Стальные канаты виды характеристика признаки их отбраковки

Обновлено: 05.05.2024

Стальные канаты классифицируются по следующим признакам:

1. По конструкции (конструкция стальных канатов):
- канат одинарной свивки (спиральные) – состоящие из одного, двух, трех и более концентрических слоев проволоки, свитых по спирали;
- канат двойной свивки – состоящие из прядей, свитых в один или несколько концентрических слоев;
- канат тройной свивки – состоящие из канатов двойной свивки (стренг), свитых в концентрический слой.

2. По типу свивки прядей:
- с точечным касанием проволок между слоями – ТК;
- с линейным касанием проволок между слоями – ЛК;
- с линейным касанием проволок между слоями при одинаковом диаметре проволок по слоям пряди – тросы канаты ЛК-О;
- с линейным касанием проволок между слоями при разных диаметрах проволок в наружном слое пряди – канаты тросы ЛК-Р;
- с линейным касанием проволок между слоями и проволоками заполнения – тросы канаты ЛК-З;
- с линейным касанием проволок между слоями и имеющих в пряди слои с проволоками разных диаметров и слои с проволоками одинакового диаметра – канаты тросы ЛК-РО;
- с комбинированным точечно-линейным касанием проволок – тросы канаты ТЛК или ЛТК.

3. По форме поперечного сечения прядей:
- круглопрядные канаты;
- фасоннопрядные канаты.

4. По назначению:
- грузолюдские – ГЛ (марок ВК, В);
- грузовые – Г.

5. По механическим свойствам:
- марок – ВК, В, I;

6. По направлению свивки:
- правой свивки;
- левой свивки – Л.

7. По сочетанию направлений свивки канатов и его элементов в канатах двойной и тройной свивки:
- крестовой свивки (направление свивки каната и направление свивки стренг и прядей противоположны);
- односторонней свивки (направление свивки каната и направление свивки проволоки в пряди одинаковы) – О.

8. По виду покрытия поверхности проволоки:
- из проволоки без покрытия;
- из оцинкованной проволоки: в зависимости от поверхностной плотности цинка С, Ж, ОЖ.

9. По степени крутимости:
- крутящиеся (с одинаковым направлением свивки проволок в канатах одинарной свивки, прядей или стренг);
- малокрутящиеся (многослойные, многопрядные и одинарной свивки с противоположным направлением свивки элементов по слоям) - МК.

10. По способу свивки:
- нераскручивающиеся – Н;
- раскручивающиеся.

11. По степени уравновешенности:
- рихтованные – Р;
- нерихтованные.

12. По точности изготовления:
- нормальной;
- повышенной – Т.

13. По материалу сердечника:
- с органическим сердечником из натуральных или синтетических материалов – ОС;
- с металлическим сердечником – МС.

Маркировка стального каната

Пример условных обозначений

Доставка по РФ:
Москва, Санкт-Петербург, Архангельск, Астрахань, Барнаул, Белгород, Брянск, Владимир, Волгоград, Вологда, Воронеж, Екатеринбург, Иваново, Ижевск, Йошкар-Ола, Казань, Калуга, Киров, Кострома, Краснодар, Курган, Курск, Липецк, Омск, Орел, Оренбург, Пенза, Первь, Псков, Ростов-на-Дону, Рязань, Самара, Саранск, Саратов, Севастополь, Симферополь, Смоленск, Ставрополь, Тамбов, Тверь, Томск, Тула, Тюмень, Ульяновск, Уфа, Челябинск, Ярославль и др.

Канат ГОСТ 3241-91. Виды канатов. Характеристики и маркировка стальных тросов.

виды канатов

Современная промышленность выпускает порядка 40 видов канатов. Все они производятся по определенным ГОСТам и могут сильно отличаться друг от друга.

Разобраться с характеристиками и основными отличиями поможет данная классификация (согласно ГОСТ 3241-91):

Конструкции стальных канатов могут содержать одну или много прядей (рис. 1, а-ж), а сами пряди свивают из проволок одинакового (нормальная структура сечения) или разного диаметра (комбинированная структура сечения), причем на поверхности каната располагаются проволоки большего диаметра. Последние, хотя и довольно сложны в изготовлении, но более гибки и долговечны, что особенно важно, если при эксплуатации каната истираются преимущественно наружные слои. Существуют и другие типы классификации этих грузоподъемных приспособлений (в скобках ниже указаны буквенные сокращения свойств, входящие в условные обозначения маркировки канатов). Выбор канатов для конкретных условий эксплуатации учитывает все особенности типа канатов и их конструкции.

Рис. 1. Конструкции канатов:
а — однопрядный; б — трехпрядный; в — пятипрядный (1 — проволока, 2 — прядь, 3 — сердечник); г — шестипрядный; д — восьмипрядный; е — восемнадцатипрядный; ж — закрытой конструкции с двумя слоями клиновидной проволоки, одним слоем Z-образной проволоки и сердечником типа ТК

Виды канатов

Канат стальной ГОСТ 3241-91

1. По конструкции различаются канаты:

  • одинарной свивки (спиральные) — состоящие из одного, двух или трех слоев проволоки, свитых в концентрические спирали. Канаты одинарной свивки, скрученные только из круглой проволоки, называют обыкновенными спиральными канатами. Спиральные канаты, имеющие в наружном слое фасонные проволоки, называются канатами закрытой (рис.1,ж) и полузакрытой конструкции; при обрыве каждая фасонная проволока удерживается в канате соседними проволоками. Канаты одинарной свивки, предназначенные для последующего плетения в канат, называют прядями;
  • двойной свивки (рис.2,а) — состоящие из шести и более прядей, свитых в один концентрический слой. Эти канаты могут быть однослойными или многослойными. Многослойная свивка отличается повышенной гибкостью и большой опорной поверхностью, а кроме того, может придавать канату некрутящиеся свойства. Широкое распространение получили однослойные шестипрядные канаты двойной свивки. Канаты двойной свивки, предназначенные для последующей свивки, называют стренгами;
  • тройной свивки (рис.2,б) - состоящие из стренг, свитых по спирали в один концентрический слой.

Рис. 2. а- канат двойной свивки; б- канат тройной свивки

2. По типу касания проволок между слоями различают следующие виды канатов:

  • с точечным касанием (тип ТК: рис.3, а). Пряди с точечным касанием проволок изготавливают за несколько технологических операций, число которых зависит от количества слоев проволок. Свивки проволок имеют разные шаги по слоям пряди, а проволоки между слоями перекрещиваются. Такое расположение элементов увеличивает их износ при сдвигах в процессе эксплуатации, создает значительные контактные напряжения, способствующие развитию усталостных трещин в проволоках, и уменьшает коэффициент заполнения сечения каната металлом;
  • с линейным касанием (тип ЛК: рис.3, б). Такие пряди изготавливают за один технологический прием, при этом постоянство шага свивки проволок во всех слоях пряди сохраняется. Для получения линейного касания диаметры проволоки и пряди выбирают в зависимости от конструкции последней. Так, в верхнем слое прядей каната типа ЛК-0 применяются проволоки одинакового диаметра по слоям, пряди типа ЛК-Р имеют в наружном слое проволоки различного диаметра, а в пряди типа /7/С-З используют проволоки, заполняющие пространство между проволоками различных диаметров. Существует тип каната с линейным касанием проволоки между слоями и имеющий в пряди слои с проволоками как разных, так и одинаковых диаметров-ЛК-РО. В трехслойных прядях линейного касания имеют место различные сочетания указанных выше типов прядей. Следует отметить, что работоспособность канатов с линейным касанием проволок в прядях при правильном выборе конструкции каната значительно выше, чем работоспособность канатов с точечным касанием проволок;
  • с точечно-линейным касанием (канат ТЛК-О). Пряди точечно-линейного касания получают при замене центральной проволоки в прядях линейного касания семипроволочной прядью: в этом случае на двухслойную прядь типа ЛК укладывается слой проволок одинакового диаметра с точечным касанием. Конструкции этих прядей обеспечивают возможность их изготовления на прядевьющих машинах со сравнительно небольшим числом шпуль. Кроме того, пряди ТЛК при соответствующем выборе параметров свивки обладают повышенными некрутящимися свойствами;
  • с комбинированным линейно-точечным касанием проволок между слоями (тип 6/7) — результат винтовой прокатки круглых исходных прядей типа ЛК в трехгранные.

3. Характеристика канатов по материалу сердечника имеет следующие виды:

  • с органическим сердечником (ОС). В большинстве конструкций канатов для обеспечения требуемой гибкости и упругости в качестве сердечника в центре каната, а иногда и в центре прядей, используют пропитанные смазкой органические сердечники из пеньки, манилы, сизаля или хлопчатобумажной пряжи. Допускается также применение сердечников из асбестового шнура и искусственных материалов(полиэтилена, капрона, нейлона и др.);
  • с металлическим сердечником (МС). Металлический сердечник целесообразно применять в тех случаях, когда требуется повысить структурную прочность каната при многослойной навивке его на барабан, уменьшить конструктивные удлинения каната при растяжении, а также при эксплуатации каната в условиях повышенной температуры. Одной из наиболее распространенных конструкций такого типа является канат двойной свивки из 6-7 проволочных прядей, расположенных вокруг центральной семипроволочной пряди. Металлический сердечник может быть изготовлен из обычной канатной или мягкой проволоки с временным сопротивлением разрыву не более 900 Н/мм2.

4. Характеристика канатов по направлению свивки имеет следующие виды:

Рис. 3. Направление и сочетание направлений свивки канатов:
а - левая крестовая свивка; б - правая крестовая свивка; в - левая односторонняя свивка; г - правая односторонняя свивка

5. По сочетанию направлений свивки канаты двойной свивки могут быть изготовлены следующие виды канатов:

  • с одинаковым направлением свивки проволок в прядях и прядей в канат. Такие канаты называют канатами односторонней свивки (О): они меньше изнашиваются и более гибки, однако легко раскручиваются, особенно под нагрузкой;
  • с направлением свивки проволок в прядях, противоположным направлению свивки прядей в канат. Такие канаты называют канатами крестовой свивки, способность раскручиваться у них значительно меньше, чем у первого типа канатов;
  • с одновременным использованием в канате прядей правого и левого направления свивки. Такие канаты называют канатами комбинированной свивки.

Канаты тройной свивки изготавливают преимущественно крестовой свивкой с противоположным направлением свивки стренг, прядей и проволок. Стренги плоского каната укладывают так, чтобы правая и левая свивки чередовались. В канатах одинарной свивки направления свивки отдельных слоев чередуются, что обеспечивает канату некрутящиеся свойства под нагрузкой. Все слои проволок в прядях ТК и ТЛК свиваются в одном направлении.

Направление свивки устанавливается следующим образом:
для спиральных канатов — по направлению свивки проволок наружного слоя;
для канатов двойной свивки — по направлению свивки прядей наружного слоя в канате;
для канатов тройной свивки — по направлению свивки стренг в канате.

6. Характеристика канатов по способу свивки канаты имеет следующие виды:

  • раскручивающимися, у которых проволоки не освобождены от внутренних напряжений, возникающих в процессе свивки проволок в пряди и прядей в канат. Стренги, пряди и проволоки в этом случае не сохраняют своего положения в канате после снятия перевязок с его концов;
  • нераскручивающиеся (Н), у которых при свивке проволок в прядь и прядей в канат внутренние напряжения снимаются рихтовкой и предварительной деформацией таким образом, что после снятия перевязок с конца каната пряди и проволоки сохраняют заданное положение. Нераскручивающиеся канаты по сравнению с раскручивающимися имеют ряд преимуществ: несколько большую гибкость и более равномерное распределение растягивающих усилий на пряди и проволоке, повышенную сопротивляемость усталостным напряжениям, отсутствие стремления нарушить прямолинейность при раскладывании.

7. По степени крутимости различают виды канатов:

  • крутящиеся;
  • малокрутящиеся (МК). Эти канаты следует отличать от нераскручивающихся. В малокрутящихся канатах, благодаря подбору направлений свивки отдельных слоев проволок (в спиральных канатах) или прядей (в многослойных канатах двойной свивки), устраняется вращение каната вокруг своей оси при свободном подвешивании груза. Малокрутящийся канат может быть изготовлен как нераскручивающимся, так и раскручивающимся. Обязательным условием изготовления мало - крутящихся канатов является расположение прядей в двух или трех концентрических слоях с противоположным направлением свивки каждого концентрического ряда прядей. В этом случае моменты вращения всех прядей каната уравновешиваются, что предотвращает общее вращение каната вокруг своей оси.

8. Характеристика канатов по степени уравновешенности канаты имеет следующие значения:

9. По механическим свойствам канаты подразделяются на:

  • марки высокого качества -(ВК);
  • марки обыкновенного качества (В);
  • марки 1-1.

10. По виду покрытия поверхности проволок канаты бывают:

- для особо жестких агрессивных условий работы (ОЖ),
- для жестких агрессивных условий работ (Ж),
- для средних агрессивных условий работы (С);
с покрытием каната диаметром 3,1-5,0 мм полиэтиленом низкого давления.

11. По назначению канаты подразделяются на следующие виды канатов:

  • грузолюдские (лифтовые) (марки В и В), служащие для подъем и транспортирования людей и грузов (ГЛ);
  • грузовые — для транспортировки грузов (Г).

12. Характеристика канатов по точности изготовления канаты имеет следующие значения:

  • нормальной точности;
  • повышенной точности (Т).

13. По форме поперечного сечения прядей различают канаты:

  • круглопрядные (их поперечное сечение близко к кругу);
  • фасоннопрядные (трехгранно-, плоско- и овальнопрядные), имеющие значительно большую поверхность соприкосновения с органом навивки, чем круглопрядные, и отличающиеся разнообразием форм поперечного сечения, как самого каната, так и его элементов, а также физико-механическими характеристиками проволок и сердечников. В частности, плоские канаты изготавливают сшивкой нескольких круглых канатов с четным числом стренг (от четырех до двенадцати), при этом форма их поперечного сечения близка к прямоугольной. Плоские канаты изготавливают из прядей с чередующейся — правой и левой — свивкой и прошивают прядями или стержнями. Их ширина в некоторых случаях может достигать 250 мм.

Витые круглые канаты имеют различную свивку:
одинарную спиральную (открытого, полузакрытого и закрытого типов), двойную из круглых или фасонных (трехгранных, овальных и др.) прядей (от 3 до 8), тройную.
Также они могут быть малокрутящимися (число прядей — от 18 до 31 с противоположным направлением свивки по отдельным слоям). Диаметр крученых круглых канатов доходит до 100 мм. В комбинированных витых канатах стальные пряди покрыты слоем пеньковых нитей или пластмассой. Невитые канаты состоят из плотно уложенных групп стальных проволок или спиральных канатов, обжатых спиральной обмоткой или зажимами. Обычно их собирают на месте применения, причем их диаметр может достигать 1,5 мм, а разрывное усилие (в зависимости от диаметра) — 1000 Н/мм 2 . Плетеные канаты изготавливают переплетением четного числа (обычно четырех) прядей, из которых одна половина имеет правое направление плетения, а другая — левое; их поперечное сечение представляет собой квадрат.

Маркировка канатов

Все указанные выше свойства каната отражаются в его маркировке. Примеры:

  • Канат 10,5-ГЛ-ВК-ОЖ-МК-Л-Н-Р-Т-1770 ГОСТ 3077-80 - канат диаметром 10,5 мм, грузолюдской, марки ВК, оцинкованный по группе "ОЖ", малокрутящийся, левой крестовой свивки, нераскручивающийся, повышенной точности изготовления, маркировочной группы 1770 по ГОСТу 3077-80
  • Канат 17-Г-В-С-Л-О-Н-Т-1470 ГОСТ 3079-80 - канат диаметром 17,0 мм, грузового назначения, марки В, оцинкованный по группе С, левой односторонней свивки, нераскручивающийся, повышенной точности, маркировочной группы 1470 Н/мм 2

За более подробными консультациями обращайтесь к нашим менеджерам.

Стальные канаты

Стальной канат (трос) — особо прочное проволочное грузоподъемное оборудование. Он объединяет в себе прочность арматуры и гибкость проволоки, исключая их недостатки. Чаще всего стальные канаты применяются в строительстве как несущие элементы конструкций. С их помощью переносят тяжелые и сверхтяжелые грузы, изделия служат для перекрытий стадионов, спортивных площадок и крепления мостов.

Канаты, произведенные по разным нормативам ГОСТ, имеют конкретное предназначение, что связано с различными уровнями прочности:

Виды стальных канатов

Существует множество разновидностей стальных канатов. Чтобы было проще ориентироваться в ассортименте, их классифицируют в зависимости от характеристик.

Материал сердечника

Материал сердечника стального каната


Материал сердечника стального каната

Сам по себе элемент необходим, чтобы усилить износостойкость, увеличить гибкость и прочность продукции. Сердечник продлевает срок эксплуатации всего каната, снижает риск деформации.

Существует два варианта сердечников: из металла (МС), а также из органических материалов (это могут быть как натуральные, так и синтетические волокна, они обозначаются ОС).

Второй вид сердечника производят из пеньки либо из полипропилена. Его дополнительно пропитывают антикоррозийными веществами, а также составами, защищающими от гниения. Металлический сердечник усиливает грузоподъемность и дает возможность работать в более тяжелых условиях, при очень высоких температурах.

Конструкция

В зависимости от количества плетений существуют такие канаты:

  • Одинарные (еще их называют спиральными). Они созданы из сплетённой по спирали проволоки в три слоя.
  • Двойные свивки — изготовлены из переплетения в несколько слоёв.
  • Тройной свивки — при создании оснастки использованы канаты двойной свивки.

Тип свивки прядей

В зависимости от площади касания проволоки стальные канаты делят на нижеследующие разновидности:

тип свивки стального каната - точечное касание


точечное касание

Тип: Точечные
Обозначение: ТК

тип свивки стального каната - линейное касание


линейное касание

Тип: Линейные
Обозначение: ЛК

тип свивки стального каната


одинаковый диаметр проволоки стального каната

Тип: Точечно-линейные (при одинаковом диаметре)
Обозначение: ЛК-О

тип свивки стального каната - одинаковый диаметр проволоки стального каната

Тип: Линейное касание проволоки при разном диаметре внешних прядей
Обозначение: ЛК-Р

Тип: Линейное касание проволоки, между слоями которой есть проволоки с разным диаметром и с одинаковым
Обозначение: ЛК-РО

По способу свивки

Наименование Описание
Нераскручивающиеся канаты (Н) положение проволоки не изменяется после снятия вязок либо же раскручивается незначительно
Раскручивающиеся не обозначаются буквой, не сохраняют положение проволоки после снятия вязок с концов

По степени уравновешенности

Наименование Описание
Рихтованный (P) постоянно находится в прямом положении, не стремится изогнуться
Нерихтованный (без обозначений) канат, чей свободный конец изгибается, меняет свое положение на кольцо

По механическим свойствам проволоки

Следующими обозначениями производитель указывает качество проволоки, которое бывает:

  • высоким — ВК;
  • повышенным — В
  • нормальным — обозначается единицей.

Покрытия поверхности проволоки

Поверхность может не иметь покрытия, что не выносят отдельным обозначением. Либо может наноситься цинковое покрытие, которое позволяет эксплуатировать канаты в особых условиях:

  • ОЖ — особо жёстких;
  • Ж — жёстких;
  • С — средне агрессивных;

Направление плетения каната

Крестовая — направление прядей идёт противоположно направлению каната.

Направление плетения каната

Односторонняя (О) — направление прядей в канате и проволоки в прядях одинаковые.

Направление плетения каната

Комбинированная (К) — наличие в канате направления и правой, и левой свивки.

По назначению

Грузолюдные (ГЛ) — для транспортировки персонала.

Грузовые (Г) — для перемещения грузовых объектов.

Производство и маркировка стального каната

Промышленное производство стальных канатов осуществляется на специализированном оборудовании. Весь процесс автоматизирован, поэтому плотность сплетения изделия получается очень высокой. Существует несколько способов производства изделий. Один из стандартных методов: круговое обжатие проволочных прядей для их деформации.

Как производят стальной канат

На заводе-производителе каждое изделие создается в соответствии с ГОСТ. На стальной канат крепится бирка с необходимой маркировкой. На ней содержится вся необходимая информация для покупателя:

  1. наименование производящего предприятия,
  2. номер каната,
  3. условное обозначение,
  4. длина,
  5. масса в кг,
  6. дата изготовления.

12 — диаметр каната
ГЛ — грузолюдской
В — марка проволоки
Л — левая свивка
О — односторонняя свивка
Ж — группа цинкования Ж
Н — нераскручивающийся
Р — рихтованный
1770 — маркировочная группа

Упаковка стального каната

ГОСТ 11127-78 на стальные канаты для продажи и транспортировки предписывает упаковку путем наматывания изделия на барабан. Концы плотно прикрепляются к конструкции. Шейка барабана обязана превышать 15 диаметров троса, борт барабана должен выступать на 2 диаметра каната при толщине каната 25 миллиметров. Конец каната снаружи обматывается синтетическими либо натуральными материалами. По требованию заказчика грузолюдные канаты могут быть обшиты досками с максимальным зазором не более 50 миллиметров. Такое он может быть обернут по ГОСТ 515-77 водонепроницаемой бумагой.

Браковка стального каната

После начала эксплуатации изделия стальные канаты ежемесячно осматривают на наличие дефектов. Проверки осуществляют инженерно-технические специалисты на предприятии.

На основании следующих критериев проводят браковку стального каната:

  • присутствие обрывов проволоки у концевых заделок;
  • места большого сосредоточения обрывов проволоки;
  • наружный и внутренний износ, наличие коррозионных изменений;
  • выход проволоки из замка;
  • разрывы прядей;
  • уменьшение диаметра каната;
  • раздавливание прядей;
  • наличие загибов;
  • деформация под воздействием температур или электрического разряда.

Наличие критического числа повреждений и деформаций стального каната говорит о его браке, поэтому изделие не может более эксплуатироваться.

Рекомендации по использования стальных канатов

Учитывая основные характеристики, можно подобрать подходящий стальной канат для проведения конкретных работ, например:

  • Изделия из круглой проволоки одинарного плетения используют при повышенных нагрузках. У них высокие показатели жесткости, поэтому данные канаты подходят для линий электропередач и в качестве тросов, защищающих груз.
  • Двойное плетение каната обеспечивает изделие особой прочностью. Поэтому ему отдают предпочтение, когда есть сильные концевые нагрузки.
  • Стальной канат ЛК-Р используют для работ под открытым небом, например для строительных кранов или любых других подъемных средств.Так как смена температуры и различные погодные условия помимо прочего влияют на износ материала, он оптимально подходит для таких условий работы.
  • Стальные канаты ЛК-О отличаются высокой стойкостью к износу, используются в агрессивных средах. Внешний слой такого троса выполнен из проволоки большого диаметра, что позволяет использовать трос в работе длительное время. ЛК-О широко применимы в лифтах, на больших судах, в горах при организации канатных мостов.

Нормы браковки стальных канатов

Канат подлежит замене, если:
- канат оборвался;
- диаметр каната, хотя бы, в одной точке на 7% меньше номинального диаметра;
- канат выходит раздавленным, скрученным или погнутым;
- хотя бы в одной точке виден сердечник;
- наличие одной и более ослабленных прядей под нагрузкой;
- прядь оборвалась.

Браковка каната крана

Крановые канаты, должны быть отбракованы, если экспертиза показывает, что ухудшение состояния каната превысило пределы определенных критериев. Общие критерии отбраковки предусматривают, что любой один из факторов, перечисленных ниже, является достаточно серьезным и может привести к негативным последствиям. Тем не менее, ухудшение состояния каната и решение для его снятия, почти всегда, является результатом суммарного эффекта комбинации этих факторов:
- обрывы проволок;
- уменьшение диаметра;
- деформация;
- коррозия.

Технический осмотр каната и критерии замены

В соответствии со стандартом ISO 4309 эксплуатационная безопасность каната подтверждается точной оценкой следующих показателей:
- количества обрывов проволоки и их положения;
- износа проволок (уменьшение диаметра каната);
- внутренней и внешней коррозии;
- повреждения (дефектов) и износа каната.

Обрыв проволоки каната

Уменьшение диаметра каната

При проведениии технического осмотра на предмет замены стального каната важно обратить внимание не только на количество обрывов проволоки. Сплющивание проволок вследствие износа предваряет из неизбежный обрыв. Необходимо тщательно осматривать проволоки, диаметр которых визуально уменьшился приблизительно на 50% по сравнению с начальным состоянием.
Диаметр каната может уменьшиться из-за одного или комбинации этих факторов:
- внутренний износ;
- внешний износ вследствие истирания наружных проволок;
- ухудшение состояния сердечника (органический/металлический) или внутренних слоев многослойных устойчивых кручению (некрутящихся) канатов.

Канат должен быть отбракован:
- если уменьшение диаметра каната превышает 7% от номинального диаметра каната, только из-за внешнего износа;
- если уменьшение диаметра каната превышает 3% от номинального диаметра некрутящегося каната и превышает 10% для других 6 и 8 прядных канатов, из-за отличных от внешнего износа причинам.

Коррозия канатов

Коррозия каната бывает внешней и внутренней. Внешняя коррозия может быть обнаружена визуально на наружной поверхности проволочного каната. Оценка внутренней коррозии требует особых профессиональных компетенций. Для раскрытия каната используются захваты, с помощью которых изделие аккуратно раскручивается. В случаях с многослойными канатами и канатами с металлическим сердечником, проводится контроль только внешнего слоя.

Канат должен быть отбракован:
- ослабление проволоки из-за коррозии внешних проволок;
- подтверждение тяжелой внутренней коррозии.

Деформация каната

Постоянное изменение от своей первоначальной формы и ориентациии, называется деформация. следкющие общие изменения формы, требут немедленной отбраковки стального каната:
- местное нарушение каната;
- выступ проволоки, пряди или сердечника;
- формирование скручиваний или петель;
- локализованное увеличение диаметра более 5% от фактическогодиаметра каната;
- локализованные уменьшения диаметра каната и расстояния свивки связаны с жесткой волнистостью.

Дефекты стального каната

Критерии повреждения и замены каната

Обрывы и смещение проволок в двух прядях каната крестовой свивки. Канат подлежит замене.

Сильный износ и большое количество обрывов проволоки в канате крестовой свивки. Требуется срочная замена каната.

Обрывы проволоки в одной пряди и слабый износ каната параллельной свивки. Необходимо удалить обрывы проволоки, придать канату гладкость.

Обрывы проволоки в нескольких прядях, расположенных близко к холостому шкиву (иногда затягиваются шкивом). Канат подлежит замене.

Обрывы проволоки в двух прядях вследствие усталости при изгибе и серьезного локализованного износа. Канат подлежит замене.

Дефект «птичья клетка» в многослойном (малокрутящемся) канате, вызванный усиленным вращением вокруг небольших канавок или слишком большим углом девиации. Требуется срочная замена каната.

Выступ стального сердечника, вызванный, как правило, деформацией
типа «фонарь». Требуется срочная замена каната.

Ослабление проволок отдельной пряди. При осмотре отрезка каната
деформация наблюдается через равные промежутки, обычно равняется
шагу свивки. Необходимо наблюдать за этим дефектом.

Более серьезный пример предыдущего дефекта с выступом внутренних
проволок прядей. Дефект крупной локализации, вызванный ударными
нагрузками. Требуется срочная замена каната.

Местное увеличение диаметра каната параллельной свивки, вызванное
деформацией металлического сердечника под действием динамических нагрузок. Наличие следов коррозии и сильный износ наружных проволок. Требуется срочная замена каната.

Большой узел, вызывающий выступ органического сердечника. Требуется
срочная замена каната.

Канат, перекрученный во время монтажа и эксплуатации, подвергаемый локализованному износу и вытягиванию прядей. Канат подлежит замене.

Местное уменьшение диаметра каната из-за стремления внешних прядей к
заполнению объема разрушенного органического сердечника. Требуется
срочная замена каната.

Расплющивание на участке каната, вызванное локальным разрушением
вследствие механического воздействия; этот дефект вызывает отсутствие равновесия в прядях. Также присутствуют обрывы проволок. Канат подлежит замене.

Расплющивание на участке многопрядного каната, вызванное механическим воздействием на большой отрезок каната вследствие неправильной размотки с лебедки. Наличие увеличившегося шага свивки наружных прядей с асимметричным растягиванием под нагрузкой. Канат подлежит замене.

Сильный изгиб. Канат подлежит замене.

Выход каната из канавки шкива с последующей деформацией, расплющиванием, локальным износом и множественными обрывами проволок. Канат подлежит замене.

Совокупный эффект от воздействия нескольких факторов. Большой износ
внешних проволок, вызвавший ослабление проволок и деформацию
типа «фонарь»; риск выталкивания каната со шкива. Требуется срочная
замена каната

Продолжение

Незначительное сплющивание наружных проволок. Небольшое уменьшение диаметра каната.

Непрерывное сплющивание; начинается ослабление проволок с уменьшением диаметра приблизительно на 40%. Требуется срочная замена каната.

Сильно перфорированная поверхность и полностью ослабившиеся проволоки. Значительное уменьшение диаметра при наличии пространства между проволоками, превышающим половину от их диаметра. Требуется срочная замена каната.

Пример большой внутренней коррозии. Заметное сокращение площади множества наружных проволок прядей. Значительное уплотнение в контактной области сердечника,
отсутствие расстояния между прядями и дальнейшее уменьшение диаметра каната. Требуется срочная замена каната.

Спиральная деформация представляет собой дефект, при котором продольная ось каната приобретает спиральную форму. В этом случае канат должен находиться на постоянном контроле. При продолжительной эксплуатации может появиться износ и обрывы проволок. Если деформация превышает значение, установленное в UNI ISO 4309, канат необходимо заменить.

Широкий ассортимент стального каната (троса). Для постоянных клиентов и оптовых покупателей существует система скидок. Более подробную информацию уточняйте у наших специалистов.

Признаки и норма браковки стальных канатов

Крановые канаты, должны быть отбракованы, если экспертиза показывает, что ухудшение состояния каната превысило пределы определенных критериев. Общие критерии отбраковки предусматривают, что любой один из факторов, перечисленных ниже, является достаточно серьезным и может привести к негативным последствиям. Тем не менее, ухудшение состояния каната и решение для его снятия, почти всегда, является результатом суммарного эффекта комбинации этих факторов: — обрывы проволок; — уменьшение диаметра; — деформация; — коррозия.

Канаты

Браковка канатов грузоподъемных кранов, находящихся в эксплуатации, должна проводиться в соответствии с Руководством по эксплуатации крана.

При отсутствии в Руководстве по эксплуатации крана соответствующего раздела браковка производится согласно рекомендациям, приведенным в Правилах устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.

Для оценки безопасности использования канатов применяют следующие критерии:

  • характер и число обрывов проволок, в том числе наличие обрывов проволок у концевых заделок, наличие мест сосредоточения обрывов проволок, интенсивность возрастания числа обрывов проволок;
  • разрыв пряди;
  • поверхностный и внутренний износ;
  • поверхностная и внутренняя коррозия;
  • местное уменьшение диаметра каната, включая разрыв сердечника;
  • уменьшение площади поперечного сечения проволок каната (потери внутреннего сечения);
  • деформация в виде волнистости, корзинообразности, выдавливания проволок и прядей, раздавливания прядей, заломов, перегибов и т.п.;
  • повреждения в результате температурного воздействия или электрического дугового разряда.

Пример определения числа обрывов наружных проволок показан на рис. 2.3.

Канаты кранов, предназначенных для перемещения расплавленного или раскаленного металла, огнеопасных и ядовитых веществ, бракуют при вдвое меньшем числе обрывов проволок.

браковка каната - определение числа обрыва наружных проволок

При уменьшении диаметра каната в результате поверхностного износа или коррозии на 7 % и более по сравнению с номинальным диаметром канат подлежит органического сердечника браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок.

При уменьшении диаметра каната (на 3 % от номинального диаметра у некрутящихся канатов и на 10 % у остальных канатов) в результате повреждения сердечника — внутреннего износа, обмятия, разрыва — канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок (рис. 2.4).

браковка каната - местное уменьшение диаметра каната

При уменьшении первоначального диаметра наружных проволок в результате износа или коррозии на 40 % и более канат бракуется.

Износ или коррозия проволок по диаметру определяется с помощью микрометра или иного инструмента, обеспечивающего аналогичную точность.

Если груз подвешен на двух канатах, то каждый бракуется в отдельности, причем допускается замена одного, более изношенного, каната.

Нормы браковки каната в зависимости от поверхностного износа или коррозии

Уменьшение диаметра проволок в результате

поверхностного износа или коррозии, % 10 15 20 25 30 и более

Число обрывов проволок, % от норм 85 75 70 60 50

Для оценки состояния внутренних проволок, т. е. для контроля потери металлической части поперечного сечения каната (потери внутреннего сечения), вызванной обрывами, механическим износом и коррозией проволок внутренних слоев прядей (рис. 2.5), необходимо подвергать канат по всей длине дефектоскопии. При регистрации при помощи дефектоскопа потери сечения металла проволок, достигшей 17,5 % и более, канат бракуется. Необходмость применения дефектоскопии стальных канатов определяют согласно требованиям нормативных документов в зависимости от типа и назначения крана.

При обнаружении в канате одной или несколько оборванных прядей канат к дальнейшей работе не допускается.

Волнистость каната характеризуется шагом и направлением ее спирали (рис. 2.6). При совпадении направлений сдирали волнистости и свивки каната и равенстве шагов спирали волнистости Нв и свивки каната Нк канат бракуется при db≥1,08dk, где dв — диаметр спирали волнистости, dк — номинальный диаметр каната.

браковка стального каната - виды повреждений

При несовпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и неравенстве шагов спирали волнистости и свивки каната или совпадении одного из параметров канат подлежит браковке при dв≥4/3dк.

Длина рассматриваемого отрезка каната не должна превышать 25dк.

Канаты не должны допускаться к дальнейшей работе при обнаружении:

  • корзинообразной деформации (рис. 2.7);
  • выдавливания сердечника (рис. 2.8);
  • выдавливания или расслоения прядей (рис. 2.9);
  • местного увеличения диаметра каната (рис. 2.10);
  • местного уменьшения диаметра каната (см. рис. 2.4);
  • раздавленных участков (рис. 2.11);
  • перекручиваний (рис .2.12);
  • заломов (рис. 2.13);
  • перегибов (рис. 2.14);
  • повреждений в результате температурных воздействий или электрического дугового разряда.

Для перехода на следующую страницу воспользуйтесь постраничной навигацией ниже

В соответствии со стандартом ISO 4309 эксплуатационная безопасность каната подтверждается точной оценкой следующих показателей: — количества обрывов проволоки и их положения; — износа проволок (уменьшение диаметра каната); — внутренней и внешней коррозии; — повреждения (дефектов) и износа каната.

При проведениии технического осмотра на предмет замены стального каната важно обратить внимание не только на количество обрывов проволоки. Сплющивание проволок вследствие износа предваряет из неизбежный обрыв. Необходимо тщательно осматривать проволоки, диаметр которых визуально уменьшился приблизительно на 50% по сравнению с начальным состоянием. Диаметр каната может уменьшиться из-за одного или комбинации этих факторов: — внутренний износ; — внешний износ вследствие истирания наружных проволок; — ухудшение состояния сердечника (органический/металлический) или внутренних слоев многослойных устойчивых кручению (некрутящихся) канатов. Канат должен быть отбракован: — если уменьшение диаметра каната превышает 7% от номинального диаметра каната, только из-за внешнего износа; — если уменьшение диаметра каната превышает 3% от номинального диаметра некрутящегося каната и превышает 10% для других 6 и 8 прядных канатов, из-за отличных от внешнего износа причинам.

Коррозия каната бывает внешней и внутренней. Внешняя коррозия может быть обнаружена визуально на наружной поверхности проволочного каната. Оценка внутренней коррозии требует особых профессиональных компетенций. Для раскрытия каната используются захваты, с помощью которых изделие аккуратно раскручивается. В случаях с многослойными канатами и канатами с металлическим сердечником, проводится контроль только внешнего слоя. Канат должен быть отбракован: — ослабление проволоки из-за коррозии внешних проволок; — подтверждение тяжелой внутренней коррозии.

Постоянное изменение от своей первоначальной формы и ориентациии, называется деформация. следкющие общие изменения формы, требут немедленной отбраковки стального каната: — местное нарушение каната; — выступ проволоки, пряди или сердечника; — формирование скручиваний или петель; — локализованное увеличение диаметра более 5% от фактическогодиаметра каната; — локализованные уменьшения диаметра каната и расстояния свивки связаны с жесткой волнистостью.

Нормы выбраковки стропов

Стропы из стального каната

Стальные стропы

Канатные стропы производятся по ГОСТу 25573-82 и РФ-10-33-93. Они должны проходить все 3 этапа осмотра: наружный, инструментальный и внутренний. При выявлении несоответствий требованиям безопасности, а также при повреждениях выше установленных норм канатные стропы не должны подпускаться к работе.

При осмотре канатных стропов основное внимание обращается на следующие аспекты:

  • соответствие стропа и данных на бирке с паспортными данными изделия;
  • петли на конце каната и их исправность;
  • дефекты и повреждения по длине каната и их допустимый уровень;
  • состояние внутренних прядей и сердечника.

В каком случае канатные стропы подлежат браковке?

  1. Канатные стропы подлежат браковке, если отсутствует бирка или маркировка на ней.
  2. Износ наружных проволок не должен превышать 40% от их диаметра
  3. Канат не должен применяться при разрыве и выдавливании сердечника.
  4. Канат подлежит браковке, если диаметр уменьшился на 7% и более при коррозийном износе, на 3% и более при некрутящемся канате и на 10% и более при внутреннем износе и разрыве сердечника.
  5. Также при деформации, трещинах или износе коушей с уменьшением толщины более чем на 15% и втулок с уменьшением толщины более чем на 10%, при повреждениях оплеток и других защитных элементов.
  6. При признаках смещения каната в заплетке, во втулках и зажимах.
  7. При наличии выступающих концов проволоки в местах заплетки более чем на половину диаметра каната.
  8. Строп подлежит браковке при волнистости, если диаметр спирали, совпадающей с направлением свивки, на 1.08 раза превышает диаметр каната, а если диаметр спирали не совпадает с направлением свивки, то на 1.33 раза.
  9. Канат также не должен допускаться к работе при дефектах, полученных в результате воздействия температуры или электрического дугового разряда.
  10. Число обрывов не должно превышать следующие нормы:

Важно!
В случаях, если износ наружных проволок доходит до 30% диаметра каната или в результате износа диаметр каната уменьшается на 5% и более, вышесказанные показатели снижаются вдвое.

Цепные стропы

Цепные стропы

Цепные стропы производятся в соответствии с ПБ-10-382-00 и ТУ3150-001-52466920-2005. Среди всех стропов цепные модели имеют наибольший срок службы — 18 месяцев. В регулярный осмотр цепных стропов входят визуальный и инструментальный этапы, в ходе которых изучаются:

  • бирки и маркировки, а также их соответствие с паспортом изделия;
  • исправность соединительных элементов на конце стропа;
  • диаметр и длина цепных звеньев и отклонения от исходных размеров.

Цепные стропы подлежат браковке

при следующих случаях:

  1. Когда отсутствует бирка или маркировка на ней.
  2. При любых трещинах, разрывах, деформациях и расслоениях металла.
  3. При удлинении звена более чем на 3%
    .
  4. При его уменьшении более чем на 10%
    вследствие механического износа и коррозии.
  5. При повреждениях из-за газовой резки, сварки, электрического дугового разреза или температурного воздействия.

Текстильные стропы

Текстильные стропы

Для оценки исправности текстильные стропы должны пройти визуальный осмотр на соответствие маркировки с паспортом, исправность швов и петель, соединительных элементов и захватов. Они также должны пройти инструментальный осмотр на определение размеров и дефектов. При выявлении следующих недостатков текстильные стропы не должны подпускаться к работе.

  1. При отсутствии бирки или маркировки.
  2. Если на несущих лентах стропа есть узлы или поперечные разрывы, несмотря на их размеры.
  3. Длина продольных порезов или разрывов не должна превышать 50 мм, а суммарная длина — 10% длины ветви стропа.
  4. При местном расслоении ленты более чем на 0.5 м с разрывом трех и более строчек. А также при расслоениях на заделке краев более чем на 0.2 м и отклонений края у петли длиной более 10% длины сшивки.
  5. При поверхностных обрывах ленты, повреждениях от химических веществ, а также единичных повреждениях размером более 10% ширины ленты.
  6. При сквозных отверстиях от острых предметов или ожогов диаметром более 10% ширины ленты. Не допускается также наличие трех и более отверстий с расстоянием менее 10% ширины ленты.
  7. При загрязнениях более 50% длины стропа цементом, грунтом, красками, нефтепродуктами и так далее.

Вышеперечисленные пункты относятся к ленточным

текстильным стропам. К нормам браковки
круглопрядных
стропов добавляются также следующие: разрыв чехла, обрывы 6-ти и более проволок, разрывы ниток в узле сшивки на 10 и более процентов от ее длины и сквозные отверстия в чехле.

Многоветвевые стропы подлежат браковке при разности ветвей из-за их удлинения. В таблице указано минимально допустимое остаточное удлинение ветвей разных стропов:

Читайте также: