение на острове закроется на несколько недель, в которые путейцы будут двигаться рельсы от внутреннего крепления к внешнему по всем 800 километрам железных дорог. Вот, в Томари, подобный путь уже уложены:

Соколиный остров. Часть 3: железные дороги Сахалина

Вся эта реконструкция - вовсе не патриотический кукиш японцам, а подготовка к вполне конкретному проекту. Как можно было убедиться за последнее десятилетие во Владивостоке и Крыму, Россия умеет строить мосты на уровне мировых лидеров. но по кадрам и бюджетам не тянет больше одной подобной стройки единовременно. В Крыму стройка закончится в 2019-м году, а значит встаёт вопрос, кто будет следующим - Салехард, Сахалин, Якутск? Вот между первыми двумя и развернулась в прошлом году битва лоббистов, шедшая хоть и под ковром, но вполне заметно: сначала завершить перешивку СахЖД внезапно решили уже в 2018 году, а затем так же внезапно отложили финал на потом. Из Керченского пролива мостострой переедет на Обь, а ещё лет через 5 Сахалину придётся побороться с Якутском. Тем более помимо моста здесь понадобится ещё и новая магистраль по обе стороны пролива Невельского, сравнимая по длине со всеми железными дорогами Сахалина. Дальше есть идея совсем уж утопического проекта - моста на Хоккайдо, до которого от мыса Крильон всего каких-то 40 километров. ну и тоннеля в Индию, разумеется.

Соколиный остров. Часть 3: железные дороги Сахалина

Другие примеры железнодорожной альтернативы в бывшем СССР - это Казахстан, Узбекистан, Туркменистан и страны Прибалтики (особенно Эстония), активно развивающие железные дороги своим путём, и Западная Украина, где много непривычного, особенно в архитектуре вокзалов, осталось от Австро-Венгрии. Здесь же напоследок расскажу о другом транспорте Сахалина, который включает даже местные авиарейсы в Ноглики, Курильск и Южно-Курильск. Северо-Курильск же хоть и к Сахалинской области относится, а вертолёт и теплоход туда курсируют только с Камчатки. Однако может быть именно поэтому раз в неделю между Петропавловском-Камчатским и Южно-Сахалинском летает дотируемый рейс.

Соколиный остров. Часть 3: железные дороги Сахалина

Первое свойство Сахалинского транспорта - он ужасен. Рейсов (кроме как из Южно-Сахалинска в Холмск, Корсаков, Долинск и Аниву) мало, цены пугают (на автобусах в среднем рублей 5 за километр), а главное - забитость. Подумывая взять билет на поезд в день отправления, я увидел "Мест нет" - то есть, не плацкартов нет, а просто ничего нет: ни купе, ни СВ, ни сидячки. На курильский теплоход билеты надо оформлять хотя бы за месяц, на ванинский паром занимать очередь с утра. В середине августа, то есть на пике Великого Отпускного исхода, даже на многие автобусы билет в день отправления не купишь. Вот например ПАЗик Оха - Ноглики во время стоянки:

Соколиный остров. Часть 3: железные дороги Сахалина

Автодороги Сахалина, многие из которых также были проложены японцами, по-своему колоритны. Асфальт их неожиданно хороший. но только там, где он есть! Это дороги из Южного в ближайшие города, Невельск и Холмск, отдельные участки Охинской трассы (в основном севернее Ноглик), мосты и главные улицы населённых пунктов. А большая часть дорог Соколиного острова - это грунтовки. Они не слишком раскисают после дождя, но зато в его отсутствии пылят немилосердно. Любовь сахалинцев к джипам - совсем не пустые понты, как и "Нефаз" в качестве автобуса в глубинке.

Соколиный остров. Часть 3: железные дороги Сахалина

Про автостоп на Сахалине я слышал разное. С одной стороны, общая коммуникабельность сахалинцев ему в плюс, но бездорожье - в минус. Кому-то везло, и они неделями ездили по острову весело и легко, мой опыт же строго обратный: подавляющее большинство машин либо едут недалеко, либо загружены до последнего кубосантиметра. Да и останавливаются в краю каторжан не сказать, чтоб охотно. Границы районов для нас пару раз и вовсе оказывались непреодолимы (в южном Новосёлове и северном Арги-Паги), и приходилось просить местных везти нас за деньги. Ну а совет: там, где чередуются асфальт и грунтовка, голосуйте с грунтовки - не портите кайф шофёру, дорвавшемуся до асфальта!

Соколиный остров. Часть 3: железные дороги Сахалина

Но самый специфический транспорт Сахалина - всё-таки не сухопутный. Здесь есть несколько небольших, но зрелищных портов (на фото - Корсаков):

Соколиный остров. Часть 3: железные дороги Сахалина

А пассажирские суда были привычным транспортом и при царе, и при японцах:

Соколиный остров. Часть 3: железные дороги Сахалина

Пригородной навигации на Сахалине нет, но действует целых две дальних линии (и одна международная из Корсакова в японский Вакканай, но этот паром я даже с берега не видел).
"Игорь Фархутдинов", названный в честь приведшего сюда Большую Нефть губернатора, ходит с Сахалина на Курилы. Он был построен в 1991 году в Гдыне как "Нева", на эту линию вышел в 1996 и до гибели губернатора в катастрофе вертолёта был "Адмиралом Лазаревым". "Фарх" связует с Корсаковом все три обитаемых острова Южных Курил - Итуруп, Кунашир и Шикотан, - и ходит дважды в неделю то по часовой, то против часовой стрелки (то есть Кунашир всегда второй, а другие два острова через рейс меняются очередностью). От Сахалина до Курил билеты в самую дешёвую каюту стоят около 3500 рублей, между Курилами - около 1200, но надо заметить, даже худшие из здешних кают комфортабельнее любого СВ в поезде. Зимой, в период штормов, "Фарх" может серьёзно опаздывать, но летом отлично держит расписание, а билеты на него надо покупать хоть и сильно заранее, но зато через интернет. В общем, "Фарик" - это лучшее, что есть в сахалинском транспорте:

Соколиный остров. Часть 3: железные дороги Сахалина

Совсем иное дело - паромная переправа Холмск - Ванино, запущенная в 1972 году. На ней работают паромы "Сахалин", строившиеся в Калининграде: №8 (1985), №9 (1986) и №10 (1992). С первого по седьмой тоже когда-то были, и 5 лет до 1997 года на переправе работало все 10 судов. Затем они начали выбывать по одному, "Сахалин-7" списали в 2013-м. Сами по себе эти паромы неплохи, чуть хуже "Фарика", но лучше поезда. Проблема лишь в том, что это крупнейшие в России маршрутки: паром курсирует без расписания (в среднем 1 рейс в день, от 11 до 18 часов в зависимости от погоды), продажа билетов начинается только приходу в порт, подавляющее большинство мест "палубные" (то есть сидячие), а сколько ждать посадки с момента прибытия, не знает обычно никто - паром ведь грузопассажирский, и разгружать его могут очень долго. Например, у нас продажа началась в 19 часов, а на борту мы оказались в 2 часа ночи. При это посадка ещё и сопровождается тщательным досмотром (хуже, чем на самолёте) в крошечном КПП, куда столпившийся народ запускают потрое. Почему "Фарх" и Паром так отличаются - не представляю: ведь и тем, и другим занимается одна и та же компания - SASCO, то есть Сахалинское морское пароходство с офисом в Холмске.
Есть у SASCO и ещё одна "фишка" (или скорее "бага") на обоих судах - автобусы от морвокзала до трапа. Пешком ходить в порту нельзя, а автобус платный - в среднем порядка 150 рублей за каждую посадку или высадку. Пропорционально расстоянию это, пожалуй, самый дорогой общественный транспорт России - рубль-два за метр.

Соколиный остров. Часть 3: железные дороги Сахалина

Ну, а ещё по Сахалину можно ездить на джипе, байке или моторной лодке, сплавляться по рекам или ходить пешком (только бойтесь гадюку, клеща и медведя!). Область пытается развивать туризм, и хотя с гостиницами тут всё по-прежнему плохо, в красивых местах стоят вполне полезные инфостенды. Ещё активнее туризмом занимаются сами сахалинцы - тут огромное количество полуофициальных туроператоров и просто частных гидов, телефоны которых распространяются чуть ли не по методу сарафанного радио. С вами такие гиды могут по-человечески подружиться, а могут просто не захотеть с собой брать, но среди них много действительно интересных людей.

Юрий Воинов

Юрий Воинов запись закреплена

«Cтальная магистраль Северного Сахалина» Оха - Ноглики. Национальный позор, маразм и преступление.

С 1905 по 1945 год Южный Сахалин был оккупирован Японией. Останься он японским - там был бы миллионный город, автомагистрали и метрополитен. (На соседнем Хоккайдо, тоже холодном в сравнении с остальной Японией - 5,5 миллионов жителей). Но только всё это было бы не нашим. Южный Сахалин вернули в августе 1945 года ценой немалых жертв. От японцев на нём осталась железная дорога, которая только в 2019 году была переведена на российскую колею 1520 мм.

Ширина пролива между Сахалином и материком в самом узком месте - 7500 метров, максимальная глубина 7,2 метра, что исключает возможность движения через пролив крупных судов. Для сравнения, максимальная глубина Керченского пролива в районе строительства моста через него - 9 метров.

В этом месте легко построить мост, тоннель или дамбу. Но в силу маразма центральных властей ни моста, ни тоннеля, ни дамбы нет. Более того, и паромной переправы в узком месте нет. Паромная переправа есть только по маршруту Ванино - Холмск, это 270 километров. В пути от 15 до 24 часов, в зависимости от погоды, наличия льда и загрузки. Из-за погодной обстановки нередко ждать парома нужно несколько дней. Но это отдельная тема.

Карта. До сих пор не только нет моста на Сахалин - но и переправа, вопреки здравому смыслу, происходит по маршруту длиной 270 км, а не 8 км.
Железная дорога на Сахалине - главный вид транспорта и главная нить цивилизации. Асфальтовые дороги за пределами окрестностей областной столицы появились лишь недавно. Но при сахалинских зимах с толщей снега в несколько метров использование автомобиля нежелательно даже на асфальте. На железных дорогах есть мощная "снегопробивная" техника, там с любыми заносами справляются.

Спятившая нечисть разграбила железную дорогу Оха - Ноглики в 2007-2008 годах.
Варварски разобранная "Стальная магистраль Северного Сахалина ", узкоколейная железная дорога Оха - Ноглики. Окрестности моста через Тымь. Вид на юг, в сторону станции Ноглики. Время 12:07.

Железнодорожно-автомобильный мост через Тымь на окраине Ноглик. Рассчитан на колею 1520 мм. На месте рельсового пути - пешеходная дорожка. Время 12:10.

Возможно, сейчас мост через Тымь (напоминаю, почти новый и рассчитанный на широкую колею) уже распилен на металлолом. Соседний мост через реку Джимдан, менее крупный, но немаленький, тоже рассчитанный на широкую колею - точно распилен.

Мост через Джимдан. На мосту лежит колея 750 мм, однако он предназначен для колеи 1520 мм и является почти новым. Ныне распилен на металлолом.
Разобранная железная дорога у моста.
Мост.
Пассажирский поезд идёт на Паромай. 1950-е годы.
Станция Оха.

Губернатором Сахалина на тот момент был Александр Хорошавин. До этого он был руководителем Охинского района. Хорошавин воровал в таких масштабах, что при аресте у него нашли миллиард рублей наличными и кучу "безделушек" наподобие часов за 30 миллионов. За одну такую безделушку можно было бы построить несколько километров узкоколейной железной дороги!

Хорошавин не мог не знать о существовании "Стальной Магистрали Северного Сахалина", о том, как она важна, как её любят и ценят в Охе. Оха для Хорошавина - почти родной город. Именно там он вырос, там руководил несколькими организациями.

Суммарно активы Хорошавина потянули на много миллиардов рублей, при зарплате в несколько сотен тысяч в месяц (то есть честно накопить такие деньги он мог за тысячи лет). У бывшего губернатора и его родственников оказалось несколько роскошных квартир и домов. Разумеется, не в Охе и даже не в "Южном", а в Москве и пригородах Москвы.

Восстановление железной дороги на Оху никто даже не обещает. Хотя нормальной жизни в Охе без неё быть не может.
Красный комиссар

Сахалин перешел на российскую колею.

Сахалин избавился от японского наследия. На это ушло почти 100 лет.



На Сахалине закончилась эпоха японского железнодорожного наследия — в конце августа старую узкоколейную железную дорогу, которую строили японцы еще в годы владения частью острова, «перешили» по российскому широкому стандарту. В течение десятилетий узкоколейка была едва ли не главным препятствием на пути развития Сахалина — из-за нее поезда с материка, приходящие на Сахалин паромами, нужно было «переобувать» на местную колею. Работы стоили времени и баснословных денег, однако с новой дорогой лишним тратам пришел конец. Теперь власти планируют увеличить объемы грузоперевозок, скорость транспортировки, а также повысить качество обслуживания пассажиров. Изгнание варягов — в материале «Ленты.ру».

По накатанной

На Сахалине в августе запустили железную дорогу, «перешитую» по общероссийскому стандарту. На протяжении десятков лет остров был буквально отрезан от остальных железных дорог в стране — ширина колеи железнодорожных путей на нем была 1067 миллиметров, в то время как ширина колеи по общероссийскому стандарту составляет 1520 миллиметров. В результате поезда, которые с помощью паромов переправлялись с материка, были вынуждены «переобуваться» на более узкую колею.

Дизель-поезд на одном из участков железнодорожной ветки Южно-Сахалинск — Холмск

Узкоколейка — наследие времен, когда Сахалин был частью Японии. Южная часть острова до 50-й параллели в 1905 году отошла Токио по итогам русско-японской войны. Получив сахалинские территории, японцы сразу начали строить железнодорожные пути. Сначала они в короткие сроки возвели несколько десятков километров железной дороги с шириной колеи всего 600 миллиметров — это было сделано для того, чтобы закрепиться на полученных территориях. Затем эта железная дорога была перешита на стандартную японскую колею — 1067 миллиметров.
В ходе работ, помимо расширения пути, власти также построили на острове десятки новых мостов и водопропускных труб, модернизировали системы сигнализации и блокировки, станционные линии связи, внедрили современные технологии для повышения качества обслуживания клиентов и пассажиров. К осени 2019 года осталось только завершить небольшой участок узкоколейной дороги Холмск — Невельск на западном побережье Сахалина — его собираются расширить следующим летом. Полный переход сахалинской железной дороги на российский стандарт ширины колеи важен в контексте выполнения «Комплексного плана расширения и модернизации магистральной инфраструктуры», который является одним из приоритетных направлений во внутренней политике России до конца 2024 года.

Дело в том, что поезда попадали на остров через паромную переправу — три судна, курсирующие между портами Ванино в Хабаровском крае и Холмском на Сахалине (единственная связь острова с материком). После этого составам приходилось следовать в пункт перестановки колес, где их поднимали на домкратах и «переобували» на узкую колесную пару. Только после этого они могли следовать дальше в пункт назначения. Процедура повторялась, когда поезд возвращался на материк, что осложняло как пассажирские перевозки, так и доставку грузов.

Однако теперь поезда могут ходить по железным дорогам Сахалина без «переобувания», экономя время и деньги. Кроме того, в Минтрансе сообщили, что для паромной переправы Ванино — Холмск к трем существующим паромам, введенным в эксплуатацию около 30 лет назад, дополнительно строятся еще два автомобильно-железнодорожных парома. Их начнут использовать в 2022 году. Предполагается, что это в 2,5 раза увеличит провозную способность грузов и в четыре раза — пассажиров.


Врио губернатора Сахалинской области Валерий Лимаренко пояснил, что переход на национальный стандарт колеи позволит повысить качество и пассажирских, и грузовых перевозок, снизит затраты, поскольку в тарифы не придется закладывать расходы на перестановку вагонов. Он также отметил, что широкие тележки более устойчивые, а значит, можно увеличить среднюю скорость движения составов по Сахалину. «Начинается новая эра сахалинских железных дорог. Это новые объемы грузоперевозок, новые скорости, новый уровень комфорта», — сказал он.

Новый путь

Переход на общероссийский стандарт поможет обновить парк поездов на острове, правда, ждать современных электричек местным жителям пока не стоит — пути не электрифицированы. Люди вынуждены пользоваться автомобильным транспортом, однако ситуация с дорогами в регионе также непростая. «Только одна треть муниципальных дорог имеет твердое покрытие, две трети дорог — это просто направления», — сказал Лимаренко.

Товаров в продаже: 208 113




  • Антикварные книги (5761)
    • Антикварные: Афиши, плакаты, гравюры, фотографии (76)
    • Антикварные: Военное дело, военная история (135)
    • Антикварные: Газеты, журналы (207)
    • Антикварные: Детские книги и журналы (122)
    • Антикварные: Другое (835)
    • Антикварные: Естествознание, Медицина (849)
    • Антикварные: Искусство (469)
    • Антикварные: История, Философия, Религия (929)
    • Антикварные: Книги издательства Academia (1922-1938) (20)
    • Антикварные: Литературоведение (428)
    • Антикварные: Оригиналы автографов, документов, рукописей (39)
    • Антикварные: Открытки до 1945г. (619)
    • Антикварные: Поэзия (262)
    • Антикварные: Проза (616)
    • Антикварные: Промышленность и Техника (143)
    • Военные, политики, дипломаты (4143)
    • Деятели искусств (театр, музыка, кино. ) (2332)
    • Другое (5250)
    • Писатели. Поэты. Драматурги (1979)
    • Серия: Жизнь замечательных людей (812)
    • Спорт (126)
    • Учёные (790)
    • 2-я Мировая война (1939-1945 гг.) (1585)
    • Военная история (2266)
    • Военное дело (2554)
    • Разведка, спецслужбы (483)
    • Познавательные и развивающие книги (4701)
    • Проза зарубежных авторов (1797)
    • Проза отечественных авторов (6143)
    • Сказки, стихи и басни (3394)
    • Тонкие книжки в мягкой обложке (4028)
    • Архитектура (1087)
    • Декоративно-прикладное искусство (1264)
    • Живопись, графика, скульптура (3450)
    • Кино. ТВ. Театр. Цирк (2058)
    • Музеи. Выставки. Каталоги (451)
    • Музыка. Балет. Опера. Танцы. Ноты (2403)
    • Теория и история искусства (2341)
    • Археология, Палеонтология (578)
    • Древний мир (другие регионы) (283)
    • Древняя Греция и Рим (395)
    • История всемирная: Общие вопросы. (868)
    • История России (1240-1700 гг.) (334)
    • История России (1700-1916 гг.) (1114)
    • История России (до 1240 г.) (208)
    • История России: Общие вопросы. (1048)
    • История России: Революция и Гражданская война 1917-1922 (215)
    • История СССР и России (после 1922 г.) (1444)
    • Новая история (1640-1918 гг.) (191)
    • Новейшая история (после 1918 г.) (422)
    • Первобытное общество (37)
    • Средние века (476-1640 гг.) (354)
    • Книги на языках народов России и СССР (48)
    • Европейский Север (79)
    • Краеведение России. Другое (194)
    • Крым (64)
    • Москва и Подмосковье (434)
    • Поволжье, Урал (706)
    • Санкт-Петербург и пригороды (777)
    • Сибирь, Дальний Восток (490)
    • Центр, Запад (340)
    • Юг России, Кавказ (760)
    • Анатомия и физиология (543)
    • Ветеринария (105)
    • Другое (2710)
    • Нетрадиционная медицина (народная, восточная) (4235)
    • Педиатрия (751)
    • Психиатрия, Нервные болезни (724)
    • Терапия. Инфекционные болезни (2168)
    • Фармакология, фармация и токсикология (302)
    • Хирургия, онкология, травматология, ортопедия (1145)
    • Домоводство. Кулинария. Напитки (2094)
    • Эзотерика, астрология (4805)
    • Другие хобби и увлечения (1220)
    • Животные (дикие и домашние) (1905)
    • Коллекционирование (марки, монеты, награды) (932)
    • Миниатюрные издания (119)
    • Мода. Красота. Рукоделие (1642)
    • Огород. Сад. Растения (1182)
    • Открытки. Конверты (1634)
    • Охота и рыбалка (524)
    • Сделай сам (795)
    • Секс и эротика (487)
    • Спорт и физкультура (2257)
    • Фотодело. Фотоальбомы (1019)
    • Шахматы, шашки, карточные и логические игры (913)
    • Астрономия. Космонавтика (403)
    • Биологические науки (2811)
    • География (2086)
    • Геология (1244)
    • Другие естественные науки. Науковедение (410)
    • Другие технические науки (2840)
    • Кибернетика, теория систем, синергетика (497)
    • Математика (5803)
    • Научно-популярная литература (1426)
    • Программирование. Компьютеры (1807)
    • Сельское хозяйство (2053)
    • Физика (2583)
    • Химия, хим. производство (2872)
    • Антропология, Этнография, Мифология, Фольклор (3933)
    • Банковское дело. Финансы. Бухгалтерия (529)
    • Бизнес. Менеджмент. Маркетинг (3126)
    • Законодательство. Право (1275)
    • Книговедение. Библиография. Полиграфия (643)
    • Литературоведение (3867)
    • Марксистско-ленинская литература (752)
    • Педагогика (дошкольная, школьная, общая) (3313)
    • Политология, геополитика, дипломатия (3764)
    • Психология (4931)
    • Социология. Культурология. История быта (2413)
    • Экономика. Политэкономия (2247)
    • Языкознание. Другие языки (1106)
    • Языкознание. Общие вопросы (638)
    • Языкознание. Русский язык (1511)
    • Австралия, Новая Зеландия, Океания (53)
    • Азия: Другие страны (120)
    • Европа: Ближнее зарубежье (Белоруссия, Украина) (213)
    • Азия (849)
    • Европа: Великобритания, Ирландия (131)
    • Африка: Египет (73)
    • Америка Северная (215)
    • Азия: Страны Ближнего Востока (118)
    • Америка Южная и Центральная (156)
    • Европа: Кавказ, Закавказье (297)
    • Азия: Япония. Корея (318)
    • Арктика. Антарктика (183)
    • Западная Европа: Австрия, Германия, Франция. (224)
    • Средняя Азия, Афганистан, Иран (262)
    • Северная Европа: Скандинавия, Прибалтика. (221)
    • Южная Азия: Индия. Пакистан. Тибет. Цейлон. (227)
    • Африка (183)
    • Юго-Восточная Европа: Балканы, Кипр. (155)
    • Европа (953)
    • Южная Европа: Италия, Испания, Португалия. (300)
    • Путешествия. Географические открытия (1709)
    • Лёгкая и пищевая промышленность (322)
    • Машиностроение, приборостроение (1021)
    • Металлургия. Горная промышленность (381)
    • Промышленность, производство (2565)
    • Электроника, электротехника, радио и связь (3068)
    • Энергетика (347)
    • Автографы, документы (оригиналы, рукописи) (1064)
    • Акции, банкноты, векселя, квитанции (1)
    • Афиши, плакаты, постеры, литографии (147)
    • Газеты, журналы (4474)
    • Затрудняюсь выбрать (190)
    • Книги в подарок (704)
    • Книги для слепых (1)
    • Комиксы, манга (111)
    • Летучие печатные издания (86)
    • Отдельные тома многотомных изданий (1288)
    • Репринтные и факсимильные издания (73)
    • Русскоязычные зарубежные издания (396)
    • Буддизм, даосизм, индуизм (336)
    • Другие религии и культы (313)
    • Другое (735)
    • Ислам (92)
    • Иудаизм (135)
    • Религиоведение, история религии, атеизм (532)
    • Христианство (1760)
    • Карты и атласы. Топография, геодезия (406)
    • Путеводители (88)
    • Словари (523)
    • Словари иностранных языков (583)
    • Справочники. Энциклопедии (1913)
    • Наземный транспорт (533)
    • Водный транспорт (1009)
    • Воздушный транспорт (3385)
    • Другое (109)
    • Железнодорожный транспорт и метро (139)
    • Пособия для абитуриентов и самообразования (690)
    • Пособия для учителей средней школы (1316)
    • Пособия для школьников (6463)
    • Учебники и самоучители иностранных языков (1153)
    • Античная философия (123)
    • Восточная философия (242)
    • Другие аспекты философии (814)
    • Зарубежная философия Новейшего времени (XX-XXI вв.) (365)
    • Отечественная философия Новейшего времени (XX-XXI вв.) (561)
    • Философия Нового времени (XVIII-XIX вв.) (319)
    • Философия Средневековья, Возрождения (80)
    • Памятники письменности Востока и др. вост. серии (ППВ, ПЛНВ, ПКВ, серии) (32)
    • Библиотека приключений и научной фантастики (552)
    • Военная проза и поэзия (2193)
    • Библиотека поэта (146)
    • Детективы, боевики (3442)
    • Литературные Памятники (278)
    • Драматургия (397)
    • Исторические романы (4560)
    • Книжные серии (321)
    • Любовные романы (2091)
    • Многотомные издания, собрания сочинений (1040)
    • Нобелевские лауреаты (76)
    • Поэзия XX-XXI вв. (2207)
    • Поэзия до XX в. (1051)
    • Приключения (3919)
    • Приключения и фантастика: Сборники (2487)
    • Проза зарубежная XIX в. (822)
    • Проза зарубежная XX-XXI вв (3432)
    • Проза зарубежная до XIX в. (587)
    • Проза отечественная XX-XXI вв. (6895)
    • Проза отечественная до XX в. (1739)
    • Публицистика. Журналистика (1086)
    • Сатира и юмор (1094)
    • Ужасы, мистика, готика (587)
    • Фантастика зарубежная (2386)
    • Фантастика отечественная (2272)

    Вы недавно смотрели:

    Обложка - предпросмотр

    1. Краеведение России (3846)
    2. Сибирь, Дальний Восток (490)
    3. Стальная магистраль Северного Сахалина

    Стальная магистраль Северного Сахалина

    Товар продан.

    Издательство:

    Место издания: Железнодорожный

    Тип переплёта: Мягкий

    Год издания: 2006

    Формат: Стандартный

    Состояние: книга новая

    Количество страниц: 206 с.

    На остатке: 0

    Книга посвящена узкоколейной железной дороге Оха — Ноглики. На страницах книги имеется значительное количество архивных документов ГУЛЖДС (Главного управления лагерей железнодорожного строительства), фотографий, сделанных в 1950-е годы.

    Читайте также: