Стальной барабан как называется

Обновлено: 16.05.2024

  • Стальной барабан (англ. steelpan) — ударный инструмент с определённой высотой звука. Используется в афрокарибской музыке таких направлений как калипсо и ска. Изобретен в 1930-е гг., некоторые источники считают стальной барабан единственным неэлектронным музыкальным инструментом, изобретенным в XX веке.

Инструмент появился после принятия в Тринидаде и Тобаго закона, запрещающего мембранные барабаны и бамбуковые палки для исполнения музыки. Барабан стали выковывать из стальных бочек (в большом количестве оставшихся на пляжах после окончания второй мировой войны), из листов стали толщиной 0.8 — 1.5 мм. Настройка инструмента заключается в формировании в этом стальном листе областей, по форме напоминающих лепестки, и придания им необходимого звука с помощью молотов. Перенастройка инструмента может потребоваться один-два раза в год.

Связанные понятия

Чаранго (charango) — щипковый струнный музыкальный инструмент из семейства лютневых, распространённый в Андском регионе Латинской Америки. Инструмент обычно имеет 5 сдвоенных струн, хотя есть и другие разновидности. Звукоизвлечение производится плектром. Задняя дека традиционно изготавливается из панциря броненосца.

Шейкер (от англ. shaker — «to shake» — трясти) — название целого ряда ударных музыкальных инструментов (перкуссии), используемых для создания ритмов, а также придания музыке оригинального звучания. Представляет собой закрытую ёмкость из твёрдого материала, частично наполненный мелким сыпучим содержимым (крупный песок, дробь, бисер, зёрна растений и т. п.). Шейкеры имеют разнообразные размеры, форму и вид, могут напоминать барный шейкер для коктейлей, иметь форму шара или яйца и т. п.; в качестве.

Автоа́рфа (англ. autoharp) — струнный щипковый музыкальный инструмент. Имеет аккордовые бруски с демпферами, которые при нажатии глушат все струны, не входящие в желаемый аккорд. Хотя инструмент называется автоарфой, на самом деле это совсем не арфа, а аккордовая цитра.

Дульцимер — струнный инструмент, родственный цитре. Чаще всего имеет 3-4 струны, гриф поделен на лады. Известен примерно с 1900 года, появился в районе Аппалачских гор в Северной Америке.

Гуи́ро (исп. güiro) — латиноамериканский музыкальный инструмент, первоначально изготовлявшийся из плодов горлянкового дерева, известного на Кубе и в Пуэрто-Рико под названием «игуэ́ро» (исп. higüero, лат. Crescentia cujete), с нанесёнными на поверхность засечками. Современные гуиро часто имеют вид металлической трубки с насечками либо деревянной рифлёной дощечки. Играющий на гуиро музыкант (обычно — певец) водит по нему скребком пуа (pua), извлекая характерный стрекочущий звук. Слово «гуиро» происходит.

Гитара Уорра (англ. Warr guitar; или тэп-гитара) — струнный музыкальный инструмент, разработанный Марком Уорром. Выглядит очень похоже на обычную электрогитару, но на ней можно играть тэппингом, как на стике Чепмена, а также пиццикато. Могут применяться и приёмы, традиционные для бас-гитары, такие как «слэп-энд-поп», дабл-тамб (double thumb) и игра плектром (медиатором). Благодаря уникальному расположению креплений для ремня на этом инструменте можно играть, расположив его как вертикально, в традиционном.

Щелевой барабан — ударный музыкальный и сигнальный инструмент, распространённый в азиатской, африканской, северо- и южноамериканской, а также океанийской музыкальных традициях; изготовляется из ствола дерева или бамбука путём проделывания одного или нескольких длинных отверстий на корпусе и выдалбливания либо выжигания сердцевины при необходимости.

Кардан (двойная педаль, double pedal) — двойная педаль для бас-барабана (бас-бочки), элемент барабанной установки.

Музыкальная пила — пила, используемая в качестве музыкального инструмента. По штриху относится к глиссандо; звук, издаваемый ею, напоминает звуки терменвокса.

Прямая бочка — разновидность партий ударных инструментов, когда удар в большой барабан («бочку») звучит на каждую долю. Преимущество прямой бочки в том, что она позволяет придать прыжковой ритмичности композиции (в то время как другие вариации используются в парном танце, или же вообще вне танцевальной музыки).

Пропуск струн (англ. string skipping) — техника игры на гитаре, использующаяся в основном в партиях соло-гитары и сложных риффах рок и хеви-метал-песен.

Подготовленное фортепиано (или препарированное фортепиано) — фортепиано, звук которого создаётся с помощью различных предметов, которые помещаются на или между струнами или же на молоточки; в результате фортепианное звучание совмещается с перкуссионным, создавая особый неповторимый звук. Идея изменить тембр инструмента с помощью помещения различных объектов в дальнейшем была использована и в других инструментах — например, препарированная гитара.

Рага-рок — термин, появившийся во второй половине 60-х годов и призванный обобщить первые результаты экспериментального синтеза рок-музыки и индийской музыкальной культуры. Впоследствии он стал использоваться и в отношении индийских исполнителей, использующих в своем творчестве элементы современной западной музыки. Возникновение термина в 60-х годах было связано прежде всего со стремительным ростом популярности на Западе индийских исполнителей — таких, как Рави Шанкар и Али Акбар Хан (Ali Akbar Khan.

Анкерный стержень — металлический стержень внутри грифа гитары толщиной 4—6 мм. Один конец анкера фиксируется, а на втором располагается регулировочный болт, который регулирует силу анкера и, соответственно, степень прогиба грифа. Анкерный болт может располагаться как у головы, так и у пятки грифа.

Ке́на (кечуа quena-quena) — открытая продольная флейта. Традиционный инструмент индейцев в горных районах Южной Америки (Перу, Боливия, север Чили, север и северо-запад Аргентины, Эквадор, Колумбия, Венесуэла, Гвиана).

Йоухи́кко («смычковое кантеле») (карел. jouhikko, фин. jouhikas) — финский и карельский традиционный смычковый инструмент.

Трес (исп. tres, «три») — разновидность гитары, распространённая на Кубе и в Пуэрто-Рико. Несмотря на общее происхождение и одинаковое название, кубинская и пуэрто-риканская версии треса имеют значительные различия. В ранних версиях трес имел три струны; современный же кубинский вариант треса имеет шесть попарно сгруппированных струн, а пуэрто-риканский — девять, сгруппированных по три. Трес обладает характерным, несколько металлическим звучанием. Играют на нём при помощи плектра, причём играющего.

Пандейру (порт. Pandeiro) — ударный музыкальный инструмент, родственный бубну, используемый в Южной Америке, Португалии и других странах.

Струна́ (от ст.‑слав. строуна — жила) — деталь струнных музыкальных инструментов, служащая первоисточником звуковых колебаний и, соответственно, самого звука. Представляет собой длинный отрезок гибкого материала, находящийся в натянутом состоянии, благодаря чему может свободно колебаться. Струны могут быть «голыми» (состоящими из сплошного куска материала, например из жил или кишок животных, стали, нейлона), а могут иметь сердечник, или керн, из одного материала, обмотанный другим материалом для.

Сон — стиль кубинской музыки, зародившийся на Кубе и получивший известность в мире в начале 1930-х годов. Сон объединяет в себе элементы музыки кампесино (фермеров испанского происхождения) с африканскими ритмами и ударными инструментами (музыкой африканских рабов). Он лежит в основе многих известных стилей афро-кубинской танцевальной музыки. В Нью-Йорке сон смешался с другими музыкальными стилями, что повлияло на создание другого направления музыки: сальса.

Сарод — безладовый струнно-щипковый музыкальный инструмент из семейства лютневых, преимущественно используемый для исполнения индийской классической музыки. Наряду с ситаром, является наиболее популярным и известным музыкальным инструментом в музыке Хиндустани. Характеризуется глубоким, плотным, медитативным звучанием, насыщенным призвуками от симпатических струн (дживари).

Хитирики (яп. 篳篥) — традиционный старинный (VIII в.) духовой японский инструмент, из группы гобоев, широко представленный в классической японской музыке. Несмотря на свою миниатюрность, хитирики воспроизводит насыщенный и громкий звук. Обычно изготавливается из бамбука. Диапазон — одна октава.

Чайна (англ. China cymbal, на сленге — «чайник») — ударный инструмент, вид тарелок. Произошли от гонга.

Мембранофон — музыкальный инструмент, в котором элементом, издающим звук, является натянутая мембрана.

Колокола́ (партитурное обозначение — Campane tubolari, Оркестровые колокола; нем. Röhrenglocken, англ. tubular bell) — ударный инструмент симфонического оркестра (идиофон).

Серпент (фр. serpent — змея) — старинный духовой музыкальный инструмент, предок нескольких современных духовых инструментов. Известен с XVI века. Своё название получил благодаря змеевидной изогнутой форме.

Кахо́н (исп. Cajón — коробка, ящик) — ударный музыкальный инструмент родом из Перу. Представляет собой коробку, выполненную из дерева или других материалов.

Ковбе́лл (Каубе́лл, англ. cowbell — коровий колокольчик) — ударный музыкальный инструмент, принадлежащий к металлическим идиофонам с неопределённой высотой звучания.

Офиклеи́д (фр. ophicléide, от греч. ὄφις «змея» и греч. κλείς «засов, ключ») — медный духовой музыкальный инструмент из семейства клаппенгорнов (бюгельгорнов с клапанами), внешне напоминающий фагот. Ныне вышел из употребления.

Юэцинь (кит. 月琴, пиньинь: Yuèqín) — традиционный китайский струнный щипковый музыкальный инструмент, использующийся как самостоятельно, так и в качестве аккомпанемента в пекинской опере и для танцевальных песен. Также используются названия: Лунная лютня, Лунная гитара, Китайская лютня.

Траутониум — электронный музыкальный инструмент, созданный немецким инженером Фридрихом Тротвейном в 1928 году. Как и в большинстве тогдашних электронных инструментов, в его основе были ламповые генераторы на колебательном контуре.

За́йдеко (англ. zydeco) — музыкальный стиль, зародившийся в начале XX века в юго-западных областях Луизианы среди креольского и каджунского населения. Характерные особенности — обильное синкопирование и быстрый темп.

Экзотика (англ. exotica) — музыкальный жанр, названный в честь одноимённого альбома 1957 года Мартина Денни. Был популярен в 1950-х годах и до середины 1960-х.

Калимба — африканский музыкальный инструмент класса ламеллафонов или щипковых язычковых идиофонов. Распространён в Центральной и Южной Африке и на острове Мадагаскар.

Аккордеоны (от немецкого Akkordeon, от Akkord — «музыкальный аккорд, согласие звуков») — семейство коробчатых музыкальных инструментов сильфонного типа (созданных на основе свободного язычка), также именуемые как концертные ручные гармоники. К этому семейству относятся баян, фисгармония, гармонь, бандонеон. Самым распространённым музыкальным инструментом семейства является клавишный аккордеон.

Суперстра́т (или Супер-страт) — обобщённое название формы электрогитар, характеризующихся тем, что конструктивно они напоминают Fender Stratocaster, но при этом имеют от этого инструмента ряд отличий, в частности это может быть более агрессивный внешний вид, звукосниматели типа «хамбакер» или "сингл", более сложные тремоло-системы (например Floyd Rose), иное количество ладов (22-24) и др. Все эти нюансы позволяют задействовать суперстрат в более широком спектре музыкальных стилей и манер игры, нежели.

Электрофо́ны — класс музыкальных инструментов в системе Хорнбостеля — Закса, в которых для генерации, обработки и воспроизведения звука используются электрические (например, звукосниматель) или электронные (например, генератор звуковых частот) устройства.

Мандола — итальянский струнный щипковый музыкальный инструмент. Упоминания о мандоле встречаются уже в XII—XIII вв.

Ро́дес-пиа́но (часто «Ро́дес», «Фе́ндер-Ро́дес»; англ. Rhodes piano; Fender Rhodes) — электромеханический музыкальный инструмент. Один из знаковых инструментов джаза, поп- и рок-музыки 1960—1970-х годов, сохраняющий популярность до настоящего времени. В отличие от других электрических фортепиано, где источником звука является струна или металлический язычок (англ. reed), источник звука в фортепиано Родеса — металлическая пластина (англ. tine — зубец), подобная камертону.

Dark Electro — музыкальное течение 1990-х годов, зародившееся в центральной Европе. Термин описывал зловещее электронное звучание, характерное для таких групп, как yelworC, Mortal Constraint, Arcana Obscura, Calva Y Nada, Placebo Effect, Tri-state, и впервые был использован в декабре 1992 года в связи с анонсом дебютного альбома группы yelworC 'Brainstorming'. В феврале 1993 года, термин был использован в рецензии на этот альбом.В музыке этого направления прослеживается заметное влияние электронной.

Искусственный флажолет (сокращённо ИФ) — приём игры на музыкальном инструменте, заключающийся в извлечении звука — обертона. Отличие искусственного флажолета от натурального флажолета (который исполняется путём частичного прижатия, касания, открытой струны в точке её деления на 2, 3, 4, 6 и так далее части) в том, что искусственный извлекается не на открытой струне, а уже на укороченной, прижатой пальцем струне.

Музыкальная подвеска (разг. ветерок) — связка мелких предметов, издающих перезвон при дуновении ветра, широко используемая в ландшафтном дизайне, особенно при украшении крылец, веранд, террас, навесов и т. д., примыкающих к дому. Используется и как музыкальный инструмент.

Статья с другим значением: Мелодика (теория музыки)Мело́дика (нем. Melodica) — язычковый музыкальный инструмент семейства гармоник. Подача воздуха на язычки осуществляется путём его выдыхания в мундштучный канал. Управление звуками производят клавиатурой фортепианного типа (26—36 клавиш). По классификации А. Мирека мелодика относится к разновидности губных гармоник с клавиатурой.

Двенадцатиструнная гитара — гитара, имеющая шесть парных рядов струн, настраиваемых в унисон либо в октаву при классическом строе. Несмотря на то, что существуют музыкальные инструменты гитарного семейства с двенадцатью струнами, расположенными в одинарном порядке, термин «двенадцатиструнная гитара» применяется лишь по отношению к гитарам со спаренными струнами.

Гавайская гитара — безладовая электрогитара, которую располагают горизонтально на коленях или подставке. Струны прижимают к грифу при помощи металлического цилиндра. Основной приём звукоизвлечения глиссандо.

Сара́нги (хинди सारंगी sārangī IAST) — индийский струнный смычковый инструмент лютневого типа. По индийской традиции классифицируется как инструмент группы тата-вадья; распространён в практике классического музицирования традиции хиндустани (в северных районах Индии, Пакистане, Непале); имеет также ряд региональных традиционных разновидностей.

Гучжэн (кит. упр. 古筝, пиньинь: guzheng) — традиционный китайский инструмент. Принадлежит к семейству цитры, родственен кото и цисяньцинь. От последнего отличается количеством струн и конструкцией струнодержателя.

Том-том (том) — ударный музыкальный инструмент цилиндрической формы, без подструнника. На том-томах играют барабанными палочками или литавровыми палками, с небольшими твёрдыми головками.

Джамп-блюз (англ. Jump blues) — поджанр блюза, для которого характерны высокая скорость исполнения, малый состав исполнителей и наличие духовых инструментов. Он был очень популярен в 1940-х и стал предвестником таких течений, как ритм-н-блюз и рок-н-ролл. В 1990-х произошло возрождение интереса к джамп-блюзу в рамках такого явления, как свинг-ривайвл.

Ханг, глюкофон, фимба - в чем разница

Ханг, глюкофон, фимба - в чем разница

В последние годы глюкофон обрел большую популярность – людей, играющих на этом перкуссионном инструменте, можно встретить в любом городе. Чарующие и успокаивающие звуки, который воспроизводит глюкофон, моментально притягивают к себе внимание, и музыкант тотчас же обретает слушателей. На этом лепестковом барабане может играть каждый, даже не знакомый с музыкальной грамотой человек, ведь глюкофон настроен таким образом, что на нем невозможно сфальшифить.

Сегодня существует много подобных инструментов, имеющих разные названия. Ханг, глюкофон, фимба – в чем разница между ними и с какого из них лучше начать? В этой статье мы постараемся осветить особенности каждого названного инструмента.

Отличия глюкофона и ханга

глюкофон и ханг отличия

Глюкофон появился не так давно, и, разумеется, он не был абсолютным новшеством. Металлические перкуссионные инструменты производились с древности – колокола, индийские чаши, гонги, - все они дальние родственники глюкофона. В начале 20 века появился на свет популярный инструмент – металлический барабан, а в начале 21 века он был усовершенствован одной швейцарской компанией. Теперь рабочие плоскости инструмента стали более изящными и монолитными, а тембр звучания – чище.

На основе этого металлического барабана появился еще один ударный инструмент – ханг, история создания которого началась примерно в это же время. Думается, что именно он стал ближним родственником глюкофона, ведь он имеет похожий внешний вид, строй и способ игры.

Ханг, в отличие от глюкофона, более изящный

Производство ханга довольно затратно, поэтому умельцы по всему миру стали экспериментировать с формами этого инструмента, чтобы снизить затраты. Именно так и появился глюкофон, первые модели которого вырезали из газовых баллонов.

Что такое глюкофон

Музыкальный инструмент глюкофон – это стальной барабан, звуки которого обладают успокаивающим эффектом. Играют на глюкофоне с помощью пальцев и палочек.

Ханг похож на перевернутую тарелку, а глюкофон более округлый – будто две тарелки скрепили между собой. На верхней чаше глюкофона прорезаны лепестки, имеющие различную тональность. Нижняя часть имеет отверстие для выхода звука. В отличии от глюкофона, ханг не имеет выраженных прорезей корпуса, и выглядит более монолитным, а его звучание ощущается более звонким.

Разница в звуке ханга и глюкофона довольно заметная. Ханг имеет более звонкое звучание, больше всего похожее на тембр металлических барабанов. Глюкофон звучит менее ярко, зато его тембр можно назвать более медитативным, обволакивающим и округлым. Техника игры при этом примерно одинаковая, и в вопросе, с какого барабана начать, нужно ориентироваться на свои предпочтения в звуке и бюджет.

Разумеется, эти инструменты серьезно отличаются по цене – ханг стоит гораздо дороже.

Hang Drum (Ханг Драм) - музыкальный инструмент, разработанный в Швейцарии 2000 году Феликсом Ронером (компания PANArt). Название переводится как ручной барабан.

Фимбо и глюкофон – в чем разница

Фимбо - брендированный глюкофон

Фимбо и глюкофон имеют минимальные отличия. По сути, это один и тот же инструмент, но производитель Фимбо заявляет, что им удалось добиться такого качества производства, что их продукцию можно выделить под отдельным названием. Таким образом, фимбо - это брендирование инструмента глюкофона.

Фимбо и глюкофон не отличаются принципом работы и требуют одинаковой техники игры. Что ж, мы можем порекомендовать послушать оба инструмента перед покупкой и решить, какой из них вам ближе.

Барабан

Музыкальный инструмент барабан

Барабан – один из самых популярных и одновременно самых древних музыкальных инструментов. Простота использования, удобная форма, богатство звуков – все это помогает ему оставаться востребованным последние несколько тысяч лет.

Что такое барабан

Барабан относится к группе ударных музыкальных инструментов. Среди множества разновидностей наиболее известен мембранный барабан, имеющий плотный металлический или деревянный корпус, обтянутый сверху мембраной (кожаной, пластиковой).

Музыкальный инструмент барабан

Звукоизвлечение происходит после удара по мембране специальными палочками. Некоторые музыканты предпочитают удары руками. Для богатой палитры звуков несколько моделей разного размера, тональности собирают вместе – так образуется барабанная установка.

На сегодняшний день существуют самые разнообразные модели, отличающиеся формой, размерами, звучанием. Известны конструкции, имеющие форму песочных часов, а также барабаны-гиганты, размерами около 2 метров в диаметре.

Инструмент не имеет определенной высоты, его звуки записывают единой линией, отмечая ритм. Барабанная дробь отлично подчеркивает ритм музыкального произведения. Малые модели издают звуки сухие, отчетливые, звучание больших барабанов напоминает раскаты грома.

Строение барабана

Устройство инструмента нехитрое, он состоит из следующих элементов:

  • Корпус. Изготовлен из металла или дерева. Лист, образующий корпус, замыкается в круг, внутри являясь полым. Верхняя часть корпуса оснащена ободом, закрепляющим мембрану. По бокам располагаются болты, служащие для натяжения мембраны.
  • Мембрана. Натягивается на корпус как сверху, так и снизу. Материалом для современных мембран служит пластик. Ранее в качестве мембраны использовали кожу, шкуры животных. Верхняя мембрана называется ударным пластиком, нижняя – резонансным. Чем больше натяжение мембраны – тем громче звук.
  • Палочки. Являются неотъемлемой частью барабана, так как отвечают за звукоизвлечение. Материал изготовления – дерево, алюминий, полиуретан. От толщины, материала, размера палочек зависит то, как будет звучать инструмент. Часть производителей маркирует палочки, указывая на их принадлежность: к джазу, року, оркестровой музыке. Профессиональные исполнители отдают предпочтение палочкам, сделанным из дерева.

Устройство барабана

История

Кем и когда были изобретены древние барабаны, остается загадкой. Старейший экземпляр датируется VI веком до нашей эры. Интересный факт – инструмент был распространен по всему миру. Каждая народность имела свой барабан, слегка отличающийся размерами или внешним видом. Среди активных почитателей инструмента – народы Южной Америки, Африки, Индии. В Европу мода на барабанную игру пришла гораздо позже – примерно в XVI веке.

Первоначально громкие барабанные звуки использовались для подачи сигнала. Затем их начали применять там, где требовалось четкое соблюдение ритма: на суднах с гребцами, в ритуальных танцах, обрядах, военных действиях. Японцы использовали барабанный рокот, чтобы навести панику на противника. Японский солдат держал инструмент за спиной, в то время, как по нему яростно колотили два других сослуживца.

Европейцы открыли инструмент благодаря туркам. Первоначально его использовали в армии: существовали специально разработанные комбинации сигналов, означающие наступление, отступление, начало построения.

Древний барабан

Одна из древних моделей инструмента

Русские воины начали использовать барабаноподобные конструкции в период правления Ивана Грозного. Взятие Казани сопровождалось звуками накров – медных больших котлов, обтянутых сверху кожей. Правитель Борис Годунов, предпочитавший иностранных наемников, перенял у них обычай воевать с барабанами, походившими на современные модели. При Петре Великом любое воинское подразделение включало сотню барабанщиков. В начале ХХ века инструмент исчез из армии. Его триумфальное возвращение произошло с приходом к власти коммунистов: барабан стал символом пионерского движения.

Сегодня большой, малый барабаны являются частью симфонического оркестра. Инструмент исполняет аккомпанирующие, солирующие партии. Он незаменим на эстраде: активно используется музыкантами, выступающими в стиле рок, джаз, без него не обходится выступление военных ансамблей.

Новинка последних лет – электронные модели. Музыкант с помощью них виртуозно совмещает акустические и электронные звуки.

Виды барабанов

Виды барабанов разделяют по следующим классифицирующим признакам:

По стране происхождения

Инструмент встречается на всех континентах, слегка отличаясь внешним видом, габаритами, методами игры:

  1. Африканские. Являются сакральным предметом, принимают участие в религиозных церемониях, обрядах. Дополнительно используются для подачи сигналов. Разновидности африканских барабанов – бата, джембе, ашико, кпанлого и прочие.
  2. Латиноамериканские. Атабаке, куика, конга – завезены чернокожими рабами. Тепонацтль – местное изобретение, изготавливался из цельного куска древесины. Тимбалес – кубинский инструмент.
  3. Японские. Название японских видов – тайко (что означает «большой барабан»). Группа «бе-дайко» обладает особым строением: мембрана намертво зафиксирована, без возможности настройки. Группа инструментов «симэ-дайко» позволяет регулировать мембрану.
  4. Китайские. Баньгу – деревянный, односторонний инструмент небольших размеров с корпусом конусообразной формы. Пайгу – разновидность литавр, зафиксированных на стационарной подставке.
  5. Индийские. Табла (парные барабаны), мриданга (ритуальный односторонний барабан).
  6. Кавказские. Дхол, нагара (используются армянами, азербайджанцами), дарбука (турецкая разновидность).

По типам

Типы барабанов, составляющие основу современных оркестров:

  1. Большой. Двусторонний, редко – односторонний инструмент, обладающий низким, сильным, глуховатым звучанием. Используется для одиночных ударов, подчеркивающих звучание основных инструментов.
  2. Малый. Двухмембранный, с расположенными вдоль нижней мембраны струнами, придающими звуку особый оттенок. Струны можно отключить, если звук требуется четкий, без дополнительного послезвучия. Используется для выбивания дроби. Ударять можно не только мембрану, но и бить по ободу.
  3. Том-том. Модель, имеющая форму цилиндра, происходящая напрямую от коренных жителей Америки, Азии. В ХХ веке вошел в состав ударной установки. . Медные котлы с натянутой поверху мембраной. Имеют определенную высоту звука, которую исполнитель легко может поменять во время игры.

По форме

По форме корпусов барабаны бывают:

Изготовление

Каждая деталь барабана требует внимания, поэтому некоторые умельцы занимаются ручным изготовлением инструмента. Но профессиональные музыканты предпочитают модели промышленного производства.

Материалы, используемые для изготовления корпуса:

  • Некоторые виды стали,
  • Бронза,
  • Пластик,
  • Дерево (клен, липа, береза, дуб).

От выбранного материала напрямую зависит звучание будущей модели.

Когда корпус готов, принимаются за изготовление металлической фурнитуры: обруча, крепящего мембрану, болтов, замков, креплений. Характеристики инструмента значительно ухудшаются, если он снабжен большим количеством отверстий, дополнительных деталей. Признанные производители предлагают особую систему креплений, позволяющих сохранить целостность корпуса.

Настройка барабанов

Настройки требует любая разновидность инструмента: имеющая определенную высоту звучания (литавры, рототом) и не имеющая ее (том-том, малый, большой).

Настраивание происходит путем натяжки или ослабления мембраны. Для этого на корпусе имеются специальные болты. Слишком сильное натяжение делает звук слишком громким, слабое – лишает его выразительности. Важно найти «золотую середину».

Малый барабан, оснащенный струнами, требует отдельно настройки нижней мембраны.

Игра на барабанах

Использование

Инструмент хорош как в составе ансамбля, так и в исполнении солирующих партий. Музыкант самостоятельно выбирает, использовать при игре палочки или ударять по мембране руками. Игра руками считается верхом профессионализма, доступна не каждому исполнителю.

В оркестрах барабану отводят важную роль: он считается начальной точкой, задает ритм мелодии. Он прекрасно сочетается с другими музыкальными инструментами, дополняет их. Без него немыслимы выступления военных оркестров, рок-музыкантов, этот инструмент обязательно присутствует на парадах, молодежных слетах, торжественных мероприятиях.

Значение слова «барабан»


2. Деталь различных машин и механизмов в виде цилиндра, обычно полого. Барабан лебедки. Барабан револьвера.

3. Архит. Цилиндрическая или многогранная верхняя часть здания, поддерживающая купол.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Бараба́н (вероятно, слово тюркского происхождения) — музыкальный инструмент из семейства ударных.

Распространён у большинства народов, используется в составе многих музыкальных ансамблей. Исполнитель на барабане — барабанщик.

Типичным представителем является мембранный барабан, состоящий из полого корпуса-резонатора определённой формы или рамы, на которую натянута кожаная или пластиковая мембрана. Её натяжением регулируется относительная высота звука. Корпус барабана производится из дерева, металла (стали, латуни), акрилового пластика или даже глины.

Звук извлекают ударом по мембране деревянной колотушкой с мягким наконечником, палочкой, щётками, руками, а иногда и трением. Для использования нескольких инструментов одновременно барабаны собираются в ударную установку.

БАРАБА'Н, а, м. 1. Ударный музыкальный инструмент в виде широкого цилиндра, с обеих сторон обтянутого кожей. Бить в б. 2. Полый цилиндр в различных машинах и механизмах (тех.). Б. молотилки. 3. Цилиндрическая или многогранная часть здания, поддерживающая купол (архит.). 4. Внутренняя полость среднего уха (анат.).

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

бараба́н

1. муз. ударный музыкальный инструмент ◆ Затем Суньцзы лично взял в руки палочки и ударил в барабан, отдавая приказания три раза и объясняя их пять раз. ◆ Деревянная группа: кларнет, фагот, флейта. Ударные: барабан. Владислав Быков, Ольга Деркач, «Книга века», 2000 г. (цитата из НКРЯ)

2. перен. собир. звук (звуки), издаваемый (издаваемые) барабаном 1 ◆ Барабан то и дело сменяется в ней паузой, пауза — барабаном. К. И. Чуковский, О Власе Дорошевиче, (Эпитафия) // «Свобода и жизнь», 1906 г. (цитата из НКРЯ)

3. техн. крупная деталь цилиндрической формы, часто контейнер или ёмкость ◆ Поскольку тормозной барабан снят, необходимо очистить колёсные тормозные механизмы от пыли и продуктов износа колодок. ◆ Дистанционный пульт включает вращение барабана лебёдки только при включённой блокировке обратного тормоза. ◆ Когда подходит время, стопор программного барабана выключается, и барабан под действием груза начинает вращаться. ◆ Молотильный барабан сделан был деревянный с берёзовыми кулаками, обитыми железными толстыми полосами, под барабаном была веялка, с деревянными гладкими дощатыми скатами, откуда зерно скатывалось вниз, просевалось и падало в три отделения: самое тяжёлое, среднее и лёгкое, или азатки. А. П. Беляев, Из воспоминаний, 1880 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Барабан, совершая быстрое вращательное движение, просеивает чай, причём сквозь первые сектора проходят наиболее мелкие и ценные его части; чем дальше к выходному отверстию барабана, тем крупнее становятся деления, тем грубее выходят просеивающиеся чаинки. И. Э. Бабель, «В Чакве», Статьи в газете „Заря Востока“, 1922 г. (цитата из Библиотеки Максима Мошкова) ◆ [Серафима Ильинична, жен] Вынимает из кармана револьвер. Вставляет в барабан патроны. Садится за стол. Н. Р. Эрдман, «Самоубийца», 1924 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Повёрнутый на 20 градусов барабан стиральной машины, по мнению дизайнеров, делает более удобной загрузку и выгрузку белья. «Беременная машина» // «Эксперт: Вещь», 23 июля 2001 г. (цитата из НКРЯ)

4. архит. цилиндрическая или многогранная верхняя часть здания, характерная для купольных церквей и мечетей, опирающаяся на своды, служащая основанием купола и обычно прорезанная окнами ◆ Барабан украшен столбиками, пролёты между столбиками застеклены. С. Н. Забелин, «Русские церкви в Европе», 1999 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Барабан под нависающим плоским куполом охвачен тесным кольцом приземистых полуколонн, разделённых только щелями окон. С. А. Еремеева, Лекции по русскому искусству, 2000 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Деревянный купол 20,44 м в диаметре покоится на высоком барабане, прорезанном шестнадцатью окнами; барабан стоит на четырёх пилонах и двенадцати колоннах, окружающих скалу. архимандрит Августин (Никитин), «Святыня трёх религий» // «Альфа и Омега», 2001 г. (цитата из НКРЯ)

Ханг –инструмент с космическим звучанием

Возможно, кто-то впервые слышит о таком инструменте, как ханг, а кто-то не только слышал, но и видел, и даже пробовал играть на нем. Ханг – перкуссионный ударный инструмент, на котором играют руками, извлекая завораживающе-космическую музыку. Недаром «hang» в переводе с бернского диалекта означает «рука».

9.jpg

История создания

Ханг - довольно молодой инструмент, история которого насчитывает всего 20 с небольшим лет, но которой всё больше и больше набирает популярность. Если быть точнее, то появился он в 2000 году благодаря Сабине Шерер и Феликсу Ронеру. Именно они изобрели ханг, который по их задумке должен был заменить целый оркестр, но при этом быть простым в изготовлении и освоении.

Ханг изготавливался только вручную и задумывался как инструмент не для широкого круга людей. Изначально ханг использовали только в определенных кругах, занимавшихся различными духовными практиками, но он значительно расширил круг своих почитателей, в который входили профессиональные музыканты и инструменталисты.

Столкнувшись с таким бешеным спросом на инструмент, его создатели организовали в 2003 году швейцарскую компанию PANArt Hangbau AG и прекратили массовое производство ханга. С этого момента нельзя было просто купить ханг в магазине, нужно было написать письмо компании-производителю, в котором требовалось подробно рассказать о себе и обосновать, для чего вам нужен этот инструмент, нужно было убедить мастеров изготовить для вас ханг. Писем было много, и также много оставались без ответа или получали отказ.

Что это было? Маркетинговый ход и искусственный ажиотаж? Нет. Производители инструмента аргументировали данное решение тем, что создали ханг в первую очередь для духовных практик, самопознания, самоисцеления, а не для массового использования как обычного ударного инструмента. Таким образом, ханг был инструментом дорогим и дефицитным, который на протяжении почти десяти лет изготавливался только компанией PANArt Hangbau AG в составе двух человек. В 2012 году компания заявила о прекращении производства ханга и более заказы не принимала. Однако, в 2013 году она же презентовала новый музыкальный инструмент – Gubal, который внешне напоминал ханг, но имел совершенно другое звучание, а также возможность самостоятельной настройки в диапазоне 40-10 000 Гц.

В России о ханге услышали и увидели его в сети Интернет, а услышали в живую лишь в 2008 году на выступлении израильского музыканта Тимура Хакимы. И уже с 2010 года в России периодически проводятся музыкальные фестивали, такие как «Moscow Hang Out’s» и «Hung drum UFO», где можно послушать исполнителей, играющих на ханге.

16.jpg

В настоящее время слово hang является запатентованным товарным знаком. Но по всему миру можно найти мастеров, изготавливающих так называемые хэндпаны (HandPan), что можно перевести как «ручная кастрюля». Это аналоги ханга, которые нельзя так называть. Ну, вы поняли. В России такие мастера тоже есть. Сегодня существуют более 20 прототипов ханга, которые могут называться Spacedrum, Caisa, Instrumento ARTesanal, SunPan и т.д. Внешне они очень похожи, но звучание каждого инструмента уникально.

13.jpg

Устройство и звучание

Внешне ханг очень напоминает летающую тарелку в том виде, в котором нам ее преподносит кинематограф. На самом же деле инструмент состоит их двух полых металлических полушарий из азотированной стали, скрепленных между собой. Верхняя часть ханга называется Динг (ding), нижняя – Гу (gu). На верхней полусфере находится тональный круг – Дум (dum), состоящий из семи или восьми круговых углублений с круглым углублением в центре (dempl). От места прикосновения к инструменту зависит нота извлекаемого звука.

Тональный круг формируется специальными молоточками по особой технологии, которая похожа на технологию настройки стилпанов. После настройки ханг может сохранять свое звучание и не требует дальнейшей подстройки. Второе поколение ханга и интегральный ханг еще дольше сохраняют настройку, чем модели первого поколения. Но учтите, что при повреждении инструмента через сильный удар или падение, тональный круг может потерять настройку. Самостоятельно восстановить настройку очень сложно, но возможно, если повреждения не слишком велики. Для этого наносят удары маленьким молоточком по внешней поверхности и через отверстие Гу по внутренней стороне корпуса. Нельзя разбирать ханг на две части ни в коем случае.

3.jpg

Нижняя полусфера имеет резонаторное отверстие диаметром 10-12 см, с помощью которого также можно извлекать звуки, как это делается на африканском инструменте уду.

2.jpg

При создании ханга его поверхность азотируют, создавая тончайшее покрытие, которое предотвращает окисление стали, а значит защищает от ржавчины. На завершающем этапе ханг покрывают тонким слоем олифы. Ханги второго поколения и интегральный имеют еще и латунное покрытие, которое наносится латунной щёткой и «вживляется» во внешнюю поверхность ханга методом прокаливания в печи.

Существуют вариации ханга, отличающиеся тональностями и конструктивными особенностями. Например, ханг второго поколения имеет кольцо в месте стыка полусфер, покрытие из латуни, а звук более низкий и глухой. Гуду ханг (gudu hang) имеет два резонаторных отверстия и заглушку для одного из них. Integral hang имеет более жесткую и прочную поверхность, а его нижняя сфера имеет немного сдавленную форму.

12.png

Представьте себе звучание гонгов, тибетских чаш, колокольчиков, других каких-то этнических инструментов. Сливаясь, они будут напоминать звучание ханга. Когда звучит ханг, кажется невероятным, что звук исходит только от одного инструмента, сочетая в себе различные тона и полутона, музыкальные акценты. Звучание ханга отлично подходит для медитации, релаксации. В его чарующих звуках каждый может найти что-то для себя: поможет настроиться, взбодриться, расслабиться, отвлечься от чего-то и т.д.

15.jpg

Ханг часто используют на сеансах звукотерапии, призванных исцелить разум, душу и тело. Его звучание помогает снять напряжение, избавиться от тревожного состояния, обрести гармонию, прийти к самопознанию и даже снять болевые ощущения в мышцах, голове и т.д.

Техника игры

Для игры на этом инструменте не нужно ничего, кроме рук. Звуки извлекаются за счет прикосновений, скольжений и постукиваний подушечками пальцев, ладонями, запястьями, кулаками, ногтями, в целом кистями рук, за счет чего достигается разная тембровая окраска звучания инструмента.

14.jpg

Расположение ханга зависит от его разновидности: горизонтально на коленях или какой-то поверхности перед музыкантом, вертикально и т.д.

7.jpg

Чтобы начать играть на ханге, не нужно иметь музыкально образования или каких-то особых умений, владеть нотной грамотной и быть «просветленным» человеком. Тут на первый план выходят ощущения, умения раствориться в звуках, довериться инструменту, почувствовать его.

Как выбрать

Перед покупкой ханг обязательно нужно протестировать. Мы понимаем, что покупать вы его будете скорее всего в интернете, но проверка нужна обязательно. Звучание ханга должно обязательно откликнуться вам, иначе зачем он вам? Если только для интерьера. И всё же,как найти свой ханг?

Ответьте себе на вопрос: зачем он вам?

Поиграйте на чужом инструменте, чтобы понять, нужен ли вам свой ханг.

Оцените внешний вид инструмента: отсутствие царапин, вмятин, коррозии, щелей.

Поиграйте. Звук должен вас устраивать на 100%.

Не экономьте: дешевый инструмент будет звучать дешево, это не тот случай, когда стоит сэкономить.

Считается, что настроенный при изготовлении ханг в дальнейшей подстройке не нуждается. Однако, оседающие пыль, грязь и возможные повреждения инструмента сказываются на его звучании, поэтому рекомендуется его хотя бы раз в год чистить и бережно обращаться.

17.jpeg

Основная идея создания ханга – важнее чувствовать музыку, чем уметь технично владеть инструментом. Поэтому экспериментируйте и наслаждайтесь звуком!

Читайте также: