Стальные канатные стропы преимущества и недостатки нормы браковки маркировка

Обновлено: 20.05.2024

Канат подлежит замене, если:
- канат оборвался;
- диаметр каната, хотя бы, в одной точке на 7% меньше номинального диаметра;
- канат выходит раздавленным, скрученным или погнутым;
- хотя бы в одной точке виден сердечник;
- наличие одной и более ослабленных прядей под нагрузкой;
- прядь оборвалась.

Браковка каната крана

Крановые канаты, должны быть отбракованы, если экспертиза показывает, что ухудшение состояния каната превысило пределы определенных критериев. Общие критерии отбраковки предусматривают, что любой один из факторов, перечисленных ниже, является достаточно серьезным и может привести к негативным последствиям. Тем не менее, ухудшение состояния каната и решение для его снятия, почти всегда, является результатом суммарного эффекта комбинации этих факторов:
- обрывы проволок;
- уменьшение диаметра;
- деформация;
- коррозия.

Технический осмотр каната и критерии замены

В соответствии со стандартом ISO 4309 эксплуатационная безопасность каната подтверждается точной оценкой следующих показателей:
- количества обрывов проволоки и их положения;
- износа проволок (уменьшение диаметра каната);
- внутренней и внешней коррозии;
- повреждения (дефектов) и износа каната.

Обрыв проволоки каната

Уменьшение диаметра каната

При проведениии технического осмотра на предмет замены стального каната важно обратить внимание не только на количество обрывов проволоки. Сплющивание проволок вследствие износа предваряет из неизбежный обрыв. Необходимо тщательно осматривать проволоки, диаметр которых визуально уменьшился приблизительно на 50% по сравнению с начальным состоянием.
Диаметр каната может уменьшиться из-за одного или комбинации этих факторов:
- внутренний износ;
- внешний износ вследствие истирания наружных проволок;
- ухудшение состояния сердечника (органический/металлический) или внутренних слоев многослойных устойчивых кручению (некрутящихся) канатов.

Канат должен быть отбракован:
- если уменьшение диаметра каната превышает 7% от номинального диаметра каната, только из-за внешнего износа;
- если уменьшение диаметра каната превышает 3% от номинального диаметра некрутящегося каната и превышает 10% для других 6 и 8 прядных канатов, из-за отличных от внешнего износа причинам.

Коррозия канатов

Коррозия каната бывает внешней и внутренней. Внешняя коррозия может быть обнаружена визуально на наружной поверхности проволочного каната. Оценка внутренней коррозии требует особых профессиональных компетенций. Для раскрытия каната используются захваты, с помощью которых изделие аккуратно раскручивается. В случаях с многослойными канатами и канатами с металлическим сердечником, проводится контроль только внешнего слоя.

Канат должен быть отбракован:
- ослабление проволоки из-за коррозии внешних проволок;
- подтверждение тяжелой внутренней коррозии.

Деформация каната

Постоянное изменение от своей первоначальной формы и ориентациии, называется деформация. следкющие общие изменения формы, требут немедленной отбраковки стального каната:
- местное нарушение каната;
- выступ проволоки, пряди или сердечника;
- формирование скручиваний или петель;
- локализованное увеличение диаметра более 5% от фактическогодиаметра каната;
- локализованные уменьшения диаметра каната и расстояния свивки связаны с жесткой волнистостью.

Дефекты стального каната

Критерии повреждения и замены каната

Обрывы и смещение проволок в двух прядях каната крестовой свивки. Канат подлежит замене.

Сильный износ и большое количество обрывов проволоки в канате крестовой свивки. Требуется срочная замена каната.

Обрывы проволоки в одной пряди и слабый износ каната параллельной свивки. Необходимо удалить обрывы проволоки, придать канату гладкость.

Обрывы проволоки в нескольких прядях, расположенных близко к холостому шкиву (иногда затягиваются шкивом). Канат подлежит замене.

Обрывы проволоки в двух прядях вследствие усталости при изгибе и серьезного локализованного износа. Канат подлежит замене.

Дефект «птичья клетка» в многослойном (малокрутящемся) канате, вызванный усиленным вращением вокруг небольших канавок или слишком большим углом девиации. Требуется срочная замена каната.

Выступ стального сердечника, вызванный, как правило, деформацией
типа «фонарь». Требуется срочная замена каната.

Ослабление проволок отдельной пряди. При осмотре отрезка каната
деформация наблюдается через равные промежутки, обычно равняется
шагу свивки. Необходимо наблюдать за этим дефектом.

Более серьезный пример предыдущего дефекта с выступом внутренних
проволок прядей. Дефект крупной локализации, вызванный ударными
нагрузками. Требуется срочная замена каната.

Местное увеличение диаметра каната параллельной свивки, вызванное
деформацией металлического сердечника под действием динамических нагрузок. Наличие следов коррозии и сильный износ наружных проволок. Требуется срочная замена каната.

Большой узел, вызывающий выступ органического сердечника. Требуется
срочная замена каната.

Канат, перекрученный во время монтажа и эксплуатации, подвергаемый локализованному износу и вытягиванию прядей. Канат подлежит замене.

Местное уменьшение диаметра каната из-за стремления внешних прядей к
заполнению объема разрушенного органического сердечника. Требуется
срочная замена каната.

Расплющивание на участке каната, вызванное локальным разрушением
вследствие механического воздействия; этот дефект вызывает отсутствие равновесия в прядях. Также присутствуют обрывы проволок. Канат подлежит замене.

Расплющивание на участке многопрядного каната, вызванное механическим воздействием на большой отрезок каната вследствие неправильной размотки с лебедки. Наличие увеличившегося шага свивки наружных прядей с асимметричным растягиванием под нагрузкой. Канат подлежит замене.

Сильный изгиб. Канат подлежит замене.

Выход каната из канавки шкива с последующей деформацией, расплющиванием, локальным износом и множественными обрывами проволок. Канат подлежит замене.

Совокупный эффект от воздействия нескольких факторов. Большой износ
внешних проволок, вызвавший ослабление проволок и деформацию
типа «фонарь»; риск выталкивания каната со шкива. Требуется срочная
замена каната

Продолжение

Незначительное сплющивание наружных проволок. Небольшое уменьшение диаметра каната.

Непрерывное сплющивание; начинается ослабление проволок с уменьшением диаметра приблизительно на 40%. Требуется срочная замена каната.

Сильно перфорированная поверхность и полностью ослабившиеся проволоки. Значительное уменьшение диаметра при наличии пространства между проволоками, превышающим половину от их диаметра. Требуется срочная замена каната.

Пример большой внутренней коррозии. Заметное сокращение площади множества наружных проволок прядей. Значительное уплотнение в контактной области сердечника,
отсутствие расстояния между прядями и дальнейшее уменьшение диаметра каната. Требуется срочная замена каната.

Спиральная деформация представляет собой дефект, при котором продольная ось каната приобретает спиральную форму. В этом случае канат должен находиться на постоянном контроле. При продолжительной эксплуатации может появиться износ и обрывы проволок. Если деформация превышает значение, установленное в UNI ISO 4309, канат необходимо заменить.

Широкий ассортимент стального каната (троса). Для постоянных клиентов и оптовых покупателей существует система скидок. Более подробную информацию уточняйте у наших специалистов.

Доставка по РФ:
Москва, Санкт-Петербург, Архангельск, Астрахань, Барнаул, Белгород, Брянск, Владимир, Волгоград, Вологда, Воронеж, Екатеринбург, Иваново, Ижевск, Йошкар-Ола, Казань, Калуга, Киров, Кострома, Краснодар, Курган, Курск, Липецк, Омск, Орел, Оренбург, Пенза, Первь, Псков, Ростов-на-Дону, Рязань, Самара, Саранск, Саратов, Севастополь, Симферополь, Смоленск, Ставрополь, Тамбов, Тверь, Томск, Тула, Тюмень, Ульяновск, Уфа, Челябинск, Ярославль и др.

Нормы и правила выбраковки стропов

Согласно требований правил безопасности стропальщики должны проводить осмотр стропов непосредственно перед их применением, а лица, ответственные за содержание грузоподъемных машин и безопасное производство работ грузоподъемными машинами должны проводить осмотр стропов (за исключением редко используемых) - каждые 10 дней, а редко используемых съемных грузозахватных приспособлений перед выдачей их в работу.

При осмотре стропов необходимо обращать внимание на состояние лент, цепей, тросов, концевых элементов, подвесок, карабинов и места их креплений и вовремя выбраковывать стропы с недопустимыми дефектами.

Браковка текстильных стропов:

- отсутствует клеймо (бирка) или не читаются сведения о стропе;
- узлы на несущих лентах стропов;
- поперечные порезы или разрывы ленты;
- продольные порезы или разрывы ленты, суммарная длина которых превышает 10% от всей длины ленты стропа или единичные разрывы длиной не более 50 мм;
- местные расслоения лент стропа, кроме мест заделки краев лент, на длине, в сумме более 0,5 м на одном крайнем или двух и более внутренних швах (при разрыве трех и более строчек шва);
- местные расслоения лент стропа в месте заделки краев ленты на длине более 0,2 м на одном из крайних или двух и более внутренних швах (при разрыве трех и более строчек шва), а также отслоение края ленты или сшивки лент у петли на длину более 10% от длины заделки концов лент;
- поверхностные обрывы нитей лент общей длиной более 10% от ширины ленты, вызванные механическим воздействием острых кромок груза;
- повреждения лент от воздействия химических веществ (кислота, щелочь, растворители, нефтепродукты и т. д.) общей длиной более 10% от ширины и длины стропа или единичные более 10% от ширины и длиной более 50 мм;
- выпучивание нитей из ленты стропа на расстоянии более 10% ширины ленты, в том числе сквозных отверстий диаметром более 10% ширины ленты от воздействия острых предметов;
- прожженные сквозные отверстия диаметром более 10% ширины ленты стропа от воздействия брызг расплавленного металла или наличие более трех отверстий при расстоянии между ними менее 10% ширины ленты независимо от диаметра отверстий;
- загрязнение лент нефтепродуктами, смолами, красками, цементом, грунтом и т. д. более 50% от длины стропа;
- расслоение нитей лент стропа.

Браковка канатных стропов:

- отсутствует (или повреждена) бирка или паспорт на строп;
- узлы, перекручивание, перегибы и заломы на канатах;
- если число видимых обрывов наружных проволок каната превышает (для стропов из каната двойной свивки) 3d – 4, 6d – 6, 30d – 16;
- уменьшение диаметра каната из-за износа или коррозии на 7% и более;
- уменьшение диаметра наружных проволок из-за износа или коррозии на 40% и более;
- уменьшение диаметра каната на 10% из-за повреждений сердечника;
- обрыв хотя бы одной пряди;
- выдавливание сердечника;
- повреждения из-за воздействия температуры или электрического дугового разряда;
- деформация коуша или износ его сечения более чем на 15%;
- трещины на опрессовочной втулке или изменения его размера более чем на 10% от первоначального;
- на крюках или других захватных элементах отсутствуют предохранительные замки;
- при отсутствии или повреждении маркировочной бирки;
- с поврежденными или отсутствующими оплетками или другими защитными элементами при наличии выступающих концов проволоки у места заплетки;
- с крюками, не имеющими предохранительных замков.

Браковка цепных стропов:

- отсутствует (или повреждена) бирка или паспорт на строп;
- отсутствует или не читается маркировка на элементах стропа;
- разность длин ветвей стропа, при его свободном провисе более 15 мм;
- при удлинении звена цепи, звеньев навесных и подвесок более 5% от первоначального размера;
- при уменьшении диаметра сечения звеньев цепи и звеньев, навесных вследствие износа более чем на 8%;
- на крюках или других захватных элементах отсутствуют предохранительные замки.

Использование цепных строп

Цепные стропы представляют собой важнейший тип такелажных изделий, идеально подходящих для работы с негабаритными и особо тяжёлыми грузами.

В основе любого цепного стропа лежит ветвь, представляющая собой особо прочную цепь, соединение звеньев которой происходит путём сплава. Конструкция цепного стропа может состоять и из нескольких ветвей. Каждая цепь на концах оснащена переходными кольцами. На них с одного конца цепного стропа навешиваются грузозахватные крюки, служащие для закрепления груза. С другого же конца к ветви-цепи присоединяется кольцевое звено овальной формы. С помощью него ветви объединяются в общую конструкцию, а цепной строп в целом навешивается на крюк грузоподъёмного оборудования.

Материалом для изготовления цепных строп служит сталь высокого класса. Часто сталь покрывается специальным составом для защиты от коррозии («метод воронения»). Плёнка из высокотемпературных оксидов железа придаёт цепным стропам тёмную окраску («чёрные стропы») и блокирует протекание коррозионных процессов при эксплуатации приспособлений в кислых средах.

Виды стропов

Классификация цепных стропов производится на основании нескольких параметров:

  • количества входящих в конструкцию стропов-ветвей (цепная стропа может обозначаться как 1 СЦ, 2 СЦ, 3 СЦ, 4 СЦ);
  • типа захвата, применяемого при подъёме и удержании груза (ветвевой – например, у четырёхветвевого цепного стропа-«паука», кольцевой, ветвь цепная);
  • грузоподъёмности (деление по классам прочности согласно предельному допустимому весу для одной цепи);
  • размера звеньев цепи (внутри классов);
  • длины цепного стропа (от 0,5 до 20 метров).

Маркировка

markirovka.jpg

Маркировочная бирка является неотъемлемым условием допуска стропа в работу. При отсутствии бирки или нечётком нанесении на неё данных эксплуатация цепного стропа признаётся небезопасной и осуществляться не может.

Данные, которые в обязательном порядке размещаются на бирке такелажного изделия:

  • название предприятия-изготовителя, его товарный знак;
  • непосредственный заводской и серийный номер стропа;
  • тип приспособления и его грузоподъёмность;
  • длина стропа;
  • дата, в которую изготовитель проводил испытания изделия.

Примером маркировки может служить описание: «3СЦ-2,36/3000». Расшифровка его означает, что перед нами трёхветвевой цепной строп, наделённый грузоподъёмностью 2,36 тонн и имеющий длину 3000 мм.

Обычно в комплекте с каждым цепным стропом идёт соответствующий сертификат качества. В документе, помимо основных характеристик изделия и правил работы с ним, обязательно прописываются и гарантийные обязательства предприятия-изготовителя.

Характеристики стропов

Стропы цепные могут характеризоваться:

  • грузоподъёмностью. Она может зависеть от калибра используемой цепи, конструкции самого стропа, а также температуры, при которой планируется применение изделия;
  • запасом прочности (не менее 4);
  • усилием на разрыв;
  • классом прочности цепи, составляющей цепной строп. Классы прочности, рассчитываемые для одной цепи, принято подразделять следующим образом: III кл. – не более 0,1 тонн; V кл. – не более 0,3 т., VIII кл. – не более 0,8 т., X кл. – не более 1,2 т., XII кл. – не более 3,15 т.);
  • определённым видом конструкции;
  • климатическим исполнением.

Важное значение имеют также габариты составных частей цепного стропа – длина цепи, калибр её звеньев, диаметр сечения крюков.

Таблица 1. Зависимость грузоподъёмности разных типов цепных стропов от калибра цепи ветвей.

Калибр цепи в мм. Г/п 1СЦ, тонны Г/п 2СЦ, тонны Г/п 3СЦ, тонны Г/п 4СЦ, тонны Г/п УСЦ, тонны Г/п 2СЦвз, тонны
6х18 1,12 1,60 2,36 2,36 1,80 2,36
8х24 2,00 2,80 4,25 4,25 3,15 4,25
10х30 3,15 4,25 6,70 6,70 5,00 6,70
13х39 5,30 6,70 11,20 11,20 8,50 11,20
16х48 8,00 11,20 17,00 17,00 12,50 17,00
20х60 12,50 17,00 26,50 26,50 20,00 26,50
22х66 15,00 21,20 31,50 31,50 23,60 31,50
26х96 21,20 30,00 45,00 45,00 33,50 45,00
32х116 31,50 45,00 63,00 63,00 50,00 67,00

Нормы браковки цепных строп

brakovka-tsepnyh-strop.jpg

Выбраковка, призванная предотвратить использование в работе такелажных изделий, не соответствующих требованиям безопасности и функциональности, должна проводиться со строго оговоренной в РД периодичностью.

Прямым основанием для выбраковки цепных стропов служит:

  • отсутствие маркировочной бирки. Использование цепного стропа без указания его характеристик запрещено по причине небезопасности;
  • наличие на изделии «окислой плёнки». Коррозия материала негативно влияет на эксплуатационные свойства цепного стропа;
  • наличие на стропе (любого его элемента) даже незначительных следов механического износа. Недопустимым признаётся наблюдаемое совместно с этим увеличение поперечного d звена цепного стропа более, чем на 8%;
  • увеличение длины звеньев стропа при внешней их целостности более, чем на 5%;
  • разница в длине цепей-ветвей, например, в двухветвевой стропе, в рабочем состоянии более, чем на 15 мм.;
  • смещение одного и более звеньев цепи относительно общей оси стропа;
  • неисправность или отсутствие на стропе замка-предохранителя.

Если цепные стропы используются ежедневно, то их осмотр и проверку ответственным специалистом следует проводить не реже одного раза в 10 дней. Редко используемые цепные стропы разрешено проверять непосредственно перед началом такелажных работ.

Испытания цепных стропов, периодичность их проведения

Испытания строп нагрузками должны производиться:

  • непосредственно при производстве. Выполняется предприятием-изготовителем.
  • не реже 1 раза в полгода после начала эксплуатации такелажных приспособлений. Выполняется организацией-эксплуатантом;
  • каждый раз после ремонта.

Алгоритм испытания строп весьма специфичен. Он включает в себя следующие этапы:

  1. на строп закрепляют груз, вес которого в 4 раза превышает установленный нормой (по информации, указанной в тех.паспорте изделия);
  2. строп с такой нагрузкой в статичном положении оставляют на 3 минуты;
  3. после проведения испытания осуществляется тщательный осмотр такелажного изделия;
  4. если на стропе не появилось следов серьёзной деформации, он допускается стропальщиком в работу. Если дефекты обнаружились, то строп официально признаётся бракованным. Его снимают с эксплуатации. При действии гарантии – обменивают на аналогичный;
  5. на бирке изделия фиксируется дата испытания.

Правила строповки



Грамотная строповка обеспечивает безопасность проводимых такелажных работ. При её организации должны учитываться следующие рекомендации:

  • цепные стропы закрепляются за выступающие участки транспортируемого груза;
  • острый край груза рекомендуется располагать строго между звеньями цепи. В противном случае может произойти деформация строп;
  • если того требует ситуация, использование СЦ дополняют применением надёжной арматуры;
  • допустимо применять в работе одновременно цепные стропы, разнящиеся по своей длине.

Такелажные работы предполагают строповку следующих типов:

  • «на удавку»;
  • «петлёй с фиксацией крюком».

При необходимости допускается строповка с использованием других схем и способов.

Нормативы производства

Единого стандарта качества цепных стропов нет. В процессе создания данного вида такелажных изделий обязательно учитываются:

  • РД-10-33-93;
  • РД-11-07-2207;
  • ГОСТ 22956-83 и ГОСТ 25573-82, регламентирующие нормы выбора и обработки стропового металла, помогающие определить его основные характеристики и изменения, допустимые в процессе работы;
  • ГОСТ 15150, поясняющий условия хранения изделий.

Преимущества и недостатки цепных стропов

Неоспоримыми преимуществами цепных строп выступают:

  • повышенная прочность приспособлений;
  • долговечность;
  • широкий диапазон рабочих температур;
  • максимальная безопасность проводимых стропильных работ;
  • возможность изменить длину изделия (укоротить её) за счёт применения специальных устройств (крюков).

К основным недостаткам цепных строп относятся:

  • высокая стоимость изделий;
  • большая масса изделий, в сравнении с металлическими канатными стропами, например. Впрочем, у цепных строп, которые начали изготавливать из материалов VIII-XII классов, вес максимально оптимизирован;
  • необходимость создания особых условий хранения.

Применение

Цепные стропы находят достаточно широкое применение в современной промышленности. Объясняется это огромным диапазоном их рабочих температур. Эффективно использоваться для удержания и перемещения тяжёлых грузов данные такелажные изделия могут в условиях от – 40℃ до +400℃. Важным достоинством является и высокая степень стойкости СЦ к коррозии. Она позволяет эксплуатировать стропы в самых различных условиях.

Область назначения стропов данного типа:

  • металлургия;
  • химическая и топливная промышленность;
  • атомная промышленность;
  • сфера строительства;
  • склады, центры логистики и пр.

Срок службы

Гарантийный срок службы цепных строп составляет не менее двух лет с момента их производства и не менее полутора лет с момента ввода изделий в эксплуатацию. При этом решающими факторами остаются соблюдение правил хранения стропов и своевременная диагностика их рабочего состояния.

Хранение

Требования к условиям хранения стропа данного типа регламентируются ГОСТом 15150 (группа условий хранения 5 (ОЖ4). Согласно ему, допустимо складирование стропов на стеллажах под навесами или в помещениях (палатки, металлических хранилища без теплоизоляции, например), в которых перепады температурных показателей и показателей влажности воздуха несущественны или приравнены к подобным колебаниям на открытом воздухе. Актуальны данные рекомендации для регионов с умеренным и холодным климатом.

Обязательным условием хранения цепных стропов является принципиальное отсутствие в помещении вредных примесей, способных вызвать коррозию изделий.

Заключение

Цепные стропы, наделённые завидной грузоподъёмностью и долговечностью, могут являться образцом одного из самых востребованных видов такелажного оборудования. Используемые в разных сферах производства, стропы обеспечивают максимальную безопасность проводимых такелажных работ.

Выбраковка строп

Браковка грузоподъёмных стропов

Диагностика технического состояния грузоподъёмных стропов позволяет вовремя отследить износ приспособлений, изъять из работы несоответствующие стандартам качества приспособления, а значит, сделать такелажные работы максимально эффективными и полностью безопасными.

Частота осмотра и браковки

Нормативы производственной безопасности, обозначенные в актах ПБ 10-382-00 и ПОТ РМ-007-98, требуют от стропальщиков проведения ежедневного трёхуровневого осмотра оборудования. Без него начинать работу со стропами строго запрещено. Обязанностью лиц, которые ответственны за проведение такелажных работ, является ещё более тщательный осмотр и выбраковка оборудования, проводимые раз в 10 дней. Редко используемые стропы разрешено проверять непосредственно перед началом раб.процесса.

Порядок проведения осмотра


Осмотр стропов подразумевает объективную оценку каждой отдельной части приспособления. Все обнаруженные несоответствия и неполадки вносятся ответственными сотрудниками в журнал осмотра. Заполнение последнего подразумевает указание:

  • полного наименования такелажного приспособления;
  • порядковый номер изделия;
  • данные фирменного паспорта производителя и данные его непосредственного производителя;
  • дата и место потенциального использования продукции;
  • дата проводимой браковки;
  • подробное заключение о состоянии такелажного приспособления.

Закрепляется запись подписью ответственного персонала.

Здесь же могут быть зафиксированы данные о работах по устранению дефектов, хотя в большинстве случаев стропы ремонту или восстановлению не подлежат.

Отсутствие осмотра и браковки стропов

Недостаточно серьёзное отношение к выбраковке стропов или же полное её игнорирование может иметь трагические последствия. Касается это не столько поломки дорогостоящего грузоподъёмного оборудование, нанесения материального ущерба как самой такелажной компании, так и её заказчикам, повреждение и же полная потеря груза. Недосмотр и пуск в работу вышедшего из строя оборудования может привести к нанесению вреда здоровью людей и даже к реальным человеческим жертвам.

Нормы проведения браковки

Каждый конкретный тип стропов выбраковывается согласно своим нормам и правилам. Последние регламентируются вполне конкретными РД и ГОСТами.

Браковка стропов из стального каната

Осмотр

Браковка данного вида стропов осуществляется по ГОСТу 25573-82 и РФ-10-33-93. Во время совмещённого наружного, внутреннего и инструментального осмотра проводится проверка:

  • соответствия информации с бирки изделия с реально существующими показателями;
  • наличия всевозможных дефектов на теле каната, подсчёт их количества относительно длины стропа;
  • функционала дополняющих изделия по краям петель;
  • объективного состояния сердечника и стальных прядей.

Браковка

Отбраковка СК обязательна, если:

  • приспособление не имеет идентификационной бирки;
  • невозможно прочесть информацию на бирке или в паспорте изделия;
  • наружные проволоки износились ˃ 40% от их d;
  • коррозия или элементарный износ позволил уменьшить d каната на 7% и более;
  • d каната значительно сократился из-за заметных невооружённым взглядом дефектов сердечника;
  • на теле стропа (материал-основа – канат двойной свивки), имеются заметные обрывы наружных проводок (3d – 4, 6d – 6, 30d – 16);
  • канаты сильно перекручены, завязаны в узлы;
  • канат деформирован из-за воздействия перегрева или удара электрического тока;
  • сердечник каната разорван или выдавлен;
  • коуши имеют трещины или другие деформации, уменьшающими толщину каната на 15% и более;
  • опрессовочная втулка, оплётки, защитные элементы изношены, из-за чего толщина каната уменьшена более, чем на 10%;
  • заметно смещение каната в зажимах, втулках и заплётке;
  • концы проволоки сильно (1/2d каната) торчат в области заплётки;
  • тело СК сильно волнистое (d спирали, при совпадении с направлением свивки, превышает d каната в 1,08 раз. Если же направление спирали и свивки не совпадают, различие в диаметре составит 1,33 раз);
  • замечен обрыв хотя бы одной пряди каната;
  • крюки на ветвях не имеют предохранительных замков.

Нормы браковки

Таблица 1: нормы браковки стальных стропов с учётом начального коэффициента прочности и количеству повреждённых проволок каната на участке в 1 шаг свивки (крестовой и односторонней, соответственно)

Первоначальный коэффициент запаса прочности при установленном Правилами отношении* (D/d)

Нормы браковки стропов

Грузоподъемные работы представляют собой большую опасность для жизни персонала и людей, находящихся в рабочем пространстве. Поэтому первое условие работы с грузоподъемным оборудованием и приспособлениями — это обеспечение их безопасности. В «Межотраслевых правилах по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов» ПОТ РМ-007-98 и других нормативных документах разработаны нормы и рекомендации по осмотру и браковке всех видов съемных грузоподъемных приспособлений. В этой статье мы расскажем о нормах и правилах браковки цепных, канатных и текстильных стропов.

Осмотр и браковка стропов осуществляется инженерно-техническим персоналом, ответственным за исправность оборудования и безопасность проводимых работ. Для выявления неисправностей стропы проходят наружный, инструментальный и внутренний осмотр, при которых оценивается соответствие стропов их характеристикам, отраженным в паспорте изделия. Результаты оценки отражаются в журнале осмотра, который составляется по установленной форме. В журнале должны также отражаться сведения об устранении дефектов и повреждений и стоять подписи ответственных лиц.

Как часто нужно проводить осмотр стропов?

Осмотр должен проводиться в соответствие с интенсивностью использования стропов. Если стропы применяются постоянно, то осмотр и выбраковка должны проводиться регулярно.

Инженерно-технический персонал, ответственный за исправность грузоподъемного оборудования, должен проводить осмотр стропов каждые 10 дней. В случаях, когда стропы применяются редко, осмотр должен проводиться непосредственно перед использованием.

Что бывает, когда стропы вовремя не осматриваются

Нормы выбраковки стропов

Стропы из стального каната

Стальные стропы

Канатные стропы производятся по ГОСТу 25573-82 и РФ-10-33-93. Они должны проходить все 3 этапа осмотра: наружный, инструментальный и внутренний. При выявлении несоответствий требованиям безопасности, а также при повреждениях выше установленных норм канатные стропы не должны подпускаться к работе.

При осмотре канатных стропов основное внимание обращается на следующие аспекты:

  • соответствие стропа и данных на бирке с паспортными данными изделия;
  • петли на конце каната и их исправность;
  • дефекты и повреждения по длине каната и их допустимый уровень;
  • состояние внутренних прядей и сердечника.
  1. Канатные стропы подлежат браковке, если отсутствует бирка или маркировка на ней.
  2. Износ наружных проволок не должен превышать 40% от их диаметра
  3. Канат не должен применяться при разрыве и выдавливании сердечника.
  4. Канат подлежит браковке, если диаметр уменьшился на 7% и более при коррозийном износе, на 3% и более при некрутящемся канате и на 10% и более при внутреннем износе и разрыве сердечника.
  5. Также при деформации, трещинах или износе коушей с уменьшением толщины более чем на 15% и втулок с уменьшением толщины более чем на 10%, при повреждениях оплеток и других защитных элементов.
  6. При признаках смещения каната в заплетке, во втулках и зажимах.
  7. При наличии выступающих концов проволоки в местах заплетки более чем на половину диаметра каната.
  8. Строп подлежит браковке при волнистости, если диаметр спирали, совпадающей с направлением свивки, на 1.08 раза превышает диаметр каната, а если диаметр спирали не совпадает с направлением свивки, то на 1.33 раза.
  9. Канат также не должен допускаться к работе при дефектах, полученных в результате воздействия температуры или электрического дугового разряда.
  10. Число обрывов не должно превышать следующие нормы:

В случаях, если износ наружных проволок доходит до 30% диаметра каната или в результате износа диаметр каната уменьшается на 5% и более, вышесказанные показатели снижаются вдвое.

Цепные стропы

Цепные стропы

Цепные стропы производятся в соответствии с ПБ-10-382-00 и ТУ3150-001-52466920-2005. Среди всех стропов цепные модели имеют наибольший срок службы — 18 месяцев. В регулярный осмотр цепных стропов входят визуальный и инструментальный этапы, в ходе которых изучаются:

  • бирки и маркировки, а также их соответствие с паспортом изделия;
  • исправность соединительных элементов на конце стропа;
  • диаметр и длина цепных звеньев и отклонения от исходных размеров.

Цепные стропы подлежат браковке при следующих случаях:

  1. Когда отсутствует бирка или маркировка на ней.
  2. При любых трещинах, разрывах, деформациях и расслоениях металла.
  3. При удлинении звена более чем на 3%.
  4. При его уменьшении более чем на 10% вследствие механического износа и коррозии.
  5. При повреждениях из-за газовой резки, сварки, электрического дугового разреза или температурного воздействия.

Текстильные стропы

Текстильные стропы

Для оценки исправности текстильные стропы должны пройти визуальный осмотр на соответствие маркировки с паспортом, исправность швов и петель, соединительных элементов и захватов. Они также должны пройти инструментальный осмотр на определение размеров и дефектов. При выявлении следующих недостатков текстильные стропы не должны подпускаться к работе.

  1. При отсутствии бирки или маркировки.
  2. Если на несущих лентах стропа есть узлы или поперечные разрывы, несмотря на их размеры.
  3. Длина продольных порезов или разрывов не должна превышать 50 мм, а суммарная длина — 10% длины ветви стропа.
  4. При местном расслоении ленты более чем на 0.5 м с разрывом трех и более строчек. А также при расслоениях на заделке краев более чем на 0.2 м и отклонений края у петли длиной более 10% длины сшивки.
  5. При поверхностных обрывах ленты, повреждениях от химических веществ, а также единичных повреждениях размером более 10% ширины ленты.
  6. При сквозных отверстиях от острых предметов или ожогов диаметром более 10% ширины ленты. Не допускается также наличие трех и более отверстий с расстоянием менее 10% ширины ленты.
  7. При загрязнениях более 50% длины стропа цементом, грунтом, красками, нефтепродуктами и так далее.

Вышеперечисленные пункты относятся к ленточным текстильным стропам. К нормам браковки круглопрядных стропов добавляются также следующие: разрыв чехла, обрывы 6-ти и более проволок, разрывы ниток в узле сшивки на 10 и более процентов от ее длины и сквозные отверстия в чехле.

Многоветвевые стропы подлежат браковке при разности ветвей из-за их удлинения. В таблице указано минимально допустимое остаточное удлинение ветвей разных стропов:

Читайте также: