Стальной канат на буровую установку

Обновлено: 02.05.2024

Канаты талевых систем

Стальные канаты , являясь частью талевой системы буровой установки, осуществляют гибкую связь между буровой лебедкой и подъемным крюком. Они должны быть достаточно гибкими и иметь высокую механическую прочность. На буровых работах применяют канаты двойной свивки, состоящие из шести прядей, свитых вокруг органического или металлического сердечника.

Различают канаты с одинаковым или различным диаметром проволок в прядях типа ЛК-0 ( рис. 12.2,а ) и типа ТЛК-0 ( рис. 12.2,г ) диаметр проволок в слоях одинаков, в пряди типа ЛК-Р ( рис. 12.2д ) наружный слой имеет проволоки разного диаметра, в пряди типа ЛК-РО ( рис. 12.2, б ) расположены слои с проволоками одинакового диаметра и с проволоками разных диметров.

Рис 12.2. Стальные канаты.

Канаты при работе подвергаются сложной нагрузке: растяжению, изгибу, вибрации, контактным напряжениям, поэтому они должны иметь высокую прочность. Надежность и долговечность каната во многом определяется соотношением диаметра барабана лебедки (шкива) D б и диаметром каната d к .

В соответствии с принятыми нормами для установок геологоразведочного бурения D б ≥18 d к , а для установок с большим объемом спуско-подъемных операций D б =(32-42)d к .

При D б /d к >25 рекомендуются более жесткие канаты, с большим диметром проволок в пряди, а при D б /d к

Для геологоразведочных буровых установок, согласно правилам Госгортехнадзора, диаметр талевого каната выбирают в соответствии с расчетом на статическую прочность по формуле:

Р р =к з.п Р, (12.11)

где Р р разрывное усилие каната, к з.п ≥2,5 - коэффициент запаса прочности, (к з.п ≥3 - при выполнении спускоподъемных операций с бурильными колоннами нефтяного сортамента); Р - максимальное усилие, развиваемое лебедкой на минимальной скорости (максимальное натяжение струны каната) кН:

где N - номинальная мощность двигателя, Вт; λ - коэффициент перегрузки двигателя, для асинхронных электродвигателей λ= 1,8÷2,2, для двигателей внутреннею сгорания λ= 1,1; η=η зi η б - к.п.д. передачи от двигателя до барабана лебедки; η зi =0,98 - к.п.д. зубчатой передачи; i - число передач в кинематической цепи; η б =0,97 - к.п.д. барабана; ν min - минимальная скорость навивки каната на барабан, м/с.
Суммарное напряжение а, (МПа) в выбранном канате рассчитывают по формуле

где σ р и σ из - предел прочности материала соответственно при растяжении и изгибе, МПа; S - площадь всех проволок в канате, см2; с=0,35÷0,75 - коэффициент, учитывающий напряжение кручения в проволоках, трение между отдельными проволоками и условия работы каната; Е=2,1·10 11 мПа - модуль продольной упругости материала каната; Q - вес бурового снаряда, Н; δ п - диаметр проволоки каната, мм; D ш диаметр шкива, мм.

Для упрощения расчета Р при бурении на нефть и газ используется также соотношение

где Р тб - нафузка на талевый блок; k u - коэффициент, зависящий от оснастки, значения которого для различной талевой оснастки приведены ниже.

Для применения в качестве талевых на буровых установках нефтегазодобывающих предприятий рекомендуются следующие конструкции канатов:

Отличительной особенностью канатов, изготавливаемых по техническим условиям ТУ 14-4-1767-94, ( рис.12.3 ) является более рациональное соотношение диаметров проволок в наружных прядях канатов с органическим ( рис. 12.3,а ) и комбинированным ( рис. 12.3, б ) сердечниками.

Рис. 12.3 Стальные канаты, изготовляемые по ТУ14-4-1767-94

При бурении скважин до глубины 3000 м рекомендуются к применению канаты всех четырех конструкций с предпочтительным применением канатов с органическим сердечником. При бурении скважин более 3000 м рекомендуется применение канатов с металлическими и комбинированными сердечниками, при этом более предпочтительны Канаты с металлическим сердечником и органическим заполнителем, изготавливаемые по ТУ 14-4-1767-94.

Талевые канаты должны соответствовать паспортным данным талевого блока, кронблока и буровой лебедки.

Диаметр шкива по канавке принимают в зависимости от диаметра каната. Для установок геологоразведочного бурения D≥d к , для тяжелых установок с большим объемом спускоподъемных работ D=(32÷42)d k .

Шкивы талевых блоков и кронблоков имеют одинаковую конструкцию. Профиль канавки шкива показан на рис 12.4 . Глубина канавки Н=1,75d к , ее радиус

R к =0,5d к +(0,02÷0,07),d к (12.14)

что исключает заклинивание и вызванный этим износ каната.

Боковые поверхности канавки должны быть касательными к дуге 5/6 π. ограничивающей дно канавки.

Рис. 12.4. Профиль канавки шкива

Диаметр шкива является одним из главных факторов, определяющих долговечность каната. С увеличение диаметра шкива уменьшается скольжение и износ проволок при изгибе каната, значение напряжения изгиба σ и проволок и величина контактного давления р между канатом и шкивом

σ и =Е к δ/D ш ,
p=2P/d к D ш (12.15)

где Е к =1,3·10 11 Па модуль упругости каната; δ - диаметр проволок, м; D ш - диаметр шкива,м; Р - натяжение каната, кН; d к - номинальный диаметр каната.

Пример 12.4. Выбрать талевый канат для следующих условий: грузоподъемность лебедки станки ЗИФ-1200МР, Р л = 53955 Н; диаметр барабана лебедки D б =0,43 м;

Решение . Примем к з.п =3, тогда допустимое разрывное усилие талевого каната по формуле (12.11)

Р p =3·53955=161864Н≈162 кН.

Пользуясь табл. 12.1 , выбираем талевый канат конструкции 6х19(1+6+12)+1о.с. типа ТК-0 диаметром 19,5 мм с разрывным усилием Рр= 173 кН, изготовленный из стали σ в.р = 1570 МПа: диаметр проволоки центральной δ п = 1,3 мм, а в слоях 1,2 мм.

Пример 12.5 . Выбрать талевый канат для буровой установки с двигателем мощностью N=22 кВт и перегрузочной способностью λ=2; минимальная скорость навивки каната на барабан V min =0,5 м/с.

Решение : Приняв к.п.д. передачи от двигателя до барабана лебедки η=0,9 найдем максимальное усилие развиваемое лебедкой [ см.формулу (12.12) ]

Р л(max) =(22·10 3 ·20,9)/0,5=79,2 кН.

Находим P р , приняв к з.п =2,5

Выбираем канат диаметром 21 мм двойной свивки типа ТК конструкции 6х19(1+6+12)+1о.с. с разрывным усилием Р р =202,5 кН.

Канаты талевых систем

Канаты стальные талевые для эксплуатационного и глубокого разведочного бурения. Технические условия

Стандарт распространяется на стальные талевые канаты, используемые на буровых установках для эксплуатационного и глубокого разведочного бурения нефтяных и газовых скважин.

ГОСТ 16853-88

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

КАНАТЫ СТАЛЬНЫЕ ТАЛЕВЫЕ
ДЛЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО
И ГЛУБОКОГО РАЗВЕДОЧНОГО БУРЕНИЯ

ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ

Steel tackle ropes for operational and deep probe boring.
Specifications

ГОСТ
16853-88

Дата введения 01.07.89

Настоящий стандарт распространяется на стальные талевые канаты, используемые на буровых установках для эксплуатационного и глубокого разведочного бурения нефтяных и газовых скважин. Требования пп. 1.1, 1.3, 2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.14, 4.2, 4.4 являются обязательными.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

1. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ

1.1 . Канаты должны изготовляться типа ЛК-РО конструкции 6 ´ 31 (1 + 6 + 6 / 6 + 12) с металлическим сердечником конструкции 7 ´ 7 (м. с.) или органическим сердечником (о. с.).

1.2 . Канаты должны изготовляться правой крестовой свивки. Направление свивки проволок в прядях каната должно быть противоположным направлению свивки каната.

Допускается изготовлять канаты левой крестовой свивки.

1.3 . Основные параметры и размеры канатов должны соответствовать черт. 1 , 2 и табл. 1 , 2 . Диаметры проволок в канатах являются расчетными и могут уточняться в пределах ± 0,1 мм, при этом диаметры канатов не должны выходить за пределы допускаемых отклонений, приведенных в п. 2.4 .


Шестипрядный канат 6 ´ 31 + 1 м. с.; 6 ´ 31 = 186 проволок с металлическим сердечником конструкции 7 ´ 7 = 49 проволок (прядь каната 1 + 6 + 6 / 6 + 12; прядь сердечника 1 + 6).


Шестипрядный канат 6 ´ 31 + 1 о. с.; 6 ´ 31 = 186 проволок с органическим сердечником (прядь каната 1 + 6 + 6 / 6 + 12).

Расчетная площадь сечения всех проволок, мм 2

Ориентировочная масса 1000 м смазанного каната, кг

Маркировочная группа по временному сопротивлению разрыву, Н/мм 2 (кгс/мм 2 )

центральной в пряди

1-го слоя (6 проволок)

3-го слоя (12 проволок)

Расчетное разрывное усилие, Н (кгс), не менее

в слое пряди (6 проволок)

большого размера (6 проволок)

малого размера (6 проволок)

суммарное всех проволок в канате

Ориентировочная масса 1000м смазанного каната, кг

Примеры условных обозначений

Канат с металлическим сердечником, диаметром 32 мм, марки В, правой крестовой свивки, повышенной точности изготовления Т, маркировочной группы по временному сопротивлению разрыву 1570 Н/мм 2 (16 кгс/мм 2 ):

Канат МС-32-В-Т-1570 ГОСТ 16853-88

То же, марки 1, левой крестовой свивки, нормальной точности изготовления:

Канат МС-32-1-Л-1570 ГОСТ 16853-88

Канат с органическим сердечником, диаметром 32 мм, марки В, правой крестовой свивки, повышенной точности изготовления Т, маркировочной группы по временному сопротивлению разрыву 1770 Н/мм 2 (180 кгс/мм 2 ):

Канат ОС-32-В-Т-1770 ГОСТ 16853-88

Канат ОС-32-1-Л-1770 ГОСТ 16853-88.

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1 . Пряди канатов должны изготовляться из проволоки без покрытия марки В или 1 по ГОСТ 7372 в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке.

2.2 . Сердечники канатов должны изготовляться:

металлические - из проволоки без покрытия марки В или 1 по ГОСТ 7372 ;

органические - из сизали по нормативно-технической документации, из пенькового волокна по ГОСТ 5269 , из полипропиленовой пленочной нити по нормативно-технической документации.

Допускается добавлять к витому органическому сердечнику отдельные каболки в количестве, не превышающем числа каболок, линейная плотность которых равна разности линейной плотности смежных диаметров сердечников.

2.2.1 . Сердечники из пенькового волокна, сизали должны быть пропитаны смазкой по ГОСТ 15037 или другой смазкой по нормативно-технической документации.

2.2.2 . Свивка металлического сердечника в канате должна быть односторонней.

Пряди и сердечник свиваются в одном направлении: левом - для канатов правой свивки и правом - для канатов левой свивки.

2.2.3 . Отдельные отрезки органических сердечников сращивают, при этом диаметр канатов не должен выходить за предельные отклонения по диаметру.

2.3 . Проволоки в слоях не должны западать, выступать, перекрещиваться, а также не быть заломленными и расплющенными; концы проволок соединяют посредством стыковой электросварки с отпуском.

В месте сварки утолщение диаметра проволоки не должно превышать предельного отклонения по диаметру.

В канатах марки 1 на одном метре каната допускается не более двух соединений проволок в разных поперечных сечениях, в канатах марки В - не более одного соединения на 10 м.

2.4 . Допускаемый разбег временного сопротивления разрыву проволок каждого диаметра, взятых из готового каната, за исключением центральной проволоки пряди, не должен превышать значений, приведенных в табл. 3 .

Допускаемый разбег временного сопротивления разрыву проволок каждого диаметра, взятых из готового каната марок

2.5 . Число перегибов и скручиваний проволок, взятых из готового каната, должно соответствовать ГОСТ 7372 .

Допускается уменьшение числа перегибов и скручиваний проволок на единицу по отношению к требованиям, указанным в ГОСТ 7372 .

2.6 . Предельные отклонения диаметра каната должны быть:

для канатов повышенной точности:

% с металлическим сердечником;

% с органическим сердечником;

для канатов нормальной точности изготовления:

% с металлическим сердечником,

% с органическим сердечником.

2.7 . Суммарное разрывное усилие всех проволок в канате и разрывное усилие каната в целом должно быть не менее приведенных в табл. 1 и 2 .

2.8 . Длина канатов различных диаметров должна соответствовать приведенной в табл. 4 .

Номинальная длина каната, м, не менее

Канаты укороченной длины, используемые для эксплуатационных потребностей потребителя, не должны превышать 2 % массы партии.

Допускаемое отклонение по длине не должно быть более ± 1 %.

Концы канатов должны иметь не менее двух перевязок длиной не менее 40 мм на расстоянии не более 50 мм друг от друга.

2.9 . Канат должен быть нераскручивающимся и рихтованным.

2.10 . Канат должен иметь по всей длине равномерный шаг свивки всех элементов. Длина шага свивки проволок в прядях каната и сердечника не должна превышать 8,5-кратного диаметра прядей, а длина шага свивки прядей в канате и его металлическом сердечнике 6,5-кратного диаметра каждого.

2.11 . Канат покрывают смазкой по всему сечению.

В качестве смазок должны применяться: Торсиол-35, БОЗ-1 и другие канатные смазки по нормативно-технической документации.

2.12 . Канат должен быть намотан одним отрезком на деревянные барабаны по ГОСТ 11127 , металлические барабаны по технической документации или на возвратные барабаны с использованием их в установленном порядке.

По требованию потребителя барабаны с канатами обшиваются досками. Под обшивку укладывается слой бумаги по ГОСТ 8828 или ГОСТ 9569 .

2.12.1 . Упаковка канатов, отгружаемых в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, а также канатов, транспортируемых морским транспортом, - по группе 13.4 ГОСТ 15846 . При транспортировании воздушным транспортом барабаны должны быть упакованы в дощатые обрешетки.

2.12.2 . Диаметр шейки барабанов должен быть не менее 15-кратного диаметра каната. Щеки барабана должны выступать над наружным слоем намотанного каната не менее чем на 50 мм.

2.12.3 . Концы каната должны быть прочно закреплены к барабану: канат должен быть уложен плотными, неперепутанными рядами для обеспечения свободного сматывания его с барабана.

2.13 . Транспортная маркировка - по ГОСТ 14192 .

2.14 . Маркировка канатов - по ГОСТ 3241 .

2.15 . Остальные технические требования - по ГОСТ 3241 .

3. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

3.1 . Канаты принимаются партиями. Партия должна состоять из каната одного типоразмера, в одной единице упаковки и оформлена одним документом о качестве, содержащим:

товарный знак или наименование и товарный знак предприятия-изготовителя;

наименование организации, в систему которой входит предприятие-изготовитель;

номер каната по системе нумерации предприятия-изготовителя;

условное обозначение каната;

массу брутто каната;

суммарное разрывное усилие всех проволок в канате или разрывное усилие каната в целом;

дату изготовления каната;

изображение знака соответствия при обязательной сертификации.

3.2 . Внешний вид, размеры и механические свойства проволок проверяют на каждом канате.

3.3 . Остальные правила приемки - по ГОСТ 3241 .

4. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

4.1 . Для проверки механических свойств проволок и диаметра проволок, наличия смазки в канате и сердечнике от каждого каната отбирают отрезок каната длиной не менее 1 м.

От отрезка каната для испытаний на растяжение, скручивание и перегиб отбирают 46 основных проволок из прядей (в том числе 27 проволок наружного слоя прядей, 18 проволок внутренних слоев и 1 центральную проволоку), а из каната с металлическим сердечником - 12 проволок металлического сердечника.

4.2 . Механические свойства проволок и маркировочную группу каната определяют испытанием разрывного усилия проволок каната.

Если суммарное разрывное усилие всех проволок каната окажется ниже разрывного усилия, приведенного в табл. 1 и 2, то проводится повторное испытание, результаты которого являются окончательными.

При испытании разрывного усилия канатов марки 1 в целом допускается оценивать марку каната по результатам испытания механических свойств 10 % проволок каждого диаметра, но не менее трех. Количество проволок, полученное расчетом, округляется до целого числа в сторону увеличения.

4.3 . Наличие смазки в канате и сердечнике проверяют визуальным контролем.

4.4 . Остальные требования к методикам испытаний - по ГОСТ 3241 .

5. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

Условия транспортирования в крытых транспортных средствах - по группам 5, 6 ГОСТ 15150 открытых транспортных средствах - по группам 8, 9 ГОСТ 15150 .

5.2 . Барабан с намотанным канатом массой более 10 т должен транспортироваться в горизонтальном положении (ось вращения - горизонтальная), а массой 10 т и менее допускается транспортировать с вертикальным расположением оси барабана.

5.3 . Под антикоррозионной металлической пластиной или в металлический конверт, прибиваемый к барабану, должны быть вложены копия документа о качестве и анкета работы талевого каната, которую потребитель должен заполнить и выслать в адрес предприятия-изготовителя (см. приложение ).

При транспортировании воздушным транспортом металлическая пластина должна быть размещена внутри барабана, и крепиться в двух местах.

5.4 . Хранение канатов - по ГОСТ 3241 .

6. УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ

6.1 . Диаметр используемого каната должен соответствовать типоразмеру талевой системы, на которой он будет эксплуатироваться.

6.1.1 . Не допускается работа каната без успокоителя-стабилизатора и загрязнение частей каната буровым раствором и абразивами.

6.1.2 . Заправка каната на талевую систему производится по крестовой оснастке. Допускается в отдельных случаях использование параллельной оснастки.

6.1.3 . Канат следует отрабатывать периодически с перепуском в процессе проводки скважины по системе, утвержденной руководством предприятия-потребителя.

6.1.4 . При монтаже и перепусках канатов с металлическим сердечником не допускается отделение прядей каната от сердечника. Сердечник с одной обвитой прядью следует использовать для заплетения петли на конце каната.

6.1.5 . Предприятие-потребитель канатов должно вести систематический учет наработки и перепусков канатов. Анкету наработки каната необходимо направлять предприятию-изготовителю.

7. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

7.1 . Изготовитель должен гарантировать соответствие стальных канатов требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования, хранения, монтажа и эксплуатации.

7.2 . Гарантийный срок хранения канатов марки В - 12 мес. с момента их изготовления.

7.3 . Гарантийная наработка канатов марки В на 1 м, не менее:

15 ткм - для диаметра 25 мм;

19 ткм - для диаметра 28 мм;

20 ткм - для диаметра 32 мм;

20 ткм - для диаметра 35 мм;

20 ткм - для диаметра 38 мм.

ПРИЛОЖЕНИЕ

АНКЕТА
работы талевого каната № _______

1. Предприятие-потребитель (объединение, УБР, УРБ, НГРЭ и т.п.) _____________.

2. Буровая № _____________________. 3. Дата навески каната __________________.

4. Глубина скважины при навеске, м ___________. 5. Дата снятия каната _________.

6. Глубина скважины при снятии, м ____________. 7. Причина снятия каната (износ, окончание бурения и т.п.) ____________. 8. Тип буровой установки ________________.

9. Общее число рейсов за время работы каната ______. 10. Длина свечи, м ________.

11. Конструкция бурильной колонны на время работы каната (диаметр труб, мм, - D ; толщина стенки, мм, - S ; длина ступени, м, - l ).

ГОСТ 16853-88* «Канаты стальные талевые для эксплуатационного и глубокого разведочного бурения. Технические условия»

Настоящий стандарт распространяется на стальные талевые канаты, используемые на буровых установках для эксплуатационного и глубокого разведочного бурения нефтяных и газовых скважин.

Обозначение: ГОСТ 16853-88*
Название рус.: Канаты стальные талевые для эксплуатационного и глубокого разведочного бурения. Технические условия
Статус: действующий
Заменяет собой: ГОСТ 16853-71
Дата актуализации текста: 01.10.2008
Дата добавления в базу: 01.02.2009
Дата введения в действие: 01.07.1989
Разработан: Министерство химического и нефтяного машиностроения СССР
Утвержден: Госстандарт СССР (24.05.1988)
Опубликован: Издательство стандартов № 1988
ИПК Издательство стандартов № 2003

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙСТАНДАРТ

КАНАТЫ СТАЛЬНЫЕТАЛЕВЫЕ
ДЛЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО
И ГЛУБОКОГО РАЗВЕДОЧНОГО БУРЕНИЯ

ТЕХНИЧЕСКИЕУСЛОВИЯ

ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВОСТАНДАРТОВ

Дата введения 01.07.89

Настоящийстандарт распространяется на стальные талевые канаты, используемые на буровыхустановках для эксплуатационного и глубокого разведочного бурения нефтяных игазовых скважин. Требования пп. 1.1,1.3, 2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.14, 4.2, 4.4 являются обязательными.

(Измененнаяредакция, Изм. № 1).

1 .ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ

1.1 . Канаты должны изготовляться типа ЛК-РО конструкции 6 ´ 31 (1 + 6 + 6 / 6 + 12) с металлическим сердечником конструкции7 ´ 7 (м. с.) илиорганическим сердечником (о. с.).

1.2 . Канаты должны изготовляться правой крестовой свивки.Направление свивки проволок в прядях каната должно быть противоположнымнаправлению свивки каната.

Допускаетсяизготовлять канаты левой крестовой свивки.

1.3 . Основные параметры и размеры канатов должнысоответствовать черт. 1 , 2 и табл. 1 , 2 . Диаметрыпроволок в канатах являются расчетными и могут уточняться в пределах ± 0,1 мм,при этом диаметры канатов не должны выходить за пределы допускаемых отклонений,приведенных в п. 2.4 .


Шестипрядный канат 6 ´ 31 + 1 м. с.; 6 ´ 31 = 186 проволок с металлическим сердечником конструкции7 ´ 7 = 49 проволок (прядьканата 1 + 6 + 6 / 6 + 12; прядь сердечника 1 + 6).


Шестипрядный канат 6 ´ 31+ 1 о. с.; 6 ´ 31 = 186 проволок с органическимсердечником (прядь каната 1 + 6 + 6 / 6 + 12).

Канат с металлическим сердечником,диаметром 32 мм, марки В, правой крестовой свивки, повышенной точностиизготовления Т, маркировочной группы по временному сопротивлению разрыву 1570Н/мм 2 (16 кгс/мм 2 ):

То же, марки 1, левой крестовой свивки,нормальной точности изготовления:

КанатМС-32-1-Л-1570 ГОСТ 16853-88

Канат с органическим сердечником,диаметром 32 мм, марки В, правой крестовой свивки, повышенной точностиизготовления Т, маркировочной группы по временному сопротивлению разрыву 1770Н/мм 2 (180 кгс/мм 2 ):

КанатОС-32-В-Т-1770 ГОСТ 16853-88

2 .ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1 .Пряди канатов должны изготовляться из проволоки без покрытия марки В или 1 по ГОСТ 7372 в соответствии с требованиями настоящегостандарта по технологическому регламенту, утвержденному в установленномпорядке.

2.2 .Сердечники канатов должны изготовляться:

металлические - из проволоки без покрытиямарки В или 1 по ГОСТ 7372 ;

органические - из сизали понормативно-технической документации, из пенькового волокна по ГОСТ5269, из полипропиленовой пленочной нити по нормативно-техническойдокументации.

Допускается добавлять к витомуорганическому сердечнику отдельные каболки в количестве, не превышающем числакаболок, линейная плотность которых равна разности линейной плотности смежныхдиаметров сердечников.

2.2.1 . Сердечники из пенькового волокна, сизали должны бытьпропитаны смазкой по ГОСТ 15037 или другой смазкой по нормативно-технической документации.

2.2.2 . Свивка металлического сердечника в канате должна бытьодносторонней.

Пряди исердечник свиваются в одном направлении: левом - для канатов правой свивки иправом - для канатов левой свивки.

2.2.3 . Отдельные отрезки органических сердечников сращивают, приэтом диаметр канатов не должен выходить за предельные отклонения по диаметру.

2.3 . Проволоки в слоях не должны западать, выступать,перекрещиваться, а также не быть заломленными и расплющенными; концы проволоксоединяют посредством стыковой электросварки с отпуском.

В месте сваркиутолщение диаметра проволоки не должно превышать предельного отклонения подиаметру.

В канатах марки1 на одном метре каната допускается не более двух соединений проволок в разныхпоперечных сечениях, в канатах марки В - не более одного соединения на 10 м.

2.4 . Допускаемый разбег временного сопротивления разрывупроволок каждого диаметра, взятых из готового каната, за исключениемцентральной проволоки пряди, не должен превышать значений, приведенных в табл. 3 .

2.5 . Число перегибов и скручиваний проволок, взятых изготового каната, должно соответствовать ГОСТ 7372 .

Допускаетсяуменьшение числа перегибов и скручиваний проволок на единицу по отношению ктребованиям, указанным в ГОСТ 7372 .

для канатовповышенной точности:

дляканатов нормальной точности изготовления:

2.7 . Суммарное разрывное усилие всех проволок в канате иразрывное усилие каната в целом должно быть не менее приведенных в табл. 1 и 2 .

2.8 . Длина канатов различных диаметров должна соответствоватьприведенной в табл. 4 .

Канатыукороченной длины, используемые для эксплуатационных потребностей потребителя,не должны превышать 2 % массы партии.

Допускаемоеотклонение по длине не должно быть более ± 1 %.

Концы канатовдолжны иметь не менее двух перевязок длиной не менее 40 мм на расстоянии неболее 50 мм друг от друга.

2.10 . Канат должен иметь по всей длине равномерный шаг свивкивсех элементов. Длина шага свивки проволок в прядях каната и сердечника недолжна превышать 8,5-кратного диаметра прядей, а длина шага свивки прядей вканате и его металлическом сердечнике 6,5-кратного диаметра каждого.

В качествесмазок должны применяться: Торсиол-35, БОЗ-1 и другие канатные смазки понормативно-технической документации.

2.12 . Канат должен быть намотан одним отрезком на деревянныебарабаны по ГОСТ 11127 , металлические барабаны по технической документации или навозвратные барабаны с использованием их в установленном порядке.

По требованиюпотребителя барабаны с канатами обшиваются досками. Под обшивку укладываетсяслой бумаги по ГОСТ8828 или ГОСТ 9569 .

2.12.1 . Упаковка канатов, отгружаемых в районы Крайнего Севера иприравненные к ним местности, а также канатов, транспортируемых морскимтранспортом, - по группе 13.4 ГОСТ 15846 . При транспортировании воздушным транспортом барабаныдолжны быть упакованы в дощатые обрешетки.

2.12.2 . Диаметр шейки барабанов должен быть не менее 15-кратногодиаметра каната. Щеки барабана должны выступать над наружным слоем намотанногоканата не менее чем на 50 мм.

2.12.3 . Концы каната должны быть прочно закреплены к барабану:канат должен быть уложен плотными, неперепутанными рядами для обеспечения свободногосматывания его с барабана.

3 .ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

3.1 . Канаты принимаются партиями. Партия должна состоять изканата одного типоразмера, в одной единице упаковки и оформлена одним документомо качестве, содержащим:

товарный знакили наименование и товарный знак предприятия-изготовителя;

наименованиеорганизации, в систему которой входит предприятие-изготовитель;

номер каната посистеме нумерации предприятия-изготовителя;

суммарноеразрывное усилие всех проволок в канате или разрывное усилие каната в целом;

изображениезнака соответствия при обязательной сертификации.

3.2 . Внешний вид, размеры и механические свойства проволокпроверяют на каждом канате.

4 .МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

4.1 . Для проверки механических свойств проволок и диаметрапроволок, наличия смазки в канате и сердечнике от каждого каната отбираютотрезок каната длиной не менее 1 м.

От отрезкаканата для испытаний на растяжение, скручивание и перегиб отбирают 46 основныхпроволок из прядей (в том числе 27 проволок наружного слоя прядей, 18 проволоквнутренних слоев и 1 центральную проволоку), а из каната с металлическимсердечником - 12 проволок металлического сердечника.

4.2 . Механические свойства проволок и маркировочную группуканата определяют испытанием разрывного усилия проволок каната.

Если суммарноеразрывное усилие всех проволок каната окажется ниже разрывного усилия,приведенного в табл. 1 и 2, топроводится повторное испытание, результаты которого являются окончательными.

При испытанииразрывного усилия канатов марки 1 в целом допускается оценивать марку каната порезультатам испытания механических свойств 10 % проволок каждого диаметра, ноне менее трех. Количество проволок, полученное расчетом, округляется до целогочисла в сторону увеличения.

4.3 . Наличие смазки в канате и сердечнике проверяют визуальнымконтролем.

5 .ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

Условиятранспортирования в крытых транспортных средствах - по группам 5, 6 ГОСТ15150 открытых транспортных средствах - по группам 8, 9 ГОСТ15150 .

5.2 . Барабан с намотанным канатом массой более 10 т должен транспортироватьсяв горизонтальном положении (ось вращения - горизонтальная), а массой 10 т именее допускается транспортировать с вертикальным расположением оси барабана.

5.3 . Под антикоррозионной металлической пластиной или вметаллический конверт, прибиваемый к барабану, должны быть вложены копиядокумента о качестве и анкета работы талевого каната, которую потребительдолжен заполнить и выслать в адрес предприятия-изготовителя (см. приложение ).

При транспортированиивоздушным транспортом металлическая пластина должна быть размещена внутрибарабана, и крепиться в двух местах.

6 .УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ

6.1 . Диаметр используемого каната должен соответствоватьтипоразмеру талевой системы, на которой он будет эксплуатироваться.

6.1.1 . Не допускается работа каната безуспокоителя-стабилизатора и загрязнение частей каната буровым раствором иабразивами.

6.1.2 . Заправка каната на талевую систему производится покрестовой оснастке. Допускается в отдельных случаях использование параллельнойоснастки.

6.1.3 . Канат следует отрабатывать периодически с перепуском впроцессе проводки скважины по системе, утвержденной руководствомпредприятия-потребителя.

6.1.4 . При монтаже и перепусках канатов с металлическимсердечником не допускается отделение прядей каната от сердечника. Сердечник содной обвитой прядью следует использовать для заплетения петли на конце каната.

6.1.5 . Предприятие-потребитель канатов должно вестисистематический учет наработки и перепусков канатов. Анкету наработки канатанеобходимо направлять предприятию-изготовителю.

7 .ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

7.1 . Изготовитель должен гарантировать соответствие стальныхканатов требованиям настоящего стандарта при соблюдении условийтранспортирования, хранения, монтажа и эксплуатации.

7.2 . Гарантийный срок хранения канатов марки В - 12 мес. смомента их изготовления.

АНКЕТА
работы талевого каната № _______

| Почему стоит покупать канаты именно у нас?

PN116 7

☑ Компания PFEIFER является признанным мировым лидером в области производства стальных канатов, купить их у нас - это значит поставить себя в один ряд с такими компаниями как Liebherr, Grove, Potain, Kato, Tadano Faun и многими другими;

☑ Мы предлагаем хорошие цены на канат. Вы, конечно, можете найти дешевле, но это будет тот самый случай, когда скупой платит дважды;

☑ Мы оказываем необходимые консультации по поводу всех изделий из канатов, которые производим; возможен даже выезд специалиста прямо на объект. Мы ценим честное и взаимовыгодное партнерство;

☑ Стальные канаты и тросы - технически сложная продукция, и мы даем соответсвующую гарантию на свои изделия.

Особые свойства канатов специальной конструкции

  • Используется исключительно высококачественная проволока, допустимые отклонения параметров которой существенно ограничены по сравнению со стандартными нормами для проволоки. От поставщиков требуется проволока с повышенными параметрами устойчивости к излому и кручению. В канатах с полимерным наполнителем применяется высокоустойчивый к механическим нагрузкам полимер полиамид. Из линейки полиамидов выбирается самый эффективный из них – полиамид 12
  • Во взаимодействии с признанными компаниями по производству минеральных масел была разработана смазка, предотвращающая коррозии, особенно при длительных сроках эксплуатации. Сердечник каната, являющийся критической зоной каната, в процессе свивки отдельных прядей полностью заполняется смазкой.
  • Самостоятельно разработанные и созданные станки и канатовьющие машины обеспечивают высокую точность свивки. В распоряжении имеется обширный и современный станочный парк. Благодаря этому канаты всех конструкций в указанном диапазоне диаметров могут изготавливаться с высоким качеством на соответствующих группах станков.
  • Различные специальные канаты адаптированы для соответствующих целей применения. На основе нашего многолетнего опыта мы порекомендуем оптимальную конструкцию каната.
  • Благодаря своей специальной конструкции и стабильности структуры специальные канаты в значительно меньшей степени подвержены повреждениям вследствие избыточных нагрузок в приводе каната, его неправильной эксплуатации, монтаже или в критических условиях применения.

Большая долговечность каната + высокая безопасность каната = рентабельность

Выбор каната – некрутящийся или нераскручивающийся

Решение при выборе каната должно быть вполне осознанным и исключающим какие-либо ошибки. В противном случае последствиями могут быть малые сроки эксплуатации, деформация структуры, неконтролируемые обрывы и т.п.

Некрутящиеся канаты должны применяться при:

  • Подъеме неуправляемого груза в одноветьевом режиме.
  • Подъеме неуправляемого груза несколькими канатами на большую высоту.

Некрутящиеся канаты могут работать с вертлюгом или без него

Нераскручивающиеся канаты должны применяться при:

  • Подъеме управляемого груза.
  • Подъеме неуправляемого груза несколькими канатами на небольшую высоту (например, электротельферы)
  • Подъеме груза при парном использовании канатов правой и левой свивки

Нераскручивающиеся (крутящиеся) канаты запрещается использовать в сочетании с вертлюгом.

В особых случаях просим обращаться к нам. Мы охотно Вас проконсультируем!

Читайте также: