Стальной или алюминиевый винт

Обновлено: 17.05.2024

Здравствуйте всем, хочу разьяснения в чём прелесть стального винта от алюминевого , все кто ходил на стальном аж ссуться от ходьбы на нём , вот и я задумался и какой лучше поставить ( шаг) ямаха 40 , лодка крым, восновном для рыбалки, хожу далеко , если есть тема подскажите .

Саня С

капитан 1-го ранга

Если на море или большой и чистый водоем то лучше стальной
ну а ля наших рек, озер и прудов дюраль.
винт дешевле редуктора.

Рудольф

Я тут намедни решил масло в редукторе поменять и обнаружил,что погнут вал.Немного ,но неприятно.винты использовал только алюминий.С нержей наверно ещё хуже было-бы!

viktor 67

матрос

Пользовался нерж.винтом на предыдущей лодке ( Южанка 2, Меркурий 50, 4т.)
Шаг 15. Лодка на глиссер вылетала за 5 секунд. Максимальная скорость 54 км.
Но плавать нужно только по тем местам, которые хорошо знаешь. Любой предмет, который попадает на скорости под стальной винт, пытается прикончить редуктор. Да и цена на нерж.винт будет на 150% дороже алюминия. Поэтому рекомендовал бы присмотреться к винтам Мичиган (серия Вортекс). По качеству лучше Солоса, но и цена винта с втулкой дороже Солоса процентов на 40. Шаг винта подбирай опытным путем, от перекрута спасает увеличение шага. Каждый шаг +1 это минус 200 об\мин. ну и -1 это +200 об\мин. И смотри на тахометр. Исходя из твоей лодки и мотора смело можно брать шаг 14, диаметр 10 3\8.
.

По винтам могу сказать одно если нет опыта и знания форватера то алюминий, если уже профи- однозначно нерж. По поводу убийсва редуктора любым винтом можно убить все зависит от скорости,предмета препятствия,как не странно вперед или назад работает редуктор(назад вал гнет на раз -два).устройства самого редуктора и устройства защитного демпфера самого винта.

Олег 454

Здравствуйте , сейчас стоит 15 алюминий , ну вот и хочу такой же но только сталь или шагом меньше , думаете не повезёт

Хочу спросить ямаха 40 2-х тактник 2013 г, выпуска под дистанцию .от машинки отходят 3-и провода это под гидро подьём или что то другое .

Винт сталь или алюминий

Выбор оптимального гребного винта

Вспоминая первый год моих занятий гонками на катерах, я просто поражаюсь своей наивности. Хотя перед тем я провел много времени, изучая всякие мелочи в конструкции лодки, я попросту упустил из виду три важнейших момента, которые влияют на характеристики любой лодки — минимум веса, максимум возможной мощности и наиболее подходящий винт.

Хотя с той поры конструкции лодок и моторов невероятно улучшились, но важность этих трех элементов абсолютно не изменилась.

Владельцы семейных лодок, скорее всего, не будут перестраивать вновь купленную лодку для ее облегчения и покупать дорогой лодочный мотор, чтобы добавить скорости. Однако каждый из них вполне может заменить гребной винт — на более подходящий.

Давайте посмотрим, как же правильно выбрать и применять гребной винт для улучшения характеристик современной прогулочной лодки.

Терминалогия

Чтобы выбрать подходящий гребной винт, сначала нужно познакомиться с терминами. На самом деле в терминологии ничего сложного нет, да и как же будет здорово козырнуть в компании приятелей словечком «отношение диаметра к площади»!

Размеры гребного винта определяют двумя цифрами. Первая — диаметр. Если у винта две или четыре лопасти, то достаточно просто измерить расстояние между кончиками противостоящих лопастей.

Если у винта три или пять лопастей, то следует замерить расстояние от центра втулки до кончика любой лопасти и умножить это число на два.

Вторая цифра — шаг, т.е. теоретическое расстояние (в принятых единицах — см или дюймах), на которое винт продвинется за один полный оборот.

Итак, если имеется винт диаметром 35 см и шагом 53 см, то конфигурацию винта записывают как «35×53». Центральную часть гребного винта называют «втулка». Втулка служит для центровки винта на приводном валу.

У винтов, через которые двигатель выбрасывает выхлопные газы, как это принято в большинстве современных подвесных моторов и кормовых приводов, вокруг втулки имеется обойма, к которой и крепятся лопасти.

Как работают гребные винты?

Лопасти винта толкают воду в одном направлении, а лодка движется в противоположном направлении («каждому действию имеется равно и противоположно направленное противодействие»).

Вращаясь и толкая воду назад, лопасти гребного винта также создают разрежение на передней поверхности каждой лопасти. Это разрежение столь сильно, что на это поверхности начинают взрываться пузырьки воздуха, которые обдирают краску с винта.

Это происходит при вовлечении воздуха в процесс в форме кавитации или вентиляции. Не все понимают разницу между кавитацией и вентиляцией.

Вентиляция возникает, когда пузырьки воздуха от дна или транца лодки начинают поступать к винту и окружают его. То же случится, когда винт захватывает кончиками лопастей воздух с поверхности.

Кавитация возникает, когда гребной винт крутится сам по себе (наподобие пробуксовывания колес машины в грязи) и создает воздушные пузырьки на передней поверхности лопастей.

Безошибочный признак вентиляции и кавитации — резкое возрастание скорости вращения гребного винта. Для устранения этого явления следует уменьшить обороты двигателя, пока винт не войдет в соприкосновение с водой.

На что влияет форма лопасти винта?

Лопасти могут иметь самую разнообразную форму. Наиболее распространены лопасти типа «круглое ухо» и эллиптические. Такие гребные винты обеспечивают оптимальное соотношение тяги и скорости.

Лопасти других винтов сужаются к кончикам. Это уменьшает трение и, обычно такие лопасти ставят на винты скоростных судов.

Есть и такие винты, у которых имеется наклеп на хвостовой кромке лопастей. Эти узкие полоски наклепа помогают отсечь воду от лопасти, что улучшает тягу и повышает сцепление с водой для уменьшения проскальзывания (количество неэффективного вращения винта, измеряемое в процентах).

К примеру, гребной винт с шагом 63 см сделав четыре полных оборота, теоретически должен будет продвинуть лодку на 256 см. На практике же, он сможет продвинуть лодку всего на 228 см. Проскальзывание в таком случае составит 10%.

Если лопасть отходит прямо от втулки, или даже если перпендикулярно к ней, то такой гребной винт имеет нулевой гребок. Лопасти с нулевым гребком обеспечивают оптимальный подъем носа лодки, который никак не хочет подниматься при глиссировании.

Если лопасть наклонена к хвостовой кромке винта, то это и есть гребок. Если лопасть наклонена в обратную сторону, то говорят, что винт имеет сильный гребок.

Такой гребок измеряют в градусах и, как правило, чем больше гребок, тем больше подъем нос лодки.

Серповидные или полусерповидные винты можно узнать по прямой выходной кромке лопастей. Такая форма предотвращает засасывание воды, и кончики лопастей не захватывают воздух с поверхности, не допуская вентиляции.

Пониженное сопротивление движению приповерхностных винтов позволяет при той же установленной мощности достигать более высокой скорости вращения.

Винты, лопасти которых закручены в направлении вращения, называются косыми. Такая форма идеально подходит для движения в заросших водоемах, поскольку такие лопасти не склонны накручивать водоросли.

Латунные, алюминиевые или стальные гребные винты

Первоначально гребные винты делали из латуни, но и сегодня их используют в сотнях разных размеров для применения самых различных судах со стационарными моторами.

За последние несколько лет приобрели популярность винты из латуни с упрочняющей добавкой никеля. Такой материал называют Нибрал. Следует иметь в виду, что гребные винты для стационарных моторов весьма специфичны, и в разгар сезона их подобрать весьма непросто.

Для подвесных моторов и кормовых приводов производители обычно используют алюминиевые винты, поскольку они дешевле, быстрее (латунных) и легче. Последние достижения в технологии, усовершенствование конструкции и производства винтов из алюминия дали такие превосходные результаты, что их характеристики ни в чем не уступают их цене. Именно поэтому на большинстве небольших лодок установлены такие винты из алюминия.

Винты из полированной нержавеющей стали — лучший выбор, когда, прежде всего, нужны прочность и эффективность. Поскольку стальные винты в семь раз прочнее алюминиевых, то изготовители могут делать винты значительно тоньше без ущерба для их прочности и жесткости.

К несчастью, если Ваша лодка несет мощный гоночный винт с несъемной втулкой, то винт из стали может выдержать удар о подводное препятствие, но этот же удар может разнести редуктор.

В этом причина широкого внедрения пластиковых втулок, которые при ударе или заклинивании винта прокрутятся или срежутся, как это происходит с алюминиевыми втулками.

Распространены два типа стальных винтов: полированные и шлифованные (менее полированные). Несмотря на распространенное мнение, полировка винта не имеет отношения к его характеристикам. В количественном отношении стальные винты примерно вдвое превосходят винты алюминиевые.

Наиболее современные винты делают из композитных материалов. Благодаря достижениям химии, нейлоновые и углеродные волокна широко применяются в судостроении.

Кроме повышенной, относительно алюминия, прочности, — винты из композитных материалов не подвержены коррозии, а потому поставляются с пожизненной гарантией на втулку или даже со сменными лопастями. По цене они очень близки к алюминиевым винтам.

Сколько нужно лопастей на гребном винте?

Мне часто задают вопрос «Для чего нужен винт с тремя, четырьмя лопастями?» Хотя четкого правила нет, но аналогия поможет упростить и понять.

По мере увеличения размера лопасти или увеличением количества лопастей, увеличивается так называемое отношение диаметра к площади. Хотя увеличение площади лопастей увеличивает площадь действия сил, толкающих судно, но увеличивается и трение.

Вообразите широкие колеса автомобиля, и сравнение будет полным. Чтобы уменьшить трение, создаваемое лопастями, лопастей должно быть меньше (но не меньше двух, разумеется).

В последние годы существенно возросла мощность лодочных моторов, а конструкторы корпусов современных лодок нашли новые методы уменьшения трения смачиваемой поверхности за счет использования облегченных и композитных материалов, а также придания «ступенчатой» формы днищу лодки.

В итоге стало возможным применение четырех лопастных винтов.

Если судно и установленный лодочный мотор способны работать с четырех лопастным гребным винтом, то станут доступными еще несколько полезных достоинств. У четырех лопастного винта количество противостоящих лопастей равно, что делает его работу ровной, позволяет быстрее разгоняться с холостого хода, уменьшает минимальную скорость выхода лодки на глиссирование, и даже экономит топливо при движении на крейсерском (экономичном) ходе.

Некоторые водномоторники переходят на четырех лопастные гребные винты только из-за одного этого. Следует помнить, что максимальная скорость судна в общем случае не возрастет, а иногда даже слегка уменьшится.

В общем, по моему опыту, вывод относительно количества лопастей можно сделать такой: суда длиной более 7 метров вроде легких круизных яхт в общем случае ведут себя лучше с четырех лопастными гребными винтами.

Во всех других случаях — берегите свой трехлопастной винт, и Вы сбережет деньги.

Многие покупатели новых лодок или подвесных моторов уверены, что производитель сразу же ставит наиболее подходящий гребной винт.

К сожалению, это далеко не всегда верно. Когда мы покупаем автомобиль, то покрышки на нем изготовитель автомобиля ставит такие, какие подходят для среднего подобного автомобиля в обычной дорожной обстановке.

Производители лодок, разумеется, не имеют представления о том, как Вы предполагаете использовать купленное плавсредство. Поэтому нет никакой гарантии, что комплектный гребной винт лодки подойдет к любому ее применению, которое Вам может потребоваться.

Некоторые винты одинакового размера ведут себя по-разному, тогда как разные винты разных размеров могут давать одинаковые результаты. Отсюда первый вывод из проведенных тестов.

Чтобы подобрать наиболее подходящий винт, нужно попробовать разные винты!

Можно также заметить, что один гребной винт может иметь преимущества в одной области, но проигрывать в другой. Возможно, это наиболее существенный вывод, который основывается на практическом опыте.

Так что, выбирая винт, решение следует принимать по наиболее важным для Вас характеристикам винта. Анализируя характеристики, следует иметь в виду, что у разных винтов лопасти разной формы. Можно выбрать винт, эффективно создающий подъем носа лодки, прежде всего винты для рыбацких лодок, а можно выбрать винт для прогулочных катеров, которые, прежде всего, создают оптимальную тягу.

Ремонт алюминиевого винта или покупка бывшего в употреблении винта — это плохое вложение денег, поскольку при ремонте винт нужно сначала накалить. Нагрев меняет молекулярную структуру материала, резко его ослабляя.

Даже если Вы всего лишь спрямляете зазубрины или обрезаете лопасти, то Вы тем самым меняете их форму (вместе с характеристиками всего винта).

Винты из нержавеющей стали, с другой стороны, равно как и винты из композитных материалов, можно надежно ремонтировать, так что им вполне можно вернуть первоначальные характеристики. А можно просто сменить лопасти как на винтах Turning Point.

И есть еще один важный вывод. Некоторые эксплуатационные характеристики новейших алюминиевых и композитных винтов волне могут вполне конкурировать с аналогичными параметрами более дорогих стальных винтов.

Однако винты из нержавеющей стали как по сумме характеристик, так и по прочности все равно будут лучше. В общем случае, также четырех лопастные гребные винты быстрее разгоняют судно, чем трехлопастные и предназначены для глиссирования на меньших скоростях.

Винты из композитных материалов прекрасно ведут себя в любых условиях и, кроме того, позволяют быстро менять лопасти.

Выбрав материал и дизайн винта, Вам следует определиться с его размером.

Если нужно больше тяги для тяжелогруженой лодки или для буксировки, то берите винты большего диаметра, как более широкие шины для автомобиля.

Если же нужна только быстроходность, то выбирайте винт увеличенного шага, но меньшего диаметра, чтобы мотор смог создать требуемые обороты.

Всегда записывайте обороты, скорость хода и размер испытуемого винта. Если испытывать собираетесь несколько винтов, то выбирайте для начала винт, размер которого лучше всего обеспечивает обороты мотора, рекомендованные изготовителем.

Представляйте всегда диаметр и шаг как две чашки весов, которые нужно сбалансировать. Если достигнуты максимальные возможные обороты лодочного мотора, то можно только увеличивать шаг при уменьшении диаметра, или увеличивать диаметр, соответственно уменьшая шаг.

Я же, со своей стороны, хочу Вам дать три важных совета:

ЛУЧШЕЕ — ВРАГ ХОРОШЕГО!

Имейте в виду, что для подбора оптимального винта для казалось бы обычной лодки нужно пробовать разные гребные винты.

Когда в ходе испытаний станет ясно, какого типа гребной винт оптимально подходит к Вашей лодке, то после этого следует перепробовать наибольшее количество винтов найденного типа.

Не стесняйтесь экспериментировать. Время, которое будет потрачено на тесты разных винтов, позволит Вам лучше почувствовать лодку, сэкономит топливо в будущем и, принесет больше удовлетворения

НЕ УСТУПАЙТЕ!

Винт — не та вещь, на которой имеет смысл зарабатывать или экономить деньги. Несколько лишних долларов, которые приблизят Вас к лучшему, для Ваших же потребностей, гребному винту — не бойтесь их потратить!

Стальной винт или алюминиевый?

steel-propeller

Каждый водномоторник рано или поздно встает перед вопросом: а не пора ли поставить на мотор стальной винт? Что лучше стальной винт или алюминиевый? Оправданы ли инвестиции в «сталь»?

По гидродинамическим характеристикам винты из нержавейки уверенно обыгрывают своих алюминиевых сородичей с аналогичными параметрами. Технология литья стального винта позволяет получать и тонкие, но прочные лопасти, и интерцепторы, капы (cups — чашки).

Однако, по сравнению с алюминиевыми оригиналами, цена на брендовую нержавейку в пару-тройку раз выше. Чего уж говорить про алюминиевый Китай-Тайвань.

Итак, что мы получаем взамен $500-$800-$(и т.д.)?

Во-первых, «гидродинамически» более легкий винт при тех же параметрах, что у алюминиевого. Т.е. двигателю за счет более тонких кромок лопастей и, соответственно, меньшего сопротивления потоку воды раскрутить стальной винт легче. А это означает, что мотор раскрутит стальной винт до тех же оборотов, что и алюминиевый меньшего шага. К примеру, вместо алюминиевого винта 13 шага можно брать сталь 14-го.

Таким образом, получаем первое преимущество: скорость.

За счет более продвинутой технологии литья, на стальных винтах можно получать довольно сложные конфигурации и формы лопастей (упомянутые «капы» — загибы на краях лопастей), которые увеличивают КПД винта (уменьшают проскальзывание и кавитацию). Следовательно, имеем еще одно преимущество стального винта: экономичность.

Часто к плюсам стальных гребных винтов относят их устойчивость к ударам о щепки, густую траву, песок и пр. мелкие препятствия. Вот и третье преимущество: долговечность.

Итак, после поверхностного «теоретического анализа» имеем сплошные плюсы. Кроме цены, конечно.

Ложки дёгтя

1. Если это не первый «научный труд» на тему «нержавейка или алюминий», который вы читаете, то главный аргумент против стали вам уже известен. Это повреждение редуктора и гребного вала при ощутимом ударе стального винта о топляк, камень, сваю и пр. неожиданные препятствия. Там где алюминиевый винт свернётся/раскрошится, но смягчит удар, сталь гораздо жёстче передаст этот удар на вал, что вызовет повреждение последнего, а так же шестерёнок редуктора и прочих «деталек».

Апологеты нержавейки возражают, что хоть винт и повреждается, но редуктор — нет. Мол, на самом-то деле удар гасит втулка гребного винта, которая, проворачиваясь, спасает всё, что может повредиться.

Проверено собственным опытом, Apollo поймав палочку, практически полностью разрушил редуктор, а втулка (с…ка) как новая.

Гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Во-первых, на алюминиевых винтах втулка-демпфер тоже имеется. Однако, как показывает всем известная практика, сильные удары даже алюминиевым винтом не проходят для гребного вала бесследно. Как метко заметил один коллега:

резиновая втулка, что на стали, что на алюминии бывает крепче торсионного вала и шестерней в редукторе

Поэтому неудивительно, что некоторые разочаровались в стальных винтах, поверив в сказку о втулке-спасительнице.

Во-вторых. Резиновая втулка не может полностью погасить удар. Да, она способна провернуться вокруг оси гребного вала. Однако для этого вектор силы удара должен быть направлен перпендикулярно оси вращения или близко к этому.
Но винт именно налетает на препятствия, и удар как раз получается продольный, направленный больше вдоль оси гребновала. Поэтому зачастую втулка и не проворачивается. Для этого не создается достаточного радиального усилия. Так что втулки-демпферы, конечно нужны. Но какой пользы больше от них, — маркетинговой или практической, неясно.

2. Трудности с подбором стального винта. Если у меня на Yamah’е в качестве универсального стоит ямаховский же винт 13 шага, а мне нужен скоростной вариант, думать особо не надо. Можно покупать оригинальный винт на шаг больше. Нужен грузовой? Беру оригинальный на шаг меньше. Со сталью так не сделаешь. Бывает, у стального винта такие же параметры (диаметр, шаг), что и у «родного», но он оказывается гидродинамически значительно «легче» (или «тяжелее») оригинального собрата. Конечно, что-что, а стальные винты нельзя покупать без пробы. Но далеко не у всех есть возможность опробовать разные пропеллерами «с возвратом». Да и ассортимент «по стали» у наших продавцов небольшой. Но это не минус стальных винтов. Это наша «нержавеющая» действительность.

3. Часто люди, «пересевшие» с алюминиевого винта на стальной отмечают, что лодка не так быстро теряет скорость при сбросе газа. Так же становится ощутимым удар при включении передачи. И то, и другое есть следствие большего, по сравнению с алюминиевым, веса винта, и, как следствие, большей инерции. Кто не сталкивался с ситуацией, когда (как можно быстрее!) надо переключиться с передней передачи на заднюю? Вот тогда тяжелый стальной винт даст приличную нагрузку на редуктор. С непредсказуемыми последствиями. Конечно, на то она и голова, чтобы таких ситуаций не возникало. Но не лучше ли, чтобы техника всё же прощала ошибки рулевого?

Выводы

Стальной винт очень хорош, но дорог и при наезде на что-либо твердое, может оказаться опасен для редуктора.

Конечно «нержавейка» в некоторых случаях действительно необходима. Например, если есть «прохваты» и (или) кавитация, разрушающие алюминиевый винт, но нет возможности уменьшить монтажную высоту двигателя. Незаменим такой винт и в водно-моторном спорте. Однако в данной статье подразумевались общие условия эксплуатации, без крайностей.

Стальной или алюминиевый винт

Гребные винты из стали, как и раньше, высоко котируются среди водномоторников со спортивными амбициями. Ясное дело, отполированным до блеска винтам из высококачественной стали приписывают настоящие чудеса. То, что их производители активно их рекламируют, понятно и так. Однако удивительно высоко число тех, кто имел позитивный опыт с гребными винтами из стали или, по меньшей мере, тех, кто так говорит. Если верить рассказчикам, эти «штуки» действуют как допинг, лодка лучше ускоряется и становится ощутимо быстрее. Тот, кто засматривается на винты из стали, именно этого и ожидает. Экономить бензин никто из любителей быстрой езды не намерен.

Почему сталь вместо алюминия?

Самым очевидным недостатком гребных винтов из алюминия является низкая прочность материала. По этой причине алюминиевые сплавы предполагают необходимость относительно толстых лопастей гребного винта. Это плохо, так как чем толще лопасть, тем больше затраты мощности для того, чтобы приводить винт в движение в воде. Конкуренты из стали, которые со своим тяжёлым весом в любом случае являются сильной нагрузкой для механизма переключения передач, не имеют этой проблемы. Их лопасти гораздо тоньше и при этом прочнее, их легче поддерживать в нужной форме и полировать. Оба этих аргумента являются причиной того, что многие владельцы моторных лодок обращают свой взор на полки с более дорогими стальными гребными винтами. Единственный вопрос: сделали ли они при этом правильный выбор? Действительно ли стальные моторы лучше, чем более дешёвые альтернативные варианты из алюминия? И если да, то какой гребной винт самый правильный?


Гребной винт BLACK MAX
Обороты\мин. _ км\ч _ литры\ч
1000 _________ 8,9 ___ 0,36
1500 _________ 12,1 __ 0,64
2000 _________ 16,4 __ 0,78
2500 _________ 30,8 __ 0,54
3000 _________ 41,2 __ 0,51
3500 _________ 50,2 __ 0,59
4000 _________ 58,4 __ 0,67
4500 _________ 64,2 __ 0,78
4700 _________ 67,9 __ 0,80

Производитель: Mercury Marine
Материал: Алюминий
Размеры: 3x15``x17``
Вес: 2,550 кг
Цена: 273 Евро


Гребной винт Vengeance
Обороты\мин. _ км\ч _ литры\ч
1000 _________ 8,5 ___ 0,36
1500 _________ 12,2 __ 0,64
2000 _________ 16,1 __ 0,78
2500 _________ 31,8 __ 0,54
3000 _________ 44,2 __ 0,51
3500 _________ 53,9 __ 0,59
4000 _________ 61,2 __ 0,67
4500 _________ 67,5 __ 0,78
4600 _________ 70,2 __ 0,80

Производитель: Mercury Marine
Материал: Сталь
Размеры: 3x141/2``x17``
Вес: 4,780 кг
Цена: 815 Евро

Лучше разгоняться и экономить топливо

Тот, кто занимается изучением брошюр производителей гребных винтов, никак не может отделаться от ощущения, что едва ли существует в мире такое желание, которое они не в состоянии выполнить. Предлагаются винты, которые делают лодку более быстрой и дольше сохраняют режим инерционного скольжения. Другие модели сокращают кавитацию, увеличивают устойчивость при поворотах, улучшают ускорение или экономят топливо. Всё это звучит просто великолепно и является ещё одной причиной протестировать эти мультиталанты.

Испытательной лабораторией для этого сравнения двух алюминиевых и девяти стальных гребных винтов стал моторный катер Milos V 630 от Hellwig с полным баком, оснащённый 6-цилиндровым бензиновым мотором от MerCruiser, длиной 6.3 м. и весом почти 1300 кг. При условии достижения карбюраторным двигателем мощностью 190 лошадиных сил рекомендованных производителем от 4400/мин. до 4800/мин. при полной загрузке, можно реализовать скорость в районе 70 км\час.

Важно, чтобы лодка, мощность мотора и гребной винт оптимально соответствовали друг другу. Вступая в конфронтацию с параметрами лодок и моторов, представители производителей гребных винтов делают выбор в пользу тестовых винтов с шагом резьбы в 17, 18 и 19 дюймов (путь, который винт, двигаясь в твёрдом материале, проходит при вращении). Диаметр (диаметр круга, который концы лопастей описывают при вращении) варьируется между 13 и 15 дюймами. Причиной различных размеров является материал, а также форма и количество лопастей.


Гребной винт Mirage Plus
Обороты\мин. _ км\ч _ литры\ч
1000 _________ 9 ____ 0,35
1500 _________ 12,2 __ 0,64
2000 _________ 19,1 __ 0,67
2500 _________ 35,6 __ 0,46
3000 _________ 44,7 __ 0,48
3500 _________ 52,6 __ 0,57
4000 _________ 61,3 __ 0,65
4500 _________ 66,8 __ 0,77
4600 _________ 68,1 __ 0,78

Производитель: Mercury Marine
Материал: Сталь
Размеры: 3x151/2``x17``
Вес: 5,600 кг
Цена: 1016 Евро


Гребной винт Enertia
Обороты\мин. _ км\ч _ литры\ч
1000 _________ 8,2 ___ 0,39
1500 _________ 12,1 __ 0,64
2000 _________ 15,7 __ 0,81
2500 _________ 30,0 __ 0,55
3000 _________ 43,3 __ 0,49
3500 _________ 52,2 __ 0,57
4000 _________ 60,5 __ 0,67
4500 _________ 68,9 __ 0,74
4600 _________ 71,4 __ 0,75

Производитель: Mercury Marine
Материал: Сталь
Размеры: 3x141/2``x17``
Вес: 5,380 кг
Цена: 890 Евро

Несомненен тот факт, что в результате более сильного сопротивления воды КПД винта с большим количеством лопастей ухудшается. Поэтому никто не ждёт, что винты с большим количеством лопастей окажутся быстрыми, однако предполагается, что они снижают число вибраций и расход топлива. Теперь о качествах, которые особенно востребованы у спортивных судов. Скорость в большей степени обеспечивают трёхлопастные винты, как, к примеру, Enertia, который изготавливается из особого сплава и по этой причине имеет крайне тонкие лопасти. Не для ежедневного использования предназначены также острые лопасти Ballistic. Как и у всех остальных тестируемых винтов, лопасти Mirage Plus Vengeance имеют вытянутые по вертикали выходные кромки гребного винта.


Гребной винт Revolution
Обороты\мин. _ км\ч _ литры\ч
1000 _________ 9,1 ___ 0,35
1500 _________ 12,5 __ 0,62
2000 _________ 19,9 __ 0,64
2500 _________ 33,6 __ 0,49
3000 _________ 43,2 __ 0,51
3500 _________ 52,6 __ 0,61
4000 _________ 61,0 __ 0,70
4500 _________ 67,8 __ 0,78


Производитель: Mercury Marine
Материал: Сталь
Размеры: 4x145/8``x17``
Вес: 7,350 кг
Цена: 979 Евро


Гребной винт High Five
Обороты\мин. _ км\ч _ литры\ч
1000 _________ 10,2 __ 0,35
1500 _________ 11,6 __ 0,60
2000 _________ 13,8 __ 0,86
2500 _________ 26,4 __ 0,60
3000 _________ 39,1 __ 0,56
3500 _________ 48,9 __ 0,59
4000 _________ 57,1 __ 0,68
4500 _________ 63,3 __ 0,78
4700 _________ 67,0 __ 0,81

Производитель: Mercury Marine
Материал: Сталь
Размеры: 5x131/2``x17``
Вес: 5,270 кг
Цена: 1202 Евро

Вытянутые по вертикали выходные кромки гребного винта имеют целью улучшение поведение гребного винта в отношении вентиляции (воздух втягивается с поверхности воды в гребной винт) и кавитации (лопающихся на поверхности винта пузырьков воздуха). Из-за этих выходных кромок, которые теоретически увеличивают конусность гребного винта, снижается частота вращений при полной нагрузке по сравнению с винтами без этой кромки — приблизительно на 200 оборотов в минуту.

При сравнении важно, чтобы все кандидаты испытывались в одинаковых условиях. По этой причине было найдено такое место для испытаний, которое не подвергало бы тестовые поездки влиянию течений или волн.

Во избежание различных отражённых волн на радаре скорость и ускорение всегда измерялись на одном и том же месте. То, что уровень топлива в баке всегда был одинаков, само собой разумеется. Понятно также, что для оценки ходовых качеств при быстром скольжении, ускорении и для достижения максимальной скорости позицию балансировки Z-образной передачи адаптируют к свойствам гребного винта. Наряду со скоростью и ускорением оцениваются также расход топлива и звуки при движении.

Если не обращать внимания на то, что четырёхлопастный Apollo в борьбе за право первому коснуться победной голубой финишной ленточки пропустил вперёд Ballistic (73,9 км/ч) и его трёхлопастного тёзку и оказался на третьем месте, других сюрпризов при тестировании высоких скоростей не обнаружилось. Необычными в этой дисциплине оказались хорошие результаты 19-дюймового алюминиевого гребного винта. Он занимает пятое место, опережая конкурентов из стали — Mirage Plus и Vengeance. Плохие результаты многолопастных винтов, таких как Revolution, Alpha 4 и High Five, которые достигли скорости менее 68 км/ч и в целом оказались медленнее Ballistic почти на 6 км/ч, были ожидаемы. Резюме: Ballistic делает честь своему названию.


Гребной винт Alpha 4
Обороты\мин. _ км\ч _ литры\ч
1000 _________ 9,0 ___ 0,35
1500 _________ 12,6 __ 0,62
2000 _________ 19,2 __ 0,66
2500 _________ 33,8 __ 0,51
3000 _________ 44,0 __ 0,53
3500 _________ 52,7 __ 0,65
4000 _________ 60,0 __ 0,70
4500 _________ 65,1 __ 0,80
4600 _________ 67,2 __ 0,80

Производитель: Mercury Marine
Материал: Алюминий
Размеры: 4x143/8``x18``
Вес: 2,900 кг
Цена: 300 Евро


Гребной винт Apollo XHS
Обороты\мин. _ км\ч _ литры\ч
1000 _________ 8,7 ___ 0,43
1500 _________ 11,0 __ 0,67
2000 _________ 17,5 __ 0,73
2500 _________ 33,9 __ 0,49
3000 _________ 45,6 __ 0,46
3500 _________ 54,3 __ 0,54
4000 _________ 62,1 __ 0,67
4500 _________ 70,5 __ 0,72
4600 _________ 71,8 __ 0,77

Производитель: Michigan
Материал: Сталь
Размеры: 4x143/8``x18``
Вес: 5,470 кг
Цена: 580 Евро

Тест без волн и течений

Собственно говоря, разделение гонок на ускорение на короткие (от 0 до 40 км/ч) и длинные (0 до 60 км/ч) дистанции должно сделать различия более чёткими. Мы не ожидали, что на короткой дистанции будет целый квартет победителей: Enertia, Revolution, High Five и 17-дюймовый Black Max. Почти сенсационной стала золотая медаль 17-дюймового алюминиевого винта. Наоборот выглядит распределение на пьедестале «быстрых парней»: Apollo 3 занимает только 9 место, Ballistic вообще замыкает список, что можно признать почти позором.

Разочаровывает также место High Five в соревнованиях на длинные дистанции. Фаворитом становится Achter. На верхних позициях — Vengeance, четырёхлопастный Apollo, Enertia и Mirage Plus, которые разделяют только 0,2 секунды. Такое же отставание демонстрирует 7-дюймовый алюминиевый винт, занимающий 5 место. Учитывая то обстоятельство, что он оставил позади себя 6 конкурентов, можно сказать, что это больше, нежели успех, основанный только на уважении к имени производителя. По общему результату 17-дюймовый Black Max находится совсем рядом с королём спринтерских дистанций Enertia. Резюме: Black Max и Enertia опровергают теорию о том, что четыре или пять лопастей придают большее ускорение, чем три.

Жаль, что экономичность для всех приверженцев высококачественной стали не играет основной роли, так как и здесь у них была бы причина для радости. Если речь идёт об экономии топлива, то наилучшим выбором являются оба — Apollo и Ballistic. Правда, четырёхлопастный винт в самом экономичном режиме (3000 оборотов в минуту) при потреблении 0,46 л на км — на каплю топлива больше, чем его трёхлопастный коллега, который при 2500 оборотах в минуту продвигается вперёд в самом экономичном режиме, но при этом почти на 9 км/ч быстрее.

Так же экономично, как и с четырёхлопастным Apollo, но значительно более лихо можно путешествовать только с Ballistic. В то время как Revolution занимает серединное место в качестве многолопастного винта, Alpha 4 и High Five замыкают таблицу наиболее экономичных винтов, пропуская вперёд себя двух алюминиевых конкурентов. Резюме: Ballistic и оба Apollo демонстрируют, что быстрые гребные винты также могут быть экономичными в потреблении топлива.


Гребной винт Black Max
Обороты\мин. _ км\ч _ литры\ч
1000 _________ 8,8 ___ 0,44
1500 _________ 12,4 __ 0,63
2000 _________ 17,8 __ 0,73
2500 _________ 33,6 __ 0,51
3000 _________ 44,3 __ 0,50
3500 _________ 54,2 __ 0,58
4000 _________ 62,3 __ 0,68
4500 _________ 70,2 __ 0,77

Производитель: Mercury Marine
Материал: Алюминий
Размеры: 3x141/2``x19``
Вес: 2,550 кг
Цена: 273 Евро


Гребной винт Apollo XHS
Обороты\мин. _ км\ч _ литры\ч
1000 _________ 8,6 ___ 0,37
1500 _________ 12,2 __ 0,63
2000 _________ 18,0 __ 0,71
2500 _________ 36,4 __ 0,44
3000 _________ 47,8 __ 0,47
3500 _________ 56,9 __ 0,58
4000 _________ 67,0 __ 0,63
4500 _________ 72,5 __ 0,71

Производитель: Michigan
Материал: Сталь
Размеры: 3x141/8``x19``
Вес: 5,000 кг
Цена: 539 Евро

Если речь идёт об оценке ходовых качеств, то измерительная электроника становится бесполезной. Здесь решение принимается исключительно на основании ощущений проверяющего. Факт заключается в том, что гребный винт всегда может быть только так же хорош, как корпус, который он должен двигать. Кроме того, понятно, что проверяющие не мазохисты и по возможности выбирают в качестве места проведения испытаний такой катер, который нравится не только тестируемым кандидатам. По этой причине мы высказались за Hellwig Milos V 630, о которой мы знаем, что при соответствующей моторизации она спортивна, надёжна и комфортабельна. Даже с серийным алюминиевым винтом ходовые качества достаточно привлекательны. Если Z-образная передача находится в нижней позиции, лодка управляется без закладывания и раскачивания, позволяет совершать виражи малого радиуса и круги при быстром глиссировании и спонтанно следует каждой коррекции курса при слаломной езде. Если привод поднят слишком высоко (за пределы среднего положения указателя), катер теряет скорость, и винт при выезде из кругового движения затягивает воздух. Стальные винты в этих ситуациях значительно превосходят алюминиевые. Ни один из стальных винтов не мутирует в таких обстоятельствах в вентилятор.

Только в том случае, если Z-образная передача полностью поднята, быстрые трёхлопастные винты периодически заглатывают воздух. Лучшим в круговых маршрутах оказался High Five, за ним тесно пристроились четырёхлопастные винты Alpha 4 и Apollo XHS. Как и ожидалось, многолопастные винты меньше тяготеют к работе в качестве вентилятора, однако же без резкого бортового торможения оставят лодку крутиться по кругу. Найти достойные упоминания отличия среди команды трёхлопастных винтов проверяющим не удалось.

Идеальной оказалась значительно сбалансированная позиция (3/4 указателя) до кульминации. За счёт этого снижается шумовой эффект и достигается больший комфорт. Однако же ни один из винтов не является при полной нагрузке действительно тихим. Диапазон громкости — от 95 децибел (Ballistic, High Five, Vengeance) до 98 децибел, при этом Alpha 4 оказался самым шумным. Очевидно, что основной шум происходит от мотора. Стоит, однако, упомянуть, что все винты смогли при маршрутном ходе достичь комфортного уровня шума — ниже 85 дб.

Степень комфортности оценивается также посредством вибраций и курсовой стабильности. Победитель по качке — Enertia. Именно этот винт является причиной ощутимых вибраций при кол-ве оборотов между 2000 и 3000 в минуту. Победителем в соревновании на плавность хода стал Alpha 4. Езда по линии движения змеи позволяет нам похвалить многолопастные винты, которые без постоянной корректировки курса, как у трёхлопастных конкурентов, могли двигаться относительно в прямом направлении. Резюме: в отношении ходовых качеств стальные винты превосходят алюминиевые.


Гребной винт Ballistic
Обороты\мин. _ км\ч _ литры\ч
1000 _________ 9.7 ___ 0,33
1500 _________ 12,7 __ 0,61
2000 _________ 21.8 __ 0,58
2500 _________ 37.5 __ 0,46
3000 _________ 49.1 __ 0,47
3500 _________ 58.2 __ 0,57
4000 _________ 68.2 __ 0,67
4500 _________ 73.9 __ 0,72

Результаты теста гребных винтов

Если необходимо оценить качество тестированных винтов только по результатам замеров и занятым местам, по таким дисциплинам, как скорость, ускорение и расход топлива, победителями являются Apollo и Ballistic. В отношении ходовых качеств, которые могут быть оценены исключительно субъективно, необходимо сделать выбор между спортивным и комфортабельным — тем самым между Apollo, Ballistic и одним из многолопастных винтов. Если стоит вопрос цены, то при том факте, что алюминиевые винты в дисциплинах, где осуществлялись замеры, более чем конкурентноспособны, возникает вопрос, имеют ли смысл относительно высокие инвестиции в стальной гребной винт?


Лодка, на которой проходило тестирование:
Верфь: Hellwig Boote
Тип: Milos V630 lB
CE-категория: С — воды вблизи от береговой линии
Длина: 6,30 м
Ширина: 2,20 м
Вес: 1150 кг
Мотор: MerCruiser 4,3 L 142 kW(190 лс)
Кол-во оборотов при полной нагрузке: от 4400 до 4800 в минуту
Передаточное отношение коробки передач: 1,62 к 1

Важно: Перепечатка материала допустима только с письменного разрешения администрации сайта Все лодки Петербурга

Читайте также: