Стальная махина это фразеологизм

Обновлено: 17.05.2024

(1) Шли большие военные учения, и мы, моряки, тоже в них участвовали. (2) Ещё засветло позапрошлым вечером мы погрузили на корабли прибывших накануне десантников и вышли в море, чтобы доставить их в назначенное командованием место. (3) Когда покидали базу, погода была сносная, а потом испортилась. (4) Налетел ветер, пригнал громадную тучу, хлынул проливной дождь.

(5) Когда мы уже высадились на берег, радист, с которым мы вместе добирались с корабля, обратился ко мне:

− (6) Слушай, Михаил! (7) Оставайся здесь с гранатомётчиками, а я махну искать комбата. (8) Эй, Джураев, приюти у себя моряка!

(9) Только теперь я разглядел лежащего неподалёку сержанта с гранатомётом в руках. (10) Он обернулся ко мне.

− (11) Граната мой бери, помогать будешь танк бить. (12) Лопата свой бери − окоп тебе делай. (13) Я помогать буду.

(14) Сержант дал мне две гранаты и, перевалившись на бок, ловко заработал малой лопатой. (15) Я тоже для виду ковырял землю, с тоской поглядывая в сторону берега. (16) Там светлел горизонт. (17) Чуть заметная слабенькая белая полоска отделяла небо от моря. (18) А море и небо были ещё тёмно-серыми, почти чёрными. (19) Прошло несколько минут, и небо стало сначала вишнёво-красным, потом алым, потом золотым. (20) Ярко очертились контуры облаков. (21) Но море ещё оставалось тёмно-серым. (22) Потом появилась красная ниточка, она росла, превращалась в огненную горбушку, и вдруг из-под тучи необъятным пламенем вырвались лучи. (23) Всё сразу кругом ожило, небо стало голубым, море − зелёным.

(24) Странно как-то всё устроено в природе: недавно лил дождь, небо было запятнано тучами, и вдруг всё куда-то исчезло. (25) Природа любит целесообразность и всё уравновешивает по своим законам. (26) А человек.

− (27) Горячий наступает пора… – сказал с улыбкой сержант Джураев. − (28) Граната метать умеешь? − он ободряюще подмигнул мне. − (29) Пусть подходят близко!

(30) Целясь, он прижался смуглой щекой к гранатомёту, улёгся поудобней. (31) Я ещё подумал: вот так, наверное, все морские пехотинцы, скрывшиеся в складках земной поверхности, исправно и по-хозяйски приготовились к тяжёлой, но необходимой работе. (32) А кругом уже ревели моторы, тяжко грохотали гусеницы. (33) Казалось, весь мир заполнился железным воем и скрежетом. (34) Подняв голову, я увидел танк совсем близко − прёт прямо на нас. (35) Его тень, длинная и уродливая, покачиваясь, легла на соседние кусты.

(36) Когда оглянулся, стальная махина уже проскочила линию окопов, а Садык Джураев, стоя, бросал ей вслед свои учебные гранаты. (37) Поглядев на него, я вспомнил про те, что были у меня…

(38) «Противник» ещё не раз пытался опрокинуть нас в море, заткнуть за пояс, но морские пехотинцы, выполняя важные учебные задания, стойко держались и даже медленно вклинивались в оборону «врага». (39) В полдень десантники штурмом взяли важную высоту и закрепились на ней. (40) А у меня на душе было скверно. (41) Скверно оттого, что мы всего за несколько часов огнём и железом исковеркали большой участок земли. (42) Цветы и траву превратили в пепел. (43) Землю исполосовали гусеничными траками…

(44) Я с детства люблю землю. (45) Может, потому, что в деревне вырос и земля всегда виделась мне такой доброй и щедрой, что её нельзя не лелеять и не беречь. (46) Деревушка наша, где я жил с родителями, утопала в садах и зелени. (47) А рядом, за нашим маленьким домом, что стоял на самой окраине, начиналось великое поле хлебов. (48) Как для младенца мила колыбельная песня матери, так мил и дорог мне звон спелых колосьев, стук кузнечика в скошенной ржи, сладок запах весеннего пара над вспаханной нивой.

(49) А тут на моих глазах лысела, выгорала, трескалась земля. (50) Мне трудно было совместить воедино чувство жалости к вечной природе и понимание той крайней необходимости, которая обязывает нас, людей, учиться военному делу… (По Б.Волохову)

Б.Волохов – автор рассказа «А море шумит…», вошедшего в литературно-художественный морской сборник «Океан».

1) Рассказчик был родом из деревни, поэтому он так тонко чувствовал природу и любил землю.

2) Учения закончились победой морских пехотинцев, закрепившихся на важной высоте.

3) Рассказчик после высадки на берег остался с гранатомётчиками и должен был метать гранаты в атакующие танки.

4) В больших военных учениях принимали участие моряки, сапёры и авиаторы.

5) Сержант Садык Джураев доброжелательно отнёсся к рассказчику.

1) В предложении 3 содержится пояснение того, о чём говорится в предложении 2.

2) Предложения 16 – 18 содержат описание.

3) В предложениях 24 – 26 представлено рассуждение.

4) В предложениях 40 – 41 представлено повествование.

5) В предложениях 44 – 48 представлено повествование.

3. Из предложений 35 – 39 выпишите фразеологизм.

4. Среди предложений 30 – 37 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

5. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Представленный фрагмент текста полон контрастов, благодаря которым становится очевидна основная авторская идея. Оттого совсем не удивительно, что наряду с яркими, выразительными тропами, такими как (А) _____ (предложения 46, 49) и (Б) _____ («как для младенца мила колыбельная песня матери, так мил и дорог мне…» в предложении 48), в тексте используется такое лексическое средство выразительности, как (В) _____ («махну» в предложении 7, «ковырял» в предложении 15, «махина» в предложении 36). Среди синтаксических средств выразительности можно отметить (Г) _____ (предложения 4, 19, 35)».

2) восклицательные предложения

4) разговорные слова

5) ряд однородных членов предложения

6. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Предложения со словосочетанием «стальная махина»


В нештатной ситуации нужно было нажать на эту кнопку, чтобы не позволить многотонной стальной махине раздавить незадачливого астронома, стоящего под ней.

Перед капотом мелькнули горящие жёлтые глаза, а в следующую секунду стальная махина с тошнотворным стуком ударилась в мягкое тело какого-то животного.

У немцев танков было много, применялись массово, и наши бойцы их боялись – что с винтовкой против стальной махины сделаешь?

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: конверсия — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Представь себе, ты находишься в окопе, а на тебя изрыгая огонь из всех стволов, несётся огромная стальная махина, ты пытаешься стрелять в него из винтовки или пулемёта, а он перемалывает тебя вместе с окопом и мчится дальше.

Отчаянно цепляясь за краешек твёрдого грунта, пробуксовывая и поднимая тучи ила, стальная махина упорно боролась с рекой.

Рано утром, под перезвон колоколов громкого боя, потревоживших утреннюю тишину завода сигналом «Учебной тревоги», экипаж корабля занял свои места, согласно расписаниям книжек «Боевой номер» и, серая стальная махина, вздрогнув всем своим многотонным корпусом, издала долгожданный пронзительный вой запустившихся газовых турбин, став медленно уводить устрашающий нос от стенки заводского причала.

Дверь туда была могучей стальной махиной, которую на первый взгляд нужно было открывать всей командой.

Стальная махина ещё могла продавить своим огромным весом и мощностью дизеля эту образовавшуюся преграду и уплыть, но …причалить в безопасном месте, и поблизости, не могла.

Тысячетонная стальная махина изменила курс и дала полный ход, пытаясь оторваться от менее массивного и более быстрого судна «Морского дозора».

Он тогда крикнул было снизу-вверх стальной махине: "Братцы, не задавИте!" – хотя это было совершенно бессмысленно: голос его, обычно казавшийся бодрым и громким, безнадёжно потонул в рёве дизеля.

А ведь нет, молоток как раз в руках у старого мастера, который наносит совсем несильный, но удивительно звонкий удар в то место, куда спустя мгновение обрушится стальная махина молота.

Огромная стальная махина медленно оторвалась от стартовой площадки и устремилась ввысь по антигравитационному колодцу, постепенно набирая скорость.

Вереница грузовиков с охранниками подалась назад, чтобы не попасть под падающую стальную махину, но они всё ещё были здесь.

Не заскочить в нутро могучей машины, не вдохнуть тёплый запах солярки, машинного масла и краски, не ощутить себя единым целым с грозной стальной махиной, послушной и подвластной тебе.

Так что пусть. Пусть рвут стальные махины тонкие нити природы. Пусть запечатывают врата. По ту сторону больше нет места даже таким, как я.

Рывок, из последних сил: по ушам бьёт визг тормозов, в спину толкает воздухом – стальная махина прошла всего-то в паре сантиметров.

Разогнавшись, танк перед самым углом забора притормозил так, что огромная стальная махина почти нежно «клюнула» стену своим носом.

Сметая изгородь, подминая гусеницами смородиновые кусты и малину, на земле старика уже вовсю бесчинствовала стальная махина.

Малыш сделал несколько неуверенных шагов, а затем пошёл прямо на мой «БМВ», словно не замечая двухтонную стальную махину.

На тыльной стороне его заметили подбитый танк с развороченной башней и подивились силе взрыва, который такую стальную махину искорёжил начисто.

Волны испытывали на прочность стальную махину, поскрипывали переборки, молнии прорезали дождливую муть.

Жму на тумблер – поддаётся медленно, нехотя, просыпается от многовекового сна, вздрагивает стальная махина, будто отряхивается, потягивается, слышу первый удар стального сердца… ещё… ещё…

Матросы, во главе со старшим боцманом, ловко и быстро стальными растяжками с талрепами закрепили стальную махину «по-походному», а по аппарели, фыркая клубами дыма, уже въезжал следующий бронированный монстр.

Стоило задержать взгляд на любом из кораблей, как тебя как будто притягивало к нему, и вот ты уже висишь в открытом космосе рядом с огромнейшей стальной махиной.

Стальная махина ухает вниз, тянет за собой пришвартованные дирижабли: серв уничтожен, и корабль – гордость аркаирских механиков – превратился в груду бесполезного железа, которую в воздухе не удержит и сотня дирижаблей.

И всё-таки не выдержала, отняла грудь и под рёв обиженного такой несправедливостью малыша поспешно выползла из-под танка и на четвереньках, чтобы её никто не видел, обогнула стальную махину, присела и вдруг с ужасом осознала, что она не может просто так, как прежде, задрав юбку, опорожниться: мешали брюки, проклятые мужские штаны.

Собираемые все вместе одной вместительной стальной махиной, каждый из представителей одного типа с явным пренебрежением относится к остальным.

И действительно, стальная махина шла напролом, круша стены домов и оставляя за собой руины в клубах кирпичной и известковой пыли.

Когда облачённый в обязательный военный противогаз, ибо вторая ступень противоракеты заправлялась жидким, чрезвычайно опасным, высоко – токсичным ядовитым топливом, ты слышишь и ощущаешь даже в надёжном укрытие как включаются пороховые двигатели первой ступени, и стальная махина мощной противоракеты с невыразимым грохотом со стартовой позиции устремляется ввысь на перехват атакующей баллистической цели.

Но стальная махина обманчиво мягко прошла, игнорируя людей, нырнула в ложбину, чтобы через минуту выехать на улицу кибуца.

А вот две стальные махины, возвышающиеся на высоченных колёсах и ощетинившиеся сразу двумя парами стволов, побольше и поменьше, торчавшими из башен, впечатляли.

ЕГЭ. Русский язык. Тест №59

Нажмите, чтобы узнать подробности

(1) Генная инженерия – это направление современной науки, которое основано на переносе нужных генов от живых организмов одного вида в организмы другого вида, часто очень далёкого по своему происхождению. (2) , удалось встроить в генотип бактериальной клетки гены, кодирующие такой важный белок, как интерферон. (3) Интерферон образуется в клетках крови человека в ответ на вирусную инфекцию и обеспечивает сопротивление организма человека вирусам.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) С помощью генной инженерии, основанной не переносе нужных генов от одного вида организмов в другой, учёным удалось встроить в генотип бактериальной клетки гены, кодирующие интерферон, ответственный за защиту организма от вирусов.

2) Учёным удалось получить интерферон, образующийся в клетках крови человека и препятствующий простудным заболеваниям организма.

3) Гены, которые кодируют интерферон, защищающий организм от вирусов, удалось встроить в генотип бактериальной клетки, что стало возможным благодаря достижениям генной инженерии.

4) Генная инженерия – направление современной науки, которое основано для получения интерферона при помощи генотипа бактериальных клеток.

5) Достижения генной инженерии позволили ученым получить интерферон, образующийся в клетках крови человека.

2. Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите это вводное слово.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова НАПРАВЛЕНИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
НАПРАВЛЕНИЕ, -я, ср.р

2. Линия движения, сторона, в которую развивается действие чего-либо или в которой находится что-либо. По направлению от города к деревне. По всем направлениям.

3. Участок фронта, откуда развиваются действия в какую-либо сторону (воен.). На южном направлении без перемен.

4. Преобладающий характер деятельности, идейная устремлённость, тяготение в

какую-либо сторону. Направление мыслей. Направление ума. Либеральное направление.

5. Ход, движение (дел, бумаг) по инстанциям. Дать направление делу.

6. Документ, удостоверяющий назначение куда-либо, путёвка, командировка. Без направления не являться.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

включИшь цепОчка загодЯ нанЯвшийся кУхонный

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

В 1911 году в Ялте состоялся БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ базар, на котором императрица с дочерьми самолично торговала сувенирами, выполненными ее же руками.
Чувство собственного достоинства не позволяет человеку терпеть УНИЗИТЕЛЬНОЕ отношение к себе.
Не у каждой ЖЁСТКОЙ позиции есть убедительное оправдание.
ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ состав оркестра включает струнные и духовые инструменты.
Нина Заречная, главная героиня «Чайки» А.П. Чехова, к сожалению, не обладала яркими АРТИСТИЧНЫМИ способностями.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Пословица «Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше» несет несложный смысл о том, что каждый ищет самые оптимальные условия для своего существования.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

опытные ДОКТОРА
СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ стульями
нет НОСКОВ
сливочные КРЕМА
ТРОЕ котят

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены.

А) неправильное употребление падежной формы существительного и местоимения с предлогом и без
Б) нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм
В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами

1) Ученые выяснили, что не только люди, но и животные способны распознавать своё отражение в зеркале.
2) Калитин заявил, что он не согласен с обвинениями, выдвинутыми в его адрес.
3) Вася был очень голодным и жадно смотрел на стол, облизывая ложку, поскольку

приготовленная каша мамой еще не остыла,
4) Хорошо отдохнув, он вернулся с деревни в город.
5) На минуту Арсений остановился, задержал дыхание и идет дальше.
6) Никто из проживающих точно не скажут, когда будет горячая вода.
7) В фильме “Зеркало” Тарковский хотел показать сложность человеческой души.
8) Многие из тех, кого вы знаете, знакомы с этим загадочным человеком.
9) Он любил и интересовался искусством с самого раннего детства, поэтому был частым посетителем музея.

1) р…стовщик, прим…рять (врагов), бл…стательный

2) бр…вада, з…рянка, с…реневый

3) р…внина, пл…вчиха, выг…рки

4) зан…мать, сотв…рение, соб…рательный

5) пов…дырь, за…вление, к…сательная

1) пр..имущество, пр…равнять, пр…зумпция

2) под…ячий, бел…этаж, п…едестал

3) вз…браться, пр…ректор, не…писуемый

4) не…говорчивый, чере…полосица, во…зрение

5) без…нициативный, с…митировать, пред…стория

1) марл…вый, гуттаперч..вый

3) никел…вый, милост…вый

4) сгущ…нка, крыж…вник

5) солдат..кий, каза…кий

1) слыш…мый, реша…мый

2) задерж…нный, увид…нный

3) (они) бор…тся, (орехи) кол…т

4) движ…щийся, (они) тащ…т

5) неотъемл…мый, наде…шься

13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Оказалось, что королю Лиру на старости лет НЕ(ГДЕ) голову приклонить.
Ботинки со вчерашнего дня НЕ(ЧИЩЕНЫ).
Птицы летели на юг, к никогда НЕ(ЗАМЕРЗАЮЩИМ) берегам.
Страх придал сил, она мчалась, НЕ(РАЗБИРАЯ) дороги.
НЕ(ПОЛЮБИЛА) мачеха падчерицу, заставила работать с утра до ночи.

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

«(ПО)ОДИНОЧКЕ пропадём!» ─ наставлял старик стоявшего (ПО)ОДАЛЬ внука.
Уставшие путники расположились (В)ВИДУ замка, (ЧТО)БЫ насладиться великолепным пейзажем.
(В)ТЕЧЕНИЕ недели я был оповещён о том, что моё дело отложено (НА)КОНЕЦ месяца.
ИССИНЯ(ЧЁРНЫЕ) кудри Натали только оттеняли её роскошное (БЕЛО)СНЕЖНОЕ бальное платье.
Тогда я еще плохо понимал (ПО)ИСПАНСКИ, (ПО)ЭТОМУ мне пришлось отложить

чтение «Дон Кихота» в оригинале.

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Неожида(1)ая встреча Онегина с Татьяной в Петербурге едва позволила герою увидеть в этой утонче(2)ой и женстве(3)ой даме когда-то влюблё(4)ую в него девушку.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.

2) Лес шумел то убаюкивающе и певуче то порывисто и тревожно.

3) Игнат был очень напуган однако рискнул войти в дом.

4) Часть населения или пешком или на телегах или на машинах двинулась из города.

5) Целый день шел мелкий дождь и одиноко выл в трубе ветер.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Охваченный охотничьим волнением (1) я побежал (2) держа ружьё наперевес (3) сквозь густой кустарник (4)ломая ветки (5) и (6) не обращая внимания на их жёсткие удары.

18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Всё в Ольге… но любой роман
Возьмите и найдёте (1) верно (2)
Её портрет: он очень мил,
Я (3) прежде (4) сам его любил,
Но надоел он мне (5) безмерно.
Позвольте мне (6) читатель мой (7)
Заняться старшею сестрой.
(А.С. Пушкин)

19. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в

предложении должны стоять запятые.

Сыновья Иоганна Баха (1) и другие (2) воспитанные им (2) музыканты (3) из числа

(4) которых (5) вышло немало серьёзных профессионалов (6) свидетельствуют о

20. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Пушкин любил путешествовать (1) и (2) если он и жаловался в стихах на дорожную скуку (3) то это была «поэтическая жалоба» (4) которая не имела никакого отношения к сопровождавшему поэта в пути живому удовольствию.

21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)По-своему украшали вятские крестьяне своё простое жилище, и во многих крестьянских избах мы видели расписные «доски» – шкафчики возле печки. (2)В некоторых избах – расписная дверь и почти всегда голбец, деревянный короб, как бы прикрывающий печь с одной стороны. (3)Завершался голбец непременно коником – деревянной фигурой, вырезанной в условной форме конской головы. (4)На тёмно-коричневом или бордовом фоне «досок» распускались сказочные цветы, сидели на ветках пёстрые птицы, пересекались яркие полосы. (5)Живопись эта относилась, по-видимому, к концу XIX ─ началу XX века и связана была с развитием промыслов. (6)Опыт многих поколений, знающих дерево и умеющих работать с ним, чувствовался даже в такой, казалось бы, мелочи, как калач – пряжка для стягивания воза сена. (7)Деревянные весы, чаши и вилы, полосы лыка, лапти, туеса, плетёные короба, кадки, прялки – все эти вещи были сработаны добротно, умно и красиво.

Прочитайте текст и выполните задания 22-27

(1)Шли большие военные учения, и мы, моряки, тоже в них участвовали. (2)Ещё засветло позапрошлым вечером мы погрузили на корабли прибывших накануне десантников и вышли в море, чтобы доставить их в назначенное командованием место. (3)Когда покидали базу, погода была сносная, а потом испортилась. (4)Налетел ветер, пригнал громадную тучу, хлынул проливной дождь.

(5)Когда мы уже высадились на берег, радист, с которым мы вместе добирались с корабля, обратился ко мне:

− (6)Слушай, Михаил! (7)Оставайся здесь с гранатомётчиками, а я махну искать

комбата. (8)Эй, Джураев, приюти у себя моряка.

(9)Только теперь я разглядел лежащего неподалёку сержанта с гранатомётом в руках. (10)Он обернулся ко мне.

− (11)Граната мой бери, помогать будешь танк бить. (12)Лопата свой бери − окоп тебе делай. (13)Я помогать буду.

(14)Сержант дал мне две гранаты и, перевалившись на бок, ловко заработал малой лопатой. (15)Я тоже для виду ковырял землю, с тоской поглядывая в сторону берега. (16)Там светлел горизонт. (17)Чуть заметная слабенькая белая полоска отделяла небо от моря. (18)А море и небо были ещё тёмно-серыми, почти чёрными. (19)Прошло несколько минут, и небо стало сначала вишнёво-красным, потом алым, потом золотым. (20)Ярко очертились контуры облаков. (21)Но море ещё оставалось тёмно-серым. (22)Потом появилась красная ниточка, она росла, превращалась в огненную горбушку, и вдруг из-под тучи необъятным пламенем вырвались лучи. (23)Всё сразу кругом ожило, небо стало голубым, море − зелёным.

(24)Странно как-то всё устроено в природе: недавно лил дождь, небо было запятнано тучами, и вдруг всё куда-то исчезло. (25)Природа любит целесообразность и всё уравновешивает по своим законам. (26)А человек.

− (27)Горячий наступает пора… – сказал с улыбкой сержант Джураев. − (28)Граната метать умеешь? − он ободряюще подмигнул мне. − (29)Пусть подходят близко!

(30)Целясь, он прижался смуглой щекой к гранатомёту, улёгся поудобней. (31)Я ещё подумал: вот так, наверное, все морские пехотинцы, скрывшиеся в складках земной поверхности, исправно и по-хозяйски приготовились к тяжёлой, но необходимой работе. (32)А кругом уже ревели моторы, тяжко грохотали гусеницы. (33)Казалось, весь мир заполнился железным воем и скрежетом.

(34)Подняв голову, я увидел танк совсем близко − прёт прямо на нас. (35)Его тень, длинная и уродливая, покачиваясь, легла на соседние кусты.

(36)Когда оглянулся, стальная махина уже проскочила линию окопов, а Садык Джураев стоя бросал ей вслед свои учебные гранаты. (37)Поглядев на него, я вспомнил про те, что были у меня…

(38)«Противник» ещё не раз пытался опрокинуть нас в море, заткнуть за пояс, но морские пехотинцы, выполняя важные учебные задания, стойко держались и даже медленно вклинивались в оборону «врага». (39)В полдень десантники штурмом взяли важную высоту и закрепились на ней.

(40)А у меня на душе было скверно. (41)Скверно оттого, что мы всего за несколько часов огнём и железом исковеркали большой участок земли. (42)Цветы и траву превратили в пепел. (43)Землю исполосовали гусеничными траками…

(44)Я с детства люблю землю. (45)Может, потому, что в деревне вырос и земля всегда виделась мне такой доброй и щедрой, что её нельзя не лелеять и не беречь. (46)Деревушка наша, где я жил с родителями, утопала в садах и зелени. (47)А рядом, за нашим маленьким домом, что стоял на самой окраине, начиналось великое поле хлебов. (48)Как для младенца мила колыбельная песня матери, так мил и дорог мне звон спелых колосьев, стук кузнечика в скошенной ржи, сладок запах весеннего пара

над вспаханной нивой.

(49)А тут на моих глазах лысела, выгорала, трескалась земля. (50)Мне трудно было совместить воедино чувство жалости к вечной природе и понимание той крайней необходимости, которая обязывает нас, людей, учиться военному делу… (по Б. Волохову)

Б. Волохов – автор рассказа «А море шумит…» из сборника «Океан».

22. Какие высказывания не соответствуют содержанию текста?

23. Какие утверждения являются верными?

2) Предложения 16 - 18 содержат описание.

3) В предложениях 24 - 26 представлено рассуждение.

4) В предложениях 40 -41 представлено повествование.

5) В предложениях 44 - 48 представлено повествование.

24. Из предложений 35 - 39 выпишите фразеологизм.

25. Среди предложений 30 - 37 найдите такое, которое связано с предыдущим притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

26. «Данный фрагмент текста полон контрастов, благодаря которым становится очевидна основная авторская идея. Оттого совсем не удивительно, что наряду с яркими тропами, такими как - (А)_____ (предложения 46, 49) и - (Б)_____ ("как для младенца мила колыбельная песня матери, так мил и дорог мне…" в предл. 48), в тексте используется такое лексическое средство выразительности, как - (В) _____ ("махну" в предл. 7, "ковырял" в предл. 15, "махина" в предл. 36). Среди синтаксических средств выразительности можно отметить - (Г) ____ (предложения 4, 19, 35)».

Список терминов:

2 восклицательные предложения

4 разговорные слова

5 ряд однородных членов

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Из предложений 35–39 выпишите фразеологизм?

(35)Его тень, длинная и уродливая, покачиваясь, легла на соседние кусты.

(36)Когда оглянулся, стальная махина уже проскочила линию окопов, а Садык Джураев, стоя, бросал ей вслед свои учебные гранаты.

(37)Поглядев на него, я вспомнил про те, что были у меня… (38)«Противник» ещё не раз пытался опрокинуть нас в море, заткнуть за пояс, но морские пехотинцы, выполняя важные учебные задания, стойко держались и даже медленно вклинивались в оборону «врага».

(39)В полдень десантники штурмом взяли важную высоту и закрепились на ней.


(38)«Противник» ещё не раз пытался опрокинуть нас в море, заткнуть запояс, но морские пехотинцы, выполняя важные учебные задания, стойкодержались и даже медленно вклинивались в оборону «врага».


Придумайте предложение с данным фразеологизмом?

Придумайте предложение с данным фразеологизмом.

Заткнуть за пояс.



Составить предложения с фразеологизмами : Запереть душу на замок , сидеть как на иголках , сидеть на шее , сесть в лужу , волосы дыбом встали , не в своей тарелке , заткнуть за пояс ?

Составить предложения с фразеологизмами : Запереть душу на замок , сидеть как на иголках , сидеть на шее , сесть в лужу , волосы дыбом встали , не в своей тарелке , заткнуть за пояс .

Заранее спасибо , надеюсь что выполните за несколько минут : )

Для вас не жалею БАЛЛЫ !



Придумайте предложения с фразеологизмами : Смотреть сквозь пальцы, заткнуть за пояс, водой не разольешь, хромает по математике, кипит от негодования?

Придумайте предложения с фразеологизмами : Смотреть сквозь пальцы, заткнуть за пояс, водой не разольешь, хромает по математике, кипит от негодования.


Подскажите о чём написать?


Друзья?


Вы открыли страницу вопроса Из предложений 35–39 выпишите фразеологизм?. Он относится к категории Русский язык. Уровень сложности вопроса – для учащихся 10 - 11 классов. Удобный и простой интерфейс сайта поможет найти максимально исчерпывающие ответы по интересующей теме. Чтобы получить наиболее развернутый ответ, можно просмотреть другие, похожие вопросы в категории Русский язык, воспользовавшись поисковой системой, или ознакомиться с ответами других пользователей. Для расширения границ поиска создайте новый вопрос, используя ключевые слова. Введите его в строку, нажав кнопку вверху.

Набережная существительное одной чертой(какая) красивая двумя чертами Около подчеркиваем волнистой линией в. В сл моря одна черта существительное Время дня одной чертой сущ какое жаркое двумя чертами ветвями какими большими.


А) парочку Б) дразнится В) стишок.

1 схема. Солнце светит. Повествовательное. 2 схема. Девочка делает зарядку. Повествовательное. 3 схема. С дерева упало сочное яблоко. Повествовательное. 4схема. Мальчик думает о маме и о папе. Повествовательное. 5схема. Крпсивый лебедь п..

Жила - была бедная старушка. Такая она была бедная, что порой ей даже не из чего было хлеба испечь. И была у неё соседка - злыдня, которая эту старушку непрестанно бедностью её попрекала. И вдруг заметила соседка : как только она принимается хлеб ..

1. Звуки речи 2. Сами звуки 1. Песня 2. Басня 3. Конец.

Розы - существительное , укрывают - глагол , на - предлог, зиму - существительное , потому - наречие , что - наречие , побеги - существительное , непокрытая - прилагательное , снегом - существительное , обмерзают - глагол , при - предлог , низких - п..

Начнем с главных членов предложения. 1) Хорош лес 2) окрашена листва 3) расстилаются листья 4) видны шляпки а теперь определение и дополнение. Дополнение(сущ. ) - 1) дни, 2) цвет, 3) - , 4) - . Определение(в данном случае это прилагательные) - 1)..

ПрЕломление ПрЕподнести ПрЕкратить споры ПрЕстиж ПрЕзумция ПрЕмьера ПрЕвратно понятый ПрЕсимпатичный ПрЕсимпатичный.

Решение в приложении Всё остальное у Вас правильно.

Раз - вед - чи - ки | р а с в * э ч * и к * и | 4 слога р (р) согл. , зв. Непарн. , тв. Непарн. , а (а) глас. , безуд. , з (с) согл. , глух. Парн. , тв. Парн. , в (в) согл. , зв. Парн. , мягк. Парн. , е (э) глас. , уд. , д ч(ч) сог..

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Фразеологизм

Фразеологизм

Крылатые фразы не умеют летать буквально, зато своим образным полетом они делают речь интереснее и динамичнее. Чтобы не сидеть сложа руки и разгрызть гранит науки, разберемся, что же такое фразеологизм в русском языке.

· Обновлено 14 июля 2022

Ждём вас 8 октября в 13:00. Вместе с педагогами, психологами и другими экспертами в образовании и воспитании ответим на главные вопросы мам и пап.

Определение фразеологизма

В лексике русского языка есть не только отдельные слова, которые помогают описывать окружающую действительность, но и словосочетания, которые называют фразеологизмами. Например:

  • реветь белугой — громко и долго плакать;
  • задеть за живое — вызвать переживания, оскорбить самолюбие;
  • играть в жмурки — обмануть, утаить истинные намерения.

На примерах видно, что значение фразеологизма не связано со смыслом каждого отдельного слова в его составе. Все они меняют свои свойства: лексическое значение, форму изменения, синтаксическую функцию. И все же связь между словами в составе фразеологизма неразделимая.

Фразеологизмы — это устойчивые выражения из двух и более слов. Они отлично живут в нашей культуре, при этом их невозможно дословно перевести на другие языки — для иностранца такой перевод будет звучать странно и непонятно.


Фразеологизмы с названиями частей тела

Бесплатный курс для современных мам и пап от Екатерины Мурашовой. Запишитесь и участвуйте в розыгрыше 8 уроков

Практикующий детский психолог Екатерина Мурашова

Виды фразеологизмов в русском языке

Выделяют три основных вида фразеологизмов: идиомы, фразеологические единства и фразеологические сочетания.

Фразеологические сращения (идиомы) — устойчивые выражения, которые имеют смысл только в неизменном виде. При замене или перестановке слов смысл идиомы потеряется. Например: «бить баклуши», то есть бездельничать.

Фразеологические единства — устойчивые образные выражения, смысл которых понятен из смысла отдельных слов. Например, обороты «грызть гранит науки» или «попасться на удочку» можно понять даже при переводе на другой язык. Смысл фразеологического единства не потеряется, если заменить «удочку» на «крючок» или вставить в оборот лишнее слово.

Фразеологические сочетания — устойчивые, но гибкие обороты, смысл которых определяется через отдельные ключевые слова. При этом не ключевые слова можно заменять синонимами. Пример: можно «умирать от любви», а можно «умирать от восторга» — смысл обоих словосочетаний понятен.

Приглашаем на увлекательные курсы изучения русского языка в онлайн-школу для детей и подростков Skysmart!

Признаки фразеологизмов

Как мы уже выяснили, фразеологизм — это устойчивое по составу и структуре образное выражение из двух и более слов. У фразеологизма как самостоятельной лексической единицы языка есть свои отличительные черты.

1. Фразеологизм состоит из двух и более слов

  • играть на нервах — специально раздражать, нервировать кого-либо;
  • семь пятниц на неделе — о том, кто часто меняет свои планы;
  • биться как рыба об лед — бороться с нуждой, бедствовать.

2. У фразеологизмов есть устойчивый состав

Лексический состав фразеологизма нельзя никак изменять, так как при этом теряется его смысл.

Для примера попробуем поменять слова в устойчивом выражении «висеть в воздухе», что значит «оказаться в неясном, неопределенном положении»:

  • летать в воздухе (про пыль);
  • висеть в открытом воздухе (про воздушного змея);
  • висеть на канате (про акробата).

В результате этого языкового эксперимента фразеологизм рассыпался, как карточный домик, из которого неосторожно вытащили одну карту. Глагол «висеть» потерял свое переносное значение, и смысл фразеологизма испарился.

3. Главный признак фразеологизмов — воспроизводимость

Мы не придумываем фразеологизмы в процессе диалога, а берем их из языковой памяти, как готовые кирпичики для построения образной и выразительной речи. Именно поэтому в школьные годы важно много читать, чтобы пополнять словарный и фразеологический запас.

В острог его посадят, например, — он попросит водицы испить в ковшике: ему принесут ковшик, а он нырнет туда, да и поминай как звали (И. Тургенев).

Но случай сей произвел еще большее впечатление на Марью Кирилловну. Воображение ее было поражено: она видела мертвого медведя и Дефоржа, спокойно стоящего над ним и спокойно с нею разговаривающего. Она увидела, что храбрость и самолюбие не исключительно принадлежат одному сословию, и с тех пор стала оказывать молодому учителю уважение, которое час от часу становилось внимательнее (А. Пушкин).

Я, Софья Павловна, день целый
Нет отдыха, мечусь как словно угорелый.
По должности, по службе хлопотня,
Тот пристает, другой, всем дело до меня!
(А. Грибоедов)

Задачка: попробуйте понять, какие русские фразеологизмы изображены на картинках. Правильные ответы — в конце статьи.


Фразеологизм «водить за нос»

Фразеологизм «развесить уши»

Фразеологизм «не в своей тарелке»

4. Переносное значение фразеологизмов сложилось исторически

Иногда переносное значение фразеологизма нельзя понять, не обратившись к истории его возникновения.

Например, фразу «на козе не подъедешь» трудно понять, особенно иностранцам, которые изучают русский язык. Есть мнение, что оно тесно связано с речью шутов и скоморохов, которые в старину веселили народ на ярмарках и праздниках, наряжаясь в козу, медведя и других персонажей. Но на особо важных и угрюмых людей даже эта уловка не действовала, с тех пор и говорят «на козе не подъедешь» о неприступных, гордых, важных людях.

5. Все слова одного фразеологизма — это один член предложения

Рассмотрим пример: «Сегодня мы (что делали?) работали до седьмого пота». Фразеологизм «работали до седьмого пота» выполняет роль сказуемого.

Читайте также: