Стальное колечко ответы на вопросы

Обновлено: 16.05.2024

Дед Кузьма жил со своей внучкой Варюшей в деревушке Моховое, у самого леса.

Зима выдалась суровая, с сильным ветром и снегом. За всю зиму ни разу не потеплело и не закапала с тесовых крыш суетливая талая вода. Ночью в лесу выли продрогшие волки. Дед Кузьма говорил, что они воют от зависти к людям: волку тоже охота пожить в избе, почесаться и полежать у печки, отогреть заледенелую косматую шкуру.

Среди зимы у деда вышла махорка. Дед сильно кашлял, жаловался на слабое здоровье и говорил, что если бы затянуться разок- другой — ему бы сразу полегчало.

В воскресенье Варюша пошла за махоркой для деда в соседнее село Переборы. Мимо села проходила железная дорога. Варюша купила махорки, завязала её в ситцевый мешочек и пошла на станцию посмотреть на поезда. В Переборах они останавливались редко. Почти всегда они проносились мимо с лязгом и грохотом.

На платформе сидели два бойца. Один был бородатый, с весёлым серым глазом. Заревел паровоз. Было уже видно, как он, весь в пару, яростно рвётся к станции из дальнего чёрного леса.

— Скорый! — сказал боец с бородой. — Смотри, девчоночка, сдует тебя поездом. Улетишь под небеса.

Паровоз с размаху налетел на станцию. Снег завертелся и залепил глаза. Потом пошли перестукиваться, догонять друг друга колёса. Варюша схватилась за фонарный столб и закрыла глаза: как бы и вправду её не подняло над землёй и не утащило за поездом. Когда поезд пронёсся, а снежная пыль ещё вертелась в воздухе и садилась на землю, бородатый боец спросил Варюшу:

— Это что у тебя в мешочке? Не махорка?

— Махорка, — ответила Варюша.

— Может, продашь? Курить большая охота.

— Дед Кузьма не велит продавать, — строго ответила Варюша. — Это ему от кашля.

— Эх ты, — сказал боец, — цветок- лепесток в валенках! Больно серьёзная!

— А ты так возьми сколько надо, — сказала Варюша и протянула бойцу мешочек. — Покури!

Боец отсыпал в карман шинели добрую горсть махорки, скрутил толстую цигарку, закурил, взял Варюшу за подбородок и посмотрел, посмеиваясь, в её синие глаза.

— Эх ты, — повторил он, — анютины глазки с косичками! Чем же мне тебя отдарить? Разве вот этим?

Боец достал из кармана шинели маленькое стальное колечко, сдул с него крошки махорки и соли, потёр о рукав шинели и надел Варюше на средний палец:

— Носи на здоровье! Этот перстенёк совершенно чудесный. Гляди, как горит!

— А отчего он, дяденька, такой чудесный? — спросила, раскрасневшись, Варюша.

— А оттого, — ответил боец, — что ежели будешь носить его на среднем пальце, принесёт он здоровье. И тебе, и деду Кузьме. А наденешь его вот на этот, на безымянный, — боец потянул Варюшу за озябший, красный палец, — будет у тебя большущая радость. Или, к примеру, захочется тебе посмотреть белый свет со всеми его чудесами. Надень перстенёк на указательный палец — непременно увидишь!

— Будто? — спросила Варюша.

— А ты ему верь, — прогудел другой боец из-за поднятого ворота шинели. — Он колдун. Слыхала такое слово?

— Ну то-то! — засмеялся боец. — Он старый сапёр. Его даже мина не брала!

— Спасибо! — сказала Варюша и побежала к себе в Моховое.

Сорвался ветер, посыпался густой-прегустой снег. Варюша всё трогала колечко, повёртывала его и смотрела, как оно блестит от зимнего света.

«Что ж боец позабыл мне сказать про мизинец? — подумала она. — Что будет тогда? Дай-ка я надену колечко на мизинец, попробую».

Она надела колечко на мизинец. Он был худенький, колечко на нём не удержалось, упало в глубокий снег около тропинки и сразу нырнуло на самое снежное дно.

Варюша охнула и начала разгребать снег руками. Но колечка не было. Пальцы у Варюши посинели. Их так свело от мороза, что они уже не сгибались.

Варюша заплакала. Пропало колечко! Значит, не будет теперь здоровья деду Кузьме, и не будет у неё большущей радости, и не увидит она белый свет со всеми его чудесами. Варюша воткнула в снег, в том месте, где уронила колечко, старую еловую ветку и пошла домой. Она вытирала слёзы варежкой, но они всё равно набегали и замерзали, и от этого было колко и больно глазам.

Дед Кузьма обрадовался махорке, задымил всю избу, а про колечко сказал:

— Ты не горюй, дурочка! Где упало — там и валяется. Ты Сидора попроси. Он тебе сыщет.

Старый воробей Сидор спал на шестке, раздувшись, как шарик. Всю зиму Сидор жил в избе у Кузьмы самостоятельно, как хозяин. С характером своим он заставлял считаться не только Варюшу, но и самого деда. Кашу он склёвывал прямо из мисок, а хлеб старался вырвать из рук и, когда его отгоняли, обижался, ершился и начинал драться и чирикать так сердито, что под стреху слетались соседские воробьи, прислушивались, а потом долго шумели, осуждая Сидора за его дурной нрав. Живёт в избе, в тепле, в сытости, а всё ему мало!

На другой день Варюша поймала Сидора, завернула в платок и понесла в лес. Из-под снега торчал только самый кончик еловой ветки. Варюша посадила на ветку Сидора и попросила:

— Ты поищи, поройся! Может, найдёшь!

Но Сидор скосил глаз, недоверчиво посмотрел на снег и пропищал:

«Ишь ты! Ишь ты! Нашла дурака. Ишь ты, ишь ты!» — повторил Сидор, сорвался с ветки и полетел обратно в избу.

Так и не отыскалось колечко.

Дед Кузьма кашлял всё сильнее. К весне он залез на печку. Почти не спускался оттуда и всё чаще просил попить. Варюша подавала ему в железном ковшике холодную воду.

Метели кружились над деревушкой, заносили избы.

Сосны завязли в снегу, и Варюша уже не могла отыскать в лесу то место, где уронила колечко. Всё чаще она, спрятавшись за печкой, тихонько плакала от жалости к деду и бранила себя.

— Дурёха! — шептала она. — Забаловалась, обронила перстенёк. Вот тебе за это! Вот тебе!

Она била себя кулаком по темени, наказывала себя, а дед Кузьма спрашивал:

— С кем это ты там шумишь-то?

— С Сидором, — отвечала Варюша. — Такой стал неслух! Всё норовит драться.

Однажды утром Варюша проснулась оттого, что Сидор прыгал по оконцу и стучал клювом в стекло. Варюша открыла глаза и зажмурилась. С крыши, перегоняя друг друга, падали длинные капли. Горячий свет бил в оконце. Орали галки.

Варюша выглянула на улицу. Тёплый ветер дунул ей в глаза, растрепал волосы.

— Вот и весна! — сказала Варюша.

Блестели чёрные ветки, шуршал, сползая с крыш, мокрый снег, и важно и весело шумел за околицей сырой лес. Весна шла по полям, как молодая хозяйка. Стоило ей только посмотреть на овраг, как в нём тотчас начинал булькать и переливаться ручей. Весна шла, и звон ручьёв с каждым её шагом становился громче и громче.

Снег в лесу потемнел. Сначала на нём выступила облетевшая за зиму коричневая хвоя. Потом появилось много сухих сучьев — их наломало бурей ещё в декабре, — потом зажелтели прошлогодние палые листья, проступили проталины, и на краю последних сугробов зацвели первые цветы мать-и-мачехи.

Варюша нашла в лесу старую еловую ветку — ту, что воткнула в снег, где обронила колечко, и начала осторожно отгребать старые листья, пустые шишки, накиданные дятлами, ветки, гнилой мох. Под одним чёрным листком блеснул огонёк. Варюша вскрикнула и присела. Вот оно, стальное колечко! Оно ничуть не заржавело.

Варюша схватила его, надела на средний палец и побежала домой.

Ещё издали, подбегая к избе, она увидела деда Кузьму. Он вышел из избы, сидел на завалинке, и синий дым от махорки поднимался над дедом прямо к небу, будто Кузьма просыхал на весеннем солнышке и над ним курился пар.

— Ну вот, — сказал дед, — ты, вертушка, выскочила из избы, позабыла дверь затворить, и продуло всю избу лёгким воздухом. И сразу болезнь меня отпустила. Сейчас вот покурю, возьму колун, наготовлю дровишек, затопим мы печь и спечём ржаные лепёшки.

Варюша засмеялась, погладила деда по косматым серым волосам, сказала:

— Спасибо колечку! Вылечило оно тебя, дед Кузьма.

Весь день Варюша носила колечко на среднем пальце, чтобы накрепко прогнать дедовскую болезнь. Только вечером, укладываясь спать, она сняла колечко со среднего пальца и надела его на безымянный. После этого должна была случиться большущая радость. Но она медлила, не приходила, и Варюша так и уснула, не дождавшись.

Встала она рано, оделась и вышла из избы.

Тихая и тёплая заря занималась над землёй. На краю неба ещё догорали звёзды. Варюша пошла к лесу. На опушке она остановилась. Что это звенит в лесу, будто кто-то осторожно шевелит колокольчики?

Варюша нагнулась, прислушалась и всплеснула руками: белые подснежники чуть-чуть качались, кивали заре, и каждый цветок позванивал, будто в нём сидел маленький жук кузька-звонарь и бил лапкой по серебряной паутине. На верхушке сосны ударил дятел — пять раз.

«Пять часов! — подумала Варюша. — Рань- то какая! И тишь!»

Тотчас высоко на ветвях в золотом зоревом свете запела иволга.

Варюша стояла, приоткрыв рот, слушала, улыбалась. Её обдало сильным, тёплым, ласковым ветром, и что-то прошелестело рядом. Закачалась лещина, из ореховых серёжек посыпалась жёлтая пыльца. Кто-то прошёл невидимый мимо Варюши, осторожно отводя ветки. Навстречу ему закуковала, закланялась кукушка.

«Кто же это прошёл? А я и не разглядела!» — подумала Варюша.

Она не знала, что мимо неё прошла весна.

Варюша засмеялась громко, на весь лес, и побежала домой. И большущая радость — такая, что не охватишь руками, — зазвенела, запела у неё на сердце.

Весна разгоралась с каждым днём всё ярче, всё веселей. Такой свет лился с неба, что глаза у деда Кузьмы стали узкие, как щёлки, но всё время посмеивались. А потом по лесам, по лугам, по оврагам сразу, будто кто-то брызнул на них волшебной водой, за- цвели-запестрели тысячи тысяч цветов.

Варюша думала было надеть перстенёк на указательный палец, чтобы повидать белый свет со всеми его чудесами, но посмотрела на все эти цветы, на липкие берёзовые листочки, на ясное небо и жаркое солнце, послушала перекличку петухов, звон воды, пересвистывание птиц над полями — и не надела перстенёк на указательный палец.

«Успею, — подумала она. — Нигде на белом свете не может быть так хорошо, как у нас в Моховом. Это же прелесть что такое! Не зря ведь дед Кузьма говорит, что наша земля истинный рай и нету другой такой хорошей земли на белом свете!»

Ответы к стр. 126 — 137


Как называет Варюшу бородатый боец? Найди нужные строчки в тексте. Это обидные или ласковые прозвища?

«Цветок-лепесток в валенках» и «анютины глазки с косичками». Конечно, в обоих случаях мы имеем дело с метафорами (когда один предмет /девочка/ уподобляется другому предмету /цветку/ на каком-то основании: красоте, нежности в первом случае, синеве глаз – во втором случае). Но поскольку мы не вводим в начальной школе понятия метафоры, то назовем это сравнением.

Как ты думаешь, судя по этому отрывку, текст Константина Паустовского — сказка или рассказ? Какой фрагмент в этой части текста похож на сказку? А какие черты рассказа ты видишь в «Стальном колечке»?

Признаки рассказа хорошо видны в тексте: указано, в каком именно селе живут дед с внучкой и в какое село Варюша идёт за махоркой. Все конкретные детали: снегопад, станция, проносящийся мимо поезд – характерны именно для рассказа. А главное, что уже в этом фрагменте текста раскрывается характер девочки. Содержание беседы девочки с бойцом также говорит о том, что это рассказ: ведь то, что перстенёк обладает чудесными свойствами, может быть просто доброй шуткой взрослого человека.
Вместе с тем то же самое содержание беседы бойца с девочкой по поводу перстенька очень похоже на сказочное. Во-первых, боец (которого другой боец называет «колдуном», хотя это только потому, что тот уцелел, будучи сапёром) не просто так дарит девочке колечко, но за то, что она выдержала испытание: не стала продавать махорку бойцу, но угостила его. Во-вторых, сам характер комментариев бойца по поводу колечка похож на сказку: колечко можно надевать на три разных пальца, и оно начинает обладать разными свойствами, оказавшись на среднем, указательном или безымянном пальце. В этом уже заложено очередное испытание для героини: что она предпочтёт в дальнейшем. В-третьих, даже описание поезда похоже на описание чудовища, которое может подхватить и унести маленькую героиню.

Зависит ли продолжение текста от того, сказочная это история или рассказ? Обоснуй свой ответ.

Если мы определим текст как рассказ, то та история, которую они придумают, должна будет развиваться так, как в обычной жизни, то есть подчинятся случаю. А если они воспримут текст, как сказку, то развитие событий в нём должно будет подчиняться строгим сказочным законам.

? с. 131 Воробей Сидор – сказочный персонаж или настоящий? Какой у него характер?
Как ты думаешь, Варюша услышала ответ Сидора в его писке и чириканье, или воробей действительно разговаривает с девочкой?
Важно ли учитывать при ответе на этот вопрос, является ли «Стальное колечко» сказкой или рассказом?
Вспомни, в каком ещё рассказе Константина Паустовского рядом с людьми жил воробей? Чем Сидор отличается от растрёпанного воробья из одноименного рассказа?

Воробей Сидор – обыкновенный воробей, который живёт в доме. Это не сказочный персонаж, и искать колечко он не может. А то, что с ним общаются дед и Варюша, это естественно. Его ответ Варюше – это то, что ей слышится в писке Сидора. Растрёпанный воробей (из одноименного рассказа К. Паустовского) – это уже по-настоящему сказочный персонаж, который в курсе всех событий Машиной семьи, который понимает, в чём смысл случившегося несчастья с пропажей брошки, который возвращает стеклянный букетик Машиной маме прямо во время спектакля.

? с. 134 — 135 Как повела себя Варюша, когда нашла колечко? О чём она больше всего беспокоится и чего больше всего хочет?
Какое чудо случилось в жизни Варюши и деда Кузьмы? Это чудо касается только их двоих? Найди в тексте описание наступающей весны. Какой приём использует автор, чтобы рассказать об этом?

Когда Варюша нашла колечко, она сразу же надела его на средний палец. Из этого видно, что девочка думает только о том, чтобы её дедушка поскорее поправился.
Чудо, которое случилось в жизни Варюши и деда Кузьмы, – это одновременно и приход весны, и выздоровление деда. Это чудо касается всей природы, всего живого вокруг. Найдём и зачитаем описание наступающей весны. В этом описании автор использует приём олицетворения: «Блестели чёрные ветки, шуршал, сползая с крыш, мокрый снег, и важно и весело шумел за околицей сырой лес. Весна шла по полям как молодая хозяйка. Стоило ей только посмотреть на овраг, как в нём тотчас начинал булькать и переливаться ручей. Весна шла, и звон ручьёв с каждым её шагом становился громче и громче».

Отчего же поправился дедушка? Как ты ответишь на вопрос, если считаешь это произведение сказкой? А с чем можно связать выздоровление дедушки, если считать эту историю рассказом?

Поправился ли дед потому, что Варюша нашла колечко и надела его на средний палец, или оттого, что пришла весна, – неизвестно. Это зависит от того, как мы определим жанр текста. Если считать, что это сказка, значит… Если же считают, что это рассказ, значит… Но важно обратить внимание на то, что особенностью текста Константина Паустовского является его глубоко поэтический характер. А поэтическое восприятие мира – это уже чудо, которое не менее значительно, чем сказочные чудеса. Поэтическое восприятие мира преображает мир, помогает обнаружить в нём волшебную сторону, даёт человеку силы и надежду, помогает преодолеть страх и болезнь.

? с. 137 Второе чудо — это продолжение первого или совсем другое чудо? В чём оно состоит?

Наблюдательный ли человек Варюша? Какие необыкновенные вещи замечает она вокруг? Подтверди свой ответ строчками из текста.

Второе чудо (или «большущая радость») связано с тем ощущением счастья, которое пробуждается в душе, если это развитая и восприимчивая душа, которая может расцвести от погружённости в красоту окружающего мира. Варюша наслаждается тем, что наблюдает приход весны: она умеет смотреть и видеть, не просто слушать, но и слышать, умеет ощущать невидимые прикосновения воздуха, умеет получать от всего этого огромное удовольствие. Именно красота пробуждающейся к жизни природы захватывает Варюшу и окутывает её чувством счастья. Не случайно девочка просыпается очень рано и одна идёт к лесу. Второе чудо – это всё тот же приход весны, который делается всё более и более ярким и заметным.

А какие чудесные звуки она слышит? Прочитай нужные строчки.
Пришла ли к Варюше «большущая радость»? С чем связано ощущение счастья, охватившее девочку?

Важно обнаружить не только зрительные образы («белые подснежники», «зацвели-запестрели тысячи тысяч цветов; «из ореховых серёжек посыпалась жёлтая пыльца», «такой свет лился с небес, что…» и т. д.), но и способность автора создать звуковой образ весны – образ, основанный на многочисленных звуковых впечатлениях. Позванивают белые подснежники (пусть отыщут потрясающее сравнение, которое создаёт впечатление этого позванивания: «будто в нём сидел маленький жук…»), стучит дятел, запела иволга, закуковала кукушка. Автор отмечает и перекличку петухов, и звон воды, и пересвистывание птиц… Есть и тактильные ощущения прихода весны (чувствуются как бы прикосновения весны): сильный, тёплый, ласковый ветер; липкие берёзовые листочки…

Самое главное впечатление, которое приносит Варюше ощущение большущей радости и счастья, – это впечатление необыкновенной красоты пробуждающейся к жизни природы. Но это не просто какая-то абстрактная природа – это природа конкретного местечка, в котором живут Варюша и её дед, – деревушки Моховое: «Нигде на белом свете не может быть так хорошо, как у нас в Моховом. Это же прелесть что такое! Не зря ведь дед Кузьма говорит, что наша земля истинный рай и нету другой такой хорошей земли на белом свете!» Здесь выражена мысль о том, что не надо далеко ходить за счастьем: счастье – оно рядом, надо просто уметь его разглядеть; надо воспитывать глаз и развивать душу, чтобы уметь наслаждаться красотой мира, который окружает тебя.

Ещё раз внимательно прочитай описание весны в Моховом. В каких строчках текста приход весны описывается как чудо?

Обратите внимание на то, что приход весны описывается именно как чудо: «Такой свет лился с неба, что глаза у деда Кузьмы стали узкие, как щёлки, но всё время посмеивались. А потом по лесам, по лугам, по оврагам сразу, будто кто-то брызнул на них волшебной водой, зацвели-запестрели тысячи тысяч цветов».

А тебе приходилось наблюдать что-либо подобное? Какие признаки и особенности весны больше всего нравятся тебе?

Как ты думаешь, почему текст Константина Паустовского оказался именно в этой главе хрестоматии? Найди строчки, которые подтверждают, что это рассказ не только о судьбе девочки и её деда, но и о родной стороне.

ЯндексМаркет для бизнеса

Нам понятно, почему текст помещён в главу «Сравниваем прошлое и настоящее». События, которые описа
ны в тексте, происходят не в наши дни, а, скорее всего, сразу после Великой Отечественной войны. Какие чувства и переживания героини этого произведения понятны и близки людям, живущим в самые разные исторические эпохи. Это чувство любви к родным, чувство восхищения красотой природы; привязанность к месту, где живешь.

А можно поместить его в другую главу? В какую?

Текст можно поместить в главу «Учимся наблюдать и копим впечатления» и в главу «Учимся любить».
Этой примеркой мы обнаруживаем, насколько многозначен текст Паустовского и насколько условно деление текстов по главам. Каждый текст – это целый мир, и поэтому он может быть помещён в разные главы.

Викторина по произведениям Паустовского с ответами, 3-4 класс

Литературная викторина для младших школьников. Рассказы К. Г. Паустовского

Вопросы

1. Назовите деревню, где жил Филька с бабкой из рассказа «Теплый хлеб». (Бережки.)

2. Назовите любимое выражение Фильки из рассказа «Теплый хлеб». («Да ну тебя!»)

3. Отчего наступил такой внезапный лютый мороз в рассказе «Теплый хлеб»? (Злорадный окрик Фильки, наотмашь ударил коня.)

4. Какое спасение от стужи придумал Филька, чтобы снять с себя вину, в рассказе «Теплый хлеб»? (Прорубить с ребятами лед у лотка мельницы, а значит, будут и мука, и вода, и всеобщее спасение.)

5. Назовите внучку деда Кузьмы из рассказа «Стальное колечко». (Варюша.)

6. Какое чудо принесет перстенек, если носить его на среднем пальце руки, из рассказа «Стальное колечко»? (Здоровье всем.)

7. Как звали старого воробья, живущего в избе Кузьмы, из рассказа «Стальное колечко»? (Сидор.)

8. За что низко поклонился Петя деревьям, шмелям, реке, птицам, рыбам и бобрам в рассказе «Дремучий медведь»? (Защитили Петю и телят от голодного медведя.)

9. Что подарил папа Маши маме в рассказе «Растрепанный воробей»? (Маленький букет цветов из тонкого стекла.)

10. Назовите разбойницу, воровавшую всё, что попадалось на глаза, из рассказа «Растрепанный воробей». (Седая ворона.)

11. Назовите имя растрепанного воробья из рассказа. (Пашка.)

12. В каком спектакле впервые танцевала мама Маши в рассказе «Растрепанный воробей»? («Золушка».)

13. Какой героический поступок совершил жук из рассказа «Похождения жука-носорога» в сражении с немцами? (Жук с налета ударил в глаз немца, стрелявшего в Петра, чем спас ему жизнь.)

14. Запах какой еды, жарившейся на сковороде, так привлек барсука, что он забыл про осторожность и обжег свой нос, в рассказе «Барсучий нос»? (Жареная картошка.)

15. Природное лекарство для обожженного носа барсука из рассказа «Барсучий нос». (Гнилой сосновый пень.)

16. Почему ласточки из рассказа «Сивый мерин», увидев человека на лугах, часами могут за ним летать? (Человек спугивает кузнечиков и жуков, и ласточки кормятся без всякой заботы.)

17. Из чего плетут лески для ловли рыбы местные жители из рассказа «Сивый мерин»? (Из конского волоса.)

18. Почему дед Ларион Малявин из рассказа «Заячьи лапы» так дорожит зайцем? (Заяц спас деда от лесного пожара.)

19. Сколько ребятам понадобилось времени, чтобы выследить рыжего кота, в рассказе «Кот-ворюга»? (Месяц.)

20. Какой приманкой Ленька, сын деревенского сапожника, вытащил кота из-под дома в рассказе «Кот-ворюга»? (Плотицей.)

21. Какой благородный и неожиданный поступок совершил рыжий кот, переставший воровать, в рассказе «Кот-ворюга»? (Негодовал, когда куры влезали на стол и воровали еду с тарелок; отучил кур воровать.)

22. Единственное, что мог сжевать в резиновой лодке Мурзик из рассказа «Резиновая лодка». (Резиновую пробку.)

23. Назовите цветок, который выделяет тепло и защищает растения от холода, из рассказа «Заботливый цветок». (Кипрей.)

24. Что подарил композитор Эдвард Григ маленькой девочке - дочери лесника из рассказа «Корзина с еловыми шишками»? (Музыкальную пьесу по поводу ее восемнадцатилетия.)

25. Назовите кривоногую таксу из Москвы в рассказе «Жильцы старого дома». (Фунтик.)

26. Твердые привычки кота Степана из рассказа «Жильцы старого дома». (По утрам обходить заросший чистотелом сад, гонять воробьев, ловить желтых бабочек-капустниц, точить когти на сгнившей скамье.)

27. Сварливый голенастый петух, которого Фунтик обходил стороной, из рассказа «Жильцы старого дома». (Горлач.)

28. Какими способностями обладала черная курица из рассказа «Жильцы старого дома»? (Летала, как ворона, дралась, по несколько часов могла стоять на крыше и без перерыва кудахтать.)

29. Что так сильно привлекало лягушку, что она могла часами сидеть и приходилось щекотать ее палкой, чтобы очнулась и ушла, в рассказе «Жильцы старого дома»? (Яркий огонь керосиновой лампы.)

30. Каким узором были разрисованы ходики из рассказа «Жильцы старого дома»? (Пышными розанами и трилистниками.)

31. Назовите мастера музыкальной шкатулки из рассказа «Жильцы старого дома». (Гальвестон.)

Читайте также: