Стальная стрела подвластная воле хозяина наклоняется

Обновлено: 18.05.2024

Всем доброго времени суток!
Такая проблема, я сейчас полностью завален работой (в данный момент времени приходится вклалывать на двух работах), а тут на носу экзамен по культуре речи. Прошу вас о помоши, надо сделать одну работу для допуска, а времени катострофически не хватает, если вы можете по помоги её сделать:
Задание 1. Поставьте ударение в словах.
Алиби, вручат, деспотия, иначе, каучук, газопровод, приговор, ракушка, кремень, знамение, дремота, ломоть, мышление, намерение, приданое, свекла, ходатайство, щавель, апостроф, иконопись, гастрономия, феномен, обеспечение, асимметрия, вероисповедание, каталог, квартал, премирование, узаконение, толика, христианин, экслибрис, ворожея, дискант, каллиграфия, обеспечение, баловать, фланговый, закупорить, заклинить, мышление, комбайнер, ржаветь, мастерски.
Задание 2. Определите значения приведенных паронимов.
Факт – фактор, одеть – надеть, личный – личностный, проблемный – проблематичный, усвоить – освоить, поступок - проступок
Задание 3. Определите различия в значении следующих синонимов.
Восстановление – реставрация, агитация – пропаганда, регион – район, осваивать – обживать, авария – катастрофа.
Задание 4. От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа.
Автор, бухгалтер, вексель, воз, год, директор, доктор, инспектор, катер, кивер, китель, корпус, купол, отпуск, паспорт, порт, профессор, сектор, слесарь, сторож, тенор, торт, флигель, шулер, якорь, ястреб.
Задание 5. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных существительных.
Англичане, апельсины, баклажаны, буряты, вафли, гектары, гренадеры, гусары, заморозки, калмыки, килограммы, кочерги, лезгины, каймы, мандарины, микроны, носки, полотенца, рельсы, рентгены, свечи, томаты, туфли, чулки, цапли, якуты, ясли.
Задание 6. Просклонять числительное и существительное
987568 саженцев
Задание 7. Образуйте форму 1-го лица единственного числа от данных глаголов. При наличии вариантов объясните их различия.
Бороздить, бриться, брызгать, выздороветь, вынудить, гудеть, колесить, кудахтать, махать, мяукать, мурлыкать, опротиветь, очутиться, ощутить, плескать, полоскать, победить, пылесосить, сыпать, тыкать, хныкать, щипать, ютиться.
Задание 8. Исправьте предложения, в которых есть ошибки в употреблении деепричастных оборотов.
1. Отдохнув, мысли лучше идут на ум.
2. Войдя в трамвай, я села на свободное место.
3. Починив карандаш, он опять сломался.
Задание 9. Найдите и исправьте синтаксическую ошибку в данном предложении.
Стальная стрела, подвластная воле «хозяина», наклоняется то вперед, то плавно движется в сторону, то легко и стремительно поднимается вверх.

". то наклоняется" (простое перечисление действий).

1. Алиби, вручАт, деспотИя, инАче, каучУк, газопровОд, приговОр, ракУшка, кремЕнь, знАмение, дремОта, ломОть, мышлЕние, намЕрение, придАное, свЁкла, ходАтайство, щавЕль, апострОф, Иконопись, гастронОмия, фенОмен, обеспЕчение, асимметрИя, вероисповЕдание, каталОг, квартАл, премировАние, узаконЕние, толИка, христианИн, экслИбрис, ворожеЯ, дИскант, каллигрАфия, баловАть, флАнговый, закУпорить, заклИнить, комбАйнер, ржавЕть, мастерскИ.

8.
1. Когда отдохнешь, мысли лучше идут на ум.
2. Войдя в трамвай, я села на свободное место.
3. Починенный карандаш опять сломался..

9. Gapon, +1
_________________________________

Остальное, плиз, без меня.

[14.03.2008 08:56] – Тигрa Только Заходер против, а я согласна.

. Если бы только
Нашему Кролику
Росту прибавить
Хоть малую толику.

Честно говоря, я тут против не только толИки. Но супротив словарей не попрешь, когда экзамен сдавать надо.

Кстати, и у меня подобная проблема!
Буквально вчера-позавчера прочел в текущей с экрана лукса поп-книге:

"Закончилася драма,
Окончен жизни путь.
Течет вода из крана,
Забытая заткнуть."

Автор намекает, что в этих стихах есть что-то порочное. А что именно?

Это в смысле грамматики или, типа, в смысле смысла?

Если бы я точно знал, в каком именно смысле, то смог бы самостоятельно доискаться и самого смысла! Но все не так просто, тем более что не исключен экологический смысл, вода ж текет.

Тогда поширше контекстик нужен, чтоб хотя бы всей ладошкой в небо.

[14.03.2008 11:50] – adada И он одобрительно похлопал ладошкой по ее широкому контексту! :)

А поэзо-цитата поэзаимствована из знаменитого произведения Константинова & Новикова "Умельцы".

[14.03.2008 12:06] – . за что и получил узкой ладошкой прямо в поэзо-цитату ;)

Ну, коли знаменитого, то не составит труда и контекстик расширить, ежели и впрям у Вас "подобная проблема"

А что такое паронимы из 2 задачи?

Паронимы - однокоренные слова, похожие друг на друга, но разные по значению. Например, "бережно - бережливо".
Если есть время писать тут такой вопрос, почему нет времени просто посмотреть в словаре? Бумажном или онлайн.

Древнегреческий филосов и математик Зенон выдвинул парадокс "Летящая стрела" ,обьясните смысл?

Стрела чтобы пролететь определенное расстояние,должна сначала пролететь половину его,а до этого четверть ,а до этого половину четверти,а до этого четверть четвертии так пространство можно дробить до бесконечности,но стрела не может пролететь бесконечное количество отрезков=>она вообще не летит она покоится=>Движение невозможно.
Как это можно понять,есть ли люди способные понять это кроме самого философа?Сформулируйте на понятном языке может пойму,а то устал голову ломать,можете писать свои догадки и предположения мне они интересны,в общем поломаем голову)))

Все кажется начал понимать время пространство движение 3 нераздельные величины связь между ними невозможно прервать, уменьшив то есть поделив расстояние на 2 части время отведенное стреле уменьшится в 2 раза, и так далее но мы же не можем дать стреле бесконечное кол-во времени следовательно получается что он был неправ

А нечего там голову ломать.
Стрела НЕ покоится, а Летит. Зенон НЕ знал про Мнгновенную скорость. И пролететь она должна НЕ половину расстояния, а Все расстояние Целиком.

Короче говоря, заморачивался он на ровном месте.

PS НЕТ, НЕ прав. Потому что у стрелы есть НЕ Половина Времени, а ВСЕ время целиком. А он произвольно постоянно уменьшает время.

Ну представь себе, ты руководить даешь подчинненому задание. А пока его делает, ты посттоянно уменьшаешь сроки выполнения. В таких условиях подчиненный НЕ сделает твое задание Хорошо, да и тебя в пошлет

старая теория, все статитчно! движемся мы, или осознаем что движемся, так же как смотрим мы не глазами а мозгом, видим только то, что нам показывают. а про стрелу кстати интересно! смысл от обратного, пространство можно дробить до бесконечности, следовательно пространство бесконечно, но стрела не может лететь бесконечно, следовательно стрела и не летит, так же как человек в движущемся поезде, поезд едет со скоростью 70 км\ч относительно вокзала, в нем идет человек, с какой скоростью относительно вокзала идет человек? 70км\ч? но человек не ходит с такой скоростью.

Движение стрелы по отношению к своей тени будет неподвижным . а относительно других предметов положение стрелы изменится изменится. остальное на мой взгляд Софистика.

стрела сравнима с жизнью, философия состоит в том, что имеет двоякое значение- смотрящего на стрелу ( т. е. наблюдающего за рассцветом и падением жизни) и покоящемся на стреле ( кажется, что жизнь замерла, но приводящего к неизменному результату- летящая стрела всегда упадет- дает бесценный совет для любой жизни - не терять время своей жизни по пусту растрачивая на пустые действия) , момент пуска стрелы -это рождение жизни, момент падения стрелы- это гибель жизни, отрезок полета -это сама жизнь, это коротко, если не поняли тогда будет сложно.

Время процесс непрерывный, как только начинаешь делить на кусочки и вычислять, стрела не стоит и заканчивает полет.

Наберите в поисковике "парадоксы зенона", там подробно объяснено применение разных систем координат в любых логических парадоксах..

Зенон придумал этот парадокс не потому, что чего-то там не знал - он просто, подобно Канту с его антиномиями, первый заявил об ограниченности нашего разума в реальности.
Дели до бесконечности - ноль у тебя не получится, т. е. чисто математически, рационально, стрела никогда не долетит до цели, она пролетит половину, потом половину половины и так до бесконечности. Нуля, который бы означал конец пути, не будет никогда

Открытый урок русского языка по теме "Функции порядка слов в предложении"

Загрузить презентацию (390 кБ)

Правильное использование в учебном процессе компьютера, который является наивысшим техническим средством обучения, позволяет осуществлять учебный процесс в новых условиях, когда преподаватель перестает быть единственным источником информации для обучающихся. Тем самым, у обучающихся повышается интерес к изучаемому предмету. Обучающиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Приоритетные средства для этого – культура речи и культура общения. Овладением языком, речью – необходимое условие формирование социально–активной личности.

Тип урока: урок-практикум, урок развития речи.

Цель урока: раскрыть стилистические, смысловые и синтаксические функции порядка слов в предложении.

Задачи урока:

1) образовательная – повторить и уточнить знания обучающихся о понятиях “прямой” и “обратный” порядок слов в предложении, законах инверсии и логического ударения;

2) развивающая – развить навык логического чтения, развить умения связно излагать мысли, выделять самое важное с помощью логического ударения, составлять тексты разных типов и стилей речи; формирование умения устанавливать нужный порядок слов в предложении;

3) воспитательная – воспитывать языковой вкус через средства выразительности речи, воспитывать у учащихся способность работать вместе, любовь к русскому языку.

Оборудование: учебники по русскому языку, “Толковый словарь русского языка” под ред. Ожегова С.И. и Н.Ю.Шведовой; мультимедийный проектор, экран, компьютер.

Эпиграф:

Если есть в мире вещи, достойные названия ЧУДО, то СЛОВО, бесспорно, первая и самая чудесная из них. (Л.В. Успенский)

Порядок слов – главная сокровищница русского языка. (А. М. Пешковский)

Ход урока

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

Мотивация учащихся. Эмоциональный настрой на работу.

2. Вступительное слово преподавателя (сопровождением мультимедиа).

(слайды 2,3) Тема и постановка цели занятия.

"Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и это станет моим навсегда".
Древняя мудрость

(Тему и эпиграфы к уроку записать в рабочей тетради).

3. Актуализация знаний.

Стадия вызова. Работа по пройденному материалу.

- С помощью чего мы общаемся? (Язык)

- Что является основной значимой единицей языка? (Слово)

- И так, что такое слово? (Учащиеся высказывает свое мнение).

(Слайд 5) 1) Слово – единица нашего языка. Два слова, связанных между собой по смыслу и грамматически составляет словосочетание; несколько слов, связанных друг с другом – предложение;

2) Слово – основная структурно-семантическая единица языка, которая служит для именования предметов, явлений, их свойств и которая обладает совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков.

Характерными чертами слова является цельность, выделимость и цельная воспроизводимость в речи.

- Вот об этих особенностях, о трудностях связи слов в словосочетаниях и предложениях мы и будем говорить на нашем уроке.

- Если спросить любого из вас, с помощью чего мы общаемся, большинство наверняка ответят, что мы общаемся посредством слов.

Слово не является самой мелкой или самой крупной единицей языка: самой маленькой единицей языка является звук, а самой крупной – предложение.

- Так, для чего же нам нужны теперь слова? (Мнение учащихся)

Слова в языке служат для обозначения конкретных предметов, признаков предметов, действий, признаков действий, количества.

- Скажите, как мы используем слова?

Придумываем их каждый раз заново или извлекаем из памяти готовыми. Этот признак слова называется воспроизводимостью.

-То есть с помощью слов мы строим словосочетания, предложения, тексты.(слайд 6)

- А для того, чтобы правильно составить, изложить, сформулировать нашу речь, мысль, мы должны знать о порядке слов в предложении.

4. Основная часть занятия - усвоение новых знаний.

- Сегодня конкретно мы остановимся на порядке слов в предложении.

Определение понятии “Порядок слов”, “Инверсия”.

- Что такое порядок слов в русском предложении?

(слайд 7) Порядок слов – определенное расположение слов в предложении или синтаксической группе. По структуре различают следующие типы порядка слов в предложении: (слайд 8)

  • Контактный (дистантный) – компоненты группы находятся рядом, разъединены другими словами “новую читать книгу”;
  • Свободный (связанный, фиксированный) – возможность свободной расстановки слов ограничена;
  • Объективный (нейтральный) – расстановка слов соответствует движению мысли – субъективный (эмоциональный);
  • Прямой (преобладающий в данном языке) – обратный (отступление от обычного порядка слов). (Пример - воспроизведение)

- Какие изменения влечет перестановка членов предложений? (Всякая перестановка членов предложения связана с большим или меньшим изменением его значения или стилистических оттенков высказывания)

- Какую роль выполняет порядок слов в предложении и от чего зависит порядок слов?

(слайд 9) Порядок слов выполняет в языке ряд важных функций синтаксического, смыслового и стилистического характера. Первая выражается в том, что с местом, занимаемым членом предложения, может быть связана его синтаксическая функция. Так, в предложении Холодный ветер прилагательное холодный выступает в функции определения при слове ветер – главном члене номинативного предложения; при другом порядке слов Ветер холодный то же прилагательное играет роль сказуемого в двусоставном предложении.

(слайд 10) Вопросы по пройденному материалу:

1. Найдите подлежащее и сказуемое в данных предложениях.

2.На каком месте по отношению к сказуемому находится подлежащее? Обоснуйте свой ответ.

Предложения для анализа:

1. Часа два прошло. - Прошло два часа.

2. Уфа – столица Республики Башкортостан. - Столица Республики Башкортостан – Уфа.

3. Большое количество статей. – Статей большое количество.

4. Язык – средство общения. - Средство общения – язык.

- Какие изменения заметили вследствие перестановки слов в предложении? (Изменилось значение предложений. Это связано с изменением синтаксической роли переставляемого члена предложения: в первой паре в результате перестановки подлежащее “часа два”, стало дополнением “два часа”; во второй и четвертой парах сказуемое и подлежащее “поменялись” местами; а в третьей паре дополнение “статей” стало подлежащим).

- Какой вывод сделаем?

(слайд 11) Вывод. Смысл этих предложений не одинаков. Он зависит от порядка слов в предложении. Порядок слов имеет синтаксическое значение.

- Где находится главное по смыслу слово в предложении? (в конце предложении)

- Для какой речи характерно это явление? (устной или письменной)

- (слайд 12) Одно и то же предложение может приобретать разный смысл. Любое расположение элементов высказывания имеет смысловой характер, называемый актуальным членением предложения. Актуальное членение предложения – смысловое членение, исходящее из анализа заключенного в нем конкретного содержания. Например, в предложении Аптека – на углу улицы исходной точкой (основой) является Аптека, а ядром высказывания – на углу улицы (на него падает логическое ударение). Если переставить слова, то получается актуальное членение: На углу улицы (основа высказывания), аптека (ядро высказывания). То есть, то, что нам было известно в данной ситуации, или может быть легко понято, и из чего исходит говорящий (тема и рема). Или еще пример: В предложении Студенты третьего курса ушли на практику сообщается о том, что сделали студенты. Если известно, что кто-то ушел на практику и необходимо сообщить, кто именно ушел, то расположение слов будет такое: На практику ушли студенты третьего курса.

- Сделаем еще один вывод. Мы знаем, что порядок слов – одно из важных средств выделения ключевых слов. В письменной речи актуализируется обычно конец предложения, в устном – начало: Разбуди меня завтра рано. (С. Есенин) С радостью принял он эту весть.

- Таким образом, порядок слов может варьироваться, но при этом он не свободен: при разном порядке слов смысл предложения оказывается различным.

- Вообще, в русском языке порядок членов предложения относительно свободный: не существует строго закрепленного места в предложении за тем или иным главным или второстепенным членом: Солнце закрыло облако. Велосипед сбил автомобиль.

- Здесь большую роль играет стилистическая функция. Какой либо член предложения, оказавшийся на необычном для него месте, получает добавочную смысловую нагрузку. При этом чаще всего говорят об инверсии. Обратимся с вами к словарю С.И.Ожегова “Толковый словарь русского языка”:

5. Работа со словарем.

(слайд 13) Инверсия (от лат. inversio – переворачивание, перестановка) – расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок, с целью усилить выразительность речи. Инверсия помогает выделить самое важное слово, а также стилистическую и эмоциональную окраску речи.

(слайд 14) Действие закона инверсии: Прямой порядок слов в предложении.

- Для чего автор использовал инверсию? (Чтобы читатель обратил внимание на главные слова. Инверсия помогает выделить значимые слова и самое важное в тексте).

- Теперь вы знаете, что такое инверсия, для чего она нужна автору. Выполняя следующую работу, мы увидим, кто из вас уже может правильно находить и использовать нужный порядок слов в предложении.

Тренировочные упражнения. (слайд 16)

Задание. Используя инверсию, переделайте предложение так, чтобы получился отрывок из стихотворения Ф.И. Тютчева.

Прелесть года и любовь земли,
Нам благоухает весна.
Дает природа творенью пир,
Дает свиданья пир сынам!

Прочитайте, у кого, что получилось?!

Любовь земли и прелесть года,
Весна благоухает нам.
Творенью пир дает природа,
Свиданья пир дает сынам!

- Что вы знаете о прямом и обратном порядке слов? Какую стилистическую функцию они выполняют в предложении, в контексте?

Слово преподавателя о состоянии русского языка в наши дни.

- Значит в русском языке порядок слов свободный. Он может быть прямым и обратным – в зависимости от положения подлежащего и сказуемого в предложении:

(слайд 17) Возьмем строчки из стихотворения А.С.Пушкина:

Вечерняя заря в пучине догорала, // Над мрачной Эльбою носилась тишина.

- В этом сложном предложении первое с прямым порядком слов, второе – с обратным. Мы можем переставить и второстепенные члены на другие места: заря вечерняя, догорала в пучине. Но такое не может продолжаться до бесконечности, так как второстепенные члены предложения обычно ставятся рядом с теми словами, от которых они зависят по смыслу или грамматически. Это же относится и к служебным словам.

- И если мы не будем следовать норме, то в нашей речи появятся такие предложения:

1. Была организована выставка работ воспитателей, родителей, детей из природного материала (получается, что дети из природного материала).

2. Стальная стрела, подвластная воле “хозяина”, наклоняется то вперед, то плавно движется в сторону, то легко и стремительно поднимается вверх (Здесь неправильно расставлены союзы перед однородными членами предложения. Первый из них необходимо поставить перед глаголом наклоняется)

А затем со двора я вошел в узкую дверь и по еще узкой винтовой лестнице поднялся на второй этаж. (Чтобы восстановить смысл данного предложения, нужно наречие еще поставить перед предлогом по, так как здесь речь идет о продолжении действия: вошел, поднялся – а не о характеристике лестницы.)

- Назовите сферу употребления предложений с прямым и обратным порядком слов. (Прямой порядок характерен для речи научной и публицистической, а обратный порядок – для речи разговорной и в произведениях художественной литературы). Однако не всякий обратный порядок является инверсией, а только такой, который преследует стилистические задачи, усиливает выразительность речи.

- Ребята, а какой порядок используется в вашей профессиональной деятельности, в профессии электриков?

Например: Определенный порядок действий соблюдается и при измерении силы тока. Сила тока измеряется в Амперах измерительным прибором – амперметром. Мы не сможем измерить силу тока без применения какой-либо нагрузки (лампочки, электродвигателя и т.д.), т.к. амперметр подключается последовательно. Т.е. и здесь мы должны соблюдать определенный порядок (алгоритм). Если мы не правильно подключим к цепи, не будем соблюдать порядок действий, то амперметр выйдет из строя, сгорит. Получится грубая ошибка, как и в русском языке – речевая ошибка.

- Нужно сказать, что речь, состоящая из предложений только с прямым порядком слов, могла бы стать уныло однообразной, поэтому писатели обычно используют обе разновидности предложений, часто чередуя их.

(слайд 18) Какой порядок слов употреблен в следующих предложениях?

1. Хороши зимние вечера (Макар.)

2. Кончились мои неприятности (Куприн)

3. Поет море, гудит город, ярко сверкает солнце, творя сказки (М. Горький)

Ответ: обратный порядок слов, где подлежащее занимает постпозитивное положение по отношению к сказуемому. Чтобы подчеркнуть действие, обозначаемое сказуемым, нередко авторы ставят его в препозиции к подлежащему. Подобный порядок слов характерен для описаний, рассказов.

- Всегда ли оправдан обратный порядок слов в предложении? (Инверсия содержит в себе богатые стилистические возможности, но ими нужно умело пользоваться. По словам А. М. Пешковского, если прямой порядок слов воспринимается как норма, то стилистическое применение обратного порядка должно быть эстетически оправдано. Неоправданная инверсия приводит к стилистическим ошибкам, искажению смысла фразы или к двусмысленности), например:

(слайд 19) Удачно защитила дипломные работы (проекты) 35 группа, где командиром Эдуард Петров, который в этом году значительно увеличился в своем объеме по сравнению с прошлым годом. (Речь идет об увеличении качества дипломных работ, смысл искажен из-за неудачного порядка слов).

- (слайд 20) Использование порядка слов распространяется и на второстепенные члены предложения: Многие интересуются искусством. Здесь второстепенный член “искусством” – дополнение, оно обычно стоит после сказуемого, но в предложении Досадно было, боя ждали (М. Лермонтов), на дополнение – “боя”, который стоит перед сказуемым, падает логическое ударение.

Обратим внимание и на определение; в этом случае авторы выносят его в конец предложения: Со всех сторон горы неприступные (М. Лермонтов). Аркадий Павлович говорил голосом мягким и приятным (Тургенев).

Пример инверсии обстоятельства меры и степени: Да, мы дружны были очень. Слишком была огорчена.

Умелое использование порядка слов в предложении является важным средством усиления выразительности речи.

Расположение слов определенным образом может быть связано и со смыслом: Ученик не пришел на уроки по болезни (причина – болел), По болезни ученик не пришел на уроки (последствия этой причины).

6. Закрепление изученного материала.

(Рассмотрение примеров, подготовленных студентами).

1.Он смотрел вокруг себя с волнением неописанным. 2.Из одного окошечка тускло светил огонек. 3.Напротив, я сам должен буду уйти после десяти наведши шубу (А.П.Чехов). 4.Он понимает необходимость помочь народу. 5.Наследников сердитый хор заводит непристойный спор (А.С.Пушкин). 6.Там рыдала княжна Евдокия, воздух силясь губами поймать (А.Ахматова) 7. Ослепительно яркое вырвалось из печи пламя. 8. Развязка же наступила неожиданная.

7. Подведение итогов урока.

- О чем мы сегодня говорили?

- Что такое инверсия?

- Какую роль функции выполняет порядок слов в предложении?

- Что значит “прямой” и “обратный” порядок слов в предложении?

8. Домашнее задание. (слайд 22)

- Примените свои знания на практике. Используя инверсию, напишите 5-6 предложений или связный текст (по выбору) по вашей профессии.

Функции порядка слов в предложении. Открытый урок русского языка. Подготовила: Преподаватель Губайдуллина Л.Ф. - презентация

1 Подготовила: Преподаватель Губайдуллина Л.Ф. Открытый урок русского языка по теме: «Функции порядка слов в предложении».

2 "Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда". Древняя мудрость

3 Тип урока: урок-практикум, урок развития речи. Цель урока: раскрыть стилистические, смысловые и синтаксические функции порядка слов в предложении.. Тема и постановка цели занятия.

4 . Эпиграф: Если есть в мире вещи, достойные названия ЧУДО, то СЛОВО, бесспорно, первая и самая чудесная из них. Л.В. Успенский. Порядок слов – главная сокровищница русского языка. А. М. Пешковский..

5 . 1) Слово – единица нашего языка. Два слова, связанных между собой по смыслу и грамматически составляет словосочетание; несколько слов, связанных друг с другом – предложение; 2) Слово – основная структурно-семантическая единица языка, которая служит для именования предметов, явлений, их свойств и которая обладает совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков. Характерными чертами слова является цельность, выделимость и цельная воспроизводимость в речи.

6 Как и раздел грамматики, синтаксис изучает способы соединения..

7 Порядок слов – определенное расположение слов в предложении или синтаксической группе. По структуре различают следующие типы порядка слов в предложении:. Определение понятия «Порядок слов».

8 Типы порядка слов в предложении 6 Порядок слов Свободный (связанный, фиксированный) Объективный (нейтральный) Контактный (дистантный)Прямой (преобладающий в данном языке) – обратный Прогрессивный, или последовательный

9 Ряд функций порядка слов: Синтаксический ( Холодный ветер – Ветер холодный. ) смысловой (Аптека – на углу улицы. На углу улицы – аптека. ) Стилистический (Игривый ветер гоняет листву. Листву гоняет ветер игривый.)

10 Вопросы по пройденному материалу: 1.Найдите подлежащее и сказуемое в данных предложениях. 2.На каком месте по отношению к сказуемому находится подлежащее? Обоснуйте свой ответ. Предложения для анализа: 1. Часа два прошло. - Прошло два часа. 2. Уфа – столица Республики Башкортостан. - Столица Республики Башкортостан – Уфа. 3. Большое количество статей. - Статей большое количество. 4. Язык – средство общения. - Средство общения – язык.

11 Вывод: Смысл этих предложений не одинаков. Он зависит от порядка слов в предложении. Порядок слов имеет синтаксическое значение.

12 Что такое актуальное членение? (- смысловое членение, исходящее из анализа заключенного в нем конкретного содержания) Студенты третьего курса ушли на практику. – На практику ушли студенты третьего курса. Разбуди меня завтра рано. (С. Есенин) С радостью принял он эту весть. Солнце закрыло облако. Велосипед сбил автомобиль.

13 Словарная работа. Инверсия (от лат. inversio – переворачивание, перестановка) – расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок, с целью усилить выразительность речи. Инверсия помогает выделить самое важное слово, а также стилистическую и эмоциональную окраску речи.

14 Действие закона инверсии. Прямой порядок слов в предложении: Подлежащее Сказуемое Согласованное определение Обстоятельство образа действий Дополнение, остальные обстоятельства

16 Задание. Используя инверсию, переделайте предложение так, чтобы получился отрывок из стихотворения Ф.И. Тютчева. Прелесть года и любовь земли, Нам благоухает весна. Дает природа творенью пир, Дает свиданья пир сынам! Ответ: Любовь земли и прелесть года, Весна благоухает нам. Творенью пир дает природа, Свиданья пир дает сынам!

17 Рассмотрим следующие примеры: Строчки из стихотворения А.С.Пушкина: «Вечерняя заря в пучине догорала, Над мрачной Эльбою носилась тишина…» 1.Была организована выставка работ воспитателей, родителей, детей из природного материала. 2.Стальная стрела, подвластная воле «хозяина», наклоняется то вперед, то плавно движется в сторону, то легко и стремительно поднимается вверх. 3.А затем со двора я вошел в узкую дверь и по еще узкой винтовой лестнице поднялся на второй этаж.

18 Какой порядок слов употреблен в следующих предложениях? 1. Хороши зимние вечера (Макар.) 2. Кончились мои неприятности (Куприн) 3. Поет море, гудит город, ярко сверкает солнце, творя сказки (М. Горький)

19 Какая ошибка произошла в данном предложении? Удачно защитила дипломные работы (проекты) 35 группа, где командиром Эдуард Петров, который в этом году значительно увеличился в своем объеме по сравнению с прошлым годом.

20 Использование порядка слов распространяется и на второстепенные члены предложения: 1. Многие интересуются искусством. 2. Досадно было, боя ждали (М. Лермонтов) 3. Со всех сторон горы неприступные (М. Лермонтов). 4. Аркадий Павлович говорил голосом мягким и приятным (Тургенев). 5. Да, мы дружны были очень. 6. Слишком была огорчена. 7. Ученик не пришел на уроки по болезни. - По болезни ученик не пришел на уроки.

22 Творческая мастерская. - Примените свои знания на практике. Используя инверсию, напишите 5-6 предложений или связный текст (по выбору) по вашей профессии. Домашнее задание:

Читайте также: